Intellect Board

Intellect Board - это система управления содержанием. Сайт, основанный на Intellect Board, состоит из нескольких разделов различных типов: форум, сборник статей, новости, файловый архив, фотогалерея, IRC-чат и т. д. При этом для сайта имеется единая система регистрации и авторизации пользователей, единая система поиска для разделов любых типов, общий дизайн, а также интегрированная система сбора статистики и управления сайтом, доступная через Центр Администрирования. Кроме этого, Intellect Board 2 предоставляет широкие возможности по разграничению уровней доступа, в частности, возможно задавать для каждого раздела уровни доступа, необходимые для выполнения различных действий в данном разделе, а также выставлять пользователям права как основной уровень доступа, который будет действовать по умолчанию, так и уровни доступа к отдельным разделам.

История

Разработка Intellect Board 2 началась в июне 2004 года. Скрипт писался полностью «с нуля», однако при его разработке учитывался опыт поддержки форумного движка [ http://www.openproj.ru/index.php?f=51 Русский Ikonboard ] , а также пожелания и предложения, высказанные посетителями Объединенного Открытого Проекта. 13 августа 2004 года вышел первый релиз Intellect Board 2. С этого момента началось тестирование Intellect Board в реальных условиях на сайте Объединенного Открытого Проекта, а также на сайтах участников Проекта и нескольких десятков добровольцев из числа его постоянных посетителей. С момента выхода версии 2.13 Intellect Board был выделен из состава Объединенного Открытого Проекта в отдельный проект. Проект продолжал развиваться, росло количество пользователей, принимающих участие в тестировании. Также была проведена существенная оптимизация с целью повышения эффективности работы форума при больших объёмах его базы данных. В настоящий момент форум может успешно работать с базой данных объёмом более 100 тыс. сообщений при посещаемости до 40 пользователей за 15 минут (или 3500 уникальных посетителей за день).С выходом версии 2.15 завершился первый этап развития Intellect Board, основной задачей которого было создание движка, не уступающего по функциональным возможностям таким известным движкам, как phpBB и Ikonboard, но обладающего существенно большими возможностями для дальнейшего развития за счет модульности и возможности включения в себя разделов различных типов.

Типы разделов Intellect Board

На данный момент в Intellect Board имеются следующие типы разделов:

* Форум - основной вид раздела. По функциональным возможностям превоходит phpBB, Ikonboard 2.x и 3.x, vBulletin Board.
* Новости - выводит новости в режиме блога, который можно либо просматривать последовательно, либо перейти с помощью календаря к заданной дате.
* Статьи - предназначен для размещения текстов большого объёма с автоматическим разбиением на страницы.
* IRC-чат - встроенный в сайтовый движок Java-апплет, который позволяет пользователям заходить в IRC-чат (IRC-канал и сервер задаются администратором) прямо из браузера, при этом в чате используются то же Сетевое имя, что и на форуме, а также те же самые смайлики.
* Файл-архив - организация скачивания программ с внешних адресов. Имеется возможность автоматической проверки работоспособности ссылок.
* Презентация - раздел, содержащий статичный текст, задаваемый модератором раздела. Может содержать подразделы произвольного типа.
* Энциклопедия - раздел, содержащий словарные статьи в алфавитном порядке, сгруппированные по буквам. Имеются дополнительные средства для организации перекрестных ссылок.
* Фотогалерея - раздел, позволяющий размещение пользователями фотографий с возможностью предварительного просмотра, при этом картинки для предварительного просмотра генерируются автоматически.

Основные возможности Intellect Board

* Для всех разделов любых типов возможно применение специальных тегов BoardCode, позволяющих задавать оформление текста без применения HTML, а также рейтинг тем/статей/файлов/фотографий в разделах.
* Настройка премодерации, режима подсчета статистики, использования смайликов, рейтинга тем и других возможностей отдельно для каждого раздела
* Возможность голосования за и против конкретного пользователя для участников форума, а также вынесение административных предупреждений и поощрений модераторами и администраторами (причем предупреждения могут быть как бессрочными, так и ограниченными по времени).
* Антиспамовая защита Email-адресов пользователя
* Группы пользователей с возможностью автоматического вступления или вступления по заявке, а также почтовая рассылка по группе её координатором.
* 3 режима активации зарегистрированных пользователей: немедленная активация, активация через почтовый ящик, и активация администратором.
* Возможность задавать правила для всех разделов.
* Редактирование шаблонов писем, которые высылаются пользователям в различных ситуациях
* Загружаемые аватары и фотографии для пользователей, а также внешние аватары
* Прикрепление файлов к сообщениям и возможность предварительного просмотра прикрепленных картинок в уменьшенном виде.
* Защита от DDoS-атак путем ввода кода при регистрации.
* Поддержка графических библиотек GD и GD2 для создания уменьшенных копий картинок и фотографий.
* Поддержка любого количества вариантов дизайна (наборов стилей), из которых пользователь может выбрать наиболее ему понравившийся.

Требования для установки Intellect Board

* Web-сервер, поддерживающий выполнение PHP-скриптов
* PHP версии не ниже 4.1.0 или PHP 5
* MySQL версии 3.23.53 или выше
* База данных с правами на создание таблиц и индексов и выполнение с ними основных действий: выборки, создания, удаления записей.
* Не менее 2 Mb дискового пространства для скриптов и картинок и 5 Mb - для базы данных.

Использование и поддержка Intellect Board

Техническая поддержка Intellect Board осуществляется его разработчиками - участниками Объединенного Открытого Проекта на [ http://intboard.ru/index.php?f=93 форуме технической поддержки Intellect Board ] . Она включает в себя оперативное исправление найденных программных ошибок, а также консультации по вопросам установки/настройки системы управления содержимым сайта, и разрешению различных затруднительных ситуаций, связанных с её использованием. Кроме этого, в случае обнаружения критических с точки зрения безопасности или сохранности данных ошибок, всем зарегистрировавшимся на форуме технической поддержки пользователям (при условии, что они указали работоспособный адрес e-mail и не отказались от получения административных рассылок) рассылается уведомление об ошибке и информация о мерах, необходимых для её исправления.

Intellect Board является полностью бесплатным для любого использования (как некоммерческого, так и коммерческого) при условии, что ссылки на официальный сайт Intellect Board и сайт Объединенного Открытого Проекта (копирайт) остаются неизменными и видимыми посетителям форума (при этом допускается перемещение и изменение цвета и начертания шрифта ссылки для соответствия дизайну сайта).

Существует также коммерческая версия, отличающаяся правами на удаление текста копирайта Intellect Board и индивидуальную техническую поддержку.

Бесплатную версию Intellect Board можно скачать с [ http://intboard.ru сайта Intellect Board ] , однако перед её скачиванием и использованием необходимо ознакомиться с [ http://intboard.ru/index.php?t=402 лицензионным соглашением ] для некоммерческой версии Intellect Board.

* [ http://intboard.ru Intellect Board ] - официальный сайт CMS.
* [ http://gram.nnov.ru#intb beta-версии ] Intellect Board.
* [ http://www.openproj.ru Объединенный Открытый Проект ] - проект-разработчик Intellect Board.
* на SourceForge.net

См. также

* FluxBB
* bbPress

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Intellect Board" в других словарях:

    Intellect Games - made a series of board games in the 1970s. Many of these games were notable in that they did not rely on chance. The outcome of the games was dependent on tactics. Games Hare and Tortoise (1973) mdash; A race game where forward movement cost… … Wikipedia

    Public Company Accounting Oversight Board - The Public Company Accounting Oversight Board (or PCAOB) is a private sector, non profit corporation created by the Sarbanes–Oxley Act, a 2002 United States federal law, to oversee the auditors of public companies. Its stated purpose is to… … Wikipedia

    Wellington Catholic District School Board - Board office location Guelph, Ontario, Canada Board identifier Communities served Towns and cities: Wellington County Fergus Elora Erin Mount Forest Arthur … Wikipedia

    Articulate (board game) - Articulate is a board game manufactured by the company Drummond Park. The game is played in teams each numbering at least 2. The object of the game is to get to the Finish before the other teams. Teams move around the board according to the… … Wikipedia

    education - /ej oo kay sheuhn/, n. 1. the act or process of imparting or acquiring general knowledge, developing the powers of reasoning and judgment, and generally of preparing oneself or others intellectually for mature life. 2. the act or process of… … Universalium

    Computer Go - Part of a series of articles on Go (board game) Game specifics Go rules Go handicaps Go proverbs Go terms Go strategy and tactics Fuseki (whole board openings) Joseki (corner based openings) Life and death Tsumego … Wikipedia

    S P Parashar - Sat Paul Parashar Born Punjab Residence Kingdom of Bahrain Nationality Indian Other names … Wikipedia

    List of fictional computers - Computers have often been used as fictional objects in literature, movies and in other forms of media. Fictional computers tend to be considerably more sophisticated than anything yet devised in the real world. This is a list of computers that… … Wikipedia

    Jacob Neusner bibliography - This is a list of books by Professor Jacob Neusner as of early 2005. Articles, reviews, etc. are not included here.* A Life of Yohanan ben Zakkai. Leiden, 1962: Brill. Abraham Berliner Prize in Jewish History, Jewish Theological Seminary of… … Wikipedia

    Religious symbolism in the United States military - Insignias (left to right) for Christian, Muslim and Jewish chaplains are shown on the uniforms of three U.S. Navy chaplains, 1998. (These were the only insignias in use at that time.) Religious symbolism in the United States military includes the … Wikipedia

Aндрей

  • Москва

    Лично для меня люди на марсе это обкатка технологий. Не более.


