У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.

НА ЧТО ПОХОЖА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

Чем старше становился ребенок, тем меньше в нем находили “несовершенств”, но сути дела это не меняло. И только в последнее время у нас утвердился “позитивистский” подход к развитию ребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы: “это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих”; “способность рассчитывать только на свои силы”; “независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество”; “умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще”; “умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому”. Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет.

Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями “зрелой” самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто мимикрирует под другие качества или обнаруживается только частично. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Чем же руководствоваться в оценке самостоятельности у малышей? Как распознать ее возрастные проявления?

Правило 1

Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя. Можно ли, например, сравнить уровень самостоятельности ученого-этнографа и аборигена Австралии, жизнь которого он изучает? Каждый из них, безусловно, самостоятелен и самодостаточен в обеспечении собственной жизнедеятельности, но только в тех условиях, в которых они родились и выросли. Если поменять их местами хотя бы на пару дней, беспомощными окажутся оба.

Абсолютной, единой для всех самостоятельности нет. Это понятие относительное – не только при сопоставлении групп людей, резко отличающихся между собой по каким-то признакам (этнографическим, возрастным или образовательным), но и при сравнении “однородных” групп. Понаблюдайте за 3-летними малышами в детском саду: собираясь на прогулку, кто-то из них старательно натягивает ботиночки, не без успеха сражается с неподдающимися застежками, а кто-то терпеливо ждет, когда освободится нянечка и поможет им одеться.

Но если понаблюдать за теми же малышами на занятиях по развитию речи или рисованию, то можно заметить, что дети, четко разделившиеся на “самостоятельных” и “несамостоятельных”, могут поменяться местами. Как же определить, кто из них самостоятелен на самом деле? В чем она должна проявиться, чтобы можно было с уверенностью сказать: “Ну вот теперь-то наш ребенок уж точно стал самостоятельным!” Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно.

С одной стороны, за многовековую практику воспитания детей были выработаны определенные нормы. Опираясь на возможности ребенка того или иного возраста, мы знаем, когда нужно его приучать есть самостоятельно, требовать от него опрятности или ответственности за порученное дело.

С другой стороны, ученые определили ряд видов деятельности, максимально обеспечивающих психическое развитие детей на том или ином этапе детства, – овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным “по возрасту”. Так, от рождения до года общение с близкими взрослыми и есть ведущая деятельность ребенка; от 1 года до 3 лет – действия с предметами, от 3 до 7 лет – игра, от 7 до 14 лет – учение, от 14 до 18 лет – снова общение, но уже со сверстниками, а от 18 лет и выше – профессиональное самоопределение, труд.

Помните: каждый ребенок – уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хотя и по общим возрастным закономерностям.

Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности. Поэтому не очень увлекайтесь возрастными нормами, а сравнивайте самостоятельность вашего малыша с тем, что было неделю, месяц или год назад. Если репертуар самостоятельных действий у него растет, значит, он развивается нормально, пусть даже он не вполне справляется с тем, в чем его сверстники более удачливы.

Правило 2

Самостоятельность – понятие субъективное, в чем-то расплывчатое, и она может быть разной при оценке одного и того же действия. Если 3-летний малыш вознамерился самостоятельно завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, мы, безусловно, восхитимся его умелостью... Но нам и в голову не придет восхищаться самостоятельностью сына-подростка только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он подготовит научный доклад или возьмет на себя часть родительских забот по хозяйству.

Иначе говоря, самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, отношение к нему меняется как у самого ребенка, так и у взрослых.

Если случайно лишить малыша возможности самостоятельно сделать то, что он умеет, он немедленно запротестует. Дима, с которого мама по забывчивости сняла верхнюю одежду после прогулки, на моих глазах, ни слова не говоря, рухнул на пол и лежал до тех пор, пока мама не догадалась, что лишила его “законного” права раздеться самому. Заново одетый Дима разделся сам и с чувством глубокого удовлетворения отправился к игрушкам.

Однако активно демонстрируемая самостоятельность не вечна: освоенное действие становится рутинным, привычным и не вызывает былых восторгов окружающих. Ребенок теряет к нему интерес и начинает искать новое дело, успех в котором вернул бы этот восторг. Тот же Дима в 6 лет совсем не возражал, чтобы его одевали и раздевали – никаких скандалов он больше не закатывал. Поэтому так трудно определить, в каком возрасте ребенок становится полностью самостоятельным.

По большому счету – этого не происходит никогда. Самостоятельность как бы перетекает из одной сферы активности в другую и локализуется где-то между уже освоенным и еще только осваиваемым – здесь она и фиксируется сознанием малыша как особое качество, возвышающее его в собственных глазах и вызывающее уважение окружающих.

К ребенку это впервые приходит в 2-3 года, которые и есть точка отсчета в формировании самостоятельности.

Правило 3

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.

Детям от 2-х до 3-х лет свойственна некоторая “асоциальность”, но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний “нормативности” действий. Маленькие шкоды, они-то и берутся за такие действия только для того, чтобы обрадовать маму новыми успехами. Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное – самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот “всеобщий результат” или “всеобщий эффект” – непременное условие становления подлинной самостоятельности. Возникает же она чаще всего в интервале от 2-х до 3,5 лет, когда складываются три ее составные части. Они проявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности ребенка – это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметной деятельности.

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями “в логике предмета”. Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, – он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат – чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал “в логике цели”.

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают “приступы” детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому – в остальном инициативу надо поддерживать.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости – даже обратиться за помощью.

Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам. Овладев вторым компонентом самостоятельности – целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с “нормой”. Малыш в принципе овладевает этим раньше и часто использует его в игре, но в том типе деятельности, которую он осваивает на третьем году жизни, есть принципиальное новшество – “всеобщий эффект”, о котором мы говорили выше. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания – взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это – целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление (вспомните Диму) – столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его “взрослых” инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось. Малыш так старался полить все цветы в доме, что не прошел мимо сирени на обоях. Жаль, конечно, испорченных обоев и разбухшего паркета, но удержитесь от брани и объясните ему, что бумажные цветы не поливают. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит все понятия “нормативного”, “общепринятого”.

В 3,5 года ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего – не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность – функция самоконтроля – завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности.

Изменится возрастная ведущая деятельность, и он снова будет проходить все этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но она не переносится автоматически из одного типа деятельности в другой. Если ваш малыш в 3 года успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, что он будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий для этого. “Пробелы” в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов ее развития чреваты “цепной реакцией” – минусами в последующем. Часто самостоятельность ребенка застревает на дошкольном уровне. Его постоянно нужно контролировать в учебе, насильно усаживать за уроки и стимулировать интерес к ним. Правда, это не так сильно сказывается на общем его психическом статусе, как, скажем, умственное или речевое развитие. Тем не менее нарушения неизбежны: отсутствие произвольности, усидчивости, ответственности за порученное дело – все это прямое следствие личностных деформаций при становлении самостоятельности.

КАК ВЫГЛЯДИТ НЕ-САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте – это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности.

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его “глупым” затеям. Итог один – отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности. Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью – просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок “мается”, не знает, чем себя занять – то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится. Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя – короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

Синдром беспомощности – это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей – инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны. Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т.д.

Недостаточное по объему и качеству общение с взрослыми, разлука с близкими угнетает развитие многих функций ребенка, в том числе и самостоятельности, хотя, казалось бы, для детей созданы все условия. Вот урок родителям, которые умудряются развить синдром беспомощности у ребенка даже во вполне благополучной семье родителей-энтузиастов, увлекающихся какой-нибудь “модной” теорией: бэби-йога, непрерывное закаливание, сыроедение и т.д. В сочетании с другими средствами воспитания они не могут нанести вреда психике ребенка, но, оставаясь единственной формой активности, способны привести к необратимым последствиями – как любой односторонний крен.

Самостоятельность - это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество?

В первую очередь следует уточнить, что, собственно, подразумевается под словом «самостоятельность». Это, если верить толковому словарю Ушакова, предполагает следующее: «существование отдельно от других, независимо». Кроме того, самостоятельность означает решительность, способность на независимые действия, инициативность и отсутствие страха перед ошибками, свободу от влияния окружающих и помощи посторонних.

Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение. А самостоятельность ребенка - это в первую очередь его "отдельность" и автономность.

Ребенку очень рано становится интересно выполнять определенные действия. В семь месяцев он радуется, когда у него получается достать самостоятельно игрушку. В год он доволен, если ему дают возможность самому садиться, а после начинает кушать без помощи взрослых. То есть самостоятельность начинает проявляться рано, но при этом это качество требует развития и закрепления.

Приемы для развития самостоятельности у ребенка

Чтобы в будущем ваш малыш старался все, что может, делать сам и получать от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания. Во-первых, очень важно поощрять в ребенке самостоятельность. Маленький ребенок захочет сам выполнить какое-либо действие только в том случае, если его усилия дадут положительный результат. К тому же для него очень важно, как к этому отнесутся окружающие взрослые. Ребенок хочет получать от старших похвалу и одобрение. Именно по этой причине родители должны стараться поощрять самостоятельность в своем ребенке.

Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный, и нужно набраться терпения. Не спешите помогать своему малышу, наберитесь терпения. Постарайтесь, чтобы он сам справился со сложной ситуацией, а затем похвалите его. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не сможет сделать это сам, но при этом не делайте вместо него, а действуйте вместе с ним.

Формирование самостоятельности у детей

Пассивность и безынициативность - это главная и детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность школьников формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось семи лет. Но родители часто не придают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет. До этого же они все делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу. Но на самом деле школьный возраст сам по себе не станет тем волшебным периодом, когда ребенок вдруг начнет проявлять такие качества, как ответственность и самостоятельность. Это неправильно, с зависимостью ребенка от взрослого нужно начинать бороться еще в раннем возрасте, когда малыш начнет сам ходить, кушать и так далее.

Постепенно ребенок должен самостоятельно выполнять то, что ему под силу. А родители не должны слишком вмешиваться в его деятельность, но обязаны учить свое чадо связывать его действия с полученным результатом, то есть ответственности.

Как приучить ребенка к порядку

Родителей очень часто огорчает тот факт, что их уже подросший ребенок совершенно не хочет поддерживать порядок и заботиться о вопросах самообслуживания. Постель он заправляет только после напоминаний, вещи разбросаны по комнате, а посуда после еды не убирается. Как не допустить развития такой ситуации? По мнению большинства взрослых, единственной является раскладывание игрушек по местам. Но опытные педагоги уверяют, что приучать ребенка к порядку лучше в возрасте до пяти лет. Позже это будет сделать гораздо сложнее. Малыш в состоянии принести себе чашку, поставить тарелку в мойку и выполнять еще много разных простых поручений уже в полтора года, если вы, конечно, предоставите ему такую возможность. Если же вы все делаете за него, то как же он научится самостоятельности?

Самостоятельность подростков

Вопрос о том, как приучить подростка к самостоятельности, очень важен для родителей. Этот период является кризисным, так как он связан с осознанием ребенка себя как личности со своими особенностями и характером. Для него огромное значение имеет оценка сверстников, через которую преломляется само восприятие подростка. В этот период он, как и двух-трехлетний малыш, старается проверить правила на прочность, для того чтобы сформировать свой морально-этический кодекс. Тем не менее, это лишь продолжение формирования мышления автономного человека, отдельного от взрослых, а не начало развития самостоятельности.

Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что- либо сделать или решить без помощи взрослых.

Для чего нужно развивать в ребенке самостоятельность

Это очень важный процесс взросления человека. При этом цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить ребенка самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.

То, что дети должны, взрослея, становиться самостоятельными, в общем-то, понимают все родители. Так откуда же появляются «безрукие», ленивые и неумелые мужчины и женщины, которых в нашем мире полным-полно?

Какие ошибки воспитания приводят к тому, что ребенок не проявляет самостоятельность – расскажет сайт сайт.

Как относились к детской самостоятельности в прошлом?

Вы наверняка читали классические литературные произведения о детях 18-го, 19-го, начала 20-го веков. Помните «Оливера Твиста», «Хижину дяди Тома» и прочие книжки из школьной программы, в которых дети тяжело работали и занимались домашним хозяйством?

В «Серебряном копытце» Бажова старик взял к себе жить пятилетнюю сиротку Даренку, чтобы она помогала ему с хозяйством, и оставлял ее одну на несколько дней в лесной хижине, уходя зимой на охоту. Некрасов описал мальчишку, «мужичка с ноготок», который вывозил на санях из лесу дрова, которые рубил отец.

Читая все эти произведения, мы можем искренне порадоваться, что детский труд запрещен и «темные времена» миновали, что нашим школьникам не нужно выпасать стадо, нянчить многочисленных сестер и братьев, стирать вручную на реке, и т.д.

Но вы когда-нибудь задумывались, а как это вообще было возможно? Почему дети в прошлом были на такое способны (причем в семьях «темных», неграмотных и не имеющих никакого представления о детской психологии и методах крестьян или рабочих), а нынешние дети в аналогичном возрасте еле-еле шнуруют ботинки и не знают, с какой стороны подойти к картошке и газовой плите? А ведь для нынешних малышей делается все – развивающие игры, инновационные педагогические методики…

Причем мы-то считаем развитыми и рано повзрослевшими именно наших «маминых тюльпанчиков» на основании того, что дите умеет обращаться с планшетом и смартфоном и лучше папы проходит десяток компьютерных игр. И это неплохо, но…

Как развить самостоятельность ребенка? Почаще ленитесь!

В общем, главная проблема современных детей – обычная бытовая несамостоятельность. Ребенок не стремится научиться обеспечивать себя элементарными бытовыми удобствами, потому что многие современные взрослые из лучших побуждений считают, что его еще рано научить варить картошку/мыть пол/штопать носки и т.д. Потому что он же порежется/обожжется/сожжет кастрюлю/не вымоет дочиста, да и вообще – он еще маленький, пусть у него будет детство…

Рецепт от сайта «Красивая и Успешная», как с раннего возраста научить ребенка самостоятельности в быту: будьте помощником для малыша, но не его слугой!

Конечно, все дети развиваются в индивидуальном темпе, но когда вы видите, что ваше чадо уже достаточно ловко владеет своими пальчиками, то начинайте предлагать ему вместо игр развивающие самостоятельность задания. Например, дошкольнику можно поручить почистить мягкие фрукты на варенье, или выдать ему небольшую швабру и ведерко, чтобы он самостоятельно помыл пол в своей комнате и т.д. Да, возможно он будет это делать поначалу плохо, но потом – лучше и лучше!

Главное, малыш должен понимать, что прислуги у него нет — взрослые ему помогут, если он объективно не справился, они могут его научить новым навыкам, но не сделают вместо него то, на что он способен.

Чтобы ребенок не думал, что его нарочно нагружают заданиями, можете просто сказать ему, что вы устали и не хотите убираться вместо него. Не собирайте ему ранец в школу, не гладьте рубашку на завтра (если он умеет гладить), не готовьте каждый раз еду, если знаете, что вашему чаду по силам соорудить себе что-то съестное из имеющихся продуктов. Этим вы не лишаете ребенка детства и не перегружаете его – с наличием современных гаджетов все действия по бытовому самообслуживанию упрощены до минимума и занимают совсем мало времени, да и физически ничего трудного школьнику делать не придется.

Да, конечно, не всегда ваше чадо будет самостоятельно вспоминать обо всех своих домашних делах и делать их вовремя и хорошо. Но это тоже важный воспитательный момент: самостоятельному человеку должна быть присуща не только исполнительность, но и личная инициатива!

Чтобы какие-то полезные действия ребенок делал не по указке, а по собственной инициативе, он должен прочувствовать, что бывает, если этого не делать. Не собрал ранец вечером – пришлось делать это утром, опоздал в школу и забыл две тетради. Не закинул в стиралку джинсы – пошел в грязных.

И да – родители, не бойтесь, что чадо слишком поверхностно отнесется к последствиям своего выбора в пользу лени! Иногда, конечно же, подростку будет лень варить себе кашу и нарезать салат на ужин, и он будет обходиться чаем с бутером, иногда он будет ходить в мятой одежде, и бардак в его комнате будет убираться не так часто, как этого хотелось бы вам.

Но главное – чтобы он это все умел сделать тогда, когда захочет сам.

Поверьте, он уберется, если к нему в гости согласится прийти симпатичная одноклассница, сделает ужин, если действительно задолбается перекусывать чаем и хлебом, и постирает штаны, когда заметит, что среди модно одетых приятелей он один выглядит по-бомжацки. Дети и подростки – не такие уж принципиальные пофигисты: они прекрасно отличают хороший результат от плохого, далеко не всегда сознательно стремятся сделать плохо, и у них так же, как и у нас, взрослых, должно быть право на лень!

Развития самостоятельности из-под палки не бывает – это вообще противоречащие друг другу понятия.

Несамостоятельный ребенок: проблема в гендерном воспитании?

Еще одна очень типичная в нашем обществе причина, почему из детишек вырастают мужики-«маменькины сынки» и женщины-«принцессы-белоручки» — это педалируемое с раннего детства гендерное воспитание. Разделение необходимых умений и навыков на мужские и женские, наглядная демонстрация того, что «не свои» дела делать необязательно – обыденная реальность во многих постсовковых семьях.

Мальчику намекают, что ему не стоит особо рьяно учиться готовить, штопать, стирать и гладить – это ж не мужские занятия. Теория подкрепляется наглядным примером папы и дедушки, которые действительно ждут от женщин домашние ужины, наглаженные шмотки и сверкающую чистоту в квартире, сами не прилагая никаких усилий к этому. В такой обстановке, если мальчику и покажут пару раз, как ликвидировать дырку на носке, застирать пятно или пожарить картошки, он вряд ли станет это делать по собственной инициативе – папа-то сам свои носки не штопает и ужины на всю семью не готовит.

Так вырастает еще один «безрукий», который потом начинает требовать от девушек и жен всего того, что в родительской семье делали мама и бабушка.

Девочек иногда воспитывают как принцесс. Им с детства внушают мысль, что много работать и полностью самостоятельно обеспечивать себя (и в бытовом, и в финансовом плане) – это удел неудачниц, которым не достался «настоящий мужчина». Может ли вырасти самостоятельной девочка, которая все детство видит и слышит, что «папа работает, а мама красивая»?

Что в доме почти все делается руками «настоящего мужчины» (или оплаченной им домработницы), а маме повезло – она может делать что-то только в моменты особого вдохновения, а не в обязательном порядке? В таких семьях зачастую вырастают те самые блондинки из анекдотов – бесхозяйственные, неосведомленные в простых житейских вопросах.

Что делать? Не надо воспитывать «настоящую женщину» или «настоящего мужчину» — воспитывайте хорошего, ответственного, инициативного и разносторонне умелого человека . Чем универсальнее и разнообразнее будет набор знаний и умений, полученных человеком в детстве, тем легче ему будет во взрослой жизни. А гендерная идентичность от этого никак не изменится!

Как развивать самостоятельность у школьников?

Школа и жизнь школьника вне дома – это сфера, в которой самостоятельность развивается лучше всего. Гораздо самостоятельнее те дети, которые проводят много времени вне круга семьи – расширение круга социальных контактов ребенка обычно напрямую влияет на его умение действовать самостоятельно в разных ситуациях. Даже самый несамостоятельный ребенок быстро понимает, что внешний мир очень редко приносит желаемое «на блюдечке с голубой каемочкой», что для того, чтобы чувствовать себя комфортно, имеет смысл научиться обеспечивать себе этот комфорт самому.

Например, многие дети в детсаду быстро выучиваются одеваться, обуваться, аккуратно и самостоятельно кушать и т.д. Школьник с разносторонними интересами, посещающий кружки или просто много времени проводящий с друзьями, учится сам правильно распоряжаться своим временем и распределять свои дела, нести ответственность за свои поступки и обещания, и т.д.

Несамостоятельному подростку может быть полезно найти какую-нибудь и почувствовать, что ответственность – это не просто требование родителей и учителей, а реально нужное в жизни качество.

Если ваш школьник совсем несамостоятельный, рискните отправить его в летний лагерь (может даже палаточный, типа скаутского, где делается акцент на навыки выживания в диких условиях). Предложите ему заняться каким-нибудь командным видом (футбол, волейбол и т.п.) – игра в команде очень повышает самостоятельность!

В плане развития самостоятельности и инициативности общество сверстников может дать ребенку намного больше, чем времяпровождение со взрослыми!

Несамостоятельность молодого поколения - это тема актуальная. Вспомнить, казалось-бы, недавнее прошлое, когда школьники были повсеместно заняты на различных обучающих работах то в поле, на картошке, то на дополнительных уроках трудового воспитания. Вот ведь время было! Представить сегодняшнего 14-летнего за рулём трактора или комбайна, пусть даже под присмотром старшего напарника, страшно и трудно. Что и говорить, нынешние шалопаи настолько несамостоятельны, что им и велосипед порой доверить страшно.

И это непростая проблема , и не какой-то там дополнительный повод покачать головой, сетуя на молодёжь. Несамостоятельность в юном возрасте пускает гнилые корни в личность, разлагая её. Не привитая с малых лет, она не образуется потом сама по себе. И отправившись на учёбу или просто съехав на собственную квартиру, молодой человек очень быстро превращает место своего самостоятельного обиталища в непригодную для продолжения существования в ней человека помойку.

Ведь мыть посуду он толком не умеет, да и не привык. Как только из-за спины исчезла мама, двадцать раз напоминающая ему о том, что нужно помыть тарелку или строгий , необходимость в мытье посуды на сознательном уровне тут же исчезла. Готовить такой человек тоже не умеет, содержать быт не научен. Впереди его ждут долгие и тяжёлые годы ненормированного питания и жизни, что, в конечном счёте, подорвёт его здоровье. Это не страшилка, призванная вас расстроить, а печально правдивая современная история, которую можно услышать на каждом шагу.

Конечно, это совсем не то будущее, которого мы желаем своим детям. Но чтобы воспитать в них самостоятельность, придётся потрудиться. Тут нужен будет комплексный подход, состоящий из постепенности, доверия, поддержки, честности и уважения. Разберём теперь всё по порядку.

Не торопите и не требуйте слишком многого сразу. Принцип постепенности приучения к самостоятельности заключается в том, чтобы обуздать собственные ожидания и настроиться на долгий путь. Люди не становятся самостоятельными вдруг, если ваш ребёнок вчера ещё не мог самостоятельно следить за своей одеждой, не стоит ожидать, что завтра он справится с приготовлением обеда. Наберитесь терпения и ставьте выполнимые требования, чётко разделите его взросление на этапы.

Доверяйте своему ребёнку . Прекратите обращать громкое внимание на каждую его неудачу. Взрослеть трудно, помните об этом. Да и не работали никогда упрёки и обвинения. В отличие от одобрения и похвалы. Это подводит нас к принципу поддержки. Обращайте внимание на каждое проявление самостоятельности и ответственного поведения и показывайте своему ребёнку, что заметили это. Каждый желает быть оценённым по достоинству, и нет лучшего мотиватора для дальнейшего развития, чем признание своих заслуг.

Будьте честны . Что касается честности - не хитрите, не играйте с ребёнком в "психологические игры" и не скрывайте от него своих намерений, этого никто не любит. Поговорите с ним честно, как с уже взрослым. Объясните, что обеспокоены уровнем несамостоятельности вашего сына или дочери и предложите вместе работать над его взрослением.

Следует дать ребёнку понять, что самостоятельность несёт не только ответственность и обязательства, но и новые возможности. Подобный подход он вполне найдёт гораздо более разумным и обоснованным, чем постоянные наказания за проступки. Разве можно разрешить гулять допоздна человеку, не умеющему даже вымыть за собой посуду? Как отпустить на лето в лагерь того кто весь год чистил зубы исключительно из-под палки и разбрасывал по комнате свою одежду? Имеет ли право на личные карманные деньги тот, кто не в состоянии сходить за хлебом, не растеряв при этом и сдачу, и хлеб, и собственные башмаки? Ответственность и самостоятельность дают права и власть распоряжаться самим собой всё в большей степени. Стремление к самостоятельности вряд ли можно стимулировать лучшим образом, нежели укрепив это понимание в голове подростка.


Уважайте своих детей . Это логично подводит нас к принципу уважительного отношения. В книге психолога Дейла Карнеги "Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей" приводится очень показательная история о пятилетнем мальчике, который постоянно мочился в постель. Понятно, что для такого возраста это не трагедия, а ребёнок просто ещё не умеет контролировать ночью мочевой пузырь. И, тем не менее, отец решил испробовать один интересный подход.

Он взял мальчика с собой в магазин, нарядив его в детский костюм, и вместе они отправились выбирать ему кровать. Выбор кровати был оставлен за молодым человеком, а продавец обращался к юному покупателю неизменно на "Вы". Когда кровать была куплена, мальчику была также предоставлена возможность выбрать себе новую пижаму, ведь из старой он вырос, да и не пристало такому взрослому и самостоятельному молодому мужчине спать в детской одежде.

После того, как ребёнку дали возможность выбрать себе кровать и пижаму, семья навсегда забыла о "ночных проблемах", ведь парень почувствовал себя взрослым, значительным, а значит и самостоятельным. А почувствовав себя таким, он и стал таким.

Эта история хорошо показывает, как уважительное отношение к ребёнку и доверие к нему повышает уровень его . От большинства родителей только и слышно что-то вроде: "Брось, ты не справишься!", "Ты сам не сможешь, положи на место!". Становится неясно, кого и зачем они убеждают в никчёмности своих детей.

Конечно, трудно уважать в достаточной степени несамостоятельную личность , но ещё труднее стать такой личностью, когда тебя не ставят ни в грош. В этой ситуации именно вам, как более взрослому и умному, придётся сделать первый шаг. Только уважительное отношение к своим детям сделает их однажды самостоятельными. Только честное к ним отношение позволит им доверять вам, только поддержка и одобрение с вашей стороны (а никак не упрёки, крики и жалобы) помогут и почувствовать силы стать самостоятельнее.

Ну, а вам придётся запастись терпением . Воспитание личности - процесс не одного дня. Но результат всегда стоит потраченных на него усилий, в этом вы можете быть уверены на все сто процентов.

Часто родители сталкиваются с тем, что их чаду уже 8 лет, но он до сих пор без помощи мамы не может собрать портфель в школы, почистить туфли и заправить постель.

Когда ребенок просит помощи у родителей или у кого-либо из взрослых, чтобы решить простые вопросы: как убрать за собой игрушки, тарелку, как почистить обувь от грязи и т.д., это означает, что он растет несамостоятельным человеком. С другой стороны, вины ребенка в этом нет. Ведь, зачем самому что-то делать, если под рукой есть любимая бабушка, которая готова, в прямом смысле этого слова, носить внука на руках и мама с папой, которые не чают души в своем ребенке.

Часто такое отношение к своему чаду приводит к большим проблемам в будущем: ребенок абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. И будучи взрослой женщиной или мужчиной будет прибегать к элементарной помощи родителей.

Какие причины того, что дети растут несамостоятельными? Корни лежат, конечно, в воспитании. Сейчас под влиянием большого количества книг и телепередач родители больше уделяют времени таким вопросам, как индивидуальность ребенка, раннее развитие, вопросы здоровья, и порой упускают такую важную составляющую его опыта как самостоятельность. И, конечно, надо учитывать стили семейного воспитания:

- Авторитарный – при таком стиле действия и поступки ребенка контролируются, им руководят, управляют, постоянно дают указания и следят за качеством их выполнения. Самостоятельность и инициатива подавляются. Часто используют физические наказания. Ребенок, как правило, растет неуверенным в себе, запуганным, конфликтным со сверстниками. В подростковом возрасте, скорее всего, будет сложный кризисный период, который усложнит жизнь родителям настолько, что они будут чувствовать свою беспомощность. Конечно, ребенок растет несамостоятельным.

- Гиперопекающий стиль – само название уже говорит нам о том, что самостоятельность при таком стиле воспитания полностью в руках родителей. Причем все сферы под контролем: психологическая, физическая, социальная. Все решения в жизни ребенка родители стремятся взять на себя. Как правило, эти родители либо утратили первого ребенка, либо долго ждали появление малыша и теперь страхи не дают им возможность довериться. К сожалению, при таком стиле воспитания дети растут несамостоятельными, зависящими от родителей, окружения, тревожными, инфантильными (присутствует детскость), неуверенными в себе. Они могут до 40 лет получать помощь родителей и спрашивать совета, как им поступить в той или иной ситуации. Ответственность за ситуации в жизни перекладывают на близких, оберегая себя от чувства вины. Несамостоятельный ребенок растет с трудностями в социуме, ему сложно наладить контакты с лицами противоположного пола.

- Хаотический стиль воспитания один из самых сложных для ребенка, потому что нет четких границ и правил. Ребенок часто тревожится, нет чувства безопасности и стабильности. Воспитание родителей основано на двойственности, когда каждый из них стремится реализовывать свои мнения в отношении ребенка и любое решение оспаривается другим взрослым. Конфликтная семейная среда формирует невротическую личность, тревожную и несамостоятельную. Так как нет образца для подражания, потому что все под критикой, нет уверенности в том, что и как надо делать ребенок растет несамостоятельный, полон сомнений и негативных ожиданий.

- Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). Воспитание построено на вседозволенности и безответственности со стороны ребенка. Желания и требования детей - закон, родители всячески стремятся удовлетворить пожелания ребенка, самостоятельность поощряется, но инициатива родителей часто блокирует желания ребенка быть самостоятельным. Ему проще все переложить на родителей. Дети растут несамостоятельными, эгоистичными, перекладывают всю инициативу на близких. Отношения в социуме строят по типу пользовательских, что обуславливает трудности в установлении и развитии контактов.

- Отчужденный стиль – родители безразличны к личности ребенка. Они его кормят и одевают – это главные составляющие их усилий. Интересы ребенка, его пристрастия остаются незамеченными со стороны родителей. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность в любой сфере, но без ошибок. Если данные ошибки усложняют жизнь родителей (напрягают их), то возможны наказания, крики или упреки. К сожалению, при таком стиле воспитания самостоятельный ребенок чувствует постоянную нехватку во внимании родителей и близких. Самостоятельность у них очень развита и в жизни они способны много добиться, но можно с уверенностью сказать о том, что они глубоко несчастны. Могут быть одинокими, неуверенными в себе, иногда агрессивными людьми. У них обостренное чувство несправедливости, что усложняет формирование отношений в социуме.

- Демократический стиль воспитания характеризуется позитивными и прогрессивными позициями родителей в отношении ребенка. Инициатива и самостоятельность развиваются и поощряются родителями. Ребенок в центре внимания, но при этом родители стремятся не забывать о себе, тем самым показывая ребенку, что каждый член семьи имеет свою ценность. Любовь и поддержка родителей помогает принять неудачи в опыте. Отношение к детям как к равным партнерам, поэтому иногда требования со стороны родителей к детям могут быть завышенными. Дети воспитываются в атмосфере принятия и требовательности, твердости и дисциплины. В будущем вырастет личность, которая будет опираться на свои решения и нести ответственность за их реализацию.

На самом деле трудно придерживаться одного стиля воспитания, поэтому чаще всего все стили в то или иной степени находят отражение в реальности семьи. Это как конструктор, который используют в строении личности ребенка. Главное не забывать о том, что задача родителей обучить детей самостоятельности, чтобы они могли рассчитывать на себя и строить свою жизнь со всей ответственностью. Тогда можно рассчитывать на то, что он свою жизнь проживет так, как этого хочет.

Самостоятельность, как код прошита в стремлениях каждого ребенка. Чтобы развить ее и укрепить внутреннюю позицию ребенка в этом вопросе, необходимо ее поощрять, поддерживать и конечно развивать. Все дети проявляют самостоятельность, поэтому искусственно ничего создавать не надо. Главное не мешать, и способствовать даже тогда когда результаты самостоятельности ребенка были неудачны. Поддерживать, верить и говорить ему об этом. Например: «Ты молодец», «Давай расскажем папе, какая ты самостоятельная». Приобщайте детей накрывать стол перед едой, ходить на дачу, заботиться о животных. И позитивно оценивайте, но не преувеличивая – хвалить надо за реально достигнутые результаты. Если мальчик хочет помочь папе в гараже, надо брать его с собой, но при этом не кричать и говорить что он его напрягает, а наоборот дать ему такое задание, которое ребенку будет по силам и он с ним легко справится. Потом оценить его старания и поблагодарить. Через некоторое время он будет хорошим помощником. И заслуга в этом именно родителей.

Самостоятельное проявление ребенком активности всегда ориентировано на похвалу, на желание угодить родителям. Поэтому больше всего на свете самостоятельность ребенка боится критики. Избегайте ее. Акцентируйте свое внимание не на результатах, а на том, что ребенок активно участвовал, хотя иногда это участие усложняет жизнь родителей. Терпение и любовь помогут Вам воспитать своего ребенка самостоятельным.

Обычно, родители сталкиваются с несамостоятельностью ребенка, когда он начинает ходить в школу. И в этом возрасте родители начинают заниматься (или не заниматься) воспитанием. Важно отметить, что это нужно делать намного раньше, тогда можно достичь больших успехов в этом нелегком деле.

Если ребенка научить самостоятельности с самого детства, это решает много проблем: не стоит переживать за него, оставляя одного дома, вы всегда будете уверены в том, что ваше чадо правильно оденется в школу, сможет самостоятельно позавтракать и в дальнейшем, он будет научен мыслить и думать, не прибегая при любой необходимости к помощи родителей, бабушек и дедушек. Позвольте ребенку решать свои вопросы самостоятельно, если увидите, что у него это не получается, постарайтесь натолкнуть на правильный вывод, но ни в коем случае, не делайте это вместо него.