Началась сырная седмица (в простонародье - масленица). Это последняя подготовительная неделя, предшествующая Великому посту, и заканчивается она Прощёным воскресеньем. По слову святителя Тихона Задонского, сырная седмица есть преддверие и начало поста.

Народное название сырной седмицы - масленица или масленая неделя. Сырной или сыропустной эта предпостовая неделя названа потому, что в дни её уже не вкушается мясо, но ещё разрешается вкушение молочных продуктов и рыбы. Это неделя сплошная - пост в среду и пятницу по уставу отменяется.

История возникновения сырной седмицы (масленицы)

Богослужебные особенности сырной седмицы, а также история церковного устава полностью опровергают ложное мнение, что масленица в своих корнях восходит к некоторым языческим обычаям.

Вот что мы читаем в Синаксарии в субботу сырной седмицы всех преподобных отцов, в подвиге просиявших ( от греч. συναξάριον - сборник, собрание трудов греческого богослова и историка Никифора Каллиста Ксанфопула, посвящённое известным праздникам Триоди и изъясняющим каждый из них: как и когда появился, по какой причине был установлен святыми и богоносными отцами и ныне празднуется).

«О сырной же (седмице) некоторые говорят, что её установил император Ираклий (610 - 641 гг.), - а раньше она была мясоястной, - ибо он, шесть лет воюя с Хозроем I и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, - что и исполнил.

Я же думаю, что, может быть, и так произошло, а может быть, и она была задумана святыми отцами ради некоторого приготовления, чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от жирной и сладкой пищи, как непривыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и удила поста.

Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же искусно позаботились и о теле, понемногу удаляя препятствия к посту».

В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII век) говорится о традиции такой мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания - на этой неделе не вкушали мяса, а до 9-го часа не вкушали вообще ничего.

Из этого становится понятно, что у сырной седмицы христианские корни. Откуда же название «масленица»?

В Древней Руси с приходом христианства часто происходило замещение языческих праздников христианскими, поскольку Православная Церковь не всегда могла полностью упразднить народные языческие традиции. Зачастую в силу понимания, что просто запретительными мерами добиться хорошего результата невозможно, и прибегали к практике замещения языческих праздников христианскими, таким образом, стараясь воцерковлять народные обычаи, наполняя их иным, христианским смыслом. Так было и с радоницей, и с русалиями, и с праздником дня зимнего солнцестояния. Точно также и языческую масленицу Церковь приурочила к сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав из неё всё языческое содержание. Благодаря усилиям Православной Церкви масленица лишилась своего прежнего сакрального значения, какое она имела в народе, стараниями Церкви удалось сохранить аскетический настрой сырной (масляной) недели, придав этому настрою особый праздничный характер.

«Весну возвещающая приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная, священных постов, телеса и души всех просвещающая»

По существу, для верующих христианское содержание масленицы - постепенная, мягкая подготовка постом малым, облегчённым к посту строгому. Это неделя плавного перехода к грядущему Великому посту, позволяющая подготавливаясь к нему телесно, одновременно духовно проникаться его скорым приближением.

Обретению соответствующего духовного настроя способствуют и богослужения этих дней, которые также носят предпостовой характер.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о Судном дне, всеобщем последнем и Страшном суде живых и мёртвых (Мф. 25, 31-46). Это Евангельское чтение необходимо для напоминания всем согрешающим, дабы не предавались они беспечности и нерадению о своём спасении в своей надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы ярко изображает последствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и Праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется Правосудным, а Суд Его - праведным.

«Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…»

В службах среды и пятницы сырной седмицы не совершается литургии в силу её торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию. Совершаются только часы, на которых читается назидательная и душеспасительная молитва святого Ефрема Сирина и кладутся земные поклоны. В первый раз эта великопостная молитва читается на вечернем богослужении во вторник. В этой краткой, но такой глубокой молитве звучит просьба человека к Богу об избавлении от терзающих душу страстей, в ней мы просим отнять от нас праздность, уныние, желание властвовать и празднословить, дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви, возможность видеть свои недостатки (грехи) и не осуждать других.

В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, Святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния.

Заканчивается сырная седмица в воскресный день, когда Церковь приводит на память изгнание прародителей из рая. Его в просторечии называют ещё Прощёным или Прощальным воскресеньем.

«Масленица. Прощёный день в крестьянской семье». Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова

В этот день все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, обещавшего: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

«Сие время есть покаяния, темже благомудренно начнем, братие»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Через многие песнопения сырной седмицы Церковь возвещает нам, что дни этой предочистительной недели и есть уже преддверие покаяния и начало воздержания. Так понимали эту седмицу и святые отцы Церкви.

«Сегодняшний день - преддверие поста. Осквернившийся при входе не достоин войти во святыню », - говорит о неделе, предваряющей Великий пост, святитель Василий Великий в своём слове о посте.

«Сырная (седмица) - предтеча Великого поста », - определяет эту неделю святитель Евстафий, архиепископ Фессалоникийский в слове «Об исправлении монашеской жизни».

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста»

Великий угодник Божий, святитель Тихон Задонский так увещевал свою паству воздерживаться от недостойного проведения в предпостовые и предочистительные дни масленицы:

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно.

Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви?

Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют.

Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию.

Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их.

Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие.

Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего.

Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются.

Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют.

Я ещё раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

«Се предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы: приидите убо, потщимся внити тою, прежде даже не заключит сию Христос, яко недостойным нам»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Святая Православная Церковь сырную седмицу называет «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния». В христианском смысле последняя подготовительная неделя к Великому посту посвящена одной единственной цели - подготовке к покаянному пути к Богу, прощению обид и примирению со своими ближними. Именно в этом христианская составляющая масленицы, в этом её суть, так ярко выраженная в чтении одной из главных великопостных молитв, побуждающих к покаянию и прощению. И потому, как логическим завершением, сырная седмица или масленица заканчивается так называемым Прощёным воскресеньем.

Масленица - это время, которое мы обязаны посвятить примирению и доброму общению с нашими ближними, родными, друзьями, а также делам милосердия и благотворения. Разумеется, Церковью не отрицается разумное, умеренное веселье на масленицу. Верующие ходят друг к другу в гости, радуют близких своим вниманием и делятся своей радостью, общаются, и конечно, трапезничают: едят блины и копят силы для предстоящего поста. Однако Святая Церковь призывает во всём держаться умеренности, ибо всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, стяжать которые стремится каждый христианин. Своих верных чад она призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть, а тем более в преддверии священного времени Великого поста. Поэтому во время широких гуляний на масленицу каждому христианину нужно опасаться того, как бы это не помешало подготовке к великопостному подвигу, главной задаче этих дней, решать которую и предстоит каждому из нас по мере своих сил.

Первое, к чему нужно стремиться - чтобы наше правильное отношение к сырной седмице или масленице послужило духовной пользе и способствовало нашему духовному росту. Нам необходимо время сырной седмицы, отведённое Церковью для духовной и телесной подготовки, наполнить покаянием, размышлением о своей жизни, о своей душе, избавлению от обид и примирению с ближними. Поразмыслить над тем, что ещё нам предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы грядущий Великий пост стал для нас действительно весной покаяния, чтобы мы омолодились душой, чтобы к светлому празднику Пасхи наши души воскресли вместе с Воскресшим Христом Спасителем.

Что ни в коем случае, а что, наоборот, необходимо сделать на масленичной неделе? Рассказывают священники Максим Первозванский, Алексий Уминский, Виталий Ульянов, Сергий Звонарев, Федор Кречетов.

Традиционно неделя перед Великим постом, в народе называемая Масленицей, вызывает множество сомнений - язычество это или православная традиция, нужно ли «оторваться» перед началом строго воздержания, или же уже сейчас надо настраиваться на молитвенный лад, блины - это религиозный символ или же просто замечаетльное лакомство… А вокруг шум, гам, праздничные гуляния. Что делать? Каких правил надо придерживаться в эту предпостную масленичную неделю?

Не сжигать чучело

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник» :

Масленичная неделя напоминает нам о близости поста, о необходимости встретить его достойно. Потому понятно, что не надо неистовствовать, напиваться, не надо сжигать чучело. Последнее – всё-таки ритуальное действие. Хотя ему не придают вроде бы особого значения, но на самом деле значение это никуда не уходит. И я бы не советовал православным участвовать в подобном обряде.

А что нужно делать? Ходить друг к другу в гости: «тёщины вечера», «золовкины посиделки» и так далее – хорошая традиция, помогающая установить со всеми добрые отношения. Этому блины тоже могут способствовать, но не как языческий символ солнца, а как некая традиция.

Блины– это здорово. Особенно для детей: они с нетерпением ждут Масленицы, знают, что будет много разных блинов.

Повеселиться впрок

Протоирей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах :

Последняя неделя перед Великим постом - время, когда мы прощаемся не только с определённой пищей, но и с разными развлечениями. Развлечения - это же не обязательно что-то греховное, неправильное, нехорошее. У нас в Свято-Владимирской гимназии в этот период обычно проходят праздничные концерты. Мы словно стараемся с детьми по-хорошему порадоваться и повеселиться впрок.

Когда мы вместе сидим за столом, поём песни, во что-то играем, слушаем друг друга – это же работает на созидание, учит нас, в том числе, и любить друг друга. Во время Масленицы всё это переживается, мне кажется, особенно остро. Потому что с этим мы тоже расстаёмся, от этого тоже в какой-то мере отказываемся. Чтобы сосредоточиться на Боге, научиться любить Его.

Стать ближе друг другу

Священник Виталий Ульянов, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы в селе Усады Высокогорского района Республики Татарстан :

Масленица, которая в церковном календаре называется Сырной седмицей, говорит нам, что Великий пост совсем близко, вводит нас в него. Уже – запрет на мясную пищу, уже не совершается таинство Венчания. В храмах читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина с коленопреклонением.

В воскресенье вечером совершается в храмах чин прощения, чтобы войти в пост, примирившись со всеми. К Прощеному воскресению стоит готовиться всю неделю. Ведь традиция ходить к родственникам на блины (с которыми, может быть, и особенно не общались) – это возможность сблизиться, забыть обиды и недовольства, накопившиеся за год.

На праздник Масленицы, который организуется нашим приходом, приезжают не только жители Усад, но и гости из других городов и даже регионов. Думаю, что людей привлекает не только весёлый концерт, угощение с блинами, сладостями, с кашей на полевой кухне, но и нечто другое: возможность стать ближе друг к другу…

Запастись кальцием и примириться

Протоиерей Федор Кречетов, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца Патриаршего подворья в Грузинах :

Масленица для православного христианина – премудрое установление святых отцов, подготовка к посту, в том числе и в телесном плане. Например, тот момент, что последнюю неделю перед постом человек употребляет много молочной и рыбной пищи, даёт возможность его организму «запастись» необходимыми ему кальцием и фосфором, чтобы без вреда для здоровья перенести предстоящий подвиг.

А если говорить в духовном контексте: в семье моих родителей была традиция в завершении Масленицы встречаться с родственниками и просить друг у друга прощения, кланяясь до земли. Сейчас это не всегда удаётся: служим в разных храмах… Но если не получается сделать это в само Прощеное воскресение (хотя это очень желательно), то можно встретиться чуть пораньше – помириться перед постом.

Т.е. смысл Масленицы в примирении с людьми, для чего и существовал обычай навещать друг друга в этот период, чтобы потом в течение поста принести покаяние и примириться с Богом.

Не злоупотреблять

Священник Сергий Звонарев, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве, сотрудник Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС :

Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.

Во время широких гуляний на Масленицу нужно опасаться, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

Никто не говорит, что надо вообще не посещать гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Важно, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека.

В современном сознании Масленица ассоциируется с разгулом, гуляньями…, короче - с «проводами Русской зимы». Но мы мало задумываемся о странном совпадении – Масленица каждый год празднуется в разное время. Это оттого, что (как это не покажется странным) время Масленицы зависит от Церковного календаря.


Каждая их , предшествующих Великому посту, имеет свое наименование. Первая из них – «О Закхее», вторая – «О мытаре и фарисее», третья – «О блудном сыне». Четвертая – . Пятое воскресение, последний день перед Великим постом, посвящено «Воспоминанию Адамова изгнания из рая». Таким образом, последняя неделя перед Великим Постом неделя (или - «седмица», по церковно-славянски) начинается назиданием о Страшном суде, а заканчивается напоминанием об изгнании Адама из Рая и Прощеным воскресеньем, когда все православные просят друг у друга прощение.

Именуется эта, последняя неделя перед Великим постом, в церковном календаре так: «Седмица Сырная (масленица)». Сырная оттого, что уже готовясь к предстоящему Великому посту, нельзя есть мясо, а только сыр, масло, яйца, творог… (кстати, слово «сыр» раньше имело значение "творог". Именно поэтому мы до сих пор творожные оладьи мы называем сырниками. Творог в древности не нагревали для свёртывания, а он свёртывался естественным, т.е. «сырым» способом).

Русский обычай проводить масленичную неделю с блинами вполне соответствует особенностям христианского благочестия. Блины, как праздничное яство, встречается еще в книгах Святого Писания под именем «млинов». В церковно-славянской Библии, во Второй книге Царств (гл.6, стих 19) мы читаем, как царь Давид раздавал их народу по случаю празднества при перенесении кивота Господня: «И раздели всем людям… по сковородному млину». У русских слово «млин» означало изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, подмазанной маслом, позднее переменилось в «блин».

Но из всех 15 Православных Церквей в таком виде - с праздничным разгулом, с блинами и снежными городками, Масленица существует только в России. Естественная для русских, она неизменно поражала и поражает до сих пор иностранцев, которые не могли постичь ни широты гульбы, ни обычая в конце празднования каяться перед всем миром, ни последующей жестокой строгости поста, который налагали на себя вчерашние буяны.
На Масленице уже не венчаются и не играют свадеб - обрученным придется ждать до окончания Пасхальных праздников.

На принято ходить в гости, звать гостей, угощать бедных, жертвовать нищим. Первый испеченный блин всегда отдавали нищим - на помин души усопших родичей. В дни Масленицы вообще стирались сословные различия. По традиции блинами угощали всех неимущих, странников. Даже к столу в богатом доме обязательно приглашались люди незнатные, бедные. Хождение друг к другу «на блины», - сближало, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. А вот предстоящим Великим постом уже не принято ходить в гости или праздновать дни рождения. Вот и стараются люди посетить родных сейчас, на Масляной.

В последний день Масленицы, в « », в церквах совершается чин прощения: вначале священники просят прощения у прихожан, а те - у батюшек и друг у друга. Не простить нельзя. Принято говорить «Бог простит. И я прощаю. И ты меня прости…»

Русский писатель Иван Шмелев в своем великом произведении «Лето Господне» так вспоминает о Масленице: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью…- перед постом… Завтра будет печальный звон. Завтра – «Господи и Владыка живота моего…» будет. Сегодня прощеный день, и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуги, у дворника, у всех. …Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи чистились» .

Стоит нам помнить и слова : «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. …Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина» .

Масленица заканчивается напоминанием о человека – изгнания Адама из Рая. Чем согрешил первый человек? Тем, что, послушав змея-искусителя, съел запретный плод, т.е. нарушил заповедь воздержания - поста. Человек поверил, что в еде, а не в Боге, источник Жизни. Человек решил, что именно земные плоды - дают жизнь, земные утехи - радость, человеческие знания - победу над природой, суетная политическая возня - свободу, равенство, братство… Удовольствия? В детском садике они у меня были одни, в юность – уже другие, в зрелом возрасте – третьи… Если все время гоняться за все возрастающими потребностями, если и впрям следовать рекламному слогану «Бери от жизни все!!!», то логическое завершение этой безумной гонки – смерь от передозировки…

Человек создан по образу и подобию Божию, создан для вечной Жизни. Бог смерти не сотворил. Но когда человек решил, что он сможет прожить и без Бога, то он прервал свою связь с Ним – он лишил себя подлинного Источника Жизни и в мiр пришла смерть. И сегодня мы вынуждены есть, чтобы жить. «Жизнь – способ существования белковых тел» - утверждает либеральная, безбожная философия. Но сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Нет в пище Источника Жизни. Сколько бы я не съел – рано или поздно плотская жизнь придет к своему концу.

Предстоящий и есть поиск Источника Жизни. Если я голоден и не поем, то ведь могу и умереть. …А если поем? Разве не умру? Нет, рано или поздно тело моё умрет. А как же душа? Где источник пищи для неё, источник её вечного существования? Что является условием моего Воскресения?.. К ответу на эти вопросы мы постараемся дойти через пустыню Поста. Великий Пост должен стать моим возвращением к Богу, дорогой домой - обратно в Царство Небесное, к Источнику вечной Жизни – Богу! Только один Бог и есть сама Жизнь, только Он - Источник её и её Творец.

Таким образом, предстоящий Великий Пост - это время, когда человек воздерживаясь от пищи, лакомств, развлечений по-новому узнает их вкус, учиться получать их от Бога, испытывать радость и благодарность. Но самое важное - мы можем понять смысл и цель свой Жизни, можем вновь вернуться к самому Богу, ко всему тому, что Он сотворил для нас. И тогда ясней станут для нас строки Пасхального Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков…»

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной , сыропустной , масленой , масленицей .
На ней уже не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов: молока, сыра, масла, яиц. Церковь постепенно вводит нас в подвиг поста, от мяса и многоядения к строгому воздержанию.

Эта неделя сплошная , т.е. в среду и в пятницу обычного поста нет, однако, в сыропустные среду и пятницу пост всё-таки положен до вечера, а вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни Масленицы.

Хотя Масленица является полупостной седмицей, во время неё продолжается усиленная духовная подготовка к Великому Посту. Однако в народные обычаи издавна вошла практика так называемой «широкой» Масленицы.

В эти дни празднуются проводы Зимы и встреча Весны.
Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха.

Каждый день сырной недели имеет своё название, свои традиции.
Понедельник — «Встреча» — устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали куклу из соломы — Масленицу — и наряжали её.
вторник — «Заигрыш» — катание молодых со снежных гор, продолжается угощение блинами во всех домах.
Среда — «Лакомка » — к тёще на блины.
Четверг — «Разгуляй» — широкий четверток, разгул, перелом. Кулачные бои, снежные городки, ряжение. чучело Масленицы из соломы поднимали на гору.
Пятница — «Тёщины вечёрки» — зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть — мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
Суббота — «Золовкины посиделки» или «Проводы» — молодая невестка приглашала родных мужа к себе. Наряженную Масленицу — чучело из соломы — на носилках несли до конца деревни, и там, с песнями, «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали.
Воскресение — «Прощёное воскресение » — все вспоминали, что в понедельник наступает Великий Пост , поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения, говоря друг другу: «Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват пред тобою». А в ответ слышали: «Бог простит». В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

Масленица — вовсе не христианский праздник. Это языческое славянское празднество. Поэтому Церковь не поощряет, но и не порицает празднование Масленицы.


Постный календарь на неделю:

  • пн – Встреча -нет поста
  • вт – Заигрыш — нет поста
  • ср – Лакомка — строгий пост до вечера — Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • чт – Разгуляй — нет поста
  • пт – Тёщины вечёрки — строгий пост до вечера — Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • сб – Проводы- нет поста
  • вс – Прощёное воскресение — нет поста — последний день, когда можно есть молочное

—————————————————————————————————————————
Так как на неделе есть два «полупостных» дня, то предлагаем два постных блюда:

Но, конечно же, основное блюдо на Масленицу — это .
Предлагаем вам почитать и несколько рецептов необычных блинов и оладий.

Такого понятия как православный праздник Масленица не существует, поскольку этот день никак не отмечен в церковном календаре. Но есть такое понятие как Сырная Седьмица - последнее воскресенье перед Великим Постом, в которое разрешено кушать непостную пищу.

Можно ли верующим праздновать Масленицу

Великий Пост - это 40 дней, в которые непозволительно кушать ничего мясного и жирного (по большей степени), а также смирять свою плоть и желания, каяться перед Господом и усмирять себя.

Церковь понимает, что не все люди (а, точнее, немногие) могут выдержать пост вообще, не говоря уже о резком отказе от всего приятного телу, поэтому вводит в это состоянии прихожан постепенно. Последней неделей подготовки к Великому посту является Сырная или Сыропустная неделя (седьмица), которая совпадает с языческим праздником Масленица.

Нельзя отмечать православный праздник Масленица, поскольку такого просто не существует, но можно принять участие в поедании блинов и гуляньях перед тем, как погрузиться в пост. В это время из рациона уже исключены мясные продукты, по средам и пятницам не совершаются литургии, а вместо этого читается покаянная молитва.

Это последняя возможность утолить свою плоть и повеселиться перед важным духовным испытанием.

Блины на Масленицу

История праздника

Масленица является исконно языческим праздником, отмечающимся задолго до христианства, во времена, когда люди поклонялись Яриле, Перуну и прочим языческим богам. Поэтому Церковь не считает его настоящим церковным праздником, но отмечает Сырную седмицу, которая приходится на это же время и подразумевает поедание вкусностей перед Великим постом.

Масленица как праздник очень радостная и символизирует встречу зимы и весны, т.е. своеобразным переходом от смерти к жизни. Обычай празднования его начинается еще с греческих и римских праздников, когда они отмечали весну, а позже эти карнавалы смешались со славянскими обрядами во время дня весеннего равноденствия.

Важно! Масленица стала для славян символом изгнания зимы и встречи тепла и солнца, именно поэтому принято веселиться, проводить конкурсы и игры - ведь весну надо встречать весело!

Масленица имеет свои предания и легенды, но все они языческие, поэтому вдаваться в глубоко в смысл и значение их верующему человеку не стоит. Лишь стоит знать, что по языческим верованиям Масленица была дочерью Мороза и ее задача была в изгнании холодов и зимы, т.е. она стала символом весны и солнца.

Почему же Церковь не запретила его изначально? Христианство просто не привыкло действовать такими методами: все негативное, неправильное она не запрещает, тем самым не отвращая людей, но придает этому новый смысл, чистый.

Конечно, речь не идет о явных грехах, но если можно языческий праздник переродить в христианский, почему и нет? Церковь лишила Масленицу ее языческого значения и превратила в обычную неделю отдыха. В это время верующие могут подготовиться к Великому посту, встретиться с родными, показать свое гостеприимство и накормить нуждающихся.

Почему церковь празднует Масленицу

На самом деле, церковь отмечает Сырную неделю. Церковь просто не упразднила полностью языческую традицию отмечать приближение весны и конец зимы, что отмечалось религиозными ритуалами, чтобы не отвратить людей, но как бы привнесла иной смысл в них.

Тоже самое произошло с колядованием и радоницей и с Рождеством. Церковь соединила Масленицу с Сырной неделей (подготовкой к пасхальному посту), заменив языческий смысл на христианское содержание.

Полупостная трапеза на Масленицу напоминает христианам о скором посте и заставляет задуматься о духовной пище. Во вторник масленичной недели в храмах читается покаянная молитва Ефрема Сирина, и пьяный разгул уже с этим несовместим. Поэтому Церковь разрешает на Масленицу веселиться, есть вкусные кушанья, но в умеренных количествах, чтобы накопить силы к посту.

Конечно, видение Церкви и народа существенно отличается, поэтому до сих пор можно наблюдать языческие обряды и ритуалы на улицах, а также повсеместную пьянку, но верующим стоит знать, что поступать так Церковь запрещает и это есть грех.

Совет! Не следует проводить эту неделю в разгулах и пьянках, а также чревоугодии.

Именно верующим следует задуматься о том, как они проводят эту неделю, ведь тем, кто в церковь приходит только на Рождество или Пасху, вряд ли интересны Церковные постановления и собственная духовная жизнь. Но истинно верующим следует заботиться о своем духе и не сообщаться с собраниями нечестивых, как сказано в первом псалме.

Святитель Тихон Задонский как-то сказал: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Смысл праздника

Рассматривая смысл языческого праздника Масленицы, надо сказать, что до революции у него был гораздо более широкий смысл, нежели сейчас.

В основе лежал временной цикл и смена сезонов, поэтому и праздновалась она в день весеннего равноденствия. В средней полосе Евразии (Россия, Украина) в это время была неустойчивая погода: то морозы, то оттепель, поэтому Масленица выступала последним рубежом между теплом и холодом.

Важно! Кроме идеи цикличности, в Масленице заключена и идея плодородия. Люди стремились помочь земле возродиться после зимнего холода сакральным образом, т.е. освятить ее и наполнить силами. Масленица выступала языческим богослужением, только поклонялись люди природе и земле, а не Господу.

Третьей идеей празднования было продолжение рода и идея круговорота жизни. Земля дает жизнь растениям, люди ими питаются, тем самым продолжая жизнь, поэтому важно эту жизнь передать и детям. Жизнь была самой важной ценностью.

Последний важный момент Масленицы состоял в ее поминальной сущности: крестьяне верили, что тела предков, находясь в земле, могут влиять на ее плодородие и, уважив их, можно добиться большего урожая. Поэтому на Масленицу устраивали поминальные обеды и траурные плачи.

После воцарения христианства на Руси сакральный смысл Масленицы исчез, оставив место только внешнему антуражу и веселью.

Сжигание чучела на Масленицу

Традиции празднования

Все традиции праздника связаны с едой и весельем. Главная традиция заключается в приготовлении блинов с самыми разными начинками все семь дней. А Церковь предлагает христианам кушать на этой неделе молочные продукты, яйца и рыбу: все, кроме мяса.

Также на этой неделе традиционным считается посещение знакомых или зазывания их к себе. Немаловажно обеспечить едой и нуждающихся: именно в это время уличные застолья позволяют накормить бездомных и дать им возможность поучаствовать в общем столе.

Совет! Приглашение на блины считается отличным поводом помириться с близкими и наладить отношения.

Немаловажны и традиционные гулянья:

  • на площадях устанавливали карусели;
  • проводились соревнования и конкурсы;
  • задания на смекалку и ловкость (достать приз с гладкого столба, кулачные бои);
  • ставились столы с блинами, пряниками, калачами, самоварами и орехами в сахаре;
  • устраивались катания на санках, коньках и лыжах.

Церковь не против праздничных гуляний, но все это должно проходить в меру и без излишеств.

Обряды

К народным обрядам можно отнести почти все традиции на Масленицу. Даже обычай кушать молочную пищу, хотя это и церковное установление, крестьяне задолго до христианства на Руси ели в это время молочную пищу. Корни у этого обычая природные - в начале марта начинаются телиться коровы, и у них появляется молоко. Так и название праздника появилось - Масленица.

Другое ее название - «Колодий», и произошло оно от еще одного обычая - «колодочной жизни»: люди наряжали колоду и выставляли ее человеком.

Такое игрище растягивалось на неделю:

  • понедельник - «рождение»;
  • вторник - «крещение»;
  • среда - «проживание жизни»;
  • четверг - «смерть»;
  • пятница - «похороны»;
  • суббота - «оплакивание»;
  • воскресенье - праздник заканчивался.

Во время Колодия женщины привязывали колоду к незамужним, т.е. стремились откупиться и давали яркие бусы, ленты и платки. Так колода обрастала вещами.

Не менее выразителен и обычай прививать празднику «женственность». Изначальная легенда говорит, что Масленица - это дочь Мороза, а поэтому и звалась она в народе Бабской неделей. Обычно в это время заключались помолвки и игрались свадьбы. Так воплощалась идея продолжения рода и деторождения.

Кулачные бои на Масленицу

Блины как символ Масленицы

Но больше всего обрядов связано с приемом пищи. Проводились поминальные трапезы, во время которых вспоминались предки и ставились для них приборы, пекли традиционные блины и поминальные пироги. Семьи традиционно проводили ужин вместе.

Одной из главных традиций Масленицы (дошедшей до наших дней) является выпекание блино в. Это стало традицией по многим причинам:

  • в конце 19 века стали считать, что блин - это образ солнца;
  • это блюдо было поминальным у древних славян;
  • он имеет круглую форму без конца, что наталкивает на мысли о вечной жизни;
  • подаются теплыми, что подразумевает земную радость;
  • он сделан из привычных продуктов питания, которые говорят о жизни в целом.

Обычно в первые сутки недели блинчики размещали на окне чердака, чтобы мертвые предки могли тоже угоститься лакомством, либо их отдавали нищим, с условием, что те помянут покойных.

Традиционным обычаем было устраивать кулачные бои на площадях. Считалось, что пролитая кровь (а раньше бои шли до первой крови) выступает в роли жертвы духам умерших. Жертвой выступала и связанная из соломы кукла, которую сжигали в конце недели на главной площади поселения. Позднее этот обычаи трансформировался в сжигание зимы.

Важно! Церковь относится к этим обрядам как к пережиткам языческого прошлого славян. Сегодня каждый знает, что есть только один Господь,и Он не требует жертв или блинов, Он требует лишь чистое искреннее сердце, и это - главное.

Посмотрите видео о Масленице