Армения фактически является моноэтническим государством, где смешанные браки встречаются крайне редко. Благодаря этому обстоятельству межэтнические браки особенно бросаются в глаза.

«Я воспитываю своих детей в духе христианства, говорю им, что все люди, независимо от цвета кожи и вероисповедания, равны», - говорит Анна - молодая армянка, которая живет в Ереване со своим нигерийским мужем Майклом и двумя сыновьями – Джозефом и Джеймсом.

Эти два чернокожих мальчика и в самом деле сталкиваются с оскорблениями на расовой почве, как в детском саду, так и в транспорте. «Я просто впадаю в ярость, когда моих детей называют неграми», - говорит Анна.

«В Ереване чувствую себя некомфортно», - говорит Майкл. Хотя у него есть свой бизнес – Интернет-кафе, он хочет уехать из Армении вместе с семьей в более смешанную в расовом отношении страну.

Майкл уже девять лет живет в Армении, но в общество интегрироваться не смог. По-армянски может произнести лишь несколько фраз.

Семья Майкла и Анны - первый официально зарегистрированный брак между африканцем и армянкой. Они поженились десять лет назад, и такие браки в Армении все еще крайне редки.

Этнограф Грануш Харатян, возглавляющая управление по делам нацменьшинств и вопросам религии при правительстве Армении отмечает, что этнические армяне составляют 97.8 процентов населения Армении, и у них нет опыта общения с представителями других национальностей.

Она также говорит, что древняя традиция самосохранения и выдвижения на первый план национальную самобытность в неблагоприятных для этого условиях оказала Армении хорошую услугу. Однако, наряду с положительным результатом, она породила подозрительность к иностранцам, желающим жениться на этнических армянках, как в самой Армении, так и среди армянской диаспоры во всем мире.

Харатян говорит, что этот подход господствует в обществе, страдающем огромной проблемой миграции.

«Думаю, иностранцы в Армении обязательно будут сталкиваться с проблемами, - продолжает Харатян. - Наше государство не ведет активной политики иммиграции, не обсуждается вопрос привлечения рабочей силы или стимуляции роста численности населения. У нас нет нехватки рабочей силы. Наоборот, у нас нехватка рабочих мест».

«Человек, отличающийся внешним видом или цветом кожи, пытается в Армении вести жизнь рядового гражданина, однако активное внимание общества делает его жизнь всеобщим достоянием».

Статистические данные свидетельствуют о том, что с января 2005 года по июнь 2006 года 864 гражданина Армении зарегистрировали свой брак с иностранцами, при общей численности зарегистрированных браков в 20 тысяч.

«Я считаю нашими врагами женщин, вышедших замуж за чернокожих. Армянская кровь не должна смешиваться с кровью чернокожих. Если выходят замуж за иностранцев, то пусть хотя бы выходят за белых», - говорит мужчина средних лет с высшим образованием, с которым IWPR беседовал на улице.

Его мнение мало отличается от мнения многих рядовых армян, высказавшихся по этому вопросу.

Муртада приехал в Армению из Судана девять лет назад в качестве туриста и женился на армянке по имени Наира. Они теперь живут в Ереване. Муртада, который по образованию экономист, работает шофером.

«Для меня не имеет значения подчеркнутое внимание к нам, я беспокоюсь за Муртаду, - говорит его жена. - Он очень тонкий человек. Его может оскорбить любой косой взгляд».

«Цвет кожи моего мужа я скрыть не могу», - говорит Наира, которая надеется, что их сын Башир, который чисто говорит по-армянски, не будет страдать теми же проблемами, что его отец.

Кореянка Мира переехала из Москвы в Армению со своим мужем-армянином Ашотом. Она рассказывает, что они оба художники и у них в Армении практически не было проблем. Их было больше в Грузии, где они жили несколько лет.

Ашот считает, что его жене, азиатке по происхождению, было легче жить в Армении, чем африканцам. Однако и он обеспокоен нетерпимостью своих сограждан к иностранцам. «Чем более развита страна, тем лучше она относится к иностранцам, а малоразвитые страны создают препятствия на пути иностранцев», - говорит он.

«Требуется время для совместного проживания, чтобы армяне привыкли к мысли о том, что чернокожие могут приспособиться к нашему укладу жизни, говорить по-армянски и жить как армяне», - говорит психолог Владимир Микаелян.

Он утверждает, что армяне плохо знают иностранцев из-за отсутствия исторического опыта, а не просто из-за предрассудков. «Мы знаем быт и нравы арабов, турок и персов, - говорит он. - А представления о чернокожих мы черпаем из СМИ и приписываем им качества, о которых узнаем опосредованно».

Микаелян привел и хороший пример преодоления расовых предрассудков: чернокожий Грант Матевосян, по прозвищу Блондин, стал популярным, благодаря музыкальному клипу. Его, еще маленьким ребенком усыновила армянка. Своих биологических родителей Грант никогда не видел.

«Если Армения хочет развиваться, то она должна понимать, что так или иначе много иностранцев будет сюда приезжать. Во всем мире мегаполисы этнически очень разнообразны, и этот процесс невозможно остановить», - говорит этническая калмычка Эльза Гучинова, последние 8 лет живущая в Ереване и проводящая сравнительные исследования о считающихся моноэтничными Армении и Японии.

Нуне Ахвердян, корреспондент газеты «168 часов»

Возможно, если бы в Армении не было демографической проблемы, то смешанные браки не воспринимались бы столь болезненно. Но факт налицо – чем дальше, тем больше супружеских пар разных национальностей как один из шансов выехать из страны. Более того, зачастую супруги из разных религиозных конфессий. Но насколько подобные браки психологически полноценны? С этим вопросом я обратилась к Владимиру Микаеляну – кандидату психологических наук, доценту кафедры социальной психологии ЕГУ и директору психологической службы Anima.

– Смешанный брак – это ваимоотношение двух культур, взаимоотношение супружеских моделей и взаимоотношение моделей воспитания. Казалось бы, чем ближе стоят друг к другу народы – и территориально, и исторически, и духовно, – они должны иметь меньше проблем. Христианам одной нации легче найти точку соприкосновения с христианами другой нации, потому что есть общая религиозная культура. И если в этом смешанном браке произошел конфликт, то он произошел не столько между мужчиной и женщиной, сколько между их культурами.

Возьмем случай, когда девушка воспитывается в славянской культурной религиозной среде и, выйдя замуж за армянина, попадает в другую христианскую среду. Что их объединяет? Христианское мировоззрение. Оно на самом деле не оговаривается – оно предполагается. Стало быть, если мы христиане, мы должны одинаково смотреть на ряд обстоятельств, окружающих нас. Оказывается, этого недостаточно. Разные культуры воспитывают разные мировоззрения. Та самая русская девушка сталкивается с тем, что систем табу у армян намного больше, чем у русских, хотя и те, и другие христиане. Она не может понять, почему муж требует, чтобы она одевалась иначе, чтобы в обществе она вела себя по-иному, не смотрела на других мужчин, подолгу не разговарила с чужими мужчинами, предпочитала иные блюда и так далее, и тому подобное. Не прими она условий мужа, могут конечно же быть конфликты. И возникают они, как правило, на уровне быта. Практика показала, что должно пройти около семи лет, чтобы отношения между супругами в смешанных браках нормализовались, притерлись, чтобы супруги сумели совместить культурные, религиозные, семейные модели. Так формируется некое общее мировоззрение – общее отношение к жизни.

– В поисках заработка многие армянские мужчины уезжают в ближнее зарубежье, и в частности в Россию. Что меняется в их психологии?

– В Росиии армянский мужчина старается побыстрее территориально адаптироваться, иначе он не сможет там жить дальше. Со временем с ним происходит метаморфоза – по национальности он продолжает оставаться армянином, а по поведению, по мировоззрению больше походит на славянина. Происходит смена культурной идентичности – вынужденная адаптация в другой культурной среде.

– Что же его спасает?

– Армянского мужчину спасает его же мотивация. Собственно, если он женился на русской и живет в России, то какая у него может быть самая серьезная мотивация? В первую очередь он хочет иметь российское гражданство, и ради этого он терпит всевозможные трудности, бывает даже, бросает семью в Армении... Таким образом, он убегает от проблем, зная, что для него в России поле разрешений шире. Россия большая – больше возможностей. А в Армении, наоборот, проблем больше, чем их разрешений.

– Куда же деваются его патриархальное воспитание, патриотизм вкупе с отцовской ответственностью?

– Здесь скорее всего срабатывает защитный механизм: да, он не перестает думать о своих детях, о своей семье, но при этом он надеется на то, что если у нас, армян, групповое мышление, то родственники помогут, не оставят семью пропадать. Страх вернуться намного сильнее. И, кстати сказать, такие проблемы чаще всего возникают в деревнях. На самом деле, верно сказано, чем меньше интеллект, тем ниже ответственность, и наоборот.

– Что же движет русской женщиной, которая соглашается выйти замуж за армянина, наперед зная, что попадает, скажем, в семью с устоявшимися традициями и ритуалами?

– Она не бежит из России, она бежит к своему личному счастью. Славянка в Армении формирует семью, стараясь сгладить все углы непонимания, неприятия. А с другой стороны, в армянской среде она обретает защищенность, которую не может получить у себя на родине. И главное, она знает, что перед ней не встанет проблема алкоголизма, она уверена, что главную заботу о семье возьмет на себя ее муж...

– И об этой черте армянских мужчин хорошо осведомлены армянки, которые воспринимают сей факт как должное...

– У армянских женщин есть потребность посидеть в «золотой клетке». Чтобы муж ухаживал за ней, все ей покупал и помогал растить детей. Для армянских женщин намного важнее утвердиться в своем социальном статусе; социальный заказ для них – превыше всего. И заметьте, социальный сценарий жизни у нас и сценарий жизни у русских совершенно отличаются. У нас что важно? Окончил школу, получил диплом, теперь можно выходить замуж. Какое-то звено упущено – уже проблема. Или вышла замуж, а детей нет – опять социальный сценарий не сработал, и не миновать проблем. Если сценарий срабатывает всецело, то женщина себя считает счастливой. Считает, а не чувствует, потому что она вписалась в социальный сценарий общества.

– А когда оставляют семью и уходят в другой брак – означает ли это выход из сценария социальной жизни?

– Безусловно. Кстати, у армянских мужчин легко устанавливаются отношения с русскими женщинами, потому что последние не строят сложных препятствий, они непосредственны и легки. И надо бы признать, что у славян это очень хороший компонент натуры и души – они очень легко устанавливают отношения, у них нет всех этих исторически сложившихся и чуть ли не генетических преград. И в этом смысле это большое достижение культуры, этноса. Это нам присущи сложности в этом вопросе, мы ставим преграды. У нас это страх, защита, желание установить гарантированные отношения, не обмануться, не прогореть на чем-то. Это страх учиться на собственных ошибках. Мы любим учиться на чужих ошибках. А ведь учиться на чужих ошибках – это означает учиться чужим ошибкам.

– В обществе нынче многое делается с оглядкой на церковь. Так вот Армянская Церковь против смешанных браков и не благословляет браки с иностранцами...

– Армянская Церковь против браков, если речь идет о другой религии. В сегодняшней Армении, заселенной иранцами и сирийцами, это действительно серьезная проблема. Я проводил опросы среди студентов на эту тему: 90% студенток-девушек против браков с мусульманами, но 10% – допускают сей факт. То есть для 10% важен сам человек, а не его национальность, а 90% – зациклились на национальности. Это уже наследие филогенетическое, христианское, и ничего с этим не поделаешь. Правда, здесь надо учитывать и тот факт, что можно иметь установку, но в реальном поведении поступить иначе. Никогда установка не должна быть в приоритете. Но если такое все же произошло и христианка вышла замуж за мусульманина, то она должна знать, на что идет. С точки зрения ислама, женщина обязана внимать своему супругу и оказывать ему полное послушание, за исключением тех случаев, когда он требует запрещенное исламом. При этом священная книга мусульман Коран призывает мужей наказывать жен в случае их неповиновения, несогласия или просто в целях улучшения характера. В Коране сказано, что жен своих надо запугивать, бранить и бить, когда не слушаются… Между свекровью и по-русски свободолюбивой или по-армянски упрямой невесткой начинаются, как правило, ссоры. Поэтому многие браки распадаются в самом начале совместной жизни. Большинство жен в таких случаях уезжает обратно. Но бывает и так, что женщины постепенно смиряются со своей ролью невестки в патриархальной семье, усваивают нормы поведения, принятые у местных жителей, выучивают язык и, в конечном счете, совсем омусульманиваются. Чтобы, идя таким путем, сохранить брак, ей необходимо огромное терпение. Фактически, если женщина вступает в брак с представителем другой нации, носителем другой культуры, она отдаляется от этнической, национальной среды. Тогда ее начинают считать своей и хорошо к ней относятся – правда, только при условии, что она примет ислам и будет соблюдать обычаи.

В смешанных браках очень важна готовность супругов адаптироваться друг к другу. Очень важно, чтобы супруги понимали, что брак – это не противостояние, это попытка слияния. Очень верно сказано, что браки совершаются на небесах, случайных браков не бывает. Даже если он распадается, это тоже не случайно. Чему-то ведь этот брак должен научить человека. Вопрос в другом – что каждый ждет в этом браке. Я считаю, если человек не адаптирован к своей среде, в чужой среде он тоже не адаптируется.

Кари Амирханян

Армения является страной, которая первая в мире, еще в 301 году, приняла христианство в качестве государственной религии. С тех пор армянские народные традиции и обычаи, многие из которых являлись языческими и складывались на протяжении тысячелетий, пополнились церковными христианскими обрядами и ритуалами. И многие из них переплелись друг с другом, приобретая новый окрас. Церковь приняла и подкорректировала некоторые из языческих традиций. Сегодня жители современной Армении продолжают свято чтить большинство обычаев своего народа, считая их неотъемлемой частью своей культуры и истории.

Армения - страна традиций

Эта страна Закавказья расположена на перекрестке между Западом и Востоком, Европой и Азией. Она часто оказывалась на пути столкновений древнейших могучих держав, великих империй. Армянская земля не раз превращалась в арену боевых действий. Оставаясь верной своим традициям, языку и культуре, армяне смогли сохранить самобытность. Одним словом, именно традиции и обычаи армянского народа являются секретом его долголетия. Порой они принимают некий искусственный, демонстративный характер, однако, возвращаясь к ним вновь и вновь, жители страны оказывают уважение своим корням и сохраняют свою идентичность.

Традиции - главное богатство древних народов

Антропологи, изучая древние нации, пришли к выводу, что если представители того или иного этноса глубоко чувствуют свои корни, осознают причастность к данному народу, то они со временем не утрачивают своих обычаев и свято чтят традиции предков. Так и армяне: они живут, развиваются, адаптируются к новым реалиям, однако армянские традиции и обычаи, которые были сформированы на протяжении многих веков и даже тысячелетий их прародителями, остаются незыблемыми. Более того, представители этой древней нации считают их своим национальным достоянием и главным богатством, и им совершенно не важно, сопровождают эти ритуалы радостные события или печальные.

Главные армянские традиции и обычаи

Для этого древнейшего христианского народа главными национальными ценностями считаются брак и семья, в которой главой остается муж, а слово старшего мужчины в роду является законом для всех его членов. Уважение к пожилым людям также является одной из основополагающих традиций армянского народа. В стране также культивируются родственные отношения, а соседи в скором времени становятся ближе некоторых родных: всегда помогают и поддерживают друг друга. Ну и самой большой традицией в Армении является гостеприимство. Человек, который переступил порог твоего дома, не может быть нежеланным гостем. В Армении никто не поймет выражения “незваный гость хуже татарина”. Для каждой семьи - дело чести с достоинством принять людей, пришедших в их дом, “уваживших их очаг”. Лучшее место за столом принадлежит гостю. И которая передается из поколения в поколение.

Видоизменение семейных традиций

Далее в статье мы вам подробнее расскажем о взаимоотношениях между членами одного рода. В этой маленькой закавказской мононациональной стране армянские традиции и обычаи в семье продолжают оставаться неизменными, несмотря на то что сами армяне считают, что в их укладе многое изменилось, получив западный “окрас”. Так, например, сегодня большинство молодых семей стремятся жить отдельно от родителей, женщины также принимают активное участие в общественной жизни, стали более самостоятельными, а это означает, что они не в состоянии всецело посвящать себя семье. Кроме этого, сегодня армянки не желают рано выходить замуж, занимаются вопросами карьеры, и даже могут в зрелом возрасте родить ребенка вне брака.

Семейные традиции в современном армянском обществе

Жизнь меняется, и ничто не может оставаться незыблемым. Тем не менее есть армянские обычаи и традиции, которые актуальны даже в современной Республике Армения. По-прежнему главой семьи здесь является муж, однако если семья состоит из нескольких поколений, то у старшей женщины есть широкие права, и она подотчетна только своему супругу, а ее сыновья и их жены должны беспрекословно подчиняться ей. В идеале все это делается с любовью и уважением, однако известно немало случаев, когда молодые невесты встают на защиту своих прав в семье и во избежание серьезного конфликта их мужья бывают вынуждены отделиться от родительского дома.

Место зятя в армянском доме

Армянские семейные традиции и обычаи, как правило, отрицают возможность проживания молодой семьи с родителями жены, то есть с тещей и тестем. Есть даже пренебрежительное прозвище - “домашний зять”, которым нарекают молодых мужчин, которые после женитьбы перебираются в отчий дом своей супруги. Однако и сегодня часто нарушается, ведь порой городские девушки выходят замуж за приехавших из областей провинциалов, у которых, как правило, нет собственного жилья. Естественно, молодая супруга не желает ехать за тридевять земель в дом родителей мужа, и новобрачные остаются жить в доме жены.

Погребальные обычаи

Практически у всех народов мира есть особые ритуалы, которые придают торжественности процессу погребения человека. Все обычаи и традиции армянского народа кратко сложно описать, особенно когда это касается самых печальных моментов нашей жизни - прощания с близким человеком. При этом, будучи христианами, армяне соблюдают все церковные обряды. То есть усопшего отпевают либо в церкви, либо в его доме в присутствии всех близких и знакомых. При этом на панихиду приходят не только люди, лично знавшие усопшего, но и друзья, знакомые и коллеги членов его семьи.

Похоронная церемония

В день похорон приглашается священник, который вновь отпевает усопшего и вместе с похоронной процессией отправляется на кладбище. В Армении есть области, в которых женщинам не разрешается в день похорон идти на погост. По возвращении домой участников похорон ждет обильный стол. Люди едят и, не чокаясь, пьют за упокой души усопшего. На следующий день в доме собирается группа близких людей и вновь отправляется на кладбище, а затем собирается за накрытым столом, вновь поминая покойника. Поминальные обряды также устраиваются на седьмой и сороковой дни и в годовщину печального события, а также на церковные праздники: на Рождество, Пасху, Праздник Святого Креста и т. д. На протяжении 40 дней мужчины (ближайшие родственники усопшего) не бреют бороды, а женщины носят траур.

Армянская свадьба: традиции и обычаи

Прежде чем рассказать о том, как происходит традиционная церемония венчания в Армении, хочется описать подробности процесса сватовства. Ну, во-первых, начнем с того, что еще полвека назад в данном вопросе Армения была более традиционной. Были времена, когда женихи и невесты видели друг друга только в день сватовства или даже обручения. То есть выходили замуж и женились "вслепую". Нынче это редкость даже в самой глухой деревне. Сегодня девушки и парни сначала знакомятся, влюбляются, встречаются, затем знакомятся с родителями друг друга, потом уже происходят традиционные сватовство, обручение и, наконец, венчание. И все это - дань национальному, хотя сегодня от этих традиций осталось одно только название. А все эти мероприятия настолько модифицированы, что в них сложно углядеть даже отголоски прошлого.

Женщина и ее место в армянском обществе

В современной Армении, несмотря на все изменения, армянские обычаи и традиции для девушек намного более строги, чем для мужчин. Так, например, представительницам прекрасного пола не подобает знакомиться на улице с парнями. Именно этому учат своих дочерей матери едва ли не с детства. Однако сегодня молодежь умудряется знакомиться через социальные сети, общаются онлайн, а через какое-то время парни просят пассию о встрече.

Согласно современной армянской традиции, девушке не пристало сразу же соглашаться на уговоры кавалера, она должна “проверить” его чувства, оттягивая время встречи. Если у девушки есть брат, особенно старший, то парень, который имеет виды на его сестру, должен обязательно встретиться с ним и попросить его разрешения. Одним словом, тайные встречи в Армении не одобряются. После нескольких свиданий, если молодые решают начать серьезные отношения, родители договариваются о сватовстве или сразу же о помолвке: иногда одно плавно перерастает в другое.

Сватовство

Наверняка многих интересует, как проходит армянская свадьба. Традиции и обычаи в современном обществе в основном утратили свою актуальность, хотя есть семьи, которые ратуют за возрождение национального и всячески стремятся придерживаться правил и канонов, которые были созданы тысячелетия назад. Итак, первым этапом в этом процессе является сватовство. В старину, когда люди жили в небольших городках и селах, и все знали друг друга, этот процесс доверяли посреднице - общей знакомой для двух семей. Однако сегодня этот этап полностью выпал из череды предсвадебных мероприятий. На сватовство не принято идти большой компанией. В группу сватов входят мать, отец, дедушки-бабушки, старший брат или сестра жениха. Они берут с собой конфеты, армянский коньяк, букет цветов и золотое колечко для невесты (но не обручальное). Родители девушки встречают их сдержанно. На столе не должно быть никаких угощений. Какое-то время идут переговоры, стороны знакомятся друг с другом. Исход этой беседы может быть самым неожиданным: либо отец невесты будет согласен отдать свою дочь за данного парня, либо нет. В первом случае в “переговорную” комнату приглашается девушка, и отец спрашивает её, согласна ли она выйти за этого молодого человека замуж. Девушка, как правило, отвечает легким кивком - либо отрицанием, либо согласием. В первом случае жених подходит к ней и надевает на безымянный палец ее левой руки кольцо, затем на стол выносятся рюмки и откупориваются две бутылки коньяка. В каждую из рюмок наливается немного из каждой бутылки. Сначала чокаются отцы, а потом все остальные. Затем следует угощение. В случае отказа сваты уходят, даже не увидев девушку и не спросив ее согласия.

Обручение

Армянские свадебные традиции и обычаи очень интересны. После сватовства следует обряд обручения. Главным организатором этого мероприятия является сторона невесты. Семья девушки накрывает столы (сегодня это делается в ресторане), приглашаются родственники. Сторона жениха готовит корзины с дарами. Каждая из приглашенных женщин приходит со своим подарком, помещенным в корзину с фруктами, конфетами и напитками. Естественно, для невесты готовят ну и, конечно, кольцо, уже обручальное.

На этот раз кортеж встречают с распростертыми объятиями и улыбками, ведь родные жениха - желанные гости, будущие родственники. Затем происходит собственно обряд обручения. В идеале всё должно происходить в церкви, однако этого сегодня редко кто придерживается. Молодые просто надевают друг другу кольца, а родители откупоривают коньяки. Затем идет самое настоящее застолье и

Свадьба

Если вы желаете увидеть, что собой представляют самые настоящие армянские традиции и обычаи (фото с некоторых мероприятий есть в статье), то лучше отправиться куда-нибудь в провинцию. В городе, особенно в столице, молодежь тяготеет ко всему инородному, и армянская свадьба превращается в настоящий микс традиционно армянской, европейской, а иногда, как бы абсурдно это ни звучало, арабской.

Кто такой кавор?

На армянской свадьбе главным человеком является кавор (посаженный отец). Утром, перед тем как отравится за невестой жених, его отец и несколько их близких родственников и друзей идут за кавором и его женой - “каворкин” - в его дом, конечно же, не с пустыми руками. После небольшого застолья свадебная процессия отправляется в дом невесты. Кстати, мать жениха остается дома, чтобы подобающим образом встретить молодых.

В доме у невесты: обряд свадебного платья

В корзину укладывают подарки для невесты (иногда платье) и несколько атрибутов: туфли (обязательно), фата, духи, косметика, сумочка, букет и т. д. Согласно древнему обычаю, после прихода сватов все женщины собирались в девичьей комнате и наряжали невесту, напевая обрядовые песенки. Молодая должна была нарядиться во все новое, купленное женихом. В процессе этого куда-то исчезала одна из ее туфелек, причем ее должна была “украсть” одна из родственниц невесты. Каворкин должна заплатить выкуп за возвращение туфли. Фату надевают, трижды перекрутив ее вокруг головы невесты. Затем в комнату приглашается жених, и он, приподняв фату с лица невесты, целует ее и выводит к гостям. Однако здесь их ждет еще одно препятствие. Путь им преграждает брат невесты с мечом в руках и тоже требует выкуп. На этот раз приходится раскошелиться жениху.

Свадьба

После небольшого застолья в доме невесты молодые и свадебный кортеж отправляются в церковь, где совершается обряд венчания. После этого молодожены отправляются в дом жениха, где их с лавашами и медом встречает мать жениха. Она набрасывает лаваш на плечи жениха и невесты и дает им по ложке меда.

Это знак того, чтобы они жили в мире и согласии. Затем новобрачная должна сломать каблуком тарелку перед входом в дом своего новоиспеченного мужа. После этого начинается долгое застолье, во время которого невесту задаривают золотыми подарками. Последний этап - танец невесты, после которого молодые удаляются из зала, но свадьба продолжается.

В качестве заключения

Свадебные армянские традиции и обычаи очень богаты, самобытны и чрезвычайно интересны, и каждая область имеет свои особенности, однако их невозможно описать в двух словах. Более подробно о них мы расскажем в следующий раз.

В армянских свадьбах есть много интересных и захватывающих моментов, поскольку жители этой страны свято чтят давние традиции. Армянская свадьба проводится с учетом исторических обрядов. Родители жениха и невесты с благоговением относятся к такому важному событию, не жалеют сил и средств для того, чтобы молодые были счастливы и надолго запомнили свое свадебное торжество. Традиции армянских свадеб яркие и фееричные, а сам праздник насыщен играми, конкурсами и состязаниями.

Основные особенности армянской свадьбы

Узами брака армяне связывают себя строго по старшинству - сначала женится старший брат, а потом - младший. Есть здесь и несколько запретов на заключение брака. Кровные родственники не могут жениться друг на друге до четвертого, а в некоторых случаях до седьмого колена. Также запрещены однополые браки между родными сестрами и братьями. По законам Армении дети, которых усыновили, и кумовья тоже считаются кровными родственниками, запреты распространяются и на них. Поэтому на протяжении всей истории Армении вступать в брак не могли не только кумовья, но также их дети и внуки. Осуждался раньше и брак с мусульманами.

По традиции, невесту нужно было выбрать из родного или ближайшего населенного пункта. Официально жениться армянам можно не более трех раз, причем, третий раз только на вдове. Исключения и отступления от традиций, конечно, имели место, но они получали серьезное общественное осуждение.

В Армении женятся рано. Подходящий для брака возраст - 12-16 лет для девушки; 14-29 лет для парней. Девушка, которая оставалась незамужней в 17 лет, считалась в Армении старой девой, а в 20 лет ее уже называли «перезрелой». Традиционно армянская жена должна быть моложе мужа на несколько лет. Разница в возрасте может достигать 15-20 лет. Юношей старались женить сразу после службы, а девушку выдать замуж после того, как она закончит школу.

Традиционно армянская свадьба была основным фактом создания семьи, а брак регистрировали уже после появления первенца. Если у супругов детей не было, то официально они считались чужими людьми. Ради своей любви армянские юноши и девушки готовы на серьезные поступки. Они могли даже ослушаться родителей и уйти из дома, если те не давали согласия на свадьбу.

Брак у армян свят и неприкосновенен. Разводы не приветствуются и встречаются очень редко. Серьезным поводом для такого шага может послужить только измена одного из супругов.

Главными свадебными традициями армян всегда были «похищение невесты» и «брак по сговору». В давние времена они строго соблюдались, а сегодня являются в основном красивыми древними ритуалами.

Обряд сватовства в Армении

Когда девушка для сына была выбрана, родители жениха готовились к сватовству. Для переговоров с будущими сватами они выбирали одну из ближайших родственниц. Ее задача - получить согласие отца девушки на свадьбу. Когда мать потенциальной невесты узнавала, что ее девочку хотят взять замуж, она советовалась по этому поводу со своим братом. Оговаривали дату сватовства, которое происходило через несколько дней. По традиции, в дом к невесте приходили родственники жениха с посредницей, а иногда и матерью жениха. Сначала будущие сваты здоровались друг с другом и говорили о вещах абсолютно не касающихся свадьбы: погоде, политике, огороде, прочих темах. И только затем с помощью пословиц, шуток и афоризмов сваты намекали, для чего пожаловали в гости.

Вот один из типичных примеров иносказания. «Мы пришли для того, чтобы взять немного воды из вашей реки в нашу реку». По традиции, предложение сватов никогда не принималось сразу, даже если родители девушки были согласны. Они всегда находили много поводов потянуть время, говорили, что им нужно подумать над таким серьезным предложением. И сватам приходилось наведываться в дом армянской невесты не один раз.

Поговорив с родней, спросив согласия у дочери, отец девушки тоже оглашал свой вердикт в оригинальной форме: «Не будем пререкаться, пусть наша птица летит к вам в сад». По традиции, этот исторический момент нужно было скрепить подарком - кольцом или каким-нибудь украшением для девушки. После того, как официальная часть была закончена, накрывали стол, пили вино, которое приносили сваты.

Армянский «брак по сговору»

В давние времена у жителей Кавказа и у армян в том числе, был распространен «брак по сговору». Это означало, что обручали даже младенцев. Родители, которые по каким-то причинам, хотели породниться, договаривались между собой о браке своих детей. В знак скрепления договора они вешали на люльку кусок золота или серебра, а в некоторых случаях просто делали на ней отметку.

Позже армянская церковь запретила «брак по сговору», поскольку никому не дано право венчать людей без их согласия. Ребенок, когда вырастет, может захотеть связать свою жизнь совсем с другим человеком. Если священник все же решался венчать «по сговору», его наказывали. Но народ не мог представить, что такая свадьба не состоится. Эта традиция почти исчезла в конце ХХ века, и сегодня «брак по сговору» бывает лишь формальным.

Невесту армянскому юноше выбирали отец и больше мать жениха, ей в этом процессе принадлежала главная роль. Она примечала девушку, потом советовалась с мужем, братом и остальной родней.

Семья жениха собирала информацию о кандидатке в невесты и ее родне. Лучшими качествами армянской девушки испокон веков были: скромность, трудолюбие, образованность. Высоко ценилось хорошее здоровье, чтобы могла родить крепких детей. Внешность невесты была на втором плане, главное, чтобы она была доброй женой и замечательной хозяйкой. Про характер девушки судили по ее матери. Считалось, что какая мать, такой будет в браке и ее дочь.

Веселые свадебные гуляния

Традиционно армянскую свадьбу играли зимой или осенью, после того, как собран урожай. Главными персонажами на свадебном гулянии были «кавор» и «каворкин» (посаженые отец и мать), а также «азабы» (холостые дружки жениха). Лучший друг жениха назывался на свадьбе «азаббаши», что означает «брат жениха». На армянскую свадьбу приглашали тамаду, который говорил тосты, организовывал песни и танцы. Хозяином на свадьбе является отец жениха.

Старинная армянская свадьба длилось от трех до семи дней. Это зависело от материального благосостояния родителей будущих супругов. Начинали празднование в пятницу, а заканчивали в воскресенье или на следующей неделе.

В свадебном армянском торжестве есть много интересных обрядов. Например, купание молодых накануне свадьбы, которое символизировало их очищение. Девушку купали дома подруги, а юношу - дружки в хлеву. Купание невесты было торжественным мероприятием, во время проведения этого ритуала девушки пели и танцевали.

Свадебный хлеб пекли дома у жениха или у невесты. Друзья, под звучание веселых песен, просеивали муку и месили тесто.

Свадебное армянское торжество начиналось одновременно в домах жениха и невесты. Гости жениха угощались сколько хотели, потом расходились по домам. А жених в сопровождении свиты и музыкантов шел в дом к невесте. В этой процессии принимал участие бык, украшенный яблоками. Затем, под музыку и бешеные пляски, быка забивали, а кровью убитого животного намазывали лоб жениха. Будущий муж мазал также бычьей кровью свой кинжал или нож, складывал его и прятал в карман. Молодожены открывали этот нож в первую брачную ночь на супружеской кровати. Бык, по приданию армян, считался символом плодородия, и этот ритуал должен был помочь в рождении нескольких детей.

Из дома жениха процессия направлялась к дому невесты, которая ждала суженого в углу своей комнаты за занавесом. Родственники невесты встречали команду жениха у ворот и требовали выкуп. Когда жениху удавалось, наконец, добраться до невесты, начиналось свадебное армянское застолье, которое продолжалось несколько часов. Потом гости постепенно расходились, а жених с «азаббаши» оставались ночевать. С невестой ночевала ее подружка.

Как сегодня приезжает армянский жених за своей невестой, вы можете узнать из этого видео.

Утром следующего дня невеста одевалась за занавесом. Подружки молодой жены надевали на нее свадебный наряд под печальную армянскую мелодию. Торжественный наряд не многим отличался от повседневной одежды, но был сшит из дорогой ткани. Лицо девушки закрывала вуаль. Взгляните на это фото и оцените, как очаровательна армянская невеста.

Женатый и многодетный мужчина выносил невесту и ставил возле жениха. Он желал молодоженам здоровья, счастья и многочисленного потомства. Пара обязательно должна была обвенчаться. Не совершив такого обряда, молодожены не имели права ложиться вместе в постель.

На третий день свадьбы жена приходила в дом мужа. Из своих рук в руки новой семьи девушку передавал отец. Он приказывал молодому мужу беречь и защищать свою дочь. Под грустные мелодии жена прощалась с домом родителей и вместе с приданым шла в дом мужа. Там их торжественно встречали родственники, осыпали конфетами, орехами, зерном и деньгами. Всеми символами счастья и богатства.

В Армении все свадебные обряды сопровождались угощениям, фееричными танцами и зажигательными свадебными песнями. Торжественный стол был богат различными угощениями, хорошим вином, коньяком, сладостями и фруктами.

Посмотрите наше видео, в котором опытный тамада подробно рассказывает об армянской свадьбе.

Послесвадебные обряды и обычаи

В некоторых районах Армении приданое привозили только после окончания свадебного торжества. Это был первый послесвадебный обряд. Второй - мытье головы девушки. Через неделю после свадьбы в дом к молодым приходила мать молодой жены. Она приносила с собой мыло, расческу, полотенце, одежду для своей дочери, помогала ей мыть голову. В давние времена этот обычай соблюдался очень строго - до этого дня мать не могла видеть свою дочь. Сейчас этот обряд несет лишь символическое значение.

Если вы станете гостем на армянской свадьбе, то никогда не забудете это интересное и увлекательное событие. Поделитесь с нами впечатлениями свадебных торжеств, участником которых вы были.

Первый вариант предполагает выполнение общих условий для получения данного статуса:

  • проживание в РФ не менее пяти лет;
  • наличие законных источников доходов;
  • знание языка и законов;
  • отказ от предыдущего гражданства.

Если имеются основания, можно воспользоваться и более быстрым способом. Стать россиянами по упрощенной схеме могут армяне, которые:

  • имеют близких родственников – российских граждан;
  • жили в СССР и РФ до декабря 1991 г.;
  • получили до июля 2002 г. образование в РФ (Советском Союзе);
  • имели гражданство СССР и не получали потом никакого паспорта;
  • подходят по условиям участия в Госпрограмме переселения соотечественников.

Регистрация брака с гражданином армении в россии: основные нюансы и рекомендации

На сегодняшний день заключение брака с иностранцем отнюдь не считается редкостью и все чаще встречается в современном мире. Вернуться к оглавлению Содержание материала

  • 1 Необходимые условия для заключения брака и их соблюдение
  • 2 Перечень обязательных документов для регистрации брака и их оформление
  • 3 Основные причины отказа в проведении брачной церемонии и их характеристика
  • 4 Где зарегистрировать брак: разделение иностранцев на категории и обращение в ЗАГС
  • 5 Правовая основа семейной жизни: Семейный кодекс и заключение брачного договора
  • 6 Заключение брака с иностранцем за пределами РФ: требования, особенности и документы
  • 7 Заключение

Необходимые условия для заключения брака и их соблюдение Регистрации брака между жителями одной страны производится по четко установленной процедуре.

Какие документы нужны для загса иностранному гражданка армении

Это значит, что ваш супруг сможет обратиться с заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о пятилетнем сроке проживания, после трех лет брака с вами. Таким образом, вашему будущему мужу сначала нужно получить разрешение на временное проживание, если вы будете уже в браке, то данное разрешение он получит без учета квоты. Затем ему нужно получить вид на жительство, и после его получения, через три года брака, можно подавать на гражданство.
Также вы должны знать, что вступив в брак, регистрация вашему мужу будет предоставляться на три года, а не на три месяца.

Какие документы нужны гражданину армении для загса2018

Семейный Кодекс РА запрещает заключение брака по доверенности. В Республике Армения регистрация брака осуществляется в одном из следующих органов: в территориальном органе ЗАГСа, при наличии справки о месте жительства; регистрационная палата бракосочетания и рождения, которая входит в структуру Министерства Юстиции РА.Получение гражданства РФ для граждан Армении По прошествии 3 лет с даты бракосочетания супруг гражданина России имеет право также получить российское гражданство. Быстрее получить гражданство России могут и армяне, получившие диплом о высшем образовании на территории России и те, чьи родители уже являются российскими гражданами.


Если у вас есть диплом, аттестат или иной документ об образовании, подтверждающий владение русским языком, то получение гражданства упрощается для армянина.

Регистрация и заключение брака с иностранцем в россии

Соответственно, и иностранный гражданин должен быть совершеннолетним.

  • Месяц – стандартный срок, который должен пройти с момента подачи заявления (ст. 11 СК РФ). При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон или другие) регистрация происходит в день подачи заявления.
  • Жених и невеста должны изъявить добровольное согласие (ст. 12 СК РФ). Само собой, не должно быть обстоятельств, препятствующих заключению брака.
  • Заявление подписывается 2 супругами и подается в ЗАГС (в письменном или же в электронном виде).


    Форма устанавливается в Постановлении Правительства РФ за 31 октября 1998 г.

Брак с гражданином армении и получение российского гражданства

Обязательные бумаги:

  • Заявление о заключении брака (совместное).

Образец заявления Заявка заполняется разборчиво, без помарок, исправлений и зачеркиваний.

  • Паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность. Он требуется лишь для просмотра (и снятия ксерокопии).
  • Чек об уплате госпошлины.
  • Справка об отсутствии брачных отношений (подтверждающая тот факт, что запись в акте о заключении брака отсутствует).
  • Для иностранца потребуются бумаги, которые выдаются госорганом либо посольством его государства о том, что по законодательству он вправе жениться или выходить замуж.
  • Для гражданина Армении потребуется виза либо ВНЖ, удостоверяющие законность его нахождения в РФ. Этого не требуется лишь подданным государств, с которыми действует безвизовый режим (Украина, Белоруссия и т.

Как в россии зарегистрировать брак с иностранцем?

Прочая документация, связанная с тонкостями правового статуса:

Инфо

Помимо того, подданство дает возможность получить медицинские услуги и образование, банковские займы, становятся доступными и избирательные должности. В последнее время, поэтому так много иностранных граждан, включая, и армян, которые желают приобрести статус российского подданного. Читайте также статью ⇒ Въезд граждан Армении в Россию в 2018 году.


Ответы на часто задаваемые вопросы Вопрос № 1. Как поступить, если заявку должны подписать оба брачующихся (невеста и жених), а один из них приехать в РФ не может? Можно оформить прошение в виде двух отдельных документов (каждый на «на себя»). Подпись отсутствующего жениха или невесты обязательно заверяется нотариально. Если же подавать через единый портал Госуслуг, то нотариальное заверение не нужно.

Предоставление док в загс с иностранным гражданином армении

Если брак будет заключаться в Москве, вы можете выбирать любой, но не Люблинский и не Замоскворецкий. Для иностранцев дальнего зарубежья в столице можно зарегистрировать, обратившись во Дворец бракосочетания номер 4. В остальном разницы в регистрации брачных отношений нет от подданных РФ:

  • процедура происходит в вашем присутствии;
  • при сопутствующей торжественной церемонии (по желанию, это нужно указать при подаче заявления);
  • выдается соответствующее свидетельство;
  • вносится запись в акты гражданского состояния.

Двойное гражданство (российско-армянское) Отдельно возникает вопрос при регистрации супружеских отношений в формате «русская супруга – армянин супруг» касаемо подданства обоих участников.

Кроме того, для легализации подобного брака в нашей стране необходимо получить разрешение на брак с иностранцем, которое выдается уполномоченными организациями после тщательной перепроверки всех документов.Вернуться к оглавлению Правовая основа семейной жизни: Семейный кодекс и заключение брачного договора По окончании церемонии, брак считается зарегистрированным. Процес регистрации брака с иностранным гражданином на территории россии Паспорт и копия паспорта иностранного гражданина (сведения содержащиеся в паспорте, должны быть переведены на русский язык, верность перевода свидетельствуется консульством (посольством) государства, либо может быть заверено нотариально. Подлинность подписи должностного лица и печати на переводе подтверждается МИДом РФ).