В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

1.Отношение к отцу

1. Думаю, что мой отец редко

16. Если бы мой отец только захотел

31. Я хотел бы, чтобы мой отец

46. Думаю, что мой отец

2. Отношение к себе

2. Если все против меня,то

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

32. Моя наибольшая слабость заключается в том

47. Когда мне начинает не везти, я

3. Нереализованные возможности

3. Я всегда хотел

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

33. Моим скрытым желанием в жизни является

48. Больше всего я хотел бы в жизни

4. Отношение к подчиненным

4. Если бы я занимал руководящий пост

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

34. Мои подчиненные

49. Когда я даю другим поручение

5. Отношение к будущему

5 Будущее кажется мне.

20. Надеюсь на

35. Наступит тот день, когда

50. Когда буду старым

6.Отношение к вышестоящим лицам

6. Будущее кажется мне

21. В школе мои учителя

36. Когда ко мне приближается мой начальник

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

7.Страхи и опасения

7. Знаю, что глупо, но боюсь

22.Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

37.Хотелось бы мне перестать бояться

52. Мои опасения не раз заставляли меня

8. Отношение к друзьям

8. Думаю, что настоящий друг

23. Не люблю людей, которые

38. Больше всех люблю тех людей, которые

53. Когда меня нет, мои друзья

9.Отношение к своему прошлому

9.Когда я был ребенком

24.Когда-то

39. Если бы я снова стал молодым

54. Моим самым живым воспоминанием детства является

10.Отношение к лицам противоположного пола

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

11.Личная жизнь

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной

26. Супружеская жизнь кажется мне

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

56. Моя личная жизнь

12.Отношения к семье

12.По сравнению с большинством других моя семья

27. Моя семья обращается со мной как с

42.Большинство известных мне семей


57. Когда я был ребенком, моя семья

13.Отношение к сотрудникам

13.Лучше всего мне работается с

28.Люди, с которыми я работаю

43.Люблю работать с людьми, которые

58. Люди, которые работают со мной

14.Отношение к матери

14.Моя мать и я

29. Моя мать

44.Считаю, что большинство матерей

59. Я люблю свою мать, но

15.Чувство вины

15.Сделал бы все, чтобы забыть

30. Моей самой большой ошибкой было

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

Примечание.

Хотя стандартный метод применения подразумевает, что испытуемый должен уловить стимул и отреагировать на него в письменной форме, для тревожной личности будет полезнее провести опрос устно и записывать ответы самому. Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие тестируемые часто используют SSCT как стимул для отреагирования и после говорят, что они "чувствуют себя намного лучше". Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением. Методики позволяют выявить не только отношения к окружающим, но и чер­ты характера /мнительность, эгоизм/ или скрытые, зачастую не осознан­ные им переживания / ипохондричность, мысли о самоубийстве, психоген­ные факторы.... Эмоционально значимые предложения сопровождаются за­держкой /удлинением латентного периода, мимико-вегетативной реакцией.

Больные со скрытыми бредовыми переживаниями в предложениях, выра­жающих отношения к людям могут "проговориться" и раскрыть свои болез­ненные суждения. У больных со страхом и опасениями выявляется неуве­ренность в будущем. У многих больных шизофренией страдают все виды отношений, например, безличное отношение к родственникам, к семье, к противопо­ложному полу, причем отрицательные отношения тем выраженней, чем больше социальная декомпенсация.

Методика помогает разобраться в многообразной системе отношений личности больного, выявить нарушения этих отношений, найти пути восс­тановления этих отношений, реабилитации.

При количественной обработке ответов испытуемого определяется со­циальная /антисоциальная/ одобряемость, или неопределенная "колеблюща­яся" позиция, которая может вызвать внутриличностные конфликты.

Качественный /смысловой/ анализ предложений, "законченных" обсле­дуемым по той или иной группе может выявить не только отношения к ок­ружающим, но и черты характера.

Затем выносится оценка степени расстройства у респондентов этой сфере, соответственно со следующей шкалой:

· · 2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь психотерапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области.

· · 1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи психотерапевта.

· · 0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области.

· · Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.

1. Утверждения из тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Могут обеспечить терапевта необходимыми ключами.

2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая. Например, респондент № 1 описал свою мать как "слишком нервозную" и "мелочную". Он считает, что большинство матерей "слишком любят своих детей и балуют их". Он утверждает, что его семья "нормальная", но они относятся к нему "как к маленькому". Он очень враждебен по отношению к женщинам, которых рассматривает как "лживых особ, которым нельзя доверять". Он осторожно относится к браку: "Брак хорош, если заранее все обговорено". Он считает своего отца хорошим человеком, но хотел бы, чтобы тот "перестал упрямиться". Он презрительно относится к руководству. Он не любит мелочных людей. Его наиболее живое воспоминание о детстве: "Со мной неправильно обращались". Он боится за себя, и когда обстоятельства против него, он сдается. Еще он полагает, что у него есть возможность "что-либо сделать". Его отношение к будущему поверхностно и почти нереально оптимистично. Однажды он ожидает "заработать миллион".

Методика чернильных пятен

Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Германом Роршахом, она впервые была описана в 1921 г. Хотя стандартизированные серии чернильных пятен использовались психологами и раньше для изучения воображения и других психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чернильные пятна для диагностического исследования личности в целом. Развивая этот метод, Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В результате подобных клинических наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в системы показателей. Методы определения показателей затем отрабатывались с помощью дополнительного тестирования умственно отсталых и нормальных людей, художников, ученых и других лиц с известными психологическими характеристиками. Роршах предложил основные способы анализа и интерпретации ответов.

В методике Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных топов. Таблицы предъявляются последовательно с 1-й по 10-ю в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление таблицы 1 сопровождается инструкцией: "Что это такое, на что это может быть похоже?". В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью дополнительных вопросов стимулируют к продолжению ответов. Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке экспериментатор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.

Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей методики Роршаха. К числу наиболее общих включаемых в показатели категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содержание, популярность/оригинальность.

Локализация указывает на часть пятна, с которой испытуемый ассоциирует свой ответ: используется ли при ответах все пятно, какая-то общая деталь, необычная деталь, белая часть карточки или какая-то комбинация белого и темного участков.

Детерминанты ответа включают форму, цвет, оттенок и "движение". Хотя, конечно, в чернильном пятне самом по себе нет никакого движения, все же восприятие испытуемым пятна как движущегося объекта относится к этой категории. Внутри этих категорий проводится более подробная дифференциация. Например, движение человека, движение животного, а также абстрактное или неодушевленное движение подсчитывается отдельно. Точно так же оттенок может восприниматься как представляющий глубину, текстуру, неопределенную форму, например, облако или серо-белое воспроизведение цвета.

Трактовка содержания меняется в зависимости от системы определения показателей, но некоторые основные категории используются постоянно. Главными среди них являются человеческие фигуры и их детали (или фрагменты человеческого тела), фигуры животных и их детали, анатомическое строение. К другим широко применяемым категориям показателей можно отнести неодушевленные объекты, растения, географические карты, облака, пятна крови, рентгеновские снимки, сексуальные объекты, символы.

Показатель популярности часто определяется на основе относительной частоты различных ответов среди людей вообще, сравнением с таблицами популярных ответов.

Интерпретация показателей методики Роршаха опирается на относительное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных категорий. Направления интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования, а целиком определяются эмпирическими соотношениями отдельных показателей с теми или иными свойствами личности. Так, например, трудно объяснить с научных позиций, почему использование в ответах редких деталей свидетельствует о неуверенности, тревожности, а толкование белого фона у экстравертов - о негативизме.

В психологическом заключении по результатам методики Роршаха обычно описываются интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности межличностных взаимодействий. Психолог-клиницист, составляя его, учитывает и дополнительную информацию, полученную из внешних источников.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей методики Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуальным уровнем и образованием индивида. Хотя считается, что описываемая методика применима к людям в возрасте от дошкольного до взрослого, нормативные данные изначально были получены в основном в группах взрослых. Стремясь расширить возрастные границы интерпретации методики Роршаха, Л. Эймс и его коллеги собрали и опубликовали нормы для детей в возрасте от 2 до 10 лет, для подростков - от 10 до 16 лет, для пожилых людей - в возрасте от 70 лет и выше .

В настоящее время предпринимаются попытки использовать вычислительную технику в обработке результатов этой методики

МЕТОД «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» — отношение к кому, чему-либо

Метод незаконченных предложений применяется в экспериментально психологической практике давно.

Существует множество его вариантов.
Вам предлагается вариант этого метода, разработанный Л, Саксом и В. Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным.

Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого). (Ваша Личность)

Инструкция к методу незаконченных предложений
«На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

Бланк теста отношения к кому, чему-либо, незаконченные предложения:

1. Думаю, что мой отец редко ______________
2. Если все против меня, то _______________
3. Я всегда хотел _______________________
4. Если бы я занимал руководящий пост ______
5. Будущее кажется мне _________________
6. Мое начальство ______________________
7. Знаю, что глупо, но боюсь ______________
8. Думаю, что настоящий друг _____________
9. Когда я был ребенком _________________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня яв-
ляется ________________________________
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
______________________________________________
12. По сравнению с большинством других семей
моя семья ______________________________
13. Лучше всего мне работается с ___________
14. Моя мать и я _______________________
15. Сделал бы все, чтобы забыть _____________
16. Если бы мой отец только захотел _________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы ___
______________________________________________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы __
______________________________________________
19. Если кто нибудь работает под моим руковод-
ством _________________________________
20. Надеюсь на ________________________
21. В школе мои учителя _________________
22. Большинство моих товарищей не знают, что
я боюсь _______________________________
23. Не люблю людей, которые _____________
24. Когда-то __________________________
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
______________________________________________
26. Супружеская жизнь кажется мне ________
27. Моя семья обращается со мной, как с _____
28. Люди, с которыми я работаю ___________
29. Моя мать __________________________
30. Моей самой большой ошибкой было ______
31. Я хотел бы, чтобы мой отец _____________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том
______________________________________________
33. Моим скрытым желанием в жизни _______
34. Мои подчиненные ___________________
35. Наступит тот день, когда ______________
36. Когда ко мне приближается мой начальник _
______________________________________________
37. Хотелось бы мне перестать бояться _______
38. Больше всех люблю тех людей, которые
______________________________________________
39. Если бы я снова стал молодым ___________
______________________________________________
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
______________________________________________
41. Если бы у меня была нормальная половая
жизнь ________________________________
42. Большинство известных мне семей _______
______________________________________________
43. Люблю работать с людьми, которые ______
______________________________________________
44. Считаю, что большинство матерей _______
______________________________________________
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину,
если__________________________________
46. Думаю, что мой отец _________________
47. Когда мне не везет, я _________________
48. Больше всего в жизни я хотел бы __________
______________________________________________
49. Когда я даю другим поручение __________
______________________________________________
50. Когда буду старым ___________________
51. Люди, превосходство которых над собой
я признаю _____________________________
52. Мои опасения не раз заставляли меня ______
______________________________________________
53. Когда меня нет, мои друзья _____________
______________________________________________
54. Моим самым живым воспоминанием детства
является _______________________________
55. Мне очень не нравится, когда женщины
(мужчины) _____________________________
56. Моя половая жизнь __________________
57. Когда я был ребенком, моя семья ________
______________________________________________
58. Люди, которые работают со мной _________
______________________________________________
59. Я люблю свою мать, но ________________
60. Самое худшее, что мне случилось совершить,
это ___________________________________

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:

Большинство известных мне семей:
1) несчастливые, недружные……………….. - 2;
2) нервные, не очень дружные…………….. - 1;
3) все одинаковы………………………………….. 0.

Будущее кажется мне:
1) мрачным, плохим, странным……………. - 2;
2) туманным, неприглядным………………… - 1;
3) неясным, неизвестным…………………….. 0.

Ключ к методу незаконченных предложений:

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый
рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

№ п.п.
1 Отношение к отцу: 1 16 31 46
2 Отношение к себе: 2 17 32 47
3 Нереализованные возможности: 3 18 33 48
4 Отношение к подчиненным: 4 19 34 49
5 Отношение к будущему: 5 20 35 50
6 Отношение к вышестоящим: 6 21 36 51
7 Страхи и опасения: 7 22 37 52
8 Отношения к друзьям: 8 23 38 53
9 Отношение к прошлому: 9 24 39 54
10 Отношение к противоположному полу: 10 25 40 55
11 Сексуальные отношения: 11 26 41 56
12 Отношение к семье: 12 27 42 57
13 Отношение к сотрудникам: 13 28 43 58
14 Отношение к матери: 14 29 44 59
15 Чувство вины: 15 30 45 60


Помощь психоаналитика: Консультация, Вопросы

Часто задаваемые вопросы Вопрос — Ответ

Множество личностных тестов в разделе:

Проективная психологическая методика, относится к методикам дополнения, и именно - аддитивным методикам, одному из видов проективных методик. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.

История создания

Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 - к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.

Методика "незаконченных предложений" является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.

Процедура проведения

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения - свой ответ; при использовании бланка - ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция

Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.

Обработка и интерпретация результатов

Как уже было сказано выше, 60 утверждений методик распределяются по 15 категориям.

Ключ

Группы предложений NN заданий
1 Отношение к отцу 1 16 31 46
2 Отношение к себе 2 17 32 47
3 Нереализованные возможности 3 18 33 48
4 Отношение к подчиненным 4 19 34 49
5 Отношение к будущему 5 20 35 50
6 Отношение к вышестоящим лицам 6 21 36 51
7 Страхи и опасения 7 22 37 52
8 Отношение к друзьям 8 23 38 53
9 Отношение к своему прошлому 9 24 39 54
10 Отношение к лицам противоположного пола 10 25 40 55
11 Сексуальные отношение 11 26 41 56
12 Отношения к семье 12 27 42 57
13 Отношение к сотрудникам 13 28 43 58
14 Отношение к матери 14 29 44 59
15 Чувство вины 15 30 45 60

Количественная анализ

Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:

  • "+2" - максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
  • "+1" - положительное отношение;
  • "0" - нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
  • "-1" - отрицательное отношение;
  • "-2" - максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении".

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от "+8" до "-8", может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.

Пример. Отношение к семье - утверждения 12, 26, 42, 57.

Ответы испытуемого и их экспертная оценка:

  • (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
  • (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
  • (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
  • (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).

Таким образом сумма баллов по шкале "Отношение к семье" составит: +2+1-1+1=+3

В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Качественный анализ

Качественный (содержательный) анализ проводится, прежде, всего, для выявления возможных причин сфер, имеющих отрицательные индексы по результатам количественной оценки и зависит от целей исследования.

Одним из методов, применяемых при качественном анализе ответов тематических групп, является контент-анализ.

Стимульный материал

Тестовый материал

Литература

  • Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. - 1989. - N 3. - С. 154-157.
  • Румянцев Г.Г. Опыт применения метода незаконченных предложений в психиатрической практике // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. - Л., 1965. - С. 267-274.
  • Sachs J.M. Levy S. The sentence completion test // Bellak L. (ed.) Projective psychology. - N.Y.: Knopf, 1950. - P. 357-397.

Тест незаконченных предложения Сакса-Сиднея (SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950 году. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 - к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.

Методика "незаконченных предложений" является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.

Проективная психологическая методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.

Процедура проведения

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения - свой ответ; при использовании бланка - ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция

Прочитайте внимательно эти незаконченные предложения, дополнив их первой пришедшей Вам в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если Вы не можете закончить какое-нибудь предложение, оставьте его, обведя кружком номер, и вернитесь к нему позже. Будьте правдивы. Ваши ответы никому, кроме врача, не будут известны.

1. Думаю, что мой отец редко ________________________________

2. Если все против меня, то __________________________________

3. Я всегда хотел ___________________________________________

4. Если бы я занимал руководящий пост _______________________

5. Будущее кажется мне _____________________________________

6. Если бы не болезнь _______________________________________

7. Моё начальство __________________________________________

8. Знаю, что глупо, но боюсь_________________________________

9. Думаю, настоящий друг___________________________________

10. Когда я был ребёнком___________________________________

11. Идеалом женщины (мужчины) для меня является____________

12. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной_________________

13. По сравнению с большинством других семей, моя семья______

14. Лучше всего мне работается с_____________________________

15. Моя мать и я___________________________________________

16. Всё-таки здоровые люди_________________________________

17. Сделал бы всё, чтобы забыть_____________________________

18. Если бы только мой отец захотел__________________________

19. Думаю, что я достаточно свободен, чтобы__________________

20. Я мог бы быть очень счастливым, если бы__________________

21. Если кто-нибудь работает под моим руководством___________

22. Надеюсь на_____________________________________________

23. В школе мои учителя____________________________________

24. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь_________

25. Не люблю людей, которые_______________________________

26. До войны я____________________________________________

27. Считаю, что юношей (девушек)___________________________

28. Супружеская жизнь кажется мне__________________________

29. Моя семья обращается со мной, как с______________________

30. Люди, с которыми я работаю_____________________________

31. Моя мать______________________________________________

32. Моей самой большой ошибкой было_______________________

33. Я хотел бы, чтобы мой отец_______________________________

34. Моя наибольшая слабость заключается в том________________

35. Моя болезнь____________________________________________

36. Моим скрытым желанием в жизни_________________________

37. Мои подчинённые ______________________________________

38. Наступит тот день, когда_________________________________

39. Когда ко мне приближается мой начальник_________________

40. Хотелось бы мне перестать бояться________________________

41. Больше всего люблю тех людей, которые___________________

42. Если бы я снова стал молодым____________________________

43. Считаю, что большинство женщин (мужчин)________________

44. Если бы у меня была нормальная половая жизнь_____________

45. Большинство известных мне семей_________________________

46. Люблю работать с людьми, которые________________________

47. Считаю, что большинство матерей_________________________

48. Когда я был молодым, то чувствовал себя виноватым, если____

49. Думаю, что мой отец_____________________________________

50. Когда мне начинает не везти, я____________________________

51. Когда я даю другим поручение____________________________

52. Больше всего я хотел бы в жизни__________________________

53. Когда я буду старым_____________________________________

54. Люди, превосходство которых над собой я признаю__________

55. Мои опасения не раз заставляли меня______________________

56. Когда меня нет, мои друзья_______________________________

57. Из-за болезни___________________________________________

58. Моим самым живым воспоминанием детства является________

59. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)__________

60. Моя половая жизнь______________________________________

61. Когда я был ребёнком, моя семья__________________________

62. Люди, которые работают со мной__________________________

63. Я люблю свою мать, но___________________________________

64. Самое худшее, что мне случилось совершить, это____________

При затруднении пациенту необходимо повторить задание и предложить пример ответа: «Я думаю, что мой отец бывает не прав». Учитывается качество ответа (смысл законченного предложения), латентный период (время, затраченное на обдумывание ответа) и эмоциональная реакция пациента. Ответы испытуемого группируются в соответствии с ключом.

Ключ к методике незаконченных предложений Сакса–Сиднея

Группы предложений

NN заданий

Отношение к отцу

Отношение к себе

Нереализованные возможности

Отношение к подчиненным

Отношение к будущему

Отношение к вышестоящим лицам

Страхи и опасения

Отношение к друзьям

Отношение к своему прошлому

Отношение к лицам противоположного пола

Сексуальные отношение

Отношения к семье

Отношение к сотрудникам

Отношение к матери

Чувство вины

Каждый ответ (система отношений) оценивается по 3-балльной системе (0, 1, 2): 0 баллов ставится в том случае, если адаптация не нарушена, конфликт не выявлен; 1 – если конфликт на субклиническом уровне, испытуемый сам видит пути разрешения конфликта; 2 – когда адаптация нарушена, требуется психотерапевтическая коррекция.

Анализируя ответы испытуемого, удаётся выявить его отношение к себе, своему прошлому, настоящему, будущему, окружающей среде и т.д.

Часть ответов бывает формального характера, соответствуя по содержанию началу фразы. Эмоционально значимые предложения даже при формальном соответствии ответа сопровождаются задержкой (удлинением латентного периода), мимико-вегетативной реакцией.

У пациентов с истерической акцентуацией, как правило, выявляется множество конфликтов, выражена демонстративность, вычурность ответов.

У пациентов со страхами и болезненными переживаниями выявляется неуверенность в будущем.

Методика помогает сориентироваться в многообразной системе отношений личности пациента, выявить нарушения этих отношений, определить точки приложения психотерапевтической коррекции и реабилитации пациентов.

Включение четырех дополнительных предложений (№ 6, 16, 35, 57) позволяет оценить степень выраженности психотравмирующего воздействия на соматическое заболевание.