Консультация для родителей «Пальчиковые игры»

Уважаемые родители, вы конечно же слышали о том, что развитие пальцевой моторики напрямую связано с развитием речи. Остается только удивляться мудрости наших бабушек и прабабушек, игравших со своими внуками в игры «Ладушки», «Сорока кашу варила». Ежедневно, в свободное время играйте со своими малышами в различные пальчиковые игры. Выразительно произносите тексты, пребирая пальчики ребенка.

Игра «Пальчики-зверюшки!»

Пальчик-зайчик, (загибайте мизинчик)

Пальчик-волк, (загибайте безымянный пальчик)

Серый волк, зубами щелк,

Пальчик-рыжая лиса,

Лиса-лисонька краса, (загибайте средний пальчик)

Пальчик-ежик (указательный пальчик)

Пальчик-мишка (большой пальчик)

А кулак похож на шишку!

Тоже самое повторяйте с пальчиками на другой ручке.

Не забывайте о развитии общей моторики малыша. Играйте с ним в различные подвижные игры. Выполняйте движения вместе с ребенком, это доставит ему особое удовольствие и радость. Поощряйте желание крохи произносить текст игры вместе с вами. Делайте упражнение на протяжении недели и увидите, что ребенок запомнит текст.

Игра «Зайчики»

На лесной лужайке (Выполняйте прыжки на месте)

Веселятся зайки. (Руки держите как лапки)

Прыгают, лопочут,

Лапками топочут.

Прыг-скок! Прыг-скок! (Ритмично шагаете вместе)

Поскакали под кусток. (Снова совершаете прыжки)

Задумывались ли вы о том, как развивается общая моторика, двигательная сфера вашего ребенка? Соответствует ли его развитие возрастной норме? Что должен уметь ребенок третьего года жизни?

*Двухлетний нормально развивающийся малыш самостоятельно может влезть на стул или диван.

*Он уже достаточно уверенно ест ложкой густую пищу

*Кроха частично одевается и раздевается, пытается складывать свою одежду

*В 2 года 6 месяцев кроха уже способен полностью одеться. Трудным для него является лишь застегивание и расстегивание пуговиц, развязывание и завязывание шнурков. Малыш может перешагнуть через препятствие высотой 20-28см.

* В 2 года 9 месяцев ребенок способен ритмично двигаться под музыку.

*В 3 года ребенок самостоятельно одевается и раздевается, расстегивает и застегивает пуговицы, он легко перешагивает препятствие 30 см, может пройти по доске шириной 15 см, влезает на шведскую стенку и слезает с нее под контролем взрослого, бросает мяч в цель, на расстоянии 1 метр.

Татьяна Валерьевна
Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей раннего возраста»

Ознакомление с пальчиковыми играми

Известному педагогу В. А. Сухомлинському принадлежит высказывание : «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев » . «Рука - это инструмент всех инструментов» , сказал еще Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг» , писал Кант.

На сегодняшний день общеизвестен факт : уровень развития высших форм познавательной деятельности находиться в прямой зависимости от состояния двигательного анализатора в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук ! В связи с этим мероприятия по развитию мелкой моторики рук должны обязательно включаться в систему коррекционно-развивающего обучения детей , имеющих различные отклонения в психофизическом развитии.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст » . Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста . Любящие родители , наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной информации с легкостью и азартом.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть , тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки : пальцы и кисти .

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами . Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша . И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки» , «Сороку-белобоку» , «Козу рогатую» . Сегодня специалисты возрождают старые игры , придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «предложить на пальцы » , т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков -сначала простые , несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

1) Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев , движения. Это не только позволит подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2) Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3) Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4) Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5) При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки .

6) Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7) Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8) Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9) В идеале : каждое занятие имеет свое название, длиться несколько минут и повторяется в течении дня 2-3 раза.

10) При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз) . Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

11) Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

12) Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст) . Объем внимания у детей ограничен , и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13) Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Очень хорошо для развития речи то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешают и успокаивают. Насколько малышу понравиться игра зависит от исполнения взрослых. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и острожное, бережное прикосновение. Для детей с полутора-двух лет имеют большое значение выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко, угадать, когда нужно повторить движение без текста, определить, где нужно говорить очень медленно и т. д.

Очень хорошую тренировку движений дают народные игры – потешки .

Потешка – жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослыми. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Можно сказать, что потешка – это веселая народная школа для самых маленьких.

СОРОКА-БЕЛОБОКА

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.

(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)

Этому дала, (загибает мизинчик ребенка

этому дала, (загибает безымянный пальчик )

этому дала, (загибает средний пальчик )

этому дала, (загибает указательный пальчик )

а этому не дала : (шевелит большой пальчик )

ты дров не носил, печку не топил,

тебе каши не дадим! (слегка щекочет ребенка)

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки» - не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока ~ белобока кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажи. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони : так вы «подгоняете» толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слога) . Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила» , проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами : здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Сначала мизинчик : он отвечает за работу сердца. Потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного ~ желудка. Большой палец (которому «не дала» потому что дрова не рубил, кашу не варил - тебе ничего нет!») не случайно оставляют напоследок : он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «легочный меридиан» .

Массаж кистей рук

Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы : погреем ручки» . Целесообразно использовать следующие приемы : поглаживание, легкое растирание, вибрацию, Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья . Продолжительность - 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.

При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.

При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.

При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко) . Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.

Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша , делает пальчиками круговые движения .

Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик .

Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка .

Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка .

«Моторчик» - Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

«Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения : сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) .

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за копчик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета : яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

«Перетяжечки» - Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук ; каждый старается перетянуть соперника.

«Колечки» - Сомкнутые большой и указательный палец правой руки - большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левой - малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так , чтобы на. правой руке получилось малое кольцо, а на левой - большое.

«Марионетки» - Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе.

«Кулачки» - Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук

1. «Бодание» кулачками.

Ребенок сжимает пальцы рук в кулачки , затем крепко прижимает их друг к другу, как будто два кулачка «бодаются» . Повторяют упражнение несколько раз.

2. «Проверка сцепления» .

Ребенок сцепляет пальцы «в замок» : правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывает и «вкладывает» друг в друга, Пальцы сжимает . Затем тянет руки в разные стороны. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

3. «Давай обнимемся» .

Ребенок сцепляет пальцы обеих рук и давит подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней. Повторяют упражнение несколько раз.

4. «Пальчики прыгают » .

Ребенок сгибает пальцы рук и соединяет их ногтями (большой палец с большим, указательный с указательным и Шпак далее) Затем он резко распрямляет пальцы и соприкасается уже подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками и так далее.

«Карандаш» .

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу .

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Ребенок зажимает карандаш большим и указательным пальцами правой руки

Затем то же самое проделывает левой рукой. Повторять упражнение несколько раз.

То же самое проделывать и с другими пальцами , т. е. ребенок зажимает карандаш указательным и средним пальцами правой руки . Начинает его покачивать, имитируя движение маятника.

Затем то же самое проделывает левой рукой и т. д.

6. «Бусики - горошки» .

Покатаю я в руках Бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, Пальчики , ладошки.

Ребенок похлопывает по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки .

Повторяет упражнение несколько раз, меняя руки.

К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким. А. помочь нормировать эти умения и навыки, развить ловкость детских ручек, а значит, и интеллектуальные способности ребенка призваны

Игры с пальчиками

МОЯ СЕМЬЯ

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы , начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья :

Это - мама,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет.

Моем руки

1. «Моем руки» . Ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

2. «Стряхиваем водичку с руно» . Пальцы сжать в кулачок , затем с силой выпрямить пальчики , как бы стряхивая водичку.

Брызги - вправо,

брызги - влево!

Мокрым стало наше тело!

Еще важный вопрос : как расположиться мам относительно ребенка, чтобы помочь освоить пальчиковые игры ? Когда для игры нужна только одна ручка («Этот пальчик - дедушка » , «Сорока» , это не очень важно - хоть сбоку, хоть просунув ручку ребенка через прутья кроватки. Вопрос встает, когда начинают работать обе руки. Лучше начинать с того, что мамы сидят на стульях, дети - у них на коленях, спиной к животу. Освоившись и захотев самостоятельности, дети уже сами могут садиться рядом или друг с другом.

Некоторые игры , в которых пальчики называются по очереди, или действуют поочередно, напоминают маленькие сказочки, например : «Два толстых поросенка» , «Краб» , и выполнять их сами могут только дети 4-5 лет, а более маленьким их должны показать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно : то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослыми или с его помощью.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик . Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением . Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра , формирование образно-ассоциативного мышления - это и есть пальчиковые игры . Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей .

Оздоравливающие пальчиковые игры

Многие уже слышали об иглорефлексотерапии. Через активные точки на коже человека не только иглами, но и лазерным лучом, и электропунктурой восстанавливают работу энергетических каналов. Каждый такой канал регулирует деятельность определенного органа, а то и системы органов тела.

Примеры игр со шнурками

Использование игры-шнуровки , для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие?

Прежде всего, вспомним : дети обожают "взрослые" игры . Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой. Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно "пришить" пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны. Это уже большое достижение для маленького ребенка - ведь ему надо научится координировать движения пальцев . Когда ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или два (разных цветов) . И узор будет красивее, и работа - сложнее.

Развивающая игрушка-шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования ботинок : крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крестом сверху и т. д.

С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т. п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т. п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.

К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно "собрать" игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3 - 4 года) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришнуровать детали игрушки не так, как указано в схеме. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!

Составила и провела воспитатель 2 младшей группы Бурлеева Т. В.

Консультация для родителей
Тема: «Пальчиковые игры с детьми 2-3 лет»
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский

Установлено, что в ходе эволюции развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.
Доказано, что если у ребенка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если ребенок отстает в развитии движений пальцев, то задерживается и в речевом развитии.
Сейчас у многих детей есть проблемы с речью: они нечетко произносят слова, переставляют в них слоги и буквы. Выход один – развивать пальчики ребенка. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Правила организации игр. Для того чтобы игра принесла ребенку максимальную пользу, следует правильно ее организовать.
В раннем возрасте внимание детей неустойчивое. Учитывая эту особенность, не затягивайте процесс игры. Любая игра должна длиться не более5-8 минут, иначе ребенок потеряет к ней интерес и действие не получит логического завершения.
Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед приемом пищи.
Применяя готовые развивающие игры, не отдавайте их малышам в постоянное пользование. После проведенного занятия вместе с ребенком аккуратно сложите игру и уберите ее до следующего занятия.
Приучайте малыша к аккуратности. Побуждайте его приводить территорию в порядок после каждого занятия. Проводите уборку в виде веселой игры.
Обратим внимание на то, что:
заниматься нужно только тогда, когда малыш находится в благодушном настроении;
упражнения должны соответствовать моторному развитию ребенка, не опережая его физическое развитие;
пальчиковые упражнения вводятся тогда, когда малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру и физические упражнения доставляют ему радость;
начинать занятие нужно с нежного поглаживания пальчиков.
Обязательно используйте речевое сопровождение при проведении упражнений, это даст ребенку заряд положительных эмоций и побудит к общению.
Последовательность разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает текст.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребенок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый
подсказывает и помогает.
Дополнительные рекомендации:
1. Не проводите игру с ребенком, если у вас озябли руки. Постарайтесь предварительно согреть руки, например, погрузив их в теплую воду или растерев ладони.
2. Чтобы содержание игры было понятным, следует познакомить ребенка с ее персонажами. Например, если в игре участвуют герои, с которыми малыш сталкивается впервые, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
3. Диалоги героев, о которых говорится в потешках, лучше запомнятся, если взрослый, произнося текст, воспользуется определенными актерскими приемами. Не забывайте во время совместной игры максимально использовать мимику.
4. Возьмите за правило начинать игру и заканчивать ее в положительном настрое, даже если малыш на первых порах делает что-то не совсем верно.
5. Не забывайте расширять диапазон игр. Освоив несколько игр до такой степени, когда ребенок уже может повторять их самостоятельно, улыбкой реагирует на их повтор, разучивайте новые игры.
6. Согласно одному из главных правил, в пальчиковых играх надо идти «от простого к сложному», то есть сначала следует показывать, начинать запоминание надо с первых двух движений в игре, а затем постепенно увеличивать количество жестов и усложнять текст комментирующих их потешек.

Начните с простых пальчиковых игр:
Флажок
Упражнение выполняется следующим образом. Ребенок вытягивает распрямленную ладонь тыльной стороной к себе и разворачивает ее опущенным большим пальцем вниз.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Стул
Малыш поднимает левую ладонь вертикально вверх. К ее нижней части он приставляет правый кулачок большим пальцем к себе.
Ножки, спинка и сиденье -
Вот и стул на удивленье.
Пароход
Ребенок ставит обе ладони на ребро и складывает их ковшиком, потом поднимает вверх большие пальцы.
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.
Колокольчик
Ребенок держит руки тыльными сторонами вверх, скрестив пальцы обеих рук. Средний палец правой руки должен быть опущен вниз так, чтобы малыш мог свободно им двигать.
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Скворечник
Малыш держит ладони вертикально, соединив их кончиками четырех пальцев. Большие пальцы загнуты внутрь, к ладоням.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Цепочка
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольцо. Ребенок по очереди пропускает через него колечки из пальцев правой руки: из большого и указательного, из большого и среднего и т. д. Участвовать в упражнении должны все пальчики.
Пальчики перебираем
И цепочку изучаем.
Шарик
Ребенок широко разводит пальцы обеих рук и соединяет их кончиками так, чтобы руки округлились, как шарик. Затем малыш сводит пальчики, изображая, что шарик сдувается.
Надуваем шарик быстро:
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
Кошка
Ребенок держит руку так, чтобы средний и безымянный пальцы упирались в большой. Указательный палец и мизинец выпрямлены и подняты вверх.
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
Мышка
Положение пальцев такое же, как в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец согнуты.
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
Зайка и ушки
Пальцы собраны в кулачок. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх. Ими нужно шевелить – это «ушки».
Уши длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Моя семья
Во время чтения малыш показывает одной рукой поочередно пальцы другой руки, о которых говорится в потешке.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся семья!
Во время второго прочтения текста руки меняются ролями.
По водицу
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили.
(изображаем «человечков»)
Принесли в ведре водицы,
(изображаем «ведро»)
Чтоб детишкам всем умыться.
(изображаем, как будто умываемся)
Вымыть уши, глазки наши
(гладим пальцами около глаз, ушей)
И сварить на завтрак каши.
(совершаем круговые движения указательным пальцем правой руки по левой ладони)
Птичка на отдыхе
Птички полетели,
(изображаем «птичек»)
Крыльями махали,
(взмахи кистями рук)
На деревья сели,
(изображаем «дерево» кистями рук)
Вместе отдыхали.
(каждой кистью изображаем «птицу»)
Улиточка рогатая
Улиточка рогатая
Спешит-ползет куда-то.
(одну раскрытую ладонь кладем на стол, другую руку сжимаем в кулак, оставляя выпрямленными указательный и средний пальцы, как будто рожки улитки)
Куда ж ведет дорожка?
К Насте на ладошку.
(опираясь на основание ладони, передвигаем руку – «улитку» и «наползаем» на раскрытую ладонь)
Закончилась дорожка –
Улитка прячет рожки.
(пальцы-«рожки» убираем в кулак и закрываем ладонью другой руки так, чтобы «улитка» оказалась внутри нее)
Динь-дилень
Динь-дилень,
Динь-дилень!
Светит солнце целый день,
(поднимаем руки вверх, расправляем ладони и пальчики и покачиваем кистями рук вправо-влево)
Жарит нам оладушки,
Как у нашей бабушки –
(слегка похлопываем по столу то тыльной, то ладонной стороной кисти, словно переворачиваем оладушки на сковороде)
Пирожки песочные
Румяные и сочные!
(соединяем ладони обеих рук с сомкнутыми пальцами так, чтобы сверху оказывалась то одна, то другая ладонь)

Также мелкую моторику развивают:
различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослых);
игры, в которых требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать-наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстие и т.д.;
рисование карандашами, фломастерами, кистью и т.д.;
застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д

Материалы взяты из книги Т.Л. Черновой «500 оригинальных пальчиковых игр».

Консультация для родителей

«Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Мои пальчики

Мои пальчики расскажут,

(хлопаем в ладоши с растопыренными пальчиками)

Что умеют – нам покажут.

(пальцы рук прикасаются к друг с другу 4 раза)

Их 5 на каждой руке.

(показываем растопыренные пальцы)

Сделать все смогут, всегда помогут.

(хлопаем в ладоши)

Они на дудке играют,

Вещи стирают,

Везде подметают,

Щиплют, ласкают,

Мячик кидают-

Пять и пять моих быстрых пальчиков.

(показываем пальцы обеих рук)

Репка

Мы репку сажали,

(пальцами как будто роем ямку на ладошке)

Репку поливали.

(имитируем, как из лейки льется вода)

Выросла репка

(выпрямляем все пальчики рук)

Хороша и крепка!

(ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет в свою сторону.)

А вытянуть не можем!

Кто нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура!

(расцепляем руки, трясем кистями).

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. И редко что- то делают своими руками. Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга.

Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий.

Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное. Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения - малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку - малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку. Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

 Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

 Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом д е м о н с т р и р у я с о б с т в е н н у ю у в л е ч ё н н о с т ь и г р о й.

 При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

 Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и в о з в р а щ а т ь с я к н и м п о ж е л а н и ю м а л ы ш а.

 Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

 Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или п о м е н я й т е и г р у.

 Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу д е л а ю т ч т о - т о н е п р а в и л ь н о, п о о щ р я й т е у с п е х и.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Алые цветки.

Наши алые цветки,

Распускают лепестки. (Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно ракрывайте пальцы.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Покачивайте кисти рук)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)

Тихо засыпают, Головой качают. («Цветок» снова покачивается на ветру)

Руки подняли и помахали - Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем - Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем - Крылья мы сложим назад. (Дети выполняют движения по тексту за воспитателем)

Перчатка.

Весёлая мышка Перчатку нашла, Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»

Мышат позвала. Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)

Им корочку хлеба Дала покусать, Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Погладила (отшлёпала) всех Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).