Жил-был на свете один Электрик. Нормально жил. Работу свою любил. И человек он вроде был неплохой. Любил жену и дочку. Только вот врал все время. Просто так. Потому что привык. Потому что не считал это чем-то плохим. Тем более, что ложь казалась ему безобидной. И, как он считал, нужна была для пользы дела.

И вот как-то раз он на работе менял лампочки. И вдруг одна перегоревшая лампочка, которую он выкрутил и держал в руках, вдруг засветилась мягким теплым светом. И через секунду электрик услышал тихий голос: «Тебе нужно перестать лгать». Электрик удивился, но не очень: «Что это со мной? Устал, наверное». И продолжал работать. А лампочка из мусорной корзины продолжала: «Посмотри на себя! Как ты живешь? Какой пример подаешь маленькой дочке?». «Это что такое, - вслух сказал электрик, - это теперь каждая лампочка будет меня воспитывать?» И продолжал работать. Когда он уходил домой, он по привычке положил несколько лампочек себе в карман. По дороге домой он зашел в интернет-кафе, поиграл там в свои любимые игры на компьютере, попил кофе и пошел домой. И совсем забыл про маленькое происшествие, которое случилось с ним на работе.

Дома электрик как всегда после ужина стал играть с дочкой. «Почему ты сегодня так долго не приходил с работы? – спросила девочка. – «Работы было много», - по привычке соврал электрик. Девочка любила сказки, и попросила папу почитать их. Электрик достал из кармана лампочку, вкрутил в торшер и стал читать сказку. Не успел он дочитать первое предложение, как услышал тихий голос из торшера: «А твоя дочь знает, что ты ей врешь?». Электрик покраснел. А лампочка продолжала: «И лампочки ты бы мог покупать в магазине, а не уносить с работы». Электрик посмотрел на девочку. Она с интересом смотрела на него. «Интересно, она это тоже слышит?» - подумал он и стал продолжать читать. Дочитав сказку, он велел девочке идти спать, а сам задумался – что же с ним происходит? Может, ему в отпуск пора? Почему лампочки разговаривают с ним, да еще и уличают его во лжи? На следующий день на работе он решил сам поговорить с лампочками. Он подошел к одной из лампочек, которая обеспечивала дежурное освещение, и начал с ней беседу: «Вот ты думаешь, что ты самая умная, да? Самая честная? Самая правильная? Да что ты можешь понимать в жизни! В жизни невозможно жить правильно, не обманывать и не хитрить. Тем более, что все так живут». И электрик начал рассказывать лампочке о том, какая трудная у него жизнь, что честно жить невозможно, что врет он только по мелочам, и что если не врать, то и не проживешь вовсе. Электрик говорил долго. Он как будто обрадовался поводу излить душу. Он рассказывал, как много в жизни его обманывали, прежде чем он понял, что нужно обманывать самому. Рассказывал, как научился обманывать сам себя, чтобы быть как все. Он даже вспомнил детство, когда он сказал родителям правду, а они не поверили ему. Он рассказал всю историю своей жизни, и неожиданно для себя под конец заплакал. Когда он закончил и повернулся, чтобы уйти, он услышал: «Ты умеешь быть настоящим». Электрик зашагал к своему рабочему месту. По пути ему встретился начальник и строго спросил электрика, где он был. «Разговаривал с лампочкой», - ответил электрик. Начальник улыбнулся и ничего не сказал в ответ.

В этот день электрик снова задержался на работе. Ему хотелось обдумать то, что с ним произошло. Когда он пришел домой, было уже поздно. Дочка лежала в кровати. Электрик подошел к детской кроватке и увидел, что она не спит. «Почему ты так поздно? – спросила девочка. «Не хотелось идти домой. Хотелось побыть одному» - ответил электрик. Девочка понимающе кивнула: «У меня тоже так бывает. Когда мне хочется побыть одной, я залезаю в шкаф и сижу там». И добавила: «Я люблю тебя, папа!» Закрыла глаза и заснула. А электрик еще долго сидел у детской кроватки. На душе было светло и тихо.

Потом он вернулся в другую комнату, взял лампочки, которые он до этого принес с работы. Положил их в карман, чтобы завтра вернуть на место. И пошел спать. В эту ночь, впервые за много лет, электрик снова летал во сне. Сон был цветной, яркий и очень радостный. Во сне они с дочкой летали наперегонки. Каждый раз, когда электрик догонял дочку, они брались за руки и летели вместе навстречу облакам. Дочка шептала: «Я люблю тебя, папа!»

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество». Что же такое электричество, всегда ли люди знали о нём?

Без электричества представить нашу современную жизнь практически невозможно. Скажите, как можно обойтись без освещения и тепла, без электродвигателя и телефона, без компьютера и телевизора? Электричество настолько глубоко проникло в нашу жизнь, что мы порой и не задумываемся, что это за волшебник помогает нам в работе.

Этот волшебник – электричество. В чём же заключается суть электричества? Суть электричества сводится к тому, что поток заряженных частиц движется по проводнику (проводник – это вещество, способное проводить электрический ток) в замкнутой цепи от источника тока к потребителю. Двигаясь, поток частиц выполняют определённую работу.

Это явление называется «электрический ток ». Силу электрического тока можно измерить. Единица измерения силы тока — Ампер, получила своё название в честь французского ученого, который первым исследовал свойства тока. Имя ученого-физика – Андре Ампер.

Открытие электрического тока и других новшеств, связанных с ним, можно отнести к периоду: конец девятнадцатого — начало двадцатого века. Но наблюдали первые электрические явления люди ещё в пятом веке до нашей эры. Они замечали, что потёртый мехом или шерстью кусок янтаря притягивает к себе лёгкие тела, например, пылинки. Древние греки даже научились использовать это явление – для удаления пыли с дорогих одежд. Ещё они заметили, что если сухие волосы расчесать янтарным гребнем, они встают, отталкиваясь друг от друга.

Вернёмся ещё раз к определению электрического тока. Ток – направленное движение заряженных частиц. Если мы имеем дело с металлом, то заряженные частицы – это электроны. Слово «янтарь» по-гречески – это электрон.

Таким образом, мы понимаем, что всем нам известное понятие «электричество» имеет древние корни.

Электричество – это наш друг. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, электрический чайник. Ставим подогревать пищу в микроволновую печь. Пользуемся лифтом. Едем в трамвае, разговариваем по сотовому телефону. Трудимся на промышленных предприятиях, в банках и больницах, на полях и в мастерских, учимся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество.

Как и многое в нашей жизни, электричество, имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Электрический ток, как волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху. Определить наличие или отсутствие тока можно только, используя приборы, измерительную аппаратуру. Первый случай поражения электрическим током со смертельным исходом был описан в 1862 году. Трагедия произошла при непреднамеренном соприкосновении человека с токоведущими частями. В дальнейшем случаев поражения электрическим током произошло немало.

Электричество! Внимание, электричество!

Этот рассказ об электричестве – для детей. Но, само по себе, электричество — понятие далеко не детское. Поэтому, хотелось бы и в этом рассказе обратиться к мамам и папам, бабушкам и дедушкам.

Уважаемые взрослые! Рассказывая об электричестве детям, не забудьте подчеркнуть, что ток – невидим, а потому особенно коварен. Что не нужно делать взрослым и детям? Не дотрагивайтесь руками, не подходите близко к проводам и электрокомплексам. Недалеко от линий электропередач, подстанций не останавливайтесь на отдых, не разводите костров, не запускайте летающие игрушки. Лежащий на земле провод может таить в себе смертельную опасность. Электрические розетки, если в доме маленький ребёнок, – объект особого контроля.

Главное требование, предъявляемое к взрослым — не только самим соблюдать правила безопасности, но и постоянно информировать детей о том, насколько может быть коварен электрический ток.

Заключение

Физики «дали доступ» человечеству к электричеству. Ради будущего учёные шли на лишения, тратили состояния, чтобы вершить великие открытия и дарить результаты своих трудов людям.

Будем бережно относится к трудам физиков, к электричеству, будем помнить о той опасности, которую оно потенциально несёт в себе.

Басню про электричество можно посмотреть

Как долго живут детские книжки? Почему их хранят, передают от поколения к поколению, и почему рисованные образы из этих тонких тетрадок навсегда остаются в нашей памяти? Век детской книги недолог. Любимые книжки зачитывают до дыр, но некоторым выпадает счастливая судьба - пережить своих сверстников по году издания и даже пережить не одно поколение своих владельцев.

Книги для детей притягивают к себе не только маленьких читателей, но и взрослых. В 1970-80-е годы интерес к книжной иллюстрации был связан не только с ее высоким художественным качеством, но и с традициями и энтузиазмом издателей, искусствоведов и библиофилов. Тогда был осуществлен масштабный проект выпуск нескольких серий репринтов легендарных детских книг 1920-1930-х годов. Собирать эти книжки стали и студенты, и те, кто читал их еще в оригинальных изданиях в далеком детстве.

Теперь уже забылось, что многие книги имели анимационные версии, а некоторые - диапозитивные. Порой вечерами родители вешали на стену белую простыню - она превращалась в экран. Со шкафа доставали проектор, похожий на игрушечный железный танк с большой пушкой, из которой бил яркий луч света, и на экране оживали любимые герои. Кадры двигались медленно и неровно, так как пленка прокручивалась на барабане вручную…

Первые диафильмы появились в середине 1930-х годов, когда было принято решение о привлечении художников-иллюстраторов к созданию диапозитивных лент для детей. Тогда же и «…Детиздат [Издательство детской литературы] задумал выпуск целой серии фотокнижек для дошкольников. Недавно вышла одна из первых таких книжек», - читаем в журнале «Советское фото» за 1936 год.

Диапозитивный фильм, еще только делая свои первые шаги к зрителю, оказал сильное влияние на традиционную книжку с картинками. Возникла постановочная и игровая фотоиллюстрация, как бы подражавшая кино, на титульных листах таких изданий значилось: фото-книга. Картинки в них были фотографическими, а не рисованными, и походили на подборку кадров. Фотокниги, как и их ближайшие родственники - диапозитивные фильмы, оказались прекрасными рассказчиками занимательных историй о технике для детей.

Одной из популярных тем научно-познавательного жанра стало электричество. Электричество - главная сила в переустройстве мира. Его обожествление началось с футуристов и Маяковского, который писал эти слова с большой буквы: Электричество, Энергия, Машина. Для большевиков лампочка - визуальный символ электрической энергии: лампочка и высоковольтная мачта чаще других появляются в монтажах, иллюстрациях и на обложках книг. Лампа, подобно божественному сиянию, несет свет, она дух социализма, ее изображение носило такой же сакральный характер, как изображение звезды, серпа и молота. Страна возводила свои первые электростанции, и детям в доступной форме рассказывали о плане ГОЭЛРО (Перспективный план развития народного хозяйства на основе электрификации страны).

«Сказка о мальчике Пете, который никого не боялся на свете, никому кланяться не привык и как ему в заботах и работах помог добрый старик дед-Электрик» стала, возможно, одной из первых сказок про электричество, сочиненных для советской ребятни. Книжка вышла в 1924 году, ее автор Яков Галицкий, а рисунки сделал художник Василий Артемьев. У мальчика Пети отец рабочий, а мать крестьянка. Не захотел Петя служить барчуку мальчишке-царевичу, и посадил тот строптивца в тюрьму, из которой его освободили рабочие и крестьяне. Помог Пете и пролетариям дед-Электрик. Он осветил мальчику темницу, вынув из своего волшебного мешка стекляшку с проволочкой. Ввинтил эту лампочку дед прямо в потолок, а выключатель приставил к стене, без всякой проводки. Рабочим дал вагон, над ним натянул провода - появился электропоезд.

О волшебной силе электричества, пришедшего на смену старому углю, который доставлялся издалека на поездах, баржах и подводах, читаем в стихотворении Владимира Войнова «80 000 лошадей» (1925). Замечательную обложку и рисунки к этой книжке сделал Борис Покровский. Она посвящена Волховстрою - Волховской электростанции, пущенной в строй только через два года после выхода книжки:

И от самой от плотины
Нитка этой паутины
Эту силу, без преград,
Перекинет в Ленинград ‒
Город счастья и свободы.
И тогда его заводы,
По почину из Кремля,
Станут жить и без угля.
А деревня все обновки
Получивши по дешевке,
Разнесет повсюду клич:
«Это сделал нам Ильич!»

В конце десятилетия волшебную сказку из детской литературы вытеснили короткие деловые рассказы о машинах, заводах, технике.

Одну из таких книг ‒ «Егор Монтер» (1928) ‒ создали художники-конструктивисты сестры Галина и Ольга Чичаговы в соавторстве с писателем Николаем Смирновым. В ней рассказывается, как маленький Егор приобщился к электричеству, неожиданно для себя сделав короткое замыкание на линии электропередач недалеко от своей деревни. Егорку такой «электрике» научил городской парень, который показывал чудеса современной жизни младшему товарищу: бытовые электроприборы, радио, уличные фонари, трамвай, колбасный завод, кинотеатр и пр. Через некоторое время и к Егорке в деревню пришел монтер, провел электричество, и в доме зажглась лампочка.

Если в 1924 году электричество для детей было волшебной силой, приводящей в движение машины и моторы, то в 1937-м ребенок уже хотел и мог разгадать тайну, как зажигается лампа. Об этом книжка Н. Булатова и П. Лопатина «Путешествие по электролампе». Сломалась отцовская настольная лампа, вот и решили ее починить Юра с Наташей, а заодно узнать, как она работает и что такое электричество. Нужно только представить, что ты превратился в совсем маленького человечка - не больше таракана, - проникнуть внутрь лампы, увидеть, в чем дело, и починить. В книге «снимались актеры Московского театра для детей М. Вахонина и А. Бурова». Иллюстрации, напечатанные синим кобальтом, подписи рядом с картинками, сделанные по типу инструкций, и само техническое рисование предметов в разрезе напоминают плакаты по технике безопасности.

История, похожая на «Путешествие по электролампе», случилась и в другой книжке ‒ «В стране Дзинь-Дзинь», вышедшей годом раньше. Авторский коллектив там прежний - Николай Булатов и Павел Лопатин, а также Лев Кассиль. Маленький мальчик Шура с мамой пришли в гости к своим соседям, но им долго не открывали дверь. Оказывается, домработница убила щеткой паука, сидевшего на звонке, из-за чего звонок перестал работать. Вслед за Шурой пришли Гора и Аля Коташкины, они собирались делать уроки вместе с друзьями по школе, но не смогли попасть в квартиру, так как звонок не работал. Находчивые Гора и Аля превратились в крохотных человечков, проникли по электропроводу в звонок и исправили повреждение, заодно узнав его устройство, и пересказали читателям.

Иллюстрационный ряд «В стране Дзинь-Дзинь» - фотографии и коллажи из рисунков и фотографий детей-артистов. Из выходных данных узнаем, что для книжки снимались уже знакомые нам артисты из Московского театра для детей. В некоторых иллюстрациях трудно признать фотографии - они так отретушированы, что их можно принять за рисунки, если бы не подпись на титуле «Фото и монтаж М. Махалова». Художник и фотограф Михаил Махалов также был автором фотомонтажей в «Путешествии по электролампе». Сценарий с превращением не нов, как и прием монтажа фотографий крупных предметов с уменьшенными фигурками людей. «Путешествие по электролампе» и «В стране Дзинь-Дзинь» сделаны по одному принципу: соединения фотографий игровых сцен и пространства, где происходит действие.

«Путешествие» имело продолжение: в 1962 году его «экранизировал» художник Ефим Перников. Обе версии - не что иное, как фильм. Не случайно в новой редакции на титульном листе нарисована кинопленка, спиралью обвивающая лампу. Автор Петр Лопатин (теперь уже он один) значительно переработал текст и ввел нового героя, песика Чуню, который перегрыз шнур и сломал электролампу.

Кстати, разглядывая иллюстрации в книге «В стране Дзинь-Дзинь», легко заметить визуальные знаки обуржуазивания советских элит. Здесь представлена квартира госслужащего или руководителя, в которой существует домработница, имеется звонок иностранного производства и пр.

Михаил Карасик

Номинация «Поэзия» - 6-11 лет

Об авторе

Яна - ученица 3 «А » класса ГБОУ СОШ № 1902 города Москвы.

«Величество - электричество»

Жил-был мальчик Дима. Учился он в обычной школе, жил в обычном доме в обычной семье.

Однажды, когда никого не было дома, Дима решил посмотреть, как устроена настольная лампа, стал ковырять в ней отверткой, а лампу почему-то не выключил. Вдруг как что- то хлопнуло, щелкнуло, а из лампы пошёл дым! Дима испугался и убежал в другую комнату.

Хорошо, что с работы пришёл папа и отключил испорченную лампу. Диму стали ругать, да и испугался он здорово и, когда ложился спать, сказал: «Зачем оно нужно, это электричество! От него только вред один. Вот бы его не было совсем.» Эти слова услышал его Величество Электричество. Обиделся он, услышав такое, взмахнул волшебным фонарём, и в вдруг весь город погрузился во тьму.

Погасли окна в домах, уличные фонари, остановились трамваи, электрички, заводы, прервались телефонные разговоры... Димина мама не успела постирать белье в стиральной машинке, погладить рубашки. Утром все проспали, потому что электрический будильник не сработал. Позавтракали одними бутербродами, ведь ни электрическая плита, ни микроволновка ничем не могли помочь. Папа ушел на работу в мятой рубашке и небритый. На улицах стояли без движения все автомобили и другой транспорт.

В школе пришлось все уроки отвечать устно, так как из окон зимой света мало, и писать было темно.

Придя домой, Дима вспомнил, что у него есть фонарик на батарейках, который ему подарили на день рождения. Он с трудом нашел его в сумерках, но фонарик тоже не работал - батарейки ведь тоже электрические.

«Да, - подумал Дима, - а без электричества мы все, наверное, погибли бы. Вот вырасту, выучусь, и буду работать электриком. Давать людям свет!».

А в доме становилось всё холоднее и холоднее. Насосы, которые качают воду по трубам, давно отключились. У Димы от холода стали стучать зубы. Они стучали всё сильнее и громче, и от этого стука Дима... проснулся. Дома всё было по-старому: тепло, светло, в соседней комнате работал телевизор, за окном шумели машины.

Tweet Копалась в документах на компьютере, нашла сказку свою старую. Совсем я про неё забыла, а её и на сайте -то нет. Для журнала электронного писала. А сюда не выложила. Вот она) Сказка о летающем яблоке Жила-была маленькая девочка. Звали её Маша. Ну, не такая уже она была и маленькая, уже одна ходила в школу. До школы её вёз троллейбус. Он был большой-большой, с огромными рогами антеннами. Троллейбус громко гудел, сопел. — Вот, опять эти дети в школу едут! А вечером назад. И ездят туда-сюда! – ворчал он. Слушая его ворчание, Маша каждый раз во время поездки

Tweet — Ой, где это мы?! — воскликнул желтый шарик, открыв глаза. — Мы на потолке! — прокричал ему в ответ зеленый шарик, который находился рядом. Шарики недоуменно смотрели друг на друга и вниз на пол. — Почему же мы не падаем вниз, как это было обычно? В нас же простой воздух, не подогретый, и тем более, не гелий. Так в чем же дело? Надо у кого-нибудь спросить. И они стали спрашивать у окружающих вещей, не знают ли те, почему обычные шарики вдруг прилипли к потолку. Уж не волшебство ли это?