Некоторые дети склонны создавать себе воображаемых друзей, которых на самом деле не существует. Что это — невинная детская выдумка, развлечение или это свидетельствует о серьезных психологических проблемах у ребенка? Надо ли бить тревогу, или лучше предоставить всему идти своим чередом? Тему комментирует детский психолог Маргарита Барсукова.

— К тому, что у их ребенка есть "невидимый" друг, все родители относятся по-разному, — говорит специалист. — Одни вовсе не обращают на это никакого внимания, другие "подыгрывают", а третьи устраивают панику и начинают таскать чадо по психиатрам…

Между тем, по словам психолога, наличие таких несуществующих "друзей" всегда указывает на определенные проблемы у ребенка.

— Чаще всего дети выдумывают себе друзей, если они чувствуют себя одинокими, — рассказывает Маргарита Барсукова. — У них нет контакта с ровесниками и чаще всего отсутствует контакт и со взрослыми. Но бывают и исключения.

Допустим, у ребенка есть и реальные друзья-сверстники, но отношения с ними его по какой-то причине не удовлетворяют — например, ребенка дразнят, смеются над ним, и он выдумывает друга, который всегда принимает его таким, как он есть, участвует в его играх и забавах… Как правило, воображаемый друг всегда настроен к ребенку благожелательно, в отличие от реальных детей.

Случается и так, что ребенок придумывает себе взрослого друга, который его всегда защищает, опекает — словом, является старшим и мудрым товарищем… Это может указывать на то, что ребенку не хватает именно таких отношений, он чувствует себя незащищенным, не уверен в себе… Порой дети выдумывают таких друзей, чтобы поднять свой статус в глазах ровесников: ведь если с тобой дружит кто-то старше тебя по возрасту, значит, ты чего-то стоишь.

В этом разделе:
Новости партнеров

Иногда дети воображают "поклонников" противоположного пола. Так, маленькая героиня рассказа Сэлинджера "Лапа-растяпа" выдумывает мальчика Джимми, который ест с ней за одним столом и спит в одной кровати. Увы, в реальной жизни отношения с противоположным полом не складываются либо складываются не так, как хотелось бы. "Все дружат с мальчиками (девочками), а я нет", — рассуждает такой ребенок. Так почему бы не придумать себе "жениха" или "невесту", существующих лишь в воображении?

Бывает, что воображаемый друг оказывается волшебным существом, вроде феи или гнома, или какого-нибудь героя мультфильма. Этот персонаж исполняет желания ребенка, малыш может даже фантазировать , что тот выполнил за него домашнее задание, убрал комнату или, напротив, напроказил… Таким образом ребенок защищается от реальности, ведь куда проще свалить всю ответственность за собственные поступки на кого-то другого, тем более, обитателя сказочного мира…

Как же вести себя, если у вашего чада появился такой друг? Давайте прислушаемся к рекомендациям психолога Маргариты Барсуковой.

Попытайтесь расспросить об этом друге как можно больше. Например, как фамилия этого дружка, где он живет, чем занимается, можно ли с ним познакомиться…

Кстати, не всегда новый друг оказывается воображаемым. Например, в мистическом сериале "Закрытая школа" маленькая девочка дружит с "гномиком", который на деле является реальным человеком, просто уродцем… А поначалу все принимают рассказы малышки за ее фантазии.

Поэтому ваша задача — вытянуть из ребенка как можно больше информации, которую можно проверить. Ведь общение детей с посторонними людьми не всегда безопасно. Особенно следует насторожиться, если малыш зовет своим другом взрослого человека, которого вы не знаете.

Если ребенок при вас разговаривает с невидимкой, требует, чтобы его тоже покормили, уложили вместе с ним спать и т.д., можно подыграть ему, но до определенных границ. Так, не стоит допускать, чтобы ребенок общался только с другом. Попытайтесь отвлечь его, почитать ему книгу, рассказать сказку, усадить за уроки.

Не следует насмехаться над малышом или запрещать ему общаться с его фантазией. Тогда он еще больше уйдет в свой воображаемый мир.

Помните, что наличие воображаемого друга всегда сигнализирует о каком-то внутреннем неблагополучии. Постарайтесь уделять ребенку больше внимания, способствуйте его контактам с ровесниками — и рано или поздно он позабудет о своих фантазиях.

Недавно мой юный художник двух с половиной лет с гордостью продемонстрировал очередные разноцветные каракули. На вопрос: «А кто это?», чадо, не задумываясь, ответило: «Это зверь Тухарик». И немного подумав, добавило: «Он живет в зоопарке». Несколькими днями позже к неведомой зверушке присоединился коллега – зверь Лиссабук, который, как выяснилось в результате допроса с пристрастием, «маленький и живёт в парке». Так у ребенка появилось сразу два выдуманных друга, а у мамы – ряд вопросов: откуда родом эти «невиданные звери» и что всё это значит? И вот что показало импровизированное расследование, в котором нам помогала детский психолог негосударственного образовательного центра «ДИВО» Елена Ивановна САВЛЕВА.


ГЕРОИ НИОТКУДА


Появление выдуманного друга вызывает у некоторых мам настоящий шок. Они начинают бить тревогу, считая, что у ребенка есть серьезные проблемы с психикой. Тревога эта абсолютно надуманная, - говорит Елена Ивановна. - Воображаемые друзья у детей были всегда, просто раньше многие малыши «не открывались», об этом мало писали в литературе, поэтому и кажется, что появился некий бум «выдуманных друзей». Если у ребенка нет других симптомов, это свидетельствует исключительно о хорошем интеллектуальном и творческом развитии. Очень многие дети проходят через этот период. Обычно появление таких «друзей» активно совпадает с возрастом от 2,5 до 5 лет, и в норме их существование естественно до 7-9 лет.


Американские ученые и психологи подтверждают, что большинство малышей придумывают себе друзей, а некоторые продолжают «играть» с ними даже в раннем школьном возрасте. Придуманные друзья есть примерно у 65% детей от 3 до 5 лет: обычно это сверстники (чаще всего того же пола) или животные. Доктор Майджори Тейлор говорит: "С помощью своей фантазии ребенок просто уходит от скуки повседневной жизни, находя способ заполнить ее вымышленным общением и играми. А это только способствует его развитию".


Кстати, и разум в виде мамских интернет-форумов подтвердил, что наши выдуманные друзья не одиноки. «У нашего лет до трех были в друзьях Батанет и Кусталейка, - пишет мама Анна. - Кто это или что это, мы так и не добились. Знаю, что у Кусталейки много лапок и глазок, и она маленькая, про Батанета, только то, что он в камуфляже (сын, как-то увидев человека в форме, сказал: "Смотрите, как Батанет!"). В общем, услышав в ответ, что они очень добрые и хорошие, мы от ребенка отстали…».


ОТКУДА ПРИЛЕТАЕТ КАРЛСОН?


И всё же иногда воображаемые друзья могут не просто свидетельствовать о наличии у ребенка богатой фантазии, но и говорить о том, что у малыша в его будничной жизни появилась какая-то пустота, что у ребенка есть какое-то желание, которое он либо не высказывает вслух, либо родители в категоричной форме отказывают крохе в его исполнении. Вспомните трогательный советский мультфильм «Варежка»: девочка так мечтала о собаке, что смогла своим воображением «оживить» самую обычную красную варежку. Да и Малыш, придумавший Карлсона, в общем-то, вполне благополучный ребенок: у него есть любящие родители, старшие брат и сестра. Но мы верим ему, когда он говорит, что у него никого нет. Он искренне чувствует себя одиноким, и Карлсон заполняет эту пустоту в душе ребенка…. Кстати, именно в честь героя Астрид Линдгрен и названо это психологическое явление – синдром Малыша (он же «золотая пора детской лжи» или «mania fantastica»).


Как справиться с этой ситуацией? Если есть возможность, купите ребенку котёнка или щенка, о которых он так просит! Если же это невозможно, или если малыш мечтает, например, о маленьком домашнем драконе или пони, придется эту ситуацию обыгрывать…


Развитая индустрия детских игрушек позволяет найти хороший выход, - советует психолог Елена Савлева. - Купите ребенку игрушечного дракончика или лошадку, но не оставляйте малыша с игрушкой один на один, «оживите» ее, внесите познавательный момент. Вам придется рассказать об условиях жизни этого животного, выделить небольшой уголок дома, где оно будет жить, а также развивать чувство ответственности у ребенка. Обязательно нужно интересоваться состоянием игрушечного питомца, помогать ребенку в «уходе» за ним, активно включаться в игру. Эти навыки обязательно пригодятся во взрослой жизни!


Отдельного внимания требует воображаемый друг, появившийся у ребенка после развода родителей или смерти близкого человека. Если ваш «Карлсон» возник в результате посттравматического синдрома, то крайне желательно подключить к решению проблемы специалиста-психолога, чтобы ребенок не абстрагировался от реального мира. Но все-таки на первых порах не отрицайте существования выдуманного друга – он оказывает ребенку очень сильную психологическую поддержку в трудный момент его жизни. Но никогда не пускайте ситуацию на самотек, если истории ребенка становятся мрачными и жестокими. Если малыш, увлекаясь игрой, теряет аппетит или сон, забывает о других играх, неохотно идет с вами на контакт, путает игру и реальность и становится слишком зависимым от своего придуманного друга, немедленно обращайтесь за психологической помощью!


КТО ЭТО СДЕЛАЛ? ПУШКИН!


Иногда воображаемый друг играет роль своеобразного «мальчика для битья». Ребенок снимает с себя чувство вины и сваливает на него свои провинности, боясь потерять вашу любовь и расположение (и чем сильнее ребенок боится наказания, тем больше искушение свалить все на придуманного друга!). Это обычно случается, если у ребенка строгие родители или воспитатели. Когда ребенка наказывают, он не всегда понимает взрослых - жизненного опыта не хватает. Но проблему он чувствует, поэтому и пытается инсценировать неприятную ситуацию, ставя на место взрослого себя, а на свое место - воображаемого друга. Если у вашего ребенка есть такой друг, понаблюдайте: возможно, вы чего-то не знаете о воспитателе вашего ребенка... или о себе.


Ругать и наказывать в этом случае не стоит. Для родителей лучшим выходом будет включиться в игру и сказать ребенку примерно следующее: «Давай-ка мы позовем твоего друга, и ты объяснишь ему, что он сделал не так». Снимите страх наказания и создайте условия, чтобы ребенок посмотрел на проблему с другой стороны. Отлично работает такая фраза: «Если твой друг такой неосторожный, пожалуйста, следи за ним, помогай ему, а если нужна будет помощь, то обращайтесь ко мне».


Может быть и обратная ситуация: выдуманный друг становится для ребенка защитником. Если ребенка часто обижают в реальной жизни, он может искать защиты хотя бы в воображении. Вот в таком случае не вмешиваться нельзя: нужно найти реальных обидчиков и, возможно, обратиться к психологу. И, конечно же, постарайтесь создать в семье теплую доверительную атмосферу, в которой ребенок не будет бояться делиться своими проблемами.


ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ…


Нередко у детей появляются не только выдуманные друзья, но даже братья и сестры (это больше свойственно школьникам и подросткам). Если подросток переживает тяжелое психоэмоциональное состояние, то воображаемый друг в этом случае становится корректором поведения, который помогает справиться с проблемами. Чаще всего такая ситуация возникает, когда в семье наблюдается дефицит общения, нет доверительной атмосферы, тесной связи между ребенком и родителем, и обычно эта проблема семей с единственным ребенком. И настоящая катастрофа случается тогда, когда сверстники догадываются о том, что братья и сестры вашего ребенка – это только плод его фантазий…


Семья в этом случае является самой главной опорой. Постарайтесь «развиртуализировать» ребенка, помогите ему выйти из мира фантазий в социальную жизнь. Предложите ребенку записаться в секцию по интересам или на тренинги личностного роста для подростков. Нужно получать больше положительных эмоций от реальной жизни, чтобы потребность ребенка в общении была удовлетворена. Если не помогает и это, придется обратиться к специалисту, чтобы выйти из ситуации максимально безболезненно.

Граница между выдуманными обстоятельствами и ложью всегда очень и очень зыбкая. Но никогда не забывайте: намерения у ребенка на самом деле благие - сделать окружающий мир более интересным! Если мы грубо вторгаемся в этот придуманный мир, развенчиваем (или того хуже высмеиваем) фантазии ребенка, то это способно глубоко ранить его, не решив при этом проблем. Мы можем сдержать детскую фантазию, но уничтожить ее не в наших силах… И самый главный итог нашего «расследования» сводится к одной простой мысли: постарайтесь стать своему ребёнку НАСТОЯЩИМ другом, и тогда потребность в друзьях придуманных очень быстро угаснет сама собой.


Подготовила Инга Мацина

Давление у подростка.

Давление скачет из-за того, что рост физиологический не соответствует росту внутренних органов. Обратитесь к врачу - он назначит терапию, направленную на укрепление сосудов, витаминотерапию, умеренную физическую нагрузку.


У ребенка появился невидимый друг. Мама в панике: «Это аутизм», «мой ребенок страдает от одиночества». Но может быть, это просто чистый, искренний ребенок с богатой фантазией? Как разобраться?

Обычно придуманные друзья появляются от недостатка родительской любви или, как это ни парадоксально, от ее избытка. Если с первым понятно, что делать – чаще говорить, как любим и дорожим, чаще обнимать и прижимать к себе, то как разобраться со вторым?

Воображаемый друг спасает ребенка от излишней родительской любви, не оставляющей ему ни минуты для себя. А ребенку, так же, как и взрослому, нужно личное пространство – и поле для маневров, чтобы не папа с мамой решали, что есть, где гулять, с кем дружить, а ребенок сам мог влиять на свои действия. Надо ослабить свою хватку, перестать ежечасно контролировать ребенка, и тогда у него появятся самые обычные друзья.

Но воображаемый друг появляется и по другим поводам.

Расспросите сына или дочку – кто он, какой он, как познакомились, чем занимаются, во что играют (и ни в коем случае не сомневайтесь в его существовании)? Попросите нарисовать этого друга. Послушайте, как, с какими интонациями ребенок рассказывает о нем.

Если друг приходит по вечерам перед засыпанием, возможно, ребенок так трансформирует свой страх темноты. Помогите малышу - маленький ночник, сказки на ночь, любимая игрушка в постели – и страх уменьшится.

Если невидимый друг появился у старшего после появления вполне реальной младшей сестры, это говорит о том, что ему не хватает родительского тепла, и он чувствует себя брошенным.

Тайный приятель может появиться, когда родители очень строгие – тогда за счет игр с воображаемым товарищем можно компенсировать все, чего недостает в реальной жизни – пошалить, оставить неубранными игрушки, съесть все варенье и, наоборот, не есть гороховый суп.

Воображенного друга нельзя запрещать, лучше с ним подружиться Иногда на такого друга ребенок сваливает все свои проделки или, наоборот, делает его «мальчиком» для битья, выговаривая или ругая его за проказы. Прислушайтесь и, возможно, услышите до боли знакомые интонации. Свои собственные. Так ребенок снимает с себя тот груз ответственности, который вы на него хотите положить, и который он еще не может выдержать.

Иногда это друг-защитник, который спасает ребенка от обидчиков и неприятностей. Если это ваша история, тогда стоит оглянуться вокруг и поискать источники стресса в реальной жизни.

Но чаще всего воображаемый друг появляется у детей, которым не хватает возможности или умения дружить с настоящими, вполне себе живыми детьми. И здесь без вашей помощи ему не обойтись. Если он сидит дома с няней или бабушкой, создайте ситуации общения. Время от времени спрашивайте – не хочет ли он пригласить в гости кого-нибудь? Приглашайте сами, ходите в гости, найдите место, где у него будет возможность общаться.

Если он не умеет дружить, научите. Обсуждайте не только поступки ребенка и его друзей, но и чувства, которые они вызывают. Найдите время, чтобы рассказать ребенку о настоящей дружбе. О том, что это не только общие развлечения, но еще доверие и прощение – с последним все чаще возникают сложности. Умеет ли ваш ребенок прощать? Сейчас, когда ребенок в семье часто бывает единственным, ему не приходиться делить игрушки или драться за велосипед, но точно также ему не приходится просить прощения и мириться.

Психологи отмечают, что дети часто отказываются от командных игр, потому что не умеют проигрывать. Нетерпение оборачивается неумением договариваться, играми в одиночестве и грозит одиночеством потом. Только не пугайтесь детских размолвок, они бывают всегда. И как ни парадоксально, для профилактики одиночества маленькому ребенку иногда нужно оставаться одному. Если он с детства привыкает быть в центре внимания мамы, папы, бабушки, дедушки, дяди, тети, то ему трудно почувствовать вкус к общению, а с ним и интерес к другим людям. Вот почему иногда стоит чуть подольше предоставлять его самому себе, чтобы успел соскучиться.

Научите ребенка волшебной фразе «Давай играть вместе» - и тогда ему будет намного проще найти настоящего друга.

Когда все же стоит волноваться?

Если игры в фантазиях достаточно мрачные.

Если у ребенка исчез аппетит.

Если он потерял интерес к реальным играм.

Если ребенок начинает очень сильно грустить из-за ссоры с воображаемым другом.

Содержимое

Взрослые склонны верить только тому, что видят собственными глазами или прочитали в умных книгах. И когда рассказываешь о том, что есть в действительности, они делают беспокойное лицо и предлагают посетить детского психиатра.

Ребенок живет в своем особенном детском мире, где Карлсон - совершенно реальный персонаж, как и фрекен Бок, где варежка превращается в преданного щенка, а Чеширский кот исчезает, оставляя только улыбку.

Воображаемые друзья появляются у малыша римерно в трехлетнем возрасте. Это не является каким-то отклонением, и обосновано развитием у детей творческого мышления и воображения. Нужно воспринимать появление таких друзей совершенно нормально.

Причины выдумывания воображаемых друзей очень различны, но по мнению психологов, в большинстве случаев, ваш малыш пытается реализовать невыполненное желание или заполнить эмоциональную пустоту. Некоторые дети придумывают себе друзей, когда чувствуют тоску или одиночество. Особенно это распространено среди детей, не имеющих братьев или сестер. Другие дети придумывают себе наперсников, с которыми можно пообщаться, когда он напуган, воображаемый друг подбодрит и поддержит. А кто-то может выдумать себе друга в качестве «мальчика для битья», чтобы сваливать на него всю вину за собственные проступки, таким методом, детское самосознание выполняет защитную функцию. Воображаемые друзья могут быть даже в некоторой степени полезны. Они помогают решать некоторые вопросы на доступном ему уровне - от разочарования до беспокойства. Если малыш сказал вам, что его выдуманный друг ненавидит его, то таким способом он выражает собственную злость, достигая эмоциональной разрядки. Дети в полуторагодовалом возрасте часто играют в воображаемые игры, часто вы можете замечать, как малыш ест несуществующую пищу или гуляет с выдуманным животным. В таком возрасте дети имеют уже достаточно развитое воображение для создания воображаемого друга или ситуации. Выдуманный друг станет очень хорошей компанией вашему малышу. Психологи оценивают наличие выдуманных друзей у детей примерно в 60%.

Культура нашей страны заставляет детей с раннего возраста окунаться в мир фантазий. Это говорящие мягкие игрушки, сделанные наподобие мультяшных или сказочных персонажей. Они окружают ребенка задолго до того, как он начинает разговаривать.

Воображаемый друг может быть самым разнообразным: любимая игрушка, наделенная человеческими качествами, друг, которого на самом деле нет, но ему необходимо ставить дополнительную тарелку во время обеда или подтыкать одеяло.
Друг может стать и сильным, как супермен, и слабым и беззащитным, нуждающимся в заботе и опеке, или просто обычными мальчиком или девочкой, с кем можно играть. В большинстве случаев, воображаемый друг это не обязательно человек, им может стать какая-нибудь зверушка. Если вы столкнулись с такой «проблемой» не спешите бежать к психологу. Ваш малыш просто очень эмоционален и наделен богатой фантазией. Чтобы выплеснуть все накопившиеся эмоции, он и придумал себе друга. Такой друг может стать отличным материалом для диагностики со стороны родителей. В процессе наблюдения за малышом, когда тот общается или играет со своим выдуманным другом, можно узнать такое, о чем вы даже не подозревали. Ведь в таких играх отражены внутренние проблемы, как детей, так и семьи, в общем.

Проблема гиперопеки

Часто ребенок испытывает давление со стороны родителей. И это не всегда наказания или запреты. Избыточная опека не оставит места внутри ребенка для собственного «я», загонит в угол быстрее любого насилия. Именно из-за чрезмерной опеки взрослых он «убегает» в выдуманный мир к воображаемым друзьям. Развитие событий может происходить в двух направления:

  1. В воображаемом мире, ему можно все то, что запрещают родители: завести щенка, есть варенье ложками, гулять по крыше.
  2. Он играет роль родителя и выстраивает свое поведение соответственным образом: ограничивает своих выдуманных друзей, запрещает, наказывает. В таком случае, его выдумка сделает друзей беспомощными. Это хороший пример для родителей: взглянуть на себя со стороны и сделать соответствующий вывод: ребенку понимание необходимо больше, чем правила поведения.

Чувство вины

Невротическое чувство вины испытывают не только взрослые, но и дети. Для того, чтобы снять напряжение, дети существуют в придуманном мире с выдуманными друзьями. Здесь появляется модальность наказания: ребенок может наказать своего придуманного друга, (или рассказать как того наказали) или счастливо избежать наказания (оно должно было быть, но случилось нечто, и все обошлось).

Нехватка впечатлений

Первый признак недостатка впечатлений это то, что в рассказах ребенка появляется множество приключений, фантастических миров, путешествий.

Даже взрослому надоедает жить в постоянном круговороте дом-работа-дом. Уже через некоторое время мы лезем на стену, глотаем антидепрессанты и обращаемся к психологу. В отличии от детей, у взрослого гораздо больше возможности разбавить повседневную рутину: сходить в гости или в клуб, засесть в Интернете и насытиться виртуальным общением, пообщаться с друзьями вживую. Вашему мальчику или девочке все это недоступно, он полностью зависит от родителей. И многие просто не задумываются о том, что жизнь ребенка - это тоже рутина: Будильник, детский сад, одинаковые игрушки, мультики, ужин, горшок и сон. Если мама прочитает волшебную сказку про приключения на ночь, то это здорово. А утром снова одно и то же: будильник, детский сад… Единственное нескучное место - это воображаемый мир, где с выдуманными друзьями можно попасть в любое захватывающее приключение, так отличающееся от повседневной серой жизни.
Припомните, куда вы ходили с ребенком последний раз, кроме собственного двора со сломанными каруселями? Малышу жизненно необходимы новые впечатления, и одного раза в неделю ему не хватает. Определенным выходом из ситуации может стать детский сад, который работает по определенной программе, насыщенной множеством значимых для детей «событий». Здесь присутствуют некоторые «но». Как правило, работающие по такой программе садики - платные, что может стать проблемой для мам в декрете, а с другой стороны, такие мероприятия требуют присутствия родителей, что сложно для работающих мам. И кроме того, не многие дети выдерживают большое количество впечатлений, как известно, чрезмерность не очень хороша.

Ребенку одиноко

Очень часто, ребенок придумывает себе друга, когда одинок. Например, в семье появился брат или сестра и все внимание родителей переключено на него. Или, как вариант, рассеянные родители, больше занятые своими мыслями, чем детьми. А еще бывает и так, что он просто застенчив и очень трудно сходится с людьми. Здесь можно посоветовать только одно - общения должно быть больше. Общение с ребенком, с другими детьми вместе с ним, с другими родителями. Необходимо помочь малышу найти общий язык со сверстниками.

Вытеснение

Со своими выдуманными друзьями ребенок исполняет свои тайные желания. Это самый легкий для диагностики вариант.

Если, например, выдуманный друг появляется для защиты вашего малыша, значит, ему может быть плохо, он просит защиты и снижения давления. Если же друг еще обещает и наказать обидчика, это уже вытесненная агрессия - есть повод обратиться к психологу. Есть, конечно, более простые решения: например, выдуманную собаку легко заменить настоящей, а если у ребенка аллергия на шерсть, всегда можно выбрать бесшерстную породу.

Худшим вариантом будет, если ребенок склонен скрывать своих выдуманных друзей. Это говорит о том, что он не доверяет вам или боится. Хотя есть возможность, что вы просто не заметили придуманного друга, а милый Пашка, который присутствует во всех рассказах ребенка, это всего лишь пластмассовая игрушка.

Как же повести себя, если ребенок стал рассказывать о воображаемых друзьях? Главное здесь - никаких запретов. Можно даже слегка подыграть ему: слушать все истории, рассказываемые им, поставить лишнюю чашку за обедом, интересоваться делами его нового друга. Однако важно соблюдать границу между реальностью и вымыслом, за свои поступки отвечать должен ребенок, а не придуманный друг: «Тарелку разбил Карлсон, но в углу придется стоять тебе».

Придуманные друзья, с возрастом ребенка изменяются. В возрасте двух лет он относится к ним, как к товарищам по игре. В возрасте четырех лет, он может ссориться с воображаемым другом, доказывая свою силу в новой группе садика, например. Шестилетний ребенок может придумать себе товарища, которому будет высказывать свою злость в отношении родителей или друзей.

Очень часто, родители беспокоятся о том, что общение с выдуманными друзьями отрывает малыша от действительности. По исследованиям психологов, такое происходит в очень редких случаях. Дети испытывают эмоции, похожие на эмоции взрослого, которые он испытывает при прочтении книги или просмотре фильма. Сами эмоции реальны, но вы всегда помните что есть действительность, и эти фантазии вас ни к чему не обяжут.

Примерно к девяти годам, выдуманные друзья должны исчезнуть. Если этого не происходит, необходимо обратиться к психологу. Важно правильно выбрать специалиста, избегайте шарлатанов, которые поставят неверный диагноз и пропишут кучу ненужных психотропных препаратов. Необходимо понимать, что при обращении к психологу с детскими проблемами, работать он буде в первую очередь с вами, так как источником детских проблем чаще всего являются родители.

На самом деле, зависит от родителей, точнее от их нахождения рядом с ребенком, есть ли у него воображаемый друг. Некоторые родители относятся к воображаемому другу, как к символу хорошо развитого воображения и креативности. Некоторые просто игнорируют их, так как не находят времени на общение со своими детьми. Многие дети только рады тому, что родители уделяют им внимание, однако позволять воображаемому ребенку манипулировать собой нельзя. Точнее, не стоит обращать на него особое внимание, пока он уважительно относится к установленным в вашем доме правилам.

Перекладывание ответственности. Как правило, друг придумывается для того, чтобы свалить на него всю ответственность за содеянное. Нет повода для беспокойства, в таком случае нужно просто присесть рядом и объяснить малышу, что помогать такому другу мы не будем.

Друзья на всю жизнь. Многие считают, что выдуманные друзья существуют только для маленьких детей и дошколят. Однако, это не совсем так. Такие друзья присутствовать в течение нескольких лет. Дети стараются, чтобы придуманный друг был только их другом, поэтому многие родители даже не знаю о них.

Наличие выдуманного друга совсем не значит, что у ребенка имеется какая-то проблема. Если он здоров и хорошо чувствует себя в реальности, то нет причин считать, что воображаемые друзья - это отклонение.

«Мама, а у меня есть друг! Он самый лучший, мы с ним играем и веселимся!» — взволновано говорит малыш маме. Мама очень рада, что ее ребенок уже дружит с кем-то, ведь дружба очень важна в жизни детей. Но ее радость сменяется растерянностью, а затем и страхом, потому что у малыша друг не настоящий, а придуманный. Сайт для мам сайт рассказывает, стоит ли паниковать, если у вашего чада появился вымышленный друг.

Почему появляется вымышленный друг?

Психологи говорят, что очень много детей придумывают себе друзей, и что сразу пугаться этого не стоит. Не стоит считать, что эти выдумки – патология или проблема в общении со своими сверстниками. В возрасте примерно от 3 до 7 лет одни дети дружат с любимой игрушкой, а другие, если воображение уже хорошо развито, создают себе лучшего друга в мыслях. Причем вымышленный лучший друг может появиться у любого ребенка вне зависимости от его характера, семейной обстановки.

Причин появления придуманного друга множество.

Фантазии

Причина появления друга-невидимки – обычная бурная фантазия ребенка. Он просто сочинял, придумывал и нафантазировал себе интересного друга. И это абсолютно нормально. Обычно с таким вымышленным другом расстаются быстро, самое позднее к школе.

Здесь более важно поведение родителей. Не нужно одергивать малыша, кричать на него, ругать и угрожать. Не нужно высмеивать его фантазию или говорить: «Прекрати сочинять!», «Да нет такого друга!», «Какая ерунда!».

Поверьте, для вашего малыша друг – сосем не ерунда. И таким поведением вы можете с легкостью простую безобидную фантазию превратить в патологию или добиться того, что ваш ребенок не будет вам доверять.

Еще одно последствие такой вашей реакции – ваш малыш разучится мечтать и фантазировать. Представьте, что ждет малыша в жизни без мечты. А как тяжело ему будет учиться без развитого воображения.

Лучше расспросите подробнее своего малыша про нового вымышленного друга. Проявите интерес, участие. Пусть малыш фантазирует вволю.

Дефицит внимания

Нехватка внимания со стороны родителей также может стать причиной появления невидимки. Ведь если папа на работе, мама тоже занята, никто не может (или не хочет) играть с ребенком. Ему на выручку приходит вымышленный друг, который всегда найдет время на игру с малышом.

В этом случае «друг» — показатель одиночества ребенка.

Боязнь наказания

Иногда придуманный друг спасает малыша от наказания. Возможно, родители слишком строги с малышом и ему приходится находить того, кто будет во всем виноват. Но если «друг» малыша постоянно безобразничает, разбрасывает вещи и игрушки, то вам достаточно сказать своему ребенку, что вы не хотите играть с его другом, потому что он вас сильно огорчает и обижает.

Страхи и проблемы

Бывает, что придуманный друг – показатель страхов ребенка, проблем с общением со сверстниками. Такую причину легко вычислить, ведь тогда малыш отказывается дружить с настоящими детьми и вымышленный лучший друг не исчезает со временем. Ребенок воспринимает друга слишком серьезно, а все, что с ним происходит, принимает близко к сердцу.

В особых случаях такой «друг» остается на всю жизнь.

Вымышленный друг: что делать?

Для начала, как мы уже выяснили, не нужно пугаться этого друга. Попробуйте поиграть в него с ребенком. А лучше используйте его в своих целях.

Например, можно с помощью такого придуманного друга выяснить, что думает ребенок на самом деле о садике, о воспитателях, о событиях, да и о самих родителях.

Поверьте — то, что ребенок не может сказать вам лично, он обязательно расскажет при помощи своего друга.

Можно использовать такого приятеля и для привлечения ребенка к , помощи маме по уходу за домом и так далее.

Постарайтесь уделять малышу больше внимания. Показывайте, как сильно вы любите своего ребенка. Ведь, как говорит герой Ромена Роллана: «Дух создаёт, чего ему недостаёт». Пусть у вашего малыша не будет недостатка в любви.

Очень действенный способ избавления от «друга», если он мешает малышу развиваться и захватил все внимание и пространство малыша, это отправить невидимого приятеля отдыхать, в путешествие. А в это время придумать для своего ребенка интересное занятие, а может игру.

Если ваш ребенок уже постарше, то можно переключить его фантазию про вымышленного друга на придумывание сказок. Рассказать про писателей, которые пишут придуманные истории и сказки. Пусть ваш ребенок попробует свои силы в качестве писателя.

Итак, как мы выяснили, вымышленный друг не всегда свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. И порой такой друг может даже помочь родителям в воспитании ребенка.

Самое главное здесь не перегнуть палку и не заигрываться, уметь вовремя остановиться. А еще важнее уметь показывать ребенку свою любовь. Цените своих малышей и не бойтесь показать их значимость для себя. Возможно, тогда вашему ребенку не понадобится вымышленный друг.