Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды во второй группе раннего возраста (от 2до 3 лет).

В речевом центе

Речевой центр

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления.

Оборудование речевого уголка в группе раннего возраста:

  1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений дыхательной гимнастики;

в) пальчиковой гимнастике.

  1. Словесные дидактические игры.
  2. Предметные картинки.
  3. Различные виды театров.
  1. Картинки:
  1. В речевом центре организация «Уголка (полки)интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей.
  2. Освоение мнемотехники. Ведется от простого к сложному. Начинается овладение во второй группе раннего возраста с простейших мнемоквадратов – это графическое или частично графическое изображение явления природы, героя сказки и т.д.

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет).

В речевом центе подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени (тематический период, индивидуальная потребность детей)

Речевой центр представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

При подборе дидактического материала учитываются:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется по потребности детей, тематической недели. Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.

Оборудование речевого уголка в младшей группе:

  1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

г) пальчиковой гимнастике.

  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные картинки.
  5. Различные виды театров.
  1. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т. д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

  1. Ширма для театра и атрибутика.

9.Наглядный материал:

  1. В речевом центре организация «Уголка (полки)интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей.
  2. Освоение мнемотехники. Ведется от простого к сложному. с простейших мнемоквадратов – это графическое или частично графическое изображение явления природы, героя сказки и т.д.

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды в средней группе (от 4 до 5 лет).

В речевом центе подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени (тематический период, индивидуальная потребность детей)

Речевой центр представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

При подборе дидактического материала учитываются:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется по потребности детей, тематической недели. Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.

. Оборудование речевого уголка в средней группе:

  1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные картинки.
  5. Различные виды театров.
  6. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т. д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

Деталями предметов (составные части игрушек, части тела животных).

9.Наглядный материал (дополняется) :

Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

Различные виды театров.

Мнемотехника: на ряду с мнемоквадратом (рисунком) добавляется мнемодорожка. Мнемодорожка – это кодировка слова или маленького словосочетания изображением, т.е.весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки-схемы ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

  1. Пособия с изображением предметов во множественном числе (один стол - много столов, одна кукла - много кукол); для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш).

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды в старшей и подготовительной к школе группах.

Центр речевого развития, представляющий возможность детям действовать индивидуально или объединяться по парам Пособия для речевого центра периодически обновляется, что позволяет поддерживать интерес к коммуникации.

В речевой центр включены следующие пособия и атрибутика:

- материал по развитию артикуляционной моторики для индивидуальной работы (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках);

- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.

- пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;)

- пособия по мнемотехнике - мнемотаблица (т.е. схема со символами-заместителями) и мнемодорожки (алгоритмы).

- материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Разнообразные виды театра и атрибутика.

«Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

Остапова Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 67
Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: Статья из опыта работы.
Тема: ""Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"".
Дата публикации: 14.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Организация предметно-развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ. Важная составляющая в развитии речи младших дошкольников - это создание предметно-развивающей речевой среды. В своей группе строим предметно- пространственную среду в соответствии с ФГОС. Одним из условий полноценного речевого развития является грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Среда должна быть: 1. Содержательно-насыщенной. 2. Трансформируемой. 3. Полифункциональной 4. Вариативной. 5. Доступной. 6. Безопасной. В 1-й младшей группе должны быть яркие игрушки разных размеров, предметные картинки с доступным для детей сюжетом,книги для чтения и рассматривания. Во 2-й младшей группе можно уже выделить отдельную зону с играми и материалами по развитию речи. Это наборы сюжетных картинок, предметные картинки, дидактические игры, игрушки для развития мелкой моторики, художественная литература, различные виды театра. Театр - это один из любимых видов деятельности детей. Наши дети умеют драматизировать сказки: “Теремок”, “Курочка Ряба”,’Репка” и др. Широко используем театр кукол бибабо,пальчиковый театр и театр на фланели. Театральная деятельность способствует развитию интонационной выразительности
речи, вызывает положительные эмоции, интерес к перевоплощению. В музыкальном уголке собраны различные музыкальные инструменты,помогающие развивать музыкальный слух детей. Используем их в дидактических играх “Послушаем, что слышно”, “Угадай, что звучит”, “Громче-тише постучи”.
Дети охотно играют на музыкальных инструментах и в подвижные игры с их использованием, например, “Жмурка с колокольчиком”, “Веселый бубен”. В группе создан центр сенсорного развития, который способствует развитию мелкой моторики,тактильных ощущений,зрительного восприятия,слуховых анализаторов, обоняния и развития всех психических процессов. Здесь собраны крупные мозаики,
пазлы, пирамидки, игрушки-вкладыши, шнуровки, трафареты и др. В группе оформлен книжный уголок. Разнообразные художественные произведения оказывают большое влияние на развитие речи детей. Знакомим детей со сказками, рассказами, беседуем о прочитанном, учим стихотворения. Дети самостоятельно
рассматривают иллюстрации в книгах. Для развития правильного физиологического дыхания используем такие игрушки и тренажеры, как: вертушки, дудочки, надувные шарики,султанчики, бабочки, снежинки, листочки на ниточках, мыльные пузыри. Немаловажную роль в речевом развитии имеет взаимодействие с музыкальным работником на музыкальных занятиях. Танцы, игры с пением, музыкальные упражнения, развивают у детей внимание к речи, т.к. они должны выполнять те или иные действия, движения в соответствии с инструкцией взрослого. Разучивание и пение песенок развивает речь, а игра на музыкальных инструментах - слуховое
восприятие детей. На занятиях по физкультуре, при подборе подвижных игр,физкультурный работник учитывает тему,которую дети изучают в данный момент. Например: тема “Транспорт” - подвижные игры “Воробушки и автомобиль”, “Самолеты”, “Поезд”; тема ”Весна” - “Птички в гнездышках”, “Солнышко и дождик”; тема “Домашние птицы”,значит игры
“Наседка и цыплята”, “Петушок” и т.д. Значительным фактором в развитии речевой среды является работа с родителями. Для них предлагается следующая развивающая зона - приёмная, целью которой является создание единого общества педагогов и родителей.
Она включает в себя: 1. Информационные стенды с рекомендациями педагогов, консультациями, памятками. 2. Папки-раскладушки с рекомендациями по организации режима, досуга детей, материалы для игр и домашних заданий. Для больших возможностей развития речи малышей нами была создана картотека физминуток, мирилок, стихов, чистоговорок, пальчиковых игр, которые мы активно применяемых в динамических паузах, на занятиях, в утреннее время, перед
обедом, полдником и др. режимных моментах - умывании, одевании, подготовке ко сну. Богатые возможности для развития речи имеют сюжетные картинки и настольно- печатные игры. Они позволяют учить детей правильно называть, изображенные предметы, группировать предметы по форме, размеру, назначению.
Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к совместной игре. Игровой центр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений, в которых происходит их непосредственное речевое общение. Игровые уголки оснащены атрибутами для сюжетно-ролевых игр с учётом возрастных особенностей детей.. В заключение хочу сказать, что построение предметной среды - это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка и должна выполнять образовательную, воспитывающую, организационную, коммуникативную функции.

яна тимошина

речевой уголок во второй младшей группе "змейка говорушка

Речь – самый сложный психический процесс. Вопрос развития речи у современных детей актуален, потому что с каждым годом число детей с нарушением речи увеличивается.

В нашей группе оформлен уголок по развитию речи «Мастерская змейка -говорушка » , в соответствии с возрастом и интересом детей.

Уголок располагается рядом с театрально-музыкальным и книжным уголками , что прекрасно дополняет друг друга.

Главным героем уголка является «Змейка "

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие :

1. Артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры, картотека артикуляционной гимнастики, зеркала)

2. Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание , создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребенка.

В этом уголке , для развития правильного дыхания, мы создали дидактические игры : «Бабочка на цветочке» , «Тучка» , «Осенние листочки» , «Бабочки» , «Футбол» , «Прожорливые ягоды» , а также есть «Ветрячки» , «Мыльные пузыри» , «Ватные шарики» .

1. Для развития связной речи, мы используем наборы предметных и сюжетных картинок (по лексическим темам недели) : «Мамы и детки» , «Мебель» , «Инструменты» , Дикие животные», «Домашние животные» , «Птицы» , «Насекомые» , «Овощи» , «Фрукты» , «Ягоды» , «Грибы» , «Профессии» , Времена года»; дидактические игры и пособия : «Профессии» , «Времена года» , «Чей домик?» , «Где моя мама?» , «Любимая сказка» , «Что к чему?» , «Цвет» , «Мир животных» , «Дары природы» , «Часть и целое» , «Что из чего сделано?» , «Живая природа» ; а также книжки-ки-малышки и художественные произведения по программе, разрезные картинки и разные виды театра.

2. Пособия по развитию мелкой моторики :, грецкие орехи,шишки, трафареты, прищепки («Солнышко» , «Ёжик» , шнуровка, мелкие игрушки (киндеры, картотека пальчиковых игр.

3. Материал по звукоподражанию :, «Шумовые инструменты» , детские музыкальные инструменты, дид. игра «Чей голос?»

4. Игры и пособия по автоматизации звуков : чистоговорки, скороговорки, стихи и потешки, предметные и сюжетные картинки, разные виды театра : пальчиковый, настольный, театральные маски; мелкие игрушки.

5. Игры по лексике и грамматике : предметные картинки по лексическим темам.

В речевом уголке мы используем предметы театрального и музыкального уголка , так как драматизация способствует развитию связной речи.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности во второй младшей группе «23 февраля - День защитника Отечества!» Программное содержание. Познакомить с государственным праздником – Днем защитника Отечества. Развивать познавательный интерес к профессии.

Спортивный уголок во второй младшей группе. Воспитатели второй младшей группы Мирошниченко Марина Александровна и Скрипченко Елена Ивановна.

В нашем Детском саду прошел смотр-конкурс театральных ширм среди возрастных групп. Задачи смотра-конкурса: - способствовать повышению.

В детском саду малыши-дошкольники проводят большую часть дня. Каждый элемент оформления пространства группы имеет огромное значение, поскольку.

Конспект НОД по освоению речевой и познавательной деятельности во второй младшей группе «В далёкой Африке» Технологическая карта интегрированной НОД по освоению речевой и познавательной деятельности во второй младшей группе Место проведения: МБДОУ.

Воспитателем был создан уголок ПДД ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ,с целью закрепления важности знания ПДД с малых лет. В данном уголке расположен.

Одно из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является развивающая среда (предметно-пространственная) в группе и на участке детского сада. Для того, чтобы узнать, какой должна быть предметно-пространственная среда во 2 младшей группе, какие игрушки, дидактический материал, зоны (уголки) вам необходимы, можно обратиться к следующим документам:

  1. СанПиН 2.1.3.2630-10, где вы найдете санитарные требования к размещению оборудования.
  2. ФГОС ДО, требования к охране жизни воспитанников, принципы построения ПРС, комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, учет ЗБР.
  3. Программа, по которой работает ваше дошкольное учреждение.

Предметно-пространственная среда во 2 младшей группе с учётом ФГОС

Настольная игра «Залатай коврик»

Игру «Залатай коврик» изготовить очень просто. На листы цветной бумаги наклеить белые геометрические фигуры и пропустить через ламинатор (когда-то мы просто заклеивали картон скотчем), проделать с помощью дырокола отверстия и сделать бахрому, отдельно вырезать геометрические фигуры того же цвета.


Дети с удовольствием латают коврики.
Коврограф — незаменимая вещь для второй младшей группы. Помимо театра, на нем можно разместить любое пособие. В нашем случае это геометрические фигуры и разноцветные капельки (можно работать индивидуально).

А вот современный вариант игры «Собери цветок». Если разобрать цветок, то из вязанных кругов можно собрать гусеницу, неваляшку и т.д.

Сенсорное панно «Подводный мир»

Так же в сенсорной зоне мы оборудовали панно «Подводный мир», используя который можно развивать мелкую моторику руки разными способами. Панно прикреплено к задней стенке полки, которая отгораживает учебную зону от игровой. Для фона мы использовали обычную занавеску для душа с морским рисунком, а можно было найти клеенку, самоклеящуюся пленку или просто нарисовать и покрыть лаком.

Для создания подводного мира использовались разные материалы: рыб мы изготовили из наждачной бумаги, губки для мытья посуды, вязанные рыбы и морские звезды с бусинами смотрятся отлично. Водоросли изготовлены из кусочков фетра, к которым пришиты ленточки для завязывания, камушки — простые ватные диски. Множество тактильных ощущений, не так ли?

Интересный подводный житель — осьминог. Для его изготовления нужны лишь разные ленточки и картон. Попробуйте сделать отличное пособие для детей.


В уголке математики малышей встречают кубик, конус и цилиндр. Кстати, в ещё должны быть пособия типа «Много, один, ни одного», раздаточный материал, различные матрёшки, кубы-вкладыши и т.д.

В зоне активной речи вы найдете тренажеры для дыхания, картотеки по лексическим темам, минибиблиотеку и игры, расширяющие кругозор детей, например «Кто что ест?»


В природной зоне есть все необходимое для экспериментирования, ухода за растениями и наблюдениями за природой.

Макет «Бабушкино подворье» позволяет расширить знания детей об особенностях и пользе домашних животных.

Наш детский сад в работе пользуется программой поликультурного образования, в соответствии с которой во 2 младшей группе мы знакомим детей с народной игрушкой. Поэтому мы собрали мини музей деревянной игрушки и оформили его так:


Надеюсь, у вас уже родилась идея! Отлично!

Основные элементы речевого развития дошкольников на примере второй младшей группы.

Развитие ребенка в современном российском образовании занимает важнейшее место, так как дает возможность сделать процесс обучения и воспитания более эффективным.

Наиболее остро стоит задача развития речи детей. Педагоги должны приложить немало усилий для того, чтобы на этапе завершения своей дошкольной жизни ребенок умел хорошо владеть устной речью, был способен выражать с помощью нее свои мысли, желания, чувства; выделял в словах звуки, являлся активным участником речевого взаимодействия, умел построить диалог и имел потенциал для речевого творчества. От достигнутого уровня овладения связной речью зависит успешность обучения ребенка в школе, его умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Принимая разные формы, развитие речи и речевое общение присутствуют во всех видах детской деятельности. Помимо речевого общения определяющим фактором речевого развития является развивающая среда.

Развитие речи ребенка включает в себя несколько неотделимых друг от друга элементов. Во - первых, это речь воспитателя, она является основным источником речевого развития детей в детском саду. Воспитатель должен следить за своей речью на протяжении всего дня, так как является примером для воспитанников. Его речь должна быть грамотной, он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям(артикуляция, звукопроизношение, формирование лексических и грамматических навыков и т. д.)

Во-вторых, помимо обязательных систематических занятий по развитию речи с детьми должны проводиться различные беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка. Они могут быть разными по продолжительности и по мере необходимости проходить как со всеми детьми, так и в индивидуальной форме. Примером такой игры может выступить известная познавательная игра-лото «Свойства предметов» (3-6 лет). Она учит малышей различать свойства предметов и находить предмет по описанию с помощью карточек с картинками.

Третьим важным элементом речевого развития детей является речевой уголок. Это специальное место, обособленное от игровых зон, предназначенное для индивидуальной и подгрупповой работе по развитию речи.

На примере второй младшей группы рассмотрим содержание речевого уголка в соответствии с требованиями современного ФГОС. Он включает в себя:

  1. Картотека артикуляционной гимнастики
  2. Картотека дыхательной гимнастики
  3. Картотека пальчиковой гимнастики
  4. Картотека речевых игр (для 3-4лет)
  5. Картотека «Забавные физкультминутки для дошколят»
  6. Картотека «Чистоговорки»
  7. Картотека «Запоминалки»
  8. Картотека сюжетно-ролевых игр
  9. Различные типы лото (например, «Съедобное - несъедобное», «Найди пару» и др.)
  10. Комплекты предметных картинок и открыток по основным лексическим темам «Грибы», «Дикие животные», «Домашние животные и птицы», «Насекомые», «Рыбы морские и пресноводные» и др.
  11. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, транспорт, продукты питания, овощи, фрукты, цветы и т. д.
  12. Сюжетные картинки крупного формата социобытовой тематики: демонстрационный материал «Деревенский дворик»
  13. Пальчиковый театр, театр на рукавичках
  14. Книжный уголок (книги с твердыми листами и с обычной листовой структурой)

Красота формирует личность ребенка, поэтому при создании развивающей среды необходимо, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. В связи с этим необходимо уделять большое внимание внешнему виду речевого уголка. Он должен привлекать внимание детей и мотивировать их к самостоятельной деятельности, поддерживать порядок и формировать бережное отношение к игрушкам.

В заключение хочется сказать, что, только находясь в тесной взаимосвязи, все перечисленные элементы могут обеспечить решение задач, стоящих сегодня перед образовательной областью «Речевое развитие», и помочь ребенку использовать свою речь как средство общения и культуры.

Воспитатель МА ДОУ Центр-детский сад № 200 г. Краснодар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие в ДОУ во второй младшей группе по ФГОС, 2014 год

Моя минипрезентация затрагивает одну из пяти образовательных областей принятых на внедрение на период январь 2014- декабрь 2015 федеральных государственных образовательных стандартов, куда входит Соци...

Интегрированная НОД (познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольников) для детей второй младшей группы «Добрые дела» c учетом ФГОС

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.Цели: обобщить представление детей о доброте, формировать внимат...