В. Хорол «Зайчик»

Жил-был зайчик,
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.

Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Нам тепло и славно,
Волка нет
И дают морковку на обед.

М. Клокова «Конь»

Гоп, гоп! Конь живой
И с хвостом и с гривой,
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Я залез на коня
И держусь руками.
Посмотрите на меня,
Я поехал к маме.

М. Карем «Мой кот»

Мой серенький кот
Совсем не растет,
И даже усы не растут,
Он супа не ест
И каши не ест,-
Попробуй-ка вырасти тут!
С утра этот кот конфеты сосет,
Грызет шоколад он потом,
И вот почему коту моему
Не быть настоящим котом.

В. Жуковский «Котик и козлик»

Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит;
И лапочкой котик
Помадит свой ротик;
А козлик седою
Трясет бородою.

«Птичка»

Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты птичка?
Где ты, невеличка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты песню свою.

***
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки- баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки.
Баюшки-баю.

М. Ю. Лермонтов

П. Воронько «Спать пора»

Наступает ночка,
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка,
Спи, дочурка, сладко.

***
Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи, тучи темные.
Не видать в них
Света белого;
Не видать в них
Солнца красного.

(А. Кольцов)

***
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

(А. С. Пушкин)

Е. Благинина «Аленушка»

А у нас есть девочка
Звать ее Аленушка.
Девочка- припевочка,
Круглая головушка.
Целый день «уа-уа»
Вот и все ее слова.

Песенки народов мира

Литовская песенка

Я козочка Ме-ке-ке-ке,
Я гуляю на лужке,
Острые рожки,
Тоненькие ножки,
На самой макушке-
Бархатные ушки,
Язык полотняный,
Хвостик конопляный…
Как прыгну- сразу забодаю!

Белорусская песенка.

Горкой, горкой, горушкой
Идет один Егорушка.
Волков не побоялся!
Пошел- не испугался.
Срезал Егор дудочку,
Дудочку- погудочку,
Звонко, словно скворушка,
Засвистел Егорушка.
Горкой, горкой,горушкой
Прошел один Егорушка.

Латышская песенка

Соловей, соловушка
Кувыркался в травушке,
В росяной муравушке,
На заре, на заре
У него ль, соловушки,
Засияли перышки,
Чисто в серебре.

Эстонская песенка.

Ой, как весело на горке
На заре, на зорьке!
Сосны- невелички,
А на соснах птички:
Братья и сестрички-
Веселятся птички.

Польская песенка.

Топ-топ по земле
Ведь земля- то наша,
И для нас на ней растут
Пироги и каша!

Украинская песенка.

Ой, в зеленом бору
Ходит дед ввечеру,
Ходит дед по траве,
Носит сон в рукаве…
Всем детишкам продает,
А Ганнусе так дает.

Шведская печенка.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
-Ав-ав-ав!
— Гав-гав-гав!

Новогодние стихи для детей дошкольного возраста. Стихи о самом сказочном и таинственном празднике - .

Стихи про Новый год

Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает По ветвям берез; Ходит, бородою Белою трясет, Топает ногою, Только треск идет. С. Дрожжин

Куда девались снегири, Что прилетели в сад? Да вот они, смотри, смотри - На щечках у ребят. Н. Соколова

Холодно

Кто мяукнул у дверей? - Открывайте поскорей! - Очень холодно зимой. Мурка просится домой. О. Высотская

Почему снежок идет? Почему на речке лед? Это к нам зима пришла - Много снега намела. Почему у нас в гостях Елка в ярких огоньках? Потому что к нам идет Зимний праздник - Новый год! Н. Вересокина На санках Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись! Ты сиди, не упади, - Там канавка впереди! Надо ездить осторожно! А не то разбиться можно! О. Высотская

Зайчик

Жил-был зайчик, Длинные ушки. Отморозил зайчик Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости. Там тепло и славно, Волка нет. И дают морковку на обед. В. Хорол

Зайчик

Зайчик умывается, на елку собирается. Вымыл носик, вымыл хвостик, Вымыл ухо, вытер сухо. Надел бантик - стал он франтик. И. Черницкая

Трое На заснеженной полянке Я, Зима И санки. Только землю Снег покроет - Собираемся мы трое. Веселимся на полянке - Я, Зима И санки. А. Босев

Вот зима пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое. Днем с детьми на коньках все катается, Ночью в снежных огоньках рассыпается... В окнах пишет узор льдом-иголочкой И стучится к нам во двор со свежей елочкой. Р. Кудашева

"Перед праздником зима..."

