История субкультуры

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов. Их движение стало протестом против стереотипов советского общества. Стиляг отличал цинизм суждений, подчеркнутая аполитичность, отрицание некоторых норм общественной морали того времени. Вернувшиеся из Западной Европы победители привезли множество так называемых «трофейных» журналов, украшений, одежды, обуви. Эти вещи, уже вышедшие из моды за рубежом, стали основой протестного гардероба для стиляг «из народа».

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов




Появление термина «стиляга»

Впервые термин был использован в 1949 году в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст был опубликован в журнале «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое». В очерке описывался школьный вечер, где появился «разодетый на иностранный манер» невежественный и тщеславный молодой человек, гордый своим нелепым пестрым нарядом и навыками в зарубежных танцах.

Впервые термин был использован в 1949 году



Он вызывает смех и брезгливую жалость у других студентов. Также в фельетоне представлена подруга стиляги Мумочка, «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод». Очерк «Стиляга» и напечатанная в том же номере статья о безродных космополитах стали сигналом начала кампании против влияния Запада. Есть мнение, что сам термин «стиляга» пришел из музыкального языка: у джазовых исполнителей термин «стилять» означал «копировать чужой стиль игры». Существовало выражение «дуть стилягу» — то есть играть в подражательной манере.




Отношение общества к субкультуре

Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям

Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям. Представителей субкультуры регулярно высмеивали в прессе и прорабатывали на комсомольских собраниях, отряды дружинников преследовали их на улицах. Стилягам портили одежду и отрезали волосы. Их насильно отводили в милицию и фотографировали для обличительных статей. Краткими «просветами» в отношении к субкультуре стиляг были выставка работ Пабло Пикассо в 1956 году, приезд в Москву Кристиана Диора (Christian Dior) с моделями в 1959 году и, в первую очередь, фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. В эти моменты преследования ослабевали, но позже начинались снова.





Угасание движения стиляг



Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х

Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х. Некоторые исследователи считают, что представителей субкультуры начала 60-х уже нельзя отнести к стилягам. Несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами еще в течение десяти лет продолжали называть модников.



Представители субкультуры имели специфический внешний вид, особые манеры поведения, свой сленг и музыкальные предпочтения. Во многом предпочтения стиляг сформировали «трофейные» фильмы — «Судьба солдата в Америке», «Серенада Солнечной Долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», а также картины с Диной Дурбин.

Одежда


Первые стиляги носили мешковатые двубортные пиджаки пестрых расцветок

Первые стиляги носили мешковатые двубортные пиджаки пестрых расцветок, шляпы с широкими полями, яркие носки , выглядывающие из-под брюк , цветные шелковые или гавайские рубашки , свитера с оленями, остроносые ботинки на высокой подошве, галстуки с драконами, обезьянами, петухами.



Позднее наряд представителей субкультуры стал более элегантным: брюки-дудочки шириной 22 см — в противоположность советским 32-сантиметровым, джинсы , зонты -трости, узкие галстуки-селедки.


К 60-м годам в честь следования американской моде стиляги стали называть себя «штатниками». К тому времени среди представителей движения популярны были строгие плащи с верхней пуговицей, ратиновые пальто в английском стиле, костюмы из чистой шерсти, широкие серые пиджаки с платочком в кармашке, сшитые у портного шляпы «стетсон», американские солдатские ботинки и туфли с перфорированным носком.

Мужской гардероб стал квинтэссенцией протестного движения — девушки-стиляги не имели собственного стиля. Они копировали фасоны из прибалтийских или социалистических модных журналов: носили пышные и узкие юбки , брюки, яркие блузы с цветочным принтом , туфли с удлиненным носком.



Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев

Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев, а также заказывали пошив вещей из западных тканей, купленных в комиссионных магазинах. Стиляги из бедных семей часто шили плащи и брюки из брезента, наклеивали на ботинки так называемую «манную кашу» — подошвы из каучука или микропорки, которые затем гофрировали сбоку, и пр.



У представителей субкультуры были в почете особые «предметы роскоши» — заграничные авторучки, портсигары и зажигалки, а также американские игральные карты с девушками в стиле Pin-up.

Прическа и макияж

Стиляги 50-х носили начесанные и набриолиненные «коки» на лбу, а также тонкие усики-«мерзавчики».



