Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Машенька»

«Широкая масленица»

Кондратьева Ирина Викторовна,

Воспитатель: I категория

Абакан 2015г.

Тема проекта: «Широкая масленица»

Тип проекта: познавательно-творческий, общественно-полезный, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 1 неделя (с 9.02 по 20.02.2015 г.).

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.

Эпиграф проекта: Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.

(Т. Кайзер)

Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

Цель проекта: Создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица; воспитание любви и патриотизма к своей Родине.

Задачи:

Создать условия для формирования у детей начало национального самосознания

Создать условия для развития интереса к обрядовым русским праздникам.

Создать условия для воспитания патриотизма, основанного на русских традициях.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Ожидаемые результаты проекта:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Формы реализации проекта:

Непосредственно образовательная деятельность

Игры

Беседы

Консультации родителям.

Продукты реализации проекта:

Выставка детских работ.

Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»

План реализации проекта:

Первый этап.

Целеполагание.

Художественно-эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. Поэтому детям необходимо прививать интерес к традициям русского народа.

Второй этап. Разработка проекта.

Довести до участников важность данной темы.

Подбор методической литературы.

Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы (по теме проекта).

Третий этап. Выполнение проекта.

Интеграция образовательных областей

Формы организации

образовательной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Беседы о праздниках, традициях русского народа «Что за праздник, Масленица?» , «Как отмечать Масленицу».

Беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Кухня», «Мастерская».

Познавательное развитие

ООД « Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая».

Беседы о традициях и обрядах праздника.

Просмотр электронной презентации «Широкая Масленица» ( знакомство детей со значением и обычаями праздника). Видеофильм «Смешарики – Масленица.

Речевое развитие

ООД « Здравствуй, Масленица!»

Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице. Отгадывание загадок по тематике проекта. Беседы о сезонных изменениях в природе.

Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице: «Этот праздник к нам идет… », «Широкая Масленица» и др.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

ООД аппликация: «Солнышко, нарядись и в блиночек превратись!»

ООД рисования на тему: «Барышня - Масленица»

Разучивание закличек «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались» и др.

Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей «Здравствуй красная, весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка».

Физическое развитие

Народные подвижные игры «Ручеек», «Звонарь», «Заря», «Жмурки», «Горелки».

Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Снежный тир», «Кто быстрее на метле».

Подвижные игры на прогулке «Блины», «Гори-гори ясно», «Масленичные ворота»

Четвертый этап. Итоги проекта.

Выставка детских работ.

Альбом « Масленица-блиноедка».

Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет».

Пятый этап. Определение задач для новых проектов.

Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями.

Продолжать формировать любовь к Родине.

Трудности, возникшие при реализации проекта:

Погодные условия.

Приготовление блинов.

Привлечение всех родителей.

Быть готовыми неблагоприятной погоде, при проведении игр на улице.

Этот познавательно-творческий проект нужен для расширения знаний детей о традиционных русских праздниках, в частности Масленица.

Приложение:

Рассказ педагога на тему: «Почему масленица называется масленицей»

Есть несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица».
По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника - «Масленица».
Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять - вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.
А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года - зиму человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.

Поговорки на масленицу.


Не житье, а Масленица.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Без блинов -не Масленица.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Песенки и заклички на Масленицу
Приезжай к нам в гости, масленица,
На широкий двор -
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцам потешаться!

Масленица Просковея,
Приходи к нам поскорее.

Везет везет Весна,
Везет везет Красна,
Ясные денечки,
Частые дождички,
Зеленые травы,
Красные цветы,
Теплые деньки!

Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся,
Блинами объедаемся.
Эй, Масленица-куросейка,
Покатай нас хорошенько!
-Масленка, Масленка,
Не видала ли Горасенка?
-А Гораска в красной шапке
На вороненькой лошадке,
Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.
Как на Масленой недели
Из печи блины летели,
И сыр, и творог -
Все летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!

Уж ты, моя Масленица,
Красная коса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать!

Масленица, лезь на горку,
Позови к нам ясну зорьку.
А под зорьку - соловейку,
На денечек, на недельку.

Ты не в среду-то пришла
И не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями.
Блины масляные,
Шаньги мазаные.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня в воскресенье
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша масленица.

Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, ее состречаем,
А мы, красные, ее состречаем!
Ой да Масленица, погостюй недельку,
Широкая, погостюй другую!
Масленица: "Я поста боюся!"
Широкая: "Я поста боюся!"
"Ой да Масленица, пост еще далече,
Широкая, пост еще далече!"

А мы масленицу дожидаем,
Дожидаем, душе, дожидаем.
Сыр и масло в глаза увидаем,
Увидаем, душе, увидаем.
Как на горке дубок зелененек,
Зелененек, душе, зелененек.
А Ванюша, дружок, молоденек,
Молоденек, душе, молоденек.
Наша Масленица, будь счастливой,
Будь счастливой, душе, будь счастливой.
Наша горушка будь катливой,
Будь катливой, душе, будь катливой

Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали - нашей Масленице
Семь годков,
А всего у Масленицы
Семь деньков.
Ой, Масленица-обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду -
Разбирайте по блину!

Благословите боги
На холм взойти,
Весну кликать,
Лето отмыкать,
Зиму закрывать,
Лето теплое,
Зиму студеную.
Лето на сенях,
Зима в санях.
Студеную Зиму в коморочку,
Лето теплое на улочку.

А мы масленицу дожидали,
Сыром, маслом гору укладали,
Ой ты, масленица растянися
Да за белую березу зацепися,
А мы масленицу провожали.
А мы масленицу дожидали,
Дожидали, душе, дожидали.
Сыром, маслом гору укладали,
Укладали, душе, укладали.
А мы масленицу увстречали
Увстречали, душе, увстречали.
Ой ты, масленица растянися
Растянися, душе, растянися.
А мы масленицу провожали.
Провожали, душе, провожали.
А мы думали масленки семь недель
А осталось от масленки один день.

Наша масленица годовая,
Она гостья нам дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на конях разъезжает,
Кони у нее вороные,
Слуги у нее молдодые...

Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.


Идет Матушка-весна, отворяйте ворота!
Первый Март пришел, всех детей провел
А за ним - и Апрель отворил окно и дверь
А уж как пришел Май, сколько хочешь гуляй!
Идет Матушка-весна по полям-лесам одна
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!

Весна! Весна красная!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом обильным!

А мы Масленицу провожали
Часто, важко по ней все вздыхали:
Ой, ты, Масляница, воротися!
Ты до красного лета протянися!
А мы Масленицу провожали!

Ой, ты, Масленица, обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Уходи, Зима, ко сну,
Присылай Весну!
Прощай, Масленица!
Прощай, Масленица!
Прощай, Масленица!
А мы Масленицу провожали,
Тяжко, важко по ней все вздыхали.
А мы Масленицу провожали.

А Масленица-бледноножка,
Протянись ты хоть немножко -
Хоть недельку, хоть денечек,
Хоть денечек, хоть часочек.

Ой, блины – блиночки…
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Перечень спортивных игр-забав

Малечена-калечина.

Игроки выбирают водящего. Каждый игрок получает небольшую палочку (примерно 20-30 см длиной), и все хором говорят следующие слова:

Малечена-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

Произнеся «До зимнего?», игроки должны поставить палочку на ладонь или любой из пальцев руки. Когда все поставили палочки, водящий начинает считать до десяти. Выигравшим считается тот, кому удалось дольше всех продержать палочку. Во время игры водящий может давать игрокам различные указания: повернуться, пройтись, присесть так, чтобы палочка не упала.

Заря.

Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков - водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.

Карусель.

Этот аттракцион пользуется большим успехом у детей. Столб, в верхний конец которого вгоняется металлический стержень, вкапывают землю или вмораживают в лед. Его высота - 70-80 см. Затем на металлический насаживают старое (или специально сделанное) колесо. К колесу прикручивают проволокой или прибивают гвоздями длинные шесты, а к ним подвязывают санки. Дорожку, по которой будут катить сани, очищают от снега и заливают водой. Для большей устойчивости санки можно сделать широкими (60-90см) или скрепить вместе двое саней. Вокруг столба снег посыпают золой или песком, чтобы не было скользко ребятам, которые будут раскручивать карусель.

Перетягивание каната.

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Снежный тир.

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Горелки.

Эта веселая игра известна в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара в колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т.д.

Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. А все остальные игроки кричат хором:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» должен догнать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.

Звонарь.

Игроки становятся в круг и выбирают водящего (например, при помощи считалки). Водящий идет по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки в это время пританцовывают на месте. Произнеся слово «звон», водящий поворачивается к игроку, который стоит около него, трижды хлопает в ладоши и кланяется. Игрок тоже хлопает в ладоши три раза, кланяется и становится за водящим. Теперь они ходят по кругу вдвоем, приговаривая все те же слова:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слове «звон» хлопки и поклон повторяется, и в игру включается третий участник. Так водящий ходит по кругу до тех пор, пока за ним не окажется 4-5 человек. После этого те, кто остался в кругу, начинают хлопать, а водящий и те игроки, которые шли за ним, танцуют. Когда игроки в кругу перестают хлопать, водящему и другим игрокам нужно стать с кем-то в пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.

Почта.

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Динь, динь, динь!

Кто там?

Почта!

Откуда?

Из города …

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Подари платочек симпатии.

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный

Петушки.

На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).

Забавы в течение масленичной недели

Игра «Вишенка»

Забава для молодых парней и девок на выданье. Главное побольше разбег, повыше да подальше полететь, а там руки товарищей добросят тебя до девки, которую и поцелуешь. После полета по волнам из сцепленных рук на пару десятков метров поцелуй получается особенно чувственным. Главное - вовремя затормозить, а то пролетишь.

Игра в «оплеухи»

Старая добрая забава. Узкая лавка и скрещенные ноги мешают наносить жесткие удары напряженной рукой. Один из участников попытался так сделать, да еще и кулаком, что против правил, но ему же стало хуже - он стал жертвой собственной непогашенной инерции и узкой скамейки и полетел на землю.

Бой мешками

Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

Снежный лабиринт

На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям, - стены. Они не должны быть высокими (до1 м), чтобы легко было обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов - 80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.

Снежная горка

Высота горки может быть разной, здесь важно наличие большого пространства. Угол горки должен быть по длине в три-четыре раза больше её высоты. Ширина площадки, где ребята готовятся к спуску, и дорожки на раскате - не менее 1 м, а ширина санной колеи - 1,5 м. Чтобы сделать горку, надо во время оттепели скатать снежные комья и сложить их кучу. Затем снег утрамбовать ногами или лопатой, срезать лишний снег и сделать из него барьер или лесенку. Полить горку холодной водой, иначе могут образоваться проталины. Можно соорудить и более сложную горку с поворотами, промежуточными подъёмами и спусками, декоративными арками. Разница между уровнями старта и финиша должна составлять 3-5 м.

Ледяной столб

На масленицу ставили высокий столб, потом его обливали холодной водой и на оледеневший столб подвешивал подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, но они соскальзывают с него, и побеждает тот, кто сильнее и упорнее старается преодолеть препятствия, чтобы долезть до конца и достать самый дорогой приз.

Конкурсы в течение масленичной недели

Три ноги

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана «трёх ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Тачка

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок – «тачка» ложится на землю, делая упор на руках, а «водитель» берет своего партнера за ноги, чтобы корпус «тачки» был параллелен земле. «Тачка», двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая «тачка».

Ходули

Пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад.

Русская метла

Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

Кто быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Русская красавица

Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем проходят с коромыслом и полными ведрами воды, показать свою стать, походку.

Русская баня

Банным сухим веником «попарить» противника, кто быстрее обобьет об него веник.

«Метание метлы»

Обязательное условие: у метлы должно быть древко. Метать её нужно как копьё - на дальность.

«Сковорода»

Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность - «сковороду». Участники игры быстро движутся по кругу под музыку. Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться можно только ногами. Кто наступил на «сковороду», или отпустил руку соседа, тот «испёкся». Игра продолжается, пока не останутся один-два победителя.

«Блинная» эстафета»

Готовят несколько сковородок, на каждую кладут блин. Все участники пробегают определённую дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трёх раз. Разумеется, блин нужно поймать, не прерывая бег. Упавший блин можно поднять. Первый добежавший получает приз. (Блины изготовлены из бумаги).

Масленичные частушки.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

***

Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

***

Блин с вареньем, блин с икрою!

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!

***

На санях с высоких горок

Девочки катаются,

Ну а мальчики обжоры

Животами маются.

***

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы!

***

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

***

Напеки, кума, блинов,

Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена неделя -

Можно съесть и лишнего.

***

Прилетали марсиане,

Остались довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

***

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

***

Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

***

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

***

Весна – не весна,

А с зимой расстались

Блины напекла,

А вы отказались.

***

Мы с подружкою гуляли,

Сыром гору налепляли,

Всю блинами устилали,

Сверху маслом поливали!

***

Как на масленой недели

Со стола блины летели,

И сыр, и творог-

Все летели под порог!

***

Масленица – белоножка,

Задержись у нас немножко,

На недельку, на денёчек,

На единственный часочек!

***

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке,

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

В испытаньях хлопцы стойки,

А в стряпне девчонки бойки -

Сладки блинчики пекут,

Угощенья подают.

***

По деревне в каждый двор

Забегает детский хор.

Из домов несут старье,

Всяко разное тряпье.

***

Все выносят за забор,

Разводя большой костер.

То ведь Масленица,

Славна Масленица!

***

Для любимой за платок

Парень лезет на шесток.

А шесток облит водой,

Оттого и ледяной.

***

Улыбается народ,

Дружно водит хоровод.

То ведь Масленица,

Добра Масленица!

***

Веселись, честной народ,

Набивая свой живот.

Это Масленица,

Праздна Масленица!

***

С наступленьем воскресенья

Просим мы у всех прощенья.

Наши добрые стремленья

Вызывают восхищенье.

***

На прощанье весь народ

Масленицу подожжет.

Разгорайся поскорей,

Чтоб жилось нам веселей!

***

Я на Масленицу катался,

Трое санок изломал.

Ворона коня замучил,

А милашку покатал.

***

Купи, тятя, мне коня –

Вороные ножки.

Буду девочек катать

По большой дорожке.

***

У меня четыре шали,

Пятая – пуховая,

Не одна я боевая –

Все мы здесь бедовые.

***

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

Беседа на тему: «Как и из чего делали Обрядовую куклу- Масленица»

Масленица - в славянской мифологии персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму и смерть. Название русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны - Вечером сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, затем выносили за околицу и сжигали. Масленицей называли также чучело из соломы, обряженное в женское тряпье, иногда с блином (от масляного блина - само название Масленица) или сковородой в руках; с ним вместе веселились, катались на тройках в течение масленичной недели, а затем хоронили или провожали в конце праздника, разрывая чучело на околице селения или (чаще) сжигая на костре, разводившемся на возвышенности. Похороны Масленицы сопровождались карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным смехом, призывами весны и поношением Масленицы в специальных песнях.

Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

1. Масленичное чучело делается по принципу огородного пугала. Нужно взять два сухих бруска. Один длиннее, на нем чучело будет стоять. Второй короткий брусок – это будут руки. Бруски сбить крестом.

2. Самый активно горящий материал это солома и бумага. Нужно взять солому, бумагу или сухую траву и привязать ее бечевкой (бумажным шпагатом) к кресту, формируя тело чучела. Если кукла планируется небольшая, а соломы или травы не найти, можно пустить на сгорание пару веников.

3. Для головы можно использовать светлый полотняный мешок. В мешок набить солому или траву и зашить его внизу. Если мешка нет, можно просто обернуть солому белой бумагой. На голову чучелу надо повязать яркий платок. Он будет придерживать бумагу. Концами платка можно зафиксировать голову чучела на туловище.
3. Для головы можно использовать светлый полотняный мешок. В мешок набить солому или траву и зашить его внизу. Если мешка нет, можно просто обернуть солому белой бумагой. На голову чучелу надо повязать яркий платок. Он будет придерживать бумагу. Концами платка можно зафиксировать голову чучела на туловище.

4. Далее надо нарядить чучело в сарафан или старое платье. Если трава из чучела вываливается, можно зашить снизу подол платья. Чтобы сделать чучело более правдоподобным, нужно набить травой два маленьких полотняных мешочка и наденьте их на концы палки - это будут кисти рук. Опустить рукава и завязать их, чтобы скрыть завязки мешочков.

5. По желанию, можно нарисовать масляничной девице лицо. Румяные щеки и алые губы будут контрастно смотреться с белым снегом. А вот глаза чучельной красавице рисуют по обычаю закрытыми.

6. Из белой или желтоватой ткани или плотной бумаги можно сплести чучелу две косы. Прикрепить их под платком. На концах завязать яркие бумажные ленточки. Воткнуть готовую масляничную куклу в снег.

Русского народного праздника «Широкая Масленица» в средней группе


Мищенко Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ детский сад № 14 «Дюймовочка», п.Михайловка, Иркутская область.
Описание. Русский народный праздник Масленица будет интересен воспитателям детских садов, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре.
Цель. Приобщение к культуре русского народа.
Задачи.
1. Создать настроение всеобщего торжества и веселья. Доставить детям радость от любимых игр и затей.
2. Развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать их двигательные умения и навыки.
3. Воспитывать интерес к традициям и обрядам русского народа.

Ход праздника

Ведущий.
Ой, вы гости, господа!
Проходите все сюда!
Ждут вас игры, забавы и шутки!
Скучать не дадут ни минутки!
Масленицу широкую открываем.
Веселье начинаем!
Пляску объявляем!
Общая пляска под весёлую песню «Русский самовар»
Ведущий.
На Масленице сплошная потеха.
Петухи кричат – дети кукарекают.
Коровы мычат - дети мычат.
Медведи рычат – дети рычат.
Собаки лают – дети гавкают.
Честной народ песни, частушки распевает.
Частушки (поют взрослые в русских платках)
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица
Мы блинов напечём
Нам морозы нипочём.

Масленица, Масленица
Блинами попеканщица
Приходи раненько
Встретим хорошенько

Если есть сковорода
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий
Это лучшая еда.

То не мышь пищит
Не мороз трещит
В сковородке блин

За блином скворчит.

Широкая Масленица
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся
Блинами объедаемся.

Ведущий. Ребята, не интересно без Масленицы петь да играть. Надо бы её на широкий двор позвать. Внимание! Полная тишина. Я начну, а вы мне поможете. «Мой волшебный сапожок, становись на каблучок, вправо - влево повернись, что скажу-то появись! Масленица Прасковея, приди к нам поскорее!»
Все вместе.
Масленица Прасковея, приходи к нам поскорее!
Масленица. Здравствуйте, люди добрые! Поклон вам частной народ.
Ведущий и дети.
Здравствуй, Масленица – длинношейка!
Встречаем тебя хорошенько!
Сыром, маслом, пирогами,
Калачами и блинами!
Ведущий.
Крепче за руки беритесь
В круг скорее становитесь
Будем хоровод водить
Масленицу величать и хвалить.
Все вместе (идут вокруг масленицы и говорят).
Дорогая наша Масленица!
Масленица – красная девица.
У тебя коса длинная
Коса длинная, трехаршинная,
Шаль нарядная разноузорчатая,
Брови черные наведённые.
Душа ль ты, наша Масленица,
Сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Забегает Баба Яга, закрывает Масленицу покрывалом, накидывает на себя нарядную шаль) .
Баба Яга. Ах, как вы меня величаете! Любо – дорого послушать! Пора пришла мне обязанности свои справлять, зиму провожать да весну встречать. У меня есть гусли, дудки, загадки, прибаутки, песни и пляски, разные игры и сказки: про Бабу Ягу – костяную ногу, про Кикимору болотную да Шишигу перелётную.
Ведущий. Постой Баба Яга, мы Масленицей тебя не можем принимать. А вот русскую зиму проводить нужно задорно и дружно. Оставайся, ведь на Руси ни один праздник без нечистой силы не обходился.
Баба Яга. Вот спасибо, тогда для вас я устрою высший класс.
Игра «Я - Яга, Яга, Яга»


Я - Яга, Яга, Яга
Я лечу, лечу, лечу
Хочешь быть моим хвостом
Да, конечно же хочу!
Баба Яга напевает эту песню несколько раз, дети небольшими группами цепляются паровозиком к Яге и двигаются за ней. Игра повторяется несколько раз.


Баба Яга. Вот молодцы, вот храбрецы. Нечистую силу не испугались. На моей ступе с ветерком покатались.
Объявляю первое развлечение всем на удивление.
Как на масленой неделе пироги на стол летели.
А из печки - блины, люди ждут приход весны.
Эстафета «Перенеси блин на сковородке»
Ведущий. А ещё на Масленицу, принято вокруг села на санях три раза объезжать круг рисовать, солнышку помогать землю согревать. Вот и мы сейчас устроим соревнования по конному состязанию.
Эстафета «Ловкие наездники»


Баба Яга. Объявляю другую забаву - всем на веселье и на славу. Будем костёр разжигать, через костёр прыгать, Зимушку провожать, да весну встречать.
Баба яга выкладывает из брусков костёр в виде колодца. В середину костра кладёт красный лоскут ткани и приговаривает.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Чтобы все метели
Разом улетели,
Чтобы птицы пели,
Небеса сияли,
Чтобы все морозы,
Неудачи, слёзы,
Пусть они сгорают,
К солнцу улетают.
Прыжки через костёр
Баба Яга. Как жарко здесь стало. Ох, устала, я устала. Что ж немного отдохнем да веснянку запоем.
Хоровод «Веснянка»


Ведущий.
Масленица к нам пришла,
А мы зиму провожаем,
Весну встречаем!
Долго ли ещё зима будет злиться?
Сколько ей еще длиться?
Баба Яга. А сейчас узнаем. Устроим перетягивание каната русскую потеху с силой, со смыслом и со смехом. Перетянет команда «Весна» - значит, скоро весеннее тепло наступит, а если «Зима» - быть ещё вьюгам да метелям.
Игра «Перетягивание каната»
Ведущий. Вот вам ещё игра - вспомним ваши имена! Тому чьё имя назовётся, вокруг Масленицы пробежать придётся.
Игра «Имена»
Баба Яга. Что ж пора нам прощаться, да блинами угощаться.
Блинную запевай!
Песня «Блины»
Ведущий.
Кончилось весельце –
беритесь за дельце.
С Масленицей проститесь,
блинами угоститесь.
Баба Яга.
Приглашаю всех к самовару,
Отведать блинов, пирогов,баранок,
да душистого чаю.

Сценарий развлечения «Масленица, к нам приди, Весну приведи!» для детей среднего дошкольного возраста

Чалова Татьяна Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко», пгт. Каменск, Республика Бурятия.
Описание: издавна любили на Руси Масленицу - праздник веселый, озорной. В это время прощались с зимой, сжигали чучело Зимы и прославляли Весну. Этот праздник символизировал надежды людей на урожайный и плодородный год, поэтому Масленица всегда была очень сытной. В центре праздника находилась Масленица - фигура, кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, обували на ноги лапти, катали на санях, пели песни. В народе именовалась она как долгожданная и дорогая гостья - "честная, широкая, веселая; боярыня Масленица, госпожа Масленица".

Назначение материала: предлагаю вашему вниманию сценарий развлечения с детьми среднего дошкольного возраста "Масленица". Данный материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям.
Цель: повышение познавательного интереса детей к народным праздникам и традициям своего народа.
Задачи:
формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;
прививать детям интерес с народными играми и развлечениями;
воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа.
Предварительная работа: беседа, отгадывание загадок, заучивание поговорок, закличек про Масленицу, просмотр презентации «Здравствуй Масленица», проигрывание народных игр «Ручеёк», «Барыня» и др.
Оборудование: мольберты, ватман, фломастеры, стойка с лентами, платочки
Действующие лица: дети, ведущая – Матрешка, домовенок Кузя.
Ход развлечения:
Звучит русская, народная мелодия, дети (в русских костюмах) входят в зал парами, где их встречает Матрешка и играют в народную игру «Ручеек».


Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под музыку Матрешка входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе, кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается весна.
(Дети после игры встают полукругом)
Матрешка:


Здравствуйте, здравствуйте,
Веселья вам и радости!
Сегодня мы зимушку провожаем,
Блинами угощаем,
Весну к нам зазываем!
Кто же скажет, как мы этот праздник называем?

Дети: Масленица!


Матрешка: правильно ребята, это Масленица - праздник веселый, озорной. В это время прощаются зимой, сжигают чучело Зимы и прославляют Весну.
Масленицу исстари называют ласковыми именами: широкая, развесёлая, честная, ясочка, касаточка, лакомка.
Матрешка: а еще в старину, зазывали Масленицу и Весну закличками, что бы быстрее тепло пришло.
Давайте и мы так сделаем, заклички прокричим


Заклички:
1.ребенок:
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

2.ребенок:
Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают,
С крыши капели,
Кулики прилетели!

3.ребёнок:
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

4.ребенок:
«Масленица, Масленица!
В гости к нам пришла,
Масленица, Масленица,
Счастье принесла!
Масленица, Масленица,
Зиму унеси,
Масленица, Масленица,
К нам Весна приди!»

Матрешка: а теперь я хотела бы у вас уточнить. Что на Масленицу пекут?


Правильно, блины! Давайте встанем в хоровод про блиночки споем! (дети и Матрешка водят хоровод)


Песня:«Мы давно блинов не ели»
1.Мы блинов давно не ели,
Мы блиночков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блиночки,
Золоченые кружочки!
2.Вот мы Масляну встречаем,
Сыр и масло починаем.
Припев:
3.Как мы тесто завели,
Целу гору напекли.
Припев:
4.Мажьте блинцы маслянее,
Чтобы было повкуснее.
Припев:
5.Как от масла в доме ясно,
Здравствуй, Масленица – красна.
Припев:
(дети садятся)
Матрешка: ну, а сейчас, мои маленькие друзья, мы будем вместе с вами играть, блины выпекать! Какая команда больше напечет, та и выигрывает!
Конкурс «Кто больше напечет блинов»
Дети встают в две команды по 5 человек, по сигналу бегут по очереди к мольберту и рисуют маркером блины.
Матрешка: а теперь поиграем в кричалку
Кричалка с движениями «Как на Масленицу»
Дети делятся. Девочки по сигналу правой руки Матрешки кричит: «Блины!» мальчики по сигналу левой руки: «С припеком!» После этих слов выполняются движения, которые оговариваются в кричалке.
Как на масляну неделю
Каждый день с утра мы ели... Что?
Блины! С припеком!
Вокруг себя с подскоком!
В обед чай пивали,
Горстями в рот кидали... Что?
С припеком! Блины!
Поклон для Зимы!
Ну а в ужин, как всегда,
Лучшая для нас еда... Что?
Блины! С припеком!
Встаньте к сцене правым боком!
У тещи бывали
И целый день жевали... Что?
С припеком! Блины!
Поклон для Весны!
Все обиды прощали
И маслом поливали... Что?
Блины! С припеком!
Вокруг себя с подскоком!

Матрешка:
Раз, два, три, четыре, пять, очень хочется плясать.
Я своих подружек матрешек приглашаю.
Будем Масленицу прославлять и весело танцевать.

Танец «Матрешки» танцуют девочки
Звучит музыка, в зал на метле залетает, домовенок Кузя


Кузя: метелочка родненькая, остановись, хватит, налетался уже! (слазит с метлы).
-куда это метла меня занесла. Ой! Ой! Ой! Как много вас! Да все румяные, веселые, нарядные, Здрасьте! Вам всем. А чавой то вы здесь все собрались? А меня то вы узнали? (дети отвечают)
Матрешка: мы Масленицу отмечаем, Весну встречаем. А ты Кузя откуда? И где свою мамулечку Ягулечку потерял?
Кузя: а я от Бабы Яги убежал. Заморозила она меня, никак весну дождаться не могу. Истощал я у неё совсем, не убора, не прибора в ее избушке на курьих ножках нет. Печь не топиться, каша не варится, ой бяда, бяда. А я ведь порядок уважаю, поесть вкусненько обожаю. А как Масленицу отмечать люблю. Можно я у вас в детском саду останусь, буду за порядком следить, буду вашим поварам помогать, кашу варить, блины для ребят печь.
Матрёшка: ну что же мы не против, оставайся, празднуй Масленицу вместе с нами.
Кузя: а вы, наверное, и не знаете как блины то печь, что нужно в тесто добавить, что бы они стали вкусными, сладкими, румяными.
Матрешка: а это мы сейчас у наших ребят узнаем
Словесная игра «Блины»


Кто ингредиенты блинов знают, те быстро мне да - нет, отвечают.
Парное молоко - да!
Капуста кочанная - нет!
Куриное яйцо - да!
Солёный огурец - нет!
Мясной холодец - нет!
Сахар да соль - да!
Белая фасоль - нет!
Мука, да сода – да!
Рыба солёная - нет!
Лавровый лист - нет!
Масло топлёное - да!

Кузя: молодцы ребята, порадовали меня.
Матрешка: а ты Кузя послушай, какие стихи наши ребята про блины знают.
Стихи:
1.ребенок:
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинков себе горячих напечем-
Нам метели и морозы нипочем!
Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий-
Это лучшая еда!

2.ребенок:
Пять яиц, стакан муки
Масло, чашка, две руки.
Сода, соль и молоко –
Миксер крутится легко.
Он крутился и крутился –
Блинчик тонким получился.
С пылу, с жару, да с медком -
Ждем вас в гости вечерком.

3.ребенок:
А у нас блины с картошкой,
а у нас блины с морошкой,
со сметанкой и с вареньем -
это просто объеденье!
Блинчик в ротик отправляем,
сладким чаем запиваем.
Всю неделю мы должны
есть румяные блины!
А ещё нам бабушки
испекут оладушки!

4.ребенок:
Как-то рано поутру
Кузя взял сковороду,
В миске тесто замесил,
Молочка туда подлил.
А потом испёк блины,
И душисты, и вкусны.
Круглые, румяные,
Медовые и пряные,
Сдобные, пригожие,
На солнышко похожие.

Кузя: спасибо ребята, даже про меня стихи знаете. Как мне у вас нравится!
Матрешка:
Масленица к нам пришла,
А мы зиму провожаем,
Весну встречаем.

Хоровод заведём про весну споём.
Песня «Здравствуй, Весна красна»»
Матрешка: будем дальше продолжать, Масленицу прославлять и весело играть. И ты Кузя поиграй с нами.
Музыкальная игра «Барыня» с платочками.
Дети под музыку по кругу передают несколько платочков. После остановки музыки у кого в руках платочки выходят в центр круга и выполняют танцевальные движения по показу Матрешки. Дети, стоящие в кругу хлопают.
Матрешка: на масленицу не только танцуют и поют, но устраивают соревнования, катаются на каруселях и санях.


Кузя: Кто желает на лошадке покататься?
Конкурс «Скачки на лошади»


Матрешка:
По земле шагает славный месяц март.
Мы сегодня открываем солнечную карусель.
Игра «Карусель» (под русскую народную мелодию)

алена сорокина

Задачи :

Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

Обогащать духовный мир детей.

Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица » .

Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить детей к традиции проведения народного праздника Масленицы .

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Материал и оборудование : «Масленица » - наряженная кукла из соломы. Костюмы для взрослых : русские платки. Костюмы для детей : русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.

Музыкальные инструменты : ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.

Воспитатель (обращаясь к детям) : Какой народный праздник мы отмечаем целую неделю? Когда пекут блины? Правильно- это Масленица , проводы зимы. В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости. Для детей праздник был связан с катанием на ледяных горках, на настоящих больших санях и на маленьких салазках. Выстраивались настоящие снежные города, поливались водой, с шутками и прибаутками. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились.

Таня З.: Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Все вместе : Дома аромат блинов Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Воспитатель : Давайте вместе весело встретим весну и проводим зиму!

Я предлагаю поиграть в подвижную игру : «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» . (сл. А. Барто)

(Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст :)

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!

(По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик)

Воспитатель : Молодцы, детки! Все успели спрятаться от весеннего дождика!

Ребята, с масленицей связано большое количество поговорок, например, «Блин не сноп - на вилы не наколешь» . Может кто-то из вас тоже знает поговорки про Масленицу .

Дети (по очереди) : «Не житье, а Масленица » , «Не все коту Масленица » , «Как на масленой неделе в потолок блины летели» , «Масленицу провожаем , света солнца ожидаем» .

А знаете, на Руси было принято делать из соломы куклы, которые наряжались и разукрашивались. Называлась такая кукла Масленица . С самой большой куклой ходили по деревне ряженые, пели песни и частушки. Вот и наша Масленица ! Посмотрите, она получилась яркой, веселой и красочной. Полненькая и красивая, она будет символизировать достаток в доме. Давайте поставим её в центр круга и будем водить хоровод «Ой, Блины»

Мы для встречи весны

Напечем всем блины.

Сковородка шипит,

От блина пар валит.

Раз – раз, раз – раз –

Вкусный блин готов у нас!

Воспитатель : А теперь поиграем в игру «ЛОВЛЮ ПТИЦ НА ЛЕТУ» .

Мы - птички-невелички,

Любим по небу летать,

Ты попробуй нас догнать.

(Ловушка догоняет птиц. Тот, кого он затронет, выбывает из игры.)

Воспитатель : Что-то Зима не торопится уходить, она приготовила для вас сложные загадки. Они вот в этой корзинке, посмотрите, какая она снежная, ледяная. Давайте-ка зимние-то загадки отгадаем?

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице.

(мороз)

Человечек непростой :

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

(снеговик)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный.

(снег)

Воспитатель : А вот в этой весенней корзинке загадки, которые Весна нам принесла!

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла.

(весна)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках.

(мимоза)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький.

(подснежник)

Воспитатель : А давайте устроим масленичное соревнование , поиграем в снежки. Ну-ка, кто самый меткий? (игра «Попади в цель» ).

Воспитатель : Молодцы! Ух, как все старались попасть в корзину. Да вы все меткие и ловкие! Приглашаю всех покататься на веселой, музыкальной карусели! Становитесь все вокруг нашей Масленицы !

(Проводится подвижная игра «Карусель» .)

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

(карусель медленно движется) .

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали! Побежали!

(темп речи и движений постепенно ускоряются)

Тише, тише, не спешите, Карусель ос-та-но-ви-те,

(темп постепенно замедляется)

Раз-два, раз-два (пауза)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель : Подходите, не стесняйтесь - блинами угощайтесь (детей угощают блинами)

Воспитатель : Как на Масленице нашей

Всем становится теплей,

Нам с блинами веселей (сжигание чучела Масленицы )

В конце праздника детям раздаются памятные медали в виде солнышка.


Место работы: ГБОУ «Лицей1561,к №5» г. Москвы

Образовательная область «Познание»

Интеграция с другими областями: «Развитие речи»,
«Художественно- эстетическое», «Музыкальное», «Коммуникация»

Цель: формировать представление детей традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы

Образовательная задача : Познакомиться с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы, развивать умение договариваться и сотрудничать в ходе совместной деятельности

Развивающая задача : Развивать речь (упражнять в словообразовании с помощью суффиксов, заучивать заклички. Активизировать словарь словами: чучело, артисты, зрители, бубен, балалайка, Кострома, зять,тёща, развивать координацию речи с движениями.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа

Предварительная работа: разучивание песни «Мы давно блинов не ели»

И игры «Гори, гори ясно», рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний

Материал: аудиозаписи русских народных мелодий, фонограмма песни «Мы давно блинов не ели», колокольчик, платок для завязывания глаз

Ход занятия:

Воспитатель в русском национальном костюме приглашает детей в группу

Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне -красне. Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, ступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем)

Приходи, весна, приходи, красна!

Давай, солнышко -колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы- Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели готовились к посту,тому времени, когда не едят мясной и молочной пищи), а молочные продукты и масло ещё можно было кушать. Масленица от слова масло. К празднику пекут блины. Они напоминают солнышки: такие же горячие, румяные и круглые. На улице устраивают гулянья.

Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день -особенный. А какой вы сейчас сами мне отгадаете.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

1.Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день-

Понедельник- (встреча)

В этот день делают куклу-чучело Кострому (показ иллюстрации) и строят снежные горки. И, конечно же, начинают печь блины.

Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон» В эту игру с давних-предавних времен играли на Масленицу. Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных.

Живёт масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все в круге поют:

Дили-динь,дили-дон!

Ах, откуда этот звон?

Били-бим, били-бом!

Мы его сейчас найдем.

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как

участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником игры.

2.У меня ещё вопрос…..

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас (заигрыш)

В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.

Давайте и мы с вами сейчас поиграем

Подвижная ига «Гори, гори ясно»

Играющие выстраиваются парами друг за другом- в колонку.Игроки берутся за руки поднимают их вверх, образуя «ворота».Последняя пара проходит»Под воротами» и становится впереди. За ней идет следующая пара.»Горящий встает впереди шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят:

Дин -дон, дин -дон.

Выбегай скорее вон.

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

«Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь»

«Горящий старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е «горит». Если «горящий» поймает одного из бегающи, то он встанет с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

3.Разгулялись,господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названьем (лакомка)

В этот день приходят гости на блины

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печёт блины.

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной ладони)

Стала маша гостей собирать(хлопать в ладоши)

И Иван приди(загибать поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей при,

Да и Матвей приди.

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки

Стала Маша гостей угощать(хлопать в ладоши)

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке -мятный пряничек (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)

Стала маша гостей провожать(хлопать в ладоши)

Прощай, Иван (поочереди машемпальчикаи обеих рук, начиная с больших)

Прощай Степан,

Прощай Андрей,

Прощай, Матвей,

Прощай, Митрошечка!

4.Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге

В этот день ты не зевай,

Он зовётся (разгуляй)

Самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни

Рассматривание картины «Масленица- проводы зимы»

Посмотрите на картину. Это артисты. Они выступают перед зрителями (покажите зрителей). Артисты одеты в красивые костюмы. Посмотрите, какие музыкальные инструменты изображены на картинке. У молодого парня в руках гармошка (покажите гармошку). Эта девушка играет на балалайке. А другая бьет в бубен. Найдите бубен и балалайку (показывают). Кто на картинке танцует? (Дети-маленькие артисты) посмотрите, какие у них красивые костюмы.(описывают костюмы)Чей костюм вам больше понравился?(дети отвечают). Девочки машут платочками и кружатся в танце. Посмотрите, как мальчик топает ножкой. Как вы думаете,зрителям на этом празднике весело. А как вы догадались(зрители улыбаются)

Давайте с вами тоже поиграем и потанцуем как артисты на картинке.

Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"

Д ети передают в кругу бубен со словами:

Ты катись, веселый бубен.

Быстро -быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот сейчас станцует нам

Давайте ещё посмотрим на картинку.

Вот соломенное чучело зимы. Это чучело называется «кострома».На него надели сарафан и украсили лентами. Покажите чучело, сарафан, ленты. Какого цвета ленты у чучела? (розовые, голубые, оранжевые, зеленые).

Дети выходят по одному и составляют рассказ по картине.

5.Вот и пятница пришла

Гостей в дом привела

Есть блины, кататься с горки

Это тёщины (вечёрки) Тёща- мать жены или по-другому мама вашей мамы

Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины-просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу.

Веселее не найдешь праздника и краше!

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:

На тарелке он один- называем просто….(блин)

Много испекли их мы-тогда назовём…..(блины)

Испекли для дочек-назовём……(блиночек)

Будет кушать их сынок-назовём тогда…..(блинок)

Огромный, как домище-назовём…..(блинище)

Дети поют песню «Мы давно блинов не ели»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины. Блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины- то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой,блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины.

Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои

6.А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам неохота,

И резвятся, словно белки,

Это -золовкины (посиделки) Золовка- это сестра мужа, или по-другому, сестра папы

В этот день ходят друг к другу в гости. Дарят подарки, сжигают чучело масленицы и окончательно прощаются с зимой.

7.День последний подошёл,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печёные

А зовётся воскресение (прощенное)

Прощенным называют потому, что в этот день все друг и друга прощения просят за то, что совершили ошибки, за всё то, что могло обидеть человека

Аппликация «Солнышко»

Блин похож по своей форме на солнышко. А если приделать к нему лучи, то будет походить ещё больше. Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга-«Солнце»

Рефлексия

Воспитатель:

Вам понравился мой рассказ про Масленицу. С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А теперь будем пить чай и лакомиться вкусными блинами