Весенний праздник в разных странах мира отмечают по-разному, тем не менее, древние весенние обрядовые традиции многих народов Европы очень похожи.

С глубокой древности на Руси всегда с большим нетерпением ждали приход красавицы Весны. Призывая Весну люди пели обрядовые языческие песни — окликания весны, зазывания тепла, оклики, сопровождая их обрядами задабривания солнца.

В день весеннего равноденствия в Древней Руси праздновали старинный славянский праздник Жаворонки в день весеннего равноденствия — 22 марта. Считалось, что за первыми жаворонками приходит весна, и возвращаются домой все перелётные птицы. Хозяйки пекли из теста птичек-жаворонков и угощали всю родню. Дети распевали весёлые песни, привлекая жаворонков и весну.
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Песней зазывали весну, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Праздник встречи Весны в Древней Руси проводили у весеннего обрядового деревца, украшенного лентами, весенними первоцветами, звонкими колокольчиками. каждый односельчанин мог украсить обрядовое деревце, носили по селу и вместе шли на холм или пригорок, откуда все вместе окликали песней весну. Молодёжь водила хороводы и играли в старинную обрядовую игру «Ручеёк», которая символизировала таяние снега и приближение весеннего тепла.

В третий раз на Руси звали Весну 7 апреля, в красивый праздник освобождения птиц из неволи. Вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц, во всей природе происходило обновление и в свои права вступала весна. Древний обычай отпускать птиц на волю, означал освобождение природы от зимних холодов.

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Пелика с ласточкой — Евфроний

В Древней Греции символом прихода весны были первые весенние ласточки. Рано утром 1 мая дети отправляются на поиски первой ласточки весны, идут вдоль домов и поют песни, призывая ласточку, которая принесёт на крыльях весну. Односельчане 1 мая угощают поющих детей фруктами, орехами и пирогами.

В древние времена первый майский день был одним из самых важных праздников кельтского скотоводческого календарного года. В ночь с 31 апреля на 1 мая древние кельты праздновали Бельтайн (Beltane, Beltaine) в переводе означает «Весёлый костёр».

В языческих верований древних кельтов это был праздник первого выгона домашнего скота на весенние пастбища. Центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершине холма или горы, расположенной вблизи селения. Кельты собирали сухие ветви и дрова для священных первомайских костров, складывали их на холмах и на рассвете 1 мая поджигали, впервые выгоняли скот на пастбища. Стада домашних животных проводили между пылающими кострами, отдавая дань солнцу, прося милости у сил природы и, избавляя животных от болезней и очищая их огнём от порчи нечистой силы.

В ночь с 30 апреля на 1 мая во многих Скандинавских странах и Германии отмечают Вальпургиеву ночь. Считалось, что у подножия горы Брокен в Вальпургиеву ночь собираются на шабаш сто тысяч ведьм, чертей, кикимор и колдунов на разгул нечистой силы, от которого нужно обязательно защищаться. Дети и школьники современной Германии рисуют и лепят ведьм. Оберегом от нечистой силы у древних германцев считались роса, молоко, масло.

В Германии девушки на рассвете 1 мая и умывались росой, чтобы избавиться от веснушек, со словами: «Доброе утро, Вальпургия! Я принесла тебе свои веснушки. Веснушки придут к тебе, а у меня пропадут!». Немецкие юноши утром 1 мая тайно сажают «майское дерево» под окном своей любимой девушки.
Профсоюзы и политические партии левого толка, устраивают 1 мая в Германии традиционные шествия, демонстрации, которые, нередко, заканчиваются драками с полицейскими, битьем витрин, поджогом машин и другими хулиганскими действиями.

В Великобритании конец зимы отмечают в Вальпургиеву ночь, на Фестивале огня — Beltane Fire Festival (Фестиваль огня Белтлейн). Слово «Белтлейн» в переводе с ирландского означает начало мая , когда люди приветствовали весну, зажигая мистические огни и устраивая танцы и шествия ряженных. Существовало поверье, что человек, который пройдет в Вальпургиеву ночь между огнями двух костров, очистится и не весь год будет здоров. Традицию празднования Вальпургиевой ночи связывают с кельтской культурой.

Праздник Вальпургиевой ночи был назван в честь аббатисы Вальпургии, жившей в 710-779 г. г. в монастыре Хайденхайм, причисленной к лику святых 1 мая. Во время переправы через пролив Ламанш из Англии во Францию аббатисе Вальпургии удалось силой своей молитвы спасти корабль от гибели во время сильного шторма. Аббатисе Вальпургии удавалось не только усмирять бури, но и спасать людей от злых духов, от бешенства, эпидемий чумы и других заболеваний.

В 1988 году языческие традиции Вальпургиевой ночи вновь возродились, и на Фестиваль огня Белтлейн приезжает всё больше и больше туристов, заказывая туристическую или бизнес визу в Великобританию . На Фестивале огня в эту языческую ночь туристы веселятся и совершают обряды изгнания злых сил природы, прогоняют зиму и отмечают наступление лета.

В Древнем Риме в первый день последнего весеннего месяца римляне поклонялись богине цветов и весны Флоре, и устраивали фестивали «Флориалии», посвященные Флоре. В каждом доме древние римляне украшали гирляндами и венками из весенних первоцветов маленькую статую юной богини весны и пробуждающейся природы Флору. Процессия певцов и танцовщиц шествовали по городу со статуей богини Флоры в цветах и поклонялись цветущему майскому дереву. Юноши в день богини Флоры поют серенады под окнами своих любимых девушек, объясняясь в любви, кладут на порог двери зеленую ветку. Если девушка утром заберет ветку в дом, это значит, что она согласна выйти замуж, а если она выбросит ветку на дорогу, значит — отказ.
На острове Сицилия в первомайские дни принято собирать луговые цветы, лютики, маки, ромашки, которые, как считается, принесут в дом счастье.

В традициях Древнего Рима, дошедших до наших дней, существует обычай украшать венками из первых цветов и гирляндами живое первомайское дерево и водить хороводы с песнями и весёлыми танцами. Первомайское дерево надо охранять в Вальпургиеву Ночь, иначе его может похитить нечистая сила, и праздник весны будет омрачён. Вечером 1 мая устраивают первый весенний праздничные фейерверки.
Рабочие профсоюзы и левые партии современной Италии 1 мая устраивают массовые шествия в Риме, Милане, Турине и Неаполе.

Наши предки отличались весьма своеобразным восприятием окружающего мира. Смена дня и ночи, а уж тем более смена времен года не казались им такими уж незыблемыми законами природы. Наблюдая закат солнца, человек совсем не был уверен, что утром оно снова взойдет, а зимой люди переживали – наступит ли в этом году весна, а если и наступит, то не обойдет ли их край стороной. Зато в чем люди были точно уверены, так это в своей способности повлиять на силы природы. Многие поколения наших предков были твердо убеждены: весна приходит потому, что это они вызывают ее, проводя правильные обряды и соблюдая традиции.

«Кликать», звать весну начинали в марте, когда еще лежал снег, и было холодно. Главную роль в этом ответственном деле отводилась девушкам. Именно они, забравшись на крышу, встав в круг около проруби, на вершине холма или в хороводе вокруг костра пели веснянки. В этих песнях они жалобно звали весну прийти, обещая ей всевозможные богатства и развлечения. Был еще обычай – молодежь собиралась на поле, подготовленном для весеннего сева. По центру поля разжигали большой костер. Самую красивую и трудолюбивую девушку села сажали на борону и с песнями возили вокруг костра. Потом на этом поле устраивали пиршество и гулянья для всего села.

С целью ускорить приход весны повсеместно был распространен обычай выпекать «жайворонки» — хлебцы в виде птичек, не обязательно именно жаворонков. Каждая хозяйка изображала ту перелетную птицу, на которую у нее хватало умения и художественных способностей. Кое-где было принято печь булочки в виде аистов – с их характерными клювами, хохолками и ногами. Малыши забирались на крыши сараев и пели веснянки, подбрасывая своих «жайворонков» в воздух. Один хлебец хозяйка обязательно должна была кинуть в печь.

Особенно много обрядов было связано с Чистым четвергом (на последней неделе Великого Поста). Возможно потому, что этот период в древности считался началом года. В этот день принято было призывать своих умерших предков. Для них топили баню, готовили угощение. Украинцы называли Чистый четверг «навський великдень», то есть пасхой нежити. Они верили, что в этот день покойников отпускают с того света, чтобы они отслужили обедню и покаялись в грехах.

В Чистый четверг проводили разнообразные очистительные, а так же направленные на умножение богатства и защиту от нечисти обряды. До сих пор у нас сохранилась традиция весенней генеральной уборки в Чистый четверг. А еще, многие верят, что если в этот день семь раз пересчитать все имеющиеся в доме деньги, то это принесет достаток.

Чтобы защититься от нечисти, с вечерней службы в церкви несли зажженную свечу и ей выжигали на дверной притолоке крест.

Праздник Троицы в народной традиции также связан с нежитью. А именно с русалками. По легенде, русалками становятся молодые девушки, умершие не своей смертью. Они поселяются в водоемах, в лесах, в полях. Считалось, что русалка может предсказать судьбу. Для того, чтобы узнать о своей доле, девушки «кумились» с русалками. Чтобы покумиться проводили «крещение кукушки», которую изображал пучок травы. Это кумовство или «посестринство» длилось три дня, а потом расторгалось обрядом раскумления.

Чтобы задобрить русалок, уберечь себя от их козней, для них плели венки из березовых ветвей, связывая верхушки рядом стоящих березок, которые служили им качелями. Венок, на котором покачалась кума-русалка, бросали в воду. По тому, выплывет он или потонет, предсказывали будущее. Остальные венки расплетали, понукая русалок уходить подальше от людей в леса.

На Троицу и перед ней вспоминали не только о тех покойниках, что стали русалками, но и о прочих, умерших не своей смертью. По ним устраивали очень веселые поминки с угощеньем, песнями и обязательно со свистом, который отпугивал нечистую силу. Чисто украинская традиция – на Троицу красили яйца в желтый цвет и раздавали детям в память об мертворожденных и утонувших младенцах. На таких веселых поминках традиционно продавали дудки и глиняные свистульки – своеобразное жертвоприношение покойникам.

Весной было не принято петь грустные песни. Как правило, пели о зарождающейся влюбленности, о взаимных чувствах, о расцвете любви. Расцвет природы сопутствовал расцвету чувств.

Завершал цикл весенних празднеств Иванов день. По сути, это уже первый летний праздник, и о нем в следующей статье.

Борислава Билявская по материалам книги Зеленина Д. К. «Восточнославянская этнография».

В марте совершался обряд встречи весны. На Евдокию-капельницу (1 марта) и на Герасима-грачевника (4 марта) пекли грачи-грачиков. На Сороки (день "Сорока мучеников", 9 марта — весеннее равноденствие) повсеместно пекли жаворонков. Ребятишки выбегали с ними на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали коротенькие песни — веснянки. Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали Весну. Перелетные птицы, или пчелычка ярая, "замыкали" зиму и "отмыкали" лето.

В западных областях сохранилась архаичная форма: гуканье, обгукиванъе. Веснянки исполняли девушки и молодые женщины — на возвышенности, над разлившейся водою. Это было рассчитано на естественный природный отклик — эхо. В песенную ткань был вплетен ритуальный возглас "Гу-у-уГ, который при многократном повторении вызывал эффект резонанса. Поющим казалось, что им отзывается сама Весна.

Середина Великого поста называлась средокрестием (среда на четвертой крестопоклонной неделе) и приходилась на один из дней марта. В этот день к завтраку подавали выпечку в форме крестов. Существовал обычай "кресты кричать". Дети и подростки, обходя дворы, выкрикивали песни, в которых сообщалось о том, что прошла половина говенья (говйна):

Половина говйна ломится,

Хлеб да редька спереводится.

За это поющие получали выпеченные кресты и другое вознаграждение.

23 апреля, в день Георгия Победоносца, повсюду совершался первый выгон скота. Св. Георгия в народе называли Егорием вешним, зеленым Юрием, а 23 апреля — Егорьевым (Юрьевым) днем. Егорий слился с древнерусским Ярилой. В его власти была земля, дикие животные (особенно волки), он мог оберечь стадо от зверя и от других несчастий. В песнях Егорий призывался отомкнуть землю и выпустить тепло.

Скотину выгоняли освященной в Вербное воскресенье вербой, рано утром (в этот день роса считалась целебной). Стадо три раза обходили с иконой Георгия Победоносца.

В Костромской области молодые мужчины обходили дворы и перед каждой избой исполняли специальные заклинательные песни, в которых батька храбрый Егорий и преподобный Макарий (святой Макарий Унженский) должны были спасти скотинку в поле и за полем, в лесе и за лесом, за крутыми горами.

Егорьев день был днем пастухов, их угощали и одаривали. Они произносили заговоры, производили разнообразные магические действия с целью сохранить стадо в течение лета. Например, пастух обходил стадо по кругу, неся в руках ключ и замок, потом замок запирал, а ключ бросал в реку.

Главным праздником православного христианства является Пасха. Ей предшествует Вербное воскресенье — самобытный русский праздник.

В народе существовали представления о плодоносящих, целебных и охранно-магических свойствах веток вербы с распушившимися почками. В Вербное воскресенье эти ветки освящались в церкви, а потом ими принято было слегка хлестать детей и домашних животных — для здоровья и роста, приговаривая: "Верба хлест, бей до слез!"

Вербная неделя сменялась Страстной, наполненной приготовлениями к встрече Пасхи.

В день Пасхи люди разговлялись обрядовым хлебом (пасхальным куличом) и крашеными яйцами. Эта еда связана с языческими представлениями и обычаями. Хлеб освящен многими ритуалами как наиболее сакральная пища, символ достатка и богатства. Яйцо, обязательная еда весенних обрядов, символизировало плодородие, новую жизнь, пробуждение природы, земли и солнца. Существовали игры, связанные с катанием яиц с горки или со специально сделанных деревянных лотков ("загонье яичное"); били яйцо об яйцо — чье разобьется.

В первый день Пасхи в западных районах совершались обходы дворов волочебщиками — группами мужчин, исполнявших волочебные песни. Главный смысл заключался в песенных рефренах (напр.: "Христос воскрес на весь свет!"). Сохраняя древнюю призывно-заклинательную и оповещательную функцию, эти песни возвещали о воскресении Иисуса Христа, что соответствовало наступлению теплой поры года и пробуждению природы. Поющих одаривали праздничными припасами, угощали.

В субботу или воскресенье первой послепасхальной недели во многих местах совершался другой обход — поздравление молодоженов в первую весну их брака. Так называемые окликали Пели вьюнйшные песни. В них величали молодых супругов (въюн-иа и въюнйиу), символом их семейного счастья был образ гнезда. За исполнение поющие требовали подарков (например, крашеных яиц).

В весеннюю обрядность органически входил культ предков, так как, согласно языческим представлениям, вместе с растительной природой пробуждались души умерших. Кладбище посещали на Пасху; на Радуницу (вторник, а в некоторых местах понедельник первой послепасхальной недели); в четверг, субботу и воскресенье Троицкой недели. На кладбище несли с собой еду (кутью, блины, пироги, крашеные яйца), а также пиво, брагу. Расстилали холсты на могилах, ели, выпивали, поминая усопших. Женщины причитали. Еду крошили на могилы и лили на них напитки. Часть припасов раздавали нищим. В конце печаль сменялась весельем ("На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут").

Поминальная обрядность представляла собой самостоятельный годовой цикл ритуалов. Ежегодные общие поминальные дни: суббота перед Масленичной неделей (мясопустная), субботы "родительские" — в Великий пост (недели 2, 3 и 4), Радуница, суббота Троицкая и — осенью — Дмитриевская суббота (перед 26 октября). Покойных оплакивали на могилах также и в храмовые праздники. Поминовение умерших соответствовало религиозным представлениям народа о душе и о загробном мире. Оно отвечало народной этике, сохраняло духовную связь поколений.

Первое воскресенье после Пасхи, а иногда вся послепасхаль-ная неделя именовались Красной горкой. С этого времени начинались развлечения молодежи: качели, игры, хороводы, которые с перерывами продолжались до Покрова (1 октября).

Качели — одно из любимых народных развлечений — когда-то входили в аграрную магию. Как писала В. К. Соколова, "подъем вверх, подбрасывание чего-либо, подпрыгивание и пр. — древнейшие магические действия, встречающиеся у разных народов. Их назначение было стимулировать рост растительности, в первую очередь посевов, помочь им подняться". У русских во время весенних праздников подобные обряды неоднократно повторялись. Так, чтобы получить хороший урожай ржи и льна, на зазеленевших полях устраивались обрядовые трапезы, а в конце считалось полезным подбросить вверх ложки или окрашенные в желтый цвет яйца. Особенно такие действия были приурочены ко дню Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи).

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
Весна

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!



Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.Из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок или кулик. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат - 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.

Заклички 22 марта
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток.

Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Обряд отпускания птиц на волю
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.

Конечно Масленица

Чтобы не забывать старинные традиции, ознакомьтесь с тем, как звать весну, печь жаворонков, как делается кукла Веснянка, кукла Мартиничка.

Содержание статьи:

Многие хотят, чтобы поскорее пришла весна. Для этого у наших прародителей были различные обычаи: печь жаворонков, а в некоторых регионах - куликов, из овсяной или ржаной муки, изготавливать шарики, чтобы задобрить Мороз, и он побыстрее ушёл. Также было принято петь специальные песни веснянки, чтобы поторопить это теплое время года с приходом.

Это прекрасные древние традиции. Не нужно забывать их, необходимо рассказывать о них детям, вместе готовиться к приходу весны.

Праздник 40 Сороков - традиции разных регионов


По славянскому календарю день прихода весны - это 22 марта. Праздник называется Жаворонки или Сороки, в честь 40 севастийских мучеников. Это и весеннее равноденствие, когда день равен ночи. У данного праздника очень много названий, вот некоторые из них:
  • Жаворонки;
  • Равноденствие;
  • Пятерочный день;
  • 40 мучеников;
  • 40 Сороков;
  • Именины жаворонка;
  • Сорочини.
Название праздника зависит от региона, также как и нюансы традиций. Так, на Руси верили в то, что в этот день прилетают жаворонки и кулики, которые приносят весну.

В Украине и в Белоруссии считалось, что в это время прилетают первые птицы из Вырия (от слова «рай»).

На этот праздник 40 Сороков, а также на 5-ю неделю Великого поста принято печь жаворонков, в некоторых регионах куликов, воробушек, орешки. В основном пернатых изготавливали в полете с распростертыми крыльями, также пекли птиц, сидящих на гнездах с яичками.

Дети с удовольствием занимаются таким творчеством, вместе со взрослыми мастерят из теста фигурки.



В Воронежской области говорят, что зиму встречаем, весну провожаем. На Сороки здесь было принято печь оладьи и блины. А пышки пекли, похожие на сорок. Внутрь клали денежку, которая должна была принести счастье. Хвост загибали наверх в виде крестика.

В других славянских регионах создавали из овсяной муки шарики в количестве 40 штук, их называли орехами. Такие угощения по одному выбрасывали каждый день за окно, приговаривая при этом, что Мороз, красный нос, дадим тебе овса и хлеба, только убирайся подобру-поздорову. Люди верили, что задобрят Мороз угощением, он, наевшись этих «орехов», уйдет, чтобы не мешать проведению весенних посевных работ.

На Переяславщине была принято в этот день варить вареники с творогом в количестве 40 штук. Этим занимались девушки, которые затем угощали яствами парней. Деревенские мальчики должны были рано утром прибежать босыми на двор и перебросить через крышу 40 щепок.

В Каргаполье праздник сорок сороков называют «Тетерочный день». Хозяйки готовили тесто, выпекали из него кружевные блины, чтобы солнышко ярче светило.

В сербских поселениях принято убирать двор и дом, а выметенный мусор сжигать. Через этот костер все домашние прыгают по 3 раза. В некоторых сербских регионах принято собираться девушкам и юношам накануне праздника, после 12 ночи разжечь костер, прыгать через него, играть, петь песни до рассвета. Когда солнце начнет всходить, вся компания идет собирать ветки вербы, с которыми и возвращались назад домой.

Но это ещё не всё, чтобы весна поскорее пришла, этими прутиками пришедшие должны были ударить своих домашних, приговаривать каждому, чтобы был быстрым, как олень, здоровым, как бык, упитан, как свинья, и рос, как верба.

А в регионе Алексинацкое Поморавье принято рано утром проглотить цветок кизила, затем произнести, чтобы этот человек был здоров, как кизил.

Не зря иногда праздник 40 мучеников еще называют «Молодожёны», «Молодые», а сербы и болгары «Младенци». Ведь у этих народов в данный день принято, чтобы новобрачные, которые прожили вместе меньше года, принимали гостей. Все пришедшие должны принести калачи с мёдом, которые символизирует сладкую, мирную жизнь молодоженов. Те, в свою очередь, должны показать свою ловкость и мастерство, как они хорошо принимают гостей и общаются с ними. Женщины пекли на этот праздник 40 калачей и первые отдавали новобрачным, не так давно вступившим в законный брак.


А в балканском регионе на праздник сорока сороков выходят из зимней спячки насекомые и змеи. У македонцев до сих пор живо предание, что в этот день прилетают ласточки, а у болгар, что аисты. Болгарские дети выходят в сельской местности с маленькими выпеченными хлебцами, катают их горы, приговаривая, чтобы зима поскорее откатилась, а весна прекратилась.

Теперь вы знаете, как принято в различных регионах отмечать праздник 40 сороков. Испеките вместе с детьми жаворонков, можно сделать этих птичек из других материалов, показать детям, как нужно закликать весну.

Печем жаворонков на встречу весны

Обязательно делайте это хотя бы раз в год, чтобы не забывать древние традиции. Если вы не знаете, когда пекут жаворонков в 2017 году, на этот вопрос легко ответить - 22 марта. Но сделать это необходимо рано утром.

Нужно не забывать, что в это время идет пост, поэтому принято делать выпечку из постного теста. Но сейчас существует множество других рецептов, с ними вы также познакомитесь. Ведь, если ребенку нужно принести жаворонков в детский сад, лучше испечь их из сдобы.


Жаворонки по классическому рецепту подойдут для верующих, которые соблюдают пост. Для теста вам потребуется:
  • 1 кг просеянной муки;
  • 120 мл растительного масла;
  • 25 г дрожжей;
  • 0,5 стакана сахара;
  • щепотка соли;
  • 250 мл воды;
  • немного сладкого чая, чтобы смазать выпечку и изюминки.
Нагрейте воду, чтобы она была теплой, растворите в ней дрожжи. В другую емкость насыпьте просеянную муку, сахар, соль. Перемешайте. В эту сухую смесь вылейте разведённые дрожжи и постное масло. Хорошо вымесите тесто, поставьте его в тепло. Лучше, чтобы оно поднялось два раза.

Можно сделать жаворонков из теста, создав сначала опару из воды, дрожжей, одной ст. л. сахара и 2 ст. л. муки.


Когда тесто поднимется нужное количество раз, раскатайте его в пласт, нарежьте на полоски размером 2 на 10 см. Каждую завяжите в центре узлом, чтобы создать головку жаворонка. Вместо глаз прикрепите изюминки. Чтобы они после выпечки были мягкими, предварительно замочите изюм на 20 минут в кипятке, обсушите.

Сделайте ножом перышки. Из теста скатайте крылья и прикрепите их на место. Посыпьте изделия сахаром или смажьте сладкой водой, выпекайте до готовности.


Чтобы ребёнок принёс в детское учреждение эти символы весны, мог составить рассказ на тему: Как я пеку жаворонков - сделайте их вместе с малышом. Чтобы упростить задачу, вы можете использовать готовое дрожжевое тесто. Если желаете, сделайте сдобное для детей самостоятельно.

Для этого нужно взять следующие продукты:

  • 6 стаканов муки;
  • 20 г дрожжей;
  • 250 мл молока;
  • 2 яйца;
  • 0,5 ч. л. соли;
  • 5 ст. л. сахара;
  • 2 ст. л. постного масла;
  • 30 г сливочного масла.
Если вы хотите, чтобы жаворонки получились более сдобными, тогда увеличьте количество сливочного масла до 200 г. Объем муки варьируйте, опираясь на свои ощущения. Готовое тесто не должно получиться жидким, но и не быть слишком крутым, чтобы изделия хорошо поднялись.


Также сформируйте птиц, смажьте их сладким чаем, посыпьте сахаром и выпекайте.

Вы можете создать крылья жаворонка немного другим способом. Для этого с одной стороны кусочка теста делается круглая голова с вытянутым клювом, с другой оно сплющивается в закругленный треугольник, который нужно разрезать ножом пополам. Затем этим же инструментом нашинковать кончики перьев в виде крыльев


Когда вы будете лепить жаворонков из теста, можете взять на вооружение еще один способ их формирования.

Начните создавать голову и треугольное тело по принципу, рассказанному только что. Но из широкого края мы делаем хвост. Второй кусочек теста формируется сначала в виде ленты, концы которой слегка расплющивают руками.


Затем их, а также хвост, нужно разрезать на маленькие полосочки, чтобы получить аналог перьев.

Обряды закликания весны - игры

После того как жаворонки или другие птицы из теста готовы, нужно выйти на улицу, нанизать каждого пернатого на палку (осторожно, чтобы не поранить руки!). Взмахивая такими приспособлениями, люди поют песни, закликают весну.

Затем птицу из теста съедают, если есть живые птицы в клетке, их было принято выпускать на волю. Если вы проводите этот праздник с детьми, приготовьте:

  • веточки;
  • жаворонков из теста;
  • трещотки;
  • расшитые полотенца;
  • свистульки.
Наденьте на детей национальные костюмы: на девочек сарафаны, платки, на мальчиков брюки, шапки, рубахи. Раздайте им свистульки, трещотки, конечно, перед этим нужно заранее порепетировать с ними. Разучите песни, призванные зазывать весну. Научите детей играть в игры, которые традиционно проходят на встрече этого времени года.

Гори, гори ясно

Для этой игры нужно выбрать мальчика, который будет водить. Остальные встают в шеренгу парами за ним. Они произносят слова знаменитой кричалки о том, чтобы горело ясно, не погасло.

Как только будут произнесены последние слова, дети из последней пары должны оббежать стоящих в колонну и того как водит. Если они успели воссоединиться до того, как водящий их осалил, тогда игра повторяется вновь. Если нет, в этом случае «горящим» становится тот, кто был осален.

Игра Ручеек


Не все знают, что игра «Ручеек» символизировала весеннее таяние снега, призывала солнышко греть ярче, чтобы поскорее растопить сугробы.


Дети встают парами по два человека, берутся за руки, но разводят их стороны, чтобы по центральной траектории мог пробежать человек. Водящий под музыку вбегает сюда, выбирает себе пару, встает с этим человеком позади всех. Тот, кто остался один, идет вперед ручья, чтобы выбрать себе новую пару.

Кёгли

На встрече весны было принято играть в кёгли, данное развлечение представляет нечто среднее между городками и кеглями. Для него вам потребуются:

  • напиленные поперёк ствола небольшие чурки;
  • палка;
  • наждачная бумага.
Чтобы дети не поранились чурками, отшлифуйте эти заготовки при помощи машинки или наждачной бумаги. Теперь данные предметы расставляются на определенном расстоянии, ребята по очереди стараются выбить кёгли. Кто будет более ловким, тот выиграл. Можно соревноваться не только по одному человеку, но и двум командам.

На праздник 40 сороков было принято изготавливать различных кукол. Ознакомьтесь с таким творчеством.

Кукла Веснянка: мастер-класс поделки

Сделайте для знакомых и друзей обрядовую куклу, подарите им, пожелав хорошей весны.


Перед началом работы положите рядом с собой:
  • полотна ткани различного цвета;
  • синтипух;
  • нитки тонкие ярких оттенков;
  • для волос пряжу;
  • красные нити ирис.
Мастер-класс:
  1. Для тела и головы вам потребуется ткань телесного или белого цвета, из неё нужно вырезать квадрат размером 12 на 35 см.
  2. Чтобы кукла Веснянка обзавелась красивым платьем, возьмите два отреза полотна с яркой расцветкой размером 15 на 35 см каждый. Так как их будет две - верхняя и нижняя.
  3. Для фартука лучше взять широкое шитьё размером 7 на 9 см.
  4. Для рукавов используйте цветную ткань 12 на 16 см.
Чтобы сделать тело куклы, положите перед собой ткань, притянув один и второй длинные края к центру. Ближе к середине этой детали поместите внутрь в складку кусочек синтепуха.


Теперь сверните эту заготовку пополам, чтобы мягкий комочек оказался наверху. Отделите получившуюся голову красной нитью, перевязав ею шею куклы.


Расправить складки, поправить узелки, нити вам поможет деревянная палочка. Изготовьте ее из палочки для суши, сделав конец более острым при помощи точилки для карандашей.



Возьмите лоскут из которого будете делать руки, сверните его так же, как скручивали тело.


Перевяжите красной нитью, чуть отступив от края, заправьте ее при помощи отточенной деревянной палочки.


Приподнимите верхнюю полу тела, положите сюда перпендикулярно руки куклы веснянки. Для придания им объёма вы предварительно можете положить в складку рук немножко синтепуха.


Закрепите этот элемент, завязав на теле красной нитью обережный крест.


Приложите к нижней части куклы отрез ткани для нижней юбки, перевяжите нитью, чтобы сформировать эту деталь одежды.


Приложите полотно для верхней юбки, приподняв его к подмышкам, перевяжите красной нитью, последовательно формируя складки.


Совсем скоро будет готова кукла веснянка. Теперь вам нужно своими руками намотать нить на соответствующий прямоугольный предмет, например, на небольшую брошюру или на диск DVD.

Разрежьте волосы с одной стороны, помогая себе деревянной шпажкой, пропустите их между двумя полосками, из которых сформирована голова игрушки. Теперь поднимите волосы наверх, свяжите их нитью того же цвета.


Если хотите, чтобы кукла Веснянка была с челочкой, тогда отделите прядь около лба, перед тем как завязывать все нити. Заплетите девушке косу, перевяжите ее сзади красной лентой. Спереди обрежьте челку до нужных размеров. Украсьте причёску золотой лентой.


Осталось привязать к игрушке фартук и ленточку, чтобы закрепить его на поясе. Вот такой чудесной получится кукла веснянка, сделанная своими руками.


Можете при помощи канцелярской скрепки зафиксировать ее на стене или положить на стол, чтобы полюбоваться проделанной работой.

Кукла Мартиничка на встречу

Так она называется потому, что такие игрушки принято делать в марте. Они используются в обряде «заклание весны». Плетут таких кукол парами, используя нитки красного и белого цвета. Первая будет символизировать весну, а вторая зиму.


Такие игрушки принято развешивать на деревьях, чтобы их колыхал ветер, а человек в это время будет загадывать желание. Схема создания куклы мартинички своими руками представлена далее.


Как видите, используя прямоугольный предмет, нужно намотать на него в ряд нитки одного цвета, предварительно продев веревочку этого же цвета с одной стороны. С другой вы разрежете нити, когда они будут намотаны. С обратного края вы перевяжите данные веревочки, чтоб выделить голову.

Прямо сейчас кукла мартиничка обзаведется руками. Для этого намотайте нитки на прямоугольный предмет меньшего размера, чем для тела. Перевяжите их с двух сторон. Вложите руки на место. Перевяжите куклу на талии. Если это мальчик, тогда разделите нити внизу пополам, зафиксируйте каждую, чтобы получились ноги.


Теперь вы знаете, как отмечать праздник 40 сороков, печь жаворонков, закликать весну, сделать куклу веснянку и мартиничку. Посмотрите искрометный видеосюжет, чтобы вам еще больше захотелось устроить такой веселый праздник.

Как сделать куклу веснянку, рассказывается в следующем видео.

Третий поможет вам испечь жаворонков. Как и героиня сюжеты, сделайте их вместе с детьми.