Приветствую вас, дорогие читатели! Часто родители застенчивого ребенка 2 — 5 лет не видят в этом большой беды. Еще бы! Скромное стеснительное чадо это удобно. Его сверстники-сорванцы носятся как угорелые, набивают шишки, дергают за хвосты незнакомых собак и всяческими другими способами держат мам и пап в тонусе. А родители скромняжки на прогулке могут расслабиться и помедитировать на проплывающие в небе облачка. Они точно знают, что их чадо, вцепившееся обеими руками в родительскую ногу, никуда не денется. Даже если другие дети позовут его играть, стеснительный малыш предпочтет остаться под уютным крылышком родственника.

Другие мамочки на детской площадке, снимая своих сорванцов с самой высокой горки или откапывая из недр песочницы, завистливо косятся на спокойно сидящего малыша. Вот только завидовать тут нечему. « Удобная » детка на самом деле очень страдает от своей застенчивости. Кроха бы тоже с удовольствием побегала с другими детьми, да вот только не решается к ним подойти.

Стеснительность – норма или патология?

Легкая застенчивость – абсолютно здоровое явление во время адаптации личности к новой для нее ситуации. И совершенно неважно, сколько этой личности лет – 3 года, 6 лет или 11.

Стеснительность при первом контакте с незнакомым человеком или коллективом вполне естественна. Мы тоже можем испытывать легкую скованность, когда общаемся с незнакомцами. Но если проблем с коммуникацией нет, чувство стеснения проходит буквально за несколько минут.

Застенчивость в небольших дозах не вредит. Наверняка вам приходилось видеть, как дети, только познакомившись, жмутся к родителям и неохотно идут на контакт. Но уже через полчаса это друзья-не разлей вода, болтающие обо всем на свете и на ходу изобретающие интереснейшие игры.

Совсем другое дело – болезненная замкнутость. Если дочь или сын страдают от патологической стеснительности, родители могут заметить, как дитё буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются посторонние, дрожит, краснеет или бледнеет, и даже покрывается испариной. Такой малыш стесняется не только незнакомцев, но и тех людей, с которыми встречается каждый день.

Родителям стеснительного ребенка хорошо знакомы когда рыдающее чадо приходится буквально отдирать от себя и силком запихивать в группу. Они ежедневно слышат жалобы на то, что их сын или дочь молчит на занятиях и не выполняет даже элементарные задания. А на утренниках, в то время как другие родители лопаются от гордости, мамы и папы стеснительной крохи краснеют. Ведь их малыш панически боится выступать перед публикой, заикается и едва слышно бубнит стишок, который дома декламировал отлично.

Не ждите, пока естественная робость обретет патологические формы. Если вы заметили у своего ребенка первые признаки нездоровой стеснительности, немедленно начинайте борьбу с ней. Родителям необходимо знать, как побороть стеснительность ребенка – им вполне по силам справиться с этой проблемой самостоятельно. А статья о том, как помочь сыну или дочери , станет в этом хорошим подспорьем.

Как стеснительность влияет на жизнь ребенка и его будущее?

Болезненная робость влечет за собой множество проблем. Мы перечислим только самые распространенные.

Дефицит общения со всеми вытекающими последствиями

Как бы ни старались родители компенсировать ребенку отсутствие друзей, ничто не заменит ему общения со сверстниками. А если коммуникативные навыки не развиваются с детства, то в будущем вместо милого стеснительного малыша вы увидите подростка, страдающего от целого букета комплексов.

Психологи, работающие с трудными детьми, знают, что многие подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики только потому, что под их влиянием они раскрепощаются и могут общаться со сверстниками на равных.

Да и вам, наверняка, знакомы случаи, когда тихий спокойный подросток, с которого родители сдували пылинки, вдруг кардинально менялся. Еще вчера он из школы спешил домой и все вечера проводил дома. А сегодня его папа и мама утирают слезы и жалуются, что любимое чадо попало в плохую компанию, ругается матом и даже приходит домой нетрезвым. Особенно пугает, если такое .

Зарываем таланты в землю

Застенчивый ребенок может быть очень способным. Но стеснительность не позволяет проявлять ему свои таланты на людях. Именно поэтому робкие дети, какими бы артистическими способностями они ни обладали, никогда не солируют на утренниках. Им комфортнее стать « третьей скрипкой » и затеряться в толпе, чем оказаться в центре внимания.

Низкая успеваемость

Даже если ученик знает урок на зубок, у доски он не может внятно ответить на вопрос учителя. Ребенок будет запинаться, заикаться, путать слова, покрываясь под хохот класса пунцовым румянцем. В следующий раз он предпочтет сказать что не выучил урок и получить двойку, чем снова пережить позор на глазах у одноклассников.

Изгой в коллективе

Вспомните золотые школьные годы. У многих в классе был забитый тихоня, над которым хулиганистые одноклассники втихую подтрунивали или даже открыто издевались. Тот, кто стал объектом насмешек, находится в состоянии постоянного стресса. Учеба для него становится настоящей пыткой.

Неудивительно, что такие дети ищут любые предлоги, чтобы остаться дома или же начинают прогуливать школу. Если у вас случилось нечто подобное, узнайте, как правильно выйти из ситуации, когда .

Сложности во взрослой жизни

Увы, проблемы стеснительного ребенка с годами не развеиваются, а только усугубляются. Взрослый, страдающий от застенчивости, часто не может устроиться на хорошую работу, так как робеет на собеседовании. мешает строить отношения, проявлять чувства к понравившемуся человеку и нередко становится причиной одиночества.

Согласитесь, перспективы совсем незавидные. А раз так, ни в коем случае не пускайте ситуацию на самотек в надежде, что « стесняшка перерастет » и застенчивость сама собой рассосется. Только ваша ежедневная поддержка поможет малышу преодолеть стеснительность и жить полной жизнью.

Чего не надо делать

Прежде чем вы узнаете, как помочь ребенку победить робость, я расскажу о том, чего ни в коем случае делать нельзя, чтобы не усугубить ситуацию.

Не записывайте ребенка в кружки и секции

Исключение – если он сам вас об этом просит. А вот тащить чадо на танцы или карате против его воли не надо. Родители при этом руководствуются благими побуждениями. Думают, что так ребенок будет больше общаться со сверстниками, раскроет таланты и перестанет стесняться.

А выходит наоборот. Дети, которым и без того сложно контактировать с окружающими, зажимаются еще больше. На занятиях ребенку кажется, что все смотрят на него и смеются, если что-то не получается. Ни о каком повышении самооценки в такой обстановке и речи быть не может.

Перестаньте стыдить его или, наоборот, оправдывать

Даже если при появлении посторонних ребенок прячется за вашу спину, не делайте на этом акцента. Воспринимайте его поведение как норму. Если вы начнете отрывать его от своей ноги и заставлять « поздороваться с дядей » , дитё переживет серьезный стресс. Также не стоит оправдывать поведение малыша, объясняя окружающим, какой он у вас застенчивый трусишка. Ребенок запомнит ваши слова и воспримет как установку.

Не создавайте критических ситуаций

Некоторые считают, что если ребенок будет чаще оставаться с чужими людьми, ему придется с ними общаться и он перестанет робеть. Не слушайте подобных советов. Если вы оставите ребенка на попечение посторонних и уйдете, он воспримет это как трагедию. Общительней после подобной диверсии он вряд ли станет, а вот его к вам может заметно уменьшиться.

Как победить стеснительность

Поощряйте общение с окружающими

Не требуйте, чтобы ребенок поддерживал светские беседы. Достаточно того, что он поздоровается при встрече, скажет « спасибо » или « пожалуйста » . Когда этот этап будет пройден, переходите к простейшим диалогам. И не важно, что на вопросы малыш сначала будет отвечать односложно — он не молчит, а это уже победа.

Сочиняйте истории

Наверняка у ребенка есть любимый плюшевый зайка. Сделайте его героем своих историй и каждый день рассказывайте малышу, как застенчивый заяц попадал в различные ситуации и учился преодолевать робость. Предлагайте ребенку самому придумать, как герой поступил в тех или иных условиях.

Разбудите эмоции

Стеснительные дети часто сдерживают эмоции. Ваша задача — научить ребенка проявлять их и не стыдиться. С самыми маленькими можно просто покривляться — смех и хорошее настроение вам обеспечены.

С детьми постарше можно поиграть в игры, где при помощи жестов и мимики нужно объяснить слово или действие другим игрокам. Если дитя стесняется, начните вы. Увлекшись угадыванием, скоро он и сам захочет вам что-нибудь загадать.

Приглашайте гостей

Естественно, это не должна быть шумная компания, в которой очень легко затеряться. Позовите на чай знакомых с малышом. Желательно чтобы гость был примерно одного возраста с вашим отпрыском — так они быстрее найдут точки соприкосновения.

Помогите ребенку найти друзей

Собираетесь на детскую площадку? Захватите с собой побольше игрушек. Так вы заинтересуете других ребятишек и они сами подойдут к вам, чтобы познакомиться и поиграть. Если у детей общение не клеится, не сидите на лавочке с безучастным видом. Затейте вместе с ребенком игру, к которой смогут присоединиться и другие дети.

Пресекайте попытки руководить вашим ребенком

Стеснительные дети нередко попадают под влияние ребят, обладающих лидерскими качествами. Поэтому, как бы вас ни радовал тот факт, что у любимого чада наконец-то появился приятель, присмотритесь к нему, прежде чем поощрять дружбу. Если вы заметили, что сын или дочь во всем слушают властного товарища, тактично ограничьте их общение. Вашему ребенку нужен надежный друг, а не тот, кто будет им помыкать, как рабом.

Повышайте детскую самооценку

Это не значит, что вы будете игнорировать негативные проявления и круглосуточно петь дифирамбы. Однако каждое стремление к самостоятельности должно быть поводом для похвалы.

Плохие поступки следует обсуждать в конструктивном ключе. Не кричите на кроху и не наказывайте его. Выясните, почему он поступил именно так, и обсудите, как следует вести себя в подобной ситуации в следующий раз.

Читайте специальную литературу

Много полезных рекомендаций вы найдете в книге практикующего психолога Филиппа Зимбардо. Его книга « Застенчивый ребенок » настоящий кладезь для родителей стеснительных детей. Воспользовавшись советами, вы поможете ребенку раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе и начать на равных общаться со сверстниками.

Еще одной находкой для родителей станет книга отечественного психолога Шишовой. Это отличное пособие, помогающее преодолеть детскую стеснительность. Упражнения и игры из книги « Расколдуйте невидимку » предназначена для детей от 5 до 14 лет. С их помощью вы сможете эмоционально развивать ребенка, понизите тревожность и поможете победить застенчивость.

Обратитесь к психологу

Если вы видите, что своими силами справиться не удается, посетите психолога. В этом нет ничего постыдного. Специалист побеседует с ребенком и выберет оптимальный вариант коррекции поведения. Одним детям подойдут групповые тренинги, другим же необходима индивидуальная работа с психологом.

Как видите, победить застенчивость и помочь ребенку раскрепоститься не так и сложно. Работайте над этим ежедневно, хвалите сына или дочь за каждое достижение, и очень скоро вы увидите значительные результаты. А, быть может, вы уже смогли преодолеть стеснительность своего ребенка? Обязательно поделитесь своим опытом в комментариях!

Застенчивый ребенок

Анна ДМИТРЕНКО

Четырехлетняя Лена робко жмется к ногам мамы, пока двое детей - ее друзей - оживленно играют на площадке. “Ну что же ты, подойди, это же твои знакомые, неужели забыла?” - уговаривает Лену мама. Она тянет малышку за руку: “Олечка, Дима, примите Лену в игру!”. “Давай с нами!”, - бросает через плечо пятилетний Дима и продолжает строить шалаш из веточек. А Лена так и остается стоять в сторонке, не решаясь принять участие в общем деле.

Почему так бывает: одни детки бойкие и активные, а другие робкие и застенчивые? Как помочь застенчивому малышу стать общительнее и раскованней? Если вы задаетесь этими вопросами, помните: вместе с вами ответ на них ищут примерно пятая часть всех родителей.

Природная предрасположенность

Еще в шестом веке до нашей эры Гиппократ выделил четыре типа личности, которые мы позже стали называть темпераментами. В пятидесятые годы ХХ века исследователи вновь вернулись к изучению качеств человека, стойко сопровождающих его с раннего детства и до старости. Самыми распространенными оказались сдержанность и недостаток ее. Психолог Дером Каган описывает, что сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери. Согласно исследованиям, около 20 % здоровых малышей легко возбуждаются от незнакомого окружения и потом тяжело успокаиваются. Большая часть из них в последствии становятся несмелыми, осторожными детьми.

Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас.

Ошибки в воспитании

Наш консультант - детский психолог Галина АПОСТОЛОВА. Глубинные причины застенчивости следует искать в раннем детстве. Ощущение СЕБЯ в возрасте до пяти лет является базой для формирования внутреннего мира взрослого человека.

Застенчивость прежде всего связана с низкой самооценкой, которая проявляется в том, что малыш оценивает свои возможности и способности ниже, чем они есть на самом деле. Психологи часто трактуют застенчивость, как "склонность к уединению и скрытность по причине неуверенности в себе", "неловкость в присутствии других людей".

Свои страдания застенчивые дети переживают молча, не делясь с окружающими, тем не менее, весь их внешний облик говорит: "Я - застенчив". Застенчивость во внешнем поведении проявляется в скованности и неловкости движений, в замкнутой сосредоточенности лица ребенка. На физиологическом уровне - даже в учащении пульса и дыхания.

Формированию этой черты могут способствовать:
ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;
излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;
завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто является причиной его проблем в дальнейшей, взрослой жизни.

Не сравнивайте своих детей с другими

Трехлетний Ваня гуляет с мамой на детской площадке. “Ну, иди же, покатайся с горки”, - подталкивает его мама. Ваня нерешительно направляется к горке, осторожно ставит ножку на первую ступеньку и останавливается, озираясь на мать. “Я поймаю тебя внизу, не бойся, посмотри: малыши не боятся, а ты боишься. Ну и трус!” - с досадой произносит мама, пытаясь заставить сына забраться на лестницу. “Что за наказание! Почему другие дети могут, а ты нет!” - вздыхает она.

Если у вашей подруги сорванец-холерик, не спешите завидовать: у этого малыша другой ритм развития, а у его мамы другие, не менее серьезные проблемы с ним. Главная ваша задача - верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и “заразился” вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.

Наберитесь терпения. Дайте им время привыкнуть к новому

Стеснительная Леночка через неделю увлеченно играла с Олей и Димой.
Ее маме просто надоели попытки вовлечь дочку в коллектив и она оставила ребенка в покое. Лена привыкла к сверстникам, изучила их характер, правила общения, любимые игры и незаметно для всех стала принимать участие в совместных играх.

