Возраст «Я»
Уже годовалый малыш начинает постепенно «отделяться» от матери, и к трем годам эта потребность самостоятельности достигает кульминации. Местоимение «я» звучит в его речи по поводу и без: «я сам», «я хороший», «я хочу» - сначала такие проявления самостоятельности и сознательности несказанно радуют мам.
Ребенок заявляет о собственных желаниях и возможностях, учится выражать свои чувства.
Трехлетнего малыша уже может очень обидеть отношение к нему взрослых как к несмышленышу. Иногда похоже, что ребенок бунтует, стремясь сделать все наперекор родительской воле, и нередко критикует действия взрослых. Именно в этом возрасте закладывается рациональная основа для оследующего развития личности. И именно это наиболее подходящий возраст для того, чтобы - если это еще не сделано - научить его большей самостоятельности. Упущенный момент обернется годами жизни с избалованным, капризным и эгоистичным деспотом, которому кажется, что весь мир должен крутиться вокруг него.

Это не обсуждается?

Типичная история. Мама готовит рыбный суп. Трехлетний малыш в недоумении: «Мам, зачем? Я же рыбу не люблю!» О том, что обедать собираются еще мама, папа, бабушка и старшая сестра, ребенок не задумывается ни на мгновение. Откуда берутся маленькие эгоисты? Часто - от чрезмерной любви и опеки. Мы потакаем каждому капризу малыша и спешим исполнить любую его прихоть. Игрушка, на которую кроха покажет пальцем, самые лакомые кусочки, выполнение любых просьб «подай-принеси». Разумеется, малыш входит во вкус и «садится нам на шею».

Причин такого поведения взрослых несколько.

  • Желание баловать долгожданного наследника («ребенок "дался" мне нелегко»; «пускай у него будет все, чего я была лишена в своем детстве»).
  • Чувство вины перед ребенком, ведь мы много работаем и не уделяем должного внимания - «а у ребенка должно быть счастливое детство». Пытаясь компенсировать вседозволенностью нехватку ласки, мы позволяем маленькому члену семьи занять лидерские позиции в общении.
  • Проще все сразу разрешить, чем каждый раз объяснять, почему что-то нельзя: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. «Пусть смотрит мультики хоть три часа подряд - за это время я столько успею сделать по дому!» Иногда проще сделать все за малыша самим, потому что нам некогда или, признаемся честно, лень прикладывать усилия и требовать выполнения от ребенка простых правил: «раскидал все игрушки? Я все соберу быстренько сама, у сына уйдет на это час, а мы спешим на прогулку».

С возрастом забавные капризы могут превратиться в неприятные черты характера. К тому же, научившись манипулировать взрослыми, ребенок будет совершенствовать и дальше свое умение добиваться желаемого любой ценой.

Похвала дорогого стоит

Опасаясь развить в ребенке комплексы, мы иногда чрезмерно «захваливаем» свое дитя, наедине и прилюдно. Разумеется, для каждой мамы ее ребенок - самый талантливый, самый умный, красивый, смелый, музыкальный… Но очень легко переступить невидимую границу и вместо уверенного в себе и в своих силах самолюбивого человека вырастить зазнайку и себялюбца. Хвалить тоже нужно уметь. Важно хвалить не только самого ребенка («ты у меня самый лучший»), но и результат его труда («мне очень нравится картинка, которую ты нарисовал»). В таком случае ребенок вырастет самодостаточным человеком: у него не будет комплексов, что его «любят за результат», при этом стимулов стремиться к этому результату будет достаточно.

Цель оправдывает средства?

Еще одна ошибка родителей - попытка реализовать собственные амбиции и желания в ребенке. Так, поставив перед собой цель вырастить маленького гения, мы готовы освободить любимое чадо от всего остального, «отвлекающего» от заданного направления, например, помощи по хозяйству. Лишь бы чадо училось отлично, стремилось к олимпийским рекордам в спортивной секции, стало вторым Моцартом. Но в ответ ребенок забрасывает занятия, тренировки, гаммы, предпочитая проводить время перед телевизором или с друзьями. Ему самому куда интереснее другие виды творчества, но мы не догадываемся спросить его, какие, - а только упрекаем в эгоизме и невнимании.

Предоплата неуместна

Столкнувшись с эгоистичным нежеланием ребенка делать что-то или следовать определенным правилам, некоторые родители пытаются заинтересовать ребенка материально: «выучи стишок - получишь шоколадку», «почистишь зубки - посмотришь мультик». Неважно, платят ли родители за сделанную работу или помощь по дому вещами или удовольствиями. В любом случае это опасный путь. Уже скоро ребенок без «предоплаты» и шагу не ступит, при этом изменения к лучшему в его характере так и не произойдут. Ведь с радостью и удовольствием человек занимается лишь тем, что ему действительно интересно, что его увлекает. Работа только «ради чего-то» не приносит творческого удовлетворения и всегда выполняется «из-под палки». Важно заинтересовать малыша, вселить в него энтузиазм другими, нематериальными способами. Например, превратить нудную и рутинную уборку в игру.

Прививка от эгоизма

  • Позвольте ребенку заботиться о других. Как бы ни было страшно, не ограждайте его от общения с грудным братиком или сестренкой или обсудите с ним возможность завести домашнее животное, ухаживать за которым будет он сам. Рассчитывайте, чтобы нагрузка в этом случае была посильная: вряд ли ребенок, с утра до ночи занятый в саду и кружках, сможет полноценно заботиться о собаке, с которой надо гулять и играть.
  • Обсуждайте с малышом не только его личные дела, но и дела его друзей. Это заставит его обращать внимание на других людей.
  • Позвольте ребенку принимать простые решения и делать выбор. Если дитя привыкает, что за него всегда думают и решают родители, он вырастает в инфантильное существо с кучей психологических проблем, зависимое от мамы и папы до старости.
  • Научите ребенка проигрывать. Не предостерегайте кроху от неверного решения (конечно, если оно не угрожает его жизни) - пусть он учится на собственных ошибках. Только пережив неудачу, он научится выбирать те пути, которые приведут его к успеху.
  • Помогайте ребенку, но не делайте работу за него. Если он умеет одеваться самостоятельно, но делает это очень долго, особенно по утрам, когда вы опаздываете в детский сад, - измените распорядок дня и вставайте раньше. Или научите пользоваться часами, чтобы малыш сам рассчитывал, сколько времени отвести себе на одевание.
Мама тоже человек

Разговаривайте с малышом о своих собственных чувствах и переживаниях. Расскажите о том, что на работе вы устали (обязательно объясните почему: написала много страниц доклада, приняла много людей с жалобами и т. п.) и поэтому не можете исполнить ту или иную просьбу ребенка. Малышу не нужны подробности, но ему нужно понимание ситуации: мама имеет право на собственные переживания, обиды, болезни, слабости и т. д. У нее может быть печальное настроение или болеть животик и т. д. Попросите малыша принести вам плед или поставить вашу чашку из-под чая на стол.

Маленькие детки со всех сторон окружены любовью своих родных. Мама, папа, бабушки, тетушки, друзья родителей по первому требованию малыша выполняют все его капризы. Кажется, что весь мир вертится лишь вокруг ребенка.

В раннем детстве такое положение дел является нормальным явлением. Кроха еще не задумывается о том, что у окружающих людей тоже есть свои желания и интересы, и что иногда стоит уступить в пользу чужих потребностей. А взрастить и развивать в характере ребенка такие черты как: милосердие, умение проявить заботу, уважение к старшему поколению и другие — одна из главных задач родителей.

Комплекс «витаминов» от эгоизма:

Давайте рассмотрим основные моменты в поведении родителей, которые зачастую пробуждают и подпитывают в ребёнке нотки эгоизма. И если своевременно не внести коррективы, то милый малыш превратится в необратимого эгоиста и хладнокровного манипулятора.

Излишнее внимание — к добру ли?

Многие мамочки ну просто «пылинки сдувают» с деток, оправдывая себя тем, что: «он же мне так тяжело достался», или «это ж мой единственный сыночек, пусть у него будет все то, чего не было у меня». Чрезмерная забота о ребенке – прямой путь к Эгоизму! Да, если есть возможность купить ту или иную вещь или включить в данный момент телевизор, то можно пойти навстречу желаниям ребенка. Но если явно видно, что кроха намеренно капризничает и требует к себе повышенного внимания, то ему нужно объяснять, что не всегда его желания будут исполнены в сию минуту.

Обязательно нужно аргументировать причину в случаи отказа или продления срока выполнения. Такой подход научит кроху терпению, умению договариваться, уступать и выделять приоритетность. К тому же, если часто задаривать подарками и выполнять покупки по требованию – ребёнок просто перестанет ценить вещи и ваше к нему отношение.

Похвала – медаль, имеющая две стороны

Хвалить своих детей можно и нужно, но делать это следует с умом. Ни для кого не секрет, что для каждого родителя свой ребёнок самый умный, самый красивый, талантливый и любимый. Его хочется расцеловывать и расхваливать каждую минуту, особенно в раннем возрасте. Умерьте немного свой пыл. Восхищайтесь, но в меру. Важно так же радоваться его достижениям и похвалить за проделанный труд («какая красивая аппликация у тебя получилась…»).

Такая балансировка в похвале не даст развиться звездной болезни у вашего чада и исключит комплекс добиваться любви родителя «за результат». Чаще обсуждайте с ребенком его интересы, уточняйте о его дальнейших планах и целях, которых он хотел бы достичь. У него обязательно должен быть стимул к саморазвитию. И ваши детки вырастут самодостаточными, успешными и уверенными в себе людьми.

Забота о людях и природе – бальзам для души

Лучший противовес эгоизму – альтруизм. Помогите своему чаду познать чувство бескорыстия, научится проявлять милосердие и развить в себе наблюдательность, воспитывайте уважение к природе и старшему поколению. Уже с малых лет объясняйте ребенку про чувства и интересы других людей. И со временем он научится сопоставлять свое настроение с окружением и реагировать соответственно ситуации. Делитесь с ним своими эмоциями и мыслями. Разговаривайте о его друзьях, обсуждайте любимых героев сказок и их действия.

Воспитывайте в ребенке чувство ответственности, особенно за тех, кого приручили. И если малыш захочет завести питомца, то нужно объяснить, что с ним нужно не только играться, но и ухаживать, а это повлечет затрату времени, усилий и организованности. Что вы будете помогать, но не делать всё за него.

Все проявления ребенка к самостоятельности старайтесь развивать, а не пресекать. Если сын захотел помочь убрать, разрешите ему это сделать. Пусть уборка займет больше времени и не будет столь качественной, но это позволит воспитать уважение к чужому труду и усилить дальнейшее желание помогать.

Финансовое поощрение или подключим фантазию?

Когда родители сталкиваются с противоречием ребенка, то часто пытаются решить вопрос подкупом материального характера или развлечениями: «сдашь на отлично экзамен — куплю велосипед», «почистишь зубы – можешь посмотреть мультик» и так далее. За достаточно короткое время ребёнок привыкнет к подобной «предоплате», а позитивных ноток к характеру не прибавится.

Выполнять работу «по принуждению» никогда не приносило морального удовольствия и возможности для самореализации. Поэтому очень важно мотивировать деток так, что бы выполнять даже самую обыденную работу было занимательно и весело (например, мытье посуды и уборку квартиры превратите в квест).

Социум, умение отдать и проиграть

Общение со своими сверстниками тоже дает свои положительные результаты. В детском саду, в школе, на детской площадке во дворе ребенок начинает замечать, что он не один на белом свете. Вокруг него живут люди, которые тоже нуждаются в заботе и любви. Общаясь со сверстниками и взрослыми, маленький человечек учится равноправию и постепенно осознает себя частицей общества.

Только личные достижения и принятые самостоятельные решения

Многие родители грешат тем, что воспитывают своих наследников по своим стопам и достижениям или же пытаются реализовать в своей кровинушке несбывшиеся мечты и амбиции. Ради побед и наград родители готовы выполнять за него работу по дому и ограничивают в общении со сверстниками. А когда ребёнок начинает сопротивляться — обвиняют в эгоизме и неблагодарности. Это лишь усугубит психологическое состояние ребёнка и сделает его замкнутым.

Очень важно научить малыша принимать собственные решения. Он может обратиться к родителям за советом. Это нормально. Подскажите ему, что-нибудь посоветуйте. Но окончательный выбор ребёнок должен сделать сам.

Воспитание человека – трудная задача. Но только любящие родители помогут ребенку вырасти ответственной и самостоятельной личностью без всяких задатков эгоизма. Терпения вам и Удачи!

Совсем недавно родителей одного ребенка пугали риском вырастить эгоиста. Но моды на многодетность давно нет, да и к паре «мальчик-девочка» многие уже не стремятся.

Занятые пары и матери воспитывают одного ребенка, на этом и останавливаются. Неужели в ближайшем будущем общество будет состоять из эгоистичных взрослых, требующих к себе повышенного внимания и неспособных ни к каким здоровым связям?

Действительно ли ребенок, выросший без братьев и сестер, из маленького капризного малыша превращается во взрослую неприятную для всех личность? И возможно ли вырастить из единственного ребенка в семье человека, умеющего строить отношения с окружением.

Современные специалисты смотрят на эту проблему по-другому. Во-первых, забота о себе и личных потребностях и для взрослых уже не считается чем-то предосудительным. Во-вторых, некрасивая характеристика «эгоистичности» далеко не всегда может появиться только потому, что ребенок у вас единственный.

Мифы о единственных детях

Ребенок, выросший в одиночестве, излишне окружен вниманием и заботой взрослых, всегда получает желаемое по первому требованию, не готов принимать отказы.

На самом деле. К избалованности приводит не само согласие взрослого помочь или пойти навстречу (купить игрушку, подсказать в приготовлении уроков), а готовность отказаться от своих желаний ради детских капризов. Так можно «посадить себе на шею» кого угодно, и даже не всегда ребенка.

Единственный ребенок растет несамостоятельным, поскольку не успевает получить необходимый собственный опыт – ему всегда помогают взрослые.

На самом деле. Современные дети проводят катастрофически мало времени в обществе родителей, так что переизбыток помощи и поддержки им грозит разве что со стороны бабушек, нянь и гувернанток. Несамостоятельность может быть признаком и «младших» детей, часто находящихся на попечении взрослых братьев и сестер. Если у малыша с раннего возраста будут свои посильные для него обязанности, в дальнейшем он будет способен выполнять требования и к учебе, и к рабочим заданиям.

Единственный ребенок привык добиваться желаемого за счет манипуляций – капризов, угроз и непослушания.

На самом деле. Такой способ взаимодействия с родителями возникает скорее из-за недостатка общения , чем из-за избытка. Дети не понимают своих желаний, часто требуя игрушку или сладость для того, чтобы просто переключить внимание на себя. Не вникая в настоящие его потребности, родители могут пойти навстречу, но проблема не решается. Игрушек становится больше, но вместе с тем усиливается и ощущение, что от тебя просто отмахнулись.

Дети как взрослые

У воспитания единственного ребенка все же есть особенности. Рожая одного, родители могут подразумевать, что контроль за ним – не слишком большая нагрузка. Остается время на карьеру, заботу о себе и собственную жизнь. Есть опасность впасть в крайность, и ребенок оказывается совершенно заброшенным. Проблема эгоизма здесь – уже не единственная и не самая страшная.

Дети, растущие без братьев и сестер, чаще бывают в обществе родителей, чем в своем – детском. Есть плюсы – такие малыши опережают ровесников в интеллектуальном развитии и отличаются более осознанным поведением. В то же время ребенок вынужден постоянно участвовать в жизни взрослых, поневоле становиться собеседником в темах, к которым морально не готов: хлопоты по хозяйству, проблемы взаимоотношений между родственниками и пр. Не все родители умеют отделять свою жизнь от жизни ребенка и уделять время именно детским занятиям. Хотя с мамой все равно не поиграешь так, как с сестренкой или братишкой.

Привыкая к тому, что мамино и папино внимание не делится на нескольких детей, а принадлежит ему одному, ребенок и в другом обществе будет рассчитывать на привилегированное отношение. В группе детского сада и в школе ему придется привыкать, что для педагога – он такой же, как все.

Будучи с родителями один на один, ребенок старается стать для родителей идеальным, лучшим и безупречным. Это может вылиться в его завышенные требования к самому себе, если взрослые поддерживают или поощряют.

Больше не надо

Многие трудности воспитания единственного ребенка возникают вокруг самого родительского решения – родить только одного малыша. Просьбы о братике и сестричке неизбежно будут возникать, так же как и вопросы, почему сложилось так, что их нет и, возможно, не будет. Важно, насколько взвешенно и осознанно сами взрослые это принимают.

Большинство не против второго и третьего ребенка, но не считают себя вправе обделять одного по материальным причинам и из-за занятости. Кто-то не созрел и сомневается. Если есть тревога у взрослых, она может влиять и на детское спокойствие. Поэтому на вопросы очень важно отвечать, разъяснять, почему принято такое решение и как вы к этому относитесь.

Можно компенсировать малышу отсутствие братьев и сестер, если обратить внимание на следующие правила:

лучше не зацикливаться на воспитании ребенка, а искать баланс между участием в его жизни и в своей «взрослой». Так сохраняется дистанция, создается чувство защищенности. Единственные дети часто становятся «друзьями» родителям, что принижает сам родительский статус. Это может создавать иллюзию, что авторитетов нет, прислушиваться к старшим необязательно, ведь ты – уже на одной волне с ними;

стараться не «закрывать» границы собственной семьи, бывать в гостях, приглашать к себе. В непринужденной свободной атмосфере с другими людьми (не в школе, где есть требования и правила) дети получают разнообразный опыт общения;

эгоизм ребенка опасен, прежде всего, для него самого в будущем. Последствия будет иметь не то, что он единственный, а то, что ребенок стоит в центре вашей жизни . Важно, чтобы ваше настроение и отношение к нему не зависело от его успехов или неудач.

Domashniy . ru

С появлением ребёнка в семье, жизнь взрослых кардинально меняется. Привычные дела отходят на второй план и всё внимание устремляется на малыша. Часто сильная опека родителей и чрезмерная любовь может сыграть злую шутку. Единственный ребёнок в семье может вырасти в неприспособленного к жизни человека, который считает, что весь мир крутится вокруг него. Многие молодые родители хотят узнать, как любить ребёнка, но не залюбливать? Как не воспитать эгоиста?

Современная жизнь диктует свои правила и морали, и сейчас не считается неприемлемым забота о себе и своём комфорте. Многие люди не хотят спешить заводить детей, а стремятся сделать карьеру, обеспечить себя материальными благами. Часто, решившись на одного ребёнка, они ставят точку в деторождении, отдавая всё самое лучшее единственному и неповторимому малышу. В обществе бытует мнение, что один ребёнок в семье чаще становится эгоистом, чем тот, у кого есть братики и сестрички, но себялюбие возникает не из-за отсутствия родственников, а из-за неправильного воспитание. Если вы относитесь к тем, кто по каким-то причинам не стремится заводить вторых детей, то эта статья точно для вас. Как не воспитать эгоиста и что для этого нужно делать, читайте далее.

1.Давать ребёнку брать ответственность за свои поступки.

Этому нужно учить с самого рождения, ведь даже самый маленький ребёнок может уже отвечать за своим поступки. Поиграл – убери за собой игрушки, встал с утра — застели постель. Плохо себя ведёшь – получи наказание. Ребёнок должен понимать, что за свои поступки несёт ответственность именно он, а не его родители. Если постоянно опекать ребёнка и не давать проявлять ему себя, то он так и будет расти с мыслью, что всё за него сделают другие и все всегда решат его проблемы.

2.Давать ребёнку ошибаться.

Этот пункт можно отнести к первому, ведь давая ребёнку ошибаться, вы даёте ему принимать свои собственные решения. Нельзя постоянно бояться, что ребёнок сделает что-то не так. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Жизнь без ошибок вообще невозможна. Получая плохой опыт, ребёнок начинает учиться на своих ошибках. Навязывая свой опыт ребёнку, вы обрекаете его всю жизнь рассчитывать на кого угодно, кроме себя.

3.Не вестись на манипуляции со стороны ребёнка.

Наверняка наблюдали в общественных местах, когда ребёнок, казалось бы, без причины устраивает истерику с неумолкаемым плачем, а мама готова на всё, лишь бы успокоилось взволнованное чадо. Если постоянно вестись на провокации, то ребёнок будет всегда манипулировать своими родителями и получать желаемое лишь напорами и криками. Ни в коем случае нельзя давать ребёнку сесть на плечи. Вы должны донести до него, что желаемое можно получить лишь хорошими поступками и никак иначе. Конечно, хорошо, когда родители могут позволить своему малышу всё и даже больше, но если постоянно обсыпать ребёнка миллионами игрушек, самыми дорогими и модными вещами и т.д., то он просто не будет ценить то, что имеет, а ошибочно станет полагать, что всё даётся с неимоверной лёгкостью. Умеренные же ограничения в удовольствиях, гораздо полезнее для ребёнка чем чрезмерное изобилие.

4.Дать возможность ребёнку общаться с другими детьми.

Конечно, играть со сверстниками гораздо интереснее чем с взрослыми, но если у вас один ребёнок в семье, то нужно стараться компенсировать ему нехватку детского общения. Например, ходить в гости к семьям, в которых есть дети. Важно, чтобы ребёнок учился коммуникабельности и умел находить общий язык с другими людьми. Полезно будет, если малыш будет посещать детские сады или развивающие кружки, где всегда много детишек.

5.Воспитывайте в ребёнке альтруистические качества.

Именно такие качества являются противоположными эгоизму. Учите ребёнка милосердию к другим людям, состраданию и помощи. Ребёнок должен понимать, что все люди равны и что каждый одинаково достоин любви и счастья.

6.Личный пример – самый лучший учитель.

Сколько бы мы не давали вам советов и сколько бы не было разговоров и действий, направленных на воспитание в ребёнке самых лучших качеств, нет более действенного средства чем личный пример. Если родители не ведут себя как эгоисты и на своём личном примере показывают, как нужно относиться к людям, то и ребёнок не вырастит человеком, зацикленным на самом себе.

7.Ребёнок – помощник.

Приучайте ребёнка к посильной помощи по дому. Важно, чтобы ребёнок делал для всех, а не только для самого себя.

8.Нельзя подкупать ребёнка.

Некоторые родители платят ребёнку за хорошие оценки или поступки. Причём в прямом смысле этого слова. Получил хорошую оценку – на денежку, убрался в доме – получи подарок. В первую очередь ребёнок должен оценивать свои поступки с точки зрения морально-этических норм, а не мерить все товарно-рыночными отношениями.

9.Ребёнок не центр мироздания.

Не стоит преувеличивать значимость ребёнка. Ребёнка – полноправный человек, но никак не центр мироздания. Вседозволенность в раннем возрасте может привести к тому, что ребёнок вырастет в эгоиста, который будет отовсюду стремиться получить повышенное внимание к своей персоне. Это очень будет мешать ему в дальнейшем взрослой жизни, ведь никто не любит таких людей, которые не уважают и не воспринимают кого-то кроме себя.

10.Домашний питомец.

Научить ребёнка заботится о маленьком мохнатом друге – ещё один удачный способ не дать ребёнку вырасти эгоистом. Забота о ближнем раскроет в малыши наилучшие качества.

Количество детей в семье совершенно не влияет на то, какой человек вырастет. Как видите, всё зависит на прямую от отношения родителей к ребёнку. Если с самого раннего возраста начать формировать в ребёнке правильное восприятие мира и людей, то ребёнок не сможет стать эгоистом даже если в семье он воспитывается без братьев и сестёр.

Занятые пары и матери воспитывают одного ребенка, на этом и останавливаются. Неужели в ближайшем будущем общество будет состоять из эгоистичных взрослых, требующих к себе повышенного внимания и неспособных ни к каким здоровым связям?

Действительно ли ребенок, выросший без братьев и сестер, из маленького капризного малыша превращается во взрослую неприятную для всех личность? И возможно ли вырастить из единственного ребенка в семье человека, умеющего строить отношения с окружением.

Современные специалисты смотрят на эту проблему по-другому. Во-первых, и для взрослых уже не считается чем-то предосудительным. Во-вторых, некрасивая характеристика «эгоистичности» далеко не всегда может появиться только потому, что ребенок у вас единственный.

Мифы о единственных детях

Ребенок, выросший в одиночестве, излишне окружен вниманием и заботой взрослых, всегда получает желаемое по первому требованию, не готов принимать отказы.

На самом деле. К избалованности приводит не само согласие взрослого помочь или пойти навстречу (купить игрушку, подсказать в приготовлении уроков), а готовность отказаться от своих желаний ради детских капризов. Так можно «посадить себе на шею» кого угодно, и даже не всегда ребенка.

Единственный ребенок растет несамостоятельным, поскольку не успевает получить необходимый собственный опыт - ему всегда помогают взрослые.

На самом деле. Современные дети проводят катастрофически мало времени в обществе родителей, так что переизбыток помощи и поддержки им грозит разве что со стороны бабушек, нянь и гувернанток. Несамостоятельность может быть признаком и «младших» детей, часто находящихся на попечении взрослых братьев и сестер. Если у малыша с раннего возраста будут свои посильные для него обязанности, в дальнейшем он будет способен выполнять требования и к учебе, и к рабочим заданиям.

Единственный ребенок привык добиваться желаемого за счет манипуляций - капризов, угроз и непослушания.

На самом деле. Такой способ взаимодействия с родителями возникает скорее из-за , чем из-за избытка. Дети не понимают своих желаний, часто требуя игрушку или сладость для того, чтобы просто переключить внимание на себя. Не вникая в настоящие его потребности, родители могут пойти навстречу, но проблема не решается. Игрушек становится больше, но вместе с тем усиливается и ощущение, что от тебя просто отмахнулись.

Дети как взрослые

У воспитания единственного ребенка все же есть особенности. Рожая одного, родители могут подразумевать, что контроль за ним - не слишком большая нагрузка. Остается время на карьеру, заботу о себе и собственную жизнь. Есть опасность впасть в крайность, и ребенок оказывается совершенно заброшенным. Проблема эгоизма здесь - уже не единственная и не самая страшная.

Дети, растущие без братьев и сестер, чаще бывают в обществе родителей, чем в своем - детском. Есть плюсы - такие малыши опережают ровесников в интеллектуальном развитии и отличаются более осознанным поведением. В то же время ребенок вынужден постоянно участвовать в жизни взрослых, поневоле становиться собеседником в темах, к которым морально не готов: хлопоты по хозяйству, проблемы взаимоотношений между родственниками и пр. Не все родители умеют отделять свою жизнь от жизни ребенка и уделять время именно детским занятиям. Хотя с мамой все равно не поиграешь так, как с сестренкой или братишкой.

Привыкая к тому, что мамино и папино внимание не делится на нескольких детей, а принадлежит ему одному, ребенок и в другом обществе будет рассчитывать на привилегированное отношение. В группе детского сада и в школе ему придется привыкать, что для педагога - он такой же, как все.

Будучи с родителями один на один, ребенок старается стать для родителей идеальным, лучшим и безупречным. Это может вылиться в его завышенные требования к самому себе, если взрослые поддерживают или поощряют.

Больше не надо

Многие трудности воспитания единственного ребенка возникают вокруг самого родительского решения - родить только одного малыша. Просьбы о братике и сестричке неизбежно будут возникать, так же как и вопросы, почему сложилось так, что их нет и, возможно, не будет. Важно, насколько взвешенно и осознанно сами взрослые это принимают.

Большинство не против второго и третьего ребенка, но не считают себя вправе обделять одного по материальным причинам и из-за занятости. Кто-то не созрел и сомневается. Если есть тревога у взрослых, она может влиять и на детское спокойствие. Поэтому на вопросы очень важно отвечать, разъяснять, почему принято такое решение и как вы к этому относитесь.

Можно компенсировать малышу отсутствие братьев и сестер, если обратить внимание на следующие правила:

. лучше не зацикливаться на воспитании ребенка, а искать баланс между участием в его жизни и в своей «взрослой». Так сохраняется дистанция, создается чувство защищенности. Единственные дети часто становятся «друзьями» родителям, что принижает сам родительский статус. Это может создавать иллюзию, что авторитетов нет, прислушиваться к старшим необязательно, ведь ты - уже на одной волне с ними;

. стараться не «закрывать» границы собственной семьи, бывать в гостях, приглашать к себе. В непринужденной свободной атмосфере с другими людьми (не в школе, где есть требования и правила) дети получают разнообразный опыт общения;

. эгоизм ребенка опасен, прежде всего, для него самого в будущем. Последствия будет иметь не то, что он единственный, а то, что . Важно, чтобы ваше настроение и отношение к нему не зависело от его успехов или неудач.