Девушки-стиляги использовали больше косметики, чем простые советские женщины. Приветствовалась яркая помада, густо подведенные глаза. Модной прической был «венчик мира», для которого волосы завивались и укладывались вокруг головы, а к 60-м годам, благодаря фильму «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо, невероятно популярной стала начесанная бабетта, которую носила главная героиня фильма.

Манеры


Стиляги имели особенные манеры движений

Стиляги имели особенные манеры движений, которые были представлены как «на редкость развязные». Пластика представителей субкультуры была осознанной и продуманной: высоко поднятая голова и свободная походка указывали на их принадлежность к движению, кроме того, диктовались костюмом и танцами. Стиляги из разных городов по вечерам прогуливались («совершали хил») по «Бродвею» — обычно центральной улице города (улица Горького в Москве, Невский проспект в Ленинграде). Важным элементом таких прогулок была демонстрация своих костюмов.

Сленг



Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований

Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований, переиначенных на русский лад, в сочетании с элементами музыкального жаргона. Также стиляги меняли свои имена на созвучные им иностранные.

Джакеток (англ. jacket) — пиджак.

Совпаршив — одежда и обувь советского производства или самодельная.

Соксы (англ. socks) — яркие носки, видные из-под брючины.

Таек (англ. tie) — галстук.

Трузера, траузера, траузерса (англ. trousers) — брюки.

Тренчкот (англ. trenchcoat) — плащ

Хэток (англ. hat) — шляпа.

Шузы, шузня (англ. shoes) — ботинки на высокой подошве.

Музыка


Главным атрибутом стиляг был саксофон, олицетворявший музыку свободных людей. Стиляги увлекались зарубежными танцами и музыкой — в первую очередь, джазом.

В 1950-е годы – время "застоя" в советской моде: западные журналы были запрещены, а отечественные производители продолжали выпускать однообразную некачественную одежду. Однако во время "оттепели" европейские фасоны постепенно начали проникать и в СССР, а в 1959 году в Москве состоялся первый с 1911 года западный показ мод – из Парижа приехали манекенщицы Дома Dior. Но запомнились 1950-е как главное время советских стиляг, которые стали обычным явлением и в столицах, и в небольших советских городах…

"Застойные" годы советской моды

В начале 1950-х годов советские женщины выглядели практически так же, как и в послевоенное время: в моде были широкие плечи и платья, надетые с пиджаком или жакетом. В условиях "холодной войны" и при запрете на все заграничное, в том числе моду, стиль советских женщин не соответствовал европейским нововведениям – в СССР культивировался образ труженицы, а фабрики в основном занимались пошивом простой одежды.

Семья отправляется в путешествие на теплоходе "Георгий Седов" с Северного (Химкинского) речного вокзала Москвы, лето 1954 года.

Костюмы с широкими плечами в Европе перестали носить еще в 1949 году, однако в Советском Союзе такая модель была распространена вплоть до 1959-го. На Западе же в это время господствовал диоровский “new look”. Появившийся в 1947 году, женственный стиль, предложенный Кристианом Диором, за несколько лет завоевал всю Европу, но в Советский Союз пришел с сильным опозданием.

Элегантность и утонченность Диора никак не вписывались в гардероб советской женщины – ни по стилю, ни по идеологии. К тому же, пышные многослойные юбки требовали большого расхода ткани, а производство подобных нарядов для ослабленной войной страны было непосильной задачей. Введенный Диором в 1949 году узкий силуэт женского платья, требовавший гораздо меньше материала, также был настороженно встречен в СССР – буржуазный развязный стиль считался неподходящим для тружениц, восстанавливавших страну.

Ситуация немного изменилась после смерти Иосифа Сталина в 1953 году, однако окончательно “new look” проник в СССР в 1956 году, когда на экраны вышел знаменитый фильм Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь", где Людмила Гурченко исполняла песню "Пять минут" в платье от Диора.

Людмила Гурченко в фильме "Карнавальная ночь".

Стандарты пошива одежды для фабрик в 1950-е годы соответствовали экономической ситуации в стране: приветствовалось производство одежды из недорогих тканей, с минимумом деталей и максимально простого кроя.

В то время как французские журналы мод были запрещены, модельеры могли копировать эскизы с модных журналов Болгарии, Польши, Латвии, которые пользовались огромной популярностью.

В Москве и Ленинграде также издавались журналы с фасонами одежды, однако в то время в Советском Союзе не существовало культуры модной фотографии – манекенщицы самостоятельно делали макияж и укладывали волосы, а снимки напоминали скорее любительские, чем профессиональные.

Надежда Румянцева, Юрий Белов, Алексей Кожевников

Мужчины в первой половине десятилетия одевались так же, как и в конце 1940-х. Однако в 50-х в Москве и Ленинграде появилось много мужских портных, принимавших заказы. У таких мастеров в клиентах состояла вся партийная элита, а самым "престижным" портным считался Алик Зингер, который, до того как эмигрировать в США, шил костюмы для советских государственных деятелей и звезд эстрады.

Несмотря на то что мужская мода менялась куда медленнее, чем женская, западные фасоны проникали и сюда – в конце десятилетия это чувствовалось в крое пиджаков. Также мужчины стали носить рубашки без галстуков, с мягкими воротниками.

Из-за отсутствия в магазинах качественных товаров некоторые представители элиты предпочитали не только одежду, но и обувь на заказ – после войны в СССР из Сирии и Ливана вернулись многие обувщики.

Фарцовщики и стиляги, брюки-"дудочки" и галстуки-"селедочки"

В 1950-х артисты и спортсмены начали выезжать за границу на гастроли и соревнования. Из заграничных поездок они привозили, помимо прочего, и модные новинки, которые для советских граждан стали первыми образцами заграничного стиля со времен "трофейной моды".

Но настоящую свежую струю в советскую моду привнес VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве летом 1957 года.

Девушки - делегатки VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Именно благодаря фестивалю и приехавшим в советскую столицу студентам со всего мира появились первые "фарцовщики" - само слово образовалось от английского "for sale" - на продажу. Фарцовщиками в основном были студенты и таксисты, которые зачастую за иностранную "фирму" выдавали товары отечественного производства.

Несмотря на то что предприимчивых молодых людей часто судили за спекуляцию и валютные махинации, для многих такая торговля стала единственным и сравнительно неплохим источником дохода. Основными клиентами фарцовщиков были стиляги – представители первой советской молодежной субкультуры, своим внешним видом, поведением и предпочтениями выделявшиеся из массы и вызывавшие насмешки, а то и возмущение советских граждан и власти.

Изначально стилягами становились дети партийной элиты, однако постепенно модную и броскую заграничную одежду стали носить и обычные молодые люди – считается, что для них стиляжничество было своеобразной самозащитой от нищеты и разрухи послевоенной реальности.

"В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши.

Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки".

Такими были самые первые стиляги в конце 1940-х. В следующем десятилетии внешний вид молодых людей изменился: теперь они носили узкие брюки-"дудочки", пиджаки с широкими плечами, галстуки-"селедочки" и зонты-трости.

В теплое время года самым модным предметом гардероба у стиляг считалась яркая гавайская рубашка, а обувалась молодежь в полуботинки на толстой каучуковой подошве. Парни взбивали волосы на голове – такая прическа называлась "кок", - а девушки завивали длинные пряди и укладывали их вокруг головы.

Также они делали яркий макияж, а самой модной моделью считалась узкая юбка длиной по колено, обтягивающая бедра. Стиляги подражали американским актерам и старались копировать их стиль, с которым их знакомили голливудские фильмы. Особой популярностью пользовались свитеры с оленями, похожие на тот, что носил герой Джона Пейна в картине "Серенада Солнечной долины".

Образ стиляг, вызывавших насмешки у большинства советских граждан, в последующие годы активно использовался в искусстве, в частности, кинематографе, где они сначала представали недалекими франтами, а позже – отчаянными бунтарями, протестующими против серости и обыденности.

Показ Dior и мода в период "оттепели"

Самым главным модным событием, пришедшемся на 1950-е годы, пожалуй, можно назвать , который в 1959 году стал настоящим шоком для москвичей, которые прямо на центральных улицах города встречали одетых по последней парижской моде манекенщиц. Показ стал второй по счету демонстрацией западной модной одежды после приезда Поля Пуаре в 1911 году.

На закрытое дефиле в ДК "Труд" были приглашены 1100 человек – практически все из числа партийной элиты. Однако представители модного Дома, которые привезли с собой манекенщиц-француженок, нашли способ показать моду народу – девушки продефилировали сначала по ГУМу, а потом вышли на Красную площадь.

Также манекенщицы прогулялись по Тишинскому рынку – "барахолке", где торговцы продавали старые вещи. На сохранившихся с 1959 года фотографиях виден огромный контраст между одетыми с иголочки моделями и советскими женщинами, с авоськами и в косынках пришедшими в ГУМ.

На снимках француженки в костюмах new look, с идеальными прическами, макияжем и аксессуарами, будто сошедшие с западных журналов мод, приветливо разговаривают с людьми, улыбаясь, ходят по серым улицам, а лица граждан выражают смесь недоверия и изумления.

Приезд манекенщиц Dior стал для советских женщин первой возможностью наглядно увидеть образцы западной моды, однако рассчитывать на подобные наряды мало кто из них мог.

Постепенное проникновения западного стиля в Советский Союз хоть и со значительным опозданием, но все же повлияло на развитие отечественной моды: именно в 1950-х в СССР стало приличным носить декольте и элегантную обувь на каблуке.

После показа Dior в Москве советские модельеры стали адаптировать стиль new look к отечественной действительности: в моду вошли удлиненные платья с осиной талией и пышной юбкой, а также узкие платья, прикрывающие колени, с басками и поясами. Женственные и элегантные модели пользовались огромным спросом, несмотря даже на то, что требовали полного обновления гардероба.

К платью в стиле new look нужно было покупать нижние юбки, специальное белье, чулки и туфли. Женщины шли на такие траты еще и потому, что внешний вид мог сыграть решающую роль в судьбе советской девушки, ведь после войны в стране был еще и острый дефицит мужчин.

Несмотря на появление новых силуэтов, качество одежды, производившейся для массового потребителя, оставляло желать лучшего, поэтому женщины, имевшие возможность платить больше, обращались к частным портным. "Самопошив" в конце десятилетия стал настолько массовым, что власти, обеспокоенные снижением торгового оборота, выступили против мастеров, принимавших заказы на дому.

Вишняков Олег - «Швея» 1952.

"Отставание в деле организации бытового обслуживания населения вынуждает трудящихся прибегать к услугам частных лиц, переплачивать им, чем наносится большой ущерб интересам населения и государства", -говорилось в постановлении ЦК КПСС и Совета министров от 6 марта 1959 года.

Выход, впрочем, вскоре был найден: в школах были введены уроки шитья, а в киосках и магазинах стали продавать готовые выкройки – советским женщинам рекомендовалось шить самостоятельно, а не платить портнихам.

В 1950-е начали проходить и показы советских Домов моды, которые в то время стали шить специальную "рабочую" одежду – для штукатуров, птичниц, доярок. Демонстрация таких костюмов в 1955 году прошла даже в Будапеште, где вызвала восторг местной публики.

Однако заграничные журналисты не догадывались, что красивая "рабочая" одежда, показанная на подиуме, была сшита специально для зарубежного дефиле, "на экспорт", советские же труженицы одевались куда более серо и неприметно.

В конце десятилетия обычные граждане постепенно начали понимать, что хорошо одетый человек – не обязательно тунеядец, и может быть так же предан "идеалам коммунистической партии", как и остальные.

К стилягам и девушкам в мини-юбках, которым раньше делали замечания на улицах и осуждали в прессе, стали относиться более дружелюбно.

"До чего же мы иногда бываем несправедливые! Подходим к человеку с мещанской меркой по одежке. Не понравилась юбка, не понравилась прическа, и ну пошли судить-рядить: стиляга! А вот в душу заглянуть забудем ", - писала одна из читательниц в редакцию журнала "Работница".

Однако полностью отказаться от многолетних стереотипов и принять моду как неотъемлемую часть жизни советскому обществу предстояло лишь в следующем десятилетии.

link

(произношение «стилЯги») – стиль одежды представителей одноименной советской субкультуры, характеризующийся экстравагантностью, эклектичностью и подражанием западной моде 40-60-х годов, стилю .

В настоящее время к направлению относятся изделия и предметы гардероба, выполненные в стиле того времени.

Стиляги — молодежная субкультура в СССР конца 1940 — начала 1960-х годов, для которой характерны нонконформизм, следование западному образу жизни (стилю одежды, музыке, танцам и пр.), а также специфический сленг.

История субкультуры

  • Первые представители и суть движения

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов. Их движение стало протестом против стереотипов советского общества. Стиляг отличал цинизм суждений, подчеркнутая аполитичность, отрицание некоторых норм общественной морали того времени. Вернувшиеся из Западной Европы победители привезли множество так называемых «трофейных» журналов, украшений, одежды, обуви. Эти вещи, уже вышедшие из моды за рубежом, стали основой протестного гардероба для стиляг «из народа».

  • Появление термина «стиляга»

«…Таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клеша…»
Д. Г. Беляев, «Стиляга»

Впервые термин был использован в 1949 году в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст был опубликован в журнале «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое». В очерке описывался школьный вечер, где появился «разодетый на иностранный манер» невежественный и тщеславный молодой человек, гордый своим нелепым пестрым нарядом и навыками в зарубежных танцах. Он вызывает смех и брезгливую жалость у других студентов. Также в фельетоне представлена подруга стиляги Мумочка, «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод». Очерк «Стиляга» и напечатанная в том же номере статья о безродных космополитах стали сигналом начала кампании против влияния Запада. Есть мнение, что сам термин «стиляга» пришел из музыкального языка: у джазовых исполнителей термин «стилять» означал «копировать чужой стиль игры». Существовало выражение «дуть стилягу» — то есть играть в подражательной манере.

  • Отношение общества к субкультуре

Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям. Представителей субкультуры регулярно высмеивали в прессе и прорабатывали на комсомольских собраниях, отряды дружинников преследовали их на улицах. Стилягам портили одежду и отрезали волосы. Их насильно отводили в милицию и фотографировали для обличительных статей. Краткими «просветами» в отношении к субкультуре стиляг были выставка работ Пабло Пикассо в 1956 году, приезд в Москву (Christian Dior) с моделями в 1959 году и, в первую очередь, фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. В эти моменты преследования ослабевали, но позже начинались снова.

  • Угасание движения стиляг

Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х. Некоторые исследователи считают, что представителей субкультуры начала 60-х уже нельзя отнести к стилягам. Несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами еще в течение десяти лет продолжали называть модников.

Черты стиля

Представители субкультуры имели специфический внешний вид, особые манеры поведения, свой сленг и музыкальные предпочтения. Во многом предпочтения стиляг сформировали «трофейные» фильмы — «Судьба солдата в Америке», «Серенада Солнечной Долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», а также картины с Диной Дурбин.


Одежда

Первые стиляги носили мешковатые двубортные пестрых расцветок, шляпы с широкими полями, яркие , выглядывающие из-под , цветные шелковые или гавайские , свитера с оленями, остроносые ботинки на высокой подошве, галстуки с драконами, обезьянами, петухами.

Позднее наряд представителей субкультуры стал более элегантным: брюки-дудочки шириной 22 см — в противоположность советским 32-сантиметровым, -трости, узкие галстуки-селедки.

К 60-м годам в честь следования американской моде стиляги стали называть себя «штатниками». К тому времени среди представителей движения популярны были строгие плащи с верхней пуговицей, ратиновые в английском стиле, костюмы из чистой шерсти, широкие серые пиджаки с платочком в кармашке, сшитые у портного шляпы «стетсон», американские солдатские ботинки и с перфорированным носком.

Мужской гардероб стал квинтэссенцией протестного движения — девушки-стиляги не имели собственного стиля. Они копировали фасоны из прибалтийских или социалистических модных журналов: носили пышные и узкие , брюки, яркие блузы с цветочным , туфли с удлиненным носком.

Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев, а также заказывали пошив вещей из западных тканей, купленных в комиссионных магазинах. Стиляги из бедных семей часто шили плащи и брюки из брезента, наклеивали на ботинки так называемую «манную кашу» — подошвы из каучука или микропорки, которые затем гофрировали сбоку, и пр.
У представителей субкультуры были в почете особые «предметы роскоши» — заграничные авторучки, портсигары и зажигалки, а также американские игральные карты с девушками в стиле Pin-up.

Прическа и макияж

Стиляги 50-х носили начесанные и набриолиненные «коки» на лбу, а также тонкие усики-«мерзавчики».

