Применение методики Макато Шичида на занятиях объединения «Шаг вперед» для детей дошкольного возраста

Методика Макато Шичида

Феноменальная память, скорочтение, абсолютный музыкальный слух, мгновенное решение сложнейших задач, легкая обучаемость - все это доступно любому малышу. Но для этого очень важно развивать правое полушарие мозга, - так утверждает японский профессор Макато Шичида.

Профессор Макото Шичида родился в 1929 году. Он является членом Международной академии образования и советником японской математической ассоциации по сертификации. Шичида получил докторскую степень в области образования. Профессор является известным общественным деятелем в Японии и очень уважаем за свой большой вклад в исследование головного мозга. За его плечами сорок лет исследований и еще двадцать лет успешной практики. Шичида изменил взгляды людей на возможности ребенка: он доказал, что дети с рождения наделены уникальными способностями, которые можно развивать.

Макото Шичида посвятил исследованиям головного мозга более сорока лет и пришел к удивительным результатам. Он говорит о том, что правое и левое полушарие мозга имеют различные возможности. Правое полушарие – как архив информации, оно запоминает все, что когда-либо видел или чувствовал человек, и воспроизводит это в картинках – зрительных образах. Левое полушарие, напротив, имеет краткосрочную память и постоянно стирает лишнюю информацию, однако оно способно обрабатывать информацию с огромной скоростью. Левое полушарие – это аналитическое полушарие. Для занесения информации в правое полушарие необходимо мелькание, быстрая демонстрация нового материала. Левое же полушарие требует медленного многократного повторения.

Любая информация, которая хоть раз была занесена в правое полушарие, или как его еще называют, в правый мозг, остается там навсегда. И задача левого мозга лишь извлечь ее оттуда. Но, как выяснилось, чем старше ребенок, тем меньше связей между левым и правым полушарием у него остается. В первые годы жизни количество связей в мозгу ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека. Если в первые три года жизни эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому отсутствие стимуляции мозга в первые месяцы и годы жизни приводит к необратимому снижению потенциала мозга. Это значит, что эффект от

занятий с трехлетним ребенком будет значительно выше, чем от занятия с взрослым человеком.

Поэтому Макото Шичида предлагает обеспечить малыша до трех лет всем необходимым, чтобы приостановить процесс разрушения связей между левым и правым полушарием и закрепить их.

Ребенку с развитым правым полушарием подвластны такие способности как:

Запоминание любых объемов информации с помощью образов (фотопамять);

Уникальные вычислительные способности;

Скорочтение;

Лингвистические способности;

Музыкальный слух;

Интуиция и телепатия;

В будущем такие дети смогут с легкостью запоминать огромные объемы информации, будут уметь извлекать из них необходимые знания, вспоминать прочитанное или увиденное давным-давно в мельчайших деталях, обладать фотографической памятью и скорочтением. Эти дети смогут обладать отменной интуицией, проявлять себя в творчестве, потому что именно правое полушарие считается интуитивным и творческим.

Макото Шичида утверждает, что ребенок с хорошо развитым правым полушарием не просто запоминает информацию, он способен видеть перед собой страницу из прочитанной им когда-то книги как слайд или фотокарточку, который можно просматривать вновь и вновь.

Такое явления как интуиция или телепатия объясняются Шичидой следующим образом. Все в мире излучает свои сигналы: любая вещь, любое действие вибрируют с определенной частотой. Дети способны улавливать эти сигналы и подобно азбуке Морзе преобразовывать обратно в образ. Со временем «шестое чувство» у детей отключается, так как не находит применения во взрослом мире.

Необыкновенные вычислительные способности ребенка заключаются в том, что он умеет за секунду определять количество предметов, изображенных на картинке. И при правильном стимулировании с легкостью не только отличит 99 точек от 98, но и научится складывать, делить и умножать многозначные числа в уме за считанные секунды.

Лингвистические способности и скорочтение, как вы уже поняли, также вытекают из фотомапяти и возможности извлекать любую информацию из резерва правого полушария.

Что касается творчества, то человек не умеет рисовать не только вследствие неразвитой моторики. В большей степени это зависит от способности воспроизводить в голове образы и фиксировать их, что нереально без развитого правого полушария. Тот же пример можно привести и в музыке, и в литературе, и во многих других областях. Поэтому именно развитое правое полушарие позволяет человеку превосходно переносить образ из своей головы на холст или, скажем, кусок камня.

Отсюда, конечно же, сразу следует вывод о том, что ребенку необходимо также и развитие моторики. Система Макото Шичиды предусматривает занятия на развитие моторики. В Японии есть множество игр, развивающих мелкую моторику и воображение: оригами (складывание фигур из бумаги), экибана (составление композиций из сухих растений), киригами (вырезание контуров из бумаги), осибана (исполнение картин природными материалами), айгами (конструктор в стиле оригами), танграм (головоломка из геометрических фигур) и оятиро (плетение на пальцах из веревочки).

Игры и упражнения Макото Шичиды для развития правого полушария мозга ребенка

В первую очередь, это так называемые флэш-карты, которые необходимо показывать ребенку ежедневно с очень высокой скоростью, оптимально – 0,5 секунды на 1 картинку.

Дети чуть постарше играют в игры на развитие памяти Memory Grid и Linking Memory. Memory Grid или Сетка памяти. Суть игры заключается в том, что ребенку показывается разлинованное на квадраты поле, где в каждой из ячеек располагается картинка. Ребенок смотрит на эти картинки в течение нескольких секунд, а затем сам по памяти старается расположить картинки в ячейках.

Linking Memory или Цепочка памяти – это игра на запоминание цепочки картинок с помощью абсурдного рассказа. То есть, выкладывается ряд карточек с разными изображениями, и вы должны быстро придумать ребенку рассказ. Например, 3 картинки: бабочка, дерево, небо. История должна быть не такой: бабочка взлетела на дерево и посмотрела на небо, а такой: бабочка упала с дерева прямо на небо. Именно такие абсурдные истории и помогают активировать правое полушарие по мнению доктора Шичиды. Со временем ребенок будет способен сам придумать историю и запомнить порядок более чем из сотни карточек.

Также Шичида предлагает целый ряд небольших игр на развитие интуиции. Например, самое простейшее: интуитивное угадывание, в какой руке или под каким стаканом предмет. В дальнейшем игра может принимать совершенно неожиданные обороты.

Неотъемлемой частью занятий являются медитации, позитивный настрой, прослушивание музыки созерцание, дыхание, энергетический настрой. Правильное дыхание необходимо для того, чтобы насытить мозг кислородом, помочь ребенку расслабиться. Именно расслабление способствует легкому переходу из левого полушария в правое. Всегда нужно помнить, если ребенок хоть немного напряжен, результата от занятий не будет, так как включение правого (безмятежного и невербального) полушария абсолютно исключает какую-либо нервозность.

Примерно с полутора лет можно подключить к занятиям мандалы, танграмы и игру в цепочку памяти, пропевание песенок по нотам, творческие занятия, игры с шумелками на развитие слуха и игры с запахами, судоку. Кое-что предлагается самим автором, а что-то можно придумать самостоятельно. Главное – не останавливаться.

Занятия по программе Шичиды состоят из множества коротких блоков на развитие различных органов чувств. Уроки Шичиды характерны тем, что каждое задание или игра длится не более 3-5 минут. Поэтому ребенок не устает от занятий, внимание не притупляется, и он постоянно находится в тонусе.

Ниже приведен список основных занятий для развития правого полушария, каждое из которых включает множество игр и имеет различные степени сложности, в зависимости от того, во сколько лет вы начали заниматься и как далеко успели продвинуться.

Настройка на занятие (Pre-lesson)

Воображение (Imaging)

Демонстрация слайдов (Flashcards)

- Цепочка памяти (Linking Memory)

- Мандала (Mandala)

Танграмы (Tangrams)

Сетка памяти (Memory Grid)

Распознавание количества (Quantity Recognition)

Интуиция и ясновидение (ESP Games)

Cкорочтение (Quantum Reading)

Запоминание чисел (Number Memory)

Судоку (Sudoku)

Макато Шичида уделяет внимание не только правому полушарию, но и левому, а также говорит о необходимости развития социальных навыков, дисциплины и личностного развития. Только достигнув гармонии, можно добиться хороших результатов. Особенно большое значение доктор Шичида придает любви между матерью и ребенком. Любовь – это главный элемент в воспитании детей.

План проведения занятий по методике М.Шичида для детей дошкольного возраста.