    "Обучай только того, кому можно показать один угол квадрата, остальные три он достроит сам"

    Krakatau

    Krakatau

    • Омск
    • Сибирский андеграунд

    скорее вопрос стоит не так, не "люди на марсе", а "американцы на марсе" - вопрос поднятия и поддержания "мирового авторитета" - не более..

    ну и да, развитие технологий там, где еще есть место для развития..


    • Яри это нравится

    tickosen

    Tickosen

    • айкикай-физкультура

    С чего вы взяли, что недружествен? С чего вы взяли, что ИИ вообще существует? Нейронная сеть, система, реагирующая на раздражители по алгоритму - и близко не являются интеллектом


    Яри


    Krakatau

    Krakatau

    • Омск
    • Сибирский андеграунд

    С чего вы взяли, что недружествен? С чего вы взяли, что ИИ вообще существует? Нейронная сеть, система, реагирующая на раздражители по алгоритму - и близко не являются интеллектом . Интеллект, не осознающий себя - это оксюморон.


    1. Узконаправленный (слабый) искусственный интеллект (УИИ). УИИ специализируется в одной области. Среди таких ИИ есть те, кто может обыграть чемпиона мира по шахматам, но на этом все. Есть такой, который может предложить лучший способ хранения данных на жестком диске, и все.
    2. Общий (сильный) искусственный интеллект. Иногда также называют ИИ человеческого уровня. ОИИ относят к компьютеру, который умен, как человек - машина, которая способна выполнять любое интеллектуальное действие, присущее человеку. Создать ОИИ намного сложнее, чем УИИ, и мы пока до этого не дошли. Профессор Линда Готтфредсон описывает интеллект как «в общем смысле психический потенциал, который, наряду с другими вещами, включает способность рассуждать, планировать, решать проблемы, мыслить абстрактно, понимать сложные идеи, быстро учиться и извлекать опыт». ОИИ должен уметь делать все это так же просто, как делаете вы.
    3. Искусственный сверхинтеллект (ИСИ). Оксфордский философ и теоретик ИИ Ник Бостром определяет сверхинтеллект как «интеллект, который гораздо умнее лучших человеческих умов в практически любой сфере, включая научное творчество, общую мудрость и социальные навыки». Искусственный сверхинтеллект включает в себя как компьютер, который немного умнее человека, так и тот, который в триллионы раз умнее в любом направлении. ИСИ и есть причина того, что растет интерес к ИИ, а также того, что в таких обсуждениях часто появляются слова «вымирание» и «бессмертие».

    Яри

    Яри

    • Москва
    • иайдо, дзёдо, айкидо

    Несколько раз, по-моему, в этой теме всплывало нечто вида: "реагирует по алгоритму", "реагирует по программе".

    Яри , Вы не могли бы прояснить, что Вы под этим понимаете? Правильно ли я понимаю, что Вы противопоставляете это "естественному интеллекту"?

    А что такое "естественный" интеллект?

    Всё предельно чётко: организм (или конструкция) может действовать или в рамках предустановленной программы, или самостоятельно в рамках своих целей и задач. Действия в рамках программы у живых организмов именуются инстинктивными, у неживых - просто запрограммированными. К интеллекту ни то, ни другое отношения не имеет.

    самостоятельно выдвигать идеи, определять цели, ставить задачи и самостоятельно же их решать, причём вне обязательной связи с внешними раздражителями ("пошёл дождь - значит, я пойду изобретать зонтик, дождь кончился - уже не надо") и вне рамок "предустановленных" шаблонов. Интеллект невозможен без самоосознания.

    У человека и прочих разумных животных интеллект формируется постепенно в результате обучения и дальнейшего самообучения, причём двигателем развития являются личное любопытство и понимание необходимости учёбы.

    Нейросети на данный момент снабдили способностью к обучению, но и только.


    На такой прямой вопрос - есть хитрый ответ) Это свойство системы, это термин, это концепция. Когда и кто поймёт, что это стало явлением? Что концепция ИИ превратилась собственно в ИИ? Я не думаю, что на этот вопрос можно отетить однозначно. Так же как и понятие Дружественность. По-большому счёту я уже привёл пример, почему он недружественен уже сейчас. И я лично в своей голове эту тревогу уже протрубил. Но есть рациональность в использовании того, что принято называть ИИ. К тому же дружественность/недружественность лишь оценка не более, условность. Однако я с удовльсвтем бы это обсудил. При каких условиях считать ИИ недружественным, когда этот факт станет очевиден при наличии каких признаков.


    Интеллект - вообще = разум? В какой-то мере системы уже интеллектуальны, так почему бы уже не применять термин ИИ? Это широко распространено, кстати.

    Широко распространено, но безграмотно. Точнее, это смесь терминологической путаницы и журналистского желания сделать заголовки покрикливее, вроде обычного в наше время "На улице N расстреляли гражданина М", тогда как в сухом остатке - гражданину М кто-то прострелил ногу из пневматики.

    И именно потому и не применять, что "сам придумал - сам себя накрутил - сам испугался". Да, интеллект - это разум, а то, что именуют сейчас ИИ, - это просто развесистые программы, более или менее обучаемые и работающие с разной степенью кособокости. Бессмысленно рассуждать об их "дружественности", с тем же успехом вы можете рассуждать о дружественности микроволновки или станка с ЧПУ.


    tickosen

    Tickosen

    • айкикай-физкультура

    Всё предельно чётко: организм (или конструкция) может действовать или в рамках предустановленной программы, или самостоятельно в рамках своих целей и задач .

    у неживых - просто запрограммированными .
    Основным признаком интеллекта является именно способность самостоятельно выдвигать идеи, определять цели, ставить задачи и самостоятельно же их решать, причём вне обязательной связи с внешними раздражителями
    личное любопытство и понимание необходимости учёбы.
    то, что именуют сейчас ИИ, - это просто развесистые программы ,

    извините, надергал вот такое, чтобы показать, что именно меня беспокоит.

    Несколько вопросов и соображений:

    Что, собственно, я хотел сказать: программы для нейросетей -- совсем-совсем не развесистые. Они тривиальные -- набор операций с тензорами, вот и всё, что нужно. Поведение нейросети определяется не этой программой, а данными, накопленными в процессе обучения нейросети.

    В этом как раз проблема с нейросетями: мы не знаем, как она поведет себя за пределами обучающей выборки. Потому что мы _не_понимаем_ поведения многослойной нейросети. И понимание именно программы тут никак не помогает.


    • Tempuc это нравится

    AndyN

    AndyN

    • Erlangen

    К чему я веду: может быть, разница -- чисто количественная? Больше нейронов, быстрее работают, плотнее упаковка... И получим таки интеллект? И можем и не заметить переход количества в качество (если он вообще существует).

    "Сегодня он играет в го, а завтра будет огого!" ?


    tickosen

    Tickosen

    • айкикай-физкультура

    Может, но не факт ни разу. ИМХО, качественного компонента как раз и не хватает.


    Яри

    Яри

    • Москва
    • иайдо, дзёдо, айкидо

    Откуда берутся "свои цели и задачи"? Возможно это наблюдение за собственной реакцией на внешние раздражители? т.е. одним из "внешних" раздражителей становится картинка своего состояния?


    Чтобы имело место "наблюдение", нужно иметь субъекта, который наблюдать будет. Иными словами, сознание. Отличить носителя сознания, даже самого простенького и примитивненького, от робота (в том числе био-) довольно просто - по наличию деятельности, никак не связанной с биологическими потребностями и/или заложенной программой.

    При генерации простейших целей и задач нужно не за своим состоянием наблюдать, а для начала уметь просчитывать варианты событий и работать в сторону наиболее устраивающего. Более продвинутый вариант - абстрактно-философская и сугубо творческая категория задач: постройка храма, создание письменности, написание картины, полёт в космос - это всё то, что вы никак не прикрутите к внешним раздражителям, как ни старайтесь.

    С Вашей точки зрения: система Alpha Go Zero (это система, которая училась играть в Го, играя бесконечные партии с самой собой) -- она способна самостоятельно выдвигать идеи, определять цели, ставить задачи? Да, пусть в искусственной вселенной игры Го?

    У неё, строго говоря, одна задача, предустановленная: играть в Го максимально наилучшим образом, больше она ничего не умеет. Все "идеи", которые она может выдвинуть - по сути обобщение опыта и расчётов множества сыгранных партий. Естественно, она это может делать много быстрее и в перспективе даже качественнее человека, потому что ни один человек, играющий в Го, не озабочен ТОЛЬКО этой задачей. Но шаг влево-шаг вправо - всё, никакую принципиально другую задачу эта система поставить не в состоянии.

