Пусть ваш ребенок получает полдоллара каждый день на карманные расходы. Это фиксированная сумма, выдаваемая регулярно с условием, что вы обговорили заранее. Получать такой доход - это единственная возможность для ребенка научиться управлять своими средствами. Практикуясь в управлении своими долларами, дети узнают об экономии на черный день, о правильном выборе и о необходимости делиться с другими людьми.

Карманные деньги - важный фактор, который:

Позволяет им делать ошибки, когда стоимость товара еще не велика. Это похоже на обучение вождению на пустой площадке. Гораздо лучше сделать неправильный выбор еще ребенком, купив игрушечный «Феррари» за 10 долларов, чем во взрослой жизни потратить 500 тысяч на настоящий автомобиль, когда зарплаты не хватает даже на месяц.

Заставляет их задуматься о стоимости вещей и определить, что именно они хотят иметь. Если ваш десятилетний сын не может пойти в кино со своим лучшим другом, потому что спустил все деньги на игровые автоматы, то он задумается.

Дети намного лучше относятся к вещам, которые приобрели на собственные деньги. Вспомните, как вам дарили целый мешок со всякими ручками и блокнотами, который вы потом с облегчением выбросили.

Когда начинать выдавать карманные деньги?

Лучше всего - когда ребенок уже понимает, что за деньги можно купить многое из того, что он хочет. Обычно это происходит, когда ребенок начинает ходить в школу, то есть примерно в шесть лет. В это время дети не только тратят деньги на обед, но и узнают, что можно купить на доллар, сколько в нем центов и как потратить 10 долларов. Но не поздно начинать, если ребенку уже больше девяти лет.

На что можно потратить карманные деньги?

Прежде чем ребенок потратит свои карманные деньги на игрушки и конфеты, выясните у него, что он собирается купить. Это заставит его планировать свои расходы. Не следует советовать ему, что покупать, но объясните, что расходы нужно разбить на три группы. Вот на что следует потратить 1 доллар:

70 центов - на повседневные расходы: еда, напитки, перекус.

20 центов - на нерегулярные: электроника и фирменные кеды.

10 центов - на благотворительность и подарки ко дню рождения членов семьи и друзей.

Сколько выдавать карманных денег?

Количество карманных денег должно соответствовать потребностям. Надо учесть три момента:

Возраст вашего ребенка. Чем старше ребенок, тем больше ему нужно карманных денег.

Семейный доход. Будьте реалистом и прикиньте, сколько ваша семья может позволить себе выделить карманных денег.

На что должны пойти карманные деньги. Если ребенку придется платить за обед в школе, то денег следует выдавать побольше. Если на обед уже предусмотрена нужная сумма, то карманных денег может быть меньше.

Сколько выдавать на карманные расходы? Это зависит от того, на что тратить. Вместе с ребенком составьте список потребностей. Все сложите и выдавайте полученную сумму денег. Это устранит конфликты в магазинах игрушек и при походе в кино.

Говорит Адам

Моим дочерям восемь и десять лет. Мы с женой даем им определенную сумму карманных денег: полтора долларов в день. Они сами решают, сколько потратить, накопить и пожертвовать. Они обязаны следить, сколько тратят каждый день, и рассказывать нам об этом в конце дня. Однажды моя дочь на все свои деньги купила шоколадки и газировку, пропустив обед, и потом три дня не получала карманных денег. Мы тогда перестали давать ей карманные деньги и сами готовили для нее бутерброды. Вот так мы с женой учим детей отвечать за последствия неправильного выбора.

Нужно ли связывать выплату карманных денег с ведением домашнего хозяйства?

Считаете ли вы, что дети имеют определенные обязанности по дому, потому что они такие же члены семьи? Мы считаем.

Однако карманные деньги не должны напрямую зависеть от ведения домашнего хозяйства. Если карманные деньги связать с работой по дому, а ребенок ее не сделает, то не будет и карманных денег. Но без регулярного дохода невозможно научиться управлять деньгами. Это нарушит планы по обучению тем трем важнейшим вещам - накоплению, трате и пожертвованию.

Если домашние обязанности не выполнены, то будет разумнее лишить ребенка каких-то других привилегий. Дети должны понимать, что наложение этих обязанностей делает их членами семьи. Мама и папа не получают деньги за ведение домашнего хозяйства, почему же у детей должно быть иначе?

Но вы считаете, что карманные деньги должны быть связаны с выполнением обязанностей по дому

Некоторые родители считают, что карманные деньги - это вроде как зарплата у взрослых. Дети получают их за выполнение некоторых работ по хозяйству. И как же за этим следить?

