Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, — мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.
Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе?
Учащихся вторых классов попросили ответить на вопрос: «Какие уроки вам нравятся, а какие нет и почему?» Ребята перечислили самые разные школьные предметы, любимые и нелюбимые.
Вот как школьники объясняли свое отношение:

Причины, по которым уроки нравятся:
«Мне интересно»
«Хочу быть умным, грамотным»
«Хочу много знать»
«Я люблю учителей, которые ведут эти уроки»
«Когда что-то получается на этом уроке — появляется радость»

Причины, по которым уроки не нравятся:
«Скучно»
«Ставят плохие оценки»
«Устаю»
«Ничего не получается»
«Не нравится учительница, которая ведет этот урок»
Это мини-исследование показывает, что главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка являются интерес к изучаемому, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем.
Об успехах
В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.
Родители, слишком много ожидающие от своего чада, беседу с психологом начинают со слов: «В нашей семье все хорошо учились, окончили школу с золотой медалью, имеют красный диплом. Всегда были отличниками» и т.д. Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка.
Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред — школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.
Бывает, что родители специально занижают достижения весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных.
Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.

Что делать?
Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка — это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.
Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание — гуманитарные науки?
Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, дворником и т.п. В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату — ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.
Так, однажды тринадцатилетний мальчик на вопрос, кем он хочет быть, ответил, что, как только закончит школу, станет солдатом. Родные все время грозили ему, что если он так будет учиться, то ничего путного из него не выйдет, ругали, считали неудачником. Подросток решил стать солдатом, потому что там не надо ни к чему стремиться, да и все равно он ничего не умеет делать. К тому же так он сможет избавиться от постоянных обвинений и нотаций со стороны близких.
Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница «четверку» поставила. Я бы за такое сочинение выше «тройки» не поставил».
Об интересе
Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «из-под палки», ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. И тогда в беседе с психологом звучат примерно такие слова: «Да ему же ничего не интересно! Чего мы ему только ни предлагали — он ничего не хочет делать! Что же с ним будет дальше?» В ответ на это хочется не менее эмоционально возразить: «Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!»
Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?
Мальчик к восьмому классу совершенно перестал интересоваться учебой, хотя в начальной школе был одним из самых способных и любимых учеников у всех учителей. В средней школе он постепенно скатился на тройки, часто не делал домашние задания, конфликтовал с учителями. Сразу после разговора «по душам» с классным руководителем он брался за ум, быстро наверстывал упущенное, добивался успеха, но через некоторое время опять срывался.
Выяснилось: родители объясняли ему, что он должен учить математику и иностранный язык, чтобы поступить в престижный вуз, стать юристом или экономистом, хорошо зарабатывать и уехать на работу за границу. Но мальчика интересовали гуманитарные науки, он успешно играл в театральной студии, ходил на занятия по лепке и с первого класса мечтал серьезно заняться футболом.
Беседуя с психологом о своем профессиональном будущем, он так и говорил: «Надо поступать в математический класс», и в его голосе слышались тоска и обреченность. Но как же менялся его тон, когда он рассказывал о своих успехах в лепке, театре или футболе! Однако он отказывался рассматривать какое-либо из этих увлечений в качестве своей будущей профессии, задаваясь «взрослыми» вопросами: «Кем я буду работать? Сколько буду получать?» Естественно, родители не принимали его увлечения всерьез.
Противоречие между склонностями мальчика и внушенной ему установкой на «правильное образование» вызывало у него душевный дискомфорт, и это напряжение выливалось в конфликты с учителями и одноклассниками, нежелание учиться.
Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приводит к появлению лени — универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность.
Дети не понимают, зачем им может понадобиться большинство школьных предметов, а хорошо учиться и быть «любимчиком» у учителей означает потерять престиж в глазах сверстников. Родители не могут заставить подростков не только сесть за уроки, но и выполнять элементарные обязанности по дому — мыть за собой посуду, ходить в магазин или работать на садовом участке. Все это кажется им тоскливым, однообразным и отрывает от возможности провести время по своему усмотрению.

Что делать?
Понаблюдайте за ребенком (это касается детей младшего школьного возраста): во что он охотно играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего привлекает вашего ребенка, помогите ему применить этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание школьнику подготовить доклад или сделать газету по интересующей его теме. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше, если почувствует себя компетентным. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.
Узнайте у школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит. Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем общим просмотром фильма о животных или спектакля, можно «подсунуть» ребенку учебник по занимательной физике или химии.
Приучайте ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку. Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи).
Обсудите с детьми, как пересекаются разные области знаний. Например, как знания по географии могут пригодиться на уроках истории и литературы.
Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, «а вот вы в его годы...». Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заняться или заинтересоваться. Подросток в лучшем случае усмехнется про себя и подумает: «Ну и чего вы добились?» Кстати говоря, в «ваши» годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться.
Спросите у ребенка, что такое, с его точки зрения, «сила воли» и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Объясните школьнику, что надо развивать не абстрактную силу воли, а совершенно конкретную, относящуюся к какому-либо намерению — получить «отлично» на экзамене по математике, выучить английский язык и т.п.
Вместе с ребенком создайте план: какие именно шаги следует предпринять. Помогите не отступать от намеченного.
Об отношениях
Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем. Первоклассник в этом случае обижается и жалуется родным: «Мария Ивановна не разу не похвалила меня перед всем классом», а подросток перестает готовить уроки, начинает прогуливать.
Одна десятиклассница прогуливала уроки физики, объясняя свою нелюбовь к предмету тем, что учительница, которая учит их уже второй год, ни разу не обратилась к ней по имени (хотя других учащихся называла по именам). Отношение к предмету, который давался девочке с трудом, кардинально изменилось после того, как учительница стала обращаться к ней по имени.
Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине самого ученика. Родители часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке и т.п.

Что делать?
Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к данному предмету. Школьник так или иначе даст понять, что у него не складываются отношения с учителем. Можно и расспросить об этом, но не напрямую, а просто поинтересоваться, кто и как преподает тот или иной предмет.
Родители могут прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений и вопросов типа: «Почему вы травите моего ребенка?» Спросите, какие у педагога есть претензии к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока. Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются, то изменит свое мнение об ученике.
Взрослые не должны делить школьные предметы на важные и не важные, так как и ребенок начнет так считать. Из-за этого у него могут испортиться отношения с педагогами.
В сложной ситуации следует обратиться за помощью к психологу.
Общие советы родителям
Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?).
Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).
В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня для вашего ребенка проконсультируйтесь с психологом.
Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.
Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.

Возраст ребёнка: 10 лет

У ребенка нет желания делать уроки

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как правильно мне поступить с ребенком, чтобы ему же не навредить. У него нет желания учиться, делать уроки. Он делает уроки, но с нежеланием. Как сделать, чтобы это желание появилось. Мы каждый день ведем разговоры о том, что учиться надо. Мальчик он способный.

Наталья

Здравствуйте, Наталья.

Насколько я поняла, Вы уже знаете, что просто заставлять ребенка делать уроки не стоит, это будет, с одной стороны, не эффективно, а с другой, может усилить негативную ассоциацию с выполнением домашнего задания, что в будущем создаст еще большие трудности. Материальную мотивацию (покупку игрушек или сладостей) тоже лучше не использовать часто, так как она действует недолго, но со временем ребенок может начать манипулировать, выпрашивая все больше и больше за выполнение уроков. Но, конечно, мотивация необходима, чтобы Ваш сын с желанием брался за домашнее задание.

Прежде всего, необходимо понять истинную . Для этого Вы можете спокойно, без осуждения или нотаций поговорить с мальчиком. Не ругайте и не обесценивайте его слова, даже если Вам они кажутся нелогичными. Далее можно действовать в соответствии с тем, что Вы выяснили. Если он чувствует себя уставшим, можно выделить определенное время на отдых и договориться, что после этого он приступит к занятиям. Если же есть какое-то непонимание предмета, Вы можете ему объяснить то, что не понятно.

Причина может быть и в том, что ребенок очень хочет, но не может соответствовать завышенным требованиям родителей и в результате опускает руки. Оцените честно свои реакции и желания – не требуете ли Вы от ребенка слишком многого, чтобы он добивался наивысших успехов с первого раза и никогда не совершал ошибок. Если это так, то необходимо снизить требования и разрешать мальчику совершать ошибки и учиться на них.

Разобравшись с причиной, можно с помощью интереса. Во-первых, лучше начинать выполнение домашнего задания с того предмета, который больше всего нравится мальчику или кажется самым легким. Во-вторых, можно объяснить, что домашнее задание – это закрепление тех знаний, которые он получает на уроке, а затем рассказать, для чего ему могут пригодиться в жизни эти знания. Старайтесь привести конкретные примеры ситуаций, в которых эти знания могут понадобиться сыну, чтобы для него действительно появился смысл в усвоении этой информации. Лучше даже вместе с ним сочинить историю о большом путешествии, в котором его ждут приключения в разных странах, разных уголках планеты, где он будет встречаться с разными ситуациями, животными и людьми. И в каждом новом месте ему необходимы будут знания по различным предметам. Вы можете придумать и другой способ показать мальчику, для чего необходимо делать уроки. Важно приложить к этому фантазию и позволить самой себе поиграть, помечтать и увидеть увлекательность процесса обучения. И Ваш сын обязательно заразится от Вас этим интересом.

Если у Вас еще остались вопросы, можно обратиться на очную консультацию к психологу. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных в Вашем городе.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог

Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, — мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.
Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе?
Учащихся вторых классов попросили ответить на вопрос: «Какие уроки вам нравятся, а какие нет и почему?» Ребята перечислили самые разные школьные предметы, любимые и нелюбимые.
Вот как школьники объясняли свое отношение:

Причины, по которым уроки нравятся:
«Мне интересно»
«Хочу быть умным, грамотным»
«Хочу много знать»
«Я люблю учителей, которые ведут эти уроки»
«Когда что-то получается на этом уроке — появляется радость»

Причины, по которым уроки не нравятся:
«Скучно»
«Ставят плохие оценки»
«Устаю»
«Ничего не получается»
«Не нравится учительница, которая ведет этот урок»
Это мини-исследование показывает, что главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка являются интерес к изучаемому, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем.
Об успехах
В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.
Родители, слишком много ожидающие от своего чада, беседу с психологом начинают со слов: «В нашей семье все хорошо учились, окончили школу с золотой медалью, имеют красный диплом. Всегда были отличниками» и т.д. Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка.
Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред — школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.
Бывает, что родители специально занижают достижения весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных.
Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.

Что делать?
Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка — это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.
Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание — гуманитарные науки?
Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, дворником и т.п. В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату — ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.
Так, однажды тринадцатилетний мальчик на вопрос, кем он хочет быть, ответил, что, как только закончит школу, станет солдатом. Родные все время грозили ему, что если он так будет учиться, то ничего путного из него не выйдет, ругали, считали неудачником. Подросток решил стать солдатом, потому что там не надо ни к чему стремиться, да и все равно он ничего не умеет делать. К тому же так он сможет избавиться от постоянных обвинений и нотаций со стороны близких.
Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница «четверку» поставила. Я бы за такое сочинение выше «тройки» не поставил».
Об интересе
Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «из-под палки», ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. И тогда в беседе с психологом звучат примерно такие слова: «Да ему же ничего не интересно! Чего мы ему только ни предлагали — он ничего не хочет делать! Что же с ним будет дальше?» В ответ на это хочется не менее эмоционально возразить: «Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!»
Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?
Мальчик к восьмому классу совершенно перестал интересоваться учебой, хотя в начальной школе был одним из самых способных и любимых учеников у всех учителей. В средней школе он постепенно скатился на тройки, часто не делал домашние задания, конфликтовал с учителями. Сразу после разговора «по душам» с классным руководителем он брался за ум, быстро наверстывал упущенное, добивался успеха, но через некоторое время опять срывался.
Выяснилось: родители объясняли ему, что он должен учить математику и иностранный язык, чтобы поступить в престижный вуз, стать юристом или экономистом, хорошо зарабатывать и уехать на работу за границу. Но мальчика интересовали гуманитарные науки, он успешно играл в театральной студии, ходил на занятия по лепке и с первого класса мечтал серьезно заняться футболом.
Беседуя с психологом о своем профессиональном будущем, он так и говорил: «Надо поступать в математический класс», и в его голосе слышались тоска и обреченность. Но как же менялся его тон, когда он рассказывал о своих успехах в лепке, театре или футболе! Однако он отказывался рассматривать какое-либо из этих увлечений в качестве своей будущей профессии, задаваясь «взрослыми» вопросами: «Кем я буду работать? Сколько буду получать?» Естественно, родители не принимали его увлечения всерьез.
Противоречие между склонностями мальчика и внушенной ему установкой на «правильное образование» вызывало у него душевный дискомфорт, и это напряжение выливалось в конфликты с учителями и одноклассниками, нежелание учиться.
Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приводит к появлению лени — универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность.
Дети не понимают, зачем им может понадобиться большинство школьных предметов, а хорошо учиться и быть «любимчиком» у учителей означает потерять престиж в глазах сверстников. Родители не могут заставить подростков не только сесть за уроки, но и выполнять элементарные обязанности по дому — мыть за собой посуду, ходить в магазин или работать на садовом участке. Все это кажется им тоскливым, однообразным и отрывает от возможности провести время по своему усмотрению.

Что делать?
Понаблюдайте за ребенком (это касается детей младшего школьного возраста): во что он охотно играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего привлекает вашего ребенка, помогите ему применить этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание школьнику подготовить доклад или сделать газету по интересующей его теме. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше, если почувствует себя компетентным. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.
Узнайте у школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит. Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем общим просмотром фильма о животных или спектакля, можно «подсунуть» ребенку учебник по занимательной физике или химии.
Приучайте ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку. Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи).
Обсудите с детьми, как пересекаются разные области знаний. Например, как знания по географии могут пригодиться на уроках истории и литературы.
Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, «а вот вы в его годы...». Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заняться или заинтересоваться. Подросток в лучшем случае усмехнется про себя и подумает: «Ну и чего вы добились?» Кстати говоря, в «ваши» годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться.
Спросите у ребенка, что такое, с его точки зрения, «сила воли» и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Объясните школьнику, что надо развивать не абстрактную силу воли, а совершенно конкретную, относящуюся к какому-либо намерению — получить «отлично» на экзамене по математике, выучить английский язык и т.п.
Вместе с ребенком создайте план: какие именно шаги следует предпринять. Помогите не отступать от намеченного.
Об отношениях
Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем. Первоклассник в этом случае обижается и жалуется родным: «Мария Ивановна не разу не похвалила меня перед всем классом», а подросток перестает готовить уроки, начинает прогуливать.
Одна десятиклассница прогуливала уроки физики, объясняя свою нелюбовь к предмету тем, что учительница, которая учит их уже второй год, ни разу не обратилась к ней по имени (хотя других учащихся называла по именам). Отношение к предмету, который давался девочке с трудом, кардинально изменилось после того, как учительница стала обращаться к ней по имени.
Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине самого ученика. Родители часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке и т.п.

Что делать?
Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к данному предмету. Школьник так или иначе даст понять, что у него не складываются отношения с учителем. Можно и расспросить об этом, но не напрямую, а просто поинтересоваться, кто и как преподает тот или иной предмет.
Родители могут прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений и вопросов типа: «Почему вы травите моего ребенка?» Спросите, какие у педагога есть претензии к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока. Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются, то изменит свое мнение об ученике.
Взрослые не должны делить школьные предметы на важные и не важные, так как и ребенок начнет так считать. Из-за этого у него могут испортиться отношения с педагогами.
В сложной ситуации следует обратиться за помощью к психологу.
Общие советы родителям
Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?).
Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).
В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня для вашего ребенка проконсультируйтесь с психологом.
Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.
Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.

Подскажите пожалуйста как решить проблему, не знаю уже как достучаться до своего сына 13 лет. Проблема у нас нет желания учиться его просто нет, у нас одни двойки по всем предметам. Мы сменили школу там учились хорошо. В новой школе более требовательно относятся к ученикам. Ребенок сам просил репетиторов по математике и русскому но репетиторы говорят что он не хочет принемать материал. Меня он просто игнорит. Я сама до истерики дохожу до слез. Постоянно ему говорю что надо тебе учиться впереди институт работа. С отцом ребенка мы в разводе отношения у нас с ним очень плохие, ребенок с ним общается по выходным близкие люди говорят что это его подача не учиться что он купит ему диплом исходя из этого Всё так и происходит. Я как мама пытаюсь донести до него но не получается.
Спасибо

Ответы психологов

Оля, добрый день!

1. Отключить интернет. Забрать смартфон. Если есть необходимость в мобильной связи - выдать говорилку за 1000 рублей. Денег не давать никаких. Вещи не покупать (пусть папа покупает). Если даже папа покупает - не давать, пусть ходит как лох в обносках - на протест отвечать: ты НЕ заработал! Учеба - это работа. Прекратить готовить ему. Сделать стратегический запас круп и макарон - пусть сам себе готовит. ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ работать на иждивенца.

2. Предупредить, что исполнится 14 лет - получит паспорт, пусть идет работать. Не хочешь учиться - без проблем. Мои обязанности как матери я выполнила-вырастила. Из дома до 18 лет не гоню. Но с 18 лет придется самому зарабатывать на аренду жилья.

После того, как объяснили условия - игнорить. Что это он вас игнорит? Вы займитесь собой: следите за внешним видом, развлекайтесь (ходите в театр, кино, кафе). Знакомьтесь с мужчинами. У вас вся жизнь впереди.

Ваш проводник к счастливой жизни психолог Мария Викторовна Кудрявцева

Хороший ответ 0 Плохой ответ 3

Ольга, добрый день!

Из письма я вижу, что сложилась непростая ситуация в Ваших отношениях с ребенком. Ваш сын в начале переходного периода в соответствии с возрастом - он заявляет о своих правах быть взрослым и решать самому. При этом он остается ребенком, которому требуется близкий опекающий человек рядом.

Он Вам доказал, что Вы его силой не заставите. Признайте это, как и его право самому решать с учебой. Отстаньте пока от него, вы же видите, что ничего не меняется от ваших ссор и слез. Ваша задача сделать так, чтобы он захотел учиться.

Репетиторы, которые не могут заинтересовать ребенка предметом, отговариваясь, что он не хочет принимать знания - непрофессиональны, откажитесь пока от их услуг. Когда у ребенка возобновится желание учиться - найдете новых, которым самим интересно и которые смогут заинтересовать ребенка.

Прекратите скандалить и обсуждать учебу. Совсем. Ждать придется довольно долго; вероятно вы потеряете этот год в школе (вы его и так потеряете, если все пойдет также, как сейчас).

Поговорите с ним спокойно. Расскажите, как в детстве учеба давалась Вам. Какие предметы Вам нравились, какие нет. Что мотивировало вас все-таки учиться, когда было непросто. Говорите честно, не поучайте.

Поговорите о его мотивации учиться. Впереди институт и работа - как-то мало мотивирует, честно говоря. Зачем ему это, институт-работа? Что его интересного ждет в жизни? Зачем ему институт? Сводите его на профориентацию, познакомьте с людьми ярких профессий, поговорите о том, чему им пришлось научиться, чтобы работать в любимой сфере. Кем хочет стать ваш сын? О какой жизни мечтает? Говорите с ним.

Поговорите о том, что быть взрослым - это не всегда делать что хочета, а часто то, что нужно для благополучия близких. В идеале самостоятельность уравновешивается ответственностью, хорошо бы предоставить ему возможность такого баланса.

Подумайте, какой пример лично Вы ему подаете - Вы любите свою работу? Учитесь чему-то новому по профессии ? И если ответы неудовлетворительные - меняйте эту сторону Вашей жизни. Детей нельзя воспитывать словами, только личным примером.

Проводите с ним время. О чем Вы с ним говорите, кроме уроков? Чем вместе занимаетесь, кроме приготовления домашки? Найдите, что Вам обоим интересно и делайте это вместе. Вам нужно срочно восстанавливать контакт с сыном, пока не поздно.

И еще. Я увидела очень опасную тенденцию в вашем письме - попытка перетягивания ребенка между бывшими супругами, втягивание его в ваши разборки с его отцом. Избегайте этого как только можете. Ваши отношения взрослых людей - только ваши, а сын имеет право любить обоих родителей, если не хотите нанести ему тяжелейшую травму.

Если захотите разобраться подробнее или остались вопросы - пишите мне, мои контакты есть в профиле.

Держитесь! Успехов Вам.

Побегалова Екатерина, психолог в Москве

Хороший ответ 1 Плохой ответ 2

Здравствуйте! Сложности с чтением были прямым знаком того, что у ребенка функции анализа и синтеза плохо развиты. Не понимает разницы между причиной и следствием, не делит на части целое и не умеет собирать целое из частей, если совсем по простому.Это проявилось в школе, но уже в другом виде- то, что учителя и родители называют безответственностью, ленью, безалаберностью, неряшливостью. А разгадка проста-клетки мозга физически не зрелы. Им надо помочь созреть. Вы же не будете ругать новорожденного за то, что не ползает, а годовалого малыша за то, что он произносит всего лишь несколько слов. К вашему ребенку меры наказания вообще неприменимы, они только ухудшают ситуацию. Хвалите его как можно чаще и озвучивайте за что конкретно хвалите и говорите о своих ощущениях при этом.
Один из моих учеников с подобными особенностями в поведении и сложностями в обучении был потрясен тем, как его мама, после нескольких наших с ним занятий, делилась по телефону с кем-то об его успехах. Потрясением для него было то, что он вдруг поверил, что мама его очень любит и очень им гордится, даже таким, какой он есть и что она серьезно озабочена его успехами и здоровьем. И когда он мне это рассказывал, как мама говорила с гордостью, как она со слезами на глазах ОТ РАДОСТИ и гордости за него, навзрыд, делилась с собеседником, у него горели глазки, он сам был готов зарыдать от гордости за себя и счастья что нужен, важен, что он ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ в жизни мамы. Хотя до этого мама проводила очень много времени с ним, жертвовала сном, карьерой (возила лично по нескольку раз в неделю в 6 утра на утренние тренировки, забирала из школы после уроков, сама готовила и убиралась для всей семьи, хотя имела возможность этого не делать). Но ему не это надо было, чтобы понять насколько он дорог. А всего лишь слова мамы и ее слезы радости, он до этого момента думал, что люди плачут только от боли и обиды.
Снизьте нагрузки, таким деткам надо отдыхать больше, чем остальным детям. Обнимайте его чаще, тактильный контакт им так же необходим больше, чем всем.И целуйте, пока есть такая возможность, в подростковом возрасте мальчишки стесняются таких нежностей, отдаляются от родителей, так что наслаждайтесь здесь и сейчас. Говорите, хвалите.
Если будут вопросы пишите, при возможности обратитесь за помощью к логопеду, к психологу, и помните, что ответственность и за здоровье, и за воспитание, и за выбор специалиста, и за свое поведение лежит на вас. Важно делать это самой грамотно или выбирать помощников грамотных.
Успехов!

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте! Сложности с чтением были прямым знаком того, что у ребенка функции анализа и синтеза п..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом