Статья будет интересна воспитателям дошкольных учреждений. В статье можно найти ответы на вопросы: Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ

"От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш".

/ В.А.Сухомлинский/

Федеральный закон "Об утверждении федеральной программы развития образования" обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Закон РФ "Об образовании" обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я рекомендую вести по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начать работу желательно с анкетирования "Сотрудничество детского сада и семьи". Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет вам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Предлагаю разработать для себя критерий, который назвать "включенностью" родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий будет отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение "Дня открытых дверей"; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее можно выделить для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволит выделить три группы родителей.

Родители - лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители - исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители - критические наблюдатели .

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса приведет к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу "меня воспитывали так же".

Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог - психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Вы можете сформулировать для себя задачи по работе с родителями:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  5. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью можно использовать активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;

общие и групповые родительские собрания;

Консультации;

Занятия с участием родителей;

Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

Совместные экскурсии;

Дни общения;

Дни добрых дел;

Дни открытых дверей;

Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

Оформление фотомонтажей;

Совместное создание предметно - развивающей среды;

Утренние приветствия;

Работа с родительским комитетом группы;

Беседы с детьми и родителями;

Тренинги;

Семинар - практикум;

Мастер-класс;

Родительские гостиные;

Телефон Доверия;

Почта Доверия;

Семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание "Будем знакомы" можно провести в нетрадиционной форме.

Подобрать музыку, готовить пригласительные билеты, постараться создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начать собрание можно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра "Давайте познакомимся и, будем дружить", объединит взрослых (все встанут в круг и расскажут немного о себе). Минутка знакомства поможет снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования будут способствовать созданию доверительной атмосферы, помогут родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. К собраниям можно подготовить выставку детских работ или фотостенд, где использовать фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Будет очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручат грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

"Родители у нас - народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут".

"Спасибо вам за труд большой,

За все, что сделано с душой!

"В группе папа есть у нас,

Он помощник просто класс.

Пилит, чинит и строгает,

Во всем нам очень помогает".

"Папы, мамы - молодцы!

Во всем нам помогают.

Белят, красят и поют,

И в игры играют".

Родители станут активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Наглядно - информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папки - передвижки "Здоровейка", "По Совету всему свету",
- семейный и групповые альбомы "Наша дружная семейка", "Наша жизнь день за днем",
"Воспитание со всех сторон"
- библиотека - передвижка,
- фотомонтажы "Из жизни группы", "Мы - друзья природы", "В кругу семьи",
- фотовыставки "Моя бабушка - лучше всех", "Мама и я, счастливые мгновения"

- "Папа, мама, я - дружная семья",
- семейный вернисаж "Лучшая семья моя", "Учись быть папой",
- эмоциональный уголок "Я сегодня вот такой", "Здравствуйте, я пришел",
- копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, вам активизировать родителей используйте, рубрики: "Чем и как занять ребенка дома", "Спрашивали - отвечаем", "Говорят дети", "Носики - курносики", "Вырастай-ка", ""Благодарим", "Это интересно", "Поиграем", "От всей души", "Обратите внимание", в которых помещайте практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями, на мой взгляд самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе можно провести:
- праздники "День Матери", "А ну-ка бабушки", "День рождения", "Лучшая семья моя",
- развлечения "Семейные посиделки", "День смеха"
- "Все профессии нужны, все профессии важны" (встреча с интересным человеком),
- спортивные досуги "Семья - здоровый образ жизни", "День Взросления" - вернисаж "В мире чувств и эмоций", "Наши дочки и сыночки",
- совместные проекты "Моя родословная", "Моя семья",
- выпуск семейных газет "Я с бабушкой своею", "Отдыхаем всей семьей", "Чудо - чадо",
- празднование дней рождения (ежемесячно),
- выставки семейных коллекций, реликвий "Из бабушкиного сундучка", " Вот так наряд ",
- спектакли "Теремок", "Волк и семеро козлят",
- совместные походы "В мир прекрасного",
- экскурсии "Мы - друзья природы", "Защитим свою природу" .

Сценарии праздников и развлечений нужно разработать совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, я предлагаю определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки - помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Модель организации взаимодействия педагогов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка Н.Д. Епанчинцева, Т.В. Лазарева На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, что вызывает необходимость поиска способов и средств управления по формированию и регулированию новых взаимоотношений с педагогическим коллективом, детьми, родителями, школой и другими социальными институтами. Значимость новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса предполагает переход на качественно новый уровень деятельности методической службы дошкольного учреждения, обеспечивающей единую динамическую социально-педагогическую систему. В связи с тем что дошкольное образовательное учреждение это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система, была разработана новая модель интеграции и координации взаимодействия педагогов, обеспечивающая единство понимания задач всеми участниками педагогического процесса, единство их действий на основе сотрудничества. Основные преобразования педагогического процесса будут заключаться в изменении: взаимоотношений между взрослыми и детьми, т.е. в стиле педагогиче-ского общения и предоставлении ребенку широкого и разнообразного круга общения; содержания форм и методов образования, так как интеграция предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития несколькими педагогами, работающими с одной группой детей; организации педагогического процесса (составление сетки занятий, гра-фика работы и взаимодействия специалистов, предоставление дополни-тельных образовательных и оздоровительных услуг); предметно-развивающей среды, подразумевающей создание условий для развития и самореализации личности ребенка. Свою работу мы начали с интеграции и координации взаимодействия специалистов ДОУ 88 г. Белгорода (педагогов дополнительного образования). В ДОУ работают 32 педагога: из них 22 воспитателя, 2 музыкальных руководителя, хореограф, руководитель изодеятельности, инструктор по физвоспитанию и плаванию, эколог, учитель-логопед и педагог-психолог. Любая деятельность должна начинаться с анализа. В связи с этим были проведены анкетирование педагогов и диагностика детей, которые дали возможность оценить работу, стиль общения взрослых и детей, а также аргументированно доказать необходимость совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Анкетирование позволило нам сделать вывод, что уровень интегрированного взаимодействия педагогов высок, но часто происходит дублирование содержания, форм и методов обучения детей (хореограф инструктор физвоспитания, хореограф музыкальный руководи-тель, руководитель изодеятельности воспитатель, эколог воспитатель). Решение данной проблемы требует от руководителя системно-деятельностного подхода к процессу управления воспитательно-образовательной работой. Задача руководителя заключается в обеспечении взаимодействия субъектов педагогического процесса и в создании комфортных эмоциональнопсихологических условий для работы, а также в оказании поддержки каждо- 1

2 му члену коллектива в самореализации и саморазвитии. Работа с педагогическим коллективом была направлена на интеграцию и координацию взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка. Интеграция деятельности педагогов ДОУ рассматривалась как метод, нацеленный на создание у детей целостной картины мира. Процесс достижения этой цели определяется как комплексное воспитание и развитие детей, обеспечивающее взаимопроникновение и взаимосвязь компонентов воспитательно-образовательной работы. Координация взаимодействия педагогов ДОУ осуществляется по следующим направлениям: 1) анализ профессиональной подготовки специалистов и воспитателей ДОУ на основе изучения результатов деятельности и вовлечение их в разные формы профессионального совершенствования; 2) создание собственных программ профессионального совершенствования и перспективных планов работы, которые учитывают задачи образования и воспитания детей, пути их реализации с учетом модернизации и повышения качества воспитательно-образовательного процесса; 3) интеграция и координация действий педагогов на межпредметной и междеятельностной основе при освоении реализации программного материала на всех этапах деятельности в инновационном режиме работы ДОУ; 4) обеспечение органичной связи содержания и методов обучения и практической деятельности педагогов в условиях социального партнерства. Основной формой работы стали семинары, на которых были представлены программы, определяющие направления деятельности ДОУ. Система тренингов, проводимых со специалистами, позволила им проанализировать собственные коммуникативные способности и в то же время вооружила их конкретным психологическим ИЗ ПЕРВЫХ РУК инструментарием для работы по совершенствованию характера взаимодействия с детьми. Развитие приоритетных направлений деятельности ДОУ осуществляют центры: «Вдохновение» (художественно-эстетическое направление), «Крепыш» (физкультурно-оздоровительное). Центры имеют свои цели и задачи, разработаны модели организации их деятельности (см. Приложения 1 и 2) и конкретные поэтапные планы работы на 1 3 года (в соответствии со сроками выполнения единой программы развития ДОУ). Заседания центров проходят 4 раза в год. На них рассматриваются проблемные вопросы реализации намеченных планов и задач, заслушиваются отчеты специалистов, обсуждаются материалы актуального педагогического опыта. Деятельность центров контролирует координационный совет ДОУ под руководством заведующей. Планирование воспитательно-образовательного процесса ДОУ в условиях интеграции представлено целостной системой, элементами которой выступают общий перспективный план работы с детьми, педагогами, родителями, индивидуально-перспективные и календарные планы педагогов. Перспективный план интегрирует цели и задачи применяемых в ДОУ программ: комплексная «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, парциальные «Здравствуй!» М. Лазарева, «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» И.Н. Авдеевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Князевой, «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, «Ладушки» И. Каплуновой, «Са-Фи-Дансе» Ж. Фирилевой, «Программа эстетического воспитания» Т. Комаровой. Одним из условий, обеспечивающих повышение качества образования, является создание развивающей среды. Наличие подвижных трансформируемых и стационарных средств и объектов деятельности в условиях нашего ДОУ дает каждому ребенку возмож- 2 8/06

