- 109.00 Кб

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной

по возрасту группы и особенности их организации 3 – 4

2. Структурные части физкультурного занятия и

критерии эффективности его проведения 5

3.Подбор упражнений для каждой части занятия 6 – 8

4. Способы организации детей в каждом виде упражнений 9 – 12

5. Обеспечение дифференцированной нагрузки на занятии 13 – 16

Список литературы 17

Приложения

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной по возрасту группы и особенности их организации

Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя хорошего знания программы и умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.

Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:

1) со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп;

2) со всеми детьми по разным разделам обучения (одним рисуют, другие считают);

3) с одной возрастной подгруппой (другая в это время самостоятельно играет).

Практика показывает, что при обучении движениям следует использовать занятия первого и третьего типа. Второй тип неудобен, так как внимание рисующих детей отвлекают занимающиеся физкультурой.

Третий тип используется при освоении упражнений, специфических для данного возраста. Например, со старшими дошкольниками разучиваются прыжки с разбега, различные способы метания, ползание по-пластунски, проводятся игры и упражнения в соревновательный форме, эстафеты и так далее. Малыши же учатся самостоятельно ходить по большому кругу, одновременно начинать и оканчивать общеразвивающие упражнения, реагировать на сигналы и зрительные ориентиры и так далее.

По возрастному составу смешанная группа может быть 2-х возрастной, а в однокомплексном детском саду - 3-х и 4-х возрастной. В любом случае на физкультурных занятиях первого типа целесообразно делить группу на две подгруппы. В одну подгруппу организуются дети, составляющие по возрасту большинство. Дети третьего возраста присоединяются к смежному. Например, одну подгруппу составляют старшие дети, вторая состоит на 2/3 из малышей и на 1/3 из детей среднего возраста. Но дети среднего возраста лишь организационно относятся к младшей подгруппе. В разных видах упражнений требования к ним конкретизируются. Например, вся младшая подгруппа упражняется в катании мячей друг другу. Но малыши катают мячи диаметром 20 см, а дети среднего возраста - диаметром 12-15 см, и расстояние при этом увеличено на 80-100 см. Кроме того, малыши могут катать мячи, сидя на полу, а дети среднего возраста - из наклона, или приседа.

Специфические трудности в организации и проведении физкультурных занятий существенно возрастает в группе, объединяющей контрастные возрасты - старший и младший.

Начинать совместные занятия следует примерно со 2-го квартала. К этому времени завершается период привыкания у малышей: они овладевают элементарными действиями, научаются в общих чертах ориентироваться в пространстве, понимать указания воспитателя.

2. Структурные части физкультурного занятия и критерии эффективности его проведения

Физкультурные занятия в разновозрастной группе строятся по общепринятой схеме:

1. Вводная часть. (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений).

2. Основная часть:

а) общеразвивающие упражнения (комплекс);

б) упражнения в основных движениях (2-4);

в) подвижные игры (1-2).

3. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец).

Но форма записи плана должна отражать общность содержания и вместе с тем дифференцированность двигательных заданий, структурное единство и вместе с тем разную длительность одного и того же занятия для разных возрастных подгрупп.

Результативность обучения на физкультурных занятиях первого типа определяют три главных фактора:

Подбор упражнений с учетом требований и уровнем общей и двигательной подготовленности детей;

Организация детей в каждом виде упражнений;

Дифференцировка нагрузки для каждой возрастной подгруппы.

3.Подбор упражнений для каждой части занятия

В подборе упражнений воспитатель руководствуется программными требованиями. Под этим следует понимать не только перечень конкретных навыков, но и доминирующие общепедагогические задачи, соответствующие возрасту: формирование интереса к физическим упражнениям и желание заниматься - у малышей, достижение правильности и точности выполнения заданных упражнений - у детей среднего возраста, развитие двигательной инициативы и самостоятельности - у старших дошкольников.

Навыки пространственной ориентировки у малышей очень несовершенны. Поэтому во вводной части занятий первого типа не следует планировать сложные перестроения, ходьбу в рассыпную с последующим построением в колонну, ходьбу шеренгой - упражнения, трудные для младших детей. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Те же способы движения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия могут различные положения рук - на поясе, за головой, за спиной, в стороны. Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "...Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки... "- ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "...Ребятки станут медвежатками " - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и тому подобное. Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (для старших), держась за руку малыша, развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок?" - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются как для выполнения без предметов, так и с предметами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях первого типа скорее всего неуместны, так как ими не владеют малыши, а погремушки не следует использовать потому, что они создают психологический дисбаланс у старших. Эти предметы можно использовать на занятиях третьего типа, то есть с одной возрастной подгруппой.

Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах - стульях, скамейках, у предметов - у гимнастической стенки, у бревна, у песочницы. Можно проводить и упражнения в парах - старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Разница в уровне двигательных умений старших и малышей велика, поэтому в целях рациональной организации и эффективного контроля лучше подбирать для обоих возрастов упражнения одного вида, например ползание, упражнение в равновесии, прыжки в длину с места. Разумеется, двигательные задания должны отличался по сложности.

Далеко не каждая подвижная игра может быть использована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих возрастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Например, из программы для старшей группы - "Гуси", "Мы - веселые ребята"; из программы для младшей группы "Кот и мыши", "Воробышки и кот", "Самолеты". Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям. Например, "Караси и щука", где караси прячутся за камешки; "Мышеловка", где одни дети - мыши, другие же образуют мышеловку. Нужно чередовать исполнителей ролей, не смешивая малышей и старших,

Но нельзя объединять детей, например в игре "Хитрая лиса", потому что малыши не умеют бегать врассыпную с увертыванием; в игре "Волк во рву", так как прыжки с разбега недоступны малышам в игре "Два мороза", "Ловушка", так как младшие дети не смогут резко остановиться и стоять, не шевелясь.

К участию в общих играх малышей следует готовить. На раздельных занятиях или на прогулке воспитатель разучивает с ними игры и игровые упражнения, которые по сути своей становятся подводящими к общей игре. Так, игровые упражнения типа "Догоните меня", "Бегите в домик" благоприятная основа для разных вариациях. Дети могут догонять воспитательницу или игрушку в ее руках (куклу, мишку, лисичку), девочки - мальчиков и наоборот. "Домиками" могут быть скамейки, лежащие на полу обручи, кубики; на участке детского сада - стационарное физкультурное оборудование, растения и др. Дети также могут имитировать разные образы. Например, дети-гуси, бегают по площадке, щиплют травку, а по сигналу: "Гуси, домой! Волк за горой!" - прячутся в домик. Так обеспечивается их последующее участие в игре "Гуси-гуси". Игровое упражнение "Убегайте от меня" может стать самодеятельной игрой "Карасики и лягушка": дети-карасики плавают в пруду, лягушка громко квакает, карасики уплывают и прячутся за камешки-кубики, расставленные по кругу (пруд). Это подготавливает малышей к участию в игре "Караси и щука".

4. Способы организации детей в каждом виде упражнений

Продуманная организация детей в каждом виде упражнений - важное условие, обеспечивающее высокую моторную плотность занятия. Воспитатель разновозрастной группы во многом опирается на умения старших детей, их подготовленность.

Во вводной части занятия дети строятся в колонну или шеренгу. Впереди - старшие, малыши уверенно пойдут за ними по большому кругу. Можно строиться в колонну парами - малыш со старшим ребенком. В таком случае младшие стоят слева. Соответственно, при построении в две шеренги младшие дети. стоят в первой шеренге, значит во вводной ходьбе старшие будут идти по внешнему кругу.

На общеразвивающие упражнения дети строятся в звенья, причем старшие от младших. Например, два звена старших и одно малышей или наоборот. Последний по порядку старший ребенок выводит вперед младшее звено, а затем становится в конец старшего звена.

Выбор способа организации детей при выполнении основных движений (фронтальной, групповой, индивидуальный) зависит от конкретных педагогических задач, вида и технической сложности упражнений, подготовленности к ним детей, наличия оборудования.

При фронтальном способе организации дети выполняют упражнения одного вида (как и в одновозрастной группе), но сложность их различна для каждой подгруппы. При этом дети размещаются так, чтобы воспитатель мог непосредственно помогать малышам. Например, упражнение в равновесии - ходьба по скамейке: длиной 4 м, высотой 30-40 см - для старших; длиной 2 м, высотой 20-25 см - для младших.

При групповом способе организации, детей делят на подгруппы (2-3), каждая из которых выполняет свое задание. Но если в одновозрастной группе подгруппы через некоторое время меняются местами, то в разновозрастной группе этого не происходит. Малыши составляют первую подгруппу, которая действует под непосредственным руководством воспитателя. Подгруппа (2-я и 3-я) старших детей выполняет упражнения относительно самостоятельно. Иначе говоря, контроль со стороны воспитателя за старшими детьми преимущественно визуальный. Поэтому упражнения должны быть знакомы детям и не требовать страховки. Важно, чтобы они имели характер конкретных заданий, и способствовали формированию у ребят умения планировать и оценивать свои действия. Некоторые примеры таких упражнений:

Сбей кеглю - катание мячей (шаров) друг другу из положения с колена с попаданием в цель - кегли, стоящие между детьми;

Забрось мешочек на скамейку;

Проведи мяч (от черты до черты, до противоположной стены, по дорожке);

Брось мяч товарищу через сетку (натянутую веревку);

Пронеси мешочек на голове и не урони (обычным шагом, в приседе, танцевальным шагом);

Скачи по красной дорожке на одной ножке, по синей дорожке - на другой ножке;

Прыгай со скакалкой как умеешь;

Кто умеет долго скакать со скакалкой (на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу - все это на месте и продвигаясь вперед; вращать скакалку можно не только вперед, но и назад).

Время от времени воспитатель останавливает всех детей для того, чтобы оценить выполнение, подсказать лучший способ действия, подкорректировать размещение детей на площадке, сообщить новое задание и так далее.

Во второй половине года можно и малышам предлагать для самостоятельного выполнения отдельные упражнения игрового типа. Например, пока воспитатель работает со старшими детьми, младшие скачут на палочке верхом.

Применение индивидуального способа организации имеет различные мотивы (доучивание, коррекционная работа, выполнение более сложного задания отдельными детьми) и согласуется с фронтальной и групповой организацией.

Очень важно при любом способе организации обеспечить возможно большую повторность упражнений в основных движениях, не нарушая при этом установленного регламента занятия. Именно от повторности действий зависит, скорость образования и прочность двигательных навыков. Поэтому порядок выполнения упражнений (одновременно, поочередно, поточно) должен быть целесообразным в каждом конкретном случае. Так, упражнения с мячами - подбрасывание и ловля (или без ловли у малышей на первом этапе обучения), ведение мяча на месте и с продвижением и тому подобное - всегда выполняется одновременно мяч должен быть у каждого ребенка. Упражнения, требующие страховки, например прыжки с разбега, выполняются поочередно: следующий разбегается после того, как предыдущий приземлился. Но спрыгивать со скамейки могут сразу по 3-4 ребенка. Аналогично, прыгать в длину сместа могут поочередно по 3-5 ребят, метать в цель можно поочередно по 1/2 группы (или подгруппы), например нужно попасть мешочком с песком в обувь стоящего напротив. Упражнения характеризующиеся длительностью действия, например, разные виды ползания, как правило выполняются поточно особенно на этапе разучивания. Например, четверка за четверкой (пятерка, шестерка) дети ползут вдоль зала, воспитатель, перемещаясь в нужном направлении, корректирует их действия. Но на этапе закрепления и совершенствования эти же упражнения могут выполняться одновременно - дети размещаются у длинной стены, чтобы ползти поперек зала. В таком случае в отведенное время повторить упражнение можно большее число раз. К тому же после активного выпрямления (потягивания, подпрыгивания, прогибания) у противоположной стены дети могут возвращаться назад другим движением – прыжками на одной или двух ногах, бегом спиной вперед, шагом с закрытыми глазами, кружась волчком, танцевальными шагами.

Краткое описание

Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя хорошего знания программы и умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.
Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:
1) со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных под

Содержание

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной
по возрасту группы и особенности их организации 3 – 4
2. Структурные части физкультурного занятия и
критерии эффективности его проведения 5
3.Подбор упражнений для каждой части занятия 6 – 8
4. Способы организации детей в каждом виде упражнений 9 – 12
5. Обеспечение дифференцированной нагрузки на занятии 13 – 16
Список литературы 17
Приложения

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удовлетворения, а у маленьких

Уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в каком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в поле зрения воспитателя.

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их общей дисциплины.

При проведении подвижной игры с маленькими (иногда может быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поручает отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть, этот опыт), создать игровую обстановку (расставить стульчики, разместить игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с помощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают заниматься с воспитателем по своей программе.

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной организации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наобо-. рот - младшие занимаются физическими упражнениями с воспитателем, а старшие дети - самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

Основное условие всех занятий - систематическое выполнение программы для детей каждого возраста.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

§ 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В СЕМЬЕ

Физическое воспитание детей, помимо детского сада, осуществляется в общественных организациях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в семье.

Детские спортивные школы организуются при добровольных спортивных обществах. В этих школах дети занимаются фигурным катанием, плаванием, гимнастикой, настольным теннисом. Ранняя спортивная специализация имеет

важное значение в тех видах спорта, где для достижения высоких результатов необходимо овладение умениями и навыками многообразных форм движений, сложных по координации, а также требуется развитие таких физических качеств, как быстрота и ловкость, глазомер, равновесие, гибкость,

ритмичность. В детских спортивных школах складываются основы для дальнейших занятий спортом.

Обучение избранным видам спорта в детских спортивных школах строится на основе общей физической подготовки, с учетом особенностей возраста и при постоянном врачебно-педагогическом контроле. Например, в группах фигурного катания общая физическая подготовка детей обеспечивается занятиями хореографией, гимнастикой, плаванием и другими физическими упражнениями.

В детских спортивных школах занимаются по специально разработанной программе. При этом используются многие методы и приемы обучения, применяемые в детских садах.

На занятиях физическими упражнениями в детском саду воспитатели привлекают детей, посещающих детские спортивные школы, к показу движений, к руководству подгруппой (при групповом методе организации детей). Кроме того, воспитатель может поручить таким детям позаниматься с детьми, которые не усвоили то или иное упражнение.

Большая работа с дошкольниками проводится в детских городках при парках культуры и отдыха, стадионах, а также в детских парках. Детям предоставляется возможность пользоваться на площадках оборудованием, физкультурным инвентарем (санки, лыжи, коньки, велосипеды, мячи, скакалки и др.).

Кроме того, с детьми проводятся групповые и индивидуальные занятия по обучению различным видам физических упражнений (катание.на коньках, передвижение на лыжах и др.), организуются подвижные игры, аттракционы. Методисты-тренеры дают консультации родителям по подбору упражнений и методике их проведения с детьми разных возрастных групп.

В бассейнах организуются группы для занятий с детьми, задача которых

- улучшение общей физической подготовки, а также обучение детей способам плавания.

Создаются также группы детей, с которыми используют упражнения в воде как эффективное средство лечения различных заболеваний (сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем), а также исправления дефектов в осанке и формировании стопы.

В скверах, во дворах домов для детей дошкольного возраста оборудуются физкультурные площадки, где устанавливаются стремянки, заборчики, лесенки для лазанья, качалки, качели, карусели, бревна, горки для скольжения на ногах, скатывания на санках; отводится место для подвижных игр, катания на велосипеде, самокатах, спортроллерах, передвижения на лыжах, заливаются катки.

К работе с детьми привлекают тренеров спортивных обществ, родителей, старших школьников, занимающихся в спортивных школах.

В кабинетах лечебной физкультуры при детских поликлиниках прово-

дится работа с детьми, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья и физического развития.

На основании обследования ребенка врач назначает физиче- . ские упражнения и массаж. Дети занимаются физическими упражнениями вначале под руководством методиста, а в дальнейшем (после инструктажа родителей) в домашних условиях.

В случае необходимости врач передает назначение в детский сад, и с детьми проводят занятия медсестра или воспитатель.

В детских больницах наряду с различными средствами лечения также используются физические упражнения и массаж. Физические упражнения назначаются с учетом характера заболевания (или операции), а также возраста, состояния здоровья, физической подготовленности детей. После операции физические упражнения и массаж используются с целью предупреждения различных осложнений (воспаление легких, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника).

В детских садах санаторного типа находятся «дети, имеющие те или иные отклонения, в состоянии здоровья, поэтому особое внимание уделяется физическому воспитанию. На участке создаются все условия, чтобы дети больше времени находились на воздухе, чтобы для каждого ребенка нашлось интересное занятие. Зимой заливаются ледяные дорожки, каток, сооружаются снеж-

велосипедах, самокатах, спортроллерах, роликовых коньках и т. д.

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия, как правило, проводятся на участке. Кроме того, воспитатель поощряет использование физических упражнений в самостоятельных занятиях. Внимательно наблюдая за детьми и учитывая состояние здоровья, он регулирует физическую нагрузку каждому ребенку.

Дети с нарушениями слуха, речи, зрения и др. воспитываются в специальных дошкольных учреждениях или особых группах при обычных детских садах. Специфика обучения физическим упражнениям в этих учреждениях заключается в особом сочетании методов и приемов обучения. Например, при обучении физическим упражнениям детей с недостатками слуха большое место занимают наглядные методы, в частности показ, зрительные ориентиры, которые помогают правильно понять и выполнять упражнения.

В работе со слабо видящими детьми ведущая роль принадлежит слову в сочетании с физической помощью, звуковыми ориентирами. Следует также учитывать, что у детей с недостатками зрения мышечные ощущения заменяют зрительные представления, поэтому ребенок может, например, подойти к цели для метания, ощупать ее, запомнить, на какой высоте она расположена и на ка-

ком расстоянии от начальной черты находится. Затем, отойдя к начальной черте, ребенок прицеливается и бросает мяч или мешочек с песком. Воспитатель сообщает о результате попадания и делает указания о силе замаха и направлении броска.

Правильно выполнять физические упражнения помогают звуковые ориентиры. Например, если при подпрыгивании вверх с целью достать предмет (погремушку, колокольчик) ребенок слышит звук колокольчика, он знает, что высота преодолена. Во время подлеза-ния под веревку, к которой привязана погремушка или колокольчик, звук их указывает ребенку, что следует наклониться ниже.

В логопедических группах большое внимание уделяют упражнениям для пальцев кисти, ритмическим упражнениям, содействующим развитию речи. Кроме того, подбирают игры и упражнения, в которых дети должны сочетать движения со звуками, словами.

В детских домах (домах ребенка) воспитываются дети, не имеющие родителей, поэтому задачи физического воспитания должны осуществляться полностью в детском учреждении. Помимо тех форм работы физического воспитания, которые применяются в обычном детском саду, большое место отводится организации подвижных игр и самостоятельных занятий физическими упражнениями в вечернее время. В выходные и праздничные дни рекомендуется проводить прогулки в лес, посещение"катка, организовывать физкультурные праздники и.т. д.

При проведении занятий важно, учитывая индивидуальные особенности детей, вызывать как можно больше положительных эмоций, создавать бодрое, радостное настроение.

Воспитателям, работающим в этих учреждениях, необходимо быть особенно внимательными к детям, стремиться восполнить потребность ребенка в родительской ласке.

Физическое воспитание в семье

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье и государственных учреждениях едины, поэтому они должны решаться общими усилиями родителей и работников детского сада.

С укорочением рабочей недели родители имеют возможность уделять больше времени воспитанию детей. В семье можно с более раннего возраста формировать умения и навыки в сложных видах движений (лыжи, коньки, велосипед, плавание и др.). Эти виды физических упражнений требуют непосредственной индивидуальной помощи и обеспечения страховки каждому ребенку. И поэтому организовать обучение этим видам движения в детском саду и обеспечить высокие результаты значительно труднее, чем в семье.

Для правильного осуществления физического воспитания в семье родителям необходимо знать, какими физическими упражнениями ребенок занимается в детском саду, а также в детской спортивной школе и какую физическую на-

грузку в течение дня и всей недели он получает. С учетом всей нагрузки следует планировать занятия физическими упражнениями после возвращения ребенка из детского сада, а также в выходные и праздничные дни.

Дошкольные учреждения могут оказать большую помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании детей: организуются уголки для родителей, проводятся консультации, беседы, лекции, открытые занятия.

Различные формы организации физического воспитания могут быть заимствованы родителями из опыта дошкольных учреждений. В связи с этим следует знакомить их со специальной литературой по физическому воспитанию, а также рекомендовать литературу, предназначенную для родителей.

Родители, дети которых не посещают дошкольное учреждение, обязаны сами обеспечить им полноценное физическое воспитание. .

В семье, так же как и в детских садах, важно комплексно применять все средства физического воспитания. Родители должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), разнообразные физические упражнения; следить, чтобы дети занимались доступными видами физического труда, правильно выполняли движения, применяемые в повседневной жизни и входящие в различные виды деятельности (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах и т.д.). Особого внимания требует осанка детей.

Физические упражнения в семье проводятся в различных формах: зарядка, занятия (индивидуальные, коллективные), подвижные игры, закаливающие процедуры, физкультминутки, прогулки в лес, вечера досуга, праздники и т. д.

Чтобы правильно организовать физическое воспитание ребенка в семье, целесообразно наметить конкретные задачи с учетом состояния здоровья детей, физического развития и физической подготовленности, подобрать физические упражнения и распределить их на весь год. Заранее нужно подготовить физкультурный инвентарь для занятий (велосипед, лыжи, коньки, санки, самокаты, спортроллеры, роликовые коньки, -бадминтон, настольный теннис, городки, мячи, скакалки и др.), одежду, обувь, привлечь к этому детей.

Положительное влияние на дошкольников оказывает пример родителей, когда они вместе с детьми ходят на лыжах, катаются на коньках, санках, играют в теннис, бадминтон, городки, плавают. Родители показывают, объясняют, как нужно выполнять упражнение, оказывают помощь и облегчают освоение знаний, двигательных умений и навыков, наблюдают за самочувствием детей.

Рекомендуется 2-3 раза в год проводить учет состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности. Эти данные помогут проанализировать проведенную работу по физическому воспитанию и наметить план на дальнейший период времени.

Таким образом, государственные учреждения, осуществляя задачи физического воспитания дошкольников совместно с семьей, могут достигнуть более высоких результатов в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, детей.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: Организовать проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста в разновозрастной группе.

В семье растет ребенок… Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, а также специальные занятия физической культурой. В последнее время во многих детских учреждениях открывают разновозрастные группы, являясь моделью общества, в котором сосуществуют дети разных возрастов, уровня развития, способностей и интересов, оказывают содействие более высокому уровню личностного развития. Но при всём этом возникает вопрос, как же организовать физкультурные занятия в таких группах, если у каждого возраста есть свои нормы, обусловленные физическим развитием.

В нашем детском саду функционирует 4 разновозрастные группы. Для занятий физической культурой дети делятся на подгруппы, в которые входят дети 2-х возрастов:

1 подгруппа вторая младшая и средняя группы;

2 подгруппа старшая и подготовительная группа.

Общая продолжительность занятий не более 15 и 25 минут соответственно, промежутки между занятиями 10 минут.

Одной из важнейших проблем в дошкольном воспитании является правильно спланированные физкультурные занятия, а особенно для детей занимающихся в разновозрастной группе. Решение данной проблемы начинается с реализации обязательных условий проводимых занятий:

– наличие спортивной формы;

– присутствие младшего воспитателя;

– отсутствие обуви и чешек, дети занимаются босиком, за исключением холодных периодов (отключение отопления);

– влажная уборка спортивного зала перед занятием, проветривание.

Учитывая все особенности двух возрастов, для обеспечения достаточной моторной плотности занятия и сохранения высокой работоспособности заранее распределяется чередование отдельных видов деятельности и отдыха, который может быть активным и пассивным. Поэтому на наших занятиях для повышения полезного времени используется смена мышечной нагрузки. Например, в основной части занятия после ходьбы по гимнастической скамейке или метания проводится подвижная игра с бегом. Для более быстрого перестроения и распределения детей на занятиях выбираются поточный способ выполнение упражнений и основных видов движений, а также выполнение ОВД с помощью распределения детей по возрастам (применяется, если программное содержание подразумевает сложности в выполнении у младшей группы (рис.1)).

Рисунок 1
Пример распределения заданий на занятии
по физической культуре в разновозрастной группе

Планирование для разновозрастной группы начинается с составления перспективного плана и плана развития основных видов движений для каждого возраста. Подробное составление плана конспекта для разновозрастной группы, в котором объединяются задачи для двух возрастов, позволяет четко дифференцировать задания с учетом возрастных возможностей. Например, в упражнении ходьба, по гимнастической скамейке перешагивая через кубики, средние получают задание перешагивать, младшие идут по гимнастической скамейке без кубиков с сохранением равновесия. На занятиях активно используется крупный спортивный инвентарь и различные игровые приемы, основанные на подражании и непременном участии взрослых. Всё это помогает развитию способности быстро реагировать на новые условия.

В период дошкольного детства познавательная активность ребёнка направлена на формирование чувственного образа окружающего мира. Поэтому при выполнении любого упражнения проговаривается, где те или иные навыки пригодятся в жизненной практике. Например, ребенок, выполняя упражнение – ходьба по гимнастической скамейке – на улице – это преодоление расстояния по узкой доске через ручеек и т.д. Для достижения этой цели решаются задачи содействия развитию: концентрации внимании; произвольных движений; способности делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно учиться.

Проведение занятий в разновозрастной группе имеет несколько положительных моментов:

  • Способность быстро перестроиться за старшими детьми в выполнении отдельных упражнений (бег змейкой - дается задание бежать за старшими детьми);
  • Своевременные подсказки младшим детям в выполнении отдельных упражнений (в разминке: старшие дети обращают внимание малыша, выше поднять руки, голову вниз не опускать и т.д.);
  • учиться друг у друга, особенно актуально, когда дети выполняют упражнения фронтальным способом (есть возможность посмотреть, как делают старшие дети и возникает желание повторить);
  • дифференцированное обучение детей основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности. Гиперактивные дети учатся управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами и нормами, быстрее и качественнее выполняют двигательные задания. У малоподвижных детей пробуждается интерес к спортивным играм и упражнениям, возникает интерес участвовать в соревнованиях, улучшаются показатели физической активности.

Для работы с разновозрастными детьми необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Учет индивидуальности каждого ребёнка. Занятия по физическому воспитанию проводятся таким образом, чтобы каждый ребенок получил физическую нагрузку с учетом его индивидуальных показателей. Для определения этих показателей используется система тестирования физических качеств, где определяется и контролируется нагрузка на организм детей.
  2. Обеспечения свободы развития. В течение всего занятия дети выполняют упражнения под контролем инструктора по ФВ, после предварительного показа и краткого рассказа в зависимости от возраста учащихся. В конце каждого занятия выделяется время для свободной деятельности. Ребята выбирают тот спортивный инвентарь, с которым им нравится заниматься и который вызывает у них больше положительных эмоций.
  3. Широкое использование возможностей физического воспитания как основы последующего интеллектуального развития ребёнка. Каждое занятие заканчивается подвижной игрой и игрой малой подвижности, где необходимо быстро подстраиваться под ситуацию, проявляя свои интеллектуальные способности.

На занятиях в разновозрастной группе нет четких рамок для выполнения определенных основных видов движений, так как многие малыши смотрят на старших детей и просятся попробовать выполнить упражнение более сложное. У ребенка получилось или есть, какие-то способности или он старается, нет причин запрещать ему это упражнение совершенствовать или знакомиться с ним, но все манипуляции проходят под контролем взрослых инструктора по физической культуре и младшего воспитателя, который находиться на занятии.

В заключение хочется отметить, что занятия в разновозрастной группе способствует формированию у детей способности к взаимопомощи, сопереживанию, а также формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни, оценке своих физических возможностей и путей достижения поставленных целей.

Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщатель ного подбора физических упражнений , которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной группе.

Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содер жание физических упражнений и методика обучения должны быть различны .

Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых психических и физических усилий, для более старших детей одинаково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осиливать сложные для них задания, неправомерно минуя необходимые промежуточные звенья трудности.

В то же время старшие дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому имматериалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражнений на занятиях и смешанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы.

Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной программе , а с другой- найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности .

Планирование для разновозрастной группы начинается с составления перспективного плана и плана развития основных видов движений для каждого возраста. Подробное составление плана конспекта для разновозрастной группы, в котором объединяются задачи для двух возрастов, позволяет четко дифференцировать задания с учетом возрастных возможностей.

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения - индиви дуальные, подгрупповые, фронтальные .

Фронтальная форма - совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием. В занятия вводятся практически одни и те же движения (например, ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дози ровке и требованиях к выполнению упражнений.

Движения детей 2-3-летнего возраста еще не сформированы как произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать некоторое сходство с образцом. Дети действуют по подража нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.

В то же время старшие дети должны выполнять движения точно и правильно в соответствии с образцом , с большой амплитудой, осознанно следить за положениями и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.

В разновозрастной группе можно проводить заня тия разного типа: игрового, сюжетно-игрового и трениро вочного.

Занятия игрового типа отличаются тем, что они включают хорошо знакомые детям движения. В играх закрепляются двигательные навыки, происходит развитие физических качеств в меняющихся ситуациях.

Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общераз-вивающего имитационного характера: «Магазин игрушек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.

Тренировочное занятие направлено на развитие двигательных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражнения на развитие быстроты движений, ловкости и выносливости. Этот тип занятий может носить обучающий и смешанный характер.

Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и закрепления нового движения, а также совершенствования движений, освоенных ранее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала.

Обучение детей таким движениям, как лазанье по гимнастической стенке, метание, желательно проводить небольшими подгруппами, при этом используя игровые двигательные задания.

Процесс организации обучения движениям детей в разновозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя . Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для самых маленьких. Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстановке и уборке физкультурных пособий. Младшим детям воспитатель не дает большой нагрузки, предлагает им понаблюдать за выполнением упражнений или за игрой старших детей.

Рассмотрим более конкретно возможности примерного проведения занятий .

Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимые физкультурные пособия. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь младшим.

Начинаться занятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними - старшие, осанка и движения которых служат наглядным примером для подражания младшим.

После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут участвовать в них, показывая способ выполнения упражнений (например, при построении в круг старшие стоят между маленькими, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. «Посмотрите,-говорит он,- как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз». И после показа предлагает: «Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими».

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удовлетворения, а у маленьких - уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в каком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в поле зрения воспитателя.

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их общей дисциплины.

При проведении подвижной игры с маленькими (иногда может быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поручает отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расставить стульчики, размести, игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с помощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают заниматься с воспитателем по своей программе.

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной организации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наоборот - младшие занимаются физическими упражнениями с воспитателем, а старшие дети - самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

Основное условие всех занятий - систематическое выполнение программы для детей каждого данного возраста.

В совместном воспитании детей много положительных моментов: создается условие для организации общения, ст дети дают пример для мл. от педагога для реализации необходимо: глубокие знания программы по всем возрастным группам, правильно распределить свое внимание, весь режим дня строится на основе программы Васильевой.

Состав группы может составлять от 2 – 3 до 7 лет (3 подгруппы), или 2 – х смежных возрастов (2 подгруппы). Наиболее целесообразно воспитывать 2 смежных возраста

Режим строиться общий для всех детей, только мл начинают на 5 – 10 мин раньше, а если 3 возраста, то то вносится правило: мл – ср – ст, за исключением подъема после сна: ст – ср – мл.

При организации воспитателю необходимо соблюдать:

Все необходимое для питания готовиться когда мл идут мыть руки

Умываться и рассаживаться начинаем с мл и тех кто медленно ест

По окончании трапезы не задерживать за столами

Воспитатель руководит больше подгруппой, мл воспитатель – меньшей.

Порядок обслуживания требования к ним должны быть едины.

На прогулке воспитатель создает для двигательной активности детей, позаботясь о занятости детей. Задача воспитателя следить за физ нагрузками, следить чтобы малыши не перетруждались. П\И можно проводить как со всей группой так и с подгруппами, если игра общая необходимо учесть ее нагрузку для мл и ее достаточность для ст. несколько раз в неделю нужно планировать отдельные игры для ст. со ст п\и проводиться в начале прогулки, а с мл в конце

18. Общая характеристика форм работы по физическому воспитанию в ДОУ. Физкультурные занятия: структура и содержание. Типы физкультурных занятий.

Формы работы по физ воспитанию:

Физкультурные занятия:образовательная форма работы с детьми, проводится три раза в неделю (один раз на воздухе)

Физкультурно – оздаровительная работа в режиме дня: УГ, П\И и ФУ на прогулке, физминутки, ФУ после дневного сна, закаливание в сочетании с ФУ

Активный отдых: Детский туризм, физ досуг, физ праздники, дни здоровья, каникулы.

Самостоятельнаядвигательня деятельность детей: проводится на прогулке.

Задания на дом: форма работы с родителями.

Инд работа: проводится на прогулке.

Цель и задачи занятий: формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества; удовлетворять естественную потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей.

Физкультурное занятие - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в первой младшей группе два раза в неделю; со второй младшей группы до подготовительной группы - три раза в неделю (два раза в зале, один раз на воздухе). Летом все занятия проводятся на воздухе.

Характерными чертами занятия являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Типы физкультурных занятий: игровое, сюжетное, комплексное

Структура занятия:

1. часть: Вводная. Задачи: Повышение эмоционального тонуса ребенка, активизация его внимания, подготовка организма к большой физической нагрузке в основной части занятия.

2. часть: Основная. Задачи: Тренировка разных мышечных групп для формирования правильной осанки, обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, воспитание физических и нравственно-волевых качеств, совершенствование всех физиологических функций организма ребенка

3. часть: Заключительная. Задачи: Снижение эмоциональной и физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному.

Вопросы методики