Перед праздником зима Для зеленой елки Платье белое сама Сшила без иголки. Отряхнула белый снег Елочка с поклоном И стоит красивей всех В платьице зеленом. Ей зеленый цвет к лицу, Елка знает это. Как она под Новый год Хорошо одета! Т. Волгина

Снегурочка

У подъезда, на площадке Собрала я снег лопаткой. Хоть не много снега было, Я снегурочку слепила. В коридор поставила, А она... растаяла! Ю. Шигаев

"Дед Мороз несет мешок..."

Дед Мороз несет мешок, А в мешке есть кожушок. Ой ты, дедушка, закутай Нашу девочку Анюту! Развяжи скорей мешок, Дай Анюте кожушок, Варежки На ручки, Валенки На ножки... Надо нашей внучке Бегать по дорожке. П. Воронько

Зима (отрывок)

Кто в пуховой шубке белой Легкой поступью и смелой Вышел в час утра? На кудрях ее пушистых Много блесток золотистых, Много серебра... Рукавичкою взмахнула - Раз! Куда бы ни взглянула, Застлан бел ковер... Эта белая шубейка Всем знакома, чародейка, - Матушка-зима. С легкой поступью небрежной, С пеленою белоснежной, - Вот она сама! Л. Чарская

Выбрал папа елочку Самую пушистую. Самую пушистую, Самую душистую... Елочка так пахнет - Мама сразу ахнет! А. Усачев

Снежок

Я снежок в руках лелею И своим дыханьем грею. Посмотрите, мой снежок Превратился в ручеек! Ах, не стойте на пути! Он спешит весну найти! Г. Новицкая

"Пришла зима веселая..."

Пришла зима веселая С коньками и салазками, С лыжнею припорошенной, С волшебной старой сказкою. На елке разукрашенной Фонарики качаются. Пусть зимушка веселая Подольше не кончается! И. Черницкая

Дед Мороз

Шел по лесу Дед Мороз Мимо кленов и берез, Мимо просек, мимо пней, Шел по лесу восемь дней. Он по бору проходил - Елки в бусы нарядил. В эту ночь под Новый год Он ребятам их снесет. На полянках тишина, Светит желтая луна. Все деревья в серебре, Зайцы пляшут на горе, На пруду сверкает лед, Наступает Новый год. 3. Александрова

Новогодняя сказка

У Дедушки Мороза Снежинка на носу. Собирались елки Вечером в лесу. Шестьдесят зеленых, Сорок голубых, Шестьдесят постарше, Сорок молодых. Закружились вместе Елочки и ели И лесную песню Зимнюю запели: - Падайте, снежинки, Падайте скорей, Белую дорогу Тките для саней. - Нравится мне песня, - Дед Мороз сказал И снежинкам с неба Падать приказал. Звездочки и звезды Полетели с неба, И дорога стала Белою от снега. Закружились снова Елочки и ели И другую песню Зимнюю запели: - Прилетай к нам, ветер Без иглы и нитки, Сшей ты нам, портняжка Белые накидки. - Нравится мне песня, - Дед Мороз сказал И лететь скорее Ветру приказал. И примчался ветер, Озорной и ловкий, Без иглы и нитки Мигом сшил обновки. Снова закружились Елочки и ели И другую песню Радостно запели: - Мы теперь готовы, Мы теперь поедем! На веселый праздник Мы поедем к детям! - Нравится мне песня, Дед Мороз сказал И подать скорее Сани приказал. Волк Морозу тащит Шубу меховую, А Лисица - шапку Рыжую, большую. Зайцы рукавицы Принесли к саням. А мешок с подарками Появился сам. Семь коней горячих Вихрем - под откос! Едет-едет к детям Дедушка Мороз. Г. Сатир

Художник

Художник картину Всю ночь рисовал, Трудился на совесть, Покоя не знал. И вот на окошках Уже забелели Высокие сосны, Пушистые ели. Потом мы увидели Там небосвод, Где звезды веселый Вели хоровод, Снежинки порхали Одна за другой - Так окна мороз Разукрасил зимой. А. Мельников

Ребенок к трем годам способен запоминать короткие потешки и стихи. Разучивайте стихи наизусть детям 3 лет, учите его рассказывать их с выражением. Для этих целей отлично подходят . Или вот такие стихи и потешки:

Жил -был зайчик —
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
(В. Хорол)

Покатились санки вниз,
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди не упади, —
Там канавка впереди.
(О. Высотская)

Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Неваляшка, мишка, гномик,
Пирамидка, кубик, домик.
(Л. Смирнова)

Купили Егорке
Санки для горки:
«Всю зиму, Егорка,
Катайся на горке».

Потешки наизусть

Ладушки , ладушки!
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.

Вырос гриб-боровик —
И не мал, и не велик.
Спрятался он в тень
В жаркий летний день.

Маленькая птичка,
На, попей водички.
Если хочешь, крошки
Дам тебе в ладошке.

Петушок , петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Рано-рано поутру
Пастушок:»Ту-ру, ту-ру!»
А коровы в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»

Тили-бом ! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом!

Катя , Катя, маленька,
Катенька удаленька!
Пройди Катя по дороженьке,
Топни, Катя,ноженька.

Баю-бай , баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.

Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.

Цок , цок, цок, цок!
Я лошадка — серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь — прокачу!

Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленький козленок
Муку выгребает.

Заяц Егорка
Свалился в озерко.
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!

Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.

Вот сидит зайчишка,
Серенький трусишка.
Зайка хочет поиграть,
Между елок поскакать.
Не пугайте зайку,
Зайку-попрыгайку.

Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру качает гривой,
Пышной. сказочной. красивой.
Быстро на коня вскочу
И поеду, поскачу.
Там за дальней за рекой
Помашу тебе рукой.

№ Пальчиковая гимнастика Методические указания 1 Жил-был зайчик –Длинные ушки. Отморозил зайчик Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости. Хлопают в ладоши.3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Гладят кобчик. Крутят руль. 2 У нашего У Гришеньки Под окошком Вишенки. У Семена в саду клены, У Алены дуб зеленый, У Марины куст малины, У Арины две рябины. А у Вани На плетень Зелененький Вьется хмель. Выставляют два кулака. Ставят ладони на ребро. Показывают две ладони. Выставляют два кулака. Левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца. Правая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца. Показывают ладонь. Выставляют кулак. Ладонь. Кулак. 3 Коленька хороший, Коленька пригожий, Пройди по дороженьке, Топни, Коля, ноженькой. Поглаживают кисть левой руки. Поглаживают кисть правой руки. Указательный и средний пальцы рук шагают. Выставляют кулак. Ставят ладонь на ребро. Показывают ладонь. 4 Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки – Желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите». Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки. Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки. Бегут всеми пальцами обеих рук. Хлопают в ладоши. Грозят пальцем ведущей руки. Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола. Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.д. 5 Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке – ладоши, А пальчики – Антоше. Моющие движения. Поглаживающие движения по щекам. Интенсивное потирание ладоней. Массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем» перчатки. 6 Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме (друг другу) улыбаемся. Хлопают в ладоши. Совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями. «Моют» лицо, растирают уши. Улыбаются. 7 Жили-были зайчики На лесной опушке. Жили-были зайчики В беленькой избушке. Мыли свои ушки, Мыли свои лапочки, Наряжались зайчики, Надевали тапочки. 3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки. Хлопают в ладоши. Показывают уши. Показывают домик. Трут уши. Моющие движения ладонями рук. Движение ладоней сверху вниз по туловищу. Показывают. 8 «Лапки-царапки» Кошечка Мурка, Серенькая шкурка, Мягкие лапки, А в лапках – цап-царапки. Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки. Дети выпрямляют пальцы, в шутка царапаются. Игру можно повторить несколько раз. 9 «Ежик» Ежик маленький замерз, И в клубок свернулся. Солнце ежика согрело – Ежик развернулся! Прижмите пальцы – ежик убрал иголки. Выпрямите пальцы – ежик показал колючки. 10 «Птички» Вот птички летают, машут крылышками. Приземлились птички, крылышки сложили. Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек! Вот как птички зернышки клюют! Наелись птички и улетели. Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями).Соедините ладони вместе. Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими. Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью. Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти. Игру можно повторить несколько раз. 11 «Человечек» Посмотрите, какой у меня человечек. Человечек пошел погулять. Топ-топ-топ – топают ножки. Человечек идет по дорожке. Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол. Покажите, как шагает человечек. Предложите детям повторить упражнения. Игру можно повторять несколько раз. 12 «Мы топали» Мы топали, мы топали, До тополя до топали, До тополя до топали. И ножки все оттопали! Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом. Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение. Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам). Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее). 13 «Барабанчики» Вот палочки-пальчики – гремят барабанчики! Положите руки на стол и покажите детям, как можно барабанить по столу прямыми указательными пальцами или одновременно всеми пальцами обеих рук. Предложите малышам повторить движения. Затем устройте соревнования на самый громкий барабан. В последующем можно предлагать детям барабанить медленно или быстро, громко или тихо, повторять простые ритмы. 14 «Моторчик» Давайте поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики. Дайте детям машины и предложите поиграть. Покажите малышам, как завести моторы. ля этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать вокруг друг друга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно. Игру можно повторить несколько раз. 15 «Разминка» Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. Предложите детям сделать разминку для рук: плавно поднять руки перед собой и встряхнуть кисти. Упражнение сопровождайте четверостишием. Такую игру-разминку можно проводить как расслабляющее упражнение во время занятий, в ходе которых дети действуют руками. 16 «Моя семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того, как малыши запомнят движении, проведите игру с группой детей. Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга. 17 «Вышли пальчики гулять» Раз, два, три, четыре, пять – Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять – В домик спрятались опять. Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение (по ходу чтения дети повторяют движения).Поочередно разогните пальцы, начиная с большого. Пошевелите пальцами. Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца. Повторите игру с пальцами другой руки. 18 «Пальчики в лесу» Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять: Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот резал, этот ел, Ну а этот лишь глядел. Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. Предложите ребенку растопырить пальцы и пошевелить ими. Загните мизинец. Загните безымянный палец. Загните средний и указательный пальцы. Загните большой палец и пощекочите ладошку ребенка. 19 «Спокойного сна» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот рядом прикорнут, Этот пальчик уж заснул, А другой давненько спит… Кто у нас еще шумит? Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите! Эту игру можно проводить перед сном. Сначала игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. Загните мизинец. Загните безымянный палец. Загните средний палец. Загните указательный палец. Загните большой палец. Погрозите пальчиком другой руки. 20 «Черепашка» Это песочек он теплый и сухой. По песочку ползет маленькая черепашка. Она ползет медленно-медленно. Черепашка, черепашка, В панцире живет. Высунет головку – Обратно уберет. Эта игра проводится за столом или на ковре. Покажите на стол или ковер. Изобразите, будто вы пересыпаете песок, и предложите детям повторить движения. Положит на стол или на пол кулаки, прижатые друг к другу. Затем медленно начните передвигать кулаки вперед. Предложите детям повторить движение. Затем прочитайте четверостишие. Выставите вперед прямые указательные пальцы, прижатые друг к другу. Спрячьте пальцы. Игру можно повторить несколько раз. 21 «Замок» Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной. На двери висит замок. Кто открыть его бы мог? Мы замочком постучали, Мы замочек повертели, Мы замочек покрутили… И открыли! Предложите малышам поиграть. Соедините пальцы рук в «Замок». Постучите по столу сомкнутыми в замок руками. Круговые движения сомкнутыми руками. Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны. Расцепите пальцы. 22 «Апельсин» Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Это долька для ежа, Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка… кожура. Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь, кто куда! Игра проводится за столом. Сложите ладони «чашечкой». Сначала покажите растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке. Сожмите пальцы в кулак, затем разогните большой палец. Разогните указательный палец. Разогните средний палец, Разогните безымянный палец. Разогните мизинец. Разведите руки в стороны. Погрозите пальцем. Сымитируйте бег пальцами по столу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

Методические указания

Жил-был зайчик –Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Хлопают в ладоши.3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки.

Трут нос.

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Гладят кобчик.

Крутят руль.

У нашего У Гришеньки

Под окошком

Вишенки.

У Семена в саду клены,

У Алены дуб зеленый,

У Марины куст малины,

У Арины две рябины.

А у Вани

На плетень

Зелененький

Вьется хмель.

Выставляют два кулака. Ставят ладони на ребро.

Показывают две ладони.

Выставляют два кулака.

Левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца.

Правая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца.

Показывают ладонь.

Выставляют кулак.

Ладонь.

Кулак.

Коленька хороший, Коленька пригожий,

Пройди по дороженьке,

Топни, Коля, ноженькой.

Поглаживают кисть левой руки.

Поглаживают кисть правой руки.

Указательный и средний пальцы рук шагают.

Выставляют кулак.

Ставят ладонь на ребро.

Показывают ладонь.

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите».

Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки. Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки.

Бегут всеми пальцами обеих рук.

Хлопают в ладоши.

Грозят пальцем ведущей руки.

Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола.

Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.д.

Чистая водичка Умоет Саше личико,

Анечке – ладоши,

А пальчики – Антоше.

Моющие движения.

Поглаживающие движения по щекам.

Интенсивное потирание ладоней.

Массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем» перчатки.

Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме (друг другу) улыбаемся.

Хлопают в ладоши. Совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями.

«Моют» лицо, растирают уши.

Улыбаются.

Жили-были зайчики На лесной опушке.

Жили-были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки.

3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки. Хлопают в ладоши.

Показывают уши.

Показывают домик.

Трут уши.

Моющие движения ладонями рук.

Движение ладоней сверху вниз по туловищу.

Показывают.

«Лапки-царапки» Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки,

А в лапках – цап-царапки.

Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки. Дети выпрямляют пальцы, в шутка царапаются.

«Ежик» Ежик маленький замерз,

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело –

Ежик развернулся!

Прижмите пальцы – ежик убрал иголки. Выпрямите пальцы – ежик показал колючки.

«Птички» Вот птички летают, машут крылышками.

Приземлились птички, крылышки сложили.

Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!

Вот как птички зернышки клюют!

Наелись птички и улетели.

Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями).Соедините ладони вместе.

Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.

Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью.

Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.

Игру можно повторить несколько раз.

«Человечек» Посмотрите, какой у меня человечек.

Человечек пошел погулять.

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол. Покажите, как шагает человечек. Предложите детям повторить упражнения.

Игру можно повторять несколько раз.

«Мы топали» Мы топали, мы топали,

До тополя до топали,

До тополя до топали.

И ножки все оттопали!

Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом. Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение.

Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

Предложите малышам продолжить «прогулку».

Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).

«Барабанчики» Вот палочки-пальчики –

гремят барабанчики!

Положите руки на стол и покажите детям, как можно барабанить по столу прямыми указательными пальцами или одновременно всеми пальцами обеих рук. Предложите малышам повторить движения.

Затем устройте соревнования на самый громкий барабан.

В последующем можно предлагать детям барабанить медленно или быстро, громко или тихо, повторять простые ритмы.

«Моторчик» Давайте поиграем в машинки.

Би-би!

Поехали машины!

Стоп! Остановились машины.

Надо завести моторчики.

Дайте детям машины и предложите поиграть. Покажите малышам, как завести моторы.

ля этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать вокруг друг друга.

«Моторчики» могут работать быстро и медленно.

Игру можно повторить несколько раз.

«Разминка» Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Предложите детям сделать разминку для рук: плавно поднять руки перед собой и встряхнуть кисти. Упражнение сопровождайте четверостишием.

Такую игру-разминку можно проводить как расслабляющее упражнение во время занятий, в ходе которых дети действуют руками.

«Моя семья» Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того, как малыши запомнят движении, проведите игру с группой детей.

Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке.

Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.

«Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение (по ходу чтения дети повторяют движения).Поочередно разогните пальцы, начиная с большого.

Пошевелите пальцами.

Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Повторите игру с пальцами другой руки.

«Пальчики в лесу» Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять:

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. Предложите ребенку растопырить пальцы и пошевелить ими.

Загните мизинец.

Загните безымянный палец.

Загните средний и указательный пальцы.

Загните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.

«Спокойного сна» Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот рядом прикорнут,

Этот пальчик уж заснул,

А другой давненько спит…

Кто у нас еще шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

Эту игру можно проводить перед сном. Сначала игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения.

Загните мизинец.

Загните безымянный палец.

Загните средний палец.

Загните указательный палец.

Загните большой палец.

Погрозите пальчиком другой руки.

«Черепашка» Это песочек он теплый и сухой.

По песочку ползет маленькая черепашка.

Она ползет медленно-медленно.

Черепашка, черепашка,

В панцире живет.

Высунет головку –

Обратно уберет.

Эта игра проводится за столом или на ковре.

Покажите на стол или ковер.

Изобразите, будто вы пересыпаете песок, и предложите детям повторить движения.

Положит на стол или на пол кулаки, прижатые друг к другу.

Затем медленно начните передвигать кулаки вперед.

Предложите детям повторить движение.

Затем прочитайте четверостишие.

Выставите вперед прямые указательные пальцы, прижатые друг к другу.

Спрячьте пальцы.

Игру можно повторить несколько раз.

«Замок» Давайте поиграем!

Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной.

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили…

И открыли!

Предложите малышам поиграть.

Соедините пальцы рук в «Замок».

Постучите по столу сомкнутыми в замок руками.

Круговые движения сомкнутыми руками.

Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны.

Расцепите пальцы.

«Апельсин» Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Это долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка… кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь, кто куда!

Игра проводится за столом. Сложите ладони «чашечкой». Сначала покажите растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке.

Сожмите пальцы в кулак, затем разогните большой палец.

Разогните указательный палец.

Разогните средний палец,

Разогните безымянный палец.

Разогните мизинец.

Разведите руки в стороны.

Погрозите пальцем.

Сымитируйте бег пальцами по столу.


Уши в истории, придуманной авторами книги «Безухий заяц и ушастый цыпленок», имеют исключительно «косметическое значение». Они бы вообще не имели значения, если бы окружающие не реагировали так болезненно на их отсутствие. Или, иначе сказать, на внешнюю странность зайца. Не на его поведение, не на «душевные» качества, не на физические возможности - а именно на внешнее несоответствие. У зайцев должны быть уши. А если их нет, то, скорее всего, тот, у кого их нет, - и не заяц вовсе. И эту общую установку, которая оборачивается отвержением, бедный безухий заяц преодолеть не может. Он обречен на одиночество.

Конфликт сформулирован так, чтобы детям, даже маленьким, было понятно. Заяц не похож на других. Не похож слишком очевидно. И за эту непохожесть его наказывают. А ведь он совершенно не виноват! Маленькие читатели, уже способные к сопереживанию, не могут не почувствовать в этом вопиющую несправедливость.

Они безусловно и сразу оказываются на стороне безухого зайца. Я не знаю, будут ли они способны впоследствии перенести полученный опыт сочувствия с книжного зайца на живого человека (к примеру, на человека, у которого что-то не так во внешнем облике). Но книжка, конечно, ставит своей задачей подготовить ребенка к возможным встречам с людьми, которые выглядят непривычно. Книжка пытается что-то сделать с устойчивыми эстетическими представлениями, показать их относительность.

Непривычность внешнего облика, в особенности - отсутствие каких-то «частей» воспринимается как неправильность, нарушение целостности и вызывает инстинктивную реакцию отторжения. За этим стоит многовековый биологический опыт: отсутствие органа - это показатель неприспособленности к борьбе за существование, такая особенность почти наверняка обрекает особь на гибель. Но это если речь идет о животном мире, конечно, а не о мире человеческой культуры.

Поэтому безухий заяц в исполнении авторов книги выглядит не просто не отталкивающе. Он выглядит мило, он просто чудесный, этот безухий заяц! Неприятные чувства скорее вызывают ушастые зайцы - как ни странно, из-за того, что они все друг на друга слишком похожи.

А у безухого зайца отсутствие ушей - это еще и признак индивидуальности. Яркой индивидуальности, побуждающей к поиску собственного стиля существования. И к вдумчивости. Если человек… простите, заяц все время играет один, то он обречен на то, чтобы «истончаться» - уметь видеть то, чего не видят другие, и реагировать так, как другим и в голову не придет. Поэтому то, что безухий заяц вдруг находит яйцо - никто не находит, а он находит, - это в некотором роде следствие его сверхразвитых сенсорных способностей, его настроенности на неожиданности. (Это как Иван-царевич ‒ если уж он выпустит стрелу из лука, то непременно попадет в царевну-лягушку.) И только безухий заяц может сделать яйцо своим «другом» в буквальном смысле слова - исключительно потому, что в нем «теплится» жизнь. Может сделать яйцо объектом своей заботы, потому что считает, что у яйца «есть будущее». И потому что знает: из яиц появляются на свет существа, у которых практически нет ушей. А значит, есть шанс, что новое существо не будет над ним смеяться.

История отношений между яйцом и зайцем оборачивается конфликтом, когда яйцо «дает трещину» и из него вылупляется цыпленок. Но не обычный, а с ушами. Заяц совершенно не в состоянии в этот момент оценить ужасное положение цыпленка. Он сосредоточен на самом себе. Все-таки его усилия, связанные с заботой о яйце, не были до конца альтруистичными. Любовь и забота о близком существе очень часто подразумевает некоторую отдачу. А тут… уши! Уши, отсутствие которых у него самого сделало его абсолютным изгоем. Заяц рассчитывал, что наконец появится кто-то, способный его понять. Кто-то «близкий по духу». Оказывается, это крайне необходимо. Оказывается, одиночество - очень тяжелая вещь. Вроде бы герой должен был с одиночеством свыкнуться. Но нет. Это сложно. К тому же у него появилась надежда. А крушение надежды даже хуже ее отсутствия.

Конфликт ужасный - напряженный и впечатляющий: на мордочке безухого зайца, до сих пор в различных ситуациях сохранявшего равновесие, даже появляется слеза. Вот когда жизнь кажется ему несправедливой. И теперь он совершенно не готов это выносить. Случилось что-то неповторимое…

Но весь конфликт длится ровно один разворот. На следующей странице ушастый цыпленок с радостным писком «Пип!» бросается на шею безухому зайцу. Для бывшего яйца гораздо важнее встреча, а не наличие каких-то внешних признаков «благополучия».

Ушастому цыпленку в отличие от зайца вообще нет дела до имеющихся у него избыточных ушей. Ему в некотором смысле повезло больше, потому что его ожидали с надеждой и любовью. И он готов сразу и безраздельно на эту любовь ответить. Выглядит эта пара - безухий заяц и ушастый цыпленок - более чем органично и абсолютно счастливо. И это счастье взаимности перевешивает «общественное мнение». Даже «типичные» зайцы теперь не выглядят столь тупыми и агрессивными, не говоря уж о «нормальных» цыплятах. У одних есть уши, у других их нет, как и требуется. Но ни уши, ни их отсутствие не могут конкурировать с чувством разделенной любви: способность принимать другого таким, какой он есть, оказывается величайшим благом, наполняющим существование смыслом.

Конечно, эта книжка «спрямляет» проблемы. Конечно, она романтичная и предлагает романтичный выход из положения.

Но ведь она - для детей. И она - про инакость, особенность, про суть индивидуальности.

И еще ‒ про торжество справедливости. А у детей обостренная жажда торжества справедливости. Справедливость как неотъемлемая черта мирового устройства - то, что только и позволяет расти и встраиваться в окружающий мир.

Марина Аромштам