Личность ребенка формируется в семье, где он растет и развивается в первые месяцы своей жизни. Родители становятся главными в его воспитании. По мере роста малыш начинает познавать мир и самого себя, все это помогает в его становлении. А общение является закрепляющим фактором, который принят в социуме.

Взрослый человек – это продукт воспитания, который первые свои личностные качества и навыки приобрел в семье родителей. Лишь потом к процессу подключаются окружающие люди, воспитатели и учителя, друзья и общество в целом. Несомненно, ребенок меняется под воздействием окружающих людей. Но основу в него закладывают родители, которых малыш считает всезнающими и правильными.

Поначалу родители озабочены лишь ростом младенца, который постепенно начинает их запоминать, изучать и приучаться. Затем возникает осознание, когда ребенок уже начинает контролировать не только свое тело, но и мысли. Когда ребенок становится осознающим, родители переходят к его воспитанию. Однако именно воспитание, по мнению интернет-журнала сайт, может стать губительным в становлении личности ребенка.

Чем занимаются родители, когда у них появляются дети? Они их растят, следят за их здоровьем, кормят, одевают. Но это еще не все. Родители, помимо удовлетворения всех физиологических потребностей, занимаются воспитанием. Это же касается и обучения, когда даются знания. Воспитание и обучение развивают в ребенке разные области его личности, но направлены на одно и то же.

Что такое воспитание? Это программирование человека. Другими словами, родители занимаются простым программированием ребенка на ту жизнь, которой он потом будет жить.

Мама и папа практически лишают ребенка права самому решать, каким человеком ему быть, как поступать, что делать в той или иной ситуации, чем себя занимать, с кем общаться и т. д. Взрослые то и дело, что говорят своим детям, что нельзя и что можно, что есть хорошо, что неправильно. Все это является программированием: каким быть и какие поступки совершать в той или иной ситуации. И это называется красивым словом «воспитание».

Тем же самым занимается обучение, которое дает конкретные, четкие и однозначные знания людям, негласно говоря: «Может быть только так и никак иначе! Все, что будет противоречить этим знаниям, является абсурдом!». Люди яростно вступают в перепалки, когда их знания и мнения не совпадают. Каждый из них считает свое знание единственно правильным. И никто из них не видит, что, возможно, они все правы.

Воспитание занимается тем, что программирует каждого человека на определенный образ жизни. Пока ребенок маленький, он не подвергает сомнению все, что ему говорится. Он слушается и полностью доверяет своим родителям. Вот только не всегда сами мамы и папы понимают, что они пытаются в своих детях запрограммировать и как это потом повлияет на их жизнь, когда те повзрослеют.

Страхи, комплексы, внутренние запреты, убеждения, направленность , модели поведения и прочее – все воспитывают в детях родители. Вот почему уже принято говорить о том, что абсолютно все дети покалечены своими родителями, которые сами являются закомплексованными, неуверенными, боязливыми, зажатыми и далеко не все знающими людьми.

Что такое формирование личности ребенка?

Семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Что это такое? Это такое воздействие на малыша, которое будет способствовать его социализации, саморазвитию, становлению как личности. Стоит отметить, что все люди вырастают разными, а это говорит о том, что родители прибегают к различным методам воспитания.

Среди одной из методик развития является подражание. Ребенок просто копирует поведение и черты характера, мысли своих родителей. Существуют различные методы воспитания детей. И все они по-своему привлекательны и эффективны в достижении определенных результатов. Однако существуют универсальные методы, которые функционируют независимо от желания и стремлений родителей.

Один из этих методов называется подражание. Обратите внимание, как в природе взрослые животные обучают своих детей искусству выживания. Мама выходит со своими детенышами на охоту и сама демонстрирует, как нужно ловить жертву, кушать ту или иную травку, облизываться и т. д. Мать собственным примером показывает, что нужно делать ее деткам, чтобы выжить. Такой же принцип действует и среди людей, но не все о нем помнят. Ребенок внимательно наблюдает за своими родителями и повторяет все, что они делают. При этом он не анализирует их поступки, так как считает, что раз это делают его родители, значит, это полезно для того, чтобы выжить.

К примеру, молодые мамы отпускают своих детишек играть в песочнице, а сами при этом курят и пьют на лавочках, обсуждая какие-то темы. Дети на все это смотрят и запоминают. Стоит ли потом удивляться, почему со временем эти самые дети начинают курить и пить? Как родители себя ведут, такими же будут и их дети.

Единственный способ обучения детей, а также и других людей, – собственный пример. Не следует воспитывать детей. Воспитайте в себе то, что вы хотите воспитать в своем ребенке. Он на вас посмотрит и скопирует ваше поведение.

Этапы воспитания ребенка:

  1. Родитель имеет свой характер.
  2. Ребенок начинает уважать своих родителей.
  3. Уважая, ребенок подражает родителям.
  4. Ребенок задает какие-то вопросы.
  5. Родители ненавязчиво дают советы.

Чтобы ваш ребенок прислушивался к вашему мнению не только в дошкольном возрасте, но и после, следует вызвать у него внутреннее чувство уважения. Как только это чувство достигнуто, ваш ребенок начнет не только подражать вам, копируя ваши поступки и характер, но и прислушиваться к вашему мнению. Очень важно позволить в сердце своего крохи сохранить то чувство любви и уважения, которое он испытывает к своим родителям, чтобы потом иметь возможность влиять на его воспитание характера и регулировать поведение.

В процессе развития кроха не способен оценить свои поступки и слова, поэтому он совершает некие действия, обращая внимание на то, как на них реагируют родители. В зависимости от их реакции и воспитательных мер, которые к нему применятся после каждого совершенного поступка, у ребенка формируются те или иные привычные модели поведения.

Формирование личности ребенка в семье

Что такое личность? Это результат культурного, социального и воспитательного влияния на человека. Никто не рождается личностью. Однако по мере приобретения знаний, опыта, наработки качеств характера и навыков человек становится индивидуальностью,

В вопросе формирования ребенка существует два аспекта:

  1. Осознание малышом своего места в мире. Как распознать, что он достиг своего развития?
  • Ребенок понимает местоимение «я» и использует его.
  • Ребенок способен себя контролировать.
  • Ребенок способен разделять вещи на «хорошие» и «плохие».
  • Ребенок может рассказать о себе: о внешности, характере, способностях, внутренних мыслях, ощущениях, переживаниях.
  1. Развитие чувств и волевой сферы, чтобы развивать определенные качества и модели поведения.

Личностью ребенок становится не ранее 2-х лет, поскольку до этого времени преимущественно занимается своим физическим развитием. С 3-х лет приходит самосознание. А уже к 5 годам ребенок выделяется на фоне остальных детей, что делает его личностью.

Соседи, друзья, школа, реклама, социум в целом, несомненно, имеют свое влияние на человека, который постепенно меняется. Однако эти изменения будут незначительными. Базу закладывают в ребенка его родители, которые окружают его в первые годы жизни. Он берет с них пример, подражает, копирует их. Вот почему со временем становится заметно, что ребенок ведет себя так же, как и его родители.

Семья – посредник между социумом и ребенком. Родители сами поддаются влиянию социума, вбирая в себя нравственные, моральные, культурные и прочие устои. Затем они их передают ребенку. Но все же воспитание в каждой семье различается по той причине, что каждый родитель усвоил не все, а лишь отдельные принципы социума.

  • В первый год жизни родители занимаются лишь физическим развитием ребенка.
  • На втором году жизни можно знакомить ребенка с общественными устоями.
  • После достижения 2 лет необходимо внедрять в ребенка нравственные и моральные принципы.
  • После 3 лет необходимо уже настаивать на их соблюдении.

Воспитание и формирование личности ребенка

Семья является первой средой, в которой формируется и воспитывается личность ребенка. Воспитание в каждой семье различается, поскольку оно основано на тех убеждениях, страхах, качествах характера и поведении, которыми обладают сами родители. Не забываем, что все люди разные. Вот и получается, что два (или один человек, если нет второго родителя) индивида со своим уникальным набором всех психологических качеств создают среду для малыша, в которой он будет расти и развиваться.

Среды создаются разные, поэтому и личности воспитываются различные. Главным постулатом, которого должны придерживаться родители, должна быть любовь. А то, что ребенок проходит через систему поощрений и наказаний, является естественным процессом воспитания.

Стоит отметить, что родители сами не являются идеальными людьми. Поэтому им навряд ли удастся воспитать идеального ребенка, который всегда и все будет делать правильно. В процессе воспитания часто родители совершают ошибки, о которых могут даже не догадываться.

С появлением таких понятий, как успех и лидерство, ученые всерьез занялись вопросом устранения причин, делающих человека несчастным и бедным. Как оказалось, многое зависит от воспитания, через которое проходят абсолютно все люди. Старые методы взращивают в детях те привычки и качества, которыми ранее обладали их предки. А они не жили богато и счастливо. Получается, что родители воспитывают в собственных детях инфантильность, жертвенность и чувство неуверенности в себе. Это мешает достичь успеха в современном мире, который приветствует людей-лидеров.

Какие 7 ошибок воспитания выделяют ученые?

  • Родители не позволяют детям рисковать.

Отсутствие риска приводит к незнанию реалий жизни. Мир не прост и не мил. Если родители постоянно опекают и заботятся о своем малыше, давая 24-часовую защиту от любых бед, то воспитывают в нем заносчивость и низкую самооценку.

Ребенок должен упасть и забить ножку, чтобы понять, что следует за его действиями. Подросток должен пережить страдания из-за первой неудачной любви, чтобы повзрослеть эмоционально. Рискуя, пробуя, попадая в различные ситуации, он научается реальной жизни.

  • Родители слишком быстро бросаются на помощь к ребенку.

Пытаясь каждый раз помочь, в первую же секунду начать исправлять ошибки и решать все последствия действий ребенка, мамы и папы развивают в нем беспомощность. Во-первых, ребенок начинает думать, что в случае неудачи его проблемы всегда кто-то решит. Неприятные последствия обязательно кто-то разгребет. В обычной жизни никто не собирается помогать взрослому человеку. Если ребенок не научится решать сложные ситуации сам, тогда окажется неприспособленным к реальной жизни.

  • Чрезмерное восторжение.

Если родители по любому поводу восторгаются сыном/дочкой, это приводит к повышенной самооценке. Данное направление стало поощряемым за последние годы. Однако исследования показывают, что дети начинают лгать, жульничать и преувеличивать, когда понимают, что ими восхищаются только родители, а окружающие не видят в них ничего особенного. Неспособность сталкиваться со сложностями и воспринимать себя адекватно заставляет детей искать другие пути получения привычного и приятного восторга.

  • Поощрять всех без исключения.

Неспособность показывать детям реалии жизни приводит к тому, что те неадекватно оценивают собственные поступки и слова. Родители часто хотят похвалить своего ребенка, который совершил хороший поступок, при этом не обделить похвалой и остальных детей, которые ничего не сделали для достижения успеха. Дети перестают видеть необходимость прилагать усилия, трудиться, если даже при отсутствии достижений их хвалят. Теряется понимание причинно-следственных связей, когда в реальном мире человек получает успех лишь после того, как что-то сделает ради него, предпримет действия, ущемит свои желания и напряжется, если нужно. Следует учиться родителям говорить «нет» и «не сейчас». Хвалите лишь за то, что сын/дочь достиг какого-то (даже маленького) успеха.

  • Желание назидать и поучать, а не обсуждать ошибки.
  • Интеллект не связан со способностью жить самостоятельно.

Часто родители путают такие понятия, как интеллект и умение быть самостоятельным. Человек может многое знать, но быть абсолютно неумелым в условиях реальной жизни. Часто наблюдаются талантливые в своем деле люди, но абсолютно безалаберные в общении с окружающими, не умеющие предсказывать последствия своих поступков. Ребенок может быть умным, но абсолютно неприспособленным к реальной жизни. Это указывает на ошибочное воспитание, когда ему дают знания, но не развивают навыков самостоятельной жизни.

  • Не жить по правилам, по которым должны жить дети.

Чему учат детей, родители должны сами придерживаться. Пока ребенок маленький, примерами лидеров являются его родители. Как они живут? Как себя ведут? Как поступают в разных ситуациях? Он обучается лидерству на их примере. Трудно переубедить ребенка в обратном, что родители поступали неправильно и они не являются лидерами по жизни. Если желаете успеха собственному ребенку, тогда сами должны стать успешными лидерами в реальном мире. Он скопирует это и сам достигнет вершин успеха, когда станет взрослым.

Итоги воспитания

Каким бы правильным или неправильным ни было воспитание, а в итоге все равно появляется личность со своим уникальным набором качеств, убеждений, ощущений и повадок. Воспитание все равно формирует личность, а насколько она будет адаптирована к , это уже другой вопрос.

Не следует забывать, что быстрее всего воспитание и развитие происходят в процессе деятельности, взаимодействия, общения. Не на словах, а на поступках в человеке зарождаются те или иные качества, мысли, чувства. Поэтому следует активно вовлекать детей в различные виды деятельности, что будет способствовать скорейшему их развитию как личностей.

Недаром говорят: дети - зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребенка их пример?

Пятилетний Саша, встречаясь с соседями по подъезду, приветливо улыбается им и четко произносит: «Здравствуйте». По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. Он знает, что означает это приветствие, ему объяснил папа: сказать «здравствуйте» - значит пожелать здоровья. Это хорошее пожелание, значит, и произносить его надо доброжелательно, вежливо.

Встретившись возле лифта с взрослыми, Саша старается пропустить их вперед себя. Так он поступает тоже по примеру папы.

Но, к сожалению, дети видят и другие примеры.

Пожилая женщина с мальчиком лет шести вошла в вагон метро. Пассажиры, потеснившись, освободили место и... мальчуган тут же сел. Его бабушка, поставив сумку внуку на колени, встала рядом. Пассажиры переглянулись. Кто-то сказал, обращаясь к мальчику:

- Мы уступили место твоей бабушке, она, наверное, устала.

- Ничего, я постою,- сказала пожилая женщина,- Какой же он большой? Это он такой рослый, а учиться только осенью пойдет.

- Конечно, большой, должен уметь уступать место в транспорте. И не только своей бабушке... В вагоне народу немного, и мальчик может постоять.

Бабушка недовольно поджимает губы. Обращаясь к внуку, который уже намеревался было встать, говорит:

- Сиди, сиди, всем не науступаешься!

Поглаживает его по спине, затем бросает в пространство:

- Ишь, сколько учителей нашлось! Своих бы лучше воспитывали!

Формирование поведения не может осуществляться в отрыве от воспитания ребенка в целом. Между внутренней культурой и внешними формами ее проявления существует тесная связь. Если от детей требуют внешне приличных форм поведения, то этим непременно влияют на их внутренний мир.

Нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей. Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года малыш способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности; симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам. Если его правильно воспитывают, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких.

Вольными или невольными воспитателями маленького ребенка являются все взрослые люди, с которыми ему приходится общаться в раннем детстве. Однако естественно, что сильнее влияют на его привычки и только что закладывающийся характер наиболее близкие ему люди - члены его семьи. Те, кто уделяет малышу наибольшее внимание, ласку.

И в этом случае огромное счастье для них, особенно для мальчика, когда один из таких близких, любящих его людей - отец.

О роли мамы в воспитании детей (особенно маленьких) сказано много. И столько же раз можно повторить, что малышу для его здорового и нормального развития совершенно необходимы материнская терпеливая ласка, нежность, внимание, любовь. Спокойно и радостно засыпает малыш под добрую, ласковую мамину колыбельную песню... Во время болезни лекарство в маминых руках кажется не таким уж и горьким. Та же легкая рука, кажется, снимает боль... И совсем-совсем не страшно войти в темную комнату, если рядышком мама.

Очевидно, бесспорно и подтверждено многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных народов: мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин. И в «нежном» возрасте самый близкий и понятный для них мужчина - отец.

Быть папой - дело серьезное и чрезвычайно ответственное. Вот почему отец не имеет права (как это, к сожалению, еще до сей поры случается!) перекладывать все проблемы воспитания детей на материнские плечи, обедняя, таким образом, и собственную свою душу, и душу своего ребенка. Воспитание детей в такой же степени мужское (отцовское) дело, в какой и женское (материнское). Потому, когда мы утверждаем, что всякое воспитание, прежде всего, начинается с обязательного самовоспитания воспитателя, - мы, конечно же, утверждаем этим и отцовскую ответственность перед ребенком. Тем более перед сыном, мальчиком, для которого, особенно в раннем возрасте, отец - идеал мужества.

Именно папа своим поведением, добрым внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в маленьком мальчике чувство мужской ответственности перед любимыми женщинами, желание их защитить, помогать им.Поведение маленького сына - чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения... Вот почему нашим папам совершенно необходимо быть честными, благородными и вежливыми людьми. Они не имеют права забывать (прежде всего, перед своими детьми) того, что они - сильная половина Рода человеческого.

Если мальчик видит, что его папа всегда уступает в общественном транспорте место женщинам, - сын очень скоро начнет вести себя точно так же. Если ребенок замечает, как постоянно сдержанно и воспитанно ведет себя его папа: никогда не повысит голоса, не покажет своего раздражения, какой бы усталый ни вернулся он с работы, - сын тоже станет сдерживать свои эмоции. Если мальчик систематически наблюдает, как ласково и бережно относится его папа к маме и бабушке, как часто старается он разгрузить их от бесконечных домашних «женских» забот...

Когда мама торопится, больна или устала, папа без всяких ее просьб и упреков охотно берется за эту «женскую» работу: моет пол, ходит в магазин за продуктами, моет посуду и даже при случае отлично готовит обед... В подобной семье сыновья рано начинают приобщаться к работе по дому, они охотно помогают маме и бабушке. И тут стараясь как можно больше походить на папу.

Умный отец разумно пользуется своим авторитетом у детей. Уважая окружающих его людей, он с уважением относится к сыну или к дочке. Никогда не оскорбит их человеческое достоинство. Не повысит на них голоса, и тем более в присутствии посторонних. Тем резче ощущает малыш отцовское недовольство, когда он (сын) совершит вдруг какой-нибудь плохой поступок: обманет, обидит слабого, нечестно обойдется с товарищем... Впрочем, хорошо воспитанный отец и тут поведет себя сдержанно и разумно. Он серьезно и строго поговорит с сыном (или с дочкой). Выскажет свое мнение относительно совершенного им проступка. А при случае даже и накажет: не возьмет мальчика с собой на прогулку, на рыбалку, отстранит его в этот вечер от любимого «мужского» домашнего дела. (Уверяю вас, дорогие папы, что подобные наказания действуют гораздо сильнее окриков, к которым - при всей их оскорбительности - дети привыкают. И хуже того, человек, который постоянно оскорбляет достоинство ребенка, скоро теряет его доверие и уважение. И очередной окрик или какое-либо другое грубое наказание со стороны этого человека лишь ожесточает малыша, укрепляет в нем обиду, недоверие и неуважение к такому взрослому. Даже если это отец или мать.)

Очень полезно для мальчика, когда у него - помимо общих каждодневных домашних дел и обязанностей - есть еще общее с папой (дедушкой или со старшим братом) «мужское» дело или увлечение. Таким делом может стать сооружение шведской стенки в детской комнате, или спортплощадки во дворе. Неплохо также вместе с сыном смастерить скамейку для бабушки, чтобы у нее не отекали ноги.

Весной можно смастерить скворечник или дуплянку и повесить их под окошком или в ближнем лесу. Зимой сделать кормушку для птиц. Мало ли дел у настоящих мужчин! И каждое такое дело постепенно и естественно приучает маленького сына к труду, к терпению, к чувству собственной своей причастности к большому взрослому миру людей.

Влияние папы на дочь, девочку тоже достаточно велико. Умный, серьезный, добрый и умелый папа долгие годы, всю жизнь остается для дочки образцом мужского поведения. И все-таки роль матери в воспитании дочки беспредельно велика. Так как наши девочки, естественно, в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своем отношении к дому и семье, к близким прежде всего равняются на собственную маму. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна, видимо, быть человеком чрезвычайно требовательным к самой себе: вежливой, сдержанной, аккуратной, опрятной, женственной. (Впрочем имеет ли право чья бы то ни было мама быть другой?) Именно мама должна терпеливо и умело приучать маленькую дочку к обязанностям по дому. У мамы и у дочки в семье должны быть свои, «женские» общие дела. И начинаются такие дела с самого незатейливого и простого: каждый вечер дочь, перед тем как лечь спать, обязательно должна навести уют и порядок в кукольном уголке, днем - выстирать платья и фартуки своих кукол... Позднее, годам к 5 - 7 эти заботы станут более взрослыми, более серьезными. Но уже привыкшая к домашнему труду девочка будет исполнять их радостно и охотно.

В повседневной жизни слова вежливости мы произносим автоматически и не задумываемся, что именно они обозначают. Эти благие пожелания стали формальностью - для кого-то Дежурные улыбки и любезности даже составная часть профессии. И детей мы учим хорошим манерам также поверхностно, как пользуемся ими сами. Ну, кому же не хочется продемонстрировать знакомым своего развитого трехлетку, освоившего весь набор традиционных «вежливостей»? Между тем Бенджамин Спок, чьи книги есть в каждом доме, но чьи идеи, к сожалению, так и не овладели массами, пишет: «Обучение ребенка таким словам как «здравствуйте» и «спасибо» должно быть не первым шагом, а последним. Главное - это научить его любить людей».

В самом деле, почему на многих из нас выражение «хорошие манеры» нагоняет тоску? Не потому ли, что мы с детства чувствовали во всем этом неуловимую фальшь? Совсем другой отклик в душе вызывает настоящая доброжелательность. Поэтому, может быть, есть смысл начать обучение ребенка этикету с рассказов о том, как знакомые ему люди милы и симпатичны, как они его любят... Проникаясь искренней симпатией к окружающим, ребенок сам захочет радовать их добрыми словами.

Конечно, далеко не все люди на свете вписываются в эту идиллию и вызывают расположение к себе. И все же в окружении ребенка люди, как правило, «положительные». Пусть со своими недостатками, но ведь не отпетые негодяи, каких обычно подразумевают под людьми, не заслуживающими искренних симпатий. Когда-нибудь, возможно, ваш ребенок столкнется и с такими. И может быть, даже будет вынужден с ними «расшаркиваться», поняв, что не всегда вежливые слова приходится говорить по велению сердца. Но пусть это станет для него исключением, а не правилом.

Дата публикации: 25.12.2016

Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ, в которых подчеркивается:

Проблема роли семьи в формировании личности ребенка

Проблема вляиния родителей на развитие личности человека

Проблема преемственности поколений

Проблема воспитания

Возможные тезисы:

Чаще всего дети вырастают такими же, как и их родители

Именно в семье в личности ребенка закладываются нравственные ценности и жизненные принципы

Дети перенимают от родителей, которые служат для них примером, как положительные, так и отрицательные черты

Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»

Ярким примером влияния родителей на формирование личности ребенка является комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова вкладывала немалые суммы в образование единственного сына. Она любила Митрофанушку всем материнским сердцем и чрезмерно баловала его, жалела и лелеяла без повода, не замечая недостатков сына. Ребенок, понимая свою ценность в глазах матери, пользовался своим положением. Излишняя опека Простаковой привела к тому, что юноша вырос ленивым, эгоистичным и необразованным человеком, неспособным любить даже собственную мать.

Доказательством того, что дети многое перенимают от родителей, может послужить комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова нанимала учителей для сына, хотя сама была неграмотной. На глазах Митрофанушки она колотила слуг, оскорбляла мужа, проявляла полное неуважение к окружающим и вела себя по-хамски, или же, наоборот, льстила богатым гостям. Неудивительно, что юноша вырос таким же и вел себя грубо даже по отношению к собственной матери. Увидев, как сын отталкивает самого родного человека, Стародум подвел итог: «Вот злонравия достойные плоды!»

Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»

Проблема влияния семьи на личность ребенка затрагивается и в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин, главный герой, проявлял трепетное и бережное отношение ко всему живому. Его сын Колька перенял от отца любовь к природе. Когда мальчик узнал, что живодер Вовка собирается насмерть замучить щенка, он, не задумываясь, отдал свой спиннинг ради спасения животного, хоть и понимал, что больше ему такого никогда не подарят.

В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показывается, как похожи дети на своих родителей. Бурьянов, будучи лесничим, злоупотреблял своим положением. Вырубал лес, обдирал липы, не следил за порядком на вверенной ему территории. Не далеко отца ушел и Вовка, который за деньги провожал туристов туда, где охота и рыбалка были запрещены.

В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показано, что дети перенимают от родителей как положительные, так и отрицательные черты. Егор Полушкин любил все живое, и его сын был таким же: писал стихи про бережное отношение к природе, а ради спасения щенка отдал свой новенький спиннинг живодеру. Лесничий Бурьянов, пользовался своим положением, вырубал лес, обдирал липы, что служило не лучшим примером для его сына Вовки. Мальчик рос безжалостным и алчным шантажистом.

А. С. Пушкин повесть «Капитанская дочка»

Проблема влияние семьи на личность человека затронута и в повести Пушкина «Капитанская дочка». Андрей Гринев уделял большое внимание воспитанию сына, желая, чтобы мальчик стал настоящим мужчиной. Провожая Петрушу на службу, отец дал ему наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду». Возможно именно благодаря этому юноша проявлял себя с лучших сторон во время мятежа, демонстрируя отвагу, честность и жажду справедливости.

Л. Н. Толстой роман «Война и мир»

Ценности семьи передаются от родителей к детям и примером этому может послужить роман Толстого «Война и мир». В семье Ростовых, где нравственные ценности играли далеко не последнюю роль, дети: Николай, Петр и Наташа, - переняли от родителей такие качества, как открытость, честность и доброта. В семье Курагиных, где все решали деньги, Элен и Анатоль выросли такими же корыстными и эгоистичными, как их отец.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1973»

Дошкольное отделение № 1

Семинар

«Влияние родителей на формирование

личности ребенка»

Провела

Педагог-психолог

Таратунина М.А.

Москва

2014

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей.

Семья влияет на ребенка, приобщает к окружающей жизни. Одной любви недостаточно для того, чтобы дети росли, чтобы более нормально развивались. Если родители не компетентны в вопросах воспитания, то их дети не могут стать личностями. И хотя любовь является для большинства родителей естественным чувством, мало кто из детей получает именно ту любовь, которая помогает расти и развиваться.

Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, сто и общество. Сегодня большинство вступающих в брак – это люди со средним и высшем образованием. Почему же у многих родителей происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается на воспитании детей.

Повышение ответственности родителей детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения.

«Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющихся сейчас в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя, дать тот минимум знаний, который необходим для воспитания ребенка.

В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольных учреждений в работе с семьей. Очевидна важность дальнейшего содержания, важность дальнейшего содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии личности ребенка.

Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.

«…В семье начинается первые жизненные шаги ребенка. Его поведение – результат влияния семейного уклада, воспитательного воздействия родителей и других членов семьи.

Совместная работа детского сада и семьи – необходимое условие успешного развития личности ребенка.

Если положительные черты характера, навыки, привычки складываются при едином воздействии детского сада и семьи, то формирование их представляет значительно меньше трудностей, и воспитание качества бывают обычно прочными, устойчивыми.

Если же в детском саду ребенку предъявляют одни требования, а дома другие, или между членами семьи нет согласованности в воспитании, то формирование полезных навыков и привычек чрезвычайно затрудняется: в организме происходит непрерывная ломка первоначально установленных связей – все это требует большого напряжения нервной системы ребенка, отрицательно влияет на его состояние, поведение.

Важная задача дошкольных учреждений - оказание повседневной помощи родителям в воспитании детей, содействие их педагогическому просвещению.

В.А.Сухомлинский отмечал, что родителям необходима педагогическая культура.

«Каким бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто».

Великий русский врач, анатом, педагог П.Ф. Лесгафт указывал: «При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка.

Этим самым он хотел доказать огромную роль родителей в развитии личности ребенка. «Именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека; именно здесь он превращается силою привязанности к источникам жизни - матери и отцу – в общественное существо, потому что мать и отец в конце концов умрут, а потомок их останется и воспитанная в нем любовь, возложенное, но уже не неутолимое чувство, должно обратиться, на других людей, на более широкий круг, чем одно семейство. Стало быть, в том, что семья является школой понимания Родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней, заключается одна из славных причин долговечности семьи…».

Нельзя не вспомнить высказывания М.Горького. Он писал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей. Знание должно быть не только механическим накоплением фактов, но и критикой доказательств истинности обобщения, анализом процесса мышления.

Формирование характера, развитие воли только при условии широкой самостоятельности детей в труде, занятиях, играх.

Чем больше разумной любви и внимания дадим мы ребенку, тем ярче, красивее станет жизнь».

Процесс воспитания носит комплексный характер, так как мы формируем личность в целом, а не отдельные ее свойства и качества. Развитие ребенка осуществляется успешно при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания, в педагогике нет главных и второстепенных вопросов.

Ребенок воспитывается непрерывно, а не от случая к случаю, например, лишь тогда, когда его учат, ему объясняют, советуют, разговаривают с ним или отвечают на его вопросы.

Формирование личности – процесс многоплановый и длительный. Воспитатель должен раскрыть это положение, показав родителям, что, например, физическое воспитание – это не только забота о здоровье ребенка, организация полноценного питания, сна, отдыха, пребывания на свежем воздухе и т.п. Оно тесно связано с формированием у ребенка нравственно – волевых качеств смелости, выдержки, терпения, умения преодолевать трудности, дисциплинирующие, а также с подготовкой к участию в труде, к обучению в школе».

Важным условием для укрепления связи с семьей, успешного решения задач, стоявших перед детским садом, является педагогическое просвещение родителей и изучение лучшего опыта семейного воспитания. Каждая семья совместно с детским садом должна заботиться о всестороннем развитии детей; родители отвечают за то, каких детей они воспитывают.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям присуща активная жизненная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношению ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы.

Воспитание ребенка и организация его жизни начинается прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни в семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат.

Никакая «мелочь», нарушающая эмоционально – нравственную атмосферу, не может не влиять на ребенка. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок белее податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Будет ли первоначальный опыт ребенка с взрослыми в системе отношений «взрослый - ребенок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семье.

Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любые желания, любой каприз ребенка, создаются условия для процветания эгоцентризма. В этом случае семья не может решать одну из важнейших социальных задач воспитания будущего гражданина Родины.

Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам ее, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определенные трудовые обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Однако не все родители имеют для этого педагогические знания. Задача детского сада – во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психологического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания, подчеркнув при этом, что для того, чтобы воспитывать детей, надо знать их и уметь видеть характерное для каждого периода детства и, конкретно, то, что можно наблюдать только у своего ребенка.

Нельзя форсировать развитие без учета возможностей ребенка – дошкольника. Но и задержка в развитии также не допустимы. Поэтому важно, чтобы родители знали психофизиологические показания развития детей.

Дошкольный период детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных, духовных сил. В это время происходит бурный рост всего организма, развитие мозга, и связанное с этим усложнение процессов высшей нервной деятельности.

У ребенка повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий, идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребенка. Все больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна.

Подчеркивание важности роли взрослых в жизни детей не является недооценкой того, как сами дети могут значить друг для друга.

Ребенок может радоваться обществу других детей, изучать, а иногда и тренировать их. Но главное для малыша - считают ли себя взрослые активными участниками его развития или же пассивными наблюдателями.

Активное участие – это не обязательно вмешательство и контроль, скорее, это отношение, при котором взрослый в мире ребенка – чуткий и готовый приспособиться человек. Взрослые должны видеть в себе людей, чье поведение и отношение имеют большое значение для ребенка. Это означает, что иногда взрослые должны приходить к выводу, что им, а не ребенку следует перемениться, да еще в большей мере. Порой, как это ни тяжело, требуется выжидание, когда малыш совершает ошибку. Иногда же нужно спешить ему на помощь. Это так же означает, что в ребенке нужно видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием. А в общем, это значит считать, что скорее нам, а не, как повелось ребенку, следует меняться, учиться, адаптироваться. У взрослых с их более гибкой самооценкой гораздо больше радостей в жизни с детьми.

Еще в 70-х годах специалистами в различных областях стало очевидно, что они не добьются заметных результатов в воспитании детей, если будут использовать лишь редкие занятия и не станут привлекать родителей к продолжению этой работы дома. Как только педагоги попытались провести несколько экспериментов по вовлечению родителей ребенка, они обнаружили, что родители не только не мешают и не препятствуют работе, а, наоборот, могут способствовать быстрым успехам. При этом необязательно видеть в родителях часть проблемы, скорее, они способны стать частью ее решения – родители могут овладеть новыми навыками, руководствуясь сильным желанием помочь своим детям. Большое значение имеет готовность воспринимать детей как личность. Это значит стараться искренне реагировать на детские чувства, реакции и проблемы, так как принято в человеческом обществе. Дети – личности, взрослые – тоже. Нереально и бесполезно взрослым игнорировать свои собственные чувства или принимать в расчет собственное поведение как элемент общения с детьми. Принимая и исследуя то, что мы, взрослые, приносим в наше времяпровождение с детьми, мы должны быть гибкими в методах, открытыми идеями других и желать продолжать учиться. Самая лучшая подготовка все же не дает всех возможных знаний, навыков и понимания, необходимых в различных ситуациях с детьми. Детям помимо прочего, нужно уважение и внимание старших, чтобы они в ответ научились быть такими же внимательными. Дети заслуживают этого внимания и будут учиться по примеру взрослых серьезно слушать их и отдавать им свое время.

Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношения между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответственное чувство детей к матери и отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических), создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Современное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитания детей. Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь; повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психологическими и педагогическими знаниями, умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей), им удается успешно воспитывать дошкольников.

Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей), ее уклада, стиля отношений и духовной культуры – имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.

Родители, обращаясь с ребенком с первых минут его жизни, должны чувствовать ответственность за его развитие. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники всего процесса формирования личности ребенка. Это они в первую очередь регулируют влияние среды, помогая в силу своих возможностей устранять негативные и вредные воздействия. Родители предоставляют ребенку возможность для деятельности, создают для этого условия, управляют процессом воспитания ребенка, способствуют его правильным взаимоотношениям в детском саду, в школе, в кругу ровесников, со всеми людьми, с которыми общается ребенок.

Влияние родителей на процесс формирования личности ребенка более эффективно, когда отец и мать умело и сознательно воздействуют на ребенка, хорошо понимают значение разнообразных факторов, от которых зависит его моральное и физическое развитие, глубоко и всесторонне знают своего ребенка.

Стремление родителей категорично определить психологический тип своего ребенка может привести к ошибочным выводам, к неправильным оценкам его индивидуальности и в результате к применению недостаточно продуманных воспитательных методов.

Родителям надо стремиться познать индивидуальные качества характера своего ребенка, понять его неповторимое духовное развитие, на которое основное воспитательное влияние оказывает окружающая среда, и прежде всего семья.

Развитие ребенка с первых дней его существования протекает в семье. Это она дает ему первый опыт и первые образцы поведения, создает условия для проявления активности, помогает совершенствоваться, направляет на большой и сложный путь – в самостоятельную, полезную для общества жизнь.

Полное единство требований в семейном воспитании ребенка и общественная согласованность в направлении обоюдных усилий могут обеспечить формирование всесторонне развитой личности. Для ребенка дошкольного возраста семья, в которой он живет и воспитывается, является естественной средой. Семья накладывает свой отпечаток на его характер и поведение, в семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Получаемые им сведения постепенно расширяются и усложняются по мере того, как малыш растет и развивается.

Семья во многом определяет отношения ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности, которые являются основой в проявлении и развитии индивидуальности. Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что во многом создается впечатление, будто характер родителей передается детям по наследству.

Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека, как об этом уже раньше говорилось, является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.

Родители должны знать психологические и индивидуальные особенности ребенка, свои функции в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, чтобы направить процесс воспитания в нужное русло. Для этого необходимо как можно больше вовлекать родителей в жизнь детского сада. Следовательно, гипотеза исследования, если родители будут знать психологические особенности формирования личности ребенка и будут точно знать свои функции, при этом активно участвовать в работе детского сада, только тогда вырастает свободная развивающаяся личность.


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Семья - это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования личности. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствуют развитию ребенка младшего школьного возраста. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» он показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Цель исследования: изучить воспитание в семье, как одно из условий формирования личности ребенка.

Объект исследования: личность младшего школьника в семье.

Предмет исследования: процесс воспитания в семье, как одно из условий формирования личности ребенка.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику понятия и функций семьи.

2. Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности.

3. Подобрать методики и экспериментально показать влияние родителей на становления личности ребёнка.

Методы исследования: теоретическое изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы.

Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.


ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности.

Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых, от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

· демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

· социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

· социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

· технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни [Телина, 2013, с. 265].

Семейная среда - первая культурная ниша для ребенка, включающая в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Так, например, день рождения бабушки: можно ограничиться дежурным звонком по телефону и традиционными поздравлениями, тогда педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку подарка, обратив при этом внимание на то, что особенно порадует бабушку, что созвучно ее интересам. Продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда - это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации.

В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.

Воспитание детей в семье – дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность [Ньюкомб, 2002, с. 346].

Необходимость семейного воспитания объясняется следующим:

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их [Азаров, 2001, с. 389].

Особенность воспитательной деятельности семьи - ее непреднамеренность, естественная включенность в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И, тем не менее, в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители (другие члены семьи) чувствуют настроение ребенка, знают его возможности, видят тенденции развития. Другими словами, домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. А активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности, - основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются в процессе взаимодействия ребенка со средой, в его активной деятельности.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ребенка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. При таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальной жизни во всем многообразии ее проявлений, тормозится формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью.

Значение семейной воспитательной среды - определение первых контуров складывающегося у ребенка образа мира, формирование соответствующего образа жизни. С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Наблюдается заимствование новых способов воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка. Это характеризует семью как фактор воспитания.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда - подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился.

Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослым иногда легче сделать что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам. И родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, одежду, вытирать ему нос… Гораздо труднее и хлопотнее придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело самого ребенка. С точки зрения воспитания первый путь неэкономичен, недальновиден, поскольку приводит к инфантилизму, к синдрому беспомощности в поведении ребенка и впоследствии - взрослого человека. Бесконечные опасения, излишняя осторожность взрослых, недостаток у них терпения и вечный дефицит времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку свойственна активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), его постоянно останавливают: «Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!». Это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, а, следовательно, осложнит жизнь ребенка на следующих этапах, когда он будет посещать дошкольное учреждение, пойдет в школу.

Родителям следует поддерживать каждую попытку, каждый признак самостоятельности ребенка, постепенно увеличивая нагрузку, вооружившись терпением. Если корректная помощь взрослых ребенку осуществляется без акцента на его беспомощность, без унижения его достоинства, если она своевременна и незаметна, то в структуре личности ребенка закрепляется первый элемент подлинной самостоятельности - потребность в целесообразных действиях, завершающихся практическим результатом, обладающим общественной значимостью, культурным смыслом. А это предпосылка развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля. Следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей.

Условие благоприятности деятельности - переживание ребенком радости от ее процесса, результата, полученного продукта, поэтому одинаково пагубно скажется недооценка возможностей ребенка и его перегрузка. Так, слишком трудное задание, превышающее границы возможностей ребенка, может остаться невыполненным, что принесет ему огорчение, повлечет снижение волевых усилий. Практика показывает, что ребенок с меньшей охотой и прилежанием выполняет то, что уже освоено, «пройдено», если не внести новые элементы в его деятельность (расширить круг действий, предложить новые материалы).

Таким образом, организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были. Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха, акцентирование внимания на положительных чертах ребенка, усиление мотива деятельности. Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоционального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть).

Таким образом, семья - это главный фактор развития ребенка как личности. Успех воспитания в семье может быть обеспечен только в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье должно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

А. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства

  • А19. Что из перечисленного относится к последствиям выступления Н.С. Хрущёва с докладом «О культе личности и его последствиях» на заключительном заседании XX съезда КПСС?