    Вот если бы от неё внезапно поступила идея поменять правила игры, или запрос на обучение родственным играм, тогда можно было бы говорить о целеполагании...

    Не является ли, с Вашей точки зрения, личное любопытство одной из адаптаций к окружающей среде?

    Однозначно является, как, собственно, и разум в целом.

    К чему я веду: может быть, разница -- чисто количественная? Больше нейронов, быстрее работают, плотнее упаковка... И получим таки интеллект? И можем и не заметить переход количества в качество (если он вообще существует).

    "Сегодня он играет в го, а завтра будет огого!" ?

    Такая теория (и вероятность) есть, и вообще это любимый спор зоопсихологов: всем более-менее понятно, как отличить разумную живность от полуразумной и совсем неразумной (писала выше), но вот анатомически первые от вторых и третьих отличаются отнюдь не качественно, в ряде случаев вообще не особо. Врановые и попугаи в своё время ставили учёных в тупик: как можно демонстрировать сложное разумное поведение (вплоть до изготовления орудий труда и осмысленного применения человеческого языка), вообще не имея новой коры, которой думаем мы? Сейчас мы уже знаем, что они думают древней корой: у них она развилась так...


    • AndyN это нравится

    AndyN

    AndyN

    • Erlangen
    • Muay Thai, Luta Livre, MMA, Krav Maga

    так в чем он, качественный компонент? И что Вас подвигает к мысли, что он (качественный компонент) вообще существует?

    Конечно не факт -- не получили же пока. И не факт, что сможем распознать, я вот к чему.

    Есть некоторые признаки интеллекта, которые в нейронных сетях я пока(!) не вижу. К примеру, интеллект должен контролировать bias (вектор генерализации при обучении) на основе предыдущего опыта. Как это делать в НН, я пока(!!!) не знаю. Или частный случай оного эффекта выше: аналогическое мышление, типа "прочитай искусство ведения войны и примени его в бизнесе".


    tickosen

    Tickosen

    • айкикай-физкультура

    Чтобы имело место "наблюдение", нужно иметь субъекта, который наблюдать будет. Иными словами, сознание. Отличить носителя сознания, даже самого простенького и примитивненького, от робота (в том числе био-) довольно просто - по наличию деятельности, никак не связанной с биологическими потребностями и/или заложенной программой.

    "никак не связанной" или "природу связи мы объяснить не можем"?

    При генерации простейших целей и задач нужно не за своим состоянием наблюдать, а для начала уметь просчитывать варианты событий и работать в сторону наиболее устраивающего.

    Шахматная программа, Альфа го и т.п. работают в этом направлении гораздо лучше человека, как известно.

    Более продвинутый вариант - абстрактно-философская и сугубо творческая категория задач: постройка храма, создание письменности, написание картины, полёт в космос - это всё то, что вы никак не прикрутите к внешним раздражителям, как ни старайтесь.

    А не вопрос ли это доступности энергии? Ну например, мы взяли и наплодили альфа-го-зеро достаточное количество?

    У неё, строго говоря, одна задача, предустановленная: играть в Го максимально наилучшим образом, больше она ничего не умеет. Все "идеи", которые она может выдвинуть - по сути обобщение опыта и расчётов множества сыгранных партий. Естественно, она это может делать много быстрее и в перспективе даже качественнее человека, потому что ни один человек, играющий в Го, не озабочен ТОЛЬКО этой задачей. Но шаг влево-шаг вправо - всё, никакую принципиально другую задачу эта система поставить не в состоянии.

    А сильно ли это отличается от предустановленной задачи: "выживать в условиях планеты Земля"?

    То бишь переход количества в качество, в принципе, возможен, особенно в "разносторонних" системах. Но вот проглядеть этот переход практически невозможно. Разум реагирует совершенно не так, как "запрограммированная" система, а самое главное - он начинает выдавать действия, не вытекающие из наличных раздражителей вообще.

    это будет выглядеть примерно вот так:

    Неправильный компьютер

    До встречи с Deep Blue Каспаров уверенно противостоял искусственному интеллекту и считал, что человек за счёт нестандартной логики способен ставить расчётливые машины в тупик. В этот раз он оказался в тупике после необычного хода в первой партии. Шансов спастись у Deep Blue там не было, однако вместо логичного хода машина выбрала крайне слабое продолжение, приведшее к проигрышу. Раньше компьютеры так не играли. Эта нестандартность проявлялась ещё несколько раз и выбила Каспарова из колеи.

    Протесты

    После второй партии Каспаров укрепился во мнении, что машина не может так играть, и попросил объяснить выбор отдельных ходов, а после пятой партии и вовсе потребовал log-файлы Deep Blue, которые впоследствии были опубликованы. Штаб чемпиона считал, что в отдельных ключевых моментах на помощь машине приходят сильнейшие гроссмейстеры и вносят в игру бездушных ящиков творческое начало.

    Поражение

    До последней, решающей партии сохранялась ничья, однако Каспаров в отличие от машины сильно расшатал нервы в спорах и догадках. В шестой партии он выбрал нестандартный дебют и спровоцировал Deep Blue на жертву фигуры. Циничный компьютер отдал коня и выиграл партию у деморализованного соперника уже к 19-му ходу. Прочитать его логику Каспарову так и не удалось.


    Опять же повторю в десятый раз: НН может выполнять любую функцию без исключения, в том числе и ИИ. Вопрос лишь в том, как именно практически построить ИИ в ближайшие 30 лет имея то, что сейчас имеем.


    Вдруг кто это не видел? На всякий случай, привожу это здесь (насчет нестандартности мышления). Это было очень давно, в 2011 году:


    AndyN

    AndyN

    • Erlangen
    • Muay Thai, Luta Livre, MMA, Krav Maga

    30 лет назад на дворе стоял одна тысяча девятьсот восемьдесят восьмой год.

    Трава была зеленая, а компьютеры -- большие и медленные.

    30 лет назад философия была почти там же, где и сейчас. Мы можем строить нейронные сети на 100 лярдов нейронов, но мы нифига не понимаем, как разум устроен. Мы также не имеем ни малейшего понятия, как именно развивается нейронная сеть, как она будет мыслить, если реально станет умной. Для меня вообще не факт, что первый реальный ИИ будет на основе НН. Хотя и исключать этого нельзя ни в коем случае.


    tickosen

    Tickosen

    • айкикай-физкультура
Андрей Иванов / 02.06.2016

Современные достижения в области информационно-телекоммуникационных технологий способствуют активному развитию искусственного интеллекта. Безусловно, о создании машины, обладающей полноценным человеческим сознанием, речи пока не идёт, однако имеющиеся результаты позволяют уже сейчас говорить, что эра искусственного интеллекта не за горами.

В январе этого года основатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб назвал искусственный интеллект одной из основных движущих сил четвёртой промышленной революции.

Эта четвёртая промышленная революция идёт на нас, как цунами, а её основной движущей силой являются достижениями в области искусственного интеллекта, робототехники, нанотехнологий, «интернета вещей» и других областей науки.

Клаус Шваб

Действительно, ставку на искусственный интеллект с каждым годом делают всё больше и больше игроков рынка – начиная от крупных IT-гигантов и заканчивая небольшими стартапами. Стоит отметить, что среди них не только такие известные игроки IT-рынка, как Google, Facebook, Microsoft, IBM, но и компании, которые, на первый взгляд, должны быть далеки от этой темы. Даже General Motors и Boeing создали совместную лабораторию, связанную с исследованием искусственного интеллекта. Иными словами, искусственный интеллект становится своеобразным мейнстримом нашего времени.

Общие затраты на разработку высокоинтеллектуальных машин оцениваются сотнями миллионов долларов в год, и последние достижения показывают, что такие суммы вполне оправданы. Интеллектуальность машин растёт с каждым годом, а некоторые из них уже сейчас могут в определённых областях превзойти возможности человека.

Интеллектуальные возможности современных компьютеров

В 2011 году суперкомпьютер IMB Watson сумел победить в телепередаче Jeopardy (российский аналог – «Своя игра»), в которой ему не только приходилось искать правильные ответы на вопросы, но и «понимать» их смысл на естественном языке. В заданиях использовались метафоры, а сами вопросы задавались без каких-либо упрощений и уточнений. Справившись с этими сложностями, Watson продемонстрировал действительно уникальные аналитические возможности, которые сейчас применяются в различных областях промышленности. Одним из самых больших достижений Watson является возможность самостоятельно проводить медицинскую диагностику. Анализируя огромные массивы данных с различными историями болезней, диагнозами и курсами лечений и делая на основе этого объективные выводы, суперкомпьютер зарекомендовал себя хорошим врачом. В частности, Watson отлично справляется с диагностикой онкологических заболеваний. Проект Watson for Oncology уже сейчас используется на практике в ряде медицинский центров и больниц. Среди них Международная больница Бумрунград (Таиланд), Нью-Йоркский центр по исследованию генома человека и др.

Если говорить об интеллектуальности вычислительных машин, то настоящий прорыв в этой области произошел буквально пару месяцев назад, когда программа Google AlphaGo сумела обыграть в игру го её абсолютного чемпиона Ли Седоля. Эта тема активно обсуждалась, поскольку скептики полагали, что такое невозможно в принципе (во всяком случае с текущим уровнем развития технологий). Го является по-настоящему высокоинтеллектуальной игрой, в которой возможны миллиарды комбинаций фишек на доске. Сами игроки не просто просчитывают возможные комбинации, но и действуют интуитивно. Поэтому, работая только на основе перебора всевозможных ходов, компьютеры могли обыграть игроков среднего уровня, но не профессионалов.

Чемпион по игре в Го Ли Седоль анализирует свои ошибки после поражения от AlphaGo. Источник: 4today.net

Добиться победы в го над её чемпионом позволила технология «глубокого машинного обучения» (deep learning), которая сейчас является самым трендовым направлением развития искусственного интеллекта. Основу для данной технологии ещё в далеком 1959 году определил Артур Самюэль, когда предложил работать над обучением компьютеров, не используя определённо запрограммированные алгоритмы. Компьютер учится на примерах и своём собственном опыте. Программа AlphaGo сначала проанализировала 30 млн ходов профессиональных игроков, а затем стала играть сама с собой. Сыграв миллионы партий, программа научилась оценивать наиболее выгодное положение камней на доске для достижения победы.

Технология глубокого машинного обучения позволяет смоделировать по-настоящему сложные нелинейные отношения, состоящие из многих слоев, что значительно повышает обучаемость искусственного интеллекта. Поэтому область применения данной технологии не ограничивается игрой в го. Она является неотъемлемой частью исследований в сферах распознавания речи и изображений и беспилотных автомобилей, а также используется для решения других сложных задач. Facebook, например, активно развивает технологию глубокого машинного обучения для создания социальных сетей будущего. Предполагается, что разработанные системы будут способны понимать сообщения в ленте новостей и показывать пользователю только те новости, которые ему действительно интересны. Первые результаты исследований уже используются на практике в алгоритмах работы Facebook.

Искусственный интеллект в общественной жизни

Сферы применения искусственного интеллекта ограничены лишь творческими способностями человека. В настоящий момент машины учатся читать различные шаблонные документы (юридические, финансовые и др.), сочинять музыку, понимать эмоции людей по выражению лица, писать литературные произведения и делать многое другое. Так, сотрудник компании IDC Media Innovation Lab Гай Хоффман представил робота, самостоятельно занимающегося сочинением различных музыкальных произведений.

Всего лишь несколько лет назад была предложена идея использовать искусственный интеллект (или, лучше сказать, его прообраз) в самом популярном гаджете современности – смартфоне. В результате появились высокоинтеллектуальные голосовые помощники, которыми уже сейчас пользуются миллионы людей. Можно выделить такие известные приложения, как Siri от компании Apple, Echo от компании Amazon, Cortana от компании Microsoft и Google Now от компании Google.

Высокоинтеллектуальные голосовые помощники призваны помогать пользователю в его повседневной деятельности. Например, Google Now анализирует привычки пользователя, отслеживая все его действия и перемещения, и в дальнейшем заранее оповещает о предстоящих событиях. Так, перед выходом на работу, пользователю предоставляется отчёт о дорожной ситуации в городе и предлагается наиболее оптимальный маршрут проезда.

В настоящий момент ведутся активные работы с целью сделать из высокоинтеллектуальных голосовых помощников личных секретарей, которые будут общаться с нами на естественном языке и выполнять различные голосовые команды (написать письмо, назначить встречи, зарезервировать столик в ресторане, записать на прием к врачу и т.д.). Текущие результаты исследований показывают, что такие системы будут разработаны совсем скоро. Уже в этом году разработчики искусственного интеллекта Viv в ходе конференции смогли с помощью голосовых команд заказать пиццу. Причём сделано это было без единого звонка и без использования клавиатуры.

Достижения в области искусственного интеллекта также активно применяются в концепции умного дома. Сама концепция обсуждается уже на протяжении нескольких десятилетий, однако её практическая реализация стала возможной лишь совсем недавно. В настоящий момент имеются разработки, позволяющие контролировать телевизор, кондиционер, музыкальный центр, дистанционно отключать от питания любой электрический прибор, настраивать освещение под ритм музыки и т.д.

Разработками такого рода занимаются достаточно много компаний, среди которых присутствует и IT-гиганты. Например, Марк Цукерберг, основатель компании Facebook, заявил, что одной из его целей является создание искусственного интеллекта, способного эффективно помогать ему по дому.

Я буду учить своего помощника понимать мой голос, чтобы управлять в нашем доме всем - музыкой, светом, температурой и пр. Научу его узнавать лица моих друзей, когда они звонят в дверь

Марк Цукерберг

Ещё одной сферой, куда постепенно проникает искусственный интеллект, являются беспилотные автомобили. Многие эксперты сходятся во мнении, что уже совсем скоро улицы всех городов будут заполнены умными автосредствами, в процесс управления которыми не потребуется вмешательство человека. Уже сегодня владельцы премиальных машин могут в полной мере воспользоваться такими функциями, как слежка за рядностью движения, оповещение о столкновении и адаптивный круиз-контроль. Современные системы управления автомобилем могут самостоятельно сбрасывать газ и тормозить.

Разрабатываемые самоуправляемые автомобили компании Google уже проехали по дорогам США в общей сложности около 1 млн км, не попав в серьёзные ДТП. И это только начало. Безусловно, в разработке беспилотных автомобилей есть ряд проблем, связанных, например, с поведением таких автомобилей в критических ситуациях, которые достаточно сложно предсказать. Однако исследователи активно над этим работают, планируя решить проблемы такого рода уже в ближайшем будущем.

Искусственный интеллект постепенно становится частью нашей жизни. Известно ли Вам, что некоторые новостные заметки, которые Вам приходится читать, написаны роботами? Например, в компании Associated Press (AP) роботы пишут тысячи финансовых отчётов о состоянии американских корпораций и делают это намного быстрее обычных журналистов. Применение автоматизированных технологий позволило Associated Press увеличить число ежеквартальных новостей с 300 до 4400. В конце 2015 года компания Яндекс также создала своё собственное информагентство, где новости пишутся с помощью искусственного интеллекта. Пока это только заметки о пробках и погоде, однако представители компании говорят, что список тем в дальнейшем будет расширен.

Достаточно креативно к применению искусственного интеллекта подошла японская компания Deep Knowledge, которая стала первой в мире организацией, включившей искусственный интеллект в свой совет директоров. Анализируя большие объемы данных, робот по имени Витал способен находить тенденции, которые человек может не заметить. Это позволило ему получить право голоса касательно всех финансовых решений, которые принимаются в компании.

Искусственный интеллект используют не только в мирных целях. Значительные средства вкладываются в создание боевых роботов, беспилотной техники и военных игр, и это происходит во многих странах мира. Среди них и Россия. Правительство нашей страны выделяет колоссальные средства в оборонную промышленность, достаточно важным направлением которой является военная робототехника. Основная задача данной отрасли заключается в создании роботов, способных работать в наиболее опасных для жизни человека условиях. Нельзя не отметить, что такого рода исследования проводятся довольно успешно. Совсем недавно Владимиру Путину продемонстрировали систему, позволяющую управлять роботами с помощью мозговых импульсов.

Владимиру Путину демонстрируют систему управления роботами с помощью электрических сигналов человеческого мозга.

Научная некоммерческая организация (НКО) появилась в связи с проявлением заинтересованности компаниями Google и Facebook к развитию искусственного интеллекта . Деятельность НКО будет связана с решением проблем, возникновение которых возможно в процессе разработки компьютеров, обучающихся самостоятельно.

Основным направлением деятельности новой научной НКО станет изучение разработок ИИ (искусственного интеллекта), которые будут безопасными для человечества. При этом проведение разработки ИИ не должно быть связано с прихотью конкретной личности либо компании, а в проведении исследований, отличающихся прозрачностью и открытых для всех новых патентов, создание которых возможно в этих условиях.

Кроме того, OpenAI планирует проводить исследования, о которых будет информироваться весь мир. Основная цель OpenAI заключается в привлечении серьёзного внимания общественности к возникновению потенциальных опасностей, которые возможны в процессе исследования таких технологий. Сверхпродвинутым ИИ, не уступающим по уровню человеку, может быть принесено много пользы обществу, но при его неправильном и преступном использовании возможно причинение значительного ущерба.

Специалисты считают, что лучшим направлением развития для ИИ должны быть выбраны такие идеалы, как свобода и равенство. Все члены общества смогут пользоваться ИИ в связи с его широким распространением и отсутствием привилегий.

Исследования в НКО будут проводиться под руководством Ильи Суцкевера, который ранее работал в Google Brain, а теперь является экспертом в машинном обучении. В качестве сопредседателей компании выступят Сэм Олтман и Элон Маск. Затраты, связанные с основанием НКО, составили около 1 миллиарда долларов.

Маск считает, что ИИ может быть полезным для народа, хотя есть обеспокоенность по поводу его использования. Самой эффективной защитой в таком случае может быть возможность использования ИИ максимальным количеством людей, т.е. для его широкого использования ИИ должен быть доступным для всех. При широком доступе ни у кого не будет эксклюзивного права использования всего потенциала ИИ, превосходящего в миллионы раз возможности человека.