1 октября 2016, 19:21

Спойлеров старалась избегать. Но все-таки ЭТТЕНШН!

Слухи о том, что Роднянский и компания сняли какой-то чумовой, крутой и мощный фильм стали ходить еще зимой.

Потом пошли кадры.

Потом трейлер.

Потом случился фестиваль в Торонто, где, по слухам, фильм приняли хорошо (но сейчас ходят слухи, что были и те, кто ржали в голос).

Потом вышло несколько хвалебных статей...

В общем, был повод насторожиться.

Все эти "крутые" проекты в нашем кино ("Обитаемый остров", "Адмиралъ" и т.д.) - как правило выходили развесистой "клюквой", либо претенциозной ерундой. Редкие исключения типа "Ночного дозора" все равно получались довольно неоднозначными (и до предела набитыми разной туфтой типа продакт-плейсмента).

Но ведь Роднянский работает не только с Бондарчуком, но еще и со Звягинцевым, с которым они сделали "Елену" и "Левиафан", думала я, а вдруг?

Поэтому была надежда.

А уж когда я прочитала довольно интересную статью кинокритика Москвина на "Медузе" - весьма хвалебную для обычно сдержанного Москвина - стала с нетерпением ждать.

И ради премьеры даже ушла с работы на 30 минут раньше, чтобы попасть на сеанс в не сильно забитом зале, чтобы не отвлекаться на любителей есть попкорн и ходить туда-сюда, а получить удовольствие.

Ну-с... Что я могу сказать? Многое.

Давайте по порядку.

О сюжете.

1860-й год. Питер. Непонятное время года. Дощь.

Некто Яковлев (Петр Федоров), мрачный человек лет 30, всегда одетый в черное, работает "заменой" на дуэлях - когда один из участников слаб/болен/по иным причинам не может сам встать к барьеру - он, согласно дуэльному артикулу, может обратиться к третьему лицу, чтобы тот отстоял его честь.

Яковлев - профессиональная "замена". За то, что он методично отправляет на тот свет записных бретеров-дуэлянтов, ему хорошо платят (хотя никто, конечно, не афиширует этот факт).

Яковлев живет аскетично один со старым слугой, не имеет друзей и знакомых. Иногда, помимо дуэлей, он выступает на публику в качестве "железного рыцаря" - человека, демонстрирующего виртуальное умение обращаться с огнестрельным оружием... ну, там, знаете, простреливает летающую даму и выдает прочий "Вильгельм Телль" на пистолетах. За это он тоже получает немалые деньги.

В свободное от работы время Яковлев пьет (скажем прямо - глушит коньяк бутылками).

Если Яковлева что-то и волнует помимо денег и коньяка, то это - хлопоты по восстановлению доброго имени и дворянства некоего Колычева, признанного умершим несколько лет назад. Он готов заплатить огромные деньги за то, чтобы обелить память о Колычеве, собственно ради этого он и рискует своей жизнью.

*не будет, наверное, огромным спойлером признаться, что Яковлев и есть Колычев*

Параллельно в великосветских салонах разыгрывается драма с участием княжны Марфы Тучковой (Юлия Хлынина) и ее юного брата - князя Тучкова (Павел Олегович Табаков). Молодой наследник рода и опекун своей своевольной сестры крайне обеспокоен тем, что Марфа влюблена в инфернального графа Беклемишева (Владимир Машков). У графа скверная репутация для человека из общества - он большой безобразник "по дамской части", плюс у него непонятное финансовое состояние (позволяет себе роскошные жесты и увлечения, однако есть мнение, что разорен) и вообще - слухи о нем ходят нехорошие. При этом граф пользуется особым покровительством Великой княгини и всеми принят.

Ясно, что на княжну Марфу это все вкупе с хриплым голосом действует сногшибательно. Брат обеспокоен и намерен отказать явно двигающемуся в сторону предложения руки и сердца графу.

Очень скоро выясняется, что Яковлев не просто за деньги заменяет оскорбленную сторону, он работает с целой бандой, провоцирующей на дуэли людей, которых, по сути, заказывают.

А заказывают их - потому что они кое-кому мешают. Например так, как молодой и упертый князь Тучков - мешает графу Беклемишеву...

Две линии - Яковлева и Тучковых - пересекаются...

При каких обстоятельствах Колычев перестал быть дворянином? Как стал он Яковлевым? Что там с грязными делишками Беклемишева? Добьется ли он княжны Тучковой? А если не он - то кто ее добьется? Знакомы ли Яковлев с Беклемишевым? Восторжествует ли добро и справедливость? Кончится ли дождь?

Все эти вопросы чрезвычайно волнуют зрителей.

Для начала я скажу о позитивном.

Хороша завязка.

Собственно - ее я пересказала и углубляться особо не намерена дальше пересказывать сюжетные ходы. Пусть останется некоторое количество интриги. Завязка - это большой плюс.

Фильм очень бодро снят.

Действие почти не провисает, эпизоды "затишья" довольно гармонично чередуются с ритмичными эмоциональными картинами. Воспоминания Яковлева (они будут) - втиснуты довольно умеренно, от основного сюжета не отвлекают.

Вообще, умение держать ритм, напряжение - это большое умение, и Мизгирев им владеет.

Тут тоже все в порядке. Мизгирев и Роднянский решили сделать фильм-нуар на фоне Петербурга 19-го века. Собственно, к такому решению подталкивает целый пласт российской культуры - литература (поклон Федору Михайловичу Достоевскому) и изобразительное искусство давно дают для этого повод.

В итоге главный герой - плохой парень, лишенный чести человек - действует в мире порока и обмана. Никому нельзя верить. Все предадут. Плюс вокруг полумрак. Даже днем. Еще бы - дождь круглые сутки. Грязь. Черные цветы в вазах. Все как бэ намекает, что "природа созвучна настроениям главного героя" (как писали в школьных сочинениях) - всю тлен и разложение. Низкие потолки. Свечи. Облезлые стены. И шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука...

"В конце-концов - это просто красиво" (с). Все эти черные цветы, черные стены, полумрак, опять же - дощь...

Хороша атмосфера.

Что такое атмосфера нуара? Это, как пишет, Википедия - атмосфера цинизма, пессимизма, разочарования и тотального недоверия.

Нет, сэр, у вас не параноя, это действительно странные совпадения. Да, сэр, эта блондинка только кажется невинной девушкой. Да, держать пистолет под рукой - хорошая идея, сэр...

Нуар как жанр возник в 30-е годы в США, отражая общественные настроения после Великой Депрессии. И действия фильмов-нуаров как раз в этот период и происходили. Но постепенно эстетика нуара стала проникать глубже и расползаться шире. И вот уже появились европейские нуары, японские нуары (там этот жанр очень прижился), даже советские нуары.

