Во второй месяц младенец вступает с улыбкой, он и раньше улыбался, но непроизвольно, каким-то своим ощущениям. А на четвертой-пятой неделе впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова, улыбнулся осознанно, радостно. Эта улыбка - знак понимания, готовности к общению, к диалогу.

Английский психолог Т. Бауэр, взяв под пристальное наблюдение 86 младенцев, обнаружил у них по меньшей мере четыре значения улыбки, адресованная только матери: улыбка типа «Ура! Я справился с этой задачей!», дружеская улыбка, примерно означающая «Я хочу вам понравиться», улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то резкий звук или неожиданное движение не опасны для него.

Еще одно открытие Бауэра: девочки и мальчики улыбаются неодинаково. Мальчик сначала открывает рот вертикально, затем широко распахивает глаза, а у девочки губы сначала медленно изгибаются в уголках, она хлопает ресницами, затем слегка отворачивается, показывая себя в профиль. В общем, похоже на некоторое кокетство.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца - интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки, а лучше - пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см -именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки - в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания - ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он - нас...

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития.

Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность - малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе.

Все это требует увеличения энергетических ресурсов - надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120-140 за раз, а за шесть кормлений - около 800!

Природой это предусмотрено - на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях прежде всего пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков (см. главы «Грудное вскармливание», «Питание кормящей матери»).

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а, по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей.

Метод кормления «кожа к коже»

Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ.

Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, тоже усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать - сыт ребенок!

По классической старой схеме вскармливания, со второго месяца жизни в рацион ребенка вводят фруктовые и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более что при грудном вскармливании - именно при грудном! - необходимости в них пока нет.

Массаж и гимнастика для ребенка

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день эн гуляет - сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже то часу-полтора и даже больше (если температура не ниже -10-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время - перед вечерним кормлением - его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, - не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа - это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

«Живот болит!» «Хочу к вам!»

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть: весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками... Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» - говорит он этим плачем.

Что же можно сделать, если у ребенка болит живот? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это - домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой.

Есть специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо еще и проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда или выпивает более пол-литра молока в день.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!» Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом - не каприз, а потребность ребенка, и часто единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или в родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе - при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазного яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову, так что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены - трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова - левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка, а такому она просто необходима. И - срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включают массаж.

Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж - дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника - повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника - рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека - трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы - защита на всю жизнь!

Что должен уметь ребенок к концу второго месяца жизни

К концу 2 месяца жизни малыш:

  • Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30 секунд.
    Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет его. Удивление - это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное. Он улыбается!
  • Возникает "реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
  • Удерживает головку.Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении, поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник света.
  • Предпочитает находиться на руках у взрослого.
    Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки! Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный рефлекс.
  • Спонтанно произносит отдельные звуки, например, "кхе”, "ах” и пр.
    На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш издает "жалобное” ворчание…
  • Протяжное "агу”, покачивание головкой, веселые глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!

Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто, нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали, что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!

За второй месяц ребенок наберет около 800 граммов и подрастет в среднемна 3 см. Средние показатели массы тела этом возрасте: 4500-4900 граммов, роста: 55-59 см. Увеличиваются также размеры окружностей головы и груди - окружность грудной клетки постепенно "догоняет" окружность головки, хотя еще остается меньше последней.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес (до полугода прибавка в весе может составлять до 2 кг в месяц), но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 2 месяца

С самого рождения нервная система ребенка продолжает формироваться и совершенствоваться. Угасают врожденные рефлексы. Ребенок постоянно тренирует свои движения, вырабатывает координацию, приобретает условные рефлексы. Приобретенные рефлексы могут привести к падению ребенка, даже если он не двигается активно. Поэтому не оставляйте его одного в опасных местах, где он может упасть. Действия малыша более целенаправленные, чем раньше. Малышу доставляет огромное удовольствие изучать свои движения. Проведя большую часть жизни в животе у мамы в согнутом положении, ребенок чаще держит ручки и ножки согнутыми, а кулачки сжатыми. Периодически он разжимает кисти и распрямляет ножки и ручки, вытягиваясь. К концу второго месяца тонус кистей и пальчиков должен уйти. То есть кисть должна быть расслабленной и раскрытой. Шейные мышцы развиваются, чтобы им помочь чаще выкладывайте ребенка на животик. К концу второго месяца малыш может удерживать свою тяжелую голову в течении 15 секунд.

К концу второго месяца жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами в поле его зрения. Например, интересуется мобилем, подвешенным над кроваткой. Он может видеть дальше, чем раньше (предметы на расстоянии более 50 см). Ребенок с интересом рассматривает мамино лицо. Из за того, что мышцы лице еще недостаточно развиты, малыш может косить глазками. Не пугайтесь, со временем это скорее всего пройдет. Малыш не различает цветов, кроме черного и белого. Поэтому чаще всего обращает свое внимание на контрастные предметы, предпочитая светлые цвета. Ребенок знает мамино лицо. Может недолгое время фокусировать взгляд на предмете.

Примерно в 2,5 месяца малыш начинает пытаться ухватить интересные ему яркие игрушки. Он с удовольствием толкает, дотрагивается, щупает, все, что его окружает. Ему уже не интересно лежать без дела.

Для этого возраста свойственен так называемый комплекс "оживления", когда малыш ярко реагирует на появление знакомых и любимых ему людей - улыбается, начинает гулить, активно болтать ручками и ножками.

Сколько ест ребенок в 2 месяца

2-месячный малыш кушает порядка 800-900 мл молока в сутки, съедая в одно кормление 130-150 граммов. Перерыв между кормлениями около 3 часов. Питание 6-7-разовое

Интервал между кормлениями постепенно увеличивается. В возрасте от 2-х до 3-х месяцев ребенок обычно сам выбирает себе перерыв между кормлениями в 3,5 часа. Ночной перерыв может быть гораздо больше. Некоторые дети на искусственном вскармливании могут даже перейти на 5-разовое питание с перерывом в 4 часа.

Сколько спит ребенок в 2 месяца

В возрасте 2-3 месяцев ребенок спит 16-18 часов в сутки, из них ночной сон составляет около 8ч 30м. Днем малыш спит 3-4 раза

Режим и распорядок дня ребенка в 2 месяца

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша в возрасте от 2 до 3-х месяцев:

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой. Еще примеры режима дня малыша .

Здоровье ребенка в 2 месяца

На третьем месяце жизни у многих детей, особенно рожденных в холодные сезоны года, могут появиться начальные признаки витамин-Д-дефицитного рахита (в том числе и у детей, которые получают профилактическую дозу витамина Д). Родители могут обратить внимание на повышенную возбудимость малыша, потливость, учащение мочеиспусканий, облысение затылка. В этом случае необходима консультация врача: возможно, придется увеличить дозу витамина Д, поменять препарат, изменить питание ребенка.

После 2 месяцев у некоторых детей, не имевших до этого явных признаков нарушений со стороны нервной системы, но перенесших гипоксию (кислородное голодание) во внутриутробном периоде или при рождении, могут проявиться неврологические нарушения: повышенная возбудимость, плаксивость, дрожание рук и подбородка при крике, изменения мышечного тонуса - ребенок сопротивляется при попытке развести его ножки или ручки, при поддержке под мышки он опирается не на всю стопу, а только на пальцы. Если родители заметили такие особенности у своего малыша, необходимо обратиться к детскому невропатологу. На третьем месяце жизни - если ребенок не был осмотрен этими врачами ранее - всем детям необходима также консультация ортопеда и окулиста.

Разумеется, повышенная возбудимость - далеко не всегда проявление перинатального поражения нервной системы. Часто причина ее в том, что на третьем месяце жизни ребенка родители уже привыкают к нему, начинают спокойнее относиться к малышу, могут нарушать его режим, приглашать гостей, вспоминают о существовании телевизора. Шумные разговоры, громкая музыка значительно возбуждают незрелую нервную систему ребенка, истощают ее. В комнате, где живет ребенок, желательно отказаться от просмотра телевизора, отдать предпочтение мелодичной негромкой музыке.

Если ребенок до сих пор рос преимущественно в пеленках, то сейчас пришла пора изменить его одежду - на время бодрствования ему необходимы ползунки. При температуре в комнате в зимнее время 21-22°С нет никакой необходимости надевать поверх ползунков шерстяные носочки, хотя их можно использовать во время прогулки. Укутывание малыша приводит к тому, что он потеет и легко простужается при сквозняках. При указанной выше температуре помещения можно во время бодрствования надевать ребенку короткие штанишки, носочки или гольфы. Пусть побудет с голыми коленками сначала 10-15 минут, а потом и весь период бодрствования.

Развивающие занятия и игры для двухмесячного ребенка

Сейчас время бодрствования малыша увеличилось - он готов вести активный образ жизни 1,5 - 2 часа подряд, и мама может этим воспользоваться, увлекая его играми. Конечно, игры и занятия должны быть непродолжительными - до 25 минут.

Малыш с удовольствием будет наблюдать, как Вы перебираете его пальчики, рассказывая сказку про "сороку-белобоку", которая "кашу варила, деток кормила". Это очень полезно и для развития речевых навыков.

С ребенком можно уже беседовать. Вы говорите ему «агу, агу», он прислушивается, смотрит на ваши шевелящиеся губы и отвечает чем-то вроде «эгх» или «агкх». Вы снова «агу», он снова «эгх»... Вот и диалог!

Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: «Откуда это? Что это?»

Огромное удовольствие ребенок получает от возможности размахивать своими ручками и ножками и попадать ими по подвешенным игрушкам. Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.

Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать Ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.

Вы прошли этап новорождённости. Уже во второй месяц жизни ребёнка вы начинаете понимать его личность. Вы также уже научились понимать знаки, которые подаёт двухмесячный ребёнок, его симпатии, антипатии.

Знаете причины недовольства, которые на данный момент довольно примитивны: голод, сонливость и грязные подгузники.

Младенцы рождаются очень близорукими, что означает, что они видят лучше на близких расстояниях.

Ребёнок второго месяца жизни учится следить взором за движущимся объектом, больше интересуется формами и узорами, а также может замечать знакомые лица даже на расстоянии. Лицо человека — один из любимых объектов младенца, на который можно смотреть, особенно, если это собственное лицо или лицо родителя.

Установите безопасное для ребёнка детское зеркало на уровне глаз малыша и посмотрите, как ваш ребёнок наблюдает за собой.

Цветное зрение ребёнка в два месяца продолжает развитие, поэтому яркие настенные украшения или игрушки помогут развить способность маленького ребёнка различать цвета. Мягкие пастельные цвета трудно оценить ребёнку, и это нужно иметь в виду при покупке игрушек и книг.

У детей в 2 или в 2,5 месяца координация глаз улучшается, чтобы следить за движущимся объектом.

Слух

Грудничок 2 месяца начинает идентифицировать голоса, которые он слышал чаще.

Регулярное говорение (или пение) — отличный способ способствовать привыканию ребёнка к голосу, а также это один из методов успокоить малыша.

Младенец будет наслаждаться прослушиванием музыки (включайте различные стили) и, возможно, очаруется обычными звуками окружающего мира. Держите младенца поблизости, когда вы гремите кастрюлями, готовя обед, и позволяйте сидеть в пределах слышимости старших смеющихся и играющих братьев и сестёр.

Детские погремушки и музыкальные мобили — хорошие методы стимулировать слух вашего ребенка.

Двигательное развитие ребёнка на втором месяце характеризуется большим контролем за положением тела. Это значит, что малыш в положении на животе или вертикально может держать голову более устойчиво, чем раньше.

В два месяца у младенцев сохраняется сильный рефлекс сосания. Можно заметить, что крохе нравится сосать кулак или пальцы. Это один из лучших методов утешения детей.

В 2 месяца у младенца ещё нет достаточной координации для игр с игрушками. Но он может ударить в красочный предмет, висящий перед ним. В 2 месяца малыш может начать тянуться к объектам. Это начало проявления координации рук и глаз.

В 2 месяца малышу под силу даже немного держать игрушку, которую вы положите в одну из его рук.

Коммуникативное развитие ребёнка на 2 месяце жизни

Для двухмесячного ребёнка основное средство общения — это плач. Но иногда можно услышать агуканье, кряхтение и гуление. Ребёнок должен идентифицировать лицо и голос родителей. Возможно, вы обнаружите первый восхитительный намёк на улыбку.

Одна из самых главных вещей, которую родители могут осуществить в этом возрасте — говорить с ребёнком. Вопреки тому, что дети двухмесячного возраста не могут говорить, они реагируют на звук родительского голоса, и это побуждает их начинать формировать свои первые слова.

Поведение

Многие дети достигают пика в эпизодах плача в 2 месяца, в результате чего родители становятся почти такими же расстроенными. Существует много причин, почему ребёнок плачет, даже когда кажется, что все его потребности были удовлетворены. Созревание нервной системы, переутомление или просто потребность в успокоении — одни из самых распространённых причин.

В эти ранние месяцы будут моменты, когда родителям просто нужно будет следить за потребностями ребёнка и следовать своим инстинктам.

Что должен уметь ребёнок?

  • ребёнок держит голову более устойчиво;
  • многие из рефлексов периода новорождённости всё ещё сохраняются. Например, сосательный рефлекс;
  • ребёнок пытается цеплять ручками предметы, которые вы размещаете перед ними;
  • зрение развивается, и младенец может видеть объекты на расстоянии до 45 см;
  • кроха начинает взглядом следить за происходящим;
  • малыш любит слушать голос и пение;
  • крик может содержать больше кряхтенья;
  • малыш начинает поворачивать голову к звукам;
  • некоторым родителям повезёт увидеть первую осознанную улыбку малыша.

Уход

Уход за ребёнком в 2 месяца мало чем отличается от периода новорождённости. Разница заключается в количестве кормлений, времени сна, развивающих играх и игрушках.

В этом месяце малыш будет требовать, чтобы его кормили чаще. Постарайтесь следовать и доверять знакам, которые подает ребёнок, когда дело доходит до времени кормления.

При кормлении следует предлагать обе груди, чтобы способствовать лучшей лактации.

Если кормите смесью, в этом возрасте уменьшается количество кормлений при увеличении разового объёма смеси. Это будет происходить по мере того, как младенец взрослеет. Поскольку дети не переваривают смесь так же быстро, как грудное молоко, родителям, как правило, не нужно кормить ребёнка, получающего смесь, так часто, как ребёнка на грудном вскармливании.

Двухмесячные дети обычно выпивают 6 — 8 бутылок по 120 — 180 мл в день, и, возможно, потребуется дополнительно 30 мл смеси, когда младенец достигнет 3 месяцев.

В два месяца ребёнку всё равно понадобится 1 — 2 кормления в течение ночи, но у них может быть более длительный период сна, например, 5 — 6 часов между парой ночных кормлений.

Режим сна ребёнка стабилизируется, но в два месяца он ещё не полностью установлен. В этом возрасте младенцы спят 15 — 16 часов в день. Но эти часы являются случайными, и дети обычно не готовы спать всю ночь. Это в особенности верно для грудных детей, которые просыпаются, чтобы есть, примерно каждые три часа.

Продержитесь ещё несколько недель, и вы сможете получить столь необходимый отдых.

Нужно помочь малышу научиться самостоятельно засыпать. Положите младенца в кроватку, когда он сонный, а не крепко спит. Он может спать в одной комнате с вами, но не рекомендуется сон в вашей постели.

Все младенцы должны быть уложены на спину, чтобы снизить риск синдрома внезапной детской смерти. Позвольте ребёнку много времени проводить лёжа на животе, когда он бодрствует и контролируется взрослыми.

Кроме того, удалите все мягкие предметы из детской кроватки, включая подушки, одеяла, мягкие игрушки и перегородки.

Не позволяйте ребёнку перегреваться. Поддерживайте температуру в комнате, удобную для взрослых. Никогда не одевайте малыша более, чем в один слой. Не закрывайте лицо или голову ребёнка, пока он спит.

Не поднимайте изголовье в постели ребёнка. Ребёнок может скатиться в положение, которое затруднит ему дыхание.

Вакцинация

В 2 месяца грудничку должны быть сделаны первые прививки. Отметьте дату в календаре или дневнике, когда младенцу исполнится 2 месяца, чтобы не пропустить время вакцинации.

Меры безопасности

Ежедневно уделяйте малышу достаточно времени. Домашних животных нужно держать подальше от младенца. Никогда не оставляйте кроху без присмотра на пеленальном столике, на полу или в небезопасном месте. Игрушки должны быть округлыми и мягкими, без острых краёв.

Как развивать ребёнка в 2 месяца?

Всякий раз, когда вы с младенцем бодрствуете, пользуйтесь возможностью поиграть. Через игру вы поможете ребёнку в развитии как умственно, так и физически.

Можете использовать следующие развивающие занятия с ребёнком в 2 месяца.

Это является важной сенсорной деятельностью в повседневной жизни младенца. Положение на животе помогает развивать координацию и укрепляет шею, плечи, руки и позвоночник ребёнка.

Это положение помогает с моторными навыками, такими как перекатывание, ползание, потягивание и сидение.

Чтение

Преимущества:

  • развивается умение слушать;
  • способствует языковому развитию;
  • помогает в развитии внимания и памяти;
  • укрепляет связь между вами и малышом.

Советы родителям:

  • читайте вашему малышу в тихом месте;
  • вам не обязательно читать все слова в книге;
  • вы можете описать, что видите на каждой странице;
  • получайте удовольствие при чтении. Используйте мимику лица, оживлённые голоса и просто глупости.

Магия человеческого прикосновения

Это легкая сенсорная деятельность, которая имеет удивительные преимущества для вас и маленького ребёнка.

Что можно сделать:

  • контакт кожи с кожей;
  • часто обнимать ребёнка;
  • покачивание ребёнка;
  • массаж малыша.

Некоторые из преимуществ:

  • создание связи между вами и младенцем;
  • укрепление психологического и физического здоровья;
  • улучшение сна;
  • массаж помогает малышам справляться со стрессом;
  • массаж стабилизирует вегетативные функции, такие как частота сердечных сокращений и температура;
  • массаж поможет облегчить боль.

Движения с ребёнком

Движения с ребёнком помогают в развитии вестибулярной системы.

Как вы можете двигаться? Вы можете включить свою любимую музыку и потанцевать с ребёнком. Можете качать его вниз, из стороны в сторону или поднимать вверх. Вы можете быстро и медленно перемещать своего ребёнка. Не забывайте останавливаться примерно каждую минуту. Это позволит телу зафиксировать движения и даст возможность убедиться, что младенец не слишком возбуждён.

Исследование касанием

Важное значение имеет развитие тактильных ощущений. Ребенок через осязание узнает о своем теле и окружающей среде. Помните, что это касается не только использования рук. Оно включает в себя все тело.

Поэтому всякий раз, когда температура позволяет раздеть ребёнка до подгузника, позволяйте ему исследовать разнообразие текстур. Это помогает в развитии многих навыков, включая крупные и мелкие моторные навыки.

Вот некоторые идеи:

  1. Положите ребёнка на различные ткани или одеяла. Это может быть шерсть, шёлк, хлопок. Всегда контролируйте, чтобы ребёнку было удобно.
  2. Вложите в руки малыша различные рельефные материалы или игрушки. Примеры могут включать различные ткани, погремушки, кольца.
  3. Перемещение различных рельефных материалов по рукам, ногам, лицу, животу и спине. Опять же, это могут быть разные ткани или игрушки, например щекотание пёрышком.
  4. Время купаться! Вода покрывает всё тело, и это ещё одно приятное ощущение. Каждый раз вы можете использовать разные текстурные полотенца, чтобы добавить разнообразие.

В этом возрасте ребёнок не может видеть далеко, но есть много вещей, которые ему нравятся. Лица, конечно, одни из их любимых. Ещё одно любимое занятие — смотреть на движущиеся пальцы.

Что делать? Вы можете позволить разгуляться своему воображению. Основная цель для малыша — смотреть, как ваши пальцы танцуют. Вы можете включить музыку и ритмично двигать руками. Вверх, вниз, из стороны в сторону, быстро или медленно.

Вы можете использовать пальчиковые куклы и устроить простое кукольное представление.

Наблюдение за объектом

В два месяца ребёнок может видеть до 45 см от своего личика. В этом возрасте младенец может также фиксироваться на объекте и на короткое время следить за ним. Вы можете продвигать этот навык через игру. Вы можете держать игрушку или любой предмет, который малыш находит интересным, перед его лицом. Перемещайте его в разные стороны. В добавление к этому можете напевать, разговаривать или делать забавные звуковые эффекты.

Помните: развитие каждого малыша происходит в своем собственном темпе. Если ребёнок не готов или не заинтересован в этих мероприятиях, попробуйте их снова через несколько недель.

Советы о том, как ухаживать за двухмесячным ребёнком

  1. Второй месяц жизни новорождённого является захватывающим и нервирующим для новоиспечённых родителей. Не бойтесь спрашивать совета, когда вам это нужно. Педиатр — лучший источник информации, но семья и друзья – тоже хорошие советчики и помощники.
  2. Современные родители всегда в пути. В итоге дети проводят много времени в автомобильных креслах и переносках. У младенцев должна быть возможность находиться в разных позах в течение дня, чтобы они могли использовать мышцы, которые им понадобятся для переворачивания, ползания и, в конечном счёте, для ходьбы.
  3. Прикосновение очень важно во время первых месяцев жизни. Полезен контакт с кожей. Некоторые специалисты рекомендуют детский массаж, но достаточно просто держать или покачивать ребёнка.
  4. Когда ребёнок плачет, попробуйте различные успокаивающие техники. Некоторые дети реагируют на мягкую музыку или пение. Другие успокаиваются «белым шумом» (например, запуск пылесоса или установка радиоприёмника между станциями). Если вы ещё этого не сделали, попробуйте ввести соску-пустышку. Она успокаивает, а также помогает в предотвращении синдрома внезапной детской смерти. Поэкспериментируйте, чтобы найти, что подходит лучше для двухмесячного малыша.

Все дети уникальны и достигают определённые ступени в своём собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что ребёнок может реализовать. Если не сейчас, то в ближайшее время. Если ребёнок был рожден преждевременно, ему требуется немного больше времени для достижения своих ступеней развития. Если есть какие-либо вопросы о развитии ребёнка, обратитесь к врачу.

Давайте договоримся, нельзя всех детей мерить «по одну гребёнку»! 2 месяца – это тот период, когда ребенок уже привык к среде жизни вне утробы матери, и теперь его тело и нервная система стремительно развивается.

Разберемся, что должен уметь ребенок в 2 месяца и по каким критериям можно судить о его развитии.

Рост и вес двухмесячного ребенка

Главным критерием развития ребенка родственники считают рост его, а также вес. На протяжении первых 12 месяцев жизни малыша эти показатели быстро меняются, измеряют их ежемесячно.

В два месяца кроха может наибольше прибавить в весе за период жизни. От момента рождения в среднем это должно быть + 1400 г. В случае, когда этот показатель низкий, надо обратить внимание на кормление и откорректировать его. И только когда рост и вес ребенка сильно рознятся от нормы, нужно говорить о наличии патологии у ребенка. В этом случае без осмотра малыша высококвалифицированным специалистом не обойтись.