3 ность самостоятельного выбора того или иного вида деятельности и условий ее реализации. В ДОУ имеется физкультурно-оздоровительный центр, в который входят плавательный бассейн, физиотерапевтический кабинет, фитобар, спортивный зал, оборудованы мини-стадионы в группах, спортивная площадка на участке детского сада. В развивающую художественно-эстетическую среду входят музыкальный зал, изостудия, музыкально-театральная студия, библиотека, «Русская изба», экологическая комната. В нашем ДОУ детям доступно все функциональное пространство, включая даже ту его часть, которая предназначена для взрослых. Труд взрослого всегда интересен детям, «тайны профессий» становятся дополнительным источником развития ребенка. В результате более рационально стали использоваться все помещения ДОУ. Именно такое гибкое полифункциональное использование пространства позволяет создать условия для более полного и всестороннего развития ребенка и его эмоционального благополучия, дает ему возможность свободно передвигаться по детскому саду, вступать в общение с детьми других возрастных групп, с разными взрослыми, делает его истинным хозяином ДОУ. Интеграция воспитательно-образовательного процесса будет еще эффективнее при взаимодействии ДОУ с различными социальными институтами города. Прежде всего это повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. Наше ДОУ взаимодействует со средними общеобразовательными школами 43, 46 г. Белгорода, Белгородским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки специалистов, Белгородским университетом, историко-краеведческим музеем, библиотекой семейного чтения, Белгородским драматическим театром им. М.С. Щепкина, Областным театром кукол, детской музыкальной школой 4, центром дополнительного образования «Надежда» (станция юннатов), детской поликлиникой 4. Уже сложилась определенная система организации совместной деятельности ДОУ с различными социальными институтами детства: заключение договора или составление плана совместной работы между ДОУ и конкретным учреждением; приобретение ДОУ абонемента на право посещения нужного учреждения; проведение в течение года встреч, направленных на выявление проблем совместной деятельности; доведение информации в данном направлении до семей воспитанников, которые активно участвуют в проводимых нами мероприятиях; подведение итогов в конце года (совещания, конференции, «круглые столы»). Результат нашей деятельности мы видим в создании учебно-методического комплекта по интеграции обучения и воспитания детей, включающего: 1) методические рекомендации по планированию и проведению интегрированных мероприятий; 2) разработки тематических мероприятий по приоритетным направлениям работы ДОУ; 3) слаженную координацию работы специалистов и педагогов ДОУ в рамках интегрированного обучения; 4) обобщение актуального педагогического опыта по приоритетным направлениям работы ДОУ. Н.Д. Епанчинцева доцент кафедры дошкольного и начального образования Белгородского регионального ИПКиППС; Т.В. Лазарева ст. воспитатель МДОУ ЦРР-д/с 88 «Улыбка», г. Белгород. 3

4 ИЗ ПЕРВЫХ РУК Приложение 1 Модель работы художественно-эстетического центра «Вдохновение» «Ладушки» (И. Каплунова) «Музыкальные шедевры» (О. Радынова) «Детство» (под ред. Т. Бабаевой) Центр дополнительного образования «Надежда» «Са-Фи-Дансе» (Ж. Фирилева) «Программа эстетического воспитания детей 2 7 лет» (Т.С. Комарова) «Приобщение детей к истокам русской культуры» (О. Князева) Управление образования администрации г. Белгорода Филиал ДМШ 4 Программно-методическое обеспечение Белгородский региональный ИПКиППС Хореографический коллектив «Дуэт» (школа 46) Творческое сотрудничество Белгородский государственный академический театр им. М.С. Щепкина Средняя школа 43, 46 Творческое сотрудничество Развитие творческой личности дошкольников в условиях интегрированного воздействия разных видов искусств Белгородский областной театр кукол Библиотека семейного чтения, филиал 20 Белгородский государственный историко-краеведческий музей Городской совет ветеранов Великой Отечественной войны Совместная деятельность Художественный музей Педагоги Дети Родители Отчетные концерты Конференции Собрания Вечера отдыха Открытые мероприятия (тестопластика) Кружок «Колобок» Театрально-музыкальная студия «Сказка» Обучение игре на музыкальных инструментах «Домисолька» Хореографический кружок «Непоседы» Фольклорный кружок «Рябинушка» Кружок «Волшебная ниточка» (вышивание) Изостудия «Радуга» Кружок «Буратино» (выжигание) Театрализованные игры Заседания центра Семинары Диспуты, КВН Педсоветы Конференции Консультации 4 8/06

5 Приложение 2 Модель работы физкультурно-оздоровительного центра «Крепыш» Музыкальноритмическое занятие Корригирующая гимнастика Занятия в бассейне Праздники здоровья Индивидуальная оздоровительная программа Закаливание Занятия по ОБЖ Турпоходы Нравственнотрудовое воспитание Детская поликлиника 4 Средняя школа 46, 43 Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва 1 Научно-методический центр при управлении образования администрации г. Белгорода Организация здоровьесберегающего пространства МДОУ ЦРР д/с 88 «Улыбка» Программа «Детство» (Т. Бабаева) Программа «Игры с элементами спорта для детей 3 4 лет» (Л. Волошина) Программа «Здравствуй!» (М. Лазарев) Программа «Играйте на здоровье!» (Л. Волошина) Программа «Развивающая педагогика оздоровления» (В. Кудрявцев) Программа «Обучение плаванию в д/с» (Е. Воронова) Педагоги Дети Родители Педагог-психолог Медперсонал Спортивные игры Досуг, развлечения Интегрированные физкультурнооздоровительные занятия Оздоровительные минутки на всех занятиях Беседы по валеологии Мониторинг состояния здоровья Творческое сотрудничество Программно-методическое обеспечение Ароматерапия Фитотерапия Иммунопрофилактика Консультативная работа с семьей, педагогами Физиотерапевтические мероприятия Массаж Спрининг-тесты Праздники здоровья Индивидуальные консультации, беседы Семинары-практикумы Повышение квалификации Педсоветы Диспуты, КВН Работа в физкультурнооздоровительном центре «Крепыш» Психопрофилактика педагогов, родителей Обучение приема релаксации Коррекционноразвивающая работа с использованием психомышечной гимнастики Контроль за адаптацией к новым социальным условиям Деловые игры, «круглый стол» по ЗОЖ Праздники здоровья Индивидуальные, групповые беседы, консультации Открытие мероприятия Собрания 5


Годовые задачи на 2015 2016 учебный год 1. Создать условия для реализации задач ФГОС ДО с целью обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Краткая презентация основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 75 Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад 4 Анализ работы ДОУ за 2015 2016 учебный год. Выполнила: старший воспитатель высшей квалификационной категории Е.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 4 «СОЛНЫШКО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Краткая презентация Планирования образовательной деятельности 1 подготовительной

КАРТА САМООЦЕНКИ готовности дошкольной образовательной организации к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на 01.01.2016 года

Планирование организации развивающей среды в ДОУ Н.Д. Епанчинцева Планирование организации развивающей среды предполагает: определение для сотрудников четкой цели и задач мероприятий на основе анализа

Годовые задачи на 2013 2014 учебный год 1. Организация условий, обеспечивающих введению ФГОС ДО в деятельность ДОУ. 2. Продолжать реализацию современных подходов к организации среды, способствующей сохранению

Годовые задачи на 2018 2019 учебный год 1. Продолжать создавать условия в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования по обеспечению равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОДОВОГО ПЛАНА РАБОТЫ МБДОУ «ЦРР ДЕТСКИЙ САД 3 «БЕРЁЗКА» Г. НОВОПАВЛОВСКА за 2015 2016 учебный год В 2015-2016 учебном году перед коллективом были поставлены следующие задачи: 1. Обеспечивать

Самоанализ МБДОУ «Детский сад «Родничок» по реализации ФГОС дошкольного образования Раздел 1. Общие сведения (по состоянию на 1 сентября 218 года) Тип учреждения Бюджетное учреждение Тип местности, в котором

Муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 41 «Сказка» с. Константиновское Петровского района УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ: ПРОБЛЕМЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 26 «ПОДСОЛНУШЕК» Сетевой проект «Создание здоровьесберегающей работы в ДОУ 26 «Подсолнушек» и социальном окружении»

2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА Контроль за реализацией Программы. Тематический контроль 1. Тема: «Развитие грамматического строя речи дошкольников посредством игровых методов» Сроки проведения:

Принят на заседании педагогического совета МБДОУ 111 УТВЕРЖДАЮ Заведующий Г.А.Гаврилова 6 от 30.05.2014г «ЗДОРОВОЕ ДЕТСТВО» Инновационный проект по созданию условий для реализации образовательной области

Визитная карточка Сведения об учредителе: УЧРЕДИТЕЛЬ МАДОУ 12 "Берёзка" - УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЕУТОВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Начальник Управления образования: Гетман Иван Сергеевич

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД 23 «СВЕТЛЯЧОК» за 2016 2017 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23«Светлячок» является новостройкой, он начал функционировать

1 Учебный план МБДОУ на 2018 2019 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной

150034, г. Ярославль, улица Ранняя, дом 6-а, телефон 38-49-44, факс 38-58-71. Заведующая Травникова Нина Павловна, высшая квалификационная категория, стаж работы в должности 9 лет. Старший воспитатель

Программное обеспечение МБДОУ: Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ детского сада 150 «Брусничка» за 2012-2013 учебный год (Извлечения) Общая характеристика детского сада Детский сад 150 «Брусничка» является структурным подразделением Автономной некоммерческой

Приложение 56 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБУ «Гимназия 39» от 16.11.2015 г. 144/1-од Н.С. Захаренко ПОЛОЖЕНИЕ О ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАЛЕ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «ЖЕМЧУЖИНКА» 1 1. Общие положения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида» Автор программы Костина О.В г. Когалым 2015 год Цель: - Создание условий для повышения эффективности

План мероприятий на январь СП 4-9 П/П НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ДАТА ОТВЕТСТВЕННЫЙ СП 4 «Неделя зимних игр и забав» с 12 16 января 1. Консультация для педагогов: "Как помочь себе в стрессовой ситуации" 15.01.15

Презентация Программы МАДОУ - детский сад компенсирующего вида 3 «Радуга» г.балаково Саратовской области Утверждена: Директором МАДОУ детского сада компенсирующего вида 3 «Радуга» Н.В.Кузнецовой Пр. 92

«Утверждаю» Заведующий МДОУ д/с 98 /В.И.Чижмакова/ Приказ от «31» августа 2016 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 4 «СОЛНЫШКО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Краткая презентация Планирования образовательной деятельности 1 младшей

Результаты самообследования за 2014-2015 учебный год Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребенка детский сад 63 г. Сочи построено по типовому проекту в 1980 году

Ганичева Ирина Алексеевна Королёва Анжелика Валерьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 54 г. Кировска» СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

Физическое воспитание и здоровьесберегающая деятельность ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Буянова Елена Михайловна старший воспитатель ГБДОУ детский сад 1 Василеостровского района

Задачи работы МДОУ детского сада присмотра и оздоровления 17 «Ладушки» на 2016-2017 учебный год 1. Внедрения современных здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ. 2.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад 6 г. Нового Оскола Белгородской области» Аннотация рабочей программы педагога-психолога на 2015/2016

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Великосельский детский сад 14» 2014 2016 учебный год Муниципальная инновационная площадка Тема: «Преемственность в работе детского сада и

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: На заседании педагогического совета Протокол от 2016 г. Заведующий ГБДОУ 11 ГБДОУ 11 Брославская Е.Е. Приказ от 2016 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по основной общеобразовательной программе дошкольного

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ Заседания органов самоуправления 1.1.Общее собрание трудового коллектива Содержание деятельности Заседание N 1. 1. Принятие графика работы сотрудников 2. Итоги подготовки

Визитная карточка: Название: «Центр развития ребенка детский сад 24» Адрес: г. Биробиджан, ул. Широкая, на картед.) 4-а (см. Телефон: 6-98-88 Сайт: ФИО руководителя: http://ds24bir.ucoz.ru/ Неумывака

