Повсеместное распространение наркомании приобрело угрожающие масштабы, а меры, принимаемые в качестве профилактики данного опасного для каждого явления, должны быть направлены на все слои общества и представлять собой комплекс разноплановых действий с высокой степенью результативности.

Мероприятия по профилактике наркомании

Различного рода мероприятия, цель которых — профилактика наркомании, должны направляться выявление имеющихся провокационных факторов и случаев пристрастия к наркотическим веществам, а также определение причин склонности к наркомании. Важным также я является нахождение путей устранения возможностей и причин возникновения данной болезни.

Основными направлениями мер по профилактике наркомании и алкоголизма являются социальные, педагогические и медико-психологические мероприятия, направленные на выявление имеющихся проблем и возможность их решения. Наиболее важными на сегодняшний день можно считать , поскольку именно подростки являются категорией населения, наиболее подверженных чужому (порой негативному) влиянию. Совместная работу педагогов и родителей может обеспечить наибольшую результативность данных мероприятий.

Немаловажными следует считать также мероприятия, осуществляемые с помощью СМИ: возможность максимально широкого распространения данных о вреде наркотической зависимости, массовые опросы и информация о возможности получения анонимной помощи, — всё это может широко освещаться при помощи средств массовой информации.

Наиболее действенными такие мероприятия станут в том случае, если информация преподносится в наиболее просто воспринимаемой форме и положительном ракурсе, чтобы не вызвать реакции отторжения. Это особенно важно при работе с подростками, которые в силу своих возрастных особенностей часто воспринимают всё новое негативно. Ее смысловая нагрузка должна преподноситься в положительном, жизнеутверждающем ключе — именно такой подход позволяет получить результате при работе с людьми, уже имеющим опыт употребления наркотических препаратов.

Направления

Применение нескольких основных направлений по разработке и внедрению методов профилактической работы по распространению наркомании позволяет максимально эффективно воздействовать на целевую аудиторию и получать ощутимые результаты в виде выявления случаев приверженности наркотикам и оказания медицинской, социальной и психологической помощи наркоманам.

К наиболее важным следует отнести четыре главных направления в такой работы:

  • Проведение активной воспитательной и просветительской работы среди подростков и молодежи ввиду ее особой восприимчивости к приобщению к наркотическим веществам. Такая работы должна проводиться в школах и учреждениях образования, причем проведение ее в виде опросов, диалогов и правильно построенных лекций принесет значительно большие плоды в сравнении с принудительным посещением лекционных занятий с не слишком интересно построенным планом работы.
  • Санитарно-гигиеническое воспитание населения основано на информировании населения о вреде наркотиков, их негативном влиянии на все сферы жизни, и проводятся такие мероприятия также в виде преподнесения необходимой информации. Осуществляться это может с помощью средств СМИ, телевидения и радиовещания.
  • Общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков. Здесь немаловажным составляющим фактором успеха станет личный пример и информации и возможности получения анонимной помощи как медицинского, так и психологического характера.
  • Административно-законодательные меры применяются уже в случае явного нарушения законов. И боязнь несения справедливого наказания за распространение и употребление наркотиков также может сослужит хорошую службу в деле профилактики распространения наркомании.

Эти четыре главные направления работы по информированию населения, в частности молодежи, а также практические работы (диалоги, опросы и анкетирование) позволяют добиться главной цели профилактики — выявить наличие уже имеющихся проблем и предупредить их дальнейшее развитие.

Виды профилактики

В проводимой работе с населением следует различать несколько основных аспектов, которые позволяют правильно подобрать средства по профилактике и систематично воздействовать на все слои и категории общества. Существует три степени воздействия на целевые группы и население в целом.

Первичная

Основной целью первичной профилактики является предупреждение начала приобщения к наркотическим средствам.

Основными стратегиями в данном направлении следует считать:

  • социальное воздействие, которое осуществляется при взаимодействии с населением;
  • психологическая помощь позволяет решить возникающие проблемы внутри личности и при взаимодействии с окружающими, внутри коллектива;
  • педагогические методы, обеспечивающие получение результата путем проведения обучения и познавательных бесед.

Нельзя переоценить в этом отношении и помощь СМИ в распространении данных о негативном воздействии всех видов наркотических препаратов на здоровье и социальную адаптацию человека. Помощь волонтеров, которые также организовывают и проводят просветительскую работу и помогают найти решение тем, кто имеет определенные проблемы и уже ощущает свою наркозависимость.

Вторичная

В цели вторичной профилактики входит максимально раннее выявление лиц, которые уже имели опыт приобщения к наркотикам и могут либо уже получили зависимость от таких веществ. Также вторичная профилактика занимается вопросами предотвращения рецидивов и возвращением к наркотическим средствам.

При недостаточности же вторичной профилактики применяется третичная.

Третичная

При обнаружении наркотической зависимости применяются меры по их восстановлению. Для этого осуществляется ряд медицинских и социально-психологических мероприятий, направленных на устранения такой патологической тяги к наркотикам.

На видео доклад о современных методах и формах профилактики наркомании:

Работа социального педагога

Социальный педагог, являясь одним из наиболее важных звеньев в профилактической работе в предотвращении распространения наркомании, выполняет множество разноплановых задач и может в значительной мере помочь человеку, который либо склонен к проявлению наркотической зависимости, либо уже ее имеет.

Для получения положительного результата в процессе социально-педагогической профилактики наркомании, педагог должен максимально индивидуально подходить к данной проблеме, давая подростку возможность полностью высказаться, а правильную мораль преподносить по возможности аккуратно и последовательно. При этом акцент на профилактические меры может делаться и в урочные, и во внеурочные часы.

К наиболее результативным методам работы с подростками по проведению профилактики наркомании следует отнести следующие формы:

    1. Проведение беседы, которая станет наиболее доверительной — именно такой подход даст максимальные результаты и позволит наладить контакт. В процессе беседы раскрываются главные негативные влияния наркотических препаратов на социальную адаптацию и воздействие на здоровье, а также последствия для употребляющего наркотики и его окружения.
    2. Дискуссия — вовлечение в беседу подростка позволяет выявить наличие проблемы либо возможное ее появление. При правильно подобранном сценарии можно в наибольшей степени добиться доверительного отношения и получить максимум информации, предложив оказание необходимой помощи (медицинской и психологической).
    3. Лекции — данный метод позволяет донести необходимые данные и в большей мере повысить степень интереса аудитории к вопросу профилактики наркомании. Материал, преподносимый в процессе лекции, должен быть в наиболее удобной форме, чтобы подросток мог воспринять ее и применить.
    4. Ролевые игры также позволяют воссоздать ситуации, когда возникшая зависимость от наркотических препаратов может быть обыграна в процессе такого развлечения. Например, игра «Марионетка» основана на передачи ощущений при управлении человека другими, а игра «Зависимость-независимость» в сочетании с презентацией кадров фильма об опасностях наркотиков позволяет прочувствовать ощущения зависимости и независимости от наркотиков.

Диаграмма эффективности проведения ролевых игр

  1. Психогимнастика — данный метод относится к невербальному методу воздействия и позволяет экспрессивно взаимодействовать в группе. С помощью таких занятий можно переживать определенные эмоции, проблемы в пристрастии к наркотикам в данном случае проявляются при помощи мимики, движений, пантомимы.
  2. Тренинг поведения — групповые занятия позволяют развить навыки социализации, умения общаться в коллективе. А возможность вариантности поведения позволяет рассмотреть разные последствия определенных видов поведения.
  3. Методы опроса психолого-педагогического исследования позволяют проводить анкетирование среди подростков, и такой метод считается достаточно результативным при работе с подростками. Они могут осуществляться в устной и письменной форме.
  4. Интервью и анкетирование. С помощью данной методики осуществляется специфическое воздействие на человеку либо группу людей. Благодаря анкетированию можно выявить взгляды человека на существующую проблему, его отношение к наркомании в целом.

Какие же результаты могут получаться при использовании перечисленных программ по профилактике наркомании?

Методы, направленные на профилактику наркомании, принесут ощутимые результаты при комплексном их применении и нацеленности на результат. Благодаря всем методам воздействия на население, в частности на подростков и молодежь, становится возможным проведение профилактических мероприятий, которые позволяют предотвратить возникновение патологической зависимости и тяги к наркотическим веществам, а также решить проблему при возникновении выраженной зависимости.

Формирование основ здорового образа жизни, развитие личностного потенциала и обучение навыкам социального общения позволяют в большей мере заинтересовать все категории населения в отсутствии наркотической зависимости.

Гигиена физической культуры и спорта. Учебник Коллектив авторов

5.2. Мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний и борьбе с ними

Профилактика инфекционных заболеваний включает в себя комплекс мероприятий, среди которых наиболее важными являются: 1) государственные мероприятия для устранения причин и распространения инфекционных заболеваний; 2) мероприятия, связанные с повышением уровня санитарной культуры населения.

Государственные мероприятия предусматривают постоянное улучшение условий труда и быта населения, строительство различных сооружений с учетом санитарных и противоэпидемических требований. Все это, а также широкое жилищное строительство и благоустройство городов и сел, сооружение водопроводов и канализации ведет к резкому снижению инфекционных заболеваний. Медицинские мероприятия проводятся комплексно. Одно из важнейших профилактических мероприятий – выявление и обезвреживание источников инфекций. Зараженного человека (больного, носителя) как источника инфекции изолируют от людей, госпитализируют и подвергают лечению. Зараженные животные, как правило, уничтожаются.

Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи инфекции, тесно связаны с благоустройством жилищ, удалением и обезвреживанием нечистот, правильным водоснабжением. Все они проводятся медицинскими работниками постоянно и включают в себя систематический санитарно-гигиенический контроль за водоснабжением, канализацией, очисткой населенных мест, работой объектов общественного питания и др. Для устранения путей передачи инфекции широко используется дезинфекция, дезинсекция и дератизация, которые осуществляются с помощью различных химических, физических и других средств. Дезинфекция направлена на уничтожение патогенных микробов в окружающей среде. Дезинсекция проводится для уничтожения насекомых, которые могут передавать инфекцию. Дератизация осуществляется с целью истребления грызунов, опасных в эпидемическом отношении. Важное значение для эффективного разрыва путей передачи инфекции имеет активное участие в этом деле населения, выполнение специальных мероприятий, соблюдение правил личной гигиены и др.

Специфическую невосприимчивость населения к инфекционным заболеваниям можно повысить путем проведения прививок (вакцинации), которые выполняются в плановом порядке и по эпидемическим показателям.

Повышение уровня санитарной культуры населения осуществляется путем широкого использования различных средств массовой информации: бесед, лекций, печати, радио, телевидения и др. Тренеры, преподаватели физического воспитания и спортсмены должны хорошо знать причины и особенности распространения инфекционных заболеваний и умело применять меры профилактики и борьбы с ними в различных условиях. Особое внимание следует уделять личной гигиене, соблюдению надлежащих санитарно-гигиенических условий труда и быта, проведению тренировочных занятий.

Во время пребывания спортсменов на учебно-тренировочных сборах, соревнованиях, в спортивно-оздоровительных лагерях необходимо принимать соответствующие меры по предупреждению инфекционных заболеваний. Следует всегда своевременно проводить вакцинацию спортсменов в соответствии с указаниями медицинских работников. В случае возникновения инфекционных заболеваний среди спортсменов необходимо срочно сообщить об этом в медицинское учреждение и изолировать больных. После этого по указаниям медицинских работников следует выполнить ряд мер в отношении лиц, соприкасавшихся с больными, провести необходимую дезинфекцию.

Вопросы для самоконтроля

1. Инфекционные заболевания, определение, классификация по широте охвата населения.

2. Каковы основные источники инфекции, механизм передачи инфекции?

3. Понятие об иммунитете, виды иммунитета.

4. Мероприятия по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями в практике физкультурной и спортивной работы.

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

Глава 6. Модель пространственно-смысловой деятельности в спортивной борьбе и этапы многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе По вопросам моделирования в спорте ведущее место занимают работы Б.М. Шустина (1975; 1979; 1995).Так, например, в его работе от 1979

Из книги Физическое воспитание детей младшего школьного возраста автора Виленская Татьяна Евгеньевна

Часть пятая. Организационно-методические мероприятия в греко-римской

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

Приложение 7 Сроки допуска к занятиям детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и

Из книги Азбука подводной охоты [Для начинающих... и не очень] автора Лагутин Андрей

9.3. Модель пространственно-смысловой деятельности в спортивной борьбе и этапы многолетней технико-тактической подготовки в борьбе дзюдо Во всех странах, культивирующих дзюдо, производится оценка технического мастерства не так, как в бывшем СССР и в настоящей России (по

Из книги Бридж – моя игра автора Горен Чарльз Генри

Утопления и как с ними бороться Следует констатировать неутешительный факт: большинство критически ситуаций под водой заканчиваются утоплениями. Регулярно бывая на водоемах, подводный охотник может встретиться с такой ситуацией - как, впрочем, и любой другой человек,

Из книги С самого начала (путь тренера) автора

Странные расклады и что с ними делать? Одной из типичных причин, мешающих игроку поставить корректную контру, является неумение проанализировать свою руку с точки зрения защитных ценностей. И вовсе не потому, что нет соответствующих методов – они есть и разработаны не

Из книги Программа по пауэрлифтингу автора Головихин Евгений Васильевич

Параграф 25. Совместные семейные спортивные мероприятия Хочу вам предложить на рассмотрение наш опыт работы с семьями. Юных спортсменов на тренировку приводят родственники. Самое удобное время для занятий после 17.30. Родители заканчивают работу, забирают детей из садиков

Из книги Легкая атлетика. Этап спортивно-оздоровительной группы (СОГ). Возраст занимающихся 6–17 лет автора Головихин Евгений Васильевич

Восстановительные мероприятия В нашей стране разработана система восстановительных мероприятий при тренировках с высокими нагрузками для спортсменов высокой квалификации. Отдельные положения этой системы могут быть использованы при организации восстановительных

Из книги Библия триатлета автора Фрил Джо

Восстановительные мероприятия Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки должно быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические,

Из книги Жизнь в дикой природе [Инструкция по выживанию] автора Гриллс Беар

Причины усталости и борьба с ними Термин «физическая подготовка» достаточно расплывчат. Что такое быть «подготовленным»? Истина состоит в том, что понятие «физической формы» означает совершенно разные вещи для различных людей, и лучше всего его описывать с точки зрения

Из книги Тайцзи-цюань Стиль Чэнь ПУШЕЧНЫЕ УДАРЫ автора Люсинь Гу

Глава 2 ПОХОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Применение инструментов в походе и уход за ними Если вы отправились в длительный поход, вам не обойтись без хорошего ножа или даже нескольких ножей. Они понадобятся во многих случаях: при заготовке дров для костра, при расчистке дороги сквозь

Из книги Восточный путь самоомоложения. Все лучшие техники и методики автора Серикова Галина Алексеевна

Глава 3. Особенности пушечных ударов и связанные с ними вопросы 1. Особенности пушечных ударовРассматриваемые здесь особенности «пушечных ударов» (паочуй) сопоставляются с первым комплексом. Ядром служит усилие-цзинь наматывания нити, правящей силой – внутреннее

Из книги Месси. Гений футбола автора Балаге Гильем

Из книги Гигиена физической культуры и спорта. Учебник автора Коллектив авторов

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5. Биологические факторы внешней среды и профилактика инфекционных заболеваний у занимающихся физической культурой 5.1. Инфекционные заболевания и их распространение К биологическим факторам внешней среды относятся болезнетворные (патогенные) микробы, грибки,

Одним из основных методов сохранения здоровья каждого человека принято считать предупреждение разных заболеваний. При этом для успешного решения такой задачи крайне важную роль играет сознательность каждого отдельно взятого индивидуума и общества в целом. Меры по предупреждению заболеваний могут быть и частными, и общественными. Так существуют определенные нормы, помогающие предупредить распространение разных заболеваний среди групп населения, они реализовываются на государственном уровне. Кроме того есть некоторые рекомендации, которые может соблюдать каждый отдельный человек, чтобы обеспечить свое здоровье. Но каким образом можно предупредить развитие разных инфекционных недугов?

Общая информация

Все профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний в группах, носят наименование противоэпидемических. Их можно охарактеризовать, как совокупность ряда рекомендаций, не дающих развиться и распространиться подобным недугам среди населения, а также призванных понизить уровень заболеваемости и даже полностью ликвидировать отдельные инфекции.

В целом существует множество методик, позволяющих предупредить инфекционные болезни. Но основными при этом принято считать четыре из них, а именно ограничение контактов, осуществление иммунизации, проведение химиопрофилактики, а также повышение сопротивляемости индивида к инфекционным агентам.

Ограничение контактов

Подобная норма предусматривает изоляцию больных людей, а также инфицированных лиц. Такое мероприятие успешно поддается реализации в домашних условиях, в семье, где следует соблюдать режим и ограничивать перемещение в пространстве. В определенных случаях возникает необходимость проводить наблюдение за контактировавшими с источником болезни либо даже вводить карантин. Некоторым категориям больным приходится подвергнуться госпитализации.

Всем людям стоит помнить о том, что при возникновении любых симптомов инфекционного поражения, им стоит поскорее обратиться к доктору. Если человек будет утаивать информацию о своем состоянии, это может нанести вред и ему самому, и окружающим. Ведь вспышка инфекции может стать причиной заболевания всех родственников и трудового коллектива. Соответственно, изоляция больного на порядок снижает риск инфицирования окружающих. Для выявления бактерионосительства контактных лиц необходимо проходить специальные обследования, а уклонения от такого осмотра является грубым нарушением и уязвляет способы борьбы с заразными недугами.

Иммунизация

Если вести речь об индивидуальном предупреждении, то наиболее эффективным методом не допустить развития инфекции, принято считать проведение своевременной иммунизации. Возникает необходимость повышения специфической сопротивляемости тела по отношению к определенным возбудителям, то есть воздействия на иммунитет. Иммунизация в целом может носить активный либо пассивный характер.

Активная иммунизация подразумевает введение в организм убитых либо ослабленных возбудителей недуга, которые вызывают легкую форму болезни. При этом организм образует необходимые клеточки, которые впоследствии помогут ему предупредить развитие инфекции.

Пассивная иммунизация заключается во внедрении в тело уже готовых антител, которые получены от человека либо животного после проведения активной иммунизации. Стоит учесть, что в этом случае сформировавшийся иммунитет является непродолжительным.

Химиопрофилактика

Для того чтобы предупредить формирование некоторых недугов осуществляют профилактическое потребление антибиотиков либо химиопрепаратом. Так для предупреждения развития реинфекции при поражении ангинной, больному человеку вначале проводят курс лечения пенициллином, а затем вводят биллицин-5, который помогает не допустить развития осложнения в виде ревматизма. При угрозе гриппа эффективным вариантом химиопрофилактики принято считать использование ремантадина. Если человек планирует выехать в определенную местность, где распространена малярия, ему стоит принимать мефлохин для предупреждения заражения.

Стоит учесть, что антибиотики не помогают предупредить бактериальные осложнения при развивающемся гриппе, прочих респираторных недугах, а также вирусных заболеваниях, которые сопровождаются кожными заболеваниями (корь, краснуха, ветрянка и пр.).

Повышение сопротивляемости организма

Данный пункт мероприятий по предупреждению инфекционных поражений носит исключительно личный характер. Так каждый индивидуум способен повысить устойчивость своего тела к воздействию самых разных инфекций, путем повышения иммунитета. С этой целью стоит всего лишь строго соблюдать нормы и правила элементарной личной гигиены, правильно и сбалансировано питаться, обеспечить достаточное поступление всех витаминов и микроэлементов в организм, необходимых для нормальной деятельности органов и систем. Крайне важную роль при этом играет также наличие в жизни человека дозированных физических нагрузок, и осуществление системного закаливания организма. Само собой, повышение иммунитета подразумевает отказ от различных вредных привычек.

Таким образом, каждый человек может своими силами предупредить развитие у себя разного рода инфекционных заболеваний. При этом также важно проводить систематическую иммунизацию организма.

Профилактические мероприятия при инфекционных болезнях предусматривают комплексное воздействие на все три звена эпи­зоотической цепи (процесса). В первую очередь необходимо исключить из эпизоотического процесса источники возбудителя, которыми являются больные животные. Для этого больных изолируют и в зависимости от болезни их лечат или уничтожают. Эта простая операция обеспечивает предотвращение загрязнения возбудителем окружающей среды. Выздоровевших животных содержат обособленной группой, не допуская контакта с неболевшими животными (выздоровевшие животные могут оставаться длительное время носителями и выделителями вирулентного возбудителя болезни). Учитывая, что носителями и выделителями возбудителя могут быть мыши, крысы, а также насекомые, проводят мероприятия по их уничтожению.

В благополучных хозяйствах и регионах постоянно осуществляют мероприятия по защите их от заноса возбудителей инфекционных болезней, систематически проводят работу по своевременной и ранней диагностике их.

Помещение, в котором заболели животные, очищают от навоза, остатков кормов, промывают и дезинфицируют (текущая дезинфекция). Для дезинфекции используют дезинфицирующие средства, губительно действующие на конкретного возбудителя болезни. Эти меры обеспечивают устранение механизмов передачи возбудителя от больных к здоровым животным.

Одновременно проводят работу, направленную на повышение неспецифической и специфической устойчивости животных к возбудителю. Против многих инфекционных болезней бактериальной и вирусной этиологии имеются специфические средства защиты - вакцины, гипериммунные сыворотки, иммуноглобулины, бактериофаги.

Вакцины - это биологические препараты, полученные из бактерий и продуктов их жизнедеятельности, а также из вирусов. После их введения в организме формируется активный иммунитет против соответствующей инфекционной болезни. Различают живые и инактивированные вакцины.

Живые вакцины - это препараты, приготовленные из живых с ослабленной вирулентностью (аттенуированных) штаммов бактерий и вирусов, сохранивших способность размножаться и приживаться в организме животных, обусловливая у них выработку иммунитета.

Инактивированные вакцины - это препараты из высоковирулентных микроорганизмов (бактерий или вирусов), убитых физическими или химическими методами воздействия (высокой температурой, формальдегидом, фенолом и др.). К инактивированным вакцинам относя также анатоксины - токсины микроорганизмов, обезвреженные теплом и формальдегидом (анатоксин против столбняка, ботулизма и др.).

Живые и убитые вакцины вводят парентерально (подкожно, внутримышечно, внутрикожно), энтерально (с кормом или водой и респираторно (путем создания аэрозолей в камерах или в гермитизированных помещениях). Для профилактики и лечения желудочно-кишечных болезней молодняка используют пробиотики - живые культуры молочно­кислых и других бактерий, которые заселяют кишечник, вытесня­ют условно-патогенные, болезнетворные и гнилостные микроор­ганизмы. Наиболее полезны пробиотики, в состав которых входят лактококки, ацидофильные и бифидобактерии (лактобактерин, лактобифадол, стрептобифид и др.).

Профилактика инвазионных заболеваний

По мнению К. И. Скрябина, современная профилактика ис­пользует два вида оздоровительных мероприятий: наступление и оборону .

Говоря о профилактике инвазионных болезней, не следует забывать о том, что есть возбудители, которые заражают как человека, так и животных (). Поэтому уничтожение возбудителей у одного предотвращает заболевание другого.

В целом в животноводстве достаточно широко применяют биологические и химические методы профилактики. К биологическим методам относятся такие, при которых целенаправленные действия специалиста приводят к гибели инвазионного начала — яиц и личинок, взрослых особей, промежуточных хозяев или переносчиков, вследствие чего нарушается контакт возбудителя реципиентом. К этим мероприятиям относятся распахивание земель и мелиоративные работы на пастбищах, их смена или изоляция неблагополучных участков с учетом продолжительности жизнеспособности яиц, личинок и т. д., создание долголетних и культурных пастбищ, уничтожение кочек и кротовин, мелких кустарников, биотермия навоза.

Достаточно эффективна в профилактике многих инвазионных болезней смена пастбищ. Однако с учетом того, что в отдельных зонах страны пастбищные участки ограничены, этот метод следует применять в соответствии с территориальными возможностями, путем краткосрочного чередования пастбищ. Например, при диктиокаулезе в зависимости от времени года - от 3 до 15 сут, фасциолезе - 1-1,5 мес. Но при мониезиозах этот метод для хозяйств с ограниченными пастбищами не может быть использован так как орибатиды - промежуточные хозяева мониезий - живут до двух лет.

С целью профилактики протозойных болезней химиопрепараты вводят животным парентерально с учетом времени года, эпизоотологической ситуации в данном регионе. Так, для профилактики случной болезни в неблагополучных хозяйствах клинически здоровым жеребцам перед случным сезоном и 1,5 мес после него вводят наганин . Введение крупному рогатому скоту беренила и азидина в эпизоотических очагах в начале вспышки пироплазмоза предохраняет животных от заболевания 2-3 нед.

Наиболее широко химиопрепараты используют для профилактики гельминтозов. Каждая плановая дегельминтация (имагинальная, преимагинальная или постмагинальная) имеет профилактическое значение. При этом пресекается развитие патологических процессов в организме зараженного животного и предупреждается рассеивание инвазии во внешней среде.

Так, против стронгилятозов и мониезиозов овец с этой целью в нашей стране давно применяют солефенотиазиновую (в соотно­шении соответственно 9: 1) и солефенотиазиномеднокупоросовую (1 часть сульфата меди + 10 частей фенотиазина + 100 частей поваренной соли) смеси. Их дают длительное время в деревянных корытах, защищенных от дождя навесами. Брикеты этих смесей для профилактики менее эффективны. Во избежание интоксика­ции организма при длительном применении смесей сульфата меди следует добавлять в смесь сульфат магния и др.

Длительное применение фенотиазина в стойловый период сни­жает переваримость кормов и обусловливает интоксикацию орга­низма. Поэтому в каждом случае использования указанных смесей нужно знать оптимальные сроки химиопрофилактики. Например, в Нечерноземье молодняк овец массово заражается личинками кишечных и легочных стронгилят в августе и сентябре, следова­тельно, солефенотиазиновую смесь весьма рационально давать в это время.

Если гельминтозы осложнены вторичными инфекциями, к хи-миопрофилактическим средствам следует добавлять те или иные антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.

Прежде всего на промышленных фермах значительно огра­ничена роль пастбищ. Более широко стали применять выгул на специально отведенных площадках, вместо естественных ис­пользуют культурные пастбища, для поения - водопроводную воду. Значительно улучшается санитарное состояние помещений, в которых устраивают щелевые полы и гидросмыв, животные получают полноценные корма. В таких условиях резко сокращается возможность заражения возбудителями фасциолеза, диктиокаулеза, гиподерматоза, но возникает опасность заболевания цистицеркозом и некоторыми кишечными нематодозами, онхоцеркозом, эймериозом, эхинококкозом, псороптозом. При комплектовании откормочного поголовья в хозяйства по­ступает молодняк преимущественно до одного года, старше года и взрослые выбракованные животные. Две последние группы вотных, как правило, неблагополучны по инвазиям.

Для специализированных откормочных скотоводческих хозяйств с целью профилактики инвазии можно рекомендовать следующие меры: отдавать предпочтение комплектованию невыпасавшимся молодняком; практиковать стойловое или стойлово — выгульное содержание и иметь твердое покрытие площадок.

Хозяйства-поставщики должны применять меры профилактики, но при обнаружении гельминтозов и других инвазий проводить соответствующие мероприятия, предотвращающие дальнейшее распространение болезней.

Для профилактики финноза, эхинококкоза и других ларвальных цестодозов необходимо проводить медицинские обследования персонала (1-2 раза в год), на территории ферм строго лимитировать число собак и кошек, проводить их диагностические исследования один раз в 3-6 мес. При поступлении животных следует проводить комплексные диагностические исследования на инвазионные заболевания и при необходимости профилактические обработки. Затем диагностические исследования в зависимости от конкретных ситуаций проводить ежеквартально.

В одних хозяйствах дойные коровы круглый год находятся на стойлово-выгульном содержании, в других - их выпасают. В хозяйствах, в которых животных содержат на стойлово-выгульном содержании, кишечных гельминтов у взрослых животных не обнаруживают и только у телят выявляют стронгилоидесов реже - отдельных кишечных нематод. Но в хозяйствах, где практикуют выпас, находят нематод многих видов, фасциол и реже — мониезий.

В целом для хозяйств, специализирующихся на производстве молока, можно рекомендовать следующее:

  • при организации хозяйства предпочтение отдавать системе круглогодового стойлово-выгульного содержания (на площадке с твердым покрытием), профилактировать финнозы;
  • при комплектовании поголовья предварительно его обследовать и при необходимости обработать;
  • коровники строить на сухих возвышенных участках, поить скот из водопровода, тщательно очищать помещение от навоза, кормушки от мусора;
  • периодически проводить дезинфекцию и дезинвазию животноводческих помещений;
  • навоз, как правило, подвергать термической обработке и пользовать его затем для удобрения полей.

В хозяйствах с пастбищным содержанием скота следует обратить внимание на состояние пастбищ, наличие луж и мелких водоемов, а главное - нужно внедрять культурные пастбища, изучать гельминтологическую ситуацию по биогельминтозам, профилактировать телязиоз и другие заболевания.

Как правило, птицу выращивают с использованием комбинированного или напольного содержания. При комбинированном содержании цыплят первого (1-30 сут) и второго (31-60 сут) возраста выращивают в клетках, третьего возраста (61-160 сут) клетках или на полу. Установлено, что выращивание цыплят в клетках почти полностью профилактирует гельминтозы и эймериозы. Единственный путь заражения при этом способе содержания - через корма, загрязненные яйцами аскаридий, гетеракисов и ооцистами эймерий.

При выращивании молодняка на полу с твердым покрытием соблюдении санитарных норм гельминтозы возникают в редких случаях. Однако использование выгулов открывает путь инвазии. Особо неблагополучны те птичники, в которых молодняк содержат на земляном полу на несменяемой подстилке. Экстенсивность инвазии тогда может достичь 100 %.

Профилактика - термин, означающий комплексразличного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Конкретно-предметное содержание понятия профилактика имеет много значений, используемых для обозначенияразных направлений политики, социальной, коллективной и индивидуальной деятельности и нескольких видов медицинской деятельности. Тем не менее, конкретным объективным содержанием этого понятия всегда выступает действие - возможность способствовать или препятствовать реализации той или иной интересующей нас тенденции общественного здоровья.

Таким образом, общее содержание понятия «профилактика» может быть сведено к деятельности, посредством которой удается добиться сохранения и улучшения индивидуального, группового или общественного здоровья. Можно сказать, что это комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возникновения заболеваний, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации.

Профилактика заболеваний - система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение рискаразвития отклонений в состоянииздоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшения их неблагоприятных последствий.

Медицинская профилактика - система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения.

Профилактика представляет собой систему государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней.

Профилактические мероприятия лишь тогда будут эффективны, если они будут осуществляться НА ВСЕХ УРОВНЯХ: государственном, трудового коллектива, семейном, индивидуальном.

Государственный уровень профилактики обеспечивается мерами по повышению материального и культурного уровня жизни населения, законодательными мерами, регламентирующими охрану общественного здоровья, участием всех министерств и ведомств, общественных организаций в создании оптимальных с позиций здоровья жизненных условий на основе всестороннего использования достижений научно-технического прогресса.

Профилактические мероприятия на уровне трудового коллектива предусматривают меры по обеспечению санитарно-гигиенического контроля производственных условий, гигиены жилища, торговли и общественного питания, по созданию рационального режима труда, отдыха, благоприятного психологического климата и взаимоотношений в коллективе, санитарно-гигиеническому воспитанию.

Профилактика в семье неразрывно связана с индивидуальной профилактикой и является определяющим условием формирования здорового образа жизни, она призвана обеспечить высокий гигиенический уровень жилья, рациональное питание, полноценный отдых, занятия физической культурой и спортом, создание условий, исключающих появление вредных привычек.

Медицинская профилактика по отношению к населению определяется как:

●индивидуальная - профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами. Индивидуальная медицинская профилактика - личная гигиена - научно-практическая медицинская деятельность по изучению,разработке и внедрению в повседневную индивидуальную жизнь гигиенических знаний, требований и принципов сохранения и укрепления здоровья. Это понятие используют также для определения соответствия жизнедеятельности человека медико-гигиеническим нормам и медицинским рекомендациям - сознательное активное гигиеническое поведение;

●групповая - профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющими сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);

●популяционная(массовая) - профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями - это местные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.

Однако медико-экологическая системность подчеркивает условность деления профилактики на социально-экономические и медицинские мероприятия и на общественную и индивидуальную. Все ее многочисленные компоненты связаны между собой социальными отношениями и раскрываются в политике общества в области здравоохранения.

Общественная медицинская профилактика,профилактическая (предохранительная, социальная, общественная) медицина - научно-практическая медицинская деятельность по изучению распространенности в обществе болезней, инвалидности, причин смертности с целью обоснования социально-экономических, правовых, административных, гигиенических и иных направлений и мер профилактики, лечебных мероприятий.

Причины, требующие усиления профилактики на современном этапе:

1)изменяется тип патологии: с эпидемического (инфекции) на неэпидемический;

2)отмечается неблагоприятное течение вирусной патологии;

3)неблагоприятные тенденции динамики демографических процессов;

4)ухудшается физическое и нервно-психическое здоровье населения (особенно детского);

5)повышается агрессивность окружающей среды

В профилактической медицине введено представление обэтапах профилактики,которое опирается на современные эпидемиологические взгляды на причинность болезней людей. Субъектами приложения профилактических мер и воздействий выступаютразные стадииразвития болезни, включаяразнообразные доклинические состояния, а объектами - индивидуумы, группы лиц, отдельные популяции и население в целом.

В тех случаях, когда профилактические меры направлены на устранение причины (первопричина, этиологический фактор, этиология болезни) и/или ослабление действия патогенетических факторов рискаразвития еще не возникшей заболеваемости (цепи эпидемиологических причин заболевания), речь идет о первичной профилактике. Всовременной эпидемиологии первичную профилактику подразделяют напримордиальную профилактику и первичную специфическую.

Примордиальная профилактика - совокупность мер, направленных на недопущение факторов риска возникновения заболеваний, связанных с неблагоприятными условиями жизнедеятельности, окружающей и производственной среды, образа жизни.

Профилактика первичная - комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждениеразвития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, устранение их причин, общих для всего населения, его отдельных групп и индивидуумов.

Цель первичной профилактики состоит в том, чтобы уменьшить частоту новых случаев (инцидентность) какой-либо болезни путем контроля за ее причинами, эпидемиологическими условиями, факторами риска.

Первичная профилактика включает:

●Проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга и принятие мер по снижению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни).

●Формирование здорового образа жизни, в том числе:

Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии негативных факторов и возможностях его снижения;

Гигиеническое воспитание;

Снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

Привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

●Меры по предупреждениюразвития соматических и психических заболеваний и травм, том числе профессионально обусловленных, несчастных случаев, инвалидности и смертности от неестественных причин, дорожно-транспортного травматизма и др.

●Осуществление медицинского скрининга с целью снижения влияния факторов риска и раннего выявления и предупреждения заболеванийразличных целевых групп населения путем проведения профилактических медицинских осмотров:

Предварительных - при приеме на работу или поступлении в учебное заведение;

При приписке и призыве на воинскую службу;

Периодических - для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов, либо с повышенной опасностью для окружающих;

Осмотров декретированных контингентов (работников общественного питания, торговли, детских учреждений и т.д.) с целью предупреждения распространения ряда заболеваний.

●Проведение иммунопрофилактикиразличных групп населения.

●Диспансеризация населения с целью выявления рисковразвития хронических соматических заболеваний и оздоровление лиц и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных факторов, с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Основные принципы первичной профилактики:

1)непрерывность профилактических мероприятий (на протяжении всей жизни, начиная еще в антенатальном приоде);

2)дифференцированный характер профилактических мероприятий;

3)массовость профилактики;

4)научность профилактики;

5)комплексность профилактических мер (участие в профилактике лечебных учреждений, органов власти, общественных организаций, населения).

Первичная профилактика в зависимости от характера объекта также предусматривает две стратегии:популяционную и индивидуальную(для групп высокого риска), которые часто дополняют друг друга.

При популяционной стратегии цель профилактики достигается решением задачи снижения среднего рискаразвития заболевания (гиперхолестеринемия или уровень артериального давления и др.) путем проведения мероприятий, охватывающих все население или большую часть.

Индивидуальная стратегия решает другую задачу - снижение высокого риска у лиц, отнесенных к «группам риска» по тем или иным эпидемиологическим признакам (пол, возраст, воздействие какого-либо специфического фактора и др.).

Профилактика вторичная - комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика применима только к тем болезням, которые поддаются идентификации и лечению в ранний периодразвития, что позволяет предупредить переход болезни в более опасную стадию. Путем раннего выявления больных на основании скрининговых тестов (маммография, электрокардиограмма, мазок по Папаниколау и др.) и их лечения достигается основная цель вторичной профилактики - предупреждение нежелательных исходов заболеваний (смерть, инвалидизация, хронизация, переход рака в инвазионную стадию).

Вторичная профилактикавключает:

●Целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.

●Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состоянияздоровья,развития заболеваний дляопределения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий.

●Проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилактических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения.

●Проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

●Проведение мероприятий государственного, экономического, медико - социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных.

Эффективность вторичной профилактики определяется рядом обстоятельств:

1.Насколько часто болезнь в доклинической стадии встречается в популяции.

2.Известна ли продолжительность периода между появлением первых признаков и развитием выраженного заболевания.

3.Обладает ли диагностический тест высокой чувствительностью и специфичностью в отношении этой болезни и является ли он простым, недорогим, безопасным и приемлемым.

4.Располагает ли клиническая медицина адекватными медицинскими средствами диагностики этой болезни, эффективными, безопасными и доступными методами лечения.

5.Имеется ли необходимое медицинское оборудование.

Профилактика третичная - реабилитация (синоним восстановление здоровья) - комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий,направленныхнаустранениеиликомпенсациюограничений жизнедеятельности, утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса, предупреждения рецидивов и хронизации заболевания.

Цельтретичной профилактики - замедлениеразвития осложнений при уже возникшей болезни.

Ее задача - предотвратить физическую недостаточность и нетрудоспособность, свести к минимуму страдания, вызванные утратой полноценного здоровья, и помочь больным адаптироваться к неизлечимым состояниям. Вклинической медицине во многих случаях трудно провести грань между третичной профилактикой, лечением и реабилитацией.

Третичная профилактика включает:

●обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

●проведение диспансеризации больных хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и течения заболеваний, осуществление перманентного наблюдения за ними и проведение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий;

●проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма;

●проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска;

●сохранение остаточной трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде;

●создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов (например, производство лечебного питания, реализация архитектурно-планировочных решений, создание соответствующих условий для лиц с ограниченными возможностями и т.д.).

Основные направления профилактической деятельности

Профилактика личная

Профилактика медицинская

Профилактика общественная

1.Ведение здорового образа жизни:

●рациональное и здоровое питание;

●адекватная физическая активность;

●соблюдение режимов труда и отдыха;

●гармоничные семейные и сексуальные отношения;

●психогигиена;

●отсутствие вредных привычек.

2.Самоконтроль состояния здоровья:

●за массой тела

за артериальным давлением;

●за состоянием кожи и видимых слизистых оболочек;

●за состоянием молочных желез;

●за менструальным циклом.

3.Соблюдение гигиенических требований и норм.

4.Своевременное консультирование со специалистами в области укрепления здоровья и предупреждение заболеваний.

1.Разработка гигиенических требований к условиям окружающей среды.

2.Осуществление экологического и социально-гигиенического мониторинга,разработка соответствующих рекомендаций и реализация их в пределах компетенции.

3.Проведение индивидуального и группового консультирования, направленного на формирование здорового образа жизни:

●информационное обеспечение;

●гигиеническое воспитание;

●формирование действенной мотивации;

●оказание содействия и профессиональной помощи в борьбе с табакокурением, повышенным потреблением алкоголя, и потреблением наркотиков и наркотических средств.

4.Улучшение организации и повышение качества всех видов профилактических медицинских осмотров, формирование мотивации к контролю за здоровьем.

5.Проведение диспансеризации населения для выявления рисковразвития хронических соматических заболеваний и оздоровление лиц и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

6.Проведение иммунопрофилактики.

7.Оздоровление.

II.Вторичная профилактика

2.Проведение целевых медицинских профилактических осмотров для раннего выявления

3.Проведение диспансеризации лиц с повышенным риском заболеваемости, направленной на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, своевременную диагностику заболеваний и оздоровление.

4.Проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления.

1.Разработка общественной политики укрепления здоровья.

2.Создание благоприятной окружающей среды, определяющей качество жизни (оздоровление экологической ситуации, условий труда, быта и отдыха и т.д.).

3.Усиление общественной активности.

4.Развитие личных умений и знаний.

5.Переориентация служб здравоохранения (Оттавская хартия здравоохранения, 1986г.)

III.Третичная профилактика

1.Целевое санитарно-гигиеническое воспитание и консультирование, обучение конкретным знаниям и навыкам.

2.Проведение диспансеризации больных хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные осмотры, наблюдение, лечение и реабилитацию.

3.Проведение медико-психологической адаптации.

4.Проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера по сохранению здоровья и остаточной трудоспособности, возможности к адаптации в социальной среде, создани условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов

Медицинское профилактическое мероприятие - мероприятие или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направленных на профилактику заболеваний, их своевременную диагностику и оздоровление.

Виды медицинских профилактических мероприятий:

●профилактическое консультирование отдельных индивидуумов - обучение здоровью;

●профилактическое консультирование групп населения - обучение здоровью;

●профилактические медицинские осмотры с целью выявления ранних форм заболеваний и факторов риска и проведение оздоровительных мероприятий;

●иммунизация; вакцинопрофилактика;

●диспансеризация - диспансерное наблюдение и оздоровление;

●профилактические оздоровительные мероприятия - занятияразличными видами физической культуры, санаторно-курортное оздоровление, физиотерапевтические медицинские мероприятия, массаж и др.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед практическим здравоохранением по усилению профилактической деятельности, повышению ее качества, эффективности и результативности, являетсяразработка новых и адаптация к современным требованиям и условиям работы современных организационных, информационных и профилактичес-ких технологий.

Современные организационные, информационные, образовательные и иные профилактические технологии, применяемые или рекомендуемые к применению:

1.Выявление факторов риска (ФР)развития хронических неинфекционных заболеваний. Одним из наиболее актуальных современных профилактических направлений является выявление основных и дополнительных ФР, информирование пациентов о выявленных отклонениях и возможности осуществления их коррекции с применением современных профилактических, оздоровительных и лечебных технологий.

Формы и методы работы (технологии скрининг от англ. screening - «отбор, сортировка») - стратегия в здравоохранении, обследование населения, направленное на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции, а также риска заболеваний.

Цель скрининга - раннее выявление заболеваний, что позволяет обеспечить раннее начало лечения и снижение смертности. Различают массовый (универсальный) скрининг, к которому привлекаются все лица из определённой категории (например, все дети одного возраста) и селективный скрининг, применяемый в группах риска (например, скрининг членов семьи в случае выявления наследственного заболевания). Оценка и прогноз по суммарному рискуразвития ССЗ. Оценка суммарного риска необходима для определения вероятностиразвития сердечно-сосудистых событий в ближайшие 5-10лет.

2.Консультативно-оздоровительная помощь - вид медицинской помощи, включающий в себя оказание медицинских, информационных и образовательных услуг, выдачу рекомендаций, направленных на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, а также консультирование специалистов, участвующих в ведении и лечении пациента.

Цель консультативно-оздоровительной помощи - оказание максимально-возможного содействия пациентам в снижении воздействия модулируемых ФР, профилактике заболеваний и их последствий путем проведения индивидуального профилактического консультирования.

3.Диагностика и профилактика эмоционально-поведенческих расстройств.

Достаточно существенный объем хронических неинфекционных заболеваний, их течение и прогрессирование связывается с наличием психосоматических расстройств. Всвязи с этим многие привлекают к работе медицинских психологов, работающих в тесном контакте с лечащими врачами

4.Информационное обеспечение.

Информатизация - это тот базис, который лежит в основеразработки, реализации и мониторинга на всех уровнях теории и практики деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровьяразличных групп населения с учетом имеющихся рисков для здоровья. Сложившаяся ситуация свидетельствуют о необходимости систематизации и упорядочения системы информационного обеспечения профилактической деятельности, определения путей унификации банков данных по профилактике заболеваний и укреплению здоровья, приоритетных направлений в решении задач информационного обеспечения, а также расширения возможностей доступа к сформированной информационной базе и повышения эффективности ее использования. Информационное обеспечение - систематизированная комплексная форма информации по определенному направлению деятельности, адаптированная к отечественной и международной информационной сети.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и массивы документов, в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Информационная технология - совокупность методов, производственных и программно- технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.

Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Целью информационного обеспечения является создание информационной системы, которая сможет более эффективно содействовать приобретению, использованию и распространению данных в поддержку здоровья для всех. Учитывая, что профилактическая деятельность определена безусловным приоритетом политики и практики охраны и укрепления здоровья населения, формирование информационного обеспечения профилактической деятельности, должно стать первоочередной задачей при формировании государственной и отраслевой информационной политики, а на уровне ЛПУ - основой создания единого информационного пространства для специалистов и обеспечиваемого населения.

5.Гигиеническое обучение и воспитание.

Задачи по санитарному просвещению, гигиеническому обучению и воспитанию населения (как индивидуумов, так и различных групп и категорий граждан) должны реализовываться в том или ином виде всеми подразделениями и специалистами ЛПУ и отделениями профилактики.

Основной целью гигиенического обучения и воспитания является информация категорий населения о влиянии негативных факторов на здоровье и возможностях его снижения, формирование мотивации на укрепление и сохранение здоровья, повышение личной и групповой ответственности за здоровье, получение знаний и навыков, способствующих ведению здорового образа жизни,

6.Координация деятельности по проведению медицинских профилактических осмотров и диспансеризации населения.

Основной целью деятельности кабинета профосмотров является оптимизация организационных форм проведения медицинских профосмотров и диспансеризации населения в ЛПУ. Координация деятельности в этом направлении всех заинтересованных подразделений и специалистов поликлиники и применение экономически и клинически целесообразных методов для повышения эффективности и качества этой работы.

7.Координация деятельности подразделений и специалистов ЛПУ по реализации целевых программ в части укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Профилактическая программа (либо профилактический фрагмент общей программы)- систематизированное изложение основных целей, задач, направлений деятельности по профилактике заболеваемости, сохранению и укреплению здоровья. Профилактические программы (либо профилактические фрагменты общей программы) включают в себя обоснование и перечень мероприятий по реализации поставленных задач, сроки и условия реализации, исполнителей, ресурсную потребность, ожидаемый результат, а также системы управления, контроля и оценки эффективности.

8.Мониторинг здоровья и профилактической деятельности.

В структуру отделения профилактики предлагается включить кабинет мониторинга здоровья и профилактической деятельности. Мониторинг - это целенаправленная деятельность, включающая перманентное наблюдение, анализ, оценку и прогноз состояния объекта (процесса, явления, системы) или, иначе - аналитическая система слежения.

Мониторинг здоровья предполагает наблюдение и анализ состояния здоровья прикрепленного населения и его отдельных целевых групп по информации, предоставляемой отделом статистики (заболеваемость по обращаемости, в том числе по отдельным классам и группам заболеваний, полу, возрасту и т.д., заболеваемость по результатам профосмотров, выход на инвалидность, смертность и др.).

Мониторинг профилактической деятельности подразделений отделения профилактики и ЛПУ включает в себя аналитическое слежение за объемами, качеством и эффективностью оказания профилактических и оздоровительных медицинских услуг как в структуре отделения профилактики, так и вцелом в ЛПУ, гигиенического образования и воспитания населения.

9.Социологические исследования в области профилактической деятельности. При решении конкретных проблем укрепления здоровья и профилактики заболеваний, формирования ЗОЖ все большее значение приобретает изучение процессов, происходящих в этом направлении в обществе, что может быть достигнуто при проведении несложных социологических исследований. Планирование и проведение эффективных профилактических вмешательств предполагает изучение степени готовности отдельных групп населения и индивидуумов к обучению и восприятию гигиенических знаний и навыков ведения ЗОЖ.

Социологическое исследование в системе здравоохранения - способ получения знаний о процессах, происходящих в обществе, связанных с отношением к собственному и общественному здоровью, использованию профилактических, оздоровительных, лечебных и реабилитационных вмешательств, оценкой их доступности, эффективности и качества, основанный на получении информации и выявлении закономерностей на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии

10.Межсекторальное взаимодействие или социальное партнерство. При формировании комплексного подхода к решению проблем укрепления здоровья и профилактики заболеваний органы и учреждения здравоохранения должны занимать лидирующую позицию, инициировать сотрудничество со всеми заинтересованными организациями и лицами. Такое сотрудничество в настоящее время трактуется как «социальное партнерство».

Эпидемиологические исследования должны быть неотъемлемой частью системы здравоохранения при планировании и реализации программ профилактического вмешательств.

Задачи эпидемиологии хронических неинфекционных заболеваний:

1.Систематическое наблюдение за уровнями заболеваемости и смертности населения.

2.Выявление тенденций, глобальных закономерностей распространения заболеваний.

3.Выявление территорий, отдельных групп населения с высокой и низкой заболеваемостью.

4.Установление взаимосвязи между заболеваемостью и конкретными факторами внешней и внутренней среды.

5.Количественная оценка роли отдельных факторов и их комплексов в возникновении заболеваний.

6.Прогнозирование заболеваемости и смертности, степени риска возникновения заболевания.

7.Оценка результатов и эффективности мероприятий по профилактике заболеваний.

8.Разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию профилактики, ранней диагностики, диспансеризации населения и проведению оздоровительных мероприятий по преобразованию условий труда и быта людей, изменению привычек, обычаев, образа жизни.

9.Подготовка необходимых данных для планирования и финансирования здравоохранения.

Согласно современным представлениям, эпидемиологический анализ реализуется в четыре этапа:

Первый этап - анализ текущей ситуации, включает оценку потребности и определение приоритетов профилактики ХНИЗ. Только описательные эпидемиологические исследования могут дать истинную картину потребности системы здравоохранения в тех или иных вмешательствах. Например, как определить истинную потребность во вмешательствах, направленных на лечение АГ? Согласно данным официальной статистики - заболеваемость АГ составляет около 10 % взрослой популяции России, в то время как по данным эпидемиологического мониторинга истинная распространенность АГ является достаточно стабильным показателем и составляет около 40 % взрослого населения. Соответственно, при проведении каких-либо мероприятий, направленных на выявление АГ, можно прогнозировать увеличение нагрузки на здравоохранения в отношении лечения пациентов с АГ. Оценка потребности позволяет устанавливать приоритеты - т.е. наиболее значимые на данный момент проблемы со здоровьем населения, для решения которых целесообразно выделить ресурсы. Приоритеты определяются на основании совокупности параметров, оцениваемых в рамках эпидемиологических исследований: распространенности явлений, их социальной значимости, рискаразвития осложнений, экономического ущерба ассоциированного с данным заболеванием и фактором риска и др.

Второй этап -разработка программ включает: формулирование целей и задач, создание модели функционирования программы с прогнозированием исходов и разработку плана оценки программы. Цели и задачи любой программы здравоохранения должны быть следствием оценки потребности и выбора приоритетов по результатам эпидемиологических исследований. Сопоставление данных эпидемиологических исследований текущей ситуации и проспективных исследований, выполненных ранее, позволяют создать модель функционирования программы с четкими временными характеристиками, распределением ресурсов и прогнозом эффективности программы. На основании модели функционирования программы строится план оценки программы, оптимальным вариантом, которой является эпидемиологический мониторинг, позволяющий оценивать влияние вмешательств на популяцию в целом, своевременно выявлять соответствие реальных изменений запланированным и вносить коррективы в программу. Оценка любой программы должна включать экономические параметры, начиная от точного определения затрачиваемых ресурсов и до оценки экономической эффективности программы/вмешательств по рекомендуемым на сегодняшний день методам «затраты-полезность», «анализ влияния на бюджет» и др.

Третий этап - внедрение, включает оценку качества, и здесь эпидемиологический мониторинг при включении в него определенных параметров (охват новым вмешательством целевой аудитории и др.) является оптимальным инструментом контроля качества внедряемых программ общественного здравоохранения.

Заключительный этап - включает анализ процессов и исходов.

В реализации профилактических программ значительная роль принадлежит мониторингу. Мониторинг (от латинского слова «monitor» - предостерегающий) - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений или процессов с целью их оценки, контроля или прогнозаразвития. Иными словами, это систематический сбор и обработка информации, которая может и должна быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также косвенно для информировани общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. Результаты эпидемиологического мониторинга факторов риска ХНИЗ, будучи объединенными в единую базу данных, должно помочь правильно определять приоритет системы отечественного здравоохранения в целом.

Эпидемиологический мониторинг позволяет оценивать краткосрочные исходы в реальном времени и на основании краткосрочных прогнозировать долгосрочные (например, по динамике факторов риска прогнозировать возможное снижение смертности в отдаленном периоде у лиц среднего и молодого возраста). При наличии постоянно действующей системы эпидемиологического мониторинга становится возможным отслеживание и средне и долгосрочных результатов профилактических программ общественного здравоохранения.

Россия создала концепцию единой профилактической среды, которая была одобрена всей международной медицинской общественностью и стала основным завоеванием первой глобальной конференции по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных заболеваний. Российская концепция нашла отражение в резолюциях ВОЗ и политической декларации Генеральной Ассамблеи ООН. Профилактическая среда предполагает, с одной стороны, создание инфраструктурных, информационно-образовательных, нормативно-правовых, налоговых и других условий, позволяющих населению вести здоровый образ жизни, с другой стороны - мотивирование населения к сохранению здоровья и долголетию

В формировании единой профилактической среды должны принимать участие все службы, министерства и ведомства, каждое из которых должно отчасти стать здравоохранным. Вкомпетенции Минобразования - создание программ образования и воспитания по формированию здорового образа жизни, которые должны быть психологически выверенными дляразного возраста. Взадачи Минсвязи, прессы, телевидения и радио входитразработка психологически выверенных программ дляразных социальных групп населения, информационных и мотивационных роликов, реалити-шоу, интерактивных сессий, компьютерных «вирусов» на популярных сайтах - все, что формирует моду на физическое и духовное здоровье. Министерство сельского хозяйства обеспечивает безопасность и экологичность продуктов питания. Министерство природных ресурсов - чистой водой и здоровой экологией. Министерство региональногоразвитияразрабатывает новые подходы к градостроению, планированию коммуникаций. Минтруд - обеспечивает здоровые производственные условия, безопасное рабочее место. Не обойтись без санэпидблагополучия. Авкомпетенции министерств экономики и финансов - формирование приоритетов финансовой поддержки всех этих программ. Наряду с государственными структурами к формированию профилактической среды должно быть привлечено все гражданское общество, неправительственные организации, представители бизнеса и частных секторов, семья - как первичная ячейка общества.

В целях реализации положений, документов по формированию ЗОЖ и профилактики ХНИЗ среди населения в здравоохранении нашей страны идет активное создание системы профилактических учреждений и подразделений (инфраструктуры профилактики ХНИЗ), предусматривающей вовлечение в профилактическую работу всех медицинских организаций, конкретизацию их функций и взаимодействия (учреждений ПМСП, санаторно-курортных, стационарных лечебных учреждений).

Создаваемая инфраструктура профилактики ХНИЗ включает:

Республиканские (областные, краевые) центры медицинской профилактики, являющиеся самостоятельными юридическими лицами (приказ Минздрава России от 23.09. 2003г. №455). Научно-методическое руководство деятельностью Центров медицинской профилактики (ЦМП) осуществляет ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России;

Городские (районные, межрайонные) центры медицинской профилактики. Организационно-методическое руководство деятельностью городских (районных) ЦМП и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет субъективный (республиканский, областной, краевой) ЦМП;

Центры здоровья для взрослых, в том числе сформированные на базе центральных районных больниц, обслуживающих сельское население. Научно-методическое руководство ЦЗ осуществляет Федеральный координационно-методический ЦЗ на базе ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России. Непосредственное организационно-методическое руководство деятельностью ЦЗ и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет городской (районный) ЦМП.

Центр здоровья создается на базе государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований, включая учреждения здравоохранения для детей.

Кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике;

Кабинет медицинской профилактики;

Кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе;

Кабинеты инструментального и лабораторного обследования, кабинет (зал) лечебной физкультуры;

Школы здоровья.

Всем пациентам проводится скрининг:

Оппортунистический - изначально факторы риска отсутствуют, слабые или же неизвестны, например, пациент обратился сам. Предполагается, что оппортунистический скрининг также будет проводиться и вотношении лиц, впервые обратившихся за медицинской помощью в течение последних пятилет,

Селективный - изначально имеются сильные факторы риска.

В центре здоровья должны оценить потенциальное влияние факторов риска на состояния пациента:

●низкая - проводится профилактическая консультация, при желании пациент направляется в школу здоровья соответствую;кщего профиля;

●средняя - проводится дополнительный скрининг, пациент обязательно направляется в школу здоровья соответствующего профиля;

●высокая - пациент направляется на углубленное обследование, лечение или реабилитацию в специализированную медицинскую организацию.

Проведения комплексного обследования, включает:

Измерение роста и веса;

Офтальмологическое обследование;

Тестирование на аппаратно-программном комплексе для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма;

Скрининг сердца компьютеризированный (экспресс-оценка состояния сердца по ЭКГ - сигналам от конечностей);

Ангиологический скрининг с автоматическим измерением систолического артериального давления и расчета плече-лодыжечного индекса;

Экспресс-анализ для определения общего холестерина и глюкозы в крови;

Комплексную детальную оценку функций дыхательной системы (спирометр компьютеризированный).

Для жителей сельской местности, желающих обратиться в Центр здоровья исполнительной власти муниципального образования в сфере здравоохранения, в установленные часы и дни недели может быть организован проезд от ЛПУ до территориального центра здоровья, расположенного в зоне ответственности. Центром здоровья для жителей сельской местности, проживающих в зоне ответственности центра здоровья, в плановом порядке могут проводиться выездные акции, направленные на пропаганду действий по формированию здорового образа жизни.

Гражданину, в том числе ребенку, обратившемуся (направленному) в Центр здоровья, средним медицинским работником заводится учетная форма №025-ЦЗ/у «Карта центра здоровья», проводится тестирование на аппаратно-программном комплексе, обследование на установленном оборудовании.

Движение контингента Центра здоровья

Результаты обследований вносятся в Карту, после чего гражданин, в том числе ребенок, направляется к врачу. Для выявления дополнительных факторов риска рекомендуется проведение исследований, не входящих в перечень комплексного обследования.

Врач на основании результатов тестирования на аппаратно-программном комплексе и обследования на установленном оборудовании, проводит гражданину, в том числе ребенку (родителям ребенка или другим законным представителям), оценку наиболее вероятных факторов риска, функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья, проводит беседу по здоровому образу жизни, составляет индивидуальную программу по здоровому образу жизни.

При необходимости врач рекомендует динамическое наблюдение в Центре здоровья с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах медицинской профилактики и здорового ребенка ЛПУ, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам,разработанным в Центре здоровья.

Если в процессе обследования в Центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач Центра рекомендует гражданину, в том числе ребенку, обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения.

Сведения о гражданах, у которых выявлено подозрение на заболевание и которым необходимо наблюдение в кабинете медицинской профилактики (в кабинете здорового ребенка), с их согласия передаются в кабинет медицинской профилактики (в кабинет здорового ребенка), врачу-терапевту участковому (врачу-педиатру участковому) по месту жительства гражданина соответственно.

По окончании случая первичного обращения в центр здоровья, включающего комплексное обследование, на каждого гражданина заполняется учетная форма №002-ЦЗ/у «Карта здорового образа жизни», утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 19августа 2009года №597н, которая по желанию гражданина выдается ему на руки.

На каждого обратившегося в центр здоровья заполняется учетная форма №025-12/у «Талон амбулаторного пациента». По окончании обследования и осмотра врача заполненные Талоны передаются в соответствующее подразделение ЛПУ для дальнейшего формирования реестров счетов для оплаты по программе обязательного медицинского страхования в соответствии с территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

По истечении отчетного периода (месяца, года) Центром здоровья составляется отчетная форма №68 «Сведения о деятельности центра здоровья» (месячная, годовая).

Регионы несут ответственность за организационную составляющую, подбор и ремонт помещений. Сеть Центров здоровья создается с расчетом 1:200000населения. Всего по стране открыто 502Центра для взрослых и 211Центров здоровья для детей.

По вопросам реализации предложенных мероприятий Центр здоровья осуществляет взаимодействие с кабинетами медицинской профилактики, кабинетами здорового ребенка ЛПУ по месту жительства гражданина.

Отделения медицинской профилактики в составе поликлиник и центров общей врачебной практики (семейной медицины), а также в ряде центров здоровья. Организационно-методическое руководство деятельностью ОМП и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет городской (районный) ЦМП;

Правила организации деятельности отделения (кабинета) медицинской профилактики

1.Настоящие правила устанавливают порядок организации деятельности отделения (кабинета) профилактики (далее - Отделение).

2.Отделение организуется в медицинской организации (ее структурном подразделении), оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

3.Отделение профилактики включает в себя следующие структурные подразделения:

Анамнестический кабинет;

Кабинет функциональных (инструментальных) исследований;

Кабинет пропаганды здорового образа жизни;

Кабинет централизованного учета ежегодной диспансеризации;

Кабинет медицинской помощи при отказе от курения.

4.При организации деятельности Отделения рекомендуется предусматривать возможность проведения необходимых диагностических исследований непосредственно в Отделении.

5.Отделение возглавляет заведующий, который подчиняется непосредственно главному врачу медицинской организации (руководителю ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

6.Основными функциями Отделения являются:

Участие в организации и проведении диспансеризации;

Участие в организации и проведении профилактических медицинских осмотров;

Раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих факторы рискаразвития заболеваний;

Контроль и учет ежегодной диспансеризации населения;

Подготовка и передача врачам медицинской документации на больных и лиц с повышенным риском заболеваний для проведения дополнительного медицинского обследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий;

Санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни (борьба с курением, алкоголизмом, избыточным питанием, гиподинамией и другие).

Кроме перечисленных структур в реализации профилактических мер принимают участие кабинеты психологической (психотерапевтической) помощи, в том числе по индивидуальной и групповой коррекции поведенческих факторов риска ХНИЗ. Организационно-методическое руководство этим направлением деятельности кабинетов психологической (психотерапевтической) помощи и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет городской (районный) ЦМП.

Высшим коллективным органом выработки стратегии и тактики, построения и функционирования профилактических структур, формирования ЗОЖ среди населения и профилактики НИЗ является профильная комиссия Экспертного совета Минздрава России по профилактической медицине, действующая на общественных началах. Всостав профильной комиссии включаются главные внештатные специалисты по профилактической медицине органов управления здравоохранением всех субъектов Российской Федерации, руководители субъектовых (республиканских, областных, краевых) ЦМП, ведущие ученые и специалисты, представители профессиональных медицинских обществ и ассоциаций в области профилактической медицины.

Результаты профилактической медицинской помощи определяются ее качеством. Качество профилактической медицинской помощи - совокупность качественных и количественных характеристик, подтверждающих соответствие оказания профилактической медицинской помощи населению или отдельному индивидууму, имеющимся потребностям населения в этой помощи (медицинским - на основе научно-доказательной медицины и психосоциальным - на основе отношения, понимания и мотивации населения).

Критерии качества профилактической медицинской помощи

Наличие и доступность требуемого вида профилактических медицинских услуг. Критерий - перечень и полнота профилактических медицинских услуг учреждения (подразделения, специалиста и др.).

Адекватность мер, технологий и используемых ресурсов поставленным целям укрепления здоровья и профилактики. Критерий - соответствие профилактических мер, услуг, технологий и используемых ресурсов поставленным целям укрепления здоровья и профилактики в деятельности медицинского учреждения (полразделения, специалистов и др.).

Преемственность и непрерывность процесса оздоровления пациентов в системе здравоохранения. Критерий - модель профилактической деятельности медицинского учреждения, обеспечивающая взаимодействие и координацию.

Действенность и сила воздействия применяемого профилактического медицинского вмешательства на улучшение показателей здоровья групп лиц и населения в целом на основе научно-доказательных исследований. Критерий - внедрение (применение) научно-обоснованных профилактических медицинских методов, подходов, технологий.

Результативность профилактического медицинского вмешательства в отношении улучшения показателей здоровья отдельных групп лиц и населения в целом в практической деятельности. Критерий - динамика показателей здоровья при применении действенных методов профилактики в практических условиях.

Эффективность применяемого профилактического медицинского вмешательства по отношению к избранному критерию. Критерий - соответствие результата медицинской профилактической помощи избранному критерию медицинской, социальной, экономической эффективности.

Способность удовлетворять потребность пациентов, населения и соответствовать реальным возможностям реализации. Критерий - соответствие форм, методов, технологий, доступности и других характеристик профилактической медицинской помощи, потребности, отношению пациентов и населению в целом.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Укажите один верный вариант ответа

1. Объектом первичной профилактики являются:

а)реконвалесценты острых заболеваний

б)больные хроническими заболеваниями

в)все население

2. Предмет профилактической медицины это:

а)патогенез болезней

б)симптомы болезней

в)риски возникновения болезней

г)нетрудоспособность в связи с болезнями

3. К функциям первичной медицинской профилактики не относится:

а)обеспечение методологии здоровьесберегающих технологий

б)мониторинг факторов риска неинфекционных заболеваний

в)реабилитация после перенесённого заболевания

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Мужчина, 52года жалоб не предъявляет. Работа связана с психологическими стрессами. Курит до 17сигарет в день. Мать страдает ИБС, сахарным диабетом 2типа, отец перенёс инфаркт миокарда в возрасте 52лет.

Объективно: состояние удовлетворительное. Рост 174см, масса тела 96кг. Кожные покровы чистые, обычной окраски. Над легкими дыхание везикулярное, хрипов нет. Сердечные тоны ясные, чистые, ритмичные. АД - 120/75ммрт.ст., ЧСС - 78уд./минуту. Живот увеличен в объеме за счет подкожно-жировой клетчатки, при пальпации мягкий, безболезненный. Печень по краю реберной дуги. Симптом поколачивания отрицательный с обеих сторон. Периферических отеков нет. Стул и диурез в норме.

Результаты обследования

Анализ мочи: относительная плотность - 1023, лейкоциты 0-1, эритроциты 0-1 в поле зрения. Белок мочи 100мг/сут.

Биохимический анализ крови: ОХС - 5,4ммоль/л.

ЗАДАНИЕ

1.Выделите факторы рискаразвития сердечно-сосудистых заболеваний у пациента.

2.Тактика ведения пациента.