Я уже говорил в предыдущих статьях, как сохраняются древние в военной форме в Канаде и США, а теперь речь пойдет о горных шотландцах. Килт до сих пор является частью военной формы британской армии, хотя в боевых действиях он не использовался со времен Второй Мировой Войны.

Слово «kilt» происходит от древнескандинавского «kjilt», что значит «складчатый» и пришло от викингов, которые носили подобную одежду.У многих килт или шотландская юбка, как часто неправильно его называют, ассоциируется с Шотландией. В шотландском селении Нигг хранится камень с изображением человека в килте, которое датировано 7 веком н.э. Первое же письменное упоминание о килте появилось только в 16 веке. Епископ Лесли писал в Рим о шотландских горцах: «Их одежда практична и в основном очень хорошо подходит для войны, а не для украшения… Все, и знать, и простолюдины, носят накидки одного вида (знать предпочитает накидки из ткани нескольких цветов). Они длинные и свободно ниспадают, но при желании могут быть искусно собраны складками». Почему в этом письме говорится о накидках? Дело в том, что средневековый килт представлял собой огромное полотно. Он драппировался в складки вокруг талии и фиксировался широким кожаным ремнем, а верхняя свободная часть перекидывалась через плечо и закреплялась брошью. Такой килт назывался great kilt.
Изначально килт носили только горцы. В Верхней Шотландии (Highlands), с ее дождливым климатом и гористым рельефом, он был незаменим: давал свободу движений, согревал, быстро высыхал, чего нельзя было сказать о брюках. На ночь он превращался в теплое одеяло. Когда в бою требовалась максимальная свобода движений, килт можно было легко сбросить и нестись в атаку, так сказать, без штанов. Great kilt, обычно надевался поверх длинной шерстяной рубашки, у состоятельных людей было принято надевать ещё одну короткую льняную рубашку тонкой выделки.Существовал период в истории, когда шотландцам запрещено было носить килт. Это случилось в 1745 году, когда в битве на плоскогорье Куллоден y Инвернесса шотландцы потеряли шансы на независимость, после чего английские власти провели Акт Разоружения. Вожди кланов были поставлены перед тяжелым выбором - либо принять английское законодательство, либо отказаться от своих земель. У них было отнято право судить своих подданных, запрещалось носить оружие. Помимо этого, запрету подверглось и ношение килта. «Ни мужчина, ни мальчик не имеет права носить под любым предлогом плед, килт, ремни на плече или любую другую часть горского гардероба. Запрещается использовать тартан для производства пледов и верхней одежды». Наказания за ослушание были суровыми - за первое нарушение полагалось шестимесячное тюремное заключение, за второе - депортация в колонии сроком на семь лет. Власти всеми силами старались поддерживать исполнение своих указов, но добиться этого было очень непросто. Тартан (клетчатая материя), превратившись в символ независимости, прочно вошел в моду среди аристократов. И даже шотландские лорды щеголяли в тартане, невзирая ни на какие запреты. Власти, все более осознавая тщету своих усилий, предпочитали не обращать на это внимания. После запрета ношения «горской» одежды, для солдат шотландских полков (в первую очередь, для 42-го и 43-го пехотных полков) было сделано специальное исключение — они, как преданные и храбрые солдаты-горцы, могли носить шотландскую одежду. Изначально носившие пледы солдаты не преминули воспользоваться идеей ношения килта и, таким образом, во времена всеобщего исчезновения килт сохранился и получил определенную славу в качестве выделяющего признака в славных шотландских полках. А через 36 лет шотландские горцы смогли вновь свободно носить свой костюм.После аристократов килт был принят и равнинными жителями Шотландии, и всей шотландской диаспорой за рубежом. Другие современные представители кельтской группы: ирландцы, валлийцы, жители острова Мэн, тоже приняли ношение килта.
И в Первую и Вторую мировые войны шотландские солдаты продолжали использовать килт.
Сейчас килт носят или как часть национального костюма – по особому случаю, или как свадебный наряд. Во многих местах Шотландии килты можно увидеть во время спортивных соревнований горцев, а также музыкальных и танцевальных выступлений. В британской армии-как парадный мундир шотландских подразделений.


Слово « kilt» происходит от древнескандинавского « kjilt» , что значит « складчатый» и пришло от викингов, которые носили подобную одежду, но без тартана . У многих килт или шотландская юбка, как часто неправильно его называют, ассоциируется с Шотландией. Килт начинает свою историю с 7 века н.э. В шотландском селении Нигг хранится камень с изображением человека в килте, изображение датировано этим периодом. Первое же письменное упоминание о килте появилось только в 16 веке, епископ Лесли писал в Рим о шотландских горцах: « Их одежда практична и в основном очень хорошо подходит для войны, а не для украшения... Все, и знать, и простолюдины, носят накидки одного вида (знать предпочитает накидки из ткани нескольких цветов). Они длинные и свободно ниспадают, но при желании могут быть искусно собраны складками» . Почему в этом письме говорится о накидках? Дело в том, что средневековый килт представлял собой огромное полотно. Он драпировался в складки вокруг талии и фиксировался широким кожаным ремнем, а верхняя свободная часть перекидывалась через плечо и закреплялась брошью. Такой килт назывался great kilt (feilidh-mhor или breacan-feile на Gaelic, языке кельтов). Изначально килт носили только горцы. В Верхней Шотландии (Highlands), с ее дождливым климатом и гористым рельефом, он был незаменим: давал свободу движений, согревал, быстро высыхал, чего нельзя было сказать о брюках. На ночь он превращался в теплое одеяло. Когда в бою требовалась максимальная свобода движений, килт можно было легко сбросить и нестись в атаку, так сказать, без штанов. Great kilt, обычно надевался поверх длинной шерстяной рубашки, у состоятельных людей было принято надевать ещё одну короткую льняную рубашку тонкой выделки.

Запрет на ношение килта

Существовал период в истории, когда шотландцам запрещено было носить килт. Это случилось в 1745 году, когда в битве на плоскогорье Куллоден (Culloden) y Инвернесса (Inverness) шотландцы потеряли шансы на независимость, после чего английские власти провели Акт Разоружения. Вожди кланов были поставлены перед тяжелым выбором — либо принять английское законодательство, либо отказаться от своих земель. У них было отнято право судить своих подданных, запрещалось носить оружие. Помимо этого, запрету подверглось и ношение килта. «Ни мужчина, ни мальчик не имеет права носить под любым предлогом плед, килт, ремни на плече или любую другую часть горского гардероба. Запрещается использовать тартан для производства пледов и верхней одежды». Наказания за ослушание были суровыми — за первое нарушение полагалось шестимесячное тюремное заключение, за второе — депортация в колонии сроком на семь лет. Власти всеми силами старались поддерживать исполнение своих указов, но добиться этого было очень непросто. Тартан, превратившись в символ независимости, прочно вошел в моду среди аристократов. И даже шотландские лорды щеголяли в тартане, невзирая ни на какие запреты. Власти, все более осознавая тщету своих усилий, предпочитали не обращать на это внимания. И через 36 лет шотландские горцы смогли вновь свободно носить свой костюм.

После аристократов килт был принят и равнинными жителями Шотландии, и всей шотландской диаспорой за рубежом. Другие современные представители кельтской группы: ирландцы, валлийцы, жители острова Мэн, тоже приняли ношение килта.

В настоящее время современный или малый килт очень востребован во всем мире, и во многом благодаря шотландскому модельеру Эдварду Дункану. Он начал борьбу за то, чтобы все мужчины носили килт: «Оставим брюки женщинам, юбку придумали мужчины, и юбка в любом отношении лучше».

А врачи из Парижского Института Красоты заявили: «С медицинской точки зрения, летняя одежда должна быть такой, которая бы оставляла как можно больше открытого тела для доступа воздуха. Юбка в этом отношении — незаменимый предмет одежды для лиц любого пола».

Сейчас килт производится во многих странах мира, в том числе и в России, однако до сих пор самые качественные килты производятся именно в Шотландии, где хорошо налажена система и хорошо известны особенности, по которым следует производить килты. Для того чтобы качество этого элемента национальной одежды оставалось на высоком уровне, для него были определены специальные стандарты качества, которым обязаны следовать все производители килтов.

Кстати говоря, носить килт комфортно в любое время года.

Как правильно надевать килт (тартан)

Самое древнее описание килта в горной Шотландии датируется 1594 годом.

" - Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, с множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, стягивающим одежду".

Килт тогда представлял собой отрез ткани длиной около 12 "еллов" (1356 см), сложенный вдвое и простеганный так, чтобы получились складки.

Сегодня килт - это, как правило, отрез ткани, длиной около четырех или пяти ярдов (3657 - 4572 мм) и шириной 56-60 дюймов (142 - 151 см)

Здесь мы приводим последовательность действий для одевания килта.

Вам нужно найти достаточно места, чтобы разложить ткань перед собой. Не старайтесь разложить килт на полную длину, но постарайтесь полностью разложить ткань в ширину, чтобы иметь возможность сложить складки.


Руками определите расстояние от кости бедра до кости бедра и перенесите это расстояние на ткань. Это будет один из двух кусков, которые не гофрируются. Начиная с конца этого куска (фартука) подтягивайте материал к себе в центре, формируя и выравнивая каждую складку. Ширина складок зависит только от вас. Чем шире складка, тем меньше вам работы на этом этапе.

Продолжайте, пока не сформируете все складки. Оставьте достаточно материала свободным, чтобы сделать второй фартук.

Теперь ваша задача - разместить пояс под тканью так, чтобы когда вы ляжете на нее, он оказался в правильном положении на уровне талии. Для этого руками измерьте расстояние от пола до пояса и перенесите его на ткань. Поместите пояс в точку, которую вы определили. Пряжка при этом должна находиться справа, как показано на рисунке.

Согните фартуки и опустите их вдоль вашего килта так, чтобы ваши колени были на одной линии с кромкой ткани. Оберните фартуки вокруг ваших бедер - сначала правый, затем левый.

Теперь вы можете закрепить пояс и подумать о том, что делать с оставшимися кусками ткани. Шотландка выше пояса должна свободно свисать с талии и возможно даже до щиколоток, в зависимости от вашего роста и ширины ткани.

Теперь у вас есть два варианта: вы можете носить килт, обернув концы вокруг шеи (если у вас есть достаточно материала над головой) или отрегулировать его так, чтобы конец свисал по спине через плечо.

Выкройка килта

Предлагаем вашему вниманию выкройки для создания килта 1:6. Приведенные ниже эскизы подойдут любому человеку на любую фигуру, но все же рекомендуем вам подогнать размеры к собственной фигуре, и потом еще проверить их семь раз. И только потом браться за ножницы - это золотое правило любого портного. :-)))

Начнем с прямоугольника ткани. Делайте складки по длинной его стороне, и не забывайте, где находятся изнаночная и лицевая стороны ткани.

Подогните ткань снизу, чтобы длина килта стала 3,75 дюймов.

Подверните правую сторону на 5 дюймов. Левую пока оставьте в покое.

Оставьте справа 2,5 дюйма. Это будет "фартук" килта.

Теперь, начиная от "фартука" формируйте складки. Каждая складка должна быть около 1 дюйма, глубиной примерно 5 дюймов. Подтягивайте к себе левый край ткани, чтобы правый оставался на месте неподвижным, а левый бы двигался к краю слева каждой складки.

Часть со складками составляет около 9 дюймов длины в верхней части килта. Это будет примерно 8 или 9 складок.

Теперь подверните правый край, чтобы часть со складками составляла около 8,5 дюймов в верхней части.

Теперь сделаем пояс. В настоящих килтах, как правило, используют кант вдоль верхней кромки вместо пояса, но основная часть складки на 1:6 масштаба делает этот метод предпочтительнее. Итак, вырезаем прямоугольник из ткани примерно на 1 дюйм длиннее, чем в верхняя часть килта и шириной около 1,25 дюйма. Slip под килт, alligned с верхней части килт. О.25 "с вершины килт, прикрепите к поясу перед килт.

История происхождения традиций

Шотландцы - это один из тех народов, которые рьяно чтят свои традиции. В этом вопросе они даже в чем-то похожи на "многотрадиционных" англичан.

Прежде всего из всех традиций надо отметить самую главную - клан. Клан в Шотландии (Clan) - это группа семей, носящих одну фамилию (например, Мак Дональды- " дети Дональда", так как Mac по-шотландски значит "сын") и имеющих общего предка.

До 1745 года Шотландские кланы управлялись чифтейнами (chieftains). Следует заметить, что система кланов популярна до сих пор и сохранилась она больше как национальная традиция шотландцев. Когда шотландец вспоминает о своей Родине, то ему приходят на ум печальные вересковые пустоши, развалины замков, поношенная прадедовская юбка-килт и пиброх - заунывная мелодия волынки. В Шотландии клановая принадлежность определялась по костюму, особенно по мужскому килту. Расцветка юбки должна быть конкретной - в соответствии с тартаном.

(Tartan) - шерстяной материей с образцом линий различной ширины и различных цветов, которые пересекают друг друга под определёнными углами. Имеется много различных тартанов, каждый из которых связан с определённым шотландским кланом. Каждый клан в Хайленде (Highlands- гористая, верхняя часть Шотландии ) имеет определённый связанный с ним цвет и определённый проверенный образец, который члены клана носят на килтах и пледах. И надеть чужие цвета является социальным нарушением (gaffe) и это также недопустимо, как кораблю поднять на мачте иностранный флаг. За этим строго наблюдает в Шотландии ответственное лицо, Главный Герольд, Хранитель гербов и старшинства кланов. В его сложные обязанности входит следить за тем, чтобы никто не присвоил себе недозволенные титулы, чужие тартаны, не завёл на волынке (bag-pipe) во время церемониального марша мелодию иного клана.
Со всех концов света приходят к нему запросы относительно клановой принадлежности и символики. Даже американские, австралийские, новозеландские, канадские поколения шотландцев не потеряли интереса к исконным родовым обычаям и традициям, вспоминают о своих корнях и чем дальше, тем больше приходят к мысли: "Где бы мы ни были, мы- шотландцы! "

У каждого клана есть свой праздник, и в этот день все члены клана надевают свой костюм, где бы они ни были.

Традиционно, кроме килта, в шотландский национальный костюм (Highland dress) входит твидовая куртка (tweed jacket), простые длинные чулки, берет и кожаный спорран (sporran),- кошелёк который висит на узком ремешке, охватывающем бёдра. Этот вариант костюма носят днём. Для вечера имеется другой вариант костюма - юбка-килт надевается с меховым спорраном, чулками со своим определённым тартаном, усложнённой курткой и отделанной рюшем рубашкой. Шотландский берет- tam-o"-shanter - это шерстяная шляпа без полей с помпоном или пером на верху. Обычно тэмешэнте носят слегка сдвинув набок. Название своё берет получил от имени героя стихотворения Роберта Бернса с одноимённым названием.
Следует упомянуть и такую деталь костюма, как нож. Истинный горец (Highlander) за своим правым чулком должен носить нож, на рукоятке которого выгравирован цветок чертополоха и вправлен топаз. Надо заметить, что если горец всовывал нож с внутренней стороны ноги, то по шотландской традиции это означало - объявление войны. Мирные люди носят нож всегда с внешней стороны.

Традиции ношения шотландцами своего костюма так прочны, что примером может служить выдержка из статьи Л. Мартынова о том, как однажды канадский путешественник и писатель исследователь Арктики Фарли Моуэт в конце ноября посетил Москву. "Дело было в самом конце ноября, - пишет Л. Мартынов- Моуэт явился в шотландском костюме: в короткой юбке, толстых клетчатых шерстяных чулках, подвёрнутых под коленями. Из-под пиджака на юбку спускался громадный кошель с отделкой из тюленьего меха -спорран.
Оказалось, что сегодня все его сородичи одеты точно также, и уже поэтому он сразу может узнать в толпе своего, отметить с ним праздник или, в случае необходимости- прийти на помощь.
И хотя шанс встретить другого Моуэта в московской толпе был крайне незначителен, да к тому же погода не благоприятствовала хождению с голыми коленками- ледяной ветер гнал порошу, -никакого разговора о другом костюме и быть не могло. -Традиция,- объяснил Фарли, и успокоил собравшихся: -В канадской тундре было труднее, но в этот день я не могу иначе..."(Мартынов Л., Вокруг света, 1979,№5,с.38).

Как уже ранее было упомянуто, одно время шотландцам было запрещено носить килты, когда же запрет отменили, выяснилось, что старые узоры забыты. Пришлось изобретать новые, записанные за каждым кланом.

Касательно такой основной детали шотландского национального костюма, как юбка-килт, следует заметить, что носили её раньше не все шотландцы, а только хайлендеры (highlanders) - горцы.

Как уже мы знаем, Highlands включает в себя самые высокие горы Британских Островов, самые дикие озёра и острова. По своему происхождению хайлендеры считают себя кельтами. Они гордятся тем, что являются потомками скоттов, которые пришли в Британию из Ирландии в 6-ом веке и они называют себя скоттами. Несколько тысяч шотландцев, которые проживают у озёр в Западном Хайленде (Western Highlands) и Гебридских островах, всё ещё говорят на шотландскиом гэлльском, древнем кельтском языке, который очень похож на ирландский галльский и сродни валлийскому. Фермеры Хайленда, или как их тут называют крофтеры (crofters), ведут тяжелую и простую жизнь, занимаясь земледелием и скотоводством: выращивают овёс и картофель, разводят овец и коров, рыбачат. Килт для некоторых хайлендеров и до сих пор является повседневной одеждой. Хайлендеры чувствуют превосходство по отношению к лоулендерам (lowlanders)- жителям равнины, большинство из которых являются потомками датчан и англосаксов.

По своему этническому составу лоулендеры разнообразнее, чем хайлендеры. До середины нашего века жители равнин - лоулендеры носили штаны и даже не клетчатые. Каждая традиция в своей основе несёт практический смысл. Хайлендеры носили килт и гетры не просто потому, что им так хотелось, а очевидно потому, что им так удобно передвигаться в гористой местности. В связи с этим можно вспомнить кожаные штаны и гетры тирольцев, костюм гималайских горцев- подоткнутый халат кончается над коленями, а икры защищены чем-то вроде гольфов. Очевидно, что так удобнее ходить по крутым горным тропкам. У лоулендеров же не было необходимости передвигаться по горам и поэтому, естественно, и соответствующего для этого костюма Интересно описывает происхождение традиции - носить килт лоулендерами журналист Л. Мартынов. "В 1953 году лорд Лаурдейл, глава клана Мэйтлендов, должен был возглавить торжественную процессию государственного значения, неся шотландский флаг с Андреевским крестом, естественно, что и костюм его мог быть только шотландским. Но у клана Мэйтлендов из Лоуденда собственного тартана не существовало. Выход из положения был найден: по счастью Мэйтленды состоят в родственных отношениях с горскими кланами Каббингэмов и Ганнов. Те одолжили свои цвета, и из их соединения появился собственный тартан - клетчатая шерстяная материя Мэйтлендов. Впоследствии лорд Лайон на основании долгих расчётов определил Мэйтлендам тартан и занёс его в официальную книгу клановых расцветок. Потом создали тартаны и для остальных лоулендеров" (Мартынов Л. Вокруг света,1979,№5,с.39). Всего сорок с лишним лет прошло с того дня, когда лоулендеры завели у себя горский костюм, но это уже стало традицией. Традиции возникают по-разному, но, возникнув, имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских традиций - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность. Тем более, что английские короли долго пытались эту самобытность искоренить, но упорный и упрямый шотландский характер противодействовал "сассэнам"- таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан.

Еще одна весьма почетная традиция в Шотландии связана с тем, что с давних пор шотландцы славились превосходными лучниками. А потому с тех же пор их набирали для служения в личной охране короля. Эта традиция сохранилась и по сей день. Сейчас гвардия лучников - четыреста немолодых землевладельцев, которые в случае приезда королевы в Шотландию должны оставив все дела, явиться для её охраны, вооруженные луками и стрелами. Причём командиры подразделений также придирчиво проверяют упругость тетивы и остроту наконечников, как это было в XVII веке.

Также бывают международные встречи кланов в Эдинбурге (Edinburgh) - столице Шотландии. На встречи кланов съезжаются люди, носящие одно и то же шотландское имя. Делегаты таких встреч одеваются в национальные костюмы. На встречах кланов всегда присутствуют волынки, музыка которых услаждает слух представителей кланов, происходят соревнования в метании бревна - кэбера (tossing the caber), в беге в гору, танцы, одним из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами - старый, добрый, истинно шотландский танец, едят хаггис (haggis)-копчёный овечий желудок,набитый кусками мяса со специями. Это очень сытное, хотя с непривычки не очень-то вкусное блюдо. Шотландцы едят хаггис с картофельным пюре или пюре из репы.

Это лишь краткое перечисление немногих самых известных традиций шотландцев . На самом же деле их существует гораздо больше. Но если рассказывать обо всех, на это просто не хватит времени, да и тема эта настолько обширная, что ей стоило бы посвятить отдельную работу. А если кого-то эта тема особенно заинтересовала, я думаю, стоит съездить самому в Шотландию и увидеть все собственными глазами.

Шотландка

Сейчас, по прошествии многих веков, уже трудно определить, где впервые появился килт - национальная одежда шотландцев. Даже в туманном Альбионе по этому поводу до сих пор нет определенного мнения: и ирландцы, и англичане, и шотландцы считают это изобретение своей национальной гордостью. Самое раннее упоминание о национальной юбке шотландцев - килте относится к 1471 г. в документе, который перечисляет покупки двора короля Джеймса III.

Текстильное производство тогда не было столь развито, и расцветки определялись произраставшими в окрестностях растениями, из которых и делали краску для ткани. Поэтому основная идея тартана - демонстрация принадлежности к определенному роду или клану. Иногда семья могла добавить к полоске тартан своего цвета, чтобы показать отличие от соседей и, вместе с тем, сохранить приверженность ветви. Таким образом, по расцветке тартана можно было определить, из какой местности человек или к какому клану он принадлежит. Свое название тартан получил, несмотря на древнее происхождение, только в XVIII в., когда был описан и изучен крупным исследователем своего времени Уильямом Вилсоном. Однако первым, кто описал тартан в 1703 г., был Мартин Мартин, делая зарегистрированную ссылку на клетчатую материю как средство идентификации.

История шотландки сама по себе намного древнее истории килта. Впервые он был упомянут римлянами, которых впечатлили навыки кельтов в ткачестве и окраске тканей. На Гебридских островах и Хайленде постепенно развивались варианты тканей, особые в каждой местности. В «Великой Истории», ссылаясь на законы дохристианской поры, говорится, что король мог иметь семь цветов в своем тартане, друид - шесть, а знатный человек - четыре. Согласно археологии, клетчатая ткань была впервые обнаружена в захоронении у развалин римской Стены Антония около Фолкирка. Это был глиняный горшок III в. н. э. с серебряными монетами, где в качестве крышки использовался лоскут шерстяной ткани в клетку, цвета которой были идентифицированы как коричневый и неокрашенный белый, близкий к тону овечьей шерсти. Упоминание о клетчатой ткани встречается и в старинных документах, например, чартер на земли Исли, предоставленный Хектору МакЛеану Дюарту в 1587 г., провозглашал обязанности населения платить дань в виде 60 рулонов ткани с сочетанием белых, черных и зеленых цветов. А свидетель сражения 1689 г. описывает людей Макдонелса как «...одетых в ткань из тройной полосы...» Надо думать, что материю ткали или вязали местные умельцы в количествах, которые ограничили бы разнообразие их продукции, и для того чтобы в случае военных действий воины были одеты одинаково, создавая впечатление регулярной армии.

Шотландка , клетчатая ткань, использовалась шотландскими горцами для изготовления килта и мантий, в которые они искусно драпировались и использовали как некий камуфляж. Шотландки также использовали тартан в своем костюме. Арисэд, шотландский женский костюм, описанный историком Мартином в XVII в., представлял собой тартан, длиной около 2,5 м, который заворачивался вокруг талии и закалывался на груди брошью.

Пытаясь покорить завоеванную страну и сломить дух горцев, Англия после сокрушительного поражения шотландцев в битве 1746 г. издала указ, который запрещал шотландцам ношение оружия и национальной одежды. И хотя этот акт был отменен в 1782 г., горцы уже настолько привыкли к другой одежде, что не проявили особого энтузиазма к возврату тартана. К тому же многие ткачи, помнившие истинные расцветки тартанов и умевшие их ткать, уже умерли. Тартан, казалось бы, безвозвратно ушел в прошлое.

Однако уже в 1778 г., чтобы умиротворить непокорное шотландское население, были признаны официальными недавно сформированные «Общества Нагорья» в Лондоне (1778 г.) и Эдинбурге (1780 г.). Все предпосылки для захватывающего возрождения клетчатой материи были налицо. Уильям Вилсон имел к тому времени около 200 видов незарегистрированных и экспериментально названных образцов тартана. «Общество Нагорья» Лондона убедило большинство руководителей кланов выбрать из этой коллекции себе идентификацию для использования в качестве эмблем и объявить официальную клетчатую материю клана. К тому же, с легкой руки сэра Уолтера Скотта, тартан был одобрен и королевской печатью. С этого времени тартан становится престижным, и его носят такие высокопоставленные персоны как король Джордж IV и королева Виктория, прославившаяся своей страстью к шотландским безделушкам. Многие чопорные английские семьи, которые раньше ненавидели горцев, и те стали вдруг гордыми обладателями своих фамильных тартанов. Большой патриот своей родины сэр Вальтер Скотт приветствовал прибытие Джорда IV в Шотландию и появился на королевском приеме в тартане клана Кэмпбеллов.

Еще сто лет назад определить возраст Шотландки было практически невозможно, т. к. многие из них в действительности никогда не существовали и являлись плодом фантазии искусных портных. Взятые будто бы из старинных манускриптов XVI в., они были грубой подделкой, как, например, тартаны братьев Собьески-Стюарт, утверждавших свое родство с принцем Чарльзом. Сегодня тартаны более или менее систематизированы, хотя за последние годы ХХ в. появилось большое число новых тартанов почти у всего - у городов, больших и малых, селений, островов, у любого кто бы ни захотел. Росту популярности тартана в немалой степени способствовал интерес к шотландскому эпосу, связанный с выходом на экраны таких фильмов, как «Храброе сердце» и «Горец».

Только совсем небольшое число тартанов может быть признано настоящими древними, показывающими всю красоту старинной растительной, пускай и не такой яркой, окраски материала. По насыщенности окраски тартаны делят на древние (aicient - древний, англ.), современные (mo­dern - современный, англ.), охотничьи (hunting - охотничий, англ.), парадные (dress - парадный, англ.). Другими словами, более светлые оттенки, приемлемые для цветов древних тартанов, обусловлены традиционными растительными красителями, применявшимися при окраске ткани до середины XIX в. Затем были изобретены искусственные анилиновые красители, и те же самые цвета получились более яркими, насыщенными. Они и поныне используются для производства современных тартанов. Сейчас появились некоторые тартаны с преобладанием коричневых или серых оттенков, так называемых выветренных, реконструированных или приглушенных оттенков цветов. Они как бы представляют собой расцветку поношенного тартана и сделаны под старину.

Охотничьи и парадные - эти названия относятся также к цветовым схемам одного и того же тартана. Парадные тартаны, как правило, имеют в своей основе белый цвет и наиболее часто используются исполнителями национальных танцев, а также иногда как парадная одежда (например, килт из парадного тартана) на официальных и праздничных церемониях.
Охотничьи тартаны, несмотря на свое название, имеют с охотой мало общего. Они появились в XIX в., когда в своде тартанов - книге Vestiarium Scoticum - были зафиксированы две версии тартана клана Маклеод: ярко-желтый Маклеод Льюиса, называемый парадным, и зелено-голубой Маклеод Харриса, называемый охотничьим. После этого зеленые тартаны стали очень популярны, и большинство кланов, имевших красные или желтые цвета в основе тартанов, решили обзавестись тартанами на основе зеленого (или иногда коричневого) и назвали их охотничьими.

Большую роль в одобрении цвета тартана играл глава клана. Сейчас новые клетчатые материи, аккредитованные «Шотландским обществом клетчатых материй», также должны иметь обязательное одобрение руководителя.

На данный момент известно три вида тартана. Это симметричный тартан, имеющий 2 стержневых линии, пересечение которых является центром симметрии, относительно чего располагается последовательность полос в 4 направлениях: юг, север, запад, восток. Эти два центра связаны по диагонали простыми квадратами (площадями), каждый из которых своего цвета. Последовательность цветов читается справа налево через центр и повторяется слева направо. Такие тартаны предназначены специально для кроя килтов и пледов.

Несимметричный (асимметричный) тартан не имеет никаких центров, рисунок повторяется просто справа налево на всю ширину ткани. Как правило, производители, использующие ткацкие станки двойной ширины, изменяют направление полос в центре, где ткань будет свернута, для того чтобы позволять портным легко совмещать цвета при крое разного рода вещей, отличных от килта. Лицевую сторону распознают по шву, идущему от левого нижнего угла к верхнему правому.

Этот вид имеет всего два цвета. Знаменитый тартан клана Макгрегор, известный еще как тартан Роб Рой, представляет собой черно-красную, как миланский флаг, клетку. А другой знаменитый тартан рода Манкрейф - красно-зеленый.

Тартаном в принципе можно назвать любую клетку. И мотивы для своих рубашек Бен Шерман, Лил Скот и Барберри, возможно, тоже черпали из набора тартанов. Сейчас это стало более широким понятием, чем клановая принадлежность к шотландским горцам. По разного рода клеткам сегодня уже судят о принадлежности к разным молодежным движениям.

Тартан стал популярным материалом для изготовления одежды во всем мире. В нашей стране он известен как «шотландка ».

Шотландская юбка для мужчин называется килт (kilt). Относится исключительно к мужской одежде, поскольку не является в прямом смысле слова юбкой, как, например, женский вариант. Это, как правило, довольно большой кусок ткани, который оборачивается вокруг талии мужчины и закрепляется с помощью ремня и пряжек. Ткань для килта бывает клетчатая и полосатая, при этом клетка и полоска гармонично встроены в традиционный шотландский орнамент, очень популярный не только в этой стране. Сумка-кошель на килте называется спорран — у мужчин принято носить небольшую сумочку для мелких вещей, поскольку карманы в одежде отсутствуют.

Сегодняшняя юбка шотландца может быть шерстяной, кожаной, вискозной или из плащевой ткани, при этом одежду шьют по-разному: для повседневной носки, охоты или праздников. По узору и цвету ткани можно узнать клан, к которому принадлежит шотландец. Однако для жителей других стран можно руководствоваться только своими вкусовыми приоритетами при выборе килта. Шотландская юбка для мужчин до сих пор популярна в британской армии, а также в армиях некоторых других стран Британского содружества, где все еще является частью военной формы населения. Эту одежду носят в Шотландии во время музыкальных выступлений, танцев и спортивных состязаний.

Шотландская мужская юбка впервые упомянута в летописях 1594 года, где описывалась как крапчатая одежда разных цветов с большим количеством складок, спускающаяся до середины икр и зафиксированная вокруг талии поясом. Название происходит от древнеисландского слова kjilt, означающего «складчатый, из складок». Прежде эту одежду делали только из тартана (клетчатая ткань килта) — материала из шерсти, разноцветные линии на котором пересекались под определенными углами, создавая уникальный рисунок, что позволяло определить принадлежность мужчин к конкретному клану.

Причем если рисунок на тартане был одного цвета, это было признаком слуги. Два цвета на килте шотландца свидетельствовали о том, что это фермер, трехцветный тартан говорил об офицере, а шестицветный — о поэте. Самое большое количество цветов имелось на тартане вождя. Таким образом легко можно было определить социальное положение каждого человека. До настоящего времени сохранилось более 700 древних уникальных узоров, хотя многие орнаменты оказались утраченными.

Почему шотландцы носят юбки

То, что сегодня называют килтом, представляло собой в древности часть большого пледа, точнее его нижнюю часть, которой можно было укрыться в непогоду, или закинуть на плечо, если ткань была не нужна. Носили большой плед в основном жители высокогорий, где такая одежда просто необходима, учитывая рельеф местности и дождливый климат. Большой плед быстро высыхал и давал свободу движениям, что было немаловажно, учитывая воинственный нрав горцев и постоянные конфликты, в которых они участвовали. Во время сражений горцы плед сбрасывали и сражались без одежды, а после боя спали, укрывшись теплым куском ткани как одеялом.

Британские власти в 18 веке пытались запретить шотландцам носить килты и требовали заменить их на брюки. Однако упрямые и гордые горцы стали носить брюки на палке, продолжая ходить в своей национальной одежде. С тех пор шотландская юбка стала символом мужества, несгибаемости, упрямства и свободолюбия шотландцев, превратившись в национальный символ.

Малый килт

Раньше краски для юбок использовались только растительного происхождения. Например, черный цвет получали из коры ольхи, синий цвет — из ягод черники. Из василька брали зеленую краску, из лишайника со скал собирали красную краску. Желтый цвет получали от разных видов папоротника, а коричневый добывали из морских водорослей. Таким образом, цвет ткани был связан с растительным миром той местности, где тартан производили, что и повлияло на разнообразие его окраски.

Надеть большой плед довольно просто: сначала укладывается ремень, затем перпендикулярно ему кладется материал, который нужно присборить сзади. Потом необходимо лечь и обернуть себя с обеих сторон кусками оставшейся материи, после чего застегнуть ремень, а верхнюю часть ткани перебросить через плечо и заправить под ремень.
В наши дни это не всегда и не всем удобно, поэтому теперь носят короткие килты с уже пристроченными , называемые «малыми», или Feileadh Beg. Эта одежда представляет собой только нижнюю часть большого пледа, длина которой достигает колена. Материал оборачивается вокруг бедер и крепится обыкновенными ремешками с пряжками, а не ремнем, как было прежде. Чтобы полы одежды не разлетались, к ним внизу крепится специальная булавка для утяжеления ткани.

Существует предположение, что впервые Feileadh Beg возник в 1725 году. Ввел его в обиход английский управляющий металлургического завода Ролинсон, который предложил обрезать материал, касающийся пола при приседании на корточки. В наше время Feileadh Beg стал популярен не только у шотландцев, но и у самих англичан. Например, существуют многочисленные фотографии, где запечатлен принц Чарльз в коротком килте с друзьями, которые одеты в килты разных расцветок, однотонные пиджаки и гольфы. Выполненные из толстой тяжелой шерсти малые килты практически не мнутся и могут служить своим владельцам долгие годы.

Виды мужских юбок

У мужчин популярны не только килты, в разных культурах есть одежда внешне напоминающая юбку. В Юго-Восточной Азии мужчины до сих пор носят саронг, в Индии — дхоти, в отличие от брюк, юбка куда более комфортна, не стесняет движений и изготавливается из одного куска ткани. Также есть птерюгес, фустанелла, хакама и шука.

Саронг

Саронг как предмет одежды распространён в Бангладеш, Камбодже, Малайзии, Мьянме, Индии, Индонезии, Полинезии.

У разных народов имеются свои способы завязывания саронга, но во всех случаях выполняет одну и туже функцию — защищает кожу от солнца и обеспечивает телу вентиляцию снизу в жарком тропическом климате.

Как завязывать саронг, можете посмотреть на видео:

Дхоти

Дхоти — традиционный вид мужской одежды, распространённый в Индии. Представляет собой прямоугольную полосу ткани длиной 2 — 5 м, обёртываемую вокруг ног и бёдер с пропусканием одного конца между ног.

Обычно при этом используется белая или одноцветная ткань, иногда украшенная орнаментом по краю. В надетом виде напоминает узкие шорты или короткие шаровары.

Как одевать дхоти показано на видео:

Птерюгес

Спартанская плотной кожи, являлась частью доспеха легионеров, защищала ноги воинов.

Фустанелла

Плиссированная мужская юбка является традиционным костюмом жителей Балкан, носят вместе с длинной белой рубахой и широкими брюками.

Хакама

Традиционные японские длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку, шаровары или подрясник, первоначально носили только мужчины. В Средние века их ежедневное ношение разрешалось лишь кугэ, самураям и священникам. Сегодня хакама часто носят девушки на выпускных церемониях.

Шука

Яркая, практичная одежда Масаи привлекает внимание с первого взгляда, наряды сами по себе словно намекают на истинное предназначение мужского пола защищать семьи, охотиться, добывать пищу, оберегать дом.

Масаи — полукочевой африканский коренной народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются одним из самых известных племён Восточной Африки.

Килт представляет собой кусок ткани, обёрнутый вокруг талии, плиссированный (собранный складками) сзади и закреплённый с помощью 2-3 пряжек и ремешков; обычно килт носится вместе со специальной сумочкой для мелких вещей, называемой спорран . Килт ведет свою историю от «большого пледа» (Great plaid, belted plaid) и по сути представляет собой его нижнюю часть. Исторически большой плед был достаточно длинным и широким, чтобы его можно было закинуть на плечо или укрыться под ним в плохую погоду. Килт изготавливается из шерстяной ткани с традиционным шотландским рисунком из клеток и полос - тартаном (в России такой материал известен как «шотландка »).

Сегодня большинство шотландцев используют килт как часть официального или свадебного костюма, повседневно его носит достаточно малое количество людей. Во многих местах Шотландии килты можно увидеть во время спортивных соревнований горцев, а также музыкальных и танцевальных выступлений. В британской армии , равно как и в армиях некоторых других стран Британского содружества, килт до сих пор является частью военной формы (чаще всего для смотров и парадов), в боевых действиях он не использовался со времён Второй мировой войны . Последним полком, носившим килты во время боевых действий в 1940 году, был британский полк Queens Own Cameron Highlanders.

История

Самое древнее описание большого пледа в горной Шотландии датируется 1594 годом.

Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, с множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, надевающимся через ноги.

Слово килт , вероятно, происходит от англо-шотландского kilt , означающего «обворачивать одежду вокруг тела». В свою очередь, шотландское слово происходит от древнеисландского kjilt («складчатый»), пришедшее от викингов , у которых была подобная, но c тартаном , складчатая одежда.

В Горной Шотландии (Highlands), с её дождливым климатом и гористым рельефом, большой плед был незаменим. Он давал свободу движений, согревал, быстро высыхал, чего нельзя было сказать о брюках. На ночь он превращался в теплое одеяло. Когда в бою требовалась максимальная свобода движений, плед можно было легко сбросить и нестись в атаку без одежды.

В 1746 году после подавления последнего восстания Якобитов британские власти запретили ношение килта, большого пледа и любой другой национальной одежды из тартана. Жесткий запрет действовал целых 36 лет. Большой плед и килт выжили благодаря горским полкам британской армии, солдаты которых были официально экипированы пледами и другими элементами национальной одежды.

Хоть килт и является традиционной шотландской одеждой, частью общенациональной культуры шотландцев он стал сравнительно недавно. Только в середине 19-го века килт стал популярен среди шотландского дворянства и интеллигенции, а впоследствии был принят равнинными жителями и всей шотландской диаспорой за рубежом. Другие современные представители кельтской группы - ирландцы , валлийцы , жители острова Мэн - тоже приняли ношение килта (хоть и в меньшей степени по сравнению с шотландцами).

Большой килт

Этот предмет одежды, известный под многими другими именами (Great Plaid, Feileadh Mor, Breacan Feile, Belted Plaid), по существу представляет собой два куска толстой шерстяной ткани, сшитых вместе. Длина его может лежать в пределах от 4,5 до 9 ярдов (примерно 4,1-8,2 м), однако наиболее распространённая длина - 6-7 ярдов (5,5-6,5 м). Складки на одной части ткани собирались вручную и закреплялись при помощи широкого ремня . Другая часть могла быть закинута поверх левого плеча и использоваться в качестве плаща , или быть закреплённой на ремне, частично ниспадая с него, или же накрывать плечи и голову при плохой погоде, а также служить покрывалом ночью.

В описании 1746 года сказано:

Эта одежда достаточно свободна и помогает мужчинам, привыкшим к ней, преодолевать тяжёлые препятствия: совершать быстрые переходы, переносить суровость погоды, переправляться через реки. Килт одинаково удобен для жизни как в лесу, так и в домах. Словом, он помогает справиться с тем, с чем обычная одежда не в силах.

До сих пор много спорят о времени появления большого пледа, но доподлинно известно, что он уже существовал в начале XVII века . Более ранние изображения «килта» иллюстрируют скорее длинную (до колен) рубашку из кожи , льна или парусины , с большим количеством складок и иногда простёганную для лучшей защиты. Наиболее часто большой килт ассоциируется с шотландскими горцами, но он также использовался на бедных сельских равнинных территориях.

Малый килт

Мария Квитерия в малом килте как в виде особой военной формы

Чаще под словом «килт» понимают именно «малый килт» (англ. Little kilt, Feileadh Beg ), то есть, по сути, только нижнюю часть большого пледа - кусок шерстяной ткани, оборачиваемый вокруг бёдер, полы которого достигают колена. Часто он держится уже не на ремне, а на обыкновенных ремешках с пряжками. К нижнему углу внешнего края крепится специальная булавка - Kilt pin , которая не скрепляет полы между собой, а крепится для утяжеления.

Килт, вероятнее всего, появился только в начале XVIII века как менее громоздкая и менее обременительная альтернатива большому пледу. До сих пор не известно, что собой представляли первые килты и каким образом они были сшиты. По легенде, килт был изобретён в 1725 году англичанином Роулинсоном, управляющим на сталелитейном заводе в Лохабере. Именно он предложил для удобства оставить лишь нижнюю часть большого пледа.

Самый старый из сохранившихся килтов датируется 1794 годом и носился солдатом полка Gordon Highlanders.

Современный килт - это довольно сложная конструкция из 3-8 ярдов материи, обычно шерсти с тартаном , но бывают утилитарные или супермодные килты и из других типов ткани. Различают 2 основных способа плиссирования килтов - box pleated и knife pleated. Сделанные из тяжелой толстой шерсти килты практически несминаемы и верно служат их владельцам долгие годы.

См. также

Ссылки

  • Как правильно надевать Great Plaid с фотографиями (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .