Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга», филиал «Солнышко»

Рабочая программа

по образовательной области «Познавательное развитие»

Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (ФЭМП)

Возрастная группа: Вторая младшая (3-4 года)

Сведения о разработчиках:

Игнатова Л.Н., воспитатель

2015 – 2016 учебный год

Староюрьево

Пояснительная записка

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления-образы предметов, их свойств, отношений.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.

Рабочая программа образовательная область «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений у детей группы общеразвивающей направленности (от 3 до 4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Радуга».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методических пособий:

Режим реализации программы

Программой предусмотрено проведение:

  • диагностических занятий - 4
  • практических занятий - 32

Цель программы: Формировать элементарные математические представления у детей 3-4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности.

Основные задачи по программе

Количество

Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти-все красные, эти-все большие и т.д.).

Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного ; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке, понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного .

Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».

Величина

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий-узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий-низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой-маленький, одинаковые (равные) по величине.

Форма

Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади (позади), справа-слева ; различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие»

Умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве; умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях и перестроениях, в подвижной игре.

«Познавательное развитие»

Умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование прямых линий (коротких, длинных) в разных направлениях, перекрещивание их; составление из частей целостного изображения предмета; закрепление понятий «части суток»; изображение предметов разной формы.

«Речевое развитие»

Умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос; различать и называть существенные детали и части предметов; составлять небольшой рассказ или сказку с употреблением слов «вчера», «сегодня», «завтра»; составлять описание по картинке с использованием понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа», «впереди», «сзади»; понимать обобщающие слова, называть части суток; доброжелательно общаться друг с другом.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 14.09.2015 – 25.09.2015 г.,

Итоговая диагностика: 19.05.2016– 31.05.2016 г.

Тематический план

№ п/п

Программное содержание

Количество занятий

Форма

Величина

Количество

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Мониторинг

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Непосредственно образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

Тема занятий

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

Сентябрь

1-я неделя

Форма.

Закреплять у детей умения различать и называть шар, куб независимо от цвета и размера.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.11

Рассматривание геометрических фигур.

Игра «Спрячь куб, шар»

Сентябрь

2-я неделя

Величина.

Закреплять у детей умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова «большой», «маленький».

Рассматривание двух кукол, сравнивание их по размеру.

Игровое упражнение «Построим башенки».

Сентябрь

3,4-я неделя

Мониторинг.

Сентябрь

5-я неделя

Количество.

Закреплять умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.12

Приход матрешек в гости к кукле.

Хоровод матрешек.

Октябрь

1-я неделя

Количество.

Познакомить детей со способами составления группы из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.13

Рассматривание корзины с мячами. Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».

Октябрь

2-я неделя

Количество. Форма.

Продолжать формировать у детей умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.14

Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

Октябрь

3-я неделя

Количество.

один, много, ни одного.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.15

Игровая ситуация «Соберем урожай овощей».

Дидактическая игра «Букет»

Октябрь

4-я неделя

Форма. Величина.

Продолжать учить детей различать и называть круг, сравнивать круги по размеру, обследовать их осязательно-двигательным путем.

Игра «Чудесный мешочек».

Игровое упражнение «Испечем оладушки».

Ноябрь

2-я неделя

Величина. Количество.

Учить детей сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами д линный-короткий, длиннее-короче. Совершенствовать умение детей составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.16

Игровая ситуация «Мы веселые ребята». Подвижная игра «Догони мяч».

Ноябрь

3-я неделя

Количество. Величина.

Учить детей находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначая результаты сравнения словами

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.17

Игровая ситуация «Магазин игрушек».

Игровое упражнение «Завяжем коробки».

Ноябрь

4-я неделя

Количество. Форма.

Продолжать учить детей находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначая совокупности словами один, много. Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.18

Игровая ситуация «Почтальон принес посылку». Игровое упражнение «Положи и прокати».

Декабрь

1-я неделя

Количество. Форма.

Закреплять умение детей находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами один, много. Продолжать учить различать круг и квадрат.

Путешествие в кукольный уголок. Дидактическая игра «Почини поезд».

Декабрь

2-я неделя

Количество. Величина.

