В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

1.Отношение к отцу

1. Думаю, что мой отец редко

16. Если бы мой отец только захотел

31. Я хотел бы, чтобы мой отец

46. Думаю, что мой отец

2. Отношение к себе

2. Если все против меня,то

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

32. Моя наибольшая слабость заключается в том

47. Когда мне начинает не везти, я

3. Нереализованные возможности

3. Я всегда хотел

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

33. Моим скрытым желанием в жизни является

48. Больше всего я хотел бы в жизни

4. Отношение к подчиненным

4. Если бы я занимал руководящий пост

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

34. Мои подчиненные

49. Когда я даю другим поручение

5. Отношение к будущему

5 Будущее кажется мне.

20. Надеюсь на

35. Наступит тот день, когда

50. Когда буду старым

6.Отношение к вышестоящим лицам

6. Будущее кажется мне

21. В школе мои учителя

36. Когда ко мне приближается мой начальник

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

7.Страхи и опасения

7. Знаю, что глупо, но боюсь

22.Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

37.Хотелось бы мне перестать бояться

52. Мои опасения не раз заставляли меня

8. Отношение к друзьям

8. Думаю, что настоящий друг

23. Не люблю людей, которые

38. Больше всех люблю тех людей, которые

53. Когда меня нет, мои друзья

9.Отношение к своему прошлому

9.Когда я был ребенком

24.Когда-то

39. Если бы я снова стал молодым

54. Моим самым живым воспоминанием детства является

10.Отношение к лицам противоположного пола

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

11.Личная жизнь

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной

26. Супружеская жизнь кажется мне

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

56. Моя личная жизнь

12.Отношения к семье

12.По сравнению с большинством других моя семья

27. Моя семья обращается со мной как с

42.Большинство известных мне семей


57. Когда я был ребенком, моя семья

13.Отношение к сотрудникам

13.Лучше всего мне работается с

28.Люди, с которыми я работаю

43.Люблю работать с людьми, которые

58. Люди, которые работают со мной

14.Отношение к матери

14.Моя мать и я

29. Моя мать

44.Считаю, что большинство матерей

59. Я люблю свою мать, но

15.Чувство вины

15.Сделал бы все, чтобы забыть

30. Моей самой большой ошибкой было

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

Примечание.

Хотя стандартный метод применения подразумевает, что испытуемый должен уловить стимул и отреагировать на него в письменной форме, для тревожной личности будет полезнее провести опрос устно и записывать ответы самому. Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие тестируемые часто используют SSCT как стимул для отреагирования и после говорят, что они "чувствуют себя намного лучше". Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением. Методики позволяют выявить не только отношения к окружающим, но и чер­ты характера /мнительность, эгоизм/ или скрытые, зачастую не осознан­ные им переживания / ипохондричность, мысли о самоубийстве, психоген­ные факторы.... Эмоционально значимые предложения сопровождаются за­держкой /удлинением латентного периода, мимико-вегетативной реакцией.

Больные со скрытыми бредовыми переживаниями в предложениях, выра­жающих отношения к людям могут "проговориться" и раскрыть свои болез­ненные суждения. У больных со страхом и опасениями выявляется неуве­ренность в будущем. У многих больных шизофренией страдают все виды отношений, например, безличное отношение к родственникам, к семье, к противопо­ложному полу, причем отрицательные отношения тем выраженней, чем больше социальная декомпенсация.

Методика помогает разобраться в многообразной системе отношений личности больного, выявить нарушения этих отношений, найти пути восс­тановления этих отношений, реабилитации.

При количественной обработке ответов испытуемого определяется со­циальная /антисоциальная/ одобряемость, или неопределенная "колеблюща­яся" позиция, которая может вызвать внутриличностные конфликты.

Качественный /смысловой/ анализ предложений, "законченных" обсле­дуемым по той или иной группе может выявить не только отношения к ок­ружающим, но и черты характера.

Затем выносится оценка степени расстройства у респондентов этой сфере, соответственно со следующей шкалой:

· · 2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь психотерапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области.

· · 1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи психотерапевта.

· · 0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области.

· · Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.

1. Утверждения из тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Могут обеспечить терапевта необходимыми ключами.

2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая. Например, респондент № 1 описал свою мать как "слишком нервозную" и "мелочную". Он считает, что большинство матерей "слишком любят своих детей и балуют их". Он утверждает, что его семья "нормальная", но они относятся к нему "как к маленькому". Он очень враждебен по отношению к женщинам, которых рассматривает как "лживых особ, которым нельзя доверять". Он осторожно относится к браку: "Брак хорош, если заранее все обговорено". Он считает своего отца хорошим человеком, но хотел бы, чтобы тот "перестал упрямиться". Он презрительно относится к руководству. Он не любит мелочных людей. Его наиболее живое воспоминание о детстве: "Со мной неправильно обращались". Он боится за себя, и когда обстоятельства против него, он сдается. Еще он полагает, что у него есть возможность "что-либо сделать". Его отношение к будущему поверхностно и почти нереально оптимистично. Однажды он ожидает "заработать миллион".

Методика чернильных пятен

Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Германом Роршахом, она впервые была описана в 1921 г. Хотя стандартизированные серии чернильных пятен использовались психологами и раньше для изучения воображения и других психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чернильные пятна для диагностического исследования личности в целом. Развивая этот метод, Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В результате подобных клинических наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в системы показателей. Методы определения показателей затем отрабатывались с помощью дополнительного тестирования умственно отсталых и нормальных людей, художников, ученых и других лиц с известными психологическими характеристиками. Роршах предложил основные способы анализа и интерпретации ответов.

В методике Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных топов. Таблицы предъявляются последовательно с 1-й по 10-ю в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление таблицы 1 сопровождается инструкцией: "Что это такое, на что это может быть похоже?". В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью дополнительных вопросов стимулируют к продолжению ответов. Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке экспериментатор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.

Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей методики Роршаха. К числу наиболее общих включаемых в показатели категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содержание, популярность/оригинальность.

Локализация указывает на часть пятна, с которой испытуемый ассоциирует свой ответ: используется ли при ответах все пятно, какая-то общая деталь, необычная деталь, белая часть карточки или какая-то комбинация белого и темного участков.

Детерминанты ответа включают форму, цвет, оттенок и "движение". Хотя, конечно, в чернильном пятне самом по себе нет никакого движения, все же восприятие испытуемым пятна как движущегося объекта относится к этой категории. Внутри этих категорий проводится более подробная дифференциация. Например, движение человека, движение животного, а также абстрактное или неодушевленное движение подсчитывается отдельно. Точно так же оттенок может восприниматься как представляющий глубину, текстуру, неопределенную форму, например, облако или серо-белое воспроизведение цвета.

Трактовка содержания меняется в зависимости от системы определения показателей, но некоторые основные категории используются постоянно. Главными среди них являются человеческие фигуры и их детали (или фрагменты человеческого тела), фигуры животных и их детали, анатомическое строение. К другим широко применяемым категориям показателей можно отнести неодушевленные объекты, растения, географические карты, облака, пятна крови, рентгеновские снимки, сексуальные объекты, символы.

Показатель популярности часто определяется на основе относительной частоты различных ответов среди людей вообще, сравнением с таблицами популярных ответов.

Интерпретация показателей методики Роршаха опирается на относительное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных категорий. Направления интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования, а целиком определяются эмпирическими соотношениями отдельных показателей с теми или иными свойствами личности. Так, например, трудно объяснить с научных позиций, почему использование в ответах редких деталей свидетельствует о неуверенности, тревожности, а толкование белого фона у экстравертов - о негативизме.

В психологическом заключении по результатам методики Роршаха обычно описываются интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности межличностных взаимодействий. Психолог-клиницист, составляя его, учитывает и дополнительную информацию, полученную из внешних источников.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей методики Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуальным уровнем и образованием индивида. Хотя считается, что описываемая методика применима к людям в возрасте от дошкольного до взрослого, нормативные данные изначально были получены в основном в группах взрослых. Стремясь расширить возрастные границы интерпретации методики Роршаха, Л. Эймс и его коллеги собрали и опубликовали нормы для детей в возрасте от 2 до 10 лет, для подростков - от 10 до 16 лет, для пожилых людей - в возрасте от 70 лет и выше .

В настоящее время предпринимаются попытки использовать вычислительную технику в обработке результатов этой методики

МЕТОД «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» — отношение к кому, чему-либо

Метод незаконченных предложений применяется в экспериментально психологической практике давно.

Существует множество его вариантов.
Вам предлагается вариант этого метода, разработанный Л, Саксом и В. Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным.

Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого). (Ваша Личность)

Инструкция к методу незаконченных предложений
«На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

Бланк теста отношения к кому, чему-либо, незаконченные предложения:

1. Думаю, что мой отец редко ______________
2. Если все против меня, то _______________
3. Я всегда хотел _______________________
4. Если бы я занимал руководящий пост ______
5. Будущее кажется мне _________________
6. Мое начальство ______________________
7. Знаю, что глупо, но боюсь ______________
8. Думаю, что настоящий друг _____________
9. Когда я был ребенком _________________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня яв-
ляется ________________________________
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
______________________________________________
12. По сравнению с большинством других семей
моя семья ______________________________
13. Лучше всего мне работается с ___________
14. Моя мать и я _______________________
15. Сделал бы все, чтобы забыть _____________
16. Если бы мой отец только захотел _________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы ___
______________________________________________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы __
______________________________________________
19. Если кто нибудь работает под моим руковод-
ством _________________________________
20. Надеюсь на ________________________
21. В школе мои учителя _________________
22. Большинство моих товарищей не знают, что
я боюсь _______________________________
23. Не люблю людей, которые _____________
24. Когда-то __________________________
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
______________________________________________
26. Супружеская жизнь кажется мне ________
27. Моя семья обращается со мной, как с _____
28. Люди, с которыми я работаю ___________
29. Моя мать __________________________
30. Моей самой большой ошибкой было ______
31. Я хотел бы, чтобы мой отец _____________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том
______________________________________________
33. Моим скрытым желанием в жизни _______
34. Мои подчиненные ___________________
35. Наступит тот день, когда ______________
36. Когда ко мне приближается мой начальник _
______________________________________________
37. Хотелось бы мне перестать бояться _______
38. Больше всех люблю тех людей, которые
______________________________________________
39. Если бы я снова стал молодым ___________
______________________________________________
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
______________________________________________
41. Если бы у меня была нормальная половая
жизнь ________________________________
42. Большинство известных мне семей _______
______________________________________________
43. Люблю работать с людьми, которые ______
______________________________________________
44. Считаю, что большинство матерей _______
______________________________________________
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину,
если__________________________________
46. Думаю, что мой отец _________________
47. Когда мне не везет, я _________________
48. Больше всего в жизни я хотел бы __________
______________________________________________
49. Когда я даю другим поручение __________
______________________________________________
50. Когда буду старым ___________________
51. Люди, превосходство которых над собой
я признаю _____________________________
52. Мои опасения не раз заставляли меня ______
______________________________________________
53. Когда меня нет, мои друзья _____________
______________________________________________
54. Моим самым живым воспоминанием детства
является _______________________________
55. Мне очень не нравится, когда женщины
(мужчины) _____________________________
56. Моя половая жизнь __________________
57. Когда я был ребенком, моя семья ________
______________________________________________
58. Люди, которые работают со мной _________
______________________________________________
59. Я люблю свою мать, но ________________
60. Самое худшее, что мне случилось совершить,
это ___________________________________

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:

Большинство известных мне семей:
1) несчастливые, недружные……………….. - 2;
2) нервные, не очень дружные…………….. - 1;
3) все одинаковы………………………………….. 0.

Будущее кажется мне:
1) мрачным, плохим, странным……………. - 2;
2) туманным, неприглядным………………… - 1;
3) неясным, неизвестным…………………….. 0.

Ключ к методу незаконченных предложений:

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый
рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

№ п.п.
1 Отношение к отцу: 1 16 31 46
2 Отношение к себе: 2 17 32 47
3 Нереализованные возможности: 3 18 33 48
4 Отношение к подчиненным: 4 19 34 49
5 Отношение к будущему: 5 20 35 50
6 Отношение к вышестоящим: 6 21 36 51
7 Страхи и опасения: 7 22 37 52
8 Отношения к друзьям: 8 23 38 53
9 Отношение к прошлому: 9 24 39 54
10 Отношение к противоположному полу: 10 25 40 55
11 Сексуальные отношения: 11 26 41 56
12 Отношение к семье: 12 27 42 57
13 Отношение к сотрудникам: 13 28 43 58
14 Отношение к матери: 14 29 44 59
15 Чувство вины: 15 30 45 60


Помощь психоаналитика: Консультация, Вопросы

Часто задаваемые вопросы Вопрос — Ответ

Множество личностных тестов в разделе:

Тест «Незаконченные предложения» в психологии практикуется тогда, когда возникает необходимость выявить и изучить определённые установки человека, причём не только осознаваемые им. Данная методика способна помочь понять, что индивид испытывает по отношению к себе, своим родителям, семье, обществу, жизненным целям. Она эффективна, но имеет кое-какую специфику.

Принципы методики

В основе теста «Незаконченные предложения» лежит концепция свободных ассоциаций. Именно она позволяет выявить проблемы межличностного и индивидуального характера, определить внутренние переживания человека, его склонности к болезням, имеющим отношения к нервным расстройствам. А тест сам по себе не представляет никакой сложности. С ним справится даже ребёнок дошкольного возраста. Его можно даже назвать интересным.

Как его проводят? Респонденту выдают бланк с незаконченными предложениями. Стандартно их 60, но может быть и другое количество, если тест составляется индивидуально для какой-либо группы людей или одного человека.

Все незаконченные предложения связаны с определёнными жизненными аспектами, которых всего 15. Это отношение к себе, к прошлому, будущему, подчинённым, друзьям, отцу, матери, семье, вышестоящим лицам, коллегам и представителям противоположного пола. Также к аспектам относится чувство вины, тревоги (страхи), цели, а также интимные отношения.

Если брать стандартный тест, то на каждую «категорию» приходится по четыре незаконченных предложения. И человек, которому предлагается его пройти, должен дополнить начатые фразы в свободной форме и максимально быстро, почти не задумываясь и ориентируясь лишь на свои эмоции и чувства.

Примеры

Понять, что представляет собой тест «Незаконченные предложения», можно после ознакомления с несколькими примерами, взятыми из него же.

Вот две фразы: «Если все против меня, то…» и «Когда мне не везёт, я…». Они отвечают за отношение респондента к самому себе. Фраза «Сделал бы все, чтобы забыть…» имеет отсылку к чувству вины. А вот предложение «Мои опасения не раз заставляли меня…» имеет отношение к страхам и тревогам.

В принципе, оригинальный тест можно провести среди подростков. Только лучше опустить незаконченные предложения сексуального характера, поскольку там есть то, что касается интима («Моя половая жизнь…») и супружества в целом. Фразы, затрагивающие тему вышестоящих лиц, можно преобразовать. В предложении «Когда ко мне приближается мой начальник…» последнее слово вполне гармонично заменяется на «педагог». В остальном тест не представляет ничего особенного, так что его можно проводить среди респондентов любых возрастов.

Выявление суицидальных намерений

Чаще всего именно с этой целью задействуется методика «Незаконченные предложения» среди подростков. К сожалению, в наше время она актуальна.

Чтобы выявить суицидальные намерения у школьников столь нестабильного возраста, необходимо преобразовать стандартный тест и уменьшить количество вопросов. Их может быть 28, среди которых лишь 4 будут тематическими, но завуалированными. Вот, как они могут звучать: «Завтра я…», «Наступит день, когда…», «Я хочу жить, потому что…», «Когда я закончу школу…».

Конечно, вряд ли кто-то перечеркнёт третий вопрос из перечисленных и напишет об отсутствии смысла существования как такового. Но даже по совершенно обычному ответу можно определить, всё ли в порядке у подростка. Он может написать: «Наступит день, когда я, наконец, стану счастливым». И это станет «звоночком». Если он так сформулировал продолжение фразы, то, скорее всего, его что-то беспокоит. И это нельзя оставить без внимания.

Вариант теста для школы

Как уже говорилось ранее, стандартный вариант может быть изменён. Незаконченные предложения для младших школьников должны звучать максимально упрощённо. Вот пример, какими они могут быть: «В учёбе я вижу…», «В школе я…», «Наш класс…», «Мои одноклассники…». Эти незаконченные предложения для школьников понятны и просты. Но, исходя из их ответов, можно понять личностную специфику каждого.

Допустим, школьник продолжил указанные выше фразы так: «В учёбе я вижу возможность получить новые знания. В школе я слушаю учителя и стараюсь делать задания. Наш класс не очень хороший. Мои одноклассники надо мной любят смеяться». Что ж, эти ответы позволяют понять - ребёнку нравится ходить на учёбу, так как он видит в этом возможность самосовершенствования и развития своих способностей. Но характером сложившихся с одноклассниками отношений он не доволен. Возможен и чувство неполноценности.

Что делать с результатами?

Их обработкой и интерпретацией занимается квалифицированный специалист, которому прекрасно знаком тест «Незаконченные предложения». Человеку, впервые столкнувшемуся с данной методикой, будет сделать это несложно, но времени уйдёт немало.

А принцип простой. Для каждой категории предложений разработана характеристика, которая определяет рассматриваемую систему отношений как нейтральную, положительную или же отрицательную. Если в продолжении респондента просматривается позитивное настроение, то напротив ответа ставится ноль. Видно больше нейтральности? Тогда это единица. А вот продолжения с отрицательным характером помечаются двойкой.

Важно отметить, что методика «Незаконченные предложения» (для подростков и не только) подразумевает интерпретацию ответов по группам. Пусть фразы и перемешаны в бланке, но обрабатывают их по четыре, объединив в единую категорию.

Интерпретация

В качестве примера можно взять категорию предложений, продолжение которых призвано понять отношение респондента к своим собственным способностям. Допустим, подросток ответил так: «Когда обстоятельства против меня, я начинаю трудиться, не покладая рук. Я считаю себя способным на всё, если мне того захочется. Моя самая большая слабость - бесконечная тяга к новым знаниям. Когда мне не везёт, я упорно добиваюсь желаемого, несмотря ни на что». Такие ответы считаются хорошими. Если подросток дал подобные продолжения предложенным фразам, значит, он уверен в себе, и он способен преодолевать препятствия.

Стоит привести и пример отрицательной интерпретации. Можно обратиться к группе предложений о целях. Допустим, подросток дал им такое продолжение: «Мне всегда хотелось кого-нибудь убить. Я бы обрёл счастье, став абсолютно одиноким. Моя мечта - уехать на необитаемый остров. Больше всего от жизни я хочу, чтобы меня никто не трогал». И в данном случае даже метод незаконченных предложений не нужен, чтобы понять враждебную и пессимистичную сущность респондента. Невооруженным глазом видно, что он - нереалистично мыслящий глубокий интроверт, отвергающий общество.

Что можно выяснить?

Методика «Незаконченные предложения» для подростков и людей других возрастов является способом проявить свою сущность. Главное, чтобы респондент изначально был на это настроен, поскольку доверие и расположенность к тесту - это важно.

По итогам интерпретации результатов удаётся выяснить сферы, в которых преобладают отрицательные, нейтральные и положительные установки.

Также в практике были известны случаи, когда тест помогал выявить наличие у респондента психического заболевания. Это ситуации специфического характера, так как в них подключаются психиатры. В первую очередь выявляются основные области расстройства и конфликта. Затем определяются взаимосвязи между личностными установками человека. И после этого определяется так называемая структура личности. Выясняется, какова его степень реагирования, эмоциональная адаптация, зрелость, уровень реальности, конфликтность.

Особенность методики

Всё перечисленное действительно помогает выяснить тест. Почему? Потому что в нём нет заготовленных вариантов и верных или неправильных ответов. Человек отвечает как на духу. Не задумывается и не анализирует, как бы ему ответить, чтобы скрыть какой-то аспект своей личности. Он становится открытым, и это позволяет психологу понять его сущность. Именно поэтому тест «Незаконченные предложения» для подростков стоит проводить регулярно. Ведь в школе, в столь сложном возрасте, крайне важно следить за внутренним развитием детей.

В исходной форме методика «Незавершенные предложения» является проективной личностной методикой. Однако представляется интересным использовать ее и для диагностики межличностных отношений ребенка в семье: модифицированная методика дает такую возможность.

В современной классификации проективных типов обследования личности методика «Незавершенные предложения» находится среди тех, которые основаны на дополнении - в них требуется завершить предложенный рассказ, картинку, предложение и т. п. Методика является достаточно простой по технике реализации и в то же время гибкой и легко приспособляемой для самых различных конкретных целей.

Существуют разнообразные варианты методик, построенных на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения. В их основе - положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности и межличностных отношений. Большая индивидуальная свобода и богатство ответов определяются также минимумом осознания со стороны испытуемого истинной цели исследования и традиционным для проективных методик принятием любого ответа без оценки его как правильного или неправильного.

Обследование, в котором используется конкретный вариант методики, может проводиться в устной или письменной форме:

  • — к устной форме проведения в основном прибегают, работая с детьми доподросткового возраста или взрослыми, которые не могут читать или писать (слепые, инвалиды). В этом случае и начальная (стимульная) часть предложения также предъявляется устно. Устная форма проведения варианта методики «Незавершенные предложения» возможна только в рамках индивидуального, а не группового эксперимента;
  • — письменная форма проведения, напротив, применима как в индивидуальном, так и в групповом эксперименте. При этом начальные части предложений могут предъявляться устно (1-й способ) и письменно - на специальных бланках (2-й способ) или на отдельных карточках (3-й способ). При работе с группой традиционно используются 1-й и 2-й способы, в случае индивидуального эксперимента - любой из трех перечисленных.

Независимо от формы проведения (письменной или устной) обследования существенной характеристикой последнего являются временные показатели . В случае группового эксперимента для каждого испытуемого фиксируется время, в течение которого он справился с тестом в целом. При индивидуальном исследовании временные показатели существенно обогащаются за счет измерения латентного времени каждого ответа, т.е. промежутка времени между предъявлением экспериментатором начала предложения и ответом испытуемого. Таким образом, измерение латентного времени каждого ответа возможно только при устном предъявлении начала предложения или письменном на отдельной карточке, но не при использовании бланка.

Использование различных вариантов методики «Незавершенные предложения» в области возрастной психологии показывает, что скрытый (латентный) период ответа увеличивается вместе с возрастом, причем «скачок» в его величине возникает между 10 - 12 годами. Это связано с развитием и применением контролирующих механизмов поведения по мере социализации ребенка, т.е.

формированием у него представления о социально приемлемом поведении.

У взрослых латентный период ответов колеблется около некоторой средней величины, имеющей индивидуальное значение для каждого. Резкое увеличение латентного времени для отдельных ответов свидетельствует об их личностно-эмоциональной значимости. Заметное увеличение латентного времени к концу исследования - выражение повышенной утомляемости испытуемого.

Процедура проведения обследования

Инструкция, независимо от варианта методики «Незавершенные предложения», не раскрывает испытуемому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение или тренировка памяти, внимания. Перед испытуемым ставят задачу работать как можно быстрее, завершать начало предложений, не особенно раздумывая, первым, что приходит в голову.

Порядок проведения: при письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения - свой ответ; при использовании бланка - ответ пишется прямо на бланке около соответствующего начала предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона. Второе предпочтительнее, так как позволяет наблюдать за всей ситуацией тестирования в целом.

Тестовый материал

В отечественной психологии в основном используются два варианта метода незаконченных предложений. Первый из них - сокращенный вариант Rayne-Ronde - состоит из 20 фраз, очень простых по содержанию, например: «Моя профессия…», «Будущее…», «Хотел бы знать…».

Он применяется для выявления отношения испытуемого к жизненным обстоятельствам, самому себе, окружающим, а также для получения общего представления о скрытых переживаниях, которые не удается выявить в свободной беседе.

Опросник Rayne-Ronde

  1. Моя специальность…
  2. Моя семья…
  3. Боюсь…
  4. Деньги…
  5. Моя мечта…
  6. Работа…
  7. Мои сны…
  8. Бороться…
  9. Больше всего люблю…
  10. Дома…
  11. Моя голова…
  12. Дети…
  13. Меня беспокоит…
  14. Смерть…
  15. Мой вид…
  16. Друзья…
  17. Если б я мог…
  18. Мои планы…
  19. Скрываю…
  20. Когда мыслю…

Гораздо более широко распространенным является вариант Saks-Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологии Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева. Он состоит из 64 незавершенных предложений с более структурированным и детерминирующим реакцию началом. Они делятся на 16 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека - к самому себе, к другим людям и т. п.

Первая, начальная часть предложения указывает сферу или объект отношения; завершая его, испытуемый выражает имеющееся у него отношение. Например, предложение, соответствующее сфере отношение к будущему , начинается: «Будущее кажется мне…»; соответствующее сфере отношение к подчиненным - «Если кто-нибудь работает под моим руководством…»; соответствующее сфере отношение к матери - «Моя мать…».

Вопросы методики Saks-Sidney

Отношение к отцу.

  1. Думаю, что мой отец редко…
    • 17. Если бы мой отец только захотел…
    • 33. Я хотела бы, чтобы мой отец…
    • 49. Думаю, что мой отец…
    • Отношение к себе.
  2. Если все против меня, то…
    • 18. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы…
    • 34. Моя наибольшая слабость заключается в том…
    • 50. Когда мне начинает не везти, я…
    • Жизненные цели.
  3. Я всегда хотела…
    • 19. Я мог(ла) бы быть очень счастливым (счастливой), если бы…
    • 35. Моим скрытым стремлением в жизни…
    • 51. Больше всего я хотел(а) бы в жизни…
    • Отношение к подчиненным.
  4. Если бы я занимал(а) руководящий пост…
    • 20. Если кто-нибудь работает под моим руководством…
    • 36. Мои подчиненные…
    • 52. Когда я даю другим поручение…
    • Отношение к будущему.
  5. Будущее кажется мне…
    • 21. Надеюсь на…
    • 37. Наступит тот день, когда…
    • 53. Когда я буду старым (старой)…
    • Отношение к начальству и учителям.
  6. 6. Мое начальство…
    • 22. В школе мои учителя…
    • 38. Когда ко мне приближается мой начальник…
    • 54. Люди, превосходство которых я над собой признаю… Страхи и опасения.
  7. Знаю, что глупо, но боюсь…
    • 23. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь…
    • 39. Хотелось бы мне перестать бояться…
    • 55. Мои опасения не раз заставляли меня…
    • Отношение к друзьям.
  8. Думаю, что настоящий друг…
    • 24. Не люблю людей, которые…
    • 40. Больше всего люблю людей, которые…
    • 56. Когда меня нет, мои друзья…
    • Отношение к прошлому.
  9. Когда я был(а) ребенком…
    • 25. Когда-то я…
    • 41. Если бы я снова стал(а) молодым (молодой)…
    • 57. Моим самым живым воспоминанием детства является…
    • Отношение к мужчинам.
  10. Идеалом мужчины для меня является…
    • 26. Считаю, что большинство юношей…
    • 42. Считаю, что большинство мужчин…
    • 58. Мне очень не нравится, когда мужчины… Отношение к сексуальной жизни.
  11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…
    • 27. Супружеская жизнь кажется мне…
    • 43. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…
    • 59. Моя половая жизнь… Отношение к семье.
  12. По сравнению с большинством других семей моя семья…
    • 28. Моя семья обращается со мной как…
    • 44. Большинство известных мне семей…
    • 60. Когда я был(а) ребенком, моя семья…
    • Отношение к сотрудникам.
  13. Лучше всего мне работается с…
    • 29. Люди, с которыми я работаю…
    • 45. Люблю работать с людьми, которые…
    • 61. Люди, которые работают со мной…
    • Отношение к матери.
  14. Моя мать…
    • 30. Моя мать и я…
    • 46. Считаю, что большинство матерей…
    • 62. Я люблю свою мать, но…
    • Осознание вины.
  15. Сделал(а) бы все, чтобы забыть…
    • 31. Моей самой большой ошибкой было…
    • 47. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым (виноватой), если…
    • 63. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это…
    • Отношение к женщинам.
  16. Идеалом женщины для меня является…
    • 32. Считаю, что большинство девушек…
    • 48. Считаю, что большинство женщин…
    • 64. Мне очень не нравится, когда женщины…

(Реально предложения даются по порядку номеров.)

Анализируя ответы испытуемого, можно оценить существующую у него систему отношений к семье, представителям того же или противоположного пола, к сексуальной жизни, начальству, подчиненным, сотрудникам, друзьям, отцу, матери. Ряд ответов отражает отношение к испытываемым и переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству сознания вины, а также свидетельствует об отношении к прошлому и будущему, жизненным целям и самому себе.