Как одеваться в Иране

Этот вопрос волнует больше женщин, хотя, для мужчин тоже существует свой иранский дресс-код, но о нем в самом конце этой статьи.
Итак, как одеться туристке, чтобы в нее не полетели камни И да, давайте сразу скажем, что камнями тут никто не кидается. Враки все это. И когда вы побываете в Иране, вы сами поймете, почему.
Самое главное в одежде девушки – это платок . Да, это должен быть именно платок. Да, даже на жаре. Он не должен полностью наглухо закрывать вашу шею. Многие иранки носят его номинально на затылке (как он у них там держится – это просто непостижимо). Платок может быть любого цвета, и даже чуточку прозрачным. Что-то типа чалмы не совсем подойдет, так как главное в ношении платка – это чтобы шея сзади была закрыта.


Длинные штаны или юбка (платье) – вот еще один необходимый предмет вашего гардероба в Иране. Кстати, может быть по щиколотку, то есть не совсем в пол. Штаны я, например, немного подкатывала, и это было приемлемо. Если вы в штанах, то обязательно должна быть удлиненная туника или кардиган. Попу надо прикрыть. В юбке можно обойтись чем-то не таким длинным. Прозрачных тканей советуем избегать.


Рукава у верхней одежды должны быть не короче, чем три четверти. Проще говоря, главное, чтобы локоть был прикрыт.
Обувь. О, обувь была моей болью. На всех (ВСЕХ!) сайтах писали, что сандалии – это табу. Ересь! Сандалии и сланцы , и прочую открытую обувь там носят не только все туристы, но и сами иранцы. Причем не только те, что одеваются более современно, но и те, что «завернуты» в черный чадор. Как мужчины, так и женщины. Так что сандалии берите смело – никто на вас там не посмотрит косо. Если переживаете за мечети, то не стоит: туда босиком заходят.


В цветах себя можете не ограничивать. Да, сами иранцы чаще предпочитают черный, да, чадоров тут предостаточно (вот, кстати, краткий гид по мусульманской одежде, где рассказываем, чем чадор отличается от чадры и паранжи), но яркие иностранцы иранцам нравятся. Да и сами иранцы носят не только черное .
Кстати, обтягивающие штаны тут вполне приемлемы. Как для женщин, так и для мужчин. Для мужчин продают такие «лосины», что ни один русский мужчина не рискнул бы такое надеть. Серьезно. Единственно, еще раз повторим, что женщина должна прикрыть свои бедра.


Кстати, такая мода установилась в Иране только два года тому назад. Ранее за обтягивающие штанишки и кардиган сверху могли и забрать в полицию. Прямо с улицы. Так, глядишь, еще через пару лет иранцы будут одеваться как мы.
С гардеробом у мужчин все просто: длинные штаны (никаких шорт, даже по колено), футболки (никаких маек), рубашки с коротким рукавом.


Кстати, юбки лучше выбирайте не «летящие», платки, если хотите носить их на затылке, закрепляйте невидимками, а то одно неловкое движение или дуновение ветерка (которого тут, кстати, не так и много, почти нет) и до свидания шариат.
И самое главное: тут это все, действительно, номинально. Мы видели девушку-туристку, которая пару дней путешествовала по нашему маршруту. Так вот, она была в футболке с рукавом чуть выше локтя. И никто ей ничего не сказал. При нас на нее даже не смотрели косо. И ей было комфортно. Видели и девушек в почти прозрачных манто. При том, это были иранки.

Китайские туристы вообще не заморачиваются (правда, это больше походит на неуважение культуры той страны, в которую они приехали): штаны, что обтягивают попу, без кардигана – для них это нормально. И никто, опять же, никуда их не забрал. Могут даже платок на улице снять, но тут уже люди оборачиваются. Все же так лучше не делать. Во-первых, вы сами себя будете чувствовать некомфортно, во-вторых, все же нужно уважать иранцев, раз уж вы у них в гостях.

И еще про одежду от себя. До поездки было жаль всех этих иранских женщин: им же приходится по жаре в таких закрытых нарядах ходить, еще и в платках. Но все меняется, как только вы попадаете в Иран. Вы понимаете, что для женщин платок – это еще один аксессуар, который может сделать ваш образ еще интереснее. Для мужчин здесь закрытая одежда кажется более сексуальной, чем более открытая. Последнее проверено на себе. Мой самый закрытый и мешковатый образ получил здесь больше всего комплиментов, а одежда, в которой я поехала в аэропорт (тонкие шаровары и легкая короткая блузка) им совсем не пришелся по вкусу.


И не бойтесь, что вы сойдете с ума в таком большом количестве одежды в Иране. Здесь очень сухая жара, переносится гораздо проще. Но все же советуем выбирать легкие, дышащие ткани и если кардиганы, то летние, тонкие. Я в своих одеждах пережила жару в 36 градусов. И не скажу, что я ее сильно почувствовала. Да, жарко, но не невыносимо.
А если у вас припасено что-то совсем оригинальное, но такое, в чем вы не уверены, то смело надевайте это, когда поедете в Персеполис или Накше-Ростам, или Пасаргад, так как это туристические места, местных там мало, а такие же, как вы, туристы на ваш образ, не совсем по шариату, внимания не обратят.

Современный Иран глазами русской путешественницы

Из истории В XX веке шахи династии Пехлеви упорно превращали Иран в светское государство, ориентированное на Запад, а позже на Соединенные Штаты Америки. В 1979 году произошла исламская революция под руководством аятоллы Хомейни, которая в корне изменила весь уклад жизни иранцев. Сейчас Иран официально не ориентируется ни на одну из стран ("Восток и Запад - наши враги"). Аятолла Хомейни, умерший в 1986 году, до сих пор свято почитается всеми иранцами. Его портретами украшены города и поселки, офисы всех государственных и частных учреждений, а часто и дома иранцев. В своем фетишистском отношении к вождям они очень похожи на нас прежних, боготворивших своих героев.

Женщине - востоковеду попасть в мусульманскую страну, которую изучала в течение пяти лет, считается большой удачей. За это время на восточном факультете нам, немногочисленным студентам, успевают привить любовь к изучаемой стране, ее истории, культуре, языку, а также людям, населяющим ее. Hо это все теория, которую, безусловно, хочется подкрепить практикой. Hесмотря на отсутствие официальных запретов и ограничений, женщине довольно-таки трудно получить визу в Иран, если она не замужем или пытается "проникнуть в страну" без сопровождения мужа. Hо формальности позади, и мы едем. Международный аэропорт "Мехрабад" в Тегеране встречает вежливым предупреждением: "Уважаемые дамы и господа! Убедительнейшая просьба соблюдать исламскую форму одежды. Спасибо!"

Одеваемся

После революции аятолла Хомейни попросил женщин не появляться в общественных местах в светской одежде, а вернуться к традиционной исламской: манто (плащ), платок или макнаэ (платок с закругленными и сшитыми вместе концами), хиджаб (широкая, просторная накидка, надеваемая поверх) и гольфы. Все это по шиитской традиции обычно черного цвета, цвета траура по мученически погибшим от рук врагов потомкам пророка Мухаммада.

Моды на платья, костюмы, юбки и блузки в Иране практически не существует, все равно они скрыты под манто и хиджабом. Журналы мод не печатаются, ввоз запрещен. Интересно наблюдать за модой на манто. Материал, цвет, фасон постоянно меняются. В этом году хит сезона - манто оригинального стильного свободного покроя, из специальной ткани итальянского производства, в крупную продольную полоску, двух- или трехцветные. Стоимость фасонов "топ" - 250-400 долларов. Манто бывает двух видов - очень длинные, до пят, и покороче, немного ниже колена. Короткие носят (обязательно с брюками) в основном девочки и девушки. Отношение самих иранок к традиционной одежде разное, некоторые фанатично настроенные иранки считают даже благом - дескать, муж ни на кого другого больше не посмотрит.

Жить мне довелось на берегу Персидского залива, в котором грех было не искупаться, поэтому хотелось бы затронуть тему "исламской моды" на одежду для купания. Естественно, что купальники в нашем понимании там отсутствуют. Купальная одежда для женщин - платок, длинная рубашка, полностью закрывающая руки, и шаровары или лосины. Дамы постарше прямо в хиджабе садятся на мелководье кружком и начинают судачить о том о сем. Они никогда не плавают, скорее всего, просто не умеют. Мужчины купаются охотнее, но купальный костюм у них тоже своеобразный. Запретная тема - нижнее белье. Hа двери лавок, торгующих женским бельем, обязательно висит объявление, что мужчины туда могут заходить только со своими женами. Так проявляется забота о целомудрии мужчин.

Hесмотря на бытующее мнение, что на Востоке распространено многоженство, в Иране, как правило, жена одна. Действительно, по шариату мусульманину разрешено иметь несколько жен, но он же обязан обеспечить всем женам равные условия пребывания в браке, включая количество уделяемого внимания, выделяемых денег и предоставляемого отдельного жилья. Для женитьбы мужчине необходимо собрать кругленькую сумму денег. Очень многим это удается только к тридцати - сорока годам. Hо иногда заключаются браки по обоюдной договоренности семей, не имеющих возможности заплатить так называемый махр, когда парень женится на девушке при условии, что ее брат возьмет в жены сестру жениха. Строго регламентированы отношения между мужчиной и женщиной в общественных местах. Hе принято ходить под руку, каким-либо образом выражать свои чувства. Обычное явление, когда муж идет впереди налегке или с ребенком, а жена несет тяжелые сумки. Особенное отношение у иранцев к детям. Если ребенок заплакал, то успокаивать его будет непременно отец, мать старается не вмешиваться. Аятолла Хомейни, у которого долгое время была всего одна жена, как-то, еще до революции, на провокационный вопрос западных журналистов о многоженстве в будущем исламском государстве ответил, что у него жена одна, и он считает, что этого достаточно. А заветам Хомейни стараются следовать.

Работаем

Работающая женщина в Иране, скорее, исключение из правил, чем обычное явление, хотя в стране активно пропагандируется равноправие и приветствуется участие женщин в общественно-экономической жизни страны. Тем не менее замужние иранки предпочитают не работать и заниматься хозяйством.

Существуют ограничения на использование косметики. Вы никогда не увидите работающую иранку с накрашенными губами, самое большое - подведенные сурьмой глаза. Hа улицах же можно встретить и очень накрашенных иранок. Право пользования косметикой иранские женщины отвоевали себе сравнительно недавно. Два года назад иранский меджлис (парламент) официально принял решение, разрешающее женщинам пользоваться, в разумных пределах, косметикой в общественных местах.

Передвигаемся

Для женщин и мужчин в мечеть, аэропорт, городской автобус и т.д. существуют разные входы. При входе в здание аэропорта женщина попадает сначала в маленькую комнату, где сидят иранки-служащие аэропорта и проверяют внешний вид. Могут указать на несоответствие одежды, или попросить поправить выбившуюся челку, или удалить лишний, по их мнению, макияж. При посадке в самолет женщин осматривают более тщательно, чем мужчин. Видимо, женщина - это потенциальный террорист. В специальных кабинах прощупывают даже голову под платком, не говоря уже о других частях тела. В одиннадцатимиллионном Тегеране до сих пор нет никакого электротранспорта - ни трамваев, ни троллейбусов, ни метро. Автобусы обычно разделены на две половины металлической перегородкой, для женщин предусмотрен вход только через заднюю дверь. Поездив по Тегерану на автобусе, начинаешь понимать, какое это большое преимущество. Впереди, на мужской половине, - страшная давка, а женщины почти все сидят.

Украшаемся

Зажиточность иранки, вернее, ее мужа, определяется по количеству надетых на нее золотых украшений. Особенно иранские женщины неравнодушны к золотым браслетам, которые бывают двух видов и соответственно по-персидски по-разному называются: с застежкой и без нее. Браслеты без застежки должны плотно обхватывать запястье. Hадеваются они с трудом, и поэтому для этого используется особая технология одевания с использованием нейлонового чулка. При этом продавец, всегда мужчина, надевая браслет, придерживает женскую ручку через специальный кусочек материи, так как ему запрещено касаться "голой" кожи женщины.

Свободное время

Свободное время горожанка проводит не только в кругу семьи. Существует множество женских клубов, с тренажерами, джакузи, саунами, бассейнами и массажем. Часто клубы смешанные - несколько дней в неделю только для женщин, остальные - только для мужчин. Совсем иная ситуация в провинции. Hапример, при изобилии мужских парикмахерских совершенно невозможно найти женскую. Только на столбах можно увидеть объявления, что по поводу стрижки следует обращаться к ханум (традиционное вежливое обращение к женщине на Востоке) такой-то, проживающей там-то. Зато мужчины все, как один, причесанные и наодеколоненные!

Иранские женщины активно занимаются профессиональным спортом. Hо, к сожалению, их достижения недоступны мужским взорам. Соревнования проводятся в закрытых помещениях, по телевидению не транслируются, мужчины на них ни в коем случае не имеют права присутствовать. Судьями являются женщины. В программах спортивных новостей обычно показывают только открытие и закрытие соревнований по женским видам. Зато победителями очень гордятся!

Празднуем

У иранских женщин тоже существует свой особенный женский день. Праздник приурочен ко дню рождения Фатимы, единственной дочери пророка Мухаммада, матери Хасана и Хусейна, шиитских мучеников, погибших за знамя ислама. Такие праздники проводятся очень организованно. Приглашаются все женщины предприятия или микрорайона, вместе с дочерьми. Вечер открывают школьницы, читающие речитативом суры из Корана о Фатиме. Делаются доклады о героической жизни дочери Мухаммада. Кстати, на празднике снимать исламскую одежду нельзя. Приглашенным разносят различные сладости, прохладительные напитки и гамбургеры по-ирански (вместо круглой булочки используется тонкий длинный батон, напичканный всякой всячиной). Устраивается викторина по теме, победители получают призы. Присутствие мужчин категорически запрещено, однако в праздничной концертной программе они могут участвовать. Кроме того, как правило, им одним и поручается почетная миссия развлекать публику на протяжении всего вечера показом забавных сценок, анекдотами, шутками. Традиционно приглашаются музыканты. Hациональные песни очень зажигательные, но танцевать не принято, можно только хлопать в ладоши и подпевать.

Идем в гости

Отношение в провинции к иностранцам, а особенно к иностранкам, своеобразное. Светловолосых и голубоглазых людей иранцы называют белокожими. Очень часто иранки показывают их своим чадам как на нечто диковинное, приговаривая: "Смотри, какая красивая!" В гости иранцы приглашают постоянно, но больше на словах, властями связи с иностранцами не поощряются. За полтора года мне довелось побывать в гостях всего два раза.

Первый раз это были хозяева, ориентированные на европейский тип поведения. Обычно вид одежды для гостей-женщин диктует хозяйка. Hасколько она соблюдает исламскую форму одежды, настолько и гостьи должны этому следовать. В этот раз хозяйка встретила нас без платка и без манто. Она была одета совсем по-европейски, даже вызывающе: мини-юбка и блузка с короткими рукавами. Так разрешается ходить только в присутствии мужа, отца и братьев. Угощали нас по-европейски за столом. Обычно сначала подаются фисташки и фрукты (огурец тоже считается фруктом). Затем подают чай с пирожными и прочими восточными сладостями. Hа десерт предлагают мороженое в креманках.

Второй раз я побывала в гостях у людей, придерживающихся традиционного уклада жизни. Хотя мы пришли строго в назначенное время, хозяйка находилась на кухне и готовила еду. Hа ней было надето засаленное манто, вероятно, предназначенное для приготовления пищи в присутствии посторонних. Поэтому мне пришлось соблюдать правила. Hи манто, ни платок я не сняла. После того, как на ковре, на расстеленной скатерти мужчинами было расставлено угощение, хозяйка удалилась. Вернулась она к гостям уже без манто, в нарядном, ручной работы платке, блузке и длинной юбке. Это означало, что я могу также снять манто, но оставаться в платке. Традиционная еда - салаты, рис с чем-нибудь: шашлык, кебаб из мяса, рыбы или курицы. Кстати, плов в нашем понимании они готовят очень редко и называют его стамбульским. Мебели в комнатах для приема гостей в иранских домах практически нет: телевизор, диванчик, журнальный столик, все остальное пространство занимают ковры, чаще независимо от уровня благосостояния хозяев - ручной работы, которые никто не развешивает по стенам. Ели мы, как вы уже догадались, сидя на ковре. С непривычки очень устаешь, но мужу моему нравится, он привез в Россию похожий ковер и всегда грозится следующим гостям накрыть "по-восточному", на ковре, с пловом, но без спиртного.

Алена Кудрявцева

Требования к одежде должны соблюдать не только местные, но и приезжие. Главное правило – любая женщина в Иране должна носить хиджаб. Так что иранкам приходится непросто, ведь их форма одежды предполагает уравнивание. Для выделения собственной индивидуальности, женщины прибегают к хитрым уловкам.

Иранский хиджаб

Хиджаб – женская одежда мусульман. Это олицетворение женской скромности в исламе. Чтобы правильно одеться, нужны косынка, плащ, штаны и закрытая обувь. Хиджаб предполагает сокрытие форм женской фигуры.

Элементы хиджаба.

Косынка. Бывает двух видов:

Обычная косынка (шарф, платок). Распространена среди жительниц столицы и крупных городов. Комбинации цветов и моделей могут быть самые разнообразные, в зависимости от новейших тенденций в моде и личных предпочтений. Цветной платок с однотонным плащом, однотонный платок с цветным плащом. Косынка может быть любого цвета, из какого угодно материала. Важно, чтобы она находилась на голове, а не болталась на шее. Встречаются иранки, которые постоянно натягивают косынку на макушку так, чтобы она со временем спадала.

Косынка-капюшон. Такая косынка не имеет краев, которые завязываются или перекручиваются. Она одевается как шапка и равномерно, красиво ложится на голову и плечи. Цвет чаще всего чёрный или темный. Косынка плотно облегает голову, не перекручивается, не съезжает, ее не надо постоянно поправлять, разглаживать, перевязывать. Такие косынки характерны для деловой одежды и школьной формы.

Плащ. Иранки носят традиционный плащ, скрывающий бедра и фигуру. Цвет преимущественно черный. Материал и фасон самый разнообразный. Вместо плащей могут одеваться плотные рубашки, длинные кофты, платья, балахоны. Правила ислама требую скрывать фигуру. Несмотря на это многие девушки подвязываются поясом, чтобы подчеркнуть свои формы. Руки иранок должны быть скрыты до самых кистей. Но в теплую погоду свободолюбивые девушки позволяют себе слегка закатывать рукава или носить рукав 3/4.

Штаны. Не важно, это штаны, брюки, джинсы. Ноги должны быть закрытыми. Иногда девушки носят плотные черные колготы или лосины.

Обувь. Распространены тапки, шлепки, кроссовки, мокасины. По правилам, иранкам нельзя носить открытую обувь, потому они стараются надевать чёрные хлопковые или капроновые носки. Но на самом деле в жаркие летние дни можно встретить девушек в босоножках с голыми пальцами. В ходу обувь, которую можно легко и быстро скинуть с ног заходя в мечеть. Каблуки носят редко. Среди молодежи встречается обувь ярких расцветок. Это смотрится очень хипово.

Чадра – иранская традиционная накидка. Набрасывается на голову и закрывает женщину до самых пят. Ее предпочитают религиозные, зрелые и пожилые иранки. Под чадру одевают хиджаб, чаще всего черного цвета.

Чадра необходима для посещения мечетей. Брать ее с собой необязательно, так как эту часть одежды выдают при входе в святыню.

Разновидности чадры.

Простая накидка. Большой черный отрезок ткани. Это традиционная иранская чадра. Ее одевают, накидывая на голову и придерживая руками. В нее можно замотаться полностью, а при желании поднять рукой до самого носа и скрыться от нескромного взгляда прохожих.

Мантия. Накидка с рукавами, чёрного цвета, длиной до пят, с капюшоном на застежке или на резинке. Этот вид чадры позаимствован из арабских регионов. Он удобнее в носке. Руки женщин остаются свободными, в отличие от традиционной чадры, которую нужно придерживать. Рукава и ободок капюшона мантии могут украшать узоры, камни, вышивка, что делает ее нарядной. Иранские модницы подбирают контрастные цвета косынки, которая красиво выглядывает из-под черного капюшона чадры.

Другие особенности одежды иранок

Цветовые предпочтения. Чаще всего встречаются тёмные цвета: чёрный, коричневый, темно-синий, темно-серый. В крупных городах и столице страны много любительниц красочной одежды.

Макияж. Иранок отличает яркий, насыщенный макияж. Выделяются как глаза, так и губы. Глаза подводят чёрным или цветным, для губ выбирают яркие цвета: красный, малиновый, бордовый и прочие броские оттенки.

Украшения. Иранки с украшениями – на улицах редкость. Даже самое обычное в наших краях тонкое кольцо будет привлекать внимание и вызывать интерес. Еще это дополнительный повод для торговцев повысить цену на товар или обмануть вас при покупке.

Гламур. Гламурные иранки могут носить каблуки, блестки, дорогие украшения и наряды не только дома. Даже те из них, что носят классическую чадру, выделяются сумочкой или обувью от мировых законодателей моды. Но таких девушек сложно встретить на улицах среди народа. Они передвигаются исключительно на машинах и посещают дорогие заведения. Вам они наверняка повстречаются в музеях и ресторанах.

Какую одежду взять женщине в Иран?

Косынка. В Иран обязательно нужно взять косынку, чтобы покрыть голову. Цвет и ткань не имеют значение, главное, чтобы она присутствовала. Прозрачные косынки не рекомендуются, все-таки волосы должны быть скрыты. Шапка или капюшон тоже могут сойти за элемент хиджаба интуриста.

Плащ. Руки и бедра должны быть закрытыми. Поэтому следует подобрать плащ, рубашку или подобный вид одежды. Прозрачные и полупрозрачные ткани не подходят. Возможен вариант, когда на штаны или плотные колготы одевается юбка. В таком случае надо тщательно подбирать кофту, которая не будет обтягивающей или оголяющей участки тела. Если вы хотите максимально слиться с толпой, выбирайте темную одежду в поездку.

Обувь. Удобная, лёгкая, без лишних шнурков, застежек и прочих особенностей, усложняющих обувание. Иначе возникнут затруднения при посещении мечетей, где нужно постоянно снимать и одевать обувь. Долгие шнуровки или застегивания на входе/выходе могут создавать проблемы для окружающих. В традиционных ресторанах и чайных тоже необходимо снимать обувь, так как приходится залазить на стол.

Вы можете сравнить особенности иранской и арабской моды, почитав о египетских женщинах .

Материалы
Дата публикации: 15.03.2015.

Одежда, одно из важнейших проявлений этническо-культурных символов, быстро влияющее на культуру различных человеческих сообществ.

Этот вопрос является важным, потому что через стиль одежды может происходить культурное господство и гегемония. Изменение стиля одежды, может привести к изменению стиля жизни, мышления, способа производства, также к изменениям в социальной структуре общества. Если мы хотим понять, что общество вкладывает в смысл одежды, то должны понимать влияние различных факторов, как финансов, культуры народа, религиозные мотивы, система культурного общения среди людей общины. Эти ценности играют важную роль в поддержании социальной и культурной самобытности общины и ее долговечности в жизни исторической преемственности поколений.

Сначала одежда выполняла в первом человеческом обществе элементарную защитную роль от холода и проявлений природы. Позже, с развитием социальной и культурной деятельности в обществе, и формированием религиозных верований, одежда претерпела изменений и стала отвечать культурным особенностям общества и религиозному сознанию народа. Мы видим, как каждый народ добавлял разные элементы в одежду. Так одежда стала отличаться фасоном пошива, с указанием на статус человека, цвет кожу, пол. А формы и стиль одежды стали играть символическую культурную роль, отличающее общество друг друга. Каждый мотив в одежде, украшения и символика, показывали на сложившуюся концепцию в самих обществах.

Иранский социолог Али Боль Куваши отмечает, что выбор материала, цвета, модели представляют социальный статус, экономические возможности, религиозные взгляды, профессиональные и психические условия, как и различия в сексуальности, поле и статус людей в разных социальных и этнических группах. Также указывает одежда на скромность, обаяние и шарм, гордость и высокомерие, сексапильность, социально-экономическую нишу в обществе, чувства настроения, как печаль и радость, бедность и богатство, и религиозные верования и их степень. При исследовании одежды народа и общества, будь то в прошлом или в развивающемся процессе истории, хорошо понимаем как общество жило, развивалось и во что верило.

Через одежду общества мы можем понять культуру народа. А также одежда показывает на общественную деятельность в различных областях, раскрывает культурные, профессиональные и религиозные обряды и ритуалы.

Некоторая одежда, особенно женская, носила в себе некоторую символическую окраску, тем самым выделяя женщину по ее стилю одежды, включая цвет, форму, материал. Тем самым такой вид одежды указывал на принадлежность ее к определенной группе общества и ее стилю жизни, моральным ценностям.

Одежда, как язык, рассказывающий об этнической идентичности, социальной, географической и профессиональной принадлежности, политическом, религиозном и социально-экономическом статусе, как в обществе, так и отдельной стране. Одежда дает возможность понять социальную и культурную функцию членов общины, также самобытность и разнообразие культуры общин - племенной, сельской, крестьянской и городской. Например, в Иране разнообразие этнических групп, которые связаны одним языком, как курды, белуджи, лоры, туркмены, турки, но в каждой географической зоне Ирана друг от друга отличает коренная и традиционная одежда каждого из этих людей.

Таким образом, мы видим, что одна из ветвей знаний прошлых периодов иранской цивилизации, это культура, история, одежда этой земли. Одежда, как мужчины и женщины дает информацию, как раньше люди жили. Какой использовали орнамент, ткань, модели. Иранская одежда из древности до нашего времени претерпела значительные изменения, чтобы соответствовать современным критериям. Но даже изменения такие, не делают похожими народами. Можно отметить, что стиль востока разнится от европейского.

Памятники, сохранившиеся с древних времен до наших дней показывают, что восточные общества, такие как Иран и другие цивилизации, как TADMER, несмотря на влияние греческой и римской архитектуры, сохранили свое восточное настроение, что ярко выражено в восточных скульптурах, которые представлены в одежде.

Иранская цивилизация насчитывает более 10 тысяч лет. Следовательно, корень многих человеческих достижений можно найти в этой цивилизации. Например, первый прядильно-ткацкий станок и пояс были обнаружены в пещере, недалеко от города Бешагр, (7 тысяч лет до н. э.). Кроме того, в старых частях древнего города Сузы - в Хузестане, была обнаружена игла для шитья одежды.

Эти находки и другие нововведения, которые произошли в последующие периоды, стали основой для создания одежды по всему миру. Мы видим, как богатая культура распространилась на Африку, Европу, где с добавлением конструкторских идей этих стран, нашла свой путь в мир моды, создавая новые способы и различные стили одежды. Общественный стиль одежды под влиянием Запада, часто претерпевает фундаментальные изменения, выбирая западную одежду и моду.

В последующих программах под названием "История одежды в Иране", предложим вам изучить историю развития одежды в Иране, понимая и осознавая историческое и культурное прошлое, а также настоящее иранской культуры, с широкими возможностями в области моды, а также важных вопросов в современном мире. В этой программе, разъясним особенности иранской исламской моды и одежды.

Есть несколько мест на Земле, которые принято считать колыбелью цивилизаций. И одно из них – Ближний Восток. Но не будем углубляться в исторические исследования, а рассмотрим с точки зрения fashion-индустрии одну из стран региона, в котором зародилась человеческая культура, – Иран.

До 1935 года Иран назывался Персией. История этого государства по письменным источниками насчитывает почти пять тысячелетий, из которых более двух оно входило в число влиятельнейших политических и культурных мировых центров. На протяжении многих веков господствующей религией страны был зороастризм, но к XVI веку государственной религией Ирана становится ислам.
Одежду, которую носили в Иране за всю его историю, можно разделить на две части. Первая – это одежда различных исторических периодов, а вторая – традиционные наряды различных народов, проживающих в 11 районах страны.
История иранской одежды берет начало с Мидийского исторического периода, то есть за 708 лет до нашей эры. По надписям и письменным свидетельствам того времени, сохранившимся артефактам из камня и металла и рисункам на посуде можно судить об одежде того периода, ее цветовой гамме и, конечно, ее обладателях. Изначально одежда была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились с предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды. Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в Европе.
Иранские, греческие и русские писатели рассказывали об изысканности, красоте и замысловатости отделки иранской одежды. Изучая эти источники, можно сделать вывод, что в Иране были хорошо развиты ткацкое и портновское искусства, которыми народы Ирана овладели в далеком прошлом. Кроме того, специалисты оценивают вязание и вышивку, как два вида прикладного ремесла. Во все времена иранцы большое внимание уделяли красоте, практичности и цвету одежды. Вкусы и предпочтения народа, его мастерство и креативность проявлялись в создании интересных и красивых одеяний.

Мужская одежда
Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов (анаксаридов) и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны шили из плотной шерстяной ткани. Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при дворе мидийский костюм, ставший официальным. Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цветов. Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов. Очень длинные полы мидийского кафтана подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части. Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета.
Мидийский костюм носили приближенные царя Кира и высшие придворные чины. Царь также мог жаловать низшим чинам эту одежду в награду за хорошую службу. Простой народ не имел права так одеваться. Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев, они многое заимствовали и у других народов – ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев. Постепенно кожаная одежда простых людей сменилась костюмом из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны стали носить вместо шароваров. Знатные придворные и члены царствующей династии предпочитали мидийскую одежду пурпурного цвета, головной убор украшали бело-голубой повязкой, как у царя. Придворные менее высокого сана надевали такую же одежду, но другого цвета. (Продолжение следует)

Хамраз Дедикхани