Березовый лес подарил народным умельцам чудесный материал - бересту, - легкий, прочный, доступный.

Береста состоит из множества тонких, но плотных слоев. Каждый год на ней нарастает новый слой и она становится толще. Наружные слои обычно окрашены в белый цвет, а внутренний может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым... Эта сторона у мастеров называется лицевой. Поэтому все изделия плетут с таким расчетом, чтобы видимой была лицевая сторона, а белый слой находился внутри плетева.

Плетение - один из самых древних способов обработки бересты. Из ее узких полосок, так же как из лыка , на русском Севере изготовляли обувь, пестери - заплечные кошели для сбора грибов, лукошки для ягод, игрушки, посуду, утварь. Многие вещи, которые плели крестьяне в прошлом, не утратили своего практического значения и теперь.

Снимают бересту с погибших берез : упавших или сухостойных. Среди упавших нужно выбирать такие, у которых древесина еще крепкая, а слой камбия, находящийся между стволом и берестой, уже разрушился, а значит, и кора легко отделится от ствола. Сделайте на упавшем или сухостойном-дереве надрез. Под берестой вы обнаружите темно-коричневый рыхлый слой камбия. Подденьте бересту ножом, и она легко отделится от ствола. У бересты, снятой с погибших берез, есть свои особые декоративные достоинства. Внутренний слой ее окрашен в красно-коричневый цвет с различными оттенками. Если бересту пропарить в горячей воде и потереть жесткой щеткой, то она приобретает розоватый или зеленовато-желтый цвет.

Чтобы снять со ствола длинную ленту, прочертите шилом вокруг него по спирали линию. Расстояние между витками должно быть равным ширине заготавливаемой ленты (рис. 1, поз. 1). Обычно применяют ленту шириной от 1 до 3 см. Небольшие сувенирные изделия изготовляют из более узкой ленты - шириной от 0,5 до 0,7 см. На глазок трудно сохранить постоянное расстояние между витками, а значит, и параллельность линий. Поэтому желательно сделать специальную чертилку. Она представляет собой согнутую пополам стальную проволоку, концы которой заточены на конус, закруглены и отшлифованы так, чтобы легко скользили по бересте, оставляя на ней неглубокие, но хорошо заметные вмятины. Прорежьте бересту вдоль проведенных линий резаком и смотайте готовую ленту в клубок. Еще удобней резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограничителем. Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола.


Рис. 1, поз. 1

Основной инструмент, применяемый при плетении из бересты, - плоское шило с крючкообразным изгибом (рис. 1, поз. 2). В различных областях России его называли по-разному: коточиком, костыгом, свайкой, кодочигом, кочедыком или же просто лапотным шилом. Но все же более известно плоское шило как кочедык.


Рис. 1, поз. 2

Кроме кочедыка, под руками плетельщика всегда был острый нож, которым он разрезал ленты и заострял их концы. Кроме этих двух инструментов, нам потребуются также сапожное шило с квадратным сечением, прямое с закругленным и отполированным кончиком, нож-косяк или сапожный нож. Пригодятся в работе и ножницы. Сапожным шилом мы будем прокалывать отверстия для сшивания бересты, прямое используем вместо карандаша. Скользя по бересте, полированный кончик должен оставлять хорошо заметный след. Резаком раскраивают бересту на отдельные ленты.

Для временного закрепления плетева в процессе плетения применяют простейшие самодельные зажимы. Их изготавливают из березового прутка толщиной с карандаш и длиной 7-10 см каждый. В середине заготовки сверлят отверстие, а затем с одного торца ее раскалывают вдоль сердцевины до этого отверстия. Вместо самодельных зажимов можно использовать бельевые прищепки, а при работе над мелкими вещами - канцелярские скрепки.

Ленточное плетево представляет собой ритмичное чередование квадратов. Их стороны, образованные переплетением берестяных лент, могут быть расположены параллельно основанию или же под углом 45°. В первом случае плетение называется прямым, а во втором - косым. По технике исполнения прямое плетение проще косого. Поэтому осваивать приемы ленточного плетения надо именно с него. Прежде чем приступать к работе, потренируйтесь на бумажных лентах.

Дорожная солонка

Любое изделие плетется с помощью шаблона (рис. 2, поз. 1). Чтобы сплести солонку, которую удобно брать в поход , нужно подобрать шаблон. Это может быть коробка, брусок с квадратным основанием. Берестяные ленты берут равными по ширине одной трети стороны основания.


Рис. 2, поз. 1

Положите три ленты на стол лицевой стороной вверх и переплетите их с тремя другими. Подрежьте концы лент в форме клина, чтобы удобно было работать. Затем согните ленты вдоль ребер основания, прижмите к граням шаблона и обвяжите тонкой бечевкой. Начиная от основания (донышка), последовательно оплетите вертикальные ленты плетева тремя рядами горизонтальных лент. Уберите шаблон. Он больше не понадобится. Переплетите вертикальные ленты между собой так, чтобы образовалась верхняя грань солонки . Все концы заделайте в плетево, оставив только две ленты у края квадратного отверстия. Ими вы будете крепить горлышко к корпусу. Концы этих двух лент просуньте под ленты на верхней грани куба. Получатся две петли. Пропустите в них специально заготовленную ленту несколько раз, чтобы образовалось многослойное кольцо. Потяните за кончики лент, и петли зажмут кольцо, плотно прижав его к верхней грани солонки. Оставшиеся концы заделайте в плетево. Для прочности наденьте на горлышко берестяное кольцо со специальным замком. Как вырезается замок, видно из рисунка (рис. 2, поз. 2). Кольцо, соединенное замком, опустите на несколько минут в горячую воду. Распаренное, оно легко наденется на горловину солонки, а высохнув, плотно обожмет ее.


Рис. 2, поз. 1

Как бы вы ни старались плотно подогнать друг к другу ленты, между ними все равно останутся хотя бы небольшие просветы. А значит, и соль из такой солонки будет высыпаться. Чтобы этого не произошло, плетево обязательно уплотняют, вплетая в него второй слой лент. Их подсовывают под первые кочедыком. Помните, перед началом плетения вы расположили ленты лицевой стороной вверх. Теперь же лицевая сторона оказалась внутри солонки, а изнаночная - снаружи. Это сделано было для того, чтобы внутренняя поверхность солонки была чистая. Такая же поверхность должна быть и на внешней стороне. Поэтому ленты уплотняющего слоя вплетают лицевой стороной наружу. Завершают работу над солонкой изготовлением деревянной пробки.

Пробку вырезают с таким расчетом, чтобы она плотно входила в горлышко, а ее выступающая часть имела красивую и удобную форму.

Потом солонку протирают тряпочкой, смоченной растительным маслом, чтобы снять с бересты сизый налет, и растирают сухой тряпкой до появления едва заметного глянца.

Суперобложка для книги

Прямое плетение можно использовать при изготовлении суперобложки для книги (рис. 3, поз. 2). Шаблон для плетения вырезают из толстого картона в виде прямоугольника по формату книги. Тонкие берестяные ленты укладывают лицевой стороной вверх, переплетают между собой, кладут на них шаблон и оплетают его с двух сторон. Затем оплетают с помощью кочедыка вторым слоем так, чтобы ленты были вплетены лицевой стороной наружу. Отдельно из двух согнутых пополам узких лент плетут закладку и прикрепляют ее к верхнему краю суперобложки.


Рис. 3, поз. 2

Лукошко

Лукошко для хранения продуктов или сбора ягод может быть квадратным или прямоугольным. От его размера зависят количество и ширина применяемых лент. Если вы решили сделать дно квадратным, то берите четное число лент. На рисунке 4 показана последовательность плетения небольшого лукошка с квадратным дном из восьми лент. Чтобы плетево не распадалось, в местах переплетения крайних лент временно скрепите его четырьмя зажимами. Посередине установите шаблон так, чтобы его грани находились под углом 45° к сплетенным лентам. Приподняв часть плетева, снимите зажим и прижмите плетево к одной из граней шаблона. Другую часть плетева прижмите к соседней грани. Переплетая в шахматном порядке прижатые к граням ленты, вы получите один из углов лукошка. Скрепите сплетенный угол зажимом и в той же последовательности сплетите остальные углы. Затем продолжайте выплетать борт лукошка. Для жесткости вплетайте в него обруч из березового или ивового прута. Периметр обруча сделайте равным периметру донышка. Концы прута срежьте на ус и свяжите прочными нитками. Готовый обруч наденьте на корпус, а концы лент перегните через обруч, последовательно подсовывая их под ленты первого слоя плетения с внешней стороны. Как только ленты кончатся, подсуньте новые и продолжайте работу до тех пор, пока не оплетете все лукошко. Второй слой не только укрепляет и уплотняет плетево, но и украшает изделие.


Рис. 4, 5, 6, 7

Народные мастера выработали даже специальные приемы декоративного оплетения. На рисунке 4 (поз. 7) показана последовательность выполнения декоративных элементов, так называемых «конвертиков». Известны и другие приемы узорчатого сплетения: «в шахматку», «ступеньками», «пояском».

К оплетенному лукошку остается подвязать ручку. На противоположных сторонах борта прорежьте два узких отверстия, равных по ширине ленте, приготовленной для ручки. Пропустите ленту через прорези несколько раз. Сложенные вместе пять-шесть слоев ленты обмотайте оставшимся концом, плотно прижимая виток к витку. Чтобы витки держались на ручке прочно и не смещались после очередного витка, конец ленты нужно подсовывать под верхнюю ленту ручки.

Футляр для бруска

Способом косого плетения можно изготовить футляры для инструментов или для точильного бруска (рис. 5, поз. 1). Такой брусок обычно берут на покос. Выплетают футляр на шаблоне, вырезанном из доски. Для плетения заготавливают шесть берестяных лент. Вначале переплетают две ленты, согнув их пополам, а затем последовательно вплетают остальные. Плетево надевают на шаблон и оплетают его, плотно подгоняя одну ленту к другой.

Заделав борта, футляр оплетают вторым уплотняющим слоем. На задней стенке прикрепляют лямку, за которую футляр подвешивают к ремню или на стену.

Подстаканники

Для плетения подстаканника нужно брать узкие ленты. Чем уже они будут, тем плотнее лягут на цилиндрической форме. Для шаблона берется деревянный цилиндр, вытесанный вручную или выточенный на токарном станке . Перед началом работы ленты можно немного подержать в теплой воде. Распаренная береста становится более эластичной и легко огибает форму. Однако не следует сильно натягивать берестяные ленты, иначе подстаканник будет трудно снять с шаблона, когда ленты подсохнут. Борт подстаканника можно сделать не прямым, а «зубчиками» (рис. 5, поз. 2).

Туески

Плетеными «рубашками» народные мастера часто украшают туески. На рисунке 6 (поз. 1) показано устройство туеска, предназначенного для хранения сухих продуктов.

Пестерь

Так называют заплечный кошель для сбора грибов наподобие ранца. Он хорошо прилегает к спине и не оттягивает руки, как корзина. Плетется пестерь тоже по шаблону - подходящему по форме и размерам ящику, подобно тому, как и лукошко. Борт передней стенки делается ниже задней, а боковые стенки имеют скос под углом 45° (рис. 6, поз. 2). Заделав переднюю и боковые стенки, продолжают плести заднюю. Ее выступающая часть служит крышкой пестеря. Заделав края крышки, оплетите пестерь вторично и прикрепите лямки. Их изготавливают тем же способом, что и ручку лукошка. Для прочности между лентами положите брезентовую полоску. На низкой стенке пестеря прикрепите две застежки в виде плоских дощечек с вырезами, равными ширине берестяных лент. Дощечки подсуньте на углах под ленты плетева. Петли сделайте из бечевки или сыромятной кожи и привяжите их на углах крышки.

Берестяные ленты можно использовать для оплетения стеклянной и металлической посуды: бутылей, банок, фляг (рис. 3, поз. 1). Берестяное оплетение не только украшает невзрачную стеклянную посуду, но и надежно предохраняет ее при ударах. Кроме того, во фляге, оплетенной берестой, вода в летнее время долго остается прохладной. В старину тонкими берестяными лентами обвивали треснувшую глиняную посуду. Береста надежно скрепляла отдельные черепки. Благодаря ей глиняные горшки служили многие годы.


Рис. 3, поз. 1

Береста - березовая кора, а если быть точнее, то её верхний слой. Все знают, что природные материалы – это лучшее сырье для изготовления всевозможных поделок для дома и личных целей. Именно поэтому, издревле на Руси зародилась традиция изготавливать вещи и предметы обихода из бересты. Проведём мастер класс по плетению из бересты с видео-подборкой для начинающих мастеров в конце статьи!

Очень важно, что подобные изделия прочные и долговечные. До наших дней сохранились вещи, сделанные своими руками из данного материала. Они не только индивидуальны и самобытны, но и красивы. Если обратить внимание, на различного рода изделия для дома, в Древней Руси, то практически 90 % из них изготовлены из бересты.