План методической работы ДОУ на учебный год Содержание методической работы Сентябрь. Работа с кадрами: Определение тематики самообразования воспитателей и созданию опыта; Консультация «Образное развитие

2.3. Обеспечение физической подготовленности каждого ребенка, оказание помощи в приобретении запаса прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни, труда и активного

Муниципальное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 240. Юридический адрес: 150034, г. Ярославль, ул. Ранняя д 9 а. Сведения об администрации детского сада: Голубева Нина Васильевна-заведующая

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад 122 г. Сочи Краткая презентация основной общеобразовательной программы 2017-2018 уч. год 2017 г. 354207, Краснодарский край, г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 124 Адрес: 150014, г. Ярославль, ул.рыбинская, д.32а Заведующая: Шлезингер Екатерина Ивановна Старший воспитатель:

Краткая презентация основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ детского сада 150 «Брусничка» за 2011-2012 учебный год (Извлечения) Общая характеристика детского сада Детский сад 150 «Брусничка» является структурным подразделением Автономной некоммерческой

Учебный план на 2015 2016 уч.год. МБДОУ детский сад 83 «Светлячок» общеразвивающего вида, реализующего ООП «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Приоритетные

1. Общие характеристики заведения Тип, вид, статус дошкольная образовательная организация, тип учреждения- бюджетное учреждение. Лицензия на образовательную деятельность серия 23Л01 0004527 от 12.02.2016

Познавательное развитие Формирование целостной картины мира 1 4 37 1 4 37 1 4 37 1 4 37 1 4 37 Речевое развитие Развитие речи 1 4 37 1 4 37 1 4 37 1 4 37 2 8 74 Художественно Рисование - - - - - - - -

«Утверждаю» от августа г. Заведующая детским садом «Аленький цветочек» УЧЕБНЫЙ ПЛАН Структурного подразделения детского сада комбинированного вида «Аленький цветочек» ГБОУ СОШ 11 г.кинеля по основной общеобразовательной

Краткая презентация основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 82» Основные характеристики Программы Основная образовательная программа ДОО (ООП ДОО) Обязательная часть

Анализ работы педагогического коллектива МКДОУ д/с 362 по художественно-эстетическому развитию детей за 2017 2018 учебный год Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека,

Педсовет 1 ТЕМА: «Приоритетные задачи ДОУ на 2014-2015 учебный год» ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 28.08.14г. ЦЕЛЬ: принять годовой план ДОУ, рабочие программы, сетку НОД, режимы дня, наметить пути совершенствования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 уч.г. раздел 4 Дошкольное образование МБОУ «Лицей «МОК 2» Детский сад является структурным подразделением МБОУ «Лицей «Многоуровневый образовательный комплекс 2».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 4 «Солнышко» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области Планирование образовательной деятельности во 2 подготовительной группе /от

Выступление «Система работы по музыкально-театрализованной деятельности» Театр это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного

Образовательная деятельность Внутренняя система оценки качества образования Документы, в соответствии с которыми ведется образовательная деятельность: ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. 273-ФЗ; ФГОС

ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» Кафедра дошкольного образования Итоговая практико-значимая работа на тему: «Методическое руководство организацией приоритетного направления деятельности дошкольного

Сведения о реализуемых образовательных программах в МБ ДОУ 27 Программы образовательной деятельности в МБ ДОУ 27 Период обучения Количество воспитанников 1. Основная образовательная программа муниципального

УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи 41» Р.Р. Замолдинова г ПЛАН методического сопровождения введения и реализации ФГОС ДО МБДОУ «Детский

Цель: Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Совместные задачи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 15 "Светлячок" «Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ» Заместитель заведующей по ВМР Стойко С.П. Задачи ДОУ на 2014-2015

Публичный отчет о деятельности Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 21 Петроградского района Санкт-Петербурга за 2015-2016 учебный год Санкт-Петербург, 2016

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 12 общеразвивающего

УЧЕБНЫЙ ПЛАН МДОУ црр детский сад 33 «Ромашка» по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2016-2017

Образовательная программа дошкольного образования МДОУ детского сада «Теремок» Программа направлена на создание условий развития для детей раннего и дошкольного возраста, открывающих возможности для позитивной

Реализация долгосрочного проекта «Растем здоровыми» (здоровьесберегающее пространство детского сада как среда воспитания здорового ребенка) Здоровье - великая ценность человека. Вырастить ребѐнка здоровым,

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОБОЛЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» «Планета здоровья» Направление проекта: Обеспечение психолого-педагогической

Утверждаю: Заведующий МДОУ д/с 66 «Пчелка» О.В.Ряховская 0 г. Принято: на заседании Педагогического совета протокол 4 от «08» февраля 07 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по основной образовательной программе дошкольного

УТВЕРЖДЕН приказом МБДОУ «Детский сад 22» 30 от 31.08.2017 г. ГОДОВОЙ ПЛАН НА 2017 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД ПРИНЯТ решением Педагогического совета протокол 1 от 30. 08. 2017 г. г. Гатчина Цель: создание благоприятных

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 11 «Колокольчик» МАДОУ 11 "Колокольчик" г. Реутов, Московской области основан в 2014 году (Постановление

Краткая презентация рабочей программы музыкального руководителя МДОУ ЦРР д/с 15 города Маркса Саратовской области на 2015 2016 учебный год Подготовил: музыкальный руководитель МДОУ ЦРР д/с 15 Тарасова

Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 2» тел:

Аналитическая справка по результатам введения ФГОС ДО В течение 2014-2016 года методическая работа в ДОУ была направлена на реализацию плана поэтапного введения ФГОС ДО, утверждённого приказом заведующей