Звучит фантастично, но это так. Посмотрите, допустим, "Дело Пестрых". Или "Испытательный срок" с молоденьким Олегом Павловичем Табаковым. Чем не нуар? Разве только тем, что главный герой - это не сомнительная личность, а вполне себе положительный парень. Только вот он окружен этой самой атмосферой цинизма и недоверия, хоть и пытается прорваться сквозь сгущающуюся тьму...

В общем - это такая эстетика.

Нравится не нравится - а интересно.

Все же понимают, что и рубеж 18 и 19 веков в США вряд ли был таким мрачным даже в Новой Голландии.

И Викторианская Англия так не выглядела.

Такой привет Тиму Бертону (а именно он - главный любитель нуара в современности).

Ну, еще Роберт Родригес.

Словом, с динамикой, завязкой, картинкой и атмосферой - все в полном порядке.

И тем не менее... В какой-то момент я поняла, что отчаянно пытаюсь не рассмеяться на весь зал - и удерживает меня от этого лишь усилие воли и уважение к другим зрителям. Потому что происходящее на экране из мрачной истории о мести превращается в какую-то напыщенную и даже слегка комическую чушь...

Короче, не буду ходить вокруг да около.

В чем проблема фильма - я вам скажу.

В сценарии.

Особенность хоршего фильма-нуара - стройность повествования. То есть сначала не должно быть понятно ничего. Каждый может оказаться негодяем. Не верь никому. Происходят загадочные совпадения и подозрительные события. Но потом, потом это все должно прийти к какому-то единому знаменателю. И даже если финал остается открытым - понятно хоть, в какую сторону он открыт.

Тут этого нет.

Мизгирев-сценарист придумал очень неплохую завязку, но не придумал развязку и, видимо, решил, как Наполеон, главное - ввязаться в бой, а там - посмотрим.

И вот ладно скроенный сюжет прямо на глазах начинает расползаться, потому что мало скроить - еще и сшить хорошо надо. А тут сюжет сшит плохо. И это видно как раз где-то с середины, потому что в тот момент, когда перед нами раскрыты все карты и уже ясно, кто подставил Кролика Роджера (то есть Колычева), надо как-то объяснить и все остальное - но все объяснения выглядят жалко и неубедительно.

Поэтому никакой "тонкой интриги" с местью подлецу Беклемишеву (ну, вы уже догадались, что это он главный гад на всем Питембурхе) не выйдет.

Все будет "в лоб". И без интриги.

Не буду раскрывать тайны, скажу лишь, что то, что сделал Яковлев в конце - он мог сделать вообще с самого начала. Прямо вот сразу, как вернулся в Питер после 5 лет отсутствия.

Из-за чего тогда весь огород городили? Доброе имя Колычева, выходит, так и не было восстановлено.

Плюс имеются серьезные проблемы с раскрытием мотиваций персонажей.

Как говорится - если со сценарием проблемы, то они везде вылезут.

Не ясно, что же за интриги плел Беклемишев с Великой Княгиней. По всему выходит, что ему нужны были дуэли - из-за денег. Но толком ничего не объяснено, приходится додумывать. Отчаянно намекали, что дело не только в любовной связи, но и в том, что Княгиня Беклемишева покрывает. Но вот в чем?

Нет, додумать не сложно. Даже очень легко (занять денег, потом не отдавать, потом организовать смерть кредитора на дуэли). Но... хороший фильм от среднего как раз и отличает то, что зрителю все-таки разъяснят мотивацию персонажей несколькими скупыми мазками.

Во-вторых, самый загадочный в плане мотивации персонаж - княжна Марфа. Сначала вроде ясно - она просто с жиру бесится и любит "опасных" мужчин. И тот же Беклемишев ей интересен, от того, что он - бааааальшой безобразник. Я даже вполне могу понять, что по той же причине ей стал интересен и Яковлев - он ведь вроде как негодяй, да еще и моложе Беклемишева. Но... интерес - интересом, эстетика нуара - эстетикой нуара, но все же не настолько, чтобы затевать секс в карете (у них там, кстати, именно в карете этим делом все и занимаются, не только княжна Марфа с Яковлевым, сами убедитесь).

Все-таки забывать о нормах морали и нравственности, характерным для определенного момента истории - довольно глупо. К примеру, в "Сонной лощине" тоже имеется секс вроде как благовоспитанной дамы на сеновале с любовником. Но... все-таки это опытная замужняя женщина. Да еще и с черной душой. Но все-таки ночью. На сеновале (то есть - вдали от посторонних глаз). А тут... юная княжна-аристократка, да еще в трауре (который она, кстати, почему-то не держала практически ни дня - а что так? черное на черном было бы эффектно), да еще и с каким-то проходимцем, да еще и активно помогая ему в... его поползновениях, да еще в карете без штор посреди бела дня в центре Питера в 1860-м году.

Вы такому верите? Я - нет.

Если бы они были одни где-то за закрытыми дверьми, если бы их что-то сумело сроднить, если бы там был какой-никакой приличествующий случаю антураж - это я бы еще поняла. Но в карете посреди бела дня? Извините, что я слишком много пишу про это, ведь ежу ясно - так не бывает.

В-третьих, что там с мотивацией Великой княгини? Вроде как официальная информация такова, что под этим персонажем подразумевают Александру Иосифовну, жену младшего брата Александра II - Великого князя Константина Николаевича (и мать поэта К.Р. - Константина Константиновича Романова).

Александра Иосифовна и К.Р.

Однако все источники утверждают, что это была женщина высокой нравственности, преданная своему мужу, пользующаяся огромным уважением при дворе и в обществе.

Хорошо. Может быть - это ошибка, и ввиду имелась все-таки другая Великая княгиня, но их там помимо Александры Иосифовны было всего 2 - жены Великих князей Николая и Михаила. Ни одна из них не была замечена в каком-то неподобающем поведении.

Допустим, это была какая-то абстрактная Великая княгиня. Художественная условность. Что не так с этим персонажем помимо ее повадок дорогой шлюхи? А то, что в начале, при первом появлении, нам представляют ее как женщину, которую "общество не принимает", а в конце - через пару недель после начала действия - как эдакую крестную мать петербургского высшего света, которая рулить всем и разруливает.

И все-таки что же за дела-то у нее могли быть такие с Беклемишевым, помимо собственно секса в карете (да вы давно догадались - что я их и имела ввиду)?

И последнее о сюжетных косяках.

Скажите мне на милость, почему нам так и не объяснили, когда и где этот ваш Яковлев научился ТАК стрелять?

У всех супер-героев был наставник. Это, извините, "жакон занра" фильма-мстилки. У Невесты был Пей-Мей, у графа Монте-Кристо - аббат Фариа... Майкла Корлеоне учила жизнь, но все-таки учила и подробно рассказано - как учила.

А тут - хопс, герой просто "офигительно стреляет" и ВСЕ. Или, может, он и раньше обладал этой супер-силой? И в предыстории? Но почему тогда не рассказали? И если он так умел - зачем с ним затевали дуэль-то в этой же самой предыстории?

Нет, нам намекают, что "в Аляску сослан был - вернулся алеутом". Алеуты научили что ли? Какой-нибудь хитрый алеутский охотник-одиночка? Он очень просился в кадр.

Но в итоге вся линия с алеутами лишь объяснит, как Колычев стал Яковлевым. Откуда у него на спине появилась "загадочная татуировка" и как, черт побери, он научился настолько фантастически стрелять и играть в "русскую рулетку" - нам ничерта не объяснили.

Ребята. Давайте честно: хорошая идея - это большая удача. Но если ты совершенно не знаешь, к чему ты должен из этой завязки прийти, то, считай, ты просто выкинул кучу денег в мусорное ведро.

И никакая картинка не спасет.

Кстати о картинке.

Даже шикарную картинку можно убить однообразием.

Почему, скажите, все "великосветские" сцены упорно снимают в прихожей Эрмитажа?

Да, несколько отфотошопили, но атланты вполне узнаваемые.

Вообще, у нас что, настоящий "нуар" без рисованных декораций вообще никак не создать?

И еще. Вечный дождь тоже может задолбать. Особенно, если постоянно показывать в кадре поливаемые дождем яблоки и капусту. А этот кадр я успела заметить раза 3-4, не меньше.

И об актерах.

Хорош исполнитель главной роли - Петр Федоров. Вот тут угадали так угадали, так вот из героев второго плана (см. "Обитаемый остров") выходят полноценные звезды. Он достаточно трагичный (но не комичный), простой и сложный одновременно. И харизма у Петра имеется. И играть умеет. Камера любит его лицо. Твердая пятерка.

Так же хороши практически все актеры второго и третьего плана. Франциска Петри представила интересную Великую княгиню даже при всей нареальной легкости поведения ее персонажа, Юрий Кузнецов (полковник Петренко по прозвищу "Мухомор" из "Ментов", а вообще - он известный и хороший актер-эпизодник) в роли преданного слуги Яковлева, Гармаш в роли зловещего Однорукого, Александр Яценко в роли настоящего представителя семьи дворян Яковлевых, даже Юрий Колокольников в небольшой роли Басаргина.

Княжна Марфа (Хлынина) - слабенько.

Брат ейный, князь Тучков (Павел Олегович Табаков) - деревянненький.

Вот с такой надутой мордой, выпученными глазами и выпяченной челюстью он проходил весь фильм.

Но и Хлынина и Табаков-младший - молодые, еще разыграются (в других, конечно, фильмах).

А вот с Машковым... Скажу прямо. Он нормально играет. Но... он откровенно стар для роли рокового мужчины Беклемишева. Я раньше думала, что только Домогаров все никак не может угомониться и прекратить строить из себя героя-любовника, ан нет... у Машкова та же болезнь. Но это пол-беды, что Машков все еще считает, что он - игого. Плохо и то, что так считают режиссер и продюсер.

Повторю. Машков играет нормально (без открытий, но нормально - проникновенно в глаза посмотрит, цинично усмехнется - все в порядке). Но это полный, что называется, мискастинг.

Словом, давайте скажем честно. Фильм вышел на "четверочку с минусом". От тройки спасает все-таки очень неплохая в целом картинка и прекрасный Петр Федоров.

Сюжет да, действительно хорошо завязан, но дальше он становится слабее, слабее, скатываясь в полную комедию и фарс. В какой-то момент я реально поняла, что хочется смеяться. И было над чем.

Всем хорошего вечера. Любите кино.

Старшая дочь подполковника Михаила Петровича Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской. Имя своё получила в честь бабушки по матери, Маргариты Родионовны Волконской, ур. Кошелевой. Кроме неё в семье было еще пять дочерей и два сына.

Маргарита с самых ранних лет отличалась страстным, нервным и восприимчивым характером, любила чтение и музыку и была одарена замечательным голосом. Она была высокого роста и очень стройна, но черты лица были неправильны, и единственная её красота состояла в поразительной белизне кожи и в живом выражении зеленых глаз.

Первый брак

В 16 лет Маргарита Михайловна вышла замуж за Павла Михайловича Ласунского. Он был единственным сыном вдовы Ласунской, которая был очень дружна с Нарышкиными, и родители решили между собой, что поженят детей. Павел Ласунский охотно согласился на брак, благодаря светскому положению и приданому невесты. Что касается до Маргариты, то она была юна, ей было достаточно, что жених отлично говорит по-французски, красив и умен.

Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Ласунский оказался кутилой и игроком, всё время он проводил с друзьями; будучи человеком развратным, он предложил жене не скучать и выбрать себе предмет развлечения в кружке его приятелей. Тайна супружеских отношений стала известна матери Маргариты, Варваре Алексеевне, и она потребовала немедленного развода. Репутация молодого Ласунского была уже настолько известна в Петербурге, что развод был получен легко. Маргарита Михайловна получила позволение вернуться, под именем девицы Нарышкиной, в дом родителей.

Второй брак

С Александром Тучковым Маргарита Михайловна познакомилась ещё в пору первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Узнав о разводе, он не замедлил посвататься. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом. Они долго не давали согласия на её второй брак. Свадьба состоялась лишь в 1806 году и для 25-летней Маргариты Михайловны наступили короткие годы полного счастья замужества. Она гордилась красотой мужа, которого сравнивали в обществе с Аполлоном, его храбростью и доблестью.

Маргарита Михайловна сопровождала мужа в Шведском походе и разделяла с ним все трудности военной жизни, сопровождая его не раз верхом в форме денщика, спрятав косу под фуражку, поскольку женам было запрещено находиться при армии в походе. В её лице впервые в русской армии появилась сестра милосердия. Она создавала пункты питания для голодающего населения в местностях, охваченных боями. В Финляндской кампании она жила в лютую стужу в палатке, ей приходилось пробираться с войсками среди снежных заносов, переправляться через реки по пояс в ледяной воде.

В 1812 году Маргарита Михайловна не могла следовать за мужем. В это время она сохранила старшего сына, младшего Николая отняла от груди, она кормила его сама. Было решено, что она проводит мужа до Смоленска и отправится к родителям в Москву. Из Москвы Нарышкины уехали в своё Костромское имение, Маргарита Михайловна пожелала остановиться в уездном городке Кинешме, где 1 сентября 1812 года узнала от брата Кирилла Михайловича о смерти мужа, убитого в Бородинском сражение.

Кирилл Михайлович Нарышкин был адъютантом Барклай-де-Толли, он ехал в армию и заехал к сестре, чтобы сообщить о смерти её мужа. В продолжение нескольких лет Маргарита Михайловна не могла видеть брата, чтобы не вспоминать о их встрече в Кинешме, и с ней делалось дурно при его появлении.

Вдовство

Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. Она принуждена была вернуться домой.

Перенесенные ею ужасы так отразились на её здоровье, что некоторое время домашние опасались за её рассудок. Немного оправившись, она приняла решение построить на свои средства на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкою церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

Первоначально Тучкова предполагала поставить лишь небольшую часовню, но Александр I пожаловал ей 10 тысяч рублей, на эти средства в 1820 году была построена и освящена каменная церковь-храм, сюда потянулись паломники со всей России. Сама Маргарита подолгу жила на Бородинском поле, в небольшом, специально построенном домике.

Свою жизнь Тучкова решила посвятить памяти мужа и воспитанию единственного сына Коко, так ласково она его звала. В своих записках Д.Н.Свербеев писал о своём пребывании в Ревели:

Николай Тучков был записан в Пажеский корпус, но по слабости здоровья жил при матери. Он рос, не зная шумных и резвых игр, все любили его за сердечную его мягкость и доброту. Маргарита Михайловна не могла нарадоваться на сына, но её беспокоило его слабое здоровье, доктора уверяли, что он с годами окрепнет, что его изнуряет рост. В 1826 году Николай Тучков простудился, его лечили лучшие врачи, на консилиум был приглашён Мудров, который подтвердил, что опасности нет, он обязательно поправится. Успокоенная Маргарита Михайловна проводила врачей, а через несколько часов её 15-летний сын неожиданно умер. Он был похоронен в церкви Спаса Нерукотворного.

Основательница монастыря

Ссылка брата Михаила, декабриста, в Сибирь, смерть отца, в 1825 году, и сына окончательно сразили Тучкову. Теперь ничто уже не держало её в миру. Она переселилась навсегда в свою сторожку на Бородинском поле. О своей жизни в это время она писала подруге:

В разбитой жизни своей Тучкова искала утешения в помощи несчастным и бедным: помогала окружающему населению, лечила больных и привлекала желающих разделит с ней труды на пользу ближнего. Она отдаётся главному делу всей последующей жизни - устройству нового женского монастыря. В 1838 году Тучкова принимает малый постриг под именем инокини Мелании. Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению становится Спасо-Бородинским общежитийным монастырём 2-го класса в 1839 году. Во время торжественного открытия Бородинского памятника в 1839 году Император Николай I посетил монастырь и келью Тучковой. Она, вынесшая столько страданий, произвела сильное впечатление на императора. Он даровал ей прощение её брата Михаила, и в 1840 году вызвал в Петербург, чтобы быть восприемницею супруги наследника, Марии Александровны, с которой она вела переписку до своей смерти.

Пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Марии произошло 28 июня 1840 года. На следующий день Мария стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря. Возведение в игуменьи было проведено по чину рукоположения в диакониссы. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!» Под своей камилавкой и монашеской мантией, Тучкова оставалась вполне светской женщиной и, при редких своих появлениях в свет и при дворе, пленяла всех своей блестящей речью и изяществом приемов.

Маргарита Михайловна Тучкова скончалась 29 апреля 1852 года и была погребена в Спасском храме монастыря, рядом с мужем и сыном.

Листая страницы истории земли домодедовской постоянно встречаешь представителей фамилий из знаменитых русских родов, познаешь их родственные связи, их судьбы и их высокие гражданские поступки и героические подвиги на благо России. Судьбы многих из них удивительны, а некоторых из них — трагичны. Когда изучаешь их жизненные биографии, перед глазами возникают исполинские фигуры.

Это герои Бородинского сражения, это декабристы 1825 года, это великие русские молитвенники и молитвенницы из святых православных обителей русской земли прошедших времен.

В древности на землях Погоста Архангела Михаила, что на реке Рожайя возникло небольшое сельцо Архангельское, которое будет принадлежать Андрею Одинцу и получит название Одинцово-Архангельское.

В начале семнадцатого века село Одинцово-Архангельское станет вотчиной Ивана Юрьевича Тургенева, прямого предка русского писателя И.С. Тургенева. И.Ю. Тургенев на земле Погоста Архангела Михаила построил каменную церковь во имя Михаила Архангела вместо снесенной деревянной.

В 1662 году И.Ю. Тургенев скончался, и по духовному завещанию село Одинцово-Архангельское с 6 ноября того же года будет принадлежать его жене вдове Марфе. На той же речке Рожайе И.Ю. Тургеневу принадлежало сельцо Борево, которое с 1722 года перейдет к Донскому монастырю. С того года сельцо Борево станет называться Борево-Тургенево, а в конце девятнадцатого века — деревней Тургенево.

С конца восемнадцатого века селом Одинцово-Архангельское станет владеть подполковник Михаил Петрович Нарышкин.

У М.П. Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской родилась 2 января 1781 года дочь Маргарита, которая будет супругой будущего героя Бородинского сражения генерала Александра Алексеевича Тучкова (Тучкова 4).

А в 1798 году 4 февраля у М.П. Нарышкина родился сын Михаил, будущий декабрист, у которого супругой будет единственная дочь героя Отечественной войны 1812 года Петра Петровича Коновницына графиня Елизавета Петровна.

Жизнь и судьбы сестры и брата Нарышкиных: Маргариты Михайловны (1781- " 1852) и Михаила Михайловича (1798 — 1863) — связанные с домодедовской землей, интересны и поучительны.

М.М. Нарышкина в шестнадцать лет вышла замуж за П.М. Ласунского. Этот брак был неудачен; так как репутация Ласунского была известна, брак был легко расторгнут.

В 1806 году Маргарита Михайловна Нарышкина вторично вышла замуж за полковника Александра Алексеевича Тучкова, двадцативосьмилетнего офицера-красавца с тонкими чертами лица, с большими мудрыми и добрыми глазами. Состоялась большая любовь — Маргарита Михайловна была прекрасна собой, и, несмотря на встреченную ею полную взаимность, она долго не могла получить согласия родителей, напуганных неудачею ее первого выбора.

А.А. Тучков родился в Киеве в 1777 году, был младший из пяти братьев Тучковых. Он отличался репутацией способного и деятельного офицера.

С 1802 года Тучков путешествовал по Европе, в мае 1804 года присутствовал в Париже, когда на заседании Трибуната первый консул Бонапарт был провозглашен, императором Франции. В декабре 1804 года А.А. Тучков вернулся в Россию: служил, по особым поручениям при генерале Беклешове, а в 1805 году был переведен в Муромский пехотный полк, который участвовал в походе в корпусе Беннигсена и, дойдя до Силезии, получив известие об Аустерлицком сражении, вернулся обратно.

В кампании 1806 года в сражении при Голымине А.А. Тучков получил боевое крещение, за что был награжден орденом Георгия 4-го класса и был назначен шефом" . Ревельского пехотного полка.

Годы 1806-1812 для М.М. Нарышкиной были счастливыми годами замужества и семейного благополучия. Не страшась трудностей, Маргарита Михайловна последовала за мужем в Шведский поход, разделяя с ним все невзгоды военной жизни, разъезжая верхом на коне в качестве денщика.

В войну 1807 года Тучков, находясь с полком в авангарде генерала Бороздина, участвовал в битве при Гейльсберге и в Фридландском сражении, где с тремя полкам, держался в течение трех часов против вчетверо сильнейшего неприятеля. За эту битву А.А. Тучков был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени. В 1808 году Тучков со своим Ревельским полком был переведен в корпус Барклая-де-Толли, в Финляндию, где участвовал в сражении при Иденсальми, занятии городов Рандасальми и Куопио. За отличие в боях А.А. Тучков был произведен в генерал-майоры, чин генерала он получил в тридцать один год. Во главе Ревельского полка А.А. Тучков был переведен в корпус графа Шувалова, участвовал при взятии Торнео и отличился в деле при Шелефте, за что был награжден орденом Анны 2-й степени.

Маргарита Михайловна постоянно сопровождала своего супруга Александра Алексеевича во всех его боевых походах и сражениях. В 1810 году генерал А.А. Тучков был назначен командиром 1-й бригады знаменитой 3-й пехотной дивизии Коновницына.

M,М. Тучкова, став матерью с рождением сына Николая в 1811 году, проводит на войну с Наполеоном своего супруга А.А. Тучкова до Смоленска, а сама вернется к родителям в Москву, в собственный дом на Пречистенском бульваре.

В мае 1812 года в Вильне был назначен смотр полков дивизии Коновницына, где бригада Тучкова была в блестящем виде.

Бригада Тучкова принимала участие в бою при Какувячине, близ Витебска; защищала Малаховские ворота в Смоленске 5 августа 1812 года.

Из пяти братьев Тучковых в Отечественную войну 1812 года участвовали четверо:
1. Николай Алексеевич Тучков (1765-1812) — старший из братьев, генерал-лейтенант (Тучков 1), пал в Бородинском сражении.
2. Сергей Алексеевич Тучков, (1767-1839) — генерал-майор, командир пехотной дивизии (Тучков 2)
3. Павел Алексеевич Тучков (1775-1858) — четвертый из братьев, генерал-майор (Тучков 3). В Бородинском сражении командовал 3-м пехотным корпусом.
4. Александр Алексеевич Тучков (1777 — 1812) — младший из братьев, генерал-майор (Тучков 4) — муж Маргариты Михайловны Нарышкиной.

Тучков А.А. командовал в Отечественную войну 1812 года бригадой, входившей в состав 3-го пехотного корпуса, командующим которого был его родной брат П.А. Тучков.

В Бородинском сражении А.А. Тучков, являясь командиром Ревельского полка, находился среди героических защитников Семёновских (Багратионовских) флешей. Во время одной из атак французов, когда неприятель захватывал Семеновские флеши, генерал А.А. Тучков, взяв полковое знамя, кинулся вперед, увлекая за собой солдат в штыковую атаку под свинцовым дождем вражеской картечи. Летевший снаряд насмерть поразил героя и разорвал его на мелкие части...

Престарелая мать героев Тучковых, погибших на Бородинском поле, узнав о смерти своих сыновей, в тот же день ослепла. Такова была тяжесть ее горя.

Участник Отечественной войны поэт Федор Глинка, хорошо знавший генерала Александра Алексеевича Тучкова, передавая образ отважного генерала, писал так: «B этих чертах, особливо на устах и в глазах, есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет сердце, имеет воображение, Умеет и в военном мундире мечтать и задумываться».

1 сентября 1812 года Маргарита Михайловна Тучкова узнает о смерти своего мужа-генерала А.А. Тучкова, убитого на Бородинском поле, и, оправившись от первого нервного удара, выезжает на Бородинское поле. После долгого ночного поиска Маргарита Михайловна среди убитых своего мужа не нашла.

Продав все свои драгоценности и бриллианты, Маргарита Михайловна решила увековечить место гибели мужа — генерала А.А. Тучкова (Тучкова 4) — сооружением небольшой каменной четырехугольной церкви на месте стоявшей батареи, где был убит ее муж. За постройкой церкви М.М. Тучкова наблюдала, проживая вместе с маленьким сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

1820 году церковь Спаса Нерукотворного была построена — как память генералу Александру Алексеевичу Тучкову.

Последующие годы Маргарита Михайловна посвятила воспитанию сына, переехав жить в Петербург, где сын Николай учился в Пажеском корпусе. Николай Александрович Тучков был записан царем Александром 1 в пажи. В 1826 году Маргарита Михаиловна пережила еще жизненный удар — в пятнадцатилетнем возрасте умер ее сын Николай.

Ссылка брата М.М. Нарышкина, участника восстания декабристов 1825 года, и неожиданная кончина сына Николая, совсем молодого юноши, окончательно сразили Маргариту Михайловну. Похоронив сына в построенной ею Спасской церкви, Маргарита Михайловна навсегда переселилась в свою сторожку на Бородинское поле.

Вот что писала М.М. Тучкова своей подруге из Бородина: «День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначущее рукоделье, а после краткой молитвы — ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь — вот мое упование, тем и кончу!»

Веруя в Бога и в Промысел Божий, Маргарита Михайловна Тучкова в своей многострадальной жизни, неся безропотно свой крест, искала утешение в помощи бедным и несчастным в земной жизни людям, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближних.

М.М. Тучкова испросила у императора Николая I утверждение Спасо-Бородинской общины, на строительство которой пожертвовала доходы со своих имений и свою пенсию. М.М. Тучкова, имея энергичный характер и своими трудами и примером являясь главою общежития, по предложению митрополита Филарета приняла малое пострижение с именем Мелании. В 1838 году ее община была преобразована в Спасj-Бородинский монастырь.

По просьбе императора Николая I М.М. Тучкова присутствовала 26 августа 1839 года на открытии памятника на Бородинском поле и его освящении.

На царя Николая I сильное впечатление произвела М.М. Тучкова, вынесшая много страданий и опередившая императора в увековечении памяти русских героев, павших на Бородинском поле.

Император Николай I даровал Тучковой М.М. прощение ее брата, декабриста М.М. Нарышкина, и в 1840 году вызвал ее в Петербург, чтобы быть восприемницею супруги наследника, позднее императрицы Марии Александровны. С тех пор М.М:. Тучкова вела переписку с императрицей Марией Александровной до самой своей кончины.

В 1840 году, 28 июня, М.М. Тучкова была посвящена в Петербурге в сан игумении. Она была боготворима и в своей обители, и в других монастырях благодаря своей неутомимой деятельности настоятельницы. Она отличалась, несмотря на свою вспыльчивость, отзывчивостью, добротой и смирением. Но под своей камилавкой и монашеской мантией она оставалась светской женщиной и при редких появлениях ее, в свете пленяла всех своей блестящей речью и изяществом приемов. Маргарита Михайловна Тучкова прожила долгую жизнь, скончалась 29 апреля 1852 года и была погребена в Спасском храме монастыря.

Брат М.М. Тучковой Михаил Михайлович Нарышкин родился семнадцатью годами позже сестры — 4 февраля 1798 года. Его отец по случаю рождения сына, дав ему, имя Михаил, в селе Одинцово-Архангельское снес старую постройку И.Ю. Тургенева — церковь Михаила Архангела — и к 1800 году воздвиг новую кирпичную во имя Архангела Михаила, существующую поныне.

В 1823 году М.М. Нарышкин женился на графине Елизавете Петровне Коновницыной, дочери героя Отечественной войны 1812 года графа П.П. Коновницына (1764-1822). Елизавета Петровна Коновницына родилась 1 апреля 1801 года — старшая из детей и единственная дочь у отца. Мать Елизаветы Петровны — Анна Ивановна, урожденная Римская-Корсакова — была из знаменитого русского рода.

Михаил Михайлович Нарышкин, полковник Тарутинского полка, в 1818 году стал членом «Союза благоденствия», а затем членом Северного общества, был участником переговоров Северного и Южного обществ «О принятии целию введения республиканского правления» и являлся участником подготовки восстания в Москве в декабре 1825 года.

В детские годы М.М. Нарышкин в зимнее время жил до 1815 года в московском городском доме, построенном в конце ХVШ века архитектором М.Ф. Казаковым для Варвары Алексеевны Нарышкиной, урожденной Волконской, на Пречистенском бульваре (ныне дом № 10 на Гоголевском бульваре); а в летнее время — в загородном доме в селе Одинцово-Архангельское.

В доме на Пречистенском бульваре М.М. Нарышкин бывал затем в первой половине 1820-х годов, где собирались члены «Союза благоденствия», В состав тайного общества входили и братья Коновницыны.

M,М. Нарышкин был признан виновным «в знании об умысле на цареубийство и в участии в умысле бунта» и сослан на каторжные работы в Сибирь, где отбывал их в Нерчинских рудниках.

Современники отмечали, что в дни декабрьского восстания «почти ежедневно собирались у М.М. Нарышкина, у которого сосредоточивались все доходящие до Москвы слухи и известия из Петербурга».

Дом Нарышкиных на Пречистенском бульваре в 1830 году был куплен удельным ведомством и в 1835 году перестроен. С давних времен существовали дружеские связи между родами Тургеневых и Нарышкиных. Усадьбой в Одинцово-Архангельское владели до Нарышкиных Тургеневы, и не случайно в доме на Пречистенском бульваре по приезде в Москву останавливался великий русский писатель И.С. Тургенев.

Елизавета Петровна Нарышкина, лишившись единственного ребенка — дочери, умершей в 1826 году, решила следовать за мужем в Сибирь. Мать Е.П. Нарышкиной графиня А.И. Коновницына — энергичная женщина, добилась разрешения государя на отъезд своей дочери к мужу в Читу. Прибыв в Читу в мае 1827 года, Елизавета Петровна, увидев своего мужа в оковах, упала в обморок. Графине нелегко было переносить лишения ссылки. Она была по природе нервной, хрупкой, болезненной. Михаил Михайлович, человек в высшей степени симпатичный, мягкий, добрый, трогательно ухаживал за своей болезненной супругой.

Живя в Петровском заводе, Елизавета Петровна серьезно заболела «простудной горячкой» и только благодаря заботам мужа и известного доктора Вольфа поправилась. Ее тяготила и угнетала однообразная жизнь в Чите, и из-за необщительного характера она чувствовала себя особенно одинокой. Она трудно сближалась с людьми и благоговела только перед глубоко религиозной Н.Д. Фонвизиной.
В 1833 году М.М. Нарышкин был освобожден от каторги и переехал жить с женой в Курган, где более мягкий климат благотворно действовал на здоровье Елизаветы Петровны. В Кургане Нарышкины более удобно устроились, обзавелись обстановкой, имели дворовых людей, М.М. Нарышкин занялся улучшением породы сибирских лошадей.

Василий Андреевич Жуковский, побывав в Кургане и увидев Е.П. Нарышкину, писал императрице Александре Федоровне: «В Кургане я видел Нарышкину: она глубоко меня тронула своей тихостью и благородной простотой в несчастии. Но она больна и, можно сказать, тает от горя по матери, которую хотя раз еще в жизни желала бы видеть»

Полковник М.М. Нарышкин был определен в том же 1833 году рядовым на Кавказ.Елизавета Петровна заехала в Москву, навестила мать и братьев (их у нее было четверо) и затем отправилась на Кавказ, в крепость «Прочный окоп».

На Кавказе жизнь Нарышкиных стала более содержательной и живой. Нарышкины получали книги, журналы, и в доме у них собиралось общество. Елизавета Петровна среди новых друзей часто пела, но, когда муж уходил в экспедицию против горцев, переживала и беспокоилась. Детей у Нарышкиных больше не было, но еще в Чите в 1830 году Елизавета Петровна взяла на воспитание маленькую девочку Улья.ну Чупятову.

После помилования Нарышкины поселились в Москве, где жили Коновницыны.

Ни у Маргариты Михайловны, ни у Михаила Михайловича Нарышкиных потомков не осталось. Такова их судьба.

Дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала П.П. Коновницына Елизавета Петровна Нарышкина прожила вдовой еще несколько лет — она умерла 11 декабря 1867 года и похоронена в Москве рядом с мужем на кладбище Донского монастыря

По словам князя Е.П. Оболенского, М. М. Нарышкин в жене «нашел ту полноту сочувствия, которая в жизни выражается полной гармонией и стремлений, и целей жизненных, и надежд, и желаний; в этом сердечном союзе протекли многие годы, везде они были вместе, и везде их сердечная жизнь выражается в любви чистой, отражаемой во всем строе жизни».

М.Н. Волконская, знавшая по каторге Е.П. Нарышкину, писала о ней так: «Маленькая, очень полная, несколько аффектированная, она была в сущности вполне достойная женщина; надо было привыкнуть к ее гордому виду, и тогда нельзя было ее не полюбить».

А Францева о Нарышкиной Е.П отозвалась так: «...была некрасива, но удивтельно умное выражение лица заставляло не замечать этого: ум у нее был острый, игривый, восторженный, она все подметит и ничего не пропустит без замечания, с ней, было всегда весело и приятно».

Такова была дочь Петра Петровича Коновницына — генерала от инфантерии, героя Бородинского сражения, заменившего тяжелораненого П.И. Багратиона, дежурного генерала при М.И. Кутузове, одного из самых деятельных его помощников. Но на военном Совете в Филях П.П. Коновницын проголосовал против отступления, имея высокие патриотические и нравственные качества, которые передал своим детям - сыновьям и дочери. Его старший сын состоял членом Северного общества декабристов, был разжалован в солдаты и сослан в дальний гарнизон, а потом на Кавказ.

Село Одинцово-Архангельское, возникшее на землях Погоста Архангела Михаила, оставалось многие годы загородной вотчиной Нарышкиных. Здесь провели свои детские годы в летнее время Маргарита Михайловна и Михаил Михайлович.

С высоких берегов Рожайи слышали они журчание вод реки, шум зеленых дубрав и многоголосое пение птиц, а по воскресеньям и праздничным дням присутствовали на литургиях в храме Михаила Архангела.

Храм Михаила Архангела, построенный М.П. Нарышкиным в 1798-1800 годах на месте старого снесенного храма постройки И.Ю. Тургенева, существует до наших " дней. С 1992 года в церкви Михаила Архангела возобновились богослужения (территория резиденции Президента РФ, доступ ограничен - прим. Админа).

Краевед Николай Чулков. Из цикла "История края в лицах".

Вообще-то в кино я хожу редко. Но тут пришлось — нужно было выгулять даму сердца. Методом «тыка» для просмотра был выбран фильм «Дуэлянт». А что — романтика ушедшего века, дворяне, барышни, страсти, честь, благородство и, как вишенка на торте, дуэль… По-моему, неплохая добавка к попкорну с колой. Так думалось «до».

Жил-был потомственный дворянин, подпоручик Колычев. Про папашу его я, если что и было в фильме, ничего не запомнил, а вот матушку его с каких-то хуёв люто обидели. Да так, что она выбросилась из окна и разбилась насмерть. За всем этим стоял нехороший человек — граф Беклемишев. Но исполнителем злодеяния был кто-то другой. И вот этого другого Колычев замочил прямо на улице. Прямо насмерть.

Разумеется, по головке его за это не погладили, а совсем наоборот, разжаловали из офицеров, лишили дворянского титула и пропустили через строй солдат, которые у бастионов «петропавловки» не по-детски его отпиздили шпицрутенами (любознательным «гугл» в помощь) и затем отправили аж на Алеутские острова. Сложно сказать, с кем там собиралась воевать Российская Империя, в истории об этом сведений нет, но не будем слишком сильно углубляться в детали — ясно только, что по сюжету нужно было услать парня в Жопень-жопскую. Его туда и услали.

На краю земли он (имени главному герою фильма авторы дать не сподобились) времени зря не терял и не покладая рук учился стрелковому делу, понятно для каких целей. Алеуты, ежу понятно, — признанные мастера в стрельбе из нарезного оружия, особенно в 19-м веке, поэтому со временем Колычев стал суперстрелком. Затем он непонятным образом обнаружил труп русского офицера, завладел его документами и под видом дворянина Яковлева отправился в Питер, как говорилось в анонсах к фильму, «ведомый единственной целью - отомстить всем виновным в своих несчастьях и вернуть поруганную честь».

Честь, правда, он возвращал весьма своеобразно — вступил в шайку бандитов и стал наемным убийцей. И хоть в 1860-м году киллеры делали свое дело не из-за угла, а на дуэлях, сути дела это не меняет.

Схема была такова. Некто неизвестный через подельника Дуэлянта «немецкого барона» «заказывал» жертву. Далее где-нибудь на балу или званном обеде появлялся другой член банды, «однорукий», который якобы случайно толкал жертву, после чего между благородными дворянами возникал примерно такой диалог:
— Смотри куда прешь, придурок!
— А чего это Вы, сударь, разговариваете со мной так неучтиво?! Я Вам не хуй с горы — я дворянин! Поэтому пожалуйте на дуэль!
— Да я бы с радостью тебя, старого педрилу, пристрелил, но ты же однорукий! А мне моя охуенная дворянская честь не позволяет драться с калекой.
— Говно вопрос. По дуэльному кодексу я имею право на замену, поэтому мой кореш с радостью угандошит тебя как нехуй делать.
— Ну тогда другое дело! Шли секундантов.

Таким вот способом за короткое время Яковлев-Колычев укокошил толпу народа, потому что был непревзойденным дуэлянтом. Между поединками он показывал цирковые номера с пистолетом, удивляя всех, в том числе и зрителей в кинозале, своим мастерством. Трюк и вправду поражал воображение: пуля, выпущенная из пистолета, попадала сначала в одну бочку, потом рикошетом в другую и, описывая траекторию по периметру равнобедренного треугольника, возвращалась в плечо стреляющего, защищенное по такому случаю металлическим панцирем., Пиздец как круто! Раньше я такое видывал только в мультиках типа «Ну, погоди!» или «Том и Джерри».

А еще главный герой без имени много бухал. Вискарик лакал, судя по бутылке. И как-то вдруг с бодуна ему приспичило узнать: а кто же этот таинственный заказчик, который, кстати, щедро платил за грязную работёнку? Неожиданно выяснилось, что им оказался тот самый ненавистный граф Беклемишев. Ну надо же, какое совпадение! Поэтому желание его убить стало у Яковлева- Колычева еще сильнее. Но тот, сука сыкливая, не соглашался на дуэль, отмазываясь тем, что не может принять вызов от человека низкого происхождения, то есть от Колышева.

Но тут на беду Беклемишева нашелся еще один честный благородный офицер из дворянского собрания, который, имея свой зуб на графа, признал в Колышеве своего родного брата Яковлева. Таким образом, деваться было некуда, и, по закону жанра, при огромном стечении народа состоялась последняя дуэль фильма, где главный герой фильма (я запутался в его фамилиях) замочил-таки плохого парня. Хеппи-енд, поруганная честь восстановлена!

Была еще в фильме симпотная тёлка. Без симпотной тёлки и секса что за фильм?! Хуйня, а не фильм. А так — тоже хуйня, но хоть с симпотной голой тёлкой.

Звали ее Марфой Тучковой. Княжна. Имя, конечно, придумали ей какое-то для той поры нелепое, ну да ладно. Главное, что княжна в фильме действительно очень симпатичная. Сиськи, правда, маленькие, но тут уж на любителя… В общем, «ябвдул». Естественно, что все главные действующие герои фильма, истекая слюной, хотели ее трахнуть. Больше всех этого хотел граф Беклемишев, но в итоге «романтический» трах состоялся с участием Дуэлянта. Ни с того ни с сего он, без ухаживаний, цветов и подарков; без нежных слов на ушко и клятв в вечной любви, взял и разложил княжну в карете посреди Невского проспекта. И отжарил благородную барышню как последнюю шлюху, пока она в неудобной позе, прислонившись лицом к стеклу, лениво разглядывала удивленных прохожих.

Про игру актеров говорить нечего. Дуэлянт весь фильм провел с одним выражением рожи — как будто он что-то потерял и боится это что-то найти. Один раз, правда, он расширил образ, разрыдавшись в юбки княжны Марфы. Сразу захотелось выдать ему слюнявчик и сменить подгузник. Плюс ко всему у актера отвратительная дикция. Он весь фильм не говорил, а бубнил себе под нос что-то невнятное и несуразное. Как пример: «Не нужно бояться крови, пусть она боится тебя!»

Марфа делала то, что положено делать в кадре хорошенькой девушке: смотрела благородным взглядом, говорило полным достоинства голосом и мило хлопала ресницами.

Пожалуй, лишь к Машкову не может быть претензий. Беклемишев у него получился убедительным.

В конце добавлю, что фильм «Дуэлянт» видится мне идеологически вредным. Питер показан уж каким-то слишком мрачным: вечный ливень, улицы с грязью по колено. Внутреннее убранство помещений зачастую напоминает ирландские пабы, а не княжеские дворцы. Вместо благородного дворянства с высокими идеалами перед зрителем открывается общество блядей, интриганов и убийц. Очень много в фильме крови, мяса и переломанных костей.

Так что хорошенько подумайте, стоит ли вам вести на этот фильм юное чистое создание, — вот что я хочу сказать. Потому что мое итоговое резюме о фильме «Дуэлянт» такое: полное говно!

Если же кто-то скажет, что моя рецензия — издевательство над фильмом, то я резонно отвечу, что не мог написать иного, ибо этот фильм — издевательство надо мной.

(как инокиня Мелания и игуменья Мария ).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Старшая дочь подполковника Михаила Петровича Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской . Имя своё получила в честь бабушки по матери, Маргариты Родионовны Кошелевой , которая, в свою очередь, была названа в честь своей матери «Гриты», или Маргариты Глюк - дочери пастора Глюка .

    Кроме Маргариты, в семье Нарышкиных росло ещё пять дочерей и два сына. Девочка с самых ранних лет отличалась страстным, нервным и восприимчивым характером, любила чтение и музыку и была одарена замечательным голосом. Она была высокого роста и очень стройна, но черты лица были неправильны, и единственная её красота состояла в поразительной белизне кожи и в живом выражении зелёных глаз.

    Первый брак

    В 16 лет Маргарита Михайловна вышла замуж за Павла Михайловича Ласунского, сына генерал-поручика М. Е. Ласунского . Генеральская вдова, будучи весьма дружна с Нарышкиными, условилась о браке их детей. Павел Ласунский охотно согласился на женитьбу благодаря светскому положению и приданому невесты. Что касается Маргариты, то она была юна, ей было достаточно, что жених отлично говорит по-французски, красив и умен.

    Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Ласунский оказался кутилой и игроком, всё время он проводил с друзьями; будучи человеком развратным, он предложил жене не скучать и выбрать себе предмет развлечения в кружке его приятелей. Тайна супружеских отношений стала известна матери Маргариты, Варваре Алексеевне, и она потребовала немедленного развода. Репутация молодого Ласунского была уже настолько известна в Петербурге, что развод был получен легко. Маргарита Михайловна получила позволение вернуться, под именем девицы Нарышкиной, в дом родителей.

    Второй брак

    С Александром Тучковым Маргарита Михайловна познакомилась ещё в пору первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Узнав о разводе, он не замедлил посвататься. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом. Они долго не давали согласия на её второй брак. Свадьба состоялась лишь в 1806 году и для 25-летней Маргариты Михайловны наступили короткие годы полного счастья замужества. Она гордилась красотой мужа, которого сравнивали в обществе с Аполлоном, его храбростью и доблестью.

    Маргарита Михайловна сопровождала мужа в шведском походе и разделяла с ним все трудности военной жизни, сопровождая его не раз верхом в форме денщика, спрятав косу под фуражку, поскольку женам было запрещено находиться при армии в походе. В её лице впервые в русской армии появилась сестра милосердия. Она создавала пункты питания для голодающего населения в местностях, охваченных боями. В Финляндской кампании она жила в лютую стужу в палатке, ей приходилось пробираться с войсками среди снежных заносов, переправляться через реки по пояс в ледяной воде.

    В 1812 году Маргарита Михайловна не могла следовать за мужем. В это время она схоронила старшего сына, младшего Николая отняла от груди, она кормила его сама. Было решено, что она проводит мужа до Смоленска и отправится к родителям в Москву. Из Москвы Нарышкины уехали в своё костромское имение, Маргарита Михайловна пожелала остановиться в уездном городке Кинешме , где 1 сентября 1812 года узнала от брата Кирилла Михайловича о смерти мужа, убитого в Бородинском сражении .

    Кирилл Михайлович Нарышкин был адъютантом Барклай-де-Толли , он ехал в армию и заехал к сестре, чтобы сообщить о смерти её мужа. В продолжение нескольких лет Маргарита Михайловна не могла видеть брата, чтобы не вспоминать о их встрече в Кинешме, и с ней делалось дурно при его появлении.

    По преданию Маргарита Михайловна предчувствовала гибель мужа: во сне она услышала слова «Твоя участь решится в Бородине» («Ton sort finira à Borodino») . Это случилось задолго до сражения под Бородино. Она и муж безуспешно искали на карте название селения и не нашли его в карманном географическом атласе.

    Вдовство

    Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. Она принуждена была вернуться домой.

    Перенесенные ею ужасы так отразились на её здоровье, что некоторое время домашние опасались за её рассудок. Немного оправившись, она приняла решение построить на свои средства на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкою церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

    Первоначально Тучкова предполагала поставить лишь небольшую часовню, но Александр I пожаловал ей 10 тысяч рублей, на эти средства в 1820 году была построена и освящена каменная церковь-храм, сюда потянулись паломники со всей России. Сама Маргарита подолгу жила на Бородинском поле, в небольшом, специально построенном домике.

    Свою жизнь Тучкова решила посвятить памяти мужа и воспитанию единственного сына Коко , так ласково она его звала. В своих записках Д. Н. Свербеев писал о своём пребывании в Ревеле :

    День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы - ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь - вот моё упование, тем и кончу!

    В разбитой жизни своей Тучкова искала утешения в помощи несчастным и бедным: помогала окружающему населению, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближнего. Она отдаётся главному делу всей последующей жизни - устройству нового женского монастыря. В 1838 году Тучкова принимает малый постриг под именем инокини Мелании. Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению становится Спасо-Бородинским общежитийным монастырём 2-го класса в 1839 году . Во время торжественного открытия Бородинского памятника в 1839 году Император Николай I посетил монастырь и келью Тучковой. Она, вынесшая столько страданий, произвела сильное впечатление на императора. Он даровал ей прощение её брата Михаила, и в 1840 году вызвал в Петербург, чтобы быть восприемницею супруги наследника, Марии Александровны , с которой она вела переписку до своей смерти.

    Пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Марии произошло 28 июня 1840 года . На следующий день Мария стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря. Возведение в игуменьи было проведено по чину рукоположения в диакониссы. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!» Под своей камилавкой и монашеской мантией, Тучкова оставалась вполне светской женщиной и, при редких своих появлениях в свет и при дворе, пленяла всех своей блестящей речью и изяществом приемов.

    Маргарита Михайловна Тучкова скончалась 29 апреля 1852 года и была погребена в Спасском храме монастыря (возведённом около места, где погиб Тучков), рядом с сыном.