Иногда девушки недоумевают, почему парни не обращают на них внимания, хотя они и внешне привлекательны, и одеты по последней моде. Причем бывает, что девушки, у которых внешние данные намного скромнее, имеют большое количество поклонников. Почему же так происходит? Видимо потому, что имеющие успех у мужчин девушки знают, как привлечь внимание парня. Можно ли этому научиться? Конечно да!

Как привлечь внимание парня, который тебе нравится

Как часто бывает, девушки не то что познакомиться, подойти ближе к понравившемуся парню не могут по ряду причин: стеснение, воспитание, застенчивость, страх выглядеть в ненужном свете. Но реальность такова, что инициатива со стороны девушки сейчас не осуждается.

Как привлечь парня, не предпринимая никакой работы над собой? Ответ: не реально. Лишь приложив несколько усилий над собой, вы через время заметите, что стали интересной не только для объекта своих вожделений, но и других парней вокруг вас.

Для чего вам нужен парень?

Вы для себя должны точно уяснить, для каких целей вы хотите привлечь парня. А уже после всего отталкиваться от данной цели. Ведь именно поставленная цель может решить вашу судьбу в дальнейшем. Ну а если вы уже все решили, тогда нужно иметь на вооружении методы и способы привлечения парня.

Увидели понравившегося парня, посмотрите ему в глаза. Сексологи утверждают, что первый контакт всегда происходит между людьми, если их взгляды встретились и… семь секунд… опустите глаза. Посчитали до трех и взглянули опять. Вторые семь секунд - он ваш. Этот прием называется зрительный магнетизм. Говорят, что со многими работает;

Можно знакомиться и привлекать внимание парней традиционными способами: улыбками, покачиваниями бедер, вызывающей одеждой и поведением. Все зависит от вашей цели. Но это нужно все время быть в «образе», а для психики это чревато;

Интересный способ привлечь внимание парня – столкнуться с ним в метро, в маркете, в клубе. Желательно, пару раз это сделать, чтобы у него вы в памяти запечатлелись. В обоих случаях вас эту нелепую ситуацию нужно смягчить улыбкой и после отлично сыгранного растерянного вида взглянуть в его глаза на семь секунд. Я бы точно не устояла;

Не бойтесь сделать что-то как-то не так. Он же незнакомец. Вам с ним не жить и не общаться. Тренируйтесь делать комплименты, улыбаться чужим людям. Эти навыки помогут вам не смутиться при знакомстве с парнем своей мечты;

И еще один маленький совет. Верьте в то, что вы привлекательны.

Как девушки привлекают внимание парней

Если вы пока что находитесь в числе тех девушек, которые «стоят в сторонке», то не отчаивайтесь, а прислушайтесь к нашим советам. В конце концов, всему можно научиться, тем более тому, как привлечь внимание парня.

Первое и главное правило – нужно всегда себя любить. Это не значит, что необходимо быть полной эгоисткой и заносчивой стервой. Это вообще не поможет вам в этом. Вы должны дать понять молодому человеку, что вы не легкодоступна и знаете, чего вы хотите.

Женский взгляд всегда поражает мужчину наповал. Особенно если он открытый и дает понять, что именно вы являетесь объектом ее увлечения. Если мужчина это понимает, значит практически он ваш.

Не стоит вешаться на шею, не будьте назойливы, не надоедайте. Перестаньте писать ему всевозможные письма каждый день. Действуйте хитрее. Это у вас заложено природой.

Сделайте так, чтобы он думал, что является нужным вам. Обращайтесь за помощью к нему, советуйтесь. Парням это нравится. Гордость того, что он помогает, всегда будет действовать, и он не заметит, как вы уже будете практически рядом.

Ведите себя естественно и оставайтесь такой, какой вы есть. Игра когда-то раскроется, и вы вообще потеряете его навсегда.

Просто необходимое правило чтобы привлечь внимание понравившегося парня – подружитесь с его друзьями. Так вы соберете о нем большое количество информации. А зная его привычки, вы сможете делать ему неожиданно приятные сюрпризы, которые он оценит по достоинству.

Внешний вид – это как зеленый цвет светофора. Если все будет идеально и со вкусом – вы будете награждены вниманием со стороны парня.

Пусть он завоюет вас. Ведь мужчины хищники. И это будет замечательным предлогом для интереса к вашей персоне.

Всегда будьте доброжелательны и больше улыбайтесь. Такое состояние всегда привлекало внимание со стороны парней.

Носите классное нижнее белье. Это всегда придает уверенности. Парни удивительным способом чувствуют это и тогда обращают на вас внимание.

Как привлечь внимание знакомого парня внешностью

Парни, как правило, обращают внимание сначала на внешность девушки. Потому следует подчеркнуть собственно эти части женского тела. Например, ваши длинные и стройные ноги подчеркнет модная юбка. Красивую грудь можно показать с помощью декольте. Но не нужно одновременно делать акцент на декольте и обнаженных ногах. Такая вульгарность только может отпугивать парней.

Внимание парней привлекают девушки, которые тщательно следят за внешностью в целом. Красивые ухоженные волосы, грамотно выполненный маникюр, естественный макияж и приятный аромат парфюма просто обязательны для каждой из женщин.

Также надлежит задуматься непременно и о чертах характера избранника, которыми он обязательно должен обладать. Вот вы его уже нашли… Так как привлечь к себе внимание именно этого парня? Для начала просто посещайте места, где бывает он.

Чтобы быть более заметной, привлечь внимание парня, старайтесь быть в центре помещения. Сторонитесь большого скопления людей.

Не постоянно помните и о невербальном языке, на котором разговаривает ваше тело. Львиную долю любой информации о человеке мы можем получить именно из его таких невербальных знаков.

Улыбка практически всегда привлекает любого человека. Она говорит, что Вы настроены очень дружелюбно и с Вами вполне можно познакомиться. Таким образом мы с вами узнали, как притянуть к себе внимание парня.

Если вы хотите привлекать парней, перед тем, как выйти из дома:

Став перед зеркалом, внимательно посмотрите на себя. У вас куча достоинств и привлекательных черт. Нужно умело этим воспользоваться. Прорепетируйте улыбку, повороты головы, жесты. Если вам раньше говорили, что у вас красивые глаза или губы, ноги или грудь, тогда пользуйтесь этим. Не надо это прятать;

Теперь макияж. Он должен соответствовать ситуации: дневной, вечерний, повседневный. Но не вздумайте обходиться вообще без него. Макияж – это целое искусство сделать свое лицо и имидж более ярким. Парням нравятся ухоженные барышни. Будь такой;

Чтобы привлечь внимание парня волосы всегда должны быть в порядке. Ясное дело, что они чистые. Но привлекает внимание парней не чистота, а укладка;

Гардероб следует пополнить вещами женственных и теплых цветов из натуральной ткани или классного трикотажа. Именно такие вещи выгодно подчеркивают прелести вашей фигуры. Откровенные наряды одевайте реже, дабы не выглядеть вульгарной;

Умейте понимать в речи парня подтекст, тогда все общение с ним будет направлено в нужное русло. О себе говорить в первую встречу нужно очень мало, а вот пару комплиментов отвесить собеседнику нужно. Приятные слова о себе любят все и мальчики – не исключение;

Старайтесь не говорить о жизненно сложных вещах, трудности пугают всех. Все их переживали по-своему, и говорить об этом не нужно. Темы могут быть разные: кино, погода, увлечения, предпочтения, интересные случаи;

Чувство юмора. Парни ценят смекалистых девчонок. Поэтому – смейся. Но смех смеху рознь. Дома нужно репетировать и работать над своей мимикой, над смехом и улыбкой.

Как привлечь внимание бывшего парня?

Случается так, что влюбленные расстаются просто по глупости или потому что ни один из двоих не захотел первым идти на примирение после ссоры. Как обратить на себя внимание бывшего парня, если твое прошлое все еще держит тебя и не желает отпускать? Уже вроде бы и времени прошло достаточно, да и другие парни крутятся возле тебя, но ты все не можешь никак забыть того, единственного, с которым вас развела судьба.

Разбитое сердце не позволяет завести новые отношения, и жизнь кажется серой и неинтересной. Ты снова и снова прокручиваешь в уме вашу последнюю встречу и все спрашиваешь себя, что именно можно было изменить тогда и что необходимо сделать теперь чтобы привлечь внимание парня?

Как бы трудно это не было, но сейчас первое, что необходимо сделать, это полностью прервать все отношения с любимым. Подумай, не слишком ли часто ты надоедала ему в последнее время? Чтобы привлечь внимание бывшего парня, на жалость давить бесполезно, это не поможет, так что прекращай звонить ему по десять раз в день. Полностью забудь на некоторое время о разрыве.

Такой метод действует практически безотказно. Пока ты надоедала ему, он держал ситуацию под контролем. Как только ты перестаешь это делать – хозяйкой положения становишься ты сама. Вы расстались? Ну и прекрасно. Пусть он теперь жалеет об этом, а не ты.

Не зря говорят, что любимому необходима свобода. И хотя ждать не очень легко, но время сейчас будет работать на тебя. Ты пока можешь заняться своей внешностью. Наверняка ты хорошо изучила вкусы и привычки своего любимого и знаешь, девушки какого типа нравятся ему больше всего. Вот и попробуй стать именно такой девушкой. Если нужно похудеть – начни бегать по утрам, если нужно подновить что-то в твоем гардеробе – сделай это.

После этого ты можешь начать появляться в тех местах, в которых ты знаешь, он бывает. Не обязательно делать это только когда он там есть, даже если его не будет, будь уверена, что ваши общие знакомые напомнят ему о тебе и сообщат и о тех переменах, которые произошли в тебе и о парнях, которые будут за тобой ухаживать. Чтобы привлечь внимание бывшего парня, используй его чувство собственничества. Как бы он сейчас не был к тебе равнодушен, мужчина всегда остается собственником, так что ревнивое чувство проснется в нем обязательно, а это – очень мощный стимул.

Чтобы привлечь внимание парня старайся выглядеть веселой и позитивно настроенной, такая девушка всегда привлечет мужское внимание. Если вы с ним случайно встретитесь, будь ровной и приветливой, а самое главное, не уделяй ему большего внимания, чем всем остальным. Избегать его тоже не следует. Самое главное, чтобы он понял, что стал для тебя просто одним из многих, этого его самолюбие не сможет вынести, и он сам начнет искать встречи с тобой.


Ситуация знакомства – не только между мужчиной и женщиной, а в любой новой компании. На каких людей обращают внимание в первую очередь? Как стать таким человеком, на которого обращают внимание? Попробуем разобраться!

Как правило, если в компании (неважно, насколько формальной – например, на работе, в учреждении, или неформальной – среди новых знакомых) люди уже провели достаточное время, то они начинают замечать не только самых ярких представителей рода человеческого. Есть свои возможности и у “серой мышки”, и у тех, кто обычно не подходит первым общаться.

А вот если ситуация обратная… Если вокруг все – одинаково незнакомы… На кого и почему обращают внимание люди в этом случае?

1. Обращают внимание – на ярких, но “социально приемлемых”.

Учитывайте такой нюанс: если “переборщить” с привлечением внимания, то первое впечатление будет скорее отталкивающим.

Общий штрих: человека как будто “слишком много” с его:

  • громким голосом,
  • броской или даже вызывающей одеждой,
  • привычкой лезть в каждый разговор.

И обратный эффект: чем больше молчит и “щемится в уголок” человек, тем меньше желания обратить на него внимание. Как правило, это “считывается” как желание кого-либо “не замечайте меня, пожалуйста”, “оставьте меня в покое”, “не задевайте меня, я сам(а) бы рад(а) спрятаться”.

2. Внимание – тем, кто больше “в теме”.

Экспертность всегда в цене. Если человек на мероприятии активно рассказывает о том, что знает, о своем опыте, интереса и внимания к нему явно больше.

Общий штрих: пока люди лично не знакомы, они друг другу – скорее . Соответственно, и интерес проявляется скорее к тому, что человек

Это вполне нормально, и через этот интерес появляется и внимание к человеку как к субъекту, с его личной историей, с его особенностями, с его личными чертами и характером.

3. Внимание – к тем, кто сам проявляет внимание!

Парадокс? Да, но он работает! Если вы хотите, чтобы к вам проявляли внимание, следует проявить его самому (самой)! В этом случае сработает некоторая взаимность и солидарность: “Ой, а чего это мной заинтересовались? А кто это мной заинтересовался? А почему?”

Если общение с человеком оставляет приятные, волнительные вопросы – то и внимания к нему будет больше.

4. Внимание – к уверенным и свободно держащимся на публике.

Банально, но факт. Чем увереннее (но не самоувереннее!) держится человек, чем свободнее и легче он себя чувствует в обществе других, тем он воспринимается более интересным, более доступным для контактов. К нему чаще подходят, обращают внимание.

Общий штрих: вам совсем не обязательно быть экспертом, “звездой вечеринки”, мистером или мисс безупречность, чтобы чувствовать себя уверенно.

Ключевое слово – чувствовать.

Как вариант, можете

а) заранее разузнать обстановку, место проведения мероприятия,

б) продумать, что за люди соберутся,

в) подумать, а какие из них, возможно, были бы интересны вам,

г) просто “примерить” на себя ощущение уверенного, спокойного человека. Как если бы вы уже были таким.

Ценная триада: быть, делать, иметь

Старая, как мир, мысль: многие считают, что им надо

  1. что-то иметь (деньги, опыт, родственные связи, стартовый капитал, вес в обществе), чтобы благодаря этому
  2. что-либо делать (общаться, знакомиться, чувствовать себя свободно), и в результате
  3. быть тем, кто вызывает интерес и обращает на себя внимание.

На деле же оказывается, что сначала нужно быть.

  • Быть цельным. Не “рассыпаться” и не “теряться” в незнакомой ситуации.
  • Быть уверенным, что вас не обидят, а если попытаются – вы легко отстоите свои границы и свои интересы.
  • Быть адекватным. Соразмерным ситуации общения (понимать, с кем, для чего, какими словами вы можете поговорить – от мата до “высокого стиля”).
  • Быть самим собой. Не пытаться стать “больше себя” (выпятить свое Я), либо “меньше себя” (“спрятаться”, стать незаметным, чтобы не задели, чтобы не выглядеть смешно и т.п.). Поменьше использовать выдуманные маски и искусственные роли (как в ).
    Будьте настоящим “яблоком”, и вы будете обращать на себя внимание!

И конечно, быть здесь, оставаться доступным людям. Как только вы уходите во внутренний мир, в переживания и фантазии, в стыд или наоборот, бесстыдство – вы не “здесь”, вы “где-то еще”. И тогда внимание собеседника к вам быстро ослабеет.

Где научиться, как быть человеком, вызывающим на себя внимание?

В первую очередь – на психотерапевтической группе. Группа позволяет определить удобные для вас:

Дистанцию: подойти или отойти, “затмить всех” или “спрятаться” – что вам привычно?

Границы: насколько четко и понятно для других вы говорите “нет”, если вам не нравится, и “да”, если вам нравится человек и общение с ним?

Способы показать себя: можете ли вы рассказать о себе “вкусно”, интересно? Интересны ли вы сами себе, когда пытаетесь получить внимание других людей?

Шаблоны и способы общения: как вы разговариваете с другими – на равных, или нет? Что предпочитаете, говорить, слушать, не прерывать или вставлять ремарки, уточняете ли, верно ли поняли собеседника?

Все это – банальные навыки и опыт, которые стоит наработать. Вместо того чтобы пытаться как-то “правильно одеться”, “всегда правильно говорить”, “продумать речь” перед важной встречей, общением в незнакомой для вас ситуации и так далее.

Может быть, вы уже обратили внимание на то, что пока мы очень редко употребляли слово "дисциплина". На самом же деле вся эта книга целиком посвящена дисциплине, потому что, как было сказано в главе 1, дисциплина - не что иное, как продукт доверия, существующего между родителями и ребенком. Одно из преимуществ предлагаемого нами стиля воспитания, при котором возникают неразрывные связи между родителями и ребенком, - это возможность действительно узнать собственное дитя, а значит, понять, что скрывается за тем или иным его поступком. В результате становится легче направлять поведение вашего малыша в желательном для вас направлении.

ИСТИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Во время медицинской проверки 18-месячных детей их матери зачастую спрашивают: "Не пора ли приучать моего малыша к дисциплине?" Эти матери не понимают, что все их поступки в общении с ребенком имеют непосредственное отношение к дисциплине. Ведь она, по нашему мнению, начинается с рождения и включает абсолютно все ваши взаимодействия - от первого плача ребенка и до его первого "нет". Однако понятие дисциплины может иметь различное значение на разных этапах развития.

Дисциплина начинается с рождения

Дисциплина - это стиль отношений, а не список определенных методов. Первый ее этап - этап тесного взаимодействия - начинается с рождения и продолжается до тех пор, пока вы и ваш ребенок растете вместе. Три главные характеристики того стиля воспитания, который предполагает тесный контакт с ребенком (вы кормите его грудью, переодеваете при необходимости и отвечаете на подаваемые им сигналы), собственно говоря, и являются вашими первыми дисциплинарными действиями. Ребенок, находящийся на другом конце связи, чувствует себя хорошо, а значит, и ведет себя подобающим образом. Дети, воспитываемые в таком стиле, более восприимчивы к авторитету, поскольку представление о нем основывается у них на глубоком доверии к родителям. В первые же месяцы жизни они убеждаются, что мир, в который они пришли, - приятное и заслуживающее доверия место пребывания.
Родители, практикующие такой стиль воспитания, вырабатывают у себя умение чувствовать, что хочет и что может их малыш на каждой стадии развития. Со временем эта способность проникать в мысли собственного чада совершенствуется, благодаря чему им удается понимать скрытые причины его поведения. Тесно связанные друг с другом ребенок и родители постепенно как бы врастают в систему дисциплинирующих отношений. По мере укрепления этих отношений родителям легче дать понять ребенку, какого рода поведения они ждут от него, да и малыш лучше воспринимает эти родительские пожелания. Короче говоря, родителям легче задать определенные дисциплинарные нормы, а ребенку - их воспринять и выполнять. Постоянно убеждаясь в правильности своих собственных методов воспитания, они не будут в отчаянии бросаться к специальным книжкам или обращаться к "опытным" советчикам. Если вы будете открыты для ребенка и отзывчивы по отношению к нему, вам не придется замыкаться в рамках каких-то искусственных дисциплинарных методов. Напротив, вы сможете изменять и подстраивать поведение вашего ребенка на каждой стадии его развития к определенным семейным обстоятельствам.
Воспитание дисциплины - один из элементов вскармливания ребенка (образно говоря, он ее всасывает с молоком матери). При этом мать и ребенок тесно взаимодействуют уже по определению, значит взаимно формируют свое поведение, лучше узнают и больше доверяют друг другу. Такой тесный контакт можно назвать периодом "установки ограничений".

Установка ограничений

В своей семье мы стараемся устанавливать взаимно приемлемые ограничения, которые не только помогают дисциплинировать детей, но и позволяют родителям жить нормальной жизнью. На данном конкретном этапе дисциплина - это способность внушить ребенку, какого поведения вы от него ожидаете и что не приемлете, какие выгоды можно извлечь из хорошего поведения и каковы последствия плохого. Кроме того, дисциплина предполагает, что вы будете последовательно воплощать все эти установки в жизнь. Дисциплина - это ваша совместная с ребенком работа; чем глубже вы проникнитесь ощущениями своего ребенка на начальной стадии его вскармливания, тем проще и увереннее будете себя чувствовать на следующем этапе, связанном с установкой ограничений.
Что такое нормальное развитие 2-летнего ребенка. В главе 22 мы уже обсуждали, что такое нормальное поведение ребенка, только научившегося ходить. Связывая воедино поведение ребенка с уровнем его развития, вы не будете требовать слишком многого от вашего несмышленыша. Большую пользу вам принесет общение с более опытной матерью и ее ребенком. (К тому времени, когда вашему малышу исполнится 4 года, ваша образованность в "детских науках" будет на уровне выпускника колледжа.) Детям нужны такие границы, которые учитывают их реальные возможности, а они различны на каждом этапе развития. Так, 12-месячному малышу можно и должно предъявлять определенные требования, но они будут совсем иными для 2-летнего ребенка. Около 9 месяцев от роду дети начинают показывать вам, что у них есть свое собственное мнение, и оно не всегда совпадает с вашим. Запомните, что сильная воля - признак хорошего здоровья. Малышу очень нужна сильная воля, чтобы пройти все вехи развития и добиться нужных результатов в последующие месяцы и годы жизни. Если у ребенка нет воли, он не сможет преодолеть возникающие препятствия и выполнить задуманное.

Как дисциплина ребенка от опасностей

На ранних этапах моей родительской карьеры я частенько испытывал желание отшлепать ребенка, и мне казалось, что в некоторых ситуациях (например, если возникает угроза жизни) это оправданная мера воспитания. Например, когда 2-летний малыш выбегает на проезжую часть, мне казалось необходимым произвести сильное впечатление и на его разум, и на тело, чтобы он никогда впредь этого не делал. И я даже защищал мнение о допустимости воспитания "через заднее место", если речь идет о безопасности. Но с каждым следующим ребенком родители и сами становятся все более дисциплинированными и начинают понимать, что существуют гораздо более корректные способы воспитания и в таких ситуациях. Вот пример:
Из дневника Марты: "Когда наш 2-летний малыш гуляет во дворе, я слежу за ним, не спуская глаз, как ястреб. Когда он слишком приближается к проезжей части, я произношу свою лучшую из связанных с улицей тираду: "Нет!! Улица!!!", уношу его с обочины и при этом стараюсь с помощью своих вокальных данных предельно драматично выразить тот страх, который испытываю, когда малыш приближается к проезжей части. Я не сержусь на него и не воплю; я выражаю настоящий страх, наполняя голос чувством внутренней тревоги, которая на самом деле переполняет любое материнское сердце, когда ребенку что-то угрожает.
Очень важно, чтобы малыш поверил мне, поэтому я не останавливаюсь в выражении своих эмоций.
И это работает! Ребенку прививается глубокое уважение к улице, и он всегда оглядывается на меня, спрашивая разрешения, когда мы подходим к проезжей части; он знает, что я должна взять его за руку. Только так, вместе, мы должны пересечь дорогу. Несколько раз в таких ситуациях я издавала пронзительные звуки. Я это делала, чтобы усилить естественный страх ребенка перед проезжей частью. К таким звукам я прибегала лишь в случае, когда совершенно необходима немедленная реакция, чтобы избежать опасности. Описать их очень трудно - нечто очень резкое и сильное: "Ахх!" Я никогда не пользуюсь этим приемом не по делу и стараюсь использовать его как можно реже. В каждой ситуации родителям важно вести себя соответствующим образом".
Вы должны уметь говорить "нет". По мере того как ваш малыш оставляет ваши руки и колени и превращается в исследователя, разгуливающего по всему дому, ваша роль в установлении границ дозволенного существенно расширяется. Если ребенок четко представляет себе эти границы, он будет увереннее себя чувствовать и лучше развиваться, не растрачивая энергию на какие-то нерешительные и неуверенные действия. Будучи родителями, мы, конечно же, должны действовать в интересах своих детей, однако это не значит, что опека будет простираться до совершенно неразумных пределов. Мудрые родители, не паникуя по поводу независимости 2-летнего ребенка, находят способы, с помощью которых можно направить его поведение в правильное русло.
Объясните ребенку, кто здесь главный. Будьте настойчивы в проведении дисциплинарных решений и не забывайте, что постоянная дисциплина требует постоянных усилий. Малыш вот-вот схватит предмет, который ему нельзя трогать. Конечно, можно, не вставая из удобного кресла, прикрикнуть на него; реакция на окрик будет, польза - нет. Вместо этого подойдите к ребенку и возьмите за руку, привлекая его внимание, посмотрите ему пристально в глаза и объясните маленькому авантюристу, почему такое поведение недопустимо. Говорите твердо и уверенно, предложите ребенку какую-то альтернативу. Запомните золотое правило дисциплины: старайтесь обращаться с вашим ребенком так, как вы хотели бы, чтобы другие люди обращались с вами. Даже если малыш упрямится и капризничает, настаивая на своем, найдите в себе силы противостоять этому в теплой дружеской манере, лучше если вы это сделаете с юмором.
Ваши требования должны быть понятными. Разговор и диалог прекрасны для общения, однако излишнее многословие может стать препятствием на пути взаимопонимания. Нужно ясно и просто объяснить ребенку, чего от него требуют.
Из дневника Марты: "Когда мы со Стивеном сидели за столом, причем он уже доел свою кашу, а я только начала пить утренний кофе, я заметила, что он страшно заинтересовался моей чашкой. Я принялась многословно объяснять ему, почему не нужно трогать эту чашку, что это мамина чашка, а вовсе не Стивена. Причем повторяла это снова и снова. В конце концов он оказался просто на грани истерики, но я старалась сдерживать себя. Тут мне пришло в голову, что достаточно было одного слова, которое могло все поставить на свои места: "горячо". Наконец я сказала ему выразительным тоном, что это "г-о-ря-че-е", он с уважением повторил это слово и прекратил упорные попытки обжечь самого себя".
Грань: нельзя - можно. Дайте малышу достаточно простора, чтобы он сам почувствовал, где же край, за который заходить нельзя. Больше того, дайте ему шанс заглянуть за этот край. Если вы будете держать ребенка на слишком "коротком поводке", он никогда не узнает в полной мере своих возможностей и не испытает, что же такое неудача. Вместо того чтобы, к примеру, запрещать малышу карабкаться вверх, лучше создать ему такие условия, чтобы эти упражнения были безопасными.
Окружающая обстановка должна учитывать присутствие ребенка. Ваша функция "дисциплинатора" схожа с работой патруля, который хота на мгновение должен опережать проворные маленькие ручонки. Однако не находите ли вы, что гораздо проще временно убрать все опасные предметы, поставить повыше, чтобы малыш не дотянулся до них, чем постоянно повышать голос и бессчетное число раз повторять: "Нет Нельзя". Лучше эти запреты сохранить для более серьезных ситуаций (чем можно заменить слово "нет" см. на с. 521).
Наши советы - лишь самые общие подсказки. Советуем вам выработать свою собственную "науку". Посоветуйтесь с другими родителями, чьи взгляды на проблему дисциплины импонируют вам. Возможно, они посоветуют вам какие-нибудь книги, касающиеся проблемы дисциплины (книги могут быть полезным дополнением к вашим знаниям, но не пытайтесь заменить книгами свой собственный опыт). Мудрый подход к вопросам дисциплины и воспитания в целом облегчит вашу жизнь и благотворно отразится на поведении подрастающего ребенка.

УПРЯМСТВО

В этот период вы не раз столкнетесь с тем, что у 2-летних детей формируется очень четкое представление о том, что они хотели бы делать, и переубедить их не так-то просто. Обычно мы называем это упрямством. Корни такого поведения кроются в том, что детям нравится раз и навсегда установленный порядок, и любое отступление от него они воспринимают с негодованием, как нарушение разработанных правил игры.
Одним из важных принципов, давно используемых профессионалами в различных переговорах, является следующий: если вы хотите победить в споре, вам в первую очередь надо попытаться встать на точку зрения оппонента и постепенно постараться привести его к мнению, которое больше устраивает вас. Родители могут использовать этот ценный принцип для переговоров во многих случаях, когда дети начинают упрямиться, например, в такой малоприятной ситуации, как скандал, устроенный ребенком в магазине. Постарайтесь разработать определенный план посещения магазина и внушить малышу, что здесь есть определенный порядок. Стивен любил некоторые фруктовые лакомства, поэтому мы объяснили ему, что если он будет хорошо себя вести, проходя по бесконечным коридорам супермаркета, то на одном из последних прилавков, в конце пути, обнаружит это лакомство. Малыш запомнил этот прилавок и стремился к нему. Время от времени мы напоминали: "Мы идем, чтобы взять твое любимое лакомство", в результате нам удавалось сделать закупки на всю неделю, причем без традиционного скандала!
"Мне" и "мое". Зачастую маленький 2-летний собственник рьяно охраняет границы "своей" территории и отказывается делить "свое" место даже с родными братьями и сестрами. Все дело в том, что на этой стадии развития умение делиться просто еще не стало частью "социального репертуара" малыша. Вообще перебранки и скандалы довольно часты в этом периоде.

Основные принципы правильного и эффективного чтения

Самое главное - читая, задействовать как интеллект, так и эмоции. Важно, что вы делали до того, как сели читать, что вы делали во время чтения и, наконец, что вы будете делать после. В зависимости от всех этих обстоятельств вы затратите на чтение больше или меньше усилий (и, конечно, получите в конце различные результаты).

Перед тем как начать читать, определите, какого типа текст находится перед вами. Посмотрите внимательно на его заголовок, на подзаголовки - именно они передают основную идею автора. Определите на глаз длину текста и структуру: введение, утверждение, подтверждающие его примеры, заключение, дополнительная информация. Полезно также визуально представить себе всю структуру текста - с ее заголовками и т. д. - еще перед началом чтения. Это тренирует зрительную память и помогает правильно распределить внимание между частями текста. Во время чтения обращайте внимание на то, какую часть текста читаете, вспоминая при этом общий вид всей структуры документа. Представьте, что печатное слово отражается в вашей памяти в виде зрительного образа.

«Активное» чтение подразумевает, что в процессе чтения вы должны задавать себе вопросы по поводу прочитанного и искать на них ответы. Именно так осуществляется процесс осмысления информацией. Вспомните: ведь так поступаете и вы, когда вам очень важно вынести из чтения определенные знания и навыки. Вы должны выбрать самое главное, сконцентрироваться и проанализировать его. Только тогда прочитанное надолго осядет в вашей памяти, ибо это три составляющие для эффективного запоминания любой информации, в том числе и текстовой. Чуда здесь нет - есть только упорный труд и напрямую зависящий от него результат. Постарайтесь каждый раз вспоминать об этом, когда беретесь за чтение. Чтобы мозг не ленился, а работал на полную катушку, ему нужно давать четкие и недвусмысленные указания. Поэтому чем лучше вы сконцентрируетесь на задаче, тем лучше будет результат.

Очень важно также определить время и продолжительность чтения: например, 20 минут достаточно, чтобы прочитать пресс-релиз вашей фирмы или колонки деловых новостей. На серьезное чтение, которое подразумевает глубокое понимание, отведем 1 час. На чтение серьезной периодики (особенно из профессиональной сферы) вам потребуется что-то среднее, скажем, около 45 минут. Если вы заранее будете устанавливать приблизительную продолжительность чтения того или иного текста, то сможете лучше сконцентрироваться и распределять свое время.

Сделайте все возможное, чтобы читать в полной тишине и спокойствии. Вам нужно сосредоточиться, сесть поудобнее (обратите особое внимание на положение позвоночника), если потребуется, включить свет или пересесть поближе к окну. Теперь вы готовы плодотворно поглощать новую информацию.

Определите цель, с которой вы приступаете к чтению. Спросите себя, а что вам, собственно говоря, нужно от этой книги или статьи? Достаточно ли будет общих положений, идей и примеров, или же вам необходимо запомнить все до мельчайших подробностей? А если да, то как, когда и где вы собираетесь применять полученные сейчас знания?

Выберите соответствующий метод чтения сообразно вашим интересам и задачам. (Мы уже перечислили некоторые из них, а дальше рассмотрим каждый более подробно.) Иногда даже при чтении одного текста нам нужно применять последовательно сразу несколько различных «стратегий». Это очень эффективный прием, хотя и требует от читателя хорошего владения всеми такими методами. Те пять, что перечислила я, далеко не предел. Комбинируйте их, изобретайте свои собственные. Подойдите к этой задаче творчески, ведь работа каждого из нас, как и образ мышления, и образование, оставляет неизгладимый отпечаток на всем, что мы делаем. Помните, индивидуальный подход - самый эффективный, и не бойтесь экспериментировать.

Во время чтения сконцентрируйте внимание на достижении тех целей, которые поставили себе в начале чтения. С помощью зрительной памяти запоминайте образы ключевых слов и их положение в тексте. Используйте карандаш или маркер, ведь большинство книг и бумаг, которые мы читаем, далеко не так уникальны, не стоит печься об их сохранности больше, чем о том, как вы их понимаете.

После чтения не забудьте еще раз припомнить все то, о чем вы только что прочли. Исследования показывают, что это простое правило позволяет нам запоминать прочитанное в 2 раза (!) лучше. Но это не предел человеческих возможностей. Любой из нас может легко улучшить этот показатель, приучив себя вспоминать не только основные положения и идеи текста, но и менее заметные подробности. Это опять-таки послужит хорошей тренировкой для вашей памяти, что не замедлит сказаться на ее работе.

Беглое чтение

Иногда единственная цель, с которой мы беремся за книгу или статью - уяснить для себя ее основную идею. Все остальное нам либо не нужно, либо на него пока нет времени. Мы довольствуемся неким «скелетом» произведения, опуская все остальное. Когда известного американского актера Вуди Аллена спросили: «О чем написана "Война и мир" Толстого?», он ответил: «О России». Нельзя сказать, чтобы такой ответ был похвальным с точки зрения знания литературы, но он очень четко отражает особенности человеческой памяти.

В наши дни человек так загружен и перегружен информацией, что ему ничего не остается, кроме как научиться отделять действительно нужные ему сведения от второстепенных, без которых он вполне может обойтись. Для этой цели как нельзя лучше подходит беглое чтение, когда человек «скользит» взглядом по тексту, останавливаясь лишь на тех вещах, которые кажутся ему достойными внимания. Этой технике совсем несложно научиться: четко определите, что вы ищите в тексте, а затем пробегайте взглядом предложение за предложением, не замечая точек и прочих знаков препинания. Знаки препинания всегда тормозят процесс чтения, потому что мы привыкли на них задерживаться. Если же мы снизим количество таких мини-пауз, то сможем прочесть текст гораздо, гораздо быстрее. Чуть сложнее развить в себе другой навык - научиться видеть в тексте только значимые слова (основные части речи), опуская всевозможные предлоги, союзы, наречия и прилагательные. Вы наверняка уже обращали внимание на то, что максимальное количество смысла содержат только две части речи - существительные и глаголы. Попробуйте сфокусировать свое внимание только на них, и вы очень быстро получите общее представление о том, что читаете. Чтобы лучше запомнить, что именно вы вычитали из этого документа, сделайте паузу и постарайтесь припомнить все ключевые слова, которые вам там встретились. Прокомментируйте то, что прочли, еще раз «прокрутите» все в памяти, а потом повторите через несколько часов. Очень полезно повторять все перед отходом ко сну (за исключением тех случаев, когда человек смертельно устал). Во сне наша память продолжает работать, а мозг - обрабатывать и усваивать новую информацию.

Попробуйте теперь применить эти принципы в работе, например, читая еженедельный отчет или какую-либо профессиональную статью. Редакторы, постоянно вычитывающие чужие тексты, умеют сконцентрировать свое внимание таким образом, что замечают все неточности, ошибки стиля, повторы и неправильные употребления слов, хотя прочитывают текст очень бегло. Интересно отметить, что наибольшей эффективности при этом они добиваются тогда, когда прочитывают текст каждый раз только с одной конкретной целью, оставляя другие на потом (например, в первый раз редактор ищет орфографические ошибки, во второй раз - стилистические и т. д.). Точно по такому же принципу строятся и любые другие «проверки» текста.

Беглое чтение помогает сэкономить время и силы - самое ценное, что есть у любого работника. Оно помогает обрести уверенность в себе, так как человек понимает, что пропустить пару-тройку слов вовсе не значит ошибиться. И это действительно не ошибка, а настоящая стратегия, основанная на классических принципах выборочного внимания. Беглое чтение применяется очень широко: от изучения научно-исследовательских статей до груды бюрократических документов или газет. Беглое чтение помогает вам сортировать информацию, «пропалывать» текст, избавляя его от сорняков и оставляя только самое важное - суть. Не следует забывать, что восприятие прочитанной информации может быть как объективным, так и субъективным. Многие из нас почему-то относятся к печатному слову как к высокой Истине, которую нельзя ни оспорить, ни подвергнуть сомнению. Все как раз наоборот: вам нужно подходить к любому тексту свободно и творчески. Не задумывайтесь, если вам захочется бросить его, не дочитав, или заглянуть сразу в конец. Многие люди ощущают после этого какую-то смутную вину, как будто сделали что-то недозволенное, но это вовсе не так.

Беглое чтение может быть как первой, так и последней стадией изучения текста. Иногда нам достаточно быстро просмотреть текст, чтобы понять, что он нам не годится, или сразу усвоить из него какую-то нехитрую мысль. Иногда, впрочем, текст заслуживает гораздо более пристального внимания, а значит, после беглого чтения, во время которого основной упор делается на синтезе, должен наступить другой этап - аналитический. Это справедливо как для развлекательного чтения, так и для обучения и других серьезных форм восприятия печатного слова. Сначала мы выбираем из текста то, что нам кажется наиболее важным, а уже после наш мозг и наша память продолжают работу над усвоенным, интегрируя новую и старую информацию, обдумывая вопросы, которые этот процесс порождает.

Очень полезно записывать ключевые слова на отдельной карточке, которую вы будете держать на видном месте у края стола. Тем самым вы оставляете себе «подсказку», которая заставит вас снова и снова обращать внимание на ключевые моменты того текста, где вам они встретились, пока вы не включите эти новые идеи в свою повседневную практику или же пока в них не отпадет необходимость. Я знаю одного выдающегося хирурга, который с помощью этого простого метода значительно облегчил себе работу. Он уже не забывал, где он прочел ту или иную идею - они всегда были у него прямо перед глазами, так что он смог сконцентрировать свое внимание на их внедрении в свою работу. Эту же технику очень часто применяют для создания позитивной атмосферы. На дверях, стенах, у рабочих мест в офисе - везде развешиваются небольшие таблички, которые напоминают людям о целях их работы. Проводя в различных компаниях семинары по тренировке памяти, я обычно использую следующие «лозунги»: «Мы можем улучшить работу памяти в любом возрасте», «Мало понять, нужно закрепить навык регулярными упражнениями», «Хорошая память - это навык, которому вы всегда можете научиться». Когда я читала лекции по техникам чтения, у меня в аудитории висел плакат, где крупными буквами было написано: «ДА, Я МОГУ!»

«Житие Сергия Радонежского» было написано Епифанием Премудрым в 1417-1418 годах. Сергий Радонежский играл значительную роль в политической и церковной жизни Руси второй половины XIV века и сумел своими благочестивыми делами сыскать себе высочайший нравственный авторитет. Мудрый и добродетельный Сергий принимал активное участие в разрешении политических проблем Отечества. В частности, он всецело поддерживал объединительные усилия Москвы для возвеличивания и укрепления Русского государства. Особое значение имело благословение Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы.

Признавая Сергия «угодником Божьим», Епифаний Премудрый тем самым освящал и возвеличивал личность и политические взгляды Сергия Радонежского, которые в тот период междоусобных распрей на Руси разделялись далеко не всеми.

Основой «Жития...» являются чудесные происшествия, происходившие в жизни Сергия с самого раннего детства, а если вчитаться. то и до рождения младенца, который, находясь ещё в утробе матери, издал троекратный глас во время богослужения в церкви.

Епифаний Премудрый стремился, по мнению крупного исследователя литературы Древней Руси Н.К. Гудзия, к «возможно большей фактичности и документальности изложения», но в тексте «Жития...» есть и лиризм, и человеческая теплота, и яркие, неожиданные для литературы подобного рода в Средние века образно-выразительные средства. Постижение художественных достоинств текста позволяет нам испытать чувство гордости за литературу Древней Руси, убедиться в таланте древнерусских авторов.

  1. Каким вы представляете себе автора «Жития Сергия Радонежского»? Почему Епифаний был назван Премудрым?
  2. Объясните, почему Епифаний Премудрый решил написать «Житие Сергия Радонежского».
  3. «Житие Сергия Радонежского», как и вообще жития в литературе Древней Руси, проповедует добро, милосердие, сострадание.

    Продолжите начатый ряд, выписывая из данных в учебнике глав слова и словосочетания, но смыслу связанные с темой любви, добра: добродетельный...

  4. В употреблении эпитетов Епифаний Премудрый очень сдержан. Чаще других он использует эпитет «великий». К кому и к чему он относится?

    «Житие Сергия Радонежского» - это повесть о выборе человеком пути. «Путь» - слово многозначное: это полоса земли, служащая для езды и ходьбы, дорога; это место для прохода, проезда; это путешествие, поездка, передвижение; путь - это направление, маршрут; наконец, это польза, прок, толк. Так определил значение слова «путь» В.И. Даль.

  5. Сформулируйте тезис о том, в чём вы видите различие для человека пути географического и духовного. О каком пути - духовном или географическом - идёт речь в отрывках а, б, в:
    1. «И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицом Господа - приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоут-робному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветишь сидящих во тьме и тени смертной направить ноги наши на путь мира» (Евангелие от Луки);
    2. «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл в Египет» (Евангелие от Матфея);
    3. «Затем утром на следующий день призывал он к себе провинившихся; но и здесь не сразу запрещал им беседы, и с яростью не обличал их, и не наказывал их, но издалека, тихо и кротко, как будто притчи рассказывая, говорил с ними, желая узнать их прилежание и усердие к Богу. И если был брат покорным, и смиренным, и горячим в вере и в любви к Богу, то вскоре, поняв свою вину. со смирением он падал и склонялся перед Сергием, умоляя простить его. Если же был брат непокорным, с сердцем, исполненным помрачением бесовским, и стоял, думая, что не о нём говорит святой, чистым себя почитая, пока преподобный терпеливо обличал его, как сказано: „Пусть накажет меня праведник и милостью своею пусть обличит меня", - то на такого непокорного брата шумен епитимию накладывал, потому что не понял своей вины и не осознал своих грехов; и так провинившегося, на путь исправления наставив, он отпускал» («Житие Сергия Радонежского»).
  6. Какими эпитетами характеризуется победа на Куликовом поле?
  7. Выпишите слова и словосочетания, в которых проявляется отношение автора к врагам Руси.
  8. В каком значении во фразе «Крестоносная хоругвь долго гнала врагов, множество бесчисленное их убивая...» употреблено слово «хоругвь»? Проверьте себя по краткому толковому словарю 1 .
  9. Расскажите подробно, как в «Житии...» передана скорбь но поводу кончины святого Сергия Радонежского.
  10. Вы уже обращали внимание на то, что житие обычно закапчивается описанием чуда. Какие чудеса происходили после смерти святого Сергия?

    Епифаний Премудрый достаточно редко прибегает в «Житии...» к иносказанию, другим особым средствам выразительности художественной речи: автору нужно подчеркнуть прежде всего свою объективность. Однако имеющиеся средства художественной выразительности свидетельствуют о высоком мастерстве автора «Жития...», его умении владеть литературным словом.

  11. Прочитайте данный фрагмент и на его основании подтвердите сформулированный тезис. Приведите другие примеры художественной речи из «Жития Сергия Радонежского».

    «И было чудесное зрелище и удивительная победа; те, кто прежде блистали оружием, тогда все были окровавлены кровью иноплеменников, и все трофеи победные носили. И тут сбылось пророческое слово: „Один преследовал тысячу, а двое тьму"».

Для вас, любознательные

Преподобный Сергий (в миру Варфоломей) родился в городе Ростове Великом от благочестивых родителей Кирилла и Марии. Когда ему исполнилось семь лет, отдан был в учение, но учился с трудом из-за плохой памяти.

Однажды, гуляя в дубраве, Варфоломей увидел молящегося инока и, низко поклонившись, стоял, ожидая окончания молитвы. Помолившись, инок спросил: «Чего хочешь, чадо?» Отрок отвечал:

«Отец, отдали меня учиться читать, и никак не могу уразуметь ничего из того, чему учит меня учитель мой. И из-за этого скорблю и не знаю, что мне делать. Помолись Господу обо мне, чтобы вразумил Он меня святыми твоими молитвами». Инок же, сотворив молитву, благословил его и сказал: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить».

С этого времени будущий святой постигал книжные премудрости без труда. Вскоре родители его переселились в место, называемое Радонеж, а ещё чуть позже приняли монашеский постриг и мирно отошли ко Господу. Оставшись один, отрок раздал всё своё наследство и ушёл в пустынь 2 , где построил себе хижину. В двадцать три года принял иноческий постриги наречено ему было имя Сергий.

Удивительную жизнь прожил этот святой. Сам святитель Алексий, митрополит Московский, пользовался советами преподобного и хотел видеть его своим преемником. Великий князь Дмитрий (Донской) не раз посещал его, был им воодушевлён и благословлён на битву с татарами, в которой одержал победу на Куликовом поле.

За свою богоугодную жизнь преподобный Сергий сподобился зреть Пречистую Богородицу с двумя апостолами - Петром и Иоанном.

Преподобный Сергий Радонежский положил основание славной в истории России Троице-Сергиевой лавры.

К преподобному Сергию Радонежскому обращаются за помощью в учёбе.

З.И. Зинченко

1 Краткий толковый словарь помещён в конце второй части учебника.

2 Пустынь - место, где живёт отшельник.