Девушки-стиляги использовали больше косметики, чем простые советские женщины. Приветствовалась яркая помада, густо подведенные глаза. Модной прической был «венчик мира», для которого волосы завивались и укладывались вокруг головы, а к 60-м годам, благодаря фильму «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо, невероятно популярной стала начесанная бабетта, которую носила главная героиня фильма.

Манеры

«В самом модном пиджаке, с видом безразличным,
Франт с колечком на руке ходит львом столичным…»
Б.Тимофеев

Стиляги имели особенные манеры движений, которые в фельетоне Беляева были представлены как «на редкость развязные». Пластика представителей субкультуры была осознанной и продуманной: высоко поднятая голова и свободная походка указывали на их принадлежность к движению, кроме того, диктовались костюмом и танцами. Стиляги из разных городов по вечерам прогуливались («совершали хил») по «Бродвею» — обычно центральной улице города (улица Горького в Москве, Невский проспект в Ленинграде). Важным элементом таких прогулок была демонстрация своих костюмов.

Сленг

«Был он Гришей, но сейчас носит имя Гарри.
Каждый день в обычный час Гарри на бульваре».
Б. Тимофеев

Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований, переиначенных на русский лад, в сочетании с элементами музыкального жаргона. Также стиляги меняли свои имена на созвучные им иностранные.

Джакеток (англ. jacket) - пиджак.

Совпаршив – одежда и обувь советского производства или самодельная.

Соксы (англ. socks) - яркие носки, видные из-под брючины.

Таек (англ. tie) - галстук.

Трузера , траузера , траузерса (англ. trousers) - брюки.

Тренчкот (англ. trenchcoat) - плащ

Хэток (англ. hat) - шляпа.

Шузы , шузня (англ. shoes) - ботинки на высокой подошве.

Музыка

Главным атрибутом стиляг был саксофон, олицетворявший музыку свободных людей. Стиляги увлекались зарубежными танцами и музыкой – в первую очередь, джазом.

Современный стиль стиляг

Стиль стиляг в его современном понимании относится только к внешнему виду и отличается ироничностью, яркостью, контрастностью, сочетанием различных фактур, наличием заметных .

В период существования субкультуры наиболее ярко был выражен мужской образ стиляги. На него можно ориентироваться и при создании современного образа. Мужчинам полагается надевать носки яркого оттенка под укороченные брюки-дудочки, цветной галстук, завязанный на маленький узел, гавайскую или просто яркую рубашку.

Женский стиль не имел четких канонов в период существования субкультуры и сформировался уже во время возвращения в моду стиля стиляг.

Современное стиляги может быть узким и коротким, либо иметь приталенный верх и пышный подол длиной примерно до колена. Цвет наряда должен быть однотонным ярким, светлым или разноцветным. Важным элементом образа девушки-стиляги является ремень контрастного с платьем оттенка.

Туфли девушек-стиляг могут иметь каблук или плоскую подошву. Они должны сочетаться по цвету с ремнем, сумочкой или головным убором. Туфли чаще выполняются из лаковой кожи.

В качестве аксессуаров используется яркая массивная металлическая или пластиковая . Приветствуются украшения для волос – заколки, обручи, ленты. Девушка-стиляга может носить крупные кудри или локоны, а также собирать волосы в высокую «ракушку». Макияж должен быть ярким: черные стрелки на глазах, яркая помада и пр.

Желание выделяться из толпы, не сливаясь с серой массой, привносить шарм, задор и яркие нотки – такими были основные мотивы стиляг прошлого столетия. Зародившись в 60-х гг. во время советской эпохи, стиль стиляг затрагивал не просто модную индустрию: это были образ жизни, поведение, манера разговаривать.

Вдохновение черпалось из-за океана, из далекой и недосягаемой Америки. Часто стиляги копировали киногероев. Отметим характерные черты стиля:

  • Принт и цветовая палитра . Буйство красок – все оттенки радуги – вот главный штрих в одежде. Принты в горошек, яркие цветы, полоски также приветствуются.
  • Женская одежда. Она предполагала наряды из крепдешина, атласа, пышные юбки и платья с облегающим лифом. Талия обязательно подчеркнута ярким ремнем.
  • Женская обувь. Популярные туфли с острым носиком и небольшим каблучком (4-5 см.) были удобны и одновременно позволяли дамам выглядеть эффектно.
  • Мужская одежда. Пиджаки с накладными карманами, широкими плечами, брюки-дудочки, пестрые рубашки, джемперы и пуловеры с оленями и снежинками и непременно пестрые галстуки-селедочки – вот комплект одежды парня-стиляги.
  • Мужская обувь. Писком моды были туфли белого цвета, но допускалось ношение и разноцветных моделей. Подошва ценилась каучуковая.
  • Украшения . Серьги, короткие и длинные бусы, а также браслеты ярких оттенков пользовались большой популярностью.
  • Макияж. Этот пункт касался женской половины. Подводка глаз, накрашенные яркие губки — неизменное сопровождение образа стиляг.
  • Прическа. Пышные, высокие прически под названиями »бабетта», »венчик мира» завершали образ девушек и женщин. У мужчин актуальной была прическа »кок» с начесом.


В самом начале одежда такого образа предполагала несколько атрибутов и аксессуаров: расклешенные брюки, несуразный пиджак, пестрый галстук плюс широкополую шляпу. Спустя некоторое время стиль обрел уже знакомые многим черты. Одежда в стиле стиляг для мужчин и женщин воплощает главные принципы стиляжного стиля – »нет» серости и обыденности!

Главным предметом мужского гардероба стиляг, как отмечалось, являются узкие брюки-дудочки. Длина — непременно до косточек. Она выполняет дополнительную функцию: »открывает миру» разноцветные носки и узкие туфли. Вторым по значимости атрибутом является пиджак. Крупная клетка, полоска – вот 2 востребованных принта. Рубашка, вторящая в унисон брюкам и пиджаку, предполагает сочные оттенки: розовый, оранжевый, голубой. Допускаются и пестрые варианты. Узкий галстук, который завязан в миниатюрный узелок, завершает мужской комплект.

Женская мода данного стиля – это пышные юбки с наличием нескольких подюбников (таких же ярких, как и сами юбки) либо кринолинов. Длина достигает колена или чуть ниже. Талия подчеркивается контрастным атласным поясом. Крупная, бросающаяся в глаза бижутерия довольно простого дизайна: браслеты, кольца, сережки, бусы. В роли украшения прически выступают повязки из того же атласа, что и на талии, а также ободки, заколки и банты. Используется и небольшая шляпка.

Фото одежды в стиле стиляг 60-х годов

»Все новое – это хорошо забытое старое». Это изречение как нельзя кстати подходит к современным модным тенденциям. Популярны запоминающиеся образы молодых людей, а стиль стиляг – это воплощение яркости, оригинальности, желания выделиться из толпы. Дизайнеры воссоздают забытые образы 60-х гг. ХХ века, следуя интересу и востребованности. Взгляните на фото одежды в стиле стиляг, и вам непременно захочется примерить этот взбалмошный и беззаботный образ.

Где купить одежду в стиле стиляг?

Конечно, для тех, кто, заглянув в бабушкин шкаф, нашел актуальный наряд, мы просто позавидуем. Это раритет: не отказывайтесь от такого наряда! Не составит труда сшить одежду в стиле стиляг и для рукодельниц. В этом случае преимуществом будет то, что она сшита по собственным эскизам и будет сидеть на вас идеально. Но что делать остальной категории людей? Где купить одежду в стиле стиляг ? Огромный выбор предоставляют как обычные, так и интернет-магазины. Безусловно, среди множества моделей вы найдете соответствующий вашему внутреннему состоянию наряд. Кроме того, в специализированных магазинах можно взять такие наряды напрокат.

В 1950-е годы СССР был отделен практически от всего мира железным занавесом. В стране было запрещено всё, связанное с Западом. И именно в то время появился общественный «капиталистический» феномен - стиляги.

Кто такие стиляги? Предшественники современных хипстеров? Советская «золотая молодежь»?

В нашей статье подробно разберём эту яркую молодёжную субкультуру.

Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в суждениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Появление стиляг в СССР припадает на послевоенный период. Подражание западному стилю прослеживалось у стиляг всего советского периода, это и выражалось в стиле одежды, своеобразному сленгу и интересе к зарубежной музыке.

Стильные танцы

В каждом крупном городе имелась относительно небольшая группа молодых людей, выделявшаяся из серой массы. Типичные однотонные скромные одежды советского образца не устраивали наиболее «образованных» студентов, из которых, в основном, и состояло движение стиляг.

Название субкультура получила от слова «стильный», и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве. Девушки носили сильно приталенные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.

Практически американские модники


Выходцы из интеллигентных семей имели доступ к заграничным товарам, привозимых родителями из-за «бугра». Столичные стиляги были более обеспеченными материалами для соответствия выбранному образу. Граждане, работающие в иностранных посольствах, дипмиссиях и отбывающие в заграничную командировку, могли привести с собой на родину одежду, обувь, музыкальные произведения, магнитофоны и другую продукцию зарубежного производства. За «железным занавесом» эти товары были долгое время в дефиците, и являлись объектами желаний и зависти.

Представители этой альтернативной культуры в других крупных населенных пунктов получали все необходимые для стиляжничества вещи из столицы или портовых городов, в которые заходили иностранные суда. Но в большинстве случаев, стиляги одевались в пошитые кустарным способом одежды. Они перекраивались из производимых советскими фабриками материалов.

Самые модные парни Москвы


Если необходимую одежду и можно было достать в готовом виде, то с обувью дела обстояли сложнее. Ботинки на толстой каучуковой подошве и туфли с заостренным носом в советских обувных магазинах не продавались. За границей такая обувь стоила дорого, и была по карману только детям номенклатурщиков. Советские стиляги сами добавляли несколько слоев к подошве произведенной в Союзе обуви. Так достигалась нужная высота подошвы, и придавался «неповторимый» стиль. Такие «шузы» можно было часто увидеть на представителях этой пестрой стильной культуры.

Многие стиляги сами перекраивали немногочисленные пестрые вещи советского образца, придавая им нужный фасон. Ширпотреб и барахолка также помогали создавать стильный имидж выделяющейся молодежи. Индивидуальный пошив одежды и обуви позволял всем желающим стать представителями этой «стильной» культуры.

Стильная парочка

Прически молодых людей подчеркивали принадлежность к заграничному стилю. Набриллионенный кок, начесанный густой чуб, длинные волосы выделяли стилягу-парня из толпы. Были в моде и аккуратно приклеенные или выращенные усы «мерзавчики», которые дополняли ненормативный внешний образ. Стильными прическами у подружек стиляг были «Бабетта» (как у Бриджит Бордо в одноименном фильме) и короткая стрижка «под француженку». Обязательной в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.

Девушкам-стилягам было труднее соответствовать выбранному полулегальному стилю. Нормы поведения и одежды для советской девушки отличались скромностью, а установленная нравственность вовсе не позволяла сделать шаг в сторону альтернативы. Юбки чуть выше колена рассматривались как развращенность, и тут же осуждались старшим поколением.


Рок-н-ролл, буги-вуги, фокстрот и другие зарубежные направления в музыке и танцев преобладали у стиляг. Аудиозаписи привозились из заграницы, а также нарезались специалистами кустарным способом, на рентгеновскую пленку. Но самим популярным и доступным было прослушивание иностранных радиопередач, в которых транслировалась нужная стилягам музыка.

Многие из стиляг были творческими личностями и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами - на старых рентгеновских снимках. Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была «Чаттануга Чу-чу» из саундтрека к фильму «Серенада солнечной долины».

Пластинки-малышки из рентгеновских снимков


Облаченные в яркие пестрые наряды стиляги делали местами своих тусовок центральные площади и улицы крупных городов. Прослушивание стильной музыки и танцы происходили на танцполах и в клубах. Советское стиляжничество стало прототипом для альтернативных молодежных течений в современной России.

Твист на картоне: бережём шузы


И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, а не группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима со множеством ограничений. Поведение стиляг было не столько протестом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодежи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы. Строй и общество при этом диктовали свои правила: «будь как все», «делай как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.

Обложки западных журналов - предмета вожделения всех стиляг


Поскольку стиляги были, как правило, представителями золотой молодежи, они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес. Молодежь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещенные» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всем. Например, многие парни-стиляги делали себе прически в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.

Вот к чему стремились стиляги

Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергались насмешкам и открытому негативу со стороны обычных людей.


Несмотря на то что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодежь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, «чуждых человеческому обществу» элементов.