Цель: Закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека. Помочь детям устанавливать зависимость конструкции и внешнего вида от назначения часов. Воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых, бережное отношение к приборам.

Тема рассчитана на три занятия:

  1. Шесть рассказов о часах.
  2. Принцип работы механических и песочных часов. Рассказ о Кулибине.
  3. Выставка часов. Игра – викторина “Кто больше знает о часах”.

ЗАНЯТИЕ 1.

Первый рассказ. СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ.

Давным – давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.

Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему? (По И.Мельникову.)

На прогулке сделать солнечные часы. Понаблюдать за их работой.

Второй рассказ. ЧАСЫ – ПЕТУХ.

Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку – ка – ре – ку!”.

Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло...

Скоро утро! Довольно спать!

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца и звезды не светят в пасмурную погоду? И придумал человек часы более надежные: они и с жердочки не свалятся и лиса их не унесет.

Третий рассказ. ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ .

Демонстрируются водяные часы.

В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Водяные часы тоже оказались неудобными (почему?), потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды в сосуд наливалось молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком?

Четвертый рассказ. ЧАСЫ – ЦВЕТЫ.

Давным – давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в “свое собственное” время. Так появились цветочные часы. Но “ходят” они только в солнечную погоду.

Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лен и другие.

Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать... В пасмурную погоду цветочные часы не “работают” совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. (По Ю. Дмитриеву.)

Пятый рассказ. ЧАСЫ – СКАЗКА.

Часы – сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: “Ку-ка-ре-ку-у!” – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.

Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. “Во саду ли, в огороде”, – поют весело музыканты.

Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики.

Шестой рассказ. КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ.

Самыми главными являются Кремлевские часы. Они установлены на Спасской башне в Москве. Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей необъятной Родины.

И в столице,
И в станице,
И в ауле слышат нас.
В облаках –
На самолетах,
И в морях –
На пароходах,
В рудниках
И на заводах,
Всюду, всюду
Слышат нас.
С. Погореловский.

ЗАНЯТИЕ 2.

На втором занятии воспитатель рассказывает о Кулибине и читает следующие два рассказа о часах.

Седьмой рассказ. ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ.

После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.

У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1 минуту. Как вы думаете, что можно успеть сделать за одну минуту? Пользуются ли теперь песочными часами? Кто? (Врачи и медсестры в поликлиниках, больные по этим часам получают процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.)

(По М. Ильину, Е. Сегал.)

Восьмой рассказ. КАК УСТРОЕНЫ ЧАСЫ.

Прошло много времени с тех пор, как человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки.. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

На улицах, башнях, в метро висят большие электрические часы У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули, еще минута – снова прыгнули.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.

Еще есть карманные, настольные, настенные часы, часы – кулон и много других часов.

ЗАНЯТИЕ 3.

На третьем занятии организуется выставка часов, проводится игра – викторина.

– Сегодня я поведу вас в сказочный замок – Волшебный замок часов. Хозяин этого замка – добрый Гном.

Закройте на минутку глаза, а когда откроете, окажетесь перед воротами Волшебного замка.

Дети закрывают глаза. В это время входит старшеклассник в костюме Гнома (борода, шапка).

Дети открывают глаза и видят перед собой Гнома.

– Здравствуйте, дети. Я – Главный часовщик замка. Вы сможете попасть в замок, если отгадаете мои загадки.

Кто ходит ночь,
Кто ходит день,
Не зная, что такое лень?

– Конечно же это часы! – восклицают дети.

– Послушайте еще одну загадку:

Стучат, стучат, не велят скучать.
Идут, идут, а все тут, да тут.

– Это загадка тоже про часы.

После этого Гном приглашает детей пройти в ворота Замка (красочно оформленная дверь в другую комнату).

Главный часовщик начинает свой рассказ:

– В этом Замке хранятся самые разнообразные часы. Здесь вы найдете настенные и напольные часы. О чем вам говорит их название?

– Настенные потому, что их надо вешать на стену, а напольные стоят на полу.

– Верно. Может быть вы догадаетесь, как называются часы на башне? (Показать иллюстрации)

– Башенные.

Затем Гном обращает внимание детей на часы, похожие на дворец.

– Это старинные часы, – поясняет Гном. – они обычно стоят на камине. Попробуйте дать им название. (Каминные).

А здесь стоят будильники. Они бывают с колокольчиками, с трещетками, звоночками.

Гном заводит будильник и он звенит.

– Когда за ним хорошо ухаживают, не забывают заводить, он всегда показывает точное время и будит вовремя.

Затем Гном привлекает внимание детей к другим часам.

– Эти часы носят на руке. Они называются...

– Наручными!

– А вы видели часы круглые с крышечкой? Они висят на цепочке. Только их не надевают на руку, а прячут в кармане. Дайте им название.

– Карманные.

– В старину делали карманные часы с музыкой. Крышка открывалась и звучала мелодия.

Вы видели много разных часов. Все они чем-то похожи. Чем же?

– У всех часов есть стрелки, цифры.

– Совершенно верно. Стрелки и циферблат есть почти у всех часов. Посмотрите вокруг и найдите часы без стрелок.

Дети показывают электронные и песочные часы. Дают им названия.

– Самые современные – электронные часы. Точное время на этих часах показывают светящиеся цифры.

Художники – дизайнеры придумали разные виды часов: часы – кулон, часы – перстень, часы – браслет и т д.

Дети благодарят Главного Часовщика и уходят из замка.

Викторина строится на вопросах и проводится в виде соревнования двух команд. Для каждой команды приготовлен циферблат. За каждый правильный ответ стрелка на циферблате перемещается на одно деление.

  1. При помощи какого прибора измеряется время?
  2. Всегда ли были часы?
  3. Как люди измеряли время до появления часов?
  4. Как называются главные часы нашей Родины и как они называются?
  5. Какую пользу человеку приносят часы?
  6. Каких часов нет в Волшебном замке у Гнома? (Солнечных, водяных)
  7. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
  8. Что означает поговорка “Работает, как часы”?
  9. Почему о часах можно сказать “недремлющие часовые”?
  10. Можно ли остановить время или его увидеть?
  11. Что главное в часах?
  12. Какая стрелка важнее?
  13. Что можно сделать за одну минуту, полчаса, час?
  14. Из слогов ПО, РЯ, ДОК, ВРЕ, МЯ, БЕ, РЕ, ЖЕТ (карточки со слогами в беспорядке закреплены на доске) собрать пословицу.

Занятие заканчивается подведением итогов викторины.

Посвящается детям.

«Время движется под музыку
В ритме танго –
Шаг вперед, шаг назад.
То прыжок, то зигзаг».

Из песни.

Жили-были часы… Постойте! Погодите! Почему сказки у нас всегда начинаются с похорон? Почему жили? Почему были? Нет! Живут! Есть!
Итак, живут-есть у меня часы. Постойте! Опять погодите! Почему живут? Часы-то у меня одни. Вернее – один. Один, потому что он, часы – мужчина. Люди думают, что часы не имеют пола и поэтому существуют во множественном числе. Но это не так. Кто не согласен со мной, тот пусть понаблюдает за ними и убедится, как я прав. Часы очень страдают от множественного числа и часто впадают в раздвоение личности. А это очень неприятная болезнь, уж поверьте мне.
Но я несколько отвлекся. Так вот, часы те были мужчиной, и в подтверждение тому его имя – Фанг. Понимаете, Фанг, а не какая-нибудь Фанга или Фангина. Я вначале не очень уважительно отнесся к нему – он был самого простого устройства, да к тому же китаец, хотя и пытался обмануть надписью на циферблате по-английски. Но он исправно отсчитывал Время, а ведь всем известно, какое нелегкое это дело. Тем более в одиночку.
Я видел, как трудно ему бороться с безвременьем. И скучно. Иногда на Фанга находила черная меланхолия, и он отказывался делать свою работу; тогда я подгонял его свежей батарейкой, и он, повздыхав, вновь принимался перелопачивать секунды, минуты и часы. Он, как я уже говорил, был самого простого устройства, и не умел отличить дня от ночи; тем более не знал, понедельник сегодня или вторник. Да я и не требовал этого от него; лишь бы не ленился и не спешил слишком торопиться.
Однажды я купил ему подругу. Она была из породы круглолицых – истинная азиатка. Но, почему-то стеснялась своего лица, и все время старалась захлопнуться круглой же крышечкой. А может, она была целомудренна? Это предположение кажется мне более правдоподобным, ведь истинные азиатки всегда целомудренны. Сколько ни пробовал Фанг открыть ее личико, ему это так и не удалось. Как Петрухе из «Белого солнца…».
К счастью, он не повторил печальную судьбу того молоденького солдатика.
Но я опять отвлекся. Так вот, Нескафе, так звали круглолицую азиатку, уж не знаю, какое отношение она имела к фирме – производителю кофе, ибо я подозреваю, что и она была китаянкой, разве что она была самозванкой – за китайцами и китаянками водится такой грешок. Я далек от мысли бросить тень на всех представителей великой нации, но кое-кто из них занимается торговой мимикрией, это общеизвестный факт.
Так вот, Нескафе оказалась еще заядлой путешественницей и, то постоянно увязывалась со мной на работу или в командировки, а то и вовсе уехала с моей племянницей, упросив ту взять с собой.
Возможно, она не была ни застенчивой, ни целомудренной, а все объяснялось тем, что она невзлюбила Фанга. За что? Да хотя бы за то, что Фанг был негром. Да-да! Эдаким китайцем-негром, черным, как казахский казан в темную ночь. Правда, лицо у него было белым, если не считать тех двенадцати чисел, немного портивших ему вид.
Но, возможно, Нескафе не была расисткой и ничего не имела против цвета кожи Фанга, а просто хотела остаться верной своему возлюбленному из магазина, с которым я невольно разлучил ее. И это предположение кажется мне более правдоподобным, если учесть, что и меня она недолюбливала и постоянно обманывала, отчего я часто опаздывал на работу.
После ее отъезда Фанг вновь заскучал. Он стал часто останавливаться без видимой причины, и я подумал, что он смертельно болен и что скоро умрет. Вы же знаете, как короток век у китайцев. Поэтому и решил купить замену, не дожидаясь, пока он скончается и у меня остановится Время.
В этот раз я купил часы помоложе, совсем еще зеленые, в надежде, что они проживут дольше. И одной с Фангом квадратной породы из нестеснительных с открытым лицом. Зелененькая оказалась девочкой. Звали ее коротко – Да, но зато у нее имелась фамилия – Кианг. Вы, наверное, уже догадались, что Да китаянка? Конечно, ведь Кианг – известная китайская фамилия, это подтвердит любой продавец китайскими часами.
Кианг Да сразу показала свой шустрый нрав, - она старалась обогнать само Время! Но разве это мыслимо? А может, она просто озорничала так, кокетничая с Фангом? Возможно, возможно… Голосок у Да был нежным, и она тоненько так тикала: тик-тик, тик-тик, тогда как Фанг такал басовито: так-так, так-так.
Я поначалу расставил их в разные комнаты, - хотел, чтобы Время в разных частях дома шло одинаково, но очень скоро заметил, что Да старается оказаться рядом с Фангом, для чего упрашивала моих детей перенести ее в другую комнату. Она была хитрой и не говорила им прямо: «Отнесите меня к Фангу!», а жаловалась: «Как мне жарко! Как здесь душно. Как тяжело работать в этом адском пекле. Нет ли у вас комнаты попрохладней?». Ничего не подозревающие дети переносили Да в другую комнату, туда, где такал Фанг, и она принималась весело тикать ему в такт.
Но, когда я, заметив, что оба часа идут в одном месте, переносил Фанга туда, откуда принесли Да, она начинала умолять детишек: «Как здесь холодно! Я замерзаю, и скоро совсем остановлюсь. Тик…ти…». Как будто уже анкер заел от холода. Обманутые дети возвращали ее туда, где она намедни «задыхалась от духоты», а теперь оживала и продолжала весело тикать в унисон тактам Фанга.
В конце концов, я оставил ее в покое. «Пусть идет рядом с Фангом, если ей так нравится», - решил я. Тем более, что я заметил – с тех пор, как Да привязалась к Фангу, он перестал хандрить и ни разу не подумал остановиться или отстать. Фанг бодро будил меня по утрам, и его звонкой трели нежно вторила Да: «тили-тили, тили-тили». Словно намекала на известную дразнилку «тили-тили тесто – жених и невеста».
Часы (как естественно говорить так о двух, как минимум, часах. Что за нелепое правило говорить множественно об одном часе? Вот взять Вас, читатель. Как бы Вам понравилось, если бы о Вас сказали: «Вон, идут человеки». Вы бы непременно оглянулись, думая, что за Вами идет еще кто-нибудь. Разве не так? Хотя и тут я обратился множественно, на «Вы» вместо единственного «ты» - еще одно нелепое правило.) мои бодрствовали всю ночь напролет. Им было намного легче вдвоем – можно было одним расслабиться и дать отдых натруженному механизму, пока другие выдавали на гора секунды, минуты и часы. Часто Да мухлевала и выезжала на Фанге, только делая вид, что тикает, а на самом деле мирно подремывала. Правда, ей приходилось шевелить секундной стрелкой (когда она еще не потеряла ее, а все из-за непоседливости!), чтобы я не посчитал, что она умерла, и не отдал на забаву детям, которые очень любят поковыряться во внутренностях часов. Я это знаю по себе – сам когда-то был ребенком и выпотрошил не одни часы.
Я, конечно, замечал хитрости Да, но молчал, раз Фанг справляется за двоих. Должен же мужчина проявлять галантность к женщине, помогать и поддерживать ее!
Так Фанг и Да стучали в унисон, стоя рядышком, пока не влюбились. Они крепко полюбили друг друга, и им не помешал почтенный возраст Фанга – он на целый год старше своей любимой. Но не зря же поэт сказал: «Любви разница в возрасте не помеха». Или что-то в этом роде, точно не помню. В любом случае поэты лучше нас разбираются в любви, это общеизвестный факт.
С недавних пор я заметил, что часы мои все время держатся за руки. А однажды, проснувшись задолго до их звонков, обнаружил, что Фанг и Да стоят, прильнув один к другой – видимо целовались. Я деликатно сомкнул веки, чтобы не смущать их. А недавно, вернувшись с работы не ко времени, застал Да лежащей на спине. Она тянула руки-стрелки к идущему рядом Фангу. Лишь мое присутствие не позволило тому прилечь к ней, и он только незаметно замедлил свой ход.
Фанг обернулся ко мне – я как раз поинтересовался, который час. Но я чувствовал, что он всем своим существом тянется к своей подруге. Даже тиканье его изменилось, оно было очень взволнованным, оно говорило о его тайных желаниях. Тайных для нас. Мы же не понимаем языка часов. Мы слышим – тик-так, и думаем, что так отсчитывается Время. И не задумываемся над тем, зачем при этом тик-такать. Ведь можно вполне обойтись и без этого. Есть же немые часы, и ничего, справляются со своей работой не хуже говорящих.
Чем все кончилось? Ага! Я ждал этого вопроса. Интересна не сама история по себе, интересен финал. В предвкушении конца повествования мы готовы читать или слушать любую чушь. Вы, очевидно, ждете какого-нибудь трагического конца, вроде: «Фанг умер, и вскоре умерла и Да – от горя!». Не будьте так кровожадны!
Но не хочу я и банального счастливого конца – «Фанг и Да поженились, и у них родилось много ребятишек – часиков, и они счастливо состарились, окруженные многочисленными внучатами-часятами». Нет. К сожалению, часы не умеют размножаться, хотя и любят друг друга и даже спят вместе. А может, это и к счастью? Представляете, как расплодились бы часы! Куда их всех девать? Где на всех взять времени? Начнется безработица, и последуют прочие неурядицы в мире часов. К чему нам временные кризисы?
Нет, хеппи-энда не будет. Пока Фанг и Да идут рядом и они счастливы. И я спокоен – они не ленятся и не спешат торопить Время – они же умные и понимают, как неразумно это делать – не успеешь оглянуться, как состаришься.
А недавно меня посетила идея – не купить ли еще одни часы – мужчину? Какого-нибудь Чанга или Ганга. Для обострения сюжета. Вдруг Да полюбит новенького и возникнет драматический любовный треугольник. Часы – женщину приобретать бесполезно – я знаю, как верен Фанг Да, ведь он и не взглянет на новенькую. Он же настоящий мужчина!
Но я отказался от этой мысли – мне жаль разрушать идиллию моих милых влюбленных. Но, если замечу, что они заскучали, или, чего доброго, начнут скандалить, обязательно приведу этот замысел в исполнение.

9 часов 50 минут, если верить Фангу и Да.

Петрушевская Людмила

Сказка о часах

Людмила Стефановна Петрушевская

Сказка о часах

Жила-была одна бедная женщина. Муж у нее давно умер, и она еле-еле сводила концы с концами. А дочка у нее росла красивая и умная и все вокруг себя замечала: кто во что одет да кто что носит.

Вот приходит дочка из школы домой и давай наряжаться в материны наряды, а мать бедная: одно хорошее платье, да и то заштопано, одна шляпа с цветочками, да и то старая.

Вот дочка наденет платье и шляпу, и ну вертеться, да все не то получается, не так одета, как подруги. Начала дочка искать в шкафу и нашла коробочку, а в той коробочке часики.

Обрадовалась девочка, надела часики на руку и пошла гулять. Гуляет, на часики смотрит. Тут подошла какая-то старушка и спрашивает:

Девочка, сколько времени?

А девочка отвечает:

Без пяти минут пять.

Спасибо, - говорит старушка.

Девочка опять гуляет, на часы поглядывает. Опять подходит старушка.

Сколько времени, девочка? Она и отвечает:

Без пяти пять, бабушка.

Твои часы стоят, - говорит старушка. - Из-за тебя я чуть не пропустила время!

Тут старушка убежала, и сразу стемнело. Девочка захотела завести часы, но она не знала, как это делается. Вечером она спросила у матери:

Скажи, а как часы заводятся?

А что, у тебя появились часики? - спросила мама.

Нет, просто у моей подруги есть часы, и она хочет дать их мне поносить.

Никогда не заводи часы, которые ты найдешь случайно, - сказала мать. Может произойти большое несчастье, запомни это.

Ночью мать нашла в шкафу коробочку с часами и спрятала их в большой кастрюле, куда девочка никогда не заглядывала.

А девочка не спала и все видела.

На следующий день она снова надела часики и вышла на улицу.

Ну, сколько времени? - спросила, появившись опять, старушка.

Без пяти пять, - ответила девочка.

Опять без пяти пять? - засмеялась старушка. - Покажи мне свои часы.

Девочка спрятала руку за спину.

Я и так вижу, что это тонкая работа, - сказала старушка. - Но если они не ходят, это ненастоящие часы.

Настоящие! - сказала девочка и побежала домой.

Вечером она спросила у матери:

Мамочка, а у нас есть часы?

У нас? - сказала мать. - У нас настоящих часов нет. Если бы были, я бы их давно продала и купила бы тебе платье да туфельки.

А ненастоящие часы у нас есть?

Таких часов у нас тоже нет, - сказала мать.

И никаких-никаких нет?

Когда-то были часы у моей мамы, - ответила девочке мать. - Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела.

О, как бы мне их хотелось иметь! - вздохнула девочка.

На них слишком печально смотреть, - ответила мать.

Мне нисколько! - воскликнула девочка.

И они легли спать. Ночью мать перепрятала коробочку с часами в чемодан, а дочь опять не спала и все видела.

На следующий день девочка вышла гулять и все смотрела на часы.

Скажи, пожалуйста, сколько времени? - откуда ни возьмись, спросила старушка.

Они не ходят, а как завести их, я не понимаю, - ответила девочка. - Это часы моей бабушки.

Да, я знаю, - ответила старушка. - Она умерла без пяти минут пять. Ну, мне пора, а то я опять опоздаю.

Тут она удалилась, и на дворе стемнело. А девочка не успела спрятать часы в чемодан и просто положила их под подушку.

На следующий день, проснувшись, девочка увидела часы у матери на руке.

Вот, - закричала девочка, - ты обманывала меня, у нас есть часы, дай их сейчас же мне!

Не дам! - сказала мать.

Тогда девочка горько заплакала. Она сказала матери, что скоро уйдет от нее, что у всех есть туфли, платья, велосипеды, а у нее нет ничего. И девочка начала собирать свои вещи и закричала, что уйдет жить к одной старушке, та ее приглашала.

Не говоря ни слова, мать сняла часы с руки и отдала их дочери.

Девочка выбежала на улицу с часами на руке и, очень довольная, стала прохаживаться взад-вперед.

Здравствуй! - сказала, появившись, старушка. - Ну, сколько времени?

Сейчас половина шестого, - ответила девочка.

Тут старушка вся как-то передернулась и закричала:

Кто завел часы?!

Не знаю, - удивилась девочка, а сама держала руку в кармане.

Может быть, их завела ты?

Нет, часы лежали у меня дома под подушкой.

Ой, ой, ой, кто же завел часы?! - закричала старушка. - Ой, ой, что же делать?! Может быть, они пошли сами собой?

Может быть, - сказала девочка и побежала, испуганная, домой.

Стой! - закричала еще громче старушка. - Не разбей их, не урони. Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое несчастье! Лучше отдай их сразу мне!

Не отдам, - сказала девочка и хотела убежать, но старушка ее задержала:

Погоди. Тот, кто завел эти часы, тот завел время своей жизни. Поняла? Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время ее жизни, и ей придется каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрет. Но это еще полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни.

А мне какое дело? - спросила девочка. - Это не ваши часы, а мои.

Если я умру, умрет день, ты что! - закричала старушка. - Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если мое время остановится, то всему конец!

И старушка заплакала, не выпуская девочку.

Я дам тебе все, что пожелаешь, - говорила она. - Счастье, богатого мужа, все! Но только узнай, кто завел часы.

Мне нужен принц, - сказала девочка.

Беги, беги скорей к матери и узнай, кто завел часы! Будет тебе принц! закричала сгарушка и подтолкнула девочку к двери.

Девочка нехотя поплелась домой. Ее мама лежала на кровати, закрыв глаза и крепко вцепившись в одеяло.

Мамуля! - сказала девочка. - Дорогая, миленькая, ну скажи мне, кто завел часы?

Мама сказала:

Это я завела часы.

Девочка высунулась в окно и закричала старушке:

Это мама сама завела часы, успокойтесь!

Старушка кивнула и исчезла. Стало темнеть. Мать сказала девочке:

Дай мне часики, я заведу их. А то ведь я умру через несколько минут, я чувствую.

Девочка протянула ей руку, мать завела часы. Девочка сказала:

Что же теперь, ты каждый час будешь у меня просить мои часы?

Что же делать, дочка. Эти часы должен заводить тот, кто их пустил.

Девочка сказала:

Значит, я не смогу пойти с этими часиками в школу?

Сможешь, но тогда я умру, - ответила мать.

Вот ты вечно так, дашь мне что-нибудь, а потом отбираешь! - воскликнула дочь.

А как же я буду теперь спать? Ты начнешь каждый час меня будить?

Что делать, дочка, иначе я умру. И кто же тогда будет тебя кормить? Кто будет за тобой ухаживать?

Девочка сказала:

Лучше бы я сама завела эти часы. Мои часы, я бы с ними всюду ходила и сама бы их заводила. А то теперь придется тебе всюду ходить за мной.

Мать ответила:

Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла. А я бы не смогла тебя добудиться, ты всегда так не любишь просыпаться. Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя. А пока ты маленькая, я должна точно заводить часы. Поэтому отдай-ка их мне.

И она отобрала часы у девочки. Девочка долго плакала, злилась, но делать было нечего.

С тех пор прошло много лет. Девочка выросла, вышла замуж за принца. У нее теперь было все, что она хотела: много платьев, шляпок и красивые часы. А мама ее жила, как прежде.

Однажды мать вызвала свою дочь по телефону и, когда та приехала, сказала ей:

Время моей жизни кончается. Часы идут все быстрее, и наступит момент, когда они остановятся сразу после того, как я их заведу. Когда-то вот так же умерла моя мама. Я ничего про них не знала, но пришла одна старушка и рассказала мне про них. Старушка умоляла меня не выкидывать часы, а то произойдет ужасное несчастье. Продать часы я тоже не имела права. Но я сумела спасти тебя, и за это спасибо. Теперь я умираю. Похорони эти часы вместе со мной, и путь больше никто, в том числе и твоя доченька, никогда не узнают про них.

Хорошо, - сказала дочь, - а ты не пробовала их завести?

Я это делаю каждые пять минут, теперь уже каждые четыре минуты.

Давай я попробую, - сказала дочь.

Что ты, не прикасайся к ним! - закричала мать. - Иначе они начнут отмерять время твоей жизни. А у тебя маленькая девочка, подумай о ней!

Прошло три минуты, и мать стала умирать. Она крепко сжимала одной рукой пальцы своей дочери, а другую руку, с часами, спрятала за голову. И вот дочь почувствовала, что рука матери ослабла. Тогда дочь нашла часы, сняла их с руки матери и быстро завела.

Мать глубоко вздохнула и открыла глаза. Она увидела свою дочь, увидела часы на ее руке и заплакала.

Жила-была одна бедная женщина. Муж у нее давно умер, и она еле-еле сводила концы с концами. А дочка у нее росла красивая и умная и все вокруг себя замечала: кто во что одет да кто что носит.
Вот приходит дочка из школы домой и давай наряжаться в материны наряды, а мать бедная: одно хорошее платье, да и то заштопано, одна шляпа с цветочками, да и то старая.
Вот дочка наденет платье и шляпу, и ну вертеться, да все не то получается, не так одета, как подруги. Начала дочка искать в шкафу и нашла коробочку, а в той коробочке часики.
Обрадовалась девочка, надела часики на руку и пошла гулять. Гуляет, на часики смотрит. Тут подошла какая-то старушка и спрашивает:
- Девочка, сколько времени?
А девочка отвечает:
- Без пяти минут пять.
- Спасибо, - говорит старушка.
Девочка опять гуляет, на часы поглядывает. Опять подходит старушка.
- Сколько времени, девочка? Она и отвечает:
- Без пяти пять, бабушка.
- Твои часы стоят, - говорит старушка.
- Из-за тебя я чуть не пропустила время!
Тут старушка убежала, и сразу стемнело. Девочка захотела завести часы, но она не знала, как это делается. Вечером она спросила у матери:
- Скажи, а как часы заводятся?
- А что, у тебя появились часики?
- спросила мама.
- Нет, просто у моей подруги есть часы, и она хочет дать их мне поносить.
- Никогда не заводи часы, которые ты найдешь случайно, - сказала мать. Может произойти большое несчастье, запомни это.
Ночью мать нашла в шкафу коробочку с часами и спрятала их в большой кастрюле, куда девочка никогда не заглядывала.
А девочка не спала и все видела.
На следующий день она снова надела часики и вышла на улицу.
- Ну, сколько времени?
- спросила, появившись опять, старушка.
- Без пяти пять, - ответила девочка.
- Опять без пяти пять?
- засмеялась старушка.
- Покажи мне свои часы.
Девочка спрятала руку за спину.
- Я и так вижу, что это тонкая работа, - сказала старушка.
- Но если они не ходят, это ненастоящие часы.
- Настоящие!
- сказала девочка и побежала домой.
Вечером она спросила у матери:
- Мамочка, а у нас есть часы?
- У нас?
- сказала мать.
- У нас настоящих часов нет. Если бы были, я бы их давно продала и купила бы тебе платье да туфельки.
- А ненастоящие часы у нас есть?
- Таких часов у нас тоже нет, - сказала мать.
- И никаких-никаких нет?
- Когда-то были часы у моей мамы, - ответила девочке мать.
- Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела.
- О, как бы мне их хотелось иметь!
- вздохнула девочка.
- На них слишком печально смотреть, - ответила мать.
- Мне нисколько!
- воскликнула девочка.
И они легли спать. Ночью мать перепрятала коробочку с часами в чемодан, а дочь опять не спала и все видела.
На следующий день девочка вышла гулять и все смотрела на часы.
- Скажи, пожалуйста, сколько времени?
- откуда ни возьмись, спросила старушка.
- Они не ходят, а как завести их, я не понимаю, - ответила девочка.
- Это часы моей бабушки.
- Да, я знаю, - ответила старушка.
- Она умерла без пяти минут пять. Ну, мне пора, а то я опять опоздаю.
Тут она удалилась, и на дворе стемнело. А девочка не успела спрятать часы в чемодан и просто положила их под подушку.
На следующий день, проснувшись, девочка увидела часы у матери на руке.
- Вот, - закричала девочка, - ты обманывала меня, у нас есть часы, дай их сейчас же мне!
- Не дам!
- сказала мать.
Тогда девочка горько заплакала. Она сказала матери, что скоро уйдет от нее, что у всех есть туфли, платья, велосипеды, а у нее нет ничего. И девочка начала собирать свои вещи и закричала, что уйдет жить к одной старушке, та ее приглашала.
Не говоря ни слова, мать сняла часы с руки и отдала их дочери.
Девочка выбежала на улицу с часами на руке и, очень довольная, стала прохаживаться взад-вперед.
- Здравствуй!
- сказала, появившись, старушка.
- Ну, сколько времени?
- Сейчас половина шестого, - ответила девочка.
Тут старушка вся как-то передернулась и закричала:
- Кто завел часы?!
- Не знаю, - удивилась девочка, а сама держала руку в кармане.
- Может быть, их завела ты?
- Нет, часы лежали у меня дома под подушкой.
- Ой, ой, ой, кто же завел часы?!
- закричала старушка.
- Ой, ой, что же делать?! Может быть, они пошли сами собой?
- Может быть, - сказала девочка и побежала, испуганная, домой.
- Стой!
- закричала еще громче старушка.
- Не разбей их, не урони. Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое несчастье! Лучше отдай их сразу мне!
- Не отдам, - сказала девочка и хотела убежать, но старушка ее задержала:
- Погоди. Тот, кто завел эти часы, тот завел время своей жизни. Поняла? Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время ее жизни, и ей придется каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрет. Но это еще полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни.
- А мне какое дело?
- спросила девочка.
- Это не ваши часы, а мои.
- Если я умру, умрет день, ты что!
- закричала старушка.
- Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если мое время остановится, то всему конец!
осказках.ру - сайт
И старушка заплакала, не выпуская девочку.
- Я дам тебе все, что пожелаешь, - говорила она.
- Счастье, богатого мужа, все! Но только узнай, кто завел часы.
- Мне нужен принц, - сказала девочка.
- Беги, беги скорей к матери и узнай, кто завел часы! Будет тебе принц! закричала сгарушка и подтолкнула девочку к двери.
Девочка нехотя поплелась домой. Ее мама лежала на кровати, закрыв глаза и крепко вцепившись в одеяло.
- Мамуля!
- сказала девочка.
- Дорогая, миленькая, ну скажи мне, кто завел часы?
Мама сказала:
- Это я завела часы.
Девочка высунулась в окно и закричала старушке:
- Это мама сама завела часы, успокойтесь!
Старушка кивнула и исчезла. Стало темнеть. Мать сказала девочке:
- Дай мне часики, я заведу их. А то ведь я умру через несколько минут, я чувствую.
Девочка протянула ей руку, мать завела часы. Девочка сказала:
- Что же теперь, ты каждый час будешь у меня просить мои часы?
- Что же делать, дочка. Эти часы должен заводить тот, кто их пустил.
Девочка сказала:
- Значит, я не смогу пойти с этими часиками в школу?
- Сможешь, но тогда я умру, - ответила мать.
- Вот ты вечно так, дашь мне что-нибудь, а потом отбираешь!
- воскликнула дочь.
- А как же я буду теперь спать? Ты начнешь каждый час меня будить?
- Что делать, дочка, иначе я умру. И кто же тогда будет тебя кормить? Кто будет за тобой ухаживать?
Девочка сказала:
- Лучше бы я сама завела эти часы. Мои часы, я бы с ними всюду ходила и сама бы их заводила. А то теперь придется тебе всюду ходить за мной.
Мать ответила:
- Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла. А я бы не смогла тебя добудиться, ты всегда так не любишь просыпаться. Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя. А пока ты маленькая, я должна точно заводить часы. Поэтому отдай-ка их мне.
И она отобрала часы у девочки. Девочка долго плакала, злилась, но делать было нечего.
С тех пор прошло много лет. Девочка выросла, вышла замуж за принца. У нее теперь было все, что она хотела: много платьев, шляпок и красивые часы. А мама ее жила, как прежде.
Однажды мать вызвала свою дочь по телефону и, когда та приехала, сказала ей:
- Время моей жизни кончается. Часы идут все быстрее, и наступит момент, когда они остановятся сразу после того, как я их заведу. Когда-то вот так же умерла моя мама. Я ничего про них не знала, но пришла одна старушка и рассказала мне про них. Старушка умоляла меня не выкидывать часы, а то произойдет ужасное несчастье. Продать часы я тоже не имела права. Но я сумела спасти тебя, и за это спасибо. Теперь я умираю. Похорони эти часы вместе со мной, и путь больше никто, в том числе и твоя доченька, никогда не узнают про них.
- Хорошо, - сказала дочь, - а ты не пробовала их завести?
- Я это делаю каждые пять минут, теперь уже каждые четыре минуты.
- Давай я попробую, - сказала дочь.
- Что ты, не прикасайся к ним!
- закричала мать.
- Иначе они начнут отмерять время твоей жизни. А у тебя маленькая девочка, подумай о ней!
Прошло три минуты, и мать стала умирать. Она крепко сжимала одной рукой пальцы своей дочери, а другую руку, с часами, спрятала за голову. И вот дочь почувствовала, что рука матери ослабла. Тогда дочь нашла часы, сняла их с руки матери и быстро завела.
Мать глубоко вздохнула и открыла глаза. Она увидела свою дочь, увидела часы на ее руке и заплакала.
- Зачем? Зачем ты снова завела эти часы? Что будет теперь с твоей дочерью?
- Ничего, мама, я научилась теперь не спать. Ребенок плачет по ночам, я привыкла просыпаться. Я не просплю свою жизнь. Ты жива, и это главное.
Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:
- Ну что же, пока что мир остался жив.

Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

Задачи:

  • первичное знакомство с произведением методом поэтапного чтения отрывков детьми про себя, с постановкой проблемных вопросов;
  • пробудить к сопоставлению образов произведения с прочитанным ранее, а также со своим личным опытом жизни, с тем, что он наблюдал в окружающей действительности;
  • задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для интенсивного размышления над непростыми отношениями между Матерью и Ребенком; идейно-нравственное воздействие на личность младшего школьника, воспитание уважения и любви к Матери.

Оборудование:

  • 6 блоков произведения на каждого ученика;
  • дерево предсказаний;
  • набор листьев для мнений-предсказаний на каждую группу учащихся;
  • плакаты – заготовки для пословиц;
  • 4 “корзины с желудями” для рефлексии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

На столах лежат листья дуба четырех цветов. Детям предлагается выбрать 1 листок, затем они рассаживаются по группам, по цвету листочков. На партах разные часы.

У. Рассмотрите, потрогайте, послушайте.Какие ассоциации вызвали у вас эти наблюдения?

II. Построение кластера. Создание эмоционального настроя

Предлагается еще одно слово и ставлю “”

У. Что обозначают “”? это литературное произведение. Объедините эти два слова предлогом. Форма слов может меняться. Предлагается итоговый вариант “Сказка о часах”. Это произведение написала Людмила Стефановна Петрушевская. Она родилась в Москве в мае 1938 года. Окончила Московский Государственный Университет, факультет журналистики. Работала на радио, телевидении. Она написала много пьес для спектаклей, в которых очень правдиво рассказывала о жизни семьи. А несколько лет тому назад, в 90-е годы она обратилась к жанру “сказки для всей семьи”, где Добро всегда побеждает Зло. Она автор необыкновенной сказки из выдуманных слов “Пусоки бятые”. Сегодня вашему вниманию предлагаю “Сказку о часах”. Читать ее мы будем с остановками.

III. Чтение произведения

I блок.

Остановка.

У. Как вы думаете, что оказалось в той коробочке? Ваши предположения напишите на дубовых листочках. Издавна дуб считается деревом мудрости. Оно живет многие века, много событий видело. Мы назовем дуб – деревом предсказаний. Каждое ваше предсказание прикрепите иголочками на ветку.

II блок.

Остановка.

У. Помогите девочке завести часы.

III блок.

Остановка.

У. Как вы думаете, что могла сказать старушка девочке? Предскажите.

IV блок.

Остановка.

У. Что стало с героями этой сказки спустя много лет?

V блок.

Остановка. Инсценирование забытого конца сказки.

У. Ребята, давайте допишем сказку сами. Придумайте конец сказки. (заслушивание версий).

VI блок.

Зачитывание настоящего конца сказки.

IV. Проверка восприятия текста

У. У каждого дерева есть плоды. У нашего дуба тоже созрели желуди. Сорвите, узнайте, что в нем есть?

Вопросы на желудях:

  • Назови всех персонажей сказки. Что ты о них думаешь?
  • Что было сказочного в этой сказке?
  • Что имела в виду старушка, когда сказала: “Ну что же, пока что мир остался жив”.
  • Вспомни пословицу, которая подойдет к этой сказке. Напиши ее на листке.

Пословицы вывешиваются вокруг дуба.

V. Рефлексия

У. Каждый из вас испытал на уроке определенное эмоциональное состояние: интерес, радость от благополучного конца сказки, от дружной работы, а, возможно, и грусть. Возьмите желудь и положите в корзину “настроения”. Если испытываете другое эмоциональное состояние, напишите на желуде с другой стороны и положите в 4-ую корзину.

Приложение

Л. Петрушевская

СКАЗКА О ЧАСАХ

Жила-была одна бедная женщина. Муж у неё давно умер, и она еле-еле сводила концы с концами. А дочка у неё росла красивая и умная и всё вокруг себя замечала: кто во что одет, и кто что носит.

Вот приходит дочка из школы домой и давай наряжаться в материны наряды, а мать бедная: одно хорошее платье, да и то заштопано, одна шляпа с цветочками, да и то старая.

Вот дочка наденет платье и шляпу, и ну вертеться, да всё не то получается, не так одета, как подруги. Начала дочка искать в шкафу и нашла коробочку,

Остановка № 1

А в той коробочке часики.

Обрадовалась девочка, надела часики на руку и пошла гулять. Гуляет, на часики смотрит. Тут подошла какая-то старушка и спрашивает:

Девочка, сколько времени? А девочка отвечает:

Без пяти минут пять,

Спасибо, - говорит старушка. Девочка опять гуляет, на часы поглядывает. Опять подходит старушка.

Сколько времени, девочка? Она и отвечает:

Без пяти пять, бабушка.

Твои часы стоят, - говорит старушка. - Из-за тебя я чуть не пропустила время!

Тут старушка убежала, и сразу стемнело.

Девочка захотела завести часы, но она не знала, как это делается.

Остановка № 2

Вечером она спросила у матери:

Скажи, а как часы заводятся?

Никогда не заводи часы, которые ты найдёшь случайно, - сказала мать. - Может произойти большое несчастье, запомни это. Ночью мать прятала часики. А девочка не спала и все видела. Днем она гуляла с часиками и встречала любопытную старушку. Старушка спрашивала, сколько времени и даже сказала что не настоящие.

Вечером она спросила у матери: - Мамочка, а у нас есть часы?

Когда-то были часы у моей мамы, - ответила дочке мать. - Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела.

О, как бы мне их хотелось иметь! - вздохнула девочка.

На них слишком печально смотреть, - ответила мать.

Мне нисколько! - воскликнула девочка. Но однажды вечером девочка не успела, часики спрятать и просто положила их под подушку.

На следующий день, проснувшись, девочка увидела часы у матери на руке.

Вот, - закричала девочка, - ты обманывала меня, у нас есть часы, дай их сейчас же мне!

Не дам! - сказала мать.

Тогда девочка горько заплакала. Она сказала матери, что скоро уйдёт от неё, что у всех есть туфли, платья, велосипеды, а у неё ничего. И девочка начала собирать свои вещи и закричала, что уйдёт жить к одной старушке, та её приглашала.

Не говоря ни слова, мать сняла часы с руки и отдала их дочери.

Девочка выбежала на улицу с часами на руке и, очень довольная, стала прохаживаться взад-вперёд.

Здравствуй! - сказала, появившись, старушка. - Ну, сколько времени?

Сейчас половина шестого, - ответила девочка.

Тут старушка вся как-то передёрнулась и закричала:

Ой, ой, ой, кто же завёл часы?! - закричала старушка. - Ой, ой, что же делать?! Может быть, они пошли сами собой?

Может быть, - сказала девочка и побежала, испуганная, домой.

Стой! - закричала ещё громче старушка. - Не разбей их, не урони. Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое несчастье! Лучше отдай их сразу мне!

Не отдам, - сказала девочка и хотела убежать, но старушка её задержала:

Остановка № 3

Погоди. Тот, кто завёл эти часы, тот завёл время своей жизни. Поняла? Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время её жизни, и ей придётся каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрёт. Но это ещё полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни.

А мне какое дело? - сказала девочка. - Это не ваши часы, а мои.

Если я умру, то умрёт день, ты что! - закричала старушка. - Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если моё время остановится, то всему конец!

И старушка заплакала, не выпуская девочку.

Я отдам тебе всё, что пожелаешь, - говорила она. - Счастье, богатого мужа, всё! Но только узнай, кто завёл часы.

Мне нужен принц, - сказала девочка.

Беги, беги скорей к матери и узнай, кто завёл часы! Будет тебе принц! - закричала старушка и подтолкнула девочку к двери.

Девочка нехотя поплелась домой. Её мама лежала на кровати, закрыв глаза и крепко вцепившись в одеяло.

Мамуля! - сказала девочка. - Дорогая, миленькая, ну скажи мне, кто завёл часы? Мама сказала:

Это я завела часы.

Девочка высунулась в окно и закричала старушке:

Это мама завела часы, успокойтесь! Старушка кивнула и исчезла. Стало темнеть.

Мать сказала девочке:

Дай мне часики, я заведу их. А то ведь я умру через несколько минут, я чувствую.

Девочка протянула ей руку, мать завела часы. Девочка сказала:

Что же. Теперь, ты каждый час будешь у меня /просить мои часы?

Что же делать, дочка. Эти часы должен заводить тот, кто их пустил.

Девочка сказала:

Значит, я не смогу пойти с этими часиками в школу?

Сможешь, но тогда я умру, - ответила мать. Девочка сказала:

Лучше бы я сама завела эти часы. Мои часы, я бы с ними всюду ходила и сама бы их заводила. А то теперь придётся тебе всюду ходить за мной.

Мать сказала:

Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла.

Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя.

И она отобрала часы у девочки. Девочка долго плакала, злилась, но делать было нечего.

С тех пор прошло много лет.

Остановка № 4

Девочка выросла, вышла замуж за принца. У неё теперь было всё, что она хотела: много платьев, шляпок и красивые часы. А мама её жила, как прежде.

Однажды мать вызвала свою дочь по телефону и, когда та приехала, сказала ей:

Время моей жизни кончается. Часы идут всё быстрее, и наступит момент, когда они остановятся сразу после того, как я их заведу. Когда-то вот так же умерла моя мама. И ничего про них не знала, но пришла одна старушка и рассказала мне про них. Старушка умоляла меня не выкидывать часы, а то произойдёт ужасное несчастье. Продать часы я тоже не имела права. Но я сумела спасти тебя, и за это спасибо. Теперь я умираю. Похорони эти часы вместе со мной, и пусть больше никто, в том числе и твоя доченька, никогда не узнает про них.

Хорошо, - сказала дочь, - а ты не пробовала их завести?

Я это делаю каждые пять минут, теперь уже каждые четыре минуты.

Давай я попробую, - сказала дочь.

Что ты, не прикасайся к ним! - закричала мать. - Иначе они начнут отмерять время твоей жизни. А у тебя маленькая девочка, подумай о ней!

Прошло три минуты, и мать стала умирать.

Остановка № 5

Она крепко сжимала одной рукой пальцы своей дочери, а другую, с часами, спрятала за голову. И вот дочь почувствовала, что рука матери ослабла. Тогда дочь нашла часы, сняла их с руки матери и быстро завела. Мать глубоко вздохнула и открыла глаза. Она увидела свою дочь, увидела часы на её руке и заплакала.

Зачем? Зачем ты завела эти часы? Что будет теперь с твоей дочерью?

Ничего, мама, я научилась теперь не спать. Ребёнок плачет по ночам, я привыкла просыпаться. Я не просплю свою жизнь. Ты жива, и это главное.

Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:

Ну что же, пока что мир остался жив.