Задумывались ли вы над тем, чего больше в вашей воспитательной системе: запретов или разрешений. И то, и другое очень важно для малышей.

Многочисленные «можно» позволяют детям реализовать свои возможности, почувствовать доверие к окружающему миру, а редкие «нельзя» устанавливают границы дозволенного и внушают ощущение безопасности.

Из нашей статьи вы узнаете, когда необходимо устанавливать категорические запреты, а в каких случаях нужно разрешать ребенку делать то, что он желает.

Скажем сразу, сложно найти идеальную методику воспитания, подходящую для всех родителей и детей. Каждая семья устанавливает собственные правила и решает, что нужно запрещать и разрешать.

К примеру, некоторые взрослые резко отрицательно относятся к неприличным словам, а другие воспринимают детскую брань более философски. И все же определенные ориентиры выделить можно.

Что нельзя запрещать детям?

Обратите внимание на то, что не следует запрещать малышу, поскольку постоянные слова «нет» и «нельзя» мешают нормальному развитию ребенка, способствуют появлению страхов, комплексов.

1. Помогать маме и папе

Родители подросших детей порой возмущаются, что те совершенно не помогают по дому. Однако при разговоре выясняется, что в раннем возрасте этим детям запрещали прикасаться к посуде, отгоняли от мойки. А ведь ребенок, помогая вам, ощущает себя значимым и взрослым.

Не отказывайтесь от детской помощи, пусть даже после нее вам придется перемывать посуду и отмывать кухню. Кроха хочет подмести пол – дайте специальный набор для уборки, хочет поднести сумки – поручите легкий пакет с батоном.

2. Самостоятельно одеваться и принимать пищу

Конечно, мама оденет кроху намного быстрее и качественнее, зато упражнения с пуговицами и крючками помогут малышу развить моторику пальчиков.

Навык пользования столовыми приборами и кружкой обязательно пригодится в садике, заметно снизив срок адаптации.

Поэтому старайтесь выделять больше времени на сборы, тогда дети успеют позавтракать и самостоятельно одеться, без суетливости и спешки.

3. Бегать и прыгать

Это только кажется, что ребенок дурачится, ведет себя плохо, когда начинает бегать, прыгать и скакать.

На самом же деле в это время происходит активное физическое развитие и выплескивание накопившейся энергии.

Безусловно, в магазине и поликлинике такое поведение не стоит поощрять, зато дома малыш может быть таким, какой он есть – веселым, заводным непоседой.

4. Пачкать одежду

Через испачканные комбинезоны и сапоги, полные воды, проходят все дети. На прогулках они не просто меряют лужи, кувыркаются в траве, а занимаются настоящей исследовательско й деятельностью.

Разрешите малышу подобные эксперименты, ведь у вас в помощниках есть современная стиральная машина.

То же самое касается и рисование красками. Если вы боитесь, что ребенок испачкается, наденьте на него фартук или ненужную футболку, расстелите на полу клеенку или газеты – пусть занимается творчеством.

5. Разбирать предметы

«Не успеваю покупать игрушки для сына – он их все разбирает», – обескуражено заявляют некоторые родители. Подобные манипуляции не являются злым умыслом, просто ребенок стремится понять устройство предметов.

Уберите подальше ценные вещи, если боитесь за их сохранность, но предоставьте в полное распоряжение малышу кипу старых газет, коробку со старыми игрушками. Кстати, такие вещи порой более привлекательны для юных экспериментаторо в, чем самые дорогие роботы и куклы.

6. Не доедать

Многие взрослые борются с малоежками, пытаясь хитростью и уловками впихнуть в кроху еще несколько ложек вкусной и полезной каши. В этом случае завтрак превращается не в приятный ритуал, а настоящую средневековую пытку.

Отечественные и зарубежные диетологи давно бьют тревогу из-за растущего числа маленьких толстяков. Чаще всего причиной детского ожирения является неправильное пищевое поведение родителей, которые учат детей оставлять на столе чистую тарелку.

7. Рассказывать небылицы

У двухлетних детей начинает активно развиваться воображение, вследствие чего они часто путают правду и вымысел.

Проявляйте искренний интерес к детским фантазиям, поощряя тем самым творческую жилку у ребенка. И в то же время учите его отличать небылицы и выдумки, естественные для дошкольников, от преднамеренной лжи, недопустимой между близкими людьми.

8. Скучать и «лениться»

Не следует расписывать весь день своего чада по минутам и секундам, предлагая ему ограниченный выбор: «Во что мы сейчас будем играть – в кубики или конструктор?»

Вероятно, то, что вы считаете скукой и проявлением лени, на самом деле является желанием малыша придумать новую игру или просто посидеть в тишине. Старайтесь уважать его личное пространство.

9. Смотреть телевизор

Можно ли запрещать крохе смотреть мультики или телевизионные передачи? Безусловно, современные мультфильмы не всегда качественны, а развивающие передачи не настолько полезны, как многие родители считают. Но подрастающему поколению необходимо быть в курсе популярных анимационных фильмов и компьютерных игр, чтобы делиться впечатлениями со сверстниками.

Подбирайте передачи и мультики, которые будут полезны для вашего чада. Смотрите их вместе, обязательно обсуждайте каждый спорный момент, приводя пример правильного поведения.

10. Спать с ночником

Для деток трех-пяти лет страх темноты является естественной возрастной особенностью. Дело в том, что в этом возрасте малыши отделяются от матери, вследствие чего возможно появление ночных кошмаров.

Свет неяркого ночника поможет уложить ребенка, а если он проснется ночью, сможет удостовериться, что его не окружают страшные чудовища.

Если вы боитесь, что свет нарушит протекание сна, вводите освещение в качестве временной меры.

Что нужно запрещать ребенку?

Постоянное употребление слов «нельзя» и «нет» может привести к тому, что дети привыкают к ним и попросту перестают на них реагировать. Вот почему необходимо разделять запреты на абсолютные, временные и те, которые зависят от определенных обстоятельств. Мы поговорим именно об абсолютных запретах, которые обязательны для исполнения.

1. Бить, кусать вас и других людей

Маленькие детки пока не могут выражать словами свои эмоции, применяя зачастую к маме, приятелям, домашним животным в качестве аргументов укусы и удары.

Будьте категоричны – не разрешайте затевать драки со сверстниками, останавливайте кроху, если он замахнулся на вас или щенка. Глядя ему в глаза, каждый раз произносите: «Нельзя кусаться и бить других».

2. Брать чужие вещи

Конечно, в первую очередь это касается банального воровства, которым грешат некоторые дети. В широком же смысле это означает, что нельзя трогать и брать те вещи, которые тебе не принадлежат.

Категорически запрещено отбирать игрушки, рвать чужую одежду, выносить из магазинов неоплаченные товары. К примеру, если дошкольник принесет из садика не принадлежащую ему машинку, потребуйте вернуть ее хозяину.

3. Общаться с незнакомцами

К сожалению, эта проблема с каждым днем становится все острее. Запугивать ребенка не стоит, однако обсудить с ним это «нельзя» нужно обязательно.

В вашей семье должен существовать список людей, к которым дети могут обращаться: родственники, соседи по дому, близкие знакомые.

Не забывайте проигрывать различные ситуации, связанные с чужаками: к примеру, как должен поступить малыш, если незнакомец просит его достать мячик из подвала.

4. Нарушать правила безопасного поведения

Эти запреты категоричны, поскольку касаются детской безопасности и сохранности жизни. Ни в коем нельзя играть на проезжей части, совать пальцы или иголки в розетку, баловаться спичками (зажигалкой) или карабкаться на подоконник.

Изучить подобную «технику безопасности» вам помогут специальные картинки или мультфильмы, которые легко можно найти в Интернете.

Для нормального развития ребенка важно уметь запрещать ему определенные вещи, в этом случае со временем он сам научится запрещать их себе.

Однако слишком большое количество запретов порой приводит к тому, что малыш перестает реагировать на мамины или папины слова. Установите категорические ограничения, обязательно согласовав их со всеми членами семьи. И не бойтесь их отменять, когда ваше чадо подрастет.

Рассуждает Пётр Дмитриевский, семейный психолог :

История воспитания подрастающего поколения знает разные представления о нормальной дистанции между миром взрослых и миром детей. При аристократическом воспитании, к примеру, мир детей был полностью отделён: родители целиком поручали воспитание и обучение детей гувернанткам, а сами наведывались лишь изредка, чтобы поцеловать на ночь. Другая крайность - крестьянские культуры, в условиях которых не считалось зазорным спать всей семьёй на одних полатях. В таких условиях все подробности взрослой жизни, включая интимную жизнь родителей, не были тайной для детей.

Современная городская культура предполагает некоторую середину. С одной стороны, мы вместе с детьми ужинаем, вместе ходим в зоопарк и магазин, вместе навещаем бабушку. С другой стороны, родители часто имеют свою комнату, а после укладывания детей спать имеют возможность побыть наедине.

Конечно, как говорится в поговорке, шила в мешке не утаишь, и время от времени дети всё равно оказываются слушателями взрослых разговоров и свидетелями взрослых дел. Граница между нашими мирами достаточно условна. Мам и пап, которые безоговорочно могли бы выполнить перечисленные ниже рекомендации, я не встречал. Однако они могут стать некоторыми ориентирами, нарушив которые родители могут сделать паузу и подумать, как можно исправить или смягчить негативные последствия. Итак, чего лучше не делать при детях?

10 табу для родителей

1. Нарушать правила безопасности

Важной задачей родителя является обучение ребёнка правилам безопасности: мерам предосторожности при пользовании электроприборами и газом, правилам поведения на проезжей части. Однако бывают ситуации, когда мы осознанно рискуем: убедились, что машин действительно нет, и перебегаем улицу на красный свет, вставляем хлипкую вилку в розетку, считая, что риск минимален. При ребёнке этого делать категорически нельзя. У него недостаточно опыта, чтобы определить, когда общее правило может быть в виде исключения нарушено. Ребёнок воспримет ваше поведение как доказательство необязательности правила.

2. «Вообще-то так нельзя, но папе можно»

Бывает, что врачи накладывают жёсткие запреты на сладкое или на режим дня для отдельного ребёнка. Минимизируйте несправедливости - откажитесь от вредных продуктов вместе. Если вы против активного использования гаджетов детьми, отец не должен часами валяться на диване с ноутбуком. Иначе ребёнок оказывается в ситуации «папе с мамой можно, а мне нельзя». Во-первых, такой запрет делает предмет запрета привлекательнее. Во-вторых, такая стратегия не воспитывает в ребёнке адекватное отношение к тому, что может навредить его здоровью.

3. Врать и делать вид, что это нормально

Дело даже не в морали, а в том, что психика ребёнка не очень приспособ-лена для того, чтобы выдерживать противоречия. Мы учим детей, что в отношениях с родителями и учителями нужно говорить правду. Это действительно важно, чтобы родители, к примеру, получали истинную информацию о местонахождении ребёнка или его планах. Если же мама сначала говорит ребёнку, что врать плохо, а потом просит его же сказать по телефону начальнику, что «мамы нет дома», его «перемкнёт», он не сможет построить картину мира.

4. Часто конфликтовать между собой

Некоторые психологи-экстремисты считают, что родители вообще не должны спорить при детях. Думаю, что это требование не вполне выполнимо. Ребёнок хорошо чувствует напряжение, даже если вслух родители ничего не говорят. Замалчивание конфликта, сотворение из него тайны ради нетравмирования детской психики может причинить больше вреда, чем бурная ссора с последующим примирением. Но следует всеми силами избегать образования коалиции ребёнка с одним родителем против другого. Разделяться внутри и становиться на чью-либо сторону - очень большая нагрузка для психики ребёнка.

Если вы полагаете, что были чересчур эмоциональны и грубы по отношению к супругу в присутствии детей, после ссоры нужно в их же присутствии извиниться друг перед другом и помириться, таким образом показывая им пример, как надо выходить из конфликта. Детям важно знать, что конфликт, при котором они присутствовали, исчерпан, иначе они будут фантазировать. Объясните простыми словами, из-за чего вы поссорились и на каком решении сошлись. Имейте в виду такое явление, как детский эгоцентризм: они думают, что все события происходят из-за них. Важно объяснить, что вы поссорились не потому, что дети делали что-то неправильно.

5. Нецензурно ругаться, использовать мат

Это частный случай двойных стандартов. Если вы считаете, что употребление нецензурных слов недопустимо, вам придётся следить за своей речью дома. Иначе снова возникает правило, которое в одних случаях соблюдается, а в других нет. Все мы живые люди и можем нарушить даже те принципы и правила, которые сами считаем важными. Используйте свои ошибки в качестве педагогической возможности: найдите время обсудить с ребёнком, в чём вы были неправы: «Прости, что сказал такое грубое слово. Мне стоит выбирать выражения».

6. Выставлять напоказ свою интимную жизнь

Родители - взрослые люди, и вполне нормально, что они касаются друг друга, целуются и иногда говорят что-то о сексе. У ребёнка не должно сформироваться представление, что эта сторона жизни - нечто гадкое и отвратительное. Однако важно быть в этой теме внимательными и передать детям опыт того, как обращаться с интимностью. Интимная жизнь потому и называется так, что её не принято выставлять напоказ. Нежные объятия, трогательный поцелуй между отцом и матерью будут восприняты ребёнком как знак того, что родители любят друг друга. Но важно избегать при детях разговоров «про это» с сальными шуточками, а также нарочитых, откровенных ласк. Ребёнок поймёт, что это что-то значимое и чрезвычайно таинственное, и начнёт больше меры интересоваться, фантазировать и тревожиться.

7. Критиковать значимых взрослых - бабушку, учительницу.

Особая статья - тёщи и свекрови. Как бы вы ни относились к этим людям, необходимо принимать в расчёт, что для ребёнка это его бабушка.

Бывает особенно сложно сохранять этикет по отношению к бывшему мужу и бывшей жене. Помните, что 50% в ребёнке - от бывшего супруга, а значит, осуждая и критикуя его, вы наносите удар и по самооценке ребёнка.

8. Обсуждать стратегии воспитания

Ребёнку полезнее думать, что родители уверены в своём мнении и едины. Поэтому споры на эти темы ведите вечером на кухне, после того как ребёнок отправлен в кровать.

9. Без конца жаловаться на мерзавцев вокруг

10. Рассуждать об апокалипсисе

Разговоры про очередной конец света, приближающиеся кометы, цунами ведите без детей. Если уж случилось, что вы вместе увидели репортаж про стихийное бедствие или теракт, потревожьтесь и погрустите вместе, но потом расскажите, что в вашей местности подобное не происходит или что подобные происшествия - явление редкое, и постарайтесь переключить разговор на что-то интересное.

Какие слова вы чаще говорите своему ребенку – «можно» или «нельзя»? Оба чрезвычайно важны для маленьких детей: «можно» прививает веру в собственные возможности и воспитывает доверие к окружающему миру, а «нельзя» устанавливает рамки дозволенного и дает ощущение безопасности. Поговорим о том, когда на самом деле нужно устанавливать строгие запреты, а когда можно разрешать малышу делать то, что ему хочется.

10 вещей, которые нельзя запрещать детям

Конечно, воспитание детей не обходится без умеренного числа запретов, необходимых для физической и эмоциональной безопасности. Однако психологи утверждают, что можно выделить десять вещей, которые не стоит запрещать малышу.

  • Самостоятельно одеваться, есть и пить

Безусловно, вы сделаете это лучше, качественнее и быстрее ребенка, но навряд ли поможете его развитию. Детские специалисты вообще считают самостоятельное застегивание пуговиц и натягивание перчаток одними из лучших упражнений для совершенствования моторики пальцев, а значит, и для развития мозга.

Выделяйте больше времени на сборы, чтобы ребенок смог позавтракать или одеться сам – в своем темпе, не спеша и не суетясь. Безусловно, если вы боитесь опоздать, то можете сказать: «Уверена, ты сам справишься с одеждой, но нам нужно торопиться. Давай я помогу тебе сейчас, а вечером ты сам сможешь надеть пижаму». А умение пользоваться ложкой или кружкой пригодится в детском саду, если только вам не хочется до школы запихивать обед в воспитанного вами же «неумеху».

  • Помогать родителям

Как часто можно услышать от возмущенных мамочек: «Мой сын вообще ничего не хочет делать дома!» Но почему-то они забывают, как несколькими годами ранее оберегали его и дорогие предметы от взаимодействия: «Не трогай, а то разобьешь!», «Поставь на место, сломаешь!» Взрослые опасаются, что за малышом придется переделывать, но ведь ему необходимо чувствовать собственную значимость и нужность и слышать родительское одобрение. Просите (не требуйте) ребенка помогать вам в бытовых делах, разрешайте выполнять простые поручения и не забывайте благодарить за проделанную работу.

  • Быть активным

Когда малыш шумит, бегает, прыгает и дурачится, он на самом деле физически развивается и расслабляется, выплескивая накопившуюся энергию. Конечно, подобное поведение не приветствуется в общественных местах (поликлиника, магазин), однако дома можно разрешить ему побыть таким, какой он есть. Может быть, вам стоит присоединиться и подурачиться вместе с ним?

Некоторые мамы запрещают детям лазать по турникам, предпочитая тихую возню в песочнице. Да, им проще запретить, чем показать, как залезать и спускаться, контролировать свое тело. Разрешайте активные упражнения, подстраховывая в случае необходимости.

  • Спать со светом

Боязнь темноты – естественный страх для детей четырех-пяти лет, которые в этом возрасте отделяются психологически от мамы. Платой за подобную автономию является возникновение ночных кошмаров у ребенка, в которых быль тесно переплетена с вымыслом и фантазией. Неяркий ночник успокоит малыша, когда он проснется, и поможет убедиться, что вокруг нет страшных чудовищ. Правда, существует мнение, что свет нарушает естественное течение сна, поэтому вводите освещение как временную меру.

  • Пачкаться

Не бойтесь, что ребенок испачкается, взяв в руки кисть с красками или фломастеры. Приобретите специальные нетоксичные краски, расстелите на полу или столе клеенку, экипируйте малыша фартуком – пусть рисует.

Разрешайте также заниматься исследовательской деятельностью на прогулках. Пусть ребенок кувыркается в траве, меряет глубину лужи, подбрасывает вверх охапки осенних листьев, не переживая за испачканную одежду. В конце концов, у вас наверняка есть стиральная машина.

  • Исследовать предметы

Позвольте детям понять назначение и устройство самых разных предметов. Вы удивитесь, но многие специалисты по детскому развитию рекомендуют говорить малышу: «Трогай вещи. Сжимай, перекладывай из одной руки в другую, тяни, раскрывай, стучи, мни и рви!» Эксклюзивная игрушка порой менее привлекательна для ребенка, чем кипа старых газет или коробка с пуговицами. Если вы боитесь за дорогую посуду или ценную безделушку, уберите ее подальше от цепких и пытливых ручек. Или же попробуйте рассмотреть ее вместе, объяснив, почему эта вещь вам так дорога и что лучше найти другой предмет для игр.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Смотреть мультфильмы

Да, мы уже говорили, что качество современных мультфильмов порой не выдерживает никакой критики, да и развивающие передачи не так полезны, как принято считать. Однако нынешним детям важно быть в курсе популярных мультиков, чтобы обсуждать их со сверстниками. Подберите те передачи и анимацию, которые вам кажутся полезными. Обязательно смотрите их вместе с малышом, обсуждайте спорные моменты и приводите примеры приемлемого поведения.

  • Оставлять еду на тарелке

Не заставляйте ребенка оставлять на столе чистые тарелки. Прием пищи обязан быть удовольствием, а не средневековой пыткой. Во-первых, о размере порции и количестве блюд всегда можно поспорить. Да и диетологи обеспокоены стремительно растущим числом маленьких толстяков. Во-вторых, не отвлекайте детей мультиками, впихивая хитростью как можно больше ложек полезной каши. Настоящая польза появится, когда ребенок почувствует вкус еды, станет жевать не спеша, будет считать обед приятным ритуалом.

  • Фантазировать

Вымысел – естественное для детей переплетение фантазии и реальности. Помогите ребенку отличать фантазию от преднамеренного обмана. Расскажите, что его история очень похожа на сказку, попросите придумать еще что-нибудь подобное. Постарайтесь проявлять неподдельный интерес к его фантазиям, поощряя тем самым развитие творческой личности.

  • Высказывать личное мнение

Постарайтесь учитывать детские интересы, желания и мнения. Аргументируйте ваши решения, не отмахиваясь фразами «Потому что я так решила!» или «Мы с папой лучше знаем, как нужно делать!» Не пытайтесь также расписать его время по минутам. Возможно, он просто хочет придумать свою собственную игру, а не просто сидит в уголке, ничем не занимаясь.

5 вещей, которые обязательно нужно запрещать

И все же слово «нельзя» не должно полностью исчезать из вашего воспитательного словаря. Однако запрещать нужно только в самых исключительных случаях, касающихся детской безопасности. И ваш запрет должен предполагать абсолютное его выполнение. Давайте узнаем, что следует обязательно запрещать своему ребенку.

  • Бить других

Порой малыши еще не умеют выразить в словах собственные эмоции, применяя удары и укусы к родителям, сверстникам и домашним животным. Не разрешайте затевать драку с детьми, останавливайте ребенка, если он бьет вас или жестоко обращается с несчастным котенком. Остановите руку малыша, скажите, глядя ему в глаза: «Нельзя драться и бить других».

  • Брать чужое

Объясняйте детям, что нельзя распоряжаться теми вещами, которые им не принадлежат. Недопустимо отбирать чужие игрушки, портить чужую одежду, забирать из магазина неоплаченные товары и т. д. Если же малыш принес из садика не свою игрушку, твердо попросите вернуть ее обратно.

  • Быть грубым

Познакомьте детей с вежливыми словами, понятием морали и правилами приличия. На личном примере покажите, что нужно здороваться, извиняться, благодарить, а нельзя сквернословить, плеваться, грубить старшим.

  • Нарушать «технику безопасности»

Изучите правила безопасного поведения для малышей с помощью картинок или мультиков. Там очень доступно и понятно описано, что категорически нельзя играть на дороге, совать пальчики в розетки, залезать на подоконник и баловаться со спичками. Это категоричные, абсолютные запреты!