Давайте подробно разберемся, почему дети обзываются? В детском коллективе это необходимая закономерность – придумывать прозвища. Причем, не важно для кого: приятелей, знакомых, воспитателей, учителей, родителей. По мнению детских психологов, данное поведение обусловлено своеобразным экзаменом на прочность, на становление детской личности в коллективе, умением доказать собственную значимость. Ребенка, который нещадно придумывает прозвища другие дети недолюбливают и сторонятся. Никто не хочет быть объектом насмешек, благодаря маленькому острослову.

Причины

К сожалению, нет ни одного детского коллектива, где при его становлении не существовало бы подобной проблемы. По результатам многолетних исследований выявлен ряд причин, почему дети дают другим прозвища:

  • В большинстве случаев прозвища бывают связаны с внешним видом. Ребенок страшно комплексует, если имеет лишний вес, слишком высокий или низкий рост, носит очки. А если какой – нибудь «умник» начнет смеяться над его недостатками, тогда и без того низкая самооценка станет еще ниже. Глубоко травмированного ребенка может спасти взрослый человек, являющийся авторитетом. Нужно обратить внимание на подобные случаи, и помочь ребенку — жертве моральной поддержкой и добрым словом. Дети бывают чрезмерно жестоки. Желательно проводить разъяснительные беседы в подобных ситуациях. Известно немало печальных случаев, когда ребенок с косоглазием, или другими недостатками становился объектом жестокого отношения и злых шуток. Родители должны приложить немало усилий для того, чтобы научить свое чадо правильно воспринимать собственный недостаток. Не в этом заключается счастье, гораздо важнее быть хорошим человеком. Необходимо привести в пример нескольких известных людей, неидеальная внешность которых не помешала им стать знаменитыми на весь мир. И таких примеров немало;
  • Иногда ребенок обзывается вполне осознанно. Он это делает для того, чтобы разозлить или сильно обидеть своего сверстника. Таким образом проявляется желание проявить свою агрессию к окружающим;
  • Ребенок дает обидные прозвища всем подряд. Возможно, в его семье так принято, подобное явление в порядке вещей, и это лишь вошло у него в привычку. Во многих семьях родители сами подают плохой пример своим детям, навешивая ярлыки на коллег или соседей;
  • Есть случаи, когда дети хотят быть лидерами, и утвердится на этой позиции. Ребенок желает во что бы то ни стало обратить на себя внимание того, кому он дал прозвище. Или сразу всего класса. Это выглядит, как своеобразная форма игры, а не попытка унизить или оскорбить. В каждом коллективе имеются подобные «клоуны», у которых одна цель – поднять настроение окружающим;
  • Встречаются и такие персонажи, которые хотят хоть как – то выделиться из толпы. Такое поведение мотивировано недостатком внимания к собственной персоне со стороны взрослых. Для него не важно, каким способом цель будет достигнута. Плохую славу получить гораздо легче, чем хорошую.

Как выстоять под натиском дразнилок?

Общепринятый факт, что прозвища способны значительно осложнить жизнь любого ребенка. Что делать родителям, когда они видят своего отпрыска в слезах? Как уговорить идти в школу, если у него вдруг пропало желание ее посещать? Есть несколько полезных рекомендаций, которые помогут пережить нелегкий период:

  1. Нужно применять хитроумные отговорки. Обычно обидчик ожидает получить злобную реакцию в ответ. А нужно обмануть его ожидания, переводя все в шуточный диалог;
  2. Попытаться наладить контакт с обидчиком. Совершенно спокойным тоном объяснить, что подобное поведение очень неприятно. Спросить, почему и зачем он хочет обидеть, ведь гораздо лучше просто общаться;
  3. Полное игнорирование. Отсутствие реакции сильно понижает рвение обидчика. Понятно, что для этого придется приложить максимальные усилия, но это того стоит;
  4. Взять и согласиться! Это достаточно сложно, но обидчика это может ввести в ступор. Как же так, ведь он ожидал конфликта и словесной перепалки;
  5. Дать отпор с применением физической силы. Данный метод не всегда может искоренить проблему, но во многих случаях реально поможет. Хотя, действовать нужно по обстоятельствам.

Родителям на заметку

Ответ на вопрос, почему детям нравится обзывать других, часто кроется в семье. Неприязнь к другим появляется по вине взрослых. Если родители громко критикуют слишком полных людей, или представителей другой национальности, подобные стереотипы прочно осядут в детском восприятии.

Со временем ребенок начнет вести себя так же. Часто дети обижаются на безобидные дразнилки. Нужно суметь объяснить ребенку, что если его обзывают «рыжим», то это всего лишь название цвета волос. Есть блондины, брюнеты, шатены и рыжие. Вот и все дела. На самом деле, это совсем необидная дразнилка.

Есть отдельные случаи, когда взрослые сами навязывают ребенку прозвище. Им кажется, что это ерунда, но на самом деле дети обижаются, накапливая обиду в душе. Нужно относиться к детям с уважением, не навязывать своего мнения. Это поможет маленькому человеку в дальнейшем налаживать контакты с окружающими, и быть в гармонии с собой.

Ребенка дразнят в школе? Не стоит оправдывать себя и обвинять других, но и не стоит посыпать голову пеплом. Все поправимо, ведь ваша связь с ребенком никуда не делась.
Пересмотрев собственное состояние, можно кардинально изменить судьбу ребенка.

Школьный звонок! Как выстрел стартового пистолета. Он дает начало большой гонке за место в детском коллективе. Кто-то победит, кто-то займет почетное второе, пятое, десятое место. А кто-то, впервые услышав в свой адрес «Вон жирный пошел!» или «Эй, очкарик, иди сюда!», так и не сможет отделаться от оскорбительных выпадов одноклассников. Как ему помочь? Если вашего ребенка обзывают в школе, это повод серьезно задуматься о причинах.

Школьный двор, начальная школа. Трое мальчиков играют в «стрелялки». Сущий ураган с пистолетами в руках, неуемной энергией в глазах! В это время несколько девочек садятся на скамейку во дворе. Одна из них заметно крупнее остальных. Мальчики видят ее: «Мочи жирную!» – не сговариваясь, они бросаются в нападение. Толчок, еще толчок.

Девочка на секунду оторопела, потом посмотрела им в глаза и разулыбалась. Пацаны не поняли реакции, слегка затормозили. А она: «Я поняла, вы хотите поиграть со мной! Ну-ка быстро меня догонять!» – и побежала. Мальчишки сначала растерялись, а потом с восторгом побежали за ней.

Лиза сразу взяла контроль над игрой в свои руки. Минут через двадцать игра усложнилась -– появились штабы, переправы с преодолением преград. Глядя на них, остальные дети присоединились к игре. Начались коалиции, планы захвата.

Девочка уставала бегать, садилась на скамейку. Пока сидела, срывала травинки и учила девочек плести браслеты. Девочки выстраивались в очередь на браслеты от Лизы, а бывшие обидчики нудили рядом: «Ну, Лиза, не играй с ними, играй с нами. Нет, мы без тебя не можем!»

Больше Лизу не обзывали в школе толстой.

Как вы думаете, а как бы поступил ваш ребенок в такой ситуации? И где достать психологический бронежилет для ребенка, если его ?

Ребенка обзывают в школе – что делать?

Мамам иногда хочется просто пойти и наказать обидчиков. А потом понимаешь, всегда ведь не сможешь воевать с чужими детьми. А что еще сделать? Жаловаться учителям? Отдавать ребенка на боевое самбо? Говорить: «Не обращай внимания»? Переводить в другую школу?

Если над ребенком издеваются в школе, ни один из этих советов не сработает. Почему? Потому что очень часто причина проблемы находится не снаружи.


Понятно, что мальчики с задней парты из неблагополучных семей, хулиганы поджидают за углом школы, а Вася П. вообще со второго класса торгует спайсами. Понятно, что мы не отдаем ребенка в идеальные условия. Участившиеся сообщения в СМИ о жестокости школьников подтверждают это.

И все же, если в коллективе обзывают только одного ребенка или нескольких, это значит, что другие дети как-то смогли адаптироваться – вызвать к себе интерес, уважение, не допустить, чтоб их унижали, обзывали в школе. От каких факторов это зависит? Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана отвечает – от внутреннего ощущения защищенности и безопасности ребенка.

Мама, я в безопасности

По сути, чувство защищенности и безопасности детей зависит от двух составляющих: психологического состояния матери и развития врожденных свойств ребенка. Рассмотрим подробнее.

Вспомните моменты, когда вы смотрели на мир, и он ощущался открытым, благожелательным, а любые преграды преодолимыми. Это ощущение внутреннего комфорта и есть чувство защищенности и безопасности. Оно важно для всех, но для детей является необходимой составляющей их развития. Оно передается, например, от мужчины к женщине, от матери к ребенку.

Именно мать влияет на состояние ребенка больше других. До трех лет ее связь с ребенком абсолютна, до шести – значительна, до пубертата – все еще сильна. Ребенок реагирует на любое напряжение в состоянии матери: ее обиды, страхи, неудовлетворенность. Ребенок может даже не знать, что происходит, он просто чувствует – маме плохо – и теряет чувство защищенности и безопасности.

Отношения на уровне бессознательного безошибочны. Сверстники чувствуют состояние друг друга. Ребенка, утратившего чувство защищенности, могут начать обзывать и унижать в школе из-за внешности, других отличий. Или наоборот, он может начать обзывать детей сам. Как ни странно, во всех ракурсах имеет одни и те же причины. Кроме того, школьное насилие – признак , когда без правильного влияния взрослых дети ищут жертву, непохожего на других или слабого ребенка, и объединяются по принципу «все против одного». Так, по-первобытному, сбившись в стаю, они ранжируются, сбрасывают неприязнь на того, кто слабее.

Эти монстры травят моего ребенка!

Часто мы, родители, передаем детям собственное отношение к миру. При этом не проверяем, а насколько оно эффективно для построения отношений. Вернемся, например, к истории с девочкой Лизой.

В компании была еще одна девочка. Самая симпатичная, хорошо одетая. Очень милая, пока один из мальчиков не задел ее, пробегая мимо. Тут же пошли угрозы позвонить маме, которая сейчас «придет и всем задаст, чтоб помнили». Отношение матери к окружающим было очевидно через слова ребенка.

Девочка была настойчива, требовала извинений. И этим не оставила себе шансов. Мальчишки обратили на нее пристальное внимание. И чем больше она им угрожала, тем негативнее становился их настрой против нее.

Понятно недоумение анально-зрительной матери, когда дочка придет домой и спросит – почему меня обзывают в школе? Конечно, мама пойдет ругаться. Она не знает о том, что ее собственные обиды, плохой опыт, страхи заставляют ее воспринимать весь мир враждебным и влияют на дочь.

Ребенок пока не имеет своего взгляда на мир. Он просто берет с наших плеч на свои детские плечи все наши нерешенные проблемы, скрываемые обиды, боль, страхи. Ребенка дразнят в школе? Не стоит оправдывать себя и обвинять других, но и не стоит посыпать голову пеплом. Все поправимо, ведь ваша связь с ребенком никуда не делась.

Пересмотрев собственное состояние, можно кардинально изменить судьбу ребенка. Подтверждено , чьи родители изменили отношение к жизни:

«В себе очень сложно иногда заметить изменения. А вот дети – это наши зеркала. И у меня очень сильная связь с дочерью. Я переживала по этому поводу, очень хотела, чтобы она выросла не такой закомплексованной, как я. И что я только не делала (посещения психолога, книги и т. д. и т. п.), но дочь всё с меня «снимала»…

И тут, во время моего прохождения тренинга, я стала замечать изменения в дочери – она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться. И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую – это только начало!!!»

Ребенка обзывают – как помочь? Развить

Развитие свойств ребенка – это вторая составляющая его способности вписаться в коллектив. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана показывает, что склонности, таланты, желания ребенка – врожденные, нужно лишь их распознать и поддержать.


Сложность в том, что желания и свойства ребенка не всегда совпадают с желаниями и свойствами матери и отца. Родителю это может быть непонятно. Он же моя плоть и кровь! Если родитель пытается переделать врожденные качества ребенка – детское развитие затормозится. И тогда факт, что его обзывают в школе, будет лишь верхушкой айсберга.

К примеру, ребенка обзывают «тормозом». Так случается с детьми, обладающими . Подгоняемый дома кожной мамой, он находится в постоянном стрессе, последствия которого ступор и врожденный для анального вектора страх опозориться. Такой ребенок наверняка боится выходить к доске, ему трудно быстро отвечать на вопросы учителя – вот и попадает под «прицел» одноклассников. Чем больше обзывают ребенка за медлительность, чем больше торопят его учителя и родители, тем сложнее учиться этому золотому в потенциале ребенку, которому природой даны все качества, чтобы стать лучшим учеником.

Или малыша обзывают в школе «очкариком» не столько из-за очков, сколько из-за того, что он не похож на других, в его глазах мелькает страх. Корень его состояний – нет условий для развития свойств . Из-за этого ребенку сложно создавать эмоциональные связи с другими детьми, он всего боится. И как следствие становится «жертвой» для сверстников.

На самом деле, если вовремя заметить эти первые звоночки, разобраться в причинах, то сложную ситуацию можно исправить с точностью до наоборот.

От минуса до плюса один шаг

Не бывает плохих векторов, бывают неразвитые и нереализованные. Для того чтобы дать развиться врожденным свойствам ребенка, благоприятно повлиять на его адаптацию в школе, для начала родителям необходимо о них знать.

Ребенок плачет от каждой мелочи, в школе его обзывают «плаксой» – откуда знать родителям, что это говорит о его огромном эмоциональном потенциале. О том, что он может стать лучшим в вокальной или театральной студии и этим завоевать уважение сверстников?

Ребенок с анальным вектором – это в потенциале лучший друг на всю жизнь. А маленький обладатель способен стать идейным вдохновителем для школы, поднять ее авторитет своими достижениями в учебе, сколотить самую модную музыкальную банду, в конце концов. Все это должны знать родители, чтобы помочь ребенку состояться.

Системно-векторная психология помогает родителям понять, как распознать его сильные стороны и развить их. Она помогает разобраться и в собственном состоянии, самим ощутить уверенность в завтрашнем дне. Ведь мы, родители – то окно, через которое ребенок смотрит во взрослый мир. И пусть это окно никогда не будет зашторено нашими плохими состояниями. Пусть оно будет распахнуто настежь для наших детей, для счастливой жизни!

Если вашего ребенка обзывают в школе, начните с бесплатных онлайн-лекций Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Явление нередкое, но все ситуации строго индивидуальны. В первую очередь необходимо установить причину, по которой это происходит. От этого, в частности, будут зависеть последующие действия и меры. Стоит сразу отметить, что роль родителей в данном случае заключается в том, чтобы помочь ребёнку и направить его, но не решать проблему лично, без его участия. Это очень важный момент, т. к. от него зависит, будет ли ребёнок в дальнейшем справляться с жизненными трудностями или привыкнет к мысли, что это не его задача.

Кроме того, прямое вмешательство родителей может не только не решить, но и усугубить текущую ситуацию, а также спровоцировать возможное её повторение. Пускать всё на самотёк, предоставив школьнику самому разбираться со своей проблемой, тоже не стоит. На взгляд взрослого человека, она может показаться несерьёзной, но необходимо помнить, что степень сложности соразмерна возрасту и для ребёнка это, скорее всего, самый острый и болезненный вопрос на текущий момент.

За что такая напасть?

Это первый вопрос, на который необходимо найти ответ. Есть ли хоть какая-то вина ребёнка или родителей в сложившейся ситуации, можно устранить причину насмешек или нет, стоит ли вообще это делать – решать взрослым. Но реализовать решение придётся школьнику. Причины нападок со стороны сверстников можно разделить на несколько видов.

  • Из-за недостатков во внешности: избытка/недостатка веса, высокого или низкого роста, очков, цвета волос, их отсутствия, анатомических дефектов, странностей в одежде и т. д.
  • По причине особенностей поведения. К ним относятся заносчивость, боязливость, склонность к сплетням, жалобам, вранью, излишняя эмоциональность, рассеянность и т. д.
  • Вследствие неудачного выхода из какой-либо ситуации. Ее пример – неприятное событие, возникшее вопреки воле ребёнка, в результате которого он предстал в смешном или невыгодном свете.
  • По причине личного отношения сверстников к ребёнку. Имеется в виду глубокая неприязнь или, напротив, влюблённость, при которых видимая причина насмешек лишь формальность, скрывающая истинный мотив.
  • Из-за третьих лиц. Например, друзей или родственников, которые по какой-то причине вызывают негативную реакцию детей.

Это основные причины, по которым, как правило, дети дразнят друг друга. Их устранение не всегда возможно, иногда даже нежелательно. В любом случае причины не главное в данной ситуации. Гораздо важнее способность ребёнка справиться с ней. Решать проблему необходимо комплексно.

Уверенность в себе – фундамент успеха

Самое главное – это правильный психологический настрой ребёнка. Надо дать ему понять, что это неприятность, с которой можно справиться, а не трагедия всей жизни. Ни в коем случае не демонстрировать свой гнев, страх, неуверенность, боль за ребёнка, желание пойти и «покарать немедленно» всех его мучителей, хотя это и вполне естественная реакция любящих родителей.

Дети очень болезненно воспринимают критику в свой адрес, тем более исходящую от сверстников, в такие моменты они чувствуют неуверенность в себе. Именно её недостаток и требуется восполнить в первую очередь. Ребёнок должен почувствовать, что родители, во-первых, заинтересованы в преодолении возникших неприятностей, относятся к ним серьёзно, но ни секунды не сомневаются, что её удастся решить, и готовы дать конкретные советы.

Вообще, уверенность в себе – ключ ко многим успехам в жизни, поэтому её стоит воспитывать в детях сразу, следя, однако, чтобы она не переросла в излишнюю самоуверенность. Уверенный в себе ребёнок крайне редко подвергается травле, его не воспринимают в качестве жертвы, стараются избегать конфликтов с ним, чтобы самим не превратиться в объект насмешек. Для того чтобы воспитать в нём это качество, достаточно следовать нескольким простым правилам.

Во-первых, никогда не осуждать самого ребёнка, а порицать только негативные его действия и поступки . Избегать выражения «ты плохой», а говорить «ты поступил плохо». Ребёнок подсознательно чувствует, что только у хорошего человека есть выбор, как поступить – хорошо или плохо, у плохого этого выбора нет. Очень опасно повторять ему, что он злой, глупый, некрасивый и т. п. Рано или поздно он поверит и привыкнет к этому, станет вести себя соответственно.

Во-вторых, никогда не забывать хвалить ребёнка за успехи и достижения, выражать своё одобрение, когда он поступает правильно . Полезно также проявлять гордость за достигнутый им результат работы, демонстрировать при случае родственникам и друзьям, например, рисунки, поделки, сообщать об успехах в обучении музыке, о новых прочитанных книгах и т. д. Для ребёнка это признание так же необходимо, как заработная плата для взрослых. Радость родителей – лучшее поощрение для детей.

В-третьих, не следует смеяться над ребёнком . Над его шутками, над забавной ситуацией, вместе – да, но не над ним. Он должен быть уверен, что родители всегда на его стороне. До определённого возраста ребёнок считает отношение отца и матери к происходящему единственным критерием его оценки.

Перечисленные выше правила относятся к проблеме с точки зрения длительной перспективы. Что же касается немедленной реакции на уже сложившуюся ситуацию, при которой школьник подвергся насмешкам других детей, то тут потребуется обстоятельный анализ с приведением логических доводов, способствующих укреплению пошатнувшейся уверенности в себе. Итак, возвращаемся к вопросу о причинах травли.

Устранение причин – стоит ли это делать

Если проблема кроется во внешности, то устранять её не имеет смысла, даже если это возможно. Исключением является, пожалуй, подход к одежде ребёнка. Необходимо объективно оценить его внешний вид, может быть, стоит внести некоторые коррективы с учётом предпочтений детей его возраста. Поинтересоваться у него, что бы он хотел носить сам, понаблюдать, как одеты другие дети, подобрать одежду, в которой ему будет комфортно.

С лишним весом стоит бороться с точки зрения общей пользы для ребёнка, его здоровья, желания ощущать себя красивым. Однако это может занять много времени. При этом желательно внушить ребёнку, что сам по себе лишний вес не является препятствием к достижению успеха, это лишь временное обстоятельство, с которым можно справиться. Уместно при этом привести примеры очень успешных, талантливых людей, для которых это вовсе не проблема.

Сверстнику же, который дразнит ребёнка за лишний вес, можно ответить по принципу «я-то смогу похудеть, а ты сумеешь научиться рисовать, как я?». Лучше удержать школьника от соблазна ответить взаимным оскорблением или насмешкой, это только подольёт масла в огонь. Можно ответить фразой «у всех есть недостатки, просто я слишком хорошо воспитан, чтобы указывать на твои».

Как бы ни было сложно, но ребёнок должен научиться не показывать, что насмешки его уязвляют и ранят , т. к. именно этого и добиваются обидчики. Если они не достигнут результата, скорее всего, оставят свои бесплодные усилия. Например, на фразу «у тебя длинный нос», можно ответить «и что дальше?», выразив при этом удивление, как будто дразнящий совершил что-то неестественное, тут же переключившись на другие дела и разговоры. Если же он будет продолжать дразнить ребёнка, можно, отвлекшись от своих дел, с подчёркнутой озабоченностью спросить: «У тебя всё в порядке? Ты как себя чувствуешь?». Если реагировать на нападки без злобы, с удивлением и равнодушием, обидчик почувствует себя неловко и отстанет.

В случае, когда причиной насмешек стали особенности поведения, необходимо проанализировать всё очень тщательно. Если поведение неправильное, надо это объяснить ребёнку, помочь ему исправить недостаток. Например, сдерживать гнев, слёзы, иные эмоции. При необходимости обратиться за помощью к психологу. Помочь ребёнку избавиться от желания сплетничать, ябедничать, вредничать и т. д., в зависимости от ситуации.

Бывает, что причиной нападок становится, напротив, положительное поведение, например подчёркнутая вежливость, стремление защищать слабых, щедрость и бескорыстность, ассоциирующаяся у некоторых с глупостью. Тут необходимо отстаивать свою правоту, ни в коем случае не уступать обидчикам. Объяснить ребёнку, что такие качества характера – редкость, чтобы воспитать их в себе необходимо иметь силу воли, доброту, принципиальность, мудрость. Следовательно, он обладает такими качествами, надо ценить это. А дразнят, потому что завидуют, что не могут так.

Неприятную ситуацию, в которой ребёнок оказался случайно, став объектом насмешек, лучше забыть. По возможности посмеяться над ней вместе со всеми. На подтрунивания не обращать внимания или отвечать по принципу «и не говорите, сам удивляюсь, как так вышло». Жизнь детей обычно очень насыщенна, и такие обстоятельства скоро забываются, если на них правильно реагировать.

Когда за насмешками скрывается симпатия, всё можно повернуть в положительную сторону. Мальчик или девочка, стараясь скрыть свою заинтересованность, начинают дразнить объект своих пристрастий. Они не могут выразить свои чувства и куда более уязвимы, чем тот, на кого они нападают. Лучше постараться подружиться с ними, оказать какую-то мелкую помощь, спросить совета и т. д. Скорее всего, обидчик превратится в друга или, во всяком случае, у него пропадёт необходимость привлекать к себе внимание таким способом.

Надо при этом объяснить ребёнку по мере сил всю деликатность ситуации. Попросить его проявить великодушие, не задеть и не ранить обидчика, как бы странно для него это ни звучало. Не допускать грубости, ведь, как известно, от любви до ненависти…

Травля ребёнка из-за третьих лиц наиболее болезненна. В первую очередь потому, что его вины тут нет, исправить он ничего не может. Именно это и надо ему объяснить. Сказать также, что от родственников и друзей отрекаться нельзя, даже если они совершили ошибку или кому-то не нравятся. В данном случае выход из ситуации будет зависеть от личных качеств ребёнка, его характера и деликатной помощи взрослых. Можно принять меры по предупреждению подобных негативных явлений, при которых ребёнок подвергается травле, унижениям или игнорированию, становясь изгоем в обществе сверстников.

Способы профилактики нежелательных ситуаций

Самое лучшее и безотказное средство уберечь ребёнка от возможных нападок со стороны сверстников, а также помочь ему социализироваться, обзавестись друзьями и снискать признание окружающих – это сделать его в чём-то успешным. Все без исключения дети имеют способности к чему-либо. Если на первый взгляд кажется, что у него нет интереса ни к чему или отсутствуют таланты, то это вовсе не означает, что так оно и есть.

Существуют специальные техники в практической психологии, позволяющие определить, в какой области расположены интересы ребёнка (и не только), в каком направлении следует приложить усилия, чтобы добиться результата. Если самостоятельно определить эту область затруднительно, стоит обратиться за помощью к психологу, поставив перед ним конкретную задачу. Когда дети добиваются успеха в чём-то, они обретают уверенность в себе, могут находить единомышленников, пользуются уважением окружающих.

Часто родители предпочитают отдавать детей в спортивные секции, обучать единоборствам и т. д. Существует мнение, что это не лучший способ реагирования, если речь идёт о защите ребёнка в коллективе сверстников, т. к. провоцирует его на агрессию и силовой метод решения проблем. Однако это не совсем верно.

Во-первых, проявлять агрессию можно и без специальных навыков в боевых искусствах, а при правильном воспитании такой проблемы не возникнет ни при каких обстоятельствах. Во-вторых, спорт не только развивает детей физически, но и дисциплинирует их, укрепляет здоровье. Кроме того, если возникнет необходимость защищать себя или кого-то, у ребёнка будет возможность выбирать – применять силу или нет. Наличие выбора всегда плюс, от родителей зависит, будет ли он сделан правильно.

Фото:David Castillo Dominici, FreeDigitalPhotos.net

Кого-то дразнили одноклассники, ну а кто-то и сам жестко высмеивал неугодных. Повзрослев, каждый осознает всю бессмысленность подобных «детских шалостей» и, конечно, желает оградить своего ребенка от издевательств.

Почему дети дразнят сверстников
Любой детский коллектив, при всей неприглядности такого сравнения, больше всего напоминает стаю. Далекие от толерантности маленькие люди уважают сильнейших, а слабых стараются изгнать из своего круга. Чаще всего травлю начинает именно лидер, выбор жертвы также принадлежит ему. Причем поводом для насмешек может стать необычное имя, внешний вид, гардероб, увлечение, уровень знаний, национальность или манера разговаривать. Практически не существует способа вырастить «универсального ребенка», который нравился бы всем и был защищен от нападок сверстников, поэтому правильнее будет заранее научить школьника давать отпор обидчикам в самых разных ситуациях.
Как подготовить ребенка ко встрече с новым коллективом
Роли внутри школьного коллектива распределяются в первые 6-9 месяцев учебы у младшеклассников, а затем претерпевают некоторые изменения в период переходного возраста, который попадает на 7-9 класс. Поэтому учить ребенка простым принципам психологической самозащиты нужно еще до поступления в первый класс. Кстати, дети, ходившие в детский сад, в большей мере социализированы и умеют постоять за себя, нежели те, что воспитывались дома.
Даже если ваш ребенок экстраверт, легко вливающийся в любой коллектив, за месяц до 1 сентября выберите время и поговорите с ним, а затем, повторите беседу за пару дней до начала обучения. Главная мысль, которую вы должны попытаться донести до ребенка, заключаются в том, что хотя в школе он найдет множество новых интересных друзей, среди его одноклассников могут попасться ребята, которым он не понравится. Это не означает, что он плохой или «не такой», как не означает и того, что плохи другие дети.
Кроме того, ребенок должен быть уверен в том, что он может всегда рассказать вам о любом школьном происшествии, и вы не отправите его разбираться самостоятельно, а вникните в проблему и найдете выход из ситуации. Объясните малышу, что в новом коллективе ему предстоит соблюдать массу правил и проявить максимум дружелюбия, ведь люди, с которыми он познакомится, будут сопровождать его долгие годы.
Как бороться с агрессорами

Если несмотря ни на что ребенка все же начали дразнить одноклассники, не затягивайте с решением этой проблемы, ведь она серьезно отравляет жизнь школьника. Пытаясь ликвидировать ее самостоятельно, он может, как минимум, начать прогуливать уроки. Поговорите с отпрыском, выясните, кто именно его дразнит и за что, а затем попытайтесь устранить причину.
Если дразнят за нелепые очки – закажите к ним стильную оправу или попросите окулиста подобрать оптимальные линзы. Если за полноту или худобу – займитесь физической формой ребенка и обновите его гардероб. Если за отличные знания – посоветуйте меньше хвастаться и почаще давать списывать. Немаловажно также учесть, кто именно дразнит ребенка – весь класс или несколько человек. Ведь во втором случае радикальных мер не требуется: школьнику достаточно будет спокойно поговорить с обидчиком, продемонстрировать ему свое безразличие к выпадам.
Если после устранения одного повода тотчас нашелся новый, значит, ребенку нужно менять стиль поведения. Для этого:
· Запишите его в спортивную секцию или кружок, о котором он давно мечтал. Новые знакомые, сфера интересов и достижения отвлекут его и сделают школьные проблемы менее значительными. Кстати, как мальчикам, так и девочкам очень часто помогает обрести уверенность посещение школы боевых искусств.
· Сходите вместе с ребенком к детскому психологу, чтобы научить школьника контролировать свои эмоции и отвечать на насмешки равнодушием или юмором.
· Посоветуйте ребенку фильмы и книги, в которых главного героя не любили одноклассники, что не помешало ему стать успешным и знаменитым.
· Расскажите о мировых звездах, которые также подвергались насмешкам со стороны сверстников. Возможно, детям станет не так обидно, когда они узнают, что молчаливую Викторию Бекхэм звали Sticky Vicky (противная Вики), харизматичного Джорджа Клуни дразнили Франкенштейном из-за частичного лицевого паралича, Анджелину Джоли величали кроликом за выдающиеся передние зубы, а всеми любимый капитан Джек Воробей (Джонни Депп) был известен своим одноклассникам как «мистер Вонючка».
· И наконец, скажите ребенку, что школа – это лишь один из этапов его развития, а большую часть людей, чье мнение сейчас кажется важным, через десять лет он даже не сможет вспомнить по фамилии, листая школьный фотоальбом.

Сначала к ним цепляются одноклассники, затем коллеги. Что делать, если тебя обзывают? Не нужно впадать в панику или игнорировать обидчика. Нужно уметь постоять за себя. Как это сделать? Все подробности читайте ниже.

Поймите причину

Если человек к вам цепляется или же начинает оскорблять, вам нужно войти в положение этого индивида. Прежде чем решать, что делать, если тебя обзывают, постарайтесь выяснить, почему обидчик это делает. Самые распространенные причины:

  • Чувство больно осознать, что он неправ, и когда у него заканчиваются аргументы, он срывается на крик. В порыве выплеска эмоций можно наговорить различных гадостей.
  • Раздутое самомнение. Персона с завышенной самооценкой любит издеваться над другими. Подобные индивиды не обижают тех, кто может им ответить. Они выбирают слабых личностей, на которых можно надавить авторитетом или же припугнуть силой.
  • Желание сорвать гнев. Все люди нуждаются в эмоциональной разрядке. Кто-то выплескивает эмоции, занимаясь спортом, кто-то занимается творчеством, а кто-то оскорбляет окружающих. Что делать, если тебя обозвали тупым? Подумайте, правда ли человек так считает, или же у него был тяжелый день и он решил выбрать вас в качестве объекта для эмоциональной разрядки.

Нет смысла обижаться на очевидное

Вас часто обзывают? Подумайте, какие обидные слова звучат с завидной периодичностью. Возможно, вам говорят, что вы коротышка, дылда или же очкарик. Это действительно так? Что делать, если тебя обзывают в подобном стиле? Не стоит обижаться на правду. Да, возможно, вы выше остальных, но это ваше преимущество перед ними, а не недостаток. Если вы небольшого роста, то считайте эту особенность вашей внешности своей уникальной чертой. Вы носите очки? Тут нет ничего зазорного. Человека не должна огорчать правда. Примиритесь со своей внешностью и попробуйте ее полюбить. Вы не можете ничего сделать со своими физическими недостатками. Нужно научиться принимать их. Каждый человек уникален, и вам совершенно не должны мешать жить рыжие волосы, веснушки, большие губы или нос. Примите их как должное - и тогда оскорбления перестанут вас задевать.

Контролируйте эмоции

Часто человека раззадоривают ровесники по той причине, что он не умеет реагировать на критику или оскорбления. Что делать, если тебя обзывают? Отвечать нужно, но реакция не должна быть взрывной. Некоторых любят обзывать по той причине, что они от любого косого взгляда сжимаются и начинают дрожать или убегают из комнаты. А некоторые личности пытаются справиться с оскорблениями по-другому. Они начинают дико кричать и оскорблять обидчика в ответ. Окружающих может веселить ваша форма ответа на обзывание, и они будут подобным образом развлекаться за ваш счет. Не реагируйте на оскорбления. Умейте держать себя в руках. Не давайте окружающим заменить волнения или какие-то душевные перемены во время разговора на повышенных тонах. Если вы перестанете бурно реагировать на обзывание, обидчику будет скучно, и он вскоре от вас отстанет.

Используйте чувство юмора

Что может разрядить обстановку и поднять всем настроение? Правильно, юмор. Вы должны развивать умение быстро находить нужные слова, желательно саркастические. Ответ в таком духе позабавит не только вас и вашего обидчика, но и всех, кто наблюдал за перепалкой. В итоге победителем выходит всегда тот, кто умеет лучше постоять за себя, а не тот, кто произносит обидные слова. Если вы понимаете, что человек оскорбил вас не случайно, а намеренно, юмор будет вдвойне уместен. Вы сможете сбить спесь с собеседника.

Как ответить на оскорбление смешно и с сарказмом? Слишком часто хорошие фразы приходят в голову поздно. Когда сознание очищается, и вы еще раз проигрываете диалог про себя, в голову может прийти много забавных реплик. Запишите их, чтобы при следующем удобном случае ввернуть их в свою речь. Подготовленные фразы на оскорбления будут полезны неуверенным в себе персонам, которых любое грубое высказывание в их адрес

Примеры ответов

Как ответить на оскорбление смешно и с сарказмом? Используйте шаблонные ответы. Например: «Говорите, я всегда зеваю, когда мне интересно». Фраза довольно оригинальная. Подобное выражение нужно сопроводить наигранным зевком. Ваше хладнокровие и умение сохранить лицо поразят обидчика, и он не будет больше к вам приставать.

Еще один вариант ответа: «Ты лезешь в мою жизнь, потому что своя не удалась?» Подобные ответ на обидные слова полностью вас обеляют. Тут нет никакого подкола. Но все же нужно понимать, кому стоит говорить подобную фразу, а кому - нет.

И еще один вариант ответа на оскорбление может быть такой: «Благодарю за проявленный ко мне интерес». Высказавшись подобным образом, вы никак не провоцируете дальнейший разговор, поэтому можете смело уходить от обидчика с гордо поднятой головой.

Не бойтесь смеяться над собой

Подростки очень тяжело переносят оскорбления. Что делать, если тебя обзывают в школе? Подросток должен понять, что не всегда он виноват в том, что стал объектом насмешек. Поэтому один из неплохих способов - посмеяться над собой. Это хорошо работает, если обзывают вас не на постоянной основе, а время от времени, когда вы попадаете в одну и ту же неловкую ситуацию. Например, вы можете говорить какое-то слово неправильно или есть шоколадку так, что после еды будете выглядеть не слишком чисто. Умейте посмеяться над своими оплошностями вместе со всеми. Но все же не стоит наступать все время на одни и те же грабли. Нарвавшись на неприятные обзывания дважды, постарайтесь исправить свой промах, чтобы не слушать обидные слова постоянно.

Не делайте из себя жертву

Над кем принято смеяться? Над особами, которые не умеют сдерживать свои эмоции, и над людьми, страдающими низкой самооценкой. Что делать, если мальчик обзывает тебя? Не позволяйте окружающим издеваться и оскорблять вас. Сильных личностей, которые никто трогать не будет. Так что избавляйтесь от ложной стеснительности, которую вам навязала мама или бабушка. Скромность и учтивость нужно дозировать. В современной жизни эти качества только усложняют жизнь, а не делают ее лучше.

Если вы не обладаете физической силой, постарайтесь задавить обидчика интеллектом. В этом случае вам нужно больше читать, чтобы не только казаться умным человеком, но и действительно им быть.

Научитесь принимать себя таким, какой вы есть. Вы не должны близко к сердцу принимать безаргументную критику и грубые оскорбления.

Не бойтесь задать вопрос

Что делать, если тебя обзывают друзья? Попробуйте надавить на жалость. Конечно, это последний способ, к которому стоит прибегать, но все же он бывает эффективный по отношению к людям, которые вас любят и уважают. Когда вас спросите его, зачем он это сделал? Совесть человека должна проснуться, и он извинится за свою выходку. Даже если чувство гордости не позволило вашему другу извиниться моментально, он просто поймет, что вам сложно переносить шуточки в свой адрес, и сменит стиль общения с вами. С другой стороны, нелишним будет задуматься, нужны ли такие друзья...

Что делать, если родители обзывают тебя? Проверните тот же трюк. Спросите маму, действительно ли она думает то, что говорит. Не многие люди умеют контролировать свои эмоции и по этой причине они могут в пылу гнева обидеть дорогого человека. Охлаждая пыл родителей, ребенок имеет больше шансов быть услышанным, чем если бы он оскорблял взрослых в ответ.

Чего делать не стоит

Человек - сложно устроенный индивид. Не каждая личность способна аргументировать свой тот или иной поступок.Что-то делается неосознанно и подсознательно. Но не всегда результат таких действий будет положительным. Порой человек может быть недоволен своим поведением. Советы о том, как следует реагировать на оскорбления, были даны выше, а теперь разберем, чего делать не стоит.

  • Применять силу. Никогда ни к чему хорошему драка не приводила. Культурный человек должен уметь защищать себя посредством слов, а не кулаков. Глупо растрачивать свою энергию на избиение своих одноклассников или друзей. И если такой способ поведения у детей еще можно назвать приемлемым, то для взрослого человека такое поведение - показатель низкого развития и неадекватности.
  • Искать поддержки у старших. Дети и подростки должны учиться искать выход из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Прятаться за маминой юбкой не имеет смысла. Одноклассники и друзья не смогут уважать того, кто не пытается самостоятельно решить проблему, а бежит жаловаться взрослому на несправедливое к себе отношение.
  • Плакать. Прилюдно демонстрировать свою слабость не стоит. Слезы - это проявление эмоциональной разрядки, но все же научитесь их сдерживать до того момента, пока не будете находиться в одиночестве. Если вы будете плакать каждый раз, когда вас оскорбляют, то обидные слова в ваш адрес будут лететь постоянно.
  • Кричать. Нельзя реагировать криком на крик. Умейте сдерживать свои эмоции и сохранять хладнокровие. Не демонстрируйте обидчику ярость, ведь чаще всего человек именно этого и хочет добиться. Ваше спокойствие может выводить обидчика из себя, и в итоге потеряет самообладание он, а не вы. Помните, победа всегда достается тому, кто в битве сумел сохранить лицо.