Лариса Савчук

В своих предыдущих двух постах я описывала, как осваивала новую для меня технику "пластилинография". А сейчас, предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги небольшой опыт обучения детей этой технике. Может кто-то из Вас найдёт для себя, что-то новое и интересное.

МАСТЕР-КЛАСС "Пластилинография" в работе с дошкольниками.

Работа на прозрачной плотной плёнке (обложки для тетрадей, пластиковой основе.

1. Подобрать картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать самостоятельно.

2. Выбрать подходящую картинку и перевести её с помощью маркера на пластиковую (клеёнчатую) основу.



3. Подобрать цвет пластилина, при необходимости намешать его оттенки.

4. Поверхность заполняется сначала с основных элементов (с рисунка, затем заполняется фон.

Накладывать пластилин необходимо очень маленькими с горошинку кусочками, затем постепенно разминая (размазывая) их пальцем по поверхности. Следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы.




5. Готовую работу переворачиваем, кладём на картонную основу, оформляем в рамочку. Вот такие первые работы у воспитанников пятого года жизни получились.



Пластилинография на пластиковых крышечках.


Пластилинография на цветном картоне.



Рисунки на пластилине.


1. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, ножом или пальцами.


2. Затем рисунок процарапывается зубочисткой, заострённой палочкой или стеком, как в технике граттаж.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Пластилинография" в работе с дошкольниками.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

2. Развитию творческих способностей.

3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Основные цели и задачи обучения дошкольников «Пластилинографии»

1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.

5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.

Основные приёмы. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Этапы обучения "пластилинографии"

Подготовительный.

Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Основной.

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Смешение цветов.

При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета

пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в другой двумя способами:

1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности.

2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют.

Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.

Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный.

Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.

Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).

2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин).

4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь".

6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Спасибо за внимание!

Пластилинография как нетрадиционная техники лепки для дошкольников.

Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора. На самом деле тренировка пальчиков - это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат. В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.

Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.

Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом, быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.

Главное в работе с пластилином - не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это - залог будущего успеха.

Для того чтобы ребенок действительно и всерьез увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы.

Лепить из пластилина, как уже было сказано, лучше всего на специальных досках для лепки, можно также использовать деревянную доску или кусок линолеума. Величина доски зависит от размера изделия.

Также для работы потребуются различные приспособления, которые позволят выполнять некоторые детали у пластилиновых фигур.

Некоторые наборы с пластилином уже содержат полный комплект инструментов, в который, к примеру, может входить пластмассовая скалочка. Ею удобно раскатывать пластилин в ровные и тонкие пласты.

Виды лепки в детском саду.

Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей:

    воспитание детского творчества,

    обучение детей изобразительным и техническим умениям,

    развитие интереса к этому виду деятельности.

Виды лепки в детском саду: предметная; сюжетная; декоративная.

    Предметная лепка: п редназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

    Сюжетная лепка: сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

    Декоративная лепка. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно - красивому декоративному наполнению пространства.

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Материал для работы: пластилин; цветной картон; маркеры; стержни от шариковой ручки; стека; фоторамки.

Возможные задачи:

    совершенствовать зрительное восприятие.

    способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию:

    развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала;

    развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук;

    развивать фантазию, воображение, пространственное мышление;

    формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями.

    способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его.

Виды пластилинографии:

1. Прямая пластилинографии – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста . Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

2.Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.

Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.

Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.

3. Модульная пластилинографии – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков.

Д
анная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.

4. Мозаичная пластилинографии – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина.

Т
акая техника наиболее простая
, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур

5. Контурная пластилинографии – изображение предмета при помощи жгутиков.

Д
анная техника больше походит для старшего возраста , так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.

6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев .

П
реимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.

7. Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф)

Барелье́ф (фр. bas-relief -низкий рельеф) Барельеф - распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности. Контррельеф (от лат. contra - против и «рельеф») - вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком. Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

«Использование техники пластилинографии для развития творческих способностей обучающихся объединения «Колорит»».