Охрана и укрепление здоровья детей. Физическое развитие и воспитание дошкольников является приоритетным направлением в деятельности ДОУ, потому что здоровье ребенка это основа успешного формирования, развития

Городской семинар старших воспитателей детских садов

Заместитель директора по УВР

Спирина Надежда Евгеньевна

«Детский сад и школа – единое пространство развития ребёнка»

«Быть готовым к школе – не значит уметь

Быть готовым к школе – значит быть

готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2016 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:

    развитие любознательности;

    развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

    формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

    развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;

2) школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Цель: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Воспитание нравственного человека;

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольном уровне:

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

Способности к творческому самовыражению;

Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

На ступени начальной школы:

Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития

Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:

В создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

В создании условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению,эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка;

Развитии ведущей деятельности каждого периода жизни;

Формировании психологической готовности к школе;

В создании комплекса учебно-методической документации;

Формировании структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

В создании новых творческих мастерских и проектов.

Начальная школа должна создавать условия для дальнейшего развития детей на основе сближения опыта жизни старших дошкольников и младших школьников.

По-прежнему актуально звучит высказывание А.В.Запорожца: «Нельзя ограничиться задачей передачи ребенку отдельных знаний и умений, в большей степени необходимо решать задачу воспитания способностей, которые могут дать ребенку возможность в дальнейшем лучше усваивать различные знания и умения и творчески их применять».

В дошкольный период у детей развиваются образные формы познания окружающего мира (восприятие, наглядно-образное мышление и память, творческое воображение), эти познавательные процессы развиваются не вопреки, а благодаря игре. Формируя психологическую готовность к обучению в школе.

Учителю в сотрудничестве с ребенком предстоит опереться на уровень этих процессов, достигнутых в дошкольном возрасте, и, используя его в своей работе, формировать у младших школьников проблемное отношение к изучаемому материалу.

Учителя значительное место на своих уроках отводят игровым методам обучения, проблемно-творческим задачам, создают обстановку сотрудничества и взаимопонимания. Они доверяют детям и опираются на их опыт. На таких уроках можно видеть любопытные глаза учеников и их чрезвычайно высокую познавательную активность.

Цель дошкольной ступени – развитие общечеловеческих качеств, добрых чувств, глубокого ума, здорового тела.

Цель начальной школы – формирование умения учиться, создание условий, при которых обучение становится средством самовыражения.

Каждое звено должно выполнять свои задачи, не подменяя друг друга, и заботиться, прежде всего, о том, чтобы наши дети были здоровы.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.

Известный психолог Д.Б.Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в «одну эпоху человеческого развития, именуемую детством».

Под преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Только тогда, когда в детском саду работа будет направлена на развитие детей, которое бы отвечало требованиям, предъявляемым к этим же детям на следующей ступени (т.е. в первом классе), а учителя начальных классов будут опираться и ориентироваться на материал, ранее усвоенный детьми, и тот опыт, который ими приобретен на предыдущей ступени их жизни, - только при этих условиях будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы.

Правильно организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения детей в школе.

Задача школы, опираясь на общее между возрастными этапами развития ребенка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому важнейшим направлением совместной работы детского сада и начальной школы считаем социально-психологическое сопровождение личностного развития ребенка путем реализации единых подходов к определению цели, задач и содержания образования на каждой из этих ступеней с учетом их преемственности и непрерывности.

Непрерывность образования подразумевает плавный переход с одной ступени на другую, где каждая предыдущая ступень является стартом для последующей ступени. Для развития ребенка существенным является успешное продвижение по каждой ступени: для первоклассника важным качеством является формирование «умения учиться в школе», тогда как в детском саду должны быть созданы условия для формирования предпосылок учебной деятельности.

Одной из важнейших задач,требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Эта задача и была поставлена коллективами нашей школы и д/с23 и 48,из которых к нам поступает наибольшее количество первоклассников.

Ежегодно в сентябре между школой №7 и ДОУ №23 и№48 заключается договор о сотрудничестве, целью которого является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе. Согласно условиям договора был составлен и утвержден руководителями учреждений совместный план работы, который предусматривает деятельность по четырем направлениям

1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

1.Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей дошкольного учреждения и начальной школы с учетом их возрастных и индивидуальных интересов.

2.Внедрение новых форм организации нерегламентированной деятельности детей (проведение занятий по интересам и способностям в секциях, клубах…), организация работы кружков.

3.Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу:

Старшая и подготовительная группы участвуют в проведении Дня знаний;

Подготовительная группа знакомится с помещением школы, экскурсии в школьные музеи, кабинеты начальных классов, спортивный зал, актовый зал, библиотеку;

Подготовительная группа участвует в празднике последнего звонка.

4.Осуществление единого подхода при формировании у детей гигиенических навыков, в воспитании культуры поведения, умении вести себя со взрослыми, сверстниками, слушать собеседника, быть вежливым, аккуратным, умении занять себя, найти дело по интересам, в соблюдении режима дня, не допускающего физической и интеллектуальной перегрузки и способствующего общему развитию и оздоровлению ребенка.

5.Осуществление воспитания детей в игре. Место игры в режиме дня, подбор и размещение игрового материала, содержание игр, умение детей играть самостоятельно. Использовать игры в педагогическом процессе.

6. Обеспечение своевременного медицинского осмотра детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья детей старшей и подготовительной групп, 1-х классов, об уровне их физического развития.

