Воскресенье, 01 Май 2016

Первомай - 1 мая, в том числе и один из следующих праздников:
День международной солидарности трудящихся, Праздник весны и труда, День Труда

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА

1 Мая - один из самых странных всемирных праздников. Даже его родословная ведёт своё начало с подавления чикагской городской полицией 1 мая 1886 года беспорядков, вспыхнувших во время демонстрации местных рабочих.

1 мая 1886 года чикагские рабочие организовали забастовку и демонстрацию с требованиями 8-часового рабочего дня. Все это закончилось кровопролитным столкновением с полицией. В ответ на выстрелы из толпы полиция открыла огонь, что привело к массовым жертвам среди демонстрантов. Конечно, полиция, как часто это бывает, превысила свои полномочия, однако вряд ли американским пролетариям стоило винить в происшедшем только органы правопорядка, забывая о действиях местных анархистов, явно пытавшихся выстрелами из револьверов и метанием бомб вызвать ответный огонь на поражение. Неудивительно, что празднование Дня солидарности трудящихся часто перерастало в столкновения с полицией. Через три года Парижский конгресс 2-го Интернационала назвал 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.

В Российской империи этот праздник впервые был отмечен в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На следующий год в Петербурге состоялась первая маевка. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями. В 1917 году 1 мая впервые отпраздновали открыто. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами Коммунистической партии «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов».

По настоящему «массовым праздником» 1 мая стал в СССР. И это действительно был праздник для советских трудящихся, получивших дополнительно два выходных дня, а усилиями большевиков майские гуляния были превращены в некое подобие латиноамериканских карнавалов, носивших в отличие от последних «обязательный характер», с «идеологически выверенными» транспарантами, лозунгами и улыбками. «Лучшие из лучших» удостаивались чести пройтись по главной площади страны перед Мавзолеем. Но такими избранными были не сами рабочие, а их «представители» — главным образом лидеры и активисты профсоюзного движения.

Долгое время 1 Мая отмечалось как День международной солидарности трудящихся всех стран. А в 1997 году этот праздник переименовали в Праздник весны и труда.

А еще Первомай называли праздником весны. Он действительно был первым весенним праздником, не считая Пасхи. Люди радовались обновлению природы и дружно шли на демонстрацию. Она была не только политической акцией. Она давала возможность встретиться с друзьями, увидеть свой коллектив, школу всю сразу. После демонстрации люди по-дружески объединялись, принимали гостей. Праздничный стол был обязательным атрибутом Первомая.

А потом началась перестройка. От всенародного праздника осталось только два выходных дня. Называться он стал скромненько — Праздником весны и труда. Демонстрации на улицах сел и городов прекратились.

Сегодня этот некогда идеологический праздник, утратил свой политический характер, и каждый из нас по-своему встречает и отмечает 1 мая. Но до сих пор многие помнят легендарные «МИР! ТРУД! МАЙ!». И чтобы не стояло за этим лозунгом, пусть 1 мая всем нам принесет только радость (от труда), мир и май! С праздником, с Первомаем!!!

Подавляющее большинство белорусских и российских граждан, которые выйдут на первомайские демонстрации, вряд ли представляют себе, что, по сути дела, являются продолжателями языческих традиций.

Три тысячи лет назад жители Древней Италии поклонялись богине Майе, покровительнице земли и плодородия. В честь богини последний весенний месяц и был назван маем, а в его первый день устраивались торжества: дабы затраченный весной труд — вспахивание земли, посевная — не прошел даром.

Апеннинский народ, который в честь Майи гулял, танцевал и пел — в общем, веселился до упаду — также не догадывался о том, что пять тысячелетий спустя их языческий праздник станет идеологическим знаменем коммунизма.

За минувшие пять тысяч лет обычаи древней Италии распространились по всей Европе. В Англии, Шотландии и Франции привыкли в этот день к массовым гуляньям и шествиям. В Сицилии все от мала до велика в первомайские дни собирают луговые желтые ромашки, которые, по местным поверьям, приносят счастье. В Испании 1 мая считается праздником всех цветов, которые распускаются к этому времени, и молодые люди дарят их своим избранницам. В Германии, согласно поверьям, жители накануне праздник должны сидеть дома и не выходить. И все это из-за боязни стать легкой добычей ведьм, устраивающих в «день международной солидарности» свой шабаш на лысой горе Броккен. Но с какими бы традициями народы ни связывали 1 мая, для большинства людей это просто весенний праздник. Праздник любви, обновления и ожидания лучших перемен.

ЧИКАГО - РОДИНА ПЕРВОМАЯ

Всего сто с небольшим лет назад, Америка представляла собой страну совсем не «американской мечты». В 1880 году средняя стоимость жизни составляла 720 долларов в год, а годовая средняя зарплата рабочих в промышленности была около 300 долларов в год. При этом средний рабочий день составлял 11-12 часов, а нередко и все 15. Каждый шестой ребенок работал в промышленности, получая половину зарплаты взрослого за одинаковую работу. Что такое охрана труда никто не знал. Все эти данные взяты из заключения Бюро трудовой статистики, представленного Конгрессу США. В конце этого заключения делается вывод: « Люди должны умирать для того, чтобы процветала индустрия».

Естественно, рабочие уже пытались, организовано бороться за свои права. Однако мирные шествия, подача петиций вызывали реакцию раздражения и ненависти у власть имущих, более того по свидетельству американского историка Ф. Фонера:"Для отрядов конной полиции или для пеших полицейских, когда они шли сомкнутых строем, стало излюбленным занятием разгонять при помощи дубинок любое скопление рабочих. Дубинка была «беспристрастным» орудием: она одинаково избивала мужчин, женщин, детей и глазеющих лавочников". В ответ стали возникать вооруженные группы для охраны рабочих от нападения полиции и войск. Первая такая группа была создана чикагскими анархистами в 1875 году.

Чикаго был признанным центром рабочего движения в США в 80-х годах. В городе действовали отделения Ордена рыцарей труда, Американской федерации профсоюзов, Социалистической рабочей партии. Но основное влияние на рабочих имели анархисты, объединенные в Международное товарищество трудящихся. Лидерами их стали Альберт Парсонс и Август Шпис, прежде активные функционеры профсоюзов. Разуверившись в легальной политической деятельности, поняв, что парламентские выборы есть лишь «изобретение буржуазии для обмана рабочих», они начали искать новые методы борьбы с эксплуатацией пролетариата капиталистами и государством, с полицейским террором. Главным средством борьбы они видели"создание вооруженных организаций рабочих, готовых с оружием в руках защищать свои права от всяких посягательств на них", главной своей целью - полное уничтожение системы насилия и эксплуатации.

Активность и бескомпромиссная позиция анархистов привлекли к ним рабочих. За один лишь 1883 год из Социалистической рабочей партии в Международное товарищество трудящихся перешли 1500 человек. Они участвовали в организации большинства забастовок на Среднем Западе США, помогая рабочим, не смотря на принадлежности к партиям и союзам или политическим и социальным взглядам.

В 1884 году Федерация профсоюзов приняла резолюцию: с 1 мая 1886 работать не больше 8 часов; установить эту продолжительность рабочего дня явочным порядком и добиваться ее признания всеобщей забастовкой.
Руководство крупнейшей по численности организации США — Ордена рыцарей труда, согласившись с лозунгом 8-часового рабочего дня, отказалось поддержать его забастовкой, а в марте 1886 года прямо запретила своим членам бастовать 1 мая.

Чикагские анархисты сначала отрицательно отнеслись к лозунгу 8-часового рабочего дня. Лидер чикагских анархистов, Альберт Парсонс, писал: « Согласиться с тем, что капиталисты имеют право на 8 часов нашего труда, — это факт, признающий справедливость наемного труда… 8 часов могут оказаться подачкой, которую капиталисты бросят рабочим, чтобы удовлетворить их и заставить отказаться от борьбы за свержение наемного рабства». Однако, поняв, как глубоко этот вопрос волнует рабочих, и, не желая оставаться в стороне от массового и исторически прогрессивного движения, анархисты присоединились к нему. Они сразу перевели движение в область практических дел, и в результате, наиболее массовое, активное и успешное выступление 1 мая 1886 года было именно в Чикаго.

1 мая в США бастовали 350 тысяч человек (11562 предприятия), еще около 100 тысяч сумели добиться принятия своих требований до начала всеобщей забастовки. После нее сокращения рабочего дня до 8 часов добились около 200 тысяч, примерно столько же — сокращения с 12 и более часов до 9-10.

В Чикаго, как уже говорилось, движение было наиболее массовым. 1 мая здесь бастовали свыше 40 тысяч человек (около 50 тысяч добились своего до мая 1886-го), не работало ни одно предприятие. В этот же день в газете «Мэйл» появилось требование расправиться с Парсонсом и Шписом — «главными организаторами беспорядков». Власти ждали лишь предлога для своей мести. И выжидали недолго.

На одном из заводов Чикаго объявили локаут, 1,5 тысячи человек были уволены. В ответ рабочие объявили забастовку. 3 мая на завод прибыли штрейкбрехеры. Рабочие их встретили митингом у проходной, но полиция разогнала его, используя оружие. 4 человека были убиты, десятки ранены. В тот же вечер появились листовки с призывом собраться на митинг протеста против террора полиции. К середине следующего дня мэр города дал разрешение на его проведение, и вечером 4 мая на Хэймаркет-сквер собрались 3 тысячи человек, в том числе женщины и дети. Выступавшие требовали проявить твердость и организованность в борьбе за свои права. Выступавший в это время анархист Филден успел лишь крикнуть, что это мирный митинг, и тут кто-то бросил бомбу…

Один полицейский был убит, 53 ранено. Тут же был открыт огонь, полицейские преследовали людей, избивая и расстреливая мужчин, женщин и детей. В той бойне погибли десятки, ранено 200 людей.

На следующий день полиция громила рабочие клубы, типографии, без всяких ордеров вламывалась в квартиры, арестовывала"подозрительных". Сотни человек были схвачены и подверглись пыткам, их заставляли лжесвидетельствовать и доносить. Через несколько дней большинство было выпущено. Обвинительное заключение предъявили восьмерым.

Эти люди были особенно ненавистны властям предержащим - не столько из-за убеждений (все они были анархистами), сколько из-за того, что благодаря им Чикаго стал главным центром рабочего движения в США. Кроме Филдена, никого из них не было на митинге в момент взрыва, поэтому обвинили их не в организации взрыва, а в убийстве: обвинение основывалось на том, что неизвестный террорист действовал под впечатлением их речей.

Парсонсу удалось скрыться в подполье, но к началу суда он сдался, желая разделить судьбу своих товарищей.

Присяжным была дана инструкция: приравнивать к убийству агитацию рабочих за объединение для защиты своих прав. Но и ее не требовалось: присяжные — все как один, управляющие предприятиями- до начала процесса говорили о своей убежденности в виновности обвиняемых и о том, что они вынесут соответствующее решение.

Суд шел около месяца, в заключительном слове прокурор сказал: " Здесь решается вопрос о законности и анархии. Коллегия присяжных отобрала этих людей из числа других и предала их суду потому, что они были вожаками. Они виновны не в большей мере чем, те тысячи, которые идут за ними. Господа присяжные заседатели, осудите этих людей, и пусть это послужит примером для других. " Приговор гласил: семерым — смертная казнь, одному — 15 лет лишения свободы. Филдену и Швабу заменили смертную казнь на пожизненное заключение; Линг покончил с собой.

11 ноября 1887 года Парсонс, Шпис, Энгель и Фишер были повешены. Но уже в 1893 году всех амнистировали за недосказанностью их вины.

А в декабре 1888 года Сент-Луисский съезд Американской Федерации Труда решил назначить 1 мая 1890 года днем общенационального выступления за права рабочих.

Чуть позже конгресс Второго Интернационала постановил праздновать 1 мая как день международной солидарности трудящихся.

1 мая - один из тех праздников, который имеет и языческие, и социальные предпосылки для возникновения. Но об это не каждый знает, что делает праздник менее популярным. Каждый человек должен стремится к росту, развитию, сближению с природой и своими истоками. 1 мая - и есть тот, праздник, который организует человека, показывает, что человек должен трудится, обращает внимание на необходимость большего слияния с природой через труд. Ведь человек стал таким, какой он есть благодаря труду и его деятельности.

Праздник 1 Мая или Первомай хорошо известен в России, США, странах Европы и отмечается 1 мая, либо в первый выходной месяца. В недалеком прошлом, в Советском Союзе – первомайские торжества именовались как «День международной солидарности трудящихся», имели статус государственных, с установленными выходными днями.

В других государствах празднование, проходящее в первых числах весеннего месяца, называют «День весны», «День труда», и т.д. В России с 1997 года первый день мая именуется как «Праздник весны и труда». Истоки Первомая принято искать в язычестве, он является популярным среди граждан, с географией, охватывающей несколько континентов.

Языческие корни 1 мая

Отмечать праздник весны начали еще древние римляне около 3 тыс. лет назад. После посева, для получения хорошего урожая, приносились жертвы богине земли и плодородия Майе. Древние греки срубали ветви у священной сосны Аттис, наряжали их украшениями из меха и торжественно вносили в пантеон. По дороге они танцевали, пели песни и радовались, пытаясь умилостивить силы природы. Возможно, с тех времен и пошла традиция весеннего празднества.


Во Франции, Германии, Австрии и некоторых других странах Западной Европы ночь с 30 апреля на 1 мая известна как «Вальпургиева ночь». По народным поверьям, именно в это время проходит разгул «нечистой силы». Народ собирается вместе, жжет костры, водит вокруг них хороводы, поет песни и даже стреляет, чтобы таким образом отпугнуть «нечисть».

Вопреки распространенному мнению, «праздник Первомай» придумали не в Советском союзе. Еще в 1856 году рабочие Австралии вышли на улицы, требуя сокращения рабочего дня. Успехом эта идея увенчалась не сразу, но праздник у них появился.

Тридцать лет спустя, в первых числах мая 1886 года, прошли митинги рабочих в Канаде и США. 4 мая в Чикаго погибли 6 человек, народ рассердился и вышел снова. В результате взрыва и перестрелки погибли 8 полицейских и 4 рабочих, появились десятки раненых. Пойманных зачинщиков показательно казнили — а затем посмертно оправдали, поскольку была доказана их непричастность к взрыву.

Именно в память об этих событиях с 1890 года отмечался день солидарности рабочих всего мира.

В Российской империи праздник был неофициальным. Впервые его отметили миллионной демонстрацией в 1918 году. Праздник получил название День Интернационала. Название «Первомая» время от времени менялось, в итоге он стал называться Днем международной солидарности трудящихся.

В этот день в городах и селах Союза люди выходили на главные улицы и проспекты, чтобы продемонстрировать верность социалистическому курсу развития, стремление к общим идеалам и прочие доказательства лояльности к власти. Для многих это также означало «не лишиться премии» или «получить отгул, когда нужно»: чем ближе к 90-м, тем меньше было желающих стремиться к коммунизму бесплатно. Солидарность выражалась, как правило, в лозунгах, учитывающих остроту момента: если в какой-то стране загнивающего Запада капиталисты притесняли рабочих, последних непременно жалели.

День труда парадоксальным образом стал выходным: некому работать, когда все на демонстрации. Второе мая тоже объявили праздничным днем, чтобы люди могли выехать на природу или дачу. Это оказалось очень удобно. Кстати, подзабытое нынче слово «маевка» означало не саму демонстрацию, а именно такое празднование на следующий день.

Как называется 1 мая сегодня

С 1992 года в России отмечается праздник весны и труда, так он называется и сейчас. Официальные демонстрации проводятся и сейчас, но организовывают их разные партии, получившие разрешение на шествие, можно присоединиться к тем, чьи лозунги вам ближе. Впрочем, для большинства россиян это теперь просто лишние выходные дни, которые можно провести по своему усмотрению.

Праздник 1 мая до сих пор отмечается в СНГ, в странах Европы и обеих Америк, а также в Азии (причем не только в Китае и КНДР, но и, например, в Таиланде).

1 мая во многих городах мира празднуют День труда. Этот праздник отмечают в память о борьбе рабочих за свои права в конце XIХ — начале XX века.

История праздника

В середине XIX века с ростом производства все больше людей в индустриальных странах (Европе, США, России и т.д.) покидали деревню и переезжали в город, где устраивались работать на фабрики и заводы. Рабочий день трудящихся за вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтрак и ужин) длился 12-15 часов. Привычных для нас выходных — субботы и воскресенья — не было.

Плакат «Первое мая». Художник Василий Васильевич Сурьянинов. Репродукция. Фото: РИА Новости / В. Шияновский

Тяжелый физический труд мало оплачивался, рабочие испытывали недостаток еды и жили в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Широкое распространение получил дешевый детский труд.

Все это привело к обострению социальной обстановки. Рабочие стали объединяться в профсоюзы и устраивать стачки, требуя повышения заработной платы, восьмичасового рабочего дня и прочих улучшений условий труда. При этом среди них стали распространяться социалистические и коммунистические, а также анархистские идеи. Наиболее радикальные сторонники этих идей призывали к социальной революции — установлению власти рабочих.

1 мая 1886 года Чикаго (США) прошла мирная демонстрация трудящихся с требованием установить восьмичасовой рабочий день. Митинг был жестоко разогнан полицией, четверо демонстрантов погибло. Вечером того же дня провокаторы бросили бомбу в отряд полиции. Полицейские открыли огонь по толпе. От взрыва и перестрелки десять человек погибло, десятки людей получили ранения.

По обвинению в организации теракта казнили четверых рабочих-анархистов. Хотя вина осужденных не была доказана.

В память об этих трагических событиях летом 1889 года Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днём солидарности рабочих и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями по всему миру. Впервые 1 мая отметили в 1890 году рабочие Бельгии, Франции, Германии, США, Дании, Испании и некоторых других стран.

Когда 1 мая начали отмечать в России?

Первомайская демонстрация в Пскове. 1917 год. Фото: Commons.wikimedia.org / архив Остроголового