ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон) .

Психологический климат семьи можно определить как совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Д.В. Винникотт выделяет две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятный психологический климат в семье определяется следующими особенностями внутрисемейных отношений: взаимопонимание и устойчивость, сплочённость, положительное эмоциональное состояние, нравственные семейные ценности. Важное влияние на психологический климат семьи оказывает культура общения супругов между собой и с детьми, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности её членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом .

Благоприятная домашняя обстановка положительно сказывается на отношениях с друзьями, одноклассниками, формирует у ребёнка чувство коллективизма. Неблагоприятный же психологический климат в семье определяется в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. При этом дети отличаются конфликтностью и в других сферах общения - в школе, неформальных объединениях, а впоследствии и в трудовых коллективах.

Необходимо отметить, что одним из факторов формирования психологического климата семьи является характер. Устойчивость, стабильность черт характера дает нам возможность предположить, как человек будет вести себя в определенной ситуации, его реакции на житейские трудности и т.п.

Другой важный фактор психологического климата в семье - супружеская совместимость, которая является одним из наиболее сложных феноменов семейно-брачных отношений людей. Степень этой совместимости определяет не только ее психологический климат, но и стабильность семьи, ее социальную эффективность в плане выполнения важнейшей функции - репродуктивной и воспитательной, а также психотерапевтической .

Особенность родительско-детских отношений в семье состоит в том, что они отличаются особой эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей, следовательно, формируют определенный психологический климат в семье. Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность. Эти отношения включают в себя две противоположные тенденции. Одна из них - стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая - стремление к защите и безопасности. Одна тенденция побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешний мир, в то время как другая возвращает его обратно. Умение родителя правильно поощрять эти тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка.

Существует многообразие типов психологического климата в семье каждый из которых характеризует внутрисемейные отношения, составляющими которых являются и родительско-детские отношения, отражающие содержание семейных ценностей и следовательно воспитательный потенциал семьи.

В.М. Соколов выделяет следующие типы психологического климата в семье:

1) устойчивый отрицательный психологический климат семьи является противоположностью положительного климата. Обычно данный вид психологического климата свидетельствует о проблемах внутри семьи. Негативный климат характеризуется отсутствием преданности семьи со стороны супругов, низкой степенью взаимной поддержки, недостаточной заботой о благе каждого ее члена. При отрицательном психологическом климате семьи можно наблюдать негативное отношение между супругами, в том числе к детям, раздражительность, подозрительность, такой семье постоянно вспыхивают мелкие ссоры, которые зачастую вырастают в крупные затяжные конфликты;

2) неустойчивый, переменный психологический климат в семье проявляется в недостаточно доброжелательном отношении супругов друг к другу. Часто атрибутами переменного психологического климата являются и мелкие ссоры, невнимательное отношение друг к другу, «формальные» или «дежурные» улыбки, шутки и даже смех.

3) неопределенный психологический климат, проявляется в семьях, где супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение. Это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях . Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным;

4) устойчивый положительный психологический климат. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью , уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи .

Характер семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Конечно, климат в семье может меняться. Многое меняется по мере того, как дети подрастают. Как в природе меняется погода, так меняется и семейная атмосфера - один день может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда может разразиться и гроза. Существование определенного климата, характерного для той или иной семьи, составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Список литературы:

  1. Винникотт, Д.В. Разговор с родителями /Д.В. Винникотт. - М.: ДиК, 2012. – 296 с.
  2. Кларина, Л.М. Развитие дошкольника в детском саду и дома /Л.М. Кларина. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 183 с.
  3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание http://www.pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-23.shtml

  4. Соколов, В.М. Нравственное развитие дошкольника / В.М. Соколов. - М.: Сфера, 2005. – 385 с.

Особое значение для успешного осуществления семейного воспитания имеет социально-психологический климат семьи, отражающий состояние ее психологии. Складываясь в процессе непосредственного общения и взаимоотношений членов семьи, являясь результатом взаимодействия их потребностей, интересов, установок, привычек, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений, эмоций и чувств, социально-психологический климат представляет собой более или менее устойчивое образование нравственно-психологического порядка и выступает интегральным показателем уровня развития семьи как социально-психологической общности. Социально-психологический климат - одно из важнейших условий функционирования семьи. Он не только накладывает своеобразный отпечаток на семейную жизнь и на ее участников, но и образует духовную среду, в которой развертывается семейное воспитание.

Семейный климат складывается на базе нравственно-эмоционального контакта, а также духовной и социально-психо- логической совместимости супругов, родителей и детей. Их рассмотрение позволяет раскрыть воспитательное значение социально-психологического климата, исследовать механизмы его воздействия на выбор определенного стиля семейного воспитания.

Понятие «социально-психологический климат» появилось в научном языке сравнительно недавно наряду с такими интегральными понятиями, характеризующими групповые эффекты совместных форм жизнедеятельности людей, как «психологическая атмосфера», «психологический климат», «нравственная атмосфера», «морально-психологический климат» и др., которые получили широкое распространение в современной науке и практике.

Эмоциональный контакт - это двусторонний процесс взаимодействия, в котором каждый из индивидов чувствует себя объектом заинтересованности и имеет определенный эмоциональный настрой, созвучный настрою другого индивида. Характер эмоциональных связей (внимание, забота, уважение, ласка, любовь) определяет удовлетворение или неудовлетворение семейной жизнью, а следовательно, прочность и стабильность семьи. Эмоциональный контакт между членами семьи играет большую роль и в воспитании детей, в их становлении как личностей. Он может быть положительным или отрицательным. В основе положительных эмоциональных связей лежат благоприятные эмоции и чувства, отрицательные же - сопровождаются эмоциями и переживаниями негативного характера. Исходя из этого можно, например, говорить, что положительный эмоциональный контакт между родителями и детьми невозможен в семьях, где основным средством воспитания является наказание, приводящее к возникновению у подрастающего человека чувства страха, тревоги, постоянного испуга и отчужденности. Положительный эмоциональный контакт между супругами, родителями и детьми - залог успешного прохождения воспитательного процесса в семье, который, как известно, никогда не выступает в чистом виде, а лишь как результат многих тенденций и взаимоотношений, накладывающихся друг на друга. И потому в семейном воспитании важны как методы и приемы, так и чувства, проявляемые по отношению к детям, особенно в их ранние годы. Отсюда и вытекает неблагоприятное воспитательное воздействие на детей отрицательного эмоционального контакта, в основе которого раздражение, досада, озлобление, ревность и т.д. Наряду с этим в реальной жизни нередко имеет место и гипертрофия положительных эмоциональных контактов родителей и детей.

До сих пор в литературе состояние социально-психологического климата оценивается в двух крайних позициях - благоприятный и неблагоприятный, благополучный и неблагополучный.

Благоприятный (благополучный ) социально-психологический климат - это доверие, высокая требовательность друг к другу, доброжелательная (конструктивная) критика, стойкое удовлетворение потребностей супругов во всех областях супружеского взаимодействия, стабильность эмоциональных отношений, обеспечение условий для благополучия и личностного развития, что создает благоприятный социально-психо- логический уровень адаптированное™. Низкий уровень адаптированное™ определяется частичной удовлетворенностью отдельными сторонами и явлениями супружеской жизни, рассогласованностью при реализации некоторых функций в семье, частичным удовлетворением значимых потребностей супругов, но позитивным отношением к браку в целом.

Неблагоприятный социально-психологический климат оценивается по следующим параметрам: значительная неудовлетворенность партнеров одной из сторон супружеского взаимодействия, отсутствие психологической поддержки партнеров, высокий уровень конфликтности деструктивного характера, негативная установка одного из супругов на устранение семьи.

Ученые Самары провели исследование социально-психологического климата семьи и стилей семейного воспитания в семьях русских, башкир и татар, были использованы следующие методики: карта беседы, наблюдение, методы статистической обработки данных. Результаты следующие: у русских нет различий в стиле семейного воспитания у семей с благоприятным и неблагоприятным социально-психологическим климатом. В семьях с благоприятным социально-психологическим климатом у башкир в большей степени представлен сочувствующий стиль семейного воспитания, а у татар - рассудительный стиль. Гораздо больше различий получено при сопоставлении семей с благоприятным и неблагоприятным социально-психо- логическим климатом. В семьях с благоприятным социальнопсихологическим климатом в большей степени представлены рассудительный и предупредительный стили семейного воспитания, а в семьях с неблагоприятным социально-психологическим климатом - попустительский и контролирующий стили семейного воспитания. Из общей картины несколько выбивается предупредительный стиль, формирующий инфантильный тип личности. Попустительский и контролирующий стили по сути объединяет стремление лишить ребенка своего собственного мнения, приучить его к выполнению некоторых внешних требований, «правил» игры, что говорит об отсутствии настоящей заботы и любви к ребенку, о навязывании ему с помощью разных методов жестких стереотипов поведения и формирования его мышления в «правильном», с точки зрения родителей, направлении. Предупредительный и рассудительный стили по многим параметрам отличаются друг от друга, по-видимому, их объединяет только отсутствие такого метода воспитания, как наказание.

У башкир и татар в обоих случаях не используются методы воспитания - ни похвала, ни наказание, родители предоставляют ребенку полную свободу деятельности, с любовью относятся к ребенку и строят позитивные отношения с окружающими людьми. Однако в семьях у башкир ребенка приучают действовать на основе глубокой интериоризации нравственных ценностей, в то время как у татар главным является соблюдение принятых правил поведения. При подсчете отличия эмпирического распределения с теоретическим по критерию их оказалось, что среди русских семей с благоприятным климатом преобладает состязательный стиль, у башкир - сочувствующий стиль, у татар - рассудительный стиль семейного воспитания.

Погода в доме - важнейшее условие гармоничных отношений. От психологической атмосферы зависит эмоциональное здоровье всех членов семьи. Это не само собой разумеющиеся вещи: как и физическое здоровье, эмоциональное состояние требует внимания и заботы, иначе оно распространится на всех участников семейных отношений и приведет уже к глобальным проблемам и осложнениям.

Эмоциональное здоровье дает нам силы справиться с любыми переменами, тревогами, страхами и определяет степень удовлетворенности жизнью. InStyle дает несколько векторов, как выработать этот иммунитет в семье.

Откройтесь друг другу

Открытость, доверие и абсолютная прозрачность в отношениях двух людей - это незыблемый фундамент, необходимый для прочности всей конструкции под названием «семья». Быть совершенно откровенным и доверять свойственно не каждому из нас. Сейчас приятно говорить о необходимости личного пространства для комфортного общения и построения отношений. Но ведь это совсем не противоречит открытости - она как раз и позволяет почувствовать эмоциональные границы друг друга и рождает духовную близость.

Прийти к этому не так сложно, как может показаться. Для начала заведите традицию делиться за ужином впечатлениями дня вроде игры «Белое и черное»: пусть каждый из вас расскажет, что было плохого и хорошего сегодня. Дальше попробуйте начать комментировать какие-то ситуации, произошедшие с партнером, и прислушиваться к его словам. Не забудьте поблагодарить друг друга за доверительный разговор, умение выслушать и ценные советы. Будьте искренни, не скупитесь на улыбки и объятия - все это невероятно вас сблизит.

Не забывайте благодарить

В семье эмоциональная щедрость приветствуется только в том случае, если она имеет добрые намерения. Мы привыкли критиковать друг друга, если нам что-то не нравится, зато, когда нам угождают, мы принимаем это как данность. Нужно уметь быть благодарным за все то хорошее, что делает для нас любимый человек. Это невероятная подпитка для отношений. Одарите партнера похвалой, благодарностью, признанием в любви и увидите, что он готов ради вас даже на большее, чем вы ожидали. Благодарность - лучшее удобрение для отношений.


Учитесь смотреть в одну сторону

Антуан де Сент-Экзюпери очень верно определил: «Любить - это не значит смотреть друг на друга. Любить - значит смотреть вместе в одном направлении». Пары, где у обоих свои интересы и увлечения, встречаются нечасто. Собственно, общность интересов не влияет на эмоциональный климат в семье. Куда важнее иметь общие цели, систему ценностей и взгляд на вещи. Иначе вы будете заниматься перетягиванием каната, как лебедь, рак и щука в небезызвестной басне. Двое людей объединяются и создают семью не для того, чтобы усложнить себе жизнь, а, наоборот, чтобы сделать жизненный путь легче и приятнее. Однако это возможно только в том случае, если вы выбрали одну дорогу.

Поддерживайте близких

Почему при благоприятном психологическом климате в семье нам кажется, что мы способны свернуть горы и мы не пасуем перед страхами? Благодаря тому, что чувствуем поддержку. Отношения, в которых нет поддержки, это как стул без спинки: вроде ты сидишь на нем, но опоры не чувствуешь и боишься расслабиться. Это к слову о том, что нужно смотреть в одну сторону. Если у партнера возникли проблемы или неприятности, мы не можем абстрагироваться и заняться своими делами, наслаждаться своими успехами и взлетами. Поддержка, пусть даже словесная, чрезвычайно важна, в противном случае оба становятся очень одиноки, находясь в отношениях. Единственным логичным выходом из этого одиночества становится расставание: какой смысл быть вместе, если духовно вы уже очень далеки друг от друга?


Сопереживайте эмоциям друг друга

Способность к эмпатии по большому счету, скорее, врожденная черта характера. Однако прийти к осознанной эмпатии, умению тонко реагировать и уважать чувства близких, где-то пропускать их через себя, по силам каждому. Понимание эмоций и переживаний партнера, готовность прийти на помощь, поддержка, доверие и духовная близость - это всё взаимосвязанные вещи, без которых невозможны гармоничные отношения в семье.

Когда в отношениях есть все, о чем мы говорили, появляются гармония, ощущение внутреннего счастья и истинной свободы. Иначе и быть не может, ведь ваша пара - словно единый организм, в котором все действует слаженно.

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность - более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия

Семья в жизни человека . Кажется, нет человека, который бы не знал выражения: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так начинается роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Что же стоит за ставшей классической фразой прошедшего непростой жизненный путь писателя и мудрого человека? Можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?

Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются». Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.

В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня даже весьма пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, так происходит потому, что связи семейные становятся менее прочными, сосредоточиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.

В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но увы... Далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

Семья в современном обществе становится малой группой. Правда, малой группой особой.

Во-первых , это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь (сначала супружеская, затем родительская, сыновняя или дочерняя). Основанные на эмоциональной близости семейные отношения способствуют заботе о самых незащищенных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых - детей и стариков.

Во-вторых , в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения. Недавно английские ученые-генетики установили, что однофамильцы произошли от общего предка. Вдумайтесь, в конечном счете все люди на Земле - родственники в каком-то поколении.

В-третьих , в семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Добрые семейные традиции - источник стабильности и гуманности общества.

Чем определяется психологический климат семьи . Понятие «психологический климат» возникло по аналогии с географическим климатом. Одному из современных психологов принадлежат такие слова: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера,- все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может [или] испытать внутреннюю удовлетворенность... или захиреть».

В семье как в малой группе у каждого участника отношений есть свои роли. Притом не всегда роли членов семьи (мать, отец, старший сын, младшая сестра и т. п.) совпадают с групповой ролью (лидер, «душа общества»; «мозговой центр», «козел отпущения» и др.). Часто в современной семье роль лидера принадлежит не отцу, как это было в патриархальной семье, а тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи.

Вдумайтесь, какой климат складывается в семье, где на повестке постоянно стоит вопрос: кто в доме хозяин? Так ли уж важен однозначный ответ? Может быть, стоит вместо него всегда помнить о моральной ответственности и почаще задавать себе вопрос: как помочь самым близким и родным людям? В атмосфере взаимной заботы вопрос о первенстве решится сам собой. Глава семьи тот, кто окружает заботой и вниманием нуждающихся в них.

Прежде всего психологический климат определяет самочувствие человека в семье (настроение, психологический комфорт). Это самочувствие зависит от отношений между членами семейного коллектива. Именно отношения заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительные отношения, безразличие делают климат резким, неприятным, тяжелым для существования в нем. Благоприятная семейная атмосфера несовместима с «законом джунглей», где властвует физическая сила и вражда. Резкие, враждебные, непримиримые отношения разрушают семейный уклад. При этом, конечно, страдают не только взрослые, но и прежде всего - дети.

В современной психологии семейных отношений выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений: попустительский, авторитарный и демократический. Каждому из них соответствует свой климат.

Попустительский стиль отношений обычно проявляется в семье как отсутствие устойчивых, а то и вообще всяких отношений. В такой семье царит ледяная отстраненность, холодное отчуждение, безразличие к делам и чувствам другого. Такая семья лишь формально является чем-то целым, на деле же в ней все мертво и безжизненно, как в ледяной пустыне.

Два других стиля представляют собой своеобразную шкалу, где на одном полюсе бесцеремонный диктат, жестокость, черствость и агрессивность по отношению друг к другу, а на противоположном - подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество. Вероятно, все согласятся с тем, что наилучший климат складывается ближе к демократическому полюсу.

В семейных отношениях выделяют еще их направленность. Так, во многих семьях преобладает направленность на деятельность - на деловую сторону жизни. Этот ориентир, оценка людей по их успехам в деятельности, может порождать крайне бездушных деловых людей, не думающих о чувствах близких. В таких семьях можно услышать: «Я все делаю, чтобы обеспечить благополучие, а остальное меня не касается». Детям в таких семьях иногда бывает трудно соответствовать завышенным ожиданиям родителей, для которых успехи детей - один из элементов жизненного успеха.

Иногда в семье уделяют слишком большое внимание взаимоотношениям с другими людьми. Чрезмерное увлечение такой направленностью приводит к излишней избирательности в общении и замыкании в тесный круг «своих». Дома в такой семье неуютно себя чувствуют не только посторонние, но и те из родственников, которые не соответствуют представлению «человек нашего круга».

Следующий вид направленности в семейных отношениях - на себя и самоудовлетворение - может в крайних случаях порождать отношения эгоизма, себялюбия, что несовместимо с семейным счастьем. Часто такие семьи переживают бури, штормы, заканчивающиеся гибелью семейного корабля.

Итак, психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность, доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности, гордость за принадлежность к семье. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. Семья, как особая малая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции. Для общения в благоприятной семейной обстановке характерны естественность, сердечность, взаимозаинтересованность.

Неблагоприятный семейный климат ведет к напряженности, ссорам, конфликтам, дефициту положительных эмоций. Особенно страдают в такой обстановке младшие члены семьи. В самых тяжелых случаях такой климат ведет к распаду семьи.

Семейный долг . Тесные семейные связи с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определенных нравственных требований. Превращение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим и есть нравственный долг.

Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция Российской Федерации прямо указывает на то, что «забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей» (ст. 38). Общество в лице государства берет на себя защиту семьи, материнства и детства, а от родителей требует выполнения их семейного долга. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на заботу и внимание взрослых. Хотя семья - дело сугубо личное, но государству небезразлично, в каких условиях формируются его граждане, оно, предоставляя родительские права, одновременно определяет обязанность, гражданский долг родителей - заботиться о своих детях, создавать необходимые условия для их полноценного развития. Если же семья этих обязанностей не выполняет, в установленном законом порядке родители могут быть лишены своих прав.

При этом следует обратить внимание на то, что родители имеют равные права и обязанности в отношении детей. Закон не делает различий между мужчиной и женщиной в определении их гражданского долга заботиться о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, выступать в их защиту во всех учреждениях. В этих правах и обязанностях реализуется долг родителей перед детьми.

Данные специальных исследований показывают, что удовлетворенность семейными отношениями современных россиян во многом зависит от взаимопонимания, взаимопомощи и взаимодействия супругов - родителей. Помимо прочего, в семье сегодняшней закладываются основы прочности и счастья семей будущих. Вспомним замечательные слова из сочинения немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:

    Ребенок учится тому,
    Что видит у себя в дому:
    Родители пример ему...
    Коль видят нас и слышат дети,
    Мы за дела свои в ответе
    И за слова: легко толкнуть
    Детей на нехороший путь.
    Держи в приличии свой дом,
    Чтобы не каяться потом.

Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и своими детьми. Честь требует возвращения долгов и в прямом, и в переносном значении этого слова. Дети также обязаны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми. Если вы рассчитываете на равное с другими членами семьи положение, то долг заботиться о семье, ее благополучии, быте, эмоциональной атмосфере лежит и на вас. Почаще стоит помнить о том, что семья - малая группа. В ней очень важны мелочи, которые могут сделать жизнь семьи невыносимой или, напротив, сгладить трудности и невзгоды, создать обстановку тепла и уюта, которые и ассоциируются у нас с понятием «отчий дом».

В заключение не откажем себе в удовольствии еще раз процитировать С. Бранта:

    Глупцов глупей, слепцов слепей
    Те, кто не воспитал детей
    В порядочности, в послушанье,
    Не проявив забот и тщанья...

    Основные понятия

  • Семья.

    Термины

  • Психологический климат, семейный долг.

Вопросы для самопроверки

  1. Какую роль семья играет в обществе?
  2. В чем заключаются основные функции семьи?
  3. Назовите роли, существующие в семье. Как они связаны с групповыми ролями?
  4. От чего зависит психологический климат в семье? Какие факторы (условия) он включает?
  5. Как вы понимаете, что такое семейный долг? Из чего он складывается?

Задания

  1. Нарисуйте генеалогическое древо своей семьи. В семейном альбоме найдите фотографии неизвестных вам лично родственников, расспросите о них своих родителей.
  2. Соберите семейные предания и легенды. Сделайте вывод, какой психологический климат отражают эти семейные истории.
  3. Припомните, какие семейные реликвии хранятся в вашей семье, кому они принадлежали, с какими событиями связаны.
  4. Прокомментируйте с точки зрения психологического климата в семье следующие строки С. Бранта:

      Тот, кто, прельстясь деньгами, в брак
      Вступить готовится,- дурак:
      Дождется ссор, скандалов, драк!

    Подберите пословицы и поговорки, которые по смыслу соответствуют данному фрагменту сочинения немецкого гуманиста «Корабль дураков».

  5. Составьте собственное толкование понятия «семейный долг», при необходимости обратитесь к словарям.