Введение

    Правовая сущность брака

    Виды брака и формы заключения

    Условия вступления в брак

    Прекращение брака

Заключение

Список литературы

Введение

Активная внешняя экспансия Рима, его многочисленные военные походы для поддержания и развития рабовладельческого общества, привели к росту потерь личного состава римской армии, которая требовала регулярного пополнения, что влияло на развитие брачно-семейного и наследственного законодательства. Так был изменен принцип брачного договора - манципация, наложение руки (cum manu) на жену и ее имущество, правом стали признаваться новые упрощенные формы брака - матримониум и конкубинат (сожительство). С ростом благосостояния богатые дамы могли себе позволить договор о браке без наложения руки (sine manu), который надо было подтверждать ежегодно, проводя вне дома мужа, у родителей или родственников не менее трех ночей, чтобы не потерять свое имущество. Кроме того, приданое в случае развода по вине мужа возвращалось ей частично или полностью. В эпоху классического римского права вдова была включена в число обязательных кровных родственников и получала полную наследную долю, если имела звание - матрона, родившая троих детей.

    Правовая сущность брака

Семья образуется посредством брака. Брак определяется римским юристом Модестином как: "союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права". Это идеалистическое определение брака не соответствовало действительному положению даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития, женщина далеко не была равноправным товарищем своего мужа.

Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Брак характеризуется:

    взаимностью; в него вступают два партнера, не имея в виду безусловного равенства при этом;

    состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партнеров: не отвечает своему предназначению и не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола либо с неопределенными половыми признаками, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста;

    согласием партнера, выраженным лично или его законным представителем: брак не может и не должен заключаться по принуждению (Libera matrimonia esse), равно как вступление в брак не может быть предметом никаких категорических распоряжений или предписаний должностных лиц, публичной власти и т.п.;

    наличием половой связи между партнерами в браке: брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются или стороны отказываются от таких, не может считаться действительным;

    стремлением партнеров заключить именно брачный союз: не могут служить предпосылкой к признанию брака только сексуальные отношения;

    постоянной совместной жизнью супругов, или, во всяком случае стремлением к таковой: партнеры в браке имеют единое местожительство, ведут общее хозяйство и т.п. Отсутствие любого из означенных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.

Правильным браком (nuptiae) признавался союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества: этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильным браком (matrimonium), или вообще брачным союзом, признавался союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т.п.): этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права. Наконец, брачное сожительство (contubernium) оформлялось, когда супруги не обладали необходимыми личными правовыми качествами для признания их семейного союза правом; необходимо было только, чтобы это сожительство было постоянно и характеризовалось наличием, как бы, семейных отношений. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи (adulterium), которая при определенных обстоятельствах могла квалифицироваться даже как уголовное преступление.

Для признания их союза правовым браком партнеры-супруги должны были обладать соответствующими личными и социальными качествами. Не все вообще лица, предполагалось, могли заключать браки: несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы исключались из возможных партнеров по брачному союзу. При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины (pubes) иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью (viripotens), т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху - 12 лет). До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного. В эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле. Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня, например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. При намерении вступить в брак следовало учитывать религиозные различия возможных партнеров: правовой брак может, заключен быть только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры. Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака - правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней был существенно уже, нежели в христианскую.

    Виды брака и формы заключения

Римское право различало (вплоть до Юстиниана) matrimonium iustum, или matrimonium iuris civilis, законный римский брак и matrimonium iuris gentium (брак между лицами, не имевшими ius conubii).

В доюстиниановом праве различали брак cum manu mariti, т.е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом), и брак sine manu, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Брак sine manu по внешности был похож на конкубинат, но отличался от него специальной affectio maritalis, намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей (libero-rum quaerendorum causa).

Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cum manu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

Как указывал Гай: "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею".

"Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа." - этот способ называется usus.

Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio. Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

Что касается «купли», то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика. Покупает жену тот, под чью власть она переходит. Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sine manu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа (фактом давностного с нею сожительства), должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею". Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sine manu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться persona sui iuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sine manu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа.

Возникнув позже брака cum manu, брак sine manu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sine manu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака.

В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа.

Отличие брака sine manu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей. От брака "сине ману" следует отличать конкубинат. Конкубинат в Древнем Риме - дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей.

Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с matnmonium с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. Напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древнереспубликанском праве мужу убить жену.

До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак.

    Условия вступления в брак

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся соответствовали определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным (правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris)).

Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи - дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.

Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н.э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна (auctoritas tutoris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца - у матери или у других близких родственников.

Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г. до н.э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н.э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия - с лицами сенаторского сословия.

Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях, в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; с упразднением этого правила и до конца республики - между лицами, матери которых были сестрами (consobrini), а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т.д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.

В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах - и в боковых линиях между зятем и золовкой.

Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. По Закону Юлия были запрещены браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.

Способы заключения брака. Заключению брака предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

Брак совершался в Риме тремя способами:

    путем совершения религиозного обряда;

    путем покупки женихом невесты;

    путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали "правильный брак", брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению "неправильного брака", брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

    Прекращение брака

Основаниями прекращения брака являлись как объективные причины, так и субъективные. К первым относились: смерть одного из супругов; лишение свободы одного из супругов (плен, рабство), причем только брак sine manu считался прекращенным; лишение гражданства одного из супругов; изменение семейного положения одного из супругов, при котором невозможно вступление в брак. К субъективным относился развод.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории. Расторжение брака cum manu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.

Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма.

Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях.

В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.

При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.

Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев.

В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании.

Также были введены ограничения с целью ограждения интересов детей от первого брака.

Заключение

Таким образом, можно сделать выводы, что брак - союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права (определение, данное Модестином в Дигестах Юстиниана).

Римское право различало два вида брака: брак с властью мужа (cum manu mariti); брак без власти мужа ("сине ману" - sine manu).

Брак "сине ману" следовало возобновлять ежегодно. Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т.д.), так и по существу (разный объем правоспособности жены). От брака "сине ману" следует отличать конкубинат. Конкубинат в Древнем Риме - дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей.

Существовали три способа заключения брака: торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и 10 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время); мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей ("манципация невесты"); брак "сине ману", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории.

Расторжение брака cum manu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.

Расторжение брака sine manu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.

Список литературы

    Баринова М.Н., Максименко С.Т. Римское частное право. - Юстицинформ, 2006. - 208 с.

    Васильева Т.Г., Пашаева О.М. Римское право. - Высшее образование, М.,2006. - 160 с.

    Лемешко В.М. Римское право. - ТЕИС, М., 2006. - 310 с.

    Омельченко О.А. Римское право. - ТОН-Остожье, М, 2005. - 208 с.

    Смирнов М.М. Римское частное право (конспект лекций). - ПРИОР, М.,2006. - 96 с.

19 ..

Институт брака в римском праве

Брак (matrimonium) являлся юридическим фактом союза между мужчиной и женщиной, определяющим правовое положение детей, рожденных в этом союзе, имущественные отношения между супругами и их наследственные права.

Вплоть до правления Юстиниана римское право различало законный римский брак (matrimonium iuris civiles), т. е. брак между лицами, имевшими ius conubii, и брак между лицами, не имевшими ius conubii (права вступать в римский брак). Он определялся как matrimonium iuris gentium.

От брака отличался конкубинат, т. е. дозволенное законом, а не случайное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, мужчина в республиканскую эпоху мог наряду с законным римским браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. Но всякое сожительство женщины с другим мужчиной давало мужу право убить жену.

Формы брака. В Древнем Риме, вплоть до правления Юстиниана, различали две формы брака. Брак cum manu mariti характеризовался установлением власти мужа, в силу чего жена поступала под власть мужа или домов-ладыки, если муж сам был подвластным лицом. Брак sine manu оставлял жену подвластной прежнему домовладыке либо делал ее самостоятельным лицом. Со временем брак sine manu полностью вытеснил форму брака cum manu mariti.

Как уже говорилось, последняя форма брака была характерна лишь для древнейшего периода римской истории. Первоначально власть мужа была неограниченной, правосубъектность жены постоянно поглощалась правосубъектностью мужа. Ее юридический статус был аналогичен статусу детей: по отношению к мужу она находилась в правовом отношении на положении дочери, будучи абсолютно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как личного, так и имущественного статуса жены. В личном смысле от мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой он обладал правом жизни и смерти (ius vitae ас necis). Он мог продать жену в рабство, если она без его ведома покидала дом, истребовать ее от любого лица по иску, обеспечивающему возврат имущества из чужого незаконного владения. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже ее родителям, так как выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей с ее кровными родственниками и возникновением агнат-ского родства между нею и семьей мужа.

Идея безграничной власти мужа пронизывала и имущественные отношения супругов. В семье был лишь один субъект имущественных прав

Муж, которому принадлежало не только имущество, нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, если до брака она была самостоятельным лицом (persona sui iuris), а также имущество, подаренное ей отцом по случаю выхода замуж. Причиной имущественного бесправия

жены было то, что по вступлению в брак она становилась лицом подвластным (persona alieni iuris) и в этом качестве своего имущества иметь не могла. Даже если муж выделял ей что-либо для самостоятельного распоряжения, это считалось пекулием. Только после смерти мужа имущество могло перейти жене и детям.

Брак sine manu был полной противоположностью браку cum manu mariti. Вступление в такой брак не влекло изменение правосубъектности женщины. Кровные родственные связи с ее семьей не прерывались, не возникало агнатского родства между ней и семьей мужа. Муж уже не обладал прежней властью над личностью жены. Тем не менее главенство мужа проявлялось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство мужа было обязательным и для жены, последствия нарушения супружеской верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. При любой форме брака только муж обладал властью над детьми.

Имущество супругов при браке sine manu оставалось раздельным. Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежащее ей до брака, но и приобретенное ею в период семейной жизни (наследование, дарение и т.д.). Даже простое управление имуществом жены муж мог осуществлять только в тех случаях, когда жена сама передавала ему имущество для этой цели. При этом отношения между супругами определялись на основании договора поручения. Во избежании узурпации одним супругом прав на имущество другого, дарение между супругами было запрещено. Однако любые другие договоры заключать между мужем и женой дозволялось, как и предъявлять друг другу иски в случае возникновения имущественных споров. В случае спора между супругами относительно каких-либо вещей применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу до тех пор, пока жена не докажет свое право собственности на указанную вещь.

Правовой режим приданого (dos) развивался также в сторону усиления гарантий имущественных интересов жены. Приданое (dos) охватывало вещи или иные части имущества, предоставленные мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В раннереспубликанский период, когда почти все браки были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому

вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, и полностью поступало в собственность мужа. Но в случае развода по инициативе супруга считалось справедливым вернуть это имущество женщине, которая его принесла. Так формула развода по закону XII таблиц звучала: «Res tuas tibi habeto» - «забери с собой свои вещи».

Когда в практику вошли браки sine manu, для приданого был установлен особый правовой режим. Приблизительно на рубеже III-II в. до н. э. устанавливается правило заключения с мужем устного соглашения, по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака. При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых традиций муж считал себя обязанным передать его по завещанию в пользу жены. При необоснованном разводе жене стал предоставляться преторский иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа.

В классический период приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако он не мог без согласия жены отчуждать земельные участки, принесенные в приданое. В случае прекращения брака из-за развода или же смерти мужа приданое возвращалось в полном объеме. В случае смерти жены приданое оставалось за мужем. Возвращая приданое, муж имел право удержать известную долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие издержек, понесенных на поддержание имущества, входившего в dos, в качестве штрафа, если развод наступал по вине жены.

При Юстиниане право на возвращение приданого получает как сама жена, так и ее наследники. Приданое возвращалось полностью, за вычетом издержек, понесенных мужем.

Еще в императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака, так как дарение между супругами было запрещено, и называлось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака. По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа. В случае развода по вине мужа оно переходило жене. При наличии

специального договора жена не могла требовать выдачи этого имущества и в случае смерти мужа.

В Древнем Риме существовало три формы заключения брака с установлением власти мужа: посредством длительного пребывания в браке (usus); посредством религиозного брачного обряда (confcrratio) и посредством мнимой покупки невесты (cocmptio).

Жена попадала под власть мужа, если супруги непрерывно находились в браке в течение одного года. Законы XII таблиц содержали положение, в соответствии с которым супруга, не желающая перехода во власть мужа, должна ежегодно покидать его дом на три ночи подряд.

Религиозная форма заключения брака имела значение в древнейшую эпоху Рима, поскольку только лица, рожденные в этом браке, могли стать высшими жрецами Юпитера, Марса и Квирина. Ряд историков считает ее привилегией патрицианских родов. Символическая же покупка жены была по преимуществу плебейской формой брака. Она совершалась посредством манципации, после чего жена становилась членом семейства.

Условия для вступления в брак. Заключению брака предшествовала помолвка (sponsaliae). В древности и в начале классического периода стороны заключали договор в форме клятвенного обещания вступить в брак. Затем помолвка превратилась лишь в моральное обязательство, принцип свободы брака считался первостепенным. Однако под влиянием христианства помолвка снова приобретает обязательственное значение и сопровождается внесением задатка, который терялся женихом в случае отказа вступить в брак. Отец невесты отвечал в случае отказа в четырехкратном, а с 472 г. н. э. в двукратном размере полученного задатка. Заключение двух помолвок, как и многобрачие, не допускалось.

Заключение брака предварялось наличием определенных условий. Во-первых, достижением брачного возраста. Для юношей он составлял 14 лет, для девочек - 12 лет. Необходимо было согласие жениха и невесты, а если они находились и под властью домовладыки, то и его согласие. Если домовладыка не давал согласия на брак без достаточного основания, оно могло быть получено принуждением со стороны магистрата. Не допускался брак лица, состоявшего в непрскращснном браке. Кроме того, жених и невеста не должны были состоять между собой в близких степенях родства или свойства и должны были обладать ius conubii, т. е. правом на вступление в законный римский брак. Так, заключение «правильного»

Брак есть союз мужчины и женщины, единство всей жизни, единство божественного и человеческого права.

Брак, или так называемый матримоний, з это союз мужчины и женщины, имеющий целью совместную жизнь.

Условия заключения брака.

В законный римский брак могли вступить только лица, обладавшие свободой (союз между рабами есть не брак, а сожительство в узком смысле);

Римский брак могли заключать только лица, за которыми было признано право создать законный римский брак. Таким правом обладали и древние латины. Когда это право отсутствовало, законный римский, согласно предприсаниям цивильного права, не возникал, хотя брак мог быть действительным по праву народов;

В римкий брак могли вступать лишь лица, которые были способны осуществлять естественные цели брака, т.е. лица, являвшиеся половозрелями: женщины с 12, а мужчины с 14 лет;

Для заключения законного римского брака требовалось отсутствие другого брака;

Законный брак требовал согласия супругов, так как брак возникает не от совокупления, а в результате согласия.

Римское частное право знало несколько видов брака: 1) брак, который устанавливал мужскую власть над женой (cum manu); 2) брак без мужней власти (sine manu).

Брак cum manu – был наиболее древним видом брака. В этом браке жена вступала в агнатскую семью мужа и становилась подвластной самому мужу. В этом браке власть мужа была неограниченной, правосубъектность жены поглащалась правосубъектностью мужу. Мкстожительство жены определялось местожительством мужа. Власть мужа распространялась и на имущественные отношения супругов. В семье был один субъект имущественных прав- муж, которому принадлежало не только имущество, нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены. В то же время муж был обязан защищать жену от причинения ей оскорблений. Жена разделяла общественное положение мужа.

Данный брак мог быть заключен тремя способами: confarreatio, coemptio и usus.

Confarreatio представлял собой торжественный обряд религиозного характера, который осуществлялся в присутствиидесяти свидетелей и верховного жреца Юпитера и требовал совершения определенных священный действий, посвященных Юпитеру, с жертвоприношением и общим совершением священных возлияний и вкушением пшеничного хлеба из полбы. Побобный брак могли заключать только патриции.

Coemptio (покупка) – это более поздняя и доступная всем гражданам форма брака, который заключался в светском обряде путем манумиссии, т.е. на основании символической продажи.

Usus – брак вследстсие непрерывного проживания женщины в доме мужа в течение года. Вмесет с тем, уже Закон 12 таблиц закрепил положение о том, что женщина, каждый год на три ночи подряд покидавшая семейный кров, прерывала таким образом сожительство и избегала попадания под власть мужа или главы семьи.


В браке sine manu муж не приобретал никакой власти над женой, которая оставалась под отцовской властью и сохраняла все права, связанные с ее принадлежностью к родной семье. В то же время жена могла сохранять свою личную и имущественную самостоятельность. Однако с тем, чтобы облегчить материальные семейной жизни, женщина, как правило, вносила приданое (dos), которым охватывались вещи или иные части имущества, предоставленные мужу женой, ее главой семейства или третьим лицом.

Подожный брак заключался путем достижения согласия между лицами, которые его заключали. Однако, если они находились под властью глав семейств, то требовалось их согласие. Отказ глав семейств дать согласие на заключение брака мог быть обжалован в магистратуре.

Расторжение брака.

Брак расторгался при наличии объективных и субъективных причин.

К объективным причинам относились:

Смерть одного из супругов;

Утрата свободы одним из супругов;

Утрата гражданства одним из супругов;

Начинающееся кровосмешение.

К субъективным причинам относился развод (divortium). Развод мог быть односторонним, т.е. на основании заявления одного из супругов об отказе от брачной жизни, или обоюдным.

Начиная с постклассического периода, односторонний развод стал рассматриваться в качестве законного, если происходил по справедливым основаниям, например, супружествой неверности жены, мужа.. или же по оправданным причинам, не ребовавшим вины другого супруга, например, в результате обета девственности, попадания в плен. При разводе без оснований к расторгнувшим брак супругам могли быть применены строгие санкции от изъятия приданного до высылки на остров.

Развод, происходивший по обоюдному согласию сторон, рассматривался в качестве законного на протяжении всего постклассического периода.

Развод не требовал никакой торжественной формы. Однако закон Юлия «О прелюбодеянии» с целью внесения ясности в семейные отношения обязал публично оповещать о разводе в присутствии семи свидетелей.

Римское право различало разные виды брака. Законным признавался брак между гражданами, имеющими право на брак; только в таком браке дети получали полную правоспособность и являлись гражданами. Законный брак мог осуществляться двумя способами:

Брак с мужней властью (брак cum manu), в этом случае жена находилась под неограниченной властью мужа, вплоть до того, что муж имел право её убить или продать, а если муж находился под властью домовладыки, то этим правом обладал последний.

Власть мужа в одинаковой степени касалась и его детей от этого брака;

Брак sine manu - брак без перехода под власть мужа, когда женщина оставалась под властью прежнего агната (а если имела самостоятельность, то сохраняла независимость от мужа), она входила в брачные отношения с единственной целью - образовать семью и растить детей.

В законном браке жена получала по мужу имя и сословное положение, но в то же время права мужа распространялись на исковое истребование жены из любого места, в котором она находилась, и она была обязана подчиниться. Позднее римское законодательство декларировало необходимость взаимного уважения супругов. Власть мужа перестала распространяться на жизнь или продажу жены. Незаконные браки могли выражаться как простое непостоянное сожительство; дети в случае такого сожительства никаких прав не получали.

Порядок заключения и расторжения брака.

Переход под власть мужа происходил одним из трёх способов: давностью, жертвенным хлебом и куплей. Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжении года оставалась супругой; она становилась собственностью мужа, вступала в его семью и занимала место дочери. Конфарреационным образом женщины вступали во власть мужа через сакральный обряд, совершаемый невестой, этот торжественный обряд называется confarreatio. Обряду придавалось огромное значение, например, занимать высшие жреческие должности могли только лица, рождённые в браке, заключённом через confarreatio. На основании купли женщины вступали во власть мужа путём манципации, то есть символической продажи; в присутствии пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан и весовщика с медными весами, жену покупал тот, под чью власть она переходила. Обряд манципации предполагал продажу женщины, ничем не отличавшейся от продажи животных, рабов и земельных участков. Кроме манципации существовала также коэмпация (coemptio), тоже «продажа», но не обязательно для совершения брак, но и для устранения опеки, для эманципации и т.п. Отличие коэмпции от манципации состояло в том, что женщина, которая совершала коэмпцию, не считалась рабыней, а женщины и мужчины, манципированные родителями и фиктивными мужьями, признавались рабами; даже наследство они могли получить, только если их освобождали по завещанию как рабов.

Причиной прекращения брака могли стать смерть одного из супругов, потеря им свободы или развод.

В классическую эпоху развод мог произойти по обоюдному согласию или же по одностороннему изъятию желания прекратить брачную жизнь. При Юстиниане свободный развод по согласию сторон был запрещён, в одностороннем порядке развод разрешался ввиду следующих обстоятельств - если:

Супруг был неверен;

Он покушался на жизнь заявителя;

Совершил против заявителя другое виновное действие.

Уважительной причиной также считалось желание уйти в монастырь. Односторонний развод без объяснения причины или по неуважительной причине проводился с выплатой штрафа, однако брак всё-таки расторгался.

Конкубинат.

Конкубинат - это особая форма разрешённого римским законом сожительства мужчины и женщины. Конкубинат существовал наряду с легальным римским браком, но, по сути, браком не являлся, поскольку было нарушено несколько условий брачного союза, возможного в обществе: 1)конкубинат не скреплялся необходимыми формальностями; 2)он мог заключаться между римлянином и женщиной любого положения; 3)существовал параллельно законному браку и одновременно с ним; 4)при конкубинате женщина не попадала под безраздельную власть мужа; 5)женщина не получала социального статуса мужа; 6)дети, родившиеся в конкубинате, не подлежали отцовской власти и, соответственно, не получали никаких прав.

Закон указывал, что римские граждане тогда вступают в законный и действенный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках и даже латинянках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями).

Поскольку connubium даёт право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца. В республиканскую эпоху при моногамном характере римской семьи для мужчины считалось допустимым наряду с matrimonium с одной женщиной состоять в конкубинате с другой, но женщина в двух видах брака состоять не могла, ей было запрещено двойное сожительство. Конкубинат в Риме был своего рода формой гражданского брака, когда узаконить отношения оказывалось невозможным (например, римлян уже имел жену, конкубина находилась внизу социальной лестницы или имела причины, по которым было запрещено заключать брак по закону, как в случае должностным положением магистра и гражданкой из его провинции и т.п.). иногда конкубинат заключался между римляном и самостоятельной женщиной, то есть женщиной, совершившей символическую продажу себя в собственность другого мужчины и отпущенная им по соглашению на свободу. Дети от конкубината могли наследовать отцу только в том случае, если он официально признавал их через усыновление, только тогда он получал власть над ними (а они - все вытекающие из этой власти права на наследование имущества).

Брак является союзом между мужчиной и женщиной, который определяет личные неимущественные и имущественные отношения между ними, а также статус их общих детей.

Кроме того, брак – это сделка и юридический факт, так как его главная правовая цель – создание юридических последствий, то есть, придание общим детям законный статус, а также порождение личных и имущественных отношений, в частности – наследственных.

Римский брак, впрочем, как и римская семья был правовым специфическим институтом, так как в его основе создания располагались патриархальные устои общества, а основной задачей с точки зрения государства было создание на подчинении семьи и воспроизведение граждан.

Однако римскую семью в соответствие с правовыми последствиями мог создать исключительно римский гражданин, который вступил в «правильный» римский брак. Но ежели лица по каким-либо законным причинам не могли вступить в законный брак, то им дозволялось жить в конкубинате, разрешённом союзе между женщиной и мужчиной. Конкубинат являлся аналогом современного гражданского брака, так как он заключался без формальностей и влёк за собой правовые последствия, хотя и считался «неправильным браком».

Таким образом, конкубинат был браком, не соответствующим законным римским условиям. В эпоху республики мужчине разрешалось по закону быть в браке с одной женщиной, но проживать в конкубинате с другой. Но, при этом женщина, которая вступила в связь с кем-то кроме своего мужа, считалась преступницей, и у мужа было право убить её.

Исходя из самой сути «правильного римского брака» для римского права брак перигринов не имел значения, однако допускался лишь один вид брака между перигринами и латинами, если он был разрешён как «брак по праву народов». Сожительство рабов не влекло никаких правовых последствий, так как рабы не относились к субъектам права.

Разновидности браков в римском праве

В Риме было принято различать два отдельных вида браков:

· Брак sinemanu, являвшийся браком без мужской власти

· Брак cum manu – брак с мужской властью.

Сущность последнего заключалась в личном и имущественном полном подчинении жены мужу. При этом, жена и дочери приобретали статус со всеми последствиями права, однако муж полностью распоряжался личностью и статусом жены. Кроме того, приданое включалось в имущество мужа, а жена не имела права совершать сделки. За мужем закреплялось право жизни и смерти жены. Вступая в данный вид брака, женщина полностью попадала под власть мужа и не могла требовать развод, который мог дать только муж.