Торопить несмелого ребенка - значит вводить его в состояние писхологического давления, которого нежные и ранимые детки не выдерживают. Срабатывают защитные механизмы психики - дети еще больше замыкаются, уходят в себя.

Увещевания и нотации не помогают

Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами “здесь нет ничего страшного” бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?

Ни в коем случае не давите!

Наша дочка, очень стеснительный ребенок, боялась многого. Новых людей, незнакомых просторных помещений, громких звуков, театра, клоунов в цирке, чужих квартир. Наши аппеляции к здравому смыслу ничего не давали.

Больше года наша Надя не ходила ни в цирк, ни в театр. За это время она подросла, забыла прежние тревоги, заметно укрепилась ее уверенность в себе. Затем мы пошли в кукольный театр. Куклы были Надиными друзьями уже давно, и бояться их ей просто не пришло в голову. Позже мы успешно посмотрели цирковое представление, где выступали ее обожаемые зверушки, а со временем с успехом “выдержали” игру “живых” актеров в детском театре.

Застенчивому, робкому ребенку нужно дать время познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться.

Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей

В 3,5 года Саню отдали на занятия музыкой. Музыкальный, нежный мальчик очень любил песенки, игры под музыку. Но в группе было несколько непоседливых мальчишек. Они часто баловались и мешали заниматься. Учительница время от времени делала им замечания повышенным голосом. Вскоре Саня со слезами на глазах отказался ходить на музыку. Ему казалось, что именно он виноват в том, что учительница кричит, что именно им она и недовольна. Мама Сани с пониманием отнеслась к этой проблеме и перевела малыша в другую группу. Она поняла: если впечатлительный малыш отказывается ходить на занятия, плох не ребенок, а его преподаватель.

Повышенная требовательность родителей - опасна

Паша учится в первом классе. Его природная застенчивость, излишняя требовательность матери, непонимание учительницы в классе привели к тому, что мальчик стал заикаться при ответе у доски.

По наблюдениям специалистов, именно в семьях, где лидером является женщина, дети часто вырастают застенчивыми, безвольными и безынициативными. В этом случае срабатывают защитные механизмы поведения: не выдерживая жесткого и пристального внимания к себе, в силу излишней чувствительности, ребенок может, например, постоянно улыбаться. Улыбка не всегда соответствует ситуации. Так было и с Пашей. Под пристальным взглядом учительницы мальчик начинал нервно улыбаться. Учительница воспринимала его улыбку как издевательскую ухмылку, наказывая двойкой. Мама дома “добавляла” за плохую оценку. Результат - заикание.

Так часто родителям приходится убеждаться на горьком опыте: излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту.
Мама изменила свое поведение, и к сыну постепенно вернулось чувство уверенности в себе, он избавился от страха плохих оценок и внутренней зажатости, а с ними ушло и заикание

Застенчивые дети обладают большим творческим потенциалом

Им особенно важна личная территория, возможность побыть в одиночестве. Наедине с собой они не скучают, а играют, адаптируясь и приспосабливаясь к сложным ситуациям, осмысливают и переживают все, прежде случившееся.

Мир фантазий у застенчивого малыша очень богат. И именно с помощью творчества можно помочь крохе стать увереннее в себе и общительнее. Сегодня никто бы не поверил, что наша дочка когда-то была болезненно робким ребенком. Она легко общается, у нее много подруг и друзей, она всегда жизнерадостна и спокойна. Как произошло это превращение? Мы попали в детский сад, где давление и принуждение не признавались методом воспитания. Развивали и воспитывали там детей при помощи ритма и мелодии, сказок и песен, рисунков и игр. Малыши переживали переполняющие их чувства в совместном творчестве. А что касается воображения и фантазии, Надюше здесь не было равных. Она раззнакомилась с детьми, увидела, что есть множество вещей, таких как лепка, рисование, сочинение сказок, которые она может делать не хуже, а лучше других. Это укрепило ее веру в свои силы, придало уверенности и спокойствия. Встречаясь в гостях с незнакомыми детьми, она стала делиться с ними любимыми сюжетами, учила “пальчиковым” играм, песенкам. Не проходило и полчаса, как детвора уже дружно играла в придуманную Надей игру.

Ничто так не объединяет людей, как общее дело, общие чувства

Для застенчивого малыша новый коллектив - большая проблема. Мама восьмилетней Ксюши, которая тяжело привыкала к новой школе, решила помочь дочке завести надежных друзей. Если они отправлялись в театр или музей, то всегда приглашали с собой кого-то из одноклассниц дочки. На день рождения, Новый год, Пасху и другие праздники у них собиралась веселая детская компания, устраивались конкурсы, игры, сладкий стол. Ксюша стала чувствовать себя уверенно среди одноклассников, приобрела новых подружек и позитивный опыт общения.

Позитивный опыт – лекарство от застенчивости

Нужно ли оберегать малыша от сложностей жизни, если рано или поздно он все равно с ними столкнется?
Да, это неизбежно. Вопрос лишь в том, встретится ли он с ними уверенным в себе, уравновешенным, не отягощенным комплексами человеком, или запуганным неудачником, привыкшим к своей “второсортности”.

Не нужно “подставлять руки” на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которыми он пока не готов. Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему малышу!

Статьи похожей тематики.

Часто можно наблюдать такую картину: ребенок в транспорте или на прогулке бойко общается, поет песни, рассказывает стихи, но стоит заинтересованным взрослым, чаще всего случайным свидетелям, обратить на его выступление внимание, что-то сказать или попросить еще спеть-станцевать, как малыш резко замолкает, его запал пропадает, и сам он жмется к родителям.

«Застеснялся», - объясняют они такое поведение, а сами недоумевают, отчего это? Ведь только что ничего не стеснялся!

Стеснительность может быть просто реакцией на незнакомую ситуацию, особенностью возраста или устойчивой чертой личности. Чтобы понять, с чем именно вы имеете дело, нужно разобраться, почему ребенок ведет себя именно так, что служит причиной.

Почему ребенок стесняется: загадка для родителей

У каждого возраста свои особенности. Стеснительность является особенностью дошкольного возраста. В этот период жизни вокруг ребенка появляется много взрослых людей, которых он до этого не знал: воспитатели детского сада, педагоги групп раннего развития, руководители кружков, знакомые родителей, и т.д. естественно, ребенок стесняется взрослых, которых он не знает, особенно если они просят его о каких-либо публичных выступлениях: что-то рассказать, спеть, или даже просто представиться перед группой.

Это сложно подкорректировать. Вы можете до бесконечности внушать ребенку, что стесняться не стоит, однако он раскрепостится только с возрастом, когда освоится в мире. Родители могут лишь ускорить этот процесс, ненавязчиво вводя ребенка в общество. Стеснительного малыша стоит почаще брать с собой в разные интересные места, где много людей, которые не станут проявлять к нему излишнего интереса. Подойдут детские площадки, кафе, даже торговые центры. Видя вокруг себя много чужих людей, ребенок со временем привыкнет, что они не несут для него угрозы и стеснительность постепенно уйдет.

Ребенок стесняется в садике: как преодолеть неуверенность?

Если в садике ребенок стесняется не только воспитателей, но и других детей, то важно понимать, является это признаком адаптации к коллективу – или самостоятельной проблемой. В первом случае все нормализуется само, в течение первых месяцев, особенно если в сад малыш будет ходить регулярно, не пропуская его. Во втором – стоит оценить степень стеснительности. Возможно, ребенок стесняется выступать на публике, но в обычной жизни он активен и общителен. Это обычная ситуация. Не все взрослые могут свободно чувствовать себя перед аудиторией, кому-то это в жизни и не требуется.

И все же, если хочется, чтобы ребенок был в садике более активным и раскованным, стоит повысить его уровень уверенности и снизить тревожность. Выступать на публике можно сначала дома, перед родителями, бабушками и дедушками, разыгрывая сценки или рассказывая стихи. Большим интересом пользуются и фокусы, только их сложность должна соответствовать возрасту. Что делать, если ребенок стесняется?

Для начала, не надо внушать ребенку, что стесняться – плохо, и что он всеми силами должен преодолеть эту черту, а иначе… Страшилки родителей повышают тревожность, это снижает самооценку малыша, и он еще больше замыкается. Порочный круг.

Cтоит принять стеснительность ребенка как данность и перестать пытаться ежедневно повлиять на его характер, переделать. Ваш ребенок стеснительный? Это не плохо и не хорошо, это просто есть. Не факт, что так будет всегда, но сейчас – это так. Многие взрослые, в детстве страдавшие от своей стеснительности вспоминают не о том, что стеснялись, а о том, как этим были недовольны их родители.

Затем было бы неплохо повысить общую уверенность ребенка в себе, своих силах и способностях. Это наиболее эффективный способ научить ребенка не стесняться. Постоянно хвалите его за малейшие положительные сдвиги в поведении, и главное, своим примером показывайте, как хорошо быть раскованным и свободно общаться. Если из-за неуверенности в своих знаниях ребенок стесняется отвечать на уроке – поработайте над проблемным предметом, объясните непонятые темы или наймите репетитора. Самый простой способ решить эту проблему - заинтересовать ребенка предметом, показывая ему интересные фильмы или рассказывая об удивительных фактах, связанных с ним. В помощь заботливым родителям школьников созданы энциклопедии в аудиоформате, которые можно слушать, например, в дороге.

Внешность и ее восприятие

Если ребенок стал стесняться своей внешности при ее изменении в связи с наступлением подросткового возраста, имейте в виду – это «заслуга» значимых для него взрослых, чаще всего – семьи. Что бы ни говорили сверстники – подросток все пропускает через уже имеющееся у него представления о себе.

Большинство подростков – кладезь комплексов. Слишком толстый, слишком худой, слишком высокий или слишком маленький, лопоухий, кривоногий… какие только признаки не приписывают себе вполне симпатичные мальчишки и девчонки. И когда обидные слова попадают в цель – тогда уверенность в себе и пошатывается.

Но изначально такое представление о своих недостатках формируется от нечаянно (хочется верить, что не специально) сказанных родителями слов.

«Не надевай это платье, эта модель для стройных, не для тебя»….
«Зачем тебе дорогая косметика, ты же не участница конкурса красоты»….
«Не лезь в драку, ты слишком слабый, чтобы противостоять хулиганам»….
«Учись хорошо, с твоей внешностью ты вряд ли удачно выйдешь замуж, придется зарабатывать самой»…
«Не расстраивайся, что эта девочка отказалась встречаться с тобой – похудей для начала, начни бегать по утрам, а потом будешь бегать за девочками»…

Чаще всего родители хотят совсем другого: подсказать, уберечь, направить, а подросток лишь обрастает новыми комплексами.

Родители могут сделать лишь одно: увидеть в своем подрастающем ребенке то лучшее, что в нем есть, а этого немало. Понятно, что угловатый и постоянно вредничающий подросток – это не милый малыш, которым он был не так давно. Вот только взрослые часто замечают ухудшения и совсем пропускают мимо улучшения, которых тоже немало.

Да, ребенок стал хуже учиться, он уже не отличник, поскольку вместо уроков пропадает на репетициях со своими друзьями – пишут и поют песни. Но зато их музыкальная группа состоит из талантливых ребят, их приглашают выступать на школьные праздники и сверстникам нравится их творчество.

Дочка перестала носить так любимые мамой «принцессишные» платья и отстригла косу, которую отращивала всю жизнь. Зато она стала самостоятельной – участвует в жизни школы, лидер в классе и даже организовала волонтерское движение со своими единомышленниками.

Дети, уверенные в себе, не станут стесняться, даже если посторонние будут пытаться их смутить или обидеть, просто потому, что обидным репликам не за что будет уцепиться. Взрастить в наших сыновьях и дочерях сознание собственной ценности и уникальности – наша, родительская задача, и справиться с ней полноценно могут те взрослые, которые взрастили эти качества в себе. Так что, как обычно, прежде всего, приходится работать именно над собой.

И в заключение…

Если ваш малыш стесняется – не придавайте этому факту чрезмерного значения. Покажите рабанку, что быть открытым и активным весело и безопасно.

Дошкольник стесняется заниматься в школе раннего развития или в кружке, сидит и молчит? Посидите на первых порах с ним вместе – большинство педагогов не возражают против присутствия родителей. Рядом с вами малыш освоится в новой обстановке, и потом будет с радостью бежать на занятия и уверенно отвечать на вопросы.

Школьник стесняется учителя, стесняется даже попроситься в туалет, когда это необходимо? Объясните, что учитель, несмотря на свой грозный вид, ничем ребенку не угрожает, он учит новым и интересным вещам, показывает увлекательные фильмы, водит на экскурсии. А учителю объясните, что ваш ребенок еще не освоился и не всегда может проявить активность, даже если и знает правильный ответ. Пусть педагог время от времени спрашивает и его, а не только тех, кто беспрестанно тянет руку и выкрикивает версии.

Будьте рядом со своим ребенком, не физически – так морально, поддерживайте его, отмечайте его успехи, а к неудачам относитесь без трагизма и философски: не вышло сейчас, в следующий раз обязательно получится.

Что делать, если ребенок боится выступить на утреннике? Стесняется малознакомых людей, прячась за маму? Или в возрасте постарше робеет, когда его просят выйти к доске и ответить на уроке? Или избегает новых знакомств? В данной статье мы постараемся показать, каким образом вы можете помочь своему стеснительному ребенку обрести уверенность.

Откуда берется стеснительность у детей?

Стеснительность (застенчивость или робость) появляется результате неуверенности в себе. Ребенок боится получить отрицательную оценку и услышать критику в свой адрес от окружающих: учителей, воспитателей, ровесников, незнакомых или малознакомых людей. В этой ситуации ребенок не верит в свои силы, постоянно волнуется, что у него что-то не получится, и он будет осмеян.

Можно сказать, что стеснительность – это свойство характера, ведь даже у близнецов, воспитанных в одной семье в одинаковых условиях, характеры, как и «уровень застенчивости», бывают разными. Чем эмоциональнее и чувствительнее характер, тем более восприимчив он к критике, тем более робким окажется ребенок.

Ребенок боится попасть в неловкое положение, поэтому всеми силами пытается уйти от ситуаций, вызывающих у него волнение и стресс.

Стеснительный ребенок: что делать родителям?

Главные помощники в преодолении застенчивости – это родители, которые должны постараться заложить у ребенка фундамент самоуважения.

Основные задачи родителей:

  • развить у ребенка положительное отношение к жизни;
  • развить адекватное и уверенное отношение к себе;
  • привить чувство собственного достоинства.

Положительное отношение к себе и к жизни

Вы — главный помощник в преодолении застенчивости!

Прежде, чем высказывать свое отношение, внимательно разберитесь в ситуации, которая могла вызвать нежелательное поведение ребенка. Стеснительный ребенок боится быть высмеянным, критику и замечания в свой адрес расценивает как предательство. Это не значит, что нужно хвалить ребенка и за проступки, но к своим замечаниям относитесь предельно внимательно.

Адекватное и уверенное отношение к себе

  • Похвала повышает самооценку. Важно ребенка и правильно критиковать.
  • Уверенность в себе появляется, когда есть опыт успеха. Только постепенное приобретение положительного опыта «от простого к сложному» в разных областях поможет преодолеть застенчивость. Можно начать с решения несложных житейских задач. Давайте ребенку небольшие поручения (например, самостоятельно что-то купить в магазине), предварительно детально объяснив ему, что и как нужно сделать, кому и что нужно сказать – это уменьшит страх. Если удалось ребенку успешно справиться, похвалите и поощрите его. По мере накопления позитивного опыта будет увеличиваться уверенность в себе.
  • Оценивайте не ребенка, а его поступки. Изменяйте не ребенка, а его поведение. Возможно, ребенок еще не успел приобрести необходимые навыки – помогите ему в этом, это поможет снизить уровень тревожности.
  • Обучайте ребенка навыкам общения. Расширяйте кругозор – это позволит легче найти общие интересы и точки соприкосновения с другими людьми.
  • Помогите ребенку решить вопросы, которые могут вызвать критику со стороны окружающих. Например, если появился лишний вес, помогите привести его в норму, организовав правильное питание; если зубы выросли кривыми, обратитесь к врачу-ортодонту – это можно исправить; более внимательно отнеситесь к одежде, которую носит ребенок.
  • Не позволяйте никому насмехаться над вашим ребенком!

Уверенность в себе появляется, когда есть опыт успеха.

Чувство собственного достоинства

  • Научите ребенка спокойно относиться к ошибкам: от них никто не застрахован, на них мы учимся всю жизнь.
  • В каждом человеке сочетаются сильные и слабые стороны. Ребенку важно увидеть свои достоинства, научиться ими пользоваться и не зацикливаться на недостатках: «Пусть я не очень хороший спортсмен, но отлично играю на гитаре».
  • Воспитывайте детей активными и самостоятельными. Пусть ребенок имеет свое мнение, пусть аргументированно отстаивает его. Послушные и согласные всегда и во всем дети – это так удобно для родителей и учителей, но этим мы губим самостоятельную личность.
  • Как можно раньше приучайте ребенка принятию решений и ответственности за свои поступки – только так можно развить уверенность и самостоятельность.

Робкие дети не ощущают всю полноту жизни, много сил отбирает борьба с тревожностью и неуверенность. Оказав своему ребенку помощь в преодолении болезненной стеснительности в раннем возрасте, вы окажете ему неоценимую услугу. Со взрослением проблема застенчивости может больше усугубляться, преодолеть ее будет еще сложнее.

Ведь мы, родители, счастливы, когда ребенок успешен, радостен и чувствует вкус жизни.

В определённый возрастной период (приблизительно от года до трёх лет) большинство ребятишек проходят так называемый этап стеснительности. Такие малыши, встречая малознакомого человека, утыкаются в родительский бок, отказываются говорить «здравствуйте». На утренниках в садике они предпочитают «упирать» стенку, не желая прочитывать короткие стишки, даже если заучили их назубок.

У одних детей застенчивость выражена ярче, у других – проявляется изредка. Но иногда эта особенность переходит в и подростковый возраст, серьёзно усложняя детскую жизнь. Откуда берётся подобное качество и как научить ребенка не стесняться?

Почему ребенок стесняется? Этот вопрос тревожит многих родителей, столкнувшихся с подобной чертой характера своего чада. Особенно часто недоумение возникает, если сами взрослые не отличаются чрезмерной застенчивостью. Психологи выдвигают две основные предпосылки для возникновения детской стеснительности.

  1. Врождённые особенности. Связана эта причина с функционированием нервной системы, качествами темперамента, которые нельзя изменить. Зарубежные психологи установили, что застенчивый ребенок – это чаще меланхолик, отличающийся неуравновешенными реакциями и акцентированием на отрицательных эмоциях, а также флегматик, который хоть и является уравновешенным и сильным типом темперамента, но из-за малой подвижности нервных процессов дольше переживает неудачи. Дети с сангвиническим и холерическим темпераментом реже бывают застенчивыми.
  2. Внешние условия. Ещё один провоцирующий застенчивость фактор – неправильный семейный стиль воспитания. Если сказать проще, стеснительность ребёнка зависит от того, как мама с отцом взаимодействуют с ним, а также от образца поведения, который они демонстрируют, взаимодействуя с окружающими. Именно в семье ребёнок может стать неуспешным, в результате чего понижается его самооценка и чувство значимости для близких людей. Важно и то, насколько доброжелателен внешний мир к детям. Меланхолики и флегматики, получив негативный опыт общения, могут «закрыться» и стать стеснительными.

Психологи считают застенчивость определённой защитной реакцией. Поэтому не всегда роль этого качества негативна: чувствительным детям оно не позволяет «перегружаться», захлопывая своеобразный «люк». В итоге – стеснительный ребенок не желает общаться, поскольку коммуникация для него более затратное мероприятие, чем нахождение в одиночестве.

К чему ведёт стеснительность?

Родителям свойственно признавать стеснительность больше негативной чертой, чем положительной. Однако, как говорится, не всё столь однозначно. В этом качестве кроется и потенциал для личностного роста.

Читайте также: Большая книга игр для тебя и для меня!

К позитивным сторонам этого психологического качества специалисты относят:

  • мягкость, приветливость, отзывчивость и готовность прийти на помощь друзьям и близким людям;
  • желание и умение разрешать конфликтные ситуации ещё в самом начале скандала, стремление выслушивать и прислушиваться к оппоненту, за что таких детей ценят сверстники;
  • что бы ни говорили, но скромные девушки по-прежнему нравятся представителям сильной половины человечества.

Всё это возможно, если стеснительность – не итог насмешек, а просто врождённое свойство характера. Но в случае возникновения застенчивости по причине нечуткого отношения близких, это качество быстро трансформируется в отрицательную личностную особенность, которая «отравляет» жизнь как в детстве, так и в более взрослом возрасте.

Результатом могут стать:

  • страхи и фобии, например, когда ребенок стесняется выходить к учителю, рассказывать стишки Дедушке Морозу;
  • социальная изолированность, поскольку подростки боятся насмешек и порицания какой-либо активности;
  • робость в общении с противоположным полом и неумение выстраивать конструктивные отношения в рабочем коллективе.

При неблагоприятном развитии ситуации психологические трудности постепенно перетекают в социальные проблемы. Поначалу застенчивые дети боятся общаться с незнакомцами, затем с ровесниками и педагогами. Став взрослее, детская боязнь переносится в другие сферы – интимную и профессиональную.

Как помочь стеснительному ребёнку?

С чрезмерной стеснительностью можно работать. Подрастая, она уходит сама по себе (если это возрастное) или становится более сглаженной. Однако если родители стремятся преодолеть детскую робость, в первую очередь, нужно изменить собственное восприятие.

Не будем лукавить, многим взрослым по душе это качество, поскольку такой ребёнок становится «удобным». Он часто домосед, а, значит, можно не волноваться, что попадёт в дурную компанию. Такие дети послушны, то есть им можно привить собственные идеи и планы.

Читайте также: Игры, в которые играют дети. Дети, с которыми играют в игры

Таким образом, процесс придания ребёнку большей уверенности начинается с определённой трансформации родителей. Что следует делать?

  1. Принимайте ребёнка любым – стеснительным и боязливым, в том числе. Говорите, что понимаете его страхи, поскольку и сами иногда ощущаете неловкость в общении с незнакомцами. Это необходимо, чтобы малыш смог делиться с вами своей неуверенностью и жизненными проблемами.
  2. Не уставайте рассказывать (и демонстрировать собственным примером) о преимуществах коммуникации. Ребёнок скорее справится с застенчивостью, если начнёт осознавать, зачем общение необходимо. К примеру, маленькому скромняге расскажите, что, заговорив с ровесниками по песочнице, он сможет найти новых приятелей для игр.
  3. Откажитесь от навешивания ярлыков. Не говорите в сердцах: «Почему же ты столь забитый, зажатый». Не следует и озвучивать в присутствии ребёнка причину его поведения: «Он боится незнакомых». Так вы лишь даёте установку на соответствующую манеру поведения.
  4. Если ребенок стесняется чего-то определённого, «проживайте» эти ситуации с помощью ролевых игр. К примеру, предложите малышу отучить плюшевого медвежонка бояться общения с остальными игрушками. С подростком можно организовывать репетиции ответа перед классом или разговора с человеком, перед которым он испытывает робость.
  5. Обучите ребёнка началу и окончанию разговора. Особенно это поможет, если подросток очень стесняется вступать в беседу и не знает, как её окончить. Составьте список допустимых фраз, тренируйтесь, пока ребёнок не научится свободно их применять. Лучше всего начинать репетицию с телефонного разговора.
  6. Не ждите скорых результатов, поскольку улучшение коммуникативных умений происходит постепенно. Ставьте перед ребёнком реалистичные задачи, например, выступить перед группой, купить что-то в магазине, задать вопрос педагогу.
  7. Формируйте адекватное самовосприятие через похвалу. Однако поощрение должно быть за реальное достижение, поэтому создавайте ситуацию успеха, прививайте самостоятельность в решениях и хвалите за реализацию задачи. Критика также должна присутствовать, однако в ней не может быть сравнения с другими детьми и перехода на личность.