Индия – страна цветов лотоса и причудливых архитектурных орнаментов, песен о сладкой вечной любви и свободе. Всё это отражается в индийских украшениях, в пристрастии ювелиров к крупным самоцветам, изящным металлическим кружевам, гармонии несочетаемого и буйству красок. Неповторимость и яркость – два слова, которые в полной мере характеризуют стиль ювелирного искусства Индии.


История ювелирных украшений Индии неразрывно связана с развитием культуры. Повествования о них встречаются в произведениях литературы, например, в эпосах «Рамаяна» или «Махабхарата», изображениях людей на картинах, либо на фресках, также с обязательными элементами украшений.

Первые упоминания об индийских украшениях датируются четвёртым тысячелетием до нашей эры. Это были уникальные в своем роде изделия, состоящие из миллиметровых бусинок золота, серебра и других материалов, соединенных в форме длинных цепочек.

С развитием добычи драгоценных камней около 300 года до нашей эры к холодному металлу украшений добавился многогранный блеск алмазов.

Но золотые изделия с самоцветами были привилегией не только женщин, но и мужчин. Так в Индии распространено ношение представителями сильного пола ювелирных предметов, например, серьги или браслеты. Это в некотором смысле показатель мужественности, и, безусловно, принадлежности к определенной касте.

А для женщин, в худшие времена, это единственное, что она может захватить с собой от прежней замужней жизни, отсюда и огромное количество одновременно надетых драгоценностей.

Но это не означает, что украшения обязательно должны быть из дорогостоящих составляющих. Напротив, в Индии принято смешивать различные фактуры при изготовлении украшений, например, бриллианты могут вполне гармонично соседствовать с грубой медью, коралловыми бусинами, слоновой костью и различными недрагоценными камнями и металлами.

Тем не менее, сложились два определенных типа индийских украшений , которые сравнительно отличаются друг от друга не только техниками исполнения, но и используемыми материалами – Минакар и Кундан .

«Минакар»

Это техника изготовления ювелирных украшений с применением эмалевых покрытий металла. В качестве основы обычно берется золото – для нательных украшений, а также серебро – чаще для предметов роскоши, различных шкатулок, рамок для фотографий. Цветовая палитра эмали очень разнообразна, порой на сравнительно небольшом участке украшения умещается целая «радуга».

Это кропотливая и трудоемкая работа, поэтому в Индии существует всего три фамильные школы стиля «минакар», занимающиеся изготовлением подобных изделий, тем не менее, украшения получаются эксклюзивными и довольно дорогими.

«Кундан»

Это техника исполнения изделий из золота, обычно 22 или 24 карата, инкрустированного драгоценными камнями.

Особенностью кунданских украшений является необычное крепление самоцветов с помощью золотой фольги.

«Мена Кундан»

Это соединение двух стилей в одном ювелирном изделии. Одна сторона украшения имеет роскошные цвета эмали, другая – богатство драгоценных металлов и камней. Для предотвращения контакта эмали с кожей, под украшение подкладывают бархатную полоску.

Разнообразие индийских украшений не знает границ. Помимо традиционных серёг, перстней, браслетов и ожерелий, существуют цепочки для лодыжек, кольца для пальцев ног, украшение для лба «бинди» и головы «тика» , серьги для носа, «сарпечи» – украшения для головных уборов.

В качестве вдохновения индийские ювелиры до сих пор используют мир животных, птиц и растений. Распространен мотив изображения цветов лотоса, жасмина, листья определённых деревьев, например, пипала, «священного древа жизни», фруктов, а также солнца и звёзд.

«Сарпечи» выполняют в форме павлинов, переливающихся цветами бриллиантов, рубинов и изумрудов. На юге Индии распространено украшение «тхали» , которое используют при брачных церемониях, и выглядит оно как золотая цепь с множеством символических подвесок.

По индийским украшениям можно узнать многое об обладателе, всё равно, как прочитать текст в книге. Специальное ожерелье «мангал сутра» укажет на замужество женщины, браслеты – на количество и пол детей, а материал изготовления – о принадлежности к определённой касте. Так, например, золотые браслеты для щиколоток имеют право носить женщины из высших сословий.

Великолепные женские украшения Индии - восхищение ими буквально у каждой из нас началось еще в детстве, а у многих не прошло до сих пор. Красочные индийские фильмы, над содержанием которых порой посмеивались, привлекали миллионы зрительниц яркими женскими нарядами и восхитительными украшениями. Каждое переодевание главное героини на протяжении киноленты вызывало бурные эмоции - как красиво!

Надо признаться, что и сами индийцы очень любят ювелирные украшения, ведь они большая часть их культуры и действительно народное достояние. Славе индийских ювелиров уж больше 4 тысяч лет и остается только удивляться их фантазии и мастерству.

Индийские женские ювелирные украшения не носят чисто декоративный характер. Их носят в дни особых торжеств, по специальным поводам, в качестве оберегов и непременно со значением. Некоторые ювелирные украшения и вовсе не предназначены для женщин - их изготавливают специально для украшения статуй индийских божеств.

Индийские украшения - это гармония и порядок, уникальность и симметрия, многообразие камней и разных материалов, это всегда метафора и тайна. Нельзя представить себе Индию без танцев, а праздничный костюм индийцев без украшений. Все вместе они обладают не только яркой индивидуальностью, но и особым звучанием, музыкальностью.

В культуре Индии - все символично и для них красивый праздничный наряд, это не просто одежда, а олицетворение божественного происхождения, красоты и тайны. Каждая деталь вплетается в общий узор из образов и символов. Красивым считается только то, что украшено узором, поэтому простая одежда без орнамента считается прилично только аскету, для других это выглядит шокирующее по индийским канонам.

Идеи для создания ювелирных украшений индийские мастера находят в природе своей удивительно красивой страны. Поэтому большинство мотивов связано с животными и растениями, при этом каждое из них что-то символизирует, поэтому если вы хотите приобрести индийское украшение в подарок, это следует учесть:


Павлин - красота, любовь и бессмертие.

Рыбы - изобилие.

Змея - перерождение, бессмертие, храбрость и быстрота.

Лев - храбрость, силу и независимость.

Слон - сила, спокойствие, мягкость и большие размеры.

Бутон жасмина (чампа) - плодородие.

Листья фикуса (пипал) - благосостояние и изобилие.

Не менее важно, из каких камней и металлов изготовлено украшение, какого они цвета - это Индия, здесь нет ничего не значимого, случайного:

Алмаз и горный хрусталь (белый цвет) - это сила.

Сапфир (синий цвет) - цвет мудрости.

Золото (желтый цвет) - символ тепла, гармонии и бессмертия.

Топаз (оранжевый) - символ науки, искусства, получения знаний.

Рубин и гранат (красный цвет) - цвет любви и преданности.

Аметист (фиолетовый цвет) - религиозность, связь с космосом.

Изумруд и хризопраз (зеленый) - цвет артистичности и обаяния.

Все составляющие учтены в одном из традиционных украшений Индии - наваратна , в котором установлено 9 разных камней, каждый из которых соответствует определенной планете.


Традиционный набор украшений индийской женщины Шрингар (полное убранство), включает в себя 16 атрибутов, соответствующих 16 фазам Луны. Это связано с богиней красоты, плодородия и процветания Шри-Лакшми, идеальной супругой Вишну. В полный наряд входят:хаара, карн пхул, нат, тика, анджана (коля), мехенди, синдур, бинди, бааджюбанд, арси, кешапашачарачна, камарбанд, наручные браслеты, ножные браслеты, кольца для пальцев ног, сари.

В Индии 16 вообще особенное число, в духовном мире полубогам всегда 16 лет, и для девушки этот возраст особенно важен - ее удел в это время очаровывать всех вокруг, искать новые впечатления, в ней все прекрасно и невинно.

Особе место занимают украшения, которые девушка надевает на свадьбу - они указывают на ее уже замужнее положение. В прошлом это были украшения из золота или серебра, сегодня же в моду вошли жемчуг и бриллианты. Украшения невесты не могут не вызывать восхищения - это сказочно красиво и невероятно сложно для нашего понимания. Каждый предмет имеет особе предназначение, каждый чрезвычайно важен.


Шрингар патти - украшение из золота и драгоценных камней, надеваемое вокруг головы по линии волос невесты.

Манг тикка,тика (укороченное шрингара патти) - нить из драгоценного металла с камнями или без, закрывающая пробор волос и свисающая на лоб.

Эти уркашения крепятся на затылке заколкой, при этом подвеска должна точно попадать в центр лба (аджна-чакра). Тика - символ женщины, дающей новую жизнь семье и ставшей ее частью. Мусульманские невесты в Индии носят другое украшение - джумар , это та же тикка, но расположенная по диагонали.

Нат - кольцо в носу, украшенное камнями с цепочкой, которая крепится в волосах невесты над ухом. Нат считается самым соблазнительным украшением, и символом достатка жениха (мужа).


Чури (гаджра и паунчи ) - браслеты из золота, серебра, стекла, слоновой кости, раковин, терракоты, и кораллов. Браслеты - знак замужней женщины, символизирующий энергию Солнца. При этом браслеты считаются романтичным и любовным украшением: их звенящие звуки в разных вариантах сообщают о приближении женщины, которой требуется внимание, что она желает обменяться взглядом и даже гневается. Замужняя женщина никогда не появится в обществе без браслетов, которых, как правило может быть 8, 12 или 24. Гаджра обычно сделаны из золота и жемчуга, и напоминают стебельки травы, а паунчи - из частей, соединенных в форме цветка.

Хаара - ожерелье, колье, бусы. Это украшение охраняет от сглаза, приносит удачу и хранит любовь. Считается, что именно в нем заключено большинство магических и эротических чар.

Карн Пхул Карн Пхул (цветок в ухе) - серьги. С древних времен мочку уха рассматривали как признак социального статуса и духовного развития. Серьги - это не только изящное украшение, но и защита от злых чар, дурного влияния. В наши дни считается, что прокалывание мочки уха в определенной точке улучшает зрение и обостряет внимание, а ношение серег приносит утешение. Крупные серьги в ушах замужней индийской женщины говорят о ее статусе и власти. У некоторых женщин этот статус настолько высок, что тяжелые серьги крепятся цепочкой к волосам.

Самыми популярными на протяжении сотен лет остаются серьги в виде фруктов и цветов, символизирующих нежность, молодость, духовное совершенство, бесхитростность, невинность - все то, что так характерно для любой женщины. Не правда ли?


Кольца на пальцах рук - до того, как жених наденет обручальное кольцо на безымянный палец левой руки невесты, на ее остальных пальцах обычно надеты перстни с драгоценными камнями или золотые кольца с узорами.

Арси Арси - кольцо с зеркалом, которое надевают только на большой палец (царь ладони). Что первым должна утром увидеть женщина? Свое лицо! Вот для этого и нужно чтобы оно всегда было рядом, например - на пальце

На другие остальные пальца надеваются золотые кольца или украшения из центрального медальона и 8 цепочек, три из которых крепятся к браслету, а пять - к кольцам.


Кольца на пальцах ног - носятся только в парах, изготавливаются из серебра, обычно украшены бубенчиками. Иногда ножки невесты украшают медальоны с цепочками.

Пайял - браслеты на ногах (обычно серебряные) от тоненьких цепочек до тяжелых жестких браслетов с бубенцами, так же обязательны для невесты.

Мангалсутра - ожерелье из золотых и черных бусин (иногда с драгоценными камнями), которое жених надевает на невесту.

Камарбанд - поясной ремень, удерживающий и украшающий сари, на котором носят ключи. Его не назовешь ювелирным украшением, но это обязательный атрибут молодой жены - символ передачи власти в семье от свекрови невестке.

Бааджюбанд (баджу) - браслет или нить с амулетом, носимая на предплечье. В зависимости от статуса женщины и порядков в общине он может закрывать руку от локтя о плеча. Баджу - защита от дурного глаза и символ безупречной красоты.

В Индии считается, что добавляя новые и новые украшения, замужняя женщина привлекает в свой дом благополучие. Мудрая традиция, как вы считаете?

Женская красота - явление уникальное. Каждую женщину можно сделать красавицей и чаровницей. Часто на помощь приходит создание индивидуального стиля, подбор прически, правильный макияж. Одним из важных элементов служат украшения. Они могут подчеркнуть как характер, так и Некоторые украшения нужно надевать строго в определенное время суток для раскрытия их потенциала. А сколько существует видов и стилей... Огромное количество, трудно поддающее точному подсчету. Но есть категория женщин, для которых украшения - это не просто побрякушки, а целое искусство перевоплощений. Кто же они? Об этом мы сегодня и поговорим.

История. Индийские украшения

Приблизительно пять тысячелетий назад были изготовлены превые украшения в этом стиле. Находки поразительны - цепочки в виде бусин из бисера, металла и даже золота! Поэтому можно утверждать, что украшения берут свое начало изготовления в древности. Примечателен тот момент, что и мужчины имеют свои украшения. Они надеваются в разные периоды жизни - взросление, свадьба и по другим важным событиям.

Индийские украшения очень символичны и носят религиозный характер. Каждая вещь на теле женщины имеет свое значение. Украшения носятся обычно постоянно и часто передаются из поколения в поколение.

Виды украшений

У индийской женщины украшений очень много. Они могут быть выполнены в разных техниках. Различия также в материалах - на праздники надевают драгоценные и полудрагоценные металлы, а на каждый день подойдут простые украшения в Но, помимо этого, есть еще несколько видов.

  1. Духовные индийские украшения. Камни, которые там используются, имеют строгое значение. Например, рубин представляет собой Солнце, красный коралл соответствует Марсу. Всего астрологических камней 9.
  2. Храмовые. Они выполнены так, чтобы символизировать собой великого Он несет удачу, богатство. Символ «Ом» также относится к Ганеше и обозначает святость.
  3. Свадебные. Свадьба в Индии - это поистине великолепное торжество. Для каждой невесты тщательно подбираются украшения из семейных сундуков (часто их несколько в зависимости от истории рода). Для свадеб индийские украшения используются в большом количестве и только прекрасного качества - золото, камни. Часто общий их вес составляет несколько килограммов, поэтому для невесты этот день тяжелый не только в психологическом плане.

Шрингар

Это комплекс различных украшений для свадьбы. Всего элементов 16, и они обязательно должны присутствовать на невесте. Если посмотреть на индийские украшения (фото представлены в статье), то станет ясно, что к созданию праздничного образа в этой стране подходят очень тщательно. Перечислим все элементы праздничного убранства невесты.

Тика. Это подвеска, часто выполненная из золота и камней, лежащая строго по пробору. Символизирует замужество.

Бинди . Символ третьего глаза в виде точки между бровями.

Анджана (Коля). Черная подводка.

Синдур-дана . Линия, наносимая женихом на пробор невесты. Осуществляется красной помадой, символизируя собой плодородие и благополучие.

Серьги «карн пхул». Символ статуса и духовности.

Нат. Украшение в носу. Часто в виде кольца.

Мехенди. Рисунок хной на некоторых частях тела - ногах и руках. Рисуют в преддверии свадьбы. По традициям, чем дольше держится хна, тем больше привилегий у жены (она освобождается от работ по дому, пока не сошла хна). По традиции, оставшуюся хну закапывают в землю, это поможет уберечь семью от мужской неверности.

Мангалсутра . Оберег в виде ожерелья с черными и золотыми бусинками. Символизирует состоявшийся брак и соединяет клятвы.

Банджубанд. Браслет, который необходимо надеть на предплечье. Символизирует защиту от сглаза.

Аарси . Кольцо с зеркалом. Традиционно его носят на большом пальце.

Чурия . Браслеты замужней женщины. Обычно красные. Без них запрещается в дальнейшем покидать дом.

Бичуа и паял . Браслеты, надеваемые на ноги, и ножные кольца. В день свадьбы на них прикрепляют колокольчики из серебра.

Кешапашарачана. Традиционное украшение из цветов на голову.

Камарбанд . Пояс из золота с вкраплением драгоценных камней. Обязательно на него вешается ключ как передача женского главенствования в семье от свекрови к невестке.

Сари . Наверно, это один из самых известных элементов в образе невесты. Традиционно вышивается золотыми нитками на красном полотне. Роскошные индийские украшения, фото которых можно увидеть в статье, прекрасно передают всю красоту и богатство женщин в такой знаменательный день.

Каждая индийская женщина всегда сама делает украшения. Только такой подход несет правильный посыл, и именно так вкладывается нужная энергетика. Важно, чтобы были соблюдены все правила выполнения. Поэтому, если есть желание обучиться делать индийские украшения, то следует обратиться к человеку, обладающему соответствующими знаниями. Только так вы будете знать все важные нюансы в выполнении шрингара.

Индийский стиль

В связи с необычностью образа индийских красавиц стали в индийском стиле. Выбор поистине разнообразен. Каждая девушка сможет найти что-то себе по душе. Есть массивные серьги, интересные кольца с зеркальцем, браслеты, подвески, амулеты, колье и многое другое. Особой популярностью среди европейских девушек пользуется мехенди. Это из хны. Она позволяет выделиться и украсить свои руки интересным орнаментом на небольшой отрезок времени.

Для свадьбы можно использовать украшения на голову. Они необычны и красивы. Есть несколько видов, поэтому каждая невеста подберет что-то под свой наряд.

Техники изготовления

Несмотря на огромное разнообразие, в мире моды принято выделять две техники.

1) Минакар. Основой берется золото или серебро. На металл наносится цветное эмалевое металлическое напыление. Это очень сложный и долгий процесс. Но каждое украшение получается шедевральным и эксклюзивным. В Индии существует всего три школы-дома, занимающихся такой техникой. Стоимость минакара высокая.

2) Кундан. Здесь изюминка техники - в прикреплении камней с помощью Основой обычно выступает золото.

Есть также стиль, объединяющий два основных. Он носит название «Мена Кундан». Обычно с одной стороны зрителю представлены эмалированные поверхности, а с другой - обилие камней.

Кастовое различие

В Индии чтят традиции, религия для местного населения находится не на последнем месте. Тот момент, когда вы смотрите на украшения индийских женщин, очень ярко вам может рассказать, к какой касте она относится, насколько она богата, замужем или нет.

Вдовы обычно снимают с себя все.

На востоке банковская система не очень развита, а может, ей и не очень доверяют. Поэтому богатые мужья покупают дорогие вещи как для себя, так и для своих женщин. Поэтому в обеспеченном доме можно найти сундуки с золотом и серебром в виде украшений, шкатулок, зеркал и многих других элементов быта и жизни людей.

Покупка элементов шрингара

Если вас заинтересовал стиль индийских женщин, то вам следует обратиться в специализированный магазин этнических вещей. Очень часто там можно встретить обилие нужных вам украшений.

Обучение по изготовлению шрингара

В некоторых городах существуют школы и проводятся мастер-классы по изготовлению различных вещей. Мастер поможет овладеть искусством изготовления подобных украшений.

Красота женщины – это ее сила. В Индии существуют определенные каноны, по которым определяется женская красота. Шрингар включает в себя 16 элементов, каждый из которых соответствует одной из фаз Луны. Украшения в Индии имеют определенную классификацию. Есть украшения для храма, есть духовные, а есть для свадьбы.

Виды индийских украшений

Храмовые украшения чаще всего несут в себе символику бога Ганеши, который олицетворяет богатство, удачу, а также символ святости – ОМ.

Украшения духовные или астрологические – это 9 камней, которые соответствуют планетам. Луна представлена жемчугом, Солнце – рубином. Изумруд олицетворяет Меркурий, алмаз – Венеру. Символ Марса – красный коралл, желтый сапфир и синий соответствуют Юпитеру и Сатурну. Гессонит символизирует Раху, а кошачий глаз – Кету.

Что касается украшений для свадьбы, тут воспевается Лакшми – богиня плодородия и процветания. Символизируют ее 16 элементов украшений.

16 элементов Шрингар

Бинди – точка между глазами. Не большого размера. Она символизирует третий глаз мудрости, интуиции и высшего знания.
Тика – подвеска на пробор, которая ниспадает на центр лба. Ее носят замужние женщины, демонстрируя свой статус.
Анджана или Коля – черная подводка глаза, соединяющая стрелки. Взгляд обретает особую резкость и выразительность.
Синдур-дана – это ярко-красная пудра, которую жених наносит вдоль пробора невесты. Этот процесс символизирует статус замужества. Красный цвет – цвет плодородия и женской энергии.
Нат – это кольцо в носу или другое украшение. Это считается очень соблазнительным элементом. Нат имеет различные вариации.
Серьги карн пхул. Дословный перевод означает «цветок в ухе» и символизирует высокий духовный и социальный статус.
Мангалсутра – это ожерелье-оберег. Оно выполняется из золотых и черных бусинок и заключает в себе клятвы новобрачных.
Мехенди – это рисунок на руках и ногах невесты, который выполняется хной. Рисуют его накануне свадьбы. А хну, что осталась нужно закопать – чтоб муж верный был.
Банджубанд – браслетс амулетом. Надевают его чуть выше локтя. Защищает от завистливых взглядов.
Чурия – это браслеты невесты, чаще всего красные. Надевают 812 или 24. Замужняя женщина не выходит из дома без этих браслетов.
Кольцо аарсинадевают на большой палец. На нем есть маленькое зеркальце. В него невеста поглядывает на жениха.
Камарбанд – это золотой пояс с драгоценными камнями. На него крепится ключ. Это значит, что свекровь передает бразды правления невестке.
Кашапашарачана – это прическа невесты с украшением из цветов.
Бичуа, паял – браслеты на ноги и кольца. На них крепились серебряные колокольчики.
Главным атрибутом невесты является сари красного цвета. Вышивают его золотыми нитями.



Индийские украшения своими руками

В Индии умелицы почти все украшения создают самостоятельно. Вышивают сари, рисуют на руках. Чтобы украшение было правильным, несло в себе нужную энергетику, оно должно быть выполнено по всем каннам. Поэтому, если желаете обучиться их созданию, обратитесь к настоящим мастерицам в храмах.

» Женщина без драгоценностей, что поле без воды «
» Тот, кто видит бирюзу рано утром, проведет счастливый день»
Индийские пословицы

Согласно старинным книгам, индийские украшения являются своеобразным отображением внутреннего мира и благосостояния представительницы прекрасного пола. Именно с их помощью она с легкостью выражает себя. Это как в танце, когда вместо слов используются движения и жесты. Традиционно надевались такие изделия непременно к какому-либо поводу или с определенным замыслом. Например, некоторые вещи в женском убранстве выполняют защитную роль оберегов.

В наше время все чаще женщины выбирают украшения исходя из своих предпочтений.
Изящно одетая женщина — олицетворение идеальной красоты и тайны, присущей природе и музыке. Каждая часть убранства оправдана и последовательно вплетена в общий узор символических форм и образов.

В наше время женщины выбирают украшения исходя из собственных предпочтений. Но совсем недавно украшения придавался больший смысл. По украшениям можно было узнать многое о их обладательнице, всё равно, как прочитать текст в книге. Специальное ожерелье «мангалсутра» укажет на замужество женщины, браслеты – на количество и пол детей, а материал изготовления – о принадлежности к определённой касте. Так, например, золотые браслеты для щиколоток имели право носить женщины из высших сословий

Любовь к украшениям у индийских женщин ярко выражена. Они предпочитают носить аксессуары каждый день, ну а по праздникам надевают все лучшее, что есть у них.

Украшения воспринимаются индийцами не только, как бижутерия, но и как лечебные средства. Например, кольцо в носу облегчает боль при родах. Кольца на пальцах рук помогают работе головного мозга, а на пальцах ног - регулируют менструальный цикл. Серьги - это не только изящное украшение, но и защита от злых чар, дурного влияния.

Индианки считают, что с новыми украшениями в семью приходит любовь и благополучие. Также - это способ показать благосостояние своей семьи.

Разнообразие индийских украшений не знает границ. Помимо традиционных серёг, перстней, браслетов, ожерелий одним словом, украшений, которые мы привыкли наблюдать каждый день, существуют ещё и браслеты для лодыжек, кольца для пальцев ног, украшения для лба «бинди» и для головы «тика», серьги для носа, «сарпечи»-украшение для головных уборов.
Традиционные индийские украшения можно разделить на несколько групп: индийские украшения на голову, серьги для носа и ушей, ожерелья, браслеты, кольца.

Украшения для волос

Украшать свои длинные и роскошные волосы до сих пор во многих странах считается традицией.
Короны и ободки, красивые тиары, цепочки и диадемы причудливых форм - излюбленные восточные украшения.
Индийские украшения для волос, пожалуй, самая экзотическая разновидность аксессуаров. Они могут быть крупными и сверкающими или, наоборот, утонченными, витиеватых форм, словно тонкие цветочные стебли.

Шрингар патти – украшение из золота и драгоценных камней, надеваемое вокруг головы по линии волос невесты.

Манг тикка, тика (укороченное шрингара патти) — подве
ска, состоящая из цепочки с крючком на одном конце и кулоном на другом. Носится, так же, как и синдур, в проборе. Это нить из драгоценного металла с камнями или без, закрывающая пробор волос и свисающая на лоб красивым кулоном.

Тика могут иметь боковые детали также в виде цепочек или более объемные из пластинок драгоценного металла, которые крепятся к волосам. Это лалатика . Бывает, что цепочки лалатики украшены драгоценными камнями. Это говорит о высоком статусе женщины, о её положении в обществе.

Тика – это украшение, которое касается лба, а к этой точке следует уделить особое внимание, так как через амулет на лбу в организм может проникнуть духовная энергия. Считается, что камень, прикасающийся ко лбу, дает носительнице мудрость, познание. Каждая женщина сама решает, какой будет ее тика, и какими камнями она будет украшена. В Индии считается, что каждый камень должен быть либо талисманом, либо символизировать что-то. Смысл символа определяет сама женщина.
Надевая украшения, женщина помнит, что существует связь между материалом изготовления, цветом камней, местом, где украшение будет прикасаться к телу. Все это влияет на человека и может принести положительный или отрицательный эффект

Джумар — индийское украшение на голову, характерное для Центральной и Северной Индии. Представляет собой подвеску из жемчужных нитей или цепочек, которые собраны в форме веера. В отличие от тики, которая спускается на пробор, джумар подвешивается сбоку и спускается в районе виска или над ухом.

Существуют отдельные украшения для косы.


шишпфул
– металлический цветок, закрепляемый в волосах всегда сзади, на затылке
пасса – боковое украшение для волос замысловатой формы, которое может быть и массивным, и почти невесомым
селди – украшение на хвост или пучок волос. Выглядит оно как ободок из нескольких тонких металлических нитей, между которыми вставлены камни или фигурки

Серьги (Карн Пхул)

Карн Пхул — серьги. Дословно, цветок в ухе.
Серьги пользуются у индианок особой любовью. Их надевают даже маленьким девочкам, конечно для них делаются более легкие и дешевые варианты.
Наибольшей популярностью с древних времен до сегодняшнего дня пользуются серьги в виде цветов и фруктов. Они отражают нежность, молодость, духовное совершенство, бесхитростность, невинность — основные атрибуты женского характера.

Классические серьги в восточном стиле - это многоярусные серьги-канделябры, которые популярны и у современных модниц. Они имеют вид подвесок с тонкими цепочками, украшенных монетками, жемчугом, драгоценными или полудрагоценными камнями. Раньше такие серьги были достаточно массивными и тяжелыми. Такие серьги снабжались цепочкой, закрепляемой в волосах или вокруг уха. Современные ювелирные модели более легкие, филигранные и ажурные. Такие длинные и крупные серьги уникальной формы никогда не выходят из моды.

С древнейших времен в Индии мочка уха рассматривалась как признак духовного развития и высокого социального статуса. Среди отличительных черт Будды и как знак его величия — чрезвычайно длинная мочка уха. По общему мнению мочки Гомера и Аристотеля имели те же характеристики.

Существует тесная связь между ушами и сексуальными рефлексами.
Прокалывание мочки уха было широко распространено во всех частях мира. Целью операции являлось не только декоративное украшение, но и защита владельца от злых влияний. Серьги выступали в качестве талисманов.
Сегодня считается, что прокалывание ушей полезно для улучшения зрения и обострения внимания. Акупунктурная точка находится в центре мочки.

По преданиям серьги — утешение в боли и страданиях. Чем более декоративны и дороги серьги, тем больше человек получает утешения.

Серьги Джумки (зонтики)


Очень многие любят индийские серьги джумки. Их называют индийские колокольчики! Еще в древних времен индусы говорили, что Колокол-это голос Бога. При ударе колокола произносится главная мантра ОМ. Религия одежды и украшений в Индии тесно связана между собой, как правило это символика поклонения Богам. Джумки -это символический божественный колокол т.е голос Бога. Индийцы твердо уверены, что серьги-джумки защищают от зла. Приносят удачу и благополучие.
Пожалуй, самые распространенные серьги в Индии.

Каффы
Одним из популярных нынче украшений являются каффы - исконно индийский женский аксессуар. Они представляют собой специальный зажим, не требующий прокола уха.
Как и любые другие серьги, каффы бывают разных размеров, а их особенность и преимущество в том, что крепятся они за всю ушную раковину, не оттягивая мочку уха. При носке они практически неощутимы.

Ожерелья (Хаара)

Хаара – это любые колье, бусы, ожерелье

Ожерелья – очень популярные индийские ювелирные украшения. Обычно они имеют большой объем и вес. К массивной и богато украшенной передней части присоединяется цепочка, которая фиксируется за шеей. Такое колье практически безразмерно, его можно носить как плотно облегающим шею, так и опущенным ниже на грудь.
В повседневной жизни ожерелья не столь массивны, как праздничные.
Скорее всего, предшественницей бус была обычная цветочная гирлянда. А ведь аромат многих цветов, например, жасмина, розы имеет четкий эротический подтекст.

Чандан хаар — ожерелье, состоящее из нескольких нитей бусин.

Чампакали (сhampakali) – ожерелье стилизовано под нанизанные на нить цветы дерева чампак, чьи цветы символизируют чистоту и изящество. Среди членов королевской семьи champakali было символом статуса и происхождения, такое богатое украшение давало возможность продемонстрировать самые крупные и дорогие драгоценные камни из их казны.

Браслеты
Браслеты бывают на руку, на ногу и на предплечье

Браслеты на руку

Браслеты символизируют мощную энергию солнца. Выполняются из любого материала, поддающегося обработке: терракоты, камня, раковин, меди, бронзы, золота, серебра и т.д.


Браслеты подчеркивают грациозность движений рук и изящество тонких женских запястий, что мужчины считают очень эротичным и притягательным. А мелодичный ненавязчивый звон браслетов очищает пространство, умиротворяет ум и привлекает внимание, делая женщину центром и объектом медитации. Не случайно прекрасные небесные танцовщицы соблазняли величайших йогов и аскетов, прерывая их медитацию одним лишь звоном своих браслетов

Очень часто встречаются индийские украшения из серебра с интересным орнаментом и инкрустацией из драгоценных и полудрагоценных камней.
Однако каждый день девушки и женщины обычно носят банглы – браслеты разной толщины из пластика и металла.

Браслеты – чури (чура) , кангана -Это два разных вида браслетов: чури – звенящие тонкие браслеты, а кангана – массивные, украшенные цепочками или камнями

Самые распространенные — разноцветные стеклянные браслеты чура. В наше время бывают и пластмассовые. Как правило, их носят женщины замужние и не самые богатые. Это украшение «для простых людей».
С чура связано два обычая — когда парень делает девушке предложение, то он дарит ей чура, девушка с такими браслетами — это невеста. А если женщина станет вдовой, то родственники разбивают чура прямо у нее на руках. С этого момента она не имеет права носить украшения.

В различных частях страны существуют разные поверья. Некоторые индийские народы считают, что золотой браслет женщине можно носить только вместе со стеклянными, что способствует благополучию и процветанию ее мужа и сыновей.
Браслет превратился из просто украшения в важный социальный символ с древних времен. Сейчас это и символ брака. Руки замужней женщины (да и не только замужней), лишенные браслетов - это вызов всему обществу, говорящий о том, что о ней некому позаботиться. Женщина после свадьбы, а до этого невеста не должна оставаться с голыми руками и должна носить либо красные браслеты из стекла или пару золотых браслетов. Некоторые женщины настолько суеверны, что даже меняя браслеты, они никогда не оставляют руку полностью непокрытой. Они повязывают на руку металлическую проволоку либо конец сари, пока не наденут новый комплект украшений. В некоторых традициях вдовам не разрешается носить стеклянные браслеты.


Панья
— браслет на руку с цепочками переходящими в колечки для пальцев

Бааджюбанд (Баджу). Браслет на плечо. Раньше различные браслеты на плечо и у женщин и мужчин были оберегами. В наше время чаще всего — просто украшение.

Браслеты на ноги.


Пайял (пхаяль)
— браслеты на ногах (обычно серебряные) от тоненьких цепочек до тяжелых жестких браслетов с бубенцами, так же обязательны для невесты.


Хатпхуль — браслеты с кольцами носят не только на руках, но и на ногах.

Украшения для носа.

Украшения для носа в Индии — только женские.

Нат — кольцо в носу, украшенное камнями с цепочкой, которая крепится в волосах невесты над ухом.
Нат считается самым соблазнительным украшением. В Индии носят даже кольца такой величины, что их приходится приподнимать во время еды.
При этом не обязательно прокалывать нос. Существует множество украшений в виде клипсы — накебали . Они очень популярны.

Самое распространенное пхул- (рhul) (дословно — цветок), это гвоздик, как правило — без крепления. Чаще всего пхул состоит только из жемчужинки или камешка. Ну или представляет собой маленькую розетку — как раз стилизованный цветок. Это самое безопасное украшение — выпало и выпало — но оно часто теряется. В Дели бусинку на гвоздике называют лонга. Пхул обычно выглядит скромно.
По украшению можно определить откуда женщина: обычно южанки прокалывают нос справа, а северная Индия — слева.

Самое травмоопасное украшение называется булак (boolak) и носят его не в ноздре, а в перегородке носа.

В Индии есть много каст, которые считают украшения для носа вульгарными и никогда их не носят в принципе. В настоящее время носовые украшения считаются чем-то таким, простонародным, даже по большим праздникам их не надевают. Хотя танцовщицы классических танцев обязательно украшают нос.

Мы привыкли думать, что нос отвечает исключительно за обоняние. Однако еще древние знали, что нос тесно связан с эмоциональной чувствительностью. Оккультисты пошли дальше и полагают, что нос — место шестого чувства.

Кольца

Кольца на пальцах рук


Арси
— это крупное кольцо, со вставкой в виде зеркала, или просто с камнем, отражающим свет. Надевают только на большой палец (царь ладони) по которому, согласно хиромантии, можно определить характер человека. Считается, что большой палец связан с рассудком, в том время как безымянный – с чувствами. (Именно отсюда пришла традиция носить обручальное кольцо на безымянном пальце)
Большой палец — царь ладони. В китайской хиромантии большой палец считается настолько важным, что часто по нему можно определить характер человека, состояние здоровья и будущее. В Западной античности большой палец считался символом Венеры и имел фаллический смысл
По индийским приданиям, то, что увидит человек сразу после сна, влияет на весь предстоящий день, поэтому первое, на что должна посмотреть девушка – это собственное отражение.

На другие пальцы надеваются отдельные золотые кольца или украшения из центрального медальона и 8 цепочек, три из которых крепятся к браслету, а пять — к кольцам – такой браслет с цепочками называется панья
Для обычной жизни украшения могут быть попроще — браслет и одна цепочка с кольцом.

Бичия – кольца на пальцах ног

Бичия носят только в паре.

Кольца изготавливаются из серебра, обычно украшены бубенчиками.
Считалось, что это украшение способно сделать женщину желаннее и красивее.
Часто кольцо на ногу на палец прикрепляют к браслету на щиколотке

Свадебные украшения

Особое место занимают украшения, которые девушка надевает на свадьбу – они указывают на ее уже замужнее положение. В прошлом это были украшения из золота или серебра, сегодня же в моду вошли жемчуг и бриллианты. Украшения невесты не могут не вызывать восхищения – это сказочно красиво и невероятно сложно для нашего понимания. Каждый предмет имеет особе предназначение, каждый чрезвычайно важен.
Свадьба в Индии - это праздник всей жизни для роднящихся семей. Скупиться не принято. Зачастую в ход идут не только личные украшения, но и все драгоценности семьи. Поэтому вес свадебного наряда может достигать нескольких килограммов, зато и девушка выглядит как настоящая принцесса.

Свадебные индийские украшения входят в специальный набор, состоящий из 16 различных изделий и символических атрибутов. Все они предназначены для разных частей тела, имеют свое значение и принцип ношения. В этот набор включены не только украшения, но и определенный принцип нанесения макияжа, а также сари.

Шрингар
Шрингар — так называется полное убранство женщины. Оно включает 16 атрибутов, связанных с шестнадцатью фазами луны.

Название Шрингар связано с Шри-Лакшми — богиней женской красоты, удачи, процветания и плодородия, идеальной женой Вишну.
В духовном мире полубогам вечные 16 лет. Это самый красивый и энергичный человеческий возраст. В 16 лет девушка обладает всеми совершенствами, она на пике физического развития. Ее природа играть, искать новые впечатления, очаровывать всех вокруг. Ее невинность привлекает, все в ней верно и хорошо.
Таким образом, 16 — особое число.

1. Бинди

Бинди — небольшая декоративная точка в центре лба между глазами. На метафизическом языке это место бесконечного потенциала, из которого возникает все проявленное существование. Это мистический третий глаз — канал мудрости и возвышенной интуиции, божественного знания. Глаза часто сравнивают с солнцем и луной. Другое символическое значение — огонь. Два глаза способны видеть только прошлое и настоящее. Третий глаз наделен полномочием видеть будущее.

2. Синдур (Вермилен)

Синдур — глубокий, кроваво-красный порошок, с помощью которого рисуют красную полосу в проборе прически. Используется это украшение исключительно замужними женщинами. Синдур — важный компонент в индуистских поклонениях божествам (пуджах). Красный цвет — символ плодородия и восстановления власти, женской энергии Сати и Парвати. Сати является идеалом жены в индуизме из-за жертвоприношений, которые она совершает для защиты чести своего мужа.
Богиня Парвати дарует пожизненное счастье замужним женщинам, которые наносят синдур на пробор в своих волосах. Ко всему прочему считается, что нанесенный синдур помогает избежать проблем с морщинами и вообще с кожей, также он защищает от злых умыслов.
На более практическом уровне (особенно в Индии, где браки, как говорят, заключаются на небесах), синдур громко и страстно провозглашает статус женщины как принадлежащей лишь одному мужчине.
Первый опыт обращения с синдуром женщины получают во время своей свадебной церемонии. Жених приглашает всех гостей прийти и благословить свою невесту.
Когда все собираются, он под слова благословения совершает синдурадану, то есть наносит синдур на голове своей невесты. Иногда эта церемония называется «сумангали». Синдурадана является отличительной чертой современных свадеб в Индии.
Мусульманки в Индии также наносят синдур на свои причёски для обозначения замужнего положения.

3. Тика

Раньше в Индии тика была символом замужней женщины. В наше время ее стали носить и незамужние девушки. Тики до сих пор надевают на свадебные церемонии. Для невесты это украшение и сейчас является глубоко символичной вещью.
Эти украшения крепятся на затылке заколкой, при этом подвеска должна попадать точно в центр лба. Это место считается домом аджна-чакры. Таким образом женщина повторяет свой статус как замужней.
Примечательно, что аджна-чакра визуализируется как два лепестка. Ее верховное божество Ардханаришвара — полу-мужчина, полу-женщина. Это означает окончательное соединение, где не существует двойственности.
С тантрической точки зрения это означает соединение мужского и женского начал в природе на всех уровнях, включая и физический. Следовательно, тика — символ женщины, сохраняющей обеты брака, дающей новую жизнь клану и ставшей ее частью.

Мусульманские невесты в Индии носят другое украшение – джумар, это та же тика, но расположенная по диагонали.

4. Анджана (Коля)

Коля – часть макияжа — широкая черная линя вокруг глаз, где стрелки соединяются, придавая особую резкость взгляду.
Каждое чувство сердца передается через глаза. Они могут выражать благоговение, сочувствие, любовь, похоть. Индийские поэты обычно хотят утонуть «в глубинах глаз своей возлюбленной».

5. Нат

Нат — кольцо в носу, украшенное камнями с цепочкой, которая крепится в волосах невесты над ухом.
Известны тесные связи носа и сексуальных рефлексов. В ряде европейских стран в средневековье наказанием за супружескую измену была ампутация носа. В Индии нат символизировал дефлорацию.
Нат считается самым соблазнительным украшением, и символом достатка жениха (мужа).

6. Хаара

Хаара — колье, бусы, ожерелье.
Шея — один из важных мистических центров. Поэтому считается, что ожерелье привлекает и сохраняет любовь, приносит удачу, предохраняет от сглаза.
Среди других видов ювелирных изделий ожерелья всегда имели максимум магических чар. Считалось, яркое и богатое ожерелье отвлекало недоброжелателя от лица владельца и таким образом защищало от опасности сглаза, гипнотического воздействия.

Мангалсутра — Оберег в виде ожерелья с черными и золотыми бусинками с двумя золотыми полушариями посередине - это брачное ожерелье, и раньше оно заменяло в Индии обручальное кольцо. Символизирует состоявшийся брак и соединяет клятвы.
Его надевает на невесту жених. Черные бусины должны защищать молодоженов от зла и неблагоприятных воздействий.
На юге Индии это ожерелье называют тали.
Оно символизирует единство супругов и магическую защиту, которую женщина дает мужчине. Это означает, что мужчина отдает себя под магическую защиту женщины. Жена никому не показывает своего тали, чтобы не навлечь беду. Если нить ожерелья порвалась, жди плохих перемен в судьбе мужа. Другими словами, здоровье и благополучие супруга полностью зависит от жены.
Тали не принято носить напоказ, напротив, ради благополучия своего мужа дама должна его скрывать от чужих глаз.

7. Карн Пхул

Карн Пхул – это серьги. Дословно – цветок в ухе. Символ статуса и духовности.
Большие серьги очень благоприятны для замужней женщины, они заявляют о ее статусе и власти. Некоторые серьги столь тяжелы, что их приходится крепить цепочками за волосы. Добавляя все новые и новые украшения, женщина привлекает благополучие в дом.
С древних времен мочку уха рассматривали как признак социального статуса и духовного развития. Серьги – это не только изящное украшение, но и защита от злых чар, дурного влияния. В наши дни считается, что прокалывание мочки уха в определенной точке улучшает зрение и обостряет внимание, а ношение серег приносит утешение. Крупные серьги в ушах замужней индийской женщины говорят о ее статусе и власти. У некоторых женщин этот статус настолько высок, что тяжелые серьги крепятся цепочкой к волосам.

8. Мехенди

Мехенди — рисунок хной на некоторых частях тела – ногах и руках. Рисуют в преддверии свадьбы. По традициям, чем дольше держится хна, тем больше привилегий у жены (она освобождается от работ по дому, пока не сошла хна). По традиции, оставшуюся хну закапывают в землю, это поможет уберечь семью от мужской неверности. В отличие от татуировки является временным украшением тела и держится около трех недель.
Мехенди часто применяют для того, чтобы умилостивить Ганеша, сына Шивы, который преодолевает все препятствия и всегда
приглашается на церемонию индуистского брака. Ганеша также очень дорог богине богатства и удачи Лакшми.

Мехенди означает силу любви в браке. Чем темнее мехенди, тем сильнее любовь. Красный цвет — цвет плодородия, власти.

В рисунке используются только растительные орнаменты, они символически связывают женщину с природой, понятиями рождения, питания, роста, регенерации. Мехенди защищает от злых духов, несчастий, болезней и даже смерти.

9. Наручные браслеты

Поэты называют их блестящими жетонами лучистой жизни, кругами света для счастливой дочери и счастливой жены.
Браслет - важная часть украшения невесты в Индии. После свадьбы замужняя женщина обязана носить браслеты – это знак замужней женщины. Они имеют множество романтических и любовных аллюзий. Звенящий звук браслета сообщает о присутствии женщины, о том, что ей требуется внимание, что она гневается или желает обменяться взглядами.
Считается, что браслеты на запястьях девушки – это кольца счастливой жизни, чем их больше – тем удачнее у девушки будет брак. Индийские девушки, как правило, носят браслеты по 8,12 или 24 на каждой руке симметрично.
Интересно, что замужняя женщина должна носить браслеты в обязательном порядке, иначе считается, что ее муж не может позаботиться о своей жене.

10.Бааджюбанд

Бааджюбанд — повязка, браслет или нить с амулетом на плече.
Во время проведения свадебной церемонии это украшение должно было защитить свою обладательницу от дурного глаза и нападок злых духов.
В зависимости от традиций, принятых в общине, и от статуса женщины в браке бааджюбанд может покрывать всю верхнюю часть руки от локтя до плеча. Бааджюбанд должен жестко сидеть на руке. Выполняется из различных материалов, богато украшается орнаментом. Считается символом безупречной красоты.

11.Арси

Арси — кольцо с зеркалом, носится на большом пальце.
По преданию, первое, что должна увидеть женщина, просыпаясь — свое лицо. Для этого всегда нужно зеркальце под рукой. Такое кольцо-дозорный бережет красоту и психику женщины.

12. Кешапашачарачна

Кешапашачарачна — убранство волос.
Волосы относят к элементу земли как нечто твердое и материальное; к элементу воды, так как они свободны, текучи; к стихии огня, потому что поступают из печи головного мозга к элементу воздуха, поскольку они легки и могут быть унесены ветром. Волосы имеют свою собственную жизнь. Растут быстрее, чем все другие части тела. Они представляют связь между этим миром и будущим. Волосы — источник жизненной и магической силы. Они образуют корону вокруг головы — самой святой части человека. Часто волосы предлагались богам в качестве сублимированной человеческой жертвы.
Волосы обладают колоссальной силой. И чем длиннее волосы, чем тщательнее женщина бережет их от чужих взглядов, собирая в пучок или заплетая в косу, тем большую силу они имеют. В Ведах сказано, что женщина с длинными волосами (накопленной в волосах силой) обладает таким могуществом, что ни один мужчина не сможет устоять перед ней.
Волосы, заплетенные в косу, считаются наиболее благоприятным символом. Согласно мифологии, три плети волос в косе обозначают три наиболее почитаемые индийские реки — Гангу, Ямуну и Сарасвати, а так же троицу богов — Брахму, Вишну и Шиву.
Дабы не соблазнять мужчин, женщинам предписано посещать храмы с покрытой головой.
И в Европе невесты ходили до свадьбы с длинной косой. После замужества коса собиралась в пучок или пряталась в головной убор, что означало ограничение власти и независимости, новые обязанности.

13.Камарбанд

Камарбанд — поясной ремень, удерживающий и украшающий сари.
Защищает манипуру-чакру. Удерживает связку ключей, что означает символическую передачу правления от свекрови к невестке, новые полномочия и обязанности.

14. Ножные браслеты — от тонких цепочек до тяжелых, толстых жестких браслетов. Иногда к ножным браслетам крепят бубенцы.

15. Бичия — кольца для пальцев ног

Бичия носят только в паре.
Бичия обязательно должны быть на втором пальце.

Это украшение замужних дам.
Ни образ невесты, ни свадебная церемония не будут законченными без этого украшения. Сам свадебный обряд раньше включал в себя момент, когда жених надевал кольцо невесте на палец ноги.

Пальцы на ногах украшаются кольцами, простыми или сложного дизайна,.
их надевают парно на каждую ногу. Обычно, они серебряные.

Некоторые кольца украшают бубенцами. Также иногда на ноги надевают украшения из медальона с цепочками.

16. Сари.

Это украшение заслуживает отдельного рассказа.
Это один из самых известных элементов в образе невесты. Традиционно вышивается золотыми нитками на красном полотне.