Сегодня не вызывает сомнения факт, что Париж - столица европейской моды. И мало кто знает о Розе Бертен, за элегантными нарядами которой гонялась европейская аристократия и даже обитатели Версаля. А самой главной. и любимой ее клиенткой, с которой она работала в течение 20 лет, была сама Мария Антуанетта. И именно благодаря портретам королевы, сегодня можно увидеть великолепные творения знаменитой модистки.

Модистка Её Величества

Прибыв во Францию в 1770 году из Австрии, Мария-Антуанетта без колебаний приняла обычаи своей новой родины, стараясь не обойти вниманием все модные веяния. Вскоре будущей королеве была представлена юная Роза Бертен, к тому времени уже довольно известная модистка, владелица собственного магазина, в котором одевались многие влиятельные дамы, блистающие в Версале, в том числе и придворные. Представленные Розой модели понравились королеве.

Стремясь стать образцом для подражания, эталоном элегантности, Мария-Антуанетта обожала наряжаться и менять наряды. Переодевалась несколько раз за день, и новое платье надевала лишь один раз. Свой гардероб она могла со страстью обсуждать часами, на этой почве они с Розой довольно быстро и сошлись. Мария-Антуанетта стремилась нарядами подчеркнуть свою привлекательность, а вовсе не высокий статус, чем отличалась от своих предшественниц на троне.

В дуэте с Розой Бертен у них это получалось прекрасно. И вскоре Мария-Антуанетта добилась того, к чему стремилась - ее туалеты стали образцом для подражания у всех модниц Франции, которые придирчиво за ними следили.


Плодом совместного труда Розы и французской королевы явились громадные женские платья. Придумала их Роза в связи с осложнившимися отношениями королевы и Людовика XVI. Модифицированный каркас овальной формы позволял юбке достигать ширины 3-х метров, и женщина в таком наряде выглядела намного более величественно, чем находящийся с ней рядом мужчина в придворном костюме.


При создании законченного образа благородной дамы того времени, очень важной являлась прическа. А поскольку в моде были роскошные платья с богатой отделкой, то и прически тех лет были очень высокими и сложными. Роза Бертен оказалась также большой искусницей и по созданию причесок.


Простор для фантазии был огромен, чем Роза и воспользовалась. Совместно с придворным парикмахером, мсье Леонаром, они создавали на головах модниц нечто невероятное. Могла возникнуть там целая жанровая сцена из жизни или даже военный корабль (прическа "а-ля фрегат").


Но мода не стоит на месте, и в 1780 году Роза резко меняет стиль. Вместо роскошных, тяжелых и громоздких платьев она создает совсем другое - простое легкое платье нежного цвета, не стесняющее движений, а по крою напоминающее сорочку. К лету такое платье из белого муслина, простое и вместе с тем изысканное, пополнило гардероб королевы и очень ей понравилось. Придворные модницы тоже были в восторге. Новый стиль, предложенный Розой Бертен, повлек за собой и другие кардинальные изменения, прически-башни сменили взбитые локоны.

Однако, народу стремление к простоте совсем не нравилось, а портрет королевы, написанный художницей Элизабет Виже-Лебрен, в таком платье, которое народ окрестил «сорочкой королевы», вызвал целый скандал. Королева - а предстает перед людьми в нижней рубашке. Пришлось художнице срочно написать еще один портрет королевы, но уже в другом платье, из голубого шелка.

По просьбе Марии-Антуанетта Роза Бертен занялась созданием кукол-модниц, которых королева раздаривала своим родственникам. Эти куклы, называемые Пандорами, в нарядах по последней моде, пользовались огромной популярностью. Поскольку журналов мод тогда не было, с помощью этих кукол демонстрировались новые модные тенденции. И модные куклы Розы Бертен с успехом путешествовали по Европе.


- M -

Malicorne (Маликорн)

флорибунда, Delbard, Франция, 2006
Мр 2, Чп 2, зона 6. Выс 80-100, цвет тёмно-красный, бархатный. Размер цветка: 5-7 см
Роза названа в честь родины Жоржа Дельбара. Цветки кроваво-бордового глубокого бархатистого цвета. В массиве сочетайте ее с розами более светлой красной окраски. Цветки 5-7 см в диаметре источают легкий аромат. Листва глянцевая, темно-зеленая с бронзовым отливом. (Delbard)

Mariatheresia (Мариятерезия)

флорибунда, ностальгическая рабатковая роза, Tantau, Германия, 2003
Мр 3, Чп 3, зона 6. Выс 60-70, цвет нежно-розовый. Размер цветка: 7-8 см
Цветки вазообразной формы, мягкого нежно-розового цвета, густомахровые, ностальгические, как-бы разделённые на 4 части. Кусты сильные, густые. Цветки прочные, собраны в зонтиковидные соцветия. Цветёт в течении всего лета. Глянцевая тёмно-зелёная листва образует прекрасный контраст с цветами. Благодаря крепким, ветвящимся кустам великолепно смотрится в групповых посадках, впечатляя роскошью и здоровьем. Большое количество цветущих побегов дугообразно свисают и придаёт этому сорту романтический флёр! Очень устойчивый и морозостойкий сорт. Аромат лёгкий. (Tantau)

Mariatheresia (Мариятерезия) Mariatheresia (Мариятерезия) Mariatheresia (Мариятерезия)

Marie Antoinette (Мария Антуанетта)

флорибунда, рабатковая роза, Tantau, Германия, 2003
Мр 2, Чп 2, зона 6. Выс 60-70, цвет кремовый, слоновой кости. Размер цветка: 8-10 см
Сорт с хорошо вырвженными зонтиковидными соцветиями. Цветки кремовые (от абрикосовых до цвета слоновой кости), махровые, восхитительной вазообразной, ностальгической формы, очень устойчивые к непогоде. Кусты пышные, побеги быстро наростают. Очень красиво смотрится в сочетании с многолетниками. Цветение обильное. Сорт устойчив к заболеваниям. (Tantau)

Marie Antoinette (Мария Антуанетта) Marie Antoinette (Мария Антуанетта)

Mary Ann (Мэри Анн)

чайно-гибридная, спрей роза, Tantau, Германия, 2010
Мр 3, Чп 3, зона 6. Выс 70, цвет абрикосово-оранжевый. Размер цветка: 10 см
Цветки оранжевые с красноватыми тонами на внешних лепестках, чашевидные, часто квартированные. Побеги сильные, жесткие, прямостоячие, умеренно колючие. Листва блестящая, молодая - темно-красная. Аромат приятный, сладкий и фруктовый. Легкий в выращивании сорт. (Tantau)

Mary Ann (Мэри Анн) Mary Ann (Мэри Анн) Mary Ann (Мэри Анн)

Midsummer (Мидсамер)

флорибунда, Tantau, Германия, 2007
Мр 3, Чп 3, зона 6. Выс 80-100, цвет оранжево-красно с жёлтой подложкой. Размер цветка: 7-8 см
Романтичный летний апогей в каждом саду. Эта роскошно растущая рабатковая роза обладает высокой силой выражения. Цветки среднего размера, разделены на четыре части. Они появляются на крепких цветоносах в собранных соцветиях. Сорт очень крепкий с блестящей, большой листвой. Цветы Midsummer стоят очень долго в вазе. Создают превосходную среду в летний вечер. (Tantau)

Midsummer (Мидсамер) Midsummer (Мидсамер) Midsummer

Mini Eden Rose (Мини эдэн роз)

плетистая, Meilland, Франция, 2009
Мр 3, Чп 3, зона 6. Выс 150-250, цвет нежно-розовый. Размер цветка: 5-6 см
Кусты Mini Eden Rose сильные, густые с хорошо наростающими новыми побегами. Цветки прочные, собраны в крупные зонтиковидные соцветия. Цветёт обильно и продолжительно невзирая на непогоды. Очень устойчивый и морозостойкий сорт.

Mini Eden Rose
Мини эдэн роз
Mini Eden Rose
Мини эдэн роз
Mini Eden Rose
Мини эдэн роз

Mme. A.Meilland / Gloria Dei (Мадам Мейян / Глория дэй)

чайно-гибридная, Meilland, Франция, 1945
Мр 2, Чп 2, зона 6. Выс 120, цвет нежно-жёлтый с розовой каймой. Размер цветка: 15 см
Цветки махровые (40-45 лепестков), очень крупные, слабо душистые. Кусты высокорослые, прямые, с толстыми прочными побегами. Листья тёмно-зелёные, глянцевые. Цветение обильное. Сорт высокоустойчивый, зимостойкий. Имеет множество золотых медалей. Роза одна из самых любимых и популярнных в мире.


Mona Lisa (Монна Лиза)

флорибунда, серия "Романтика", Meilland, Франция, до 2003
Мр 3, Чп 3, зона 6, Выс 50-80, цвет красный. Размер цветка: 10 см
Махровая роза (80-82 лепестка) с очень обильным и продолжительным цветением. Достоинство цветка: длительное цветение и хорошо держит красный цвет, без переходов в малиновый. Листва на кусте мелкая, плотная, глянцевая. Роза очень устойчивая к заболеваниям и вредителям. Зимостойка.

Mona Lisa (Монна Лиза) Mona Lisa (Монна Лиза) Mona Lisa (Монна Лиза)

Morden Blush (Морден блаш)

шраб (серия Parkland), Lynn M. Collicut, Канада, 1988
Мр 2, Чп 2, зона 5, Выс 90-100, цвет нежно-розовый. Размер цветка: 5-6 см
Цветки махровые, состоящие из тончайших лепестков, раскрываются из бутонов, напоминающих по форме чайно-гибридные розы. Цветение очень обильное в крупных соцветиях, повторное. Хорошо зимует. Листва темная, блестящая. К единственному недостатку этой розы можно отнести то, что цветы абсолютно не держат дождь.


Morsdag (Морсдаг)

полиантовая, Grootendorst, Нидерланды
Мр 2, Чп 2, зона 5, Выс 40-50. Morsdag темно-красный, Orange Morsdag ярко-оранжевый. Размер цветка: 4-5 см
Цветочки мелкие, махровые, шаровидные, цветут в кистях по 5-20 шт. Листва мелкая, блестящая, на небольшом кустике. Цветение обильное, повторное. Хорошо зимует.

Munstead wood (Манстед вуд)

Шраб, Austin, Англия, 2007
Мр 2, Чп 2, зона 6, Выс 90-100, цвет бардово-малиновый. Размер цветка: 8-10 см
Новые сорта в бордовых тонах всегда приветствуются нами. Цветки этого сорта в бутоне светло-малиновые, но когда центр начинает раскрываться, он становится очень темным, бархатисто-бордовым, в то время как внешние лепестки остаются достаточно светлыми. Цветки крупные, вначале чашевидные, со временем становятся более раскрытыми. По мере старения цветка в центре становится видно желтые тычинки. Куст довольно ветвистый, широкий, устойчивость к заболеваниям хорошая. Листва ярко-зеленая. Молодая листва красно-бронзовая и красиво контрастирует с цветками. Аромат насыщенный, классического розового масла с фруктовой ноткой. Эксперт по ароматам Остина называетс его "теплым и фруктовым, с нотами черники, голубики и терна". (Austin)

My Girl (Май гёрл)

Чайно-гибридные, Tantau, Германия, 2006
Мр 3, Чп 2, зона 6. Выс 70-90, цвет кремово-белая. Размер цветка: 8-12 см
Кремово-белая чайно-гибридная роза с очень крупными, шаровидными, густо-махровыми цветами. Цветки очень прочные, одиночные или в маленьких соцветиях, создают великолепный контраст с тёмно-зелёной, блестящей, здоровой листвой. Кусты густые, округлой формы. Аромат чайно-гибридной розы, терпкий. Особенности сорта: крепкий сорт с великолепным цветением, хорош для контейнерной культуры. Использование: декоративные вазоны, также красиво смотрится в одиночной посадке или привитая на невысокий штамб.(Tantau)


Сегодня не вызывает сомнения факт, что Париж – столица европейской моды. И мало кто знает о Розе Бертен, за элегантными нарядами которой гонялась европейская аристократия и даже обитатели Версаля. А самой главной и любимой ее клиенткой, с которой она работала в течение 20 лет, была сама Мария Антуанетта. И именно благодаря портретам королевы, сегодня можно увидеть великолепные творения знаменитой модистки.

Модистка Её Величества

Прибыв во Францию в 1770 году из Австрии, Мария-Антуанетта без колебаний приняла обычаи своей новой родины, стараясь не обойти вниманием все модные веяния.
Вскоре будущей королеве была представлена юная Роза Бертен, к тому времени уже довольно известная модистка, владелица собственного магазина, в котором одевались многие влиятельные дамы, блистающие в Версале, в том числе и придворные. Представленные Розой модели понравились королеве.

Стремясь стать образцом для подражания, эталоном элегантности, Мария-Антуанетта обожала наряжаться и менять наряды. Переодевалась несколько раз за день, и новое платье надевала лишь один раз. Свой гардероб она могла со страстью обсуждать часами, на этой почве они с Розой довольно быстро и сошлись. Мария-Антуанетта стремилась нарядами подчеркнуть свою привлекательность, а вовсе не высокий статус, чем отличалась от своих предшественниц на троне.

В дуэте с Розой Бертен у них это получалось прекрасно. И вскоре Мария-Антуанетта добилась того, к чему стремилась – ее туалеты стали образцом для подражания у всех модниц Франции, которые придирчиво за ними следили.


Плодом совместного труда Розы и французской королевы явились громадные женские платья. Придумала их Роза в связи с осложнившимися отношениями королевы и Людовика XVI. Модифицированный каркас овальной формы позволял юбке достигать ширины 3-х метров, и женщина в таком наряде выглядела намного более величественно, чем находящийся с ней рядом мужчина в придворном костюме.


При создании законченного образа благородной дамы того времени, очень важной являлась прическа. А поскольку в моде были роскошные платья с богатой отделкой, то и прически тех лет были очень высокими и сложными. Роза Бертен оказалась также большой искусницей и по созданию причесок.


Простор для фантазии был огромен, чем Роза и воспользовалась. Совместно с придворным парикмахером, мсье Леонаром, они создавали на головах модниц нечто невероятное. Могла возникнуть там целая жанровая сцена из жизни или даже военный корабль (прическа "а-ля фрегат").


Но мода не стоит на месте, и в 1780 году Роза резко меняет стиль. Вместо роскошных, тяжелых и громоздких платьев она создает совсем другое – простое легкое платье нежного цвета, не стесняющее движений, а по крою напоминающее сорочку. К лету такое платье из белого муслина, простое и вместе с тем изысканное, пополнило гардероб королевы и очень ей понравилось. Придворные модницы тоже были в восторге. Новый стиль, предложенный Розой Бертен, повлек за собой и другие кардинальные изменения, прически-башни сменили взбитые локоны.


Однако, народу стремление к простоте совсем не нравилось, а портрет королевы, написанный художницей Элизабет Виже-Лебрен, в таком платье, которое народ окрестил «сорочкой королевы», вызвал целый скандал. Королева – а предстает перед людьми в нижней рубашке. Пришлось художнице срочно написать еще один портрет королевы, но уже в другом платье, из голубого шелка.


По просьбе Марии-Антуанетта Роза Бертен занялась созданием кукол-модниц, которых королева раздаривала своим родственникам. Эти куклы, называемые Пандорами, в нарядах по последней моде, пользовались огромной популярностью. Поскольку журналов мод тогда не было, с помощью этих кукол демонстрировались новые модные тенденции. И модные куклы Розы Бертен с успехом путешествовали по Европе.


Однако, во время французской революции ей, как и многим другим аристократам, пришлось покинуть страну и переехать в Лондон. И хотя там она продолжала принимать заказы, но, тем не менее, время Розы Бертер закончилось, новая эпоха оказалась для нее чужой.
Умерла знаменитая модистка в возрасте 66 лет.


У каждого времени, свои законодатели мод. Но и сегодня актуальны - первой леди, которую недолюбливали советские женщины.

12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир
Сегодня paris.chance начинает серию статей по книге Бертрана Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир». Наверняка, многие из наших читателей с ней уже знакомы и, тем не менее, мы с огромным удовольствием перелистаем страницы этого произведения, в котором автор по крупицам собрал интереснейшую информацию о становлении парижской моды. Традиционно понятие «кутюрье» ассоциируется с мужчиной, женщина - это скорее портниха, занятая кропотливой работой, требующей усидчивости и старания. Но в своей книге Б. Мейер-Стабле рассказал об исключительных женщинах, бросивших вызов господству мужчин в мире моды. Вместе с автором мы совершим увлекательное путешествие по модным домам прошлого и настоящего, что поможет другими глазами взглянуть на парижский стиль в перспективе времен. За каждой моделью стоит легендарная фигура ее создательницы, огромный труд, взлеты, падения, испытания и … магия таланта.
Истоки современной haute couture восходят к моде парижского двора, на которую равнялся весь цвет Европы ХVIII и ХIХ веков. Поэтому, следуя хронологии Б. Майер-Стабле, мы начинаем с рассказа об удивительной и неподражаемой Розе Бертен.

Роза Бертен и Мария-Антуанетта

Мадам Бертен - первая французская портниха, имя которой превратилось в торговую марку. Она одевала не только обитателей Версаля, но и всю европейскую аристократию. О жизни этой удивительной женщины, которая предпочла ремесло семейному счастью, можно снять увлекательный фильм, и неискушенный зритель, наверное, с недоверием скажет: «вымысел» - настолько много крутых поворотов предусмотрела судьба для модистки королевы Франции.
Роза Бертен - девочка из бедной провинциальной семьи, которая начала работать в раннем возрасте, едва научившись обращаться со швейной иглой. Ее отдали в подмастерье в местную модную лавку, где она научилась плести кружева, расшивать тонкие ткани, шить аксессуары вроде чепчиков, косынок, муфт, перчаток. У девушки был явное призвание, и хозяйка взяла ее с собой в Париж - город, где амбиции и талант приветствуются так, как нигде в мире, а впоследствии даже помогла открыть собственную лавку. Время благоприятствовало планам Розы. Впервые ремесло торговца модными товарами освободилось от королевских приказов, и отныне единственным законом, которым руководствовалась хозяйка модной лавки, было ее собственное вдохновение! Дадим слово очевидцам. Вот что пишет журналист того времени: «Портнихи, которые выкраивают и сшивают вместе разные части женского платья, портные, которые изготавливают лифы и корсажи, - это каменщики, возводящие здание; но хозяйка модной лавки, которая изобретает аксессуары, знает секреты красоты, умеет подчеркнуть достоинства, - это архитектор и декоратор.»

В современном толковании речь идет о дизайне и работе стилиста. К этому необходимо добавить, что важной частью женского образа являлась прическа. Прическа благородной дамы того периода - это полноценный рассказ о настроении и даже о событиях в ее жизни. Роза Бертен оказалась искусным дизайнером причесок. Например, для герцогини Шартской она придумала целую жанровую сцену с женщиной, младенцем, попугаем, негритенком. Чтобы живые цветы, вплетенные в прическу, не увядали, их помещали в крохотные флакончики с водой. По остроумному замечанию одного немецкого дипломата, прически светских дам в Париже - надежный источник сведений обо всех текущих событиях. Розе Бертен удалось не просто развить это направление парижской моды, но и привнести в него большие изменения. И платья, и прически стали намного легче, позволяя их обладательнице чувствовать себя свободнее.

Каким же образом девочке из Пикардии удалось стать модисткой королевы Марии-Антуанетты? Здесь мы ступаем на зыбкую почву легенд, предположений вперемешку с воспоминаниями очевидцев. Этикет Версаля в отношении королевских нарядов представлял собой целое предприятие, за каждую часть туалета, надеваемую ее величеством, отвечала отдельная фрейлина. Процесс был расписан по секундам и отработан до мелочей. «… правящий класс отыгрывал последний акт спектакля, провозглашая свое право на безоглядное легкомыслие, на безудержную роскошь. В каком-то смысле помешательство на тряпках приведет аристократию к гибели» , - пишет Б. Мейер-Стабле. Талантливая, отчаянно-дерзкая как в своем творчестве, так и в жизни Роза Бертен идеально вписалась в этот спектакль. Ее услуги стоили баснословно дорого, но, тем не менее, европейская знать искала контакта с нею. При этом, новых клиентов она принимала только по рекомендации! Так Роза Бертен стала законодательницей моды высшего света, тиражируя парижский стиль за рубежом.

Когда Париж охватили драматические события, аристократы начали массовое бегство из столицы, оставляя (в числе прочего) неоплаченные счета модной лавки Розы Бертен. Любопытный факт: чтобы в революционном трибунале не узнали, сколько королеве стоили наряды, Роза Бертен сожгла кассовые книги, в которых были записаны долги Марии-Антуанетты. Перед таким поступком можно снять шляпу: простая девушка из бедной семьи проявила истинно аристократическое благородство.
Революция внесла коррективы в жизнь всех слоев французского общества. Безудержная роскошь ушла в прошлое, и даже наполеоновская эпоха оказалась для Розы Бертен чужой. Скипетр верховных правителей моды надолго перешел в мужские руки - вначале Луи-Ипполита Леруа , затем Чарльза Ворта , которого считают родоначальником высокой моды. Однако, фирменная марка эксклюзивной одежды Mademoiselle Bertin of Paris существует и поныне. Этот модный дом имеет отделения в Италии и США. А успех фильма Софии Копполы «Мария-Антуанетта» во многом обязан великолепным костюмам, которые кропотливо воссоздала Милена Канонеро по творениям Розы Бертен - верховной жрицы моды в далеком ХVIII веке.

По книге Б.Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир»