1. Задатки и способности. Их развитие в дошкольном возрасте

У человека есть два класса задатков: врождённые и приобретённые. Первые иногда называют «природными», а вторые – «социальными» или «культурными». Многие природные задатки являются общими у человека и у животных: элементарные способности к восприятию, запоминанию, наглядно-действенному мышлению. Они возникают в зависимости от созревания организма и проявляются в соответствующих внешних условиях. В их основе, как правило, лежат генотипически обусловленные анатомо-физиологические свойства организма.

Следует отличать природные задатки от природных способностей. А. Н. Леонтьев писал: что природные способности – «это не задатки, а то, что формируется на их основе» . Можно добавить к этому важному замечанию следующее: без специального обучения и воспитания, то есть в обычных условиях существования живого организма, способности этого рода у него появляются и в достаточной мере развиваются.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс наш отечественный учёный Б. М. Теплов. Он-то и предложил три определения способностей. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Б. М. Теплов , не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Б. М. Теплов считал, что способности человека не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

В отличие от самих способностей задатки вполне могут существовать и не теряться долгое время. Причём относительно не зависимо от того обращается или не обращается к ним человек, использует или не использует их на практике.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание у человека, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создаёт благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные конструкторские, организаторские, художественно-изобретательные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития. Цeлью обучения на занятии в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений, развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл развивающего обучения.

Отечественные психологи и педагоги Запорожец A.B., Пoддъякoв H.H. разработали принципы, содержание и методы умственного развития детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие способностей ребенка.

Доказана необходимость прямого управления развитием способности ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. K старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность связывать между собой, систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, что свидетельствует об овладении ими общественно выработанными средствами познания. Такими средствами являются в области восприятия - сенсорные эталоны, в области мышления - наглядные модели и значения, выраженные в знаковой форме.

Овладение этими средствами познания происходили в деятельности ребенка, направляемой на решение познавательных задач.

2. Специфика познавательных способностей в дошкольном возрасте

В настоящее время проблема познавательного интереса является одной из актуальных. Развитие познавательного интереса детей постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников.

Воспитание познавательных способностей детей дошкольного возраста направленно на усвоение знаний, умений и навыков в разных видах деятельности, на совершенствование мыслительных процессов, на овладение правильными способами практической и умственной деятельности.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В современной педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Через игру происходит развитие познавательного интереса. Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя образовательными моментами:

положительной эмоцией по отношению к деятельности;

наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что называется радостью познавания и познания;

наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься, независимо от других мотивов.

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Предпосылки развития способностей. Первые проявления становления способностей можно заметить уже в раннем детстве - склонность к какому-либо виду деятельности, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс. Но наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться в 3-4 года. В раннем детстве - только закладываются общие предпосылки: освоение основных движений и предметных действий; формируется активная речь.

Склонности - избирательная направленность индивида на определённую деятельность, побуждающая его заниматься, и характеризующаяся по сравнению с интересом более устойчивым характером.

Виды способностей дошкольника.

В структуру общих способностей ребенка входят познавательные и практические способности.

Познавательные способности необходимы для становления и формирования образных форм познания действительности: восприятия, образной памяти, наглядно-образного мышления, которые являются образным фундаментом интеллекта. Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Механизмом их функционирования считаются соответствующие им действия и операции (интеллектуальные действия): перцептивные; мнемонические; мыслительные; речевые; преобразовательные (креативные).

Развитие и совершенствование интеллектуальных действий создают условия для формирования интеллектуальных умений: слушать и слышать, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать цепь суждений, анализировать, доказывать и т.д.

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные (перцептивные), интеллектуальные и творческие. Сенсорные (перцептивные) связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития и интенсивно формируются с 3-4 лет.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например, стол - кружком, а шкаф - прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением, что позволяет находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.


К практическим способностям дошкольника относят: организаторские и конструктивно-технические. Условиями их развития являются игра, конструирование, труд и т.д. Все эти виды детской деятельности имеют совместный, коллективный характер, поэтому наиболее благоприятны для развития организаторских способностей , зачатки которых уже проявляются в раннем детстве.

Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели; планирование содержания; выбор средств для достижения цели; соотнесение полученного результата с предполагаемым; учёт мнения партнёров; распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого; умение решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого; оценивать отношение партнёров к порученному делу и др. Особенно ярко они проявляются и интенсивно развиваются в игровой деятельности детей. Дети с организаторскими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому наиболее подходящую для него роль, проявляя наблюдательность, зачатки практически-психологического ума, высокую коммуникативность.

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические способности: пространственное видение; пространственное воображение; умение представить предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию; умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Они формируются в конструктивной деятельности из разных материалов, конструкторов, при использовании технических игрушек.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности , прежде всего художественные. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. У ребенка проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики, зарождаются литературные способности, проявляющиеся в сочинении сказок, стихов, считалок, дразнилок и т.д. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.

Детская одаренность.

Одарённый ребёнок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получить и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

К 3-5 годам исследовательская активность выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному; расширяется и исследовательский диапазон ребёнка. Это приводит к тому, что уже в 5-6 лет у талантливого дошкольника проявляются основные структурные компоненты одарённости : проблемность (постоянная открытость ребёнка к новому и обостряющееся стремление к поиску несоответствий, противоречий в окружающей действительности), оригинальность(выражает степень развития непохожести, нестандартности, неожиданности, необычности в решении предложенных и самостоятельно «увиденных» проблем), прогнозирование(предвосхищение, обеспечивающее возможность более быстрого нахождения решения проблем), создание идеальных эталонов.

В основе способностей к творчеству лежит такая личностная особенность, как креативность (дивергентные способности ) - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (например, вне занятий), критериями которой являются беглость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность.

Можно определить три группы одарённых детей (Н.С. Лейтес).

1. Дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от сверстников высоким уровнем развития интеллекта, познавательной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

2. Дети с ранней умственной специализацией . Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (области науки или техники). По «своему» предмету ребёнок может выделяться, значительно превосходить других детей лёгкостью, с какой ему даётся специфика материала, углубленностью интереса, готовностью усвоить и творчески участвовать в работе.

3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов. Например, необычная память на какие-либо объекты, богатство воображения, проявляющееся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность.

В общении с одаренными, способными детьми важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обострённое любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребёнка. А с другой стороны, одарённые дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, которые знают ответы на все вопросы. И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые должны формировать у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигнутым в деятельности результатам.

Поэтому в общении с одарённым ребёнком взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям ребёнка, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим его делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставлять время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать одностороннего преждевременного взросления.

Трудности у таких детей проявляются и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для одарённых детей не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие последних. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одарённых детей сверстников примерно такого же уровня психологического развития.

Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самому себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому, что дети нередко не удовлетворяются результатами своей деятельности, остро переживают, если не удаётся решить проблему, найти однозначный ответ на возникший вопрос. Поэтому взрослый должен помочь ребёнку поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Известный психолог Н.С. Лейтес указал на два важнейших свойства одарённого ребёнка. Это - активность и саморегуляция. Малыш отличается неуёмной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддерживать, но и направлять в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности.

Условия для развития способностей и проявления одаренности детей.

Необходимо изучать внутренний мир каждого воспитанника, его склонности, интересы, познавать возможности дошкольника в разных видах деятельности, но в то же время избегать ранней специализации. Это поможет обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребёнок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого ребёнка. С этой целью создается предметная среда, где ребенку предоставляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр. Взрослые должны помочь проявить ребёнку его замыслы, способности, обучив его специальным умениям. На развитие способностей дошкольника благоприятное воздействие оказывает атмосфера увлечённости, сотворчества, создаваемая в процессе педагогического общения воспитателя с детьми.

В дошкольных учреждениях созданы условия для развития музыкальных способностей: регулярно проводимые музыкальные занятия, включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми, использования музыки в игровой, бытовой деятельности и т.д.

Развитию способностей к изобразительной деятельности в значительной степени способствуют рассматривание предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства, сопровождаемые художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие. Театральные способности дошкольников развиваются в разных видах театрально-художественной деятельности (игры-драматизации, кукольный театр и др.). Этому способствуют и специальные упражнения, занятия с детьми, направленные на развитие интонации, мимики, жеста, позы и походки.

С самых ранних лет у человека есть два класса задатков: это врожденные и приобретенные. А.Н Леонтьев писал: что природные способности - «это не задатки, а то, что формируется на их основе» . Следует отметить, что без общества, то есть без общения с друг другом не было бы и самого человека. Человек никак не может обойтись без социума.

В разработке общей теории, значительный вклад внёс учёный Б. М. Теплов. Он полагал, что есть три определения способностей. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития . Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Б. М. Теплов считал, что способности человека не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей — это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца.

В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. Базовая потребность будет складываться именно в дошкольный период. Эти потребности у всех и будут до конца жизни. Но как они будут взаимодействовать - развиваться, влиять на личность, это все будет складываться в дошкольном возрасте.

На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создаёт благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные конструкторские, организаторские, художественно-изобретательные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития. Целью обучения на занятии в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений, развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл развивающего обучения.

Отечественные психологи и педагоги Запорожец A.B., Пoдъякoв H.H. разработали принципы, содержание и методы умственного развития детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие способностей ребенка.

Доказана необходимость прямого управления развитием способности ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. K старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность связывать между собой, систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, что свидетельствует об овладении ими общественно выработанными средствами познания. Такими средствами являются в области восприятия - сенсорные эталоны, в области мышления - наглядные модели и значения, выраженные в знаковой форме.

Овладение этими средствами познания происходили в деятельности ребенка, направляемой на решение познавательных задач. Таким образом, дошкольное развитие является начальной ступенью образования нашего общества, его необходимо организовать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям и их внутренними и внешними связями реализовало идею развития каждого человека и общества в целом. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Важным моментом развития способностей является их компенсируемость, причём это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врождённые физиологические задатки.

Внимательные родители рано замечают особую склонность своих детей к определенному виду деятельности. Они радуются развитию ребенка и пытаются понять, наблюдают ли они обычный путь созревания детской личности, или их кроха обладает выраженными способностями.

Чтобы утвердиться в своем мнении, важно разобраться, как происходит развитие способностей в дошкольном возрасте, и какие особенные умения могут демонстрировать дети.

Особенности формирования способностей в дошкольном возрасте

Способности – это качества, особая предрасположенность к определенному виду занятий, обеспечивающая успешность в деятельности. Они развиваются на основе задатков, которые передаются по наследству.

Генетический код малыша может включать задатки, доставшиеся ему от родителей, бабушек и дедушек, а также более ранних поколений. Распределяются эти природные ресурсы неравномерно. Щедрая природа может наградить ребенка многочисленными задатками, но может распорядиться и по-другому, не передав по наследству ни одного таланта от предков.

Однако мало иметь в наличии задатки. Они могут развиваться и превращаться в способности. В этом случае ребенок опережает в некоторых видах деятельности своих сверстников, демонстрируя заметные результаты. Но также много шансов, что задатки останутся в дремлющем состоянии и при отсутствии стимулов никак не проявятся.

Поэтому так важно, чтобы взрослые, не ссылаясь на естественный ход детского развития, окружали ребенка полезными игрушками, много общались с ним, помогали ему познавать мир предметов и явлений, предоставляли условия для различных действий и творчества.

Какие способности проявляются у дошкольников

Способности ребенка заявляют о себе после трех лет. Как раз начинается тот возрастной этап, на протяжении которого происходят самые значительные сдвиги в развитии познавательных процессов дошкольника.

В практической психологии способности детей дошкольного возраста разделяют на две группы:

  • общие
  • специальные

Общие способности имеют боле широкое поле проявления и разностороннюю направленность. Считается, что в данном случае имеет место общая умственная одаренность, которая проявляется в разных видах деятельности. К ним же причисляют легкость в установлении контактов с окружающими и коммуникативно-речевые умения.

К специальным способностям относят предрасположенность к художественным видам деятельности. Одни дети, едва взяв в руки карандаш, рисуют уже вполне узнаваемые образы. Другие приплясывают в ритм, заслышав задорную мелодию. Третьи сосредоточенно мастерят из пластилина зоопарк, и поражает сходство их поделок с реальными образами. В каждом из этих случаев проявляются специальные (художественные) способности.

Как формируются общие способности в дошкольном возрасте

Определение «общие» подсказывает, что нужно обязательно уточнять, к чему именно способен ребенок. Что он умеет делать лучше других? Какие действия даются ему легко и приводят к значимым результатам?

Конкретизируя, общие способности разделили на познавательные и практические.

Развитие интеллектуально-познавательных способностей

Изобразительные и декоративно-прикладные склонности реализуются в рисовании, создании аппликаций, в лепке из глины и пластилина. Для успешности в этой деятельности важно не только чутко воспринимать и фантазировать, но необходимы умелые действия, постановка руки. Соответствующие навыки формируются в систематических занятиях. Поэтому развитие художественных способностей ярче проявляется у детей старшего дошкольного возраста.

Обеспечивают восприятие ребенком звуковых ритмов и мелодий. Младшие дошкольники показывают, что они чувствительны к данному направлению, выполняя танцевальные движения в такт музыки. Или же они внимательно прислушиваются, когда звучит мелодия. В 5 лет способные дети уже довольно умело поют, подтверждая данный им от природы музыкальный слух. Не проводя специальной диагностики, чуткие родители замечают склонности своего ребенка к музыкальной деятельности.

За проявлением театральных талантов можно понаблюдать в сюжетно-ролевых играх. Некоторые дети настолько умеют перевоплощаться в героя, роль которого они выбрали, что выдают все то типичное, чем характеризуется их персонаж. Это могут быть элементы мимики, позы, характерная речь. Дошкольники, обладающие театрально-речевыми способностями, охотно участвуют в постановках сказок или сцен из мультфильмов. Их высказывания эмоциональны, а речь и понятно.

Уникальные таланты детей

Перечисляя, к чему способен ребенок дошкольного возраста, нужно отметить, что некоторые умения детей могут быть крайне необычными и редко встречающимися. Кажется, что такие умения появились ниоткуда. Они открываются внезапно, никто их специально не пытался развивать. Природа одарила избранных детей задатками такой высокой степени развития, что они начинают проявляться в первые годы жизни.

В обществе известны композиторы и поэты, которые уже в пятилетнем возрасте написали свои первые произведения. Встречаются 3-летние малыши, так успешно играющие в шахматы, что им проигрывают взрослые.

Есть дети с необычными способностями, на лету запоминающие большие тексты или с легкостью оперирующие числами, проводя операции сложения, вычитания и умножения с многозначными числами в уме.

Важно, чтобы родители таких одаренных детей не вдавались в крайности – не воспринимали выдающиеся способности своих детей как забаву, или не стремились развивать исключительно эту сторону ребенка в ущерб другим. Например, обладая феноменальными умениями счета не столь важно выполнять функции калькулятора. Гораздо важнее развивать математические способности, которые гораздо многограннее арифметических действий, пусть и со сложными числами.

Условия для развития способностей дошкольника

Для того чтобы задатки, заложенные в детях от природы, развивались и превращались в способности, нужна располагающая атмосфера.

С раннего детства ребенок нуждается в познавательных игрушках, соответствующих его возрасту. Дошкольнику важно самостоятельно осваивать функции игрушек, окружающих предметов. Родителям лучше исключить чрезмерную опеку и просто быть рядом, предоставляя возможность ребенку постигать новые качества и характеристики предметов и явлений.

С развитием речевых умений дошкольники задают много вопросов, причем не разрозненных, а углубляющих или расширяющих ответ. Они нуждаются в доступных пояснениях и обращаются к взрослым, чтобы те помогли им выяснить суть.

Для развития художественных талантов следует окружить ребенка теми средствами, которые помогают раскрываться их задаткам. Если дошкольнику нравится рисовать, то в его распоряжении должны быть и карандаши, и краски, и мелки. А если замечена склонность к конструированию, то следует предоставить различные наборы деталей – сделанные из разных материалов, имеющие разнообразные формы и конфигурации.

Со стороны взрослых важны поощрения и подбадривания, чтобы стимулировать дальнейший интерес юного таланта. Особенно вдохновляют детей совместные с родителями творческие сеансы, когда все вместе создают картину или вылепливают набор сказочных героев, поют детские песенки или конструируют технические игрушки.

Способности детей развиваются, и этот процесс зависит не только от природных данных, но и от направленных усилий любящих родителей.

Специальные способности - это индивидуально-пси­хологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятель­ности.

Очень рано начинают развиваться у детей музыкаль­ные способности. Они проявляются прежде всего в высо­кой музыкальности, включающей в себя как ладовое чувство (способность эмоционально откликаться на музы­ку) , так и тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности). Музыкальные спо­собности ребенка выражаются и в способности к слухово­му представлению. Музыкально-репродуктивная способ­ность в сочетании с ладовым чувством и лежит, по мнению Б. М. Теплова, в основе гармонического чувства. Высоко­развитое музыкально-ритмическое чувство, выражающее­ся в способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является показателем музыкальной способности. Музы­кальная одаренность не исчерпывается музыкальностью. В нее могут быть включены и другие качества, такие как богатство воображения, особенности памяти, внимания, жизненный опыт и др.

Музыкальные способности многогранны. Активно раз­виваются в дошкольном возрасте музыкально-двигатель­ные способности. Разнообразны проявления одаренности в этой области (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, К. В. Тарасова и др.). Сюда включается и способность воспринимать музыку, чувство­вать ее выразительность, непосредственно и эмоциональ­но откликаться на нее, и способность оценить красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразитель­ность, проявлять музыкальный вкус в пределах возмож­ности для данного возраста. Особое же внимание исследо­ватели обращают на способность детей выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку. Эта спо­собность, по данным профессора Н. А. Ветлугиной, изучающей ее проявление в музыкальных играх дошколь­ников, выражается: 1) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой; 2) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках вопло­титься в этот образ, в поисках правдивых естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры; 3) в произвольности движений (умение подчинить их ритму музыки, «укладывать» во времени и в простран­стве, коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость); 4) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метрорит­мической пульсации, акцентов, сильных долей метра; 5) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выра­жающейся в придумывании, «сочинении» отдельных эле­ментов музыкальной игры.



Хорошие возможности для развития музыкальных способностей дошкольников созданы в детских садах. Это и регулярно проводимые музыкальные занятия (их проводит музыкальный руководитель совместно с воспита­телем), включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, дет­ские оркестры, праздники, развлечения в детском саду, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми и т. д. Музыкальные способности, музыкальное творчество дошкольников развиваются и в процессе широ­кого использования музыки в игровой деятельности, бы­товой.

Любимейшим занятием дошкольников является рисо­вание. Способности к изобразительной деятельности, так же как и к музыкальной, проявляются рано. Даже если они ярко не выражены, нужно развивать их у всех детей, ибо рисование - такая деятельность, без которой немыс­лимо полноценное развитие личности. Умение рисовать в будущем поможет каждому из наших воспитанников, какую бы профессию он ни избрал. Изобразительная деятельность помогает глубже, полнее узнать окружаю­щий мир, красоту его.

По мнению психологов (В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьев и др.), изобразительные способности представляют собой сложное комплексное образование, включающее в свою структуру ряд необходимых и специфических способно­стей. Среди них в первую очередь отмечают «остроту ви­дения», целостное, ясное восприятие, яркое воображение, зрительную память, точные (согласованные) движения рук. В своем рисунке, лепке, аппликации ребенок отражает не только окружающую действительность, но и свое отно­шение к ней. Вот почему когда речь идет о развитии изо­бразительных способностей, предполагается активное раз­витие не только глаза и руки, но и эмоциональной отзыв­чивости ребенка.

У наиболее способных детей уже в дошкольные годы относительно быстро развиваются острота и точность на­блюдения, умение анализировать воспринимаемый пред­мет. Развитию способностей к изобразительной деятель­ности в значительной степени способствуют рассматрива­ние предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства. Восприятие художественных картин, рисунков талантливых художников содействует формированию у детей понятия «красивый рисунок», кото­рым ребенок начинает пользоваться как мерилом, идеалом в своей дальнейшей изобразительной деятельности.

Специальные исследования (В. А. Езикеева, Н. М. Зу­барева и др.), передовой педагогический опыт убеждают в эффективном влиянии на создание в рисунке ярких об­разов наблюдения природы, рассматривания картин, со­провождаемые художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие. От того, насколько глубоким, индивидуальным будет эмо­ционально-эстетическое восприятие ребенком предмета, в значительной степени зависит и развитие его способ­ности к рисованию.

Велика роль в развитии изобразительных способностей собственной художественной деятельности ребенка. Не­обходимо создавать условия для нее. Специалисты (ху­дожники, педагоги) обращают внимание взрослых на не­обходимость давать детям материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу.

Особо важное значение в развитии изобразительных способностей дошкольника советские психологи и педа­гоги придают обучению, усвоению ребенком с помощью взрослого социального опыта.

Среди специальных способностей выделяют и лите­ратурные способности. Литературные способности, как известно, являются сложным видом способностей. В сово­купности психических свойств, определяющих успех в ли­тературной деятельности, особо значимую роль имеют поэтическое восприятие действительности, наблюдатель­ность, образное мышление, творческое воображение, об­разная память, точный и выразительный язык. Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду (школьный возраст). Однако первые проявления их можно наблюдать уже в среднем и старшем дошкольном возрасте в словесном творчестве детей. Ино­гда элементы словесного творчества встречаются и в более ранний период. Связь с движениями, играми, плясками - характерная особенность этих первых элементов словес­ного творчества в ранний период. «Вообще стихотворе­ния детей в возрасте от двух до пяти всегда возникают во время прыжков и подскакиваний,- отмечает К. И. Чу­ковский.- Если ты пускаешь мыльные пузыри, тебе ес­тественно прыгать с соломинкой возле каждого пузыря и кричать: „Как высоко! Ай, ай, ай!" А если играешь в пят­нашки, тебе нельзя не выкрикивать: „Как могу, так и бью! Как могу, так и бью!"...»

В среднем и старшем дошкольном возрасте эта связь с действием становится не обязательна; дети начинают спе­циально сочинять сказки, рассказы, стихи.

Детские дразнилки, считалки - своеобразная сатири­ческая лирика - являются наиболее распространенным видом детского поэтического творчества («А я боль­ше тебя, а ты меньше комара»). В них стремление ребен­ка к самоутверждению, желание выглядеть сильнее, умнее, смелее путем подчеркивания недостатков других.

Другим видом детского словесного творчества являют­ся сочиненные ими сказки, продолжающиеся истории, рас­сказы. Первые детские рассказы, сказки, стихи как по фор­ме, так и по содержанию в большей части примитивны, подражательны, но они имеют огромное значение для раз­вития психики ребенка в целом.

Развитие словесного творчества предполагает совер­шенствование всех компонентов литературных способ­ностей. В первые же годы жизни - в раннем и дошколь­ном детстве - особое значение, по мнению специалистов, имеет развитие у ребенка способности подлинного воспри­ятия стиха, умения наслаждаться художественной литера­турой. Это способствует развитию поэтического слуха, наличие которого помогает лучше чувствовать красоту и богатство речи. А это важная предпосылка для разви­тия художественных способностей (Б. М. Теплое, А. В. За­порожец, П. М. Якобсон и др.).

К концу дошкольного периода содержание детских сказок, рассказов становится более сложным, увлека­тельным, насыщенным динамизмом, нередко - драматич­ностью, появляются новые, эмоционально окрашенные образы, хотя и в них нетрудно обнаружить влияние знако­мых детям литературных произведений.

Зарождается в дошкольном периоде и способность к театральной деятельности. Дети, проявляющие способ­ность к этой деятельности, обладают относительно вы­сокой художественно-образной выразительностью, живым воображением, высокой эмоциональной чувствительно­стью, эмоциональной памятью. Театральные способности дошкольников развиваются в разных видах театрально-игровой деятельности (игры-драматизации, кукольный те­атр и др.). Этому способствуют и специальные упраж­нения, занятия с детьми, направленные на развитие инто­нации, мимики, жеста, позы и походки.

Интерес к окружающему миру, стремление понять его теснейшим образом связаны с развитием способностей человека. Сложны взаимоотношения между способностя­ми и склонностями. Причинно-следственные связи, про­тиворечия между ними являются, по мнению советских психологов (Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев и др.), важной движущей силой развития способностей. И хотя между ними не всегда полное соответствие (зародившийся ин­терес ребенка к какому-либо делу может в одном случае отвечать, а в другом - не соответствовать имеющимся способностям), без увлеченности, стойкого интереса к определенной деятельности человек не в состоянии достичь высокого уровня развития своих способностей. Пробуж­дение же интереса к определенной деятельности является часто своего рода индикатором способностей ребенка.

Воспитать широкие, устойчивые интересы, выделить среди них центральные, которые отражают главные стрем­ления, склонности ребенка к какой-либо деятельности,- важная предпосылка для развития его способностей. Реа­лизовать ее в дошкольном возрасте не так-то просто. Де­ло в том, что жизненный опыт маленького ребенка еще очень ограничен, каждый день, порой даже час, дарит ему новое открытие об окружающем мире: «Оказывает­ся, божья коровка летает!», «А снег, если его взять в руки, почему-то исчезает, а рукавицы становятся мокрыми!», «Какая красивая дорожка остается на бумаге, если про­вести по ней кисточкой!», «Как интересно играть с куби­ками! Можно построить стул, кровать, мостик. А что еще?»

По мнению советского психолога В. Н. Мясищева, ин­тересы, склонности проявляются в раннем возрасте и на первом этапе опережают развитие способностей. Трудно говорить об избирательности интересов в самые первые годы жизни ребенка - его все интересует, устойчивую привязанность в этот период он проявляет редко. Посте­пенно же под влиянием общения со взрослыми, чтения ска­зок, рассказов, непосредственного знакомства с окружаю­щим миром расширяется кругозор ребенка, зарождается любознательность, которую он все активнее пытается удов­летворить. «Воробьи - это маленькие вороны?», «Как это люди в телевизоре появляются?», «Мама, правда, если мы обезьяну заведем, у нас человек из нее появится?», «А что внутри земли?», «А на чем солнце висит?» - та­кого рода вопросы, вопросы познавательные в собствен­ном смысле слова, особенно часты в среднем и старшем дошкольном возрасте, за что его и называют «возраст почемучек». Наличие именно этого типа вопросов явля­ется показателем познавательной активности ребенка, так необходимой в школе, в дальнейшей его творческой деятельности.

Не у всех дошкольников любознательность развита в достаточной степени. Необходимую предпосылку ее раз­вития психологи видят в ориентировочно-исследователь­ских реакциях, вызываемых новизной окружающих пред­метов. Характер этой новизны не является постоянным, он изменяется. Если в младшем возрасте любопытство ре­бенка вызывает яркая игрушка, неожиданное ее исчезно­вение или появление новой, звон бубенчиков (внешняя сенсорная новизна), то потом, с развитием, свою любо­знательность он проявляет к новизне внутренней, интел­лектуальной. Но такого перехода может и не произойти, если роль ребенка ограничена всего лишь пассивным со­зерцанием окружающего.

Нужно помочь ребенку включаться в процесс актив­ного познания действительности. Ученые обнаружили ши­рокие возможности формирования умственной активно­сти дошкольника в семье и в детском саду. Оказалось, что дети не просто усваивают знания, они активно привносят от себя в этот процесс такое содержание собственного опыта, которое обусловливает возникновение новых, подчас неожиданных знаний в виде догадок, предположений, удивляющих своей новизной и оригинальностью. Важно поддержать данный процесс. А ведь эта незапрограммированная активность может и легко погаснуть, если вос­питатель будет направлять ее в жесткие рамки регла­ментированного обучения.

Исследования выявили: деятельностью, в которой яр­ко проявляется активность дошкольника, является дет­ское экспериментирование. В процессе экспериментирова­ния с новым объектом ребенок может получить совершен­но неожиданную для себя информацию, что часто влечет к изменению направленности этой деятельности, пере­страивает ее. В детском экспериментировании имеют мес­то две тенденции: преобразования раскрывают перед ре­бенком новые стороны и свойства объектов, а новые зна­ния в свою очередь рождают новые вопросы, новые более сложные преобразования.

Детское экспериментирование создает благоприятные условия для наиболее содержательной формы психиче­ской активности детей - творчества, которое не без осно­вания рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообраз­ных форм деятельности.

Созданию интереса к определенному виду деятель­ности, развитию способностей способствует «атмосфера увлеченности», царящая в детском саду, в семье. Увле­ченность взрослых членов семьи общественно полезной деятельностью способствует пробуждению интереса, склонности к ней и детей. «Атмосферой увлеченности» в значительной степени объясняются нередкие случаи, когда дети в семье музыкантов обнаруживают склонность к му­зыке, в семье инженера, рабочего-рационализатора - к конструктивной деятельности, к технике; в семье агро­номов, ботаников, селекционеров - к живой природе, в семье учителей - к педагогической деятельности.

В группах детского сада, где работает воспитатель, любовь к педагогическому труду которого сочетается с увлеченностью живописью, дети, как правило, проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Ха­рактер увлечений педагогов отражается на формирующих­ся интересах, способностях их воспитанников.

Создание атмосферы увлеченности в детском саду - важное условие для развития способностей дошколь­ников.

Другим значимым условием формирования способно­сти является трудолюбие, высокая работоспособность че­ловека. «Вдохновение - гостья, которая не любит посе­щать ленивых; она является к тем, кто призывает ее»,- говорил П. И. Чайковский.

В справедливости высказанного положения убеждают нередкие случаи гибели талантов, печальные истории так называемых вундеркиндов - детей, в раннем возрасте достигших больших успехов в какой-либо деятельности. Известно, например, что Римский-Корсаков уже в двухлетнем возрасте обладал прекрасным слухом и музыкаль­ной памятью; Моцарт очень рано начал играть на музы­кальных инструментах, с трех лет сочинял музыкальные произведения, а в шесть лет написал фортепьянный кон­церт; в четырехлетнем возрасте проявились способности к рисованию у И. Е. Репина. Значительным оказался их вклад в сокровищницу человеческой культуры.

Однако, как показывает жизненная практика, далеко не все вундеркинды достигают значительных успехов на избранном пути. Почему? Что тормозит их развитие? Од­ной из важных причин чаще всего является отсутствие у них трудолюбия, усидчивости, настойчивости.

Об исключительной роли работоспособности, трудолю­бия свидетельствуют и специальные психологические ис­следования. Так, например, советский психолог Н. С. Лейтес, изучавший индивидуальные случаи детской одарен­ности, приходит к выводу: склонность к труду, умствен­ному напряжению представляет собой основополагающий фактор одаренности. «Склонность к труду - это не сопут­ствующее явление и не показатель количественной сто­роны, а как раз то, что во многом определяет и качество достижений». Поэтому, когда речь идет о развитии спо­собностей ребенка, следует иметь в виду необходимость формирования у него умения настойчиво, систематически трудиться, преодоления лени, если та успела пустить свои корни.

Способности ребенка связаны и с его навыками, уме­ниями. Надо помочь ему овладеть не только ориентиро­вочными действиями, но и исполнительской «рабочей» ча­стью деятельности - определенной «техникой» рисования, приемами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальными движениями, умениями действовать с игрушками и др. Владение ими будет способ­ствовать дальнейшему развитию способностей ребенка. Слабое же развитие умений и навыков делает способ­ности бескрылыми, лишает ребенка средств для реали­зации своего замысла, своих способностей.

Важное условие успешного развития способностей до­школьников - знание их во всех отношениях. У одних детей способности рано проявляются и они достаточно ярки, так что их нельзя не заметить. Каково должно быть отношение к таким детям? - развивать дальше их способ­ности. Правильно поступают воспитатели, когда способ­ному, например к рисованию, ребенку дают более слож­ные задания, предъявляют к его результатам более высо­кие требования, развивают стремление помогать другим. Специалисты советуют поддерживать сложившиеся инте­ресы дошкольника, но и не допускать однобокости в его развитии, не пророчествовать. Неправильное отношение взрослых к способностям ребенка ведет к появлению у него целого ряда негативных качеств (зазнайство, вы­сокомерие, тщеславие, эгоизм и др.), что опасно как для самого ребенка, так и для окружающих. Развивая спо­собности дошкольника, важно не забывать о главном - о нравственной основе его личности.

Далеко не всегда способности ребенка лежат на по­верхности. Нередко приходится «раскапывать», отыски­вать их. Необходимо изучать внутренний мир каждого воспитанника, его склонности, интересы, познавать воз­можности дошкольника в разных видах деятельности. Это поможет обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребенок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого ребенка.

Итак, дошкольное детство - период, когда начинают формироваться как познавательные, так и практические и специальные способности.

Важной предпосылкой развития способностей является активность и саморегуляция ребенка. Развитие познава­тельных способностей дошкольника тесно связано с ов­ладением и применением им сенсорных эталонов в перцеп­тивных действиях, с овладением принципами построения и использования модельных представлений в интеллек­туальных действиях.

Из специальных способностей особенно активно развиваются художественные, что связано и с возрастными особенностями дошкольника. Формирование способно­стей - сложный процесс. Важную роль здесь играют воспитание, обучение, та среда, в которой живет ребенок. Взрослые должны не только выявить интересы, склонности ребенка, но и стимулировать детскую активность, наибо­лее содержательную форму его - творчество. Способно­сти дошкольника развиваются в процессе его деятель­ности.

Важный компонент способностей - трудолюбие. Педа­гогам, родителям следует уделить должное внимание фор­мированию этого ценного качества. Взрослые помогут проявить ребенку его замыслы, способности, обучив его специальным умениям.

На развитие способностей дошкольника благоприят­ное воздействие оказывает атмосфера увлеченности, со­творчества, создаваемая в процессе педагогического об­щения воспитателя с детьми.

Литература

Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познаватель­ных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопр. психо­логии. 1983. № 2.

Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1979.

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. 1968.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л. А. Венгера. М., 1976.

Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопр. психологии. 1960. № 1.

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

Поддьяков Н., Парамонова Л. Некоторые новые проблемы умствен­ного воспитания // Дошкольное воспитание. 1985. № 2.

Проблемы способностей / Под ред. В. Н. Мясищева М., 1962.

Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологи­ческой теории//Вопр. психологии. 1960. № 3.

Рыбалко Е. Ф. О проявлениях способностей у детей в дошкольном возрасте // Проблемы способностей. М., 1962.

Склонности и способности / Под ред. В. Н. Мясищева Л., 1962.

Теплое Б. М. Избр. труды. М., 1985. Т. 1.

Вопросы для повторения

1. Что понимается под развитием способностей советскими психо­логами?

2. В чем проявляются познавательные способности? Как протекает их развитие в дошкольном возрасте?

3. Как развиваются практические способности?

4. Какие из специальных способностей активно развиваются в до­школьном возрасте? По каким показателям воспитатель может судить о наличии у ребенка способностей к изобразительной деятельности, музыкальной, театрально-художественной?

5. Какова роль трудолюбия в развитии способностей?

Практические задания

1. Продумайте, какие методы, конкретные методики можно исполь­зовать с целью изучения художественных способностей детей старшего дошкольного возраста. Обоснуйте ваш выбор; апробируйте продуманную вами методику и методы исследования, проведите анализ полученных данных.

2. Разработайте тематику психолого-педагогических консультаций для родителей по проблеме формирования способностей дошкольника. Подберите научно-популярную литературу по данной проблеме.