2 лет станут отправной точкой к его дальнейшему развитию, помогут малышу адаптироваться среди сверстников, разнообразят досуг. Ребенок, с которым правильно и эффективно занимались в раннем детстве, в старшем возрасте более восприимчив к наукам и творчеству.

Основные принципы занятия с ребенком (2 года)

Сегодня современные дети отлично разбираются в компьютере и любят смотреть разнообразные телевизионные программы. Конечно, это облегчает жизнь мамам. Они сажают малышей за просмотр мультиков и спокойно могут заниматься домашними делами. Но на самом деле занятия с ребенком 2 лет не должны быть такими скудными. В этот период закладывается речь и развиваются память, интеллект, умение мыслить творчески.

Выделяйте ежедневно время, чтобы поиграть с малышом в развивающие игры. Но учитывайте тот факт, что дети в этот период очень неусидчивые. Им трудно сосредоточиться на одном занятии, они желают выплескивать энергию в активных развлечениях. Распределите время правильно: одно занятие не должно длиться дольше 15-20 минут.

Нужно уметь получать удовольствие от процесса игры вместе с малышом. Конечно, занятия с ребенком 2 лет в детском саду будут включать в себя поучительные формы и ознакомительные моменты. Многие воспитатели дают домашнее задание, которое рассчитано на выполнение вместе с родителями. Не игнорируйте его. Но если малыш не посещает дошкольное заведение, то творите и учитесь дома. Занятия с таким маленьким ребенком должны проводиться только в игровой форме. Нельзя заставлять малыша делать то, что он не хочет. Такой подход может отбить желание к учебе в самом раннем возрасте.

Занятия с ребенком 2 лет дома можно легко разнообразить. Сегодня предоставляется множество познавательных игр и всевозможных материалов. В любом случае такой процесс должен быть ярким и нести только положительные моменты. Когда малыш почувствует, что его заставляют, интерес пропадет мгновенно.

Двухлетний ребенок и особенности его мышления

Чадо растет и становится с каждым месяцем более активным и сообразительным. Не упустите этого шанса и направьте всю энергию в нужное русло. Вы можете заметить, что подрастающий маленький человек стал капризным и желает утвердить свое собственное «Я». Он часто использует отталкивания руками и топанье ногами - все это часть детской психологии. Учитесь терпеливо объяснять, что делать можно, а чего нельзя. Воспринимайте малыша как взрослого человека и при общении старайтесь садиться на корточки, чтобы ваши глаза находились на уровне его лица.

Ребенок 2 лет учится, подражая. Поэтому, если хотите вырастить любознательного и стремящегося к знаниям человека, не сидите целыми днями у телевизора и не болтайте с подругами по телефону весь вечер. Ваша праздность станет для ребенка плохим примером. Лучше усадите сына или дочку рядом с собой за стол, дайте ему в руки карандаш и листок бумаги для рисования, а сами отгадывайте кроссворд или читайте книжку. Можно рисовать вместе с малышом.

В таком возрасте ребенок все хочет делать сам. Не отбивайте охоту к самостоятельности с самого начала! Если малыш сам хочет надевать колготки или застегнуть кофту, терпеливо ждите, пока он возится с пуговицами или непослушной штаниной. Помогите только тогда, когда малыш сам попросит. Независимо от того, справился ребенок или нет, похвалите его.

С чего начинать

Занятия с детьми 2 лет стоит начинать с развития Приобретите кубики или конструктор, вместе с малышом стройте башни и домики. Сначала начинайте с примитивных фигур, через пару дней ребенок самостоятельно начнет собирать такие конструкции. Только не играйте молча, все время разговаривайте со своим чадом и проявляйте эмоции. Говорите одобрительные слова и хвалите его.

Наверное, каждая мама замечает, что в этот период дети активно желают принимать участие в домашних делах. Позволяйте им самостоятельно подметать или вручайте тряпку для вытирания пыли. Так вы закладываете первоначальный фундамент в понимание того, что такое помощь. Всегда предоставляйте помочь вам, иначе в дальнейшем вам придется заставлять его силой совершать домашнюю уборку.

Занимаемся малышами самостоятельно

Конечно, занятие с ребенком 2 лет можно доверить профессиональной няне. Но согласитесь, зачем в такое прекрасное время отдавать малыша в руки чужой тете? Занимательные игры очень сближают родителей и детей, обязательно привлекайте внимание и отца. Ребятишки должны чувствовать целостность семьи. Вы не заметите, как быстро пройдет время, и малыш вырастет. Поэтому воспользуйтесь возможностью поиграть с ребенком, заодно разовьете важные способности и откроете скрытые потенциалы маленькой личности. Все это очень пригодится в дальнейшей жизни.

Разрабатывайте такие занятия, которые будут развивать определенные способности вашего ребенка. Например, творческие или речевые. Чередуйте задания с подвижными играми, лучше на улице. Время каждого занятия с двухлетним ребенком не должно превышать двадцати минут. В этом возрасте достаточно тяжело сосредоточить свое внимание на одном предмете.

Развиваем речь малыша

В два года ваш ребенок должен не только знать, как называется предмет, но и давать его короткую характеристику. Просите как можно чаще рассказывать, что видел малыш, и пересказывать прочитанные вами сказки. Для этого необходимо проводить тематические занятия с ребенком. 2 года - это тот возраст, когда дети любознательны и любят слушать и смотреть. Во время чтения рассказов анализируйте происходящее. Можно использовать кукол, надеваемых на пальцы. Устраивайте маленькие театральные шоу с вопросами и ответами.

Например, читая сказку, пропускайте слово, просите малыша добавлять свои слова, которые подходят по смыслу. То же делайте со стихотворениями - пусть концовку скажет ребенок. Всегда используйте мимику и телодвижения, повествуя очередную интересную историю. Дети любят, когда происходит какое-нибудь действие. Игрушки, картонные картинки и куклы станут отличными персонажами к вашим историям.

После каждой прочитанной книжки задавайте вопросы по содержанию. Пусть ребенок развивает внимательность и память. Обращайте внимание на мелочи и детали. Читая диалоги, всегда меняйте голоса. Ребенок должен подробно представлять всех героев. Также просите его пересказывать - пусть использует мимику и голос.

Чтобы ребенок говорил правильно

В книжных магазинах можно встретить очень интересные издания, в которых представлены стихи для развития речи. Их используют логопеды, когда занимаются с ребятами, у которых наблюдается явный Имитируйте звуки и спрашивайте, как разговаривает то или иное животное. Обзаведитесь картинками с изображениями различных зверей, показывайте малышу, пусть он имитирует их голоса. Обычно дети любят играть в такую игру и через время самостоятельно приносят карточки с картинками. Каждый родитель должен проводить занятия с ребенком 2 лет для развития речи.

Координация и моторика рук

Прикосновения имеют большое значение для детей. Вы наверняка замечали, что в 1,5 года ребенок внимательно наблюдал за своими ручками. Теперь необходимо научиться управлять конечностями. Занятия с ребенком 2 лет должны включать игру с пальцами рук. Разучите стишки, которые превратят занятие в интересную историю. Пусть малыш загибает и разгибает соответствующие пальчики, изучите игру «Ладушки». С помощью таких упражнений развивается координация рук. Сами прикасайтесь как можно чаще к рукам своего чада. Для каждого ребенка очень важен такой телесный контакт с родителями.

Почему так важно развивать мелкую моторику? Потому что при работе пальцев рук нервные импульсы провоцируют развитие тех отделов головного мозга, которые отвечают за речевой аппарат. Значит, отвечает за Кроме того, это хорошая подготовка к будущим занятиям чистописанием.

Материал для занятий

Принесите различные материалы, которые отличаются на ощупь (кусок меха, бархатная бумага, фольга, мешочек с бусинами, пластмасса, кожа). Пусть малыш трогает их и говорит, что чувствует. Занятия с ребенком 2 лет с пластилином очень полезны для моторики. Начинать нужно с лепки простых фигур, пусть дети учатся делать из пластилина круг, квадрат, треугольник. Далее можно приобрести вырезные формы. Вы катаете тонкий пласт из пластилина, а малыш пусть вырезает различные трафареты. С каждой неделей усложняйте занятия, покажите, что из такого материала можно слепить многое.

Давайте ему в руки карандаши, пусть ребенок учиться рисовать. Только сразу попробуйте объяснить, что каляки-маляки можно делать только в специальном альбоме. Первое время не оставляйте детей наедине с фломастерами и карандашами, а то вас могут ожидать неприятные сюрпризы. Покажите, как рисовать примитивные предметы, которые состоят из палочек и кружков.

Малыш должен быть внимательным

Придумывайте с ребенком 2 лет на каждый день, которые будут развивать внимание. Очень важно, чтобы малыш не отличался рассеянностью, иначе с годами это качество трудно будет искоренить. В два года ребенок делает только то, что ему интересно. В этом возрасте малыш может резко бросать одну игрушку и начинать играть с другой. В возрасте 2,5 года пассивное внимание перерастает в активное. Тогда родителям важно не упустить момент.

Начинайте играть в прятки. Ставьте игрушку в комнате малыша и просите ее отыскать. Повторяйте такую игру несколько раз, каждый раз пряча вещь в новое место. Можно приклеивать фигуры по всей комнате. Например, вырежьте грибочки из картона, придумайте символическое лукошко, и пусть дети собирают "урожай" по всей квартире.

Игра с тенями подходит для более взрослых ребят. Для этого нужны предметы и их силуэты. Ребенок должен сопоставлять и находить правильные тени к основным картинкам. Хорошо развивает внимание игра «Построй по чертежу». Для этого возьмите кубики и другие детали, из которых можно построить различные фигуры. После на бумаге нарисуйте чертеж будущей конструкции, а ребенок пусть смотрит на рисунок и строит. Все дети просто обожают такие игры. Вы увидите, какой прекрасный результат дают занятия с ребенком. Двухлетним ребенком нужно заниматься постоянно.

В будущем очень пригодиться навык переключать внимание с одного на другое. Чтобы это получалось естественно, необходимо начинать занятия с самого детства. Для этого подгадайте момент, когда малыш будет активно чем-то увлечен. Далее задайте вопрос, и если ребенок начнет на него реагировать, значит, процесс пошел. Например, когда малыш рисует, спросите, что он кушал в детском садике. Необходимо, чтобы дети могли одновременно делать свои дела и при этом вести разговоры. Это намного облегчит взрослую жизнь. Вы наверняка сталкивались с людьми, которые делают какое-нибудь дело и при этом не просто не могут разговаривать, но и выключают телевизор или радио. Их отвлекает любой шорох и фоновой шум.

Хочу все помнить!

Что такое память? Это умение отражать прошлый опыт. С самого своего рождения младенец отлично вырабатывает рефлексы, которые основаны на памяти. Сначала малыш никак не реагирует на родителей, но потом начинает улыбаться матери, которая ассоциируется с едой. Он просто запомнил, что именно эта женщина способна дать молоко. Это примитивный пример, который основан на первом опыте памяти ребенка.

В 2-3 года проявляется непроизвольная память: малыш запоминает некоторые слова и несложные стихи. Естественно, чтобы их запомнить, необходимо многократно говорить и показывать. Для этого и нужны развивающие занятия ребенку. 2 года - очень важный возраст. Используйте игрушки и карточки с картинками, помните, что уроки не должны длиться более 30 минут.

Рассмотрим несколько простых игр, которые помогут развить навыки запоминания.

  1. Разложите перед малышом три любые игрушки. Поговорите о каждой из них. Далее попросите чадо отвернуться и уберите за спину одного персонажа. Пусть ребенок назовет, кого не хватает в этой тройке. Со временем увеличивайте количество участников - чем больше предметов, тем сложнее их запомнить.
  2. Покажите своему ребенку картинку, после переверните ее и попросите описать нарисованное действие. Для облегчения можно задавать наводящие вопросы, например, "какого цвета платье надето на девочке?", "что растет возле дерева?" Просите приносить предметы из другой комнаты.
  3. Приучитесь к общению перед сном. Например, читайте сказку, а завтра днем пусть ребенок сам расскажет услышанный рассказ. Просите рассказать, что интересного произошло за весь день с маленьким членом семьи. Пойте песенки и рассказывайте стишки. Все это способствует развитию памяти вашего любимого чада.

Мышление и восприятие у детей 2-3 лет

Ребенок в возрасте двух лет выбирает яркие предметы. Из логических игрушек, которые несут информацию о форме и размере, выбирайте только один предмет. Сегодня играйте с пирамидой, на основание которой нужно надеть колечки по размеру. Следующий день посвятите домику, на крыше которого расположились дырки в форме кубиков. Сложите вместе с малышом все предметы. Демонстративно показывайте, что круглое отверстие не подходит для квадрата.

Организовывайте занятия с ребенком 2 лет, которые позволят изучить цвета. Сначала показывайте карточки одного цвета и проговаривайте четко, что это за цвет. После просите малыша указывать на карточку, когда вы называете название цвета. Далее задача усложняется: накидайте кучу игрушек различного цвета и попросите разложить их по цветам по разным емкостям.

Хорошо развивает логику добавление деталей. Выйдите из комнаты и наденьте, например, шарф. Спросите у ребенка о том, какой предмет добавился в вашем образе.

Разрежьте картинку на две части и покажите, что соединяя детали, изображение становится целостным. Далее увеличивайте количество разрезанных частей.

На самом деле очень много придумано различных игрушек, которые развивают мышление и логику. Покупайте такие предметы и уделяйте внимание игре. Только так ребенку станет понятно, как играть в сложные игрушки. Не игнорируйте малыша, всегда приходите ему на помощь, если замечаете, что у него не получается сообразить. Пазлы и конструктор должны быть у каждого ребенка. Просите собрать башню одного цвета либо складывайте в коробку только желтые предметы. Занятия с ребенком 2 лет с цветной бумагой тоже приведут к тому, что чадо начнет запоминать цвета. Всегда поясняйте свои действия и подробно излагайте просьбу. Например, «принеси розового зайку, который сидит возле лошадки», «подай зеленые туфли, которые наденем на маленькие ножки». Так получается запомнить больше слов.

Придумывайте новые развивающие занятия ребенку. 2 года - это важный период в формировании мышления и логики. Каждый малыш любит проводить время с родителями, поэтому уделяйте как можно больше внимания вашему чаду. Самостоятельная игра ведет к тому, что дети вырастают замкнутыми и неразговорчивыми. А таким деткам очень сложно адаптироваться в современном обществе.

В заключение

Занятия с ребенком 2 лет дома необходимо проводить ежедневно. Больше читайте и разговаривайте. Слушайте много веселых детских песен, учите малыша двигаться под музыку. Если увидите, что танцы интересны ему, то не игнорируйте талант и запишите чадо в соответствующий кружок. Только от родителей зависит развитие ребенка. Занятия позволяют не только обрести умения, но и раскрыть таланты.

Антонина Ломакина
Игровые занятия с детьми 2-х лет

Возраст ребёнка до 3 лет- самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребёнком. Игра- первое, чему нужно научить любого малыша.

Именно в возрасте до 3 лет ребёнок начинает посещать детский сад. Первые дни в детском саду- один из самых волнующих моментов в жизни каждой семьи. К какой воспитательнице попадёт ребёнок, понравится ли ему в детском саду, как быстро привыкнет к новой обстановке, найдёт ли себе друзей, не будут ли его обижать…. Эти и ещё многие вопросы волнуют каждого родителя.

Маленький ребёнок ещё не может сам занимать себя, он не знает, что делать с той или иной игрушкой, не умеет общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Поэтому главная задача педагога на данном этапе- помочь ребёнку как можно быстрее адаптироваться к непривычной для него обстановке.

Адаптация к детскому саду- сложный, а иногда и длительный процесс, продолжающийся от 1 до 3 недель, но бывает, затягивается на полгода и даже год!

Вхождение ребёнка в коллектив должно быть постепенным. Сейчас существует много групп кратковременного пребывания. Задача таких мини-групп не только воспитать полноценную и разностороннюю личность, но и помочь ребёнку безболезненно пережить поступление в детский сад.

На занятиях дети знакомятся со следующими видами игр :

Подвижные («Прятки» , «Поймай собачку» , «Маленький-большой» , «Дождик и солнышко» , «Через ручеёк» , «Воробушки и автомобиль» )

Спортивные (ползание, лазанье, ходьба, игры с мячами, прыжки, бег)

Музыкальные (игра на музыкальных инструментах, угадывание, что звучит, слушание музыкальных произведений)

- физкультминутки : «Зайка серенький сидит» , «Мишка косолапый» ; пальчиковые игры : «Этот пальчик- мама» , «Сорока-белобока» ; хороводы «Как на наши именины» , «Раздувайся, пузырь»

Упражнения для развития речи (чтение потешек, стихотворений, сказок; игры на понимание слов «Что это?» , «Что делает?» , «Какой он?»

Игры-драматизации (инсценировка сказок и потешек : «Курочка ряба» , «Репка» , «Теремок» и. т. д)

На развитие мелкой моторики рук (Переложи горох, мозаика, сними прищепки, прикрепи магниты, шнурки)

Артикуляционная гимнастика (дыхательные упражнение «Дуем на одуванчики, вату, воду» , «Мыльные пузыри» )

Ролевые игры с куклами и мягкими игрушками (покормить, одеть , причесать, положить спать) : «Магазин» , «Доктор» , «Моем посуду»

Обучающие на развитие внимания, памяти, мышления «Подбери двери к домикам» , «Кто на чём играл?» , «Найди одинаковые предметы» , «Убери лишний предмет» , «Чем отличаются предметы»

Конструирование строительство из деревянных деталей башенок, поездов, домиков

Рисование цветными карандашами, гуашевыми красками : пальчиками, ладошками

Лепка из пластилина и глины

Аппликация наклеивание заранее вырезанных из цветной бумаги деталей

Чтобы сделать занятия более эффективными , надо обратить внимание на следующие моменты :

До начала занятий ознакомьтесь с игровыми заданиями , продумайте план занятия , подготовьте необходимый материал;

Не забывайте о технике безопасности! Вы должны быть уверены, что ребёнок не проглотит или не засунет себе в нос или ухо мелкий предмет, не упадёт;

Организуйте рабочее пространство, уберите отвлекающие предметы;

В начале занятия необходимо вызвать у детей желание к совместному творчеству;

Ваша речь должна быть чёткой;

Важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие во всех играх детей;

Если некоторые отказываются заниматься, не навязывайте им игры. Начните занятие , и очень скоро эти дети захотят присоединиться к вам;

Будьте доброжелательны и уважительны к детям;

Похвала - прекрасный стимул для дальнейшего развития ребёнка. Не забывайте об этом!

Что должны уметь делать дети от 2 до 3 лет.

Для того чтобы оценить насколько правильно развивается ребенок необходимо знать, что он должен уметь в возрасте 2-3 лет :

Выполнять сложные просьбы, которые состоят из 2-3 действий. Например : подойти к шкафу, открыть дверку, взять кофту и закрыть дверь.

Уметь говорить простые фразы и понимать родителей.

Желательно уметь самому раздевать и одеваться. Этому легко научить, показав несколько раз.

Самостоятельно ходить на горшок и мыть руки.

Резать бумагу ножницами. Это не опасно.

Строить несложные постройки из кубиков или конструктора; Собирать пирамиду от 8 деталей;

Собирать логический кубик, правильно подобрав детальки к отверстиям. Главное не торопите ребенка. Если он не понимает что вы от него хотите, придумайте задание легче. А потом добавьте еще один пункт. Не забывайте, что многое для ребенка в новинку. Помогайте малышу во всем, и обязательно проявляете терпение, ведь у него не все и не всегда может получаться с первого раза.

Публикации по теме:

Физкультурно-игровой проект для детей младшего дошкольного возраста «Веселые воробышки» (сюжетно-игровые занятия) Пояснительная записка: Государство, каждая семья заинтересованы в воспитании подрастающего поколения, его здоровом образе жизни. Здоровье.

Гендерные игры и игровые ситуации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста Занятие на тему: «Мальчишки и девчонки» Программное содержание: Учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками,.

Игровые комплексы с детьми 1,5–2,5 лет в адаптационный период Игровые комплексы с детьми 1,6 -2,5 года в адаптационный период Выполнила: старший воспитатель Череданова И. В. 1. «Мишка» Цель: помочь.

Игровые технологии - эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания.

Игровые занятия по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста «Рыбки» Игры по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста «Рыбки.» Цель: Развитие творческого воображения, фантазии у детей.

Конспект коллективного просмотра «Игровые занятия по формированию целостной картины мира «Мой любимый детский сад» Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть и послушать вас, как вы отвечаете на вопросы. Давайте поздороваемся с.

«Что такое развивающие занятия для ребенка, какие бывают и чем они полезны?» — это один из самых актуальных вопросов, который волнует заботливых родителей.

В этой статье я приведу пример развивающих игр, которые помогут развить:

  • речь и мышление малыша,
  • память и внимание,
  • тонкую моторику рук,

а так же обучить:

  • названию цветовой гаммы
  • чтению
  • счету.

В наше время все большей и большей популярностью пользуется игра детей с кинетическим и живым песком. Сразу скажу, что они похожи по тактильным ощущениям, но кардинально различаются по цвету и составу.

Кинетическим песком называют песок, состоящий на 98% из натурального песка и 2% силикона (связующего материала). По внешнему виду, т.е. по цветовой гамме песок очень напоминает естественный. По способу хранения и применения: не боится влаги, можно его мыть и хранить в любом месте.

Живым песком называется песок, в состав которого входит: ракушечник, эфирные масла и небольшая часть связующих нетоксичных компонентов. По внешнему виду он мелкофракционный, белого цвета. По способу хранения и применения достаточно привередливый: боится влаги и прямых солнечных лучей, растворяется в воде, хранить в емкости с открытой крышкой, чтобы он «дышал».

Кинетический и живой песок для детей можно купить в магазине для творчества, а можно сделать своими руками.

Как сделать живой песок своими руками

Для того чтобы кинетический песок для детей сделать в домашних условиях нужно взять следующие ингредиенты:

  • 5 чашек мелкодисперсного песка (можно купить в строй магазине)
  • 2 1/2 чашки кукурузного крахмала / кукурузной муки
  • 1 стакан воды
  • пищевой краситель.

Способ приготовления: в чистом ведре смешайте песок с крахмалом. Отдельно в емкость с водой добавьте пищевой краситель любого цвета и хорошо размешайте. Вылейте раствор в смесь песка и крахмала, хорошо размешайте и кинетический песок готов! Сложите к контейнер и накройте крышкой.

С кинетического или живого песка дети с удовольствием лепят пасочки, различные фигуры, сооружения и т.д.

3. Игра для годовалого малыша

Отвечая на вопрос: «Чем занять ребенка в 1 год?», я решила предложить вам игру с картонными трубами.

Для начала вам нужно будет создать стенд из катонных труб.

Возьмите необходимые материалы:

  • большой кусок картона
  • картонные трубы из-под туалетной бумаги, бумажных полотенец и т.д. Чем больше Вы соберете труб, тем длиннее получиться труба для игры
  • цветная бумага
  • клей-карандаш
  • лента
  • помпоны такого размера, чтобы они свободно катились по внутренней поверхности трубы
  • контейнер или емкость, который будет использоваться, чтобы поймать помпоны, выходящие с трубы.

Соберите конструкцию, используя перечисленные материалы. Она будет иметь такой вид, который показан на рисунке.

Суть игры будет заключаться в том, что малыш бросает помпон в верхнюю часть трубы и наблюдает, как с нижней части он вылетает в контейнер.

4. Игры с прищепками

Вы не поверите, но обычные бельевые прищепки являются идеальным материалом для развития мелкой моторики рук. Причем игры можно придумать спонтанно, прищипывая прищепки к различным предметам и подручным материалам. Для начала вы расскажите малышу: как правильно держать прищепку в руках, а затем покажите: как прикрепить ее к чему-либо. Для игры можете вырезать геометрические фигуры в виде круга, квадрата, овала и т.д. Прищипывая к ним прищепки, малыш будет создавать различные поделки! К примеру, прикрепляя по периметру круга прищепки у него получиться солнышко.

Еще один вариант игры, это представить малышу, что прищепка – это рыбка! Нажимая на прищепку, рыбка будет открывать «ротик» и малыш сможет ее покормить. Для корма можете дать малышу сухие макароны, пуговицы и т.д. Правда обязательно следите, чтобы он сам не потянул их в рот!

5. Рисование штампами

Для этой деятельности я подготовила следующие овощи для печати:

  • перец
  • морковь
  • сельдерей сердце
  • картофель
  • огурец

Для создания штампов можете использовать другие овощи и предметы: вилку, початки кукурузы, цуккини, салат, фенхель лампу, растительные отходы, лук, кукурузные початки. К примеру, печать, сделанная палкой сельдерея, напоминает рыбную чешую.

Сразу скажу, что для создания печати достаточно небольшой части овоща, поэтому основную часть можете использовать для приготовления пищи.

Разрезанные вдоль овощи сложите на тарелке. Это и будут штампы. Затем в небольшой емкости смешайте любые краски с водой до сметанообразной консистенции, дайте малышу лист белой бумаги или картона и покажите: как сделать отпечаток на листе бумаги, предварительно омокнув овощ в краску.

Детям безумно нравится это занятие, а рисунки, как Вы видите, получаются достаточно красивые.

6. Рисование песком для детей

Отличным сенсорным материалом является песок, а еще лучше, если его смешать с небольшим количеством крупы (риса, пшена или гречки).

Высыпьте песок на поднос и предоставьте малышу полную свободу действий, подсказывая идеи игры.

Ребенок может:

  • захватывать пригоршнями песок, просеивая его между пальцами
  • рисовать или писать палочкой на песке
  • пальчиком создавать рисунки или писать буквы
  • брать для игры с песком стаканчики, лопатки, ложки, пластмассовые, пластиковые или резиновые игрушки. Кстати, детям очень нравиться засыпать в машинку песок, взбрызгивать песок водой из распылителя.

7. Развитие мелкой моторики во время вырезания ножницами.

Это игра подойдет для ребенка 4 и более лет.

На примере, я покажу вам, как малыш может сделать аппликацию своими руками: сначала вырежет необходимые детали, а затем приклеит их, формируя рисунок.

Для создания цветочной поляны я взяла цветную бумагу желтого цвета для центра цветка, зеленую – для стеблей и разноцветная для лепестков.

Чтобы нарисовать круг, малышка обвела дно стаканчика, а лепестки и стебельки вырезала полосами.

Склеивать детали ребенок тоже должен сам. Вы должны только подсказывать, как это правильно сделать.

8. Сортировка изделий щипцами

Щипцы так же являются замечательным вариантом для развития мелкой моторики, поэтому и эту игру я включила в созданный мной список.

Суть игры заключается в том, что малютка берет щипцами игрушечное животное и переносить его в чашу, помеченную картинкой с изображением среды его обитания. На картинках изображены океан, ферма, деревья (для птиц), почва и цветы. Например, фигурку в виде коровы малютка положит в чашу с фотографией фермы.

Таким образом, юный почемучка не только действует руками, а и познает что-то новое, рассуждает, мыслит, анализирует.

9. Игра «Живопись» для однолетнего ребенка

Идеальный способ приучать ребенка к живописи – это разрешить ему рисовать жидкими красками.

Для игры вам понадобятся следующие материалы:

  • набор жидких красок, к примеру Ziploc, который в можете купить в интернет-магазине
  • бумага формата А4
  • целлофановый мешок немного большего размера, чем бумага
  • лента, чтобы запечатать края мешочка.

Вылейте на бумагу небольшое количество разноцветных красок, поместите ее в пакет и запечатайте лентой. Когда малыш будет водить пальчиками по поверхности целлофана, краска будет соответственно растекаться. Это очень увлекательно и дети от этого занятия в восторге!

10. Материалы для игр с детьми

В завершении я хотела бы акцентировать ваше внимание на том, что многие окружающие нас предметы могут стать идеальным материалом для игр. Главное проявить немного фантазии, а так же заинтересовать ребенка для игры!

Какие же это материалы? Перечень может быть бесконечным, но остановлюсь на самых популярных:

  • войлок
  • шнурок
  • очистители – проволока с цветным ворсом
  • пазлы
  • пуговицы

Хотела обзорно написать о наших домашних занятиях с сыном с 2 до 3 лет.

За основу мы брали комплект «Школы семи гномов» для детей от 2 до 3 лет . Про «Школу семи гномов» я уже здесь писала неоднократно, давала примерную табличку для первого и второго года обучения - в какой последовательности добавлять книги для изучения. А вот про третий год обучения хотела бы написать отдельно и более подробно. Так как помимо «Школы семи гномов» у нас появилось много дополнительного материала:

  • «», «Счетные палочки Кюизенера » и альбомы к ним. (у нас производитель Корвет)
  • плюс дополнительно используем альбомы серии «Это может ваш малыш » (тоже издательство Мозаика-синтез, которое выпускает Школу семи гномов),
  • наборы карточек «Расскажите детям о… » (тоже Мозаика-синтез),
  • книжки с наклейками .(тоже Мозаика-синтез).

Один из важных принципов обучения - это его многогранность . То есть если мы прочитали про времена года, то мы идем гулять и разговариваем с ребенком на тему текущего времени года. Вдобавок, если зима, то сделаем аппликацию из альбома «Бумажные крошки» - про кормление птиц хлебными крошками. Возьмем с собой на прогулку эти самые крошки и покормим птичек. То есть стараемся максимально обучение по книгам переносить в жизнь и наоборот. Тогда ваши занятия станут интересными обоим и, вообще говоря, будут неотрывными от ваших ежедневных игр. То есть не 20 минут в день чисто занимаемся. А прошли какой-то цвет/форму - заметили, что в доме есть такого цвета/форму, что на улице. И так далее.

Все, что мы изучали за этот год, условно разделим на знания (буквы, цвет, форма, величина), творчество (рисуем, лепим) и окружающий мир .

Цвет, форма, величина

Помимо книг «Цвет, форма» и «Один, много» очень удобно использовать Логические блоки Дьенеша и Счетные палочки Кюизенера.

В 2 годика ребенок уже может накладывать (накрывать) нужной фигурой фигуру на картинке. В альбоме «Блоки Дьенеша для самых маленьких » из фигур составлены простые изображения. А ребенку надо выбрать нужный по цвету и размеру блок.


В альбоме «Волшебные дорожки » к счетным палочкам также малышу надо подобрать палочку нужного цвета и размера, чтобы завершить картинку.

Закреплять материал очень удобно с помощью книжек с наклейками.

Азбука

Не удивляйтесь, увидев книгу «Азбука для малышей» - действительно в этом возрасте у ребенка уже просыпается интерес к буквам. Задача этой книги - научить малыша выделять первый звук в слове. Мы с сыном используем эту книгу как подсказку, когда играем в слова. Высыпаем магнитную азбуку, берем любую буковку и начинаем придумывать на нее слова. Если сын затрудняется, то я задаю наводящие вопросы или открываем эту книжку.

Творчество: рисуем, лепим, делаем аппликации

В «Школе семи гномов» целых 3 альбома посвящено творчеству. Рисуем пальчиками - продолжаем совершенствовать это умение, в рисунке уже присутствует несколько цветов. К слову сказать, в этом возрасте можно попробовать также рисовать кисточкой и акварелью. Используйте стакан-непроливайку, кисточки разной толщины. Ребенку наверняка понравится смотреть, как окрашивается вода после опускания в нее кисточки. Правда отдельных усилий потребует обучение тому, чтобы малыш не пачкал краску одного цвета краской другого.

«Пластилиновые картинки» - если в возрасте от 1 до 2 лет ребенку предлагалось освоить технику надавливания на пластилиновые шарики. То с 2-х лет используется еще более интересная техника - размазывание. Сначала шарик придавливается, а потом пальчиком тянется вниз. Таким образом, можно сделать фейерверк, иголки у ежика и даже елочку!

«Умная вырезалочка» - эту книга очень неожиданно было встретить для возраста т 2-3 лет. Но на самом деле, сначала детали можете вырезать вы. Или, используя безопасные ножницы, придерживать и руку ребенка и бумажную деталь. Дальше добавляем клей-карандаш и получаются очень интересные аппликации.

Очень интересно будет добавить для работы альбомы «Пушистые картинки» - здесь используется вата для создания аппликаций. А также «Бумажные крошки» - из центральной вкладки рвутся на мелкие части кусочки бумаги, и приклеиваются клеем-карандашом на картинку основу.

Окружающий мир

За основу в этом направлении будем использовать книги из комплекта «Школы семи гномов»: «Кто где живет», «На лесной полянке», «Времена года», «Домашние питомцы». Конечно обязательно дополняя их прогулками в лесу, на природе и с интересом обращая внимание ребенка на все детали в живой природе. Для закрепления времени года очень подойдет одноименный альбом из серии «Это может ваш малыш».

Очень полезный альбом «Какие бывают профессии» - про него я писала отдельно. В нем очень интересное и функциональное лото.

Очень удобно использовать в качестве наглядного материала карточки «Расскажите детям о… ». Во-первых, на карточках фотографии животных и птиц. Во-вторых, с обратной стороны карточки есть интересные подробности из жизни животных.

Овощи, фрукты, прочие продукты

Очень удобно использовать в этом возрасте набор овощей и фруктов. Здесь количество игр очень большое:

  • - называть цвет овоща/фрукта
  • - считать количество
  • - на какую букву начинается название овоща/фрукта
  • - разделять по принципу - овощ или фрукт. Что можно приготовить: сварить компот, сделать салат, сварить суп
  • - сюжетно-ролевые игры - накрыть на стол и угостить кукол
  • - играть в магазин, где продаются овощи и фрукты

В возрасте 2-3 лет ребенок совершает значительный рывок в развитии, переходя из состояния малыша в период младшего дошкольного возраста. Психологи считают, что знания и навыки, заложенные в это время, составляют базу всего последующего развития ребенка.

Целенаправленные занятия помогут сформироваться таким полезным качествам как интерес к получению знаний, творчеству, стимулируют мышление, устойчивость внимания, развивают речь.

На что обратить внимание

Многие родители предпочитают не водить детей в развивающие центры, а заниматься дома. Это возможно, если у ребенка нет каких-либо нарушений, которые требовали бы коррекции специалистом.

Что должен уметь ребенок в 2-3 года:

  1. Понимать и выполнять просьбы, состоящие из 2-3 последующих действий.
  2. Рисовать картинки, собирать кубики и конструктор по возрасту.
  3. Знать и называть части тела.
  4. Использовать в речи простые предложения из нескольких слов. При этом к трем годам должны быть освоены и сложные конструкции предложений.
  5. Знать бытовую лексику, иметь активный словарный запас более 1000 слов.
  6. Быть способным удерживать внимание в течение некоторого времени, выполняя несложные задания.

Правила проведения развивающих занятий в 2-3 года

  • Все «уроки» должны проходить в игровой форме. В этом возрасте игра - это естественный вид деятельности ребенка.
  • Обязательна частая смена видов занятий, так детям пока еще трудно заниматься чем-то одним в течение длительного времени. Не требуйте от своего чада усидчивости - порисовали, теперь можно и побегать.
  • Занятия должны длиться не более 15-20 минут. Если что-то не доделано - не дорисована картинка или не собран пазл, помогите ребенку. Тем самым вы показываете, как важно получить результат.
  • Обязательно хвалите и подбадривайте своего «ученика». Не важно, что заяц из пластилина больше похож на медведя! Главное, что ребенок старался, пробовал что-то новое.
  • Подробнее о развивающих .

Примерные игры для проведения развивающих занятий

Для формирования правильного речевого дыхания:

  • Сдуваем снежинку. Положите на ладошку ребенку легкий кусочек ваты и предложите ему подуть так, чтобы «снежинка» улетела. Можно поиграть в «футбол», задувая ватный мячик в ворота.
  • Дети очень любят задувать огонек свечи. Конечно, делать это можно только с родителями.
  • Не забывайте нюхать цветочки. Иногда дети путают процессы вдоха и выдоха, вырабатывайте автоматизм.

Артикуляционная гимнастика поможет в правильной постановке звуков. Язычок может чистить зубки, облизывать воображаемое мороженое с губ, сворачиваться в трубочку, изображать чашечку, цокать как лошадка и т. п.

Для развития словарного запаса побольше читайте ребенку. Рассматривайте картинки, задавайте по ним вопросы. Пусть ребенок старается сам рассказать, что он видит и что происходит на изображении.

Учите короткие детские стихи - это прекрасно развивает память и речь.

Развитию общей моторики способствуют подвижные игры и занятия логоритмикой . Подберите стихи, в которых описываются какие-либо движения, и предложите ребенку их показывать. Один из вариантов - песенка маленьких утят. Потанцуйте вместе!

Обязательно уделите время развитию мелкой моторики:

  • Творческие занятия - рисование, лепка, аппликация.
  • Игры-шнуровки.
  • Рисование пальцами на крупе, перебирание гороха и фасоли (вспомните Золушку, которой надо было отобрать горох от чечевицы, прежде чем она сможет поехать на бал).

Игра «Волшебный мешок» развивает сенсорные ощущения и поможет в обучении ребенка основам логики, изучения геометрических фигур, развитию речи. Положите в мешочек разные игрушки. Ребенок должен узнать их на ощупь и назвать. Помогите ему объяснить, как он рассуждал - к примеру, огурец длинный, овальный, апельсин круглый и т. д.

Игрушки помогут вам формировать у ребенка логическое мышление и немного позаниматься математикой:

  • «Больше-меньше». Из кубиков составьте длинный «поезд» для кукол. Посадите их около вагонов. Все ли куклы смогут поехать в гости? Что делать, если их больше, чем вагонов у поезда? Сколько нужно добавить вагончиков, чтобы всем хватило места?
  • «Подбери пару». Подойдет игрушечная посуда или даже настоящая. Ребенок должен подобрать к каждой кастрюле подходящую по размеру крышку. (Посуду брать не обязательно. Используйте коробки, шкатулки). Похожий принцип у игрушек-сортеров, в которых нужно подобрать фигуру, подходящую к конкретному отверстию.
  • «Кто что ест». Пригласите игрушек на обед. Надо угостить каждого той едой, которая подходит ему в природе.

Для развития ребенка в этом возрасте совсем не обязательно организовывать специальные занятия. Всему можно научить в процессе игр, прогулок и обычного каждодневного общения. Больше разговаривайте, задавайте вопросы, поощряйте к беседе, новым «открытиям». Играя во всем известные «Ладушки», вы развиваете у малыша координацию движений и внимательность, строя башню их кубиков - стимулируете логическое мышление и пространственное воображение. Не упускайте возможность поиграть и пообщаться! Тем самым вы помогаете своему ребенку расти и развиваться, закладываете базу его интеллектуальных способностей.