• 3.Плоскости малого таза, размеры, определение истинной конъюгаты.
  • 4 Классические плоскости.
  • 1. Охрана труда женщин на производстве.
  • 2. Сахарный диабет и беременность. Ведение беременности и родов. Сахарный диабет (сд) и беременность.
  • 1.Влияние вредных факторов окружающей среды, производственных вредностей и вредных привычек на беременность и плод.
  • 2. Анемии и беременность Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика, ведение беременности и родов. Анемия и беременность.
  • 2. Питание: много калорий (3000 – 3500). Мясо, печень, петрушка, соя, хлеб, гранаты, зеленые яблоки.
  • 3. Передний вид затылочного предлежания. Биомеханизм родов.
  • 1. Перинатальная смертность. Структура. Пути снижения.
  • 2. Анатомически узкий таз. Классификация по форме и степени сужения, методы диагностики, ведение родов, профилактика осложнений. Анатомически узкий таз.
  • Асфиксия.
  • 1. Материнская смертность. Структура. Пути снижения.
  • 2. Общеравномерносуженный таз. Виды, диагностика, биомеханизм родов.
  • 3. План ведения родов при сахарном диабете.
  • 1. Диспансерное наблюдение за беременными в женской консультации. Основные качественные показатели работы женской консультации. Приказ № 50.
  • 2. Поперечносуженный таз. Виды, диагностика, биомеханизм родов, ведение родов, профилактика осложнений.
  • 3. Влагалищное исследование в родах. Показания, методика выполнения.
  • 1. Группа риска по кровотечениию в родах. Профилактика кровотечений в женской консультации и родильном доме.
  • 2. Плоский таз, виды. Диагностика, биомеханизм родов, ведение родов, профилактика осложнений.
  • 3. Ручное обследование полости матки. Показания, техника выполнения.
  • 1. Роль женской консультации в профилактике послеродовых септических осложнений.
  • 2. Клинически узкий таз. Классификация, механизм возникновения, клиника, диагностика, ведение родов, профилактика осложнений. Группы риска.
  • 3. Ведение первого периода родов.
  • 1. Роль женской консультации в профилактике гестоза. Группы риска по развитию гестоз.
  • 2. Переношенная беременность Этиология, патогенез, диагностика, ведение родов, профилактика осложнений.
  • 3. Задний вид затылочного предлежания. Биомеханизм родов.
  • 1. Пренатальные факторы риска. Группы риска по осложнениям беременности и родов.
  • 2. Многоплодная беременность. Клиника, диагностика, течение беременности, ведение родов. Многоплодная беременность.
  • 3. Понятие о зрелости новорожденного. Признаки зрелости.
  • 1.Физиопрофилактическая подготовка беременных к родам.
  • 2. Неправильные положения плода. Виды, диагностика, ведение беременности и родов, профилактика осложнений.
  • 3. Ведение второго, третьего периодов родов.
  • 1. Гигиена и диета беременных. Влияние диеты на плод...
  • 2. Тазовые предлежания. Классификация, этиология, диагностика, ведение беременности и родов, профилактика Тазовое предлежание.
  • 3.Ручное отделение плаценты. Показания, техника выполнения.
  • 1.Строение и функция плаценты
  • 2. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода. Этиология, патогенез, клиника, иагностика, лечение, профилактика. Гемолитическая болезнь плода.
  • 3. Классическое ручное пособие при тазовых предлежаниях. Показания, техника выполнения, профилактика осложнений.
  • 1. Toпография тазовых органов женщины (мышцы, связки, клетчатка, брюшина).
  • 2. Невынашивание беременности. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 1.1. Генетические причины невынашивания беременности
  • 3. Эпизиотомия. Показания, техника выполнения. Эпизиотомия.
  • 1. Кровоснабжение, иннервация и лимфатическая система половых органов женщины.
  • 2. Вызванные беременностью отеки и протеинурия без гипертензии. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 3. Показания к ранней амниотомии. Техника выполнения. Амниотомия.
  • 1. Тазовое дно. Анатомическое строение.
  • 2. Вызванная беременностью гипертензия со значительной протеинурией. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 3. Гемотрансфузия в акушерстве. Показания, условия подготовка, осложнения. Аутодонорство.
  • 1. Организация работы и основные качественные показатели акушерского стационара. Приказ 345.
  • 2. Преэклампсия средней степени тяжести. Патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 3. Первичная обработка новорожденного.
  • 1. Санитарно-эпидемиологический режим родильного отделения.
  • 2.Тяжелая преэклампсия. Патогенез, клиника, экстренная помощь, родоразрешение.
  • 3. Признаки отделения плаценты. Приемы рождения отделившегося последа.
  • 1. Санитарно - эпидемиологический режим послеродового отделения.
  • 2. Эклампсия при беременности, в родах, после родов. Патогенез, клиника, диагностика, лечение.
  • 3. Механизм отделения плаценты. Допустимая кровопотеря. Профилактика кровотечения в родах.
  • 1. Планирование семьи. Классификация контрацептивов, механизм действия, показания, противопоказания. Диспансерное наблюдение.
  • 2. Внутриутробное инфицирование, влияние на беременность и плод. Профилактика внутриутробных инфекции в женской консультации.
  • 3. Акушерские щипцы. Показания, условия, техника выполнения, профилактика осложнений. Акушерские щипцы.
  • 2. Аномалии прикрепления плаценты. Этиология, классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 3. Акушерское пособие во втором периоде родов (передний вид затылочного предлежания).
  • 1. Подготовка организма к родам. Определение готовности к родам.
  • 2. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты. Этиология, классификация, патогенез, клиника, диагностика, лечение, родоразрешение.
  • 3. Разрывы промежности, влагалища и шейки матки. Этиология, классификация, диагностика, методика ушивания. Разрыв промежности.
  • Разрыв шм
  • Разрыв матки.
  • 1. Методы наружного акушерского исследования беременных. Диагностика поздних сроков беременности. Членорасположение плода, положение, вид, предлежание.
  • 2. Первый и второй периоды родов. Физиологическое течение. Осложнения, их профилактика.
  • 3. Лактационный мастит. Классификация, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 1. Критические периоды в развитии эмбриона и плода.
  • 2. Последовый и ранний послеродовый периоды родов. Физиологическое течение, ведение.
  • 3. Анатомо-физиологические особенности новорожденных. Уход за новорожденными.
  • 1. Задержка развития плода. Методы диагностики состояния плода.
  • 2. Ранний гестоз. Этиология, патогенез, клиника, лечение, профилактика. Атипические формы.
  • 3. Показания к приему и переводу рожениц и родильниц в обсервационное отделение.
  • 1. Приему в обсервационное отделение подлежат беременные и роженицы, имеющие:
  • 2. Переводу в обсервационное отделение из других отделений акушерского стационара подлежат беременные, роженицы и родильницы, имеющие:
  • 1. Околоплодные воды, состав, количество, физиологическое значение.
  • 2. Преждевременные роды. Этиология, клиника, диагностика, лечение, ведение родов, профилактика.
  • 3. Родовой травматизм новорожденных. Причины, диагностика, лечение, профилактика. Родовая травма.
  • 1. Современное представление о причинах наступления родовой деятельности.
  • 2. Пороки сердца и беременность. Особенности ведения беременности и родов.
  • 3. Недоношенный ребенок. Анатомо - физиологические особенности. Уход за недоношенными детьми. Недоношенный ребенок.
  • 1. Клиника нормальных родов и управление родовым актом.
  • 2. Патологический прелиминарный период. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 3. Определение массы плода. Значение антропометрических данных плода для исхода беременности и родов.
  • 1. Послеродовые гнойно-септические заболевания. Этиология, патогенез, особенности течения в современных условиях. Диагностика, лечение, профилактика.
  • 2. Первичная и вторичная слабость родовой деятельности. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 3. Экстренная помощь и интенсивная терапия при эклампсии.
  • 1. Послеродовый сепсис. Клинические формы. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 2.Дискоординированная родовая деятельность. Классификация, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 3. План ведения преждевременных родов.
  • 1. Септический шок. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, осложнения, лечение, профилактика.
  • 2.Разрывы матки. Этиология, классификация, диагностика, лечение, профилактика. Разрыв матки.
  • 3. План ведения родов при пороках сердца.
  • 1. Анаэробный сепсис. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 2. Гипоксия плода в родах. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Гипоксия плода.
  • 3 Степени тяжести.
  • 3. План ведения родов при гипертензии.
  • 1. Гестоз. Современные представления об этиологии и патогенезе Классификация. Профилактика гестозов.
  • 2. Кровотечения в последовом периоде. Причины, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 3. Условия выполнения кесарева сечения. Профилактика септических осложнений.
  • 1. Тромбоэмболические осложнения в акушерстве. Этиология, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 2. Предлежание плаценты. Этиология, классификация, клиника, диагностика. Ведение беременности и родов.
  • 3. План ведения родов при тазовых предлежаниях.
  • 2. Кровотечения в раннем и позднем послеродовом периодах. Причины, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 3 Методы обезболивания в родах. Профилактика нарушений сократительной деятельности матки в родах.
  • 1. Геморрагический шок. Степени тяжести. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Геморрагический шок.
  • 3. Ручные пособия при тазовых, предлежаниях по Цовьянову. Показания, техника выполнения.
  • 2. Эндометрит после родов. Этиология, патогенез, виды, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  • 3. Ведение беременности и родов у женщин с рубцом на матке. Признаки несостоятельности рубца. Рубец на матке после кс.
  • 1. Фетоплацентарная недостаточность. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Фетоплацентарная недостаточность (фпн).
  • 2. Кесарево сечение, показания, условия, противопоказания, методы выполнения операции.
  • 3. Анатомо-физиологические особенности новорожденных. Уход за новорожденными.

    Кожа - нежная, бархатистая на ощупь, эластичная, розовая, могут быть остатки пушковых волос на спине и плечевом поясе. Ее богатство сосудами и капиллярами, слабое развитие потовых желез и активная деятельность сальных приводят к быстрому перегреванию или переохлаждению ребенка.

    У него легко ранимая кожа, что также важно учитывать, т.к. при неправильном уходе появляется опрелость, через поры легко проникает инфекция и возникают гнойнички. На затылке, верхних веках, между бровями могут быть синюшного или красноватого цвета пятна, вызванные расширением сосудов (телеангиоэктазии), или точечные кровоизлияния.

    Иногда на крыльях и спинке носа имеются желтовато-белые узелки (милиа). Все эти явления исчезают в первые месяцы жизни. В области крестца также может быть скопление кожного пигмента, т.н. «монгольское пятно». Оно остается заметным в течение долгого времени, иногда всей жизни, однако не является признаком каких-либо нарушений. Волосы у новорожденного длиной до 2 см, брови и ресницы почти незаметны, ногти доходят до кончиков пальцев.

    Подкожно-жировая клетчатка - хорошо развита, более плотная, чем станет в дальнейшем - по химическому составу в ней преобладают сейчас тугоплавкие жирные кислоты.

    Костная система - содержит мало солей, придающих ей прочность, поэтому кости легко искривляются при неправильном уходе за ребенком. Младенческая особенность - наличие в черепе неокостеневших участков - т.н. родничков. Большой, в виде ромба, расположен в области соединения теменных и лобных костей, размеры 1,8-2,6 × 2 - 3 см. Малый, в форме треугольника, находится в месте схождения теменных и затылочной костей и у большинства детей при рождении закрыт.

    Такое мягкое соединение костей черепа имеет практическое значение, когда головка проходит по узким родовым путям. Ее закономерная деформация в вытянутую «грушу» не страшна и не должна вызывать «паники». Правильные очертания - вопрос времени. Не должна пугать родителей и бросающаяся в глаза несоразмерность частей тела младенца. Действительно, голова выглядит слишком крупной, потому что на 1-2 см больше окружности груди, руки гораздо длиннее ног.

    Существующая диспропорция тоже дело времени, которое исправит все. Грудная клетка бочкообразная: ребра расположены горизонтально, а не наклонно, как в будущем. Состоят в основном из хряща, так же как и позвоночник, который не имеет пока физиологических изгибов. Им предстоит сформироваться позже, когда ребенок начнет сидеть и стоять.

    Мышечная система - преобладает их повышенный тонус - руки согнуты в локтях, ноги прижаты к животу: поза утробная по сохранившейся инерции. Шея не держит головы - мышцы у нее некрепкие. Ручками и ножками дитя «сучит» непрерывно, но цленаправленные движения и двигательные навыки придут со зрелостью нервной системы.

    Органы дыхания - слизистые оболочки дыханительных путей нежные, содержат большее количество кровеносных сосудов, поэтому при инфекциях, чаще вирусных, быстро развивается отечность, выделяется большое количество слизи, что сильно затрудняет дыхание. Ему препятствует и анатомическая узость носовых ходов новорожденного, а также его трахеи (дыхательного горла) и бронхов.

    Слуховая, или евстахиева, труба шире и короче, чем у детей старше возрастом, что облегчает проникновение инфекции и развитие отита (воспаление среднего уха). Но зато никогда не бывает воспаления лобной пазухи (фронтита) и гайморовой, или верхнечелюстной, пазухи (гайморита), т.к. они еще отсутствуют. Легкие недостаточно развиты, дыхание поверхностное и в основном осуществляется за счет диафрагмы - мышцы, расположенной на границе грудной и брюшной полостей.

    Поэтому дыхание легко нарушается при скоплении газов в желудке и кишечнике, запорах, тугом пеленании, оттесняющих диафрагму вверх. Отсюда пожелание - следить за регулярным опорожнением кишечника, не пеленать ребенка слишком туго. Так как при своем поверхностном дыхании младенец не получает достаточного количества кислорода, он дышит часто. Норма 40-60 вдохов-выдохов в минуту, но такая частота увеличивается даже при незначительной нагрузке. Поэтому обращать внимание надо в первую очередь на одышку, которая сопровождается ощущением нехватки воздуха и может быть признаком заболевания.

    Сердечно-сосудистая система - с появлением на свет у новорожденного происходят изменения в системе кровообращения, вначале функциональные пупочные сосуды и вена прекращают свою деятельность, а затем и анатомические - закрываются внутриутробные каналы кровотока.

    С первым вдохом включается в работу малый круг кровообращения, проходя по которому кровь насыщается в легочной ткани кислородом. Частота пульса 120-140 ударов в минуту, при кормлении или плаче увеличивается до 160-200 ударов. Артериальное давление в начале первого месяца 66/36 мм. рт.ст., а к концу его - 80/45 мм рт.ст..

    Пищеварительная система - незрелая в функциональном отношении, и так как у новорожденных повышен обмен веществ, несет большую нагрузку - незначительные погрешности в диете кормящей грудью матери и режиме питания ребенка могут вызвать расстройство пищеварения (диспепсию). Слизистая оболочка рта богата кровеносными сосудами, тонкая, нежная, легко ранима.

    Язык большой. На слизистой оболочке губ имеются т.н. «подушечки» - небольшие беловатые возвышения, разделенные полосками, перпендикулярные длиннику губы (валики Пфаундлера-Люшка); слизистая оболочка образует складку вдоль десен (складка Робена-Мажито); упругость щекам придают т.н. комочки Биша - располагающиеся в толще щек скопления жировой ткани.

    Они имеются как у здоровых, так и у рожденных с гипотрофией - расстройством питания, сопровождающимся снижением массы тела. С переходом гипотрофии в тяжелую форму организм теряет практически всю жировую ткань, кроме комочков Биша. Пищеварительные железы, в том числе слюнные, еще не развились: слюны в первые дни выделяется очень мало.

    Мышцы, перекрывающие вход из пищевода в желудок, тоже недоразвиты - это влечет частые необильные срыгивания. Для предотвращения его после кормления надо подержать ребенка минут 20 на руках, вертикально, прислонив к груди. Вначале желудок вмещает около 10 мл жидкости, к концу первого месяца его емкость возрастает до 90-100 мл.

    Мышцы кишечника еще мало тренированы и продвижение пищи по нему замедлено. Поэтому новорожденных так мучают скопления газов, образующихся при переваривании молока и вздутия живота - метеоризм. Нередки запоры. Испражнения в первые 1-3 дня жизни (называются «меконий») имеют характерную вязкую консистенцию темно-зеленого цвета, запаха практически нет. Меконий образуется из околоплодных вод, слизи, желчи, которые попадают в желудок икишечник плода.

    По наличию этих выделений в первые часы после рождения судят об отсутствии у ребенка пороков в развитии пищевода, желудка, кишечника, заднепроходного отверстия. Непроходимость органов требует немедленного хирургического вмешательства.В течение первых 10-20 часов жизни кишечник ребенка почти стерилен, затем начинается заселение его бактериальной флорой, необходимой для переваривания пищи.

    Меняется и вид испражнений - появляется кал - масса желтой окраски, состоящая на 1/3 из слюны, желудочного, кишечных соков и на 1/3 из остатков пищи. В этом заметна и работа пищеварительных желез. Самая из них большая, являющаяся также защитным барьером организма на пути токсических соединений - печень - относительно велика у младенцев. Но у здоровых край печени может выступать из-под самого нижнего ребра (на границе груди и живота) не более чем на 2 см.

    Мочеполовая система - к моменту рождения почки, мочеточники, мочевой пузырь сформированы достаточно хорошо. Однако сильный стресс, испытанный ребенком во время родов, кратковременно нарушает обмен веществ. В зонах, где образуется моча, происходит отложение кристаллов мочевой кислоты и первые несколько дней функция почек несколько снижена.

    Ребенок мочится всего 5-6 раз в сутки. Со 2-й недели обмен веществ постепенно стабилизируется, число мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в стуки. Эта частота нормальная для первых месяцев, учитывая сравнительно небольшой объем и недостаточную растяжимость стенок мочевого пузыря. Наружные половые органы сформированы. У мальчиков яички чаще всего опущены в мошонку, если же находятся в нижней части живота, то могут опуститься самостоятельно в первые 3 года. У девочек большие половые губы прикрывают малые.

    Обмен веществ - повышена потребность в углеводах, усилено всасывание жиров и их отложение в тканях. Водно-солевой баланс легко нарушается: суточная потребность в жидкости - 150-165 мл /кг.

    Кроветворение - у новорожденных основной очаг кроветворения - красный костный мозг всех костей, дополнительные - печень, селезенка, лимфоузлы. Селезенка по величине приблизительно равна ладони самого ребенка, нижний край ее находится в проекции левой реберной дуги (самое нижнее выступающее ребро на границе груди и живота). Лимфатические узлы, как правило, при осмотре выявить не удается, защитная функция их снижена.

    Эндокринная система - надпочечники во время родов несут наибольшую из всех желез нагрузку и часть их клеток погибает, что определяет течение некоторых пограничных состояний. Вилочковая железа, играющая защитную роль, при рождении относительно велика, впоследствии уменьшается в размерах.

    Щитовидная и околощитовидные железы, гипофиз продолжают развиваться после рождения. Поджелудочная, участвующая в пищеварении и принимающая участие в обмене углеводов (вырабатывает гормон инсулин) к моменту рождения функционирует хорошо.

    Нервная система - незрелая. Извилины головного мозга едва намечены. Сильнее развиты в тех отделах, где находятся жизненно важные центры, отвечающие за дыхание, работу сердца, пищеварение и т.д. В младенческом возрасте спят большую часть суток, просыпаясь только от голода и неприятных ощущений. Врожденные рефлексы, такие, как сосательный, глотательный, хватательный, мигательный и др., выражены хорошо, а к 7-10 дню жизни начинают складываться т.н. условные рефлексы, реакция на вкус пищи, определенную позу, обычно связанную с кормлением, к его часу ребёнок скоро начинает просыпаться сам.

    В норме у здоровых новорожденных вызываются следующие основные рефлексы периода новорожденности:

    1. Сосательный - на раздражение губ путем прикосновения ребенок отвечает сосательными движениями.

    2. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина - при надавливании на ладони ребенка большими пальцами он открывает рот и слегка сгибает голову.

    3. Ладонный хватательный рефлекс Робинсона - при вкладывании в руку ребенка пальца происходит сжатие кисти и ребенок плотно охватывает палец.

    4. Рефлекс Моро - при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок или дуновении в лицо руки ребенка разгибаются в локтях и отводятся в стороны (I фаза) с последующим «обниманием» туловища (II фаза).

    5. Рефлекс опоры и автоматической ходьбы - ребенка берут под мышки и ставят вертикально, поддерживая пальцами заднюю часть головы. При этом его ножки поначалу сгибаются, а затем происходит выпрямление ножек и туловища. При небольшом наклоне вперед ребенок делает шаговые движения (автоматическая ходьба).

    6. Рефлекс ползания Бауэра - в положении ребенка на животе к его согнутым ножкам приставляют ладонь и ребенок начинает ползти, выпрямляя ноги и отталкиваясь.

    7. Защитный рефлекс новорожденного - в положении на животе ребенок поворачивает голову в сторону (защита).

    8. Рефлекс Галанта - штриховыми движениями пальца раздражается кожа вдоль позвоночника сверху вниз. В ответ ребенок изгибает туловище в сторону раздражения.

    Органы чувств - в первые недели органы обоняния почти не ощущают запаха, разбудить может только чрезвычайно громкий звук, побеспокоить лишь слишком яркий свет. Неосмысленный взгляд ребенка не задерживается на чем-либо, у многих наблюдается физиологическое косоглазие, обусловленное слабостью глазных мышц, непроизвольные движения глазных яблок - нистагм.

    До 2 месяцев он плачет без слез - слезные железы не вырабатывают жидкость. Ему помогают познавать мир пока лишь вкусовые ощущения, осязание и температурная чувствительность. Но про двухмесячного уже не скажешь, что он «слеп и глух». Верная примета - упорно смотрит на звонкую яркую погремушку.

    Иммунитет - некоторые факторы, выполняющие защитную роль в организме, вырабатываются еще внутриутробно. Часть иммунных веществ ребенок получает от матери с молозивом, в котором их концентрация очень высока, и с грудным молоком, где их содержание намного ниже, но в достаточном количестве. Но в целом иммунная система несовершенна, ребенок раним в плане инфекции.

    Процедуры ухода за ребенком до года

    Мероприятия ухода за новорожденным можно условно разделить на ежедневные и еженедельные. Но при необходимости, нужно выполнять эти процедуры чаще, чтобы новорожденный ребенок чувствовал себя комфортно.

    Ежедневный уход за новорожденным

    Последовательно выполняйте следующие процедуры:

      Умывание лица теплой кипяченой водой. Лицо можно протирать рукой, а можно использовать ватные шарики. Одновременно проводится протирание ушных раковин;

      Обработка глаз. Проводится с помощью ватных шариков, которые смачиваются в кипяченой воде. Если Вы заметили, что глаз стал загрязнятся больше обычного, можно использовать раствор фурацелина (1:5000 аптечной заготовки). Существует мнение, что глазки можно протирать крепким чаем. Если Вы решили промывать чаем, то обязательно проследите, чтобы на ватном шарике не было чаинок, они могут привести к раздражению глаз. Промывание проводиться от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используйте отдельный ватный шарик;

      Кожные складки можно смазать стерильным вазелиновым или растительным маслом;

      Обработка пупочной ранки;

      Чем меньше ребенок тем чаще необходимо его подмывать, а именно, следует это делать после каждого мочеиспускания и дефекации. Подмывать нужно проточной водой, а не в коем случае не в тазике или в ванночке, так как это увеличивает риск загрязнения и инфицирования мочеполовых путей. Правила подмывания сводятся у следующему:

      девочек подмывают спереди назад;

      подмывание проводят рукой, на которую направляется струя теплой воды(37-38 С);

      прежде чем начать подмывание ребенка, обязательно проверьте температуру воды (сначала подставляйте свою руку, а только потом ребенка).

    После подмывания на пеленальном столике, чистой пеленкой промокательными движениями осушите кожу малыша. Затем, складки кожи смажьте ватным тампоном смоченным стерильным растительным маслом (для этого так же можно использовать детский крем).

    Ежедневный уход нужно выполнять по утрам.

    Еженедельный уход за ребенком до года

      Носовые ходы прочищают ватными жгутиками. Лучше их приготовить из стерильной ваты. Техника: ватный жгутик смачивают в стерильном вазелиновом или растительном масле. Вводят в носовой ход на глубину не более чем 1-1,5 см и вращательными движениями очищают изнутри наружу. Правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго и часто проводить эту процедуру. Не используйте для этого плотные предметы, в том числе спички и ватные палочки. Это может привести к травматизации слизистой оболочки;

      Наружные слуховые проходы очищают вращательными движениями с помощью сухих ватных жгутиков;

      Слизистые оболочки полости рта протирать не следует, так как они очень легко травмируются;

      Обрезание ногтей. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными концами или щипчиками для ногтей;

    Билет 27

    Здоровые младенцы сразу после появления на свет имеют спектр функций для дальнейшей жизни. После родов врачи внимательно изучают кроху и отмечают его соответствие нормативным показателям. Оптимальным считается вес от 2,5 до 4,5 кг, а рост – 46-56 см. Дополнительно неонатологи измеряют окружность головы и грудной клетки.

    Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка дают возможность сделать вывод о состоянии его здоровья и наличии патологий внутриутробного развития. Дополнительно у младенца должен присутствовать набор условных рефлексов, которые помогут ему в дальнейшем ориентироваться в пространстве.

    Доношенные дети в течение первых дней жизни упражняются концентрировать внимание на статичном объекте, шевелить руками и ногами. Они также должны быстро научиться сосать грудь.

    Основные отличия недоношенного ребенка

    Ребенок может появиться на свет раньше срока. Как правило, это случается в период с 28 по 37 неделю созревания плода. При этом масса его тела будет в пределах от 1 до 2,5 кг, при общем росте от 35 до 46 см. У доношенного ребенка данные показатели находятся в другом пределе.

    Существует ряд внешних признаков, которые позволяют отличить таких малышей:

    • Детальный осмотр недоношенного малыша позволяет выявить недостаточное количество подкожной клетчатки. У некоторых детей она отсутствует полностью. Дополнительно на коже можно заметить складки и морщинки в большом количестве.
    • Анатомо-физиологические особенности новорожденного, появившегося на свет раньше срока, – большая голова. На данном этапе внутриутробного развития такое тельце для ребенка считается нормальным. На следующем уровне развития данный симптом должен прийти в норму.
    • У младенца можно явно просмотреть родничок. Соседние кости также сильно выпирают над поверхностью, а швы еще не до конца прикрыты хрящами.
    • Пушковые волосики можно наблюдать не только на голове, но также по всему телу.
    • При ощупывании поверхности головки можно заметить невероятную мягкость ушей, которые плотно придавлены.
    • Для девочек также характерно увеличение половых губ. Они еще не до конца сформировались, поэтому не могут полностью прикрыть щель во влагалище. У мальчиков на данной стадии развития яички еще не опустились в мошонку.

    Данные физиологические особенности новорожденного развиваются из-за недостаточной зрелости всего организма. Изменения наблюдаются также в развитии дыхательной и пищеварительной систем. Родители должны обязательно это учитывать в процессе ухода за крохой дома. Если степень недоношенности сильно выражена, то кроху помещают в кувез.

    Особенности строения подкожной клетчатки

    Ребенок появляется на свет полностью окутанный сыровидной смазкой. Она состоит из жира и холестерина. Благодаря данному веществу ребенок хорошо защищен и легко проходит по родовым путям. У младенца кожа тонкая и имеет характерный розовый цвет. На ней также можно рассмотреть сетку из кровеносных сосудов. Эпидермис светлый, поскольку в организме меланин вырабатывается в недостаточном количестве. Ситуация полностью изменится на протяжении первого месяца жизни крохи.

    Благодаря коже все внутренние органы хорошо защищены, поэтому если ее слой истончается, то заметно увеличивается риск проникновения внутрь организма вирусов и инфекций. Достаточно часто у таких детей возникают опрелости из-за чрезмерного количества влаги или неправильно подобранной одежды.

    Кожный покров – это один из самых главных органов чувств. Благодаря ему у крошки формируется необходимая связь с матерью и внешним миром. Данный орган используется для выведения остатков продуктов обмена веществ.

    Сразу после родов малыш не может держать головку самостоятельно

    Подкожно-жировая клетчатка младенца полностью отличается от взрослого человека. Прежде всего ее процентное соотношение к общей массе тела намного больше. Благодаря этому организм крохи может качественно противодействовать внешним негативным факторам. Главная задача клетчатки – избежать переохлаждения. У новорожденного она практически полностью состоит из бурой жировой ткани. Дело в том, что организму крохи необходимо оградить себя от переохлаждения. Задача всех обменных процессов – предотвратить такую ситуацию.

    По мере взросления жировой ткани и волосков станет намного меньше, ведь тельце крохи больше не нуждается в сборе дополнительного количества тепла.

    Особенности строения костей и мышц

    У грудного ребенка соотношение мышц к общей массе тела намного меньше, чем у взрослого человека. Именно поэтому у новорожденного ребенка животик значительно больше остальной части туловища. При детальном осмотре можно также отметить тонкие ручки и ножки. По мере взросления данные показатели приближаются к нормальным, ведь начинают регулярно тренироваться. Благодаря этому малыш начинает сначала ползать, а затем и ходить.

    Сразу после появления на свет у грудного ребенка все мышцы находятся в тонусе. На фоне этого конечности не могут разогнуться полностью. Малышу намного комфортнее находится в позе зародыша. У детей также плохо развиты мышцы шеи, поэтому они не могут самостоятельно ее удерживать. Родители могут наблюдать хаотическое движение ручек и ножек.

    Дополнительно следует отметить, что в костях содержится большое количество солей. Именно поэтому они еще не прочные и могут легко быть повреждены. Нормализация данной системы происходит в течение первого года жизни. Родители в этот период должны обеспечить кроху необходимым питанием и активностью. Благодаря этому удастся снять чрезмерный тонус мышц.

    У новорожденного свои особенности имеет и череп. На нем можно с легкостью рассмотреть участки, которые еще не окостенели. Родители сами смогут отыскать большой и малый родничок. Эта зона уязвима, поэтому следует беречь ее от повреждений и механического воздействия.

    Позвоночник не отличается особенностями после родов. Все его изгибы соответствуют строению системы взрослого человека. Грудной изгиб заканчивает свое формирование только к шести месяцам. Как только кроха начинает ходить, то это свидетельствует о нормальном функционировании поясничной зоны. Дополнительно следует отметить, что опорно-двигательная система будет полностью сформирована только к 20 годам.

    Особенности строения органов дыхания и нервной системы

    Данные системы также продолжают свое формирование после родов. К примеру, у крохи еще слишком маленький нос и дыхательные пути. В слизистой оболочке присутствует большое количество кровеносных сосудов. Из-за ее нежности и тонкости организм крохи подвержен влиянию вирусов и инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Считается нормальным, если периодически из носика грудничка выделяется небольшое количество слизи.

    Процесс дыхания производится исключительно за счет диафрагмы. Анатомо-физиологические особенности приводят к тому, что процесс циркуляции воздуха легко нарушить. Негативный эффект оказывает тугое пеленание, нарушения стула, колики. На их фоне фиксируется нарушение движения диафрагмы.

    Нервная система также не является зрелой после появления ребенка на свет. Далее продолжат свое формирование головной мозг, сердце, сосуды. В нервной деятельности нет навыков речи, письма и мышления. Однако со второй недели после родов они начнут постепенно проявляться. За их счет будут сформированы условные рефлексы.


    Детки любят хаотически двигать конечностями

    Особенности формирования сердца, сосудов и иммунной системы

    У каждого грудного ребенка соотношение массы тела к объему сердца намного больше, чем у взрослого. Данный орган находится в грудной клетке практически в горизонтальном положении. По форме он похож больше на шар. Сердцу приходится работать в интенсивном режиме для того, чтобы обеспечить организм достаточным количеством кислорода. Только в таком случае все обменные процессы будут проходить с нужной скоростью.

    Особенности новорожденных заключаются в интенсивном сердцебиении. Этот показатель может достигать 140 ударов в минуту, а во время кормления – 200. Частота заметно снижается сразу после того, как ребенок начинает активно ходить.

    Часть иммунитета кроха получает от матери во время внутриутробного развития. Остальные защитные функции проходят в организм вместе с молоком матери. Именно поэтому во время лактации дети практически не болеют. Однако негативное воздействие может оказать любой вирус или болезнетворный организм. Иммунной системе придется формироваться на протяжении всей жизни и становится более совершенной.

    Особенности формирования органов пищеварения

    В момент появления на свет желудочно-кишечный тракт еще не заселен всеми необходимыми бактериями. В связи с этим органы пищеварения страдают от чрезмерной нагрузки. Облегчить ситуацию помогает специальная диета, которой должна придерживаться женщина в период лактации. В противном случае увеличивается риск возникновения расстройства желудка или кишечника.

    У новорожденного можно отметить наличие большого языка. Для обеспечения сосательного рефлекса на губах есть участок с возвышением. При детальном исследовании щечек можно обнаружить скопление небольшого количества жировой ткани, которое называется комочками Биша. У новорожденного слюнные железы еще не сформировались, поэтому в первые несколько месяцев он может страдать от недостатка данного секрета.

    У младенца недоразвит также толстый кишечник. Клетки его стенок еще не обросли достаточным количеством мышц. Именно поэтому пища передвигается очень медленно, поэтому малыш страдает от колик и газов. На фоне метеоризма может нарушиться и стул. В таком случае ребенок начинает страдать от запора.

    В первые дни жизни у каждого ребенка можно зафиксировать необычный стул. Он называется меконием и формируется за счет жидкости, которая попала в пищеварительную систему из околоплодных вод. Стул имеет зленый цвет и не отличается наличием неприятного запаха. При его отхождении можно сделать вывод о том, что пищеварительная система сформировалась правильно. Меконий используется врачами также для оценки общего состояния здоровья маленького пациента.

    Если первый стул не появится вовремя, то потребуется производить хирургическое вмешательство. В таком случае подозревают наличие пороков в развитии данной системы.

    В первые дни жизни кишечник активно заселяется бактериями, которые впоследствии образуют микрофлору. Она используется для переваривания пищи и правильного отхождения стула. Масса должна быть желтого цвета и дополнительно включать слюну, желудочные соки и небольшое количество еды. При грудном вскармливании стул ребенка не будет иметь неприятный запах.


    Анатомо-физиологические особенности одинаковы для всех доношенных детей

    Особенности физиологии новорожденных

    Младенец имеет не только отличительные черты в строении черепа и кожи. Каждая система и орган отличаются рядом особенностей, которые делают жизнь малыша максимально комфортной.

    В мочеполовой системе все органы после родов находятся в хорошо сформированном состоянии. Однако на фоне стресса они могут снизить свою активность. Именно поэтому нарушения в функционировании характерны для первых месяцев жизни крохи.

    На первой неделе жизни для младенца считается нормальным испражнение мочевого пузыря до шести раз в сутки. Однако со второй недели развития интенсивность увеличивается сразу в три раза. Дополнительно следует отметить, что из мочевого пузыря выводится большое количество мочи каждый день.

    Если ребенок родился не раньше срока, то его внешние половые органы должны быть полностью сформированы. У мальчика яички должны быть уже в мошонке. Для девочек характерно полное прикрытие входа во влагалище большими и малыми половыми губами.

    У новорожденных практически не функционируют органы чувств. Только после внимательного изучения мира внешнего и внутреннего к малышу приходит осознание вкуса и осязания. Он начинает чувствовать изменения температуры. Родители должны знать, что первые 60 дней у крохи не вырабатывается слезная жидкость, поэтому он плачет без нее.

    В кровеносной системе начинается процесс активного продуцирования красных кровяных телец. У взрослого человека процесс происходит под воздействием красного костного мозга. Также в этом действии активное участие принимают печень, селезенка и лимфатические узлы. На фоне высокой потребности организма в эритроцитах селезенка заметно увеличивается в размере.

    У новорожденного все обменные процессы проходят с высокой скоростью. Младенцы получают энергию за счет переработки углеводов и жиров. В дополнительной жидкости необходимости нет, ведь малыш в полном объеме получает ее вместе с молоком матери. Она также содержится и в искусственных смесях.

    ТЕМА: ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД И ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

    ПЛАН ЛЕКЦИИ

    1. Основные закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде

    2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного

    3. Потребности новорожденного и способы их удовлетворения

    4. Основные проблемы периода новорожденности

    Самостоятельная работа:

    1. Составление планов патронажей / дородовых, к новорожденному

    2. Составление планов обучения уходу за новорожденным

    Основные закономерности роста и развития человека

    Во внутриутробном периоде

    Период внутриутробного развития (антенатальный) занимает время от момента оплодотворения яйцеклетки до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней).

    Внутриутробный период ребенка характеризуется быстрым формированием органов и систем. В этом периоде зародыш превращается в плод с органами и системами. На 1-й неделе эмбрионального развития происходит деление клеток, на 2-й неделе ткани дифференцируются, образуя два слоя, на 3-4-й неделе образуются сегменты тела, а с 5-8-й недели они приобретают присущие человеку формы строения тела. К 8-й неделе масса плода составляет 1г, а длина – 2,5см. Наиболее интенсивно увеличивается масса тела во внутриутробный период - за 9 мес в 1 млрд. 20 млн. раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.



    Во внутриутробном периоде выделяют две фазы:

    фаза эмбрионального развития 0 - 3 месяца

    фаза плацентарного развития с 3-х месяцев и до рождения

    В эмбриональной фазе происходит формирование из зародыша плода с органами и системами. Особенности этого периода: быстрый рост, питание за счет матери, между матерью и плодом еще нет плаценты, следовательно, нет барьера и все вредные воздействия, действующие на мать, действуют и на ребенка.

    При воздействии вредных факторов на организм беременной в первые три месяца нарушается органогенез (формирование органов), что ведет к возникновению врожденных уродств. Болезни этого периода называются эмбриопатиями. Лечение этих заболеваний неэффективно, значит, главное внимание - профилактике. Для этого нужно знать вредные факторы, опасные для беременной (тератогенные факторы).

    Причинами, вызывающими отклонения в отдельных системах и органах плода, являются: патология плаценты, приводящая к кислородному голоданию плода; инфекции у матерей (токсоплазмоз, коревая краснуха на сроке, аденовирус, вирус простого герпеса, гриппа, цитомегало- вирус и др.); влияние вредных воздействий в виде радиации, токсических и травматических факторов; несбалансированное питание женщины во время беременности.

    Здоровье ребенка зависит и от организации проведения родов. Если происходит нарушение родового акта, могут возникнуть асфиксия при нарушении пупочного кровообращения, а также травматические повреждения плода.

    Средой обитания будущего ребенка является материнский организм, и от его состояния зависит физическое и психическое здоровье ребенка.

    Неблагоприятные факторы воздействия на плод делятся на три группы: экзогенные (внешние), генетические и сочетанные.

    К экзогенным факторам относят различные лекарственные вещества, средства, применяемые в промышленности, сельском хозяйстве, бытовой химии, вирусные инфекции. Воздействие на эмбрион и плод могут оказывать токи ультравысокой частоты, вибрация.

    Алкоголь является наиболее частой причиной развития пороков плода во время внутриутробного периода ребенка, особенно при хронической интоксикации. Чаще всего возникают поражения центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, а также мочеполовой системы. Кроме этого, у новорожденного ребенка могут диагностироваться симптомы алкогольный интоксикации, печеночная недостаточность.

    У курящих матерей рождаются дети с нарушениями во внутриутробном развитии, с поражением центральной нервной системы.

    Причиной генетических изменений являются мутантные гены, вследствие этого появляются дети с такими отклонениями, как расщелина верхней губы, поли– и синдактилия (наличие лишних пальцев или сращение пальцев на кисти и стопе), болезнь Дауна и др.

    Для формирования тех или иных пороков развития имеет значение срок воздействия тератогенных факторов - поражается орган, который в этот момент наиболее быстро растет и дифференцируется, например:

    6 - 8 недель беременности - пороки сердца;

    8 - 10 недель беременности - пороки органов зрения.

    В фазе плацентарного развития между матерью и плодом уже существует плацента, выполняющая барьерную функцию. Кроме этого, органы плода уже в основном сформированы. Поэтому вредные факторы уже не ведут к уродству плода, а вызывают воспалительную реакцию, ведущую не к нарушению строения органа, а к нарушению его функции. Эти болезни называют фетопатиями.

    В этой фазе, когда появляется питание плода через плаценту, образуется система кровообращения. На 18-й неделе появляется подобие дыхательных движений, это способствует развитию древовидной структуры бронхов, а в дальнейшем – и легочной ткани. Формируется пищеварительная система: глотательные движения появляются на 14-й неделе, на 17-20-й неделе плод выпячивает губы, с 28-29-й недели он способен к активным сосательным движениям.

    Мышечные движения появляются к 8-й неделе, на 18 - 20-й неделе мать начинает ощущать движения плода.

    В периоде с 12-й по 18-ю неделю жизни в связи с плацентарным кровообращением воздействие неблагоприятных факторов не приводит к формированию пороков у плода, но могут возникнуть задержка роста и массы плода и нарушение дифференцировки тканей.

    После 22-й недели могут быть преждевременные роды и рождение недоношенного ребенка или ребенка с дефицитом массы и роста.

    В последующие недели внутриутробного периода созревают все органы и системы, происходит подготовка к внеутробной жизни, особенно это касается органов дыхания.

    В связи с вышеизложенным, представляется особо важной так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка. Основные ее звенья:

    1. Наблюдение за течением беременности в женской консультации.

    2. Система дородовых патронажей детских поликлиник.

    3. Государственное законодательство.

    После перерезки пуповины начинается внеутробный период жизни, который, в свою очередь, начинается с периода новорожденности или неонатального. Неонатальный период продолжается от 0 до 28 дней и подразделяется на ранний (0 - 7 дней) и поздний (8 -28 дней).

    В силу особой важности и специфики средств и методов охраны здоровья плода и новорожденного принято поздний фетальный, интранатальный (роды) и ранний неонатальный периоды объединять под общим названием "перинатальный период":

    с 28-й недели внутриутробного развития до 7 дня внеутробного

    Число детей, погибающих в перинатальном периоде, равно числу смертных случаев в течение 40 лет жизни. Вот почему борьба за сохранение жизни в перинатальном периоде является залогом снижения общего уровня смертности и увеличения продолжительности жизни.

    АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО

    С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребенка прекращается связь с матерью. Он вступает в период внеутробной жизни - период новорожденности. С первым криком ребенок начинает приспосабливаться к окружающей среде. Период новорожденности. В течение этого периода складываются своеобразные анатомо-физиологические особенности новорожденного. В организме ребенка происходит определенная перестройка. С одной стороны, начинают функционировать органы и системы, которые не функционировали во внутриутробном периоде, с другой стороны, изменяются функции ряда органов.

    Ранний неонатальный период - самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию.

    В этот период:

    Устанавливается самостоятельное легочное дыхание;

    легкие, которые до рождения ребенка были спавшимися, безвоздушными, после рождения расправляются, наполняются воздухом.

    Изменяется способ питания, начинают функционировать пищеварительные органы;

    В сердечно-сосудистой системе происходит ряд изменений: закрываются зародышевые кровеносные пути - боталлов и аранциев протоки, овальное отверстие, остатки пупочных сосудов, устанавливается постоянный малый и большой круг кровообращения, устанавливается внеутробное кровообращение с большим и малым кругом;

    Появляется самостоятельная терморегуляция;

    Изменяется тип кроветворения, физические и химические свойства крови;

    Значительно повышается обмен веществ;

    Все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия

    Все сказанное подчеркивает важность специального ухода за новорожденными. Для осуществления грамотного, эффективного ухода за новорожденными необходимо знание анатомо-физиологических особенностей детей в этом периоде.

    При переходе ребенка к внеутробной жизни резко изменяются условия внешней и внутренней его среды. Ребенок начинает существовать в окружающей среде с более низкой, чем в матке температурой, имеется гравитация, масса звуковых, тактильных, зрительных раздражителей. Необходим иной способ дыхания и получения питательных веществ. Кроме того, изменение условий происходит очень резко, в момент рождения. Поэтому состояние ребенка после рождения можно охарактеризовать как стрессовое. Все органы и системы приспосабливаются к новым условиям, но в условиях стресса находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому легко возникает нарушение процессов приспособления (адаптации) при малейших нарушениях условий жизни (питания, ухода, внешней среды).

    Течение адаптационных процессов зависит кроме этого от исходного состояния ребенка(наследственность, течение беременности и родов) У ребенка, развивающегося во внутриутробном периоде в хороших условиях, процессы адаптации пройдут легко, без осложнений, иногда даже незаметно. А у ребенка, перенесшего внутриутробною гипоксию, адаптация будет трудной, чаще возникнут так называемые транзиторные (переходные, физиологические) состояния:

    транзиторная лихорадка, физиологическая желтуха, половой криз, мочекислый инфаркт почек, физиологическая убыль веса, физиологическая эритема.

    Транзиторные состояния - это не заболевания, а состояния отражающие трудности процессов адаптации к внеутробной жизни. Они не требуют лечения, проходят самостоятельно в условиях правильного ухода (внешняя среда, питание, гигиенический уход). Однако, при несоблюдении требований к уходу, транзиторные состояния легко могут перейти в заболевания, поэтому их и называют пограничными.

    Рождение малыша это самая большая радость в жизни каждой семьи. Правда, вместе с радостью в дом приходят и дополнительные заботы. Молодые родители, особенно, воспитывающие первенца, часто становятся в тупик, поскольку не отдают себе отчета в особенностях новорожденного. Маленький человечек, недавно появившийся на свет, в значительной степени отличается от детей старшего возраста или взрослых. Поэтому для того, чтобы обеспечить здоровье малыша и его хорошее самочувствие, нужно понимать, что особенности новорожденного делают его очень восприимчивым к определенным воздействиям извне.

    Период, когда ребенок считается новорожденным, длится первые 4 недели после его появления на свет. Хотя и по окончанию этого периода некоторые особенности новорожденного ребенка остаются. По мере роста, малыш продолжает адаптироваться к окружающей среде.

    Каковы особенности новорожденного ребенка?

    Сразу после рождения нельзя не заметить физиологические особенности новорожденного ребенка. Первый крик малыша запускает работу многих систем, которые до этого момента находились в состоянии ожидания. Они не могут сразу начать работать в полную силу, для этого требуется время. Рассмотрим, каковы же основные физиологические особенности новорожденного:

    • Кожа ребенка при рождении нежная и тонкая. Ее отличительной особенностью является повышенная чувствительность, поэтому раздражения и ссадины на коже малыша не редкость. К моменту рождения младенец имеет хорошо выраженный подкожный жировой слой. Кожа пронизана большим количеством капилляров, поэтому ребенок быстро краснеет при перегревании или крике.
    • Система терморегуляции сразу после рождения еще не развита. Это приводит к тому, что малыш быстро перегревается, или, наоборот, остывает. Определить, тепло или холодно малышу, можно по внешнему виду его кожных покровов. Если ребенку холодно, кожа бледнеет и покрывается мелкими пупырышками, если же ему жарко, то на коже может выступать мелкая испарина. Нужно сказать, что новорожденный гораздо хуже переносит перегрев, чем переохлаждение.
    • Мышечно-связочный аппарат у новорожденного также еще не развит. Наблюдается ограничение двигательной активности, сгибательно-разгибательные мышцы постоянно напряжены, поэтому ручки и ножки младенца все время находятся в полусогнутом состоянии. Ребенок не может держать головку, а первые несколько месяцев после родов стремится принять позу, в которой находился в утробе матери.
    • Еще одной анатомо-физиологической особенностью новорожденных детей является рыхлость костной ткани, хотя скелет к моменту родов уже полностью сформирован. В результате этого кости ребенка мягкие и легко деформируются. Некоторые кости представляют собой хрящи и лишь со временем они укрепляются и становятся столь же прочными, как у взрослого человека.
    • Строение черепа – одна из наиболее заметных анатомо-физиологических особенностей новорожденного. Он состоит из отдельных костных долей, которые соединяются между собой мягкой тканью. Такое строение позволяет головке малыша легко пройти сквозь родовые пути. На темени и в лобно-теменной области черепа находятся так называемые «роднички», представляющие собой впадины, закрытые мягкой тканью. По мере роста малыша они закрываются костной тканью. Малый родничок закрывается к 7-8 месяцам, а большой к году.
    • Система кровообращения новорожденного испытывает большую нагрузку, чем у взрослого человека. Частота сердечных сокращений ребенка в спокойном состоянии составляет 120-140 ударов в минуту, а во время крика может повышаться до 160-180 ударов в минуту.
    • Анатомо-физиологические особенности новорожденного затрагивают также и органы дыхания малыша. Гортань и носовые ходы выстланы слизистой оболочкой, насыщенной кровеносными сосудами. При этом гортань и носовые ходы короткие, что делает их очень чувствительными к воздействию холода и тепла. Рыхлая слизистая быстро разбухает, что вызывает отек и затрудняет дыхание малыша. Дыхание новорожденного чаще, чем у взрослого примерно в 3 раза. Так, малыш делает от 40 до 60 вдохов в минуту, в то время как взрослый человек всего 18-20 вдохов.
    • Отличается по своему строению и желудочно-кишечный тракт новорожденного. Пищевод у малыша короткий, а размер желудка равен размеру сжатого кулачка ребенка. У детей плохо развит клапан, расположенный между пищеводом и желудком, что приводит к частому забросу пищи из желудка в пищевод, который проявляется у малыша в виде срыгиваний. Тонкий кишечник малыша длинный, но его стенки отличаются проницаемостью для разного рода токсических веществ. Поэтому малейшие нарушения в питании приводят к возникновению проблем.

    Психическое развитие ребенка

    Особенности развития новорожденного отражаются не только на физическом уровне, они касаются также и его психического развития. В момент рождения психика малыша представляет собой некий набор рефлексов, которые помогают ему существовать в новых условиях первое время. По мере роста ребенка, его психика трансформируется и стремительно развивается.

    О зрелости ЦНС говорит наличие всех основных безусловных рефлексов. Психическое развитие ребенка сопровождается созреванием его мозга и постепенным угасанием первичных рефлексов. Особенностью развития новорожденного является тот факт, что к году практически все первоначальные рефлексы исчезают, а малыш приобретает сложные рефлексы и поведенческие комплексы.

    В то же время, сразу после рождения ребенок уже обладает определенной чувствительностью. Он может различать вкус, а также реагировать на звук. Реакция на визуальные раздражители происходит, как правило, на 3-5 неделе. По мере созревания нервной системы, совершенствуется зрительное и звуковое восприятие и реакция на внешние раздражители. Это, наряду с совершенствованием двигательных функций, является подтверждением нормального психического развития малыша. Если выявляются особенности развития новорожденного, не соответствующие норме, следует обязательно обратиться к врачу.

    (5 голосов : 3.2 из 5 )

    Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально при условии правильного воспитания и хорошего ухода за ними.
    Для того чтобы правильно ухаживать за новорожденными дома, родителям необходимы хотя бы элементарные знания об особенностях их организма. Обычно у молодых родителей, тем более воспитывающих первенца, возникает много вопросов.

    Зачем так часто кормить младенца? Почему он должен спать на жесткой постели без подушки? Стоит ли использованную соску каждый раз кипятить или можно просто сполоснуть водой? Что делать, если малыш часто плачет по ночам? И так далее и тому подобное.

    Прежде всего следует знать, что все получаемые родителями от педиатров, невропатологов, гигиенистов рекомендации даются с учетом анатомо-физиологических особенностей малыша. Эти рекомендации вырабатываются на строго научной основе и направлены на создание самых благоприятных условий для роста и развития ребенка.

    В момент рождения резко изменяется среда существования ребенка.

    В утробе матери он получал питание от материнского организма через плаценту (детское место) и пуповину. У него не было легочного дыхания, не функционировали пищеварительные органы, мочевыделительная система. С первых мгновений самостоятельного существования организм младенца резко перестраивается.

    Первый вдох, первый крик новорожденного сигнализируют о включении многих «дремавших» до этого органов и систем. Но еще много времени пройдет, прежде чем они заработают с полной нагрузкой. Адаптация новорожденных происходит медленно, постепенно. Отсюда и характерные особенности в строении и жизнедеятельности организма младенца.

    Кожа новорожденного нежная, тонкая.

    Под ней располагается хорошо выраженный к моменту рождения подкожный жировой слой. Особенностью кожного покрова в этом возрасте является повышенная ранимость. Этим объясняется склонность новорожденных и грудных детей к опрелостям, ссадинам. Нижние слои кожи пронизаны большим количеством капилляров - очень мелких кровеносных сосудов. Поэтому младенец так легко краснеет при крике, перегревании.

    Терморегуляция организма еще несовершенна, температура тела ребенка может быстро изменяться под влиянием внешних условий.

    Эти изменения сразу же сказываются на состоянии кожных покровов. При переохлаждении они бледнеют, покрываются мелкими пупырышками, иногда приобретают синюшный оттенок. При сильном перегревании быстро выступает испарина в виде мельчайших капелек. Следует знать, что перегревание маленькие дети переносят хуже переохлаждения. Через поры кожи осуществляется кожное дыхание, которое протекает интенсивнее, чем у детей старшего возраста. Вот почему уходу за кожей придается в грудном возрасте такое большое значение.

    Мышечно-связочный аппарат новорожденного развит слабо. Поэтому в течение нескольких месяцев после рождения ребенок рефлекторно стремится сохранить внутриутробную позу, поджимает ножки к животу, голову пригибает к груди. Ограничены двигательные способности малыша, мышцы сгибатели и разгибатели почти постоянно напряжены, конечности полусогнуты. Слабые мышцы шеи не могут еще удерживать голяку в вертикальном положении.

    Скелет к моменту рождения полностью сформирован.

    Но костная ткань еще рыхлая, из-за чего кости сравнительно мягкие, податливые. Вместо некоторых костей имеются хрящи, с возрастом они затвердевают, превращаясь в костную ткань. Череп новорожденного состоит из отдельных долей, не имеющих между собой жестких соединений. Такое строение черепа обеспечивает уменьшение его объема при прохождении через родовые пути: доли черепа сдвигаются, заходят одна на другую. Через некоторое время после родов черепные доли вновь расходятся. Под кожей на темени и в лобно-теменной части черепа новорожденного мягкие впадинки, не защищенные костями. Это большой и малый роднички. Малый родничок в результате дальнейшего роста костей черепа закрывается к достижению ребенком возраста 7 - 8 месяцев, большой - к 1 году или 1 году 3 месяцам.

    Система кровообращения работает со значительно большей нагрузкой, чем у взрослых.

    Нормальная частота пульса у новорожденных - 120 - 140 ударов в минуту; при напряжении, крике быстро возрастает до 160 - 180 и даже до 200! Сердце у грудных детей относительно больше, чем у взрослых, к году его масса удваивается. Кровь циркулирует со значительно большей скоростью.

    Органы дыхания также имеют целый ряд характерных особенностей.

    Носовые ходы и гортань грудного ребенка относительно короткие и узкие. Они выстланы нежной рыхлой слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Слизистая носоглотки весьма чувствительна к воздействию холода, тепла. Она быстро набухает, в результате чего может создаваться отек, затрудняющий дыхание ребенка. Гортань переходит в трахею, которая на уровне П1 грудного позвонка делится на два главных бронха, ведущих к правому и левому’ легкому.

    Дыхание у грудных детей поверхностное, неглубокое, неравномерное и по сравнению со взрослыми учащенное- 40 - 60 раз в минуту (у взрослых норма - 18 - 20 раз), так как потребность в кислороде очень велика.

    Желудочно-кишечный тракт новорожденных и грудных детей имеет весьма существенные особенности.

    Полость рта у них невелика, ее слизистая оболочка - нежная, тонкая, чрезвычайно чувствительная, легко инфицируется. На наружной стороне слизистой губ хорошо различаются небольшие припухлости, так называемые сосательные валики, которые позволяют ребенку хорошо захватывать и сосать грудь.

    Зубов при рождении у младенца нет. Прорезывание зубов начинается в 6- 7 месяцев.

    Принято считать, что это весьма болезненный процесс, сопровождающийся воспалением десны, подъемом температуры тела. Однако в тех случаях, когда уход за ребенком осуществляется правильно, с соблюдением всех гигиенических правил, никаких патологических явлений не бывает. Для профилактики рекомендуется после кормления смазывать десны малыша ватным тампоном, смоченным светло-розовым раствором марганцовокислого калия. Еще более тщательно нужно следить за чистотой рук малыша, его игрушек, посуды. И тогда прорезывание зубов будет проходить безболезненно.

    Слюноотделение у новорожденного довольно слабое, к 4 - 5 месяцам оно заметно увеличивается. Нужно аккуратно промокать слюну, попавшую на лицо ребенка, что помогает предотвратить раздражение кожи.

    Пищевод в младенческом возрасте довольно короткий. Желудок располагается почти вертикально, размером он примерно с кулачок ребенка. Запирательный клапан, соединяющий пищевод с желудком, развит еще недостаточно, поэтому у младенца часто бывают срыгивания (обратный заброс пищи из желудка в полость рта).

    Мышечные слои желудка и кишечника сформированы неокончательно.

    Тонкий кишечник относительно длинен. Стенки кишечника проницаемы для токсинов. Вот почему грудной ребенок очень чувствителен к малейшим нарушениям режима кормления.

    Опорожнение кишечника в норме происходит 2 - 3 раза в сутки. Кал светлый, желтовато- коричневый, довольно мягкой консистенции. Примерно к году стул бывает один раз, реже - два раза в сутки. При запорах или поносах ребенка нужно обязательно показать педиатру.

    Почки, мочеточники, мочевой пузырь новорожденного развиты хорошо. В течение первых 3 - 4 от рождения суток мочевыделение замедлено. Количество мочи невелико. Мочится младенец всего 5 - 6 раз в сутки. Моча прозрачная, без запаха.

    Затем количество мочеиспусканий доходит до 20 - 25 раз в сутки, так как объем мочевого пузыря невелик и требуется частое его опорожнение. По мере взросления ребенка увеличивается количество однократно выделяемой мочи и уменьшается число мочеиспускания, достигая к году 14 - 16 раз в сутки.

    Мочеиспускание у детей первого года жизни происходит рефлекторно, по мере наполнения мочевого пузыря. Но уже с 2 - 3 месяцев надо стараться выработать у ребенка условный рефлекс. Для этого грудного ребенка периодически - до и после кормления, во время активного бодрствования - держат над тазиком или горшком. С 5 - 6 месяцев высаживают на горшок. Ночью этого делать не следует, так как привычка просыпаться по ночам может остаться на многие годы.

    Если вы заметили учащенное мочеиспускание у малыша, обратитесь к врачу, так как оно может служить признакам воспалительных заболеваний мочевыводящей системы.

    Наружные половые органы и у мальчиков и у девочек к моменту рождения хорошо сформированы. Следует знать, что их слизистые покровы очень чувствительны к инфицированию, и гигиенический уход за ними должен быть чрезвычайно аккуратным.

    Нервная система. Все действия новорожденного - результат безусловных рефлексов: сосательного, глотательного, мигательного, хватательного, защитных и других. Головной мозг относительно велик, но клетки его развиты недостаточно. Новорожденный различает яркий свет, но видеть отдельные предметы еще не умеет. Слух также понижен, реакция наступает только на резкие, громкие звуки. Хорошо действуют вкусовые, обонятельные, тактильные (осязательные) рецепторы.

    Почему новорожденные и грудные дети так часто плачут? Что делать в таких случаях?

    Плач в этом возрасте - реакция на неблагоприятные внешние раздражители: боль, голод, холод, мокрую пеленку и т. д. Малыш хочет избавиться от неудобства и привлекает к себе внимание единственным доступным ему способом - криком. Следовательно, задача взрослого - прежде всего выяснить и устранить причину беспокойства ребенка.

    Посмотрите, сухой ли он, удобно ли лежит, теплые ли у него ручки. А может быть, приближается время кормления? Не вздут ли животик? Не хочет ли малыш пить? Словом, спокойно разберитесь, в чем дело.

    Большую ошибку совершают родители, которые при малейшем хныканье берут ребенка на руки, начинают трясти, укачивать. На короткое время это может помочь, потому что в таком случае ребенка отвлекают новые ощущения. Но затем он снова начинает плакать, еще громче и упорнее, поскольку причина его плача не устранена.

    Некоторые родители, сетуя на частый крик малыша, считают, что это неизбежно - «такой уж он уродился». Все вроде бы в порядке - здоров, сыт, ухожен, а вот плачет часами. В таком случае обратите внимание на моральный климат в семье. Если дома нет мира, часты ссоры, разговоры на «повышенных тонах», родители нервозны, раздражены, малышу это небезразлично. Он чутко улавливает настроение окружающих его людей.

    Нервная система ребенка отзывается не только на физические, но и на психоэмоциональные раздражители.

    Поэтому только в спокойной, доброжелательной семейной атмосфере можно вырастить здорового, жизнерадостного ребенка. Решающее значение в выхаживании младенца имеет правильно организованный режим дня. К сожалению, далеко не все родители понимают, что режим дня - их союзник в этом чрезвычайно ответственном и трудном деле. Встречаются еще противники всякого, даже разумного, распорядка жизнедеятельности. Если ребенок спит, пусть спит! Есть не просит, значит. не голоден и т. д. Главный принцип сторонников такой позиции - никакого насилия, полная свобода действий.

    Не следует, однако, забывать, что все живое на Земле в своем развитии подчиняется строго определенным ритмам. Смена дня и ночи, времен года, океанские приливы и отливы, цветение, плодоношение, увядание и отдых растений… Примеры можно множить до бесконечности. Человек - такая же часть живой природы, ему тоже физиологически свойственны определенные биоритмы.

    Но организм новорожденного еще так хрупок, центральная система так несовершенна, что надо на первых порах помочь ему войти в определенный ритм. Регулярно повторяющиеся действия запоминаются клетками головного мозга, образуется так называемый динамический стереотип. Тогда переход от одного вида деятельности к другому осуществляется как бы автоматически.

    Таким образом, четкое соблюдение режима дня не насилие, а большая помощь младенцу.

    Обычно новорожденные буквально в 3 - 4 дня привыкают к режиму, просыпаются, когда наступает время кормления, у них налаживается хороший аппетит, они вовремя засыпают, спокойно бодрствуют. У родителей появляется больше свободного времени, возникает меньше поводов раздражаться, а ведь это тоже очень важно для сохранения здоровья, особенно психического, как ребенка, так и родителей.

    По материалам издания «Физкультура для всей семьи», 1988 г.