Прикрепите табличку со списком обязанностей на холодильник. Попросите ребенка ставить птичку после каждой выполненной работы (или наклейки-звездочки, если ваш ребенок дошкольного возраста).

Необходимо делать каждый год перерасчет карманных денег

Как и взрослые, дети всегда надеются на повышение выплат. Они могут попросить побольше денег, чтобы на что-то потратить. Если всегда отказывать, то ребенок будет считать себя обделенным.

Дважды в год или даже чаще изучайте расходы вашего ребенка. Не уменьшайте сумму его карманных денег, если он сокращает свои расходы для экономии.

Если придется уменьшить карманные деньги из-за финансовых трудностей, то объясните это ребенку и заранее получите его понимание.

Когда ребенок становится старше, карманные деньги должны покрывать больше расходов, например, у подростков возрастает стоимость одежды. Выдача разумного количества денег помогает ему сделать выбор, как их потратить.

О принципах правильного обращения с деньгами важно знать еще с детства. Не стоит лишать ребенка карманных средств, контролировать его расходы и оплачивать помощь по дому. Предлагаем детально ознакомиться с этими и прочими ошибками в финансовом воспитании ребенка.

1. Запрет разговоров о деньгах

Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. В результате этого у подрастающего поколения может сложиться неправильное представление о назначении денег, а в более зрелом возрасте возникнут затруднения с распоряжением собственными средствами. Помните, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка. Он помогает понять, каким образом нужно тратить деньги, тем самым формируя финансовую грамотность.

2. Отсутствие карманных денег

Наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет попробуйте еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника.

Читаем по теме: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам —

3. Постоянное контролирование

Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, вы хотите научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Однако получается, что выделенные средства принадлежат вашим детям лишь формально. Столь жесткий подход порождает чувство неуверенности – ребенок постоянно боится совершить ошибку и прогневить родителей. Готовьтесь к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности.

4. Полное отсутствие контроля

Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Он должен быть уверен в том, что у него есть надежная опора в лице родителей, которые дадут мудрый совет и поддержат. Обязательно озвучьте основные правила обращения с деньгами: брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров. Дайте совет, как быстрее собрать необходимую сумму на приобретение вожделенной игрушки.

5. Денежное вознаграждение за достижения

Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Это является практически единственной серьезной задачей школьника на протяжении всего периода пребывания в среднем учебном заведении, поэтому научитесь прививать тягу к знаниям как-нибудь иначе. В крайнем случае пусть подарком за табель с отличными отметками будут полезные вещи – компьютер или экскурсионная поездка в другой город.

6. Оплата помощи по дому

Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

7. Измерение всего деньгами

Необходимо научить ребенка правильно распределять ценности, не пренебрегая при этом духовным воспитанием. Конечно, финансово успешный человек имеет массу преимуществ, но обеспеченность вовсе не предполагает наличие безграничных возможностей. Стоит объяснить детям, что важность человека измеряется вовсе не его благосостоянием. Сформировать правильное отношение к нематериальным ценностям помогут книги, иллюстрации или фильмы, основной тематикой которых является любовь, дружба, добро и взаимопомощь.

8. Отбирание заработка

Часто подростки хотят немного подзаработать в период летних каникул. Не нужно отбирать у них всю зарплату для пополнения семейного бюджета. Лучше попросите приобрести угощение для всей семьи или предложите частично оплатить общий поход в кино. При этом часть средств все равно должна оставаться у тинейджера для личных нужд. Будет полезным проинформировать его о возможности накопления капитала – например, десятую часть заработанных денег можно ежемесячно откладывать на сберегательный счет.

Читаем также: Как и за что следует поощрять детей? Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения? Как не надо хвалить ребенка —

9. Выбор профессии по зарплате

Существует множество профессий, не предполагающих карьерного роста и солидного заработка. Подросток вправе выбирать понравившуюся специальность и реализовывать себя в близкой ему сфере. Вам может не нравиться его выбор, но следует уважать его. Предложите обсудить его планы на ближайшие несколько лет. Спросите, кем он видит себя после окончания института, и поинтересуйтесь, будет ли полностью удовлетворен жизнью, если получит желаемое место работы. Наиболее убедительным аргументом станет пример родителей. Поделитесь с детьми личным опытом выбора профессии, восхождения по карьерной лестнице и собственными достижениями.

10. Манипуляция деньгами

Основная цель выдачи карманных денег – заложение основ финансовой грамотности. С их помощью ребенок чувствует самостоятельность и ответственность за собственные действия. Сделайте процесс получения денежных средств прозрачным и очевидным. Рекомендуется наладить четкую и последовательную схему выплаты определенной суммы, которая никаким образом не должна влиять на отношения между родителями и детьми. Лишать карманных средств стоит только за серьезные проступки.

12 правил выдачи детям карманных денег (личный опыт). Плюс видео консультации специалистов —

Как правильно ответить ребенку откуда у мамы и папы появляются деньги? —

Воспитание: Дети и деньги. Вечерний чай с Н.Ахмедовой

Карманные деньги: зачем и когда давать их детям?

Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы? Когда начинать это делать и о каких суммах может идти речь? На эти очень непростые вопросы отвечает в программе «Розина-мать» финансовый консультант Елена Эйдельман:

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Сегодня у меня уже есть внуки, но, притронувшись к деньгам, хочется как можно быстрее вымыть руки с мылом. А вопрос, стоит ли давать детям деньги, заставляет задуматься многих. Ведь в жизни наших детей они нынче занимают далеко не детское место.

Деньги для детей в советские времена, конечно, не имели такого значения, как сегодня. На что мог тогда ребенок их потратить? Сходить в кино, купить мороженое. Крупная же сумма в руках ребенка вызывала удивление и настораживала. Люди не были так сильно разобщены, как сегодня. Поэтому весть о «больших» деньгах в детских руках быстро бы долетела до их родителей.

Меняются времена и условия жизни

Сегодня уже нередки случаи, когда трехлетние дети разбираются в стоимости бриллиантов, мобильников и предпочитают авто модных марок. Дарить на день рождение малышам деньги стало обычным явлением.

— Машенька! Дай мне свою денежку, а то мне не хватает, чтобы расплатиться за покупку.
— Если ты мне ее потом вернешь и добавишь еще рублик, тогда — пожалуйста.
— Хорошо, не переживай. Отдам!

Подобный диалог — не редкость в наше время. Проблема «дети и деньги» не решается так однозначно, как раньше. Поэтому у родителей остается открытым вопрос…

Давать ли деньги дошкольнику?

Психологи и люди с многолетним опытом работы с детьми говорят свое категорическое — нет! В данном случае очень злободневна поговорка: не в деньгах счастье.

Объясняют свою позицию они очень просто. Детей дошкольного возраста всегда сопровождают взрослые. Все покупки делают папа с мамой, а в детском саду «свои» денежки детям не нужны.

Желание их иметь — это возможность самоутвердиться в коллективе. Но такое самоутверждение негативно сказывается на формировании личности малыша. Ведь выделиться он хочет не за счет своего характера и умения, а за счет вещей, игрушек, денег. А для человека важно уметь, а не иметь.

Наделять малышей недетскими привилегиями — значит, замедлять их психологическое развитие. Они привыкают получать все готовое, не прилагая при этом никаких усилий. В результате — инфантилизм, не умение и нежелание трудиться. Но при этом налицо непомерные аппетиты и претензии.

Нужны ли карманные деньги младшим школьникам?

Как утверждают специалисты, особой нужды в этом нет. Конечно же, если совершаются культпоходы в кино, театр, зоопарк или же другое интересное для детворы место, то небольшие карманные деньги не помешают. Именно небольшая сумма не вызовет зависть у одноклассников и не будет провоцировать к необдуманной ненужной трате денег.

Но с взрослением увеличивается и потребность в деньгах. Дни рождения одноклассников, 8 Марта и другие праздники предполагают пусть не дорогие, но подарки. И для этого хорошо бы иметь в доме копилку. С одной стороны, эти деньги не заработаны трудом ребенка, но с другой — все-таки они не выдаются по первому их требованию. У детей формируется понятие: чтобы купить, нужно насобирать необходимую сумму. Таким образом, ребенок учится соизмерять желания с возможностями.

На что важно обратить внимание?

Накопительство иногда превращается в страсть. У ребенка при этом может развиться скопидомство. Обратите внимание, если ребенка часто называют «жадиной», то копилку лучше не заводить.

Распоряжаться деньгами из копилки дети могут самостоятельно. Но при этом в семье должно соблюдаться правило: не покупать «запрещенные» вещи, о которых было заявлено родителями еще до появления копилки.

Стоит ли платить за хорошие оценки?

Однозначно — нет! У ребенка может создаться впечатление, что хорошие оценки, а вернее знания, нужны родителям больше, чем ему. Раз платят, значит, это им зачем-то нужно? При этом значительно снижается мотивация к учебе. Чтобы заработать больше денег и не огорчать родителей, дети начинают хитрить и скрывают плохие оценки.

Стоит ли платить за работу по дому?

Лучше не надо. Во-первых, вы, так или иначе, предлагаете ребенку стать наемным рабочим. А философия семьи зиждется совсем на других принципах: любви, взаимовыручке и понимании. Во-вторых, дети привыкают все делать только за деньги. И каковы же последствия? Чего ждать, когда у них появится уже своя семья? Ничего хорошего. Семейная жизнь может и вовсе не сложиться. И будут родители опекать своего великовозрастного сынишку всю свою оставшуюся жизнь.

Подросток и карманные деньги

В этом случае вопрос стоит наиболее остро. Но бесконтрольность недопустима! Подростки жаждут самостоятельности, а соблазнов в современном мире много. Здесь нужна адресная финансовая поддержка, и то если вы не опасаетесь за поведение подростка.

Подработка же во время каникул должна приветствоваться. Первые деньги, заработанные своим трудом — важное событие в жизни подростка. Они начинают реально оценивать свои возможности, понимать, как «достаются» деньги. От них уже не услышишь залихватского — подумаешь, какие-то сто баксов! Происходит своеобразная переоценка ценностей.

Хорошо, когда часть заработанных денег подросток отдает в семью. Именно так прививается забота о близких людях.

Деньги в подарок. Хорошо это или плохо?

Дарить на праздник деньги — вполне укоренившийся обычай у многих народов. У нас же предпочтение отдается более оригинальным вещам — подаркам. Хотя одного для всех правила не существует. Правда, акценты расставлены. Маленьким детям правильнее будет преподнести все же подарок. Для повзрослевших, возможно, лучшим подарком станет «конверт».

Тут уж, как говорится — на вкус и цвет товарищей нет. Но есть выбор!

Зачем они ребенку? - возмутятся одни. С какого возраста и какую сумму? - спросят другие родители. А если не давать деньги детям? - поинтересуется кто-то.

Зачем ребенку деньги?

Отвечая на этот вопрос, многие и родители, и психологи убеждены: чтобы тоже чувствовать себя личностью, которой неунизительно жить в мире самодостаточных взрослых. Если ребенок не может сам хотя бы иногда покупать себе то, что ему нравится, он будет испытывать отрицательные эмоции. У него может развиться жадность, зависть к другим детям, комплекс неполноценности.

Противники карманных денег полагают, что, пока ребенок мал возрастом, все необходимое ему должны покупать взрослые. Сам же он не сможет сделать правильный выбор, потому надо избавить его от этой ответственности. Кроме того, если ему регулярно давать на карманные расходы какие-то, пусть даже маленькие суммы, он постепенно станет капризным, балованным существом, не способным сдерживать свои желания. Когда ребенок подрастет, он должен зарабатывать самостоятельно. Противники карманных денег любят ссылаться на американский опыт. Родители-миллионеры не дают своим отпрыскам ни копейки, а заставляют их идти на заработки курьерами, посыльными, мойщиками машин. Ведь только так можно узнать истинную ценность денег и суровую изнанку жизни.

Своя правота есть у сторонников и той, и другой точки зрения. Так же как и оборотную сторону имеет каждый из вариантов.

Можно, конечно, не давать ребенку деньги, а взять инициативу по удовлетворению всех желаний маленького человека в свои руки. Этим вы, с одной стороны, покажете ему свою власть и не пойдете на поводу у его капризного "я". А с другой стороны - можете породить в нем, помимо чувства обиды и зависти, привычку во всем полагаться исключительно на вас.

Есть и другой путь. Не только дать отпрыску деньги на карманные расходы, но и возвести это в привычку. Конечно, дите обрадуется (правда, со временем эта радость станет для него рутинным состоянием), а вы таким образом, возможно, воспитаете в нем элементы самостоятельности. Но вполне может быть, что ваше решение станет еще одним шагом на пути превращения его в балованное непослушное существо.

Так что каждому родителю придется самому искать золотую середину в дилемме: давать или не давать карманные деньги.

Давать деньги можно, если...

Он понимает проблемы родителей. И в курсе, что деньги надо зарабатывать и это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают чадам о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.

Он знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что он их потратит. На самом деле не так уж важна конечная цель. Будет ли он каждый день покупать себе жвачку или складывать денежки в копилку. Главное, чтобы желание иметь карманные деньги было осмысленным.

Он умеет ходить в магазин. То есть прежде чем более-менее регулярно выдавать ему некоторую сумму, проверьте его умение делать небольшие покупки для дома. Он должен уметь рассчитать полученную от родителей сумму, чтобы ее хватило и на молоко, и на хлеб, и на колбасу. Не забывать сдачу в магазине.

Ребенок не дорос до карманных денег, если...

Он слабо представляет, где работают родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причем такая наивность бывает не только у деток обеспеченных родителей, которые не знают счета деньгам. Такими же инфантильными могут оказаться и дети, чьи родители зарабатывают крайне мало, но изо всех сил стараются, чтобы дите этого не замечало.

Он не умеет отказываться от мелких желаний ради "высокой цели". Ему не хочется ограничивать себя в своих желаниях, он отказывается копить деньги на какую-нибудь крупную покупку.

Он неуправляемый. Если ребенок плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать, карманные деньги сослужат ему плохую службу. Он может уверовать, что деньги даются просто так, а ни за какие-то заслуги.

За что платите вы?

Этот вопрос родителям не мешало бы задать себе, когда они будут решать судьбу карманных денег. Вы хотите воспитать в нем самостоятельность? Или это тест на сознательность? Или таким образом вы отстраняетесь от интересов ребенка, оставляя его один на один с его желаниями?

Хуже всего, когда родители карманными деньгами пытаются откупиться от проблем и забот, связанных с ребенком. К подобному шагу часто прибегают бизнесмены-отцы, не желающие тратить время на воспитание своих чад и таким образом самоутверждающиеся как перед детьми, так и перед собой.

В одной семье отец каждую пятерку, полученную сыном в школе, стимулировал финансовыми вливаниями. А за каждую двойку отбирал то, что оставалось (как правило, не оставалось ничего). "Я наказываю его рублем", - объяснял он свою тактику.

За те четыре года, что использовалась эта тактика, сын проделал заметную эволюцию в худшую сторону. Причем ухудшение проявлялось в поступках и качествах, связанных именно с денежной проблемой. Он участвовал в налете молодежной банды на торговую палатку с целью ее ограбления, и только состоятельность его родителей спасла подростка от попадания в колонию.

Не стоит давать ребенку карманные деньги раньше, чем он начнет ходить в школу. Все-таки детсадовец должен играть в игрушки, а не считать свои доходы.

Если вы решили, что ваш отпрыск имеет право на карманные расходы, постарайтесь, чтобы это не было уступкой его шантажу. Иначе подрастающий шантажист решит, что достаточно "поднажать на предков" - и все получишь.

Конечно, сумма, которую вы дадите ребенку, зависит от достатка вашей семьи. И все же не забывайте, что это карманные деньги, а значит, их не должно быть много по определению.

Переходя на денежные отношения, увеличьте обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым распоряжаться некоторой суммой по своему усмотрению, значит, он вполне дорос и до каких-то домашних дел.

Если же вы решили, что ребенку пока рано иметь свои деньги, не отказывайте ему в грубой форме. Объясните (и ему, и себе), почему вы против карманных денег и как их можно заслужить.

Не стоит делать конкретную привязку к оценкам, к домашним поручениям. Иначе очень скоро ребенок за "просто так" не захочет ни учить историю, ни мыть посуду.

Скорее надо поощрять его хорошее поведение, старательность, желание помогать. Поэтому вполне можно "наказывать рублем" грубияна. Он должен понимать, что если он обидел родителей, подрался в школе, то не заслуживает материального поощрения. Все-таки выдавая ребенку какую-то сумму, вы должны приучать его, что деньги надо зарабатывать.

Если вашему ребёнку исполнилось три года, а он до сих пор не знает, что мамин кошелёк не резиновый, пора остановиться, выдохнуть и объяснить своей кровиночке, что такое деньги и как они достаются. Как сделать это максимально понятно, чтобы в будущем избежать проблем, АиФ.ru рассказала психолог Светлана Меркулова .

Найди дешевле

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, нужно ли объяснять ребёнку, что такое деньги? Лично я не припомню таких разговоров в детстве, всё как-то само собой происходило.

Светлана Меркулова: Вообще, дети в этом мире всегда чему-то учатся. Так же и отношениям с деньгами их тоже нужно учить. Это задача родителей. Важно, чтобы ребёнок знал как можно раньше об этой стороне жизни, практически с рождения. Мы же учим подрастающее поколение хорошим манерам, правилам поведения в обществе и правилам безопасности. Так мы заботимся о детях. Обучение взаимодействию с деньгами не менее важно. Это то, что очень пригодится вашему чаду во взрослой жизни.

— Вы говорите, что нужно готовить ребёнка с рождения. Что это значит?

— Дети учатся в первую очередь тогда, кода просто видят, как мы себя ведём, чем занимаемся. Они наблюдают за родителями. Ребёнок ходит с нами в магазин за продуктами — нужно показывать ему, что вы не просто берёте на полках товары, а вы за них платите деньги. Здорово, если это будут реальные деньги, а не пластиковая карта, которая может рассматриваться малышом как волшебная карточка, которая имеет неограниченный кредит. Наличные — это конкретика. Они имеют свойство заканчиваться, а это очень наглядно и полезно. Проговаривайте цену товара. Важно говорить о деньгах спокойно и по делу. Нужно донести до ребёнка понимание того, что деньги имеют свою ценность, и если их потратить, они исчезают. Их нужно заработать.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте дети очень любят играть в магазин. Таким образом вы прекрасно можете обучить сына или дочь товарно-денежным отношениям. Вся прелесть в том, что, по сути, дети подсказывают нам, что им нужно. Важно просто внимательно относиться к их играм, словам и просьбам.

— Как объяснить ребёнку, что такое «дорого» и «дёшево»?

— Конечно, совсем маленькому ребёнку 2,5-3 лет объяснить подобные вещи сложно, он ещё не обладает навыком сравнения. А вот шестилетка или семилетка, который умеет считать, вполне способен понять разницу. Вы всегда можете устроить игру в магазине под названием «Найди дешевле». Попросите ребёнка найти товар по более доступной цене. Эта игра-охота прекрасно формирует навыки, которые пригодятся в будущем.

— А вам не кажется, что таким образом мы просто вырастим скрягу, который будет считать каждую копейку и всю жизнь искать что-нибудь подешевле?

— Культура обращения с деньгами передаётся из семейной системы. Когда родители постоянно живут в режиме жёсткой экономии, ребёнок копирует эту модель поведения. Если вы скряга, глупо бояться, что у вас подрастёт такой же скряга. Что касается игры, я не думаю, что она как-то сильно повлияет на ребёнка, и он станет гиперэкономным. Скорее вы просто дадите своему чаду элементарные навыки обращения с деньгами.

Говорите вслух

— Ещё один непростой вопрос, который волнует практически любого ребёнка, почему, например, Петровы богаче, чем его семья?

— Вы вполне можете объяснить, что всегда есть люди, которые получают большую зарплату (даже большую, чем у Петровых). Но это не потому, что лично вы — не успешны, а потому, что работаете там, где меньше платят. Но при этом ваша работа вам нравится. Вы ей занимаетесь, поскольку это любимое дело и за него вам ещё и платят. Если ребёнок решит, что ему нравится, как живут Петровы, это может стать стимулом к тому, чтобы расти, развиваться. Это как раз формирование целей.

— По поводу целей. Однажды я смотрела сюжет про первоклашек, журналист опрашивал их на тему будущей профессии. Большинство ответов было из разряда: я хочу стать косметологом, чтобы много зарабатывать, я хочу работать в банке, потому что там много платят и т. д. Откуда берётся подобная установка с малых лет, должна ли она как-то беспокоить родителей?

— Подобные стремления продиктованы нашим потребительским обществом и во многом семьёй. Давайте представим, мама ходит к косметологу, отдаёт за процедуры немаленькие деньги, а потом приходит домой и рассуждает, сколько зарабатывают эти специалисты. Дети всё слышат и мгновенно делают свои выводы. По этой причине нужно всегда думать, что вы говорите вслух при собственных детях! Косметолог — хорошая профессия, но она хороша не тем, что там можно заработать деньги.

Что касается ориентированности на материальные ценности — это столкновение интересов общества и семейных ценностей. Мы все участвуем в потребительской гонке, только с разной интенсивностью. Если в вашей семье принято поклоняться деньгам, то ребёнок будет следовать этому курсу. А если в семье всё-таки есть другие ценности, то материальные блага не выйдут на первый план.

— Какие слова подобрать, чтобы объяснить ребёнку, что деньги достаются непросто?

— Это очень актуальная тема, даже если речь идёт о состоятельной семье, где родители и дети привыкли активно тратить. Конечно, ребёнок должен понимать, что любые деньги заработаны родительским трудом, а значит, они имеют ценность. Если их потратить, то сам собой кошелёк не наполнится новыми купюрами. Здесь, опять же, поможет игра. Продумайте цепочку от момента зарабатывания игрушечных денег до момента траты. Что нужно сделать, чтобы получить зарплату? Как распределить деньги, чтобы вам их хватило? Сейчас много игр, в которых процесс зарабатывания и траты хорошо отражён. Например, «Монополия» или какие-то компьютерные игры, где герой получает зарплату и с помощью неё приобретает необходимые вещи.

Кроме того, проговаривайте некоторые моменты. Например, вы пошли за колготками, объясните, почему вы берёте именно этот товар, а не другой: «Эти колготки стоят столько, мне они нравятся, потому что…» Таким образом вы добавляете ещё и сравнительный анализ. Согласитесь, что так или иначе мы все проводим его внутри себя, но в данном случае это нужно делать вслух, чтобы ребёнок понимал, что вы делаете и почему.

На машинку

— Полезно ли ребёнку на что-то копить?

— Да! Здорово приобрести для ребёнка копилку, потому что у каждого из нас есть определённая мечта, так почему бы не собрать на неё денег? Это хороший повод научить своё чадо обращаться с рублями и копейками. Можно даже купить сразу две копилки: в одну складываются средства на мечту, в другую — то, что можно потратить, как только захочется — на конфетки, плюшки, шарики.

Существование копилок — это обучение процессу удержания. Знаете, есть люди, которые в принципе не умеют обращаться с деньгами, тратят их за несколько секунд, стоит им только появиться у них в руках. Это те взрослые, которые, ещё будучи детьми, не научились копить. А зря!

— Кто может давать деньги ребёнку, по какому принципу? Допустим, только на день рождения или по каким-то праздникам? А главное, как избежать ситуаций, когда ребёнок начинает ждать, например, не бабушку с дедушкой, а то, что они принесут или подарят?

— Обычно подобный перекос наблюдается в семьях, где подрастает один-единственный ребёнок, которого все очень долго ждали, а когда он наконец появился, начали задаривать его всем, чем только можно. Это, безусловно, проявление любви, которую люди не могут контролировать. Увы, таким образом они просто портят ребёнка. Постепенно ценность того, что в гости пришли бабушка с дедушкой, с которыми весело и здорово, отодвигается, на первый план выходят деньги, вещь, игрушка. Ребёнок уже с порога встречает вас фразой: «Что принёс?». В семье складывают товарно-денежные отношения. На самом деле всё просто: не надо пихать деньги каждый раз, когда приходите, используйте для этого какие-то поводы.

— День рождения — хороший повод?

— Нет! Всё-таки это праздник, детки ждут какого-то волшебства. Да, взрослые могут считать, что лучший подарок — деньги. Ребёнок (если вы его ещё не избаловали) мыслит совсем другими категориями. Лучше узнайте, что он хочет, и принесите именно этот подарок. 23 Февраля, 8 Марта, именины — вполне подходят для того, чтобы подарить денежку.

— Сколько денег можно подарить?

— Немного, это должна быть символическая сумма. Вы можете вручить её ребёнку лично или положить в копилку.

— А можно деньгами поощрять ребёнка за что-то?

— Конечно, учить ребёнка зарабатывать деньги — полезно. В данном случае было бы здорово найти в семье такое дело, которое все не любят. Например, мыть посуду, и тот, кто готов всё же её помыть, получает 10 рублей. Неважно, кто это делает — мама, папа или ребёнок. Таким образом вы учите своё чадо зарабатывать. Поощрять деньгами учёбу — не очень хорошая идея. Ходить в школу — это естественно, за это никому не платят.

— Если говорить о карманных расходах, в каком возрасте у ребёнка должны появиться эти деньги?

— Шесть - семь лет, когда ребёнок начинает ходить в школу. При этом не надо контролировать, как ваше чадо расходует выданную сумму. Постепенно школьник научится ею распоряжаться, считать сдачу, сохранять деньги и т. д. Где-то к 12 годам вы можете давать деньги не каждый день, а раз в три - четыре дня, чтобы постепенно ребёнок мог контролировать свои расходы на три дня. Старшеклассникам — раз в неделю, раз в 2 недели. Так дети учатся обращаться со своим капиталом. Это готовит человека к будущему, в котором большинство людей получает зарплату раз в месяц.

— Какие расходы надо учитывать, чтобы понимать, размер карманных расходов?

— Еду, питание, проезд. Посмотрите, как устроен день ребёнка, что ему необходимо. Если давать сумму больше, то, скорее всего, он будет тратить её на всякую ерунду.

Мама — на крючке

— Светлана, откуда появляются дети, которые любят устраивать истерики в магазине, требуют от родителей купить игрушку, конфетку, платье и т. д.?

— Их создают родители, дети — наш продукт. Если мама с папой безрассудно каждый раз откликаются на любое «хочу», готовьтесь к тому, что постепенно у вас будут требовать большего. Своими действиями вы соблазняете ребёнка, как бы говорите ему: «Я могу тебе всё купить, пожалуйста, бери». Чтобы подобных вещей не было, всё-таки лучше устанавливать определённые правила: раз в месяц (выберите свой период) родители покупают какое-то красивое платье или нужную игрушку. Ребёнок к этому привыкнет и перестанет требовать.

— А что вы предлагаете делать, когда ребёнок начинает истерику из-за игрушки прямо в магазине, не обращать на него внимания?

— Действовать нужно в зависимости от возраста и, скажем так, степени запущенности случая. Истерики в магазине возникают не просто так. Если маленький ребёнок покапризничал, его успокоили, дав то, что он требовал, дальше будет тяжелее. Проблему нужно решать ещё с малышом, чтобы у него не закрепилась привычка «кричу-получаю». Но если мама тревожная и быстро старается дать своему чаду всё что угодно, лишь бы он не орал, она у него на крючке!

— Давайте возьмём сознательный возраст ребёнка и среднестатистическую семью. Дочь просит у мамы купить ей сумку Louis Vuitton или любую другую дорогую вещь, что делать?

— Для любой масштабной покупки есть копилка. Пожалуйста, пусть копит на сумку своей мечты.

— Я боюсь, что в среднестатистической семье она будет копить до старости.

— Ничего страшного, если человек столкнётся с ситуацией, в которой он не накопит на дорогую сумку. В этом мире не всё возможно получить. Рано или поздно многие из нас сталкиваются с теми или иными ограничениями. Те дети, которые научились с ними справляться в юном возрасте, спокойно принимают их и во взрослом состоянии. Да, есть вещи, которые доступны далеко не всем! Иногда ребёнок должен столкнуться со словом «нет». Ничего катастрофического не произойдёт. Родители — не боги. Они не должны тратить пять зарплат только потому, что дочь захотела сумку.

— Как научить ребёнка правильно тратить деньги, когда он приходит в магазин?

— Только с помощью экспериментов, причём реальных. Например, ребёнок приходит в магазин с накопленной тысячей рублей. Он хочет мороженое, конфет, игрушку, велосипед. Посчитайте вместе с ним: вот это стоит 300 рублей, вот это — 500 рублей, а это — 600 рублей. Как тебе кажется, мы укладываемся в твою тысячу или нет? Ребёнок посчитает и скажет: «Нет, не укладываемся». Тогда предложите ему выбрать что-то из его «хочу». Только не надо докладывать денег.

— А если он, не спрашивая вас, начинает тратить деньги на всякую ерунду, нужно его останавливать?

— Нет. Он должен столкнуться с тем, что карманы опустели, он, условно, купил гору жвачек, но остался без машинки. Конечно, он наверняка будет горевать по этому поводу. Ничего страшного! Посочувствуйте: «Мне действительно очень жаль, что так произошло, но в следующий раз, когда у тебя будут деньги, ты, наверное, распорядишься ими более разумно». Ребёнку очень важно столкнуться с ограничениями и понимаем того, что деньги исчезают, и, чтобы они опять появились в кошельке, нужно их заработать.

— Светлана, нужно ли давать ребёнку возможность подрабатывать или принуждать его к этому?

— Если в семье есть потребность в деньгах, как правило, дети сами проявляют такую инициативу. Конечно, важно поддерживать ребёнка в его начинаниях, давать ему возможность заработать деньги и тратить их на свои потребности. Покупая себе то, что он хочет, ребёнок помогает вам, потому что вам это не нужно будет ему покупать. Если он купит вам торт на свою первую зарплату, это очень хороший знак. Но если нет, ничего страшного. Единственное, чего не стоит делать — бежать впереди паровоза и быстренько искать своему чаду работу. Можно только помочь ему подобрать несколько надёжных вариантов, а ребёнок уже сделает свой выбор.

— Нужно ли посвящать ребёнка в семейный бюджет? Должен ли он быть в курсе, сколько денег есть в семье, на что и как вы их тратите, или всё это лишняя информация?

— Взрослому ребёнку, который хорошо обращается с цифрами и суммами (от 12 лет), вы можете рассказать, какой процент выделяете каждый месяц на питание, одежду, обучение, оплату коммунальных услуг. Это разные статьи расходов, о которых он имеет право знать, и ему это было бы полезно. Но, опять-таки, это не должно быть скучной лекцией, рассказывайте в процессе: у нас такая-то сумма, это мы тратим туда, это туда, и это туда. Это некий шаг во взрослую жизнь, к которой он должен быть готов.