С детскими капризами приходится иметь дело всем мамам и папам. Они могут проявляться у малышей, начиная с двух-трехлетнего возраста, и часто возникают абсолютно неожиданно, на фоне, казалось бы, вполне благополучного, поведения ребенка.

Резкое проявление детских капризов беспокоит многих родителей. По мнению психологов, оценить, насколько они опасны, можно, проанализировав поведение малыша. Если детские капризы учащаются и становятся регулярными, это может быть признаком заболевания нервной системы, а значит, кроху нужно повести к врачу-невропатологу. Если же малыша капризничает только с некоторыми людьми, искать корень проблемы стоит в семейных отношениях, а также в том, как родители реагируют на выходки ребенка.


1. Родителям необходимо четко дать понять ребенку, что ему разрешается, а что воспрещается делать, и всегда придерживаться однажды установленных правил. Многие родители в сложной ситуации ничего не могут предпринять, поэтому уступают, лишь бы кричащий ребенок успокоился. Однако этого делать нельзя, поскольку негативные реакции могут закрепиться и со временем усилиться.

2. Если требование малыша неразумно или является вредным для него, не стоит поддаваться на уступки, как бы ребенок ни кричал и ни плакал.

3. Ребенка, который устроил истерику, не нужно оставлять одного, однако не стоит пытаться утешать малыша, ласкать или поднимать с пола, несмотря на оказываемое сопротивление. Просто занимайтесь своими делами, держа кроху в поле зрения - малыш должен усвоить, что вы контролируете ситуацию, но остаетесь непреклонны в своем решении.


4. Родители должны как можно чаще использовать положительные стимулы за хорошее поведение, чтобы у ребенка появилась мотивация и стремление к правильным поступкам.

5. Помните, что родительское внимание - это наиболее действенный способ установить контакт с ребенком, поэтому не скупитесь на поощрение в виде прочитанной сказки, прогулки на свежем воздухе или другого совместного занятия.

6. Дети становятся более раздражительными, когда они чувствуют усталось, голод или если их торопят. Поэтому не стоит отправляться в супермаркет за покупками, когда ваш ребенок проголодался, а если вы должны быстро собраться и уже опаздываете, не предлагайте ребенку одежду, которую он не может терпеть.


7. Если у вас с малышом возникают разногласия, чаще давайте возможность выбирать самостоятельно. Например, малыш отказывается надевать теплую куртку, не нужно повышать голос или грозиться наказать кроху. Попытайтесь договориться: «Ты наденешь зимнюю вещь, то сам выберешь, в каком свитере будешь идти».

8. Маленькие дети способны лучше реагировать на просьбу родителей, которая подразумевает действие, чем на уговоры хорошо себя вести. Поэтому кричащего или плачущего ребенка можно попросить подойти к вам или найти что-нибудь для вас, дайте малышу понести что-то в руках - это эффективнее, чем требования прекратить крик.

9. Ребенок должен понять, что его поведению есть пределы, объясните ему, что существуют ситуации, в которых капризы неуместны, а также расскажите о последствиях такого поведения: «Ты ведешь себя плохо, и мы этого не позволим. В случае если ты будешь продолжать в том же духе, то будешь вынужден уйти в свою комнату, остаться без конфет, мультфильмов и т.п.»


10. Наиболее сложные для родителей ситуации - это детские капризы и истерики в общественных местах, например, в поликлинике, супермаркете или в магазине детских товаров . Маме с папой нужно запастись терпением и выдержкой, чтобы переждать взрыв эмоций, а затем твердо и доходчиво объяснить ребенку, почему вы не станете выполнять его требование. После некоторого молчания нужно убедиться, что малыш успокоился, и обсудить происшедшее. Дайте ребенку понять, что подобными поступками он ничего не сможет добиться, научите кроху выражать свои желания приемлемым способом.

Маленькие дети в возрасте 2-3 лет стремятся всячески демонстрировать свою самостоятельность, порой им трудно справиться со своими эмоциями. Если вы будете знать, как справиться с детскими капризами, то вскоре заметите, что малыш устраивает концерты все реже. Уделяйте ребенку как можно больше внимания, любите его - и тогда в ваших отношениях будет царить мир и спокойствие.

Малыша до года довольно просто отвлечь от нежелательного занятия, переключив его внимание на что-то другое. Позвенели ключами, показали птичку в небе - и вот он уже забыл о чужом мячике, к которому рвался минуту назад. Но с возрастом уровень произвольности внимания растет. Теперь переключение может сработать только в том случае, если вы предложите нечто более интересное. И вот родители начинают завлекать малыша телефонами, iPad"ами или просто включают телевизор, чтобы как-то его угомонить. Не делайте этого. Не отдавайте своего ребенка на воспитание гаджетам.

«Ну, теперь компьютер - неотъемлемая часть нашей жизни, без него никуда», - возражают мне на это молодые родители. И они, конечно, правы. И все-таки даже взрослый после целого дня работы за компьютером чувствует себя уставшим и выпотрошенным. Что же говорить о маленьком человеке? На него обрушивается шквал информации, которую он просто не в силах правильно воспринять и переварить.

Если вы включаете малышу телевизор, обязательно смотрите передачу вместе с ним. Только в этом случае вы сможете контролировать, что именно и в каком количестве он смотрит. Есть великолепные игры для самых маленьких на развитие зрительной памяти: «Найди меня», «Запоминайка». Я сама их использую в практике. Но как бы хороши они ни были, не оставляйте ребенка наедине с монитором, сядьте рядом и занимайтесь вместе с ним. Тогда эти игры пойдут малышу на пользу. Если же все эти устройства включаются лишь для того, чтобы вам не мешали заниматься своими делами, то очень скоро вы будете разводить руками и восклицать: «Я не понимаю, откуда у него это взялось!» Но это еще не самая большая опасность, подстерегающая малыша, отданного на воспитание электронным игрушкам. Страшнее другое: чем раньше он с ними познакомится, тем больше вероятность развития зависимости от них.

В идеале, когда мама приходит домой, малыш должен бросать все игрушки и бежать ей навстречу - потому что он соскучился, потому что играть с мамой интереснее, чем одному. Дети обычно так себя и ведут во всех случаях, за исключением одного - если они заняты виртуальной игрой и телевизором. Вот тут даже общение с мамой может потерять свою ценность. Ведь когда играешь с мамой, со сверстниками, нужно как-то реагировать на другого человека, находить общий язык, договариваться, получать в том числе и негативную реакцию. В компьютерных играх все иначе. «Не получилось. Попробуй еще раз», - предлагает электронный друг. Да, с одной стороны, ребенок не испытывает стресса из-за того, что у него что-то не выходит, - есть возможность сразу исправиться. Но, с другой стороны, разве нам дается бессчетное количество попыток в реальной жизни? Если однажды ребенок проиграет сверстникам во дворе, никто не даст ему второго шанса, никто не предложит повторить все сначала. А опыта справляться с неудачами, проигрывать и договариваться у него не будет. И захочется убежать из этого реального двора обратно в уютный компьютерный мир, где тебе всегда предоставят бесконечное количество шансов стать победителем. И вот ваш малыш все больше и больше времени проводит с любимым смартфоном.

А когда вы пытаетесь его отобрать, впадает в неистовство, кричит и протестует. Гаджет становится для него самой большой ценностью.

Так формируются зависимости: компьютерная, игровая, телевизионная, а позднее и зависимость от социальных сетей. Если они возникли в столь раннем возрасте, избавиться от них практически невозможно. И это главная причина, по которой маленьких детей необходимо оберегать от электронных игрушек.

Но вернемся к вопросу, заданному в начале этой главы. Как же отвлечь ребенка, если есть такая необходимость? Попытайтесь это сделать самыми простыми способами. Обратите его внимание на людей, которые проходят мимо. Если он не хочет уходить с детской площадки, расскажите ему о том, что вы будете делать, когда вернетесь домой. При этом надо, чтобы в ваших дальнейших планах было что-то такое, что его действительно заинтересует.

А теперь внимание! Отвлечение - прием, которым очень удобно пользоваться, когда ребенку год или полтора. Но если вы и в дальнейшем будете часто прибегать к этой уловке, то малыш в конце концов разгадает вашу хитрость, усвоит ее и начнет использовать против вас. Родители описывают это так: «Стоит мне начать серьезный разговор с двухлетним сыном или попросить его выпить лекарство, как он начинает переключать мое внимание на что-то другое: вдруг увидит за окном что-то интересное, или заговорит о посторонних вещах, или уронит стул на пол, или начнет жаловаться на живот». В психологии это называется замещающим поведением. Вот малыш устал, сел на дороге и не идет дальше. «Почему ты сел?» - «Ножки болят». На самом деле ножки не болят, просто устал и хочется, чтобы взяли на ручки. Но если сказать правду, скорее всего, услышишь в ответ: «Ничего, потерпи. Скоро придем». А вот если пожаловаться, что ножки болят, тебя обязательно пожалеют.

Вообще, дети очень рано замечают: ничто так не беспокоит родителей, как жалобы на здоровье. Тут-то и начинают «болеть» животики, ручки, ножки. И если родители поддаются на эту уловку, то к школе у ребенка уже складывается устойчивая модель избегания нежелательных ситуаций с помощью симуляций. Не случайно больше всего пропусков «по болезни» бывает в первом классе (когда проходит сложный процесс адаптации к школе) и в подростковом возрасте (когда многие вообще теряют мотивацию к учебе). Эти пропуски как правило сопровождаются записками от родителей: «Болел живот», «плохо себя чувствовал». Я не хочу сказать, что наши дети в принципе никогда не болеют. Но болеют они значительно реже, чем можно подумать, глядя в школьный журнал.

Чтобы предотвратить такой сценарий развития событий, уже сейчас, когда вашему малышу 2-3 года, переводите его фантазии в реальную плоскость, не давайте ему возможности извлечь пользу из «физического недомогания». «У меня болят ножки». - «Ножки не болят. Ты, наверное, просто устал. Мы можем немножко посидеть на лавочке или просто постоять, а потом пойдем дальше». «Не пойду в садик, у меня живот болит». - «Мне кажется, ты просто очень не хочешь идти в садик, а животик у тебя в порядке. Но если хочешь, мы потом сходим к доктору».

«А если действительно болит, а мы просто так отмахнемся от того, что говорит малыш?» - могут спросить меня заботливые родители. И будут совершенно правы. Но давайте полагаться на здравый смысл. Разве так уж сложно понять, болит на самом деле или нет? Тогда обратитесь к врачу, пусть он развеет ваши сомнения.

Соблюдайте режим дня

Ничто так благотворно не действует на маленьких детей, как стабильность и предсказуемость. Если вы хотите избежать детских истерик и неуправляемого поведения, постарайтесь соблюдать режим дня. Когда малыш знает, что будет делать утром, днем, в обед, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. Почему? Да потому что он становится более самостоятельным.

Я обычно советую родителям нарисовать и повесить на стену большие часы с подвижной стрелкой и картинками вместо цифр. Рисунками обозначьте на циферблате время, когда малыш просыпается (расстеленная кроватка и солнышко), ест (тарелка с кашей), гуляет (сапожки и совочек)... Для годовалого ребенка это будут совсем простенькие часики. А дальше, по мере взросления, вы можете дорисовывать на циферблате все новые дела, которые появляются в его жизни. В течение дня передвигайте стрелку в соответствии с реальным временем и проговаривайте с ребенком, что ему сейчас предстоит делать. Это очень эффективный способ добиться соблюдения режима без скандалов и нервотрепки. Ведь маленькие дети обожают ритуалы. И если вы будете вместе с ребенком передвигать стрелку с картинки на картинку, он с удовольствием будет выполнять то, что на ней нарисовано.

Важно ! Если в жизни ребенка существует режим, придерживаться его должны все без исключения - и мама, и папа, и бабушка, и няня.

К сожалению, очень часто бывает по-другому: родители, строго соблюдающие режим дня, оставляют ребенка на один день бабушке - и к вечеру получают расторможенного, капризного малыша. Бабушка решила не укладывать его днем спать, в результате он перевозбудился и очень устал. Родители это понимают. А что понимает ребенок? «У бабушки можно не спать, сколько угодно смотреть телевизор и объедаться конфетами, а мама с папой всегда заставляют спать днем, не дают конфет и запрещают телевизор». Так начинается игра в доброго и злого взрослого, очень вредная игра, в которой не бывает победителей. Проигрывают все. Поэтому настоятельно советую: договаривайтесь между собой и действуйте сообща.

Предупреждайте заранее

Если вы скажете двухлетнему малышу, играющему на площадке: «Нам пора домой», он, скорее всего, ответит: «Не хочу». И не потому, что он действительно не хочет. Вполне возможно, что он проголодался и не прочь пойти пообедать. Но такова особенность этого возраста - ему необходимо проявить свою независимость, отстоять свое право на собственное мнение. Как же его уговорить? Не обрывайте резко его занятия. Подойдите и предупредите: «Заканчивай. Через десять минут мы уходим». Малыш пока не представляет, как долго длятся десять минут, но мысленно он начинает настраиваться на то, что пора собираться домой. Еще через пять минут снова подойдите и напомните: «У тебя осталось пять минут». Когда вы подойдете в третий раз и скажете, что время истекло и надо уходить, малыш уже будет внутренне готов закончить игру и, скорее всего, не станет спорить и сопротивляться. Будет еще лучше, если вы расширите план действий, добавив то занятие, которое малышу очень нравится. «Пора собирать игрушки. Через десять минут мы идем домой. Будем вместе готовить пироги. Я дам тебе замесить тесто». Играть во дворе очень интересно, но и лепить с мамой пироги - большое удовольствие.

Предлагайте альтернативу

Если любимым ответом ребенка на ваши призывы является «не хочу - не буду!», попытайтесь не давать ему прямых указаний, а создайте видимость выбора. Не говорите, что пора идти гулять, лучше спросите: «Какие колготки ты сегодня хочешь надеть на прогулку? Серые или синие?» Или за полчаса до того, как наступит время отправляться в кровать: «Ты прямо сейчас пойдешь спать или сначала посмотришь мультик?» - «Сначала посмотрю мультик». - «Хорошо. Тогда идем чистить зубки, переодеваться, потом смотрим мультфильм, и сразу после мультфильма спать». - «А книжку почитаешь?» - «Тогда выбирай: книжка или мультфильм». Создавайте ситуацию, в которой ребенок не будет слепо следовать вашим требованиям, а сможет сам принимать решения. Разумеется, это иллюзия альтернативы, и ребенок постарше, а уж тем более подросток, никогда в жизни не согласится с такой постановкой вопроса. Но малышу двух-трех лет вполне достаточно той меры самостоятельности, которую вы таким образом ему предоставляете.

На мой взгляд, такой способ справиться, а точнее обойти естественное детское упрямство, намного эффективнее, чем попытка взрослых «сломать», настоять на своем, одним словом, «переупрямить» кроху. Нет никаких сомнений в том, что вы сильнее и можете заставить его сделать то, что нужно. Но какой ценой? Стоит ли доводить до истерики себя и ребенка? Вы старше, опытнее, мудрее. Проявите гибкость.

Важно ! Чем младше ребенок, тем проще должна быть альтернатива.

Не предлагайте малышу полутора-двух лет выбор более чем из двух вариантов. Иначе он просто растеряется и не сможет принять решения.

Используйте метод присоединения

Малыш ходит и плачет. «Что ты плачешь?» - «Не знаю. Просто плачу». - «Давай я тоже с тобой буду плакать. Кто громче?» - «А-а-а!» - «А я еще громче могу плакать». Если есть возможность, уйдите вместе в безлюдное место, где можно вволю наплакаться и накричаться. Затем начинайте постепенно выводить ребенка из его печального состояния. «Ну, все. Я устала плакать. У меня уже слезки не текут». И тут нам на помощь приходит детская любовь к подражанию. Если вы подключились к его состоянию, то дальше он готов все повторять за вами. Теперь вы можете настроить его, как скрипку. Вы устали плакать - и он устал. Вы вспомнили что-то смешное - и он тоже готов засмеяться вместе с вами.

Мудрые мамы часто используют этот метод: сначала начинают плакать, а потом смеяться. И вот малыш уже заливисто хохочет, позабыв о своем плохом настроении.

Послушание следует прививать ребенку с раннего возраста. Многие родители считают, что послушание подавляет активность и инициативу малыша. Но самостоятельность ребенка должна считаться с нормами морали. А их можно усвоить только с помощью взрослых.

Приучаем к слову «нельзя»

Очень трудно приучить ребенка правильно реагировать на слово «Нельзя». Есть несколько эффективных способов приучить ребенка выполнять требования взрослых. Первое - это сразу прекращать неприемлемые действия вашего чада. Например, родители не позволяют ребенку брать вилку в рот или хлопать дверцей шкафа. Если одновременно говорить «Нельзя» и пресекать нежелательный поступок, то со временем это войдет в привычку. Конечно, успеха не следует ждать сразу. Первое время для ребенка ваше «нельзя» сигнал опасности, он может даже броситься бежать прочь.

Нужно помнить, что слово нельзя должно сопровождаться сердитым голосом и выражением лица. Если говорить ласково, малыш может не подчиниться.

Уже в два года ребенок понимает, что такое недовольство родителей и слово «нельзя». Он будет стараться не вызывать раздражение близких. К тому же непослушание может привести к неприятным для него последствиям. Например, если взять нож, можно порезаться.

При условии, что запреты будут всегда сочетаться с прекращением действия, ребенок станет послушным.

Свете два года, она взяла со стола папин ежедневник. Мама говорит: «Нельзя, папа не разрешает». «И-зя, папи» повторяет девочка и спокойно кладет на место. Если отец скажет «нет», Света никогда не пристает к нему с просьбами. Зато мамину косметику у нее невозможно выхватить из рук. Девочка плачет и считает это несправедливым. Потому что мама иногда разрешает ей играть своими помадами.

Следует помнить, что в 2-3 года дети бывают непоследовательными и страдают повышенной отвлекаемостью. Они могут сегодня совершить то, что было под запретом вчера. Подобные срывы возникают из-за изменения условий в жизни ребенка. Например, при переезде или появлении в семье нового человека.

Многие родители отмечают, что дети в присутствии гостей ведут себя иначе. Чада даже могут заставить родителей испытывать стыд. Не пугайтесь в таких ситуациях! Просто малыши становятся возбужденными и «теряются». А самоконтроль у детей раннего возраста еще не достаточно развит. Под влиянием новых впечатлений у них возникают желания, которых не было раньше. Поэтому, к походу в гости ребенка лучше подготовить.

Мама и папа, собираясь в гости, говорят трехлетней Лене: «Мы идем к тете Любе на день рождения, веди себя хорошо. Не хватай фрукты и конфеты со стола. Когда тебя угостят, скажи спасибо».

Развиваем послушание

Послушание у детей развивается постепенно. Хорошо, если ребенок бывает в разных ситуациях. Это позволяет сформироваться гибким мотивам поведения в разнообразной обстановке.

Послушание детей зависит от нас, взрослых. Если любить малыша требовательной любовью и уметь говорить твердое «нет», достаточно легко будет регулировать воспитание ребенка с помощью слов. Если откладывать воспитание чада, то будет гораздо труднее объяснить ребенку, почему ему вдруг надо вас слушаться.

Но даже идеальный воспитатель не в силах избежать капризов. Они проявляются обычно так - ребенок стремиться удовлетворить свои желания и не реагирует на запреты взрослых. Капризы для ребенка естественны, ведь он активное живое существо. Встречая запрет или препятствие, ребенок стремиться его преодолеть всеми способами, нередко используя плач и крик.

Боремся с отрицательными эмоциями

Истерики у ребенка, как правило, происходят только во время первого - второго запрета. Потом он к ним привыкает и считает вполне справедливыми. Но именно в начале у малыша могут возникнуть отрицательные эмоции, и он будет пытаться делать все наоборот.

Папа с трехлетним Богданом идет из детского сада к бабушке. При этом мальчик кричит: «Я хочу к маме! Я не пойду к бабушке!» Ребенок знает, что мама сегодня работает в ночную смену, но все равно продолжает капризничать. Папа хочет отвлечь его внимание: «Смотри, какая птичка летит!». «Это не птичка!» - плачет Богдан. «Смотри, какая она красивая!» - продолжает отец. «Она уродливая!» - отвечает ребенок. «Богдан, ты же хороший мальчик!». - «Я плохой».

В такие моменты, когда ребенок расстроен, он не хочет выполнять даже привычные требования. Но это обычно быстро проходит на следующий день.

В преодолении капризов главное не частота запретов, а их последовательность. Если же запреты чередовать с периодическими разрешениями, ребенок будет постоянно стремиться получить разрешение. Это способствует формированию упрямства.

Кроме этого, запреты не должны быть противоречивыми. Если одни родитель позволяет, а другой запрещает, малыш будет стремиться получить поддержку первого. А требования второго сочтет несправедливыми.

Если вашему малышу больше трех-четырех лет, сильное чувство обиды могут вызвать запреты, которых нет в других семьях. Особенно если ребенок часто бывает в этой семье. Поэтому требования родителей, общающихся между собой, должны быть по возможности едины.

Капризы или естественные потребности?

Нередко ребенок капризничает, потому что ему непосильны предъявляемые требования. Например, он не голоден, а его заставляют есть. Если постоянно так подавлять ребенка, у него возникнет психическая травма.

Некоторые родители запрещают детям шумно играть, прикасаться к полированной мебели, садиться в кресло. Это подавляет естественную потребность в движении. Не переусердствуйте! Ведь активность и подвижность необходима для нормального развития ребенка. Частые запреты истощают психику малышей.

Помните, что бить ребенка - это не выход. Подобная педагогическая ошибка может вызвать неприязнь, и даже ненависть к родителям. Дети, у которых сильный тип нервной системы, ожесточаются. Те, которые имеют слабый тип, становятся покорными, но при этом нерешительными и пугливыми.

Если есть возможность, лучше объяснить последствия непослушания. Можно даже позволить ребенку сделать то, на чем он настаивает.

Например, четырех летнему Игорю, подарили лыжи. Он плачет и настаивает на том, чтобы идти кататься. Ему объясняют, что на улице лето. А он продолжает капризничать. Тогда мама говорит «Ну, ладно, иди - покатайся». Через 20 минут ребенок возвращается домой и говорит «На них и правда сейчас не покатаешься».

Когда малыш находится в хорошем настроении, он легче выполняет требования родителей. Поэтому благоприятная психологическая обстановка так важна.

До трех лет детские капризы легко прекращаются с помощью отвлечения внимания. Этот способ эффективен, так как психика малыша очень подвижна и отвлекаема.

Дети легко переключаются на другую тему. После трех лет у малышей появляется чувство собственного достоинства. И нужно это использовать. Ребенку хочется сохранить свою репутацию перед близкими, и поддержать положительное мнение о себе. Поэтому чаще напоминайте своим чадам о том, какие они хорошие и послушные.

Не нужно оскорблять и унижать детей. Это болезненно для их самолюбия. Умение использовать формирующееся чувство достоинства у ребенка - важная часть воспитательного процесса. Родителям следует знать психологические особенности своих детей, которые способствуют формированию моральных чувств.

Упрямый и капризный ребенок заставляет родителей беспокоиться. Он либо бурно возмущается, либо выражает молчаливый протест на просьбу помыть руки или убрать свои разбросанные игрушки на место. У некоторых малышей такие реакции наблюдаются регулярно, и родители привыкают относиться к такому поведению как к совершенно нормальному явлению. Неправильно думать, что для дошкольника нормально быть капризным и упрямым, но все же чаще капризы проявляются именно у дошколят. Почему так происходит?

Все дело в психофизических возрастных особенностях детей. Чем ребенок младше, тем процессы возбуждения у него выражаются ярче, а значит, вести он себя может несдержанно, импульсивно . Однако зачастую причины упрямого и капризного поведения кроются не столько в психофизической предрасположенности, сколько в неправильном воспитании. Проявляются по-разному, чаще всего, это возбужденное эмоциональное состояние и смена желаний – по мнению взрослых, беспричинная. Тем не менее, у детских капризов имеется своя логика.

Капризы новорожденных

У младенцев, которые лежат в колыбельке, еще нет как таковых капризов. Младенец сигнализирует родителям плачем о том, что проголодался, что намочил пеленки или хочет спать, но это не капризы. Однако, если взрослые не научатся понимать своего ребенка и предвосхищать его плач, то у малыша сформируется привычка слезами добиваться желаемого. Если отрицательные эмоции проявляются слишком часто, они становятся привычными, и могут стать предпосылкой для возникновения настоящих капризов.

Капризы малышей второго и третьего года жизни

Предпосылками капризов таких малышей являются неудовлетворенные естественные потребности организма (скажем, сонливость, усталость или голод), а также физический дискомфорт (малышу холодно или жарко, ему неудобно спать, у него тесная обувь и т.п.) Иногда капризы могут сигнализировать о заболевании. Ощущая физическое недомогание, ребенок не знает, как сообщить о нем взрослому. Чтобы подавить неприятные ощущения, он требует от взрослых внимания, но облегчения, конечно, не получает, потому начинает капризничать и плакать. Также дети могут капризничать и после перенесенной болезни, когда уже пошли на поправку. Поскольку малыш еще ослаблен, он не может участвовать во всех желаемых или двигаться достаточно. Вынужденное снижение активности приводит к беспричинному, на первый взгляд, плачу. Иногда, привыкнув к повышенному вниманию за время болезни, ребенок не хочет от него отказываться.

Основная причина капризов – неправильное воспитание

Когда взрослые незамедлительно удовлетворяют все желания ребенка, едва он начинает плакать, у него формируется опасная привычка всего добиваться плачем и криком . Закрепляется эта привычка стремительно и превращается в черту характера. Самые маленькие дети проявляют капризы в форме нежелательной настойчивости. К примеру, годовалый малыш хочет получить предмет, привлекший его внимание. Он не реагирует ни на какие «нельзя». Если предмет прячут, ребенок стремится его достать и повторяет с завидным упрямством «Дай!» Как правило, заканчивается все слезами. Чем ребенок младше, тем негативные проявления неосознаннее. Часто они заменяют невозможность по-другому объяснить взрослым свое желание. Ребенок растет, его сознание развивается, капризы приобретают преднамеренный и осознанный характер, перерастают в целенаправленное поведение. Если ребенок кричит, падает на пол, топает ногами, раскидывает игрушки или замахивается на вас, целесообразно показать его врачу, чтобы отличить капризы от нервных проявлений.

  1. Научитесь спокойно переносить крики и плач ребенка – по крайней мере, внешне. Оставьте его наедине с самим собой, пока он не успокоится. Помните, что бурное проявление эмоций рассчитано на зрителей. Когда ребенок убедится, что его крик никак не задевает окружающих, то постепенно отвыкнет от имитации истерик.
  2. Разграничивайте потребности и капризы. Если ребенок сможет вам спокойно объяснить, почему он хочет что-либо, то это потребность. Помните о том, что детские и взрослые потребности различны. Не пренебрегайте потребностями крохи, старайтесь поставить себя на место малыша.
  3. Ни для кого не секрет, что дети нуждаются в . Но, когда заботы и внимания у ребенка в избытке, он начинает ими бессознательно злоупотреблять. Уже в конце первого года жизни ребенок может целенаправленно кричать и плакать, чтобы обратить родительское внимание на себя.
  4. Не повышайте голос на ребенка, даже если уже нет сил терпеть его безобразное поведение. Разговаривайте спокойным тоном. Помните, что ребенок копирует вас, вы для него являетесь примером для подражания.
  5. Объясняйте, почему «нет». Не считайте ребенка несмышленым созданием, он намного умнее, чем вы представляете, и он имеет полное право знать, почему вы ему отказываете.
  6. Следите за тем, что отказы не ущемляли вашего ребенка. В определенном возрасте малыши начинают активно познавать окружающий мир. Объясните ребенку, что вещи делятся на «свои» и «чужие», и что «чужие» вещи брать нельзя. Но, если малыш взял без разрешения какую-то вашу вещь, не бросайтесь сразу ее отнимать, а предложите альтернативный вариант. В большинстве случаев дети легко соглашаются на обмен, особенно если вы терпеливо объясните причину.
  7. Не потакайте капризам. Часто родители все позволяют ребенку. И, когда он получает свой первый отказ, то начинает капризничать. Помните – если ребенок делает то, что вам не нравится, вы должны ему об этом сказать. Более того – объяснить обстоятельно и спокойно, почему это делать нельзя, приводя весомые аргументы. Не нужно выставлять себя идолом, провозглашая: «Не делай так, потому что я так сказал». Например, если ребенок слишком долго смотрит телевизор, расскажите о его вреде для детских глазок и о том, что вы беспокоитесь за малыша. Как правило, услышав такое, дети начинают капризничать – тут-то вы должны предложить ребенку альтернативный вариант, переключить его внимание. Например, поиграть вместе в интересную игру. Если же ребенок начнет плакать и капризничать, и после этого вы разрешите ему смотреть телевизор дальше – он поймет, что вами легко .
  8. Попробуйте поменяться местами. Это хороший метод для детишек старше 3 лет, которые уже понимают, что к чему. Когда ребенок начинает капризничать, копируйте его – хнычьте, несильно хватайте малыша за руку, кричите или требуйте что-нибудь. Это не слишком педагогичный, но действенный метод, однако помните, что применять его нужно только в крайнем случае. Лучше, конечно, все объяснить ребенку цивилизованно.
  9. Подавайте малышу правильный пример . Сами не капризничайте, не ругайтесь с близкими людьми, не кричите на них.

Стоит ли наказывать за капризы?

Смотря что вы понимаете под наказанием. нельзя ни в коем случае. Можно лишить ребенка внимания, дать ему понять, что вам не нравится его поведение, и вы не обязаны слушать его, пока он не станет благоразумным. Помните о том, что вы старше, и должны вести себя уравновешенно и сдержанно . Вы должны уметь объяснить ребенку, почему он не прав. Главное – найти подход к своей крохе, и, поверьте, капризов станет намного меньше!