Из главных пяти празднеств Дивали имеет особенную важность. Также известный как "Праздник Огней" он символизирует путь от темноты (невежества) к знанию, победу истины над ложью, победу добра над злом. Дивали также называется Дипавали, что буквально означает "ряд огней" (Дипа - огонь). Дивали празднуется в Индии более 7000 лет. Этот праздник отмечает конец одного времени года - сезона дождей - и начало следующего - зимы. Это время, когда крестяне и фермеры собирали урожай, а торговцы поднимали паруса чтобы отправиться торговать в другие страны после сезона дождей. Это является одной из главных причин, почему Лакшми - Богиня процветания и изобилия - почитается в это время.

Традиции Дивали

В день Дивали соблюдаются определенные традиции и каждая из них несет духовное значение. Приводится в порядок дом и тело. Очищение тела производится с помощью медитации. Одевание новой одежды представляет собой облачение внутреннего "Я" во что-то новое. Также соблюдается воздержание от пяти пороков жизни: страсти (вожделения), гнева, жадности, привязанности и эго; поэтому начинают очищение мыслей, слов, поступков и отношений. Освещение дома с красочными огнями означает, что должен присутствовать ум (свет ума). Глиняные лампы, которые называются "Дийа" ("Дипа"), представляют собой тело, которое является комбинацией пяти элементов - огня, воды, воздуха, пространства и земли. Это тело бренно и дается нам только на время.

Пламя Дийи представляет собой душу (Атму), которая при достижении постоянной связи с высшей душой Бога (Параматма), дает яркие и искрящиеся лучи. Масло представляет собой бесценный компонент - духовное знание. Сохранять пламя всегда зажженным значит быть всегда сознающим. "Я есть свет, всегда связанный с высшим светом". На этом празднестве обязательно для всех быть пробужденным от глубокого сна невежества и быть связанным с Высшим светом с помощью медитации.

Дивали - это также время для оплаты счетов, и финансовых, и кармических. Это - время особенного почитания Дэват, очищения дома, одевания новой одежды и использования новой посуды. Тело также должно быть чистым. Купание при свете звезд перед восходом солнца принимается как купание в святой Ганге, таким образом, очищение души и тела является благоприятным способом, чтобы начать день. Такое очищение и средоточение на всем новом символизирует отбрасывание грехов прошедшего года и надежды на наступающий новый год. Сари с золотыми нитями - это символ Золотого Века (Сатйа-Юги) в Ведическом цикле времени - эпохи чистоты и гармонии. Старая одежда отброшена как напоминание, что старый мир Железного Века (Кали-Йуги) закончится и даст путь новой жизни.

Празднество Дипавали (Дивали) длится пять дней. Дивали приходится на день Амавасйа [новолуния]. Бххайа-Дуджа (Бхатри-Дитйа) - это следующий день, когда братья посещают своих сестер, выражая им свою любовь.

Через двадцать дней после Дуссеры (Виджайа-Дашами) каждая дом освещен в Дивали, чтобы праздновать возвращение Рамы после 14 лет изгнания.

В это время бизнесмены закрывают книги старых счетов и начинают новые. Это означает начало нового. Это символизирует отказ от плохого. Люди обмениваются поздравлениями и подарками. Раздача конфет символизирует то, что речь, слова должны быть сладкими. Пуджи с огнём означают то, что человек готов предложить все свои слабости огню, сжигая их огнём Йоги.

История Дивали

В некоторых частях Индии Дивали отмечает начало Нового Года, потому что считается, что легендарный король Вирамадитиа, известный своей мудростью, был коронован в этот день в Уджджаине. В то время как остальная часть Индии почитает Лакшми, в Восточной Индии ночью Дивали (особенно в западной Бенгалии) почитают Кали - Богиню силы. Тантристы почитают Лакшми под именами Трипуры Сундари, Маха-Лакшми, Лалиты и других, потому что они считают, что они могут легко приобрести сверхествественные силы (сиддхи), распевая гимны и мантры этой ночью.

Для почитателей Вишну праздник имеет философский смысл, согласно которому Шри и Лакшми (красота и божественное процветание) являются супругами Вишну. Вишну символизирует все видимого мироздание, Шри и Лакшми объединены с этим видимым мирозданием и поэтому описаны как супруги Вишну. Они обе являются существенными элементами мироздания, следовательно, джайны и буддисты также принимают их. Шри и Лакшми, становятся одним, почитаются в единой форме в Джайнизме и Буддизме.

Лакшми является воплощением знания, силы и процветания; так что ученые люди признают ее Богиней света, руководящим принципом просветления от темноты невежества. Дивали - это празднество в глубоком уважении к Правителю Раме, Господу Кришне, Богине Кали. Обычно праздник происходит в честь одной Дэваты [божества], но это празднество Дивали уникально в этом отношении. В Пуранах есть подробное описание Дипавали. Бхавишейе-Пурана, Сканда-Пурана, Нарада-Пурана и истории Джатаки рассказывают о церемониях Дипавали в подробностях. Короли Гупты почитали Лакшми, как Богиню своей династии. Паллава и Сатевахана - короли Южной Индии - делали монеты с изображением Лакшми. Дивали - это празднество, которое имеет духовное и значение, и празднуется с древности.

Празднование Дивали в Индии

Кумаон: В день Дивали гововятся блюда из риса. Ночью проводятся пуджи с камфорой и цветами. Устанавливается изображение Лакшми из сандалового дерева, которое почитают.

Раджастхан: В Раджастхане тоже почитается Лакшми. Готовят восхитительные блюда, которыми угощают и котов. Если кот съест все блюдо, то это считается очень благоприятным.

Гуджарат: Дивали называются Бадхавсар. Готовят блюда из риса. Покупка соли в этот день считается благоприятной.

Бихар: В штате Бихар в этот день почитают Кали. Еда из кокосового ореха считается хорошей. В Чхота-Нагпуре люди ходят вокруг села с корзиной риса.

Майсур: Дивали празднуется и в Майсуре. Женщины надевают украшения и затем рассказывают детям историю Наркасура. Делается священное купание.

Андхра: В Хайдарабаде есть традиция купать буйволов в день Дивали. Есть также традиция делать украшения из бумаги.

Махараштра: Почитается Йама.

Бенгалия: Празднество Дивали известно как Маханиша в Бенгалии. Полагается, что Маха-Кали появилась в этот день, сопровождаемая 64000 йогинов.

Дивали за пределами Индии

Шри-Ланка: Как в Индии, Дивали празднуется здесь во всем великолепии. Оформления и украшения делаются в большом масштабе. Продаются блюда, сделанные из кристаллического сахара. Как и в Индии, вся ночь освещена лампами.

Япония: Японцы полагают, что празднество Дипавали приносит счастье, прогресс, процветание и долголетие в жизни. Дивали празднуется здесь в месяце сентября, когда люди выходят в сады и вешают фонари и украшения из бумаги на деревья. Музыка слышна всю ночь. Затем соблюдается традиция надевания новой одежды. Считается неблагоприятным убирать в доме в этот день. Все дома уже украшены к этому дню.

Маврикий: В этой стране считается, что Дивали - это праздник, которое праздновался задолго до коронации Правителя Рамы. В этот день зажигаются глиняные лампы, установленные в ряды. Как и в Индии почитают Лакшми. Используются похоже блюда.

Таиланд: Дивали празднуется под названием Лам-Крийонгха в октябре-ноябре. Дийи (лампы) делают из бананового дерева, кроме свечей в них помещают монеты и пускают плыть по реке. Зажженные лампы, плывущие по поверхности реки, представляют собой изумительную картину. Люди посылают поздравления и желания друг другу, раздают сладости.

Непал: Дивали, известный в Непале как Тихар, празднуется в течение пяти дней с большим великолепием. В первый день готовят рис и почитают Лакшми. Следующий день известен как "день лебедя" - транспортного средства Бхаиравы. В этот день готовят восхитительные блюда. Третий день - день света как в Индии. Везде зажигаются глиняные лампы. Это символизирует победу Света над Темнотой (невежеством). Это - празднование праведности, добродетели и справедливости, победа Рамы в Шри-Ланке и его возвращению в Айодхйу. Почитается Богиня богатства Лакшми. Широко используются освещение, фейерверки и сладости. Четвертый день посвящен почитанию Йамы - Повелителя смерти. Непальцы обращаются к Йаме и молятся о долгой жизни. Пятый заключительный день соблюдается также, как Бххайа-Дуджа (Бхатри-Двитийа) в в Индии.

Мъянма (Мйанма) - экс-Бирма: Празднество Дивали соблюдается здесь также как в Индии. Люди почитают Богов. Присутствуют прекрасные блюда, новые одежды, традиционные танцы и музыка. Все ночь освещена яркими огнями.


Ночная Индия во время праздника Дивали

Легенды о Дивали

Наиболее известна легенда Северной Индии, где Дивали начинается в честь возвращения торжествующегося Правителя Рамы в Айодхйу после окончания изгнания и его победы над Раваном.

Другая легенда известна в Западной части Индии, эта легенда связана с королем-демоном Бали, который совершил такую тапасйу (духовную аскезу), что боги на небесах начали ощущать угрозу. Тогда господь Вишну принял форму карлика Вамана (пятое воплощение Вишну). Демонический король выполнял на земле большое жертвоприношение в истинных традициях. В этом жертвоприношении он отдавал любому все, что тот просил. Ваман пошел к нему. Бали сказал, что Вамана опоздал и что ему почти нечего дать ему. Вамана сказал: все, что он хочет, это то, что находится от него в его трех шагах. Король-демон успокоился, засмеялся и выполнил просьбу. "Карлик" вырос до огромного размера и измерил землю своим первым шагом, вторым шаг он измерил небеса. И затем, повернувшись к Бали, спросил его: "Куда сделать мой третий шаг?"

Бали понял, что это не был ни кто иной, как Господь и поклонился и предложил свою голову для третьего шага. Когда Бали был побежден, Господь также освободил тех, кого заключил Бали, среди которых были Лакшми - Богиня богатства - и Ганеша - тот, кто устраняет препятствия. Когда Лакшми и Ганеша спустились к земле, они принесли людям великое процветание.

Таким образом, в этом празднике почитаются Лакшми и Ганеша. В Южной части Индии говорят, что Господь Вишну в своем восьмом воплощении как Кришна уничтожил демона Наракасуру, который причинял большие несчастья людям всего мира. Дивали (или Нарака-чатурдаши) празднует конец этого зла.

Поздравляем с Дивали!

Дивали или Дипавали (Diwali или Deepavali) на санскрите означает «огненная гроздь». Это фестиваль огней, повсеместно отмечаемый в Индии и символизирующий победу света над тьмой, добра над злом. Этот праздник отмечается пять дней, в течение которых ручьями текут поздравления, пожелания счастья и благополучия.

Праздник Дивали очень важен для жителей Индии. Многие торговцы стараются к этому дню заблаговременно, приводят все дела в порядок. Влюбленные пары стремятся сыграть свадьбу именно под свет праздничных огней, а некоторые считают Дивали своеобразной альтернативой Новому году. Как и все праздники Индии, Дивали полон танцев и веселья. Празднуют его пять дней, и все пять дней повсюду звучит музыка, слышатся поздравления и пожелания благополучия, здоровья и счастья.

Два дня перед Дивали тоже считаются праздничными, первый день называется Дхантерас. В это время Ганеша уничтожил демона Дханасура, который грабил людей. В этот дни следует помыть и почистить места, где хранятся продукты, убрать мусор, вымыть туалеты. На следующий день приходится праздник Нарак Чодас. В этот день бог Шива одержал победу над Наркасуром (демоном, поощрявшим людей совершать грехи). Этот день также известен как Чхоти Дивали или Малый Дивали. В этот день люди украшают двери листьями манго и цветами. Над входом рисуют «ранголи» (орнамент, выполненный цветным порошком или красками). После этого во всем доме зажигают лампы. Делают это для того, чтобы богиня Лакшми могла посетить любое место в доме. Наконец, следующий день — это долгожданный Дивали.

Во время празднования запускаются сотни салютов, фейерверков и петард. Считается, что свет фейерверка помогает душам предков найти дорогу на небо

Легенд, объясняющих происхождение праздника огней, несколько. Чаще всего его связывают с именем царевича Рамы. Иллюминацию устраивали или в честь его коронации, или в ознаменование выхода страны из мрака в период правления Рамы, в благодарность за его мудрость.

Дивали - фестиваль не только огней, но и подарков. В Индии ни в один другой день года не дарят столько подарков, как в Дивали. Торговцы устраивают распродажу, и полки магазинов пустеют в мгновение ока. Говорят, причина такой коммерческой активности в том, что Дивали посвящен богине процветания Лакшми и потому ассоциируется у людей с богатством и достатком. В этот день принято кутить, проматывать деньги. Однако тратиться на себя считается дурным тоном - поэтому нужно покупать подарки и задаривать всех знакомых. На Дивали принято угощать друг друга сладостями, и таким образом выражать свою любовь и расположение. Женщинам накануне Дивали традиционно дарят новое сари и украшения. Мужчины надевают новые традиционные индийские курты.

Дивали имеет особенную важность из пяти главных праздников в году. Он наиболее известен как "Фестиваль Огней", который символизирует победу истины над ложью, путь от темноты невежества к знанию, победу добра над злом. А также для нас Холи (Дивали) может восприниматься как праздник весны, наполненный солнечным светом и веселым неистовством пышно расцветающей природы.


ДИВАЛИ
или ДИПАВАЛИ ("дипа" - огонь, светильник, "вали" - много, т.е. "огненная гроздь") - более 7000 лет в Индии празднуется Дивали, который отмечает конец одного времени года - сезона дождей- и начало следующего - зимы. Время, когда крестьяне и фермеры собирают урожай, а торговцы поднимают паруса, чтобы после сезона дождей отправиться торговать в другие страны. Именно в это время почитается Махалакшми - Богиня изобилия и процветания.

Традиции Дивали

В день Дивали соблюдаются определенные традиции, и каждая из этих традиций несёт духовный смысл.

Приводится в порядок тело и дом. Очищение тела производится с помощью медитации. Новая одежда представляет собой облачение внутреннего "Я" во что-то новое. Также соблюдение воздержания от пяти пороков людей: страсти (вожделения), гнева, жадности, привязанности и эго; поэтому начинают очищение мыслей, слов, поступков и отношений.

Освещение дома огнями означает, что присутствует ум (свет ума). Глиняные лампы, которые называются "Дийа" ("Дипа"), символизируют собой тело, которое является комбинацией пяти элементов - земли, воды, огня, воздуха и пространства. Это тело временно. А пламя Дийи представляет собой душу (Атму), которая, достигая постоянной связи со Сверхдушой (Параматмой), даёт искрящиеся и яркие лучи. Масло представляет собой бесценный компонент - духовное знание. Сохранять пламя всегда зажжённым значит быть всегда сознающим. "Я есть свет, всегда связанный с Высшим светом".

В этот день обязательно для всех пробудиться от глубокого сна невежества и быть связанным с Высшим светом с помощью медитации.

Дивали - это также время для оплаты счетов, и финансовых, и кармических. Это - время особенного почитания Дэват. Новая одежда, новая посуда.

Тело должно быть чистым. Купание при свете звезд перед восходом солнца принимается как купание в святой Ганге, таким образом очищение души и тела является благоприятным способом, чтобы начать день. Такое очищение и сосредоточение на всём новом символизирует отбрасывание неважного и надежды на наступающий новый год.

Сари с золотыми нитями - это символ Золотого Века (Сатйа-Юги) в Ведическом цикле времени - эпохи чистоты и гармонии. Старая одежда должна быть отброшена как напоминание, что старый мир Железного Века (Кали-Юга) закончится и даст путь новой жизни.

В Дивали каждый дом освещён, чтобы праздновать возвращение Рамы, Ситы и Лакшмана после четырнадцатилетнего изгнания. В это время бизнесмены закрывают книги старых счетов и начинают новые. Это означает начало нового. Это также символизирует отказ от плохого.

Люди обмениваются поздравлениями и подарками. Раздача конфет символизирует то, что речь, слова должны быть сладкими. Пуджи с огнём означают то, что человек готов предложить все свои слабости огню.


Индия из космоса во время Фестиваля огней


Легенды о Дивали (Дипавали)

В Северной Индии наиболее известна легенда, где Дивали начинается в честь возвращения торжествующегося Правителя Рамы в Айодхйу после окончания изгнания и его победы над Раваной.

В Западной части Индии известна другая легенда, которая связана с царём-демоном Бали, который совершал такую тапасйу (духовную аскезу), что боги на небесах начали ощущать угрозу. Тогда господь Вишну принял форму карлика Вамана (пятое воплощение Вишну) и попросил три шага земли. Когда Бали был побежден, Господь также освободил тех, кого заключил Бали, среди которых были Лакшми - Богиня богатства, Ганеша - тот, кто устраняет препятствия. Когда Лакшми и Ганеша спустились к земле, они принесли людям великое процветание. В этом празднике почитаются Лакшми и Ганеша.

В Южной части Индии говорят, что Господь Вишну в своем восьмом воплощении как Кришна уничтожил демона Наракасуру, который причинял большие несчастья людям всего мира. Дивали (или Нарака-чатурдаши) празднует конец этого зла.

Хотя в праздновании Дивали появилось много других традиций, основа остаётся неизменной - люди украшают свои чисто вымытые дома цветами и огнями, а на улице перед порогом рисуют ранголи - орнаменты из цветных порошков и рисовой муки.

Дивали - это праздник огней. Говорится, что в огне светильников - свет солнца, луны, звёзд и молнии. Свет - это божественное, тогда как тьма - отсутствие Бога. В ночь Дипавали зажигаются миллионы лампад. Их свет освещает дома и сердца людей, пробуждая в них стремление к Богу. Веды говорят: Тамаси ма джйотир гама "Не оставайся во тьме, иди к свету" . Этот путь - из ночи в день - это путь духовного восхождения человека, путь к торжеству Бога в нашей душе.

Дивали (Дипавали) - пятидневое празднество

Первый день Дивали называется Дханвантари Трайодаши (Дхана-Трайодаши) - зажжение Йама-Дип, чтобы одолеть смерть, покупка новой посуды;

Второй – Нарака Чатурдаши (Чхоти-Дивали) - святое купание рано утром (в этот день празднуют победу Господа Кришны над Наракасурой).

Третий день – собственно Дивали - купание в воде с травами. В этот день поклоняются Лакшми и вспоминают о возвращении Господа Рамы в Айодхью.

В четвертый день проводится поклонение холму Говардхан и царю Бали Махарадже - Бали-Утсава и Говардхана-Пуджа в день Пратипад .

В пятый день – Йама-Двитийа или Бхайа-дуджа - братья приходит на обед в дома к сестрам и дарят самые лучшие подарки.

Подробнее о каждом дне празднования.

Первый день. Дханвантари Джайанти (Дхана-Трайодаши). Это день рождения отца Аюрведы. В Ведах и Пуранах он выступает в роли целителя богов и главы (бога) Аюрведической медицины. Говорится, что Господь Дханвантари приходит, когда утрачивается знание об Аюрведе, чтобы восстановить эту великую науку. Шрила Прабхупада пишет, что Дханвантари – полное воплощение Господа Вишну.

Дханвантари изображается так же, как и Шива, с четырьмя руками. Дханвантари появился, держа в руках сосуд с омолаживающим нектаром называемым амрита, морскую раковину, чак и пиявку. Пураны утверждают, что Дханвантари возник из “океана молока” в то время, когда он был взбит при помощи горы Мандара, которая выполняла функцию столба, и Васуки - царя змей, который выполнял роль верёвки. Боги держали хвост змеи, а демоны – его голову. Они поочерёдно тянули змею, заставляя гору вращаться и тем самым пахтать океан. Но, когда гору поместили на океан, она начала тонуть. Тогда появился бог Вишну в форме черепахи и вынес гору на своей спине.

Празднование Дня Рождения Дханвантари, бога здоровья и лечения, проводится с большим энтузиазмом в очень счастливой атмосфере каждый год накануне Дхан Терас, за два дня до Дипавали, праздника огней. Считается, что бог Дханвантари старший брат богини богатства Лакшми.

Второй день празднования Дивали.
Нарака-Чатурдаши
- В этот день Шри Кришна убил могущественного демона Наракасуру.

Нарака-чатурдаши называют пиком праздника Дивали. В этот день Дивали в Индии празднуют буквально все.

Весь день посвящен веселью, настроение у всех праздничное, люди надевают новые одежды и посещают храмы. Ночью устраиваются фейерверки.

В Ведах говорится, что тот, кто совершает омовение утром Нарака-чатурдаши, не увидит миров Ямараджи.

Третий день. Cобственно Дивали. В этот же день проводят Лакшми-Пуджу - поклонение Матери Лакшми. Все желающие имеют возможность выразить почтение этой великой преданной Господа - Махалакшми (Богине богатства и процветания).

О Лакшми-деви Шрила Прабхупада писал одному из своих учеников: «Каждый пытается наслаждаться Лакшми без Нараяны… Богиня удачи Лакшми непостоянна по отношению к материалистам. Сегодня он – принц, завтра – попрошайка. Но Лакшми не может уйти из того места, где пребывает Господь Нараяна. Поэтому, где бы ни поклонялись Господу Нараяне с великой заботой, там всегда будут удача и богатство. Поэтому преданные считаются самыми удачливыми людьми… Поделитесь же своей удачей с другими, расширяя это Движение сознания Кришны» (письмо Виджитатме дасу, 8 марта 1973 года).

Махалакшми больше, чем просто богатство. Различают восемь форм Лакшми, которые дают плодородие и обильный урожай, хорошее здоровье и отличную физическую форму, здоровое потомство, детей, которые наполняют родительский дом радостью и счастьем, возможности работы или бизнеса, которые приносят успех и славу. Деньги, драгоценности, материальные блага - это форма носит имя Дхана Лакшми.

Поздно вечером устраивают фейерверки. Всю ночь в домах горят свечи и лампы. Считается, что свет фейерверка помогает душам предков найти дорогу на небо.

сделать ремонт. Вечером накануне праздника Дивали желательно установить статуи Ганеша и богини Лакшми в вашем доме. Им предлагаются сладости, цветы и благовония.

После этого во всём доме зажигают лампы, свечи, лампады. Делают это для того, чтобы богиня Лакшми могла посетить любое место в доме. В этот день также приобретают металлическую посуду (символ благосостояния). Неотъемлемая особенность этого дня - предложение подарков друзьям и родственникам.

Господь Рама возвращается в Айодхью. После победы в жестокой десяти-дневной битве с Раваной, Рама, Сита и Лакшмана собрались возвращаться в Айодхью. Люди приветствовали Их радостными возгласами, а полубоги сыпали с небес цветы.

Вместе с жителями Айодхьи Бхарата устроил пышное празднество в честь возвращения Рамы. Дороги и улицы были чисто вымыты и разрисованы цветными узорами (ранголи). В воздухе витал аромат цветов и ароматических масел. Дома украшали цветы и гирлянды, и везде горели свечи и лампады. На улицах было не протолкнуться – все жители вышли встречать Своего Господа, которого не видели долгих 14 лет…

День четвертый. Говардхана-пуджа. В храмах Вриндавана, Матхуры и Говардхана в этот день проводится церемония аннакута. В каждом из них готовят огромное количество блюд (это в буквальном смысле горы еды!), предлагают их Божествам, а затем бесплатно раздают паломникам. Количество блюд доходит до трех тысяч (!), и некоторые храмы соревнуются между собой, кто из них приготовит и раздаст больше.

Не забывают в этот день и коров, которых так любил Кришна. В этот день священным животным также проводится церемония поклонения: на них надевают гирлянды и украшения и вдоволь кормят свежей травой и сладостями.

В этот же день проводят Бали-дайтьяраджа-пуджу – поклонение Бали Махараджу, поскольку, согласно легенде, именно в этот день он пожертвовал завоеванную им Вселенную Господу Вамане.

В пятый день Дивали отмечается праздник под названием Бхатри-дуджа.

Название этого праздника указывает на то, что он проводится на 2й день после новолуния (дудж)

Говорится, что в этот день Ямараджа отправился в гости к своей сестре, и она поставила ему на лоб благоприятный знак, чтобы его не покидала удача. Поэтому в этот день сестры совершают пуджу, чтобы защитить своих братьев. В ответ братья в знак любви дарят сестрам подарки.

Другой вариант происхождения этого праздника связан с историей освобождения Наракасуры. После убийства этого демона, Господь Кришна отправился к Своей сестре Субхадре, которая приняла Его традиционной церемонией – предложив Ему светильник и поставив на лоб знак тилака. Так она по-сестрински хотела защитить Кришну от всего неблагоприятного.

Фестиваль Дивали считается незавершенным без Бхатри-дуджа.

Дивали - это праздник любовного взаимообмена, подарков и добрых пожеланий. Обмен подарками – значительная составляющая духовной традиции вайшнавов. Великий святой Шрила Рупа Госвами писал: "Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом – таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу".

Во время празднования Дивали мы можем ощутить реальный вкус отношений с преданными – дарить подарки и принимать их в ответ, делиться духовными реализациями и слушать рассказы об играх Кришны, и, конечно же, угощать друг друга прасадом. Это поможет нам создать не просто «общину», а настоящую большую семью преданных Кришны.

Дивали - празник огней. Этот праздник – символ торжества света над тьмой, истины над ложью, жизни над смертью. Огни Дивали освещают не только улицы городов, но и людские умы и сердца.

Так что Дивали – это ещё и хороший повод делать подарки и щедрые пожертвования Божествам! А ещё – распространять сознание Кришны!

СЧАСТЛИВОГО ДИВАЛИ!



Праздник Девали – главный индуистский праздник

На санскрите этот праздник называется Дипавали (Дипали), на языке хинди - Девали (Дивали). В английском языке соответственно Deepavali и Diwali .
Название праздника «Дипавали» состоит из двух слов. «Дипа» – это традиционный индийский фонарик из глины, заполняемый маслом. Дословно название праздника можно перевести как «ряд огней», «линия ламп», «цепь светильников (фонариков из глины)». Главный атрибут отмечаемого праздника – зажженные лампочки, свечи или традиционные индийские Дипа. Именно поэтому в настоящее время более популярными используемыми переводами Дивали стали «фестиваль огней» и «праздник огней».
Празднование Девали продолжается пять дней :
с 28-го дня месяца Ашвин до 2-го числа месяца Картика, определяемых по индийскому лунно-солнечному календарю. .
Хотя традиции празднования Девали неодинаковы в различных областях, . Во время праздника индуисты отмечают возвращение Рамы из изгнания, и .

Время празднования Девали

Пять дней празднования Девали проходят с 28-го Ашвин по 2-ое Картика. Эти дни в современном индийском календаре соответствуют периоду с 20-го по 24-ое октября григорианского календаря. Однако, даты празднования устанавливаются по индийскому лунно-солнечному календарю , в котором все месяцы начиняются в Новолуние и продолжаются до следующего Новолуния. Именно поэтому праздник Девали представляет собой «плавающий» праздник в солнечных календарях (григорианском и современном индийском). То есть празднество Девали в различные годы этих солнечных календарных систем приходится на разные даты.
Средняя продолжительность двенадцати лунных месяцев (от Новолуния до Новолуния) составляет 354 – 355 земных суток. Это на 10 – 11 суток меньше продолжительности солнечного года. Поэтому на следующий год праздник Девали в григорианском календаре будет начинаться раньше. В лунно-солнечном индуистском календаре для его согласования со временем весеннего равноденствия производят вставку дополнительных месяцев. Если в каком-то году в индийском календаре присутствует вставной месяц, то следующий праздник Девали по григорианскому календарю наступит позднее. Вставка дополнительного лунного месяца происходит каждые 2 – 3 года. Таким образом, по григорианскому календарю празднества Девали приходятся на период с середины октября до середины ноября .
В 2010 году первый день лунного месяца Картика по григорианскому календарю был 5-го ноября. В 2011 году на 10 дней раньше (26-го октября). В следующем году была произведена вставка дополнительного месяца, и первый день Картика в 2012 году был на 18 суток позднее (13-го ноября). В последующие два года вставные месяцы отсутствуют, и, соответственно, праздники Девали наступают раньше: в 2013 году – 3-го ноября, а в 2014 году – 23-го октября.

Дни празднеств Девали в 2017 году

19 октября – день Новолуния (Амавасья) , соответствующий празднику Девали 2017 года и дающий начало лунному месяцу Картика. Празднования Девали в этом году пройдут с 17-го по 21-е октября : Даты праздничных дней Девали могут сдвигаться на день в зависимости от часового пояса стран мира и религиозных традиций в различных областях Индии.

Таблица дат праздников Дивали по годам

*Даты праздника могут немного отличаться в силу устоявшихся различий религиозных традиций и часового пояса.

Пять дней празднования Девали

Празднования Девали проходят в течении пяти дней: трех последних дней месяца Ашвин и двух первых дней следующего месяца Картика.
Девали - это веками создававшиеся традиции празднеств, где каждый день имеет свое собственное религиозное значение.

Первый день праздника Девали

Праздник Девали начинается в 28-ой день месяца Ашвин (13-ый день Кришна-Пакши Ашвин). 28-й день лунного месяца является 13-ым днем второй (темной) половины лунного месяца.
Первый день праздника Девали носит названия «Дхан Триодаши», «Дхантрайодаши». «Дхан» переводится как «богатство», а «Триодаши» - «тринадцатый день».
Первый день празднества Девали также называется: «Дхантерас», «Дханвантари Триодаши».
Это день поклонения богатству, вознесения молитв о процветании и благополучии.
В западных индийских областях коммерсанты отмечают начало нового финансового года. В традициях празднования первого дня Девали проведение инвентаризаций товарно-материальных ценностей и наведение порядка в торговых точках, а также совершение обрядов поклонения бухгалтерским документам и металлическим монетам.

Второй день праздника Девали

В 29-ый день месяца Ашвин (14-ый день Кришна-Пакши Ашвин) отмечается второй день праздника Девали, который называется «Нарака Чатурдаши». Второе слово названия этого дня праздника переводится как «четырнадцатый день».
Этот день Девали посвящен победе Кришну над демоном Наракасуру, символизирующей победу добра над злом и света над тьмой.
По традиции утром этого дня индусы совершают омовения, во дворах и перед входом рисуют множество сложных ранголи. После молитвы (пуджи) зажигаются огни.

Третий день праздника Девали

В 30-ый день месяца Ашвин (15-ый день Кришна-Пакши Ашвин) празднуется третий день праздника Девали. Этот важнейший день празднеств Девали посвящен богине богатства и процветания Лакшми и называется «Лакшми Пуджа» («молитва богине Лакшми»).
В третий день Девали по всей стране возносятся молитвы богине Лакшми и её воплощениям (Ганеше и Кубере). К этому времени индийцы стараются навести порядок в своих домах, а под вечер для получения благословления Лакшми зажечь как можно больше огней.

Четвертый день праздника Девали

1-ый день месяца Картика (1-ый день Шукла-Пакши Картика) является четвертым днем праздника Девали. Лунный месяц начинается в Новолуние (Амавасья).
Этот день Девали отмечают по-разному.
В северных областях Индии четвертый день Девали носит название «Говардхан Пуджа» («Поклонение холму Говардхан»). Обычай почитания холму введен Кришной. По-возможности в этот день индийцы посещают холм Говардхан для поклонения.
В домах и храмах сооружают маленькие копии холма. Как правило, из чего-то съедобного, например, из риса, и покрывают его тканью. Поверх ткани раскладывают различные сладости и лакомства.
Ночью для подношения Кришне принято готовить множество различных блюд. Этот день Девали также называется Аннакут («гора еды»).
Южнее, в Махараштра, и других районах четвертый день Девали называют «Бали Пратипада» и посвящают царю Асуров Бали. «Пратипада» означает «первый день».
Царствование Бали было временем благоденствия, мира и процветания. Желая возвращения «золотого» времени, индийцы в это день праздника преподносят всевозможные дары сооружаемым образам Бали.

Пятый день праздника Девали

Празднование Девали завершается на пятый день, который является 2-ым днем месяца Картика (2-ый день Шукла-Пакши Картика). Этот день праздника называется «Бхан Дудж» или «Джамдутия» («Яма Двития»). Этот день Девали полностью посвящен богу смерти и справедливости Яма и его сестре Ями. «Двития» переводится как «второй день».
По древней традиции в память о посещении богом Яма дома своей сестры Ями, сестры приглашают братьев к себе домой на праздничный обед, а также молятся об их благополучии и безопасности. Вечером повсюду зажигаются огни.
Последний, пятый день Девали, как правило, самый веселый и шумный день празднеств.

Новый год в Девали

Хотя большинство индусов отмечают Новый год весной, в некоторых областях Индии (Марвари в Раджастане, Гуджаратцев) и у народности неваров, составляющих основное населения Непала, Новый год отмечается во время праздника Девали.

Бируни о Дивали

Вот что в первой половине одиннадцатого века о празднике Девали в своей книге «Индия» сообщает великий ученый из Хорезма Аль-Бируни:
Первый день месяца Карттики, когда бывает Новолуние, а Солнце стоит в знаке Весов, называется «Дипали» («Dipali», «дйбалй»). В этот день люди моются, наряжаются и дарят друг другу листья бетеля и фуфал, и едут в девагрихи, чтобы раздавать милостыню и проводить время весело до полудня, играя. Ночью они зажигают всюду множество светильников, так что все небо ими озаряется. Поводом для этого праздника служит то, что Лакшми, жена Васудевы, освобождает Бали, сына царя Вирочаны, пленника седьмой, самой нижней, земли, каждый год в этот день и позволяет ему появиться в мир. Поэтому этот праздник называется балираджья («блрадж»), то есть «владычество Бали». Индийцы утверждают: «Это время было временем благоденствия в крита-юге, и мы веселимся потому, что наш сегодняшний день похож на то время».