Совершенствовать умения детей сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный-короткий, длиннее-короче, одинаковые по длине. Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.19

Игры с клубочками. Дидактическая игра «Ниточки».

Игра «Карусели».

Декабрь

3-я неделя

Количество. Форма. Величина.

Продолжать совершенствовать умение детей находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение детей сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.20

Сравнение предметов по длине.

Подвижная игра «Найди свой домик»

Декабрь

4-я неделя

Учить детей сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать выражения по много, поровну. Учить ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руки.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.21

Дидактическая игра «Сколько игрушек».

Игровая ситуация «Шапочки для снеговиков».

Игровое упражнение «Найдем варежку».

Декабрь

5-я неделя

Количество. Величина.

Продолжать учить детей сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения Совершенствовать умение детей сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный-короткий, длиннее-короче.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.22

Игровая ситуация «Соберем куклу на прогулку».

Дидактическая игра «Веточки для птичек».

Январь

3-я неделя

Величина. Количество.

Учить детей сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий-узкий, шире-уже. Продолжать учить детей сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько-сколько.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.23

Игровая ситуация «Построим дорожки для козы и козлят». Дидактическая игра «Накормим козлят капустой».

Январь

3-я неделя

Величина. Количество. Форма.

Продолжать учить детей сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий-узкий, шире-уже. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько-сколько. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.24

Игровая ситуация «Блюдечки для оладушек». Сравнение предметов по ширине.

Игровое упражнение «Через ручеек».

Февраль

1-я неделя

Форма. Количество. Величина.

Познакомить детей с треугольником: учить различать и называть фигуру. Совершенствовать умение детей сравнивать две равные группы предметов способом наложения. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами шире-уже, одинаковые по ширине.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.26

Дидактическая игра «Найди такую же фигуру». Игровое упражнение «Достроим домики для зайчиков».

Февраль

2-я неделя

Количество. Форма.

Учить детей сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами Продолжать знакомить детей с треугольником на основе сравнения его с квадратом.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.27

Игровая ситуация «Мячики для матрешек».

Подвижная игра «Найди свой домик».

Февраль

3-я неделя

Количество. Форма. Ориентировка в пространстве.

Продолжать учить детей сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, одинаково, столько-сколько. Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в умении определять пространственные направления от себя.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.28

Игровая ситуация «Зайчики под елочками». Игровое упражнение «Украсим елочку».

Февраль

4-я неделя

Величина. Ориентировка в пространстве. Количество.

Познакомить детей с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий-низкий, выше-ниже. Упражнять в умении определять пространственные направления от себя. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.29

Игровая ситуация «Построим заборчик вокруг елочки». Игровое упражнение «Покормим воробышков».

Март

1-я неделя

Величина. Количество.

Продолжать учить детей сравнивать два предмета по высоте. Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, одинаково, столько-сколько.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.30

Игровое упражнение «Построим домики». Подвижная игра «Поставь машину в гараж».

Март

2-я неделя

Количество. Величина.

Учить детей сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, умение обозначать результаты сравнения словами высокий-низкий, выше-ниже.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.31

Игровая ситуация «Морковки для снеговиков». Игровое упражнение «Поможем снеговикам собрать пирамидку».

Март

3-я неделя

Количество. Форма.

Продолжать учить детей сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше-меньше, столько-сколько. Совершенствовать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.32

Игровое упражнение «Клубочки для котят». Подвижная игра «Найди такую же фигуру».

Март

4-я неделя

Количество. Величина.

Совершенствовать умение детей сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями по много, поровну, столько-сколько, больше, меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Игровая ситуация «По какой дорожке машина быстрее доедет до гаража». Игровое упражнение «Автомобили и гаражи».

Март

5-я неделя

Количество. Ориентировка во времени.

Упражнять детей в умении сравнивать две группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться понятиями столько-сколько, больше-меньше. день, ночь.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.34

Игровая ситуация «Скворечники для птичек». Подвижная игра «День-ночь».

Апрель

1-я неделя

Величина. Количество. Форма.

Закреплять у детей способы сравнения двух предметов по длине, ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Закреплять умение различать и находить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.35

Игровая ситуация «Поможем героям сказок». Игровое упражнение «Построим ворота». Подвижная игра «Поросята и волк».

Апрель

2-я неделя

Количество. Форма.

Учить детей воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.37

Игровая ситуация «Соберем бусы для кукол». Игровое упражнение «Положи столько, сколько звуков услышишь». Игра «Найди пару».

Апрель

3-я неделя

Количество. Величина.

Закреплять у детей воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа). Упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.38

Игровое упражнение «Дрессированная собачка». Игра «Подбери большие и маленькие предметы».

Апрель

4-я неделя

Количество. Ориентировка в пространстве.

Учить детей различать определенное количество движений и называть их словами один, много. Упражнять в умении определять пространственные направления от себя, обозначать их словами впереди-сзади, вверху-внизу, слева-справа. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Развивать внимание и мышление.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.39

Игровая ситуация «Мы играем». Игровое упражнение «Мы играем с шариками». Игра «Продолжи ряд».

Май

1-я неделя

Количество.

Ориентировка во времени.

Упражнять детей в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер. Развивать мышление.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.40

Игры «Зеркало», «Строимся на зарядку», «Найди свой цветочек».

Май

2-я неделя

Количество. Величина. Ориентировка в пространстве.

Закреплять у детей умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько-сколько, больше- меньше. Упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги над, под, в.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.41

Игровое упражнение «Поможем кукле подобрать одежду для прогулки».

35, 36

Май

3,4-я неделя

Мониторинг.

Заполнение диагностических таблиц.

Программа « От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева.

Игра «Найди лишнюю фигуру». Игра с палочками «Построй фигуру». Игра «Чудесный мешочек».

Основные требования к уровню подготовки детей второй младшей группы по развитию

элементарных математических представлений:

  • Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).
  • Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
  • Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
  • Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска).
  • Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Ребенок показывает:

Методика проведения

Оборудование

Задание 1

Умение группировать предметы по цвету, размеру, форме.

Дидактическое упражнение «Сделай правильно» (ребенок отбирает все красные, все большие, все круглые предметы).

Игрушки, разные предметы.

Задание 2

Умение составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

Игровая ситуация «Собираем урожай овощей» (дети кладут в машину овощи).

Сколько овощей положили Алеша, Артем, Даша...?(один).

Сколько овощей в машине? (много).

Сколько овощей осталось? (ни одного).

Овощи (игрушки, муляжи), машина.

Задание 3

Умение находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

Подвижно-дидактическая игра «Поезд» (паровоз один, вагонов много).

Дидактическая игра «Много - мало» (картинки, на которых изображено много животных, - в одну сторону, на которых одно животное - в другую сторону).

Картинки с изображением животных.

Задание 4

Умение правильно определять количественное соотношение двух групп предметов.

Дидактическая игра «Блюдечки для оладушек» (сравнение способом наложения).

Дидактическая игра «Кубики для матрешек» (сравнение способом приложения).

Однополосные и двухполосные карточки, вырезанные из картона оладушки, игрушечные блюдца, кубики, матрешки.

Задание 5

Умение различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Подберем ключик к замочку».

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; мешочек.

Задание 6

Дидактические упражнения «Кто где?», «Что где?» (вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева…).

Предметно – пространственная развивающая среда.

Задание 7

Понимает смысл слов: утро,вечер,день,ночь.

Дидактические игры «Загадки» «Когда это бывает?», «Режим дня».

Подвижная игра «День и ночь» (по команде «день» все играют – бросают мяч двумя руками о землю и ловят, по команде «ночь» все садятся на корточки и «засыпают»).

Сюжетные картинки, мячик.

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.

Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средний уровень – 7 – 9 баллов, низкий уровень – 4 - 6 баллов, низший уровень – 3 балла.

Список литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.

2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Диагностическая таблица

Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Познавательное развитие»

(Формирование элементарных математических представлений)

Группа Вторая младшая

Воспитатель Игнатова Л.Н.

Старший воспитатель Копылова Т.Н.

Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме

Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы

Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов

Правильно определяет количест

венное соотноше

ние двух групп предметов

Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму

Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска)

Пони

мает смысл слов: утро,

вечер,

день,

ночь

Всего баллов

Суммар

ный

уровень

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе в соответствии с ФГОС

Образовательная область "Познавательное развитие"

Цели :

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий-узкий, шире-уже.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько -сколько.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Задачи :

Систематизировать имеющиеся знания.

Развивать : память, воображение, внимание, связную речь, любознательность.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два изготовленных из картона ручейка, разных по ширине; цветы с круглой и квадратной сердцевинами.

Раздаточный материал. Однополосные карточки, блюдца и оладушки, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка, цветы с круглой и квадратной сердцевинами меньшей величины, у воспитателя (по одному цветочку для каждого ребенка) .

Методические указания

I часть. Воспитатель читает потешку, а дети в такт стихотворению хлопают в ладоши.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше -один,

Паше -один,

Ване -один,

Тане -один,

Саше-один,

Маше-один.

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки!

Воспитатель раздает детям карточки и предлагает расставить на них блюдца (предварительно напоминает правила раскладывания предметов) : «Сколько блюдечек вы поставили? На каждое блюдечко положите по одному оладушку. Сколько оладушек вы положили? На каждом блюдечке лежит один оладушек? Что можно сказать о количестве блюдечек и оладушек? По сколько их?» (Поровну) .

Физкультминутка «Зимняя прогулка»

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,

Там снеговика лепили (махи руками,

А потом с горы катились (волнообразные движения руками,

Веселились и резвились (прыжки) .

В Таню кинули снежком (произвольные движения,

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) -

Побежим скорей домой (возвращаемся на места!

II часть. На полу-два ручейка (картонные полоски) .

Воспитатель. Ребята, давайте соберем для бабушки цветочки.

Но чтобы это сделать, мы должны перейти через ручейки. Одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеек. А теперь узкий. Давайте перешагнем через широкий ручеек.

Дети делают большой шаг.

Воспитатель. А теперь перейдем через узкий ручеек.

Дети делают маленький шаг.

Воспитатель. Почему мы сначала сделали большой шаг, а том маленький?

(Воспитатель побуждает детей использовать слова шире, уже.)

III часть. Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Найди свой цветочек» .

На полу разложены цветы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветы на поляне, выяснить, какой формы у них серединка, выбрать по одному маленькому цветочку и образовать «букеты» : встать рядом с большими цветами с соответствующими сердцевинами .

Рефлексия. Спросить у детей, что они запомнили, что больше всего понравилось. Уточнить время года. Отметить самых активных детей.

Все родители хотят, чтобы их ребёнок был умным и развитым. Поэтому многие стараются научить малышей сразу считать и писать. Педагоги не рекомендуют таким образом заниматься с детьми. Они считают, что сначала ребёнок должен освоить элементарные математические представления. Это не цифры. В первую очередь ребёнок должен понимать: мало, много, верх, низ, большой, маленький и т. д. Цифры - малая часть математики. Они должны быть доступны для малыша не раньше 4-х лет. С каждым годом у ребёнка всё больше расширяется представление о математике. Дети во второй младшей группе хорошо осваивают, какие бывают формы, цвета и др. Даже ориентировка в пространстве считается математикой. Поэтому ФЭМП во второй младшей группе не предусматривает цифры.

Перед обучением надо разработать план занятий на год. Так вы будете уверены, что дети получат все необходимые представления о математике.

Планирование по ФЭМП в ДОУ

Трудно представить школу без математики. Готовят к ней детей с младшего возраста. Родители и воспитатели прикладывают немало усилий, чтобы малыши имели представление об элементарной математике. План играет немаловажную роль. Без него не может быть последовательного изучения этой науки. Сначала план распределяется на год по месяцам. В нём описывается, чему детей надо научить за год, что они должны знать по окончании. Потом расписывается на месяц по дням (календарный план). В нём указываются дни занятий. Во второй младшей группе они проводятся 1 раз в неделю. В плане расписываются цель, задачи, проведение дидактических игр, знакомство с окружающим миром. Следующим создается перспективный план занятий по неделям. Занятия в детских садах происходят по одной схеме, а игры подаются разные.

Например:

Сентябрь - 1 неделя:

1. Задача: дидактическая игра "Изучение матрёшки".

2. Цель: понимать, что такое «один», «нет ни одного», «много» (развивать представления о группе предметов).

Сентябрь - 2 неделя:

1. Задача: дидактическая игра «Воздушные шарики».

2. Цель: Развивать представление о форме, множестве и цветах.

Сентябрь - 3 неделя:

1. Задача: Дидактическая игра «Раскладываем правильно предметы».

2. Цель: научиться развивать внимание, мышление.

Сентябрь - 4 неделя:

1. Задача - дидактическая игра «Спрячем мишку».

2. Цель: научиться формам и предметам, тому, как правильно их соотносить.

Как вы заметили, ФЭМП во второй младшей группе изучается исключительно через дидактические игры. Также план нужно писать и на другие месяцы. Тогда у детей, родителей и воспитателей не останется вопросов.

Особенности количественных представлений

Доказано, что детей легче учить во время игры. Если проводить с ними только занятия, будет скучно, неинтересно, малышам быстро разонравится познавать новое. Надо детям давать установку на формирование элементарных математических представлений только в виде игр. Они во второй младшей группе учатся различать, когда много предметов, а когда нет ни одного. Попробуйте дать двух игрушечных зайцев, а затем спросите, сколько у него их. Малыш скажет: «Вот один и вот один». Если дать ребёнку 3,4 лет 5-6 игрушек, он скажет: «Много».

Можно их спрятать на 3 минуты и спросить: «Сколько у тебя игрушек?» Ребёнок ответит: «Нет ни одной». Это общие ответы. Они могут отличаться, в зависимости от индивидуальности малыша, но смысл будет тот же. Касается это тех детей, кто не умеет считать.

Представление о величине

В плане должно быть указано, как сравнивать и измерять величины. Возьмите матрёшек и объясните малышам, где самая маленькая и большая. Сравнивать сразу 3 и больше предмета нежелательно, дети запутаются быстро. Для начала хватит и двух игрушек. Величину можно сравнивать не только по высоте, но и по длине. Это могут быть яркие разноцветные ленты (длинная - зелёная, короткая - розовая). Также по толщине (кукла - худая, зайчик - толстый).

Для того чтобы детям было интересно познавать величину, можно рассказать им историю: «Принц и принцесса собираются на карнавал, им нужны красивые пояски, вот есть ленточки, короткая и длинная, кому мы их повяжем?» Двое деток выходят и завязывают. Через время воспитатель говорит: «Ой, принц и принцесса хотят поменяться поясками, кто им поможет?» Выходят двое других деток. В итоге ленточки можно наложить одну на другую и показать, как разбираться, где короткая и длинная. Таким образом развивается у детей мелкая моторика пальчиков и представление о величине.

Изучение геометрических фигур

У всех предметов, которые окружают ребёнка, имеется своя форма. Лучше всего дети запоминают геометрические фигуры в игре. Играете в мяч? Объясняйте малышу, что он круглый. Смотрите в окно? Скажите, что оно квадратное. Таким образом вы также изучаете ФЭМП во второй младшей группе.

Воспитатель или родители могут начертить на листе геометрические фигуры, под них вырезать из картона формы. Пусть ребёнок прикладывает их на чертёж. Не сомневайтесь, малыши найдут нужную фигуру в считанные секунды. Им даётся обучение очень легко. Детям можно показывать картинку, где будут нарисованы: круг, тарелка, пианино, чашка. Попросите их найти предметы круглой формы. Такое занятие по ФЭМП дети очень любят, а потому не останутся к нему равнодушными.

Пространственное представление у детей

Дети должны уметь ориентироваться в пространстве: на улице, в комнате, на листе бумаги, в движении направления, во времени. Подкидывайте с малышом мяч, при этом объясняя, что он летит вверх, падает вниз. Посадите 3 игрушки по порядку. Посередине, например, зайку. Пусть дети объясняют, кто сидит спереди, сзади, слева, справа и т. д. Игрушки желательно менять местами. Во время завтрака объясните деткам, что сейчас утро. Также в обед или во время ужина. Поговорите с детьми о ночи. Во время уроков изобразительного искусства пусть дети рисуют тропинки и объясняют, куда они ведут: вперёд, влево, вправо.

Занятия в детских садах про пространство развивают у детей воображение, внимание, мелкую моторику, формируют умение ориентироваться как в группе, так и на улице.

Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе

Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. С дошкольниками надо учиться через дидактические игры. Формирование элементарных математических представлений предлагает много дидактических игр на изучение материала. В летний период вы можете закреплять все полученные знания за учебный год. Это нужно делать, играя: «Давайте сравним предметы» (предложите детям 2 игрушки: высокую и низкую). «Кто научился сравнивать полоски? Где широкая, где узкая?»; «Какой цвет от нас убежал?» (покажите 5 квадратов основных цветов, потом один спрячьте. Угадывать они любят, какого цвета не стало).

Также можно и прятать геометрические фигуры. Есть очень интересная и знаменитая игра во все времена: «горячо-холодно» (пусть поиграют в сыщика и найдут небольшую игрушку, спрятанную воспитателем). Эта игра отлично помогает ориентироваться в пространстве. Приготовьте для детей много геометрических фигур одной формы. Допустим, квадраты. Только их надо сделать половину больших - одного размера, а другую - маленьких. Дайте им две коробки. Пусть разложат их по размерам.

На самом деле дидактических игр очень много, всех не перечесть. Родители и воспитатели могут придумать свои варианты. Главное, чтобы во время проведения занятий детям было весело и интересно.

Что должны уметь дети в конце учебного года?

Когда пройдены все занятия, которые были запланированы, тогда можно с малышами закреплять выученное. В итоге дети должны уметь:

1. Ориентироваться, сколько у них предметов (много, мало, нет ни одного).

2. Должны понимать разницу между большим-маленьким.

3. Какая полоска, ленточка, тропинка (широкая-узкая, длинная-короткая).

4. Где игрушка толстая, где тонкая.

5. Что такое утро или ночь.

6. Должны уметь определять: что находится внизу, вверху, спереди, сзади, слева, справа.

7. Где у них голова, руки, ноги и т. д.

8. Должны различать формы, цвета.

Не нужно ругать малыша, если у него что-то не получается. Или он забыл название фигуры или цвет. Вы можете разочаровать его в учёбе. Если малыш с чем-то не может справиться, помогите ему ласково, с улыбкой на лице. Вот увидите, с какой охотой он захочет доказывать окружающим, что всё может. В педагогике самое главное - быть терпеливым. То, что для взрослых элементарно, для ребёнка кажется очень трудным. Поставьте себя на место малыша: что вы будете чувствовать, если на вас будут кричать? Конечно же, гнев. Это же чувствует и малыш, только выразить многое не может. Будьте добрым и терпеливым педагогом, только тогда вы сможете добиться желаемых результатов.

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС

Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? "" словами один, много, ни одного.

Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.

Предварительная работа: Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.

Рассматривание один и множества предметов.

Игра "Найди в группе предмет той же формы".

Программное содержание. Образовательные задачи

Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;

Закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,

Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;

Развивающие задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность -Расширять и активизировать словарь детей.

Развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание трудиться;

Воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка

Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.

Место проведения: групповая (на ковре и за столами)

Ход занятия

1. Введение в учебно-игровую ситуацию

Введения сказочного героя Зайчика- Степашки.

Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?

В норке живёт- морковку грызёт

От лисы и от волка -убегает ловка (кто это)

ответы детей (зайка)

Правильно это зайка, его зовут Степашка.

2. Основная часть.

1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)

Воспитатель:

Ребята что то наш Степашка грустный. Степашка почему ты такой грустный?

Ребята он говорит что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: -Егор какие кубики по величине (больше и маленькие) .Какого цвета кубики?

Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)

Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают)

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

Посмотрите это какая коробка? (большая)

А эта коробка, какая? (маленькая)

Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)

Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.

Физкультминутка;

Раз два три четыре пять. Вышли зайчики гулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.

Пив -пав-ой-ой. Убегает зайчик мой!

Дети давайте пригласим Зайчика поиграть с нами за столами.

2. Игра задание «один и много» (за столами)

На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)

Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы (круглая). А ещё перед вами коробочки, что в них (кружочки) Какого они цвета? (синего) сколько кружков? (много) .А на тарелочки (ни одного.)

Сейчас вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному) .А сколько осталось в коробке (много). Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков, а в коробочке ни одного. Дети выполняют задание.

Сколько в коробочке кружков? (ни одного)

А у вас на тарелочке (много) .Ребята, посмотрите а у Зайки в тарелочке сколько кружков? (ни одного). Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.

Вика, сколько ты будешь класть кружков (один)

Мила, а ты сколько? (один)

Один, один, один, -посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков (много)

Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику.

"Спасибо дети! ""-говорит вам Степашка.

Вот какие мы с вами молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного! Молодцы!

Ребята а вы знаете какой скоро праздник (новый год)

3. Игра - хоровод: Солнце зимнее встаёт, видит заинька идёт.

Ты куда это косой по снежку идёшь босой?

на дворе теперь мороз отморозишь хвост и нос.

Я мороза не боюсь я на ёлку тороплюсь

В детский сад меня позвали поплясать в нарядном зале!

Дети с воспитателем водят хоровод во круг ёлочки, и говорят Зайке - До свидания!


Цели:

  1. Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос «сколько? » словами один, много, ни одного.
  2. Закреплять понятия «большой», «маленький» и сравнивать и подбирать предметы по величине.
  3. Развивать ориентировку в пространстве и на себе.

Образовательные задачи

  • продолжать учить детей слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
  • закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного),о величине предметов (большой-маленький);
  • закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.

Развивающие задачи:

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.
  2. Развивать речь, наблюдательность. Расширять и активизировать словарь детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Оборудование: мягкая игрушка Мышонок из сказки С. Маршака. Большая и маленькая картонные рамки в виде замка и набор вкладышей – ключи разноцветные. Большие и маленькие разноцветные круги. Две куклы, одежда – разных размеров.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию

Введения сказочного героя умного мышонка из сказки Маршака «Сказка об умном мышонке»

Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?

Маленький рост
Длинный хвост
Собирает крошки
Прячется от кошки.

Мышонок говорит о том, что пришел к детям, потому что знает: они такие же умные, как и он.

2. Основная часть.

Дидактическая игра «Подбери ключ к замку (на ковре)

Воспитатель:

Ребята что- то наш Мышонок грустный. Мышонок, почему ты такой грустный?

Ребята он говорит, что у него потерялся ключ от волшебной двери. Его надо найти, подобрать. Давайте их рассмотрим: — Егор, какие ключи по величине (больше и маленькие), а замки какие? Какого цвета ключи?

Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)

Посмотрите, какой это замок? (большой)

А этот замок, какой? (маленький)

Ребята, а ключи какие? (маленькие, одинаковые, много),

А большие ключи вы нашли?

Правильно, ни одного большого ключа

Красный ключ, к какому замку подошел, а зеленый?

Вот мы и помогли Мышонку открыть двери: к большому замку подошел маленький красный ключ, а к маленькому замку тоже маленький ключ. Ключи все одинаковые. Мышонок доволен, он улыбается.

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»

Ребята, Мышонок говорит, что у него в сказке даже пальцы на руках у детей становятся волшебными, и он предлагает поиграть с пальчиками:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел. (большой палец руки поочередно соединяется с остальными в соответствии с текстом) 2-3 раза.

Игра-занятие «Две куклы»

В гости к нам ребята, пришли куклы Даша и Маша. Они услышали, что дети помогли Мышонку открыть замки. Тоже просят помочь им подобрать пальто по размеру. Поможем, ребята?

Правильно, ребята, кукла Даша выше куклы Маши. Значит, для Даши одежда должна быть большая, а для Маши маленькая.

Какая одежда у Даши? А у Маши?

Предлагаю, ребята, сделать для Мышонка подарок – коврик. Выберите маленькие круги разного цвета, и выложите на большом круге.

Какие круги, и каким цветом выбрала Соня, а Валерия, Алиса?

Каким цветом у нас большой круг Родион? Сколько у нас больших кругов?

Сколько у нас маленьких кругов Елисей?

Сколько маленьких кругов осталось у нас?

Правильно, ни одного.

Ребята, мышонок предлагает нам поиграть в игру « Бегите ко мне». Мышонок хочет посмотреть, какие вы внимательные, и будет стоять в разных местах. Вы должны увидеть, где Мышонок стоит, прибежать туда.

Вам понравилось играть с Мышонком?

Ребята, давайте попрощаемся с Мышонком.

Какая игра понравилась Матвею, Соне?

Мне тоже понравилось, как вы помогали Мышонку.