1. Гармонизирующая музыка - любая спокойная музыка альфа-музыка, музыка для йоги или для медитаций, пение птиц, шум водопада или другие звуки природы, классика, инструментальная, желательно без слов. Включаем негромко, чтобы музыка не отвлекала. Музыка может играть как всё занятие, так и только во время настройки

2. Объятия, внушение, настройка – При встрече я протягиваю малышам руку, а они сверху кладут свои ладошки и вместе мы говорим: «Ручка на ручку, ручка на ручку, здравствуйте!» Дальше я всегда рассказываю, что мы сейчас будем заниматься, раскрываю тему занятия, рассказываю подробности, например, сегодня наше занятие посвящено птичкам – мы будем слушать пение птиц, угадывать кто спрятался за дерево, делать гнездышки, учиться летать и.т.д.

3. Упражнения для дыхания - ребенок дует в свистульку, дудочку, на лежащие или висящие на ниточке шарики ваты (пытаясь сдуть их с места), птичьи перышки, игрушку «Ветерок», можно на горящую свечку, выдувает мыльные пузыри.

4. Воспоминания и воображение - вспомните вместе с ребенком как были где-либо (на природе, пляже, в музее, в гостях) что и кого там видели, чем занимались. Воспоминания можно подкрепить фото. Либо наоборот - расскажите о том, как поедете куда-либо (в зоопарк, к морю, на выставку, на прогулку) кого там встретите, чем займетесь.

5. Подготовка глаз к показу карточек - любым ярким или новым предметом (игрушкой) описываем восьмерки или звездочки так, чтобы ребенок следил за этими движениями глазами. Либо просите ребенка посмотреть на предмет (точку), находящийся близко, а потом находящийся далеко.

6. Показ флеш-карт - Просматриваем карточки, перелистывая их как можно быстрее, 0,5-1 секунда на 1 карточку. Желательно заранее потренироваться прочитывать названия. Показывать можно как на компьютере (планшете), так и распечатанными в любом удобном формате. Можно использовать любые (презентации) на любые темы.

7. ESP интуиция Угадай где - под любыми одинаковыми стаканчиками, баночками и т.д. прячу любой предмет (орех, цветок, листик, фрукт, игрушка). Либо под одинаковыми листами бумаги у карточку с изображением чего-либо. Прошу ребенка угадать где он. Можно играть несколько раз подряд.

10. Instant Memory Game (Сетка памяти) - Положите карточки (две или более) со знакомыми изображениями перед ребенком, четко назовите их по порядку. Дайте ребенку запомнить изображения в течение 5-10 секунд. Переверните карточки и попросите вспомнить что где «спряталось». Правильно угаданные карточки оставляйте открытыми, неправильно названные карточки опять переворачивайте «рубашкой» вверх. Можно использовать любые имеющиеся в наличии карточки либо предметы (игрушки) накрывайте одинаковыми непрозрачными стаканчиками (баночками). Можно играть несколько раз.

11. Linking Memory Game (Абсурдная история) - Рассказываю детям историю. При этом вместе с произношением всех существительных выкладывайю карточки с соответствующим изображением. Используйю три или более карточек со знакомыми ребенку изображениями. Дайю запомнить карточки в течение 5-10 секунд. ДЛЯ ДЕТОК, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ - переверните карточки, попросите повторить историю, переворачивайте правильно названные картинки. ДЛЯ ДЕТОК, КОТОРЫЕ ЕЩЕ НЕ ГОВОРЯТ - не переворачивайте карточки, просто перемешайте. Рассказывайте заново историю, делая паузы вместо существительных, просите ребенка показать на карточку с нужным изображением. Можно использовать любые имеющиеся в наличии карточки либо предметы (игрушки). Можно играть несколько раз.

12. Photo Memory Game (Похожие картинки) - Берем два похожих изображения. Показываем одно из двух похожих изображения в течение 5-10 секунд. Убираем карточку и сразу же показываеме уже две похожие карточки. Попросим назвать, какую карточку показывала только что (одну). Можно использовать предметы (игрушки).

13. Танграм - Берем готовый танграм, блоки дьенеша, любые плоские геометрические фигуры. Придумываем рисунок, составляем поле - обводим

имеющиеся детали и раскрашиваем в нужные цвета. Ребенок должен разложить на поле соответствующие детали

14. Разрезные картинки - Возьмите готовые пазлы или сделайте разрезные картинки сами. Для этого распечатайте 2 экземпляра любой картинки. Один из них разрежьте на нужное количество деталей (2 и более). Второй дайте ребенку не разрезанным, чтобы он видел, какая картинка в итоге должна получиться. Ребенок должен собрать картинку по образцу.

15. Цветовосприятие - Распечатайте готовые палитры, отрежьте полоску с цветами от картинки, предложите ребенку найти и соединить палитры цветов, соответствующие рисункам. Можно использовать любую игру с цветами, например, сортировать любые предметы, игрушки, детали конструкторов, крышки и пр. по цветам.

16. Мандалы - Игра для детей, которые уже хорошо ориентируются в цветах. Распечатать цветные и ч/б мандалы, разрезать. Показать ребенку цветную картинку в течение 5-10 секунд. Убрать и попросить на черно-белой картинке обозначить карандашом (фломастером) либо словами цвета цветного рисунка. Мандалы можно изготовить самостоятельно. Для этого нарисовать два черно-белых изображения, один из которых раскрасить.

17. Игры на поиск соответствия и пары - используйте любое имеющееся в наличии лото, мемори, парные картинки.

18. Математика - используйте любые имеющиеся в наличии картинки, пособия, игрушки или предметы, которые можно пересчитывать, сортировать по размеру или по признакам "один-много", "больше-меньше"

19. Логоритмика, музыкальная пауза, танцы - слушайте любые веселые подвижные песни или мелодии, которые нравятся детям, пойте, танцуйте, повторяйте движения из песенок.

20. Сенсорное восприятие - Игры с сенсорной коробочкой любого наполнения. Играем с лото запахов или с лото "шумелок". Угадывайте на ощупь предметы (крупные или мелкие) - для этого их можно поместить в мешочек или накрыть платком. Можно использовать песок (живой, кинетический).

21. Конструирование - используем любой имеющийся в наличии конструктор, мозаику, кубики, коробки, прищепки. Строим высокую башню, или домик для животных, или гараж для машинок, или цветочек из прищепок.

22. Рассматривание картинок - используйте любую книгу, энциклопедию, виммельбух. Рассматривайте картинки, называйте (ищите) изображения.

23. Естествознание - рассказываю детям любые сведения обо всём, что может быть интересно ребенку. О природе и государствах, о флоре и фауне, о людях, явлениях, местах или предметах. Дома или за его пределами.

24. Координация и моторика - пластилиновые заплатки, канцелярские кнопки, проводилки, многоразовые наклейки, выкладывание, перекладывание любых мелких предметов, игры с пинцетом, любые другие игры на мелкую моторику.

25. Творчество Аппликации - любая аппликация на любом рисунке, коробке, ткани и т.д. или в пособии для развития. Используем разные материалы - бумагу, крупы, сухие листья, перышки, вату, бусины, камешки, фольгу, наклейки.

26. Творчество Рисование - рисуем красками или карандашами на бумаге, мелом на асфальте, валиками и штампами на ватмане, раскрашиваем коробки, шарики или деревянную игрушку. Можно использовать раскраски, а можно творить без темы.

После каждой игры хвалим ребят за успешно выполненное задание.

Конспект занятия по методике М.Шичида для детей раннего дошкольного возраста

Забулонова Светлана Александровна

Цель занятия : развитие социальных навыков, дисциплины и личностного развития

Задачи:

А) Обучающие

Учить различным видам творчества;

Знакомить с окружающим миром;

Музыкальное развитие: песни, танцы.

Учить различным видам основных движений: прыжки, бег, ходьба.

Б) Воспитательные:

Воспитывать чувства собственной компетентности, значимости, умелости, самостоятельности, доброжелательности.

В) Развивающие

Развивать познавательные интересы и способности, умение учиться и общаться.

Приобщать к красоте окружающего мира.

Оборудование:

Планшет

Карточки,

Спортивная дорожка

Конструктор

Фитболы

Музыкальное сопровождение

Фигурки насекомых

Пластилин

Доски для лепки

Стэки

Заготовки из картона

Ход занятия

1. Гармонизирующая музыка - любая спокойная музыка альфа-музыка, музыка для йоги или для медитаций, пение птиц, шум водопада или другие звуки природы, классика, инструментальная, желательно без слов. Включаю негромко, чтобы музыка не отвлекала. Музыка может играть как всё занятие, так и только во время настройки

2. Объятия, внушение, настройка – При встрече я протягиваю малышам руку, а они сверху кладут свои ладошки и вместе мы говорим: «Ручка на ручку, ручка на ручку, здравствуйте!» Дальше я всегда рассказываю, что мы сейчас будем заниматься, раскрываю тему занятия, рассказываю подробности, например, сегодня наше занятие посвящено насекомым – мы будем угадывать насекомых, искать заблудившихся божьих коровок, прыгать как кузнечики и.т.д. (2 минуты)

3. Упражнения для дыхания - ребенок дует на бабочку из бумаги, чтобы она улетела с ладошки(3 минуты)

4. Воспоминания и воображение - вспоминаем вместе с детьми, каких насекомых мы встречали. (3 минуты)

5. Подготовка глаз к показу карточек - ярким или новым предметом (игрушкой) описываем восьмерки или звездочки так, чтобы дети следили за этими движениями глазами. (2 минуты)

6. Показ флеш-карт - Просматриваем карточки, перелистывая их как можно быстрее, 0,5-1 секунда на 1 карточку. Показывать можно как на компьютере (планшете), так и распечатанными в любом удобном формате. (5 минут)

7. Физическое развитие – занятие на фитболах. Прыгаем на мячах в ритм музыки и выполняем танцевальные движения (5 минут)

8. Конструирование – из конструктора строим домики для насекомых. (6 минут).

9. Координация движений – выполнение заданий на спортивной дорожке (4 минут)

10. Творчество – лепка из пластилина. Исполнение процесса превращения куколки в бабочку. (8 минут)

11. Подведение итогов. Игра «До свидания» (2 минуты).

День за днем набирает всё большую популярность, что неудивительно. Ведь автор метода считает возможности детей безграничными, а обучение – приятным процессом, который должен происходить в расслабленной обстановке. Как же организовать занятия по Шичиде дома?

1. Подготовка к занятиям по Шичиде

Первоочередная задача родителей перед началом занятий – создать у ребенка нужный настрой. Выберите время, когда у малыша хорошее настроение, он сыт и не капризничает. Включите музыку с альфа-волнами (например, в обработке Джеффри Томпсона) – она кажется успокаивающей, но на самом деле активизирует работу правого полушария мозга.

Дыхательные упражнения

Выполнение дыхательных упражнений является частью подготовки к занятиям по методу Шичида. Глубокие вдохи и выдохи помогают расслабиться, что очень важно для работы правого полушария. Время на выполнение дыхательных упражнений – 5 минут.

Вы можете вместе с ребенком:

  • дуть через трубочку в стакан воды;
  • пускать мыльные пузыри;
  • задувать свечи;
  • дуть на подвешенные на веревочке легкие предметы (перышки, бумажные фигурки, помпоны), заставляя их взлетать, кружиться и качаться;
  • дышать на воображаемый предмет.

Дети старшего возраста могут выполнить такое упражнение. Сначала нужно закрыть глаза и подышать медленно и глубоко некоторое время. Затем сделать 8-секундный вдох, задержать дыхание на 8 секунд и сделать 8-секундный выдох. После трехкратного повторения этого упражнения ребенок расслабится.

Упражнение «Шар энергии» по методу Шичида

Данное упражнение кому-то может показаться мистическим, поскольку смысл его в том, чтобы ребенок ощутил, что он может привлекать и получать положительную энергию из окружающего мира. В любом случае, это, как минимум, позитивная и развивающая воображение игра.

Для выполнения упражнения вы с малышом должны сесть друг напротив друга и потирать ладошки одна об другую, говоря о том, как сейчас вы собираете из окружающего пространства положительную энергию. Постепенно вы «замечаете», как у вас в руках возникает уже маленький энергетический шарик, который становится всё больше и больше. Представьте, как будто вы скатываете снежок зимой. Шар энергии по аналогии увеличивается в ваших руках, и, наконец, становится таким большим, что удержать его уже тяжело – теперь можно «облить» себя этой положительной энергией, окунуться в нее. Другой вариант – с силой сжимать, утрамбовывать шарик, и когда он станет маленьким, «съесть» этот кусочек высококонцентрированной положительной энергии. Если малышу пока сложно повторять движения взрослого, можно выполнять движения вместе с ним, создавая один, общий шар энергии.

Позитивные установки

Вам нужно сказать взять малыша на руки и сказать ему три фразы:

  • «Ты особенный»;
  • «Ты можешь всё»;
  • «Мы тебя очень любим».

Конечно, вы можете изменить эти фразы по своему усмотрению, главное – передать ребенку позитивный настрой, оптимизм и свою любовь.

2. Упражнения на развитие воображения

Задания на развитие воображение, или на создание образов, являются важнейшим компонентом методики Макото Шичида, по мнению самого автора.

Для стимуляции фантазии ребенка можно использовать такие варианты упражнений:

  • представить себя очень-очень маленьким;
  • представить себя каким-то животным (кошечкой, зайчиком, птичкой и т.п.). Фантазировать должен ребенок, а не мама – поэтому задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета глаза у кошечки? А шерстка? Куда кошечка пошла гулять? Кого встретила по дороге?»;
  • представить себя неодушевленным предметом, например, стулом или шкафом. Ощутить себя легким, как перышко, или тяжелым и твердым, как бревно. Это упражнение применяется в театральных студиях для развития артистичности, т.е. способности погружаться в образ. По утверждению Макото Шичида, дети благодаря таким заданиям учатся визуализировать цвет и форму, «слышать» звук, чувствовать по памяти запах, вкус, осязательные ощущения;
  • ролевые игры. Попросите малыша показать, как его любимый персонаж или игрушка кушает, играет, спит, гуляет. С детьми постарше можно пофантазировать вместе: «Представь, что мы вышли из дома и пошли/поехали/поплыли на лодочке в гости к бабушке. Кого мы встретили? Чем бабушка нас угостит?
  • вспомнить события вчерашнего или какого-либо интересного дня (день рождения, день встречи Нового года, выходной, когда вы всей семьей ездили в лес или парк). Маленькому – рассказываете вы, ребенку постарше – задаете наводящие вопросы, дети 3-4 лет обычно охотно делятся воспоминаниями сами;
  • с использованием изображений. Посмотреть на картинку, закрыть глаза и представить ее. Постараться максимально подробно описать образ, возникший в голове;
  • с использованием двухцветной картинки. Для упражнения вам понадобится оранжевый лист бумаги с наклеенным посередине синим кругом (диаметр 2 см). Держите его на расстоянии 30 см от глаз ребенка. Попросите малыша внимательно смотреть на лист в течение 30 секунд, а потом закрыть глаза. Он может увидеть 4 различных послеобраза – только синий цвет; центральная фигура имеет другой цвет, а не синий, или другую форму (например, квадрат); синий кружок выглядит, как оранжевый; круг будет синим, но цвет может изменяться по желанию ребенка произвольным образом;

3. Упражнения на развитие функции ESP

Данная часть методики Шичиды часто подвергается критике, поскольку предусматривает развитие непонятных простому обывателю способностей. ESP функция мозга – это возможность получать информацию с помощью скрытых чувств правого полушария, или так называемого «шестого чувства». ESP способности связаны с экстрасенсорикой и включают в себя телепатию, ясновидение, психометрию, предвидение, духовную силу и даже телекинез. Простой пример проявления ESP функции: взрослый мысленно передает ребенку образ мороженого. Ребенок говорит: «холодное», «сладкое, по вкусу похоже на мороженое».

Современная наука уже достигла много в изучении функций и возможностей мозга, однако даже лучшие специалисты знают о нем далеко не всё. Существует масса свидетельств наличия у некоторых людей особенного восприятия мира, позволяющего видеть и чувствовать информацию на ином уровне. Поэтому отрицать теоретическую вероятность существования ESP способностей – это несколько высокомерно. Даже если скептическое отношение к развитию экстрасенсорики у ребенка вас не покидает, мы можем посоветовать вам воспринимать данные упражнения как увлекательные развивающие игры. По мнению Макото Шичида, даже без выполнения заданий на ясновидение и телепатию, развивая правое полушарие мозга с помощью других заданий методики, вы будете развивать и ESP способности.

Ясновидение

Человек, использующий ясновидение, получает информацию в обход известных нам органов чувств из глобального информационного пространства – единой «базы знаний» всего мира. Примеры заданий на развитие ясновидения:

  • предложить ребенку угадать, что изображено на одной из пяти карточек, выложенных перед ним «рубашкой» вверх;
  • показать две карточки, например, с желтым яблоком и с красным, спрятать их за спину и положить перед малышом картинками вниз. Предложить найти карточку с красным яблоком;
  • положить один из цветных шариков в коробку так, чтобы ребенок не видел, и попросить его угадать цвет шарика;
  • с использованием двух одинаковых наборов карточек (к примеру, из 4-5 штук). Нужно выложить один из них картинками вниз и попросить ребенка разложить свой набор карточек так же, а затем проверить, насколько совпала последовательность;
  • разложить в несколько рядов парные карточки «рубашкой» кверху и предложить ребенку найти пары;
  • попросить ребенка, у которого завязаны глаза, угадать, что находится перед ним;
  • положить в коробку несколько предметов и спросить у ребенка, сколько их там. Можно предложить 3-4 варианта ответа;
  • угадать, кто звонит маме по телефону или стоит за дверью; что находится в подарке или в маминой сумке. Ребенку можно и нужно помочь, задавая наводящие вопросы – например, о подарке: какое это, мягкое или твердое, какого цвета, какой формы? При этом давать подарок в руки нельзя, чтобы ребенок не мог оценить вес коробки и предполагать логически;
  • «жмурки» – знакомая всем с детства игра. Завяжите малышу глаза шарфиком, а он должен найти вас.

Телепатия

Суть телепатии – передача мыслей и чувств на расстоянии. Т.е. вы думаете о чем-то и передаете эту информацию ребенку. Примеры упражнений:

  • спрятать игрушку/что-то вкусное в один из одинаковых стаканчиков (коробочек, чашечек). Мысленно транслировать малышу, где находится предмет, и попросить найти его;
  • выложить в ряд несколько карточек и выбрать в уме одну из них, стараясь передать эту информацию ребенку. Предложить ему показать на картинку, которую вы загадали;
  • с использованием двух одинаковых наборов карточек (4-5). Вам нужно выбрать одну из карточек в своем наборе и попросить малыша достать из его набора такую же;
  • сидя перед ребенком, загадать картинку и попросить его угадать, какую.

Психометрия

Смысл явления психометрии в способности получать сведения о предмете или его владельце через тактильный контакт. Говоря проще – человек потрогал предмет и понял, кому он принадлежит, где находился раньше, для чего используется и т.д. Примеры упражнений на развитие психометрии:

  • сделать коробку с отверстием для руки (содержимое коробки не видно), положить внутрь несколько шариков разных цветов. Попросить ребенка засунуть руку в коробку и на ощупь понять, какого цвета шарик;
  • положить перед малышом несколько карточек «рубашкой» кверху, попросить его дотронуться и сказать, что там изображено;
  • написать на листке бумаги букву или цифру, смять листок и отдать ребенку, чтобы он угадал, что на нем изображено;
  • нарисовать на листке бумаги фигуру (например, квадрат), сложите листок и дайте малышу. Покажите ему три изображения разных фигур и спросите, какая нарисована на листке бумаги, который ребенок держит в руках.

Предвидение

Предвидение – это умение предугадать то, что произойдет. Примерные упражнения:

  • угадать, какая завтра будет погода;
  • угадать, какую карточку вы сейчас наугад выберете из небольшой стопки.

4. Демонстрация флеш-карточек Шичиды

В методике Макото Шичида карточки являются основополагающим компонентом, причем, по мнению автора, их количество важнее качества. Преподаватели в школах Шичиды не советуют показывать младенцам одну и ту же карточку более 3 раз, потому что однообразие детям быстро наскучивает.

Для чего нужны карточки? Правое полушарие мозга можно сравнить с библиотекой, где хранится огромное количество информации, которая когда-либо будет оттуда извлечена. Быстрый показ карточек направлен именно на правое полушарие мозга, куда и заносятся новые изображения, поскольку для усвоения информации левым полушарием требуется значительно больше времени. Демонстрация карточек тренирует мозг примерно так же, как занятия спортом развивают мышцы.

Флеш-карточки по методу Макото Шичида (от «in-a flash» – мгновенно) – это набор карточек с изображениями на разные темы. Шичида предлагает показывать ребенку для начала не более 100 флеш-карточек в день, затрачивая на каждую не более 0,5 секунд. Во время демонстрации нужно называть изображенный предмет – это будет активировать и левое полушарие, в то время как мелькающие картинки сохранятся в правом. Ежедневный показ флеш-карточек развивает фотографическую память, расширяет словарный запас и общий объем знаний.

Когда начинать работу с флеш-карточками? Можно с трех месяцев, можно с полугода, но и в год начинать не поздно.

Как показывать карточки? В школах Шичиды рекомендуют располагать карточки чуть выше глаз ребенка, примерно на расстоянии его вытянутой руки. Интервал показа – 0,5-1 секунда. Вы можете начать с медленного показа, увеличивая темп постепенно.

Где брать карточки Шичиды? Их можно купить в обычных и интернет-магазинах, а также распечатать или даже изготовить самим. Комбинируйте способы получения карточек – ребенку понравятся и покупные, и сделанные вами. Желательно, чтобы карточки были без слова-обозначения.

Сколько карточек в день надо показывать? Столько, сколько будет интересно вашему ребенку. Некоторые последователи методики показывают по 1000 карточек в день. Это не занимает много времени, поскольку на показ одной карточки уходит всего секунда или даже меньше.

5. Игры с карточками

Игры с карточками наверняка увлекут вашего малыша еще больше, чем простой просмотр мелькающих изображений.

Цепочка памяти (Linking memory)

Суть упражнения – составление абсурдной истории из произвольно выбранных и выложенных в ряд карточек. Пример из книги Макото Шичида:

Из заданных слов «еж, конфета, туча, гвоздь, дом, сок, ящерица, небо, творог, снег» составляем следующую историю: «Еж шел и ел конфету, как вдруг увидел тучу, из которой неожиданно полил дождь из гвоздей. Гвозди были нужны ежу для строительства дома, куда он и отправился, чтобы попить сок. Сока захотелось и ящерице, которая до этого смотрела в небо. Небо было цвета творога, потому что пошел снег».

Сетка памяти (Memory Grid)

Сетка памяти Шичиды – это отличный способ развить фотографическую память. Начать стоит с простой сетки 2х2, в каждой из клеток которой находится картинка. В течение 10 секунд вы показываете сетку с картинками ребенку и выдаете ему карточки с такими же изображениями. Затем исходную сетку закрываете и предлагаете малышу выложить карточки на листе с пустой сеткой так, как они были размещены в образце. Когда ребенок закончит, откройте исходную сетку и сверьте результат.

Всё получилось? Значит, в следующий раз задание можно усложнить, использовав сетку 3х3, потом 4х4, 5х5 и т.д. Также можно использовать сетку 2х3 с четырьмя картинками и двумя пустыми клетками.

Если картинок в используемой сетке много, лучше использовать распечатку, чем разложенные карточки, потому что для тренировки фотопамяти на запоминание ребенку нужно давать лишь несколько секунд, а переворачивание карточек занимает большее время.

Игра на развитие фото-памяти (Photo memory game)

Вы можете использовать следующие игры:

  • показать ребенку карточку, спрятать ее, потом показать ту же и еще одну, похожую на нее. Попросить малыша указать первую карточку;
  • более сложный вариант: показать три карточки, потом показать те же три и еще одну и предложить убрать лишнюю, последнюю;
  • показать несколько карточек в течение 3-5 секунд и убрать их, затем показать тот же набор, но без одной карточки. Спросить, какой не хватает.

Мандалы

Мандала – это сложное геометрическое изображение, взятое методикой Шичиды из буддийских и индуистских религиозных учений. С точки зрения этих религий мандала символизирует модель Вселенной, карту космоса, сфера обитаний божеств. В настоящее время мандалы широко используются в психотерапии для осознания собственного «я». Маленьким детям всё это, конечно, не слишком интересно, да и не нужно. Но мандалы – это действительно красивые изображения с яркими узорами, и дети с удовольствием играют с ними.

Вот простой пример игры с мандалами по Шичиде. Необходимо заранее подготовить две мандалы – цветную и такую же, но черно-белую. Выдаем малышу черно-белый вариант, а затем показываем в течение 10 секунд цветной и прячем. Теперь надо попросить ребенка раскрасить его вариант мандалы так же, как образец. Тем, кто еще не справляется с раскрашиванием, можно предложить отметить участки мандалы штрихами нужных цветов.

Также с помощью мандал можно тренировать внимательность. Предложите малышу несколько мандал (для начала достаточно 3-4) и попросите найти имеющие одинаковый узор.

6. Танграмы, пазлы, мозаики, конструкторы, блоки Деньеша

Игры на восприятие запахов предложены не Шичидой, однако они также являются способом воздействия на правое полушарие, которое преимущественно и воспринимает различные ароматы. Вы можете сами создать свое «Лото запахов» из нескольких баночек со специями или засушенными цветами и карточек с соответствующими изображениями.

В блок сенсорики также можно включить творческие задания: рисование карандашами и красками, лепку, создание аппликаций.

Не стоит забывать и о важности развития музыкальности у ребенка – вы можете вместе петь, слушать музыку и играть для малыша на музыкальных инструментах. Можно сочетать музыкальные минутки с активными физическими упражнениями.

Заканчивать занятие, согласно методике Шичиды, следует упражнением на внушение (позитивные установки из подготовительного блока).

Важный момент метода Шичиды – чтение книг

Казалось бы, лингвистические навыки (знание слов, грамотная речь, иностранные языки) связаны с левым полушарием. Однако чтение все-таки активно развивает правое полушарие мозга. Почему так происходит?

По некоторым источникам, методика Шичиды предусматривает ежедневное чтение ребенку вслух как минимум 3 книг. Одна из мам, упоминаемая в книге автора метода, рассказывает, как ее сын научился читать без всякого обучения – просто потому, что она ему много читала. О пользе чтения знают, пожалуй, все родители. Книги – универсальный способ обучения ребенка. С точки зрения Шичиды, для развития интеллекта ребенка необходимо, чтобы малыш в спокойной и расслабленной обстановке с интересом получал новые знания. Книги как нельзя лучше соответствуют такому методу обучения.

Читая ребенку разные книги, родители развивают его воображение и фантазию, которые являются функциями правого полушария мозга. В отличие, например, от просмотра мультфильмов, во время чтения книги многие действия героев книги малышу приходится представлять в уме. Получается, книги без картинок еще эффективнее в плане развития правого полушария. Однако самых маленьких такими книгами заинтересовать сложно, поэтому стремиться к этому раньше времени не нужно. Также можно использовать аудиокниги – особенно они полезны во время поездок в автомобиле.

Как видите, игры по Шичиде очень разнообразны и увлекательны. Они помогают родителям правильно развивать своих малышей, делая это в комфортной и радостной обстановке. Желаем вам и вашим детям как можно более интересных занятий!

Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок имел возможность быстро читать, легко осваивать иностранные языки, вспоминать давно полученную информацию и запоминать большие объемы новой информации. Но это кажется чем-то сверхъестественным? Ничуть. Благодаря занятиям и играм, входящим в методику Макото Шичиды, стимулирующим развитие фотографической памяти , а также многим другим играм, направленным на развитие правого полушария , все это становится реальностью.

Развитие и тренировка мозга – это процесс непрерывный, который требует постоянного участия родителей. Поэтому методика Макото Шичида предполагает ежедневные игры и занятия с ребенком дома. В результате этих игр врожденные уникальные сверхспособности правого полушария не только раскрываются, но и развиваются.

Что же это за игры, позволяющие добиться таких феноменальных результатов?

Игры Макото Шичиды

Макото Шичида разработал специальные занятия для развития правого полушария. Также в его занятия включены игры на развитие левого полушария. Таким образом, происходит гармоничное развитие мозга, что позволяет ему раскрыть весь свой потенциал.

В этой статье я расскажу вам о трех играх, разработанных Макото Шичидой.

Первые две игры относятся к ESP-играм (Extra Sensory Perceptron). Это игры для развития интуиции, а также телепатических и экстрасенсорных способностей детей. Многие взрослые относятся со скептицизмом к данной методике именно из-за большого внимания уделяемого Шичидой ESP-играм.

Большинство людей склонно отрицать то, что не может объяснить. Но практически все мамы замечают, что их маленькие дети могут без труда почувствовать, когда мама расстроена. Дети тогда становятся встревоженными и капризничают. Как же передаются эти чувства, как дети могут узнать о них?

Дело в том, что наш мозг состоит не только из двух полушарий, в нем также есть небольшой орган, находящийся в центре мозга, между полушариями – эпифиз (шишковидное тело). Он
регулирует выработку гормона мелатонина, отвечающего за биоритмы «Сон-Бодрствование». Иногда шишковидное тело называют «третьим глазом», так как в его строении имеются зачатки хрусталика, а также рецепторы для восприятия цвета. Десятки столетий эпифиз рассматривался во взаимосвязи с душой. Французский философ XVII века Рене Декарт, будучи убеждённым в уникальном местонахождении эпифиза назвал его «вместилищем души». И до сей поры функциональное назначение шишковидного тела для человека недостаточно изучено. Также интересен факт, что у детей этот орган имеет бОльшие размеры, чем у взрослых.

Применяя ESP-игры в развитии детей раннего возраста, метод Макото Шичиды помогает стимулировать также эпифиз, а не только правое и левое полушарии.

Итак, перейдем к играм:

1. Игра на развитие интуиции.

Вырежьте из зеленой цветной бумаги три листочка. Под один из них незаметно положите картинку с жучком. Скажите малышу, что под одним из листочков спрятался жучок. Ткните пальчиком ему между глаз и скажите, что тут у него спрятан третий глазик, который может увидеть, где жучок. Пусть ребенок не раздумывая укажет на листок. Чтобы ребенок не потерял интерес к этой игре, заменяйте листочки с жучком на тучки и солнышко, а затем на цветочки и бабочку. Проявите фантазию, и с каждым разом попаданий будет все больше, так как такие упражнения развивают врожденную интуицию.


2. Игра на развитие телепатии.

Положите перед ребенком 3 ярких цветка, вырезанных из цветной бумаги - синий, зеленый и желтый. А себе в конверте отдельный цветок, цвет которого ребенок не видит, например, синий. Вам надо посмотреть в конверт и представить себе цвет цветка. Скажите малышу, что у вас в голове один из этих цветов, пусть малыш третьим глазом посмотрит и увидит какой цвет у мамы в голове. При этом четко представляйте себе образ и цвет цветка, что в конверте. При выполнении задания сначала можно прикасаться своим лбом ко лбу ребенка, но со временем в этом отпадет необходимость, т.к. малыш будет читать ваши мысли на расстоянии.

Третья игра не относится к ESP-играм и не вызывает столь жарких споров. Напротив она описана во многих книгах по улучшению памяти. Это очень действенный метод для развития правого полушария в целом и фотографической памяти в частности.

3. Игра на запоминание цепочки слов (Linking Memory) или как ее часто называют – абсурдная история.

Для этой игры вы кладете последовательно карточки с картинками, и придумываете с ними неправдоподобную, абсурдную историю (чтобы не подключалась логика). Начинают в основном с трех карточек. Если вы взяли карточки с изображением лисы, стола и неба, то история может быть такой: однажды лисы съела стол и упала на небо. Затем нужно перемешать карточки и попросить ребенка разложить по порядку. То есть первой должна лежать карточка с изображением лисы, затем стола, а потом неба.

Постепенно количество карточек увеличивайте. Когда ребенок сможет запоминать пятьдесят карточек, он сможет видеть последовательность с первого взгляда как единый образ, без слов. В школах Макото Шичиды дети в процессе обучения запоминают сотни карточек без каких-либо историй, просто раз взглянув на них. А это, согласитесь, отличная тренировка мозга.

Природа наделила каждого ребенка необыкновенными способностями и наша задача дать шанс раскрыться этим способностям, чтобы помочь ребенку в будущем стать успешным и счастливым человеком.

Если вы решили помочь своему малышу раскрыть его природный потенциал, то мы приглашаем вас на наш курс Школы развития правого полушария , где вас ждут множество игр на развитие мгновенной, образной и фотографической памяти, врожденных лингвистических и математических способностей, телепатии и интуиции. А также подготовка, проведение и обсуждение трех полных комплексных занятий.

Не тратьте свои силы и время на поиски разрозненной информации в интернете – приходите к нам и вы проведете 3 готовых, полноценных занятия для развития мозга вашего малыша, но самое главное – научитесь правильно строить и проводить такие занятия самостоятельно! Успехов вам и вашему малышу!

Надежда Рыжковец

В последнее время всё большую популярность среди мам набирает методика японского профессора Макото Шичиды. И это всё при том, что в России нет ни одного официального сайта, посвящённого этой методике, ни одной школы Шичида, не издано ни одной книги.Существует лишь один единственный (не очень читабельный в плане грамматики) перевод книги М.Шичида «Малыши – гении». Скачать её можно вот по этой ссылке .

Кто такой М.Шичида?

Макото Шичида (Makoto Shichida, 1929-2009) – известный в Японии профессор, доктор наук, член Международной Академии образования, советник Японской ассоциации по математике. В 1997 г. Шичида был удостоен высшей Почетной премии Всемирного научного совета, а в 1998 году – Всемирной премии мира.

М.Шичида около сорока лет изучал головной мозг. В основу своей методики он положил правополушарное развитие мозга ребенка, начиная от 3 месяцев и завершая 6 годами, при этом основной акцент он делает на возраст до 3 лет.

Правое полушарие мозга. За что отвечает и как его развивать?

Правое полушарие мозга ответственно за творчество, интуицию, воображение, эмоциональный интеллект, ориентировку в пространстве. Именно правое полушарие ответственно за переработку невербальной информации.

Почему же именно правополушарное развитие так рекомендует профессор? Дело в том, что до 3 лет в головном мозге ребёнка правое полушарие преобладает над левым. Именно поэтому Шичида рекомендует у детей раннего возраста развивать фотографическую память и интуицию, мотивируя это тем, что каждый ребёнок рождается гением, и, имея высокие показатели вышеназванных качеств, ему (ребёнку) в будущем не составит труда освоение языков и других необходимых знаний. Кроме того, автор методики большое внимание оказывает эмоциональной составляющей: никаких принуждений, только взаимопонимание и доверие. Объятия и положительный настрой на занятия – неотъемлемые части оговариваемой методики.

К особенностям методики можно отнести и быстрый темп занятий – в течение 40 минут – одного часа необходимо переходить от одного вида деятельности к другому, учить ребёнка моментально переключаться на другой тип занятия. На практике с моим годовалым ребёнком это оказалось непосильной задачей. Во-первых, у него нет той усидчивости, позволяющей долго заниматься различной деятельностью (что, в принципе, объяснимо для детей его возраста). Во-вторых, у меня не было уверенности, что сына заинтересует весь подготовленный мною материал. Тем более, чаще он сам выбирал тактику исследования новых пособий – как зрительно, так и тактильно: малыш так и норовил исследовать гравитационные способности карточек (попросту кидал), изучал их на вкус (кстати, до определённого возраста познание мира через вкусовые рецепторы норма). Поэтому в течение дня я ему предлагала выполнять те или иные упражнения. Например, большой популярностью пользовались (и остаются актуальными) силуэтные картинки. .

Занятия по Шичида. Задания и игры

Настройка на занятие.

Настройка представляет собой расслабление. По методике она происходит так: необходимо включить музыку с альфа-волнами. Такая есть у Джеффри Томпсона (только некоторые композиции). От себя скажу, что музыка, несмотря на кажущееся спокойствие, активирует мозговое действие. Будьте осторожны. Не следует её слушать постоянно, а только во время занятия и в тихих частотах.

На этапе настройки приветствуются объятия (Шичида рекомендует 8-секундные). В блок «Настройка» входят упражнения для дыхания и «Шар энергии».

Упражнение «Шар энергии»

В этом видео хорошо показано, как следует выполнять его:

Упражнения для дыхания могут выполняться в следующих вариациях:

— выдувать мыльные пузыри;

— дуть на подвешенный к нити предмет (осенние листья, пёрышки, напечатанные на бумаге изображения);

— «Футбол» — задуть кусочек ваты в указанное место (в коробочку или отметку на листе бумаге);

— надувать шарики;

— бурлить через трубочку в стакане с водой;

— дуть на ленточки, привязанные к нити;

— играть на дудочке, губной гармошке и др.

Воспоминания. Для реализации этого упражнения нужно вспомнить события, скажем, вчерашнего дня со всеми деталями и подробностями. Аналогично строятся рассказы воспоминаний, недельной давности, а ярких событий (праздников и необычных случаев) и того больше.

Фантазирование. Выполняется для развития . Варианты игр:

сочинить весёлую историю;

представить ребёнку себя, например, деревом. Покачаться, имитируя дуновение ветра, рассказать о нём историю;

нарисовать рисунок и придумать рассказ;

взрослый на листе бумаге изображает линии и фигуры различных форм. Ребёнок дорисовывает изображения так, чтобы получился предметный рисунок.

Подробнее о развитии воображения читайте

Развитие фотографической памяти.

Сетка памяти.

Для выполнения этого упражнения необходимо разложить перед ребёнком несколько карточек с картинками, попросить запомнить, а затем восстановить ряд по памяти. Игру можно варьировать. Например, добавлять и убирать карточки из увиденного набора, просить ребёнка сказать, что изменилось.

Абсурдные истории.

Эта игра не только развивает память, но и развивает фантазию, мышление (разбор нелепиц). Для этой игры необходимо иметь две стопки карточек с одушевлёнными персонажами (люди, животные, птицы и др.) и неодушевлёнными предметами из различных категорий (мебель, фрукты, бытовая техника и др.). Две колоды необходимо перетасовать и разложить перед ребёнком ряд из карточек. Задача малыша – придумать по этим картинкам абсурдную историю, такую, которой быть не может в реальности. Например, жираф лопатой ел землянику и т.п. Затем ребёнку по памяти предлагается разложить картинки по своим местам, вспоминая уже составленный рассказ.

Похожие картинки.

Для этого упражнения необходимо заранее подготовить две похожие картинки. Например, два одинаковых зайчика. У одного синий барабан, а у другого – красный. Ребёнку на несколько секунд показываем одну из картинок, просим запомнить. После чего демонстрируем перед малышом обе карточки и просим показать только что увиденную.

Флеш-карточки

Перед показом обязательны упражнения для глаз! Как правило, их выполняют так: яркий объект (кружок, звёздочка и др.) показывают ребёнку и просят следить за ним глазами. Взрослый плавно описывает этим предметом круги, восьмёрки и другие фигуры. После чего в быстром темпе показываются карточки и проговариваются их названия. В школах Шичида используются изображения на листах размером А5. Требования к карточкам следующие – белый фон, реалистичное изображение (в идеале фотография), отсутствие подписей. Ничего не должно отвлекать от самого изображения. Один набор карточек показывается лишь единожды. Возвращаться к нему в школах Шичида могут лишь по истечению трёх месяцев. Этот способ обучения схож с методикой

Прочесть о подборе карточек для занятий, а также скачать карточки можно

Мандалы представляют собой круговые изображения с геометрическими и другими фигурами различной цветовой гаммы. Обращаю внимание, что мандалы для осуществления методики Шичида парные – цветные и чёрно-белые варианты. Взрослый показывает малышу цветной вариант для запоминания. Ребёнок по памяти раскрашивает чёрно-белый рисунок.

Развитие интуиции и телепатии по Шичиде.

В Шичида-школах практикуют и игры с карточками: перед ребёнком выкладывают в ряд 5 карточек рубашкой вниз (или наоборот вверх). У ученика в руках комплект таких же картинок. Ребёнка просят разложить свои картинки на разложенные, предположив, где какая находится. Затем переворачивают картинки лицевой стороной и выявляют совпадения.

Для развития телепатических способностей используют и такую игру: взрослый задумывает цвет, а ребёнок показывает карточку того цвета, которую по его мнению задумал взрослый.

Когда ребёнок с успехом выполняет вышеприведённые задания, ему предлагаются игры с завязанными глазами. Например, угадать, что лежит на столе, не касаясь предмета руками. Или предположить, что находится впереди или сзади от него (ребёнка), поймать взрослого с завязанными глазами. Уж очень напоминает эта идея наши любимые в детстве «Жмурки», не правда ли?

Конструирование.

Для более долговечной работы можно приобрести деревянный или магнитный

Но это далеко не единственная игра, обучающая конструированию. Варианты могут быть следующие (с ориентировкой на возраст ребёнка):

В интеллектуальный блок могут быть включены следующие игры:

Выстраивание последовательности событий по картинкам (яйцо-цыплёнок-курица, семя-росток-цветок и т.п.);

«Четвёртый лишний». К группе картинок подходящих по классификации, подкладывается «лишняя» картинка. Например, яблоко, апельсин, огурец, слива. Лишний – огурец, т.к. это не фрукт;

Логические ряды. Необходимо задать картинками определённую последовательность. Например: красный круг, синий треугольник, красный круг, синий треугольник. Какая будет следующая фигура? Ребёнок продолжает заданный ряд. Задание со временем усложняется;

— Нелепицы. Найти ошибки на картинке. Например, у животных чужие хвосты, у велосипеда круглый руль, в аквариуме живёт птичка и др.;

Разрезные картинки из двух и более частей. Количество элементов постепенно увеличивается, формы их меняются – картинка разрезается не по прямым линиям, а по диагонали, одна часть делится на несколько, так, чтобы все детали были разными.

Обращаю внимание – НЕ ПАЗЛЫ! А именно разрезные картинки. Почему? Казалось бы, принцип один и тот же. Но это на первый взгляд. Зачастую малыши, собирающие пазлы из 20-30 элементов, не могут справиться с разрезной картинкой из 4-5 частей.

Дело в том, что пазлы не несут такой логической задачи, как разрезные картинки, неся подсказку в виде особо отличимой формы каждой детали. При неправильном подборе деталей они просто не соединяться из-за особых углублений и выступов. Логика работает иначе – у детали выступ слева, значит надо искать деталь соответствующего цвета с углублением справа. В разрезных картинках же все стороны ровные, что значительно усложняет задачу. Пазлы, конечно, тоже имеют место быть. В качестве успокаивающей игры (особенно актуально для детей с синдромом гиперактивности).

— Соотнести тень или контур с изображением;

— Найти быстро предмет на картинке;

— Найти отличия и др.

Развитие мелкой моторики.

Могут быть включены следующие игры:

— перебирание круп;

— нанизывание предметов на верёвку (отличное пособие «Верёвочка» есть в Фикс Прайсе);

— шнуровка;

— выкладывание мелких предметов – пуговиц, шариков;

— игры с пищевыми материалами (цукаты, печенье «рыбки», макароны). Этот вариант оптимален для самых маленьких.

Много других безопасных способов по развитию мелкой моторики у малышей, тянущих всё в рот, описаны .

Развитие органов чувств.

Прослушивание звуков и соотнесение с картинкой . Например, предлагается ребёнку карточки на тему «Домашние животные». Взрослый проигрывает на электронном устройстве голос одного из зверей (удобнее это делать с помощью мобильного телефона, заранее записав звуковые дорожки). Ребёнок показывает подходящую картинку.

«Тактильные мешочки». В мешочек складываются предметы. Задача ребёнка на ощупь узнать предмет;

— Тактильное лото . Сравниваем несколько материалов. Например, бархат, шёлк, мешковину, мех, пемзу, дерево. Описываем свои ощущения – гладкий, шершавый, мягкий и др.

— Ароматы. Знакомим ребёнка с миром ароматов. Делать это можно и в повседневной жизни, необязательно в рамках занятий. Например, когда готовите, предложите ребёнку почувствовать ваниль (корицу, апельсин или другой запах). Внимание! Знакомьте ребёнка с ароматами без фанатизма! Большое количество запахов может вызвать головокружение, а ароматические масла могут носить успокаивающий или возбуждающий эффект. Идеальный вариант – один аромат + ассоциация. Чем пахнет Новый год? Конечно же, хвоей и мандаринами. А воскресная выпечка? В общем, фантазируйте.

Цветовосприятие . Для его развития идеально подойдут:

— подбор палитр для изображения;

— подбор «заплаток» для узоров;

— соотнесение предметов по цвету

— подбор половины рисунка с определённой цветовой гаммой (подойдут мандалы, разрезанные пополам) и др.

Математика.

Математика по Шичиде схожа с методикой Г.Домана. И в том и другом варианте для развития математических способностей используют карточки с разным количеством красных точек. В отличии от Домана, в школах Шичиды карточки демонстрируют быстро (по 0,5 сек.) произнося количество. Кроме того, вместо точек показываются и другие изображения (3 бабочки, 2 зайчика и т.п.). Если речь идёт о примерах, то показывается ребёнку только правильный ответ.

Также в занятия могут быть включены логоритмические упражнения, энциклопедические знания, обучение иностранным языкам, чтение стихов и сказок и другие задания.

Метод Шичида – секта для детей? Сомнительные моменты методики.

А стоит ли начинать заниматься по данной методике раннего развития? Этот вопрос, наверняка, интересует многих мам, поскольку, не смотря на многочисленные положительные отзывы в сети интернет, иногда встречаются и резко отрицательные. Некоторые даже относят методику к секте. Но так ли это?

Действительно, ко многим моментам стоит отнестись скептически. Например, к развитию экстрасенсорных навыков. Автор методики обещает довольно высокий уровень телепатических и интуитивных способностей, но опыт многих мам доказывает обратное – для детей это просто своеобразная «угадайка», которая в будущем никак не влияет на появление феноменальной интуиции. Тем не менее, большинству детей подобные игры приносят массу положительных эмоций, особенно в случаях правильного ответа.

Второй момент – упражнение «Шар энергии», в котором следует представить ребёнку некий шар, обхватить его руками, а потом перенести всю положительную энергию на себя. С одной стороны, на самом деле, нет никакой развивающей пользы от этого упражнения, с другой – это узнаваемая малышом настройка на занятие. В конце концов, никого в школе не приводит в недоумение, то, что в начале урока звенит звонок, и дети стоя приветствуют учителя. Думаю, здесь похожий принцип. В конце концов, в Японии имеется своя особая философия воспитания детей, отличная от нашей. Для нас странно это упражнение, для японцев, возможно, станет непонятной наша «Сорока-ворона» или «Ладушки».

Также в методике широко применяются мандалы. Многие в этом видят некий религиозный характер. На самом деле это просто схематичные рисунки для развития фотографической памяти. Нарисовать их можно и самим. Фишка в их необычных очертаниях – это не просто цветочек или облачко, а геометрические фигуры, сплетённые в узоры, либо витиеватые линии. Здесь не нужно задумываться над содержанием, т.к. нет отвлекающих деталей.

Показ флеш-карточек. Методика предполагает каждодневный быстрый показ до 100 тематических картинок (а по некоторым источникам и до 200) с проговариванием того, что на них изображено. Одни и те же карточки нельзя показывать повторно в срок не менее трёх месяцев. Во-первых, меня смущает динамичность всего процесса. Мне кажется, эта неимоверная нагрузка на глаза ребёнка раннего возраста. Даже взрослому человеку порой становится не комфортно от лицезрения мелькающих кадров, а тут маленький ребёнок. Во-вторых, мне жалко мам, которые постоянно готовят такое огромное количество карточек. Да, можно показывать картинки и на планшете, компьютере. Но, опять-таки, может пострадать зрение, появиться компьютерная зависимость. Помним, что ребёнку нет ещё и трёх лет.

В методике речевому развитию уделяется очень мало внимания. Но на то она и методика, чтобы что-то реализовывать, а что-то исключать.

Меня смущает ещё один момент – отбор пособия у ребёнка и переход к новой деятельности в целях быстрой переключаемости. На мой взгляд, нужно ребёнку позволять проявлять свои познавательные желания и забирать материалы только тогда, когда он сам потеряет к ним интерес.

В остальном, метод Шичиды заслуживает уважения. В ней заложена целая японская культура, и это стоит учитывать. Нужно прислушиваться к своему ребёнку, учитывать его чувства и стремления, анализировать, что подойдёт для него, а что нет. Так, вышеуказанные моменты я опускаю в наших с Андрюшей занятиях, при этом добавляя что-то своё. Если Андрей не может выполнить задание, я его делаю сама – показываю образец, как это нужно делать до тех пор, пока он не научится выполнять заданное сам. Если не интересно, откладываю игру подальше и предлагаю её неделями позже. Да, у нас нет системы – задания я предлагаю хаотично, некоторые из них находятся в зоне доступа ребёнка, и он сам в любой момент может что-то взять и поиграть. Может с возрастом и выработается система.

А как Вы занимаетесь со своими детьми? Что Вы думаете о данной методике? Давайте обсудим методику в комментариях!

Напоминаю, что на сайте размещена , в которой Вы сможете скачать книги для занятий.

Оформите подписку и получайте свежие материалы прямо на почту!

Макото Шичида посвятил исследованиям головного мозга более сорока лет и пришел к удивительным результатам: правое и левое полушария мозга имеют различные возможности. Правое полушарие – как архив информации: оно запоминает всё, что когда-либо хоть краем глаза видел или чувствовал человек, и воспроизводит это в картинках – зрительных образах. Левое полушарие, напротив, имеет краткосрочную память и постоянно стирает лишнюю информацию, однако оно способно обрабатывать информацию с огромной скоростью. Для занесения информации в правое полушарие необходимо мелькание, быстрая демонстрация нового материала. Левое же полушарие требует медленного многократного повторения.

Самый важный возраст для развития по этой методике – с 6 месяцев до 3 лет, когда данное полушарие является доминирующим. Но заниматься полезно и подросткам, и даже взрослым. Чем младше ребенок, тем лучше будет работать методика. Успех занятий зависит от их систематичности и последовательности.

Шичида предлагает развивать правое полушарие циклами коротких разнообразных заданий.

Как строится урок в школе Макото Шичида

Школа раннего развития по данному методу подразумевает регулярные уроки. По длительности они должны занимать около 30–40 минут 1–2 раза в неделю. Состав группы – от четырех до шести детей.

Каждое занятие включает в себя подготовительный этап, направленный на активизацию правого полушария. Эти приемы хорошо знакомы тем, кто занимается йогой. Они помогают снять доминанту левого полушария.

Подготовительный этап состоит из работы с:

    созерцанием – дети должны расслабиться, успокоиться, закрыв глаза;

    дыханием – дети должны настроить дыхание на глубокое и медленное;

    внушением и позитивным настроем.

Активности быстро сменяют друг друга и длятся не более пяти минут. На занятиях обязательно присутствует один из родителей.

Ученики за одно занятие принимают участие более чем в десяти различных играх, а именно: приветствие, различные игры, пение и танцы, загадки, изучение алфавита, чисел и т. д. Детям помогают мамы.

В остальные дни нужно просматривать карточки. Это не так уж сложно с учетом того, что занимает 3 минуты в день. Материал для занятий необходимо делать каждый раз новый, чтобы ребенку не наскучило. Все занятия должны проходить исключительно в расслабленном позитивном состоянии. Безусловно, большинство занятий будет интересно детям после года или даже ближе к двум годам. Но просмотр карточек и занятия для развития мелкой моторики можно начинать уже после шести месяцев, а после девяти месяцев начать играть в самые простые игры на развитие интуиции.

Схема занятия

В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно заниматься с ребенком по данной методике. Рассмотрим, как выглядят такие занятия.

    Релаксация под музыку с альфа-волнами. Включаем музыку (она звучит на протяжении всего занятия), садимся удобнее, а малыша сажаем на колени лицом к себе.

    Дыхательное упражнение : ребенку нужно подуть на бумажную пчелку или бабочку. Эти игрушки лучше периодически обновлять, чтобы малыш не потерял интерес. А со временем можно просто дуть на воображаемые вещи: пусть ребенок представит одуванчик или снежинки и дует на них.

    Упражнение «Шар энергии» . В ладони берем шар энергии, катаем его, как ком снега, и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию. Звучит очень странно, но именно так делают в школах Шичида. Лучше посмотреть, как это делается, на видео, выложенном на YouTube.

    «Внушение» . Улыбаясь, тихо говорим ребенку три фразы: «Ты особенный», «Ты любим», «Ты можешь всё» или что-то подобное. Не обязательно говорить именно так. Главное – донести до ребенка, как вы его любите

    Тренировка воображения (Image Training). С самыми маленькими можно просто поиграть в ролевую мини-игру: показать, как гномик гуляет, как ест, как спит. С детьми постарше можно помечтать: представь, что сели в паровозик и поехали к бабушке. Какой бабушка пирог испекла – с морковкой? Вкусный, наверное! И так далее.

    Тренировка экстрасенсорики (ExtraSensoryPerception):

    Упражнение на телепатию (ребенок к этому времени до сих пор сидит у вас на коленях или очень близко). Маме нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее своему ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?» Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы.

    Упражнение на интуицию . Начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым из листочков спрятался жучок? Потом усложняем задачу: предлагаем три яйца «Киндер-сюрприза» и спрашиваем, в каком из них сидит мишка, и тому подобные задания. Количества яиц или картинок со временем увеличиваем. Для начала выбор может делать родитель. Таких упражнений может быть сколько угодно по желанию малыша.

    Гимнастика для глаз . Для самых маленьких берем колокольчик, водим и звеним им вверх-вниз, влево-вправо. Для детей постарше можно скачать видео с гимнастикой в интернете.

    Флеш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные). Шичида советует начинать со ста штук. Каждую карточку показываем не больше одной секунды. Оптимальный вариант – полсекунды, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для подключения и левого полушария: так происходит синхронизация полушарий мозга. Необходимо помнить, что целью применения флеш-карточек не является получение энциклопедических знаний. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее чем через полгода и не больше трех раз. В школах Шичида карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флеш-карточки делают в виде компьютерных презентаций.

    Стоит отдельно упомянуть математику по Шичида. Она сделана по аналогии с пособием Гленна Домана, но есть некоторые важные отличия. Например, Шичида советует показывать карточку не более полсекунды, а в примерах показывать только карточку-ответ. Так, учитель говорит: «Два плюс два равно (быстро показывает карточку с четырьмя точками) четыре». А еще Шичида считает, что можно показывать в качестве точек что угодно: бабочек, слонов и т. п. В общем, делать всё, чтобы поддерживать интерес ребенка.

    Игры на развитие фотографической памяти .

    Похожие картинки (Photo Memory). Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше на листе формата А4), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел.

    Размести правильно (Space Memory). Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более одной секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Самых маленьких просим показать мишке его домик и т. п.

    Найди новую картинку (Flash Memory). Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех штук). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее. Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает.

    Мандала – это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной, например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры. Ребенок в данном случае 1–5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но уже бесцветной мандале отмечает карандашами, как она была раскрашена.

    Абсурдная история, или Память «цепочкой» (Linking Memory). Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала из трех штук) сочиняет сюжет, например: ворона прыгнула в речку, которая пахла, как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки: ворона, река и роза. Сначала мама 1–2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок, лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.

    Занятия на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, игры на узнавание запахов, поэзия и творческие занятия . Всем этим можно заняться сразу после основного блока. В интернете можно найти массу примеров, как можно развивать слух, обоняние, цветовосприятие и осязание.

    Внушение, описанное выше, завершает занятие . В конце можно спеть вместе с ребенком любимую песенку. Шичида советует заниматься так по 30–40 минут в день, а остальное время позволить ребенку играть. Профессор считал, что самое главное в этих уроках – занятия, описанные в пунктах с первого по шестой включительно. И особое значения для развития правого полушария имеет тренировка воображения. А когда последнее развито, можно с легкостью развить и фотографическую память, и уникальные математические, и даже экстрасенсорные способности. Также очень важным условием успеха являются доверительные и близкие отношения между малышом и родителями, потому что перед занятием очень важно расслабиться.

Упражнения, направленные на гармонизацию отношений с ребенком

Элементы методики Макото Шичида в дошкольное образование могут ввести абсолютно все. Но при этом важно помнить, что без любви ничего не получится. Сам Шичида признает, что «любовь – самый главный элемент в воспитании и развитии детей». Макото Шичида предлагает простые упражнения для родителей и детей, которые помогут первым правильно выражать свою любовь, а вторым – чувствовать ее в полном объеме.

Крепкие 8-секундные объятия

Попросите ребенка помочь вам, например, помыть посуду. После того, как малыш справится с этим заданием, крепко обнимите его и похвалите: «Спасибо за то, что помог! Ты мне действительно помог! Я тебя очень сильно люблю!» И держите в своих объятиях 8 секунд. Как только вы это сделаете, ваша любовь дойдет до сердца ребенка. Вот увидите, от былых капризов не останется и следа. Правда, упражнение на 8-секундные объятия является одним из множества на развитие гармоничных взаимоотношений между родителем и ребенком.

Внимательно слушать, что вам говорит ребенок

Вслушайтесь в ваш разговор с ребенком, кто в нем доминирует? Макото Шичида подчеркивает: разговор не должен быть односторонним. В противном случае ребенок может почувствовать себя ненужным и замкнуться. Умейте не только слушать, но и слышать. Детям важно быть понятыми. Здесь можно применить «метод эха», когда взрослый пытается поставить себя на место ребенка, пытается почувствовать его переживания.

Возьмем для иллюстрации простой разговор:

Мама, Катя плохая.
- Да, Катя плохая. Что она тебе сделала?
- Она ударила меня.
- Она тебя ударила. Почему она тебя ударила?

Таким образом, родитель повторяет за ребенком слова как эхо. Назидательных слов и нравоучений в разговоре быть не должно.

Метод настроя «5 минут»

Метод настроя под названием «5 минут» – настоящая палочка-выручалочка для родителей, которые хотят скорректировать поведение ребенка, избавиться от каких-то негативных моментов: нежелания ходить в детский сад, сосания пальца, лени и пр.

Пять минут – это время, после того как ребенок заснул, но его подсознание работает. Нужно воспользоваться этим временем.

Например, ребенок не хочет ходить в детский сад. Тогда мама начинает нашептывать только что заснувшему дошколенку следующие слова: «… (имя ребёнка), ты теперь большая девочка, тебе уже целых два года. Поэтому ты больше не будешь плакать, когда идешь в детский сад. Ты послушная и жизнерадостная, ты слушаешь маму, и мама тебя очень сильно любит. Сейчас спи крепко-крепко». Макото Шичида отмечал успехи после этого упражнения.

Развитие правого полушария направлено не только на успехи в учебе. Главное заключается в том, что дети развивают спокойный, восприимчивый ко всему новому ум и в дальнейшей жизни смогут учиться всему быстро и легко.

По материалам открытых источников