7.Оказание детскому саду шефской помощи (ремонт игрушек, пошив одежды для кукол, инсценировка сказок учащихся, показ спектаклей школьного театра).

2.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Изучение и анализ программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе.

2.Внедрение новых форм педагогической учебы (совместные заседания МО, встречи за «круглым столом», мастерские для воспитателей и учителей начальных классов по вопросам преемственности образовательного процесса в соответствии с планами работы МО)

3. Изучение личности и контроль за развитием каждого ребенка начиная со старшей группы дошкольного учреждения, учителем, который в дальнейшем поведет детей до 4-го класса.

4. Педсовет с участием учителей 1-го класса и воспитателей детского сада.

5. Взаимопосещения: это

а)Посещения уроков в 1-м классе воспитателями и воспитанниками детского сада.

б)Посещение занятий в старшей и подготовительной группах учителями начальной школы.

На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие в следующем учебном году и ведущие в этом году первые классы; на уроках в первых классах – бывшие воспитатели и воспитанники подготовительных групп.

«Круглые столы» были посвящены адаптации учащихся первых классов к обучению в школе, итогам усвоения программного материала за учебный год, проблеме определения уровня готовности детей к обучению. Педагоги школы и детского сада имели возможность обсудить насущные проблемы и скорректировать свою дальнейшую совместную деятельность. На совместных заседаниях МО шел полезный разговор о творческом развитии каждого ребенка: о том, как поддержать у детей интерес к познанию, как найти «ключик» к каждому ребенку, опираясь на его предыдущий жизненный опыт. Каждая такая встреча давала возможность учителям и воспитателям совершенствовать методы обучения и улучшать качество своей работы.

3.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Тематические выставки («Скоро в школу», «Психологическая готовность к школе. Что это такое?»и т.д.) .

2. Проведение совместных родительских собраний по вопросам подготовки

дошкольников к обучению в школе.(Какой – ты, завтрашний первоклассник?)

3.Анкетирование родителей по вопросам подготовки детей к школе.

4.День открытых дверей в школе для родителей.

Это направление предусматривает выход учителей будущих первых классов на родительские собрания в детский сад в начале и в конце учебного года с беседами о подготовке ребенка к школе: «Ваш ребенок – будущий первоклассник», «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе», «Психологическая готовность ребенка к школе» и др; с информацией о том, как готовить ребенка к школе, не навредив его здоровью, о требованиях, которые будет предъявлять школа к будущим ученикам и их родителям. Кроме этого, родители могут получить консультации учителей и психолога школы в течение учебного года. Очень полезной является совместная работа учителей и воспитателей с «трудными» семьями. Выявлять такие семьи надо тогда, когда ребенок еще находится в детском саду, - этим оказывается большая помощь школе.

4.РАБОТА ДЕТЬМИ

1.Экскурсии и целевые прогулки в школу:

Посещение торжественной линейки, посвященной Дню знаний,

Знакомство со зданием школы, школьным двором,

Знакомство с кабинетами в школе

2.Совместное спортивное мероприятие (подготовительная группа и 1-й класс), по правилам дорожного движения.

3.Экскурсии в школьные музеи, библиотеку.

4.Совместно с детьми 1 класса: изготовление кормушек для птиц, прогулки в лес, подкармливание птиц.

5.Участие в празднике «Прощание с Азбукой», «Алло, мы ищем таланты», в игре «Помоги Незнайке по противопожарной безопасности»

6.Неделя «Дружба с природой».

7.Организация занятий с детьми, которые не посещают дошкольное учреждение.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу, присутствие на уроках в первых классах, а также участие в совместных мероприятиях: спортивных соревнованиях, праздниках, конкурсах рисунков и стихов, выставках поделок

На протяжении ряда лет, работая по преемственности «Детский сад – школа», ежегодно разрабатывается План совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и начальной школой, который направлен на создание условий плавного, внутренне бесконфликтного перехода выпускников из детского сада в школу в условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования и федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

План преемственности разрабатывается в интересах детей, педагогов и родителей с целью обеспечения качественной подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе. На данный момент этот документ является ориентиром для конструктивного взаимодействия педагогов, специалистов дошкольного учреждения и начальной школы, родителей детей.

За период реализации Программы между д/садом и школой №7 сложилась определенная система работы по осуществлению преемственности, которая включает в себя широкий спектр совместных мероприятий по эффективной предшкольной подготовке и введению в школьную жизнь.

Все эти мероприятия значительно улучшили качество работы по обеспечению преемственности, сплотили образовательное учреждение в общей деятельности по эффективной предшкольной подготовке воспитанников детского сада и успешному обучению в школе первоклассников.

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию выпускников детского сада, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволило нам добиваться положительных результатов в работе.

У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует успешной адаптации детей к школьному обучению.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Важность проблемы, преемственности между Д/С и начальной школой, ни у кого не вызывает сомнений. Действительно, от того, насколько будут взаимодействовать два звена непрерывного образовательного процесса (дошкольное и начальное), будет зависеть его успешность и результативность.

Успех в жизни ребёнка закладывается уже с дошкольного детства, поэтому совместная работа по созданию системы предшкольного образования обеспечивает на качественном уровне преемственность в работе детского сада и начальной школы, а значит, создаёт единый старт детям дошкольного возраста при поступлении в школу.

