Арт-терапия — пожалуй, одна из самых приятных терапий. Терапия для души и тела. Арт-терапия многогранная, разная и в большинстве своем увлекательная и вполне может превратиться в хобби.

Сегодня я пригласила в гости профессионального психолога Анну Кутявину, чтобы познакомиться с арт-терапией ближе, узнать о ее целях и направлениях, кому она подходит и в каких дозировках.

Арт-терапия – что это такое и для чего нужно?

Здравствуйте, дорогие читатели!

Если вы наберете в поиске «арт-терапия», сразу же всплывет огромное количество ссылок на статьи, курсы, подборки упражнений, видео- и аудиороликов. В этом всем так легко потеряться. И вот уже кажется, что арт-терапия – это что-то очень сложное, чему учат годами в институтах и университетах. Или, наоборот, у вас может сложиться впечатление, что все это легко, и называть себя арт-терапевтом может даже ребенок. Покалякал по листу – и привет, дело сделано.

Смею вас разочаровать – ни тот, ни другой подход неверен. Да, чтобы стать профессионалом в арт-терапии, надо учиться. Усвоить базовые навыки, познакомиться с техниками, попробовать терапию на себе. И лишь потом нести ее в широкие массы. Но, с другой стороны, изучить некоторые приемы и принести позитивные изменения в свою жизнь с помощью искусства под силу даже начинающим.

Только, пожалуйста, не думайте, что любое творчество само по себе уже является терапией. Это не всегда так. Вспомните хотя бы известных художников и музыкантов, которые создавали свои шедевры под влиянием каких-то дурманящих веществ. Творчество ли это? Да! Но терапия ли? Однозначно, нет.

Что же такое арт-терапия?

Уже из самого названия понятно, что арт-терапия – это лечение искусством. Но как же происходит это лечение? Ведь в арте нет никаких таблеток и капельниц, микстур и лечебных массажей… Но зато есть кисти и краски, бумага и цветное тесто, пластилин и глина, песок, манка, фотографии, ткани. И еще много всего другого, что при грамотном подходе способно исцелить человеческую душу.

Арт-терапия – это связующая нить между сознанием и подсознанием. Такой себе своеобразный мостик из души – в мозг. Ведь большинство наших проблем – не на сознательном уровне, а значительно глубже. Поэтому их так непросто искоренить медикаментозно и словесно. А вот на уровне образов, метафор, искусства – можно.

Арт-терапия как отдельное и очень перспективное направление психотерапии возникла сравнительно недавно, уже в 20 столетии. Она появилась как бы на стыке искусства и психологии, и сейчас завоевывает все большую и большую популярность.

Чем же ценна арт-терапия?

Главная ценность арт-терапии состоит в том, что она может уравновесить психическое состояние человека, повышая его способность к самовыражению, самопознанию и рефлексии. С помощью искусства, на символическом уровне проживаются фактически все чувства и эмоции человека: любовь и ненависть, обида и радость, злость и восторг, гнев, страх, разочарование. И все это отреагирование проходит в нетравматической для человека форме.

Рисуя, раскрашивая, сочиняя, читая истории, вылепливая фигурки, человек не просто решает какую-то конкретную узкую задачу. Он учится смотреть на ситуацию со стороны, обретает более глубокое видение и понимание своей жизни, находит важные ответы на вечные вопросы: а кто я? Зачем я живу? Что для меня главное? В чем мое предназначение, моя истина, мой смысл? Что хорошего я несу в мир? Чем я ценен? Какова моя роль в мире? А это уже значительно больше, чем просто лечение того или иного признака. Как холистическая медицина. Или видение общей картины, и оздоровление всего организма сразу.

Клиенты арт-терапевтов

С кем же чаще всего приходится работать арт-терапевтам? Возможно, это прозвучит слишком громко, но фактически со всеми! Кроме отъявленных скептиков и нытиков, а также тех, кто только интересуется новинками, но не готов меняться. Со всеми же остальными – и с взрослыми, и с детьми – арт-терапия способна дать хорошие плоды. В частности, помочь ищущему и открытому человеку пересмотреть свои взгляды на жизнь, выйти на новый уровень осознания, выбрать для себя более подходящие методы поведения. А также раскрыть в себе творческий потенциал.

В работе с детишками чаще всего используются такие направления арт-терапии, как песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия (терапия рисованием, изобразительным искусством). Элементы этих методов часто применяют в своей работе воспитатели и психологи в детском саду, инструкторы в развивающих центрах, логопеды, коррекционные педагоги.

Арт-терапия чудесно работает с детками с особенностями развития, с инвалидностью. Лично мне выпало работать с незрячими детишками, с малышами с ДЦП, аутизмом, множественными нарушениями развития. И результаты очень приятно удивляли и удивляют. Ведь все так просто – сказка, песок, краски, глина. Все то, что так любят детишки! А оказывается, что это еще и чудесная развивающая, коррекционная, психотерапевтическая среда. Стоит лишь направить творчество в нужное русло, отграничить его от «просто творчества», и внимательно отследить процесс и его результаты.

Главные запросы, с которыми приходят на арт-терапию:

— Восстановление контакта с собой и с окружающими людьми, налаживание отношений, понимание их особенностей;

— Обретение равновесие между своими целями и намерениями, с одной стороны, и внешними условиями, желаниями других людей, с правилами «игры», с другой стороны;

— Коррекция поведения, замена неконструктивной манеры поведения на более подходящую;

— Расслабление, ощущение себя, своих чувств и ресурсов;

— Раскрытие творческого потока, единство с собой, своим внутренним я.

Задачи арт-терапии

Выше мы проговорили основную цель и предназначение арт-терапии. Теперь же предлагаю рассмотреть конкретные задачи, с которыми она справляется, причем, весьма успешно. К ним относятся:

— Диагностика . С помощью творчества можно выявить, в чем главные проблемы клиента, на какую сферу ему стоит обратить более пристальное внимание, что происходит с ним на самом деле.

— Коррекция . С помощью средств арт-терапии можно помочь человеку изменить поведение в более конструктивную сторону, исцелиться от страхов, тревог, ограничивающих убеждений, фобий и т.д.

— Развитие . Одна из главных функций арт-терапии – выявление сильных и слабых сторон человека, и их развитие.

Удовлетворение эстетических потребностей . В ходе арт-терапевтического процесса начинается истинное творчество. Клиенты создают картины, музыку, стихи, даже книги. Что интересно, чаще всего это происходит именно с теми, кто считал себя совершенно «земным», далеким от творчества и вдохновения.

Психотерапия . И, конечно же, с помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями.

Направления и методы арт-терапии

В арт-терапии существует огромное множество направлений. Кроме того, все еще появляются новые и новые. Среди основных направлений можно назвать следующие:

Изотерапия – лечение с помощью рисования, изобразительного искусства. Клиенту предлагается воспользоваться кистями и красками, карандашами, иногда – фломастерами, мелками, ручками;

Мандалотерапия – терапия с использованием мандал. Клиенту предлагают создать мандалу – нарисовать ее, сплести из цветных ниток, создать насыпную с помощью песка и т.д.;

Музыкотерапия – направление арт-терапии, подразумевающее лечение при помощи музыки. Так, человеку могут предложить прослушать готовую музыку, проиграть ее, или же создать собственные ритмы;

Песочная терапия – терапевтическая работа с использованием потенциала песка. Клиент создает картины, проигрывает сюжеты в психологической песочнице;

МАК – психологическая работа с применением метафорических ассоциативных карт. Они хорошо помогают сделать выбор, найти неожиданное решение, взглянуть на ситуацию со стороны;

Сказкотерапия – терапия с помощью метафоры в сказках, легендах, мифах. Клиенту предлагается прочесть и проанализировать готовую сказку, переписать ее часть, или сочинить свою сказку под запрос;

Тканевая терапия – терапевтическая работа с тканями. В данном случае человек создает композиции при помощи разных типов тканей;

— Библиотерапия – целебное воздействие чтением или другой формой работы с текстом. Здесь человек читает знакомые и незнакомые тексты, выбирает значимые для него слова, составляет послания из этих слов и т.д.;

Куклотерапия – лечение при помощи различных кукол. Клиенту предлагается изготовить собственную куклу из различных материалов;

Коллажирование – лечение с помощью создания коллажей. Бумага, вырезанные картинки превращаются в карту желаемого;

Кинотерапия – терапия с помощью кино и видеороликов. Клиенту предлагается просмотреть ролики, потом идет обсуждение и переосмысление важных для клиента ценностей;

— Фототерапия – лечение с использованием терапевтических возможностей фотографии, для развития и личностного роста человека. Подразумевает работу с фотографиями, своими и чужими;

— Тестопластика – лечение при помощи работы с пластичными материалами: соленым тестом, глиной, пластилином.

Почему именно арт-терапия?

Главная особенность арт-терапии и ее отличие от других методов психотерапии – это ее безвредность, мягкое, бережное действие на человека. Под руководством опытного арт-терапевта навредить клиенту с помощью творчества невозможно.

Кроме того, она работает напрямую с подсознанием, помогает достучаться до невидимых, скрытых от глаз ресурсов и характеристик человека.

Арт-терапия развивает креативность, образное мышление, дарит человеку истинное удовольствие от творчества. Клиент не просто получает эстетическое наслаждение, но и легче приспосабливается к условиям внешней среды, становится более психологически защищенным. Творчество помогает обрести уверенность в своих силах, легче выражать себя, накопить положительный жизненный опыт.

Кроме того, арт-терапия способна решить очень широкий круг проблем и задач: возрастные и экзистенциальные кризисы, внутренние и внешние конфликты, потери, травмы и т.д.

Все эти аргументы свидетельствуют о том, что непременно стоит попробовать творить в рамках арт-терапии. Ведь это путь к своей душе, честной и настоящей. И дорога очень интересная, захватывающая, насыщенная яркими образами. Она ценна уже сама по себе, как процесс. Но и результаты бывают очень и очень впечатляющими.

Фактически все, рано или поздно столкнувшиеся с арт-терапией, начинают смотреть на мир глазами творца. Художника, поэта, скульптора, человека, который сам создает свою жизнь и изменяет мир вокруг себя. Такие люди непременно находят свое призвание, предназначение, жизненную миссию, и следуют ей. Становясь лучше с каждым днем.

Я от всей души желаю вам тоже обрести своего творца, познакомиться с собственным потенциалом и огромными возможностями, построить искренние взаимоотношения с миром и близкими людьми. А в первую очередь – с самим собой.

Счастья вам и процветания!

Анна Кутявина

В , о том, что мы можем сделать и как повлиять на себя и свою жизнь.

Позже мы рассмотрим большинство видов арт-терапии подробнее. А пока приглашаю просмотреть видео о том, как избавиться от депрессии при помощи арт-терапии.

Пусть творчество радует, а вдохновение дарит крылья!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Психотерапевтами достаточно давно подмечен один факт: выполнение простых и понятных упражнений помогает раскрыть личность ребёнка, узнать, что происходит в его душе. Арт-терапия - это психотерапевтический, лечебно-профилактический вид работы с использованием искусства. Через различные творческие поделки малыш рассказывает о себе и своих страхах. Психолог же, собирая данные, помогает ребёнку, выстраивая правильные модели поведения и трансформируя страхи.

Арт-терапия — распространенная методика детской психотерапии

В психотерапевтической практике используются разнообразные методики диагностики эмоционального состояния ребёнка и определения его уровня психологического развития, позволяющие силой искусства избавиться от многих заболеваний.

Арт-терапия и дети

Малыши для психотерапевтов являются «сложными» клиентами. Детям, ввиду их возраста, достаточно трудно описать словами свои страхи, рассказать о том, что их беспокоит. Психика детей очень уязвима и ранима. И только арт-терапия поможет в определении существующей проблемы, коррекции поведения, изменения психологического настроения. Любого малыша достаточно просто испугать, обидеть, вызвать в нём раздражение. И если родители заметили в поведении своего чада какие-либо некорректные действия, неадекватную реакцию на различные жизненные ситуации, то арт-терапия станет эффективным способом воздействия на ребёнка. Нотации, порицания, нравоучения со стороны родителей не принесут никаких результатов, они непонятны для ребёнка, а потому ничуть не действительны, не успешны.

Для того чтобы малышсмог раскрыться, необходимо создать соответствующие условия. Он должен чувствовать себя свободно и непринуждённо, ощущать полную безопасность. Часто родители не в состоянии создать подобную атмосферу дома, поскольку слишком нетерпеливы и постоянно оценивают своё чадо, давая указания, что можно делать, а что нет. На занятиях арт-терапией психотерапевт ни в чём не ограничивает свободу ребёнка, позволяя ему достаточно раскрыться, чтобы показать то, что малыш не в состоянии описать словами.

Психологи помогают отыскать в ребёнке скрытые способности, избавляют от множества страхов и конфликтов с самим собой. Режим работы врачей весьма щадящий, не влияющий на психику малыша. Занятия проходят в игровой форме - это позволяет завоевать доверие маленького пациента и постепенно узнать о беспокоящих его проблемах.

Школьнику начальных классов и детям дошкольного возраста достаточно 1,5 часов тренинга арт-терапии в неделю. Этого вполне хватит, чтобы гиперактивные подростки смогли выплеснуть свои эмоции, накопленные за семь дней. Во время уроков при помощи арт-терапевтических средств происходит снятие глубинных страхов у школьников младшего и среднего звена, дошкольников и детей, которые ходят в младшие группы детского сада. В процессе работы у дошкольников формируются навыки и средства поиска компромиссов между собственным миром и требованиями окружающих. В результате ребёнок сможет поверить в себя и свои силы, которые будут придавать ему ощущение значимости, ответственности.

В детсадах и детских центрах развития арт-терапевтическая работа проводится логопедами коррекционных центров.

Чем отличается арт-терапия от обычного занятия творчеством

Арт-терапия - метод действий, корректирующих поведение ребёнка (в т. ч. девиантное), путём творческого выражения: лепки, игр с песком, театрального проигрывания историй, сочинения рассказов. Причина эффективности таких занятий кроется в творческом мышлении чада: оно более точное, конкретное и детальное, нежели у любого взрослого человека. Именно оно применяется детьми для понимания, осмысления и оценки мира вокруг них, построения отношений с ним.

Ребёнок, в силу своего возраста, отображает в своём творчестве не конкретные впечатления, полученные извне, а бессознательно изображает более глобальные вещи - весь свой жизненный опыт.

Детям арт-терапия наиболее приятна и удобна, не причиняет дискомфорта и неловкости. Немаловажным оказывается и то, что любой предмет арт-терапевтических занятий является для него наиболее «важным партнёром», нежели сам арт-психолог.

Именно к таким предметам коммуникации малыш проявляет имеющиеся в своём сознании и характерные только для него формы построения отношений. Такой метод позволяет определить самые серьёзные, травмирующие психические проблемы и избавиться от них. Борьба с трудностями проходит в тени процесса арт-терапии, одновременно и параллельно. Благодаря арт-терапии можно изучить мир внутренних переживаний ребёнка, исследовать его чувства, установить причины переживаний, тревожности. Вербальные ответы в виде характерных линий, определённых цветов и фигур могут рассказать об очень многом.

При занятиях терапией искусством дети не испытывают психологический дискомфорт

Виды арт-терапевтических занятий для ребёнка

Любой метод занятий арт-терапией направлен на возможность ребёнка к самовыражению в любом возрасте. Отсутствие законов, правил и ограничений позволяет выпустить наружу всё то, что волнует его, описать через творчество свою проблему, понять её, поменять к ней своё отношение.

Наиболее популярными способами арт-терапии являются лепка, танцы, пение, изотерапия, моделирование из бумаги, ваяние, вязание, песочная терапия и т. д.

Многообразие возможных приёмов позволяет создать большую пространственную область для определения и корректировки проблемных ситуаций. В качестве методов работы применяют активную и пассивную арт-терапию. Пассивная методика основана на применении материала готового вида: обсуждение прослушанного сюжета сказки или музыкального произведения, рисунка. Принцип активной методики заключается в творении, создании какого-либо нового объекта искусства.

Занятия лепкой

Лепка помогает чаду развить усидчивость, внимательность и мелкую моторику. Материалом для занятий может стать воск, глина, пластилин и даже солёное тесто. Терапевт, наблюдая за процессом, отмечает особенности поведения малыша, помогает направлять энергию в нужное русло.

Хорошо помогает в лечении психического здоровья малыша методика, названная маскотерапией. Ребёнок вылепливает маску, представляющую для него страх, тревогу или негативные мысли. Специалист объясняет ему, что всё плохое теперь «живёт» в этой маске, и об этом необходимо забыть, оставить, «выбросить» прямо тут, у врача в кабинете.

Польза песка

Наиболее простым и одновременно самым любимым методом у детей является песочная терапия. Для проведения занятий потребуется лишь небольшая коробка с песком. С его помощью малыш создаёт различные рисунки, фигуры. Это развивает тактильные ощущения, делает ребёнка более сконцентрированным, раскрепощённым, менее агрессивным и тревожным. Через песочную терапию происходит его самовыражение.

Лечебная терапия при помощи песка позволяет выявить у детей задержку психического развития, аутизм, неврозы. Удачен этот способ для детей, переживших стресс, связанный с потерей близких, сменой места жительства, переходом в новый детский сад,.или находящихся в депрессивном состоянии.

Помощь изотерапии

Наиболее доступными методами являются упражнения по рисованию каракулей - изотерапия. Ребёнок в это время чувствует себя свободным, не задумывается о результате. В полученных на бумаге линиях он пытается увидеть какой-либо образ. Описывая его, он может что-то дорисовывать, выделять какие-то важные элементы и акцентировать на них внимание.

Увлекательной разновидностью изотерапии является монотипия или «один отпечаток». На поверхности, которая не впитывает краску, чадо рисует линии или пятна. Затем эта поверхность накрывается листом бумаги. Полученный на ней отпечаток демонстрируется ребёнку с тем, чтобы он описал его или дорисовал образ.

Благодаря изотерапии специалисты могут понять психическое состояние ребёнка, классифицировать его и помочь побороть комплексы и страхи, связанные с ним. Любое переживание, которое ребёнок не может выразить устно, находит отражение в рисунках. Определённые фигуры, присутствие каких-то элементов, используемый цвет и характер линий - всё это может поведать арт-терапевту о внутреннем мире ребёнка. Во время рисования, малыш в красках описывает собственное настроение, раскрывает внутренний мир, эмоции и переживания. Специалист же ведёт непринуждённую беседу для составления картины психологического состояния.

Изотерапия — простейший метод работы с детьми

Это направление в арт-терапии только начинает набирать популярность. Музыка является неплохим способом снятия стресса, помогает устранить нарушения устной речи и отклонения в поведении ребёнка. При помощи музыкальной терапии специалисты могут избавить малыша от многих неврологических проблем, депрессии.

Арт-терапевт во время занятий проводит обучение и рассказывает малышу об основных понятиях в музыке, используя для описания игровые образы: например, страна Гармония, где живёт принцесса Мелодия и принц Ритм, и проч. Таким образом, занятия помогают ребёнку отвлечься от реальных проблем жизни, снизить давление на его психику.

Детям с задержками психомоторного развития данный вид терапии позволит устранить эмоциональное перенапряжение и увеличить подвижность.

Музыкотерапия отлично снимает нервное напряжение

Театральные постановки

Участие чада в постановках на сцене научит его выражать свои эмоции, чувства и мысли не только при помощи слов, но и движениями и мимикой. Играя различных персонажей, малыш примеряет их образы на себя, учится понимать их переживания.

Сказкотерапия

Этот вид арт-терапии подойдёт для совсем маленьких детишек. Врач просит малыша рассказать сюжет какой-либо сказки, проанализировать её или придумать свою историю. Цель таких занятий - поддержка чада в эмоциональном плане, создание у него правильных представлений о мире и других людях, развитие важных навыков общения в коллективе.

Упражнения в практике арт-терапии

Отличием арт-терапевтического вида лечения от иных программ и практик психотерапевтического лечения является применение невербального вида коммуникации, выступающего в роли главного источника донесения информации. За основу взяты упражнения, позволяющие чадуу без каких-либо сложностей справиться со своими страхами или устранить тормозящий фактор.

Ряд упражнений в практике арт-терапии являют собой некий инструмент, позволяющий развивать навыки межличностного общения, повысить собственную оценку, создать более успешный образ собственного «Я».

Каждое арт-занятие с малышом или подростком проходит в два этапа. На первом малышу предоставляется возможность творчески выразиться, например, создать какой-либо рисунок, что-нибудь слепить. Данный этап опирается на невербальный способ общения и не имеет каких-то чётких схем поведения.

На втором этапе ведущую роль играют вербальные механизмы коммуникации. Здесь происходит обсуждение того, что было создано ребёнком. В расчёт не принимается физическая красота творения, его эстетический вид. В арт-терапии это не играет главной роли.

На первом этапе занятий следует попросить малыша что-нибудь слепить или нарисовать

Невербальный способ - простейший метод, позволяющий ребёнку поведать о собственных волнениях, негативных и тревожных мыслях, переживаниях. На занятиях арт-терапией решаются следующие задачи:

  • устраняются внутренние негативные качества ребёнка;
  • повышается самооценка;
  • происходит обучение объективному анализу происходящих в жизни ребёнка событий;
  • выстраивается более успешный или новый образ собственного «Я»;
  • малыш научается правильно трактовать свои чувства, идеи, цели и отстаивать точку зрения.

Упражнения арт-терапии направлены главным образом на изменение направления энергии психического состояния ребёнка в наиболее благоприятное русло. Арт-терапевты помогают преодолеть проблемы путём выражения её через какой-либо инструмент творческой деятельности. Это и есть главное целительное свойство арт-терапии.

Создать образ проблемы, страха - это лишь первый шаг. Далее необходимо трансформировать этот лик, изменить его, придать другую форму. Одновременно происходит изменение физического образа ребёнка путём переработки внутреннего представления о нём (в голове ребёнка). Уникальность арт-терапии позволяет подобрать решение проблемы для любого индивида, даже в самых сложных ситуациях.

Групповые занятия арт-терапией

Занятия групповой арт-терапией - наиболее простой путь анализа психического состояния малыша. Он позволяет понять мечты ребёнка, его мысли без обращения к сложным аналитическим методам.

Арт-терапия в группе детей выстраивается на сравнительном анализе, взаимодействии детей друг с другом и преподавателем.

Во время занятий ребёнок учится быть коммуникабельным, вносит обязательные корректировки в своё поведение по отношению к другим, старается влиться в социум, вырабатывая способы и механизмы построения взаимоотношений с ровесниками.

В дальнейшем ему будет намного проще адаптироваться в новых условиях в детсаде или школе.

Проблемы, решаемые на групповых занятиях арт-терапией:

  • избавление от страхов и тревог - из рисунков ребёнка можно выяснить, что тревожит его и чего он боится; изображение своих опасений помогает противостоять страху, побеждать его;
  • освобождение от тиков, неврозных и навязчивых состояний - внутренние эмоции освобождаются за счёт творчества, что делает ребёнка более спокойным, устойчивым к стрессовым ситуациям внешнего мира;
  • повышение самооценки - выполнение творческих заданий позволяет малышу понять свою уникальность, осознать собственную ценность;
  • укрепление эмоционального интеллекта - в процессе занятий дитя учится выражать свои чувства и эмоции, использует свои наиболее сильные стороны для решения поставленных задач;
  • устранение последствий жизненно стрессовых ситуаций - на занятиях ребёнок отвлекается от возможных семейных неурядиц.

Преимущества и польза от занятий арт-терапией

Работая над созданием какого-то творческого произведения, чадо становится уверенным в себе, повышает чувство собственного достоинства, получает возможность реализовать себя, испытывает удовлетворение от процесса аналитического и творческого создания художественного произведения.

Дитя расширяет свои возможности и собственные права. Техника арт-терапии помогает в детском возрасте выразить страхи и эмоции визуальным способом и избавиться от них.

К плюсам занятий арт-терапией с детьми также можно отнести:

  • для занятий арт-терапией в детском возрасте не нужны развитые способности, которые необходимы в изобразительном или художественном творчестве;
  • за счёт специальной техники малышу проще «рассказать» о своих проблемах и переживаниях, он учится рассматривать свои проблемы под иным ракурсом, пытается отыскать пути решения;
  • арт-терапия является орудием самопознания и самовыражения;
  • занятия помогают детям преодолеть безынициативность и апатию,
  • такие уроки формируют активную жизненную позицию;
  • техника занятий направлена на мобилизацию творческого потенциала;
  • занятия носят актуальное «инсайт-ориентированное» направление, в котором имеет место большая терпимость, гармоничнсть и доверительность атмосферы, большее внимание к собственному миру ребенка.

«Девятый вал» и «Мона Лиза», «Времена года» и «Полет шмеля», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», «сказка о Царе Салтане», «Война и мир» — все это шедевры мирового искусства. Во времена, когда они были созданы, никто не задумывался о том, что искусством можно лечить. Но уже тогда люди стремились к прекрасному и хотели творить.

В середине 20 века ученые впервые задумались о том, что искусством и творчеством можно не только наслаждаться, но и лечить психологические расстройства. С тех пор, арт-терапия зарекомендовала себя как высокоэффективный метод диагностики, коррекции, лечения и развития детей. Эта методика решает огромное множество психологических проблем:

  • Социальная адаптация детей
  • Проблемы агрессивного поведения
  • Неврозы, логоневрозы
  • Нарушения поведения
  • Истерики и капризы
  • Страхи, ночные кошмары
  • Плаксивость
  • Энурез
  • Проблемы с речью
  • Лечение болезней психосоматического характера
  • Задержка умственного развития
  • Семейные проблемы
  • Сложные жизненные ситуации
  • Развитие мелкой моторики
  • Коррекция развития детей-инвалидов, детей с ДЦП, ОВЗ, аутизмом, синдромом Дауна

Детская арт-терапия помогает даже самым маленьким пациентам, ведь с ее помощью любой ребенок может выразить свои чувства, мысли и эмоции, выплеснуть агрессию мирным путем, самовыразиться и, тем самым, решить многие внутренние проблемы и конфликты. Арт-терапевтические занятия для детей проходят в легкой игровой форме, ребенок даже не замечает, что он решает какие-то свои проблемы или обучается, для него это просто интересное познавательное занятие.

Виды арт-терапии для детей

В настоящее время эта методика получила достаточно широкое распространение, занятия арт-терапией для детей проводятся во многих детских садах, школах, развивающих центрах и даже в поликлиниках. Существует огромное множество всевозможных техник арт-терапии для детей, которые основаны на разных видах искусства, что является неоспоримым преимуществом данной методики. Ведь каждый ребенок сможет выбрать именно то, что ему по душе.

Сказкотерапия — терапевтическая и развивающая методика одновременно. Сказкотерапия позволяет, с помощью правильно подобранной сказки, рассказа, притчи, проиграть проблему ребенка и подсказать выход из проблемной ситуации. Развивающая сказкотерапия рассказывает ребенку о добре и зле, о мире и жизни, прививает нормы морали, учит разбираться в людях и взаимодействовать с ними.

Песочная терапия — прекрасный метод диагностики и решения многих проблем. Наблюдая за игрой ребенка, терапевт выявляет его проблемы, внутренние конфликты и помогает, с помощью игры, решать эти вопросы. Прекрасно развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, решает проблемы с речью и многие другие.

Танцевальная терапия – является отличной профилактикой детских комплексов, неврозов, помогает ребенку выразить мысли и эмоции через движения своего тела, снимает эмоциональное напряжение. Танцевальная терапия хорошо подходит для скромных и закомплексованных детей, они учатся владеть своим телом, осознавать его, что способствует повышению самооценки и приобретению уверенности в себе.

Цветотерапия известна с древнейших времен, еще наши предки знали, что каждый цвет имеет свое влияние на организм человека. Голубой цвет — успокаивает, зеленый — расслабляет, красный — лечит простудные заболевания, оранжевый придает бодрости, желтый — улучшает настроение. Эти знания можно успешно использовать для того, чтобы гармонизировать состояние человека.

Игротерапия- является инструментом диагностики и лечения разнообразных психологических и социальных проблем ребенка. Игротерапевт, наблюдая за тем как играет ребенок, зачастую, может сделать больше выводов о состоянии ребенка, чем в ходе длительной беседы. И так же, через игру оказать ребенку серьезную психологическую помощь.

Куклотерапия помогает бороться с детскими страхами, решает множество психологических проблем. С помощью театральной постановки, которая основывается на проблеме пациента, ребенок проигрывает свою жизненную ситуацию и находит выход из нее. Так же, ребенок может сделать собственную куклу, которая станет олицетворением его проблемы. Вложив свои переживания в куколку, ребенок высвобождает негативные эмоции и ему становится легче.

Изотерапия активно используется для коррекции невротических, психосоматических нарушений, при трудностях в обучении и социальной адаптации. В изотерапии используется: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство. Творчество помогает ребенку лучше понять себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от негативных эмоций. Рисование отлично развивает у ребенка чувственно-двигательную координацию, конкретно-образное и абстрактнологическое мышление.

В музыкотерапии, музыка используется в лечебных и коррекционных целях, это направление получило широкое применение, как в психологии, так и в медицине. Многочисленные исследования показали, что музыкотерапия регулирует психовегетативные процессы организма, тем самым влияя на физиологическое состояние человека, регулирует эмоциональное состояние человека, способствует очищению от негативных эмоций, активизирует творческое полушарие мозга, повышает социальную активность.

Детскую арт-терапию активно используют в двух направлениях: для лечения психологических проблем у детей, начиная от раннего дошкольного возраста, и для всестороннего развития малышей (2-3 года), старших дошкольников, детей школьного возраста. Родители также могут использовать арт-терапию для развития своих малышей, даже, если что-то будет получаться не совсем верно, вреда это не прнесет. Но, для лечения ребенка средствами детской арт-терапии, обязательно нужно обращаться к квалифицированному специалисту.

Необходимо помнить, что арт-терапия — это не то же самое, что кружок умелые ручки: изотерапия не просто кружок по рисованию, а музыкотерапия, не обычные занятия музыкой для детей, обращайте на это внимание, когда отдаете своих детей заниматься по данной методике.

Ирина Лозицкая, семейный психолог, арт-терапевт

Работники дошкольных учебных заведений каждый год сталкиваются с введением новых способов общения и развития . Относительно недавно популярной стала арт-терапия, которая позволяет развить у ребенка не только творческие способности, но и способствовать развитию речи и коммуникабельности.
Содержание:

Что такое арт-терапия

Многим родителям данное понятие даже не известно, а все потому, что большинство привыкло развивать детей старыми способами, такими как учили их в детстве. А на любые внедряемые новшества практически все смотрят косо и н доверяют.

На самом же деле с каждым годом разрабатывается множество программ и направлений, которые позволяют намного легче адаптировать дошкольников к жизни, научится видеть себя, гордится собой, а также постараться найти для себя удобный способ общения и выражения своих эмоций и желаний.

Одним и таких направлений является арт-терапия, в которое входит рисование, лепка, изучение звуков, танцы и многое другое.

В начале 20 века один из художников, которые побывал на войне, находился некоторое время в санатории для восстановления после полученной травмы. А так как особо заниматься там было нечем, все свободное от процедур время он рисовал. Спустя некоторое время он стал понимать, что идет на поправку быстрее, чем это прогнозировали врачи. Дело оказалось в рисовании. После этого были созданы специальные курсы на базе санатория, на которых люди рисовали. И удивление, но именно эти занятия помогали поправиться им намного быстрее.

Спустя некоторое время один из европейских художников продолжил начатое дело. И с этого момента появился целый способ - арт- , благодаря которому многие люди обрели душевное спокойствие.

В России арт-терапия появилась относительно недавно. И, несмотря на множество положительных отзывов о ней, применяется она не так широко, как за рубежом. Но при этом в больших городах уже открыты целые арт-терапевтические центры.

Особое внимание уделяется арт-терапии для дошкольников, так как на их психику, мировоззрение, мнение нужно воздействовать осторожно, потихоньку, чтобы ребенок сам понял, как ему нужно себя вести, чтобы он расслабился, и никто не оказывал на него психологического давления.

Анализ результатов

Прежде чем внедрять повсеместно арт-терапию для дошкольников, ученые провели множество исследований, результаты которых оказались положительными.

Так, были набраны группы детей с речевыми нарушениями. Известно, что задержка речевого развития негативно влияет и на общее развитие ребенка, потому что, изучая мир, общаясь со своими сверстниками, с людьми, которые старше, отвечая им, малыш познает мир. Смотрит, как нужно поступать в той или иной ситуации, планирует свои ответы и т.д.

Одновременно с речевой задержкой страдает и эмоциональной, да и чаще всего проблемы с речью кроется не только в логопедии. Проблемы кроются намного глубже. И единственный способ как-то изменить это - найти индивидуальный подход к ребенку, желательно в момент его увлечения чем-то, найти с ним общие интересы, чтобы он мог раскрыться, показать свои эмоции, и как следствие, начать говорить и понимать окружающий мир.

Для того чтобы заниматься арт-терапия не нужно обладать какими-то удивительными способностями и талантами к пению, рисованию, танцам. Это делается исключительно для того, чтобы раскрепостить зажатого , дать ему шанс посмотреть на мир иначе, окунуться в творчества и выйти их своего стеснения.

Результаты у малышей с задержкой речевого развития были видны уже спустя пару месяцев. Они стали реагировать на сказанное им иначе, начинали сами же отвечать, пусть сначала и односложно, но это лучше, чем просто молчание. К тому же, детки стали осваивать мир, стараться что-то делать, добиваться результатов, быть лучше, чем кто-то.

Психологи считают, что именно благодаря арт-терапии можно будет работать с любыми детьми, приспосабливать их к жизни, адаптировать к новым обстоятельствам и т.д.

Задачи арт-терапии для дошкольников

Техника арт-терапии применяется очень широко и при различных проблемах. Иногда даже абсолютно здорового ребенка приводят на сеансы для того чтобы привить в нем силу духа, чувство уверенности.

К основным задачам арт-терапии для деток дошкольного возраста можно отнести:

  • Развитие речевой и познавательной активности. Это происходит в момент приобщения к чему-то новому. Так, малыш, в первый раз увидев цветной песок, желает знать, а почему он цветной (ведь привык же, что он только желтый), увидев новое танцевальное движение, он хочет его повторить и т.д.
  • Развитие уверенности в себе. У каждого малыша на первых занятиях может что-то не получаться, но, благодаря стараниям педагогов, с каждым разом ему удается сделать что-то новое и больше, чем на предыдущем занятии. В итоге у ребенка формируется уверенность в своих действиях, мнение, что он может, если постараться

  • Стабилизировать состояние, научить его контролировать эмоции. Это достигается путем проб и ошибок. Как уже было сказано выше, на первых занятиях у малыша может что-то не получаться. В первые разы он может расплакаться, обидеться, но со временем, при помощи взрослых, научится контролировать свои эмоции, успокаиваться, понимать, что плач не помоет делу и т.д.
  • Стимулирование креативного мышления. Все родители замечали, что дал ребенку в руки пластилин, краски, он начинает экспериментировать. Проявляется это довольно просто, например, смешивание разных цветов пластилина, нанесение нескольких красок на одно и то же место и т.д. После таких простых экспериментов он начинает пробовать расширять границы, тем самым развивая свое креативное мышление, ему хочется придумать что-то новое, чтобы удивить педагога, маму, бабушку, дедушку и т.д.
  • Развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи т.д.

На самом деле задача у арт-терапии много, но важно не это. Несмотря на многочисленность поставленных задач, все их удается достичь, потому что нет прямого навязывания, все происходит в игре, в легкость и в доброжелательности.

Преимущества арт-терапии для дошкольников

Благодаря тому, что арт-терапия совмещает в себе и психологию, и медицину, и педагогику, получается достичь многих целей, а самое главнее, выделить массу преимуществ.

  • Во-первых, обстановка на занятиях абсолютно безопасная. На них нет никакой конкуренции, каждый ребенок делает то, что ему нравится и сам старается достичь поставленных целей
  • Во-вторых, благодаря тому, что после каждого занятия получается видимый результат (рисунок, танец, песня, поделка и т.д.), можно четко проследить за развитием малыша, увидеть, насколько комфортно ему, насколько изменилось его мировоззрение
  • В-третьих, каждый ребенок может осознать собственную ценность. После каждого занятия родители видят поделку, за которую хвалят. Также, иногда преподаватели просят малышей сделать часть к чему-то общему. И видя, что его сделанная частичка составила одну общую картину, он будет не только горд собой, но и поймет, что значит многое

  • В-четвертых, детки, у которых наблюдаются проблемы с речью, могут найти иные способы выражения своих эмоций через искусство, тем самым не замыкаясь в себе

Большое внимание уделяется результатам после занятий, потому что именно они показывают, насколько действенна терапия для определенного ребенка и нужно ли что-то изменить в подходе.

Виды арт-терапии для дошкольников

На сегодняшний день существует очень много видов арт-терапии для дошкольников. Причем выбрать тот или иной вид могут как врачи, так и сами родители, зная, что любит, а что не любит их ребенок.

Выделяют следующие виды:

  • Изотерапия, во время которой дети рисуют красками, карандашами
  • Цветотерапия, во время которой благодаря воздействию и изучению цветов, ребенок лучше познает окружающий мир
  • Песочная терапия, которая позволяет развить не только воображение, но и улучшает моторику из-за необычности песка
  • Игротерапия, во время которой проводят специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия и т.д.
  • Музыкотерапия, которая нравится многим детям, так как на ней разрешают даже покричать
  • Сказкотерапия, во время которой малышу прививаются нравственные качества через героев книжек, на их примере, на их поступках

Взаимодействие с детьми во время арт-терапии строится на взаимном понимании, уважении, на выборе предпочтений, поэтому большинству малышей это нравится, и они с удовольствием посещают занятия.

Изотерапия

Один из самых распространенных методов арт-терапии это изотерапия. Она изучена намного больше, чем другие способы, да и применять ее проще.

Все дети любят рисовать, кто-то берет для этого карандаши, кто-то фломастеры, а некоторые рисуют исключительно красками. И ничего удивительного в предпочтениях малышей нет, потому что каждый из них видит мир по-своему и осваивает те методы, которые ему ближе и понятнее. Это тоже касается рисунков.

Специалисты по изотерапии способны на основании рисунка малыша сделать выводы об его эмоциональном состоянии, о психологической составляющей. Так, некоторые родители замечают, что их ребенок в определенный момент начинает рисовать исключительно только темными цветами. Это говорит о том, что его состояние, в первую очередь моральное и психологическое, напряженное, что его что-то беспокоит. И очень важно узнать, что именно.

В процессе обучения и прохождения , улучшение его состояния будет заметно по его же рисунками. Так, если ребенок стал применять светлые или яркие цвета, постепенно заменять темное на яркое, то это говорит о правильности выбранного направления.


Тем родителям, дети которых любят рисовать, нужно в самом начале стараться учить самим, самые доступные и легкие фигуры, штрихи и т.д., а уже затем отдать в художественную школу для развития навыков.

Песок для детей

Совсем недавно стала применяться терапия песком, которая очень нравится деткам.

Если посмотреть на детскую площадку летом, то можно заметить, что практически все дети с удовольствием лепят куличики, строят замки и т.д.

Опытные специалисты во время специальных занятий с песком могут по действиям, по поведению малыша обратить внимание на его психологическое состояние.

Известны случаи, когда же при помощи занятий с песком удалась корректировать поведение деток с легкой формой аутизма, задержкой психологического развития и т.д. К тому же, было отмечено, что именно этот вид терапии способен помочь в лучшей реабилитации в случае перехода в другой детский сад, потере близкого человека, домашнего животного, переезда из одного города в другой и т.д.


Для таких занятий малышу нужна будет небольшая песочница, много игрушек и емкость с водой, чтобы мочить песок и лепить с него фигуры. Во время занятий арт-терапевт задает вопросы малышу, старается направить его действия, тем самым, помогая, приспособится к окружающему миру, а также контролировать свои эмоции.

Сказкотерапия для дошкольников

Практически все родители знают, насколько важно читать детям сказки, потому что из них он может познать нормы поведения, сравнить их с чем-то и т.д.
Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, такие сеансы приходятся им по душе.

В зависимости от того, что делают персонажи рассказа, куда они попадают, как себя ведут, педагог может сделать вывод об общем состоянии ребенка, и в случае нарождения каких-то проблем при помощи сказок помочь ему.

Например, непослушным детям придумывают сказки, в которых при хорошем поведении их хвалят, обнимают и т.д. Именно на это реагируют дети, потому что они хотят быть лучшими и хорошими, видеть к себе больше внимания. Правда, не все умеют добиваться его хорошими методами. А на примере сказочных героев, сделать это просто.

Музыка и танцы

Все дети любят танцевать, им нравится, когда включают музыку, учат каким-то движениям. Так устроены все люди, что под определенное настроение им хочется слушать определенную музыку. Так же и у малышей.

Музыкотерапия, правда, сегодня встречается очень редко, но с каждым годом из-за повышения ее популярности, появляется все больше специалистов.
Музыка способна помочь ребенку в следующем:

  • Снять . Иногда малыш напряден, потому что на него много чего навалилось, и да, на удивление, у детей есть свои «детские проблемы». И чтобы снять этот стресс, напряжение, ему нужно помочь. Отличный способ отвлечься - это танец под веселую музыку
  • Отрегулировать отклонения в речи. Многие психологи и логопеды считают, что песни помогают малышу лучше говорить, так как задействуются клетки головного мозга, язык тренируется и т.д.
  • Отрегулировать его поведение, например, когда ребенок часто проявляет агрессию, грубит
  • Увеличить подвижность, благодаря чему улучшается общее физическое состояние

Во время музыкотерапии педагог представляет перед ребенком целую неизведанную и необычную для него страну, где правят короли, принцессы. Воображение ребенка создает интересные картины, ему хочется понять больше.


Арт-терапия для - очень важное направление, которое позволяет помочь малышу адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность, перестать стесняться. Поэтому если есть возможность ходить на хотя бы одно из вышеперечисленных занятий, делать это нужно незамедлительно!

Содержание

В психологии есть направление для коррекции психосоматических расстройств, основанное на использовании изобразительных искусств и других терапевтических методов. Называется такая методика современной психотерапии арт-терапия, а входит в нее множество разных видов творчества для детей и упражнения для взрослых. Такой подход помогает избавиться от страхов, сомнений или тягостных переживаний, выразить эмоции, состояния и развить творческие способности.

Что такое арт-терапия

Лечение искусством – это один из эффективных методов психологической коррекции пациентов с разными расстройствами. Работа ведется с помощью рисунков, кино, музыки, театра или пения. Арт-психология помогает пациенту преодолеть сложные барьеры в эмоциональном общении, учит художественному самовыражению и позволяют развивать скрытые таланты. У этой техники нет противопоказаний – этой формой психотерапии можно заниматься вне зависимости от возраста, уровня интеллекта.

Показания для проведения

В специализированных медицинских центрах такой метод психотерапии используется при комплексном лечении алкогольной зависимости или наркомании, для облегчения состояния тяжелых онкологических больных. Применение методики лечения искусством не регламентируется. Техники используются для коррекции сознания и у взрослых, и у детей. Однако на практике эффективность терапии особенно проявляется при следующих случаях:

  • стрессах, нервных расстройствах, депрессиях;
  • низкой самооценке;
  • повышенной импульсивности, чувстве тревоги;
  • немотивированной агрессии;
  • неуправляемом чувстве ревности;
  • трудностях эмоционального или психического развития;
  • раздвоении личности;
  • наличии необоснованных страхов или фобий.

Польза

Преимуществ у арт-методик много. Во-первых, при занятиях творчеством человек может выразить свой внутренний мир, показать свои эмоции и чувства, благодаря чему ощутить облегчение от выплеснутой информации. Во-вторых, такой способ самореализации помогает понять психотерапевту суть проблемы, о которой человек не может сказать вслух, и значит – правильно предложить дальнейшее лечение или действия.

Цели арт-терапии

Можно подумать, что занятия танцами, постановка сценок или рисование помогают полностью излечиться – очищают подсознание, корректируют личность пациента. Однако это не совсем верная точка зрения. Терапия творчеством – дает пациентам стимул для достижения этих целей. Рассматриваются такие задачи:

  • создать оптимальные условия для клиента, которые способствуют четкой вербализации тех чувств, которые он привык в себе подавлять;
  • помочь найти правильный и социально приемлемый выход негативным и позитивным реакциям;
  • облегчить общий процесс лечения, устранить внутренние противоречия и конфликты;
  • получить визуализированные материалы, которые отражают внутренний мир человека;
  • наладить творческое общение;
  • развить чувство самодостаточности, повысить самооценку;
  • научить контролировать свои мысли, чувства и действия;
  • развить творческий потенциал.

Функции

Методы такой терапии несут в себе несколько функций:

  • Рефлексивно-коммуникативная. Благодаря процессам творчества происходит коррекция личности, формируются навыки правильной и адекватной оценки ситуации, развивается способность человека к жизни в обществе.
  • Катарсистеческая, или опустошающая. Психологи считают, занятия художественным творчеством помогают пациентам избавляться от негативных мыслей, страхов и фобий.
  • Регулятивная. Происходит снятие напряжения, человек получает положительные эмоции, за счет чего моделируется восприятие окружающего мира и сосредоточенность на процессе.

Виды

Для психологической коррекции используются разные виды творчества: рисование, лепку, создание кукол, танцы, музыку, театр или кино, песочный тренинг. Каждый человек может выбрать то, что ему больше всего нравится и развиваться в этом направлении. Однако из всей этой массы активно используются такие техники арт-терапии:

  • Изотерапия – воздействие на психоэмоциональный мир пациента при помощи живописи или скульптуры. Такое лечение выбирается для пациентов, которые плохо владеют устной речью, не могут правильно сформулировать или выразить свои мысли, чувства, переживания.
  • Библиотерапия – лечение чтением книг. Литература подбирается исходя из поставленных задач реабилитации и эмоционального состояния пациента. Важно, чтобы пациент не просто прочел книгу, а обсудил прочитанное с близкими, поделился своим пониманием изложенного текста.
  • Имаготерапия – лечение через театральные образы. С помощью этой методики психотерапевты учат своих пациентов правильно реагировать на тяжелые жизненные ситуации, контролировать свои чувства, развивают способности к перевоплощению. Зачастую трудное актерское мастерство способствует развитию правильной техники речи и координации.

Упражнения арт-терапии

Существуют разные арт-терапевтические упражнения, которые можно выполнять, не выходя из собственного дома. Проводить занятия можно как самостоятельно, так и в кругу семьи: с детьми или мужем. Главное – создать спокойную, уютную атмосферы и подготовить все необходимое. Поскольку основная задача этой методики – изменить плохое внутреннее состояние на хорошее, привести в норму мысли и чувства, то дома можно попробовать простое упражнение «Настроение»:

  1. Возьмите плотный чистый лист бумаги, цветные фломастеры, краски или карандаши.
  2. Нарисуйте на бумаге собственное настроение, используя ассоциативные предметы и фантазию.
  3. После того, как картина будет готова, добавьте в нее немного красок. Попробуйте сделать рисунок ярче или дорисовать мелкие детали – проще говоря, измените свое настроение ы лучшую сторону.

Еще одно простое задание изобразительного творчества из мира психологии поможет познать себя, лучше разбираться в эмоциональных переживаниях. Называется оно «Автопортрет». Он помогает поднять самооценку, стимулирует на работу над собственной внешностью:

  1. На бумаге нарисуйте себя самого: только портрет, по пояс или в полный рост.
  2. Когда рисунок будет готов, рассмотрите его, подумайте: что бы вы хотели изменить или добавить.
  3. Дорисуйте недостающие детали картинки.

Арт-терапия для детей

Назначается детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сиротам. Она помогает в реабилитации после операций. Нужна методика в кризисные периоды подросткам и маленьким из благополучных семей: при первом посещении детского садика или когда ребенок пошел в первый класс. Групповые занятия помогают найти способы общения с другими детьми, реализовать себя в творческом самовыражении, учат усидчивости. В зависимости от проблем выбираются такие методы арт-терапии в работе с детьми:

  • Детям, скупым на эмоции, для самопознания арт-терапевт порекомендует занятия, направленные на передачу характера предмета. Применяются: лепка из пластилина или глины, рисование.
  • При межличностных конфликтах в детском коллективе или семье выбирается комплексный подход – создание художественного объекта, где каждый участник должен внести свой вклад в занятия по арт-терапии.
  • Если у ребенка есть сильные страхи, он молчалив и угрюм – попробуйте рисование.
  • Активным деткам подойдут такие направления психотерапии: танцы, пение или гимнастика.