Родительское собрание по теме: "Какие игрушки нужны вашим детям?"

Подготовила Ледяева Т.А., воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с.Большая Глушица д\с №3"Касная Шапочка"

"Какие игрушки нужны вашим детям?"

Цель:

повысить уровень педагогической культуры родителей;

дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;

вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Повестка дня:

Открытие собрания: игра "Разброс мнений".

Доклад воспитателя.

Путешествие по выставке игр и игрушек.

Самостоятельная работа родителей в микрогруппах.

Подведение итогов собрания, принятие решения.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.» (В.Сухомлинский)

Девиз собрания: ПЕСОК, РУКА, ФАНТАЗИЯ.

Игра «Разброс мнений».

Воспитатель раздает карточки с первыми словами предложения, а родители должны его (предложение) закончить.

Мой ребенок любит играть...

Дома мы с детьми играем в игры...

Эти игры могут научить ребенка...

(самостоятельности, умению рисовать, одеваться, думать, заботиться о других и т.д.)

Выступление воспитателя.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.

Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, так же нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать.

В игре формируется начало коллективизма, воспитывается отношение к людям, жизни.

Всем известно, что игра неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от подбора игрушек и их расположения, т.е. Предметно-игровой среды. Что же такое игрушка?

Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку - куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т.д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль.

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста:

сюжетные или образные (куклы, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, фигурки животных);

технические (транспорт.ю конструктор);

игрушки - забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане)- в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Назначение - вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли-жили в образе.

спортивно-моторные (способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве);

театральные (Петрушка, куклы бибабо), их назначение- служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения.

музыкальные (погремушки, дудочки и т.д.);

дидактические игрушки , с помощью которых знакомят с цветом, формой, величиной (матрешки, мозайки, пазлы, лото).Эти игрушки воспитывают детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, способствуют развитию мелкой моторики.

Строительные игрушки , состоящие из геометричесих тел.

Вопрос к родителям: сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними?

Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними ирать. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры.

Подведем итоги игры «Разброс мнени».

Выяснилось, что дети играют в разные игры со многими игрушками, но никто из вас, дорогие родители, не играет с детьми в песок, а как писал К.Д.Ушинский: «Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка».

Первые контакты детей происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

И сегодня, я предлагаю вам вспомнить свое детство и поиграть в песок.

Родителям предлагается:

водонепроницаемый деревянный ящик (песочница) голубого цвета. Дно символизирует воду, а борта небо.

Чистый просеянный песок.

Коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице.

Родители «играют» в песок.

Тренинг.

Игра «Пуговичный массаж»

Воспитатель предлагает закрытую коробочку - ларец с песком, в котором находились пуговицы, различные по величине, форме, фактуре. Необходимо опустить руку в песок и, совершая различные действия, описать свои ощущения.

Игра «Чудесный пирог» (используется для сплоченности группы).

Необходимо испечь вкусный, праздничный пмрог. Затем по кругу с помощью одного слова нужно рассказать связно и последовательно рецепт приготовления.

Игра «Обыкновенное чудо» (завершающий момент тренинга).

В игре используется камень, закопанный в песок. Каждый игрок по очереди откапывает камень и рассказывает о его свойствах. Воспитатель отмечает, что он холодный. Камешек передвигается по кругу и становится теплее от рук и слов игроков. Возникло приятное объединяющее чувство. (Т.е. Каждый з вас отдал частичку себя, поэтому он стал теплее «ожил» в наших руках).

Играя в песок, что вы почувствовали?

Песок: мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий. Прохладный или теплый? Сухой или сырой? Как вы это определили?

Воспитатель рассказывает о своих наблюдениях за детьми, играющими в песок, о цели таких занятий.

Занятия «Чудеса на песке» направлены на формирование у ребенка следующих умений:

организовывать совместную игровую деятельность;

принимать и исполнять соответствующую роль;

«слушать» свои чувства и переживания и высказывать свои мысли;

гармонично и эффективно общаться с другими.

Воспитатель показывает родителям поделки из песка, изготовленные детьми и фотоальбом «Наши будни».

И в заключении хочется вспомнить предупреждение мудрого В.Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей не просто забава, времяпрепровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Решение:

Доклад воспитателя принять к сведению.

Принимать активное участие в играх детей, в изготовлении игр и игрушек, их починке.

Принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Список использованных источников:

Епачинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».

Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».

Дошкольное воспитание №6\2006г.

Воспитатель №9\2009г.

Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».


Ледяева Татьяна Анатольевна

Татьяна Ледяева
Родительское собрание «Какие игрушки нужны вашим детям?»

Родительское собрание по теме : "?"

Подготовила Ледяева Т. А., воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с. Большая Глушица д\с №3"Касная Шапочка"

"Какие игрушки нужны вашим детям ?"

Цель :

повысить уровень педагогической культуры родителей ;

дать родителям знания о значении игрушки , ее роли в игре ребенка;

вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек .

Повестка дня :

Открытие собрания : игра "Разброс мнений".

Доклад воспитателя.

Путешествие по выставке игр и игрушек .

Самостоятельная работа родителей в микрогруппах .

Подведение итогов собрания , принятие решения.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.» (В. Сухомлинский)

Девиз собрания : ПЕСОК, РУКА, ФАНТАЗИЯ.

1. Игра «Разброс мнений» .

Воспитатель раздает карточки с первыми словами предложения, а родители должны его (предложение) закончить.

Мой ребенок любит играть.

Дома мы с детьми играем в игры.

Эти игры могут научить ребенка.

(самостоятельности, умению рисовать, одеваться, думать, заботиться о других и т. д.)

2. Выступление воспитателя.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.

Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, так же нравственные качества : волю, смелость, выдержку, умение уступать.

В игре формируется начало коллективизма, воспитывается отношение к людям, жизни.

Всем известно, что игра неотделима от игрушек . Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от подбора игрушек и их расположения , т. е. Предметно-игровой среды. Что же такое игрушка ?

Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности . Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку - куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой , чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль.

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста :

сюжетные или образные (куклы, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, фигурки животных) ;

технические (транспорт. ю конструктор) ;

игрушки - забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане)- в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Назначение - вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки, но этого достаточно, чтобы дети играли-жили в образе.

спортивно-моторные (способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве);

театральные (Петрушка, куклы бибабо, их назначение- служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения.

музыкальные (погремушки, дудочки и т. д.) ;

дидактические игрушки , с помощью которых знакомят с цветом, формой, величиной (матрешки, мозайки, пазлы, лото) .Эти игрушки воспитывают детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, способствуют развитию мелкой моторики.

Строительные игрушки , состоящие из геометричесих тел.

Вопрос к родителям : сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка имеются разные игрушки , но он не играет с ними?

Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними ирать. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком , подсказывая и показывая действия с ними.

Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры.

Подведем итоги игры «Разброс мнени» .

Выяснилось, что дети играют в разные игры со многими игрушками , но никто из вас, дорогие родители , не играет с детьми в песок, а как писал К. Д. Ушинский : «Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка» .

Первые контакты детей происходят в песочнице : на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

И сегодня, я предлагаю вам вспомнить свое детство и поиграть в песок.

Родителям предлагается :

водонепроницаемый деревянный ящик (песочница) голубого цвета. Дно символизирует воду, а борта небо.

Чистый просеянный песок.

Коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице.

Родители «играют» в песок.

3. Тренинг.

Игра «Пуговичный массаж»

Воспитатель предлагает закрытую коробочку - ларец с песком, в котором находились пуговицы, различные по величине, форме, фактуре. Необходимо опустить руку в песок и, совершая различные действия, описать свои ощущения.

Игра «Чудесный пирог» (используется для сплоченности группы) .

Необходимо испечь вкусный, праздничный пмрог. Затем по кругу с помощью одного слова нужно рассказать связно и последовательно рецепт приготовления.

Игра «Обыкновенное чудо» (завершающий момент тренинга) .

В игре используется камень, закопанный в песок. Каждый игрок по очереди откапывает камень и рассказывает о его свойствах. Воспитатель отмечает, что он холодный. Камешек передвигается по кругу и становится теплее от рук и слов игроков. Возникло приятное объединяющее чувство. (Т. е. Каждый з вас отдал частичку себя, поэтому он стал теплее «ожил» в наших руках).

Играя в песок, что вы почувствовали?

Песок : мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий. Прохладный или теплый? Сухой или сырой? Как вы это определили?

4. Воспитатель рассказывает о своих наблюдениях за детьми, играющими в песок, о цели таких занятий.

Занятия «Чудеса на песке» направлены на формирование у ребенка следующих умений :

организовывать совместную игровую деятельность;

принимать и исполнять соответствующую роль;

«слушать» свои чувства и переживания и высказывать свои мысли;

гармонично и эффективно общаться с другими.

Воспитатель показывает родителям поделки из песка , изготовленные детьми и фотоальбом «Наши будни» .

И в заключении хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей не просто забава, времяпрепровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Решение :

Доклад воспитателя принять к сведению.

Принимать активное участие в играх детей, в изготовлении игр и игрушек , их починке.

Принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Список использованных источников :

Епачинцева О. Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».

Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ » .

Дошкольное воспитание №6\2006г.

Воспитатель №9\2009г.

Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду » .

ТЕМА:

Состав участников: родители, дети, воспитатели, психолог.

Цель: формировать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Задачи:

- дать представление родителям о том, что такое игрушка;

Показать значимость игрушки в жизни ребенка;

Познакомить с видами игрушек и предъявляемыми к ним требованиями;

Предварительная работа: интервьюирование детей на тему: «Моя любимая игрушка в группе»; беседа с детьми на тему: «Моя любимая игрушка в группе» с использованием кукольного театра; рисование на тему: «Моя любимая игрушка» (старшая и подготовительная группа); выставка работ по изобразительной деятельности; разучивание детских частушек про игрушки (старшие, подготовительные дети) и их инсценировка; изготовление приглашений на родительское собрание; анкетирование родителей на тему: «Какие игрушки нужны вашим детям?»; анализ анкетирования; создание презентации на данную тему.

Сообщение для родителей разновозрастной группы на тему:

«КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ВАШИМ ДЕТЯМ?»

Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады видеть вас у нас в гостях.

Перед родительским собранием вам было предложено ответить на вопросы анкеты касающейся игрушек детей дошкольного возраста.

Всего было опрошено 41 челок. По результатам анкетирования можно сказать, что все дети дома играют в игрушки, любят это делать и у каждого есть своя любимая игрушка.

Анкетирование также показало, что не все родители дома играют в различные игры совместно с детьми. 60% родителей делают это часто и с удовольствием, 34 % опрошенных играют с детьми редко, а 6% родителей никогда не играют со своим ребенком дома.

Также анкетирование показало, что все родители считают, что у них в доме достаточное количество игрушек для всестороннего развития ребенка. Но в тоже время, на вопрос о видах игрушек многие родители затруднились ответить и 26% опрошенных ничего не ответили на данный вопрос, а 74% родителей имеют не полное представление о видах игрушек.

При покупке игрушки для ребенка 62% родителей руководствуются интересом ребенка к игрушке, 36% стараются приобрести такую игрушку, которая способствует развитию ребенка, а 2% связывают ее приобретение с необходимостью.

Кроме того, 43% учитывают ее качество, 29% - безопасность, 17% - страну производитель, 11% опрошенных не предъявляют никаких требований к игрушке.

Выбирая игрушку для ребенка, 41% родителей учитывает возраст ребенка, а 39% навыки его развития.

На вопрос: «Есть ли в доме игрушки – монстры?» 85% родителей ответили - нет, а у 15% опрошенных все – таки такие игрушки присутствуют.

Таким образом, анкетирование показало, что в каждом доме у детей есть игрушки и дети с удовольствием в них играют, но, тем не менее, чтобы до конца разобраться в этом вопросе, научить вас правильно подбирать игрушки для своих детей мы пригла-сили вас на родительское собрание на тему: «Какие игрушки нужны вашим детям».

В жизни ребенка-дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Игра детей неот​делима от игрушек.

Что же такое игрушка?

Игрушка - это специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, она помогает ребенку осуществить свой замы​сел, приближает игру к действительности.

В жизни ребенка игрушка имеет большое значение.

Известный педагог Е.А. Флерина справедливо отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать».

А.С. Макаренко считал игрушку «материальной основой» игры, необходимой для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. (Вот девочка взяла куклу – малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т.е. вести себя «как мама», подражая ее действиям, отношению к ребенку).

Игрушка является спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, служит цели всестороннего развития ребенка и способствует:

- физическому воспитанию детей. Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч, серсо и т.д.) побуждают ребят бегать, прыгать, метать и т.д., т.е., удовлетворяют потребности в двигательной активности, развивают определенные группы мышц, координацию движений, сноровку, выдержку и т.д.

- Также игрушка способствует умственному воспитанию детей. Для маленького ребенка они являются своеобразным окном в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность, активность, дети учатся самостоятельно мыслить, рассуждать, экспериментировать.

- Хорошо оформленная, яркая, нарядная игрушка формирует эстетические переживания, прививает художественный вкус, т.е. способствует эстетическому воспитанию ребенка.

- Кроме того, игрушка влияет на нравственное воспитание ребенка. У детей формируется заботливое отношение к людям, чувство ответственности, дружбы, доброты, переживания и т.д.

- Игрушка знакомят детей с разнообразными профессиями взрослых, с орудиями их труда, ориентируют их на будущую профессию, воспитывают чувство коллекти-визма, ответственности, таким образом, решая задачу трудового воспитания.

Правильно подобранные для игры игрушки способствуют всестороннему развитию личности ребенка и остаются в памяти на долгие годы.

Сейчас мы предлагаем вам, уважаемые родители, немного рассказать о своей любимой игрушке детства (название игрушке, кто подарил, купил …, чем нравилась и т.д.) в игре «Расскажи о своей игрушки детства».

Самостоятельная игра ребенка - дошкольника во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду. Пра​вильный подбор игрушек - серьезное дело.

Какие же виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре и жить радостной жизнью?

(Рассказ сопровождается демонстрацией са​мих игрушек).

*Это сюжетные, или образные, игрушки - куклы и фигур​ки, изображающие людей и животных; мебель, посуда, предметы домашнего обихода; сказочные персонажи; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки).

Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Среди сюжетных игрушек центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Дети ее кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ней на прогулку.

*Следующий вид игрушек - технические игрушки . Они вводят ребенка в мир техники:

Знакомят со средствами передвижения (самолеты, машины, поезда…);

Знакомят с техникой, которую используют в труде взрослые (трактор, комбайн, экскаватор…);

Знакомят со средствами связи и информации (радио, телефон, кинокамера). Очень часто технические игрушки бывают электронные, заводные, инерционные.

К техническим игрушкам также относятся конструкторы (металлический, «Лего»). Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструк​торы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

* Игровые строительные материалы , как следующий вид игрушек, включают в себя наборы мелкого строительного материала, для работы за столом и крупный строительный материал для конструирования построек на полу.

Игровые строительные материалы способствуют развитию конструктивных умений и навыков, творческого воображения, мышления, мелкой и крупной моторики.

*Особое место принадлежит дидактическим игрушкам , с помощью которых детей знакомят с цветом, формой, вели​чиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, грибочки, пирамидки, мозаики, пазлы, настольно - печатные игры…. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрешку). Эти иг​рушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики, мышления.

*Кроме этого, есть игрушки-забавы - смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу, клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице. В основе их ле​жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, вос​питать чувство юмора. Они помогают установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

* Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Это игрушки, предназначенные для украшения елки или элементы костюма (хвост, клюв, ушки), напоминающие чем-то тот или иной персонаж.

*Особый вид - спортивно-моторные игрушки (самокат, серсо, кегли, волчок). Эти игрушки способству​ют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

* Театральные игрушки – это куклы - театральные персонажи, куклы – марионетки, куклы бибабо (игрушка-перчат​ка, которую надевают на руку так, чтобы один палец держал ее головку, а два других - руки), Петрушка, различные виды театров; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театральные игрушки служат целям эстетиче​ского воспитания, развития речи, воображения.

Театральные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

* Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изоб​ражающие пианино, балалайки, металлофон и др. музыкальные инстру​менты. Они предназначены для развития музыкального слуха.

* Игрушки - самоделки изготавливаются самими детьми, взрослыми. Например: для театральной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры – «продукты» и т.д. В основе изготовления игрушек лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится работать с различными материалами, развивается воображение, творчество, эстетический вкус.

Вопрос к родителям:

Сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка имеются разные виды игрушек, но он не играет с ними?

Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ре​бенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину - на носоро​га, потом заводит мотоциклиста и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребен​ка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ре​бенком, подсказывая и показывая действия с ними. Особен​но это важно для самых маленьких детей, у которых еще нет достаточного опыта.

При подборе игрушек необходимо учитывать определенные требования.

Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства и быть:

- гуманистичной , т.е. игрушка должна воспитывать положительное отношение к людям;

- не агрессивна и не должна вызывать жестокость;

- игрушки должны быть безопасны для жизни и здоровья ребенка (игрушки с дефектами, сломанные, плохо укрепленные мелкие детали и т.д.) и отвечать ряду гигиенических требований (качественные полимерные материалы, красители, лаки, не токсичные и т.д.);

- игрушка, должна быть художественно оформлена , привлекательна и, вызывать у ребенка эмоциональный отклик. Исследователями установлено, что мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

- игрушка должна быть динамичной , побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Е.А. Флерина: «Чем больше возможностей игрушка представляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».

Игрушка должна, содействовать развитию ребенка, и предназначена для игр, а не для коллекции. Если вы коллекционируете игрушки, то необходимо объяснить ребенку целесообразность коллекционирования.

Видеосюжет (исполнение детьми частушек про игрушки).

Подбор игрушек зависит от возраста детей.

Так, детям в возрасте от трех до четырех лет требуются игрушки красочные, простые, выразительной формы. Это объясняется повышенной эмоциональной восприимчивостью и неустойчи​востью внимания. Ребенок испытывает потребность в действи​ях, он активен, поэтому игрушка должна быть с подвижными деталями. Например, это могут быть автомобили, у которых поворачиваются передние колеса и руль, открываются двер​цы, багажник, откидывается кузов. Для малышей удобны крупные машины, мишки, куклы. Первая встреча с игруш​кой должна вызвать у ребенка радостное удивление, желание играть с ней. Ребенок «оживает» игрушку, воспринимает ее как друга. При внесении новой образной игрушки вместе с ребенком сделайте куклам комнату, чтобы они там «жили». Продумайте, где будет стоять плита, телефон и другие вещи домашнего кукольного обихода.

К 4-5 годам особое значение для детей приобретают пред​меты, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с крас​ным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изго​товить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям по​старше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они мо​гут найти его заменитель или довольствоваться деталями ко​стюмов, биноклем, шапочками и т. д.

Для ребенка 6-7 лет главное - общение с другими деть​ми, связанное с сюжетом. Они начинают все более требова​тельно присматриваться к игрушке, искать в ней сходство с настоящим предметом. Для игр они любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бросового материала, например из лис​тьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных ко​робочек, пузырьков…

Вопрос к родителям:

На что вы опираетесь в подборе игрушки?

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотре​нию, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности иг​рушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро​сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие​ся игрушки однородны - это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери​те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Напри​мер, создайте ситуацию возвращения куклы из длительного путешествия. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован​ность и ответственность в дальнейшем.

Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но​вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситу​ации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.

Выступление педагога – психолога: «Игрушка для ребенка друг и учитель»; организация и проведение игры «Магазин игрушек».

Вывод: чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей иг​рать, использовать предметы-заместители, воображаемые пред​меты.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ТЕМА:

Состав участников: родители, дети, воспитатели, психолог.

Цель: формировать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Задачи:

- дать представление родителям о том, что такое игрушка;

Показать значимость игрушки в жизни ребенка;

Познакомить с видами игрушек и предъявляемыми к ним

Требованиями;

Предварительная работа: интервьюирование детей на тему: «Моя любимая игрушка в группе»; беседа с детьми на тему: «Моя любимая игрушка в группе» с использованием кукольного театра; рисование на тему: «Моя любимая игрушка» (старшая и подготовительная группа); выставка работ по изобразительной деятельности; разучивание детских частушек про игрушки (старшие, подготовительные дети) и их инсценировка; изготовление приглашений на родительское собрание; анкетирование родителей на тему: «Какие игрушки нужны вашим детям?»; анализ анкетирования; создание презентации на данную тему.

Сообщение для родителей разновозрастной группы на тему:

«КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ВАШИМ ДЕТЯМ?»

Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады видеть вас у нас в гостях.

Перед родительским собранием вам было предложено ответить на вопросы анкеты касающейся игрушек детей дошкольного возраста.

Всего было опрошено 41 челок. По результатам анкетирования можно сказать, что все дети дома играют в игрушки, любят это делать и у каждого есть своя любимая игрушка.

Анкетирование также показало, что не все родители дома играют в различные игры совместно с детьми. 60% родителей делают это часто и с удовольствием, 34 % опрошенных играют с детьми редко, а 6% родителей никогда не играют со своим ребенком дома.

Также анкетирование показало, что все родители считают, что у них в доме достаточное количество игрушек для всестороннего развития ребенка. Но в тоже время, на вопрос о видах игрушек многие родители затруднились ответить и 26% опрошенных ничего не ответили на данный вопрос, а 74% родителей имеют не полное представление о видах игрушек.

При покупке игрушки для ребенка 62% родителей руководствуются интересом ребенка к игрушке, 36% стараются приобрести такую игрушку, которая способствует развитию ребенка, а 2% связывают ее приобретение с необходимостью.

Кроме того, 43% учитывают ее качество, 29% - безопасность, 17% - страну производитель, 11% опрошенных не предъявляют никаких требований к игрушке.

Выбирая игрушку для ребенка, 41% родителей учитывает возраст ребенка, а 39% навыки его развития.

На вопрос: «Есть ли в доме игрушки – монстры?» 85% родителей ответили - нет, а у 15% опрошенных все – таки такие игрушки присутствуют.

Таким образом, анкетирование показало, что в каждом доме у детей есть игрушки и дети с удовольствием в них играют, но, тем не менее, чтобы до конца разобраться в этом вопросе, научить вас правильно подбирать игрушки для своих детей мы пригласили вас на родительское собрание на тему: «Какие игрушки нужны вашим детям».

В жизни ребенка-дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Игра детей неот делима от игрушек.

Что же такое игрушка?

Игрушка - это специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, она помогает ребенку осуществить свой замы сел, приближает игру к действительности.

В жизни ребенка игрушка имеет большое значение.

Известный педагог Е.А. Флерина справедливо отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать».

А.С. Макаренко считал игрушку «материальной основой» игры, необходимой для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. (Вот девочка взяла куклу – малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т.е. вести себя «как мама», подражая ее действиям, отношению к ребенку).

Игрушка является спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, служит цели всестороннего развития ребенка и способствует:

- физическому воспитанию детей. Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч, серсо и т.д.) побуждают ребят бегать, прыгать, метать и т.д., т.е., удовлетворяют потребности в двигательной активности, развивают определенные группы мышц, координацию движений, сноровку, выдержку и т.д.

- Также игрушка способствует умственному воспитанию детей. Для маленького ребенка они являются своеобразным окном в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность, активность, дети учатся самостоятельно мыслить, рассуждать, экспериментировать.

- Хорошо оформленная, яркая, нарядная игрушка формирует эстетические переживания, прививает художественный вкус, т.е. способствует эстетическому воспитанию ребенка.

- Кроме того, игрушка влияет на нравственное воспитание ребенка. У детей формируется заботливое отношение к людям, чувство ответственности, дружбы, доброты, переживания и т.д.

- Игрушка знакомят детей с разнообразными профессиями взрослых, с орудиями их труда, ориентируют их на будущую профессию, воспитывают чувство коллективизма, ответственности, таким образом, решая задачу трудового воспитания.

Правильно подобранные для игры игрушки способствуют всестороннему развитию личности ребенка и остаются в памяти на долгие годы.

Сейчас мы предлагаем вам, уважаемые родители, немного рассказать о своей любимой игрушке детства (название игрушке, кто подарил, купил …, чем нравилась и т.д.) в игре «Расскажи о своей игрушки детства».

Самостоятельная игра ребенка - дошкольника во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду. Пра вильный подбор игрушек - серьезное дело.

Какие же виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре и жить радостной жизнью?

(Рассказ сопровождается демонстрацией са мих игрушек).

*Это сюжетные, или образные, игрушки - куклы и фигур ки, изображающие людей и животных; мебель, посуда, предметы домашнего обихода; сказочные персонажи; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки).

Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Среди сюжетных игрушек центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Дети ее кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ней на прогулку.

*Следующий вид игрушек - технические игрушки . Они вводят ребенка в мир техники:

Знакомят со средствами передвижения (самолеты, машины, поезда…);

Знакомят с техникой, которую используют в труде взрослые (трактор, комбайн, экскаватор…);

Знакомят со средствами связи и информации (радио, телефон, кинокамера). Очень часто технические игрушки бывают электронные, заводные, инерционные.

К техническим игрушкам также относятся конструкторы (металлический, «Лего»). Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструк торы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

* Игровые строительные материалы , как следующий вид игрушек, включают в себя наборы мелкого строительного материала, для работы за столом и крупный строительный материал для конструирования построек на полу.

Игровые строительные материалы способствуют развитию конструктивных умений и навыков, творческого воображения, мышления, мелкой и крупной моторики.

*Особое место принадлежит дидактическим игрушкам , с помощью которых детей знакомят с цветом, формой, вели чиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, грибочки, пирамидки, мозаики, пазлы, настольно - печатные игры…. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрешку). Эти иг рушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики, мышления.

*Кроме этого, есть игрушки-забавы - смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу, клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице. В основе их ле жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, вос питать чувство юмора. Они помогают установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

* Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Это игрушки, предназначенные для украшения елки или элементы костюма (хвост, клюв, ушки), напоминающие чем-то тот или иной персонаж.

*Особый вид - спортивно-моторные игрушки (самокат, серсо, кегли, волчок). Эти игрушки способству ют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

* Театральные игрушки – это куклы - театральные персонажи, куклы – марионетки, куклы бибабо (игрушка-перчат ка, которую надевают на руку так, чтобы один палец держал ее головку, а два других - руки), Петрушка, различные виды театров; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театральные игрушки служат целям эстетиче ского воспитания, развития речи, воображения.

Театральные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

* Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изоб ражающие пианино, балалайки, металлофон и др. музыкальные инстру менты. Они предназначены для развития музыкального слуха.

* Игрушки - самоделки изготавливаются самими детьми, взрослыми. Например: для театральной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры – «продукты» и т.д. В основе изготовления игрушек лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится работать с различными материалами, развивается воображение, творчество, эстетический вкус.

Вопрос к родителям:

Сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка имеются разные виды игрушек, но он не играет с ними?

Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ре бенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину - на носоро га, потом заводит мотоциклиста и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребен ка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ре бенком, подсказывая и показывая действия с ними. Особен но это важно для самых маленьких детей, у которых еще нет достаточного опыта.

При подборе игрушек необходимо учитывать определенные требования.

Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства и быть:

Гуманистичной , т.е. игрушка должна воспитывать положительное отношение к людям;

Не агрессивна и не должна вызывать жестокость;

- игрушки должны быть безопасны для жизни и здоровья ребенка (игрушки с дефектами, сломанные, плохо укрепленные мелкие детали и т.д.) и отвечать ряду гигиенических требований (качественные полимерные материалы, красители, лаки, не токсичные и т.д.);

- игрушка, должна быть художественно оформлена , привлекательна и, вызывать у ребенка эмоциональный отклик. Исследователями установлено, что мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

- игрушка должна быть динамичной , побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Е.А. Флерина: «Чем больше возможностей игрушка представляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».

Игрушка должна, содействовать развитию ребенка, и предназначена для игр, а не для коллекции. Если вы коллекционируете игрушки, то необходимо объяснить ребенку целесообразность коллекционирования.

Видеосюжет (исполнение детьми частушек про игрушки).

Подбор игрушек зависит от возраста детей.

Так, детям в возрасте от трех до четырех лет требуются игрушки красочные, простые, выразительной формы. Это объясняется повышенной эмоциональной восприимчивостью и неустойчи востью внимания. Ребенок испытывает потребность в действи ях, он активен, поэтому игрушка должна быть с подвижными деталями. Например, это могут быть автомобили, у которых поворачиваются передние колеса и руль, открываются двер цы, багажник, откидывается кузов. Для малышей удобны крупные машины, мишки, куклы. Первая встреча с игруш кой должна вызвать у ребенка радостное удивление, желание играть с ней. Ребенок «оживает» игрушку, воспринимает ее как друга. При внесении новой образной игрушки вместе с ребенком сделайте куклам комнату, чтобы они там «жили». Продумайте, где будет стоять плита, телефон и другие вещи домашнего кукольного обихода.

К 4-5 годам особое значение для детей приобретают пред меты, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с крас ным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изго товить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям по старше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они мо гут найти его заменитель или довольствоваться деталями ко стюмов, биноклем, шапочками и т. д.

Для ребенка 6-7 лет главное - общение с другими деть ми, связанное с сюжетом. Они начинают все более требова тельно присматриваться к игрушке, искать в ней сходство с настоящим предметом. Для игр они любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бросового материала, например из лис тьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных ко робочек, пузырьков…

Вопрос к родителям:

На что вы опираетесь в подборе игрушки?

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотре нию, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности иг рушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие ся игрушки однородны - это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Напри мер, создайте ситуацию возвращения куклы из длительного путешествия. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован ность и ответственность в дальнейшем.

Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситу ации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.

Выступление педагога – психолога: «Игрушка для ребенка друг и учитель»; организация и проведение игры «Магазин игрушек».

Вывод: чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей иг рать, использовать предметы-заместители, воображаемые пред меты.


Работа с родителями

Родительские собрания в детском саду

Родительское собрание в средней группе
«Какие игрушки нужны детям»

Составила: воспитатель Сурнина Е.А., г. Курган

Цель:

  • Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;
  • Вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Воспитатель. Уважаемые родители! Мы уже гово­рили с вами о том, что ребенку нужна игра. Игра детей неот­делима от игрушек. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят на­строение ребенка и прогресс в его развитии. Чтобы вы могли сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы поговорим о наиболее ценных из них и полезных.

Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

  1. Сюжетные, или образные, игрушки - куклы, фигур­ки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным иг­рушкам также относятся те, что изображают зверей, домаш­них животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки

  1. Технические игрушки.

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

  1. Игрушки-забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их ле­жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

  1. Маскарадно-елочные игрушки.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки) , но этого достаточно, чтобы дети игра­ли - жили в образе.

  1. Спортивно-моторные игрушки.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

  1. Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образны­ми, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

  1. Музыкальные игрушки.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изоб­ражающие пианино, балалайки и др. музыкальные инстру­менты.

  1. Дидактические игрушки.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

  1. Строительные игрушки.

Они состоят из геометрических тел.

Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за сто­лом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками, а вот для улицы мелкие игрушки не годятся.

Вопрос к родителям.

Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними?

(Мнение родителей)

Воспитатель.

Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ре­бенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину - на носоро­га, потом заводит мотоциклиста, и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

К 4-5 годам особое значение для детей приобретают пред­меты, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с крас­ным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изго­товить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям постарше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они мо­гут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д.

Для игр дети любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло, может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материала, например из лис­тьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных ко­робочек, пузырьков. .. Как показывает опыт, ребенок в этом возрасте очень любит всякие «секреты», и взрослым надо помнить об этом.

Так, в педагогической литературе описан случай, когда мать нашла у девочки мешочек, довольно тяжелый и гряз­ный. Там оказались камешки, листья, цветы, тряпочки, кус­ки стекла и железа. .. Мать выбросила грязные вещи, высти­рала и выгладила мешочек, положила его снова под подушку. Утром девочка горько плакала, спрашивала, зачем мама выбросила, самые хорошие игрушки и во что же она теперь будет играть. Мать объяснила, что нельзя играть с грязными и ост­рыми вещами, обещала купить новые игрушки, но дочка была безутешна. Тогда мама отыскала пестрые лоскутки, предложила девочке сшить новый красивый мешочек и обещала никогда не выбрасывать ее сокровищ.

Вопрос к родителям.

На что вы опираетесь в подборе игрушки?

(Мнение родителей)

Воспитатель.

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро­сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие­ся игрушки однородны - это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери­те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Напри­мер, создайте ситуацию возвращения куклы из длительного путешествия. Или разделите игрушки на несколько равно­ценных наборов и периодически (1-2 раза в месяц) меняйте их. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован­ность и ответственность в дальнейшем.

Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но­вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситуации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.

Игрушка полезная и вредная. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нра­вится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества.

Вопрос родителям.

Ваше отношение к игрушкам-монстрам?

(Мнение родителей)

Воспитатель.

Сейчас в продаже большое количество мягких игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученных» детскими телесериалами: покемоны, монстры и др. Эти персонажи, выдуман­ные хитроумными английскими, японскими, американскими психологами, приносят разра­ботчикам огромные доходы.

Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям. Семилетний мальчик - лю­битель подобных игрушек - ловил цыплят и мучил их на глазах четырех-пятилетних малышей, невзирая на их слезы и просьбы. До этого он много раз смотрел кассеты с детскими «ужастиками», а любимой игрушкой у него был паук.

Есть известная психологическая методика «несуществующее животное»: взрослому или ребенку предлагают нарисовать животное, которого нет на свете, дать ему название (имя) и рас­сказать, где оно живет, что любит делать, чем питается и пр. По характеру рисунка и рассказу специалист может определить уровень способностей человека, характер отношений с окру­жающим миром, такие черты, как открытость или тревожность, отзывчивость или агрессив­ность и т. п.

Так вот. Покемонов придумал, видимо, человек, знакомый с этой методикой, но сам чрезвычайно агрессивный и тревожный. Судите сами. В переводе «покемон» - карманный монстр. Такое существо не может иметь точных аналогов в живой природе, оно не похоже ни на одно из известных живых существ. Например, обыкновенный зайчик покемоном не является, но зайчик ярко-желтого цвета, способный бить током, как электрический скат, уже называется покемоном Пикачу. Максимальная нелепость, неестественность, коварство и агрессивность - вот что присуще всем покемонам.

Показ в Японии несколько лет назад мультфильма о покемонах вызвал у более чем 600 детей различные психические и соматические расстройства, многие попали в больницу с сим­птомами эпилептических припадков. Мультфильм был снят с показа, его пе­ределали и. .. продали в Россию. Наши дети полюбили покемонов и носят их на одежде, едят в виде сладостей, читают о них в книжках и, главное, требуют у родителей покупать такие иг­рушки. А те и рады, не задумываясь о последствиях вступления их чада в общение с «резко не­гативным информационным полем», как говорят ученые.

Показ мультсериала «Покемоны» на Первом канале был прекращен, но потребление про­дукции по его мотивам продолжается. Почти половина мальчиков и девочек всего мира без ума от покемонов, а мировые продажи «покемонских» товаров - игральные карты, видеоигры, рас­краски, сладости и пр. - оцениваются в 6 млрд. долларов. Случаи краж этих «драгоценностей» из портфелей и драк из-за них нередки, поэтому в ряде московских школ ввели «запрет на по­кемонов».

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры; че­ловек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти иг­рушки? Так посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Взрослые словно забыли, что игрушка, как мы сказали вначале, это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо про­порциональна агрессивности персонажа.

Что плохого в монстрах - это же только игрушки? Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, ес­ли ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизве­дет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребен­ка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Посколь­ку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть антииг­рушкой.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожале­нию, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, вра­чам. Работы у них становится все больше. Вот один пример.

На прием к психологу пришла бабушка шестилетней внучки: девочка плохо спит, вска­кивает ночью, часто плачет, боится входить в темную комнату. Выяснилось, что суперсовре­менная мама купила дочери черного с рогами и хвостом, вполне, как теперь модно выражаться, «прикольного» монстра. Поначалу девочка обрадовалась, играла с ним. Но потом начались все эти невротические проявления, а сама девочка жаловалась бабушке, что «чертик на нее смот­рит», и становилась все беспокойнее. Мудрая бабушка вместе с внучкой взяли игрушку и на прогулке в парке, соорудив подобие костра, сожгли монстра, а остатки закопали под деревом. Девочка успокоилась, невротические проявления исчезли.

Если ваш ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты иг­ры, с чьей помощью происходило познание мира.

Ведь не дадите же вы в руки мальчику или девочке радиоактивное яблоко, заряженный пистолет или наркотик. Игрушки-монстры равносильны им. Демоническая игрушка является транслятором духовного разрушения: неврозов, склон­ности к суицидам (самоубийствам) и др.

Вопрос родителям.

Как вы относитесь к кукла Барби?

(Мнение родителей)

Воспитатель.

Почти пятидесятилетний мужчина-журналист написал в центральную газету возмущенную статью - протест - от­вет на осуждение общественностью и Министерством образования куклы Барби как развра­щающей и неэстетичной игрушки. Будоража общественное мнение, он спрашивает: «А что, собственно, плохого в сексуальности? Сексуальность зарождается именно в детском возрасте. .. Бояться Барби нельзя. Рано или поздно ребенок узнает о естестве человека, и, если это произойдет дома, за игрой в Барби, когда рядом родители, это только хорошо».

Детские психологи протестуют. Они считают, что формирование «здоровой сексуальности» у детей до 16 лет называется растлением, в том числе и интеллектуальным, это преступно и карается законом.

Так же известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - ком­плекс неполноценности, приводящий к неврозу.

Четыре года - это возраст, когда ребенок осваивает свое тело в гармоничном движении. Игрушки должны предоставлять возможность для динамики, танца (музыкальные шкатулки, мячи, шары, ленты на палочках и пр.) . В девочках этого возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Ведь Барби - это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды, развлече­ния, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее горнич­ной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спять, лечить, т. е. отпутать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ре­бенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.

Вопрос родителям.

Почему детям нравятся мягкие игрушки?

(Мнение родителей)

Воспитатель.

Самое главное назначение мягкой игрушки - дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов и даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глу­бинные потребности маленького существа, причем не только человеческого.

Американские ис­следователи-психологи супруги Харлоу, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя «суррогатными мамами», одна из которых из проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылки, то испуганный и голодный детеныш выбирает. .. вторую, мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши маленькие детки так любят пушистых зверят.