Удобные и многофункциональные поделки пользовались спросом не только в далекие времена, но и сейчас. Всем известно, что береста имеет ряд свойств, благодаря, которым например, в поделках, где хранится мука, не появится мошкара и жучки. Поэтому, крайне удобно и полезно для человека, если корзины для круп, муки, сахара и прочих сыпучих веществ будут выполнены из такого материала.


Береста крайне устойчива к гнилостным бактериям. Поэтому, имеет свойство долго сохранять свой первоначальный вид и качество содержимого в ней. Помимо этих неоспоримых качеств, береста имеет полезное бактерицидное свойство. Этот факт доказан учеными, считается, что в ней содержатся ионы серебра, при помощи которых очищаются продукты, выводятся яды, бактерии и токсины.


Береста – гипоаллергенный материал, она не вызывает зуд и раздражение на коже. Многие модницы предпочитают эксклюзивные изделия из неё. Потому, что они, выглядят не только оригинально, но и эффектно. Каждое изделие из бересты – это шедевр, произведение искусств, поэтому знать технологии плетения вещей из неё очень увлекательно и полезно.

В сегодняшней статье вы найдёте технологии плетения поделок из бересты своими руками, с подробным мастер – классом и техникой изготовления. Здесь вам откроется мир неизведанных фантазий, о которых вы раньше даже не догадывались. Поэтому, в данном мастер – классе, вы найдёте много полезного по плетению из бересты в домашних условиях для начинающих.

Короб, шкатулка, корзина, браслет, кубик – все эти вещи, можно сплести из бересты, не имея особых навыков в данном деле. Помимо основного урока по изготовлению поделки из бересты, вы просмотрите видео, согласно которым с лёгкостью изготовите вещь.

Изготовление красивого берестяного короба не займёт много времени и не отнимёт сил. Поэтому, подготавливайте рабочее место. Будем приступать к изготовлению поделки.

Учимся плетению из бересты для начинающих в подробном мастер-классе

Вам понадобится:
  • Нож – резак
  • Берестяная лента (20 штук по 45 см)
  • Плоское шило с крючковидным лезвием – кочелдык.

Больше, вам ничего ненужно. Приступайте к формированию каркаса будущего короба, он будет похож на маленькую корзину и ручкой.

Пошаговая инструкция по изготовлению короба – корзины:
  1. Плетете полотно, обязательно прямоугольной формы. Как правило, плетение необходимо начинать с 4 ленточек, пропуская их концы через друг дружку.
  2. Когда получится нужный размер, сгибаете кверху берестяные ленты.
  3. Формируете ручки для корзины согласно её размеру. Вплетаете ручку на сгибе.
  4. Продолжаете плетение из бересты, выводя короб прямоугольной формы, который имеет ручку.
  5. Оплетаете ручку берестяной лентой, которую нужно поделить пополам, чтобы она была более тонкой.

Ваше изделие готово. Будем рады, если наш мастер – класс вам понравится. Пользуйтесь берестяной поделкой на радость, храните в корзине приятные и дорогие сердцу вещи.

Туризм распространен в наше время и всё больше иностранных граждан хотят посетить Российскую федерацию. Многие из них предвкушают, что привезут на родину многочисленные аксессуары и поделки для близких и друзей. Одной из таких вещей может оказаться поделка из бересты. При выборе иностранцем аксессуара для дома порекомендуйте берестяную корзину, или лапти. Эта поделка будет не только оригинальна, но и экзотична для гостя. Любой человек обрадуется, узнав, что такая вещь не только красивая, но и полезная.

В древние печь много хлеба было не принято. Он очень ценился и был дефицитом. По этой причине, проблем с его сохранностью не было. В средние века, свежим хлебом лакомились только члены королевской знати, а обычным крестьянам доставались только черствые корки. Задумываться о хранении хлеба начали после того, когда у большинства людей стало много хлеба. Именно в это время появилась потребность в хранении. Тогда начали появляться плетеные корзины и небольшие мешочки, которые хранили подвешенными к потолку в амбарах. На Руси начали плести из бересты небольшие емкости для хранения хлеба. Позже начали появляться деревянные хлебницы, которые являются самыми востребованными и экологическими. Именно хлебницы из бересты были надежным хранилищем для такого сокровища.

Видео по данной теме статьи

Одно из самых популярных бытовых изделий из бересты - корзина. Соревноваться в известности с корзиной может только лапоть . Данный мастер-класс посвящён особенностям плетения корзины из бересты.

Плетение прямоугольной корзины из бересты

Корзина — простая плетёная ёмкость с ручкой (или несколькими ручками), предназначенная для переноса и хранения вещей. Хотя в настоящее время в быту широко применяются различные сумки и пакеты, в лес за ягодами или грибами люди все ещё стараются ходить с корзинками.

В отдельной статье я уже рассматривал виды и назначение корзин , поэтому сейчас на этом не буду заострять внимание и перейду непосредственно к мастер-классу.

Корзину, которая предлагается для изготовления, я считаю эталонной. Дело в том, что мой неоднократно упоминаемый в статьях отец обеспечивал долгие годы жителей родного посёлка (и не только их) плетёной продукцией, как подобает ремесленнику. За это время выработалась технология плетения самой удобной, надёжной и красивой корзины. Я решил обнародовать полное точное описание этого изделия, как говорится "клетка-в-клетку".

Прежде всего стоит отметить две важные особенности такой корзины:

  1. Прямоугольная форма
  2. Двойная ручка

В отличие от традиционной квадратной формы берестяной корзины с одной ручкой по середине, данный вид обладает повышенным удобством эксплуатации:

  • Четыре точки крепления двух ручек позволяет распределить нагрузку на кромку при переносе тяжёлого содержимого.
  • Две широких ручки удобнее лежат в руке и позволяют нести корзину даже вдвоём
  • Плоская прямоугольная форма более компактна и значительно упрощает передвижение в чаще леса
  • Ручки корзины подвижны, их можно раздвинуть для удобства наполнения корзины или свернуть внутрь, уменьшая габариты

Впервые за все мастер-классы по берестоплетению мы изготовим изделие с прямоугольным донцем.

Размер полных ячеек для донца корзины 10*6. Это означает, что потребуется (10+6)*2=32 ленты для набора коврика. Ленты нарезаются в масштабе примерно 1:150 по соотношению ширины к длине, чтобы гарантированно хватило на полное оплетение корзины лицевым слоем. Наращивание лент до плетения кромки допускается, но не рекомендуется.

Размер корзины регулируется именно шириной лент, а не количеством. Так десятилитровая корзина получится при ширине лент примерно 15мм, если соблюсти предлагаемую высоту стенок.

При наборе коврика из большого количества лент требуется внимательно следить за плотностью плетения. Согнутые пополам ленты позволят равномерно набрать квадратный коврик симметрично относительно его центра.

Даже для прямоугольного донца требуется квадратный коврик. Прямоугольность достигается путём сдвига углов донца от середины стороны коврика к его углу. Чтобы получить сторону в шесть полных ячеек, от любого из углов коврика отступите в каждую сторону по шесть лент и в этих местах образуйте два угла донца. Аналогичные действия производятся с противоположным углом.

Убедитесь, что между углами получившегося донца располагается шесть и десять полных ячеек по короткой и длинной стороне соответственно.

Далее следует простой, но утомительный процесс набора стенок, то есть наращивания высоты изделия. В крупных изделиях с большим количеством лент набор стенок требуется проводить равномерно, чтобы лычки сами удерживали друг друга и не расползались. Применение зажимов будет только плюсом для повышения качества плетения.

Обратите внимание на форму ячеек - она должна быть строго квадратной при условии равной ширины всех лент. Изменение пропорций сторон клетки свидетельствует о неравномерной плотности плетения, что вызовет неминуемое искривление изделия.

Высота корзины 9,5 полных ячеек. Здесь можно допустить некоторое отступление от этого требования и сделать высоту меньше или больше, но я считаю, что такие пропорции идеальны.

На мастер-классе по плетению кружки мы впервые применили каркасное плетение, которое заключается в размещении внутри кромки проволочного каркаса. Для полноразмерной корзины каркас из мягкого металла не подойдёт.

Стальная проволока очень плохо поддаётся деформации и отлично удерживает форму при нагрузке. Отрезок нужной длины необходимо согнуть в овал по размеру открытой части корзины. Кромка оплетается поверх каркаса в обе стороны от середины отрезка проволоки.

Делается это прежде всего для того, чтобы при завершении кромки сомкнуть концы проволоки, стянув или разжав овал каркаса в размер. Кромка из бересты имеет фиксированный размер, а каркас должен подстроиться под него.

Ленты плотно затягиваются, чтобы скрыть металл и дальше наступает момент оплетения изделия лицевым слоем. Здесь не обойтись без кочедыка . В подобном крупном изделии этот процесс очень нудный и утомительный, но в результате плотность и прочность изделия возрастает с каждым слоем, продлевая жизнь изделия при интенсивной эксплуатации.



Идеально, если стенки и дно не будут деформироваться под тяжестью груза, чтобы не повредить даже самые нежные грибы и ягоды. Обратите внимание на фотографии, как же красива ячеистая фактура плетёного изделия!

Без ручек корзина тоже может иметь практическое применение в качестве стационарного хранилища, но наша корзина будет иметь две ручки, только прежде всего предлагаю изучить некоторую классификацию ручек.

Виды ручек для берестяных изделий

Можно классифицировать ручки по способу крепления или типу каркаса:

  1. Жёсткое (монолитный каркас)
  2. Петельное (составной каркас)

Жёсткое крепление является стационарным, когда сама ручка - неотъемлемая часть каркаса. Это классическое расположение ручки для квадратных корзин.

Петельное крепление подразумевает, что каркас ручки зацепляется петлёй за каркас кромки. Такое крепление делает ручки подвижными и в нашем случае их можно загнуть снаружи вдоль боков корзины в момент погрузки содержимого, чтобы не мешали.

Преимуществом жёсткого крепления является возможность полностью скрыть проволоку, тогда как при петельном соединении сама петля всегда будет видна. Смириться с этим можно в угоду функциональности.

Закрепление ручек петлями за ободок кромки производится симметрично с длинного бока корзины. Между местами зацепа должно быть шесть полных ячеек.

К видам ручек можно отнести три варианта оплётки каркаса, которые мне известны:

  1. Простая круглая ручка
  2. Ручка косого плетения
  3. Ручка прямого плетения

Простая круглая ручка представляет собой обвивание лентой бересты вокруг каркаса в несколько слоёв, пока не будет достигнута нужная толщина. Внутрь такой ручки поверх каркаса можно поместить ещё какой-либо материал для увеличения толщины.

Круглая ручка неудобная и скучная, поэтому я сам лично избегаю её применение. К тому же существует определённая неудобность закрепления концов лент оплётки.

Ручка косого плетения идеальна для жёсткого каркаса ручки, потому что может стать бесшовным продолжением стенок и полностью скрыть проволочный скелет. Корзина с такой ручкой смотрится просто, но монолитно. Плетение косой ручки выполняется по принципу "закладки" , который мы изучали ранее.

Ещё изготавливаются ручки из цельных полос бересты, где применяется и клей, и резьба, и перфорирование с прошиванием, но такие виды не применимы в быту и годны лишь для сувенирной реализации.

Самым универсальным решением является плетение прямой ручки. Этот вариант подходит для любого каркаса, достаточно прочен, интересен и легко выполним, а также имеет несколько реализаций, с которыми я познакомлю вас ниже.

Технология изготовления ручки прямого плетения

Для детального рассмотрения пары вариаций ручек прямого плетения, я решил выполнить их "на стенде", отдельно от корзины. Для этого потребовалась медная проволока, разномастные полоски бересты и зажим.

Общий принцип ручки такого вида заключается в спиральном плетении длинной ленты бересты вокруг проволоки между слоями лент, проходящих сверху и снизу металлического каркаса.

Используется четыре слоя лент бересты по два с каждой стороны каркаса. Две внутренние ленты могут быть из низкосортной бересты и нужны только для придания толщины и плотности. Наружные ленты должны быть прочными и износостойкими.

Самое сложное в плетении такой ручки - начало и завершение плетения. Очень важно не допустить, чтобы соединения расплелись в ходе эксплуатации. В начале конец длинной ленты, которой будет стягиваться ручка по спирали (так и назову её - спиральная), нужно закрепить между слоёв ручки и обернуть её пару раз, плотно сжимая основание.

Это было простое плетение в пять лент. Ручка в шесть лент значительно плотнее и симпатичнее, но подразумевает разделение внешней стороны ручки на две полоски, между которыми проплетается спиральная связующая лента по основному принципу берестоплетения.

При контрастном цветовом сочетании оттенков бересты можно получить интересный шахматный эффект, что очень выигрышно украшает изделие.

Для широких ручек может быть применено так же плетение из большего числа лент по аналогичному принципу.

Увеличить прочность торцов ручки можно путём сгибания наружных продольных лент таким образом, чтобы их загнутые концы зацеплялись за внутреннюю полоску. Этот приём немного увеличит толщину ручки у основания, но при этом предотвратит выпадение лент при нагрузке.

Если правильно вымерять момент сгибания наружных лычек - спиральная лента будет плотно зажата между ними и зафиксировать её конец не составит труда.

В любом случае плетёные ручки из бересты остаются ремонтопригодными, а материалы для ручки можно заменить на более современные. Например, для плетения ручек корзин из пластиковых бутылок отец применял упаковочную ленту, запасу износостойкости которой нет предела.

Заключение

Напоследок хочу сказать, что среди прочих естественных материалов для плетения корзин, береста , на мой взгляд, является самым удачным, если говорить о переносе ягод и грибов, благодаря своей лёгкости, прочности и экологической чистоте.

Сплести корзину собственными руками для себя или родных - занятие не из простых, но однозначно имеет и в настоящее время. Такой подарок может стать ценным для коллеги по работе, например, можете поверить мне на слово.

Вам нравятся изделия из бересты? И есть желание сплести что-либо самому? В чем же дело? Дерзайте! Ведь чтобы заняться плетением из бересты, необходимы всего три условия: желание, время и терпение. Умение придет во время работы. Если мои советы помогут вам, буду весьма рад.

Заготовка бересты

Когда заготовлять бересту ? Обязательное условие - береза должна отсочиться. А это происходит в разных районах в разное время. Есть несколько примет для начала «сбора» бересты.

  • После формировки на березе листа с 5-копеечную монету.
  • Когда прогремит первый гром.
  • Как только появятся комары.

Практически это конец мая - начало июня. Если тепло - раньше, холодно - позже. И можно драть лыко весь июнь и до конца июля.

Как это делается? Мне известно два способа: спиралью (лентой) или скалиной (пластом). Спиралью береста снимается, как правило, с берез не старых и не толстых, диаметром так 130-150 мм. Нарезают ленту по спирали острым ножом - резаком - или специально изготовленным металлическим шаблоном. Снятую ленту скручивают в клубки белой стороной наружу и хранят хоть год (рис. 1).

Я снимаю бересту пластом. Для этого нужен острый нож, брезентовые рукавицы и... березы с диаметром ствола 150-300 мм. Береза очищается ото мха и паутины. Ножом делаете короткие горизонтальные надрезы вверху (насколько позволяет рост) и внизу (0,5 м от земли). Затем от верхнего до нижнего надрезов делаете вертикальный рез (рис. 2). Если береза отсочилась, то по линии реза береста с треском начнет отрываться от ствола. Вам останется руками помочь скалине отделиться от ствола по всей поверхности.

Создания множества видов предметов различного назначения, а также некоторых элементов изделий из других материалов.

О возникновении берестоплетения

Ничего толкового про историю возникновения берестоплетения сейчас не скажешь, я думаю. Другое дело, что о применении самой бересты засвидетельствовано не мало фактов, потому как найдены фрагменты бересты, которые применялись для письменности, например. Но согласитесь, эти новгородские письмена, датируемые XI веком, не были плетёными изделиями. Возникновение именно берестоплетения, как ремесла, по разным источникам относят в XVIII - XIX векам, а это уже не такое далёкое прошлое.

У меня нет ни цели, ни желания выяснять, когда же было сплетено первое изделие из бересты и когда это стало мейнстримом, ну в смысле, когда это ремесло получило широкое распространение.

Могу только сказать, что многие свидетельства о действительно древних ремёслах документированы на основании возраста найденных изделий из очень долговечных материалов, коим береста не является, или на основании возраста инструментов, применявшихся в производстве. Например, гончарное дело принято считать очень древним, так как найдены фрагменты керамических изделий возрастом порядка 8 тысяч лет. Сюда же отнести ткачество, потому как самый древний ткацкий станок имеет историю в 6 тысяч лет.

Но вот что интересно, если глянуть на простейшую ткань, то можно увидеть перпендикулярные нити, переплетённые между собой. Несложно заметить, что аналогичный приём лежит в основе плетения из бересты, где вместо нитей - ленты. Когда имеет место такой принцип переплетения, ничто не мешает распространить его на другие материалы, а значит почему бы не возникнуть берестоплетению, как только человеком найдено белоствольное древо. В любом случае, это всего лишь предположение и бездоказательная лирика.

Берестоплетение как ремесло

Исходя из определения ремесла (мелкое ручное производство), плетение из бересты однозначно попадает под такую трактовку. Если учесть, что берёзы широко встречаются в северной части Евразии и Северной Америки, то можно сделать выводы о приблизительной площади распространения берестоплетения, ведь когда есть материал - найдётся тот, кто будет его использовать. Иной разговор, что не каждый вид берёз пригоден для плетения, но это совершенно другая история. На нашей земле наиболее широко использовалась береста жителями Сибири и Дальнего Востока, как утверждают некоторые открытые источники.

Позволю себе ещё одно предположение о плетении из бересты: украшения из бересты, различного рода сувениры, игрушки и прочее возникли позже утилитарных изделий. Думаю, что изначально производилась посуда, обувь и может быть элементы мебели, то есть то, что позволяет сделать жизнь крестьянина комфортнее.

Для сыпучих предметов можно было сплести тару с крышкой, для сбора ягод и грибов - корзину или короб. Любой крестьянин мог на коленке сплести себе лапти или их починить прямо во время движения от деревни к деревне, если говорить об обуви. Для хранения вещей могли быть сплетены или оплетены сундуки и шкатулки. Не удивлюсь, если какой-нибудь мастер тех времён придумал головной убор из бересты.

Позже, скорее всего, стали появляться игрушки и какие-нибудь ритуальные предметы, обереги, что могло быть на прилавках ярмарок.

Если не рассматривать применение бересты в качестве плетения, то тут-то вообще изобилие: от строительства до рыболовных поплавков. Об этом можно почитать в статье про свойства бересты .

Береста могла продлить жизнь, например, расколотому керамическому изделию, если оплести его, сохранив целостность.

Плетение из бересты хорошо сочетается и с другими видами обработки бересты . Например, внешний слой туесов может быть частично или полностью сплетен, а также выигрышно дополнен тиснением и резьбой по бересте.

Чуть хуже, на мой взгляд, сплетённые элементы выглядят на изделиях, допустим, из лозы. Я бы старался воздерживаться от такого скрещивания, но это, возможно, дело вкуса. С утилитарной точки зрения совершенно не важно какие материалы применены в изделии - тут важна его конкретная прикладная польза. Лучшим решением будет компромисс между практичностью и эстетикой.

Плетение из бересты XXI

Сейчас плетение из бересты ещё живо кое-где в виде школьных кружков, живёт среди редких старых мастеров без преемников, почти не живёт на уровне предприятий, занимающихся потоковой реализацией изделий. Много сейчас на этом не заработаешь, а реализовать себя проще в областях отличных от умирающих ремёсел. Я же стараюсь в свою очередь сохранить сведения о плетении из бересты на страницах Интернета.

Конечно, можно со мной не согласиться и, набрав в Яндексе словосочетание "плетение из бересты", показать множество источников, где есть и мастера, и даже интернет-магазины с невероятным ассортиментом плетёных изделий. Да, кто-то все ещё серьёзно этим занимается, но точно не молодёжь, а значит ремесло стареет, и когда-нибудь наверняка будет потеряно.

Можно много рассуждать о причинах такого положения вещей с ремёслами в целом и плетением из бересты в частности, но только это рассуждение - бесполезное занятие. Изучив какое-нибудь рукоделие, вы или я сделаем гораздо больше, чем просто сотрясая воздух о том, что мир стал синтетическим и ничего в нем натурального не осталось.

На сайте «СПЛЕТЕНО.РУ» вы можете увидеть множество мастер-классов по плетению из бересты, где рассматривается прежде всего основы берестоплетения , позволяющие создавать самостоятельно сложные утилитарные или художественные изделия. Среди мастер-классов встречаются обучающие материалы по выполнению отдельных элементов, из которых строятся плетённые изделия, а также статьи о выполнении полноценных популярных предметов от начала до конца.

Очень надеюсь, что читателю понравятся и пригодятся сведения из статей, а ещё рассчитываю, что вы поддержите автора добрым словом в комментариях или покажете результаты своих трудов, чтобы пополнить галерею фотоматериалов.

Напоминаю, что на сайте действует система отправки ошибок, и, хотя я очень стараюсь писать доступно и грамотно, переписываю периодически некоторые статьи, получается не всегда и не так хорошо, как хотелось бы, поэтому помощь читателей в улучшении ресурса тоже не будет лишней. Спасибо всем, кто уже мне помогает сделать сайт более грамотным.

В статье использованы некоторые материалы сайта muz-school9tihvin.eduface.ru