Задачи: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); учить самостоятельно придумывать композицию рисунка; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

Оборудование: простой карандаш; набор гуашевых красок; кисти; палитра; баночки с водой; салфетки.

Ход работы:

Педагог: Сегодня я предлагаю вам новый способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Мы будем обводить ладошки и придумывать из них интересные рисунки.
(Далее занятие ведется с демонстрацией схем для рисования.)

Динозаврик-малышонок
Улыбается спросонок:
Мама рядом, папа рядом -
Что еще для счастья надо?

Присмотритесь-ка получше:
Это кактус. Он колючий.
А когда дожди пойдут,
Все колючки расцветут.

Слониха слоненку цветы подарила,
А после на ушко еще говорила:
«Ты кушай получше, мой славный сынок,
Чтоб сильным, как папа, ты вырасти смог».

Сколько звездочек на небе?
Хоть одну достать бы мне бы,
Не достанешь ни одну -
Будем лаять на Луну.

На полянке есть пенек,
Он не низок, не высок.
Посмотрите-ка, ребятки,
Что растет на нем? Опятки!

Сына папа-осьминог целый час догнать не мог.
Еле-еле осьминожек успокоился немножко,
Потому что надо спать,
Ножкам надо отдыхать.

Мчится быстро, со всех ног
Под водой морской конек.
Вот застрял в траве густой,
Я кричу: «Попался, стой!»

Мы вместе с подружкой рисуем загадку,
Ладошку, другую прижмем по порядку.
Добавим кружков, украсим их снова -
И вот уже бабочка наша готова.

Распустился в чаще аленький цветок,
Светит, как жар-птица каждый лепесток.
Вот такое чудо. На моем листе
Оживает сказка в полной темноте.

Педагог:
- А вы хотите попробовать? Внимательно посмотрите на свои руки. Приложите ладошку к листу бумаги. Поворачивайте её, подвигайте.
- Посмотрите! Представьте! Пофантазируйте! Наши ладошки могут превратиться в кого захотим! Придумали? Тогда прижимаем ладошку и обводим простым карандашом.
- А затем дорисуйте недостающие детали.
- Ну а теперь можно раскрасить свой рисунок при помощи карандашей, мелков или красок.

Педагог:

Ребята, мы немного устали, давайте отдохнем:
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем
Рисовать опять начнем.

Педагог: Молодцы, ребята! Посмотрите, мы с вами постарались, и у нас получились красивые рисунки. Ребятки, вам понравилось превращать ладошку? (Ответы детей). Сегодня мы устроим выставку, для того чтобы родители, тоже могли полюбоваться на ваши работы.

Вот какая выставка «весёлых ладошек» получилась у нас.

Авторы: Тамаразова Юлия Николаевна, Гаммель Мария Владимировна
Должность: учитель - дефектолог, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Ручеек"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка по проведению интегрированных коррекционно – развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Озорные ножки, веселые ладошки и говорливый язычок или учимся играя"
Дата публикации: 19.01.2018
Раздел: дошкольное образование

«Ручеёк»

Методическая разработка по

проведению интегрированных

коррекционно – развивающих

занятий с детьми старшего

дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад

«Ручеёк»

Методическая разработка по

проведению интегрированных

коррекционно – развивающих

занятий с детьми старшего

дошкольного возраста

Разработали:

Тамаразова Юлия Николаевна

Гаммель Мария Владимировна

Скатецкая Ирина Анатольевна

г. Новый Уренгой

«Озорные ножки,

веселые ладошки и

говорливый язычок

или учимся играя»

Введение _____________________________________________________ стр.2

Цель. Задачи __________________________________________________стр.3

Направления работы ___________________________________________ стр. 3

Принципы ___________________________________________________ стр. 4

Календарно – тематическое планирование_____________________ стр. 6 - 33

Литература _______________________________________________стр.34 - 35

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у

детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества

детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей

д о с т аточ н о

р а зн о о б р а зн ы:

э кол о ги ч е с ка я

о б с т а н о в к а,

несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей,

увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы,

информационные

нейропсихические

перегрузки

ребенком телевидением, интернетом.).

В современной логопедии принцип комплексного коррекционного воздействия

на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят

дошкольный

наиболее

благоприятный

развития

формирования

насколько

эффективно

проводится

дошкольного

дальнейшее

обучение ребенка в школе.

Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям

формы коррекции речи.

физической

культурой

музыкальные

коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи.

Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы

этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на

использовании связи слова, музыки и движения.

Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по

преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников

открывает

дополнительные

возможности

успешного

развития

обучения.

Но что же такое логоритмика?

логоритмика

направленная

преодоление

речевых нарушений и сопутствующих им неречевых проявлений у детей с

речевой патологией путём развития, воспитания и коррекции двигательной

сочетании

Теоретической

построения

логоритмике

выступает

уровневой

организации движений Н.А. Бернштейна. Развитие движений в сочетании со

представляет

целостный

воспитательно-

коррекционный процесс.

Объектом логоритмики является структура речевого дефекта, неречевые

функции и речевые нарушения у детей с речевой патологией. Предметом –

многообразные

нарушения

психомоторных,

сенсорных

движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и

коррекции речевых и неречевых психических функций и, в конечном итоге,

адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды. Так, логоритмика

нормализации

двигательных

объединяет

корре кции

моторики,

пс ихот е рапе вт ич е с кие

общевоспитательные мероприятия.

Задачи

логопедической

определяется

оздоровительные,

образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно

выделить

1) Развитие, воспитание, предупреждение и коррекция неречевых процессов:

слухового

внимания

слуховой

оптико-пространственных

представлений,

оздоровление

укрепление

организма,

зрительной

ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в

д в и ж е н и и,

в о с п и т а н и е

п е р е в о с п и т а н и е

л и ч н о с т и.

2) Развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма

дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.п.,

речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и

методики устранения.

достижения

оптимальных

результатов

логоритмических

целесообразно

равномерного

распределения

психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:

I. Ритмическая разминка.

II. Музыкально-ритмические движения.

1. Упражнения для развития внимания.

2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

4. Упражнения для развития координации движений; упражнения на

координацию речи с движением.

III. Упражнения оздоровительного характера.

IV. Слушание музыки

VI. Упражнения для развития мелкой и крупной моторики.

VII. Упражнения для развития эмоциональной сферы.

VIII. Различные виды игр.

IX. Упражнения на релаксацию (игры малой подвижности)

логоритмическое

включает

элементы,

оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, основные

движения,

певческим

дыханием

Дыхательные

упражнения

основаны

Толкачёва

(озвученный

звуковом

Лазарева,

доступных

Емельянова. В каждое занятие мы включаем пальчиковые игры или массаж

пальцев, так как мелкая моторика напрямую связана с речью.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы –

тесная связь движения с музыкой.

Следующий

принцип

предполагает

обязательное

включение

речевого

материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это

тексы песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки на заданную

тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего и т.п.

Опираясь на свежесть восприятия ребёнка, в первой части занятия даются

музыкально-ритмические

упражнения,

направлены

тренировку

внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движения.

Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые

пронизывают все разделы занятия. По мере нарастания утомления идет переход

слушанию

Слушание

целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность детям

отдохнуть и подготовиться к игре.

Вслед за спокойным видом деятельности мы переходим к подвижной игре в

целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная

пластические

релаксация

нормализует

успокаивает детей, организует их для последующих занятий.

планировании

логоритмических

используется

концентрического

наращивания

материла

разделам

изучаемых

ежегодно

лексических

разнообразной:

сказочный

воображаемое

путешествие

экскурсия,

фольклорные

источники, элементы соревнования и т.д.

О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего

процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие

показатели:

Сформированность

лексическим

расширение

словарного запаса по лексическим темам.

Сформированность

выполнять

движения

соответствии

Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

Способность

правильно

выполнять

артикуляции

отдельно

слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.

Способность

выполнить

дыхательные

пальчиковые

упражнения,

самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление

мышц тела.

Развитие вокальных навыков.

Способность

ориентироваться

пространстве,

двигаться

заданном

направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега.

Способность

координировать

движения

мышечных

пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

Улучшение результатов диагностик развития речи.

Воспитание бережного отношения к природе, животным.

Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и

традициям народов России, родного края, труду людей.

Вся система работы направлена на решение цели - профилактике и

преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции

двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки.

Логоритмика

является

активной

включает

здоровьесберегающие

технологии,

эмоциональным

работы по формированию правильной речи

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Лексическ

Название

упражнения

ОКТЯБРЬ

«Эй, лежебоки!»

коммуникативный

Движения выполняются по тексту

Фрукты.

Пальчиковая

гимнастика

Будем мы варить компот –

Фруктов нужно много. Вот

левую ладонь держат ковшиком,

указательным пальцем мешают

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают пальцы по одному, начиная с

большого

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ

левую ладонь держат ковшиком,

указательным пальцем мешают

Игра «Эхо»

упражнение на

развитие

ритмического слуха

(Та- четверть, Ти – восьмая)

Та –Ти Ти

Та- Та – Та- Та

Та –Ти Ти

Та-Та-Та-Та

Упражнение на

«Дует ветер»

Дерево качаю – у – у – у…

Парус надуваю – у – у – у…

Соединяют ладони над головой

Плавно опускают руки

Пение «В саду»

Вокальное

упражнение

(№6, стр.20)

Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток груши бочок.

Груша зелёная, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Динамическое

упражнение /

пластический этюд

Мы идем во фруктовый сад - маршируют

Вдыхаем яблок аромат – дыхательные

упражнения

Хотим сорвать яблоки с дерева –

поднимаются на носочки, тянут руки вверх

Может быт, допрыгнем до них? – прыгают

Нужно поставить лестницу – имитируют

подъем по лестнице

Срываем яблоки и кладем их в корзину –

имитируют сбор яблок

Яблоки собрали, теперь отдохнем – садятся

на коврик

Зрительная

гимнастика

Раскололся тесный домик – моргают

На две половинки - переводят взор в

право, влево

И посыпались оттуда - переводят взор

вверх, вниз

Бусинки – дробинки - закрывают глаза

Спортивная часть

(игра, эстафета)

Эстафета: «Фруктовый сад»

Подлезание под дуги, прыжки на 2-х ногах

из обруча в обруч

поднятых вверх

Передача мяча из руки в руки в шеренге

П/игра «Собери урожай»

Собрать мячи по цвету в обручи

(красный,

зеленый, желтый) – чья команда быстрее

Релаксация

Овощи.

Огород

коммуникативный

Движения по тексту

Пальчиковая

гимнастика

Тук, тук, тук - Стучат кулачками

Раздается громкий стук - Стучат ребром

Мы капусту порубили –

Перетерли, посолили - Трут руку об руку –

«солят капусту».

И набили плотно в кадку - Стучат

кулачком по столу.

Все теперь у нас в порядке - Потирают

упражнение на

развитие

ритмического слуха

«Матушка репка»

Матушка репка, I III I

Уродись крепка: IIII I I

Ни редка, ни густа III III

До великого хвоста! IIIIIII

Упражнение на

«Дует ветер»

Дует, дует ветер – у – у – у…

Дети качают перед собой руками вправо -

Дерево качаю – у – у – у…

Качают поднятыми руками из стороны в

Парус надуваю – у – у – у…

Соединяют ладони над головой

С листьями играю – у – у – у…

Вращают кистями, разводя руки в стороны

На землю опускаю – у – у – у…

Плавно опускают руки

«Редиска»

В огороде нашем

Вокальное

упражнение

Нет редиске краше

Как сочна, красна, кругла!

Не смотрите, что мала.

«Спор овощей»

Упражнение на

развитии е чувства

1вступление - дети идут по кругу, держась за

1куплет – «сужают» и «раскрывают» круг

Припев: повторяют за педагогом хлопками

ритмический рисунок.

Зрительная

гимнастика

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съест, не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева - свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва,

Выбрать ничего не смог,

И без сил на землю слег.

(Ребята выполняют движение глазами по

Спортивная часть

(игра, эстафета)

Эстафета: «Мой зелёный огород»

Ходьба по гимн. скамейке на носках, руки

на поясе с перешагиванием через кубики.

Передача мячей друг другу по цепочке из

руки в руки между ног.

Бросок мячей в корзины (по заданному цвету).

1 команда - красные шарики, 2 команда-

зелёные шарики

П/игра: «Съедобное, не съедобное»

Игроки стоят в кругу. Водящий называет овощ

и бросает мяч игроку.

съедобное,

слово (например: стул) не съедобное, тогда не

ловит мяч.

Релаксация

Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве,

вокруг вас на поляне растут цветы. Вот

стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко

считает года. Вы чувствуете теплые лучики

солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги,

лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и

нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих

прикосновений. Вы ощущаете себя частью

природы. Эту улыбку вы пронесете и

подарите своим друзьям… Потяните руки

вверх, вдохните и откройте глаза на счет

«три». Ваша прогулка была чудесной.

«Осень.

Деревья в

наших

парках»

Коммуникативный

танец / игра

коммуникативный танец

Пальчиковая

гимнастика

«Грибы»

Топ-топ - пять шагов,

(Дети «шагают» пальчиками)

В кузовочке пять грибов.

(Показали 5 пальцев правой руки.)

Мухомор красный -

(Загибают пальцы на одной руке.)

Гриб опасный.

А второй - лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб - волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб - сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб - белый,

Ешь его смело!

Ритмическая игра

«Грибы»

Красный-красный мухомор

/ - / - ///

Белых крапинок узор.

/- / - ///

Ты красивый, но не рвём!

/- / - ///

И в корзинку не берём!

/- / - ///

Упражнение на

Лес ночной был полон звуков

(руки вверх, наклоны вправо – влево, деревья

шумят «ш – ш – ш - ш»),

Кто – то выл,

(вдох, на выдохе: «У – у - у»)

А кто мяукал,

(вдох, на выдохе «мяу - мяу»)

Кто – то хрюкал

(вдох, на выдохе: «хрю - хрю»)

Кто – то топал

Кто – то крыльями захлопал

(взмах руками)

Кто – то пел

(вдох, на выдохе «ля – ля - ля»)

А кто кричал,

(вдох, на выдохе «Ау – ау - ау»)

Кто – то глазками вращал,

(вращение глазами по кругу)

Ну, а кто – то тихо – тихо

(вдох, на выдохе «пи – пи - пи»)

вокальное

упражнение

(№ 6, стр.23)

Вдруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

Долго будет дождик плакать,

Разведёт повсюду слякоть.

Грязь и лужи на дороге, поднимай повыше

Динамическое

упражнение /

пластический этюд

«По дорожке, по тропинке»

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём,

Может быть в лесу осеннем

Мы боровичка найдём.

Зрительная

гимнастика

«Тополь»

То ли вата, то ли пух

Или, может хлопья снега

Моргают глазами

Появились летом вдруг?

Широко открывают глаза

мешка

Закрывают глаза

Спортивная часть

(игра, эстафета)

Эстафета: «Деревья в парке»

«Кто быстрее» - бег с эстафетной палочкой

Прыжки в обручи на 2-х ногах

Ползание на четвереньках до стойки.

П/игра: «Найди себе пару»

Играющие

становятся

середине.

и г р о к и

выполняют

условия (команд) водящего. По команде

«Меняйтесь парами», каждый ищет себе

другого партнёра вместе с водящим. Кто

остался без пары, тот водящий.

Релаксация

Мы пришли в осенний лес -

Полон сказочных чудес:

Золотом листва сияет, нежно солнце

согревает…

Так приятно и легко!

Дышим ровно, глубоко…

Пахнет хвоей и грибами, и опавшею листвой.

Мы прекрасно отдыхаем – расслабляемся с

«Лес.

Грибы.

Лесные

ягоды»

Коммуникативный

танец / игра

Пальчиковая

гимнастика

(сжимают и разжимают кулаки)

Мы пошли в лесок гулять,

Этот пальчик по дорожке

(Загибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

очень поздно возвратился

«Гриб –Грибок»

упражнение на

развитие

ритмического слуха

(№9, стр. 71)

Гриб – грибок, Та- Ти Ти

Гриб – грибок. Та –Ти Ти

Он забрался на пенёк. Та-Та-Та-Та-Та-Та-Та

Мимо шла Маринка, Та-Та-Та-Та- Ти Ти

Прыгнул к ней в корзинку. Та-Та-Та-Та-Ти

Упражнение на

Лес ночной был полон звуков

(руки вверх, наклоны вправо – влево ,

деревья шумят «ш – ш – ш -ш» ),

Кто – то выл,

(вдох, на выдохе: «У – у - у» )

А кто мяукал,

(вдох, на выдохе «мяу - мяу» )

Кто – то хрюкал

(вдох, на выдохе: «хрю - хрю» )

Кто – то топал

(Топаем )

Кто – то крыльями захлопал

(взмах руками )

Кто – то пел

(вдох, на выдохе «ля – ля - ля» )

А кто кричал,

(вдох, на выдохе «Ау – ау - ау» )

Кто – то глазками вращал,

(вращение глазами по кругу )

Ну, а кто – то тихо – тихо

(вдох, на выдохе «пи – пи - пи» )

«Ворона и осень»

Вокальное

упражнение

(№3, стр.63)

Кричит Ворона:

Кар-кар-кар! Караул! В лесу пожар! Куда вы

смотрите, куда? Сейчас сюда нужна вода!

То осень краски развела и, как огнём, листву

Динамическое

упражнение /

пластический этюд

«По дорожке, по тропинке»

Ножки, ножки, где вы были?

(Топают ногами)

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

(хлопают руками)

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели –

Все пенечки оглядели

«По дорожке, по тропинке»

Ножки, ножки, где вы были?

(Топают ногами)

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

(хлопают руками)

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

(закрывают и открывают ладошками

Мы искали да смотрели –

Все пенечки оглядели

(расставив руки в стороны, делают

повороты туловищем влево, вправо)

Зрительная

гимнастика

«Тополь»

Может, с крыши, может, с неба

То ли вата, то ли пух

Взор переводят вверх, вниз, вправо, влево

Или, может хлопья снега

Моргают глазами

Появились летом вдруг?

Широко открывают глаза

Кто же их исподтишка сыплет, будто из

мешка

Закрывают глаза

Спортивная часть

(игра, эстафета)

Эстафета: «По грибы, по ягоды»

Пролезание под дугой правым-левым боком

расстоянии 2 метра)

«Мы немного поиграли,

А теперь в кружочек встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!»

Один из игроков отворачивается, а кто-то из

детей задаёт вопрос «Угадай, кто я?». Если

водящий угадал друга, тот встает на его

Релаксация

Теплый ветре гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

Дуб нам хочет поклониться,

Клён кивает головой.

А кудрявая берёзка

Провожает всех ребят,

До свидания лес зелёный,

Мы уходим в детский сад.

Я познаю

себя. Тело

человека

Коммуникативный

танец / игра

«Лавата»

Выполнение движений в соответствии с

Пальчиковая

гимнастика

Очень сложен человек

(указательный палец на лбу, нахмуриться)

Двое глаз и двое век

(показываем по тексту)

И – внимательно смотри!

Уха два и две ноздри.

(показываем уши и ноздри)

А вот пальчиков – по 5

(растопырить пальцы на обеих руках)

Чтобы ими все держать

(хватающий жест руками)

упражнение на

развитие

ритмического слуха

(№ 1, стр 87)

Очень любим песни петь,

Та –Та- Ти Ти Ти Ти - Та

Только слов не знаем.

Та-Та-Та-Та-Та-Та

Но зато старательно

Та-Та-Ти Ти ТиТи-Та

Рот мы открываем!

Та-Та-Та-Та- Ти Ти

«Обними плечи»

Упражнение

дыхательной

гимнастики (перед

(№ 1, стр.58)

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

И.П.- стояка ровно и прямо, ноги чуть уже,

чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях,

подняты на уровень груди и разведены в

стороны (одна рука чуть ниже). На «РАЗ»

Обнимаем себя так, чтобы локти сблизились

друг над другом в оном месте, руки образуют

треугольник –ВДОХ!

Сделав 4- вдоха – движения подряд,

отдохнуть несколько секунд и повторить 4

раза. 4 раза по 4 движения –вдоха.

Вокальное

упражнение

(№6, стр27)

Пение с показом.

Это глазки. Вот, вот

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп – хлоп.

Это ножки. Топ-топ.

Ой, устали! Вытрем лоб!

Динамическое

упражнение /

пластический этюд

Мы ногами топ – топ – топ,

А руками хлоп – хлоп – хлоп,

Головою круть – круть – круть

Постучали в грудь – грудь.

Пяточками топ – топ – топ,

По коленкам шлеп – шлеп – шлеп,

Мы конфетку ам – ам – ам,

И погладим по бокам,

А потом животики,

Улыбнулись ротики

Зрительная

Мой веселый, звонкий мяч, моргают

гимнастика

Ты куда помчался вскачь? взор вправо,

Красный, синий, голубой широко

открывают глаза

Не угнаться за тобой

зажмуривают глаза

Спортивная часть

(игра, эстафета)

Эстафета: «Мои ножки на дорожке»

Прыжки через шнуры на двух ногах

Ходьба по гимнастической скамейке

Ползание под дугами разной высоты

П/игра «Кто быстрее»

спрятанный

спортивный инвентарь.

«Круглый, мягкий, полосатый,

Нравится он всем ребятам!

Может долго он скакать и совсем не уставать!

Релаксация

Мы ногами топ – топ – топ,

А руками хлоп – хлоп – хлоп,

Головою круть – круть – круть

Постучали в грудь – грудь.

Пяточками топ – топ – топ,

По коленкам шлеп – шлеп – шлеп,

Мы конфетку ам – ам – ам,

И погладим по бокам,

А потом животики,

Улыбнулись ротики

НОЯБРЬ

Одежда.

Обувь.

Головные

уборы

«Сапожки»

Коммуникативный

(№ 9, стр39)

Дети идут по кругу друг за другом, высоко

поднимая колени, руки на поясе:

Я иду, я иду, поднимаю ножки.

Высоко, высоко поднимаю ножки.

У меня на ногах новые сапожки.

Под музыку выполняют подскоки с

перестроением

Пальчиковая

гимнастика

Дали братьям новый дом,

Чтобы жили впятером.

Зажимают пальцы в кулак и разжимают

Брат большой не согласился

И отдельно поселился

Большой палец остается с наружи

Игра «Эхо»

упражнение на

развитие

ритмического слуха

Та- Та –Ти Ти Ти Ти

Та-Та-Ти Ти Ти

Та-Та-Ти Ти Ти Ти

Ти Ти Ти Ти Ти Ти Ти

Упражнение на

Рукавички новые, теплые, пуховые

Дуем на руки холодной струей -

Ху – ху – ху – ху - ху

Мне их бабушка связала, подарила и

сказала

«Вот теперь у внучки не озябнут ручки»

Дуем на руки теплой струей

«Одежа и обувь»

Вокальное

упражнение.

(№ 6, упр.29-30)

Это платье для Наташки –

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки.

Эти брюки для Илюши

Сшила бабушка из плюша.

Ходит в них гулять Илья,

Он большой, как ты и я.

Эти тапки для Антошки,

Чтобы в них не мёрзли ножки.

Топ –топ- топотушки,

Что за тапки?! Как игрушки!

«Ботинки»

Вот ботинки для Иринки,

Не ботинки, а картинки.

Чтобы в них гулять ходить,

Бегать, прыгать и шалить.

Динамическое

упражнение /

пластический этюд

Я сегодня рано встала,

С полки платьице достала,

Поднимают руки вверх, тянуться на носках.

Кукле стала надевать,

Приседают

А потом давай плясать!

Выполняют танцевальные движения

Зрительная

гимнастика

Ох, испачкалась одежда,

Широко открывают глаза.

Мы ее не берегли,

Взор перемещают вправо, влево

Обращались с ней небрежно,

Взор перемещают вверх, вниз

Мяли, пачкали в пыли

Закрывают глаза

Спортивная часть

(игра, эстафета)

Эстафета: «Делай быстро, делай смело»

Подлезание под шнур боком (не задень)

Прокат обруча вокруг фишки

Бег с эстафетной палочкой

П/игра: «Запрещенное движение»

Запрещенное движение – руки вверх.

Игрок называют имя того, кому бросают мяч.

Поймать его нужно, не поднимая рук высоко

Релаксация

Мы умеем бегать, прыгать,

Танцевать и рисовать.

К сожаленью, не привыкли

Расслабляться, отдыхать.

Релаксация – простая,

Очень легкая такая.

Остановим все движенья.

Вдруг, исчезнет напряженье.

И нам станет всем понятно:

Расслабление – приятно…

Перелетн

водоплава

ющие

птицы

Коммуникативный

танец / игра

Коммуникативный танец «Буги - вуги»

Пальчиковая

гимнастика

Пой – ка, подпевай – ка,

Десять птичек - стайка

(сжимают и разжимают кулачки)

Эта птичка – соловей, (поочередно

загибают пальчики)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка – серенькое

перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж,

Это – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам! (сжимаем руки

в кулаки)

«Тень-Джюм»

упражнение на

развитие

ритмического слуха

Птички – синички птиц созывали,

тень - тень – тень, джюм – джюм - джюм

Был у синичек ужин хороший,

Филина Фильку не пригласили,

тень – тень – тень, джюм – джюм - джюм

Филька явился гостем незваным,

тень – тень – тень, джюм – джюм - джюм

Всё угощенье гости склевали,

тень – тень – тень, джюм – джюм - джюм

Фильке достались лишь полватрушки,

тень – тень – тень, джюм – джюм – джюм

Упражнение на

Сел на ветку снегирек – дети взмахивают

кистями рук

Ф – ф – ф – ф – коротко, активно выдыхают

Брызнул дождик – он промок – ударяют

указательным пальцем о ладонь другой

Ф – ф – ф – ф – коротко, мягко выдыхают

Ветерок, подуй слегка, - качают руками над

Обсуши нам снегирька –

Ф – ф – ф – ф… продолжительно выдыхают

Вокальное

упражнение.

Вот гусята и гусыня

Что – то дружно ищут в тине.

Сторожит их папа – гусь.

Очень я его боюсь.

Динамическое

упражнение /

пластический этюд

Птички стали собираться,

(бегают в рассыпную)

На полянке все садятся

(приседают на корточки)

Предстоит им долгий путь.

Надо птичкам отдохнуть

И опять поря в дорогу в дорогу

(встают и вновь машут руками)

Вот и юг. Ура! Ура! (бегут по кругу)

Приземляться нам пора

(приседают на корточки

Зрительная

гимнастика

Спортивная часть

(игра, эстафета)

Можно поиграть в игру. Выбирают «ворону»

«курицу»,

остальные

«цыплята».

Дети – цыплята бегают вокруг курицы, по

«Ворона»,

приседают

«Ворона»

пытается

поймать цыплят.

Релаксация

В небе синем к нам издалека

Приплывают белые облака.

Облака плывут, плывут –

Отдых и покой несут…

Все ребятки отдохнули,

С боку на бок повернулись… потянулись –

И… проснулись!

Дикие

животны

е и их

детеныш

и осенью

Хоп-хоп-хоп»

Коммуникативный

танец (А/З)

Выполняем движения в соответствии с

Пальчиковая

гимнастика

Загибают пальцы на обеих руках на каждое

двустишие.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – уютный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней коры

Хатку делают бобры.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом

Всем тепло уютно в нём.

Дом - ладошки

Медвежонок»

упражнение на

развитие

ритмического слуха

(№ 7, стр. 38)

Медвежонок Жак простужен,

Ти Ти Ти Ти –Та-Та-Та-Та

Мёд ему сегодня нужен.

Ти Ти Ти Ти –Та-Та-Та-Та

Мёд дадим ему на ужин,

Та-Ти Ти Ти Ти -Та -Та

Потому что мы с ним дружим.

Та-Ти Ти Ти Ти -Та -Та

Упражнение на

Ежики принюхиваются.

Волк воет: «У-у-у-у-у-у».

(Произносить тихо и громко.)

Разговор Лисы и Зайца.

«Су-зу-су-зу, зу-су-зу –

Зайка, где ты был?»

- «В лесу. За-са-за-са,

ты не съешь меня, Лиса?»

«Дикие животные»

Вокальное

упражнение

(№7,стр.12)

Хвост пушистый у лисицы,

Им не зря она гордится!

Спать залёг в берлогу Миша,

Не шумите! Тише! Тише!

Рыл нору барсук в лесу-

Мох и глина на носу.

Серый волк крадётся в чаще,

Очень страшный, настоящий.

Ёжик листья тащит в норку,

Делает в лесу уборку.

Белка – ловкая зверюшка,

Попрыгушка, поскакушка.

Динамическое

упражнение /

пластический этюд

ВЕСЕЛЫЕ ЗАЙЧАТА

Ну – ка дружно все присели,

Друг на друга поглядели

И похлопали в ладошки:

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп

Что у зайцев на макушке?

Пляшут весело там ушки.

Раз подскок, два подскок –

Поскакали все в лесок

(выполняем движения по тексту)

Зрительная

гимнастика

Вот стоит большая елка – глазами вверх,

У нее большие ветки – вправо, влево,

Есть на елке даже шишки – вверх,

А внизу берлога мишки – вниз,

Зиму спит там косолапый и сосет в берлоге

лапу – закрывают глаза

Спортивная часть

(игра, эстафета)

Эстафета: «Осенний лес»

Метание в вертикальную цель

Ползание по гимнастической скамейке с

мешочком на спине

Прыжки на 2-х ногах из обруча в обруч

Имитация ходьбы животных

П/игра: «Ровным кругом»

Дети ходят по кругу.

«Ровным кругом, друг за другом.

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно, вместе

Сделаем вот так!»

Ведущий дает задание любого упражнения на

несколько повторений. Например: прыжки на

двух ногах с продвижением вперёд или

кружение в парах и т.д.

Релаксация

На полянке у осинки

Наш барсук лежит на спинке.

Он раскинул свои лапки,

И расслабил цап – царапки.

Греет солнышко животик,

Шёрстку ветерок ласкает…

Лежебока наш барсук

Мирно дремлет, отдыхает…

Зима.

Начало

зимы

«Снежок –Колобок»

Коммуникативный

(№3, стр.144)

Выполнение движений в соответствии с

Пальчиковая

гимнастика

А сейчас запоминай:

Это март, апрель и май,

Три сыночка – месяца

У весны – кудесницы.

Шаловливы и ловки

Лета красного сынки:

Вот июнь, июль, за ним

Август рыбку ловит им

Вот прошли весна и лето.

Осень в золото одета

На дворе сентябрь, октябрь

С дождиком всегда ноябрь

У зимы же, посмотри,

Дети есть – их то же три:

Декабрь, январь и февраль

Одели все в снежную шаль

«Снег-снежок»

упражнение на

развитие

ритмического слуха

(№8, стр.38)

Снег – снежок, снег – снежок,

Ти Ти –Та, Та-Ти Ти

Белый и пушистый.

Ти Ти Ти Ти ТиТи

Снег пошёл, снег пошёл,

Ти Ти –Та, Та-Ти Ти

Снежный и искристый.

Та-Та-Та-Та-Та-Та

Упражнение на

«Снежинки»

выдохните через рот.

отрывисто выдыхаем)

«Зимушка»

Вокальное

упражнение

(№ 4, стр.141)

Падал беленький снежок,

На дорожку прямо.

Мы теперь гулять

По дорожке с мамой.

Зимушка, зимушка,

Зимушка – зима!

Хорошо, хорошо.

Что ты к нам пришла!

Динамическое

упражнение /

пластический этюд

Мы идем, мы идем,

По дорожке мы идем.

Мы идем, мы идем,

Звонко песенку поем:

Ля – ля – ля…

Через сугробы мы шагаем,

Ноги выше поднимаем,

Все равно вперед идем,

Смело песенку поем:

Тра – та – та…

А теперь на лыжи встали,

Очень быстро побежали,

Мчимся с горки, не молчим,

А задорно так кричим: Ух!..

Зрительная

гимнастика

Снежинки

У сестренки, у Маринки

смотрят на ладонь широко открыв глаза

На ладони две снежинки

смотрят вправо, влево

Всем хотела показать

круговые движения глазами

Глядь – снежинок не видать

моргают глазами

Кто же взял снежинки, у моей Маринки –

закрывают глаза и отдыхают

Спортивная часть

(игра, эстафета)

Эстафета: «Зимние забавы»

Ходьба с перешагиванием через предметы

высоко поднимая колени

Прокат мяча змейкой между кубиками

Передача мячей по цепочке

П/игра:«Ловишки» с лентами

Водящий по сигналу догоняет игроков и

выдергивает ленту, закреплённую сзади за

одежду. Водящим становится игрок, который

остался, не пойман водящим.

Релаксация

Ветер, ты здесь не шуми!

Нам снежинку не буди!

Пусть снежинка расслабляется,

Сил надолго набирается.

В путь далёкий силы надо:

ей лететь за снегопадом!

ДЕКАБРЬ

Зимующ

птицы.

Дикие

животн

ые зимой

«Снегири»

Игра малой

подвижности

(№ 7, стр.42)

Вот на ветках, посмотри,

по четыре хлопка руками по бокам

В красных майках снегири,

по четыре наклона головы на каждую

Распушили пёрышки,

на первое слово каждой строки- частое

Греются на солнышке.

потряхивание руками, на второе- один

хлопок по бокам

Головой вертят,

о два поворота головы на каждую строку

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

дети разбегаются, взмахивая руками как

крыльями.

За метелью! За метелью!

Пальчиковая

гимнастика

Лес, лес, тишина

(закрывают глаза руками, затем

открывают)

капли капают дождя

(потирать ладошки, имитирую

шуршание)

пробирается ежиха

тихо – тихо, тихо – тихо,

а на встречу – еж – еж

(ритмичные хлопки)

все сильнее дождь, дождь

(хлопки по коленям)

дождь покапал и прошел

(стряхиваем руки)

снова солнышко нашел

(руки поднять вверх над головой

упражнение на

развитие

ритмического слуха

Дети кубиками отбивают ритмический

рисунок, предложенный педагогом

Упражнение на

Ежики принюхиваются.

Волк воет: «У-у-у-у-у-у».

(Произносить тихо и громко.)

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».

Разговор Лисы и Зайца.

«Су-зу-су-зу, зу-су-зу –

Зайка, где ты был?»

- «В лесу. За-са-за-са,

ты не съешь меня, Лиса?»

«Две синицы,

воробей»

Вокальное

упражнение

(№ 7, стр.40)

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек

Динамическое

упражнение /

пластический этюд

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

Дети идут по кругу

За мамой – лосихой топал лосёнок,

Идут, громко топая

За мамой – лисицей крался лисёнок,

Крадутся на носочках

За мамой – ежихой катился ежонок,

Передвигаются вприсядку

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

Идут вперевалку

За мамою – белкой скакали бельчата,

Скачут вприсядку

За мамой – зайчихой косые зайчата,

Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат

Крадутся

Все мамы и дети напиться хотят

Лицо в круг, ласкательные движения языком

Зрительная

гимнастика

«Зайчик и тучка»

Зайчик вышел погулять.

Глянул, солнца не видать. – удивление

Тучка быстро набежала,

Узелок свой развязала,

«Темное расслабление»

Спортивная часть

(игра, эстафета)

Игра «Леса и заяц»

Дети встают парами в колонну,

повернувшись лицом друг к другу,

выбирается заяц и лис

Стоп, зайчонок, не беги

По тропинке узенькой,

Лучше ты побереги

Хвостик свой кургузенький

Лис крадется вдоль тропы

Щелк – щелк, топ – топ – топ

Вряд ли ищет он грибы –

Щелк – щелк, топ – топ – топ

Ты зайчонок, не зевай

А от лиса убегай

Раз – два - три - беги!

Дети обегают колонну с двух сторон, кто

первый прибежит, тот и выиграл

Релаксация

На полянке у осинки

Наш барсук лежит на спинке.

Он раскинул свои лапки,

И расслабил цап – царапки.

Греет солнышко животик,

Шёрстку ветерок ласкает…

Лежебока наш барсук

Мирно дремлет, отдыхает…

Сладко наш барсук зевнул,

Свою спинку изогнул,

Потянулся, потянулся…

Бодро встал – совсем проснулся.

По бокам себя похлопал,

По делам в лесок потопал!

Домашн

«На птичье дворе»

Выполнение движений в соответствии с

животн

птицы.

Труд на

селе

зимой

Вокально –

двигательная

гимнастика

(№ 3, стр.114)

Пальчиковая

гимнастика

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Музыкальный горностай

Гамму и гавот играл

На гитаре горностай,

На гобое гимн сыграл,

За гармошкой он устал

Ля – ля – ля – ля – ля – ля – ля

На гобое гимн сыграл,

За гармошкой он устал

«Вот так нос у

упражнение на

развитие

ритмического слуха

Стихотворение озвучивается ритмическим

рисунком, заданным ребёнком-ведущим (на

каждую фразу меняется ведущий)

Видят дети индюка

Ка-ка-ка!Ка-ка-ка!

Вот так нос у индюка!

Ка-ка-ка!Ка-ка-ка!

Дали зёрен индюку.

Ку-ку-ку! Ку-ку-ку!

Говорят об индюке.

Ке-ке-ке! Ке-ке-ке!

Подружились с индюком

Ком-ком-ком! Ком-ком-ком!

Упражнение на

Ежики принюхиваются.

Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить

тихо и громко.)

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».

Разговор Лисы и Зайца.

«Су-зу-су-зу, зу-су-зу –

Зайка, где ты был?»

- «В лесу. За-са-за-са,

ты не съешь меня, Лиса?»

«Домашние

животные»

Вокальное

упражнение

«Мяу! Мяу!»- рыжий кот.

Он у бабушки живёт.

«Хрю! Хрю!» - а это свинка

Свинка – розовая спинка.

(№ 7,стр. 12)

«Бе –бе-бе!» -барашек чёрный,

Он весёлый и проворный.

«Гав! Гав! Гав!» - лохматый пёс,

Хвост кольцом и чёрный нос.

«И-го-го!» -вот это конь!

Хвост и грива как огонь.

«Ме! –кричит козёл сердито.-

Опрокинуто корыто!»

Динамическое

упражнение /

пластический этюд

Ходит по лесу медведь,

Хочет сесть и посидеть.

Где ж такое место есть,

Чтобы мог медведь присесть?

То высок пенек,

То торчит сучок

То мокрый мох, то мох пересох.

То низкий пень,

То густая тень,

То узкий ров,

То гнездо муравьев,

То кричит сорока

То речка –

Нет хорошего местечка.

Эта сказка о медведе,

О медведе - привереде

Зрительная

гимнастика

Спортивная часть

(игра, эстафета)

Эстафета: «Мои ножки на дорожке

Ползание

четвереньках

Обратно – бегом

Прыжки на двух ногах с продвижением

Ползание по гимнастической скамейке на

ладонях и коленях.

П/игра «Река-озеро-море»

2 команды выполняют задания на скорость

– кто быстрее

передвигаются,

«паровозиком»

Озеро – дети перестраиваются в круг держа

друг друга за плечи.

Море – дети в кругу, взявшись за руки.

Релаксация

В небе синем к нам издалека

Приплывают белые облака.

Накрывают облака мягким одеялом…

Как приятно и легко

Всем ребятам стало!

Белой пеной облака нежно окружают,

В сон волшебный и прекрасный

Деток погружают.

Вот закрылись глазки – снятся детям

Игрушки

«Жмурки с игрушкой»

Коммуникативная

(№ 8,стр.90)

Дети образую круг, в центре которого стоит

водящий с завязанными глазами. Дети

передают по кругу игрушку-пищалку и

пищат ею на слово «пять» - водящий должен

показать у кого из детей игрушка-это будет

новый водящий.

Раз, два, три, четыре, пять!

В жмурки будем мы играть.

И игрушкою пищать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальчиковая

гимнастика

Матрешка

Ростом разные подружки,

Пальцы сжаты в кулак.

Непохожи друг на дружку,

Разжимают пальцы по одному.

Все они сидят друг в дружке,

И всего одна игрушка

Сжимают пальцы в кулак

Если хочешь поиграть

Потирают ладони.

Надо всех их разобрать

Разжимают по одному пальцу

упражнение на

развитие

ритмического слуха

Ритмический рисунок передаётся с помощью

Неваляшку на подушку Ти Ти- Та-Та -

Ти Ти –Та-Та

Я никак не уложу. Та-Та-Та-Ти Ти

Непослушная игрушка – Ти Ти –Та-Та

Ти Ти –Та-Та

Это точно я скажу. Та-Та-Ти Ти Ти ТиТи

(Б. Лемма)

Упражнение на

«Снежинки»

Давайте сделаем так, чтобы снежинки

«полетели», глубоко вдохните через нос,

вытяните губы трубочкой и медленно

выдохните через рот.

– А теперь, внимательно, посмотрите на свои

снежинки. Они одинаковые или разные?

Большие и маленькие (сдуваем большие –

глубоко вдыхаем и долго выдыхаем; сдуваем

маленькие – глубоко вдыхаем воздух и

отрывисто выдыхаем)

«Игрушки –

зверушки»

Вокальное

упражнение

(№ 7, стр.57)

У меня живут зверушки,

Симпатичные игрушки:

Раз – котёнок, два – козлёнок,

Три – румяный поросёнок,

И ещё большой коняга,

И щенок Трезор, дворняга. Гав!

Динамическое

упражнение /

пластический этюд

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать

Выполнение движений по тексту

Зрительная

гимнастика

Загудел паровоз Широки открывают

И вагончики повез: Взор переводят вправо,

Чу- чу – чу, чу – чу – чу,

Взор переводят

вверх, вниз.

Далеко я укачу! Закрывают

Спортивная часть

(игра, эстафета)

Эстафета: «Повторяй, не ленись!»

Прыжки на гимнастических мячах

Ходьба с перешагиванием через набивные

Пролезание в обручи с эстафетной палочкой.

(2 больших обруча)

П/игра с речевым сопровождением

«Еле, еле, закружились карусели» (в парах)

«Мы на карусели сели

Завертелись карусели.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем

Ветер по морю гуляет

Ветер лодочку качает

Весла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем

К берегу пристала лодка

Мы на берег спрыгнем ловко

(сопровождение с движениями)

Релаксация

Мы умеем бегать, прыгать,

Танцевать и рисовать.

К сожаленью, не привыкли

Расслабляться, отдыхать.

Релаксация – простая,

Очень легкая такая.

Остановим все движенья.

Вдруг, исчезнет напряженье.

И нам станет всем понятно:

Расслабление – приятно…

Новый

«В лесу родилась ёлочка»

Пальчиковая

гимнастика

Вот и к нам пришла зима:

Указательный и средний пальцы «ходят» по

На деревьях – бахрома,

Пальцы стучат по столу.

Из окна не виден двор –

Все стекло покрыл узор

Пальцы сжаты в замок; не разводя замка,

разгибают и сгибают пальцы

«Ёлочка»

упражнение на

развитие

ритмического слуха

(№7, стр.31)

Наша ёлочка краса,

Та-Та-Ти Ти Ти Ти- Та

Поднялась под небеса.

Та-Та-Ти Ти Ти Ти –Та

Стройная красавица,

Ти Ти-Та –Ти Ти Ти –Та

Всем ребятам нравится.

Ти Ти Ти Ти –Та-Та-Та

Упражнение на

«Снежинки»

Давайте сделаем так, чтобы снежинки

«полетели», глубоко вдохните через нос,

вытяните губы трубочкой и медленно

выдохните через рот.

– А теперь, внимательно, посмотрите на свои

снежинки. Они одинаковые или разные?

Большие и маленькие (сдуваем большие –

глубоко вдыхаем и долго выдыхаем; сдуваем

маленькие – глубоко вдыхаем воздух и

отрывисто выдыхаем)

Вокальное

упражнение

Поётся первый куплет и припев

программной праздничной песни.

Динамическое

упражнение /

пластический этюд

Белый, вкусный снег идет,

Попадает прямо в рот.

Идут по кругу, руки в стороны, машут

кистями рук

Если очень захочу,

Снег весь разом проглочу!

Идут, высоко поднимая колени, руки на

И тогда что будет, братцы!

И сугробов не видать,

Приседают низко, берутся за голову руками,

качают головой вправо, влево.

И в снежки не поиграть

Имитируют бросание «снежков»

И на лыжах не побегать

Имитируют бег на «лыжах»

Плохо будет всем без снега!

Ходьба на месте.

Вот поэтому, друзья:

Снег не съем, пожалуй, я!

Произнося все хором и громко:

«Снег не съем, пожалуй, я!»

Зрительная

гимнастика

Деревья зимою

Деревья зимою, «Вертикали»,

Деревья зимою «Горизонтали»

Пронизаны ветром

И стужей самою «Расслабление»

И старые сосны,

И острые ели «Жмурки»

Встают, как солдаты,

Навстречу метели «Расслабление»

Спортивная часть

Приседание с заданиями

(игра, эстафета)

«Ванька-встанька, Ванька-встанька,

Приседай-ка, приседай-ка.

Не послушный ты какой!

Нам не справиться с тобой…»

П/игра:

«Выбивалы»

2 команды. Одна команда в кругу, другая

команда выбивает мячом детей по одному из

Релаксация

Лёгкая снежинка – белая пушинка

Легла на ладошку отдохнуть немножко.

Лучики расслабила и прикрыла глазки…

Лёгкая, воздушная, словно фея в сказке…

Ветер, ты здесь не шуми!

Нам снежинку не буди!

Пусть снежинка расслабляется,

Сил надолго набирается.

В путь далёкий силы надо:

ей лететь за снегопадом!

Литература

Учитель – дефектолог:

И.Е.Аварина Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – 2-е

изд. – М.:

Айрис – пресс, 2006

А.А. Гуськова Подвижные и речевые игры для детей 5 – 7 лет. – Изд. 2-е,

исп. – Волгоград: Учитель 2012

О.В. Тырышкина Игровые логопедические занятия по мотивам сказок 5 – 7

– Изд. 2-е, исп. – Волгоград: Учитель 2012

С.Ф.Рыжова Коррекционно – развивающие технологии в работе с детьми 5

– 7 лет с нарушением речи. – Изд. 2-е, исп. – Волгоград: Учитель 2012

А.В. Никитина «33 Лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на

координацию движений, загадки для детей», издательство КАРО, С-П,

Е.А. Чевычелова «Зрительная гимнастика для детей 2 – 7 лет», Волгоград

изд. «Учитель» 2012;

Музыкальный руководитель

Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в

детском саду:

занятия, игры, упражнения. Волгоград, 2012

2. Голубева Н.В. Серебряный колокольчик. Тюмень, 2008.

3. Каплунова И.А., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие

чувства ритма у

детей. СПб, 2007

4. Картушина М.Ю. Вокально – хоровая работа в детском саду. М., 2010

5. Крупа – Шушарина С.В. Логопедические песенки. Ростов н/Д,2010

6. Крупа – Шушарина С.В. Хрестоматия песенок – скороговорок и песенок –

вокализов.

Ростов н/Д, 2013

Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки,

музыкальная

пальчиковая гимнастика, подвижные игры

Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно –

развивающей

работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки» - СПб.:

ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2014.-96с

9. Пилипенко Л. Азбука ритмов. М.; Изд.В.Катанский, 2004.

10. Судакова Е.А. логопедические музыкально- игровые упражнения для

дошкольников.

Инструктор по физическому воспитанию

В.Т.Кузнецов, Б.Б.Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»,

программа методическое пособие. Линка-пресс, М.: 2000.

Методическое пособие под редакцией Л.В. Шапковой, «Подвижные игры

для детей с нарушением в развитии». Санкт Петербург «Детство-Пресс»,

Т. Г. Анисимова, Е.Б.Савинова. Оздоровительное пространство ДОУ

«Физическое развитие детей 5-7 лет. Волгоград. Изд.: «Учитель», 2008.

Л. И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду». Изд.

«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М.: 2015.

И координацию движения рук.

Оборудование: простой карандаш; набор гуашевых красок; кисти; палитра; баночки с водой; салфетки.

Ход работы:

Педагог: Сегодня я предлагаю вам новый способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Мы будем обводить ладошки и придумывать из них интересные рисунки.
(Далее занятие ведется с демонстрацией схем для рисования.)

Динозаврик-малышонок
Улыбается спросонок:
Мама рядом, папа рядом -
Что еще для счастья надо?

Присмотритесь-ка получше:
Это кактус. Он колючий.
А когда дожди пойдут,
Все колючки расцветут.

Слониха слоненку цветы подарила,
А после на ушко еще говорила:
«Ты кушай получше, мой славный сынок,
Чтоб сильным, как папа, ты вырасти смог».

Сколько звездочек на небе?
Хоть одну достать бы мне бы,
Не достанешь ни одну -
Будем лаять на Луну.

На полянке есть пенек,
Он не низок, не высок.
Посмотрите-ка, ребятки,
Что растет на нем? Опятки!

Сына папа-осьминог целый час догнать не мог.
Еле-еле осьминожек успокоился немножко,
Потому что надо спать,
Ножкам надо отдыхать.

Мчится быстро, со всех ног
Под водой морской конек.
Вот застрял в траве густой,
Я кричу: «Попался, стой!»

Мы вместе с подружкой рисуем загадку,
Ладошку, другую прижмем по порядку.
Добавим кружков, украсим их снова -
И вот уже бабочка наша готова.


Распустился в чаще аленький цветок,
Светит, как жар-птица каждый лепесток.
Вот такое чудо. На моем листе
Оживает сказка в полной темноте.

Педагог:
- А вы хотите попробовать? Внимательно посмотрите на свои руки. Приложите ладошку к листу бумаги. Поворачивайте её, подвигайте.
- Посмотрите! Представьте! Пофантазируйте! Наши ладошки могут превратиться в кого захотим! Придумали? Тогда прижимаем ладошку и обводим простым карандашом.
- А затем дорисуйте недостающие детали.
- Ну а теперь можно раскрасить свой рисунок при помощи карандашей, мелков или красок.

Педагог:

Ребята, мы немного устали, давайте отдохнем:
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем
Рисовать опять начнем.

Педагог: Молодцы, ребята! Посмотрите, мы с вами постарались, и у нас получились красивые рисунки . Ребятки, вам понравилось превращать ладошку? (Ответы детей). Сегодня мы устроим выставку, для того чтобы родители, тоже могли полюбоваться на ваши работы.

Вот какая выставка «весёлых ладошек» получилась у нас:



Нравится 1 Плохо 0

О том, что можно рисовать ладошками, я узнала совсем недавно. Хотя, казалось бы: что может быть проще? Но почему-то в нашем детстве такого не было. И даже лет 10-15 назад, когда это могло быть интересно моей старшей дочке, такого тоже никому в голову не приходило. А может быть, этот интереснейший художественный прием был мало известен. Так или иначе, но малышам повезло: сейчас рисование ладошками очень популярно. И мы тоже решили попробовать!

Пусть у него не восемь ног, узнаваем осьминог! Несколько штрихов - и отпечаток ладошки превращается в лебедя. В каждом рисунке - солнце! И цветок, и птица могут получиться все из тех же отпечатков ладошки и пальчиков.

Среди множества идей для первого опыта мы выбрали одну из самых простых: цветы. Зато на рисунке нашлось место для участия и сыну, и дочке. Поэтому оба были счастливы, а для бабушек и домашней выставки получились замечательные рисунки.

Мы использовали самые обычные гуашевые краски. А ладошки намазывали кисточкой.

Цветы - ладошки, стебли - ребра ладоней. И облака - пальчиками.

Рекомендую и вам со своими детьми попробовать рисовать ладошками. Это очень просто, интересно и полезно. Дети в восторге от возможности перемазаться в краске - это уже огромный плюс! Ведь положительные эмоции всегда идут на пользу. При этом специалисты уверяют, что процесс рисования пальчиками и ладошками эффективно развивает мелкую моторику.

Когда намазывали краской ладошку, сын смеялся: «Щекотно!»

Дочка терпеливо ждала своей очереди, а потом старательно делала свой «вклад» в рисунок.

А еще такой стиль рисования отлично влияет на фантазию, художественное воображение малышей. В привычном они учатся видеть новое, нестандартное. И мы обязательно будем рисовать ладошками и пальчиками снова и снова, чего и вам желаем!

(Кстати, мы будем рады, если вы расскажете о своем опыте такого рисования или поделитесь другими интересными идеями.)

Татьяна Лукьяненкова, специально для сайта « «.

Рисование ладошками и пальчиками в детском саду. Мастер-класс для детей 4-6 лет «Белочка в дупле».

Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида №30 "Теремок", город Рыбинск Ярославской области.
Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования , а также творческим родителям . Предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста . При индивидуальной работе доступен младшим дошкольникам.
Цель: формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования.
Задачи:
- познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (отпечатками ладошек, пальчиков, штампа из мятой бумаги);
- развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук;
- формировать интерес к занятиям по изодеятельности;
- формировать элементарные экологические представления;
- вызвать эмоциональный отклик;
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы.
Материалы и оборудование:
лист бумаги формата А4
гуашь
лист бумаги для изготовления штампа
художественная кисть
баночка для воды
небольшая ёмкость для разведения краски

Заходишь в осенний парк, видишь дуплистое дерево, и думаешь, что здесь непременно живёт белочка-хлопотунья. Действительно, бывает и так.
Дуб, ольха, липа, сосна... Со временем в них появляются дупла. Это может быть результат работы дятла или удара молнии. Но чаще всего это процесс гниения и старения дерева.
Известно, что белочки сооружают себе из веток закрытые гнёзда с отверстием-лазом. Но если подвернётся подходящее дупло, они умело строят в нём жилище. Дно выстилают сухой травой, мхом, лишайниками. Делают в нём и небольшие запасы.
Крепка у дерева кора.
И всё же в дереве - дыра.
В дыре уютно и тепло,
Там дом, там беличье дупло.
Жалеет дерево кору:
«Зашить, заштопать бы дыру!»
Но там уют, но там тепло,
Там дом, там беличье дупло!
Вздыхает дерево порой:
«Бог с ней, с корой!
Бог с ней, с дырой!
Зашью, заштопаю потом -
Внутри меня у белки дом!»
(Г.Дядина)

Попробуем представить себе старательную хозяюшку, поселившуюся в дупле дерева, и нарисуем её.

Развлечение «Наши звонкие ладошки».

Цель: развитие речи детей и формирование двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание у детей праздничного, веселого настроения.
Задачи: Развивать чувство ритма, координировать речь с движениями. Развивать творческое воображение детей, способность и умение передавать образы через двигательную деятельность. Воспитывать у детей дружелюбие, радость от солидарности со сверстниками при выполнении заданий.

Ход развлечения:

Воспитатель: Сколько здесь перчаток разных,

Ярких и хороших.

У кого же нынче праздник?

Праздник у ладошек.

Воспитатель: Верно, ребята, сегодня праздник ладошек.

Наши ладошки целый день

И рисуют, и играют,

Они на месте не сидят -

Они плясать скорей хотят!

Протяните друг другу ладошки, беритесь за ручки и становитесь скорее в большой круг.

Хоровод «Я и солнышко».

Воспитатель: А теперь проверим вашу ловкость.

Игра «Береги руки».

Играющие образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель становится в середине круга. Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх. По сигналу воспитателя: «Береги руки!» ребенок прячет их за спину, как только воспитатель хочет коснуться его рук.

Воспитатель: Посмотрите, на окошке

Улыбаются ладошки.

Красивые, удаленькие,

Большие или маленькие? (Большие)

Верно, ребята.

На окошке большие ладошки, это ладошки мамины.

А у вас маленькие.

Скучают на окошке огромные ладошки.

Хотят, чтоб рядом крошки смеялись на окошке.

А маленькие крошки сбежали по дорожке,

И плачут - помогите, домой вы нас верните.

Разбрасывает по полу маленькие бутафорские ладошки.

В лужу все упали, мокрыми все стали.

Мы ладошки соберем, просушиться отнесем.

Аттракцион «Развесь ладошки на веревочку».

Воспитатель: Ладошки будем мы сушить,

Будем пальчиком грозить.

Знайте вы, что никогда от мамы убегать нельзя.

Воспитатель: Есть еще игра для вас, называется она:

Игра «Подними ладошки выше».

Воспитатель: А сейчас игра на внимание. Вы внимательно должны слушать вопросы и показать ответ.

Игра «Что умеют наши ручки».

Воспитатель задает вопросы, дети ладошками показывают ответы.

Что делают ручки, когда мы встречаемся?

Что делают ручки, когда мы прощаемся?

А если оленя хотим показать?

А если как зайки хотим поскакать?

А воду ладошками как набирают?

А как покажите на скрипке играют?

А в двери как будем ладошкой стучать?

А как показать если надо молчать?

А как будем строго мы пальцем грозить?

Как можно ладошкой себя похвалить?

Воспитатель: Молодцы, веселая вышла ребята игра. Давайте же скажем ладошкам УР-РА!

Дети: УРА! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: Что-то ручки наши заскучали.

Наши ручки долго не играли.

Где наши ладошки - звонкие хлопошки?

Упражнения для рук Е. Макшанцевой «Разминка».

Воспитатель: А теперь веселая физминутка.

Физминутка «Хлоп, ладошка, хлоп, другая».

Вот игра у нас какая:

Хлоп - ладошка, хлоп - другая.

Правой левую ладошку

Мы похлопаем немножко,

А потом ладошкой левой

Ты хлопки по правой делай.

Вверх ладошки - хлоп-хлоп,

По коленкам - шлеп-шлеп,

По плечам теперь пошлепай,

По бокам себя похлопай.

Вправо можем, влево можем,

А теперь за спину сложим.

Воспитатель: Ой, какие у ребят красивые ладошки, так и рвутся в круг потанцевать. Ну-ка, ладошки, становитесь в круг!

Танец «Ладушки-ладошки ».

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.