Рост малютки с момента рождения в среднем должен увеличиться на 6 сантиметров. Также меняются показатели такие как объём головы, груди (примерно на 2 сантиметра).

Сон малютки, достигшего двухмесячного возраста

Сон крохи будет занимать около 18 часов в сутки. Время бодрствования в среднем 40-50 минут. Сейчас как раз надо заняться структурированием распорядка дня. В этом возрасте малыш способен отличать день от ночи, и этот навык необходимо зафиксировать. Это прекрасный период для формирования режима дня.

Немаловажным есть то, установлены ли традиции, которые готовят ребенка ко сну. Многие специалисты рекомендуют купать дитя перед сном. Ребенок обожает купание, так как пребывание в воде снимает стресс и действует успокаивающе. Длительность купания не должна превышать 5 минут.

Также мама должна учиться распознавать признаки усталости у своего чада, чтобы облегчить переход от бодрствования ко сну.

Признаком того, что малыша пора готовить ко сну может послужить то, что кроха зевает, тянет себя за ушко или «зависает».

Совет! Нельзя переутомлять ребенка. Старайтесь положить его спать сонным, но еще бодрствующим.

Двигательные рефлексы двухмесячного ребенка

По истечению двух месяцев жизни рефлексы малютки начинают угасать. Теперь он лежит с более выпрямленными ножками и ручками. На смену рефлексам приходят осознанные движения: кулачки он сжимает и разжимает, ручки тянет ко рту, пытается тянуть к игрушке, находящейся перед ним. И поскольку у него превосходно получаются такие движения пальчиками, он сильно увлекается и начинает интенсивно захватывать все ручкой. Это может быть пелёнка, простыня, рука взрослых и все, что висит над кроваткой. Если в ручку вложить игрушку, дите может ее удерживать 30 секунд. На пеленальном столе кроха ведет себя более активно, машет ножками и ручками.

Мышцы спины и шеи уже в некоторой степени окрепли, и дети могут, находясь на руках, удерживать головку в вертикальном положении, поворачивать ее на звук, слегка приподнимать, лежа на животике. Степень такой способности зависит как от индивидуальных особенностей малютки, так и от того, насколько правильно его носили на руках, выкладывали на животик.

Эмоциональная сфера двухмесячного ребенка: что он должен уметь

В эмоциональной сфере ребенка в возрасте двух месяцев жизни происходят существенные изменения. Самое милое, что умеет ребенок из эмоциональной сферы – это улыбаться. Так он реагирует на звук, голос родных людей. Самая первая улыбка появится во сне, позже и во время бодрствования.

Кроме того, у ребенка уже заметны интонация и мимика. Теперь в его плаче можно распознать жалобный плач, возмущенный, недовольный. Кроме того, в плаче будут слышны звуки речи – это первые предпосылки к ее развитию. Вслед за такими звуками малыш начинает «агукать».

Как умеет ребенок в 2 месяца реагировать на предметы

О том, что зрение ребенка развивается постепенно, не для кого не новость. Но как умеет ребенок в 2 месяца реагировать на предметы? Свой взгляд малыш способен сосредоточить на предмете, длительное время рассматривать ее. Больше всего понравится ему лицо матери, но длительное время она не сможет стоять, склонившись над кроваткой. Альтернативой может быть пестрый шарик, подвешенный над кроваткой.

Но интересуют его не только предметы и игрушки. В 2 месяца жизни малыш начинает рассматривать собственное тело. Лежа на спинке, он подолгу смотрит на свои ручки и ножки. Если в кулачек ему попадет игрушка, он обязательно попробует ее на зуб.

Без внимания малыш не оставит и звук погремушки, прислушивается к нему, понимая, что она звучит, поскольку ею играются.

Что умеет недоношенный ребенок в 2 месяца

Теме развития недоношенного ребенка тоже стоит уделить внимание. На самом деле в этот период он должен только был родиться. Поэтому не удивительно, что развитие такого малыша будет несколько заторможенным, и то, что умеет недоношенный ребенок в 2 месяца, существенно отличается от родившихся своевременно.

Естественно, судить, как развивается такой ребенок, может только специалист, поскольку требования к недоношенным иные. Они гораздо быстрее утомляются, поэтому часто спят.Головку самостоятельно такие крохи не удерживают.

Несмотря на то, что дети уже хорошо набрали вес, они еще очень слабы и сильно отстают в развитии. Но уже в двухмесячном возрасте врачи рекомендуют выкладывать ребенка на живот.

В заключение надо сказать, что если ребенок еще не научился делать то, что умеют дети в два месяца, не стоит расстраиваться и делать преждевременные заключения. Ребенок требует больше всего вашего тепла и внимания. Подтолкните его к новым открытиям. Игра с двухмесячным крохой не требует многого – вложите в ручку погремушку, поводите перед глазами пестрой игрушкой. Со временем вы будете удивлены его умениями.

Благодаря интенсивному росту и развитию различных органов с их необходимыми функциями, двухмесячный карапуз из беспомощного грудничка превращается в активного и подвижного младенца, которому интересно всё, что происходит вокруг него. Если родители вооружены знанием того, что должен уметь ребенок в 2 месяца, они имеют возможность ускорить и качественно улучшить процесс усвоения многих детских навыков.

Рассматривая усреднённые нормы физического развития ребёнка в этом возрасте, не стоит буквально полагаться на эти значения – они нужны лишь для того, чтобы иметь общее представление о формировании маленького человека. Поэтому вес и рост разных детей может сильно отличаться, что не должно смущать пап и мам. Ведь ребёнок развивается согласно собственному графику, который, во многом, зависит от наследственности, а также таких внешних факторов, как сон, питание и активность во время бодрствования.

За месяц девочки и мальчики набирают порядка 800 г, и вес их может составлять от 3900 до 4300 г, рост колеблется от 53 до 62 см. Мальчики всегда немного крупнее маленьких представительниц слабого пола, но в подвижности дети друг другу не уступают.

Организм детей обоих полов активно растёт, и в нём происходят многочисленные изменения:

  • постепенно идёт угасание повышенного тонуса мышц у младенца, сначала более расслабленными и уверенными становятся движения ручек, а вскоре, и ножек;
  • меняется анатомия сердечной мышцы, характерная для внутриутробного пребывания;
  • происходят перемены не только в кровообращения детского организма, но и изменяется состав самой крови;
  • ребёнку становится удобнее сосать мамину грудь, поскольку совершенствуются его слюнные железы – благодаря этому контакт с ареолой груди теперь более плотный, что снижает частоту заглатывания малышом воздуха во время кормления, это, в свою очередь, снижает частоту колик в животике;
  • некоторые рефлексы новорождённого постепенно исчезают, например отталкивание малыша ножками от маминых рук, подставленных под стопы;
  • улучшается зрительная функция ребёнка – он более отчётливо видит объекты на расстоянии полуметра от себя;
  • пищеварительная система тоже претерпевает изменения – возрастает активность выработки ферментативных веществ и соков, способствующих улучшению переваривания, кишечник заселяется колониями полезных бактерий, из-за чего усиливается иммунитет крохи.

Родителям следует обращать внимания на то, как часто опорожняется мочевой пузырь малыша, так как это важно для здоровья его внутренних органов и очищения организма. У детей, питающихся материнским молоком, бывает 1-12 мочеиспусканий в сутки, в то время как у детей искусственников это всего 1-4 раза.

Внешне двухмесячный малыш – это полненький карапуз с круглым личиком, но с двух месяцев начинается постепенное снижение уровня жировой ткани, поскольку ребёнок начинает много двигаться.

Мамам и папам младенцев в первые месяцы после рождения важно знать, сколько грамм прибавляет ребёнок ежедневно – для этого проводятся регулярные взвешивания. Стоит иметь в виду, что нельзя сравнивать утренние и вечерние результаты, взвешивания осуществляют один раз в сутки, в одни и те же часы.

Развитие ребенка в 2 месяца также касается костных тканей малыша, поэтому ножки его удлиняются, к концу второго месяца он кажется больше и стройнее, чем в начале периода.

Много вопросов возникает по поводу того, что надо уметь в 2 месяца девочке и мальчику, и есть ли, собственно, какие-либо отличия между их навыками и поведением. Да, девочки более спокойны и мечтательны, в то время как мальчики уже проявляют характер. Также существенным отличием является формирование у детей половых органов, соответствующих полу. По этой причине дочерей стараются не высаживать до 6 месяцев, так как, наряду с деформацией таза, это может угрожать развитием загиба матки. Мальчики же могут ощущать некоторую болезненность в области паха, в целом, для них безопасную. Если в доме два ребёнка, девочка и мальчик, уметь в 2 месяца они могут одинаковые вещи, но наблюдать за разнополыми детками гораздо интереснее.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

В этом возрасте на голове ребёнка начинают появляться первые луковичные волосы, а пушковые – выпадают. Также, начиная со второго месяца, дети отличаются особой чувствительностью – они негативно реагируют на мокрый подгузник, чувствуют боль, если голодны – выражают чувство дискомфорта криком или плачем. Удивительно, но карапузу уже могут не нравиться некоторые запахи, и это станет ясно по его сморщенному, недовольному личику.

Всё, что должен уметь ребенок в 2 месяца, здоровый малыш делает, особенно поражают его двигательные навыки:

  • он уже умеет подносить ручку к лицу, сжимать её в кулачок, тереть носик и глазки;
  • сосать пальчики, положив их в рот;
  • несколько секунд удерживать в руке лёгкую игрушку или другой предмет;
  • трогать, отводить в стороны, тянуть к себе и отталкивать висящие перед собой игрушки;
  • на несколько мгновений свешивать головку;
  • лёжа лицом вниз, приподнимать грудь на 3-4 секунды;
  • хватать предметы, и цепляться за всё, что находится рядом;
  • поднимать и недолго удерживать голову, лёжа на животике;
  • поворачиваться из позы на боку на спину и обратно.

Кроме того, двухмесячный карапуз уже может следить взглядом за медленно передвигающимися предметами и живыми объектами, поворачивать голову на услышанный звук или шум, видеть не только форму предмета, но и различать некоторые детали. Ручки ребёнка, до этого постоянно сжатые в кулачки, теперь чаще распрямляются в ладонях, ребёнок умеет привлечь маму выражением своего личика, хотя плач по-прежнему является его основным инструментом для того, чтобы притянуть к себе внимание взрослых.

В отношении речи у ребёнка появляются попытки гуления и агуканья, а зрение его уже развито настолько, что малыш может с удовольствием рассматривать лица домочадцев. Особенно радует родителей проявление эмоций крохи, ведь он может беззвучно смеяться, радоваться и возмущаться, показывая это всем своим видом.

На своём младенческом уровне ребёнок уже понимает, что заплакав или закричав, он увидит подходящую мать, поэтому беззастенчиво этим пользуется. С другой стороны, указать на любые свои проблемы он пока может только таким способом.

Взрослым необходимо быть в курсе того, что должен уметь делать двухмесячный младенец, тем более в свете того, что за последние десять лет количество детей с нормальным развитием сократилось на 8%. Причинами отклонений, обычно, являются врождённые патологии, родовые травмы и неблагоприятные условия жизни. А одной из проблем у детей 2 месяцев является неумение держать головку.

Если в течение ближайшего времени малыш так и не научится этого делать, надо бить тревогу. Предпосылкой к такому явлению считается слабый тонус мышц шейной области, и если с малюткой не заниматься, у него может развиться парез мышц шеи. Тогда исправить такое положение сможет только квалифицированный невропатолог. Как правило, для лечения назначается специальный курс массажа, который должен проводить детский специалист, а ребёнку придётся использовать ортопедическую подушку.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца: видео

Как развивать двухмесячного малыша

Занятия с ребёнком нужны для физического и всестороннего развития крохи, совершенствования его умственного и эмоционального плана.

Чтобы укрепить тело малыша, предусмотрены следующие занятия и упражнения:

  1. Выкладывание на животик для тренировки мускулатуры шейно-воротниковой зоны.
  2. Воздушные ванные перед водными процедурами или во время смены подгузника – кроху оставляют голеньким на 10-15 минут.
  3. Массаж тела, состоящий из мягких растираний, поглаживаний и похлопываний без давления.
  4. Прогулки на свежем воздухе, составляющие до четырёх часов в день.
  5. Ежедневная гимнастика на сгибание и разгибание ручек и ножек.

Очень важно развивать моторную функцию ручек малыша, и для этого ему нужны правильные игрушки. Это могут быть небольшие предметы, лучше шарики из разных материалов – гладкие и рельефные, важно, чтобы малыш мог их хватать, держать в ручках. Такие игрушки можно подвешивать над кроваткой – тогда малютка будет к ним тянуться, а это для него тоже полезно.

Для тренировки зрительного аппарата потребуются подвески в виде каруселек, мягких и резиновых игрушек, погремушек разных цветов, форм и размеров. Их размещают на высоте 40 см от карапуза.

Чтобы развивать слух, включают негромкую классическую музыку, хорошо воспринимается двухмесячным ребёнком соло одного инструмента – свирели, арфы или пианино. Если это инструментальная музыка в исполнении оркестра, лучше включать запись камерного коллектива, и приглушать звук. Можно использовать мелодичный колокольчик, делая звоночки в 70 см от лежащего на спинке карапуза.

Очень важно для младенца и эмоциональное восприятие действительности, но в этом может помочь только постоянное общение с малышом. Взрослым нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, тем более что так он сможет быстрее научиться произносить свои первые слова.

К тому же надо давать сыну и дочери возможность познакомиться с окружающим миром – карапуза можно держать на руках вертикально, чтобы он мог видеть лица и изучать голоса других людей, детей и взрослых.

Имея информацию о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца, родителям легче ориентироваться в поведении, настроении и потребностях своего малыша. А если он ещё чего-то не умеет, стоит найти время и позаниматься с сыном или дочерью. Кому, как ни родителям направлять ребёнка в нужное русло.