Инструкция

Обратите внимание

Наиболее безвредным времяпрепровождением считается прослушивание аудиокниг, либо музыки - при поездке в маршрутке нежелательно напрягать глаза чтением, это чревато его ухудшением.

Совет 3: Чем развлечь себя в самолете при долгом перелете

Длительный перелет нередко превращается в занятие нервное и утомительное. Даже если дорога приходится на ночное время, отчалить в царство Морфея удается не каждому путешественнику. Время пройдет гораздо быстрее, если вы заранее подумаете, чем развлечь себя в самолете при долгом перелете.

Развлечения для компании от двух человек

Длительный перелет в компании приятных и знакомых людей – отличный повод лучше узнать друг друга. Весело провести время в самолете вам помогут различные простые игры. Например, в слова/города, ассоциации, «Правда или действие», «Виселицу». Также «коллективный ум» можно использовать для разгадывания кроссвордов и сканвордов. Такое времяпрепровождение получится увлекательным, а перелет покажется очень быстрым.

Другой способ сделать перелет более интересным – заняться планированием отпуска. Однако к данному мероприятию следует подготовиться заранее: взять на борт путеводитель, карты, список интересных мест. Еще одно полезное и занимательное мероприятие: коллективно начать изучение важных фраз на языке того места, в которое вы держите путь.

Если же большая часть пассажиров погрузилась в дрему, воздержитесь от шумных коллективных мероприятий. В данном случае развлечь себя в самолете при долгом перелете вам помогут блокнот и ручка/карандаш. Например, создайте с другом/друзьями стильную картину, напишите интересный рассказ или стихотворение. Однако делать это следует следующим образом. Первый человек в цепочке что-либо рисует/пишет слово или фразу и заворачивает «созданное». Второй продолжает, также «скрывая» написанное и т.д. Когда весь лист окажется свернутым, спрячьте его, не расправляя. Насладиться коллективным шедевром лучше после пробуждения остальных пассажиров: громкий смех вам обеспечен.

Индивидуальные развлечения при длительном перелете

Нередко в долгий перелет человек отправляется в одиночку (например, при деловой поездке). В данном случае развлекать себя придется самостоятельно. Также индивидуальные развлечения пригодятся, если ваши попутчики решили вздремнуть.

Традиционными развлечениями в самолете являются чтение книг/журналов, просмотр фильмов, слушание музыки/аудиокниг. Современные гаджеты (смартфоны, планшеты, ноутбуки) позволяют занять себя интересной игрой или рабочими делами. Также одними из популярнейших занятий на борту у индивидуальных путешественников является изучение путеводителей и общение с интересными соседями.

Развлечь себя в самолете при долгом перелете помогут также разнообразные хобби. На борт можно пронести вязание (крючком), бисероплетение, набор для вышивания или создания фриволите. Обратите внимание: спицы и иные острые предметы у вас изымут при досмотре. Если есть необходимость в ножницах, приобретите маленький инструмент с тупыми концами в отделе для рукоделия. Также развлечь себя в длительном перелете можно с помощью рисования, раскрашивания или лепки.

Долгий перелет – прекрасный повод заполнить ежедневник, составить жизненный план или получить новые знания с помощью специальной литературы или видеокурсов. Также это время можно потратить на придумывание новых идей для развития бизнеса или полезных мастер-классов. И долгий перелет будет способствовать вашему развитию.

На шестом месяце жизни ребенок начинает активно изучать все, что вокруг него происходит. В этом возрасте прогулки на улице превращаются в занимательные приключения, а домашние занятия радуют многообразием развивающих игр.

Забавные игры

Полугодовалый кроха стремится активно познавать окружающий мир. Чаще всего именно в этом возрасте наступает переломный момент, когда мамы чувствуют, что игры с любимым чадом переходят на новый уровень.

Развивающие координацию занятия – именно то, что нужно 6- крохе. Отличным вариантом станет забавная игра «Птички полетели». Ее суть достаточно проста – мама медленно рассказывает ребенку какую-нибудь сказку о птицах, а затем поднимает руки вверх и хлопает в ладоши на фразе «птички полетели». Со временем кроха научится ждать этого момента, заранее будет смеяться и активно участвовать в процессе игры.

Игра «У папы на плечах» гарантировано вызовет восторг у маленького непоседы. Отец должен посадить ребенка на плечи, придерживая его за спинку, и неспешно перемещаться по комнате. Так ребенок научится лучше контролировать свои движения и сохранять равновесие.

Если малыш уже умеет ползать, можно соорудить перед ним забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разноцветной ткани. Кроха, который еще не проявляет желания участвовать в активных играх, может увлечься мячиком, кубиками, интерактивными игрушками и «говорящими» книгами.

Прогулки на улице

На шестом месяце жизни ребенок уже может гулять на улице в период бодрствования, поэтому разнообразить его досуг можно походом на детскую площадку. Совместное катание на качелях, первое знакомство с горкой в маминых руках, громкий смех детишек – все это вызовет у малыша море позитивных эмоций.

Прогулка в парке также поможет развлечь кроху, ведь вокруг - столько неизведанных ему вещей. Мама должна не только показывать крохе листочки и травку, но и озвучивать каждый предмет, несмотря на то, что ребенок еще не может воспроизводить услышанное. Чтобы привнести в поход ярких красок, можно привязать к коляске воздушный шарик, он точно не даст малышу заскучать.

Какие игрушки выбрать?

Шестой месяц жизни – время для непрерывного исследования. Ребенку можно предложить игрушки с открывающимися дверками, зеркальцами, кнопочками, колесиками, насаживающимися друг на друга стаканчиками и т.д. Главное, чтобы малыш самостоятельно экспериментировал с ними – гнул, колотил и бросал, под пристальным присмотром взрослых.

Очень часто полугодовалых детей начинают интересовать «взрослые» игрушки, к примеру, пульт от телевизора, мобильный телефон мамы и футляр от очков. Родители должны внимательно смотреть, чтобы кроха не поломал вещь и не проглотил мелкий предмет.

К 7-ми месяцам жизни ребенок становится очень любознательным, ему интересно абсолютно все, но в то же время он ни на чем не может долго концентрировать внимание, и маме нужно проявить всю свою фантазию, чтобы найти малышу интересные занятия

В процессе игры ребенок 7 месяцев не просто развлекается, он познает окружающий мир и учится управлять своим телом. Задача родителей – заинтересовать ребенка таким занятием, которое бы максимально способствовало его развитию, и занятий таких на самом деле очень много.

Рисование пальчиковыми красками

Среди игр до года рисование пальчиковыми красками занимает особое место, так как способствует развитию мелкой моторики, творческого мышления, памяти. Лучше всего приобрести специальные краски, предназначенные для детей до года. В их состав не входит никаких вредных веществ, которые бы могли вызвать отравление при попадании в рот. Занимаясь рисованием с ребенком 7 месяцев, важно правильно организовать рабочее место. Удобнее всего заниматься на полу или за столиком для кормления. Если боитесь, что ребенок все перепачкает, можно первые уроки проводить прямо в ванной.

Лепка из теста

Развитие до года обязательно должно включать занятия лепкой, так как они способствуют развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, способствует более раннему развитию речи. Пластилин для детей в 7 месяцев не подходит из-за своей твердости, а тесто очень мягкое и пластичное. Тесто можно сделать самостоятельно из муки и воды, а можно купить специальное тесто для лепки в магазине. Для начала ребенку будет интересно просто разрывать пластичную массу на кусочки, эти кусочки можно приклеивать в специальный альбом, заполнять ими нарисованную баночку или коробочку. Покажите малышу, как можно скатать колбаску, помогите ему повторить за вами. Главное – следите, чтобы малыш не наелся теста и не засунул его в нос или ухо.

Игра «Сортер»

«Сортер» - это игрушка с отверстиями разных форм и прилагающимися к ним формочками. Данные игрушки предназначаются для детей от года, но с помощью мамы ребенок в 7 месяцев тоже может с ней играть. Называйте каждую фигурку и передавайте ребенку. Сортер можно купить в детском магазине или изготовить самостоятельно из подручных средств. Для семимесячного малыша вполне достаточно взять железную банку из-под сухой молочной смеси и проделать в крышке дырку диаметром чуть больше диаметра крышечек от детского пюре. Ребенок сможет складывать крышечки в банку, они падают внутрь с громким звуком, который будет веселить кроху.

Собирание пирамидки

В 7 месяцев ребенка можно знакомить со старой доброй игрушкой – пирамидкой. В продаже встречаются как всем привычные пирамидки с кольцами, так и пирамидки-стаканчики, а также другие оригинальные интерпретации этой замечательной развивающей игрушки.

Трехмесячный малыш разительно отличается от новорожденного. Он более осмысленно воспринимает окружающий мир, окреп, значительно подрос, уже умеет улыбаться и гулить. Развитие ребенка в этот период очень важно. Как правильно помочь природе и не навредить крохе?

Что умеет 3-х месячный ребенок?

Разумеется, все малыши разные и имеют право на то, чтобы жить и познавать мир в своем темпе. Однако есть определенные стандарты, опираясь на которые, можно более тщательно отслеживать правильное развитие младенца и вовремя принять меры, если что-то пойдет не так.
В большинстве своем детки в возрасте 3-х месяцев умеют:

  • Управлять своими ручками. Это проявляется в том, что малыш осмысленно может взять игрушку, подержать ее или поднести к лицу.
  • В этом возрасте детки умеют переворачиваться на бок из положения лежа на спине.
  • Лежа на животике, ребенок хорошо поднимает голову, опираясь на предплечья, и удерживается в таком положении довольно долго с перерывом на небольшой отдых.
  • Малыш меньше спит и дольше бодрствует (до 2-2,5 часов).
  • Детки, которым 3 месяца от роду, очень любят изучать свое тело. Ловят и рассматривают ножки, ощупывают личико.
  • Некоторые младенцы в этот период начинают все «тянуть в рот».
  • Ребенок научился узнавать маму и папу, улыбается, когда с ним играют.
  • Если приподнять 3-х месячного кроху подмышки, то он будет стараться упереться ножками в твердую поверхность.
  • Детки очень хорошо реагируют на звук и свет, поворачивают голову, ища источник.

Физиология

Важно отслеживать правильное физиологическое развитие. На протяжении всего 3-го месяца жизни малыш должен прибавить в весе от 800 г. Общий вес ребенка этого возраста может колебаться в границах от 6 до 8 кг у мальчика и от 4,5 до 7,5 кг у девочки.

Рост ребенка тоже изменился в большую сторону. Обычно за 3-й месяц кроха прибавляет от 1 до 2-х сантиметров. Рост малышей в этом периоде может быть от 56 до 65 см. Следует помнить, что небольшой рост может быть обусловлен наследственностью, а также тем, что малыш родился недоношенный или родилась двойня.

Еще один важный параметр – окружность головы. У мальчиков в 3 месяца составляет от 38 до 43 см, а у девочек – от 37 до 42 см. Можно заметить, что ближе к четвертому месяцу окружности головы и груди практически сравнялись.

Разумеется, нельзя слепо ориентироваться на эти цифры, но они должны стать неким ориентиром. Более детально отслеживать физическое развитие младенца необходимо вместе с врачом-педиатром. Визиты в поликлинику в первый год жизни должны быть регулярными.

Психическое развитие

Кроха подрос, и его реакции на окружающий мир стали заметно разнообразнее. Проснулось чувство обоняния, и теперь он уже может узнавать родителей не только по голосу, но и по запаху.

Малыш 3-месячного возраста умеет проявлять свои чувства – протестующее плачет и кричит, когда ему что-то не нравится, улыбается и гулит, когда доволен. Плач ребенка этого возраста может быть вызван следующими причинами:

  • Реакция на боль и дискомфорт.
  • Испуг.
  • Голод.
  • Недовольство чем-либо.
  • Желание спать.

Деткам очень нравится, когда их берут на руки, особенно если это делает мама. Они уже осознают, что на руках теплее и комфортнее, чем в детской кроватке. Ребенок постоянно ждет контакта, пытается ответить на прикосновения, тянет ручки, любит, когда с ним говорят, играют. Для правильного и комфортного психологического развития постоянный контакт с младенцем необходим.

Уход за ребенком на третьем месяце жизни

В этом периоде у детей налаживается регулярный однородный стул. Следует внимательно отнестись к этому делу. Если случаются запоры, и ребенок не пачкает памперс по нескольку дней, то необходимо скорректировать свое питание при грудном вскармливании или подобрать подходящую смесь. Но в том случае, когда стул однородный и мягкий, но редкий, не стоит паниковать. Это значит, что питание хорошо усваивается.

Следует обеспечить, чтобы ребенок был чистый, а памперс сухой. Ежедневное купание и смена подгузника не более, чем через 3-4 часа (или чаще, при необходимости) – это то, что нужно организовать в первую очередь.


В этом возрасте можно подумать о налаживании режима. Это значительно облегчит непростой уход за маленьким человеком. Кормление, сон, прогулки и купание по часам помогут маме освободить время для себя.

Также в уход за ребенком на третьем месяце жизни входит забота о его здоровье. Для этого нужно своевременно посещать детского врача, заботиться о том, чтобы были проставлены все прививки, организовать качественное питание, не допускать контакта малыша с заразными больными.

Питание 3-х месячного ребенка

Детей этого возраста врачи рекомендуют кормить исключительно грудным молоком или детской адаптированной смесью . Обычно число кормлений составляет 6-10 днем и 2-4 ночью. Временной интервал между кормлениями не превышает 2-2,5 часа. Питание должно быть организовано очень хорошо. Качественные смеси подбираются педиатром индивидуально, а при грудном вскармливании мамочке необходимо соблюдать строгую диету.

Многие мамы могут в этом возрасте начать прикорм по советам бабушек и педиатров старой школы. Это в корне неправильно! У деток на третьем месяце жизни еще недостаточно окреп ЖКТ, чтобы переваривать что-то еще, кроме специального питания. По рекомендациям врачей ВОЗ, задумываться о прикорме необходимо не раньше того времени, когда ребенку исполнится 6 месяцев.

Занятия с трехмесячным ребенком

Несмотря на то что ребенок совсем маленький, ему будут полезны развивающие игры и занятия с мамой.


Необходимо следить, чтобы малыш не переутомлялся, и занятия вызывали у него только положительные эмоции. Если кроха плачет, то упражнения следует сразу прекратить. Гимнастика и массаж выполняются не ранее, чем через полчаса после того, как малыш поел.

Физическое развитие

Плавание

Если младенец до сих пор купается в ванночке, то можно попробовать начать водные процедуры в большой ванне. Для этого можно приобрести шейный надувной плавательный круг или специальную подушку для купания. Во время таких купаний ребенок активно двигается, плавает. Это очень способствует развитию мышц, скелета. После активного плавания кроха заснет более крепким и спокойным сном. Продолжительность таких процедур может быть от 10 до 40 минут.

Зарядка и массаж

Многие мамы пренебрегают детским массажем и зарядкой. Это неправильно! Если до сих пор такие процедуры не были в ходу, то 3-месячный возраст –самое время начать.

Длительность занятия – не менее 20-25 минут. Упражнения могут быть следующие:

  • Начать можно с поглаживаний детских ножек от пятки вверх до бедра. Затем можно растереть ножки круговыми движениями, избегая коленной области.
  • После этого хорошо сделать упражнение «Шаги». Для этого берем ножку лежащего на спине малыша за голень, легонько встряхиваем ее и сгибаем, плавно двигая пяточку скользящим движением по столу или дивану. Делаем так 5-6 раз для каждой ножки.
  • Далее следует растереть ступни. Для этого большим пальцем водим по пяточке, внешней и внутренней части стопы. Регулируем силу нажатия так, чтобы малышу было комфортно.
  • Упражнение на укрепление мышц ног. Сначала легко надавить на основание пальчиков (ступня малыша рефлекторно согнется), затем погладить внутреннюю сторону стопы (ступня распрямится). Делаем по 4 раза для каждой ножки.
  • Переходим к ручкам. Начать необходимо с поглаживаний снизу вверх и круговых растираний.
  • Скрещивание рук. Вкладываем большие пальцы в ладошки малыша. Из положения «руки скрещены на груди» несколько раз разводим их в стороны, при этом легонько встряхивая, возвращаем в обратное положение. Повторяем 5-6 раз.
  • «Боксер». Вкладываем большие пальцы в кулачки крохи и поочередно сгибаем-разгибаем ручки, как будто малыш боксирует. Это упражнение хорошо развивает руки. Упражнение повторяем 5-7 раз.
  • Практикуем переворачивание со спинки на живот. Для этого вкладываем большой палец в правую ручку ребенка, выпрямляем ножки и осторожно свободной рукой переворачиваем таз малыша на правый бок. Аналогично делаем упражнение для левого бока. Достаточно 2-х – 3-х повторений несколько раз в день.
  • Поднимание головы. Лежащего на спине кроху берем за ручки и очень аккуратно приподнимаем туловище вверх, чтобы голова и плечи оторвались от поверхности. Сажать ребенка нельзя! Возвращаем в исходное положение. Повторяем 3 раза.
  • Массаж животика. Необходимо делать поглаживающие движения строго по часовой стрелке.
  • Массаж груди. Легкими поглаживающими движениями массируем грудь по кругу. Достаточно 5-ти – 6-ти круговых движений.
  • Массаж спины и ягодиц. Также выполняется с помощью поглаживаний вверх-вниз, а затем можно выполнить спиралевидные растирающие движения снизу вверх.
  • Упражнения на мяче. Необходимо взять большой яркий мячик. Кладем кроху на мяч животиком вниз, разводим его колени для устойчивого положения. Качаем ребенка на мяче из стороны в сторону и по кругу. Амплитуду нужно делать небольшую. Это упражнение хорошо воздействует на развитие вестибулярного аппарата.

Важно: Перед гимнастикой и массажем необходимо снять все украшения (часы, браслеты, кольца). Ногти коротко подстричь, а руки тщательно вымыть. Можно использовать во время массажа детский крем или масло хорошего качества. На протяжении всей процедуры необходимо разговаривать с ребенком, петь песенки, рассказывать стишки или сказку.

Мелкая моторика

Для развития мелкой моторики можно практиковать упражнение «Мешочки». Для этого необходимо сшить несколько мешочков из разной на ощупь ткани (бархат, шелк, лен, атлас) и набить их разными наполнителями (синтепон, гречка, манка, шарики пенопласта, бумага). Затем можно давать малышу мешочки. Разная текстура тканей и наполнители отлично разовьют мелкую моторику и вызовут у крохи интерес.

Психоэмоциональное развитие

Детки в возрасте 3-х месяцев очень любят общаться с мамой. Можно выучить несколько детских песенок, стишков, потешек и использовать их постоянно. Благодаря такому веселому времяпрепровождению, малышу будет более комфортно в психоэмоциональном плане. Со временем можно заметить, что он пытается подпевать в такт песенке или весело гулит, когда мама рассказывает стишок. Можно потанцевать с ним на руках, только не выбирать активные танцы, а предпочесть плавные движения.

Еще одно замечательное упражнение поможет укрепить ножки малыша и будет способствовать его психологическому комфорту. Ребенка нужно взять подмышки и поставить ножки себе на колени или любую поверхность, а потом выполнять движения, когда ребенок как-будто подпрыгивает, сопровождая их веселыми стишками. Необходимо добиться, чтобы кроха твердо упирался ножками в колени или горизонтальную поверхность. Это разовьет мышцы. Тактильные ощущения, близость мамы вкупе с веселым общением очень благотворно влияют на психику.

Развитие зрения и внимания

Необходимо заниматься с ребенком, фокусируя его внимание на каком-либо предмете, заставляя его рассматривать игрушку. Для этого можно использовать яркие погремушки. Надо трясти ими то с одной стороны от ребенка, то с другой, заставляя кроху поворачивать голову и искать источник шума.
Также подойдет большой яркий мяч. Можно взять его в руки, заставить малыша обратить внимание на него, сказав: «Посмотри, какой мячик!», – а затем перемещать его вверх-вниз, вправо-влево. Это заставит ребенка сфокусировать внимание и следить за предметом.

Можно не использовать предметы, а просто поднести свое лицо вплотную к ребенку и задавать вопросы: «Где у мамы носик? Где у мамы глазки?» – и тому подобные. Ручками малыша дотрагиваться до названных частей тела. Эта игра очень способствует концентрации внимания.


В этом возрасте уже можно побеспокоиться о приобретении прорезывателя. Большинство деток в три месяца начинают пробовать все «на зуб». Большое разнообразие прорезывателей дает возможность приобрести его в виде погремушки. Это позволит немного сэкономить и совместить приятное с полезным.

Какие игрушки нужны малышу в 3 месяца

В этом возрасте можно не покупать много игрушек. Достаточно 3-4 погремушки, большой яркий мяч для гимнастики и мячик поменьше для занятий. Можно приобрести специальные игрушки, которые вешаются над кроваткой и в коляску. Ребенку уже будет интересно с ними играть.

Выбирать игрушки необходимо только из экологичных и безопасных материалов. Обязательно должна быть возможность вымыть или выстирать игрушку. Также можно обратить внимание на текстуру. Хорошо, если погремушка или мячик будет иметь поверхность в виде «пупырышек» или шероховатостей. Это развивает мелкую моторику.

Необходимо помнить, что все детки развиваются в своем темпе. Не нужно перегружать кроху занятиями и требовать от него того, что он еще не умеет. Радоваться каждому достижению, помогать малышу познавать мир, заботиться о его правильном питании и здоровье, любить и уделять ребенку максимум внимания. Вот в чем заключается роль мамы.

В период 3 месяцев когда вы разговариваете с малышом, он в ответ не только лишь гулит, но также улыбается вам, постоянно размахивая ручками и ножками, чтобы еще сильнее привлечь к себе внимание. Это явление называют комплексом оживления. Оно является важнейшей ступенью развития ребенка. Таким образом младенец сообщает, что он доволен или удовлетворен общением с ним и ожидает ласки или игры, которые ему необходимы.

Ребенок совершенствуется в искусстве беззубых улыбок и начинает пробовать их уже на всех попавшихся в поле зрения взрослых. Ребенок привлекает к себе внимание взрослых с помощью заливистого и искреннего смеха.

Ребенок бодрствует около 4-5 часов в сутки, теперь он может фиксировать взглядом предметы в течение нескольких минут, он поднимает не только голову, но и плечи и лежит, опираясь на предплечья. Ребенок будет всеми силами стремиться перевернуться на живот, и иногда ему удается сделать пол-оборота – то есть повернуться со спины на бок. Малыш пытается перекатиться от одного края кроватки к другому, перебирая ручками и ножками одновременно, используя все части тела. А это уже хотя и простейшие, но навыки передвижения!

Когда вы берете малыша под мышки, он упирается уже своими ножками, сгибая их в тазобедренных суставах, пружиня ими. И хотя он еще не может устоять, но, упираясь, укрепляет ножки. А это важно для его развития, так как он скоро начнет ползать.

Даже если кроха лежит на спине, он не останется без дела. Он начинает ритмично размахивать ручками и ножками, так ребенок тренируется перед грядущими походами и забегами. Ручки ребенка живут пока своей жизнью, он уже начал обращать на них внимание. Однако научиться ими управлять не так легко. Малыш уже пытается не просто дотянуться ручкой до висящей погремушки, а так задеть ее, чтобы она издала звук. Однако теперь, прежде чем схватить предмет, ребенок долго смотрит на него, как будто взвешивает, стоит ли предмет его усилий.

Малыш продолжает увлеченно гулить, осваивает новые звуки, например «ай», «эй». Скажите ребенку несколько ласковых слов, дождитесь его улыбки и замолчите, когда ребенок «гукнет» (вам придется запастись терпением, обычно ребенку требуется несколько минут на то, чтобы «обдумать услышанное»), скажите еще что-нибудь и снова терпеливо ждите ответа. Постепенно ребенок научится «поддерживать беседу» — и связь между вами станет еще крепче. Вероятнее, пройдет несколько дней, и вы во время очередного разговора услышите веселый смех вашего ребенка.

Игры и игрушки для 3-х месячного ребенка

Крохе нужно внимание родителей и близких людей. Ему нравится, когда мама и папа берут его на руки, разговаривают и общаются с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки.

Теперь во время бодрствования малыш не просто созерцает, но изучает окружающий его мир, используя свои возросшие возможности, которые готов с радостью реализовать в игре.

Вряд ли можно теперь точно сказать, какая из игр развивает именно зрение, какая слух и т. д. Игры для детей этого возраста – это игры комплексного развития младенца. И чем больше вы будете играть с ним, чем разнообразнее будут ваши игры, тем лучше будет развиваться ваш кроха.

Продолжайте с крохой , и добавляйте к ним новые.

  1. Обычные воздушные шарики способствуют развитию зрения и координации движений. Привяжите шарик к руке малыша так, чтобы, двигая рукой, ребенок наблюдал за его движением и со временем смог установить взаимосвязь между движением руки и шарика.
  2. Закрепите мобиль на расстоянии 15–20 см от глаз ребенка. Не подвешивайте на мобиль много игрушек – достаточно 2–3. И не забывайте менять игрушки через 4–5 дней, ведь малышу необходимы новые «объекты» исследования.
  3. Подвесьте над кроваткой погремушку (лучше всего на расстоянии приблизительно 45 см от глаз), которую ребенок сможет отводить рукой, стремясь схватить, случайно задевать. Младенцу очень важно разобраться в том, что, ударяя погремушку, он двигает ее, и это становится причиной шума.
  4. Колокольчики подвешиваются к мобилю или над кроваткой ребенка так, чтобы он мог достать их руками. К концу 3-го месяца жизни малыш поймет, что, дотрагиваясь до игрушки, он заставляет ее звучать.
  5. Оденьте ребенку на запястье тряпичный яркий браслет с колокольчиком, застегивающийся на липучку. Эта игрушка способствует развитию координации движений рук и развитию слуха. Браслет надевайте попеременно то на правую, то на левую руку.
  6. Возьмите малыша на руки, дайте ему потрогать юлу. Потом раскрутите ее и, после того как она начнет гудеть, скажите: «Послушай, как поет юла!».
  7. Играя с неваляшкой, покажите малышу, как она раскачивается. Услышав мелодичный звон, улыбнитесь и скажите: «Ты слышал?», со временем малыш сможет играть самостоятельно.

Занятия с ребенком 3-х месяцев

1. Ласковое прикосновение

Вашему малышу понравится, если вы проведете по его животику или спинке перышком или кусочком мягкой материи. Слегка подуйте на его личико, животик. Покажите ребенку разноцветные платочки – яркие цвета мгновенно притянут внимание вашего малютки.

2. «Ой, что звенит?»

Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно им звонить. Благодаря этой игре ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух.

3. Прятки

Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позовите его по имени. Ребенок будет искать вас взглядом. Сделайте так, чтобы младенец нашел вас, а потом спрячьтесь снова. Но теперь не просто зовите его, а пойте песни или читайте детские стихи.

4. Кукольный театр

В этом возрасте вы уже можете надевать на пальчики младенца пальчиковые куклы и зверюшек, устраивая с ним различные «представления», объясняя, что это кошечка, которая «говорит» «мяу, мяу», а это собачка, «говорящая» – «гав, гав, гав».

5. «А ну-ка, отними!»

Повесьте любимую игрушку ребенка на веревочке и поднесите ее к нему так, чтобы он мог ее схватить. Как только младенец потянется за игрушкой, отодвиньте ее от него. И так несколько раз, пока не дадите ему возможность самостоятельно схватить эту игрушку. Эту возможность ему надо дать крохе раньше, чем у него появятся признаки утомления.

6. «Покатаемся на мяче?!»

Малыш наверняка с удовольствием будет «кататься» на большом надувном мяче. Положите на него малыша на животик, а потом перекатывайте вместе с ним мяч: вправо-влево, вперед и назад. Поддерживайте ребенка, так как для поддержания своего равновесия младенец должен приложить еще много усилий и одному ему с этим просто не справиться.

7. Наблюдательный пункт

Когда ребенок спит, ему не нужны посторонние, но когда он бодрствует, ему необходима компания. Если вы всей семьей обедаете за столом, положите ребенка на диван так, чтобы он мог вас видеть (только подальше от края). Если вы готовите, прикатите детскую коляску. Если на полу нет сквозняков, то можно постелить ребенку на полу, на твердой поверхности он быстрее научится переворачиваться, чем на мягкой кровати.

8. Подними голову и посмотри на игрушку

Нужно: яркая, звучащая погремушка, колокольчик, барабан и т.д.

Вы кладете ребенка на живот на расстоянии 30-40 см от игрушки. Встряхивая игрушку и извлекая звук, побуждаете ребенка прислушиваться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того, как ребенок 1-2 раза поднимет голову, рассматривая звучащую игрушку, надо перевернуть его на спину, дать возможность рассмотреть звучащий предмет. Затем игру можно повторить. При последующих занятиях надо менять игрушки.

9. Первые путешествия

Нужно: заводная музыкальная игрушка (танцующий мишка, зайчик, бьющий барабан, и т.п.) или просто звучащая игрушка (ярко-желтая «крякающая» уточка, звенящая матрешка-неваляшка).

Вы берете ребенка на руки вертикально (но не сажаете его), давая опереться на свое плечо, другой рукой поддерживаете его за спину (вариант: плотно прижимаете спину малыша к своему животу и удерживаете его под коленями). Подносите малыша к полочке, расположенной на уровне его глаз, где стоит 1 яркая игрушка (матрешка-неваляшка, или ярко-желтая уточка, или какая-либо заводная игрушка) среднего размера (20-20 см). Поворачиваетесь к полочке так, чтобы ребенок хорошо видел игрушку, и даете ему возможность самостоятельно найти ее глазами. Затем вы устраиваете ребенка в удобной позе (например, на диване) и активно показываете ему игрушку, встряхивая ее, заводите (если она заводная), обращаетесь к ребенку со словами: «Посмотри!», «Послушай!», называете игрушку, выделяя название голосом, чуть замедляя свою речь. Затем, если малыш не устал, можно повторить все действия, удаляя и приближая к нему игрушку.

10. Сожми и пощупай

Нужно: твердые, мягкие, пружинящие шарики и валики, обшитые или обернутые различной тканью (шарики диаметром 2,5 см – можно использовать мячики для пинг-понга; валики длиной 7-8 см, толщиной сечения 1,5 см; толстые карандаши, фломастеры, ручки).

Вы вкладываете шарик в середину ладони сначала правой, затем левой руки ребенка. Валики вкладываются поперек ладони так, чтобы их можно было обхватить четырьмя сложенными пальцами (большой палец отводится). В первый момент вы придерживаете предмет в ладони ребенка, побуждая к более сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками (в 2 месяца – 2-3 сек, в 3 месяца – до 10 сек). За одно занятие вы можете вложить поочередно 3-5 предметов в каждую руку, чтобы ребенок мог ощутить их свойства (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость, легкость, тяжесть и пр.)

11. Бей, что есть силы

Нужно: погремушка, мягкая игрушка или картонная рожица, бельевая резинка, шерстяная нить.

Вы натягиваете бельевую резинку поперек кроватки и с помощью шерстяной нити подвешиваете на ней мягкую игрушку или погремушку так, чтобы ребенок мог дотянуться до нее вытянутой рукой. Несколько раз покажите вашему лежащему на спине ребенку, как можно стукнуть по игрушке кулачком, и пусть он упражняется. Если движение или звук напугали ребенка, уберите игрушку. Через несколько секунд попробуйте снова.

Литература: 1. Елена Первушина. Настольная книга молодой мамы. Счастливый малыш: от рождения до 2 лет. 2. Валерия Фадеева. Настольная книга российской мамы.

Вопросом о том, как развить ребенка в 3 месяца, задаются многие родители. Повышенный интерес к этой теме в это время особенно актуален, ведь малыш наконец-то начинает проявлять эмоции и осознает свою физическую силу. В этом возрасте происходит резкий скачок во всем, чему научился кроха. Этап этот настолько важный, что стоит подробно рассмотреть все изменения, происходящие с малышом в этом возрасте.

Особенности периода

Этот возраст некоторые педиатры считают погранично-переходным, и некоторые утверждают даже, что срок беременности у женщин должен быть 12 месяцев, а не 9. Объясняют они свою теорию тем, что только через 3 месяца после рождения малыш становится способным к жизни вне материнской утробы и обретает социальные качества.

Ребенок в 3 месяца действительно кардинально меняется: он меньше плачет и больше общается, у него проходят младенческие колики, он начинает проявлять интерес к окружающему миру, физически становится более крепким и координированным, совершенствуются его слух и зрение.

Слух и зрение

Первое, на что обращают внимание мамы 3-месячного крохи, — это то, что он начинает прислушиваться к незнакомым звукам. Мало того, он даже поворачивается на

Существенно увеличивается расстояние, с которого малыш способен различать звуки: сейчас он слышит все звуки, раздающиеся в радиусе трех метров от него. При рождении это расстояние было в 2 раза меньше.

Особенно трогательным открытием для родителей становится то, что развитие трехмесячного ребенка достигло того уровня, когда он узнает близких ему людей. Увидев знакомое лицо, малыш начинает улыбаться и гримасничать. Маленький способен также голосом обозначить свое открытие и эмоцию.

Ребенок в 3 месяца подолгу рассматривает свои ручки: шевелит пальчиками, складывает их в кулачки. Также объектом внимания становятся мамино лицо и грудь, вращающиеся игрушки над кроваткой.

Крупная моторика

Значительно улучшается крупная моторика ребенка. Теперь его уже не так просто застать в одном положении — он настойчиво пытается поднять голову и корпус тела, шевелит ручками, поднимая и опуская их.

Лежа на животе, малыш старается подняться на ручках, поднимая при этом голову под углом в 90 градусов. В таком положении он способен удержаться в течение 30-50 секунд. Из положения полулежа ребенок также все время стремится сесть, а из положения лежа на животе или спине умудряется переворачиваться на бочок.

Когда родители несут крошку на руках, он удерживает головку прямо, поэтому ее уже не нужно поддерживать всякий раз, поднимая свое чадо.

Мелкая моторика

Умилительным в это возрасте становится интерес ребенка к игрушкам и стремление взять их в ручку. Кто-то в этом возрасте умудряется держать погремушку в руках и даже отправляет ее в рот, а кто-то пока только пытается произвести захват. В обоих случаях координация движений младенца стремительно улучшается.

Привлекательными объектами для облизывания становятся в этом возрасте не только игрушки. В рот тянется все, до чего удается дотянуться: пеленки, игрушки, мамины пальчики, собственная одежда.

Проявляются и исследовательские таланты: ребенку нравится трогать разные предметы, лица и волосы. Осязая, он ощущает предмет.

Социальное развитие

В этом возрасте малыш резко социализируется и из отрешенного человечка превращается в человека с осознанными желаниями, капризами и интересом к своему небольшому окружающему миру.

В 3-хмесячном возрасте маленький ребенок начинает интересоваться всем, что происходит вокруг него: его привлекают незнакомые звуки, он начинает следить за передвижением родителей. Крохе нравится, когда мама или папа носят его по дому и рассказывают об окружающих вещах.

Формируется внутренний мир крохи: он уже не просто узнает маму и папу, а старается привлечь их внимание, суча ножками, корча рожицы или агукая. В этом возрасте многие дети впервые начинают умилительно смеяться в голос.

Развитие собственной речи

Развитие трехмесячного ребенка и его напрямую зависит от слуха. Способность слышать появляется с первых дней жизни и к трем месяцам достигает того уровня, который обеспечивает стремительный прогресс в речи и в целом оказывает положительное влияние на развитие ребенка. В 3 месяца жизни малыш впервые начинает смеяться в голос, что также отражает развитие слухового и речевого аппаратов.

Именно поэтому к трем месяцам малыш начинает активно гулить, успокаивая себя и разговаривая с собой. С ребенком даже можно говорить, он отвечает простыми звуками — «ааа», «ууу», «ыыы». Речевые навыки ребенка в 3 месяца таковы, что он может даже комбинировать звуки или заменять другими гласными.

Каждый из них теперь имеет свою интонационную наполненность. С помощью эмоциональной окраски произносимых гласных ребенок выражает свое состояние: когда голоден, когда что-то беспокоит и когда Каждое из этих состояний имеет теперь свою интонационную характеристику, что также отражает характерные умения ребенка в 3 месяца.


Навыки самообслуживания

Ребенок в 3 месяца, безусловно, до сих пор беспомощен, а слово «самообслуживание» здесь имеет несколько обобщенное значение. Однако оно способно отразить суть процесса, который заключается в умении ребенка помочь себе в чем-либо.

Так, к трем месяцам малыш способен взять нужный ему предмет и поднести его к глазам, чтобы лучше рассмотреть, или ко рту, чтобы облизать. Однако, взяв ту же соску, он не с первого раза сможет поместить ее в рот нужным образом, а если у него получится, то, скорее всего, случайно.

Помимо этого, кроха способен сам поддерживать бутылочку с водой, а также мамину грудь во время кормления. Также ребенок открывает ротик, когда понимает, что его пытается напоить водичкой с ложки.

Режим дня

К трехмесячному возрасту кардинально меняется у малыша. Во-первых, он реже прикладывается к груди — вместо 12-ти кормлений в сутки после рождения ему хватает 8-ми. Второе качественное изменение касается продолжительности ночного сна: малышу теперь хватает 10-11 часов отдыха с двумя ночными кормлениями. Третий важный момент относится к продолжительности дневного сна. После трех месяцев ребенок спит трижды в день продолжительностью по 1,5-2 часа.

Кроме того, сон у крохи становится более крепким, теперь он не просыпается при попытке переложить его в его кроватку. Это объясняется тем, что теперь сон у детей начинается с глубокой фазы, а не быстрой, как было в первые три месяца.


Массаж

После трех месяцев у малыша обычно исчезает повышенный тонус рук и ног, благодаря чему он начинает лучше координировать свои движения. Однако получается это не всегда и не у всех. Как развить ребенка в 3 месяца с помощью массажа? Чтобы помочь ему научиться владеть мышцами, неонатологи рекомендуют регулярно делать специальный массаж, улучшающий кровообращение и тактильную чувствительность малыша. Благодаря этой процедуре также развивается мышечная сила.

Технология массажа очень простая: он выполняется в виде поглаживаний, легких растираний, круговых движений. Все манипуляции должны проводиться очень бережно, с легким нажимом. Каждая процедура повторяется 2-3 раза.

Последовательность и характер действий при массаже малыша:

  • Начинаем с ручек и ножек. Массаж осуществляется путем поглаживаний и круговых движений.
  • По завершении можно выполнить ряд пассивных упражнений для развития мускульной силы. Для этого рекомендуется разводить и скрещивать ручки на груди ребенка. Для развития мышц на ножках выполнять скользящие движения ступни по поверхности стола — вперед и назад.
  • Быстрее овладеть собственным телом поможет процедура «переворот». Для этого нужно бережно переворачивать малыша с живота на спинку и наоборот, поддерживая при этом за таз.
  • Не следует забывать про животик и спинку. Массировать животик круговыми движениями пальцами и кулаком очень бережно. А спинку следует гладить круговыми и зигзагообразными движениями подушечками пальцев.
  • Не забываем про пресс. Удерживая за ручки, приподнимать голову и туловище ребенка до полусидячего положения.
  • Также неонатологи рекомендуют массировать ступни малыша, «боксировать» кулачками ребенка и покачивать детей на массажном мяче.


Как заниматься с ребенком

Условием гармоничного развития ребенка являются занятия с ним его родителей. К трем месяцам малыш реагирует на ласку, голос и нуждается в общении. Как развить ребенка в 3 месяца, как заинтересовать его и научить новым умениям?

  • Проявляйте любовь: обнимайте ребеночка, целуйте его пальчики и животик, дуйте на ступни. Это необходимое условие для того, чтобы он чувствовал себя нужным и защищенным.
  • Слушайте музыку вместе с ним. Выбирайте классические мелодии и негромкий звук. Хлопайте в ладошки в такт музыке.
  • Маленькие детки очень любят, когда мама поет им песенки. Ничто не заменит нежную колыбельную в мамином исполнении.
  • Издавайте разные звуки и стройте гримасы — это сподвигнет малыша повторять звуки за вами и развивать свой речевой аппарат.
  • Научите ребенка находить источник звука.
  • Развивайте его обонятельные способности: давайте нюхать банан, хлеб, цветок.
  • Также работайте с осязанием: предлагайте малышу поочередно твердые и мягкие предметы, легкие и тяжелые, колючие и нежные.
  • Покажите крохе, что в разговоре есть ритм: общаясь с ним, останавливайтесь, словно ждете ответа. В скором времени малыш начнет ворковать с вами.

Мы с вами подробно обсудили, как и чем заниматься с двухмесячным малышом, чтобы он правильно и своевременно развивался, а сегодня пришло время узнать о том, .

Трехмесячный малыш становится для вас очень интересным партнером по играм, ведь он уже умело демонстрирует разнообразные эмоции и активно выражает свое отношение к предложенной вами игре с помощью жестов, мимики и звуков голоса.

Что же должен уметь Ваш малыш к концу 3 месяца?

Двигательные навыки
  • Поворачивается со спины на бок
  • Сидит при поддержке за руки
  • В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на ладони
  • Рассматривает свои ручки
  • Рассматривает и захватывает висящую игрушку
  • Находит глазками источник звука
  • Нормально реагирует на спокойную и ритмичную музыку
  • Радуется маме
  • Смеется в ответ на обращение
  • Поддерживает ручками грудь мамы или бутылочку
Звуки, речь
  • Длительно гулит
  • Смеется:-D

Уверена, что с помощью сегодняшней подборки игр и занятий вам будет легко порадовать вашего кроху, и вы снова и снова будете слышать веселый детский смех. Да-да, именно в этом возрасте ваш малыш впервые не просто улыбнется вам, но и начнет смеяться. Кто знает, может быть, это произойдет именно во время одной из следующих игр?

Время на игры

В возрасте 3-х месяцев кроха уже сравнительно много времени проводит в состоянии активного бодрствования – до 3,5 часов, так что времени для новых игр и занятий у вас достаточно. Но не забывайте периодически повторять игры и занятия, которые запомнились и понравились вашему ребенку в предыдущие месяцы жизни. Старайтесь каждый раз немного дополнять и усложнять их, чтобы поддерживать интерес ребеночка и сохранять развивающий эффект занятий.

Игры и занятия

А сейчас поговорим, как развивать ребенка в 3 месяца с помощью игр и упражнений.

Перевороты

Для начала небольшая разминка. Ваш трехмесячный малыш, скорее всего, уже умеет переворачиваться со спинки на бочок . Если нет, попробуйте делать с ним следующее упражнение. Малыш лежит на спине на пеленальном столике или на диване. Мягко согните ножки крохи в коленях и наклоните их в сторону. Ребенок повернется за коленями.

Поскольку в этом возрасте ребенок уже вполне сознательно тянется за игрушкой, вы можете стимулировать повороты на бок с помощью яркой . Дайте малышу схватить игрушку и обязательно похвалите кроху. Когда ребенок хорошо освоит повороты на бок, можно переходить к следующему этапу – учиться переворачиваться на животик .

Чтобы помочь крохе поворачиваться через левый бочок, поднимите его левую ручку над головой, а согнутую правую ножку наклоните влево. Во время выполнения этого упражнения работают мышцы спины, живота и шеи, поэтому оно очень хорошо подготавливает ребенка к будущим самостоятельным переворотам.

Другие идеи активных игр вы найдете в статье « «.

Тактильная перчатка

Помните, как мы с вами делали массаж пальчиков с помощью перчатки с нашитыми на нее кусочками материалов разной фактуры? Это упражнение сейчас тоже очень актуально, поскольку кроха начинает активно ощупывать все, что попадается ему в руки. Вы можете быть уверены, что вашего трехмесячного малыша заинтересуют следующие занятия для развития тактильных ощущений .

Самодельная тактильная книжка

Подберите кусочки различных тканей и материалов – замша, шелк, мех, атлас, шерсть, велюр, вельвет, флис, пластик, полиэтилен, фольга, хозяйственная губка, вата, губка и т.д. (чем больше разных материалов вы сможете подобрать, тем лучше). Теперь наклейте на кусочки картона с помощью двустороннего скотча – у вас получились тактильные странички, которые можно скрепить ленточкой или цепочкой.

Таким же способом вы можете превратить любую книжку в тактильную. Например, купите дешевые книжки-картонки и наклейте кусочки разных материалов в подходящих местах прямо на иллюстрации в книжке (голубой атлас на место озера, кусочек меха на спинку барашка, вату на облака и т.д.). Позвольте крохе исследовать книжку вдоль и поперек, но только под вашим контролем. Помните, что все, что попадается трехмесячному крохе в руки, рано или поздно окажется у него во рту. Не теряйте бдительности.

Маленький совет: при желании используйте подобранные вами лоскуточки для создания сенсорного лото, которое вы сможете использовать для занятий с малышом, когда он немного подрастет. Подробный мастер-класс .

Волшебный мешок

Еще одно «долгоиграющее» развивающее пособие, с которым будет интересно играть вашему малышу в 3 месяца и, возможно, в 3 года (по крайней мере, мой сын с удовольствием играет с мешочком в 2,5 года). Для этой игры вам понадобится непрозрачный тканевый мешочек (а в первое время я использовала коробку), в который вы сложите самые разные интересные предметы для вашего маленького исследователя.

Это могут быть игрушки из шоколадных яиц, резиновые мячики из зоомагазина, пробки от шампанского, резиновое колечко-эспандер, деревянные, пластиковые, металлические, костяные фигурки, кусочек губки, щетка для одежды (чистая, конечно), детали от конструктора и т.д.

Естественно, изучать содержимое этого волшебного мешочка кроха сможет только под вашим присмотром, но зато сколько удивительных открытий его ждет! Проговаривайте ощущения малыша, когда он ощупывает новую добычу, называйте цвет, форму, материал, из которого сделан предмет, – все это пойдет на пользу не только , но и речевому развитию ребенка.

Кроме того обогащать сенсорный опыт малыша можно и нужно во время купания и переодевания — об этом вы можете прочитать в нашей статье « «.

Откуда звук?

Для развития слухового восприятия , а также чувства ритма обращайте внимание крохи на разнообразные звуки, которые он слышит вокруг себя. Можете поиграть с крохой так: в соседней комнате положите музыкальную игрушку, заведите музыкальную шкатулку или включите какую-то приятную мелодию на телефоне.

Возьмите кроху на руки, привлеките его внимание к звуку и вместе отправляйтесь на поиски его источника: «Ты слышишь музыку, малыш? Кто это поет? Давай поищем!». Поиски не должны затягиваться, иначе малыш может отвлечься. Когда кроха увидит игрушку, выразите свою радость: «Ура! Мы нашли поющую игрушку!». Если игра понравилась малышу, повторите ее, но следите, чтобы малыш не переутомился от избытка впечатлений.

Слушаем музыку

К трехмесячному возрасту кроха уже способен на достаточно продолжительное слуховое сосредоточение на звучащей музыке, поэтому вы можете разнообразить ваши музыкальные занятия , включая короткие детские песенки для активного прослушивания (например, «Песенка Львенка и Черепахи», «Антошка», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка» и т.п.). В качестве фонового музыкального сопровождения отдавайте предпочтение композициям из серии «Звуки природы» или классическим произведениям.

Танцую с мамой

Во время активного бодрствования малыша продолжайте слушать музыку и танцевать с младенцем на руках . Теперь, когда он уже более уверенно держит голову, можно добавить в ваш танцевальный репертуар легкие покачивания и повороты из стороны в сторону. Под музыку приближайте и удаляйте кроху на расстояние вытянутых рук, попробуйте слегка (примерно на угол в 45%) наклонять его из стороны в сторону — при этом будут работать мышцы шеи и спины. Следите, чтобы упражнение не вызывало отрицательных эмоций у малыша.

Поймай меня, если сможешь

Еще одну увлекательную «занимашку» для трехмесячного малыша вы можете сделать за считанные минуты. Все, что вам понадобится, это пустая пластиковая бутылочка (лучше всего подойдет пол-литровая, но можно поэкспериментировать и с другими объемами) и горсть любого сыпучего материала — попробуйте фасоль, горох, чечевицу, макароны, мелкие камешки, разноцветные пуговицы или бусины. Снимите этикетку с бутылки, насыпьте внутрь выбранный вами наполнитель и крепко закрутите крышку. Для верности можно обмотать крышку скотчем.

Теперь расположите вашего кроху на полу (во избежание падения) и положите перед ним новую игрушку. Покачайте ее из стороны в сторону, привлекая внимание ребеночка к звуку пересыпающейся крупы. Малыш попробует схватить игрушку, толкнет ее и снова услышит звук, а бутылка откатится вперед. Помогите своему малышу снова добраться до добычи — подставьте ладони под его пяточки, и он сможет оттолкнуться ножками.

Это нехитрое упражнение способствует (ребенок учится сопоставлять свои действия и их последствия – звук и движение бутылки), тренирует навыки слухового и зрительного сосредоточения, развивает зрительно-моторную координацию, укрепляет мышцы спины, шеи и живота.

Для развития мелкой моторики в этом месяце предложим малышу следующие упражнения.

Читаем газету

Дайте крохе на растерзание лист газеты или журнала. Сминать и рвать бумагу – отличное упражнение для укрепления силы пальчиков, а тонкая газетная бумага исключает опасность порезаться. Можно также использовать салфетки или туалетную бумагу (хотя последнее развлечение я бы рекомендовала отложить для ребенка постарше, когда он оценит всю прелесть этого увлекательного занятия), однако они не будут так интересно шуршать, как газетная бумага. В общем, предоставьте свободу действий вашему малышу, ваша задача – не оставить ему никакого шанса отправить кусочек бумаги в рот.

Колечко-колечко

Среди игрушек вашего малыша наверняка отыщется резиновое колечко подходящего размера, которое удобно хватать маленькой ручкой и исследовать с помощью губ, десен и языка (какие еще игрушки нужны трехмесячному крохе, читайте ). Протягивайте крохе колечко, приговаривая «На!», затем просите отдать колечко и говорите «Спасибо». Эта игра способствует накоплению пассивного словарного запаса ребенка и учит его элементарным приемам социального взаимодействия.

Чтобы ответить на вопрос, как развивать ребенка в 3 месяца , нужно понимать ключевые особенности психического и физического его развития в этом возрасте.

Одна из таких особенностей – все возрастающий интерес крохи к собственному телу. Трехмесячный малыш может подолгу играть с собственными ручками – рассматривать их, сцеплять и расцеплять, сжимать и разжимать кулачки, ловить одной ручкой другую, засовывать пальчики и целые кулачки в рот. Активные движения рук и ног однажды достигают результата – они встречаются и уже вместе продолжают движение в сторону рта, который в этом возрасте по праву можно назвать важнейшим органом чувств ребенка.

Недавно стали мамой малыша?

Вот несколько игр, которые позволят вашему малышу узнать много нового, основываясь на его естественном интересе к своему телу.

Отражения

Для этой игры вам понадобится большое зеркало и еще какой-нибудь реквизит для самого настоящего «кривляния» — шарф, кепка, очки, наушники, заколка для волос с крупным цветком и т.п. Удобно расположитесь вместе с малышом напротив зеркала. Медленно улыбнитесь, потом засмейтесь, снова улыбнитесь, высуньте язык, нахмурьтесь, придайте лицу печальное выражение. Теперь примерьте что-то из своего реквизита.

Каждый раз сопровождайте свой новый образ и новое отражение словесным комментарием, например: «Я улыбаюсь», «Мне грустно», «У меня на носу очки», «Розовый мне к лицу», «Я выгляжу смешно», «У тебя на голове кепка» и т.д. Игра способствует расширению пассивного словарного запаса () и обогащению эмоциональной сферы ребенка. Кроме того, со временем ребенок поймет, что в зеркале он видит свое и ваше отражение, и тогда вы сможете предложить ему более сложные игры с зеркалом.

Где у мамы…?

В эту игру можно играть и с подросшим малышом, ну а начать в 3 месяца — самое время. Во время активного бодрствования удобно расположитесь с ребенком на полу или на диване. Положите кроху на колени лицом к себе, при этом следите, чтобы малыш не сидел у вас на коленях.

Начинайте игру. Улыбнитесь крохе, поговорите с ним, привлекая его взгляд к вашему лицу. Мягко возьмите ручку малыша в свою и спросите: «Где у мамы нос? Ищем-ищем, ищем-ищем, вот нос! Это мамин нос?». Ручкой малыша дотроньтесь до своего носа. «А где Егоркин (Машин, Петин) нос? Это? (опять дайте малышу схватить ваш нос) Нет, это мамин нос! А где Егоркин? (дотроньтесь до носа малыша) Вот он! Вот Егоркин нос!». Повторите с другими частями лица.

Если поблизости находится папа, привлеките к участию в этой игре и его нос. Если вы будете часто играть в эту игру, малыш через некоторое время запомнит, где находятся разные части лица (только не слишком усердствуйте с их количеством, для начала достаточно будет 3-4 наименований), и будет сам их показывать.

Мышки

Используйте потешку или какой-нибудь понравившийся вам стишок для игры-щекоталки. Обычно такие игры доставляют трехмесячным малышам массу удовольствия и вызывают улыбки и смех. А главное, положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе такой игры, способствует лучшему запоминанию названий частей тела. Мы играли так:

Мышки побежали-побежали-побежали… Все разбежались.

(Пальцы обеих рук бегут по телу малыша от кончиков пяточек к макушке)

Идет кошка: «Мяу-мяу, где же мышка?»

(«Идем» ладошками по ножкам, бочкам, животику и спинке малыша, мягко, как кошка)

Вот она, мышка, попалась! Она на животике! (на коленке, на пяточке, на шейке, на носу и т.д.)

(Хватаем малыша за какую-нибудь часть тела и называем ее)

Комарики

Эта игра аналогична предыдущей. Ритмично и с чуть преувеличенной артикуляцией читайте потешку и на соответствующий текст «кусайте» малыша щепоткой пальцев.

Дарики-дарики,

Ай-да комарики,

Вились-вились,

В ножку (ручку, носик, животик…) вцепились!

Подобные игры способствуют запоминанию названий частей тела малыша и обогащению его представлений о собственном теле.

Развитие навыков и умений с помощью игр и забав в 3 месяца

Сферы развития ребенка Игры для развития данной сферы
Двигательные навыки
  • Перевороты на бочок и на животик
  • Бутылочка с наполнением
  • Упражнения на фитболе
Зрительное и слуховое восприятие
  • Игра «Откуда звук»
  • Слушать классическую и ритмичную музыку и танцевать под нее с мамой
  • Бутылочка с наполнением
Эмоциональная сфера развития ребенка, социальное поведение
  • Игра «Колечко-колечко»
  • Смотрим вместе в зеркало и меняем реквизиты и эмоции
  • Игра с тактильной перчаткой
  • Самодельная тактильная книжка
  • Волшебный мешок
Звуки, речь
  • Игра «Где у мамы?»
  • Игра «Мышки»
  • Игра «Комарики»
  • Волшебный мешок
  • Сминать и рвать бумагу

Соблюдайте баланс

В завершение сегодняшнего обзора на тему «Как развивать ребенка в 3 месяца » хочется отметить, что в этом возрасте малыши демонстрируют огромную любознательность и самостоятельность. Для того чтобы поддержать эти чудесные качества в вашем ребенке, я дам вам две, на первый взгляд, противоположных рекомендации:

1. Чаще носите ребенка на руках. Позвольте ему стать частью ваших обычных забот по хозяйству (конечно, если это не глажка белья или приготовление кипящего бульона) и регулярно устраивайте экскурсии по квартире для своего малыша. При этом желательно носить кроху в разных позах – на плече, на животе, вертикально, прижав его спинкой к своей груди, ведь в каждой из этих поз открывается иной обзор окружающего пространства, и все вокруг выглядит немного иначе.

2. Чаще выкладывайте малыша на пол, давая ему возможность активно двигаться и самостоятельно играть, изучая свои ручки и ножки, игрушки, коврик, на котором он лежит и т.д. Естественно, при этом вы должны оставаться поблизости от малыша, наблюдать, разговаривать с ним, при необходимости оказывать ему помощь (например, если погремушка откатилась слишком далеко, и ему никак не достать ее самостоятельно).

Уверена, что ваша материнская интуиция поможет вам найти правильный баланс развивающих занятий, самостоятельных игр малыша, ношения его на руках и простого с крохой. Если вы с самого рождения занимаетесь с малышом, следуя моим рекомендациям, то сейчас он уже привык к занятиям, и, возможно, даже дает вам знать о своем желании поиграть с мамой. Уверена, вы не разочаруете его и в следующем месяце, ведь вас ждет новая подборка игр и упражнений для .

Посмотрите небольшое видео о развитии ребёнка в 3 месяца:

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам: