Протокол

cобрания опекунов, попечителей и приемных родителей

Тема: «О социальной поддержке детей из опекунских и приемных семей»

Председатель: Заместитель Главы Администрации ЗАТО Северск по социальной политике

Секретарь: ведущий специалист отдела опеки и попечительства Управления образования

Присутствовали: врио начальника Управления образования, начальник отдела опеки и попечительства, специалисты отдела опеки и попечительства, директор ОГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск» , психолог центра, директор ГУ «Центр занятости населения ЗАТО Северск» , специалист ОГУ «КЦСОН ЗАТО Северск» , специалист Управления молодежной и семейной политики, культуры и спорта, ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, директора школ № 80 , №90 , заместители директоров по правовому воспитанию школ № 000, 87, 88, СФМЛ, 76 опекунов, попечителей, 8 приемных родителей

Повестка:

1. Приветствие, вступительное слово заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск по социальной политике.

2. Об итогах контрольных обследований условий жизни подопечных детей и об отчетах опекунов по использованию денежных средств подопечных детей. Начальник отдела опеки и попечительства.

Согласно приказу Управления образования специалистами образовательных учреждений в ноябре 2011 г. проведено контрольное обследование условий жизни подопечных детей. Все представленные в отдел опеки и попечительства акты соответствуют предъявляемым требованиям, выполнены по форме, утвержденной приказом Департамента по вопросам семьи и детей Томской области № 000 - п19.09.2011 г. Опекуны, попечители, приемные родители добросовестно исполняют обязанности по воспитанию и содержанию детей. В двух случаях установлено, что дети проживали с родителями, лишенными родительских прав. Опекуны отстранены от исполнения обязанностей, матери восстановлены в родительских правах. В образовательных учреждениях проведено диагностическое исследование межличностных отношений в опекунских и приемных семьях, в ходе которого выявлено, что лишь в 5 % случаев наблюдаются напряженные отношения между опекунами и детьми. Приняты отчеты опекунов и приемных родителей о расходовании денежных средств, принадлежащих подопечным, в одном случае обнаружено нарушение, которое устранено.

3. О службе сопровождения опекунских и приемных семей. Директор ОГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск» , психолог центра.

С 01.03.2012 на базе центра начата работа по сопровождению опекунских и приемных семей, в случае необходимости для решения имеющихся проблем опекуны могут обратиться к психологу центра Мацеля Оксане Владимировне по адресу: , т. всем присутствующим вручены визитки специалиста.

4. Об организации летнего отдыха подопечных. Специалист Управления молодежной и семейной политики, культуры и спорта, специалист ОГУ «КЦСОН ЗАТО Северск» .

Управлением молодежной и семейной политики, культуры и спорта в городском доме культуры им. Н.Островского 30,31 марта и 1 апреля 2012 года проводится ярмарка путевок в детские оздоровительные лагеря «Восход», «Зеленый мыс», «Березка», законные представители несовершеннолетних могут обратиться с паспортом, копией свидетельства о рождении ребенка и справкой из школы и приобрести путевку за родительскую плату.

– дети из опекунских и приемных семей могут быть обеспечены бесплатной путевкой в загородные лагеря Томской области, санатории «Синий утес» и «Профилакторий» при наличии медицинских показаний, а также могут отдохнуть в санаториях и лагерях Краснодарского края . Для получения путевок необходимо обратиться в ОГУ «КЦСОН ЗАТО Северск» по адресу: ул. Свердлова, 2а, тел..

5. Об организации летнего трудоустройства подопечных. Директор ГУ «Центр занятости населения ЗАТО Северск» .

Дети из опекунских и приемных семей в возрасте 14-17 лет в летний период могут быть трудоустроены, кроме заработной платы получить дополнительную материальную доплату. Для трудоустройства необходимо позвонить в Центр занятости по тел. и договориться о дате и времени приема.

Обсуждение информации. В ходе обсуждения от опекунов и приемных родителей поступили следующие вопросы:

Опекун: о целесообразности предоставления дважды в год копий Постановления о назначении опеки в образовательные учреждения для обеспечения подопечных бесплатным питанием; о необходимости получения разрешения на пользование пенсией ребенка, об индексации денежных средств, хранящихся на счетах несовершеннолетних. Рекомендовано: выяснить в банке более выгодный процент по вкладам и переводить денежные средства с разрешения органов опеки и попечительства на вклад с более выгодным процентом, предоставление копий документов необходимо в связи с утвержденным порядком.

Опекун: в собственности у подопечной Фурсовой Юлии комната с подселением, места общего пользования в квартире нуждаются в капитальном ремонте , квартирой интересуются «черные риэлтор ы», как сохранить жилье? Рекомендовано: обратиться к специалистам отдела опеки и попечительства о защите имущества несовершеннолетней и признания жилья непригодным для проживания.

Приемный родитель: прошу рассмотреть вопрос о возможности предоставления для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, мест в ДОУ вне очереди.

– Федеральным законом для детей данной категории льгота на внеочередное получение путевки в ДОУ не предусмотрена.

Опекун: мой подопечный Реутов Владислав часто болеет, ему 3,5 года, в стационаре опекуну возможно пребывание с ребенком только платное, оплата за сутки составляет 100 руб. Правомерно ли это? – Законодательством предусмотрено, что взрослые могут находиться в стационаре и осуществлять уход за детьми в возрасте до 3 лет.

Решение:

1. Принять информацию к сведению.

2. Проводить собрания опекунов с периодичностью раз в полгода.

Протокол от 24.11.2016 года

Заседания «Круглого стола» с опекунами.

Председатель – Иванова И.Л.

Присутствовали:

Специалисты органов опеки и попечительства Администрации МО «Красногорский район», опекуны (попечители), приемные родители

Повестка дня:

  1. Осуществление контроля органами опеки и попечительства за условиями содержания и воспитания детей, переданных в замещающие семьи (справка и характеристика из ОУ, временная регистрация, получение гражданства и паспорта, фотографии).
  1. Осуществление надзора за соблюдением опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, в том числе обязанность по взысканию алиментных обязательств с лиц, лишенных родительских прав (замена взыскателя, признание безвестно отсутствующим, привлечение к административной ответственности, взыскание неустойки, ежеквартальная отчетность).

(Иванова И.Л. – начальник сектора опеки)

  1. Исполнение постановления Правительства УР №594 от 23.12.2013 года «О порядке обеспечения сохранности закрепленных жилых помещений» (акты сохранности, своевременная оплата и сохранность).
  1. О предоставлении ежегодной отчетности в соответствии с постановлением Правительства РФ №423 от 18.05.2009 года (сумма на питание, замечания, ответы на вопросы).

(Веретенникова Н.В. – ведущий специалист сектора опеки)

  1. Отдых и оздоровление детей (написание заявлений на январь 2017 года).

(Иванова И.Л. – начальник сектора опеки)

  1. Включение в республиканский банк по жилью (необходимые документы, гражданство, паспорт).

(Веретенникова Н.В. – ведущий специалист сектора опеки)

  1. Вопросы и ответы.

Заседание «Круглого стола» открыла начальник сектора опеки и попечительства

И.Л. Иванова

  1. По первому и второму вопросу Ивановой И.Л. было напомнено, что в соответствии со ст. 36 ГК РФ, ст. 24 №48 – ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства обязан осуществлять надзор за соблюдением опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, п. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, п.1 ст. 37 ГК РФ определяет, что доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Таким образом, на опекунах и попечителях лежит обязанность по содержанию опекаемых, что включает в себя и обязанность по взысканию алиментных обязательств с лиц, лишенных родительских прав. При наличии злостных неплательщиков алиментов, которые являются лицами, лишенными родительских прав, и обязанными выплачивать алименты, будем ходатайствовать перед судебными приставами о привлечении данных лиц к уголовной ответственности и о взыскании с них неустойки. Кроме того, всем опекунам, опекаемым которых причитаются алименты, необходимо завести отдельные сберегательные книжки (для удобства) по взысканию алиментов. А также необходимо обратиться в службу судебных приставов за постановлением о расчете задолженности по алиментам, в суды УР (в которых родители детей были лишены родительских прав), в прокуратуру того района, где был суд. Все эти процедуры необходимо сделать тем опекунам (попечителям), у которых необходимо заменить взыскателя алиментов и где необходимо взыскать неустойку по алиментам. Также все опекуны (попечители), приемные родители получили памятку.

По пятому вопросу Иванова И.Л. проинформировала о выделении 2-х путевок в загородный лагерь на зимние каникулы с 03.01.2017-09.01.2017 года и желающие могут подойти в сектор опеки. По окончании встречи всем опекунам (попечителям), приемным родителям, где есть дети от 3-х до 14 лет были выданы новогодние подарки.

  1. По четвертому вопросу Н.В. Веретенникова еще раз напомнила порядок обеспечения сохранности закрепленных жилых помещений. За детьми-сиротами закрепляются жилые помещения, в случае если они являются собственниками жилого помещения или членами семьи нанимателя по договору социального найма. Имеется постановление правительства УР от 23.12.2013 года № 594 «О порядке обеспечения сохранности закреплённых за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей жилых помещений». В Порядке указывается, что сохранность жилья должна способствовать возврату ребенка в закреплённое жилое помещение. п.5 порядка сообщает о том, что опекуны, законные представители обязаны обеспечивать сохранность и надлежащее состояние закреплённого жилого помещения, уведомлять орган опеки обо всех фактах, влияющих на сохранность, о проведении ремонта, изменениях технического состояния, о задолженности за коммунальные услуги, о налогах (в случае, если жильё в собственности). Нами организуются плановые проверки дважды в год проверки и внеплановые с привлечением специалистов других ведомств, организаций. По результатам проверки органом опеки и попечительства в течение 3-х рабочих дней составляется акт проверки сохранности жилого помещения. Копия акта проверки направляется законным представителям. гл.3 обязывает опекунов, приёмных родителей оплачивать закреплённое жилое помещение. Сведения об оплате отражаются в отчётах опекунов. Опекуны должны принять меры по перерасчёту размера по отдельным видам коммунальных услуг. гл.4 обязывает эффективно использовать закреплённое жильё в случае отсутствия ребенка там - сдавать в поднайм; -на основании договора аренды, - передачи в доверительное управление. Средства полученные в результате исполнения договоров перечисляются на лицевой счёт детей и отражаются также в отчётах опекунов. гл.5 расписан порядок принятия мер по предотвращению незаконных сделок с закрепленными жилыми помещениями. Орган опеки выдаёт предварительное разрешение на распоряжение имуществом и организует межведомственное взаимодействие с регпалатой, чтобы не было незаконных сделок. В гл.6 принят порядок по недопущению незаконного вселения в закреплённое жилое помещение. Без разрешения органа опеки все сделки с жилым помещением запрещены. В случае незаконного вселения в данное жильё нужно незамедлительно сообщить в орган опеки и попечительства. За год до исполнения ребенку 18 лет, а также за один год до окончания пребывания его в образовательном учреждении подготовить жилое помещение для возвращения ребенка в дом. Хочется сказать, что не забываем, при получении паспортов детьми включать в республиканский список нуждающихся в предоставлении жилого помещения, но для этого еще раз необходимо посмотреть, имеется ли у Вашего ребенка гражданство. Сроки для включения в список очень маленькие, поэтому не тянем со сбором документов.

Кроме того, по четвертому пункту повестки Наталья Викторовна довела информацию как правильно необходимо заполнять годовой отчет опекунов. В которой еще раз напомнила о своевременной сдаче отчетов, правильном оформлении, целевом расходовании денежных средств и правильном оформлении документации. Отрадно, что все опекуны отчеты за 2016 год сдали своевременно. Отчеты уже можно сдавать в декабре, формируйте документы правильно, суммы могут превышать денежные средства на содержание ребенка, но меньше перечисленных нами сумм быть не может.

Постановили:

  1. Принять к сведению информацию, предоставленную органами опеки и попечительства.
  2. Рекомендовать опекунам (попечителям), чьи дети имеют право на получение алиментов усилить работу со службой судебных приставов и завести отдельные сберегательные книжки для накопления алиментов.
  3. Рекомендовать опекунам (попечителям) более ответственно относиться к сохранности закрепленных за детьми жилых помещений и защите имущественных прав подопечных.
  4. Всем опекунам (попечителям) принести в органы опеки и попечительства фотографии подопечных для помещения их в личные дела опекаемых детей.
  5. Всем опекунам (попечителям) вести контроль сроков договоров соц. найма, поднайма, временной регистрации детей по месту проживания опекуна.
  6. Опекунам, чьи дети имеют жилое помещение в собственности заключить договора поднайма совместно с органами опеки.

Отдел опеки и попечительства

(Выявление, учёт, устройство. Усыновление. Учет в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан. Организация подготовки граждан, выразивших желание стать опекуном/попечителем/усыновителем. Назначение и контроль выплат единовременного пособия при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) приемной или патронатной семье, вознаграждения приемным родителям. Организация летнего оздоровления детей-сирот. Представление интересов несовершеннолетних в судах. Отчёты в МО и ПО РО) – Мартыненко Елена Николаевна .

Ведущий специалист по защите и охране прав детства (Сопровождение подопечных и их семей. Назначение и контроль выплат денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя). Осуществление надзора за деятельностью опекунов, оценка соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных и исполнению обязанностей. Защита прав и законных интересов, личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан. Организация диспансеризации детей-сирот. Принятие мер по возвращению детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью. Представление интересов несовершеннолетних в судах, принудительное исполнение решений судов, в том числе связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу) – Шостак Елена Валерьевна .

Ведущий специалист по защите и охране прав детства (Постановка детей-сирот на жилищный учёт. Защита прав и законных интересов, личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан. Защита прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Запрос необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях. Постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представление интересов несовершеннолетних в судах. Отчёты в МО и ПО РО ) – Радько Ольга Александровна .

Методист по охране прав детства (Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, обеспечение защиты их прав и законных интересов. Ведение банка семей, находящихся в социально опасном положении. Выявление проблем, возникающих в семье, и направление родителей (законных представителей) детей, а в случае необходимости самих детей и их иных родственников, в соответствующие учреждения для получения помощи. Организация досудебного разрешения конфликта или урегулирования споров между гражданами в отношении несовершеннолетних. Представление интересов несовершеннолетних в судах) – Рожкова Ксения Павловна .

Юрисконсульт (Организация разъяснительной работы населению в правовых вопросах по охране прав и защите интересов несовершеннолетних детей. Выдача разрешений на снятие, перевод денежных средств с лицевых счетов несовершеннолетних. Представление интересов несовершеннолетних в судах, у нотариуса и пр. при регистрации сделок с недвижимостью. Работа с заявлениями граждан по вопросам: отчуждения имущества, несовершеннолетних детей: о выдаче уведомления об обременении имущества несовершеннолетних за счёт средств материнского капитала; изменения Ф.И.О. несовершеннолетних; снижения брачного возраста несовершеннолетних. Досудебное мирное урегулирование спора о порядке общения с ребенком) – Грошева Валентина Нимофеевна .

Родительское собрание опекунов и попечителей.

9 апреля 2014 года прошло родительское собрание опекунов и попечителей на тему: «Наши дети!».

Рассматривались следующие вопросы:

1. Дальнейшее обучение и трудоустройство выпускников школы. По данному вопросу выступила- зам. начальника отдела профориентации и профобучения Калякина Валентина Александровна. Она подробно объяснила родителям, как устроить дальнейшее обучение и устройство на работу выпускников школы, какие выплаты получат дети оставшиеся без попечения родителей, как их получить и какие документы для этого потребуются.

2. Летний отдых опекаемых и приемных детей. По данному вопросу выступила инспектор органов опеки - Андреева Елена Викторовна. Она объяснила родителям как правильно устроить отдых детей, какие лагеря отдыха примут детей, в какие смены. У родителей была возможность сразу написать заявление на отдых детей в загородный лагерь отдыха.

3. Организационные вопросы. Вела собрание инспектор по правам детства школы- интерната Балабанова Ольга Владимировна. Были затронуты вопросы по внешнему виду учащихся, посещаемость уроков учащимися. Одним из основных вопросов был вопрос по взаимодействию семьи и школы.

Результатом собрания было проявление интереса родителей к обсуждаемым вопросам.



Общешкольные родительские собрание.

15 февраля 2014 года на основании общешкольного плана работы, в рамках месячника гражданско-правового воспитания в школе прошли родительские собрания для родителей 1-4 классов по теме «Воспитание детей без насилия», и родителей 5-10 классов «Роль семьи в формировании у ребенка правосознания и ответственности».

План проведения общешкольного родительского собрания для 5-10 классов «Роль семьи в формировании у ребенка правосознания и ответственности».

Цель: познакомить с нормативными документами, регламентирующими обязанности родителей по воспитанию у ребенка правосознания и ответственности, обсудить роль семьи в их формировании.

План проведения:

1. Директор школы Т.Н.Горелая «Статистика правонарушений несовершеннолетними во Владимирской области».

2. Социальный педагог Круглова И.А.: «Нормативно-правовая база, регламентирующая обязанности родителей по воспитанию и обучению несовершеннолетних: ФЗ № 120, ФЗ РФ от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", КоАП РФ "О нецензурной брани в общественных местах" .

3. Результаты общешкольных акций «День вежливости», «День без мата».

4. Просмотр видеоролика ТВ программы «По делам несовершеннолетних».

5. Обсуждение просмотренного видеоролика.

6. Заключительная часть: раздача памяток для родителей.

План проведения родительского собрания среди родителей начальной школы по теме: «Воспитание детей без насилия»

Цель и задачи:

1. Познакомить с нормативными документами, регламентирующими обязанности родителей по воспитанию и обучению несовершеннолетних и ответственность за их невыполнение.

2. Содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.

3. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье, формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

4. Обсудить пути, средства и приемы построения ненасильственных взаимоотношений с детьми в семье.

План проведения.

1. Вступительное слово Опариной И.В., сообщение темы, целей встречи.

2. Выступление Опариной И.В.: «Взаимоотношения в семье».

3. Обсуждение с родителями жизненных ситуаций по теме собрания.

4. Просмотр видеоролика по теме собрания.

5. Выступление Моисеевой С.Н.: «Нормативные документы, регламентирующие обязанности родителей по воспитанию и обучению несовершеннолетних и ответственность за их невыполнение»:

Конституция Российской Федерации

Конвенция о правах ребёнка

Семейный кодекс

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Уголовный кодекс Российской Федерации

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195 -ФЗ

Статья 5.35 Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

6. Обсуждение результатов анкетирования учащихся по теме: «Взаимоотношения в семье».

7. Просмотр видеоклипа: «Берегите своих детей!».

8. Памятки для родителей.



Родительское собрание

опекунов, попечителей и патронажных семей.

18 декабря 2013 года было проведено родительское собрание опекунов, попечителей и патронажных семей.

Воспитательный процесс есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон дорогие родители создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением. Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И, наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребенком и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы, игры и… авторитета.
А.С. Макаренко

Очень важно взрослым следить за тем, какой образ жизни ведет ваша семья, какой эмоциональный фон в ней преобладает. Может оказаться так, что родители ведут здоровый образ жизни, в квартире идеальный порядок, материальный достаток, но веет холодом, ребенок чувствует себя неуютно, считает себя лишним.

Воспитание это не только целенаправленное и систематическое формирование у ребенка определенных качеств личности, но и непосредственное, бессознательное усвоение им, через копирование, подражание – жизненных ценностей, установок, способов поведения, воспитывающих его людей.

В воспитании нет мелочей, каждый поступок важен и имеет свои последствия. Совершая какое- либо действие по отношению к воспитаннику, необходимо прогнозировать дальнейшие последствия. Детская психика очень ранима и уязвима. Именно в детстве возникают самые яркие и незабываемые впечатления. Если ребенок знает, что Вы неродной родитель, то общаться с ним нужно очень деликатно, т.к. то, что прощается родному человеку, не прощают чужому.

Главная задача создать в семье условия психологического комфорта не только для воспитанника, но может, это прозвучит необычно, в - первую очередь для себя лично. Там где счастливы родители, счастливы дети.

Форма проведения: беседа.

Задачи собрания:

  1. Помочь родителям осознать необходимость создания и поддержания теплых семейных отношений.
  2. Способствовать приобретению родителями практических знаний по созданию благоприятной психологической атмосферы в семье.

Вопросы для обсуждения:

  1. Роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка.
  2. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.

Ход занятия

Добрый день уважаемые родители. Сегодня тема нашей беседы “Теплота семейных отношений”. Когда в семье появляется ребенок, супруги становятся не просто мужем и женой, они становятся родителями. Вы прекрасно должны осознавать, что ребенок нуждается ни только в заботе и опеке, но и в любви. Практика показывает, что никакой даже самый идеальный детский дом не может адекватно заменить ребенку родителей. В Венгрии проводился эксперимент. Девочек воспитанниц детского дома поселили в прекрасном особняке, среди большого сада. Каждый день с ними проводились занятия, игры. Спустя некоторое время они начали ссориться, драться. Начались побеги. Наилучшие условия для развития и воспитания могут быть созданы только в семье, при условии, что ребенка принимают таким, какой он есть и любят. К сожалению не каждый взрослый, родив ребенка, становится настоящим родителем, понимает, зачем он ему нужен, какую ценность представляет. Об этом говорит статистика. 90% воспитанников детских домов не сироты, а дети, у которых есть родители, которые променяли их на водку и разгульную жизнь.

Родительский дом начало, начал. С порога родительского дома начинается жизнь ребенка. В первые годы жизни закладываются модели поведения, основы характера, сценарий будущего. И порой дети видят в семье не то, что должен видеть и слышать ребенок. Поэтому понадобиться много времени, усилий, терпения, для того, чтобы переориентировать ребенка на желаемое поведение.

Воспитание это не только целенаправленное и систематическое формирование у ребенка определенных качеств личности, но и непосредственное, бессознательное усвоение им, через копирование, подражание – жизненных ценностей, установок, способов поведения, воспитывающих его людей. Например, в одной из семей рос мальчик. С раннего возраста он копировал поведение отца, а отец был пьющим человеком. В итоге в возрасте 13-ти лет сын стал пробовать спиртное, а в20-ть лечился в клинике от алкоголизма.(пример из практики работы)

Поэтому очень важно взрослым следить за тем, какой образ жизни ведет ваша семья, какой эмоциональный фон в ней преобладает. Может оказаться так, что родители ведут здоровый образ жизни, в квартире идеальный порядок, материальный достаток, но веет холодом, ребенок чувствует себя неуютно, считает себя лишним.

Что преобладает в ваших отношениях оптимизм или пессимизм, недоброжелательность или радушие, часто ли в вашей семье слышится смех. В воспитании нет мелочей, каждый поступок важен и имеет свои последствия. Совершая какое- либо действие по отношению к ребенку (воспитаннику, если Вы являетесь приемным родителем или опекуном) необходимо прогнозировать дальнейшие последствия. Детская психика очень ранима и уязвима. Именно в детстве возникают самые яркие и незабываемые впечатления. Если ребенок знает, что Вы неродной родитель, то общаться с ним нужно очень деликатно, т.к. то, что прощается родному человеку, не прощают чужому.

Ваша задача создать в семье условия психологического комфорта не только для воспитанника, но может, это прозвучит необычно, в - первую очередь для себя лично. Там где счастливы родители, счастливы дети.

В семье должен преобладать доброжелательный тон, взаимопонимание, уважение друг к другу, любовь. У итальянского писателя Джанни Родари есть небольшой рассказ, где взрослые спрашивают маленькую девочку: “Кто у вас дома главный?” А девочка отвечает, что дома у них никто никем не командует, а все друг друга любят. Находясь, в таких условия, ребенок неосознанно будет это впитывать. Если ребенок видит, что папа и мама заботятся друг о друге, их отношения наполнены нежностью и любовью, то постепенно он начинает воспринимать это как норму человеческих отношений. Естественно с таким ребенком будет легче общаться.

Но как этого добиться. Ребенок зеркало семьи. Какие Вы такими станут и ваши воспитанники. Начать необходимо с себя, с работы над своим духовным миром. Работая по программе дополнительного образования “Семья: нравственность, культура, здоровье” с учащимися старших классов, обсуждаем темы касающиеся психологии воспитания, говорим о том, что есть семьи, где люди любят друг друга, не изменяют, что муж приходит домой трезвым, они не верят, т.к. в реальной жизни, видят часто совершенно противоположное. Трудно бывает их переубедить, а ведь в ответе за все это взрослые.

Прогулки, экскурсии игры вместе с детьми, хобби, рукоделье, научите его всему, что умеете сами. Обязательно найдите время собираться вместе, хотя бы за ужином, такое общение сближает, дает ощущение единства семьи. Все взрослые когда-то были детьми, но многие почему – то об этом забывают. Взрослым иногда важно вспомнить, что они были детьми, ведь для того чтобы понять ребенка, нужно уметь посмотреть на мир его глазами.

Воспитывая своих детей, мы ни только прививаем им нравственные качества, но должны подготовить к самостоятельной жизни. Поэтому важно сформировать полезные привычки, умение решать бытовые проблемы (выполнять хозяйственные обязанности, убраться в комнате, поработать на даче, сходить в магазин, заплатить за коммунальные услуги).

Мы должны помнить, что как это не парадоксально, ребенок нуждается в нашей любви именно тогда, когда меньше всего ее заслуживает.

Завершить мне бы хотелось нашу беседу словами В.Г.Белинского “Воспитание великое дело – им решается участь человека”.

Ритуалы, которые необходимо соблюдать в семье:

  • Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;
  • Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
  • На ночь услышать доброе пожелание;
  • В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей;
  • Вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам.

Литература для подготовки к собранию:

  1. Домонош Варга. Дела семейные. – М.: Педагогика, 1986.
  2. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.:Просвещение, 1988.
  3. Родари Дж. Новогодний подарок. – Л.: Лениздат, 1985.
  4. Залунина Л.М. С подростком каждый день.: советы для родителей. – СПб.: Питер, 2004.
  5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988.