Программа личностного развития дошкольника, а затем и младшего школьника как единого целостного процесса может быть реализована тогда, когда и воспитатель, и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития каждого ребенка, а взаимосвязь содержания, методов, форм, стилей педагогического общения, опирающаяся на принципы гуманной педагогики, станет средством обеспечения преемственности в обучении, воспитании и развитии детей.

Ребёнок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

Спасибо за внимание!

Ирина Власова
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»

«Создание единого образовательного пространства

развития ребенка «Детский сад - семья » .

Актуальность и новизна :

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей. В содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников . В образовательной среде детского сада должны быть созданы условия для участия родителей в образовательной деятельности .

В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом , получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Социальное партнерство включает развитие проектной культуры , разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности) . Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг, которую все партнеры должны изучать и развивать .

Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент и ресурс образовательного учреждения .

Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса .

Государство начинается с семьи . Значит, в центре сферы образования должны стать ответ на вопрос «Кто я такой?» и тема «Моя семья » . И главными они должны быть на только для детей, а для всех членов семьи , чтобы в первую очередь родители понимали, для чего привели в этот мир ребенка , почувствовали всеми гранями души и осознали, что от них зависит. Станет ли малыш в будущем хозяином своей судьбы, своей мечты, своей семьи .

Из всех видов взаимодействия детского сада и семьи на наш взгляд , сегодня наиболее актуально социально-педагогическое партнерство, предполагающее равные права обоих субъектов, которые в одинаковой степени отвечают за качество результатов.

Цель :

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «детский сад- семья » .

Достижение цели решается через :

1. установление партнерских отношений с семьями воспитанников , включение всх субъектов образовательного процесса , в том числе родителей дошкольников, в режим непрерывного саморазвития , в результате которого они становятся активными участниками преобразования окружающего макросоциума;

2. опыт продуктивной деятельности и конструктивного взаимодействия с различными государственными субъектами по вопросам образования дошкольников , в том числе создание социально значимого продукта, - яркого события в жизни воспитанника и его окружения;

3. создание предметно- развивающей среды для развития личности ребенка .

Образовательный процесс в нашем учреждении открытый, в нем всячески поощряется участие членов семей воспитанников. Социально-педагогическое партнерство благоприятно влияет на образовательный процесс детского сада .

В нашем детском саду сложилась своя система взаимодействия с родителями воспитанников. В соответствии с результатами изучения родительского контингента работа проводится по следующим направлениям :

анализ уровня психолого-педагогической культуры родителей (анкетирование, метод социометрии, наблюдения и анализ взаимодействия ребенка с родителями ).

популяризация современных психолого-педагогических идей, предоставление родителям необходимой теоретической и практической информации (дни открытых дверей, родительские собрания (групповые, общие, конференция в конце учебного года, различные формы наглядной информации в уголке для родителей : буклеты, рекомендации, консультации, почтовый ящик для вопросов , «повторите с ребенком » , «приготовьте ребенку » , «изготовьте с ребенком » и т. п.) Для малышей, не посещающих дошкольные учреждения, организована группа кратковременного пребывания детей 2-3 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по два часа весь учебный год. С детьми и родителями работают узкие специалисты : педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед.

использование нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников – семейные встречи : мастер-классы по изготовлению продукта художественно-эстетической деятельности, игры-тренинги «Когда ты был маленьким» , создание совместных проектов «Космос» , «Бытовая техника» , «Повар» , «Продавец» , «Домашние животные» , «Компьютер» , «Как построить дом» и другие, праздники «Русская песня –русская душа» , «День семьи » , «Олимпиада» , «Защитники Отечества» , «День здоровья» , «Дегустация блюд» .

донесение до родителей интересной и полезной информации, связанной с жизнедеятельностью детей в детском саду : советы специалистов, музыкально-поэтический уголок; уголок «Неболейка» , выставка «Сделай вместе с детьми» , фотовыставка «Мир вокруг меня» , Радуга успехов, «Сегодня мы занимались…» , «Искренне благодарим» , «В кругу семьи » , Уголок творчества детей, «Живем-поживаем» .

индивидуальная направленность в работе с родителями (дифференцированный учет воспитательных воздействий в условиях семьи , включение родителей в педагогический процесс с учетом их индивидуальных интересов и способностей);

привлечение родителей к руководству детским садом через участие в работе Конференции, родительского комитета, Совета педагогов.

С каждым годом родители активнее включаются в образовательный процесс . Родители участвуют в обновлении предметно-развивающей среды группы : в 1 младшей группе изготовили маркер игрового пространства – машину , в подготовительной - маркер «Корабль» , «Дом» , «Заборчики» для обыгрывания сюжетно-ролевой игры. Вместе с педагогами участвуют в приобретении дидактических игр, игрушек, инвентаря. Родители средней группы разрисовали стену веранды. Систематически родители участвуют в подготовке детей к праздникам : шьют костюмы, изготавливают атрибуты, оформляют групповое помещение, участвуют в утренниках и развлечениях . Силами и средствами родителей были отремонтированы : групповое и спальное помещение средней группы «Рыбки» , прихожие во 2 младшей группе «Пчелки» , в средней группе «Белочки» , в подготовительной группе «Медвежата» . Родители старшей логопедической группы «Муравьишки» подарили компьютер, принтер для педагогов группы. В зимние время родители участвуют в создании горки для катания , ледяных построек для развития основных движений . В логопедических группах родители охотно выполняют поручения воспитателей и учителя-логопеда по коррекции речи дошкольника.

Анализируя результаты работы за последних три года мы отметили положительную динамику в развитии социально-педагогических отношений. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт , но только вместе они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир