Дорогие мамы и папы! Подходит к концу первый год жизни Вашего малыша. Это самый важный год, самый удивительный и стремительный, если сравнивать его с другими возрастными этапами. На первом году жизни ребенок каждый день поднимается еще на одну ступеньку своего развития, преодолевает новый рубеж, удивляет себя и своих родных новыми успехами. В этот период, как ни в какой другой, важно понимать, соответствует ли уровень его развития норме, какая из сфер опережает норму или от нее отстает.

От 5 до 6 лет

На шестом году жизни дети впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. В этом возрасте дети способны самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат. Развиваются творческие способности, познавательная активность старших дошкольников. Важно сформировать у ребенка понимание роли книги как источника знаний, побуждать появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.

ОБСЛЕДОВАНИЕПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ,
КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА
ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ

ПРИТЧА «Белый медведь»

Как-то одному зоопарку губернатор города № подарил белого медведя. Подарить-то подарил, да зоопарк к этому готов не был. Поэтому руководство зоопарка распорядилось временно поместить белого медведя в большую клетку, пока не будет построен специальный бассейн. Но медведь-то белый большой, поэтому самая просторная клетка, какую нашли в зоопарке, оказалось тесной для полярного гиганта. В ней медведь делал три шага в одну сторону, грузно разворачивался, задевая прутья клетки, затем три – в другую сторону, опять грузно разворачивался…

Прошло время, бассейн построили, из клетки медведя выпустили, дав ему новые и гораздо большие возможности, но… медведь упорно продолжать делать 3 шага, в одну сторону, 3 шага в другую сторону, опять разворот… За это время, пока медведь сидел в клетке, ожидая, когда же построят бассейн, он тоже кое-что построил – клетку внутри себя.

Порой мы бываем этим медведем. Мы тоже строим клетки. И прутья этих клеток – наши убеждения, привычки, шаблоны поведения. «Так нельзя, потому что…», «Ты неудачник, потому что ты пробовал, и не выходило…» и т.д. Часто мы не осознаем этих ограничений.

Подошло к концу первое десятилетие XXI века. Жизнь не стоит на месте, происходит непрерывное движение. Меняется общество, его устои, нормы, ценности. Появляются новые поколения – те, кому определять дальнейший ход истории. Именно от воспитания подрастающего поколения зависит, каким будет наше общество через несколько десятилетий.

Известно, что в наши дни отмечается рост неврологической патологии новорождённых. Негативно влияют на нервную систему ребёнка факторы социальной депривации (отсутствие, потеря). Впоследствии увеличивается количество детей, не способных обучаться по общеобразовательным программам и требующих особой организации системы педагогического воздействия. По российской статистике, основной контингент дошкольников, посещающих специализированные группы детских садов, составляют дети с задержкой психического развития. Отклонения в развитии психической сферы, в частности, могут диагностироваться у ребёнка раннего возраста при наблюдении за ним специалистами образовательных и медицинских учреждений. Следовательно, оказание необходимой помощи в этом случае будет происходить ещё до возможной постановки диагноза «задержка психического развития» либо сразу же после появления соответствующего заключения в младшем дошкольном возрасте.

Нами разработан комплекс мероприятий для работы с детьми раннего возраста, имеющими проблемы познавательного развития. Занятия в этот период особенноактуальны в связи с тем, что возраст от 1,5 до 3 лет, по мнению Л.С. Выготского, является наиболее продуктивным для развития речи.

Предложенный нами комплекс мероприятий хорошо зарекомендовал себя при использовании его в работе с детьми раннего возраста, с проблемами развития познавательной сферы (задержка психического развития) более старшего возраста. Комплексная направленность системы занятий приводит к предупреждению или нивелированию вторичных отклонений. Вовлеченность в работу родителей и воспитателей делает коррекционно- развивающий процесс более целостным, повышает результативность деятельности.

Хочется напомнить вам, что всегда необходимо оказывать должное внимание результатам усилий ребёнка, поскольку именно так происходит закрепление осознания малышом имеющихся у него потенциальных возможностей и ощущения успешности.

№ п\п

Наименование задания

2-3 года

1

Поймай шарик

+

2

Спрячь шарики: в две коробочки, в три коробочки

+

3

Разбери и сложи матрёшку: двухсоставную, трёхсоставную

+

4

Разбери и сложи пирамидки: из трёх колец, из четырёх колец

+

5

Найди парные картинки: две, четыре

+

6

Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, жёлтый или белый),

С четырьмя (красный, жёлтый или белый, зелёный, синий)

+

7

Сложи разрезные картинки: из двух частей, из трёх частей

+

8

Построй из палочек: молоточек (из двух палочек), домик (из трёх палочек)

+

9

Достань тележку: скользящая тесёмка, скользящая и одна ложная тесёмка

+

10

Нарисуй: дорожку, домик

+

· Развитие психических процессов восприятия цвета, формы и величины предметов, формирования навыка ориентировки в пространстве, целостности восприятия, тактильного восприятия и т.д.

· Развитие общей и мелкой моторики, графических умений, а также навыков продуктивных видов деятельности.

· Формирования мотивации к участию в совместной деятельности, развитие способности испытывать чувство сопереживания героям занятия.

Развитие речи

Понимание речи

Уметь различать и называть знакомые игрушки и окружающие предметы, их основные качества;

иметь представления об одежде, назначении вещей; закрепить названия одежды и ее деталей, обозначение действий и последовательность одевания на прогулку;

уметь называть изображенные на картинке предметы и их качества, действия; выполнять действия по картинкам

Уметь показывать по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки; закреплять умение определять части тела человека и животных

Уметь выполнять поручения по просьбе взрослого, связанные со знакомыми действиями

Уметь рассматривать картинки в книжке, слушать потешки, стихи

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов)

Уметь произносить простые слова, соотносить их с предметами

Уметь сравнивать предметы по величине; отчетливо произносить звук о

Иметь представления о том, кто, что и как ест; учить отчетливо произносить звук а

Уметь произносить простые слова, соотносить их с действиями

Иметь способность к обобщению путем упражнения в подборе к глаголам соответствующих существительных

Иметь представления о назначении предметов, активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии

Уметь произносить длительные «гудящие» звуки – уууу

Уметь отчетливо произносить звуки «у», «а»; закрепить произношение «ау»

Уметь различать и называть птиц; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражания (кря-кря, га-га-га, кко-кко-кко, бал-бал-бал)

Сенсорное воспитание

Форма

Уметь группировать предметы по их форме (круг, квадрат)

Цвет

Уметь группировать предметы по цвету

Величина

Уметь чередовать предметы по величине

Нанизывание колец одинакового раз мера

Уметь снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием

Нанизывание колец, разных по размеру

Уметь надевать и снимать большие и маленькие кольца на стержень пирамидки

Действия с кубиками

Уметь детей ставить кубики один на другой (строить башню, дом)

Показ предметов в действии

Разыграть с несколькими предметами
несложный сюжет с использованием обобщения действия

Воспроизведение одного знакомого действия с игрушкой

Уметь детей по подражанию воспроизводить одно знакомое действие (качает, возит и т.д.)

Действия с
несколькими
игрушками

Уметь переносить знакомые действия с одним предметом на другой предмет, учить выполнять действия с простейшими транспортными средствами для перевозки небольших предметов, игрушек, (каталка, коляска тележка), отмечать особенности (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся)

Действия с разными игрушками

Уметь производить одинаковые действия с разными предметами

Развитие движений

Ходьба

Уметь ходить самостоятельно

Общеразвивающие упражнения

Уметь устойчиво стоять, приседать, наклоняться, поворачиваться

Упражнять в ползании, способствовать развитию самостоятельности

Основные движения

Упражнять в ползании и пролезании под препятствие

Разнообразные движения (действия) с предметами круглой формы

Уметь выполнять разнообразные действия с предметами круглой формы: переносить, бросать, катать, учить подниматься по лесенке детской горки приставным шагом

Уметь бегать в указанном направлении

Развитие бытовых навыков

Бытовые навыки

Уметь пить из чашки

Уметь держать ложку в кулачке, опускать в густую пищу, доносить до рта, есть (взрослый докармливает)

Уметь правильно умываться, мыть и вытирать руки, лицо после умывания

Уметь проситься на горшок

социально-эмоциональная сфера

Уметь подражать мимике, движениям близкого взрослого (смеется, хмурится, улыбается)

Уметь познавать окружающее через эмоциональные ощущения (упасть – больно, дотронуться до батареи – горячо)

Уметь заинтересовываться новой игрушкой

Уметь проявлять интерес к играм детей

Уметь различно реагировать на плясовые и спокойные мелодии, напевность стихов, прибауток

Примерный план диагностического исследования детей в 1 год 6 месяца

Познавательная сфера (способности)

Уровень развития навыков (способностей)

Развитие речи

Понимание речи

Уметь показывать части тела по просьбе взрослого, понимать слова, обозначающие части тела человека и животных

Уметь обобщать по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера и цвета

Уметь выполнять знакомые бытовые действия по просьбе
взрослого

Активная речь

Продолжается развитие подражания звукам, имитирующим голоса животных. В активной речь присутствуют общеупотребляемые слова

Сформировано четкое произношение звуков м, п, б (мь, пь, бь), изучено, отчетливо и внятно произносить отдельные звукосочетания, закреплены в речи названия отдельных предметов

Закреплены произношение звука ф; закреплены названия предметов и их качеств; укреплены артикуляция и голосовой аппарат

Сенсорное воспитание

Форма

Уметь ориентироваться в двух формах (шар – куб, кубик –
кирпичик); находить предметы этих форм по просьбе взрослого

Уметь подбирать предмет такой же формы, как на образце

Уметь группировать однородные объекты, ориентировать на слова «такой», «не такой»

Величина

Уметь ориентироваться в двух величинах (большой и маленький), находить предметы этих величин после показа и по просьбе взрослого

Величина

Уметь собирать пирамидку из двух контрастных колец по величине после показа

Цвет

Уметь ориентироваться в двух - трех цветах находить такого же цвета игрушку, как просит или показывает взрослый

Уметь формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов

Уметь различать цвета и понимать названия цвета

Уметь располагать грибочки в отверстия на квадрате аналогичной окраски

Игровые действия с предметами

Игровые действия

Уметь переворачивать страницы книг, учить катать перед собой коляску

Уметь тянуть игрушку за веревочку за собой

Уметь производить (отображать) часто наблюдаемые действия: кормить куклу; причесывать куклу

Уметь использовать в играх предметы-заместители. Производить с ними такие же действия, что и с реальными предметами

Уметь проявлять сообразительность: подставлять что-то, например, вязать; использовать дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь

Развитие движений

Ходьба обычная

Уметь хорошо самостоятельно ходить: прямо, по кругу, огибая предметы

Перешагивание,

Ходьба по лесенке

Уметь перешагивать через препятствия на полу приставным шагом

Уметь входить и сходить по детской лесенке чередующимся шагом

Уметь проходить по слегка наклонной доске

Уметь бросать мяч вниз, вперед вверх

Развитие бытовых навыков

Бытовые навыки

Уметь держать ложку в кулаке

Уметь есть частично полужидкую и жидкую пищу

Уметь пить из чашки, почти не проливая во время кормления

Уметь самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем

Социально-эмоциональная сфера

Социально-эмоциональная сфера

Уметь проявлять социально значимые жесты и мимику («жалеет»)

Уметь переключаться с одного эмоционального состояния на другое (огорчается – успокаивается)

Уметь уступать игрушку другому ребенку, не отнимать игрушку

Уметь воспринимать различные художественное слово

Уметь повторять с удовольствием знакомые движения под музыку

Примерный план индивидуального развития детей в 1 год 9 месяца

Познавательная сфера (способности)

Уровень развития навыков (способностей)

Развитие речи

Понимание речи

Уметь понимать сюжеты по картинке; отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Где?»;

Уметь выполнять (и запоминать) два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси)

Уметь понимать несложный рассказ со знакомыми событиями

Активная речь; четкое произношение

Уметь использовать предложения из двух слов:
– при общении со взрослыми;
– при общении друге другом;
– в играх; упражнять в развитии речевого дыхания; учить называть словом свои или чьи-то действия; учить договаривать последние слова знакомых стихов, потешек

Сенсорное воспитание

Форма

Закреплено умение сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм:
шар-кубик; шар-кирпичик; призма-кирпичик; упражнения в группировке предметов по форме.

Величина

Уметь ориентироваться в трех величинах одной формы (большой – поменьше – маленький)

Уметь управлять, нанизывать и снимать двух- трёх-размерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу, потом по два кольца каждой величины

Цвет

Уметь ориентироваться в цветах: красный, желтый, зелёный, синий. Уметь группировать предметы по цвету

Игровые действия с предметами

Игровые действия

Уметь отображать жизненные действия в игре (кормить, возить, баюкать)

Уметь укладывать куклу спать, побуждать к называнию слов, обозначающих одежду куклы, ласковых слов «убаюкивания»

Уметь произносить слова, обозначающие столовые принадлежности, использовать их при кормлении куклы

Уметь пользоваться предметами-заместителями

Уметь воспроизводить из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа

Развитие движений

Ходьба-перешагивание

Уметь перешагивать через небольшие препятствия на полу

Ходьба по гимнастическим снарядам (доске, скамейке)

Уметь проходить по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической развивать чувств скамеечке; развивать чувство равновесия, умение ориентироваться пространстве

Метание

Уметь забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу

Бег

Уметь бегать в разных направлениях

Лазание

Уметь легко влезать на диван, стул, спускаться на пол

Развитие бытовых навыков

Бытовые навыки

Уметь самостоятельно есть любую пищу

Уметь есть с хлебом

Уметь самостоятельно снимать шапку, обувь

Уметь частично одеваться (натягивать шапку, надевать туфельки и другую одежду, обувь по погоде и времени года)

Уметь обращать внимание на грязное лицо, руки

Уметь знать место игрушек, одежды и других вещей

Социально-эмоциональная сфера

Социально-эмоциональная сфера

Уметь подражать взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги

Уметь при общении со взрослым использовать эмоционально окрашенные возгласы, мимику, движения

Уметь контактировать со сверстниками

Уметь эмоциональному узнаванию настроения, т. е. собственно реагировать на речь, музыку, художественное слово

Примерный план диагностического исследования детей в 2 года

Познавательная сфера (способности)

Уровень развития навыков (способностей)

Развитие речи

Понимание речи

Уметь понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях

Уметь выполнять до 3 поручений (возьми, отнеси, положи)

Уметь называть названия детали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.)

Уметь использовать предложения из 2-3 слов при общении со взрослыми и детьми

Уметь употреблять в речи:
– прилагательные,
– местоимения,
– предлоги

Уметь договаривать четверостишия в знакомых стихах

Уметь называть предметы по картинкам

Уметь говорить «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй»

Сенсорное воспитание

Форма

Уметь соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец

Уметь группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы

Величина

Уметь ориентироваться в трёх и более контрастных величинах

Уметь собирать пирамидку по убыванию размера из 4-5 колец

Цвет

Уметь различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, некоторые из них называть

Уметь устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов

Качества предметов

Уметь различать величину предмета: тяжелый – легкий; учить различать фактуру: мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплый

Игровые действия с предметами

Игровые действия

Уметь доставать (вылавливать) сачком га воды понравившуюся игрушку

Уметь производить несколько последовательных игровых действий, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинки); учить пользоваться предметами-заместителями

Уметь выполнять два последовательных действия

Уметь сооружать из кубиков знакомые постройки для мягких игрушек

Развитие движений

Ходьба

Уметь перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом

Ходьба и бег

Уметь удерживать равновесие при ходьбе по ограниченной площади или по гимнастическому снаряду, лежащему на полу

Уметь подниматься и спускаться по лестнице, забираться на детскую горку и спускаться с нее

Уметь менять темп: ходьба и бег

Бег

Уметь бегать семенящим шагом

Прыжки, подскоки

Уметь подпрыгивать, подскакивать

Ловля и бросание

Уметь удерживать мяч одной или двумя руками

Уметь бросать мяч в горизонтальную цель

Уметь ловить мяч с близкого расстояния

Катание предметов
круглой формы

Уметь скатывать с горки предметы круглой формы

Развитие бытовых навыков

Бытовые навыки

Уметь есть аккуратно, не обливаясь

Уметь при умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком

Уметь самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться

Уметь частично раздеваться

Уметь складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки

Уметь пользоваться носовым платком (при напоминании)

Социально-эмоциональная сфера

Социально-эмоциональная сфера

Уметь проявлять эмоции при общении (мимика, возгласы, движения)

Уметь улыбаться, пользоваться эмоционально-окрашенной речью при совместных играх с детьми

Уметь эмоционально заинтересовать детей музыкой, пением, фольклором

Уметь смотреть мультфильмы, детские телевизионные передачи

Уметь сопереживать, сочувствовать другому человеку, учить понимать фразы: «Это можно», «Это нельзя»

Методика психолого-педагогической оценки негативных тенденций в развитии детей 1-3 лет (Афонькина Ю.А.)

Методика проводится в ходе наблюдения за ребенком в разных видах деятельности, беседы с воспитателями или родителями.

Шкала наблюдения (вопросов):

1.Наличие вредных привычек у ребенка:

Проявляются постоянно(4 балла)

Проявляются эпизодически под влиянием внутреннего состояния ребенка, например в ситуации стресса (3 балла)

Проявляются эпизодически в зависимости от внешних факторов, например ухода родителей (2 балла)

Проявляются редко, чаще на фоне переутомления (1 балл)

Не проявляются (0 баллов)

2. Наличие страхов:

Проявляются очень часто; устойчивы, навязчивы, множественны; приводят к снижению уровня активности, нарушениям в физиологической сфере (сон, питание и пр) (4 балла)

Проявляются часто и приводят к дезориентации ребенка и ярко выраженному эмоциональному дискомфорту (3 балла)

Проявляются не часто, но сохраняются в течении определенного времени (2 балла)

Проявляются редко, обычно под влиянием сказочных персонажей, и легко проходят (1 балл)

Не проявляются (0 баллов)

3. Аффективность:

Превращается в обычный способ поведения (4 балла)

Становится средством воздействия на взрослого, манипулирования им для достижения собственных целей (3 балла)

Проявляется эпизодически в некоторых ситуациях (2 балла)

Не присуща (0 баллов)

Становится привычным способом поведения (4 балла)

Проявляется часто в определенных ситуациях; может выступать неадекватным коммуникативным актом, средством воздействия на взрослого (3 балла)

Проявляется не очень, в определенной ситуации; переключение достигается с трудом (2 балла)

Проявляется редко, обычно при переутомлении, плохом самочувствии, легко проходит (1 балл)

Не проявляется (0 баллов)

5. Негативизм:

Становится привычным способом поведения (4балла)

Проявляется во многих видах деятельности (3 балла)

Проявляется часто, настойчиво (2 балла)

Проявляется при нарушении самостоятельности (1 балл)

Не проявляется (0 баллов)

Интерпретация данных:

Низкий уровень развития негативных тенденций у ребенка – 0-6 баллов

Средний уровень – 7-14 баллов

Высокий уровень – 15-20 баллов

Методика психолого-педагогической оценки общения воспитателя с детьми 1-3 лет (Афонькина Ю.А.)

Наблюдение за общением воспитателя с детьми в различных видах деятельности.

Обработка данных проводится по следующей шкале.

1.Особенности обращения к ребенку:

Всегда обращается на личностно-эмоциональном уровне (4 балла)

Эпизодически обращается на личностно-эмоциональном уровне (3 балла)

Обращается на деловом уровне (оценивая, указывая, одергивая и пр.) (2 балла)

Обращается к ребенку редко, только в ситуации нарушения дисциплины, правил и пр (1 балл)

Не обращается к ребенку (0 баллов)

2. Преодоление особенностей детей, препятствующих их успешной деятельности (ситуативности поведения, низкой работоспособности и пр.):

Преодолевает успешно: широко использует разнообразные приемы, реагирует на специфические проявления каждого ребенка (4 балла)

Преодолевает успешно: ориентируется на содержание и структуру деятельности и используемый дидактический и игровой материал (3 балла)

Преодолевает не очень успешно: не всегда удается организовать деятельность ребенка (2 балла)

Преодолевает неуспешно, использует неадекватные приемы (1 балл)

Не замечает особенностей детей, мешающих им активно участвовать в деятельности (0 баллов)

3. Организация использования предметно-развивающей среды:

Побуждает детей к активной деятельности, с активизацией разнообразных анализаторов и форм активности; создает действенную мотивацию с опорой на интересы и потребности ребенка; учит продуктивно действовать; создает условия для индивидуальной активности (4 балла)

Побуждает детей к активному использованию среды, учит действовать в ней, но не индивидуализирует их активность (3 балла)

Побуждает детей действовать в предметно0развивающей среде, учит разнообразным способам активности, но директивно, не опираясь на потребности ребенка (2 балла)

Предлагает детям развивающий материал, но не обучает способам активной деятельности: берет инициативу на себя, отводя детям роль созерцателей и помощников (1 балл)

Предлагает детям развивающий материал, который не соответствует их потребностям, возможностям; игнорирует их инициативу (0 баллов)

4. Регулирование детских взаимоотношений:

Стимулирует у детей симпатии друг к другу; побуждает к содействию; предотвращает конфликты (4 балла)

Стимулирует интерес к сверстнику; содействие детей стимулирует редко; позитивно и быстро разрешает конфликты (3 балла)

Обращает внимание ребенка на сверстника, приводя его в пример; побуждает подражать; конфликты разрешает директивно (2 балла)

Включается в детские контакты только при наличии конфликтов; предпочитает метод санкций (1 балл)

Не акцентирует внимание на детских взаимоотношениях (0 баллов)

5. Создание психологического климата:

Дети заняты деятельностью; заинтересованы, доброжелательны, инициативны (4 балла)

Дети заняты деятельностью; настроены на общую с воспитателем активность, но никаких эмоций (восторг, радость, удивление) не проявляют (3 балла)

Не все дети включены в деятельность; могут испытывать дискомфорт по разным причинам; эмоции неустойчивы (2 балла)

Наблюдается повышенная конфликтность детей (1 балл)

Интереса к деятельности нет; дети часто отвлекаются, не проявляют выраженного интереса к педагогу или предлагаемому материалу; конфликтны; наблюдается физическая агрессия по отношению к сверстникам или игрушкам; на предложения воспитателя отвечают отказом (0 баллов)

6. Отношение к детской самостоятельности:

Самостоятельность поощряется на уровне постановки и достижения целей (4 балла)

Воспитатель самостоятельность поощряет, но не учит ребёнка достигать цель; быстро разрешает сам поставленную перед ребенком задачу (3 балла)

Самостоятельность не поощряет; делает акцент на послушании; директивное общение с детьми (2 балла)

Самостоятельность организована директивно; проявления самостоятельности не отмечаются (1 балл)

Самостоятельность организована директивно; проявления самостоятельности не поощряются (0 балл)

Интерпретация данных:

Низкий уровень – 0-9 баллов

Средний уровень – 10-17 баллов

Высокий уровень – 18-24 баллов

Методика изучения прогноза адаптации.

Анкета поможет родителям и педагогам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, получаем примерный прогноз на адаптационный период ребенка.

Фамилия имя ребенка______________________________Дата рождения_______________

1.Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла

Неустойчивое - 2 балла

Подавленное - 1 балл

2. Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла

Долго не засыпает - 2 балла

Неспокойно - 1 балл

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да - 1 балл

Нет - 3 балла

4 .Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла

1 ч - 1 балл

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший - 4 балла

Избирательный - 3 балла

Неустойчивый - 2 балла

Плохой - 1 балл

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла

Отрицательно - 1 балл

7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да - 3 балла

Нет, но бывает сухой - 2 балла

Нет и ходит мокрый - 1 балл

8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)- 1 балл

Нет - 3 балла

9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

11. Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Не играет сам - 1 балл

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач по оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогическая диагностика

(термин предложен в 1968г. К.Ингенкампом)

Цель ------ Функции

оптимизация процесса обучения

Информационная

Оценочная

Корректирующая

Виды------- Методы

начальная

текущая (корректирующая)

обобщающая (итоговая)

Тесты учебных достижений (широко ориентированные, специализированные, узконаправленные)

Наблюдение

Анализ продуктов деятельности ребенка

Педагогическая диагностика ≠ диагностика в сфере образования

Педагогическая диагностика ≠ педагогический мониторинг

(мониторинг – от англ. контроль, наблюдение)

22.Основные тенденции развития психодиагностики

23. Деонтологические правила в психодиагностике

24.Диагностика развития младенцев и детей раннего возраста

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 – 2 мес.

Существует несколько методик изучения психофизического развитии ядетей первого года жизни: Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DDST) и др.. Среди отечественных методов модно отметить работы Г.В.Пантюхиной, К.Н.Печоры, Э.Л.Фрухт, О.В.Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М.Мастюковой.

И отечнственные и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают набор заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличесния возраста эти задания усложняюися. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом.

В практике обычно пользуются следующими приемами обследования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова).

Детей старше 8 мес. можно исследовать на специальном столе, более старших детей можно сажать за спциальный детский столик или на колени матери. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми, сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными.

1.Вначале устанавливается контакт с ребенком, отмечают его особенности. Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью.

2.Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество конроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений.

3.Затем определяют развитие сенсорных реакций: А) изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7-10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направлениях.

У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невидимой траектории объекта и его попеременного появления в определенных частях пространства пользуются специальными экспериментальными приемами.

Б) Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и тоже время.

5. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность удерживания, характер манипуляций. Затем детям старше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания двух погремушек.

Особое внимание следует уделить на развитие действий ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Специальное внимание обращают на развитие интереса к предметам, взять которые можно только двумя пальцами – указательным и большим.

6. Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. Выясняют у матери, понимает ли она определеннее желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в нем паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным; какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя игрушками в ее присутствии и под ее контролем, понимает ли он элементарные инструкции, выраженные мимикой и жестами, особые слова-метки и некоторые другие слова и, наконец, владеет ли указательным жестом.

В процессе обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений.

Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Прежде всего необходимо отметить, что результаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт и он был достаточно заинтересован в выполнении задания. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.

Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:

Познавательные процессы;

Эмоционально-волевую сферу;

Предречевое и речевое развитие;

Двигательное развитие.

Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

Наиболее сложным является педагогическое обследование слуха детей 2 – 3 года жизни. Это связано с тем, что звуки постепенно перестают быть для ребенка безусловными сигналами.

Чтобы получить реакцию в виде поворота головы в сторону источника звука, необходимо предъявить непривычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. В качестве источника звука используются барабан, дудка, голос разной громкости. Звуки стимулы предъявляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное восприятие речи должно быть исключено.

Нормальной реакцией на звук в раннем возрасте может быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция на шепот с расстояния 6 м.

К числу симптомов снижения зрения в раннем возрасте можно отнести: использование рта в качестве дополнительного тактильного органа; приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.

Важен не столько результат выполнения задания, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:

Принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание);

Способы выполнения задания:

 при помощи взрослого

самостоятельное выполнение после обучения

Обучаемость в процессе обследования (т.е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях)

Отношение к результату своей деятельности (для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и и к полученному результату),

При отборе методик психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности – от наиболее простых до сложных.

Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются «Доска Сегена» (2 – 3 формы), складывание пирамидки (из шариков, из колечек), разборка и складывание матрешки (двусоставной, трехсоставной), парные картинки (2 – 4), разрезные картинки (из 2 – 3 частей).

Логопедическое обследование проводится по традиционной схеме с учетом этапов развития детской речи.

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:

Общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности;

Контактность (желание сотрудничать со взрослыми).

Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение.

Эмоциональное реагирование на замечания и требования.

Реагирование на трудности и неуспехи деятельности.

Параметры оценки развития общей моторики базируются на общевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей.

Уровень развития мелкой моторики можно оценить по исполнению таких заданий, как построение башни, выполнение заданий с досками, застегивание пуговиц, рисование.

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.

светлана мешалкина
Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй группе раннего возраста на конец 2015–2016 года

Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй группе раннего возраста 2 за 2015–2016 учебный год.

В конце 2015 – 2016 учебного года во второй группе раннего возраста 2 была проведена психолого – педагогическая диагностика освоения детьми основной общеобразовательной программы ГБДОУ «Детский сад №4» Приморского района по образовательным областям.

Итоги диагностики освоения программного материала показали, что детьми второй группы раннего возраста 2 материал по образовательным областям усвоен на среднем уровне. Обследовано : 26 воспитанников.

Формы мониторинга :

Наблюдение за ребенком;

Экспертные оценки;

Критериально - ориентированные методики не тестового типа (результаты представлены в таблице) .

Периодичность и сроки проведения мониторинга : 2 раза в год.

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие;

Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие "

В мониторинге по образовательной области " Социально-коммуникативное развитие " использовались наблюдения за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, индивидуальные беседы организуемые педагогом ребенку предлагается ответить на вопросы. Дети освоили программный материал на среднем уровне. Результаты следующие :

Низкий уровень – 7%;Средний уровень – 65 %;Высокий уровень – 28%;

Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 57,4 %.

Средний показатель 3,7 балла

Высокий уровень имеют дети, которые могут принимать на себя роль, активно общаются со сверстниками во время игры. Правильно применяют игрушку во время игры, умеют организовывать самостоятельные игры. Показывают высокий уровень самообслуживания. Средний уровень имеют дети, которые участвуют в играх, организованных другими детьми и взрослым.

период : продолжать работу с детьми через использование дидактических игр по проблеме; заинтересовывать детей через игровые ситуации, чтением книг с проблемными ситуациями. Использовать в работе с детьми дидактические игры «Мои друзья» , «Какое настроение» , «Какой мой друг» и др. необходимо уделять внимание обогащению сюжета игр,общаться со взрослыми и сверстниками.

Образовательная область " Познавательное развитие "

Анализ показателей динамики освоения программного материала по образовательной области «Познавательное развитие» показал, что материал усвоен в основном на среднем уровне. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, игровые тестовые задания.

Результаты следующие :Низкий уровень – 5%,Средний уровень – 69 %;

Высокий уровень – 26%;Средний показатель 3,1 балла

Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 68,1 %.

Дети, с высоким уровнем самостоятельно справляются с заданием , правильно отвечают на вопросы. Узнают шар и куб,называют размер,проявляют интерес к книгам. Со средним уровнем дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания. Называют времена года . Знают о том, что нужно бережно относиться к природе, но выполняют не все.

Рекомендации на летний оздоровительный период : проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры, умение решать проблемные задачи необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в своей работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Образовательная область "Речевое развитие"

Программный материал образовательной области «Речевое развитие» освоен всеми детьми на среднем уровне.

Результаты следующие :Низкий уровень – 15 %;Средний уровень – 47%;

Высокий уровень – 38 %;Средний показатель 2.1 балла

Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 63 %.

Образовательная область " Художественно-эстетическое развитие "

Приобщаем детей к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, тестовые задания. В основном на среднем уровне освоен программный материал образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .

Результаты следующие :Низкий уровень – 12%;Средний уровень – 52 %;

Высокий уровень – 35 %;Количественный показатель – 100 %;

Качественный показатель – 58 %.Средний показатель по 3.2 балла

В конце года большинство детей второй группы раннего возраста умеют рисовать и называть формы : округлые, прямоугольные (круг, овал, прямоугольник, квадрат) . Проводить линии в разных направлениях. Освоили навыки рисования карандашом и кистью. Научились работать с пластилином,познакомились с клеем и фломастерами. Большинство узнают знакомые мелодии,музыкальные фразы. Улучшился интерес к выполнению движений :притопывают ногой,хлопают в ладоши,извлекают звуки из музыкальных инструментов.

Образовательная область "Физическое развитие"

Программный материал по образовательной области " Физическое развитие " освоен воспитанниками на высоком уровне :Результаты следующие :

Низкий уровень – 6 %;Средний уровень – 38 %;Высокий уровень – 56%;

Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 60,5 %.

Средний показатель 3.2 балла

В группе отмечается сформированность основных движений и потребность в двигательной активности, проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, дети стремятся к самостоятельности в двигательной деятельности, не наблюдается избирательное отношение к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.

Рекомендации на летний оздоровительный период : особо уделять внимание закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств, продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия закаливания организма, формировать основные движения. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5 минут в соответствии с возрастными особенностями детей .

Таким образом, результаты мониторинга освоения программного материала детьми во второй группе раннего возраста за 2015-2016 учебный год показали в основном средний уровень. Итоговый результат :

Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 61,4 %.