Тема эксперимента: «Развитие художественно - творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования »

Фирсова Дина Викторовна

Педагог дополнительного образования

МАУ ДОД ДЮЦ №14,

город Набережные Челны.

С 2003 года я осуществлю педагогическую деятельность в объединении «Колорит», которую посещает 45 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Каждый год группы пополняется детьми разного возраста, поэтому состав детей неоднороден по своему развитию.
Выбор темы эксперимента, посвященного проблеме использования нетрадиционных техник рисования, влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности возник не случайно. Работая с детьми младшего школьного возраста, мною было замечено: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки детей, я пришла к выводу - необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я решила расширить использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Актуальность эксперимента заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дополнительного образования детей.

Работая с детьми младшего школьного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:

Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;

Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;

Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;

Умение использовать трафареты и печати при работе;

Умение убирать за собой рабочее место.

Одновременно проявились и низкие способности детей:

Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;

Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;

Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;

Умение экспериментировать с изобразительными материалами;

Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

Проявление фантазии, художественного творчества;

Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Цель эксперимента - способствовать развитию у детей творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формировать уверенность в себе и своих силах.

Задачи эксперимента:

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

Научить детей создавать в рисунке свой неповторимый образ, используя в работы разнообразие материалов и техник.

Развивать творческую активность и желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

Воспитывать умение доводить дело до конца, получать удовлетворение от выполненной работы.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество,— пишет В.В. Давыдов,— является уделом всех, … оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность.

Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Каждый ребенок начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста с упоением рисует. Дети рисуют все что видят, знают, слышат. Рисуют даже запахи. Но к подростковому возрасту увлечение это проходит, и верным рисованию остаются лишь единицы.

Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего ми-ра, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в ко-торой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат. «Творчество и игра выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку… у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения». (Л.С. Вы-готский).

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно влияет на психику человека, а значит и на его здоровье. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не при-обретает положительного опыта творческой деятельно-сти, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжение занятий. Все темы, входящие в планирование изменяются по принципу нарастания сложности исполнения нетрадиционных изобразительных техник. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами - никто тебя не осудит!

Таким образом, актуальность педагогического опыта по развитию творческих способностей детей посредством нетрадиционных графических техник вижу в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получиться, - немного нетрадиционной техники (доступной ребенку), и пятно на листе превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудовище… Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество. Уверена: если вы попробуете поиграть с цветом и линией так же, как дети, то сможете создать свою технологию и обогатите запас нетрадиционных изобразительных техник, которые помогут детям понять мир красок и линий. Не бойтесь! Дерзайте! Делитесь своим опытом с другими.

Виды нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в забавного слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего школьного возраста можно использовать:

Рисование пальчиками;
- рисование ладошками:
- печать из ниток;
- печать из картофеля или морковки;

Печать из пластилиновых формочек.

С детьми среднего школьного возраста можно попробовать:

Отпечатки-картинки;
- масляная пастель + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисование ватными палочками;
- волшебные ниточки;
- монотипия.

- пуантилизм - это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам» .

- печать по трафарету.

Эбру, или рисование на воде

Также можно освоить более сложные техники:

Рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- рисование солью;
- кляксография;

Мраморная бумага;
- пластилинография;
- граттаж;
- фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Пластилинография. Виды пластилиновой аппликации.

В программе обучения объединения «Колорит» изучение пластилинографии отводиться от 36 до 44 часов на различных годах обучения.

Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.

Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин, картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.

Виды аппликации из пластилина. Аппликация на стекле.

Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Перенесите рисунок на стекло при помощи маркера, заполните элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотно - еще одно стекло такого же размера, затем плотный картон. По контуру полученную работу обклейте полосками из цветной бумаги, чтобы получилась аккуратная рамка. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае на основе будут оставаться жирные пятна от пластилина.

Аппликация из целых деталей. Пластилиновые картины.

Картина - это уже более сложный вариант аппликации из пластилина. Здесь потребуется некоторый навык работы с этим материалом, умение смешивать цвета и аккуратность. Технологию пластилиновой картины лучше всего начать осваивать с простых изображений небольшого размера. В процессе выполнения картины в пластилиновой технике у каждого вырабатываются свой стиль и манера, появляется уверенность в работе с материалом, собственные рецепты получения тонов и оттенков, а также маленькие хитрости и секреты. Выполнив несколько простых и небольших картин. Можно будет приступать к более сложному произведению.

Итак, для создания пластилиновой картины потребуется сюжет (собственный или из книги (журнала), основа, набор стеков и немного первоначальных знаний о технике выполнения пластилиновой картины.

В качестве основы для пластилиновой картины подойдет плотный картон, пластина из оргстекла или фанера. Картина, выполненная из пластилина, может быть как плоской, так и выпуклой в зависимости от составляющих ее деталей.

Картина из пластилина имеет ровную поверхность и напоминает масляную живопись, а в барельефном исполнении составляющие фигуры могут слегка выступать над ее поверхностью.

Картина может быть квадратной, круглой, овальной и др. Пластилин на основу наносят с помощью стека или пальцами. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

Картину можно сделать рельефной разными способами - формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, путем резания ножницами и поднимания разрезов, протирания пластилина через сито или выдавливание его через чеснокодавилку и пр.

Работу над картиной начинают с верхнего края основы, чтобы исключить касание рук покрытых пластилином участков поверхности. Округлые и овальные элементы выполняют из скатанных пластилиновых шариков, которые при закреплении на основе расплющиваются.

Тонкие полоски на картине выполняют при помощи скатанных на плоскости валиков. Валики не должны быть слишком длинными, иначе их трудно будет переносить на основу. Длинные линии и элементы составляют из нескольких коротких валиков. Перед накладыванием валиков на поверхность их нужно предварительно остудить. Раскатывая тонкие валики, нужно учитывать, что при расплющивании они увеличиваются в поперечном сечении.

Для выполнения таких деталей картины, как лепестки, стебли цветов, завитки, пряди волос, нужны будут ровные валики, которые можно получить, выдавливая разогретый пластилин через одноразовый шприц или через чеснокодавилку. Если протереть пластилин через мелкое металлическое ситечко, то можно получить рыхлые и пушистые элементы картины, такие как кораллы, трава, мех животных и иное.

При помощи расчески, кончиков ножниц, шила или стека, путем продавливания тонких бороздок можно добиться эффекта рельефности некоторых деталей картины (например, морские волны или рябь можно выполнить путем процарапывания поверхности расческой).

Для изображения листьев или кроны деревьев у пластилиновой детали создают резной край. Это можно сделать, разрезая пластилиновую лепешечку ножницами, стеком или скальпелем, придавливая его под углом к линии оформления.

Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стека.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков.

Чтобы получить эффект объемности или прозрачности некоторых элементов картины, пластилин наносят тонким слоем и растирают пальцами. Для достижения нужного эффекта лишний слой пластилина соскабливают стеком.

Как оформить и хранить пластилиновые картины? Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

Основные приемы лепки пластилином.

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание . Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание . Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание . Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание . Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание . Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение . Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Основные элементы

Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Фигурка, сделанная из одного куска пластилина, устойчивее фигурки из нескольких деталей и слепить ее быстрее, чем такую же, но составленную из нескольких простых элементов. Однако использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными.

При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.

Для того чтобы приступить к лепке из пластилина какой-либо фигуры, в первую очередь нужно освоить несколько простых приемов лепки простых элементов таких, например, как шар, валик, конус, лепешка и др.

Полезные советы.

Остатки пластилина, мелкие кусочки, можно рассортировывать по небольшим полиэтиленовым пакетам или пластмассовым контейнерам по цветам.

Для того чтобы получить одинаковые элементы фигуры, особенно это касается случаев, когда лепят такие детали, как ушки, руки, ноги, лепестки цветов, листья и прочее, необходимо отделять одинаковые заготовки от куска пластилина. Если брусок новый, стандартного размера, то его легко разделить на равные части. Если же кусок пластилина уже побывал в работе, то нужно скатать из него ровный валик, а затем разделить на ровные части.

Смешивание пластилина.

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов

Прилипший к поверхности пластилин лучше всего удалять при помощи стека или сухой тряпочки. Для того чтобы готовая фигурка из пластилина блестела и ее поверхность была гладкой, ее нужно подержать на некотором расстоянии от пламени свечи. В этом случае следует соблюдать аккуратность и осторожность, и осуществлять процедуру обязательно в присутствии взрослых.

Придание прочности пластилиновой поделке.

Для того чтобы сохранить фигурку из обычного пластилина надолго, можно покрыть ее 2-3 слоями водоэмульсионной краски, главное, чтобы, не оставалось подтеков. Краска будет хорошо ложиться на пластилиновую поверхность, если ее предварительно обезжирить. Для этого используют тальк, крахмал или муку, которые наносятся на изделие сухой кисточкой. После того как краска высохнет, фигурку раскрашивают гуашью и покрывают лаком. Обработанная таким образом фигурка будет долго храниться и выглядеть как настоящая статуэтка. Единственное, что нужно, - предохранять фигурку от падения, чтобы она не деформировалась. Для получения прочной поверхности пластилиновой поделки можно воспользоваться другим способом: на изделие наносят тонким слоем клей и присыпают манной крупой. После того как поверхность высохнет, ее покрывают белой водоэмульсионной краской, а после высыхания расписывают акриловыми красками. Этот способ займет некоторое время, так как нужно будет хорошо просушить каждый нанесенный слой.

Результат эксперимента.

Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей детей в системе занятий творческого объединения «Колорит», можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, стали проявлять инициативу.

Успешное развитие творческих способностей детей зависит от:

Систематической работы с использованием новых видов изодеятельности.

Создания условий для свободного творчества.

Развития взаимодействия и сотрудничества педагога, ребенка и родителей.

Результаты диагностики развития творческих способностей по методике Т.Г.Казаковой свидетельствует о положительной динамике.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2015/16 уч. год

39%

47%

14%

2016/17 уч. год

69%

23%

В заключении можно сказать, что в результате проделанной работы у детей возрос интерес к самостоятельной творческой деятельности. Они проявляют фантазию, самостоятельность, самобытность. Работы детей стали интереснее и содержательнее, обретена уверенность в себе.

С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен». Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Список используемой литературы

1. Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда. Издательство «Педагогика» 1997

2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития 1997.

3. Журнал «Начальная школа» № 8 1999; № 9 1988.

4. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо - моторных навыков у детей.М.: Владос 2003.

5. Калябин В. А. Физиологические основы оценки степени готовности детей к обучению в школе. - Владимир: ВГПУ 1999.

6. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку - С.- П. 2004.

7. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.

8. Сиротюп А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: Сфера 2003.

9. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.

10. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000.

Мастер - класс по работе с пластилином (пластилинография). «Полевой натюрморт»

Мастер - класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.

Назначение мастер - класса : украшение интерьера, изготовление подарков.

Цель: знакомство с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности.

Задачи :

Обучать приёмам работы с пластилином;

Развитие творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса;

Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе.

Не так давно меня очень заинтересовала методика рисования пластилином - пластилинография.

Рисуя с помощью пластилина, как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты.

Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

Перед работой мне бы хотелось предложить вашему вниманию сказку про дружбу, которую можно использовать на занятиях.

Сказка о дружбе

Давным-давно жила на свете девочка по имени Колосок. Она была прекрасной особенно ее волосы, которые, развиваясь по ветру, напоминали золото. И был у нее любимый друг - Роман. Они очень любили вместе играть, у них были свои тайны, о которых знали только они. Каждый день они встречались в одном и том же месте - на солнечном поле. Однажды Роман принес своей подруге цветок. Девочка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный - вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, такая простота и нежность исходила от цветка, что девочке он очень понравился. Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девочка предложила назвать этот цветок Ромашкой - по ласковому имени Романа, и мальчик согласился. Девочка предложила: «Почему же только у нас с тобой будет такой цветок? Давай ты соберешь целый букет этих цветов в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем добрым людям!» Роман согласился и отправился в дальний путь. Долго он искал эти цветы. Нашел их на краю света, в Царстве снов. Царь снов предложил ему обмен - мальчик должен был остаться навсегда в его царстве, а Царь подарит девочке поле цветов. И мальчик согласился, ради своей подруги по имени Колосок, он был готов на все!

Девочка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда девочка, что жив ее Ромашек, но далеко он, и нужно его спасать! Колосок подарила людям цветы Ромашки. И люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность. Почувствовав бескрайнюю любовь девочки, Роман освободился от злых чар Царя снов. И невредимым вернулся домой к своей любимой подруге.

И теперь мы нередко можем увидеть, как на солнечном поле стоят и любуются друг другом золотистый Колосок и нежная Ромашка.

Для работы необходимо:

Картон с контурным рисунком или без него;

Набор пластилина;

Салфетка для рук;

Доска для раскатывания пластилина;

Бросовый материал (коробка из под конфет, стержень от ручки);

Лак для волос (для лакирования).

Перед работой следует слегка разогреть пластилин.

Лепка колосьев . Скатать 4 колбаски из жёлтого пластилина (2 - стебля, 2 - для зерен). Прокатать колбаски так, чтобы они утончались.

Наметить расположение стебля на пространстве фона картины. Уложить стебель в намеченное место, прижать и слегка размазать.

Вышедшие края стебля можно с легкостью исправить с помощью стеки.

Из двух оставшихся колбасок нарезаем - зернышки (скатываем овальную форму овальной формы).

Сформировать из зерен колос, маленькие зерна располагать ближе к его вершине.

Вдоль каждого зерна сделать стекой неглубокую насечку.

Скатать очень тонкие колбаски из желтого пластилина длиной 2 -3 см - это будут остья, которые нужно расположить между зернами, направляя их к вершине колоса.

Из тонких длинных желтых колбасок формируем листья. Сначала их надо прижать, а затем немного размазать, сделав плоскими.

Лепка ромашки . Скатать из белого пластилина 8 одинаковых шариков и расположить по кругу нужного размера.

Теперь каждый шарик нужно особым образом примазать, оставляя внешнюю часть пластилинового шарика выпуклой и направляя движение пальца к центру круга(получится примазанная пластилиновая капелька).

В середину цветков прижать шарики из желтого пластилина.

В середине цветка « рисуем» точки с помощью стержня от ручки.

Из пластилина зеленого цвета скатываем длинную колбаску - стебель цветка, прижать ее к фону. Из этого же пластилина формируем листья и с помощью стеки вырезаем « зубчики», характерные листику ромашки и « рисуем» прожилки.

Готовую работу сбрызгиваем лаком для волос, чтобы она не запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль.

Готовую работу помещаем в рамку из - под шоколадных конфет. Рамку можно оставить в первоначальном виде или украсить её на свой вкус

(макаронами, зернами, косточками, семенами, выпуклыми волнистыми линиями и т.д.)

Таким же способом выполнена эта работа «Кот - ворюга».

Всем желаю удачи и творческих успехов!

Эта Осенняя картина также выполнена в технике пластилинография. Мастер-класс по её изготовлению смотрите

Пластилинография – источник творческого развития ребенка.

« Истоки способностей и дарования

детей на кончиках их пальцев.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие движения пальцами и руками,

посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы. Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти рук и поэтому развитие мелкой моторики ладоней и рук напрямую связано формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления. Развитие мелкой моторики необходимо еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будут требоваться тонкие, координированные движения кистей и пальцев для того, чтобы писать и рисовать, а также выполнять множество различных бытовых, учебных и производственных действий.

Одним из способов развития и тренировки моторики является изобразительная деятельность. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленных на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Внедрение новых методов работы дает толчок развитию как личности ребенка в целом, так и развитию его творческого потенциала.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки. Таким образом, творчество – создание на основе того что есть, того, чего еще не было. Творчество – это работа, исходящая от сердца. В прямом смысле это относится работы с пластилином, ведь каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук ребенка. Именно поэтому наибольшие возможности для развития творческих способностей дошкольников предоставляют нам занятия пластилинографией. Данная техника хороша и тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в деятельность детей, делает ее увлекательной и интересной.

Пластилинография («графия» - создавать, изображать; «пластилин» - материал, используемый в работе) – это создание лепной картины, на которой изображаются выпуклые, полуобъемные объекты на горизонтальной поверхности. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благоприятно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно. Освоение технике «пластилинография» предполагает реализацию трех этапов:

1 этап – подготовительный, на котором педагог учит детей правильно использовать материал, раскрывает изобразительные возможности пластилина. В младшем дошкольном возрасте вводится рисование пластилином. Взрослый знакомит детей с простыми приемами изображения: нажим, размазывание (ягодки, снег, бусы и т д.).

2 этап – основной, продолжение освоения доступных приемов; создание условий для самостоятельного применения накопленного опыта. В средней группе обогащаем рисование пластилином как оригинальный способ рисования, сочетающий цветовые и рельефные возможности. На этом этапе знакомим детей с приемами лепки круговыми и прямыми движениями, сплющивание. Знакомим пластинографией шариковым способом (грибы, цветы, листья).

3 этап – обобщение полученных знаний, умений и навыков. На этом этапе дети комбинируют известные способы деятельности с новыми, ищут альтернативные решения.

В старшем дошкольном возрасте дети всеми доступными для них нетрадиционными приемами изображения, составляют более сложные рельефные композиции, используют в работе засушенные плоды, цветы, травинки. Для придания объема и фактурности – ракушки, бусинки, камешки и др. Детей знакомят с витражным способом обратной пластилинографии, учат получать «эффект мраморности», «мерцание цвета», делать пластилиновый фон. На этом этапе широко применяются модели, схемы алгоритмы, а показ взрослого в основном отсутствует. Детям предлагаются следующие темы: «Пейзаж», «Натюрморт», «Любимый мультфильм» и другие.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания труда игры и отдыха. Опыт совместной работы помогает устанавливать взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие. Очень важно проводить занятия в игровой форме, так как это обеспечивает динамичность процессу обучения и максимально удовлетворяет потребность детей в поведенческой и речевой самостоятельности. Занятия составляются с учетом возрастных, психологических и познавательных особенностей ребенка. На каждом занятии педагог решает не только практические, но воспитательные и образовательные задачи, что позволяет развивать личность ребенка. Дети учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает 3 части: вводную, основную и заключительная.

Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей и объясняется новый материал. Во вводной части используются разные приемы: чтение художественной литературы, обыгрывание персонажей, подвижные или пальчиковые игры.

В основной части объясняются и показываются приемы рисования пластилином. И дети самостоятельно выполняют задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому. При необходимости можно помочь советом или провести индивидуальную работу. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие развития изобразительного творчества. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Детям это нравится и позволяет ребенку осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии: от разнообразия типов нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до богатства цветного колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, ярко и богато.

Пластилин – материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы надо использовать не тонкую бумагу, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых объектов. Фоном для работы может служить подмалевок, выполненный акварелью или гуашью. В этом случае, чтобы выглядело аккуратно и со временем не появились жирные пятна от пластилина, надо покрыть лист прозрачным оракалом. А можно затонировать лист тем же пластилиновым тонким слоем. Можно в качестве фона использовать глянцевый цветной картон. Для того, чтобы работу долго сохранить ее покрывают лаком. Для обратной пластилинографии используют любую прозрачную основу: оргстекло, пластик, крышки от пластиковых контейнеров, упаковок и др. Ребенку нужно объяснить, что работу начинают с верхней части, чтобы ладошки не касались уже покрытых участков.

Занятия пластилинографией способствуют не только овладению практическими навыками, но и учат любоваться природой, бережному к ней отношению, помогают проникнуться любовью к самому неприметному цветочку. Дети уже никогда равнодушно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда всему живому сами, но и остановят от неразумного шага других.

Рисование пластилином очень интересный, привлекательный для детей продуктивный вид деятельности, который открывает большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Литература:

  1. Давыдова Г.Н.Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  2. Доронина Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.
  3. Казакова Т.С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ под редакцией Р.Г. Казаковой. М., 2004.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
  5. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись.- «ТЦ СФЕРА», 2010.